Компоненты массового праздника

Работа по теме: Министерство культуры Российской Федерации. Глава: 1.2 Компоненты праздничного комплекса. ВУЗ: СГАКИ.

Изучение
праздничных традиций показало, что
праздник как явление сложное обладает
определенным составом, или комплексом,
выявление которого раскрывает характер
и степень бытования праздника. Под
составом праздника, или праздничным
комплексом, подразумеваются различные
представленные в нем компоненты, несущие
определенную смысловую нагрузку и
функционирующие на уровне бытования.
Рассмотрение праздничного комплекса,
в конечном счете, выявляет степень его
традиционности.

Выделение
компонентов праздника отнюдь не означает
механического его расчленения. Все его
части тесно связаны между собой и
являются взаимопроникаемыми. Состав
того или иного праздника, его праздничный
комплекс может быть более или менее
полным, что связано прежде всего с
особенностями его формирования. В целом
же совокупность компонентов, составляющих
праздничный комплекс, характеризует
праздник как культурно-бытовое явление.

В
разных праздниках, бытующих в наши дни,
мы считаем возможным вслед за Э.А. Келлер
выделять три основных компонента:
торжественно-официальный и
массово-развлекательный, относящиеся
к общественной жизни, и домашне-бытовой,
присущий домашней сфере (5. С. 60-61).

В
современных общественных праздниках,
которым посвящена данная глава,
торжественный компонент прямо выражает
идейные основы праздника и служит их
укреплению. Ареной его всегда являются
общественные места (дворцы культуры,
клубы, театры, парки, стадионы и пр.).
Формы проявления — специфические и
вполне устоявшиеся. Для советских
праздников, например, характерны
собрания, митинги, демонстрации. По
своему происхождению они связаны с
международным рабочим движением и
означают определенный уровень формирования
революционных празднеств.

Формы
массово-развлекательного компонента
очень разнообразны и имеют различное
происхождение. Эта праздничная часть,
пожалуй, наиболее подвижна, так как
подвержена постоянному как стихийному,
так и целенаправленному поиску форм,
что вызвано стремлением сделать
праздничный досуг наиболее интересным
и соответствующим духу времени. (6. С.
82).

Домашне-бытовая
часть праздника, в отличие от первых
двух, протекает в сфере семейного быта,
и ее ареной являются соответственно
дом, семья. Формы этой составной части
праздника по сравнению с другими
складывались в течение длительного
времени. Они устойчивы и в наибольшей
мере обладают этнической спецификой,
которая проявляется в таких элементах
материальной и духовной культуры, как
праздничная пища, застолье, гостевание
и др. Несмотря на определенную
консервативность домашне-бытового
компонента, он также подвержен изменениям
(6. С. 83).

Общественные
праздники образуют отдельную специфическую
сферу праздничного быта. Ее особенности
связаны, прежде всего, с природой
общественных праздников как идеологического
явления. Идейная направленность, лежащая
в основе этой группы праздников, является
вместе с тем и движущей силой их развития.

Обрядовые
и игровые элементы старых календарных
праздников выступают в традиционном
или трансформированном виде в новых
сезонных праздниках, специально
созданных, сконструированных силами
главным образом специалистов-профессионалов
на традиционной основе. Связь с архаической
и более поздней праздничной традицией
и формы связи бывают весьма неодинаковыми.
Это объясняется во многом особенностями
формирования подобных современных
торжеств, нацеленных на сохранение
национального колорита.

Одной
из составляющих культурного пространства
является праздничное пространство.
Праздничное пространство как явление
праздничной культуры представляет
особый для нас интерес. Это многофакторная
и многомерная система, специфическое
явление праздничной культуры, определяющей
особую форму общественного поведения.
Праздничное пространство — преображенное
пространство, оно обусловлено смыслом
праздника и узнаваемо участниками
праздничных действий (3. С. 87). Характерными
особенностями праздничного пространства
можно назвать четкие временные рамки.
Оно временно по отношению к повседневному,
будничному пространству; его искусственность
чревата игрой, декоративностью, иногда
даже наигранной эстетичностью.

Праздничное
пространство — это многофакторная и
многомерная система, специфическое
явление праздничной городской культуры,
определяющее особую форму общественного
поведения. Архетип праздничного
пространства связан с некими константами,
которые преображают его и наделяют
праздничным смыслом. Этими константами
являются: композиционный центр, язык,
темпо-ритм, цвет, звук, тип движения.

Характерными
особенностями праздничного пространства
являются временные рамки, рассчитанные
на праздничное время.Это пространство
временно по отношению к повседневному,
будничному пространству; его отличает
искусственность по отношению к будничному
пространству, оно «сочиняется», создается,
стилизуется, специально украшается,
наряжается, стремится к «красивости».

Праздничное
пространство наделяется определенным
смыслом, декоративностью и эстетической
функцией. Вся палитра праздничного
пространства (праздничные украшения,
специальные временные постройки,
символические атрибуты и пр.) «работает»
на праздничную атмосферу и соответствует
типу праздника. Каждый тип праздника
имеет свои особенные правила, свою
структуру, эстетику, сопряженные с
пространством. В технологическом смысле
функциональность праздничного
пространства обуславливается местом
действия, определяет ролевые функции
участников праздника, находится в
зависимости от стилевых особенностей
повседневного пространства (5. С. 39).С
феноменом праздников связаны игры,
игровая практика.

Что
касается праздников в светском понимании,
которое присуще современным культурам,
то они характеризуются не только
торжественностью, особым эмоциональным
подъемом, но и тем, что это время активного
проведения досуга, развлечений, веселья.
Обрядовая составляющая сведена к
минимуму и подчинена массовым зрелищным
мероприятиям, гуляниям и играм (11. С.
49).

И,
в завершение, если рассматривать
праздничную культуру, как совокупность
«…коммуникаций, разворачивающихся в
праздничном пространстве и времени»,
то, по мнению польского исследователя
К. Жигульского, можно выделить следующие
компоненты (12. С. 112).

1.
Пространственно-временной, включающий
праздничное пространство и время.

2.
Структурно-содержательный компонент,
включающий – декорации, действия
(анимационные мероприятия), костюмы
участников, праздничное питание, систему
подарков.

3.
Идеологический компонент: в основе
праздника должна лежать определенная
идеологема, событие. Оно должно быть
связано с реальными (пусть даже искаженными
в сознании потомков) или сакральными,
имеющими религиозно-мифологическое
происхождение событиями. При этом
событие должно само восприниматься как
значимый и позитивный символ (12. С. 112).

Близкую,
хотя и более развернутую характеристику
праздничных действий предлагает
культуролог И.И. Шангина (13. С. 111),
выделяющая следующие компоненты: а)
праздничное время, б) праздничное
пространство, в) субъектно-личностный
(участники действия), г) ритуальный, д)
идеологический

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 394.2

МАССОВЫЙ ПРАЗДНИК КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЫЮЕ ЯВЛЕНИЕ

М.В. Литвинова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: margarita-litvinova@yandex.ru

В статье анализируются основные подходы к функционированию праздника, выделяются функциональные компоненты массовых праздников и зрелищ, подробно рассматриваются идеологическая, социально-интегративная, коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоциональнопсихологическая функции.

Ключевые слова: праздник, массовый праздник, зрелище, функции массовых праздников.

Массовые праздники и зрелища существуют во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление, образуя часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, отдельных слоев и групп, своеобразную форму регуляции человеческой деятельности. Праздник семантически связан со свободным, праздным временем, временем отдыха; с религиозным культом и важнейшими датами истории народа и государства; с трудовым правом и организацией производства; с народными обычаями, ритуалами, обрядами; с традициями социальных движений, торжествами и демонстрациями; с радостью, весельем, играми, пиршеством, потреблением и растратами.

Массовый праздник представляет собой достаточно сложную структуру, как в плане возникновения, так и в плане реализации. Очевидно, что столь многогранное явление должно быть полифункционально. Всякий исследователь, рассматривающий тот или иной аспект праздничной культуры, в той или иной степени касается вопроса функциональных особенностей праздника. Можно отметить работы ЯП. Белоусова, Л.С. Лаптевой, Д.М. Генкина, К.О. Жигульского, А.И. Мазаева, Д.М. Угриновича и ДР-

Например, Я.П. Белоусов определяет функции праздников следующим образом: торжественное обновление жизни; коммуникативная и регулятивная (удовлетворение потребности в общении и снятии социальных барьеров); компенсаторная (снятие

напряжения и восстановление физических и эмоциональных сил); эмоциональнопсихологическая (как средство эмоциональной разрядки); идеологическое и нравственное воспитание; целостная функция, включающая в себя предыдущие1. Л. С. Лаптева отмечает идеологическую, воспитательную, художественноэстетическую, информативно-коммуникативную, интегративную, игровую, рекреационно-компенсаторную функцию праздника2. Проблему функционирования праздника с различных методологических позиций рассматривают И.Н. Пронина и Г.Г. Карпова4. В каждой работе предлагается свой функциональный ряд. И.Н. Пронина выделяет функции: социально-интегративную, идеологическую,

коммуникативную, игровую, компенсаторную, функцию проективной разрядки, эстетическую, функцию трансляции социального опыта. Г.Г. Карпова ограничивается идеологической, интегративной, рекреативной, компенсаторной, функцией проективной разрядки. Анализируя праздничные аспекты фестивального движения А.М. Меньшиков выносит на первый план агитационную, коммуникативную, эстетическую, просветительскую, развлекательную функции5.

В исследованиях последних лет можно выделить труд О.Л. Орлова, который отмечает воспитательные и рекреативные функции праздника, функции физической и психической реабилитации и релаксации человека; исследует нормативную функцию праздника; касается функций мировоззренческих, воспитательных, регулятивных; особо подчеркивает художественную, зрелищную функцию (по мнению автора, именно эта функция праздника, его роль как стимула специфического творчества личности, может быть признана критерием общественной жизненности праздника и его идеи). В итоге автор классифицирует все многообразие функций праздника по функциям культуры в целом, а именно, по таким направлениям, как социальноинтегративное, регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреа-

6

ционно-творческое и оценочное .

При сравнении функционального праздничного ряда данного разными авторами можно прийти к выводу, что при всем многообразии в определениях разница по существу не так велика. Если не принимать во внимание торжественное обновление жизни, что, по-видимому, являлось своеобразной данью времени (1974 г.), а, по сути, определяло эстетическую функцию, то в остальном авторы достаточно созвучны, различия в определениях продиктованы, предположительно, различными аспектами рассмотрения проблемы.

‘Белоусов А.Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования -Алма-Ата: Казахстан, 1974. — С. 198.

2Лаптева Л.С. Функции массовых праздников // Парк и отдых: Труды НИИ культуры. — Вып. 2. М. -1976. — С. 173-201.

3 Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дис. …канд.философ.наук. -Саранск, 2001.-С. 32-38.

4 Карпова Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. .. .канд.социол.наук. — Саратов, 2001. — С.41-45.

4 Меньшиков А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: : Дис. …канд.искусствоведения. — Москва, 2004. — С.38-43.

4 Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Дис. …докт. культурологии -Санкт-Петербург, 2004. — С.69-75.

5 Меньшиков А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: : Дис. …канд.искусствоведения. — Москва, 2004. — С.38-43.

6 Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Дис. …докт. культурологии -Санкт-Петербург, 2004. — С.69-75.

Массовые праздники и зрелища, как наиболее масштабная, всеобъемлющая форма праздничной культуры аккумулируют, вбирают в себя все перечисленные ранее функции, при этом выходят на первый план, усиливаются, приобретают наибольшую значимость функции идеологическая, социально-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая.

Обрядово-зрелищные формы массовых праздников сохраняют и передают традиции, нормы, эстетические идеалы и нравственные ценности, информационные ориентиры. Огромный социальный опыт, год за годом воспроизводящийся в форме праздничного действа, транслируется от поколения к поколению. Массовые праздники и зрелища активизируют и интенсифицируют культурную жизнь, прежде всего потому, что открыто утверждают основные, доминантные для празднующего сообщества ценности, характерные для данной культуры и этапа ее развития, исторического бытия. Массовые праздники и зрелища являются одним из институтов, призванных охранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых данное сообщество организует свою сознательную жизнь. Праздник через обновление ценностей, напоминание важных событий, связанных с ним, выполняет роль мощного механизма передачи культурных традиций из поколения в поколение. Массовые праздники и зрелища, таким образом, представляют собой самодостаточное семиотическое поле, в котором, как в зеркале отражается быт, нравы, ценности, идеалы общества в конкретной пространственно-временной ситуации.

В то же время, массовые праздники и зрелища являются своеобразной идеологической системой, которая обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает мировоззренческие, идейно-нравственные и эстетические позиции общества. Идеологичность заложена в самой природе праздника. Массовые праздники и зрелища издревле активно используются структурами власти с целью управления жизнью общества в качестве наиболее яркого и действенного культурного социально-психологического механизма. Со времен античности известна двойственная природа праздника: он принадлежит и миру человека и миру социальной системы, в отношении которых ему приходиться играть, как правило, прямо противоположные роли. Сущностное наполнение массового праздника, максимальная концентрация индивидов локализованная в едином пространстве-времени, широкое, многоплановое общение, эффект социального и эмоциональнопсихологического заражения создают неограниченные возможности использования массовых праздников и зрелищ как мощного средства формирования общественного мнения и манипулирования общественным сознанием. Наиболее четко эта функция проявляется в переломные исторические моменты, во времена войн, в сфере официальных политических событий, ангажированных государством (например, ассамблеи, «виктории» и морские баталии петровской эпохи, екатерининские триумфальные шествия, павловские военные парады, праздники Октября, агитсуды, массовые инсценировки, живая театрализованная газета, агитбригады, концерты-митинги, олимпиады, тематические концерты и т.д.). В отечественной культуре праздничных зрелищ и представлений советской эпохи идеологическая функции трансформировалась в агитационную, мотивирующую активность, побуждающую к действию.

Социально-интегративная сущность массовых праздников и зрелищ проявляется в первую очередь в том, что они «представляют собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного об-

у

щества, его политические, нравственные и эстетические идеалы» . Любой акт праздничного поведения индивида социален по своей природе, так как включен через каналы различного порядка в контекст социальной действительности, в функционирование общественной системы. Социально-интегративная функция массовых праздников и зрелищ может рассматриваться в разных аспектах:

как повышение уровня, стимулирование групповой консолидации; как прием организации совместной жизнедеятельности людей; как прием самоидентификации членов группы, класса, общества.

Коллективный характер массовых празднеств и зрелищ отражает факт участия в них вполне определенной единой общности, считающей данный конкретный праздник своим достоянием и выражающей в этом празднике свои ценности. Праздник по своей сути является формой обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни. Являясь видом совместной деятельности, праздник и празднование позволяют обществу выразить свое почитание этих ценностей. Участие человека в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с сообществом, отмечающим праздник, показателем усвоения им культурных ценностей этого сообщества. Таким образом, массовый праздник, как по своему существу, так и по формам связан с жизнью коллектива, это коллективистское явление. Он всегда требует присутствия, участия других людей, является совместным действием, общим переживанием. Массовый праздник предполагает общность людей, так как, во-первых: возникает по поводу событий, имеющих значение и смысл не только для одного человека, и, во-вторых: требует коллективной реакции, коллективного отношения к этим событиям.

Потребность в возникновении и существовании массовых праздников и зрелищ вытекает из динамики общественной жизни. На время своей продолжительности массовый праздник порождает своеобразную организацию общественной жизни, с четко обозначенными функциями, задачами, обязанностями каждого члена общества, при этом степень интеграции, сплоченности, внутригрупповой солидарности, взаимопонимания и взаимодействия членов общности находится в прямой зависимости от целевых установок, порождающих совместную деятельность, от общности интересов, стремлений, духовных ценностей. Массовый праздник — это всегда выражение коллективной активности. Интегративные начала массовых праздников и зрелищ выражаются в различного рода коллективных действиях, процессиях, шествиях, манифестациях и т.д. С помощью массовых праздников и зрелищ общность периодически утверждает себя, свое единство. Многолюдная и анонимная атмосфера праздничного общения, тесный физический контакт, эффект эмоционального заражения, возникновение всеобщей эйфории порождают у индивида чувство причастности, принадлежности к целому, осознание «я» и «мы», т.е. себя как частицы общности. Интегративная функция массовых праздников особенно усиливается в критические, экстремальные периоды жизни общества. К. Жигульский подчеркивает, что в «такой ситуации группа всяческими усилиями пытается все же сохранить праздник, провести его даже тогда, когда это выглядит невозможным, особенно если это важный праздник, относящийся к высшим ценностям общества… экстремальная ситуация заостряет смысл

о

праздника, усиливает эмоциональное напряжение» . Поражения, несчастья, кризисы создают опасность разрушения сообщества, утраты веры членов группы в общие для них ценности. Напоминание, обновление этих ценностей становится необходимым,

7 Генкин Д.М. Массовые праздники — М.: Просвещение, 1975. — С.45.

8 Жигульский К. Праздник и культура — М.: Прогресс, 1985. — С. 167.

массовый праздник объединяет, интегрирует сообщество, подтверждает единство, сплоченность, дает возможность слабому «я» почувствовать силу и мощь «мы».

Постоянство, устойчивость праздников связаны прежде всего с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает столь многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни. Не случайно, при смене праздничного календаря официальных, государственных праздников, по сути, изменяется лишь название праздника, при том, что формы проведения остаются прежними.

Общение — есть наиболее общая, универсальная категория общества, способствующая связи индивидов друг с другом, а также с окружающей социальной и природной средой9. Общение в принципе является обязательным условием функционирования всякого социального организма, при этом связи общения не только повторяют систему функциональных отношений различных компонентов общества, но и вообще являются его важнейшим структурным выражением. В этом смысле общение, будучи системообразующим признаком общества, всегда обладает определенной пространственной и временной характеристикой. Поскольку массовые праздники и зрелища локализуют процесс общения, как во времени, так и в пространстве, то, соответственно, предполагают и особое праздничное общение. Эмоционально приподнятая атмосфера массовых праздников и зрелищ, — снятие запретов, временное неподчинение традиционным нормам, ослабление социального контроля, — создает ситуацию идеальную для свободного, избыточного, анонимного общения, которое в принципе невозможно в будничной жизни. Общность участников массовых праздников «как макроструктура предполагает множество микроструктур, являющихся средой личностного общения»10. В качестве таких микроструктур могут выступать семья, коллектив, группа единомышленников, компания друзей и т.д. Сочетание в массовом празднике личностного общения с групповым и массовым предполагает сложную систему контактов. Таким образом, праздничное общение можно охарактеризовать как чрезвычайно широкий многоплановый процесс. Коммуникативная функция массовых представлений, побуждающая через общение к единению, известна с давних пор. За многовековую историю празднеств, она не изменилась в главном — в самом содержании. Но при анализе системы исследуемого явления необходимо отметить ускорение информационных потоков в условиях происходящей аудиовизуальной революции (светозвуковые спектакли, международные концерты-акции, лазерные шоу и т.п.).

Эмоционально-психологическая функция массовых праздников и зрелищ тесно взаимосвязана с коммуникативной и эстетической. Синтез межличностного и массового общения, особая атмосфера праздничности, яркость красок, зрелищность, избыток впечатлений генерируют своеобразный механизм эмоциональнопсихологического заражения. Многократное усиление эмоционального настроя личности рождает потребность в сознательном приобщении к коллективной деятельности. Массовые праздники и зрелища — период публичного представления художественного творчества, соревнования талантов, завоевания наград; время эмоционального подъема, особого праздничного настроя. Многие аспекты и функции праздника, актуализируемые и становящиеся доступными во время празднования, целая гамма

9 Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука Искусство Культура. Вып.1. — 2012. — С.58-64.

10 Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР — М.: Высшая школа, 1990. — С. 130.

событий, каждое из которых может оказаться для человека источником удовлетворения, привлечь его внимание так же, как неповторимое настроение праздника, его атмосфера, красочность и динамизм — все это обеспечивает возможность личности гораздо более полной жизни, чем в будни. Праздник для личности сочетается с расширением привычных прав, временным отходом от повседневных норм поведения.

Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, дающих личности возможность разрядки, позволяющих участвовать во всеобщности праздничного смеха, воздействующих на него очищающим образом. Перенося человека в атмосферу игры, свободы выбора, массовые праздники дарят каждому участнику столь необходимое праздничное настроение и потрясение. Хорошо известно, что потрясение — важнейшая потребность человека, как и переключение его из серьезной сферы жизни в смеховую. Обилие ярких впечатлений, игровых приемов, зрелищных эффектов способствуют проявлению здоровой эмоциональности и формированию художественного вкуса. Эти чувства еще усиливаются благодаря живому общению, тесному контакту, когда грань между зрителями и актерами нивелируется, и каждый участник массового действа, по сути, становится его творцом. Массовый праздник служит мощным стимулом к творчеству, к активному участию в его художественном оформлении, в придании ему блеска, к созданию произведений пластических видов искусства, литературы, музыки, органически связанных с праздником.

Эстетическая функция массовых праздников и зрелищ выражается, кроме того, в эстетической организации и переоформлении времени и пространства человеческой жизни, внесении в нее элементов полноты, удовлетворения, гармонии, соизмерении ее с жизнью общества и с жизнью природы. Внешняя зрелищность массового праздника, яркость, эффектность, блеск, масштабность обладают огромным потенциалом проникновения в сознание масс и закрепления, фиксации эстетических норм, ценностей, идеалов. Эффективность эстетической функции массовых праздников и зрелищ обеспечивается тем, что ситуация сопричастности происходит в условиях эмоционального подъема, который подкрепляется активным использованием визуальных, акустических, действенных средств художественной выразительности. Массовые праздники и зрелища во все времена служили своеобразным подиумом демонстрации и утверждения эстетических идеалов общества.

Компенсаторная функция массовых праздников и зрелищ выражается, прежде всего, в контрастном отражении реальной, повседневной жизни. В массовых праздниках и зрелищах претворяется модель, образец идеального общественного состояния. Яркая, эмоциональная, раскрепощенная атмосфера зрелищного действия призвана, по выражению И. Хейзинги, «через пьянящее ощущение красоты, через удовольствие -смягчить гнет реальности, без чего жизнь казалась бы нестерпимо тусклой»11. Массовый праздник — это идеальный мир, ставший на время реальностью. Пребывая на стыке искусства и жизни, демонстрируя взаимодействие между двумя уровнями бытия — реально-эмпирическим и идеально-утопическим, массовый праздник наделен особым временем и располагается в особом пространстве. Будучи идеальной моделью мира, массовый праздник оказывается способным снять или решить (пусть даже иллюзорным образом) противоречия реальной действительности. Реализация идеальных представлений в данном случае распространяется на строго ограниченный временной и пространственный промежуток праздника. Временное отрицание различных ограничений, предоставленная возможность переступать границы и нормы, помогает

11 Хейзинга Й. Ното Ыеш. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс, 1992. — С.282.

переносить суровую реальность повседневной жизни. Массовый праздник, таким образом, претендует на преодоление противоречий существующей действительности, выступая идеальной моделью преображения мира.

Массовый праздник, несомненно, многозначен. Но все его значения произ-водны от тех социальных функций, которые становятся очевидными лишь в его соотнесении с основными слагаемыми культурно-исторического процесса: личностью, обществом, нацией, государством, культурой, субкультурой. Число такого рода функций достаточно велико. Наиболее общей и универсальной функцией праздника является обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление в процессе празднований социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству устойчивых сообществ.

Таким образом, массовые праздники и зрелища представляют собой полифунк-циональное явление. Наиболее значительными представляются идеологическая, соци-алъно-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая. Функции эти переплетены и взаимосвязаны, усиление или выделение какой-либо из этих функций ведет к дестабилизации массового праздника как целостного явления. Так, например, искусственное акцентирование идеологической функции (что часто происходит в тоталитарных обществах) влечет за собой ослабление коммуникативной и компенсаторной функций, эмоциональный спад, потерю интереса к происходящему; напротив, усиление компенсаторной, эмоционально-психологической функций приводит к выхолащиванию духовной сущности праздника, низводит массовый праздник до уровня потребительского развлечения.

Список литературы

1. Белоусов, А .Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования / А.Я. Белоусов. — Алма-Ата: Казахстан, 1974. — 198с.

2. Лаптева, J1.C. Функции массовых праздников / J1.C. Лаптева // Парк и отдых: Труды НИИ культуры. — Вып. 2. М. — 1976. — С. 173-201.

3. Пронина, И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дис.

…канд.философ.наук. — Саранск, 2001. — 143 с.

4. Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука Искусство Культура. Вып. 1. — 2012. — С.58-64.

5. Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. …канд.социол.наук. — Саратов, 2001. — 156 с.

6. Меньшиков, А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: : Дис. …канд.искусствоведения. — Москва, 2004. — 178 с.

7. Орлов, О.Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов. — СПб.: КультИнформПресс, 2001. -160 с.

8. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. — М.: Прогресс, 1985. — 336 с.

9. Генкин, ДМ. Массовые праздники / ДМ. Генкин. — М.: Просвещение, 1975. — 140 с.

10. Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А.А. Конович. — М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.

11. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс, 1992. — 462 с.

MASS HOLIDAY IS ASA FUNCTUONAL PHENOMENON

M.V. Litvinova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: margarita-litvinova@yandex.ru

The analysis of this article is devoted to the main approaches of the holiday functioning, singling out functional components of the mass holidays and spectacles, detailed discussion of ideological, social-integral, communicative, compensatory, aesthetic and emotional-psychological functions.

Keywords: holiday, mass holiday, spectacle, functions of mass holidays.

МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

ВИДЫ, ТИПЫ и ФОРМЫ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

Праздник
– это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный
переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно
переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с
её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё
единство со всем народом.

Праздник
всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек
ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление
всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм
поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт
через праздник.

Календарь
праздников меняется как меняется история Отечества. Неизменными остаются
традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время
значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной
культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны,
судьбу поколений и своей родословной.

Виды
праздников:

Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с
переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно
считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные
обряды
– связанные со сменой времен года, памятными
датами и общегосударственными праздниками. Так появились Русская Масленица,
Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские
праздники.

Государственные
праздники
– это праздничные и выходные дни,
приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким
праздникам относятся День образования ПМР, Международный женский день, День
солидарности трудящихся, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в
какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни
города и района.

Профессиональные
праздники
обязаны своим рождением социалистическому
строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных
работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий
(строителя, железнодорожника, медика, учителя и т. д.).

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до
массового шествия. Масштаб праздника, прежде всего, определяется его
назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

Школьные
праздники:
День знаний. Последний звонок, Выпускной
бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи, предметные, тематические
вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник
книги. Дни встречи с выпускниками.

Праздники
Природы и Времен года:
Новый год, Рождество, Святки,
Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Осенний бал.

Воинские:
День Победы, День защитников Отечества.

Семейно-бытовые:
День рождения, День именинников, День пожилого
человека, День семьи, любви и верности и другие.

Типы
массовых праздников

Из
всех принципов классификации массовых праздников на виды самым логичным
является тип ситуации. Характер ситуации дает возможность наиболее целостно
охарактеризовать тот или иной праздник и при этом учесть сразу несколько его
характеристик.

Основными
характеристиками массового праздника являются общественная значимость и масштаб
проведения.

Если
брать в основу классификации масштабность, то тут можно выделить как
минимум три группы праздников.

Первая
группа
– это общие праздники, которые являются
значимыми событиями в жизни государства и каждого человека.
К общим
праздникам относятся даты, которые имеют весомое историческое основание. Это
эпохальные события и переломные моменты в истории государства и вообще в
природе человека. Общие праздники отмечаются не только какой-то определенной
страной – они безграничны, их празднует все человечество. Например, День
России, День Конституции, День Флага.

В
проведении такого вида праздника задействованы различные социальные группы:
рабочие, интеллигенция, молодежь. Кроме того, в нем принимают участие
этнографические и территориальные группы людей, рабочие коллективы и т. д. Все,
что объединяет этих людей – единая цель и порыв.

Вторая
группа
праздников по принципу масштабности – локальные.
Они отличаются от общих тем, что в их основе положено событие, которое
значимо для определенной группы людей.
Не смотря на то, что эти праздники
охватывают не все человечество одновременно, они представляют самый
многообразный срез. Так, к локальным праздникам относятся профессиональные
(День милиции, День радио), праздники по принципу возрастных групп (День детей,
День людей пожилого возраста), праздничные даты определенных городов, учебных
учреждений и т. д. Масштаб такого праздника определяется, прежде всего,
количеством людей, относящихся к нему.

Третья
группа
– это личностные праздники. Они
характеризуются тем, что относятся к конкретному человеку или кругу людей.
Это может быть семья, трудовой коллектив, учащиеся одной группы университета и
т. д.

Личностный
праздник персонифицирован, что отличает его от всех остальных видов.

Отметим,
что порой очень сложно причислить праздник к той или иной группе, так как не
существует четко очерченных границ. К примеру, если локальный праздник
проводится зрелищно, то он, несомненно, привлекает внимание и всех остальных
людей. Порой это приводит к тому, что к празднованию какого-либо локального
события приобщаются люди, которые фактически не имеют никакого отношения к
празднику.

Распространение
и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием,
которое в первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении
всегда имеет глубокие социально-психологические корни, полностью исключает
элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и
проведен тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное
учреждение. Он проводится лишь тогда, когда в широкой массе людей существует
потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо
стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная
ситуация.

Массовый
праздник предполагает одновременное возникновение многочисленных очагов
действия, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту
объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном определенном
объекте, имеющем в данный момент решающее значение.

Праздник
– это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого
человека и общества в целом.

Сопоставляя
праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между
серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным. Если в
обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то
праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный,
символический, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых
правил наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни.

Является
совершенно бесспорным, что главным художественным порождением революции всегда
были и будут народные празднества. Настоящий праздник должен быть организован
как все на свете, что имеет тенденцию произвести высоко эстетическое
впечатление. Для праздника нужны следующие элементы. Во-первых, действительный
подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое
празднуется. Во-вторых, известный минимум праздничного настроения. В-третьих,
талантливые организаторы. (А. В. Луначарский).

Социальная
сущность праздника в первую очередь проявляется в том, что он представляет
собой особый тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение данного
общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независимости Узбекистана. В статье использованы научные труды ученых, которые работали над изучением праздников и представлений на уровне науки.

Ключевые слова: праздник, представление, эортология, культура, искусство, гуляние, обряд, традиция, изучение, театрализованное представление, концерт.

На сегодняшний день, вопросы преобразования и усовершенствования системы непрерывного образования, поднятие ее на новый уровень качества и повышение эффективности — вопрос уровня государственной политики, идущий по собственному пути развития. Следует особенно подчеркнуть, в эстетическом воспитании молодежи, формировании в них национального духа ключевым фактором являются народные праздники, традиции и обряды.

Если великий мыслитель Востока Махмуд Кошгари утверждал «Праздник — день радости и веселья народа» [1, с. 447], то Беруни называл их «самыми главными днями в жизни человека и разделял праздники на земные и религиозные [7, с. 49]. А также, по мнению Омара Хайяма «Кто будет праздновать Навруз и радоваться, тот проживет до следующего Навруза в радости и блаженстве» [6, с. 12].

В ХХ веке многие ученые занимались вопросами праздников. Очень важны исследования М.Бахтина в области правильного определения сущности праздников, их истории и места в современном мире. «Праздники во все времена имели цель расширить сознание о мире. «Упражнения», «трудовые игры» и развлекательные паузы во время труда, направленные на организацию и усовершенствование процесса социального труда, никогда сами по себе не смогут стать праздниками. Для их преобразования в праздники необходимы некоторые элементы из другой — морально-идеологической сферы действительности. Они не появляются в условиях материального мира и необходимости, а берут силу из мира великих целей жизни человека, то есть из мира идеалов, в которых и был изначальный призыв» [5, с. 299].

«Праздник — это идеальная жизнь в определенное время» — утверждал И.Мазаев [4, с. 172]. По исследованиям Д.Генкина «Праздник — социальное явление, отражающее жизнь каждого гражданина и общества в целом. Праздник — это ансамбль действительности и искусства, это особенное и уникальное событие, показывающее тот или иной жизненный случай, художественно приукрасив» [2, с. 44]. Об этом А.Арнольдов выдвигает мысль «Праздник совокупляет в себе самые дорогие богатства, собранные в мировой культуре» [2, с. 79].

Национальная Энциклопедия Узбекистан объясняет праздник следующим образом: — «Праздник (Байрам на узб.яз. с турецкого — свадьба, большое собрание) — широко отмечающийся радостный день. По мере социально-экономического развития появились традиционные, религиозные национальные и др. праздники разделяемые по происхождению, смыслу и становлению в социальной жизни. Праздники, переходящие из поколения в поколение, как наследство, называются традиционными праздниками. Например: праздник Навруз. Традиционные праздники не связаны непосредственно с социальной жизнью и образом жизнедеятельности в настоящее время определенного народа или национальности. В религиозных праздниках отмечаются обряды, определенные идеей каждой религии» [8, с. 584].

Слово «Байрам» (праздник на узб.яз.), происходит из турецкого, означает свадьба, обряд, праздность. Есть разные толкования этого слова. Самым верным считается следующее определение, данное в энциклопедии философии: Праздник — сумма радости людей. Он является одним из главных частей социальной жизни местности и отмечает события рождающие радость и веселья [10, с. 5].

Представление — художественное культурное мероприятие, показываемое перед зрителями, умело использующее методы эффектного исполнения, от которого зритель получает эстетическое наслаждение и является непосредственным участником события.

Понятие «праздник» гораздо шире чем «представление». Праздник всегда отличается участием широкой, активной и творческой народной массы. Он занимает широкую площадь и не имеет определенную сценическую площадку и никаких конкретных границ. Представление же, в отличие от праздника, всегда проводиться на определенной сценической площадке, имеет обозначенные границы и делить народную массу на участников и зрителей [10, с. 75].

По специфике праздник делится на несколько видов.

I.          Социально-политические праздники: 1 сентября — День независимости Республики Узбекистан, 8 декабря — День принятия Конституции Республики Узбекистан, 14 января — День защитника Отечества, 9 мая — День памяти и почести, 21 октября — День присвоения узбекскому языку звание Государственного языка и т. д.

II.       Национальные праздники: Праздник Навруз, Ковун сайли (дынное гуляние), Гул сайли (цветочное гуляние), Сув сайли (водное гуляние), Олма сайли (яблочное гуляние), Кум сайли (песочное гуляние), Лола сайли (гуляние тюльпан), праздник птиц и т. д.

III.    Трудовые праздники: Первый день посева, Праздник урожая, Праздник хлопка, Праздник первых цветов и т. д.

IV.    Религиозные праздники: Курбан хаит, Рамазан хаит и т. д.

V.       Календарно-профессиональные праздники: День учителей и наставников, День работников радио, День театра, День врачей и т. д.

VI.    Календарные праздники: 1 января — Новый год, 8 марта — Международный женский праздник, 1 июня — Международный день защиты детей и т. д.

Популярность массовых праздников в том, что они в первую очередь имеют глубокие социально-психологические и воспитательные корни, и в процессе постановки не допускаются неприемлемые элементы и случайности.

Необходимо отметить, история массовых праздников, особенно генезис истории возникновения праздников Узбекистана, виды праздников не изучены полностью. История — такая наука, чем глубже изучаем, тем сильнее удостоверяемся, как мало мы знаем. Особенно история массовых праздников изучена очень мало.

Издревле, со времен появления человечества, праздники выдвигали такие идеи как: воспевание успехов в жизни, надежды, желаний; торжества, случаи, событий, побед в быту и других сферах, глубокого осознания пройденной дороги, гордости за победы и надежды на завтрашний день; поздравления друг друга перед праздником, добрые пожелания на будущее, пожелания удачи и счастья; самоидентификация, осознание нации, обретение национальной идеи и многое другое. Праздники создают условия ценить время и дорожить им.

Появление праздников и этапов их развития изучает наука «Эортология». Греческое по происхождению слово, означает наука о празднике. Своим появлением и научно-теоретическим изучением, эта наука обязана таким великим ученым как И.Снегирёв, И.Сахаров, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, Е.Аничков, К.Марджанов, Д.Генкин, И.Туманов и мн. др. Так же великие мыслители-философы Востока, такие как, Махмуд Кошгари, Абу Райхон Беруни, Фирдавси, Фараби, Авиценна, Алишер Наваи, Бабур, Агахи, Бехбуди, Фитрат и другие описывали в своих трудах свои взгляды о месте и роли праздников в социальной жизни людей. Научным соискателем теории праздников Узбекистана, одним из первых выступил У.Карабаев и оказал огромный вклад в развитие этой науки. В его трудах «Праздники Узбекистана», «Праздники узбекской нации» он глубоко и научно подошел к этой теме и попытался полностью осветить историю возникновения праздников.

До недавних времен, история праздников изучалась как часть общей истории искусства (литература и театр). Но, массовые праздники и представления во всех исторических этапах достойно занимали одно из почетных мест, в качестве основной морали воспитания и духовности.

Народы Средней Азии, в частности и узбекский народ имеет очень много праздников, появившихся в древности, которые, передаваясь из поколения в поколение, совершенствовались и становились бесценным достоянием нации.

Эти праздники формировались из потребностей народной массы в древние времена, развивались на основе социальной необходимости и обогащались на примере других народов.

Узбекских народных праздников целесообразно изучать, разделив на следующие этапы:

—        Формы праздника зарожденные в первобытном строе (сюда входит игры охотников, зоофагические, то есть служение тотемным животным таких как медведь, горный баран, корова, конь и т. д. праздники, праздники труда, оргаистические праздники и др.);

—        Древние (до исламские) праздники народов Средней Азии;

—        Узбекские праздники со средневековья до революции;

—        Праздники времени советов;

—        Праздники эпохи независимости [9, с. 43].

У.Карабаев исходя из характеристик праздника, определяющих основу народных праздников, выявляет следующие три основные свойства праздника:

1)        Появление праздничного состояния (настроения), зарождение потребности в празднике;

2)        Формирование праздничного состояния, настроения — это еще не праздник. Для реализации порывов этого состояния, настроения нужно организовать праздник. Превращение массы в участников праздника.

3)        Праздник это — театрализованные постановки, представления, концерты, смотры, конкурсы, состязания, то есть единство разнообразных массовых мероприятий [7, с. 49–50].

Исследователь Э.Соколов определяет праздник как самую лучшую форму среди всех увеселений. Потому что на праздничных мероприятиях объединяются все прогрессивные формы увеселения [3, с. 84].

Праздник является средством, который обогащает духовный мир личности путем воздействия на эстетические переживания человека. На основе праздника и представления лежат почет и уважение национальным традициям приоритетными задачами которых, является породить в людях радость по средством художественности и искусства.

Праздник требует от организаторов, особенно от сценаристов и режиссёров большой ответственности при подборе материалов, использования документов, достоверности фактов и художественной переработки и синтеза вышеуказанных материалов. Эти мероприятия должны отвечать социально-психологическим требованиям людей, становиться массовыми явлениями, повысить активность личностей в массовых действиях, являться отправной точкой создания условий для праздничного отдыха.

Массовые мероприятия, проводимые на площадях, парках и улицах не только зарождают массовое действие, но и карнавалами, гуляниями и фестивалями дарят эстетическое наслаждение, повышает зрелищность представления и рождает праздничное настроение. Не зря люди одевают новые и красочные одеяния, готовят праздничную еду, все в приподнятом настроении. В праздничные дни плохие становятся хорошими, скупые — щедрыми, некрасивые — красивыми. О положительных свойствах праздников, сколько ни говори, все равно всего не скажешь. Они привлекают к себе широкую массу людей, дарят культурно-духовную пищу, широко освещает все аспекты нашей жизни.

Э.Соколов, отмечая роль праздников, пишет следующее: «Социально-политическая и культурная роль праздника определяться тем что она поддерживая основные традиции, укрепляет культурные победы человечества» [3, с. 84]. И на самом деле праздники показывают самые лучшие материальные и культурные стороны общества.

Д.Генкин анализируя праздник и праздничное настроение, выделяет следующие главные компоненты и первичные социальные условия:

1)        потребность объединению, закаляя личную стойкость происходящим событиям, стремление к общей цели в выражении своего отношения к ним.

2)        потребность стремления широкому социальному общению

3)        потребность стремления выражать общественные радости, празднования и стремлений в эмоциональной жизни общества [2, с. 46].

При организации настоящих, совершенных с точки зрения композиции, духовно богатых праздничных представлений, воплощающих эти высокие идеи, режиссеры массовых праздников несут большую ответственность перед обществом. Театр массовых праздников в первую очередь героический театр. По идее своей он масштабен и монументален.

На развитие философской идеи феномена культуры праздника, с античных времен Платон, Аристотель, М.Тирский, до нынешних дней В.Бенямин, Ж.Бодрийяр, К.Леви-Стросс, М.Мосс обращали большое внимание.

Иностранные ученые отнеслись к феномену праздника с точки зрения культурологии и выявили функции праздников в культурологии. Ученые Р.Кайуа, Д.Кемпбел, М.Элиаде уточнили мифологические основы праздников. К.Жигульский изучая праздники в качестве социальной институции, исследовал воздействия религиозных, политических и социальных идей на них. Болгарский ученый Н.Мидов изучил традиции и обряды составляющих основу праздника. М.Мид и Д.Фрезер исследовали этнические формы в праздниках, а И.Хейзинг анализировал игры на праздниках. Среди анализируемой литературы большое значение имеет исследования русских ученых В. И. Чечерова и В. Я. Проппа. Они квалифицируя возникновение праздников, выявили — на основе возникновения праздничного календаря лежит трудовая деятельность крестьян, работников и охотников.

В своих научных трудах они выявили воплощение ритмических функций (взаимозаменяемость отдыха и труда) семантических и этнографических аспектов аграрных праздников. На основе этого можно более или менее уверенно утверждать, что в культуре земледелия, организация ярмарок является особенным показателем активного труда. Особенное внимание заслуживают научные исследования М. М. Бахтина. Он создал теорию праздников. А его соискания послужили основой для следующих научных исследований.

Л. Н. Лазорева, А. Ф. Некрылова, И. И. Шангина анализировали этнокультурные особенности праздников и систематизировали. Этническая особенность праздников в том, что при помощи культуры обряда появляется национальная идея. Требуется особая внимательность на яркие этнические выступления в праздничных действиях.

В своих исследованиях Н. А. Хренов, изучил традиции, обряды, праздники и провел глубокий анализ их места в развитии человека и общества, особенности и общности праздников. Н. Ф. Макеютин анализировал историю возникновения праздников и систематизировал их возникновение, разработал классификацию праздников.

Т. А. Апинян, С. В. Григорьев, М. А. Новиков, Л. Т. Ретюнеких, В. Я. Суртаев, В. Н. Устиненко изучали диалектику праздничных игр. При изучении культуры праздников большое значение имеет исследования ученых, режиссеров, сценаристов и художников-постановщиков. Д. Н. Ал, Э. В. Вертковский, Д. М. Генкин, Л. А. Дронов, А. А. Конович, И. М. Туманов, А. Д. Силин, Б. Н. Петров, О. Л. Орлов проводили научные исследования в этой области. В творческих исканиях С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, Л. П. Красавина изучены вопросы деятельности человека в праздниках.

Изучение узбекских народных праздников началось в ХХ веке. В начальном этапе развития этой отрасли науки показали пример этнографы и писатели, описывая образцы зрелищного искусства и начиная их научное исследование. Узбекский народ наряду с великими историческими, духовными, научными достижениями своих предков, памятниками архитектуры, искусства и литературы, в праве гордиться своей многотысячной культурой праздников, обрядов. Узбекские праздники появились на основе социально-духовных потребностей наших предков. Но, к сожалению, до сих пор не проведены специальные исследования для изучения данного исторического наследия узбекского народа.

Выдающие ученые проводили исследования в области изучения праздников. Среди них Т.Мирзаев, Б.Саримсоков, М.Муродов, М.Жураев, С.Йулдошева, Ш.Турдимов изучали праздники в качестве народного творчества, фольклора. М.Рахмонов, М.Кадиров, Б.Шодиев изучали зрелищность праздников, то есть с точки зрения театральной критики. Такие историки как Б.Аминов, О.Буриев, А.Ашуров изучали праздники исходя из исторической значимости. Б.Сайфуллаев, Ф.Ахмедов в своих научных трудах освещают педагогические ценности праздников. Усман Карабаев глубоко изучил историю возникновения праздников и осветил философские стороны праздников.

Развитие отраслей культуры, искусства, науки и образования, усовершенствование этих отраслей, учитывая новое время, новые мировоззрения, являются приоритетными задачами процветания государства и нашего общества. Насколько значимы эти современные понятия, новые методы, изобретения настолько и ценно духовно-творческое наследие наших предков.

Являясь источниками композиционного построения драматургии праздников и представлений эпохи независимости, народное творчество, фольклор, современное искусство эстрады, массовые танцы и театрализованные номера направлены на выполнения следующих функций.

Первая — политико-идеологическая функция, служить на повышение образованности народа, разъяснение идеи независимости гражданам.

Вторая — патриотическая, национальная функция, воспевается любовь к родине, народу и усиливает эти чувства в душе каждого зрителя.

Третья — культурно-просветительская функция, праздники и представления, гуляния, выступления, обряды дают определенную культурно-просветительскую информацию, воздействуют на их сознание и мировоззрение.

Четвертая — духовно-воспитательная функция. Представления своей красочностью, освещением исторической и современной жизни, содержанием и образностью обогащает духовный мир массы, оказывают огромное воспитательное влияние. Они учат народ, особенно молодежь человечности, дружелюбию, переживанию чужим страданиям, ценность национальных традиций.

Пятая — художественно-эстетическая функция. Праздник и представление должен быть направлен на удовлетворения художественных потребностей, рост эстетического вкуса населения.

Шестая — героическая, ведущая функция. Создавая современного героя в драматургии массовых праздников и представлений, восхваляется достоинства героя, и зрители призываются последовать положительным качествам данного героя.

Седьмая — интернациональная функция, дружба национальностей проживающих в нашей стране, показывается с помощью искусства каждой национальности.

Восьмая — функция воспевания мужества, чести и доблести. Широко агитируются с помощью национальных народных игр, выходом военных, различными спортивными соревнованиями.

На данном исследовании научно изучены, теоретически и практически анализированы социально-теоретические основы праздников и представлений. В результате исследования изучены праздники и представления настоящего времени, подробно анализированы художественно-идейные, социально-политические, социально-педагогические и духовно-просветительские значения.

Литература:

1.   Кошгари М. Девону луғотит-турк, 1 том. — Ташкент: Фан, 1963. — С447.

2.   Генкин Д. Массовые праздники. — Москва: Просвещение, 1975. — С.44.

3.   Соколов Э. Свободное время и культура досуга. — Ленинград: 1977. — С. 84.

4.   Мазаев А. Праздник как социольно-художественное явление. — Москва: Наука, 1978. — С.172.

5.   Бахтин М. Литературно-критические статьи. — Москва: 1986. — С.299.

6.   Хайём У. Наврузнаме. — Ташкент: Мехнат, 1990. — С.12.

7.   Карабоев У. Праздники Узбекистана. — Ташкент: Ўқитувчи, 1991. — С. 49.

8.   Национальная энциклопедия Узбекистан. 1 том. — Тошкент, Узбекистон Миллий Энциклопедияси Давлат илмий нашриёти, 2000. — С.584.

9.   Карабоев У. Х. Праздники узбекского народа. — Ташкент: Шарк. 2002. — С.43.

10.                       Ахмедов Ф. Э. Основы режиссуры массовых праздников. — Ташкент: Алокачи, 2008. — С. 5.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, день, представление, время, история возникновения праздников, Узбекистан, узбекский народ, народная масса, народное творчество, праздничное настроение.

Автор: Ильченко Вера Константиновна
Должность: Преподаватель театральных дисциплин

Учебное заведение: МАУ ДО ГО «Город Калининград» «ДШИ им. Ф. Шопена»
Населённый пункт: г. Калининград ул. Горького 113
Наименование материала: Статья
Тема: «Массовый праздник как художественное явление»!

Раздел: дополнительное образование

Массовый праздник как художественное явление.

Массовый праздник – это художественное явление, включающие в себя

явление социальных и личных запросов человека, выраженное в масштабно

эмоциональном действии, с использованием различных видов и жанров

искусства.

Свой жизненный отсчёт массовый праздник ведет аж, от эллинской

культуры. Уже тогда возникла необходимость в неком виде объединения людей,

его сплочения, что и является одной из важнейших функций праздника,

обволакивающим это объединение в яркую, красочную, и что самое главное

ненавязчивую форму. Уже тогда понимали, что праздник богат средствами

эмоционального воздействия, и при правильном их использовании, могли

привести к нужному результату — управлению людьми. Массовый праздник мог

носить не только развлекательный характер, но и социальный, как например в

Древней Греции, где участие каждого гражданина — было выражением

демократии. Древняя Греция вообще служила праотцом Массового праздника.

Так в 776г. До н.э. там возникают Олимпийские игры, которые на сегодняшний

день носят не только спортивный, но театрализованный характер. Огромный

вклад в развитие массового праздника внёс праздник весны, плодородия и

здоровья, посвященный богу виноделия Дионису. Эти праздники включали в

себя: шествия, обрядовые церемонии, состязания, хоровые игры граждан. Что

послужило рождению первых театральных спектаклей. Аналогичные праздники

проходили и в Риме, составные части которых были триумфальные бои

гладиаторов, сражения на воду, цирковые состязания. Но в отличие от Древней

Греции в древнем Риме существовало разделение на тех, кто участвует и на тех,

кто смотрит. Огромный вклад римлян состоит в том, что они создали

уникальную систему механизмов сцены, которая и по сей день используется.

Массовый праздник как живое существо, живёт и воплощается в каждой

эпохе, являясь некой «губкой», впитывающей в себя всю правду, состояния того

времени. Так для Средних веков характерны церковные праздники, что говорит

о приоритете в то время духовенства, церкви, которая не жалела средств на

пышные церковные шествия в дорогих костюмах. И как антитеза им

существование народных праздников, таких как «Праздник Дураков», который

высмеивал религиозные обряды и нравы королевского двора. В туже эпоху

появляется и карнавал, который станет идеальным украшением массового

праздника, а впоследствии и отдельной разновидностью массового праздника.

Праздник был общественно-значимым явлением, который служит воспитанием

народа и его объединением, что говорит о слиянии политики и искусства. Таким

бал праздник «Свободы», проходивший на Марсовом поле, и в котором уже

тогда использовали пиротехнику и пушки.

Свои корни массовый праздник берёт и от народных гуляний от

«Масленицы», «Праздник Ивана Купала», зимних гуляний и т.д., которые

носили яркую, красочную форму. Так праздник «Ивана Купалы» носил суть

заклинания урожая; где существовал обычай прыжков через костёр. Самый

высокий прыжок сулил дородный урожай. Масленица же служила призывом

солнца, ожиданием весны, где ритуалом было сжигание чучела – что уже само

по себе зрелищно, и уже здесь мы наблюдаем всеучастность каждого в

празднике. Всё это привело к формированию некоторых законов массового

праздника.

Основные черты массового праздника:

1.

Ощущение личной причастности;

2.

Стремление к широкому общению;

3.

Особый эмоциональный настрой;

4.

Удачно найденное событие.

Активный контакт со зрителем — вообще служит залогом успеха и тем, что

праздник надолго останется в памяти человека.

Средства воздействия:

1.

Живое слово;

2.

Личность говорящего: Заразительность, обаяние;

3.

Временная мера происходящего. Основная часть должна быть не более 30

минут, а в идеале 15-20 минут;

4.

Ведущий, как компонент эмоционального воздействия;

5.

Поэзия, поэтическое слово;

6.

Кино(художественное, документальное);

7.

Музыка;

8.

Звуковой ряд (шумы, ассоциативные кусочки);

9.

Вокал;

10.Ансамбли разного рода;

11.Танцевальные группы;

12.Хоровые коллективы;

13.Пантомимы и пластические композиции;

14.Юмор (Юмор необходимо расположить так, чтобы он создавал

контрапункт);

15.Клоунада;

16.Цирк;

17.Спортивные номера;

18.Театр;

19.Свет и световые эффекты;

20.Художественное оформление и его элементы.

Признаки массового праздника:

Минимальная текстовая структура;

Отсутствие психологических нюансов (Нужны яркие эмоции);

Гармонизация всех частей в искусстве монтажа;

Закон утомляемости зрителя;

Художественная энергетика;

Контраст жанров, ритмов (последующий эпизод не должен

продолжать предыдущий, а должен вступать с ним в

противодействие);

Необходимо определить кульминацию действия, которая будет той

смысловой и эмоциональной вершиной спирали, к достижению,

которой, стремится все действо праздника. Он может быть и в

середине и в конце.

Режиссер, определив кульминацию, подводит к ней весь ход действия — и

внутренний и внешний. На кульминацию должны работать все элементы.

Ритмическая основа создается, как и для всего действия в целом, так и

для отдельных частей. Ритм меняется в определённых эпизодах, где-то

ускоряется, где-то появляется необходимость его задержать.

Классификации массовых праздников:

1. Всеобщие праздники (День Победы, Новый год и т.д.);

2. Локальные праздники (профессиональные, конфессиональные);

3. Личностные (День рождения и т.п.).

На сегодняшний день существует огромное количество массовых праздников,

но наиболее распространенными считаются вот такие виды:

1. Праздничный концерт;

2. Инаугурация;

3. Корпоративный праздник;

4. Юбилей-бенефис;

5. Праздник, посвященный дню города;

6. Конкурс красоты;

7. Политический праздник, приуроченный к выборам;

8. Различные вручения премий;

9.Народные гулянья, фольклорные праздники.

Организация Массового праздника.

Для организации массового праздника также существует свой закон.

ШИРОКОЕ, ТОТАЛЬНОЕ, МАССОВОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ В

ДЕЙСТВИЕ!

Осуществить это можно с помощью следующих компонентов:

1. Факельное шествие;

2. Возложение венков и цветов;

3. Всевозможные игры на разных площадках;

4. Викторины;

5. Конкурсы;

6. Молодёжные марши, шествия;

7. Скандирование слов, фраз;

8. Всевозможные шары;

9. Пуск голубей;

10. Самолёты, вертолёты;

11. Листовки;

12. Духовые оркестры на шествиях;

13. Широкий спектр народного творчества (Подворья);

14. Кавалькада;

15. Разного рода состязания;

16. Карнавальные шествия.

Неотъемлемой частью массового праздника являются ведущие. Правда

функция ведущего напрямую зависит от вида массового праздника. Так для

тематического массового праздника необходимо подобрать ведущих,

соответствующих вечеру, то есть имеющих какое-либо отношение к нему,

информационно подготовленных. Тем самым усилится эмоциональное

воздействие, будет ощущение «своего человека » на сцене. Если же праздник

носит общий характер, то функция ведущего несколько меняется. Теперь она

чисто развлекательная. К большому сожалению, эта функция ведущего перешла

на первый план. Если раньше существовал некий культ ведущих, по ведущему

можно было определить стиль вечера, его тематику, то сейчас их так много, и

многие довольно безлики, выполняют лишь роль ознакомителя со следующим

номером. Зато в отношении оформления массового праздника наступил очень

прогрессивный период. С развитием техники, в том числе и компьютерной. С

появлением цифровой техники появилась возможность воплощения, ранее

казавшегося невозможным. Компьютерное проецирование на огромные полотна

с идеальным качеством – это лишь то малое, что сейчас возможно. Различные

подвесные конструкции, которых раньше не было, усовершенствование

световой техники. Использование музыкальных фейерверков и фонтанов. В

этом плане прогресс техники оказывает неоценимую услугу организации

массового праздника. Так как зрелищный компонент, в том числе и оформление

неотъемлемая часть массового праздника. Что же касается музыкальной

партитуры праздника, то она очень богата. Потому что включает в себя

инструментальную, вокальную, танцевальную, музыку в речевых жанрах,

музыку в оригинальных жанрах и т.д. Только при подборке музыкальной

партитуры режиссёр должен учитывать тематику вечера, так чтобы музыка

создала необходимую атмосферу. Характер музыки должен быть

монументальным, поднимающим дух народа или популярным (Но не

попсовым) для объединения людей. Самым главным законом успеха массового

праздника служит организованная, слаженная работа коллектива

устраивающего праздник. Учитывающего тематику, место проведения,

интересы и запросы зрителя, учитывающего музыкальную картину, уделяющего

особое внимание зрелищному компоненту и обязательному участию каждого

зрителя в празднике. Будь то конкурсы, викторины, аукционы, лотереи,

награждения, спортивные эстафеты и даже участия в ритуальной части

мероприятия.

Иногда массовый праздник надолго остается в памяти зрителя и всё бы нечего,

но вот только беда массового праздника – в его одноразовости и повторить его в

том же ключе будет невозможно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Композиция сценария сюжетно игровой программы
  • Композиция стихотворения была пора наш праздник молодой
  • Композиция рекламного сценария
  • Композиция на тему русские народные праздники
  • Композиция на тему праздник урожая