Компенсаторная функция праздника

В статье праздник рассматривается как социальный институт, описанных явных и скрытых функций праздника как социального института на примере Российской праздничной традиции.

Institutional function of the holiday

Section 3. Theory and history of culture

Galaktionova Nelly Anatolyevna, Tyumen Academy of culture and arts, Candidate of philological Sciences, Associate professor E-mail: nelli.galaktionova@yandex.ru

Institutional function of the holiday

Abstract: In the article holiday is treated as a social institute, obvious and latent functions of a holiday as social institute on the example of the Russian festive tradition are described.

Keywords: neo-institutionalism, the institutionalization of the holiday, latent and manifest functions of the holiday.

Галактионова Нелли Анатольевна Кандидат филологических наук, Доцент Тюменская академия культуры и искусств E-mail: nelli.galaktionova@yandex.ru

Институциональные функции праздника

Аннотация: В статье праздник рассматривается как социальный институт, описанных явных и скрытых функций праздника как социального института на примере Российской праздничной традиции.

Ключевые слова: нео-институционализм, институционализация праздника, скрытые и явные функции праздника.

Представители неоинституционализма в политологии Дж. Марч и Й. Ольсен указывали, что социальные действия часто базируется на нормативно одобренном обществом поведении: «Люди выполняют решения не только потому, что они заинтересованы в них, но потому, что от них ожидают этого или что они должны это делать. Люди действуют в соответствии с правилами» [7; P. 734-750].

Поэтому в сфере моделирования социального взаимодействия важно обратить внимание на возможности институтов в конструировании социально одобряемых поведенческих правил.

Классическое определение институтов было подвергнуто корректировке. Д. Норт предло-

жил рассматривать институты как правила поведения. «Институты являются набором правил, процедур подчинения — моральных и этических норм поведения, созданных с целью сдерживать поведение индивидов…» [7]. Поэтому поведенческие установки и само поведение субъектов, и коллективных в том числе, обусловлены внешними ограничениями, влияющими также и на сознание. Поэтому именно институты играют ключевую роль в поддержании стабильности любой из сфер социальных взаимодействий. В российской науке отмечается интерес к неоинституциональному порядку: В. В. Радаев [8], Л. Е. Бляхер [1], Н. А. Шматко [12], Е. А. Рыбалка [10] рассматривают различные аспекты формирования

35

Section 3. Theory and history of culture__

новых институциональных форм различных явлений общественной жизни.

Деятельность институтов — конструктивистская по своей сути и по выполняемым функциям, позволяет предсказывать, прогнозировать поведение социума, ибо рамки поведения, установки, правила определяет сам институт. Институты конструируют социальную реальность, тиражируя, навязывая и укореняя в обществе представления о мире, идентичности, системе ценностей, нравственных ориентирах. Относительность этих представлений может подпитываться разностью культур, и поэтому иметь региональные особенности.

Научное изучение праздника как явления культуры не будет полным без исследования его категориальной определенности. В настоящее время нет работ, в которых праздник характеризуется как социальный институт. Наиболее приближенное к этому понимание встречается в работе Б. Ерасова “Социальная культурология”, в которой указывается, что “Во всяком обществе праздники существуют как непременный институт, как общественное событие торжественного характера, изъятое из повседневности и проводимое в свободное от работы время” [4, 305]. В этой работе Б. Ерасов приближается к пониманию праздника как социального института, поскольку отмечает, что он — “часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, слоев и групп, форма регуляции их деятельности”. Для оформления представлений о празднике как социальном институте важным является понимание его функциональной общественной роли.

Латентные функции праздника во многих национальных традициях — небытовое времяпровождение, гастрономические удовольствия и т. д. Явные функции праздника — отдых, развлечение, релаксация, инициация (свадьба), но и одновременно — консолидация общества. Роль общегосударственных праздников в формировании общегосударственной российской идентичности — важная проблема, рассматриваемая в ряде авторских статей [2; 3].

В общем виде прямой функцией института праздника является ритуальное торжественное

действие, выходящее за рамки повседневности. Праздничная дата — циклическая веха в годовом цикле, соответствующая, в российских условиях, годовому календарному кругу жизни. Большинство религиозных праздников имеет опору в народном земледельческом календаре, основанном на многолетних наблюдениях за природой, сопровождаются мифилогически обусловленными ритуалами. Праздник обладает способностью встраивания человека в годовой цикл жизни, имеет потенциал преодоления повседневной разобщенности, способен обеспечить совместную деятельность, освященную духом общего дела, совместного торжества, коллективной радости.

Праздник выполняет регулятивную функцию, стандартизирует поведенческие реакции, является этапным моментом в жизни. Регулятивная функция праздников проявляется во многих типах праздников — оформляет рождение, включая нового человека в жизнь рода; атрибутируют смерть и ритуальное прощание; религиозные праздники, имеющие опору в народной традиции, регулируют повседневно-бытовую жизнь общества, вырабатывая шаблоны поведения (устанавливают пост, разрешают или запрещают употреблять в пищу определенные продукты (яблочный и медовый спас); обозначает этапные вехи государственной жизни.

Признавая возможность рассмотрения праздника как социального института, необходимо обозначить присущую ему интегративную функцию, в основе которой лежат процессы взаимодействия, сплочения общества. Интегративная функция праздника объединяет ряд элементов: консолидацию и сплочение членов общества, так как праздник — непременно коллективное совместное действие; мобилизацию, в основе которой лежат совместные усилия, автономный ресурсный вклад в общее дело (карнавал, общий облик которого создается массой усилий отдельных людей; демонстрация и парад; массовые гуляние и т. д.); конформность, непременным условием которой является сочетание личных и общественных целей и усилий. Интеграция — функциональное условие существования любого института, в празднике же проявляется наиболее наглядно.

36

Institutional function of the holiday

Транслирующая функция — непременное условие существования института праздника. Повторяющийся, циклический характер, закрепленность в праздничном календаре и в массовом сознании позволяет празднику стать частью общенародной памяти, ячейкой личной автобиографии, имеет консолидирующий межкпоколенный характер. Повторяющийся характер праздников на социальном уровне вовлекает в него новые поколения, расширение территориальных границ способствует включению новых общностей — европейско-американская традиция празднования Дня Святого Валентина укоренилась в российском праздничном пространстве, стала частью ежегодного праздничного календаря, вошла в личную историю многих молодых россиян, оказалась поддержанной торговыми сетями, предприятиями общественного питания и т. д. Активно распространяется традиция празднования Хеллоуина. С транслирующей функцией тесно связана другая — функция воспроизводства социальных отношений, направленная на обеспечение социальной сплоченности и консолидации общества вокруг общих ценностей. Последняя активно проявляется в отношении праздника 9 мая — Дня Победы в Великой Отечественной войне. В этом празднике сошлись торжественные и сакрально-трагедийные формы: парад, минута молчания, процедура возложения венков к монументам в честь павших бойцов, салют и т. д.

Институт праздника выполняет социализирующую, образовательную и воспитательную функции, поскольку приобщает новые поколения к культуре, способствует формированию личности в системе ценностей, исповедуемых обществом. Из социализирующей и образовательной функции праздника вытекает — охранительная функция, поскольку праздник аккумулирует культурно-историческое наследие народа, сохраняет и передает следующим поколениям знания о культуре и истории народа. Массовый праздник является формой культуры, актуализируя культурные различия, аккумулируя константы этнического мировосприятия, национальное мировоззрение. Таким образом, праздник выполняет культурофомирующую функцию.

Явной функцией института праздника является коммуникативная функция, в основе которой лежит трансляция и передача информации, когнитивных установок. При этом возвышенный эмоциональный праздничный пафос позволяет усваивать нормы и правила непринужденно и естественно. Коммуникативная функция праздника проявляется разнопланово. Участие в праздничных ритуалах в качестве наблюдателя или участника позволяет усваивать ролевые модели поведения. Трансляция через СМИ правил, особенностей, истории праздников дают возможность усвоения и внешней и внутренней семантики и т. д. Сопутствующая празднику атрибутика в виде сувенирной продукции позволяет сделать элементы праздничной атрибутики символами данного праздника. Сопровождающие праздник литературно-музыкальное, кино-фото-творчество и т. д. укореняют его в сознании общества. Институту праздника свойственна явная социокультурная функция, которая способствует культурной, этнической идентификации.

Игровая функция праздника является одной из важнейших. В исследовании К. Жигульского отмечается, что устойчивая общность, функционирующая в рамках упорядоченного календаря, вносит определенный порядок в игровую сферу праздника. Такой порядок основан на фиксации отрезков годового цикла, «ритм и праздник в качестве узловых моментов времени создают основу календаря», а праздник способствует созданию и поддержанию ритмичности и цикличности в жизни общества [5].

Важной функцией праздника является организация досуга и отдыха граждан, поскольку празднику свойствен небытовой характер действий, веселый и торжественный характер, связанный с рекреацией, релаксацией, сменой деятельности. Адаптивно-компенсаторная функция праздника связана с удовлетворением социально-психологических потребностей, разрешая запретные в другое время удовольствия. Он психологически важен для эмоционально-физиологической нагрузки будней. Адаптивно-компенсаторная функция тесно связана с функцией снятия этических регламентаций. Еще Й. Хейзинга

37

Section 3. Theory and history of culture

указывал, что праздник позитивно раскрепощает человека [11], смягчает жесткие этические нормативы, раскрепощает человека, не позволяя напряжению выливаться в криминальные и негативные формы.

Реальные функции социальных институтов направлены на прямой результат, наряду с ними существуют неявные, латентные функции, не планируемые заранее. По мнению автора настоящей

статьи косвенным результатом функциональной деятельности праздника является его влияние на формирование социальной идентичности. Выявление особенностей институционального влияния праздника на формирование национально-государственной и гражданской идентичности — актуальный предмет специального социологического исследования социальных структур.

References:

1. Бляхер Л. Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской

2. Галактионова Н. А. Роль праздничной культуры в формировании российской идентичности//Вест-ник МГУКИ. — № 2 (34). — 2010. С. 52-57.

3. Галактионова Н. А. Истоки и традиции российской праздничной культуры//Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. № 2 (12).

4. Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М.: Аспект-Пресс, 2000. С. 304-331.

5. Жигульский, К. Праздник и культура. Праздники старые и новые: Размышления социолога. — М.: Прогресс, 2006.

6. March J. G., Olsen J. P. The New Institutionalism: Organizational Factors in Political Life//American Political Science Review. № 78 (3 September), 1984. P. 734-750.

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

8. Радаев В. В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы//Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 3.

9. Рыбалка Е. А. Концепты институализации и пространственные структуры личности//Гуманитар-ные и социально-экономические науки. 2009. № 1.

10. Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах/Сост. и перев. Д. В. Сильвестров, — М.: Издательский дом Ивана Лимбаха, 2007.

11. Шматко Н. А. Плюрализация социального порядка и социальная типология//Социологические исследования. — 2001. — № 3.

38

Праздник как феномен
культуры

Праздник — отрезок времени,
выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное
(небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной
традицией. ВИКИПЕДИЯ

Слово также употребляется в иных,
близких по смыслу, значениях:

·                  
официальный день отдыха, установленный в
связи с календарным событием, противоположность будням;

·                  
массовые развлекательные мероприятия,
весёлое препровождение свободного времени;

·                  
день какого-либо радостного события;

·                  
общее состояние душевного подъёма (обычно
в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).

ПРА’ЗДНИК [зн], а, м. 1.
В религиозном обиходе — день (или несколько дней подряд), посвященный памяти
какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз.
святого (церк.). П. пасхи. П. кущей. 2. День торжества в память какого-н.
выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными
собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. Революционные праздники. 3.
Официально установленный общий день отдыха по таким дням (см. праздник в 1 и 2
знач.); противоп. будни.

В «Толковом словаре
живого великорусского языка» В. Даля читаем: «Праздничный день или праздник
вообще-день, посвященный отдыху, не деловой, не работный… день, празднуемый
по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского,
государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности,
до лица». В «Малом толковом словаре» В. и Л. Лопатиных находим современные
«добавки»: «Праздник: 1) День торжества, установленный по случаю какого-нибудь
события, и само такое торжество. Праздник Победы. Новогодний праздник.
Спортивный праздник. Праздник урожая. Семейный праздник. 2) … Общий нерабочий
день (дни) по случаю такого торжества».

Слово «праздник»
образовалось от старинного славянского слова, связанного с трудом.

В России труд всегда был
в почёте. Особенно труд земледельцев. Это почётный, но тяжёлый труд. Поэтому
редкие дни отдыха отличали от трудовых дней словом «праздьнъ». Со временем так
стали называть все дни, не занятые делами, свободные от работы.

Со временем к слову
«праздьнъ» стали добавлять слово «день». Так получились «праздные дни».

Само слово «праздный»,
стало словом нарицательным. Этим словом стали называть людей, которые ленились
трудиться.

Праздные дни, наоборот,
отмечали очень торжественно и чинно. Например, праздные дни Пасхи. К праздным
дням основательно готовились: чисто убирали дом, готовили специальные
праздничные угощения. В праздные дни было положено одевать лучшую одежду. В
праздные дни надо было вести себя по-особому и соблюдать все установленные для
праздных дней правила. Особо значимые праздные дни стали называть
«праздниками». Такими праздниками стали: Рождество, Крещение, Богоявление и
другие,- всего двенадцать дней в году, связанных с церковными памятными днями

Праздники — это
своеобразные рубежи жизни: на них ориентируются, к ним готовятся. В отведенные
для него дни мы собираемся вместе и, стряхнув груз повседневных забот,
переключаемся, отдыхаем, набираемся энергии, оглядываемся назад и мечтаем о
будущем… Взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника — веселого,
нарядного, дружественного и бывают очень разочарованны, если их ожидания
обмануты. Потому время праздника мы всегда стараемся сделать ярким, разноцветным,
объединяющим людей в их радости, запоминающимся надолго.

А еще праздники любят за
необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность,
элементы костюмированного шоу, эмоциональность, за возможность «себя показать и
других посмотреть».

Праздники — неизменные
спутники народной жизни. Праздники для нас — это возможность доставить радость
близким!

Праздник — не календарное
понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен
культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или
чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением
в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник —
антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма
человеческого бытия.

Исторические корни
праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом,
трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными
ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках,
выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую,
нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения,
коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза
будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни
углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся
найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от
плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей,
Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со
времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли
в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов,
поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями,
танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов
легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают
способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы
поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности
и ценностные ориентации.

Праздник всегда имеет
оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается
выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая
преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации
праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как
формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.
Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго
следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за
официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Особое значение в
праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная
насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм,
зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят
праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая
пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Признаки праздника:

Существуют разные типы
праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими
признаками: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности,
осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем,
определенным ритуалом, танцем, приемом и более или менее добровольным согласием
в принятии участия в праздничной деятельности. Праздник соединяет людей узами
общности, порождает чувство коллективности. На празднике люди, более чем
где-либо, ощущают свое единство и общность, открыто демонстрируют себя и в
таком же качестве видят других. Праздник связан с религиозным культом и с
важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией
производства и т. д.

Типология праздников
многообразна:

— народные
(национальные). Народным праздникам свойственна естественность, органичность,
самостийность;

религиозные праздники
являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная
близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах
религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные
праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы
светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует
возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.

— государственные.
Государственные праздники отличает высокая степень протокольной
регламентированности, выраженная идеологическая направленность;

профессиональные,

— семейные
и др.

Когда же речь идет о
семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В
узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и
регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают,
преобразовываются самые разные — большие и малые — праздники. Не будет
преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной семьи
невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в
том числе и семейный, содержание, которое в это понятие вкладывается,
трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи,
ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного
и материального цензов.

Семейные праздники очень
многообразны, в каждом отдельном случае — свои традиции, нормы, способы их
ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного
события. Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на
общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим
торжествам относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда
радость); нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не
воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины
супружества.

Функции праздников

Всякий исследователь,
рассматривающий проблему праздников, в той или иной степени касался вопроса
функций праздников. В этом плане можно отметить работы Д. М. Генкина, Я. П.
Белоусова, Л. С. Лаптевой, Д. М. Угриновича, М. В. Литвиновой и др. Все эти
исследователи предлагали свое видение и понимание функций праздников. Выделим
самые основные из них: коммуникативную, идеологическую или воспитательную,
компенсаторную, рекреативную, игровую, интегративную (сплочение), эстетическую
и другие функции «Праздник» преследует несколько основных целей:

— развлекательная — отдых
от повседневных трудовых будней с обязательной психологической разгрузкой.

— воспитательно-обучающая
– не случайно обязательным аспектом любого праздника у наших предков была психолого-педагогическая
функция через игровые моменты. Это и передача традиций, и освоение обычаев, и
обучение формам поведения в различных ситуациях и многое другое.

— коммуникативная функция
(т.е. область общения) любого праздника, это социализация участников-гостей
праздника, где по средствам игровой формы, у них есть возможность проявиться ни
к чему не обязывая себя, а также сблизиться духовно с другими пришедшими на
праздник гостями. К примеру, незнакомые или малознакомые до сих пор люди на
праздничных мероприятиях, при грамотно составленной программе, к концу вечера
становятся хорошими приятелями.

Идеологическая функция
праздника. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколения
к традициям, идеям и верованиям предков. Здесь играли роль и календарь, и
предмет праздника, и обычаи, и обряды, в нем действенно представленные.
Идеологичность заложена в природе праздника и, будучи осознанной, активно
эксплуатировалась правящими классами, кастами, сословиями, партиями в целях
самоутверждения, навязывания своей идеологии, верований, ценностей.

Компенсаторная функция
праздника. Ее обычно связывают с неудовлетворенными потребностями личности в
буднях: ограничение в питье, пище, отдыхе, сдерживание в поведении,
эмоциональная бедность жизни. Праздник возмещает запретные в будни
удовольствия. Данную функцию также называют функцией проективной разрядки.
Здесь речь идет о восстановлении психического равновесия, ликвидации напряжения
и дисгармонии, которые накапливаются в организме человека. Проективная разрядка
— способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных
эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или
иллюзорный.

Рекреативная функция
праздника. Если компенсаторная функция праздника связана прежде всего с
удовлетворением социопсихологических потребностей, то рекреативная —
биопсихологических. Речь идет об удовлетворении потребности в удовольствиях,
наслаждении жизнью. Для этого праздничная пора — самая благоприятная. Песни,
танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность, пора примитивных
удовольствий сами по себе, без домысливания их значения, есть ценность жизни
для части субъектов праздника, не озабоченной философскими вопросами жизни.

–обучающая функция –
сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные,
танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное
использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

– воспитательная функция
– проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

– развивающая функция –
гармоническое развитие личностных качеств подростка при подготовке выступления,
расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для
самоутверждения и самореализации;

– коммуникативная
функция– объединение подростков в коллектив, общение между сверстниками в
процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с
применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с
другими детскими коллективами;

– эстетическая функция –
развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

– просветительская
функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению,
кинофильмам, радиопередачам, чтению;

– развлекательная функция
– создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение
занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;

– релаксационная функция
– снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых
приемов и самой игры.

За последние годы в нашей
жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому
отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в
праздниках значительно возросла.

Праздник
как технология СК рекреации: понятие, типы, функции, технология подготовки и
проведения

Праздник
— отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо,
имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной
или религиозной традицией. Бахтин называет праздник
«первичной формой человеческой культуры». Согласно этой теории, праздник — это не просто художественное
воспроизведение или отражение жизни, а сама жизнь, оформленная игровым способом
и, следовательно, связанная с человеческой культурой. Из «Словаря гуманитарных
наук»: «Праздник – это момент социокультурной динамики, когда общество
развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и
культурные отношения. Праздник создается вокруг особого мифического сюжета и
организует если не беспорядок, то по меньшей мере нарушение порядка, чтобы
получить или укрепить в общественном сознании согласие на требуемый порядок.
Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность применяемая в
этом случае символика и вызванный ею миф». Также праздник – это один из
социальных институтов, «который охраняет, пропагандирует и обновляет ценности
культуры, вокруг которых общество организует свою сознательную жизнь»

Опираясь на многочисленные
исследования можно выделить следующие типы современных праздников:

1)    Религиозные праздники.
Пасха, Рождество

2)    Языческие праздники. Масленица,
Ивана купала, Хэллоуин

3)    Частные праздники. Дни
рождения, свадьбы.

4)    Корпоративные праздники.

5)    Детские праздники.
Фестивали, утренники, линейки, спектакли и конкурсы

6)    Профессиональные
праздники. День учителя, день работника культуры, день строителя

7)    Государственные
праздники. День победы, новый год, 1 мая, день России, день знаний

8)     Военные праздники. День
ВДВ, день пограничника, день ВМФ

Функции праздника:

Идеологическая
функция
. Праздник изначально был
способом приобщения подрастающего поколения к традициям, идеям и верованиям
предков. Здесь играли роль и календарь, и предмет праздника, и обычаи, и
обряды, в нем действенно представленные. Идеологичность заложена в природе
праздника и, будучи осознанной, активно эксплуатировалась правящими классами,
кастами, сословиями, партиями в целях самоутверждения, навязывания своей идеологии,
верований, ценностей;

Компенсаторная
функция.
  Ее обычно связывают с неудовлетворенными
потребностями личности в буднях: ограничение в питье, пище, отдыхе, сдерживание
в поведении, эмоциональная бедность жизни. Праздник возмещает запретные в будни
удовольствия. Данную функцию также называют функцией проективной разрядки.
Здесь речь идет о восстановлении психического равновесия, ликвидации напряжения
и дисгармонии, которые накапливаются в организме человека. Проективная разрядка
— способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных
эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или
иллюзорный;

Рекреативная
функция.
 Если компенсаторная функция праздника связана
прежде всего с удовлетворением социопсихологических потребностей, то
рекреативная — биопсихологических. Речь идет об удовлетворении потребности в
удовольствиях, наслаждении жизнью. Для этого праздничная пора — самая
благоприятная. Песни, танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность,
пора примитивных удовольствий сами по себе, без домысливания их значения, есть
ценность жизни для части субъектов праздника, не озабоченной философскими
вопросами жизни;

Обучающая
функция
 – сочинение сценариев, сценическое движение,
упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями,
пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога,
перевоплощения, экспромта;

Коммуникативная
функция
– объединение людей разного возраста, статуса и пола в
коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника,
установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению,
организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

Эстетическая
функция
 – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в
обыденном;

         В зависимости от конкретного типа
праздника его организация будет иметь свои особенности. Существуют и
универсальные составляющие организационно-технологического процесса реализации
праздничного мероприятия:

– диагностика актуальной культурной ситуации
(анализ потребностей и интересов общества или отдельных социальных групп,
работы учреждений культуры или потенциальных площадок для данного мероприятия и
т. д.);

– разработка концепции и сценария, выбор целевой
аудитории (цели, задачи праздника, оценка его результатов, детальный план организации
и проведения с описанием действий всех участников);

– выбор пространства (площадки, места), которое
должно отвечать целям и задачам праздника;

– определение временных рамок (времени и графика
праздничных мероприятий, согласование разновременных мероприятий и т. д.);

– формирование команды, лиц, ответственных за
организацию и проведение праздника;

– решение вопросов обеспечения безопасности и
согласование действий учреждений и ведомств, отвечающих за безопасность
(особенно это касается организации и проведения массовых праздников).

Опарин Геннадий Алексеевич,Кандидат педагогических наук, доцент, Самарского Государственного института культуры,г. Самараoparinga@bk.ru

Праздничный потенциал социальнокультурного развития

Аннотация.В статье, на основе типологии календарных праздников, исследуется смыслосодержательная направленность современной праздничной культуры, базовые функции и основная цель –социальнокультурное развитие общества и личности. На основе изучения праздников,установлена взаимосвязь всемирных и международных календарныхпраздников,дней и событий,ссоциальнымипроблемамиглобального масштаба, решение которых требует привлечения внимания и вовлечения людей в практические социальнозначимые действия.Определены основные субъекты, возможности и сферы праздничного культуротворчества, на основе сочетания традиций и инноваций, глобальных, федеральных и региональных особенностей социокультурного развития.Ключевые слова:культура, праздник, социальнокультурная деятельность,развитие,коммуникация, календарь, культуротворчество.

Изменения,происходящие всовременномпраздничном календаре,вызывают различные оценки и отношения в обществе.В средствах массовой информации обсуждают место и значение, содержание и формы проведения,как историческисложившихся, так и относительно новых,включённых в календарьпраздников. Современное праздничное культуротворчество осуществляется во всемирном, международном,федеральном, региональном и институциональноми индивидуальном масштабах. Решения о Всемирных и международных праздникахпринимаются международными организациями ООН и ЮНЕСКО.Праздничная культура Российской Федерации законодательно регулируется государством через систему календарных праздников, событий,памятных и знаменательных дат. Общегосударственные праздники утверждаются законодательно и определяются Трудовымкодексом РФ, УказамиПрезидента РФ, Федеральным

законом

«О днях воинской славы и памятных датах России», Постановлениями правительства Российской федерации.Региональные праздники проводятся по решению органов власти субъектов Российской Федерации, в частностиобластным правительством и губернской думойобласти. Основное внимание в официальных нормативноправовых актах уделяется определению даты проведения мероприятий, вопросам историкокультурного обоснования календарных праздников и памятных дат, соблюдению трудового законодательства и источникам финансирования праздничных мероприятий. «Праздник

в традиционной,светской и религиозной традиции

временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального,предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как нечто институцализированное (даже если оно носит импровизационный характер).Праздник в культурологи рассматривается как институт культуры, выступающий как общественное событие торжественного характера, изъятое из повседневности и проводимое в свободное от работы время»[1, с. 392393].

Праздничная культура является подсистемой культуры общества. Праздничный календарь формировался и видоизменялся на протяжении столетий. В разные исторические периоды, на формирование праздничной культуры,оказывали влияние различные исторические процессы и события.В праздникахпостсоветской России,ужепроизошли значительные изменения, продиктованные процессами в общественнополитическойэкономической и духовной жизни общества. Календарь составляет структурносодержательную основу для проведениясистемыпраздничных действий, акций, мероприятий, организации событий.Начавшиеся в девяностые годы трансформации праздничной культуры России продолжаются, приобретая новыеконфигурации.Сохранение и продолжение праздников в изменившихся условиях –проявление преемственности культурных традиций,в которых присутствуютпрошедшие проверку временем атрибуты, символы и ритуальные действия,выражающие сущность, и на социальном уровне,вызывающие ответную реакцию и отношение людей. Ценности и смыслы, закодированные в праздничных действиях, транслируются в общество наиболее эффективно при наличии специфических атрибутов и символов, соответствующих содержанию праздника. Процесс отбора основных элементов и обретениезначимого статуса праздничного действа происходит постепенно, на протяжении длительного времени.Новые праздники, санкционированные государством, постепенно обретаютспецифическиформы,адекватно выражающие содержание. Социальный резонанс праздника определяетсясоциокультурным статусом и качеством подготовки и проведения праздничного действа,с одной стороны, а с другой сторонызнаниями, отношениями и действиями людей в сфере праздничной культуры. Праздничная культура общества и личности формируется в течение длительного времени в процессе праздничного творчества организаторов и участников праздничных мероприятий.

Успешные и плодотворные теоретические и прикладные исследованияпраздничной культуры,в разные времена,поведённыеразличными авторами,способствуютглубокому и всестороннему осмыслению праздничной культуры. Современные социокультурные процессыпорождают новые проблемы,требующие изучения.

Теоретическая проблема современной праздничной культурысостоит в противоречии междуценностнонормативными представлениями и отношениями в системе праздничной культуры с одной стороны,и современными жизненными и социальнокультурными инновациями в праздничном календаре,требующими смыслосодержательной интерпретации и определения места и предназначения новых праздников в структуре праздничной культуры общества.

Технологическаяпроблема состоитв противоречии между социальнокультурным предназначением календарных праздников и дней, с одной стороны и современной практикой проведения праздничных программ не в полной мере

реализующих социокультурный потенциал для социальнокультурного развития людей и общества.Методическая проблема состоитвпрактической рассогласованности междусоциальнокультурными целямизначительной части новых календарных праздников и дней,с одной стороны,ине разработанностью практически эффективных социальнокультурныхсредств, методов, и приёмов обеспечения праздничной социокультурной коммуникации используемыхдля их достижения. Классификация праздниковнаправлена на выявление содержания, и объединениена этом основании в

группы,для определенияконцептуальных оснований, социальнокультурного предназначенияи практического воплощения в процессе подготовки и проведения праздничных программ.

В современной России на федеральном уровне официально установлено 127праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дат [2].

Основные общегосударственные праздники,законодательно утвержденыТрудовым кодексом РФ как нерабочие дни.

Социальнополитические праздники: День России;День согласияи примирения.

Военнопатриотические: День Победы;День защитника отечества.Гражданскопатриотические праздники: День России; День народного единства.Праздники социальнокультурной направленности: Новый год, Международный женский день;Праздник весны и труда.Религиозные праздники:Рождество Христово

не государственный праздник, нозаконодательноявляется не рабочим днём.

К законодательно утверждённым государственным праздникам относятся общероссийскиепраздничные дни, профессиональные праздники ипамятныедни.На основе содержания все праздники разделены на группы и сопровождаются отдельными примерами.

Социальнополитические: День памяти и скорби (22 июня), День государственного флага Российской Федерации (22 августа);«День Конституции Российской Федерации» (12 декабря)и другие.

Профессиональные праздники и праздники различных родов войск: День работника культуры (25 марта);День сухопутных войск (1 октября)и другие.

Праздники социальнокультурнойи художественноэстетической направленности: День кино(27 августа);День русского языка. Пушкинский день России (6 июня);День славянской письменности и культуры (24 мая);Общероссийский день библиотек (27мая)и другие.Социально ориентированные праздники:День студента (25 января);День пожилых людей (1 октября);

День матери (последнее воскресенье ноября)и другие.Религиозныепраздники:Памятная дата РоссииДень крещения Руси (28 июля).В праздничном календаре России множество знаменательных дат, которые по статусу,официально,неявляются государственными,не отмечаются массово, но имеют значение какотечественные и зарубежныекультурноисторические события,связанные ссоциально значимыми явлениями, фактами,жизнью и деятельностью выдающихся личностей, которые внесли заметный вклад в социальное и культурное развитие общества.В праздничном календаре находят отражение различные стороны жизни и деятельности обществаи людей: политика, исторические события, труд и профессии, армия, семья, женщины, мужчины, дети, пожилые и молодые люди, здоровье, природа, культура и искусство.Праздники по содержанию,формам проведенияи особенностям социальной коммуникации являются естественным продолжением процесса жизнедеятельности людей, ситуативно наполненного соответствующим содержанием.Имитационнаядеидеологизация праздничной культуры приводит к отрицанию смыслосодержательного наполнения праздников и утверждению рекреационногедонистической доминанты. Социально организованный отдых и развлечения это форма социальнокультурной деятельности, которая в яркой и эмоционально привлекательной праздничной деятельности,формирует социально значимые ценностные представления людей. Содержание и развлечение не противоречат друг другу, а взаимодополняют и органично удовлетворяют социальные и индивидуальные потребности людей.На практике,взависимости от содержания, праздничных мероприятийприменяются различные методы эмоционального воздействия,и далеко не всегда они могут быть развлекательноувеселительными.Использование трагических, драматических, торжественныхи развлекательных элементов в праздничных программах,определяется содержанием календарного события и целью проведениямероприятия. Постановка и проведение праздниковэтоцеленаправленная деятельность,осуществляемая на основе алгоритма,с высокой степенью вероятностиприводящая к запланированному результату–социальнокультурному развитию общества и личности.

Функции праздника определяются на основе субъектносубъектных отношений общества иличности. Государство и общество формируют праздничный календарь,исходя из значимых социальных явлений и событий, выполняют нормативную функцию.Личность как субъект праздничного действа удовлетворяет потребность в компенсации, восполнении впечатлений недостающих в повседневной жизнедеятельности. Отсюда компенсаторная функция праздника.

Основные функции праздников: нормативная и компенсаторнаяявляются базовыми,в которых содержатся и из которых произрастают частные функции, определяемые методом анализа сущностных функций. По решению ООН и ЮНЕСКО в мире отмечают «Всемирные и международные дни»,которые в Россииотмечаютсяпо решению государственныхобщественных,коммерческих организацийи отдельных социальных групп. Не являясь, по статусу (в подавляющем большинстве) государственными, всемирные и международные дни постепенно входят в российское культурное пространство. Некоторые из них имеют давнюю историю, но большинство появилось совсем недавно. Они отличаются большимколичеством,разнообразием и содержанием[3].Основное предназначение «Всемирных и международных дней»

привлечение вниманиялюдейразных странк планетарным явлениям и проблемам,

формирование отношений и побуждение к действиям, способствующим позитивным изменениям в жизни общества.

Содержательная типология позволяет определитьследующиеосновные группывсемирных и международных дней.

Дни социальной поддержки и защиты представителей слабых социальных групп общества:больных; инвалидов; слепых;глухих.Дни культуры общенияи взаимоотношений:спасибо; объятий;друзей; улыбки;приветствий.Природоохранныедни:Земли; леса; моря;рек.Дни защиты животных:тигров; полярных медведей; морских млекопитающих;китови дельфинов.Дни художественной культуры:кино;театра; музыки; танца;поэзии.Профессиональныепраздники: днитаксиста; секретаря;бармена; повара;акушерки.Дни гастрономических радостей: днишоколада;торта; чая; сока; молока;яйца.Правозащитные дни:защиты прав потребителей;борьбы за права инвалидов.Дни учреждений культуры:музеев; парков;библиотек;планетариев.Дни самоограничений: дниотказа от автомобиля; курения; мяса;Интернета; покупок;бумаги.Дни особых достиженийи общественнозначимых явлений: день авиации и космонавтики;день религии.

Дни памяти: День Памяти и примирения, посвященные памяти жертв Второй мировой войны; Освобождения узников фашистских лагерей.Дни международных связей: Международный день солидарности молодёжи; Всемирный день породнённых городов.Дни особенных людей:деньлевшей; блондинок.Дни эстетической культуры: день красоты.Спортивные: Олимпийский день; день футбола; шахмат.Дни отдельных социальных групп:

молодёжи; женщин; мужчин;детей.Дни приятных мелочей, получивших широкое распространение: День рождения «Смайлика»; День соломинки для коктейля.Календарь всемирных и международных праздников (дней) отражает многие глобальные проблемы современной жизни. Значительное внимание уделяется социальной поддержкеслабых социальных групп, экологии, культуре взаимоотношений, защите животных, культуре и искусству.Некоторые всемирные и международные праздники (дни) законодательно включены в официальный список государственных праздников Российской Федерации. Большая часть празднуется по свободному выборуразличных организацийи желанию людей,вне зависимости от статуса праздника. Информация о международных и зарубежных праздниках распространяется посредствоммассовой информации, печати, и личного общения. Тематическое разнообразие календарных событий предполагает вариативность в конструировании форм проведения мероприятий.Основные элементыпразднования заимствуются,и,в творчески переработанных вариантах воплощаются в России.Особенность международного календаря состоит в том, что наряду с праздничной ориентацией значительной части календарных событий, в его структуре присутствуют такиедни, которыене вполне совпадают страдиционнымипредставлениямопраздничном поводе,праздничностии праздности:Всемирный день больного (11 февраля); Международный день поддержки жертв преступлений (22 февраля); Всемирный день защиты прав потребителей (15 марта) и некоторые другие календарные события не получили пока широкого распространения в нашей стране. Основное предназначение таких «дней» состоит в воздействии на общество и социальные институты с целью совершенствования деятельности в различных сферах и направлениях.Подобныедни ориентируют людей не на потребление праздника, одним из главных элементов которого является банкет (фуршет, застолье), а практические социальнозначимыеакции и материальнопреобразовательныедействия,основанные на мотивированном энтузиазме.

Праздник «День земли» в России имеет давнюю традицию.Обратимся к информационным ресурсам,кратко изложив самое главное.Международный день МатериЗемли был установлен на 63й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 22 апреля 2009 года. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.В разных странах организуются самые разнообразные мероприятия и акции,конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. В России традиционно Международный день Земли считается днем общественных организаций, которые проводят в этот день различные экологические мероприятия и акции. В этот день все желающие могут принять участие в благоустройстве иозеленении своих дворов и улиц[3].В СССР 22 апреля проводили ленинский коммунистический субботник в честь дня рождения В.И.Ленина. Советская традиция приобрелановое содержание, международный статус и получилановый импульс. Активное включение в праздничную культуру России всемирных и международных календарных событий созидательного характера может существенно разнообразить программы праздничных мероприятий и расширять функции праздников. Религиозные праздники в России проходят в соответствии с законодательством и классифицируются на основании религий представленных в нашей стране. Праздники подразделяются на христианские, мусульманские, буддистские, иудейские, индуистские.Религия оказывает влияние на жизнь общества, и праздники становятся заметными значимымявлением духовной жизни в стране.Народные праздники классифицируются по национальному(этническому)признаку. Россия многонациональная страна. Народная праздничная культурав процессе исторического развития изменялась под влияние многих факторов. Зародившись и развиваясь в русле языческих верований,испытала на себе заметноевлияние православия на Руси, что привело к взаимопроникновениюязыческих и христианских праздников, при доминирующей роли православия. Развитиегосударственности ицивилизации, изменение условий жизни и характера трудовой деятельности способствовало размываниюнародныхпраздничных традиций.Традиции составляют основу народной культуры.У разных народов Росси,территориально близких друг другу,впраздниках наблюдаются общие,по содержанию,элементы праздничной обрядности и символики, что закономерно длякультурного развития этносов.В России двадцать первого века народные праздники занимаютпочётное место. В национальных,и смешанных по национальному признаку регионах, ежегодно проводят праздники:русские, татары, мордва, чуваши, марийцы,удмурты, башкиры, буряты,коми, ханты, якуты, чеченцы, евреи и все другие коренные и не коренные народы России.Организациейпраздников в многонациональных регионахРоссии занимаются национальнокультурные объединения при поддержкеобщественных организаций,администрации и профессиональных работников культуры.

С 80х годов ХХ века принято проводить региональные праздники.Правительство Самарской области ежегодно постановлением утверждает «Перечень праздничных дней, профессиональных и памятных дат, мероприятия по подготовке и проведению которых финансируется за счёт областного бюджета». В 2014 году запланировано провести 51 мероприятие.В списке показано количество мероприятий типологизированных по содержанию.Профессиональные праздники (26).Социальноориентированные праздники(9). Военнопатриотическиепраздники (7). Гражданскопатриотические праздники(5). Социальнокультурные праздники (3). Физкультурные праздники (1)

В Самарской области на заседании Самарской Губернской Думы 28 октября 2014 года принят закон Самарской области «О памятных датах Самарской области»[4].Этотзаконопроект разработан с учетом предложений общественных организаций и мнений экспертов в области истории Самарской области, определяет памятные даты региона с учётом сложившихся исторических традиций в их проведении.В ранге закона предложено установить восемь особых для самарского региона дат: День Самарской губернии –13 января; День памяти сотрудников органов внутренних дел Самарской области, погибших при исполнении служебных обязанностей –10 февраля; День открытия губернского земельного собрания 12 марта; День Самарского знамени –18 мая; День самарской символики 17 июля; День особо охраняемых природных территорий в Самарской области –19августа; День народов и национальных культур Самарского края 12 сентября; День памяти военногопарада в городе Куйбышеве 7 ноября1941года. Праздничный календарь Самарской области формируется на основе федеральных и региональных нормативноправовых актов о праздничных днях, профессиональных праздниках и памятных датах Индивидуальноличностные и семейные праздники связанныс важными событиями в жизни человека или семьи: дни рождения, окончание школы,свадьба,юбилей и другие,проводятся как в узком кругу близких людей, так и в формах социальнокультурных мероприятий. Вручение аттестатов об окончании школы, посвящение в студенты, чествование многодетных семей организуют институционально в образовательных и социальнокультурных учреждениях. Современное социокультурное праздничное творчество многосубъектно. Государство через праздничный календарь и социальные институты привносит в общество праздники, которые становятся реальным воплощением социальной культурной политики. Многочисленные и разнообразные социальные институты, реализующие социальную культурную политику, осуществляют практическую деятельность по разработке проектов и технологий реализации. Праздники проводятся в масштабах страны, области, города, сельского поселения; в образовательных учреждениях, трудовых коллективах,учреждениях социальной защиты,культурыи досуга;в общественныхи религиозныхорганизациях, в семьях и в дружеских компаниях. Особое влияние на формирование праздничной культуры оказывают средства массовой информации, распространяющиеинформацию о праздниках,транслирующиепраздничные программы,ориентирующих людей и работников культуры в калейдоскопе праздничных событий.Подготовка и проведение праздничных программ –творческий процесс, основанный на сочетании национальных культурных традиций и современных социальнополитических, социальнокультурныхи социальнопсихологических процессах происходящих в государстве и обществе. Общественно политические праздники: «День России», «День Государственного флага Российской Федерации», «День народного единства», «День согласия и примирения», «День Конституции РоссийскойФедерации», являются важнейшими государственными праздниками, установленными в постсоветской России. Новые социальнополитические праздники постепенно обретают свои конфигурации. В праздничные сценарии комбинировано включают стандартныекомпонентыи действия: шествия, митинги, возложения цветов, выступления артистов, выставки, народные гуляния. В оформлении используютстандартную атрибутику:флаги, транспаранты, шары, цветы. Содержание праздника транслируется, в основном, вербальными средствами коммуникации. Театрализованные представления, концерты и исторические реконструкции, в некоторой степени, расширяют диапазон форм и методов вовлечения участников в праздничное действо. Резерв эффективности влияния праздников на культуру состоит в творческом исследовании, осмыслении, разработке и практическом применении неповторимых символических элементов, атрибутов и действий, присущих каждому конкретному празднику, что будет формировать традицию и составлять уникальную смыслосодержательную основу празднества. Ритуальнообрядовые, символические, знаковые, игровые элементы и действия присутствуют в исторически сложившихся праздниках Новый год Масленица, Сабантуй, и других, которые, претерпев историкокультурные трансформации, сохраняют самобытность и привлекательностьдля людей. Современные, новые праздники могут обрести неповторимые черты и особую привлекательность, если будут использованы, основанные на историкокультурных материалах, фактах, образах и действиях, яркие сюжетные элементы, символы и атрибутика, для вовлечения людей в праздничную коммуникацию с использованием разнообразных средств взаимодействия.

Праздничные мероприятия государственного уровня инициируются, организуются, финансируются и проводятсяпод непосредственным руководством специалистов министерств, департаментов, отделовкультуры.Практическую, творческую работу по написанию сценариев, разработке и воплощению замысла праздничной программы осуществляют участники режиссёрскопостановочной группы. В подготовке и проведении праздничных программ широко используются технологии социальнокультурного проектирования, что позволяет целенаправленно осуществлять работу в соответствии с представленным и утверждённым проектом, ориентированным на достижение социально значимых результатов.Подготовку и проведение праздников в образовательных,социальных, культурнопросветительных, клубных и аналогичных муниципальных учреждениях осуществляют,исходя из ресурсных возможностей,которыми располагают эти организации с привлечением кучастиюспециалистов иактивистов социальнокультурной деятельности.

Праздничные агентства предлагают и проводят различные праздники по заказу клиентов: свадьбы, юбилеи, корпоративные мероприятия.Заказать и провести праздник имеет право каждый человек или группа людей в соответствиис собственными желаниями и возможностями. В культурнодосуговой сфере сформировалась своеобразная праздничная индустрия, ориентированная на удовлетворение потребностей людей и общества.Праздничная культура является важнейшей составной частью культуры общества. Многообразие календарных праздников, знаменательных дат, событий и дней образует целостную картину мира праздничной культурыРоссии. В праздниках заложен социальнокультурный потенциалэффективного влияния на культурное развитие,через разработку и практическую реализациюсоциальнокультурных проектов,оптимально сочетающихцели, задачи,содержание, средства, формы, методы, ресурсы,условия подготовки и проведения праздников,на основе творческого применения традиционных и инновационных подходов к созданию праздничных социальнокультурных произведений.

Ссылки на источники1. Хоруженко К.М.Праздник //Культурология: энциклопедический словарь. –РостовнаДону, 1977 –640 с. 2. Праздничные (нерабочие) дни профессиональные праздники и памятные дни //Материал подготовлен специалистами консультант плюс.–URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19238/?frame=1

[Дата обращения 15.04. 2015].3.Международныепраздники.–URL: http://www.calend.ru/holidays/wholeworld/

[Дата обращения 10.04.2015].4.

45 заседание Самарской Губернской Думы // Интернетпортал Самарской Губернской Думы. URL: http://pda.samgd.ru/main/140216/

[Дата обращения08.04.2015].

Вопросы для подготовки к экзамену Предмет: История и теория праздничной культуры

1. Праздник, как
социальное явление. Функции праздника.
Классификация. 1

2. Праздники
сельскохозяйственного природного
цикла древней Греции и их характеристики. 3

3. Панафинеи, как
прообраз государственного праздника
древней Греции. 4

4. Олимпийские
игры и систем спортивных игр в древней
Греции. 5

5. Праздники
древнего Рима эпохи Империализма:
Триумфы, Вакханалии, праздник Деметры
их характеристики. 7

6. Праздники
Французского королевского двора,
дворянские праздники. 8

7. Цеховые праздники
эпохи средневековья. 9

8. Европейские
народные, площадные представления и
карнавальные гулянья 12-18 веков. 10

9.Праздники периодов
Французской буржуазной революции. 12

10.Праздничная
культура России 10-17 веков. Виды праздников.
Скоморошество. 13

11. Реформа Петра
1 в праздничной культуре. Петровские
ассамблеи, маскарады, государственные
праздники. 15

13. Государственные
праздники России 20 века: праздник
пролетарской солидарности, праздник
независимости России, день конституции. 17

14. Государственные
праздники России: Красной Армии,
военно-морского флота, день защитника
отечества, день победы. 19

15. Трудовые
праздники и обряды. Сельскохозяйственные
праздники. 21

16. Профессионально-трудовые
праздники. 23

18.Семейно-бытовые
праздники. Культура обряда имянаречения. 26

19. Семейно-бытовые
праздники. Культура свадебной
обрядности. 27

20. Семейно-бытовые
праздники. Обряд новоселья. 31

21. История и
особенности режиссуры спортивных
праздников. 32

22. Народные и
религиозные праздники России 20 века:
масленица, день Ивана Купала, Рождество
Христово, пасха, троица. 34

23. Массовые
праздники, как психолого-педагогическая
система. 39

  1. Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация.

Праздники и другие
развлечения появились еще в
первобытнообщинном строе. Именно тогда
люди поняли, что необходимо менять свои
занятия, чтобы те не наскучили. Праздники
уже тогда помогали человеку вернуть
радость жизни, наладить позитивное
мышление. Они помогают людям создать
культурную идентичность, так как именно
праздничные события могут сближать
даже целые народы. Такие события
заставляют вспомнить главные события
в жизни, так как все прошлые образы в
моменты празднования наполняются
красками и свежими эмоциями. Даже в наши
дни любому человеку приятно получить
поздравления с Новым годом на сайте
социальных сетей или другие поздравления.
Исходя из вышесказанного, можно сделать
вывод о том, что развлечения являются
самыми древними антидепрессантами.
Этот феномен заметили уже давно, но
только в наши дни ученые пытаются найти
логическое объяснение такому влиянию
праздника на психическое и даже физическое
состояние человека. Врачи пытаются
использовать эти сведения для лечения
некоторых пациентов, для которых все
лечение сводиться к улыбкам и отличному
настроению.

Праздник — период
исполнения особых общественных ролей
открытым, публичным, коллективным
образом. Независимо от того, проявляется
ли публично обычная, нормальная
общественная структура с ее иерархией
или же на время создается иная, даже
обратная структура, праздник всегда
выступает периодом, когда подобные роли
подчеркиваются, выражаются четко, и
недвусмысленно. Президент или ректор
появляются во время праздника в
соответствующих одеждах и регалиях;
как правило, костюм ведущего, руководителя
праздничного развлечения, сатирических
представлений так же, как и его слова,
определяет и подчеркивает его функцию.
В праздники люди заслуженные надевают
ордена, члены корпораций, профессиональных
объединений — специфические формы или
знаки отличия. Поэтому праздник дает
возможность увидеть эти роли в действии.

Функции праздников:

1) торжественное
обновление жизни;

2) коммуникативная
и регулятивная (удовлетворение потребности
в общении и снятии социальных барьеров),

3) компенсаторная
— снятие напряжения и восстановление
физических и психических сил,

4)
эмоционально-психологическая — средство
эмоциональной разрядки, т.е. дополнение
предыдущей функции,

5) идеологическое
и нравственное воспитание,

6) целостная функция,
включающая в себя все предыдущие и
поэтому утрачивающая роль определения

7) идеологическая,
8) воспитательная,

9) художественно-эстетическая,
10) информативно-коммуникативная,

11) интегративная,
12) игровая

13)
рекреационно-компенсаторная

Классификация
В календарь
праздников входят международные
праздники, официальные государственные
праздники, неофициальные и личные
праздники, а также профессиональные и
религиозные. Наибольшее количество
праздников – это международные. Они
отличаются различной степенью значимости
и популярности и имеют в разных странах
свой приоритет.

В России самые
известные международные праздники –
это: Международный женский день 8 марта,
1 июня, когда отмечают День защиты детей,
а также 1 октября – День пожилых людей.

Профессиональные
праздники по своей популярности в России
стоят на втором месте: одни из них хорошо
известны, другие отмечаются в узком
кругу тех, кто имеет к ним отношение.
Самые известные: 12 апреля (после полета
Ю.А. Гагарина отмечается как День
космонавтики), День радио празднуется
7 мая, наши блюстители порядка отмечают
День милиции 10 ноября.

Особо почитаются
в России религиозные праздники, причем
как верующими, так и простыми гражданами
— праздники Рождества Христова, Пасхи.
Кроме того, Россия как многоконфессиональное
государство знает основные неправославные
праздники, например, мусульманский
Навруз (праздник равноденствия) и
Ураза-Байрам (окончание поста в священном
месяце Рамадан).

Личные праздники
– это, разумеется, дни рождения, дни
свадеб и прочие даты, которые касаются
отдельной группы людей. Любой, кто
испытывает недостаток в количестве
официальных праздников, может создать
свои личные и праздновать их столько,
сколько пожелает душа.

Государственные
праздники Российской Федерации могут
быть официальными и являться выходными
днями (День Победы – это 9 мая или День
России – это 12 июня), также официальными
и рабочими днями (Татьянин день –
приходится на 25 января). Но, пожалуй,
особо любимыми являются неофициальные
праздники, которые устанавливает народ
(например, Старый новый год – 14 января).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компания центр праздника
  • Компания праздник плюс
  • Компания праздник арт
  • Коми пермяки национальные праздники
  • Коми пермяки народные праздники