Коммуникативные бои сценарий

Данная презентация может быть использована в качестве методического пособия для подготовки к проведения коммуникативных боев. Внеурочка, Презентации, 9 класс, Коммуникативные бои

Коммуникативные бои Васильева Юлия Юрьевна, Орешкова Ирина Андреевна учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 34

Коммуникативные бои

Васильева Юлия Юрьевна,

Орешкова Ирина Андреевна

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 34

Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить. Л.Ф. Лосев

Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить.

Л.Ф. Лосев

Коммуникативные бои - это словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту при помощи аргументов

Коммуникативные бои — это словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту при помощи аргументов

Диалог как форма речевой коммуникации (и спор как его вид) появился в глубокой древности, когда один человек не согласился с другим по некоторому вопросу. Ведь спор естественен для человека.

Диалог как форма речевой коммуникации (и спор как его вид) появился в глубокой древности, когда один человек не согласился с другим по некоторому вопросу. Ведь спор естественен для человека.

 Великий греческий мыслитель Сократ пытался спровоцировать спор, чтобы выявить заблуждения соотечественников.

Великий греческий мыслитель Сократ пытался спровоцировать спор, чтобы выявить заблуждения соотечественников.

Диспуты между политическими деятелями, нередко принимавшие крайние формы, были характерны для повседневной жизни античного мира. 

Диспуты между политическими деятелями, нередко принимавшие крайние формы, были характерны для повседневной жизни античного мира. 

В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов.    

В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов.

Новый всплеск внимания к диалогу вызвали первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов 1960 года в США.

Новый всплеск внимания к диалогу вызвали первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов 1960 года в США.

  В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в вузах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. Такие дебаты, как правило, имеют неформальный характер и ведутся без правил.

  В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в вузах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. Такие дебаты, как правило, имеют неформальный характер и ведутся без правил.

Дебаты – это технология (форма), предложенная известным  американским социологом Карлом Поппером. Первоначально дебаты  создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить умению  рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс  дискуссии.

Дебаты – это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии.

С.А. Пуйман и В.В. Чечет в книге

С.А. Пуйман и В.В. Чечет в книге «Практикум по педагогике» определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании .

По мнению доктора педагогических наук Е.О. Галицких, дебаты – форма  обучения общению, способ организации работы школьников, позволяющий  тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими  источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и  отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная  позиция тоже имеет право на существование.

По мнению доктора педагогических наук Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты могут быть: «Классические». В этом случае учащиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ, и т.п. «Модифицированные» дебаты чаще всего выступают как элемент урока или как форма проверки знаний учащихся. «Управленческие поединки» (психологические поединки) - это авторская социальная технология, разработанная В. К. Тарасовым, основателем и руководителем Таллиннской школы менеджеров (Эстония) и применяемая для обучения и развития.

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты могут быть:

  • «Классические». В этом случае учащиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ, и т.п.
  • «Модифицированные» дебаты чаще всего выступают как элемент урока или как форма проверки знаний учащихся.
  • «Управленческие поединки» (психологические поединки) — это авторская социальная технология, разработанная В. К. Тарасовым, основателем и руководителем Таллиннской школы менеджеров (Эстония) и применяемая для обучения и развития.

Коммуникативные бои способствуют формированию: мировоззрения подростков;  готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;  умения продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

Коммуникативные бои способствуют формированию:

  • мировоззрения подростков;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • умения продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

 коммуникативные бои способствуют формированию:   готовности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников  умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;  владения языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства .

коммуникативные бои способствуют формированию:

  • готовности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
  • умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владения языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства .

Материалом для коммуникативного боя служат вопросы, требующие размышления для осознанного принятия грамотных решений, так чтобы они не вступали в противоречие с ценностными установками человека.

Материалом для коммуникативного боя служат вопросы, требующие размышления для осознанного принятия грамотных решений, так чтобы они не вступали в противоречие с ценностными установками человека.

Задачи:  -  Расширение образовательного пространства учащихся;  - формирование навыков ораторского искусства на публике;  - формирование умения убеждать, реагировать на аргументы и вопросы оппонентов;  - формирование логического и критического мышления.

Задачи:

Расширение образовательного пространства учащихся; — формирование навыков ораторского искусства на публике; — формирование умения убеждать, реагировать на аргументы и вопросы оппонентов; — формирование логического и критического мышления.

Принципы  коммуникативных боев: честность, уважение к оппоненту, умение услышать другую точку зрения.

Принципы  коммуникативных боев:

  • честность,
  • уважение к оппоненту,
  • умение услышать другую точку зрения.

Основные положения: В коммуникативном бою школьники осваивают так называемый содержательный диалог в форме диспута Цель участников не психологическая победа над противником (уговорить, задавить), а взаимное продвижение в теме. Диспут требует наличия единого для двух сторон предмета мысли. По поводу единого предмета должно быть два различных суждения .

Основные положения:

В коммуникативном бою школьники осваивают так называемый содержательный диалог в форме диспута

Цель участников не психологическая победа над противником (уговорить, задавить), а взаимное продвижение в теме.

Диспут требует наличия единого для двух сторон предмета мысли.

По поводу единого предмета должно быть два различных суждения .

Законы коммуникативных боев:

Законы коммуникативных боев:

Правила проведения коммуникативных боев: Коммуникативные бои проводятся в виде серии поединков по заранее объявленным темам.   Задача участников предложить наиболее сильные аргументы, а также убедить жюри и публику в верности своей точки зрения.  По каждой из тем участнику коммуникативного боя необходимо отстаивать одну из двух противоположных позиций «СОГЛАСЕН/ДА» или «НЕ СОГЛАСЕН/НЕТ» (выбор позиции определяется на поединке). Позиция А: «Когда у меня появится своя семья, я буду детям оплачивать их домашнюю работу, потому что ….». Позиция Б: «В моей семье дети ни в коем случае не будут получать денежное вознаграждение за свой домашний труд, потому что…». Команда состоит из двух человек. В поединке участвует один представитель от команды. По жребию  один из членов первой команды получает право выбора темы. При этом вторая команда  получает право  выбора конкретной позиции (ДА или НЕТ) в рамках выбранной темы.

Правила проведения коммуникативных боев:

  • Коммуникативные бои проводятся в виде серии поединков по заранее объявленным темам.
  •   Задача участников предложить наиболее сильные аргументы, а также убедить жюри и публику в верности своей точки зрения. 
  • По каждой из тем участнику коммуникативного боя необходимо отстаивать одну из двух противоположных позиций «СОГЛАСЕН/ДА» или «НЕ СОГЛАСЕН/НЕТ» (выбор позиции определяется на поединке).
  • Позиция А: «Когда у меня появится своя семья, я буду детям оплачивать их домашнюю работу, потому что ….».
  • Позиция Б: «В моей семье дети ни в коем случае не будут получать денежное вознаграждение за свой домашний труд, потому что…».
  • Команда состоит из двух человек. В поединке участвует один представитель от команды.
  • По жребию  один из членов первой команды получает право выбора темы. При этом вторая команда  получает право  выбора конкретной позиции (ДА или НЕТ) в рамках выбранной темы.

Правила проведения коммуникативных боев: Для подготовки к бою по выбранной теме команда получает 2 минуты. Поединок начинает тот, кто выбрал тему. Он должен заявить свою позицию по теме и аргументировать её, желательно с примерами. Противник должен ответить на выступление первого игрока, а не произносить заготовку. Далее идет ответ первого участника, новое отношение противника и т.д. Задача поединка – развернуть спор, взаимодействие противников, а не два монолога. Продолжительность коммуникативного боя 4 минуты (примерно 1,5 минуты на каждого участника). Молчать дольше 30 секунд нельзя – это поражение и ведущий остановит поединок. В поединок никто не может вмешиваться, кроме ведущего. За учетом времени следит ответственный человек.

Правила проведения коммуникативных боев:

  • Для подготовки к бою по выбранной теме команда получает 2 минуты.
  • Поединок начинает тот, кто выбрал тему. Он должен заявить свою позицию по теме и аргументировать её, желательно с примерами.
  • Противник должен ответить на выступление первого игрока, а не произносить заготовку.
  • Далее идет ответ первого участника, новое отношение противника и т.д. Задача поединка – развернуть спор, взаимодействие противников, а не два монолога.
  • Продолжительность коммуникативного боя 4 минуты (примерно 1,5 минуты на каждого участника).
  • Молчать дольше 30 секунд нельзя – это поражение и ведущий остановит поединок.
  • В поединок никто не может вмешиваться, кроме ведущего.
  • За учетом времени следит ответственный человек.

Роль ведущего в коммуникативном поединке:   Ведущий объявляет начало боя. Никто, кроме ведущего, не вмешивается в процесс коммуникативного поединка. Ведущий вмешивается лишь на формальных основаниях. Он вправе остановить одного из участников поединка и передать слово другому участнику, если речь первого вышла за временные рамки (20 секунд). Ведущий вправе остановить участника, если его речь вышла за пределы темы. После окончания поединка ведущий просит жюри озвучить оценки.

Роль ведущего в коммуникативном поединке:

  • Ведущий объявляет начало боя.
  • Никто, кроме ведущего, не вмешивается в процесс коммуникативного поединка. Ведущий вмешивается лишь на формальных основаниях.
  • Он вправе остановить одного из участников поединка и передать слово другому участнику, если речь первого вышла за временные рамки (20 секунд).
  • Ведущий вправе остановить участника, если его речь вышла за пределы темы.
  • После окончания поединка ведущий просит жюри озвучить оценки.

Чистая победа присуждается ведущим в ходе самого поединка в следующих случаях:   1. Молчание участника поединка в течение 30 секунд 2. Участник признает потерю своей позиции.

Чистая победа присуждается ведущим в ходе самого поединка в следующих случаях:

1. Молчание участника поединка в течение 30 секунд

2. Участник признает потерю своей позиции.

Во всех других случаях результат поединка оценивает жюри   Победу присуждает жюри голосованием: каждый член жюри отдаёт свой голос одной из команд, поднимая красную или зеленую карточку. Поднятая карточка означает 1 очко в пользу команды, выступавшей в углу этого цвета (красная или зеленая команда). Вторая команда автоматически получает ноль очков.

Во всех других случаях результат поединка оценивает жюри

Победу присуждает жюри голосованием: каждый член жюри отдаёт свой голос одной из команд, поднимая красную или зеленую карточку.

Поднятая карточка означает 1 очко в пользу команды, выступавшей в углу этого цвета (красная или зеленая команда). Вторая команда автоматически получает ноль очков.

Жюри оценивает выступления по трем критериям:   1 критерий. Содержание выступления. Оценивается смысловая глубина и логика высказываний. 2 критерий. Форма выступления, артистизм, речь. 3 критерий. Грамотная работа с высказыванием оппонента – «зацепление» в коммуникации (могут ли ребята слушать своего оппонента и давать аргументированные комментарии)

Жюри оценивает выступления по трем критериям:

1 критерий. Содержание выступления. Оценивается смысловая глубина и логика высказываний.

2 критерий. Форма выступления, артистизм, речь.

3 критерий. Грамотная работа с высказыванием оппонента – «зацепление» в коммуникации (могут ли ребята слушать своего оппонента и давать аргументированные комментарии)

Темы коммуникативных боев: 1. Для подростков социальные сети – лучший учитель. 2. Дистанционное обучение приносит больше пользы, чем вреда. 3. Популярные сериалы влияют на речь школьников. 4. Учить стихи наизусть – впустую тратить время. 5. Образование мальчиков и девочек должно быть раздельным. 6. Школьная форма должна быть обязательной. 7. Современным учеником быть легко. 8. Компьютер помогает учиться. 9. Робот вместо учителя. 10. Можно ли обойтись без домашнего задания? 11. Для того, чтобы стать грамотным человеком, не обязательно изучать пунктуацию. 12. Изменения, происходящие в современном русском языке: добро или зло?

Темы коммуникативных боев:

1. Для подростков социальные сети – лучший учитель.

2. Дистанционное обучение приносит больше пользы, чем вреда.

3. Популярные сериалы влияют на речь школьников.

4. Учить стихи наизусть – впустую тратить время.

5. Образование мальчиков и девочек должно быть раздельным.

6. Школьная форма должна быть обязательной.

7. Современным учеником быть легко.

8. Компьютер помогает учиться.

9. Робот вместо учителя.

10. Можно ли обойтись без домашнего задания?

11. Для того, чтобы стать грамотным человеком, не обязательно изучать пунктуацию.

12. Изменения, происходящие в современном русском языке: добро или зло?

Подготовка к коммуникативным боям: 1. Подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Возможны три варианта составления списка основной литературы: подбор осуществляет непосредственно учитель;  ученики самостоятельно подбирают необходимые источники информации; совместная деятельность педагога и учащихся.  2. Определить свою позицию, сделать выписки, обосновывающие обе точки зрения. Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.

Подготовка к коммуникативным боям:

1. Подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Возможны три варианта составления списка основной литературы:

подбор осуществляет непосредственно учитель; 

ученики самостоятельно подбирают необходимые источники информации;

совместная деятельность педагога и учащихся. 

2. Определить свою позицию, сделать выписки, обосновывающие обе точки зрения.

Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.

Подготовка к коммуникативным боям: Подобрать понятия, дать их определения и установить логическую взаимосвязь между ними. Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.

Подготовка к коммуникативным боям:

Подобрать понятия, дать их определения и установить логическую взаимосвязь между ними.

Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.

Подготовка к коммуникативным боям: Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.  В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов. 

Подготовка к коммуникативным боям:

  • Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов
  • Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта
  • В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками. 
  • В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов. 

Ждем вас в школе № 34  (г. Ижевск, ул. Сабурова, 49а)   9 декабря 2021 года в 14.00 С собой взять: сменную обувь  маску  справку об отсутствии контактов с COVID-19  хорошее настроение .

Ждем вас в школе № 34 (г. Ижевск, ул. Сабурова, 49а)

9 декабря 2021 года в 14.00

С собой взять:

сменную обувь

маску

справку об отсутствии контактов с COVID-19

хорошее настроение .

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Список литературы

  • Абрамова Л.И. Методические рекомендации по организации диалогового пространства учащихся в форме дебатов
  • Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи, — Современная риторика. -Ростов -на-Дону,1995.
  • Воспитание школьников, № 10, 2005, с. 31-33 / Строганова Л. Диспут как свободный обмен мнениями.
  • Воспитание школьников, № 8, 2001, с. 20-25/ Горбачева Л., Словарь современных форм воспитательной работы. (Материал о диспуте).
  • Вяземский Е.Е., Вакурова О.Ф. Научный отчет «Анализ и оценка технологии «Дебаты». – Экспертный совет по общему образованию Минобразования России.
  • Дзюбенко О.Г. Вопросы формирования дискуссионной речи.
  • Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. — М: Просвещение, 1986.
  • Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики.-М.:Проспект,2015.
  • Калинкина Е. Г., Наумов С. А. Формат дебатов Карла Поппера с элементами политического кейса/ методическое пособие. – СПб, 2002.
  • Классный руководитель, № 5, 2006/ /Петрова Е.В. Дебаты «Эффективно ли законодательство в сфере образования в России сегодня».
  • Классный руководитель// Морозова М. Диалоговые технологии в воспитательном процессе.
  • Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. — М.: ООО «Издательство «Уникум Пресс», 2002.
  • Материалы института «Открытое общество». Международная образовательная программа «Дебаты». -2002.
  • Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся ст. классов сред. Школ – М.: Просвещение,1991. 
  • Петрова Е.С. Как правильно организовать дебаты в школе. ГОУ СПО «Туймазинский педагогический колледж»,http://www.lib.podelise.ru/docs/51159/index-3024.html
  • Поварин Сергей. Спор. О теории и практике спора. Москва, Лань, 2013.
  • Стешов А.В. «Как победить в споре: о культуре полемики», 1991.

1 слайд                             Мастер-класс

«Коммуникативный бой как средство формирования коммуникативных умений»

2 слайд                             

Цель: демонстрация приема «Коммуникативный бой» как средства формирования коммуникативных умений.

  1. Теоретическая часть.

Педагог:

— Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Суртаева Наталья Владимировна… Вашему вниманию хочу представить мастер-класс «Коммуникативный бой как средство формирования коммуникативных умений».

Предлагает  участникам  занять места  за столами.

Современные школьники не всегда могут точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что порой становиться препятствием в общении. Поэтому развитие коммуникативной компетентности является актуальной задачей каждого учителя на разных учебных предметах и во внеурочных мероприятиях.

Прием «Коммуникативный бой» дает возможность для формирования навыков аргументированного спора (корректность, уважение оппонента, ораторское искусство), умений командной работы (отстаивать и защищать точку зрения, развивать лидерские качества, логическое и критическое мышление и др.).

  1. Практическая часть (демонстрация опыта).

Работа с аудиторией

Педагог:

Коллеги, поставьте перед собой цель и озвучьте ее.

Цель:

3 слайд                             

Далее педагог демонстрирует свой прием.

Правила игры для участников

  1. Участники делятся на две команды, в каждой по 2 человека.
  2. Командам дается 10 минут на подготовку ответов по двум вопросам с двух позиций (за/против): Нужны ли подростку карманные деньги? Должны ли родители знать о том, на что ребенок тратит карманные деньги?
  3. Перед началом поединка одна команда выбирает вопрос, вторая позицию (за/ против).
  4. В одном поединке участвуют по одному представителю от соревнующихся команд. Каждый представитель команды участвует только в одном поединке за коммуникативный бой.
  5. Продолжительность каждого поединка 2 минуты.
  6. Каждой команде для защиты своей позиции дается 1 минута с правом передачи микрофона сопернику.  Соперники состязаются до тех пор, пока время не истечет.
  7. Молчание участника в течение 10 секунд приводит

к  автоматическому поражению команды.

Правила для жюри

  1. Количество членов жюри является нечетным, минимум три человека.
  2. Каждый из членов жюри поднимает карточку цвета той команды, которую он считает победителем (одна карточка – 1 балл). Если член жюри не может сделать выбор в пользу одной из команд, то он поднимает белую карточку (0 баллов). Но в течение игры каждый член жюри имеет право поднять её только 1 раз.

Победитель определяется по количеству набранных баллов за весь бой.

3.Рефлексия.

Педагог:

Уважаемые коллеги! Давайте вспомним цель, которую каждый ставил перед собой в начале нашего мероприятия.

Где и как в своей педагогической деятельности Вы сможете применить данный прием?

4 слайд                             

Желаю вам успехов и отличного настроения!

Приложение 1

  1. Нужны ли подростку карманные деньги?
  1. Должны ли родители знать о том, на что ребенок тратит карманные деньги?

Приложение 2

Приемы, которые могут быть использованы в коммуникативном бою

  1. Задание позиции с помощью афоризма, метафоры, известного изречения.
  2. Приёмы понимания противника: предварить свой ход пересказом позиции противника, имитировать присоединение к точке зрения противника (Правильно ли я вас понял…).
  3. Приём зацепления: включать рассуждение противника в формулировку своего очередного тезиса, обращать собеседника к своему содержанию (например: «Вы считаете, что …», «Но я думаю, что …», «Вы со мной согласны?»).
  4. Вопросы противнику, предложение обсудить выгодный тебе пример или выразить отношение к некоторому событию, ситуации.
  5. Проиллюстрировать свою позицию (позицию противника) ссылкой на известный фильм, книгу, общую ситуацию, историческое событие.

        Критерии оценивания

  1. Аргументация.

Каждая команда должна представить последовательный и логичный анализ темы, аргументы должны быть четкими, убедительными. Должно присутствовать опровержение аргументации соперника (способность услышать оппонента и организовать диалог).

  1. Содержание.

Оценивается смысловая глубина и логика высказываний. При этом выступление должно соответствовать теме и заданной позиции. Возможно привидение примеров из реальной жизни.

  1. Форма выступления, артистизм, грамотная речь.

11.04.2020

«Коммуникативные бои — эффективное средство формирования коммуникативных умений»

Никифорова Елена Сергеевна

педагог дополнительного образования

материал мастер-класса по теме «Коммуникативные бои — эффективное средство формирования коммуникативных умений» из опыта подготовки участников МО «УТРО РСМ» г.Глазова к республиканскому турниру по ораторскому мастерству «Республика» и участников ДОД «Юность» к городскому и республиканскому турниру по Коммуникативным боям

Оценить




552

Содержимое разработки

Никифорова Елена Сергеевна,

педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДЮЦ»

Мастер-класс:«Коммуникативные бои — эффективное

средство формирования коммуникативных умений»

(из опыта подготовки участников МО «УТРО РСМ» г.Глазова к республиканскому турниру по ораторскому мастерству «Республика» и участников ДОД «Юность» к городскому и республиканскому турниру по Коммуникативным боям)

Целевая аудитория – педагоги-организаторы, учителя предметники, педагоги учреждений дополнительного образования.

План мастер-класса

Вступительное слово, актуализация темы мастер-класса.

Из истории коммуникативных боев. Виды и типы современных технологий: «Коммуникативные бои», «Дебаты», «Дискуссия», «Управленческий поединок».

Знакомство с технологией «Коммуникативные бои». Коммуникативные бои: терминология, структура поединка, регламент.

Практическая часть: деление на группы, работа в группах, проведение тренировочного поединка.

Обсуждение. Вопросы к педагогу.

Предложения и пожелания. Подведение итогов.

(СЛАЙД) Добрый день коллеги. Меня зовут Елена Сергеевна Никифорова, я педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра. Я являюсь председателем Местной организации «УТРО РСМ» г.Глазове и куратором детского республиканского движения «Юность».

И хотела бы на примере опыта подготовки участников МО «УТРО РСМ» г.Глазова к республиканскому турниру по ораторскому мастерству «Республика» и участников ДОД «Юность» к городскому и республиканскому турниру по Коммуникативным боям актуализировать ваши знания по такой педагогической технологии как Коммуникативные бои.

(СЛАЙД) Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик личности.Сегодня становится очевидным, что такие качества личности как коммуникационный потенциал и коммуникативная компетентность во многом определяют эффективность деятельности человека в различных сферах, а вопросы адекватного формирования коммуникативных способностей личности приобретают статус важной социальной проблемы.

(СЛАЙД) Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации. Основными причинами этого считают:

— недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений;(СЛАЙД)

— отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих ребятам более осознанно и свободно пользоваться языком в учебных и других целях.

Выделяют три группы базовых коммуникативных умений :

— умения межличностной коммуникации

— умения восприятия и понимания друг друга

— умения межличностного взаимодействия

Человечество далеко ушло в своем развитии от решения возникающих спорных моментов «ударом по голове дубинкой», хоть и говорят – в спорах (СЛАЙД) рождается истина, но не стоит забывать, что никогда истина не родиться в драке, и только в грамотно построенной дискуссии можно найти либо истинно верное решение вопроса или проблемы, либо компромисс, который не ущемит взглядов ни одной из сторон.

Очевидно, что диалог как форма речевой коммуникации (и спор как его вид) появился в глубокой древности, когда один человек не согласился с другим по некоторому вопросу. Ведь спор естественен для человека. Ещё великий греческий мыслитель Сократ пытался спровоцировать спор, чтобы выявить заблуждения соотечественников. Его ученик, Платон, записал свои идеи в форме диалогов. (СЛАЙД) Диспуты между политическими деятелями, нередко принимавшие крайние формы, были характерны для повседневной жизни античного мира. В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов.

Новый всплеск внимания к дебатам вызвали первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов 1960 года в США.

(СЛАЙД) В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в вузах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. Такие дебаты, как правило, имеют неформальный характер и ведутся без правил.

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты могут приобретать различные формы. «Классический» формат дебатов может стать основой для организации и проведения имитационно-моделирующей игры. В этом случае учащиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ, и т.п.

«Модифицированные» дебаты чаще всего выступают как элемент урока либо как форма проверки знаний учащихся. Вместе с тем отнюдь не исключается возможность и целесообразность организации урока на их основе.

(СЛАЙД) Еще одним видом дискуссии являются «Управленческие поединки» (психологические поединки) — это авторская социальная технология, разработанная В. К. Тарасовым, основателем и руководителем Таллиннской школы менеджеров (Эстония) и применяемая для обучения и развития.

Но нужно ли учиться искусству спора, умению убеждать слушателей и оппонентов? Всякий, кто хоть раз выступал перед аудиторией, у кого дрожали руки, а язык становился ватным, кто отлично представлял тему выступления, но не мог сформулировать свои мысли, тот, без сомнения, ответит: «Да!».

В современном обществе, в котором основную роль играет информация, доказать свою точку зрения и оказаться правым сможет тот, кто владеет наибольшим количеством достоверных фактов и умеет ими аппелировать.

Современная школа России переживает процесс модернизации образования. Возникла необходимость замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим. Одной из таких технологий является технология «Коммуникативные бои».

(СЛАЙД) Основные принципы «Коммуникативных боёв» с незначительными поправками по времени и регламентам заимствованы из опыта проведения Коммуникативного турнира, разработанного А.Нечипоренко, А.Губановым, Т.Губановой.

Коммуникативные бои — аргументированный спор. (СЛАЙД) Они представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся.

Согласно Федеральному государственному стандарту, данная технология способствует

— формированию мировоззрения подростков;

— готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

— владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Технология «Ком.боев» предполагает:

— активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

— организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых;

— обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний

Терминология, которая встречается при «работе» с данной технологией достаточно широка. Но мы с вами в нашей сегодняшней практической части воспользуемся только некоторыми из них, а именно: (СЛАЙД).Для того чтоб мы могли перейти к практической части, давайте более подробно посмотрим правила проведения и регламент боев.

Проведение КБ основывается на соблюдении следующих основных принципов. (СЛАЙД)

Принцип первый: УВАЖЕНИЕ НЕОБХОДИМО

Бои не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты и КБ касаются идей и их столкновений, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Т.е., вы должны атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.

Принцип второй: ЧЕСТНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Честность – стержень дебатов и КБ. Задача участников – быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и ответах в раунде перекрестных вопросов. Иногда, «быть честным» — значит признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции. Иногда это означает ответ «Я не знаю» на вопрос, затрагивающий самое сердце вашей позиции. Эти признания пойдут вам на пользу, поскольку в последствии вы благодаря своей честности больше узнаете и лучше разовьете свои способности.

Принцип третий: ПРОИГРАВШИХ НЕТ

Основное назначение данной педагогической технологии – обогатить образование и одновременно доставить удовольствие. Если вы участвуйте в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили неправильную цель.

Правила проведения и Регламент коммуникативного боя:

Возможные темы боёв заданы как пары противоположных позиций. (СЛАЙД)

Представители команд разыгрывают право выбора темы поединка и выбора позиции «за» или «против» по жребию непосредственно перед своим выступлением. Время на выбор не более 30 секунд.

Продолжительность «КБ» — от 7 до 10 минут.

Последовательность выступлений команд: (СЛАЙД)

Утверждающая сторона

Отрицающая сторона

Вступительная часть

1 минута

1 минута

Раунд-поединок

30 секунд

30 секунд

Раунд-поединок

30 секунд

30 секунд

Раунд-поединок

30 секунд

30 секунд

Заключительная часть

1 минута

1 минута

Задача участников предложить наиболее сильные аргументы, а также убедить жюри и публику в верности своей точки зрения. (СЛАЙД)

30 секунд молчания команды в процессе своего выступления, задавания вопросов или ответа на них приводят к прекращению боя и победе оппонирующей команды.

Бой судит жюри. Количество членов жюри является нечетным, точное количество решается перед началом игр, но не может быть меньше 3 и более 7 человек. Каждый член жюри оценивает выступления команд по установленным критериям, присуждает победу одной команде из всех участников, либо фиксирует ничью. Итог поединка подводится на основе оценок каждого из судей по принципу простого большинства баллов. Результат боя оглашается по итогам всех боев.

Критерии оценивания

Критерий

MAX кол-во баллов

по критерию

1

Четкая логическая цепочка тезисов, утверждающих позицию команды

3

2

Способность удерживать предмет коммуникации

2

3

Культура речи (отсутствие сленга и жаргона, перехода на личности, оскорблений участников)

3

4

Яркость выступления (использование примеров, афоризмов, метафор, т.д.)

2

5

Соблюдение регламента

1

6

Участие в рассуждении как можно большего количества членов команды

3

Либо каждый из членов жюри поднимает карточку цвета того участника (цвет команд-противников определяется организаторами), которого он считает победителем. Одна карточка дает команде 1 балл. Если в отборочных играх член жюри не может сделать выбор в пользу одной из команд, то он поднимает белую карточку, которая дает каждой команде 0 баллов. В финальной игре карточки белого цвета не используются. Счет встречи определяется соотношением карточек разных цветов (суммируется число карточек каждого цвета). Члены жюри должны быть готовы прокомментировать свою оценку по просьбе рефери.

Роль рефери в коммуникативном поединке:

— Рефери объявляет начало боя.

— Никто, кроме рефери, не вмешивается в процесс коммуникативного поединка. Рефери вмешивается лишь на формальных основаниях.

— Рефери вправе остановить одного из участников поединка и передать слово другому участнику, если речь первого вышла за временные рамки.

— Рефери вправе остановить участника, если его речь вышла за пределы темы.

— Рефери вправе заострить внимание на важных позициях во время поединка.

— Рефери имеет право выбирать количество раундов-поединков во время игры.

— После окончания поединка рефери просит жюри озвучить оценки.

Чистая победа присуждается рефери в ходе самого поединка в следующих случаях:

1. Молчание участника поединка в течение 30 секунд

2. Участник признает потерю своей позиции.

Во всех других случаях результат поединка оценивает жюри.

Командные стратегии очень важны для эффективного боя: выбор темы, позиции, выбор бойцов команды, рефлексия своего и чужого опыта, выбор тактики и стратегии — все это необходимые условия успеха команды! (СЛАЙД)

ВЫВОД: Наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «КБ» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.

Целевые функции и возможности технологии «КБ» очень широки: (слайд)-задачи

Социализирующее значение выражается в том, что КБ являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

Воспитывающее значение проявляется в том, что позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

Развивающее значение выражается в том, что КБ позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.

Дидактическое значение выражается в том, что КБ являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Такаяполифункциональность технологии, обязанная диалоговой, способствует бурному личностному росту участников, стимулирует активную познавательную деятельность, значительно расширяет горизонты самопознания, развивает логико-синтетические, прогностические способности, прививает чувство автономии, ответственности, независимости личности.

По отзывам ребят — это нужная и полезная форма дискуссии. Она обозначает проблему, помогает посмотреть на неё с разных позиций, найти аргументы, отстоять их в ходе дискуссии, преодолеть страх и волнение перед аудиторией, почувствовать командный дух. Мы имеем возможность взглянуть на умение ребят мыслить самостоятельно, импровизировать, а не говорить заученный текст. И как уже ранее говорили — эта форма универсальна и подходит для любого школьного предмета или творческого объединения учреждений дополнительного образования.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/404899-kommunikativnye-boijeffektivnoe-sredstvo-for

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Глава 5. Методика проведения коммуникативных боев

5.1. Идея и правила коммуникативных боев.

Финансовые бои рассчитаны на решение задач, кейсов. Однако финансовая грамотность предполагает не только способность решать конкретные, в том числе и расчетные задачи, но и способность осознавать, обсуждать и подвергать критике, дорабатывать свои представления и ценностные основания принятия тех или иных решений в области финансов.

Коммуникативный бойэто специальная образовательная форма, разработанная для того, чтобы культивировать собственно коммуникативную способность участников как важнейшую универсальную человеческую способность (метапредметную компетентность). Материалом для коммуникативного боя должны послужить вопросы, требующие размышления для осознанного принятия грамотных финансовых решений, так чтобы они не вступали в противоречие с ценностными установками человека. Эта форма очень нравится школьникам, они с удовольствием включаются в коммуникативный бой, а для организаторов решающее значение имеет форма организации коммуникативного боя.

Поскольку современное образование на всех ступенях все еще страдает монологичностью, имеет смыл сказать несколько слов о том, что такое коммуникация и каковы основные проблемы школьников в овладении коммуникативными компетенциями.

Особенности коммуникации, как новой реальности для школьников.

Надо понимать, что коммуникация – это не просто способность развернуто выразить свою точку зрения на предмет, но и способность услышать и понять собеседника, способность изменить под влиянием аргументов оппонента свое видение, достроить его.

Многие школьники:

  • не умеют воспринимать мнение, не совпадающее с их собственным;
  • привыкли в новом содержании выделять (узнавать) лишь то, что им уже известно;
  • не могут выделить из потока речи собеседника главное, переформулировать основную мысль «своими словами»;
  • иногда не способны задать вопрос по существу;
  • не умеют реагировать на новые аргументы ситуативно, без предварительной подготовки.

Эффективное развитие коммуникативных способностей возможно только в особых образовательных формах, в специально организованных и обустроенных коммуникативных столкновениях, в формах коммуникативного взаимодействия. Коммуникативные формы должны быть полноценной реальностью для школьников. Вступая в реальность коммуникации, школьники и мы вместе с ними сталкиваемся с рядом феноменов (характерных ярких явлений):

  • феномен наличия или отсутствия личной позиции. Школьнику необходимо дать возможность пережить наличие или отсутствие личной позиции;
  • феномен взаимопонимания (непонимания, понимания, согласия, несогласия). Большинство школьников считают, что взаимопонимание это консенсус, согласие, а это не так;
  • феномен способности или неспособности к поступку, ответственности за свои слова (например, признание своей неправоты, или отстаивание точки зрения, которую никто с тобой не разделяет);
  • феномен мастерства (искусности) в диалоге, что проявляется в тактике построения диалога. Школьники чаще всего не видят ни целей сторон в диалоге, ни логики рассуждения. Они «проваливаются» либо в тему обсуждения, либо в переживание межличностных отношения.

В отношении этих феноменов известные формы обучения коммуникации, такие как риторика и «дебаты» имеют свои специфические ограничения. Риторика не устраивает монологичностью, «дебаты» – тем, что культивируют отстаивание своей точки зрения любой ценой (впрочем, разные «школы» проведения дебатов культивируют разные ценности).

В коммуникативном бое школьники осваивают так называемый содержательный диалог в форме диспута. Это такой спор, где цель участников не психологическая победа над противником (уговорить, задавить), но взаимное продвижение в теме.

Диспут требует наличия единого для двух сторон предмета мысли. Если единого предмета нет, каждый говорит о своем, пусть и по очереди, то мы имеем не спор, а песни двух толкующих глухарей. Единый предмет мысли – это необходимое условие диспута. Необходимое, но не достаточное. По поводу единого предмета должно быть два различных суждения. Только в этом случае есть о чем спорить. Две мысли о едином предмете обеспечивают возможность спора. Чтобы спор состоялся, мы должны уметь различать свою мысль и чужую, видеть их как две разные мысли.

Правила коммуникативного боя.

Правила коммуникативного боя похожи на правила финансового боя.

1. В коммуникативном бое участвуют те же команды, что и в финансовых боях. Расписание (календарь) встреч и таблица результатов коммуникативных боев составляется по тем же принципам, что и для финансовых боев.

2. Коммуникативные бои проводятся в виде серии поединков по заранее объявленным 7-10 темам обсуждения.

3. По каждой из тем участнику коммуникативного боя необходимо отстаивать одну из двух противоположных позиций (тоже заранее известных). Например, есть тема «Нужно ли вводить финансовые отношения в семье, между членами семьи?». В рамках этой темы есть две противоположные позиции.

Позиция А: «Когда у меня будет своя семья я буду своим детям оплачивать их домашнюю работу, потому что ….».

Позиция Б: «В моей семье дети ни в коем случае не будут получать денежное вознаграждение за свой домашний труд, потому что…».

В одном поединке участвуют по одному представителю от соревнующихся команд.

4. Сцена, на которой выступают коммуниканты-дуэлянты, условно организована как ринг: цветом помечаются два угла (две стороны сцены), например, красным и зеленым. Такого же цвета будут карточки у каждого члена жюри.

5. На сцену вызываются капитаны двух команд, которые занимают произвольно выбранные углы (цвета углов нужны для работы жюри и организации внимания зрителей).

6. По жребию один из капитанов получает право выбора темы. При этом вторая команда получает право выбора конкретной позиции в рамках выбранной темы.
7. Капитаны вызывают по своему усмотрению (или по предварительной договоренности) на сцену коммуникантов-дуэлянтов от своих команд. Каждый представитель команды участвует только в одном поединке, кто раз выступил – превращается в болельщика и на следующий поединок выходят другие пары.

8. Каждый выбор (темы, позиции, коммуниканта-дуэлянта) необходимо сделать за 30 секунд, иначе команде засчитывается проигрыш в данном коммуникативном бое.

9. Поединок начинает тот, кто выбрал позицию. Он должен заявить свою позицию по теме и аргументировать её, желательно с примерами.

10. Противник должен ответить на выступление первого игрока, а не произносить заготовку.

11. Далее идет ответ первого участника, новое отношение противника и т. д. Когда суммарное время поединка истечет, звучит гонг. Задача поединка – развернуть спор, взаимодействие противников, а не два монолога.

12. Продолжительность коммуникативного боя 4 минуты (по 2 минуты на каждого участника).

13. Каждый игрок имеет свои 2 минуты, которые отсчитываются, пока игрок держит микрофон. Если он высказался и хочет передать слово противнику, то он передает ему микрофон и останавливает отсчет своего времени на шахматных часах.

14. Оппонент получает микрофон и включает свое время. Когда игрок исчерпывает свои 2 минуты, он теряет право говорить, и ждет завершения выступления своего противника.

15. Молчать дольше 30 секунд нельзя – это поражение и ведущий остановит поединок.

16. В поединок никто не может вмешиваться, кроме ведущего.

17. Для учета времени используются шахматные часы и специальный человек, отвечающий за время. Таким образом, все команды и участники будут находиться в равных условиях.

18. Победу присуждает жюри голосованием: каждый член жюри отдаёт свой голос одной из команд, поднимая красную или зеленую карточку. Поднятая карточка означает 1 очко в пользу команды, выступавшей в углу этого цвета. Вторая команда автоматически получает ноль очков.

19. Судьи оценивают выступления по трем критериям, голосуя по каждому критерию отдельно в каждом поединке. Таким образом, команда может набрать максимально 3 очка в одной встрече от одного судьи.

20. Голосование происходит последовательно по каждому критерию.

21. Итоговый результат определяется как среднее арифметическое оценок членов жюри по каждому критерию, затем подсчитывается сумма средних оценок по каждому критерию.

22. Итоговый результат заносится в протокол и в таблицу результатов. После этого члены жюри могут прокомментировать свое решение.

Критерии оценивания и рекомендации командам.

Критерии оценивания важны, так как в коммуникации могут оцениваться принципиально разные моменты. Именно оценка и комментарии жюри и ведущего нацеливают внимание команд и аудитории на нужные (целевые) аспекты коммуникации.

Члены жюри могут ориентироваться на следующие критерии, которые они должны обсудить между собой и договориться о единстве критериев:

1. Содержание выступления. Оценивается смысловая глубина и логика высказываний. При этом выступление должно соответствовать теме и заданной позиции. «Непопадание» в тему или несоответствие назначенной позиции обесценивает все выступление.

2. Форма выступления, артистизм, речь.

3. Работа с высказыванием оппонента (собственно коммуникативные компетентности) – «зацепление» в коммуникации.

Первый и второй критерий имеют логический и риторический характер, они всегда применялись для оценки «речи» (монологического выступления оратора перед аудиторией). Последний критерий – чисто коммуникативный. Придание слишком большого веса первым двум критериям в конечном счете уничтожает специфику диалога в коммуникативном турнире и сводит его к тому роду дебатов, где культивируется цель победы без внимания к позиции оппонента. Желательно поддерживать такую идеологию, что победить в коммуникативном турнире можно за счет внимания к позиции оппонента. То есть при прочих равных условиях победу следует присуждать команде, демонстрирующей способность понимать, а не только настаивать на своем. О принципиальной установке при оценивании следует договориться членам жюри.

Рекомендации командам. Ниже приведены рекомендации командам, которые помогают построить тактику выступлений.

Приёмы, которые могут быть использованы в коммуникации.

1. Задание позиции с помощью афоризма, метафоры, известного изречения.

2. Приёмы понимания противника: предварить свой ход пересказом позиции противника («правильно ли я вас понял…»), имитировать присоединение к точке зрения противника.

3. Приём зацепления: включать рассуждение противника в формулировку своего очередного тезиса. Требовать отношения к своему содержанию (вопрос, пример и вопрос, напоминание звучавшего тезиса противника).

4. Использование и чередование пристроек сверху, снизу, на равных.

5. Вопросы противнику, предложение обсудить выгодный тебе пример или выразить отношение к некоторому событию, ситуации.

6. Проиллюстрировать свою позицию (позицию противника) ссылкой на известный фильм, книгу, общую ситуацию, историческое событие.

Возможные командные стратегии подготовки к турниру.

1. Распределить темы для индивидуальной проработки членами команды (неэффективная стратегия).

2. Глубоко отработать одну тему с двух оппозиционных оснований и всегда (когда жребий выпадет) «заказывать» её (неэффективная стратегия).

3. Коллективно выработать базовые понятия к каждой теме. Яркие примеры к каждой теме (эффективная стратегия).

4. В каждой теме (в невыгодной или сложной позиции) разработать логическую цепочку тезисов из двух шагов. Расчёт на то, что если ты выбираешь тему, то «невыгодную» позицию оставят тебе (эффективная стратегия).

5. В каждой теме приготовить «ловушки» для противника (эффективная стратегия).

Организация коммуникативных боев и материально-техническое обеспечение.

1. Команды должны иметь время на подготовку к коммуникативным боям. Либо в форме домашней подготовки, либо в форме групповой работы команды в течение полутора-двух часов на данном турнире во время Чемпионата муниципального образования.

2. Требуется ведущий, жюри, один помощник для отсечки тактов турнира (гонг), подсчета очков и фиксации в таблице результатов.

3. Расписание (календарь) встреч и таблица результатов строятся по аналогии с финансовыми боями (таблицы 5а и 5б). Например, если в турнире участвуют 4 команды А, Б, В, Г, то для того, чтобы каждая команда встретилась со всеми другими один раз, необходимо провести 6 поединков. При этом одна любая команда встретится с другими 3 раза, т. е. выступить смогут только три участника. Если в команде, допустим, 6 человек и желательно, чтобы каждый член команды выступил в поединке, то всего надо провести два круга встреч или 12 поединков. Расписание (календарь) встреч удерживает последовательность встреч команд.

4. Примерный расчет времени: 10 мин*12 боев =120 минут (с учетом судейства, перемещения участников и других затрат времени один коммуникативный бой займет 10 минут).

5. Материально-техническое обеспечение.

  1. Шахматные часы (электронные шахматные часы).
  2. Секундомер для ведущего (30 секунд на выбор темы и выбор позиции, 30 секунд на подготовку ответа оппоненту).
  3. Гонг.
  4. Набор карточек двух цветов по количеству членов жюри.
  5. Маркировка тех же цветов для команд (например, «примагниченный» цветной лист бумаги на доске за спиной команды).
  6. Таблица встреч (коммуникативных боев) и таблица результатов.
  7. Протоколы боёв.
  8. Компьютер, проектор, экран.

5.2. Темы коммуникативных боев.

В коммуникативной форме имеет смысл разыгрывать только такие вопросы, которые уже актуальны, интересны для участников, которые вызывают желание разобраться глубже, поспорить, либо лежат «в зоне ближайшего развития» школьников. Эти вопросы определяются в первую очередь личным опытом человека, а не формальными разделами финансовой грамотности. Поэтому коммуникативные бои в отличие от финансовых боев могут захватывать разные темы, а не одну тему данного турнира Чемпионата муниципального образования.

На разных турнирах Чемпионата темы для коммуникативных боев могут быть сходными, отличаясь лишь в деталях. Такое повторение тем, судя по опыту, не приводит к потере интереса со стороны аудитории, прежде всего потому что на один и тот же вопрос человек дает разные ответы по мере своего взросления, а также потому что школьнику важен сам факт и акт личного выступления, реакции аудитории, победы или поражения.

В настоящее время нет ещё надежных социологических данных о том, какие вопросы из области финансов являются наиболее значимыми, актуальными для школьников. Тем не менее, смысловые вектора для выбора тем и вопросов можно предложить. Примерный список тем (открытый) для проведения коммуникативных боев приведен ниже.

1. Если сегодня так непросто разобраться в деятельности финансовых организаций, можно ли в современном обществе вообще с ними не взаимодействовать?

а) можно и нужно обойтись без финансовых организаций, потому что…

б) без взаимодействия с финансовыми организациями обойтись нельзя, потому что…

2. Нужно ли вводить финансовые отношения в семье, между членами семьи?

а) когда у меня будет своя семья, я буду своим детям оплачивать их домашнюю работу, потому что ….

б) в моей семье дети ни в коем случае не будут получать денежное вознаграждение за домашний труд, потому что…

3. Должны ли подростки участвовать в решении финансовых вопросов семьи?

а) я не хочу участвовать в обсуждении и решении финансовых вопросов моей семьи, потому что…

б) я хочу участвовать в решении финансовых вопросов моей семьи, потому что…

4. Инфляция – исключительно отрицательное явление в экономике или она имеет и положительные стороны?

а) инфляция имеет отрицательные стороны, потому что…

б) инфляция имеет положительные стороны, потому что…

5. Нужно ли следить за инфляцией и корректировать свое финансовое поведение?

а) в этом нет смысла, потому что …

б) обязательно нужно следить, потому что …

6. Должен ли школьник работать во время школьных каникул летом?

а) да, обязательно, потому что…

б) нет, на каникулах нужно отдыхать, потому что…

7. Наличные или карточка?

а) я предпочитаю иметь наличные и расплачиваться наличными, потому что…

б) наличные – прошлый век. Деньги на карте гораздо удобнее, потому что…

8. Готовы ли вы потратить много сил и времени на собственное образование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем?

а) нет, образование не определяет уровень доходов в будущем, потому что…

б) готов, образование определяет уровень доходов в будущем, потому что…

9. В жизни у человека достаточно много расходов (питание, транспорт, развлечения, квартира, одежда и обувь, лекарства …) Нужно ли управлять своими расходами?

а) нужно, потому что…

б) не нужно, потому что…

10. Нужно ли уже с первой небольшой зарплаты начинать делать накопления?

а) нужно, потому что…

б) не нужно, потому что…

11. Следует ли брать деньги в долг (в том числе кредиты) или нужно всегда рассчитывать только на свои доходы?

а) да, следует брать деньги в долг, потому что…

б) нет, не следует брать деньги в долг, потому что…

12. Как найти баланс между личными и семейными расходами? Следует ли семье пожертвовать для осуществления вашей мечты? Или жертвовать следует вам?

а) надо договариваться и взаимно уступать, это можно делать, например, так…

б) приоритет имеют семейные расходы, личные всегда на втором плане, потому что…

Глава 6. Проектная деятельность школьников при подготовке и проведении Чемпионата «Азбука финансовой грамотности»

В начале учебного года на базе организации дополнительного образования создается «Клуб финансовой грамотности» (студия, лаборатория и т. п.). Деятельность Клуба будет относиться к социально-педагогической направленности дополнительного образования. В течение учебного года учащиеся должны подготовить и провести четыре турнира Чемпионата (соучаствовать в их проектировании и проведении). Нельзя рассчитывать, что участники Клуба смогут самостоятельно подготовить и провести турниры Чемпионата. Цель в том, чтобы детская группа, осваивая принципы и практические навыки проектной деятельности, брала на себя реальные функции подготовки и проведения Чемпионата постепенно – в той мере, в которой это окажется для неё посильным. В данной главе будет намечена в общих чертах логика работы Клуба в течение учебного года и будет предложен вариант тематического планирования занятий.

Педагогу важно понимать, что предлагаемая учащимся проектная деятельность имеет более широкие цели, нежели освоение финансовой грамотности. Обеспечивая подготовку и проведение очередного турнира Чемпионата, подростки реально могут осваивать организационно-управленческую работу, работу ведущих, элементы психологии и игротехники. В Клуб финансовой грамотности могут войти школьники, для которых интересен сам материал – экономика домашнего хозяйства, работа с финансами. Вместе с тем, для некоторых школьников материал финансовой грамотности может быть вторичным. Для них более значимой станет цель развития личных лидерских качеств. Для третьей группы школьников интересными могут стать вопросы планирования и организации, другим школьникам другие вопросы. Комплексный характер организации Чемпионата и разнообразие источников мотивации подростков создают богатые возможности работы Клуба. Как это ни покажется парадоксальным, делая ставку исключительно на финансово-экономический материал, мы резко сужаем возможности организации Клуба.

Такая постановка вопроса имеет объективное основание. Одним из кардинальных противоречий современного образования является противоречие между формами жизни, которые создает школа, и потребностями подростков. В школе учащиеся имеют довольно герметичный круг коммуникативных связей. А подростковый возраст на первый план выводит потребности общения, требует расширения круга общения и изменения его качества, формирования новых отношений со сверстниками и более старшими ребятами. Участие в подготовке и проектировании Чемпионата создает условия, когда подростки могут оказаться в эпицентре «событий районного масштаба», стать известными, приобрести влияние в среде сверстников. Такие возможности могут иметь для многих из них определяющее значение для включения в деятельность Клуба.

На этапе знакомства имеет смысл рассказать участникам Клуба не только о значении финансовой грамотности, но и описать спектр возникающих для них возможностей.

Прежде чем школьники приступят к собственно проектной деятельности по поводу Чемпионата, они должны получить личный опыт участника финансового и коммуникативного боя. Поэтому на первых нескольких занятиях педагог организует пробные тренировочные финансовые и коммуникативные бои, в которых школьники выступают в роли участников Чемпионата: самостоятельно решают задачи с помощью Справочника, разбившись на две команды, вступают в соревнование друг с другом. В ходе этой работы, выступая в роли участников Чемпионата, школьники осваивают материал финансовой грамотности и «правила игры». Функцию организатора финансовых и коммуникативных боев выполняет сначала педагог, а затем и сами школьники.

Затем важно познакомить школьников со списком возможностей участия в проведении мероприятия и организовать их самоопределение. Педагог-организатор проектной деятельности вводит общую схему организации Чемпионата, а также перечень видов работ и взаимосвязей между ними, обеспечивающих организацию Чемпионата. Школьники выбирают вид работ, которым они хотели бы заняться. Все виды работ можно сгруппировать в три-четыре направления и таким образом создать три-четыре группы, объединенные одной задачей. Перечислим эти группы:

1. Организация рекламной кампания для придания общественной значимости мероприятию в своем регионе, набора участников и зрителей, последующего освещения хода и результатов Чемпионата в интернете, в СМИ. Здесь нужны будут «райтеры» и «агитаторы». Для удобства назовем эту группу PR-группой (группой 1).

2. Подготовка задач, кейсов, заданий и вопросов для финансовых боев и коммуникативного турнира, ознакомление привлекаемых экспертов с правилами и материалом. Назовем эту группу «группой разработки задач» (группой 2).

Здесь потребуются школьники, которых интересует собственно финансовая грамотность, логика, математика. Им будет нужно расширить круг предлагаемых задач и кейсов, предложить свои задачи, прорешать их, рассмотреть все варианты, выявить оптимальные способы решения, назначить стоимость каждой задаче, обосновать свои предложения.

3. Для проведения финансовых боев и коммуникативных турниров нужно разрабатывать сценарии и осуществлять ведение финансовых и коммуникативных боев. Назовем эту группу «группой ведущих» (группа 3).

4. Для подготовки самого мероприятия, подготовки площадки и её оформления нужны «менеджеры-хозяйственники» и «дизайнеры» (группа 4).

И наконец, остается работа по общей организации, налаживаю контактов со школами, привлечению экспертов в жюри. Первоначально её берет на себя полностью педагог-организатор. По мере работы Клуба часть этих функций можно передавать детям.

Понятно, что количество учащихся в группах и количество самих групп может меняться в зависимости от разных условий – в конечном счете, решение остается за педагогом-организатором, который исходит из соображений удобства и результативности. Кроме того, на первых турнирах Чемпионата школьники могут менять свои функции, осваивать новые для себя роли и т. д.

Примерный перечень работ и группировка работ в направления приведены в таблице 6.

Таблица 6 – Основные работы по подготовке одного турнира Чемпионата и группы ответственных исполнителей.

№  Основные виды работ Группа

ответственных

Сроки выполнения работ

(условные)

1 Создание команды (оргкомитета Чемпионата) Педагог-организатор
2 Информирование и привлечение участников (от школ и др.) Педагог-организатор и

PR-группа (группа 1)

3 Подготовка пакета кейсов и задач для финансовых боев Группа разработки задач (группа 2)
4 Подготовка пакета тем для коммуникативных боев Группа разработки задач (группа 2)
5 Подготовка ведущих Чемпионата Группа сценаристов и ведущих (группа 3)
6 Подготовка площадки (помещения) Группа дизайнеров и менеджеров (группа 4)
7 Сбор участников на установочное сообщение Педагог-организатор
8 «Домашняя работа» участников по подготовке к Чемпионату
9 Работа с приглашенными членами жюри (судьями) Педагог-организатор и группа 2
10 Проведение Чемпионата Педагог-организатор и группы 1-4
11 Информирование участников и общественности о результатах. Обратная связь. Педагог-организатор и

PR-группа (группа 1)

12 Привлечение заинтересованных участников Чемпионата в Клуб финансовой грамотности Педагог-организатор и

PR-группа (группа 1)

13 Начало проектной работы Клуба над вторым турниром Чемпионата Педагог-организатор

Важной чертой проектной работы является её коллективно-распределенная организация: сочетание работы по группам, каждая из которых решает свою задачу, и общие обсуждения, на которых происходит «сборка» общего результата.

Далее необходимо придать всей работе еще одну важную характеристику проектной деятельности. Основной принцип проектирования – «движение от конца к началу», т. е. от представляемого результата. По каждому из выделенных направлений нужно представить и сформулировать конечный результат. Затем нужно разбить создание данного результата на этапы, на каждом из которых создается часть этого результата. По поводу каждого «частичного результата» устанавливаются сроки (точки контроля), требования к результату, связь со «смежниками». «Смежниками» в данном случае выступают группы школьников, занимающиеся своими направлениями проекта.

Кроме того, надо установить сроки для «сборки» конечного результата. Количество частичных результатов, количество стадий проектирования и количество смежников должно быть небольшим. Вся эта работа должна быть представлена на обозримой схеме в виде плана, таблицы, графика, и т. п.

Проектную работу «Клуба финансовой грамотности» нужно развертывать в четыре этапа в соответствии с четырьмя планируемыми турнирами Чемпионата муниципального образования.

На первом этапе школьники, путем личного участия, знакомятся с новыми для них формами: финансовыми и коммуникативными боями. Первый этап работы Клуба завершается проведением первого турнира Чемпионата, где проектная группа (члены Клуба финансовой грамотности) по мере сил помогает педагогу организатору. Коллективно-распределенная организация дела уже намечается, но еще не имеет характера закона проектной работы.

Второй этап – подготовка и проведение второго модуля обучения, второго турнира Чемпионата. Члены Клуба так же, как и на первом этапе, сначала «проигрывают» второй турнир Чемпионата на себе. Отличие от первого этапа заключается в том, что на втором этапе последовательно проводится принцип коллективно-распределенной деятельности и вводится принцип «движения от конца к началу» в планировании работы. Члены Клуба действуют более осознанно, оказывают педагогу большую по объему помощь в организации и проведении второго турнира Чемпионата. В результате, к концу первого полугодия члены Клуба хорошо представляют себе, что такое Чемпионат муниципального образования по финансовой грамотности, готовы осознано выбирать для себя направление работы по его подготовке и проведению, представляют себе как это делать.

В целом на первых двух этапах школьники заняты освоением исполнительской и организационной деятельности в различных вариантах.

При переходе к третьему этапу необходимо организовать уточнение или подтверждение самоопределений учащихся (выбор ролей). Соответственно, заново организовать распределение по проектным группам. Возможно, эта процедура приведет лишь к подтверждению сложившегося самоопределения.

В начале третьего этапа необходимо провести развернутую рефлексию полученного опыта и поставить вопрос о том, что необходимо улучшить в проведении Чемпионата, в его конструкции. Дело в том, что ранее введенные принципы: коллективно-распределенная деятельность, движение от конечного результата в планировании – не исчерпывают сути проектной работы. Эти принципы характеры и для организационной деятельности.

Третьим важнейшим элементом проектной работы является ориентация на решение проблемы и привнесение нового качества. На первом и втором этапах члены Клуба работали в рамках готовой наперед заданной схемы (устройство финансового и коммуникативного боя, материал задач и т. д.). Проектная деятельность подразумевает адаптацию или более глубокую трансформацию изначальной схемы для лучшей реализации цели, преодоления возникших трудностей, большего соответствия реальным условиям и т. д.

Члены Клуба, получив личный опыт самостоятельной работы в первом полугодии, во втором полугодии должны провести анализ собственной деятельности и её результативности, сформулировать проблемы и предложения по их решению, которые необходимо будет реализовывать на третьем и четвертом этапах. Неважно насколько «революционными» окажутся предложения членов Клуба, важен сам факт перехода от реализации готовой схемы к её трансформации. Однако важно, что трансформация не является самоцелью, предложения должны оцениваться с точки зрения решения практической проблемы.

В конце года важно сделать развернутое подведение итогов и подготовить презентации о ходе работы и её результатах.

Таким образом, на протяжении года проектная группа (члены Клуба финансовой грамотности) в своей работе постепенно осваивает ряд важнейших принципов обучения проектной деятельности:

1. Проигрывание на себе. Необходимые знания учащиеся получают не в виде информации, а в виде личного опыта и его осмысления.

2. Коллективно-распределенная деятельность. Работа организована в форме общих и групповых занятий или соответствующих этапов в рамках одного занятия.

3. Планирование работы производится как движение от конечного результата. Одновременно работа организована в виде циклов: постановка задачи, реализация, рефлексия.

4. Проектирование включает в себя переход от реализации готовой заданной схемы к предложениям по улучшению заданной схемы для решения практической проблемы.

5. Результаты этапа работы оформляются (например, в виде презентации). По крайней мере, в конце года надо создать презентации и найти возможность выступления с презентацией результатов работы на конференциях, семинарах и т. д.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коммунальное хозяйство праздник
  • Коммерческое предложение от агентства праздников
  • Коммерческое предложение организации праздника
  • Коммерческое предложение на проведение праздника пример
  • Коммерческое предложение на праздник