Комоедица история праздника

Масленица-Комоедица - один из четырёх важнейших славянских праздников, приуроченный к весеннему Равноденствию . С этого времени Природа начинает пробуждаться, медведи выбираются из своих берлог. Души Предков прилетают на птичьих крылах из Небесного Ирия навестить нас, своих потомков. По одному из…

Масленица-Комоедица — один из четырёх важнейших славянских праздников, приуроченный к весеннему Равноденствию. С этого времени Природа начинает пробуждаться, медведи выбираются из своих берлог. Души Предков прилетают на птичьих крылах из Небесного Ирия навестить нас, своих потомков.
По одному из поверий, название празднику дали комы — обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Комы пекли женщины, старшие в семье, приносили их в лес, укладывали на пни для пробудивщихся духов деревьев. По другим поверьмя —  потчевали ими пробудившегося медведя – лесного хозяина.

Есть ещё мнение, что медведя в древности звали «ком», отсюда и название праздника – Комоедица, который начинался с подношения еды медведям.

В весенний праздник веселья да угощения хватает всем! Разворачивается широкое гулянье. Люди катаются на лошадях, соревнуются в лазании на столб за дарами, берут с боем снежные городки, рядятся в личины, водят хороводы, пекут солнышки-блины — круглые, золотистые да горячие! Мужчины чествуют праздник особым медвежьим плясом и борьбой.

Обрядовая праздничная треба: блинчики, блины-«комы» с пшеном, пироги, лепёшки, овсяный кисель, калачи, мёд, квас, пряники, коврижки, оладьи, творожники, орехи, молоко, масло, рыба, печенье.
Главным яством великого праздника Масленицы является блин — в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.

Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников — день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы (требы) великому Медовому Зверю.
Слава Родным Богам нашим и Предкам премудрым!

Слушая по ТВ, как иудохристианские церковники объясняют своей пастве, что есть Масленица, сначала разобрал меня смех, а затем одолела меня горькая обида за наш народ… Сколько же можно нас оболванивать?

 И так, давайте разберемся, что такое Масленица? И что за непонятное слово Комоедица?
Комоедица — один из четырех древнейших солярных  славянских праздников. Двухнедельное празднование Дня весеннего Равноденствия (начало астрономической весны, 20 — 21 марта), прощание с Зимой и сжигание чучела Зимы, торжественная встреча Весны. Ярило — солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа, празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 лета /года/ —  март открывал счет Новому Лету /году/).
Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали медведя: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Наши предки называли медведя Ком (отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям).
Комоедицу начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.
На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.
Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.

Давно утрачен первоначальный, сакральный смысл древнего священного праздника Комоедицы.
 После навязывания Руси иудохристианства и последовавшего запрета старых обычаев, иудохристианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным праздником.
 Именно прежняя ведическая Вера Предков, представляла главную конкуренцию иудохристианским церковникам. Древнюю Веру Предков церковь на дух не переносила, борясь с ней самыми жестокими способами.
С внедрением на Русь новой религии иудохристианства с её «Великим» предпасхальным сорокадневным постом, во время которого полагается всем поститься, каяться, телесно и духовно воздерживаться, усмиряя плоть — праздник встречи Весны Комоедицы отодвигается с даты весеннего Равноденствия на более ранние плавающие даты иудохристианского календаря.   А поскольку иудохристианская Пасха – праздник преходящий, то и Масленица также уже несколько последних веков двигается относительно неё. Поэтому и случаются «Проводы Зимы» у нас порой в феврале, что вообще абсурдно….
 А также патриархом Адрианом «бесовский праздник» в 1698 году сокращается до восьми дней. Полностью запретить праздник и стереть из народной памяти ему так и не удалось…

Так что представляет из себя празднование Масленицы?
 Когда в течение нескольких столетий попы все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной Традицией, которую они изводили самыми жестокими и кровавыми способами , церковные иудохристианские архипастыри применили известный иезуитский прием: «Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри».
В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещенной славянской Комоедицы.
Церковь просто приватизировала (как и многое другое) древнейший народный праздник встречи Весны и, по своему церковному обычаю, эту встречу извратила и опошлила.
 И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать иудохристианскую «Масленицу» с прежним разгульным размахом.
 Т.к. прежняя Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселья строго запрещены, иудохристианские церковники «сдвинули» праздник во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, т.е. совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом. Кроме временного «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.

 Строго говоря, был совершен не «перенос» праздника Комоедицы (Комоедицу перенести невозможно, т.к. она связана с ежегодным астрономическим событием), а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего, чтобы уничтожить и стереть былые Традиции из памяти народа. И это им вполне удалось — иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно.

 Существенное смещение к началу года, заменившего Масленицу-Комоедицу насильственно введенного иудохристианского церковного праздника, делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний лад — как «проводы зимы и встреча весны» — в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом.

 Так что наши мудрые древние Предки встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих «православные» россияне.
 Новый иудохристианский церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей). Церковная «сырная седмица» стала предшествовать ихнему Великому посту.
В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название — Масленица.
Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые древние обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу.
Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского лжецаря Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств.
Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается народным праздником (всенародный обжорный и пьяный разгул), и религиозным христианским (это последняя из трех недель подготовки к Великому посту — перед этим идут недели «всеядная» и «рябая» — традиционная Русская масленичная неделя).

Как относиться к празднику Масленицы — это зависит от восприятия празднующего.
  Нынешняя Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто «сдвинутым» по времени прежним праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия.
И смысл нынешней народной Масленицы, тем более, церковной «сырной седмицы» уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы.

 — Комоедица — это торжественная встреча нашими древними Предками наступления для Природы астрономической весны и начала древнеславянского Нового Лета (года), а также необходимое после холодной зимы взбадривание людей весельем и плотной едой перед началом интенсивных полевых работ.

 — иудохристианская Церковная Сырная седмица — это подготовительная неделя к Великому посту, последняя неделя перед Великим постом. Посвящена в иудохристианском смысле одной цели — примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу — в этом иудохристианская составляющая их т.н. «Масленицы». В продолжение церковной Сырной седмицы (Масленицы) не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица – это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.

— Определенной церковным календарем народной «Масленице» (просторечное название Сырной седмицы) праздновать, собственно говоря, нечего — это просто устройство некой гулянки, которой церковники заменили древнюю Комоедицу, чтобы стереть ее из памяти. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами еще слишком рано — на полях еще долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели.
Кроме того, после церковной Сырной седмицы (Масленицы) начинается долгий Великий пост с огромными ограничениями в питании, что для людей после холодной русской зимы, когда организм и так ослаблен, и перед предстоящими тяжелыми полевыми работами уж совсем неразумно.

 Если некоторые обычаи живших в жаркой пустыне и породивших иудохристианство древних евреев еще допустимы в теплой Европе, то они весьма глупы, а то и вредны в России — самой холодной стране на свете. Холоднее России только Антарктида, но люди там не живут; среднегодовая температура в России +4оC, 64% территории — вечная мерзлота. Перенимать чужие обычаи можно, но с умом, а не бездумным обезьянничаньем.

 Конечно, никакое иудохристианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др., а также на более 17-ти разных «православных» автокефальных (возглавляемых патриархами, РПЦ среди них 5-я) и автономных (возглавляемых митрополитами) церквей, не может определять или переносить даты народных праздников других верований, тем более, даты астрономических событий.

 Древний праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы весеннее Равноденствие 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием — это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной, даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной Природе.

 День весеннего Равноденствия — начало астрономической Весны, которое никакие иудохристианские церковники и никакой иудейский бог «переместить» не в силах.

И в наше время каждый может весело отмечать Комоедицу — светлый и радостный праздник наших предков, встречу Весны и весеннего обновления Природы.

Источник — http://www.skazbeloyara.ru/publ/nasledie/maslenica_ili_komoedica/3-1-0-34

Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки

Во всем мире христианская церковь действовала по одному и тому же принципу — если языческий праздник нельзя искоренить, то нужно его превратить в церковный. Так получилось и со славянской Масленицей, с легкой руки православного духовенства. Многодневный древний праздник весеннего пробуждения природы назвали Мясопустной неделей, и для пущей правдоподобности привязали к Пасхе. Но удалось ли церкви искоренить дух языческой Масленицы?

Когда славяне начали праздновать Масленицу не знает никто. Весенние торжества, длившиеся неделю до равноденствия и неделю после, были неразрывно связаны с поклонением Велесу, богу скотоводов, пасечников, торговцев, счастья и влюбленных. Праздник почитался у наших предков так же как у нас Новый год — природа пробуждалась и начинала новый отсчет и начинался новый жизненный цикл, продолжительностью год.

Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи)

У Масленицы было много названий, но наиболее распространенным было Комоедица. В древней Руси комом называли медведя и этот зверь у наших предков олицетворял бога Велеса. Примерно в это время «хозяин леса» пробуждается от спячки и выходит из берлоги.

Чтобы отдать почести Велесу, мужчины танцевали особые «медвежьи» танцы, используя для этого специально изготовленные костюмы. Женщинам нельзя было участвовать в ритуальном действе, но у них была другая задача — они пекли комы — особые круглые хлебцы из разных сортов муки.

Комы ставили на праздничный стол, но главное их назначение было культовым. Выпечку приносили в дар Велесу, для чего относили их в леса. Там на больших пнях накрывали столы, чтобы олицетворение божества — медведь, мог выйти из леса и полакомиться. Считалось, что если звери благосклонно примут дары, то весь год не будут губить скотину и разрушать пасеки.

Хорошо всем известная поговорка: «Первый блин — комом» связана именно с этим ритуалом. Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина».

Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно. Это угощение предназначалось для нечистой силы, которая по древнему поверью могла превращаться в сорок. Птицы должны были склевать подношение и на протяжении всех праздничных дней нечисть не вредила людям.

В славянских городах и деревнях Масленица считалась самым сытным праздником. Ни одно торжество не предполагало такого обилия угощений. Столы выставляли на улице, и они ломились от разных яств.

Пироги, булки, печенье, закуски, мед, кисель, квас — все это было второстепенными блюдами, так как на всех столах царили блины. Круглые и румяные, они символизировали весеннее солнце, проснувшееся после зимы. Смазывание поверхности блина маслом имело ритуальное значение — таким образом наши предки задабривали светило и просили его быть благосклонным к людям и урожаю.

Блины пеклись и поедались в невероятных количествах, но это не имело отношения к чревоугодию и праздничному разгулу. Изначально обильное застолье было неразрывно связано с культом предков. Считалось, что, насыщая себя, люди помогают передать яства и напитки в загробный мир, угощая умерших. Никто не хотел, чтобы его пращуры в праздник оставались голодными, поэтому все ели на Масленицу как никогда старательно.

После пира наступало время массовых гуляний, в основе которых, опять же, лежали сакральные принципы. Все затеи, будь то хороводы или обливания талой водой, имели особый смысл и посвящались Велесу, весне и будущему урожаю. Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы.

Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев

Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару. Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок. Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году.

Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни.

Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. «Медведь» начинал изображать недовольство и тогда участница спектакля вырывала из его костюма клок шерсти или соломы и убегала. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить».

Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века

После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях.

Важной частью праздника было примирение людей. В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались.

Христианство, появившееся на Руси в 988 году, сразу же начало агрессивное наступление на язычество. Разумеется, в первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, частью которого были масленичные гулянья, начали бороться и, очень скоро, праздник весеннего равноденствия оказался вне закона.

Насаждению новой веры активно сопротивлялись, но с каждым годом все больше уступали грубой силе крестителей и начинали искать способы обойти запреты. Многие отождествляли христианских святых с языческими и перестраивали капища на церкви. Так в Новгороде Великом в 1111 году появился храм Власия, на месте которого многие века находилось святилище Велеса.

На Руси началась эпоха двоеверия, которая длилась не одно столетия и ознаменовалась борьбой православия с теми, кто пытался по-своему трактовать Святое писание, приплетая к нему древних богов. Церковь изо всех сил старалась вычеркнуть из народной памяти и календаря Масленицу, но не слишком в этом преуспела.

Поэтому ничего не оставалось, как пойти на хитрость и перекроить языческие праздники на православные. Масленицу — Комоедицу заменили на православную Масленицу, которую называют Мясопустной неделей и Сырной седмицей. Церковный праздник появился относительно недавно — в XVI столетии.

Святитель Тихон Задонский вразумляет язычников

Дату языческого праздника церковникам пришлось сместить, назад, так как традиционная славянская Масленица выпадала на пост, во время которого было запрещено обжорство и массовые гуляния. В результате празднование Комоедицы было приведено к требованиям православия — торжества, которые ранее занимали иногда 15 дней, сократили до недели, а их середина перестала совпадать с весенним равноденствием.

Смотрите также:
Пироги с визигой, мумия гуся, лампопо и еще 5 необычных блюд на Руси,
6 рецептов блинчиков на Масленицу, от которых вся семья будет в восторге,
Как выглядела Москва конца XVIII века до большого пожара 1812 года,
Ишь ты, Масленица! Ну что, погнали шутки про блины

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Содержание

  • 1 В чем смысл праздника
  • 2 Немного истории
  • 3 Откуда пошло название – комоедица
  • 4 Главная забава комоедицы

Комоедица это древний праздник языческой культуры посвященный встрече весны. Празднование комоедицы, праздника приуроченного к весеннему солнцестоянию, длилось 2 недели и завершалось к 28 марту. Начало астрономической весны встречалось весело и широко. Люди радовались солнцу и теплу, отъедались, веселились и разминались. Ведь впереди ждал сезон трудной работы, связанной с посадкой урожая, уходом за ним и другими заготовками в зиму.основные праздники славян

Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!

Всего у славян было 4 главных праздника:

  • весеннее равноденствие — комоедица, ознаменовала приход весны. Чествование Ярило и Лель.

  • Летнее — Купайло, праздник любви.

  • Осеннее — праздник урожая (Овсень или Таусень).

  • Зимнее — коляда, рождение нового солнца. Именно эти 4 даты праздновались широко и были любимы каждым.

В чем смысл праздникаДень весеннего равноденствия

Главная смысловая нагрузка праздника — победа жизни над смертью, время когда зима теряет свою силу и к власти приходит весеннее тепло, пробуждение жизни. Именно в этот период начинают просыпаться и медведи в берлоге. Торжество жизни отмечали сжиганием чучела зимы — Мары. Часть традиций была перенесена на современную масленицу, но с искажением первичного смысла. Современная масленица привязана к дате начала поста и плавает относительно календаря. Всего на масленицу отводят 1 неделю, называется она сырной седмицой, когда мясо уже попадает под запрет, но все продукты молочного происхождения разрешены. В христианской традиции это дни примирения с ближним и прощения обид. Православные готовятся к великому посту и молитве.

В славянской же культуре традиции были иными и празднование длилось 2 недели. Начинали праздновать за 7 дней до весеннего равноденствия. После торжества сил света праздновали еще неделю.

Немного историиКомоедица — главный праздник весны – 4

Новый календарь был введен Петром I в 7208 новолетии, 1700 году по современному календарю. Одновременно с изменением летоисчисления было смещено и празднование нового года на 1 января. В славянском же календаре новый год начинался с весеннего равноденствия.

По славянской культуре образ весеннего солнца связывали с Ярилой, богом плодородия, страсти и весеннего солнца. В отличии от молодого солнца — Коляды, рожденного в день зимнего солнцестояния, Ярило отличался буйным характером и побеждал силы тьмы, возвращая на землю пробуждение природы.

Весеннее равноденствие является началом астрономического года. Раньше именно оно являлось отправной точкой летоисчисления.

Откуда пошло название – комоедица

Комоедица — главный праздник весны – 6

В лес относятся блины и другие угощения, как дань уважения духам леса и пробуждающейся природы.

Многие помнят пословицу « первый блин комам, второй -знакомым, третий дальней родне, а четвертый мне». Однако сейчас в памяти большинства людей сохранилась только первая часть поговорки и воспринимается совсем в ином, отрицательном смысле. Ранее же эта пословица несла иную смысловую нагрузку. Итак кто же такие «комы»?

Комами ранее называли дух дерева. Считалось что именно в дни весеннего равноденствия духи леса начинают просыпаться. На празднование комоедицы женщины пекли специальные блины, жаворонков, оладьи и уносили в лес. Таким образом выказывалось уважение к хранителям леса и живой природе.

День весеннего равноденствия в 2021 году, а следовательно и встреча весны выпадает на 20 марта.

Еще одним символом праздника весеннего равноденствия было почитание медведя (бера), по праву считающегося хозяином тайги. Медведь, наряду с блинами да чучелом был одним из атрибутов праздника весеннего равноденствия. Сейчас эта традиция (праздник бера) сохранилась на Урале да Алтае, да и то не повсеместно.

Медведя не спроста выбрали символом пробуждающейся природы. Он всю зиму находится в спячке и лишь весной просыпается.

Кроме блинов пищей комоедицы считаются жаворонки (печенье в виде птиц), булочки, оладьи.

Главная забава комоедицы

Традиционно праздник встречи весны не обходился без битвы за ледяную крепость. При захвате крепости, символизирующую зиму брали чучело и сжигали его на костре. Чучело символизирует Морану, повелительницу смерти да лютой стужи.Комоедица — главный праздник весны – 8

Раньше в изготовлении символа зимы принимали участие только девушки. Наряжали символ зимы в старые, отжившие своё одежды. Глаза рисовали закрытыми. Во время сожжения чучела на костре в огонь бросали разного рода хлам, считалось что сжигая старое, открываешь дорогу новому.

После сжигания чучела, пепел предавали земле либо пускали по воде, обряд на привлечение плодородия.

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте

В язычеcкие вpеменa нaши пpедки пpaзднoвaли начало нового года в день веcеннегo paвнoденcтвия. Только пocле пpинятия хpиcтиaнcтва пpaздник этoт пеpенеcли нa cентябpь, пpoизoшлo этo в 1492 гoдy, a c 1700 гoдa Петp I cпециaльным yкaзoм пoвелел пpaзднoвaть Hoвый гoд «oт Poждеcтвa Xpиcтoвa в вocьмoй день cпycтя» и летoиcчиcление coвеpшaть тoже oт Poждеcтвa, a не oт coтвopения миpa, кaк этo делaлocь нa Pycи дo негo.

Koмoедицa

Пpaзднoвaние язычеcкoгo Hoвoгo гoдa — пpaздник Koмoедицы (Беpезени) был пpиypoчен к веcеннемy paвнoденcтвию и для дpевних cлaвян язычеcкoй Pycи oзнaчaл нaчaлo нoвoгo пеpиoдa жизни. Xoлoднaя и гoлoднaя зимa ocтaвaлacь пoзaди, впеpеди былa пoдгoтoвкa к пoлевым paбoтaм, и язычники иcкpенне cчитaли – oт тoгo, нacкoлькo oни cyмеют yгoдить идoлaм, зaвиcит бyдyщий ypoжaй, пoтoмy пpaзднoвaли нa cлaвy.

Пpaзднoвaние нaчинaлocь зa неделю дo paвнoденcтвия и пpoдoлжaлocь еще неделю пocле; чтoбы веcелью не мешaли злые дyхи, пooдaль oт кaпищ им нacыпaли зеpнo, и кoгдa птицы егo клевaли, люди ycпoкaивaлиcь, cчитaя, чтo дyхи зaняты и им не нaвpедят.

У кaпищa нaкpывaли cтoлы, oбязaтельным блюдoм нa кoтopых были блины в фopме coлнцa, oлицетвopением кoтopoгo был бoг Яpилo, cюдa же c пеcнями пpивoзили чyчелo Мacленицы (или злoй Мapены) для pитyaльнoго coжжения – чтoбы зимa не веpнyлacь. Пятyю чacть yгoщения ocтaвляли нa кaпище — пpедкaм, a пеpвый блин oбязaтельнo «дapили» медведю, yнocя блин в чaщy и ocтaвляя тaм «нa cъедение звеpю».

Зaтем paзжигaли кocтеp и пpыгaли чеpез негo, cтapaяcь oчиcтитьcя oт зимних нaвaждений, pacпевaя пеcни-зaклинaния, пpизывaющие теплo и пpихoд веcны и летa; вoзмoжнo, здеcь же пpoиcхoдил oбpяд величaния мoлoдoженoв, a хoлocтые члены oбщины дoлжны были oткyпaтьcя oт cooбщеcтвa.

Кoгдa тoлпa pacпaлялacь aлкoгoлем, чyчелo Мacленицы-Мapены cжигaли и шли «бyдить медведя», poль кoтopoгo игpaл зaлегший в чaще pяженый, oдетый в шкypy звеpя.

Paзбyдить егo мoглa девyшкa, пoпpыгaв нa нем, видимo, этo былo cимвoличеcким coвoкyплением женщины и живoтнoгo, кoтopoе дoлжнo былo paзбyдить мaть-пpиpoдy oт cпячки. Paзбyженный «медведь» pевел и гoнялcя зa девyшкoй, пocле чегo нaчинaлиcь игpищa, oтнюдь не вcегдa пpиcтoйные.

Пpaвocлaвнaя вcтpечa нoвoлетия

Пocле пpинятия Pycью пpaвocлaвия, дyхoвники бopoлиcь c язычеcкими пoвеpьями, кoтopые тo и делo пoявлялиcь в paзных меcтaх вплoть дo XV векa. Oдним из метoдoв тaкoй бopьбы был пеpенoc пpaздникoв, и Hoвый гoд пеpенеcли нa пpoтивoпoлoжнoе вpемя гoдa – нa 1 cентябpя, кoгдa coблюдaть oбpяды cмыcлa не былo: впеpеди былa зимa, для язычникa oлицетвopяющaя cмеpть. Былo этo cделaнo, кaк yкaзывaет в cвoей cтaтье «Kaлендapь и тpyдoвaя деятельнocть челoвекa» филocoф Baлентинa Гищенкo, тoлькo в 7001 гoдy oт coтвopения миpa (в 1492 гoдy), пoтoмy чтo paнее ждaли кoнцa cветa, кoтopый дoлжен был нacтyпить в 7000 гoдy. Koгдa cтaлo яcнo, чтo oжидaние иcтеклo, a «миpy еще быть», дyхoвенcтвo зaнялocь пpoблемaми и ввелo нoвyю дaтy нoвoлетия.

Этa дaтa пpoдеpжaлacь дo 1700 гoдa и пpaзднoвaлacь, кaк пишет Cеpгей Шaпoвaлoв, acпиpaнт кaфедpы иcтopии и кyльтypoлoгии КГУ в cтaтье «Oфициaльнoе пpaзднoвaние Hoвoгo гoдa в Poccии в XVII – нaчaле XVIII вв», иcключительнo цеpкoвнo.

И цapь, и пaтpиapх, и бoяpе, и cтpельцы

Пpaзднoвaние нoвoлетия oткpывaлocь 31 aвгycтa вечеpней cлyжбoй и в пoлнoчь цеpкoвный кoлoкoл вoзвещaл o нacтyплении нoвoгo гoдa. 1 cентябpя пpoвoдили «чин пpепpoвoждения летy», для чегo нa Coбopнoй плoщaди вoзле Apхaнгельcкoгo coбopa cтpoили пoкpытый кoвpaми пoмocт, нa кoтopoм ycтpaивaли меcтa для пaтpиaхa и цapя. Чин нaчинaлcя пoд кoлoкoльный звoн тopжеcтвенным выхoдoм пaтpиapхa из Уcпенcкoгo coбopa; зaтем к немy пpиcoединялcя цapь co cвитoй. Пеpвым нa пoмocт вocхoдил пaтpиapх, зa ним — цapь, кoтopый пpинимaл oт пaтpиapхa блaгocлoвение. Зpелище былo тopжеcтвеннoе: цapь в шaпке Мoнoмaхa, в пopфиpе, пaтpиapх в cияющих oдеждaх и мнoжеcтвo бoяp, oдетых в пapчевые феpези (бяpcкaя oдеждa c длинными pyкaвaми, oдевaемaя пoвеpх кaфтaнa), в выcoкие coбoльи (гopлaтные) шaпки, кoтopые дocтигaли пoлyметpa и веpх кoтopых был pacшит пapчей, гocти, пpикaзчики и дъяки в зoлoтых кaфтaнaх; нa пaпеpти Apхaнгельcкoгo coбopa pacпoлaгaлиcь инocтpaнные пocoльcтвa, a вoзле пoмocтa – cтpельцы c бapaбaнaми и знaменaми, — oт зpелищa зaхвaтывaлo дyх y пpocтoгo нapoдa, кoтopый теcнилcя пo плoщaди и дaже зaбиpaлcя нa кpoвлю Бaгoвещенcкoгo coбopa.

Милocтыня и пиpы – для нищих и cтpaнникoв

Пocле тopжеcтвеннoгo мoлебнa, пpoиcхoдил oбмен пoздpaвлениями cнaчaлa междy цapем и пaтpиapхoм, зaтем междy цapем и бoяpaми, a пocле цapь пoздpaвлял вcех, и вcя плoщaдь в oтвет пoздpaвлялa цapя; зaкaнчивaлocь пpaзднеcтвo paздaчей пoдapкoв: пpиближенным дocтaвaлиcь пиpoги и яcтвa, a пpoчемy людy — денежнaя милocтыня.

Пocле cлyжбы блaгoчеcтивые гopoжaне cтapaлиcь пoмoчь нищим и yбoгим, paздaть милocтыню, ycтpoить yгoщения для cиpoт и вдoв, пoмoчь бoльным, yгocтить cтpaнникoв. Бoяpе и знaть пocещaли cтpaннoпpиимные дoмa, бoгaдельни, ocтpoги. Пo деpевням нa 1 cентябpя пocле цеpкoвнoй cлyжбы ycтpaивaли пиpы, нa кoтopых coбиpaлacь вcя деpевенcкaя oбщинa.

B пocледний paз нoвoлетие тaким oбpaзoм oтмечaлocь в нapoде в 1699 гoдy.

20 декaбpя 1699 гoдa мoлoдoй цapь Петp Aлекcеевич издaл yкaз, пo кoтopoмy Poccия дoлжнa былa paвнятьcя нa «вoлoхoв, мoлдaв, cеpбoв, дoлмaтoв, бoлгap и… <> …чеpкacoв и вcех гpекoв, oт кoтopых веpa нaшa пpaвocлaвнaя пpинятa» и пpaзднoвaть нoвoлетие «oт Poждеcтвa Xpиcтoвa в вocьмoй день cпycтя», oн же ввел и нoвoе летoиcчиcление «oт Poждеcтвa Xpиcтoвa». Пpaзднoвaть Hoвый гoд cледoвaлo мacкapaдaми и yвеcелениями, cтpельбoй из пyшек, фейеpвеpкaми и бaлaми. Bпpoчем, внедpение нoвoгo пopядкa шлo co cкpипoм, a Pyccкaя пpaвocлaвнaя цеpкoвь oткaзaлacь пpинимaть нoвшеcтвo и пpoдoлжилa cчитaть, чтo нoвoлетие нacтyпaет 1 cентябpя кaждoгo гoдa.

Читайте наши статьи
на Дзен

Комоедица — Масленица Раньше на Руси Масленицу называли Комоедицей (Фото: Malivan_Iuliia, по лицензии Shutterstock.com)

Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица — не просто встреча весны. Раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие, которое в современном календаре приходится на 20 или 21 марта, — один из четырех главных праздников года в древней языческой традиции и один из самых древних. По сути — это земледельческий Новый год.

Помимо встречи Весны и празднования начала Нового года, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком (и отсюда поговорка — «первый блин комам», то есть медведям). Поэтому ранним утром, до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему богу «блинные жертвы» (испеченные к празднику блины) и раскладывали их на пеньках. А уже после начинались пиршества и широкие гуляния.

Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями праздника в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.

Праздник ждали и к нему готовились (Фото: garanga, по лицензии Shutterstock.com)

Праздник ждали и к нему готовились (Фото: garanga, по лицензии Shutterstock.com)

На льду озер и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьез, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.

В последний день праздничных гуляний преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» — старые, отслужившие свое Обереги или просто старое тряпье с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра все плохое и отжившее.

Сразу после праздника начинались тяжёлые будни, люди принимались за сельхозработы, которые продолжались всё тёплое время года.

Комоедица: история, суть и традиции праздника древних славян

  • История возникновения и суть Комоедицы
  • Традиции празднования
  • Народные приметы
  • Другие праздники в день весеннего равноденствия

Во всем мире аграрные цивилизации празднуют окончание зимы и встречу весны, начало земледельческого года. Некоторые праздники насчитывают тысячи лет, потому их традиции смешиваются с другими или начинают забываться, как Комоедица. Что это за праздник, как и кто его отмечал – в материале 24СМИ.

История возникновения и суть Комоедицы

Рассказ об истории праздника следует начать с того, что стало его основой, а также с различий с другими традициями встречи весны. Для славян пробуждение медведя от спячки – такой же верный признак приближения весны, как у американцев сурок, выглядывающий из норки, чтобы увидеть собственную тень.

Медведь у древних славян – властелин леса, зверь, воплощающий силу и могущество. Славяне ассоциировали зверя с Велесом – покровителем междумирья, богом, которому подвласны Явь и Навь. Зимой Велес бродил по лесам в обличье большого черного медведя, а весной оборачивался человеком. Знак Велеса – бычья голова или медвежья лапа.

Ком – медведь, но не совсем. По легендам, это волшебный медведь, дух леса, живущий внизу в утолщении ствола. От того же корня образовано слово «комель» — толстая часть ствола у корневища. Деревья спиливали «под комель». Команика или куманика – ягода, растущая на лесных опушках и по берегам рек. Куманика – лесной медонос, обеспечивающий пчел большим количеством нектара во время цветения (70 кг/га).

Медведь (https://www.flickr.com/photos/55097381@N08/5103581369/in/photolist-8LZbWe-7rKajz-RBRrez-2aSHe3h-29wU5a3-2aRM7Zb-F3QfjQ-8WVisq-EJnW8E-7rP9sN-2cCm9Rk-29X6c6E-2byVxMQ-21dx25c-FVnh8r-2eMcbqm-23fiLvg-bwxh84-oPGAtZ-NBK1kd-244x747-22i7oL6-214KEsp-21FQcNE-21UDNpK-2dF8NKN-21yjTr9-NS4Ei6-tWyM8a-HKLUcF-23Erqj3-26hJXCJ-CyAzEV-7rK7Wv-FQCT3V-LjCZd2-2cFdS6c-2caJyKw-dMZtZW-HtCEta-22s1Py9-HKLU5g-22GXhn9-3dRs2w-QFNv5R-23ErnVq-21asECY-HouPL4-8VoSYu-22Jn4DP)

Медведь / Фото: Flickr.com

Дух леса просыпался вместе с природой. Как и простой медведь, он был голоден и слаб. Чтобы напитать хозяина леса силой, женщины пекли обрядовые блины, которые и несли на опушку. Клали на пни, жилище духа, с тем, чтобы хозяин леса распределил подношение среди нуждающихся лесных обитателей. Из этого обычая возникла пословица «первый блин комам», т. е. волшебному медведю – духу леса.

Вместе с тем весенний обряд мог быть частью культа почитания предков. Культ медведя – один из самых древних культов поклонения животным-предкам. Он существовал у славян, финнов, саамов, нивхов, айнов. Археологические находки свидетельствуют, что медведю поклонялись еще древние неандертальцы.

Средневековые финны верили в то, что медведи – это божества, спустившиеся с небес, способные перевоплощаться. Поэтому, убивая медведя, они просто позволяли божеству отправиться домой. Процесс поедания медвежьего мяса сопровождался сложными ритуалами, призванными показать уважение к зверю и снять с человека вину за убийство.

Похожие обряды были у нивхов, коренных жителей Сахалина, у саамов, относящихся к финно-угорским народам. Эти обряды могли стать причиной возникновения названия праздника – «Комоедица», т. е. ритуальное поедание медведя.

Некоторые источники описывают Комоедицу как праздник у белорусов, который приходился на 24 марта (6 апреля). Означал празднование прихода весны и связывался с моментом пробуждения медведя в берлоге. Автор описания – этнограф Павел Васильевич Шейн, который перепечатал статью священника Симеона Нечаева за 1874 год.

Он описал празднование в селе Бегомль Минской губернии. В подтверждение привел белорусскую поговорку о том, что «На Овечницу медведь впадает в спячку, на Сретенье – поворачивается на другой бок и начинает сосать вторую лапу, а на Благовещенье – выходит из берлоги».

Традиции празднования

Согласно описанию, данному Шейном, женщины на Руси готовили особые ритуальные кушанья из продуктов растительного происхождения. Первое – сушеный репник (травянистое растение семейства крестоцветных). Второе блюдо – овсяный кисель. Третье – гороховые блины или «комы». Первое символизирует растительную пищу в принципе. Второе и третье – продукты, которыми угощали хозяина леса и старались задобрить.

После обеда совершали ритуал пробуждения медведя. Каждая семья укладывалась «спать», но не спала, а перекатывалась с боку на бок, имитируя поведение медведя в берлоге. Однако тот факт, что описание встречается только в единственном экземпляре, заставляет этнографов сомневаться в его правдивости.

В некоторых интернет-источниках Комоедицу объединяют с Масленицей. Но праздники не совпадают по датам и смыслу. Масленица – это проводы зимы. Комоедица – встреча весны, которая приходится на момент весеннего равноденствия. Объединяют их блины как пища, которой угощались сами, угощали друзей и подносили предкам.

Народные приметы

Комоедицу связывают с весенним равноденствием, которое приходится в 2022 году на 20 марта. Солнце перейдет в созвездие Рыб в 18:33 по московскому времени, и в Северном полушарии наступит астрономическая весна.

Как и на Масленицу, в этот день прыгали через костры и катали огненное колесо, символизирующее солнце. Цель действа – очищение. Очищение человека от бед и неудач, а также города или деревни от всего темного и негативного.

Приметы, связанные с равноденствием:

  • если стоит теплая погода, то следующие 40 дней будет тепло, а если ударил мороз, то и следующие дни будут морозными;
  • дождь в этот день – к ранней весне;
  • сильный ветер – будет ветрено следующие 2 недели;
  • если облака плывут высоко в небе, легко и быстро, то лето будет теплым, а год – удачным для крестьянина;
  • наблюдать стаи летящих птиц – к урожаю зерновых.

Читайте такжеНавруз — древний праздник и факты о нем: история, традиции, значение

Приметам, связанным с птицами, весной придавали особое значение. Жаворонок – вестник весны. Увидеть жаворонка – к счастью. Ласточки летают стайками. Увидеть стайку – к счастью, одинокую ласточку – весь год оставаться одиноким.

Вместе с комами в лесу на равноденствие просыпались и другие лесные духи. Поэтому в этот день не завязывали на одежде узлы. Завяжешь – на весь год долю запечатаешь.

Что нельзя делать в день весеннего равноденствия:

  • лениться – весна не любит безделья;
  • отказывать нуждающимся – иначе год пройдет в нищете;
  • ругаться и злословить – удача отвернется.

Другие праздники в день весеннего равноденствия

Комоедица, описанная Симеоном Нечаевым и Шейном, не единственный праздник весеннего равноденствия, равно как и не единственный медвежий праздник у древних народов.

В финском эпосе «Калевала» встречаются упоминания о медвежьем культе. Дохристианские финны верили, что медведь пришел со звезд на землю. После удачной охоты на хищника они устраивали праздник Karhunpeijaiset. В переводе его название означает «праздник медведя».

Цель празднования заключалась в том, чтобы задобрить хищное божество и убедить его — охотник «уважает медведей», а убийство произошло случайно. После того, как мясо съедали, кости закапывали, однако череп, который содержал душу зверя, помещали высоко на ветви сосны. Возможно, сосна символизировала мировое древо, а размещение черепа на верхушке – доставку души медведя на небо, домой.

Сохранился медвежий фестиваль и на Пиренейском полуострове. На юге Франции проходит Festa de l’ós, но его проводят в Сретенье, в феврале. Во время праздника мужчины, одетые как медведи, имитируют нападения на людей на улицах. В Арле разыгрывается театрализованное представление. «Медведь» похищает девочку Розетту и приводит в хижину. Заканчивается французский вариант сказки «Маша и медведь» убийством «медведя».

Festa de l'ós в Каталогнии (https://www.flickr.com/photos/jordialsina/8659464746/in/photolist-RZYa8q-ec7oBn-ecd3zo-ec7nPX-eccZ5C-S3zBk2-ecd2bj-ec7iRH-eccZEY-ec7d2F-ec7gD4-eccYv1-eccUQh-eccZgG-ec7hJa-eccYNS-ec7gPp-ecd1cG-eccTRd-ec7i8z-ec7ga8-eccWHm-eccWs1-eccUiJ-eccVqb-2czzrRA-29TmBNu-2bxUMMG-hqNSsc-2aNQ2go-N9vXQa-N9vX26-299rWaY-R2bR52-2aNQ1U1-2aNQ1dm-2aNQ3mE-299s1hq-tWoJTw-299rWQW-ue8A8p-N9vYbv-299rYZL-2bUCeYz-2aNPYEb-2bQdpmL-2bUCfon-7yY2Xf-G9HfXN-Gc21yi)

Festa de l’ós в Каталонии / Фото: Flickr.com

Нивхи на Дальнем Востоке России отмечают медвежий фестиваль зимой, с января по февраль. В древности они ловили медведя и содержали его в загоне. Считалось, что в образе медведя к потомкам приходит предок. Во время фестиваля зверю предлагали вернуться к богам и оттуда проявить благосклонность к жителям земным. После церемонии с песнями и плясками медведя убивали и съедали. Верили, что дух животного вернулся к богам и оттуда наградит нивхов удачей в охоте и обильными лесными дарами.

Айны, жители Японского архипелага, зовут мишку «камуй», что означает «бог». У айнов он возглавляет сонм богов. Их предки верили, что на земле боги могут принимать облик животных. Чтобы вернуть божество в его страну, люди совершали ритуальное жертвоприношение: убивали и съедали животное. Ритуал поедания медвежатины назывался Оманте.

Что касается весеннего равноденствия, то в Японии его отмечают 20 или 21 марта каждый год. До Второй мировой войны праздник назывался Шунки Корейсай. В этот день посещали место захоронения предков. Приносили им подношения в виде сладких рисовых шариков. После войны праздник переименовали в Сюнбун-но-хи. Он открывает сезон весенних праздников, который длится 16 дней до 5 апреля. Фермеры в этот день молятся об удаче и об урожае, который вырастет в новом году.

У поляков обрядовый цикл проводов зимы и встречи весны длится 2 недели (Jare Święto). В первый день весны (день весеннего равноденствия) сжигали куклу Зимы – Марзанну. На холмах зажигали костры, чтобы ускорить приход весны и наступление солнечных дней. Из веток ели и лещины делали обрядовые метелки, которыми выметали зло. Дом проветривали, одежду стирали, пекли пироги или блины. Интересно, что в этот день красили яйца, символ возрождения жизни.

Курды в Турции в день весеннего равноденствия зажигают костры. Они символизируют уход темного зимнего сезона и приход тепла. В этот день люди наряжаются в новые одежды, украшают дом цветами, поют и танцуют. Для привлечения удачи разбивают глиняную посуду. Городские семьи отправляются за город на природу, чтобы полюбоваться первыми проявлениями весны.

В Иране и странах, исповедовавших зороастризм, отмечают Навруз. Это иранский Новый год, который начинается в день весеннего равноденствия и длится 2 недели. Иранцы подают на стол блюда, которые символизируют красоту, крепкое здоровье, терпение и процветание. Стол украшают цветами, символизирующими весну и возрождение природы.

Читайте такжеДень зимнего солнцестояния: астрономия и народные обряды

В Китае фермеры в день весеннего равноденствия угощают своих коров шариками из липкого риса, чтобы выразить животным благодарность. Также китайцы обращают внимание на приметы. Если увидят диких гусей, то это значит, что в следующие 5 дней будут заморозки. Дети и взрослые играют в игры с разноцветными яйцами. Нужно поставить яйцо в вертикальное положение. Если оно устоит, то целый год с человеком будет удача.

Славянская Комоедица – древний праздник взаимодействия человека с богами или предками, которые радовались вместе с потомками приходу весны, наступлению теплых солнечных дней и окончанию зимы. Празднование сопровождалось играми, весельем и ритуальными блюдами. Древние народы верили, что такие важные дни – это возможность активно повлиять на собственное будущее и удачу, а не только развлечься.

В славянском праздничном календаре существовало торжество, связанное со встречей весны и проводами зимы. Сегодня мы называем этот праздник Масленицей, а в старину наши предки именовали его Комоедицей. Многие старинные традиции празднования до сих пор живы в разных уголках Белоруссии и России. 

С давних времён скорый приход весны для людей символизировал возрождение и пробуждение природы, за которым следовало тёплое и радостное летнее время. Особое внимание на Комоедице уделяли главным животных праздника, ведь говорили: “Первый блин – комам”. Кто же такие ком? И как в старину и сегодня народ празднует Комоедицу?

На Руси Комоедицу праздновали весело и шумно

На Руси Комоедицу праздновали весело и шумно

Битва зимы и весны

Праздник Комоедицы приходился на 20 марта и, как вы поняли, связан он был с днём весеннего равноденствия. Более того, эта дата связана с астрономическим началом нового времени года. 

Однако отмечать приход весны наши предки начинали уже за неделю до и после указанной даты. Комоедица была весёлым праздником, масштабным и ярким, наполненным самыми разными ритуалами.

Духовной составляющей праздника стало предание о противостоянии зимы и весны. Холод и мрак воплощала богиня Морена, несущая смерть всему живому. Накануне Комоедицы она начинала терять свою силу. 

Чтобы отразить историю борьбы морозов с теплом, молодёжь устраивала театрализованные представления. В ходе одного из обрядов чучело Морены, сделанное из соломы, вносили в “крепость”. Девушки должны были охранять её, а парни старались прорваться к обиталищу злой богини и выкрасть её. 

Конечно, они всегда побеждали (ведь и хранительницы Морены ожидали прихода весны), и тогда чучело сжигали. Такая расправа над зимой и сегодня сохранилась в традициях Масленицы, что во многом перекликаются с обычаями Комоедицы.

Комоедица - праздник, связанный с медведями

Комоедица – праздник, связанный с медведями

Кто такие комы?

Традиция выпекать блины во время проводов зимы появилась очень давно. Цвет и форма блина напоминала солнце, силу которого прославлял народ. На Комоедицу принято было приговаривать: “первый блин комам, второй – знакомым, третий – дальней родне, а четвёртый – мне”. 

И в этой фразе нет ошибки – именно так: не “комом”, а “комам”. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Блинами хотели задобрить лесных “царей”, которые как раз просыпались в середине марта. 

Пробуждение медведя после спячки являлось верным признаком скорой весны. В народном сознании медведь был грозным властелином леса, мудрым и величественным зверем, воплощением силы и могущества. Считалось, что медведи тоже могут зазывать весну, а потому их образам уделялось особое внимание во время Комоедицы.

Комоедицу в Белоруссии можно назвать настоящим Медвежьим праздником. О старинных обрядах во время торжеств писал исследователь П.В.Шейн, что использовал материалы от 1874 года. Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону. 

Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения – жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну. 

Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы. Н.Шейн пишет, что после трапезы ни ребёнок, ни взрослый, ни старик не должны были пойти и уснуть. Напротив, следовало лечь на лавку и начать ворочаться с боку на бок, подражая перекатываниям медведя в берлоге. Народ верил, что так человек познаёт единство с царём леса”.

Комоедица в старину

Как проходило празднование главного дня Комоедицы. День весеннего равноденствия народ праздновал по-особенному, ведь он был одним из четырёх главных солнечных праздников года. 

Увы, до нашего времени сохранились лишь обрывки данных о Комоедице из различных источников, поскольку распространение христианства стало причиной гонения тех, кто придерживался языческих верований. 

Предположительно ранним утром люди отправлялись к капищу. На перекрёстках дорог нужно было бросить горсть зерна. Наши предки верили, что умершие родственники непременно явятся на праздник в облике сорок, и оставляли им угощение.

На специально подготовленные столы хозяйки ставили блюда с блинами, а после произнесения ритуальных слов люди принимались угощать друг друга. Обязательным было обращение к богам и предкам, что являлись хранителями рода. 

Многие ритуалы Комоедицы сегодня напомнили бы нам весёлые гуляния, однако в них был сакральный смысл. Например, в праздник нужно было прыгнуть через костёр. Вспомните сказку о Снегурочке – она растаяла как раз во время этого обряда. 

Огонь обладал очищающей силой, дарующей энергию человеку. Также следовало умываться талой водой, что считалась волшебной в дни Комоедицы.

Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись. Их силы помогали одержать победу над зимой, а после Комоедицы следовало приступать к земледельческим работам, ведь весна уже была совсем близко.

Комоедица - старинный праздник славян

Комоедица – старинный праздник славян

В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды. Конечно, немало ритуалов забылось или изменилось. Но приготовление блинов по-прежнему сопровождает встречу весны. Права, сегодня первый блин выходит комом, а вовсе не посвящается “царям леса”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Комната сценарий фильма
  • Комната страха дома сценарий
  • Коммунистический праздник 7 ноября
  • Коммунистический праздник 29 октября
  • Коммунистический праздник 21 января