Композиционное построение сценария образец

Работа по теме: Сценарно-режиссерские основы. Глава: § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговых программ. ВУЗ: ЗабГУ.

Совершенствование
культурно-досуговой деятельности во
многом зависит от умения и способностей
сценаристов разрабатывать и реализовывать
сценарии различных культурно-досуговых
программ. Создание сценария — это сложный,
многоступенчатый, творческий процесс,
включающий периоды накопления
информационно-содержательного материала,
формирование замысла, написание
драматургического произведения. Автору
сценария необходимо так соединить все
его компоненты, чтобы в итоге получилось
целостное драматургическое произведение.
Культурно-досуговая программа,
организованная и проведенная по сценарию,
производит впечатление ясного и
завершенного целого. Каждая
культурно-досуговая программа содержит
в себе элемент конструкции, построения,
обусловливая тем самым композиционную
организацию сценарного материала.

Композиция
— (соединение, расположение, составление)
построение
художественного произведения
.
Она является основной организующей и
конструирующей силой любого художественного
произведения, это закон, способ соединения
звуковых и текстовых частей, скажем, в
литературном и музыкальном произведениях,
средство выражения связей между
элементами данного произведения.
Композиция является самой существенной
частью творческого процесса.

Драматургическая
основа культурно-досуговой программы
создается такими эмоционально-выразительными
средствами, как живое слово, музыка,
кино, поэзия, пантомима, хореография и
др. Задача композиционного построения
сценария состоит в том, чтобы соединить
все эти элементы в единое целое, придать
будущей программе логичность, стройность,
целостность. От того, насколько данные
элементы будут гармонировать между
собой, взаимодействовать в сюжетной
конструкции, соподчиняться и дополнять
друг друга, зависит эмоциональное и
эстетическое восприятие ее зрительской
аудиторией.

В процессе работы
над драматургией культурно-досуговой
программы сценарист сталкивается с
различными видами творческой деятельности,
которые могут быть успешно им реализованы
лишь в том случае, если он опирается на
прочный фундамент знаний закономерностей
творческого процесса. Для этого, в первую
очередь, необходимо знание теоретических
основ таких творческих явлений как
сущность, структура, особенности
художественного мышления и художественного
вкуса, формы, средства, методы их
формирования, законов композиционного
построения драматургического произведения
— функциональное размещение в нем
экспозиции, завязки, основного развития
действия, кульминации, развязки и
окончания.

Композиция имеет
свои закононы — целостность, взаимосвязь
и соподчиненность частей целому,
контрастность, подчиненность всех
средств художественного произведения
сценарному замыслу, единство содержания
и формы, соразмерность, типизация и
обобщение

и др., которые отражают те многосторонние
связи, которые необходимо соединить в
процессе творческой работы над
драматургией культурно-досуговой
программы.

Охарактеризуем
основные из них. Это законы
целостности, взаимосвязи и соподчиненности
частей целому.

Специфическая особенность драматургии
культурно-досуговой программы,
выражающаяся в поэпизодном построении
сценария, обусловлена не прихотью
сценариста, а объективной необходимостью
наиболее полно и многоаспектно раскрыть
тему и идею, включая различные стороны
выбранной для художественного воплощения
проблемы или явления. Эпизод в сценарии,
являясь частью общего целого, в то же
время характеризуется такими качествами,
как относительная самостоятельность
сюжетной конструкции, система отобранных
художественных средств, аргументирующих
какую-то грань темы и идеи, наличие
события, вокруг которого завязывается
драматургическое действие.

Композиционная
целостность в драматургической
конструкции культурно-досуговой
программы не сводится к простой сумме
эпизодов, а достигается прежде всего
за счет объективно необходимого их
количества, наиболее полно раскрывающих
авторский замысел, а также преемственной
тематической связью между ними. Каждый
эпизод относительно самостоятелен как
по теме, так по содержательной
направленности, но в общем контексте
сценария является неотъемлемой частью
целого. Следует учитывать, что
композиционная целостность
культурно-досуговой программы достигается
не только логическим построением данных
эпизодов, а, в первую очередь, системой
связей, возникающей в сюжетной конструкции
сценария, которая складывается из
взаимодействия документального и
художественного материала, оправданности
и согласованности внутренних средств
выражения содержания, приемов и способов
его сценической реализации.

В композиционном
построении сценария культурно-досуговой
программы значительную роль играют
сюжет и сюжетный ход, которые, в свою
очередь, всегда для сценариста являются
творческим открытием. Именно найденный
сюжетный ход — художественный прием —
делает драматургическое произведение
неповторимым и оригинальным по
композиционному построению.

Закон контрастности
в сценарии вытекает из сущности
диалектического закона единства и
борьбы противоположностей и является
важнейшей творческой опорой в отборе
и композиционном построении сценарного
материала. В основе композиционного
построения материала по контрасту лежит
стремление сценариста показать факты,
явления, процессы окружающей
действительности в противоречии, в
конфликтном отношении друг к другу. Это
обеспечивает наличие конфликта в
сценарии, позволяет активизировать
мышление зрительской аудитории, придать
культурно-досуговой программе ярко
выраженный художественно-публицистический
характер.

Использование
контрастов играет большую роль в
эмоциональном восприятии содержания
культурно-досуговой программы.
Убежденность личности в правоте тех
или иных идей не может не формироваться
без опоры на ее чувства. Известно, что
эмоции человека делятся на положительные
и отрицательные. Формирование чувств
происходит не только в процессе
положительных переживаний, но также и
через отрицательные эмоции и переживания.
И часто положительное чувство рождается
в «борьбе» положительных и
отрицательных эмоций. При восприятии
содержания культурно-досуговой программы,
построенной на контрасте, зритель
испытывает гамму переживаний, окрашенных
как положительными, так и отрицательными
эмоциями. Причем эти эмоции находятся
не в статичном состоянии, а постоянно
взаимодействуют, «борются», и эта
«борьба» эмоций оказывает влияние
на интеллектуальную сферу зрителя, в
которой образуется своеобразный конфликт
между тем, что уже установлено в сознании,
и тем, что возникает в процессе восприятия
содержания. В конечном итоге сознание
зрителя обогащается, активное восприятие
положительно влияет на развитие личности.

Закон подчиненности
всех выразительных средств идейному
замыслу культурно-досуговой программы
одна из
самых труднейших задач, которую решает
сценарист при создании драматургии
культурно-досуговой программы. Это
умение оказаться на уровне своего
собственного замысла, то есть разработать
адекватное своему замыслу содержание
данной программы, предназначенной для
сценического воплощения. Реализовать
замысел в содержании — значит, так
отобрать сценарный материал и так его
композиционно выстроить, чтобы все
средства идейно-эмоциональной
выразительности раскрыли идею, авторскую
позицию.

Важно подчеркнуть,
что все эти художественные компоненты,
в зависимости от месторасположения в
сценарии культурно-досуговой программы,
могут нести различную смысловую нагрузку,
свою эстетическую направленность.
Отбирая для сценария те или иные
художественные фрагменты, важно
определить их идейно-тематическую
соотнесенность с общим сценарно-режиссерским
замыслом будущей программы. Наиболее
высоким творческим успехом сценариста
считается умение так соединить
идейно-эмоциональные средства, которые,
взаимодействуя между собой, дают
возможность добиться воплощения идеи
художественного замысла. В этом суть
новизны и оригинальности сценария той
или иной культурно-досуговой программы.

Решение такой
творческой задачи требует от сценариста
больших интеллектуальных и эмоциональных
затрат, развитого художественного
вкуса, тонкого чувства современности,
глубокого знания произведений литературы
и искусства. Смысловым содержательным
стержнем в этом творческом процессе
выступает художественное мышление
сценариста, развитые творческие качества,
такие, как воображение и фантазия, умение
в эмоционально-образной форме реализовать
свой замысел.

Закон соразмерности
при работе над драматургией
культурно-досуговой программы базируется
на неограниченных возможностях при
поиске материала. Первым ориентиром в
отборе сценарного материала служит,
как правило, событие, которому посвящается
та или иная культурно-досуговая
программа. Событие, его масштаб и
содержательная направленность определяют
«границы» отбора материала. На
втором этапе работы с материалом, изучая
проблему, сценарист из массы материала
отбирает только тот, который в большей
степени отвечает его творческому
замыслу.

Целостность
драматургического произведения во
многом зависит и от количественного
соотношения материала. Объем и характер
сценарного материала, его распределение
по эпизодам подчиняются задаче наиболее
полной реализации творческого замысла.
И здесь в силу вступают такие важные
творческие качества сценариста, как
чувство меры, творческая интуиция.
Добиваясь соразмерности расположения
второстепенных и главных частей
сценарного материала, синтезируя
идейно-эмоциональные средства, сценарист
должен стремиться к точному и четкому
пропорциональному соотношению структурных
элементов композиции — экспозиции,
завязки, основного развития действия,
кульминации, развязки и окончания. Такая
конструкция сценария позволяет правильно
выстроить сюжет, избегая однотипности
отбираемых сведений и фактов и однообразия
внутренних ритмов драматургического
действия.

Знание законов
композиционного построения драматургического
произведения требует умения гибко
использовать основные приемы монтажа
сценарного материала: последовательный,
параллельный, контрастный, ассоциативный.
При этом следует помнить, что достижение
целостности и выразительности (а
конечная цель композиционного построения
именно в этом и состоит) не происходит
только с написанием литературно-текстовой
части сценария. Композиционная
завершенность драматургической формы
сценария окончательно наступает в его
реализации на сцене, где огромную роль
играет декоративно-художественное
оформление (пространственная композиция),
световое решение и сценическая пластика,
общая атмосфера культурно-досуговой
программы. Поэтому качественная
драматургическая основа является
важнейшим фактором ее успешной организации
и проведения.

Итак, рассмотрев
основные законы композиции в работе
сценариста культурно-досуговых программ,
перейдем к анализу структуры композиционного
построения сценария. Диапазон
культурно-досуговых программ достаточно
широк как по содержанию, так и по формам.
Это игровые, конкурсно-игровые,
информационные, развлекательные,
художественно-публицистические,
театрализованные и другие комплексные
программы. Каждый вид такой программы
имеет свои специфические особенности
драматургической организации сценарного
материала и, следовательно, композиционного
построения. Значительное место в
структуре указанных программ занимают
театрализованные представления. Это
сложнейшая драматургическая форма,
приближенная к литературно-художественному
произведению всеми признаками жесткой
композиционной структуры. Классическую
структуру такой программы, как отмечалось,
составляют следующие элементы: экспозиция,
завязка,
основное развитие действия, кульминация,
развязка и окончание.

Каждый названный элемент в структуре
композиции имеет свое определенное
функциональное назначение. Рассмотрим
последовательно каждый из данных
элементов.

Экспозиция
— первый структурный элемент композиционного
построения сценария. Как правило,
экспозиция располагается вначале и
служит основой для развития последующего
драматургического действия. Особенность
экспозиции заключается в том, что в ней
практически отсутствует событие. Она
лаконична, кратковременна, в ней
отражается лишь общий характер темы
будущей культурно-досуговой программы.
Это может быть знакомство с участниками
театрализованного представления или
сообщение ведущего исходных данных о
теме предстоящей программы.

В некоторых случаях
экспозицию отождествляют с таким
композиционным приемом, как пролог. Но
следует помнить, что экспозиция и пролог
не идентичные понятия. Пролог (предисловие)
— это композиционный прием, суть которого
заключается в показе или демонстрации
идей автора, его отношение к событию,
которому посвящена культурно-досуговая
программа. Самым существенным отличием
является то, что пролог не связан с
основным сюжетным действием, в то время
как в экспозиции сюжетное действие
берет свое начало. Использование данного
приема характерно для театрализованных
и особо торжественных представлений,
что дает возможность режиссеру-постановщику
осуществить красочное и зрелищное
начало представления.

Завязка
— это важнейший опорный структурный
элемент композиционного построения
сценария культурно-досуговой программы.
Функциональная ценность данного элемента
заключается в том, что в его основе, в
первую очередь, лежит событие, так
называемое «исходное», которое
определяет начало драматургического
конфликта и находит свое развитие в
последующих структурных элементах
композиционного построения сценария.
Именно исходное событие привлекает
внимание зрительской аудитории и
побуждает ее следить за дальнейшим
сюжетным развитием действия.

В структуре сюжета
завязка является определяющим началом
развития основного действия, и таким
образом, завязка, ее содержание, оказывает
влияние на последующий событийный ряд
в сюжетно- композиционном построении
сценария.

Поиск сценаристом
оригинального сюжетного решения завязки
всегда является драматургической
проблемой. Завязка не только формально
определяет исходное событие, но и
является существенным моментом
оригинального драматургического решения
сценария культурно-досуговой программы.
Оригинальное решение завязки во многом
определяет последующий ход всей
программы. Небрежный, необдуманный
подход сценариста к решению завязки,
как правило, приводит к сюжетной
неопределенности и рыхлости композиционного
построения сценария.

Основное развитие
действия
в
композиционном построении является
самой обширной частью сценария. Здесь
фактически укладывается весь основной
сюжет культурно-досуговой программы.
Именно здесь исходное событие, которое
произошло в завязке, в основном развитии
действия, находит свое драматургическое
продвижение к кульминации. Напомним,
что сценарий культурно-досуговой
программы строится из блоков и эпизодов,
которые обладают определенной сюжетно-
тематической самостоятельностью, то
есть имеют свой оригинальный сюжет,
внутренний событийный ряд, композиционное
построение и свой неповторимый
драматургический ход. Количество блоков
и эпизодов, включаемых в драматургическую
ткань сценария, определяется творческим
замыслом сценариста.

Однако здесь
необходимо усвоить, что событийный ряд
данных блоков и эпизодов подчинен
основному сюжетному ходу сценария, его
основному сквозному драматургическому
действию. Общий сюжетный ход, проходя
красной нитью через все эпизоды и блоки,
связывая их в единое драматургическое
действие, является главнейшим
композиционным приемом, способствующим
созданию целостности культурно-досуговой
программы.

В то же время
событийный ряд отдельных блоков и
эпизодов обеспечивает тот ритм нарастания
сюжетного действия, которое в конце
концов органично приводит к кульминации
в сценарии. Чем оригинальнее будут
выстроены блоки и эпизоды в сценарии,
тем интереснее будет развиваться
сквозное действие культурно-досуговой
программы, его основной сюжет.

Композиционное
построение основной части сценария
требует от сценариста большого мастерства,
чтобы избежать опасности потери течения
сюжета. В
этой связи
большое значение имеют так называемые
сюжетные акценты, то есть слова, фразы,
сценические действия, которые фиксируют
внимание зрительской аудитории на
основных сюжетных узлах и позволяют ей
с неослабевающим интересом следить за
ходом программы и адекватно воспринимать
все происходящее на сцене.

Кульминация
— вершина развития драматургического
конфликта в сценарии, высшая точка
эмоционального восприятия зрительской
аудитории. В центре кульминации лежит
главное событие, задача которого — в
разрешении всего драматургического
конфликта в сценарии. Если исходное
событие в завязке и событийный ряд в
основном развитии действия логично
между собой сопряжены, то кульминация
вытекает естественно и становится
смысловым и эмоциональным центром всей
культурно-досуговой программы.

Развязка
— как структурный элемент композиционного
построения выполняет функцию завершения
сюжетной линии сценария. Развязка ставит
последнюю точку в развитии сквозной
линии. Важно помнить, что в развязке в
обязательном порядке следует заключительное
событие, в котором сообщается результат
разрешения драматургического конфликта.
Следовательно, событийный ряд, взявший
свое исходное начало в завязке, пройдя
основное развитие действия и достигнув
кульминации, в развязке завершает свое
драматургическое развитие.

Финал
— следует за развязкой и означает полное
завершение сценического действия. Финал
служит средством подведения итогов
всего драматургического действия,
происходившего на сцене.

Особой формой
финала является эпилог (послесловие).
В композиционном построении сценария
он выполняет важнейшую апофеозную роль,
благодаря чему каждая театрализованная
культурно-досуговая программа завершается
массовым эмоционально-зрелищным
действием.

Рассмотренные
особенности композиционного построения
сценария культурно-досуговых программ
с опорой на закономерности ее композиции
и структуры требуют от студентов
глубокого изучения данной проблемы как
в теоретическом так и учебно-методическом
плане.

Следует помнить,
что организация культурно-досуговых
программ на основе умозрительно
сконструированных сценариев без знания
законов и закономерностей творческого
процесса, без глубокого художественного
и документального исследования не дает
положительных результатов, приводит к
утрате доверия зрительской аудитории,
снижает авторитет учреждения культуры.

Вопросы
для самопроверки :

1. Понятие
композиции, ее сущность и содержание.

2. Характеристика
основных закономерностей композиции.

3. Роль структурных
элементов композиции в сценарии
культурно-досуговой программы.

Рекомендуемая
литература:

1. Марков О.И.
Методика создания сценария клубного
театрализованного представления. —
Барнаул, 1985.

2. Рисунок,
живопись. Композиция: Хрестоматия: для
студентов худож.-граф. фак. пединститутов
/ Сост. Н.Н. Ростовцев и др. — М.: Просвещение,
1989.

3. Чечетин А.И.
Искусство театрализованных представлений.
— М.: Сов .Россия. 1988.

4. Шорохов Е.В.
Композиция: Учеб. для студентов
худож.-граф. фак. педагогических.
институтов. — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.: Просвещение, 1986.

Ищите, дерзайте,   находите и пробуйте!

Е.Ю.Сергеева – педагог организатор,

педагог дополнительного образования

ГДДТ г. Шахты

Специфика моей работы такова, что я
иногда присутствую на мероприятиях проводимых в ГДДТ, особенно на конкурсах и
фестивалях. И меня огорчает то, что почти все конкурсные работы (агитбригады,
визитные карточки и т.д.) повторяются по несколько раз, это значит,  что
сценарии берут из продаваемых ныне книг, Интернета, журналов и т.д. Мало того,
что смотришь одно и тоже, так тебе это нужно и оценить. Скажу вам задача не из
лёгких. Ни одного сценария за свою жизнь я не брала из источников от корки до
корки. Поймите, да хорошо, что продаётся много литературы, но из неё нужно
уметь выбрать подходящее вам и вашим артистам. Смогут ли они это сыграть,
сможете ли вы это воплотить на сцене. Написать можно, что угодно, но ещё надо и
дифференцировать. Когда я начинала работать, сборников сценариев не было, а тем
более Интернета, и каждая новая работа была авторской. Это было очень тяжело,
но интересно. Надеюсь, что, прочитав эту книжечку, вам захочется окунуться в
мир творчества.

   За многие годы, я пришла к выводу,
который часто повторяю. Имея прекрасный сценарный материал при постановке его
можно превратить в безобразие, а, казалось бы, что сценарий не совсем удачен,
при хорошем режиссёре будет выглядеть выигрышным.  Понятно, что не каждый
педагог-организатор, тем более учитель школы обучался сценическому и
режиссёрскому мастерству. Но, люди добрые, вспомните изречение, с главной
мыслью о том, что кто  не ищет, тот не найдёт, а тем более педагог,  он должен
быть, хоть немного и  артистом и режиссёром. Да, талант Господь даёт выборочно,
но ещё важно ваше стремление, и интерес к творчеству.  Наблюдая за артистами
(детьми) и чувствуя отдачу от зрителя, получаешь огромное удовлетворение от
своей работы.  Не скрою, и у меня наступает период перезагрузки, апатии, чаще
всего это происходит от аврального режима работы. Что греха таить,  в ГДДТ,
случаются такие моменты. Но, стоит начать новое дело, как тут же приходит
творческий процесс, который от вас не зависит, потому, что мозг сам
непроизвольно включается и начинает работать, где бы вы ни находились, дома, в
транспорте, в магазине, днём ли ночью, они ищут новое, неповторимое. Не скрою,
что не всегда быстро находишь идею или сценарно-режиссёрский ход, здесь
необходима ваша фантазия, образное мышление, но, найдя их, погружаешься в
процесс с головой, и, создав сценарий, спешишь воплотить его. 

  Ещё один совет, когда вы пишите
сценарий,  проигрывайте его мысленно сами, вам легче будет работать при его
постановке.

  Жизнь ставит перед организаторами досуга множество задач. Основная
задача: развлекая – воспитывать.

Арсенал массовых форм работы  чрезвычайно
разнообразен. В него входят: тематические вечера, манифестации,
театрализованные концерты, вечера отдыха, карнавалы, праздники, фестивали
искусств, конкурсные программы и т.д. Такие мероприятия требуют творческой
разработки, обязательной сценарной основы и оригинального режиссерского
решения, максимального использования всех идейно-эмоциональных средств
воздействия, т.е. театрализации.

Одним из ведущих направлений деятельности
организаторов досуга являются массовые формы работы, которые представляют собой
процесс одновременного воздействия на большие группы детей. Для того чтобы
мероприятие было смотрибельным (т.е. интересным и поучительным для зрителя), и
выполняло все задачи поставленные сценаристом и постановщиком,  в последнее
время многие делают его театрализованным. Но прежде надо уточнить, что включает
в себя понятие  театрализация различных форм досуга. Приведу несколько
примеров:

Театрализованный
тематический
  вечер:

 Это
идейно и сюжетно организованная цепь устных
выступле­ний, действий,
зрительных обра­зов, связанных
  между собой не только сюжетом, но и
определенным сценарием и режиссерским ходом
. Как правило, состоит из двух частей
(массовой и сцени­ческой), предполагает участие реального героя.

Театрализованный   тематический
концерт:         
 

Мероприятие, в котором используются 
разные жанры, начи­ная от
     академического хора и за­канчивая народным танцем. 
В нём ху­дожественное и смысловое соеди­няются воедино. В центре — но­мер,
составляющий основу жан­ра.

Театрализованный    тематический праздник:

Предполагает множество зрелищных форм, действующих одновремен­но:
карнавальное шествие,
мани­фестация, представление или концерт, обряд
или ритуал, мас­совые гуляния и т.д.

    Теперь приступим к теории, чтобы
было понятнее,  я попытаюсь вам вначале показать схематично. Из каких компонентов
состоит сценарий:

Организационная диаграмма

Работа над сценарием обычно начинается
с определе­ния его темы и идеи. Понятие «тема» имеет два значения. В широком
смыс­ле тема рассматривается как очерченный в произведении круг жизненных
явлений, общий характер события, но без конкретизации отдельных составляющих
его частей, мотивов и т. п. Проще говоря,  вы должны уяснить для себя, что
тема
– это то о чём вы хотите сказать.

 В основном
определение темы сценария задается автору непосредственно жизненной ситуацией,
традициями и т.д. Например,  тема «День  Победы  в Великой Отечественной
войне». А теперь, как я считаю самое главное определить идею праздника,
это основная мысль сценария и она должна отвечать на вопрос  «ради чего?»,
«в чём заключается «жизненный урок»
вашего детища.

   Очень просто взять стихи из различных
сборников, составить из них монтаж, всё это украсить песнями военных лет, дать
слово ветеранам войны, вручить цветы и попрощаться. Казалось бы, дело сделано,
тема раскрыта. Но, задайте себе вопрос вам самим интересно это смотреть? Не
лукавьте! Одно и тоже! Тем более  что тема войны настолько серьёзна и
значительна, а в наше время если мы хотим воспитать в наших детях чувства
благодарности, долга перед отечеством, гордости за Родину, то должны искать
новые пути к сердцу ребёнка, подростка, в этом нам поможет сценарно-режиссёрский
ход
, о котором я расскажу ниже.

    Итак,  продолжим, нам нужно
определить для себя идею. Обосновывая идейно-тематический замысел праздника,
сценарист должен помнить, что любое театрализованное действо рассчитывается на
конкретную аудиторию. Поэтому рекомендуется знать социальные, образовательные,
и возрастные особенности будущей аудитории. Учет интересов и целей участников
поможет конкретизировать идею сценария, а значит, верней подобрать
документальный материал, являющийся его основой, разнообразить приемы
активизации и, наконец, определить выбор наиболее удачной формы планируемого
мероприятия, через который и будет рас­крыта тема и доведена до зрителя идея.

Определение темы и
осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею — основную
мысль, главный вывод содержания замысла, оценку ото­бражаемых событий, явлений.
Не случайно идея часто ста­новится названием праздника. Точно сформулированная
идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и
качественность. Идея — это вывод, а к выводу надо органично подвести всем
содержанием сценария.

   Прежде чем приступить к разработке сценария, попробуйте найти единый
прием его ведения, стер­жень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход,
который удержит интерес зрителей до конца мероприятия – это и будет считаться сценарно
— режиссёрским ходом.
Поможет вам в этом развитие ассоциативного мышления. Кстати,
мыслить ассоциативными образами всегда было профессиональной специфической 
чертой людей, принадлежащих к искусству.  Сценарно — режиссерский ход
выражается в трёх видах:

1.      
Декоративно – образном.

2.      
Музыкально —  образном.

3.      
Образно —  игровом.

Итак, попробуем во
всём этом разобраться практически.

Вы определили для себя тему сценария
праздника, посвящённого дню победы над фашистскими захватчиками,  и назвали «День Победы!» Но создать сценарий
театрализованного действа при таком широком понимании темы практически
невозможно, получится разговор вообще о Великой Отечественной войне. Необходимо
конкретизиро­вать общую тему, найти, отобрать и ярко осветить проблемный
аспект, волнующий определенную аудиторию.

Так, например, тема сценария
праздника, имеющего общую тему «День Победы», будет конкретизирована в том или
ином замысле с учетом вашей аудито­рии, а далее начинаете ассоциировать эту
тему с какими-либо художественными образами, возникающими в вашем сознании: может
быть, вы захотите рассказать о вашей школе в период войны, о погибших
выпускниках, о ветеранах учившихся в вашей школе и т.д. Тогда  и тема будет
конкретизирована,  и раскрываться на местном материале, более того, основные
герои сценария — это ветераны войны, родственники погибших и т.д.  Можно разработать
идею «Память и благодарность молодёжи  бойцам ветеранам» и здесь будем говорить
о преемственности поколе­ний, в том числе и о  выпускниках, которые несли
службу в горячих точках, и школьникам которым предстоит служить в Российской
Армии.

Следовательно,
создавая сценарий, мы определяем его идею, несущую идеологическую,
политическую, нравствен­ную проблему дня.

   Теперь перейдём к композиционному
построению сценарного материала. Композиция  есть организация действия и
соответствующие расположение материала. Выстраивается материал обычно следующим
образом:

1.      
Пролог,

2.      
Основная
часть, состоящая из эпизодов (обычно от 2 до 5),

3.      
Финал.

        Организационная диаграмма

    Основное назначения пролога
в том, чтобы вывести зрителя на тему мероприятия, создать необходимую атмосферу
для полного раскрытия темы. При построении сценарного материала необходимо
следить за логичностью развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен,
связан смысловыми мостиками с предыдущим эпизодом и последующим. Но при этом должна
быть законченность каждого отдельного эпизода.  Он  должен обладать своей
внутренней логикой построения, как и весь сценарий в целом. То есть иметь свою
завязку, кульминацию и развязку.

Итак, идейно — тематическая основа,
чётко выраженный сценарно-режиссёрский ход, композиционное построение будущего
мероприятия – это не только элементы сценария, но и основные этапы над ним.

Практическая часть описана во
2 части пособия.

Как правильно оформить сценарий – правила с примерами

Продюсер по одному взгляду на сценарий может сказать, кто его прислал — новичок или опытный автор. Все дело в оформлении. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить сценарий по форме и содержанию.

Редактор, автор блога Band

Русская и американская запись киносценариев — какую выбрать?

Существуют два вида записи киносценариев — русская и американская, она же голливудская. И так как вторая общепризнана на мировом уровне, хорошим тоном считается оформлять сценарии именно так.

Требования к оформлению сценария

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Правила оформления сценариев фильмов делятся на два типа: по форме и содержанию. Главное, что вам нужно знать: требования разметки крайне строгие. Размер шрифта, отступ от левого и правого края, прописные или строчные буквы — каждый блок подчиняется своим правилам. Обратите внимание: это не рекомендации, а именно правила, которые необходимо строго соблюдать.

Образец оформления сценария. Здесь и далее во всех примерах приводятся отрывки из пособия Ольги Смирновой «Формат разметки сценария».

Базовые правила разметки:

Первая страница — титульная, после нее сразу идет текст сценария. Оформляется по строгим правилам: никаких замечаний, пролога, синопсиса, благодарностей, напутствий членам съемочной группы. Фрагменты биографии автора тоже стоит опустить.

Сценарии пишутся только в настоящем времени: думает, видит, говорит, кричит. Никаких «он подумал» или «увидел».

Повествование в сценарии должно быть обезличенное, от третьего лица. Никаких «я подошел и протянул руку для приветствия». Только «Он стоит, едет, смотрит, идет, говорит, садится в кресло, пьет кофе» и т.п.

Все страницы нумеруются в правом верхнем углу, за исключением титульного листа, его нумеровать не нужно.

Правила форматирования:

Классический сценарный шрифт: Courier New.

Кегль (размер шрифта): 12.

Выравнивание (всегда, если не указано иначе в конкретном разделе): по левому краю.

Поля: верхний отступ – 2,5 см, нижний – 1,25 см (может быть больше, но не меньше), левый – 3,75 см, правый– 2,5 см. У разных блоков сценария отличается оформление, дальше расскажем об особенностях разметки каждого.

Как правильно оформить титульный лист

Корректное оформление первой страницы сразу покажет ваш профессиональный подход к делу. Что нужно указать на титульном листе:

Название сценария. Пишется заглавными буквами, отступ сверху — 14 строк, слева — 3,25 см, справа – 3,25 см.

Имя автора. Пишется строчными буквами по обычным правилам. Нужно отбить его от названия пустой строкой. Отступы по краям аналогичные.

Указание авторства: источник экранизации или оригинальный сценарий. Оформляется так же, как имя автора, отбивается пустой строкой.

Контактную информацию. Отступ слева – 8,25 см, сам текст нужно выровнять по левому краю. Здесь укажите свои данные или агента.

Даже если очень захочется дополнить текст рисунками и иллюстрациями, сдержите этот порыв. Титульный лист — не обложка книги.

Пример оформления титульного листа сценария «Мама не горюй».

Блоки, из которых состоит сценарий

Текст сценария, как конструктор, собирается из стандартных разделов. Каждый из них пишется и оформляется строго по своим правилам.

«Время и место действия»

С этого блока начинается каждая сцена. Состоит из трех частей: вид места, название и время суток. Таким образом вы сразу обозначаете, где будет происходить сцена. Вид места указывается сокращением «НАТ.» или «ИНТ.» — натура (съемки на природе) или интерьер. Запомните: между частями не ставятся ни точки, ни запятые, только пробелы.

Отступ от левого края — 3,75 см (1,5 дюйма), от правого края 2,5 см (1 дюйм).

Текст набирается заглавными буквами (капслоком).

Пример правильного и неправильного отступа.

«Описание действия»

Следующий блок после «Времени и места действия», пропускать его нельзя. Оформляется аналогично, но набирается по обычным правилам текста, строчными буквами. Выделяются заглавными только персонажи, появившиеся в сцене впервые. Следующий текст делается с отбивкой пустой строкой, чтобы его было легче читать.

Пример правильного оформления «Описания действия».

Совет: не стесняйтесь подробно описывать действие. Здесь вы можете развернуться как сценарист. Не нужно просто писать «герои целуются», «герои дерутся», «герои ссорятся». Лучше расскажите, как они тяжело дышат, улыбаются, ходят по комнате, роняют или разбивают от волнения предметы. Создавайте картинку при помощи слов. Но увлекаться деталями и становиться многословными тоже не стоит: старайтесь делать куски описаний короткими, но емкими.

«Имя героя»

Появляется перед речью персонажа после описания действия. С его помощью вы показываете, кто автор прямой речи. Если в литературных формах допустимо опускать имя персонажа в диалоги, то здесь строго подписывается каждая реплика.

Правила оформления: отступ от левого края всегда 10,5 см (4,2 дюйма), от правого — 2,5 см (1 дюйм). Не выравнивается по центру, а делается с отступом.

Пример правильных и неправильных отступов блока «Имя героя».

После «Имени героя» обычно идет реплика:

Как выглядит реплика героя.

Может быть и такая структура: «Имя героя», после «Ремарка» и, наконец, «Реплика».

Пример реплики героя с ремаркой.

При таком оформлении блоки друг от друга не отбиваются пустой строкой.

«Реплика героя»

Диалоги в сценариях оформляются не как в книгах или статьях, а отдельными репликами.

Правила разметки: отступ от левого края всегда 7,5 см (3 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма).

Пишется строчными буквами, по всем базовым правилам русского языка. Реплики разных героев обозначаются «Именем героя» и отбиваются пустой строкой.

Пример двух «Реплик героя». Здесь хорошо видно, как оформлять диалоги.

«Ремарка»

Правила разметки: отступ от левого края всегда 9,25 см (3,7 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма). Так она дополнительно выделяется в тексте и обращает на себя внимание.

Пишется в скобках, набирается строчными буквами, на новой строчке. В ремарке можно указать интонацию, описать, что делает персонаж во время речи.

Пример использования ремарок.

«Титр»

Всегда выравнивается по левому краю, но оформляться может по-разному. Например, идти следом после двоеточия или отдельной строкой с отбивкой и выравниванием по центру.

Пример трех корректных вариантов оформления «Титра».

Профессиональные сокращения

ИНТ — расшифровывается «интерьер», означает съемку сцены в помещении или павильоне (раньше использовалось сокращение ПАВ, сейчас редко).
НАТ — расшифровывается «натура», означает съемку сцены на природе или улице, в любой локация под открытым небом.
КРП — так обозначают крупный план.
ЗТМ — затемнение, которым обычно заканчивается сценарий (а начинается ИЗ ЗТМ — из затемнения).
ВПЗ — вне поле зрения, ремарка, когда герой говорит и находится на месте действия, но его не видно в кадре.
ПАН — панорама, когда камера двигается по полукругу.

Что еще почитать по этой теме:

Где посмотреть примеры оформления сценария

Пользуясь базами русских сценариев и переводов зарубежных, будьте аккуратны. Многие из них интересно почитать с точки зрения содержания, но брать как пример разметки их нельзя.

Советы опытных сценаристов

Каждый делает свою работу. Не надо думать за оператора и писать «камера наехала», «камера отъехала», постоянно выделять крупный и средний план. Оставьте эту работу специалистам.

Неважно, как зовут уборщицу. Вам не нужно придумывать имена всем родственникам и проходным персонажам фильма. Смело пишите роли в сюжете — УБОРЩИЦА, СОСЕД, КОЛЛЕГА, БАБУШКА У ПОДЪЕЗДА. Именно так, прописными буквами.

«Же не манж па си жур». Если в сценарии есть иностранные реплики, не нужно переводить их самостоятельно или с помощью гугл-переводчика. Пишите этот текст, как и основной, по-русски (не транслитерацией, а обычным русским языком). По правилам иностранная речь выделяется ремаркой «говорит по-немецки».

Насколько важно следовать всем этим правилам?

Конечно, важна не только форма сценария, но и его содержание. Если вы где-то ошибетесь с разметкой, выровняете текст по центру, забудете сделать пустую строку, гениальный текст это не испортит.

Но если вы новичок, лучше оформить сценарий по всем правилам. Особенно, если вы планируете подавать его на конкурсы: в их условиях прописываются все условия участия, в том числе требования к оформлению.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Содержание:

Краткое описание сценария. 

   Звучат позывные праздника и текст о Масленице. Выбегают скоморохи, танцуют, зазывают народ на праздник, убегают. Остается один скоморох — «Понедельник», который вместе с хозяйкой и красными девицами встречают Масленицу — чучело на санях. На сцене появляется добрый молодец — «Вторник». Проводит игру на знакомство и показывает в танце, как надо «ухаживать» за девушками-невестами.

   Затем выходит Среда-лакомка с блинами да оладьями. С девушками она поет песню о блинах, танцует с Блином Блиновичем и проводит эстафету «Кто быстрее замесит тесто». Победителям вручает блины.

   За Средой на сцену поднимается Четверг — цыган с табором, поют, гадают, и после удачного гадания на радостях цыгане танцуют и убегают, забыв мешок.

   На сцену выходит хозяйка, развязывает мешок, оттуда появляется Баба-Яга, называющая себя тещей. Вместе с хозяйкой проводит эстафеты и угощает участников блинами.

   Хозяйка надевает фартук с надписью «Суббота». После танца «Золовушки» Хозяйка с Бабой-Ягой ведут беседу о том, зачем праздник «Масленицы придумали». Появляется Зима, возникает конфликтная ситуация — зима не хочет уходить. Но после некоторых размышлений соглашается уступить место Весне. После концертной программы Воскресенье, Баба-Яга и Хозяйка вместе с народом прощаются с Масленицей, сжигают чучело Масленицы, просят друг у друга прощения и проходят через прощеные ворота.

     Идейно-тематические особенности

   1. Тема:

    Встреча Хозяйкой масленичных дней, каждого со своей традицией. 

   2. Идея:

   На примерах возрождения традиций русского праздника Масленицы воспитывать нравственность у общества и в частности у молодежи.  

   3. Цель:

   Развлекательно-познавательная — в игровой форме рассказать о масленичных днях недели и обрядах. 

   4. Форма:

   Театрализованное, народно- обрядовое представление. 

   4. Форма построения конфликта:

    Игровая, персонифицированная, через действия и состояния персонажей. 
 

   Выразительные средства 

Слово ведущей — Хозяйки.

Монолог: поэтический.

Диалог: между персонажами,

              между актерами и зрителями.

Песня:

— фоновая;

  — вставной номер.

5. Частушки— авторские.

6. Музыка:

-создающая атмосферу и настроение;

— продолжающая логику действия — для «Карусели»;

— фоновая для игр и забав.

  7. Танец:

-продолжающий логику действия:

— хоровод;

— вставной номер;

— иллюстративное действие.

8. Действие аудитории и отдельных ее участников:

— викторина;

— эстафеты;

— конкурсы;

— хоровод;

— коллективное исполнение действий;

— прощеные ворота.

9. Ритуально-обрядовые действия:

— сожжение чучела Масленицы;

— прохождение через прощеные ворота. 

10. Традиционные действия:

— встреча Масленицы;

— угощение блинами. 

Художественно-образные основы сценария 

Типы действующих лиц в сценарии:

1. Ведущая — Хозяйка.

2. Игровые персонажи:

— скоморохи;

— добрые молодцы;

— Среда-Лакомка;

— Цыган;

— Баба-Яга;

— Зима;

— Блин Блинович.

3. Массовка— девицы-красавицы.

Метод сценарного оформления:

— театрализация;

— монтаж.

Сценарно-образный ход:

  — собственно- драматургический;

— персонификация (Масленица, Зима, Блин, Дни недели). 

Композиция 

Экспозиция:

— Афиша;

— Реклама в газете, по радио;

— Гуляние с чучелом Масленицы по парку;

— Музыка. 

  Пролог — зазывальный текст на фоне песен о Масленице. 

  Завязка — встреча Масленицы. 

  Основное действие — празднование Масленицы.  

  Сквозное действие — знакомство с масленичными днями. 

  Контрдействие — борьба за первенство быть главным героем Масленичной недели. 

 Кульминация — прощание с Зимой, сожжение чучела Масленицы. 

  Финал — прохождение через прощеные ворота. 

Эпизоды в сценарии 

1. Скоморошина.      6. Тещины блины.

2. Встреча Масленицы.     7. Золовкины вопросы.

3. Заигрыш.      8. Зимние угрозы.

4. Среда-Лакомка.     9. Прощание с Масленицей.

5. Цыганский разгуляй. 

Монтажные связки между эпизодами:

Музыка.

«Карусель» со скоморохами. 

Наиболее эмоциональные моменты в сценарии:

1. Игровые состязания.

2. Прощание с Масленицей.

Постановочный план. 

Основное действие — празднование Масленицы.

Сквозное действие — знакомство с масленичными днями.

Контрдействие- принять участие в конкурсах и играх.

4. Жанр — лубок.

5.Конфликт — борьба за первенство быть главным героем Масленичной недели.

5. Предлагаемые обстоятельства:

— завершение Зимы;

— праздник Масленицы.

6. Темпоритм: нарастающий от эпизода к эпизоду.

7. Событийный ряд:

— исходное событие — прощание с Зимой;

— основное событие — встреча Масленицы;

— центральное событие — сожжение чучела Масленицы;

— финальное событие — прощение и прохождение через прощеные ворота;

— главное событие — очищение.

9. Атмосфера — праздничная, светлая.

Реквизит 

Чучело Масленицы в рост с человека с лентами по количеству дней Масленицы.

Чучело Масленицы 4-хметровой величины на санях.

Подносы — 2шт.

Стопки с искусственными блинами — 5шт.

Кастрюли из поролона — 2шт.

Карточки с изображением ингредиентов для блинного теста — 10шт.

Гитара для цыгана.

Искусственные цветы — 4шт.

Мешок большой «ходячий» для Бабы-Яги.

Канат.

Прощеные ворота.

Вязанки дров, факелы.

Аттракционы 

Аукцион поговорок о Масленице, о блинах. 

Канат. 

Эстафета «Замеси тесто для блинов». 

«Блины со свистом». 

Викторина «Забытые слова»

Костюмы, грим (см. приложение) 

Скоморохи — яркие рубашки и штанишки, на голове — колпаки с бубенчиками, краснощекие и громкоголосые.

Хозяйка — сарафан и накидка красного цвета с золотым оформлением, кокошник на голове, гостеприимная и чуть-чуть кокетливая.

«Понедельник», — скоморох, на воротнике надпись «понедельник» приглашает на встречу Масленицы.

«Вторник» — добрый молодец в хохломской рубахе, синих шароварах, в синей кепке с «цветком», на поясе — кушак с надписью «вторник»; звонкоголосый ухажер.

«Среда-лакомка» — девушка с пышными формами, в сарафане, кокошнике и фартуке с надписью «среда»; хлебосольная и ласковая.

«Четверг» — актер в цыганском костюме: красной рубахе, черном жилете с надписью «разгуляй четверток», черных шароварах, бандане с гитарой в руках; озорной, с широкой улыбкой.

«Пятница» — Баба-Яга, изображающая тещу, в сиреневой шубке с заплатами, такой же цветастой юбке, на голове платок, на ногах — валенки, на шубе (на спине) надпись «пятница»; крикливая, но с чувством юмора.

Зима — актриса в белом парчовом кардигане, белом головном уборе, белых сапожках; строгая, но отходчивая.

«Воскресенье» — скоморох, надпись «воскресенье» на рубахе, провожает Масленицу.

Основные мизансцены (по эпизодам)

Музыкальная партитура

Наименование эпизода

Продолжительность звучания

Реплика на включение музыки

Характер включения фонограммы

Фонограмма

1.

Скоморошина.Зазывальный балаган

6,5 мин.

По сигналу режиссера

Умеренно громко

Тр. 1. Марийские фанфары

2.

Встреча Масленицы.

-Выход Хозяюшки;

-Вывоз Масленицы; 

-Фонограмма Масленицы;

-Вокальная композиция «Здорово, Кострома»

 
30 сек. 

2,0 мин. 

20 сек. 

2,8 мин.

 
-После слов Понедельника «В гости к нам Масленица идет

-После фразы 2 девушки: «Сердцем потешиться»

-По сигналу режиссера

-После фонограммы Масленицы

 
-Умеренно 

-Умеренно громко 
 

-Громко 

-Умеренно громко

 
Тр. 2. «Пришла Масленица» 

Тр. 3. Анс. Мурома «Кострома» 

Тр. 3 

3.

Заигрыш

-Тема «Карусели» 

-Игра-знакомство 
 

-Танец «Ухажер»

 
25 сек. 

3 мин. 
 

2,2 мин.

 
-По сигналу режиссера

-После слов Вторника «Поехали»

-После ухода Вторника и хозяйки

 
-Громко 

-Громко 

-Умеренно громко

 
-Тр. 4. «Русская тройка» 

-Тр. 5. «Гоп-гоп 

— Тр. 6. «Кадриль»

4.

Среда-лакомка

-Тема «Карусели» 

-Песня «Блины» 
 

-Вокально-танцевальная композиция «Выйду из печки»

-Музыка для игры «Замеси тесто»

 
25 сек. 

2 мин. 

2,5 мин. 

2 мин.

 
-По сигналу режиссера

-После фразы Среды: «Вон как улыбается» 

-Сразу после песни «Блины» 

-На счет 3: 1,2,3  Хозяйка со зрителями

 
-Громко 

-Умеренно громко 
 

-Громко 

-Умеренно громко

 
-Тр.7. «Русская тройка»

-Тр. 8. «Блины»  

-Тр. 9. «Выйду на улицу»

Тр. 10. «Русская народная

5.

Цыганский разгуляй

-Тема «Карусели» 

-Песня «Ах, ручеек» 

-Тема «Гадания» 

-Цыганская пляска

 
25 сек. 

2 мин. 
 

1 мин. 

2,5 мин.

 
-По сигналу режиссера

-После слов Цыгана «Будем веселиться»

-После песни 

-Цыган: «Табор танцевать идет»

 
-Громко 

-Умеренно громко 

-Умеренно тихо

-Громко

 
Тр. 11. «Русская тройка»

Тр. 12. «Ручеек» 

Тр. 12 

Тр. 13. «Цыганочка с выходом

6.

Тещины блины

-Тема «Карусели» 
 

-Музыка на игру «Канат» 

-«Частушки про тещ»

 
25 сек. 
 

2 мин. 
 

2,3 мин.

 
-Сразу после цыганской пляски

-После объяснения игры Бабой-Ягой

-Баба-Яга: «Частушки про тещ»

 
Громко 
 

Умеренно громко 

Громко

Тр. 14. «Русская тройка» 

Тр. 15. «Богатырская сила»

Тр. 16. «Авторские частушк

7.

Золовкины вопросы

-Тема «Карусели»

-Танец «Золовушки»

 
25 сек.

2,4 мин.

 
-После частушек

-Баба-Яга: «Хороводы водить»

 
Громко

Умеренно громко

 
Тр. 17. «Русская тройка»

Тр. 18. «Русский перепляс

8.

Зимние угрозы

-Вокально-танцевальная композиция «Масленичные деньки»

 
2,8 мин.

 
-Баба-Яга: «Пляшите, люди, на всю катушку»

 
Громко

 
Тр. 19. «Тю-ря-ря»

9.

Прощание с Масленицей

-Тема «Карусели» 

-Фонограмма Масленицы 
 

-Вокальная композиция «А мы Масленицу устречали»

-Музыка на номер с огнем

-Хоровод 

-Музыка на прощеные ворота 

-Вокально-танцевальная композиция «Масленичные деньки»

 

 
25 сек. 

30 сек. 

1,5 мин. 

2,5 мин 

5 мин. 

10 мин. 

2,8 мин.

 
-Баба-Яга: «Без воскресенья нам никак не обойтись»

-Баба-Яга: «С блинами, пирогами и оладьями»

-После фонограммы Масленицы 

-По сигналу режиссера

-Хозяйка: «Устроим хоровод вокруг Масленицы»

-Хозяйка: «Пройдем через прощен. ворота»

-Хозяйка: «А весну привела»

 

 
Громко 

Умеренно громко 
 

Умеренно громко 
 

Умеренно 

Умеренно громко 
 

Умеренно 

Громко

 
Тр. 20. «Русская тройка» 

Тр. 21. Слова Масленицы

Тр. 22. «А мы Масленицу устречалТр. 23.

Тр. 24. Иван Купала «Виноград»

Тр. 25. Иван Купала «Воротечки»

Тр. 19. «Тю-ря-ря»

Световая партитура

Свет — постоянный. Дневной (уличный) 

3. Монтажный лист

Эпизод

Действие

Реплика

Выход/уход

Фонограмма

Реквизит

Костюмы

Скоморошина

Танец и зазывальный балаган

Эх, широка неделя масленая

Выбегают с разных сторон; убегают налево

Тр. 1

Чучело Масленицы в человеческий рост

10 скоморохов

Встреча Масленицы

1. Понедельник, Хозяйка и красны девицы зазывают Масленицу

2. Вывоз Масленицы, приветствие и хоровод вокруг Масленицы

В гости к нам Масленица идет 

Сердцем потешиться

-Выходят с левой стороны 

-Вывозят Масленицу со стороны зрителей

Тр. 2 
 

Тр. 3

//-//-//-//-// 
 

Чучело 4-хметровой Масленицы

Понедельник, Хозяйка, Девицы-красавицы.

Скоморохи и добры молодцы

Заигрыш

Вторник-заигрыш проводит игру на знакомство и ухаживает за девушками-невестами

«Поехали» 

Это ты что ли девушка-невеста?!

-Выходит с «Каруселью» с левой стороны

-Выбегают с левой стороны

Тр. 4, Тр. 5 
 

Тр. 6

 
 
Искусственные цветы

Вторник — добрый молодец, Хозяйка, девушки-танцоры

Среда-лакомка

Среда-лакомка поет песни, танцует с Блином Блиновичем и угощает всех блинами

«Вон как улыбается»

Выходит с «Каруселью» с левой стороны

Тр. 7,8,

Тр. 9

Тр. 10

Стопки с искусственными блинами

Кастрюли и карточки с блинами

Среда-лакомка, красны девицы, Блин Блинович, Хозяйка, плясуны

Цыганский разгуляй

Проходят цыганские гадания, песни и пляски

Будем веселиться

Табор танцевать идет

Выходит с «Каруселью» с левой стороны

Цыганки выходят с разных сторон; уходят влево

Тр. 11, 12

Тр. 13

Гитара

Цыган, цыганки

Тещины блины

Баба-Яга с хозяйкой проводят соревнования; поют частушки

«1, 2, 3»

Для веселых тещ да добрых молодцев — «Частушки про тещ»

Вылезает Баба-Яга из мешка

Тр. 14, 15

Тр. 16

Мешок, канат, подносы с настоящими блинами

Баба-Яга, Хозяйка

Золовкины вопросы

Хозяйка с Бабой-Ягой проводят викторину «Забытые слова», танцуют с золовушками

Будут есть, будут пить, хороводы водить

Выходят с разных сторон

Тр. 17, 18

//-//-//-//-//-//-//

Баба-Яга, Хозяйка, золовки-танцоры

Зимние угрозы

Диалог Зимы с Бабой-Ягой

Пляшите, люди, на всю катушку

Зима выходит с левой стороны

Тр. 19

//-//-//-//-//-//-//

Баба-Яга, Хозяйка, Зима

Прощание с Масленицей

Прощаются с Масленицей, водят хороводы, проходят через прощеные ворота

С блинами, пирогами да оладьями

«Вам ждать меня опять»

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Выходят с разных сторон 
 

Спускаются со сцены в народ

Тр. 20, 21 

Тр. 22 

Тр. 23, 24, 25

Вязанки дров, факелы, прощеные ворота

Баба-Яга, Хозяйка, Воскресенье, скоморохи

Методические рекомендации сценария 

     Сценарий «Масленичные деньки» разработан на основе монтажа и собственного сочинения специально для уличного представления. Он имеет каркас — стержень масленичную «Карусель», на который нанизывается все действие сценария. Так как оно проходит на улице, а февраль — месяц холодный, в сценарий включено много моментов вовлечения зрителей в действие на сцене.

     Весь сценарий построен на днях недели Масленицы. Это часто повторяется в театрализации: в зазывальном балагане, в скоморошьей «карусели», в игре актеров, в финальной вокально-хореографической композиции «Масленичные деньки». В оформлении сцены используется большая декорация-гармошка, а на ней написаны все дни масленичной недели. Идет частое повторение названий дней масленичной недели для того, чтобы зритель помнил или запомнил, как называется тот или иной день Масленицы. Персонажи подобраны также с учетом народных традиций: Хозяюшка, скоморохи, добры молодцы, красны девицы, цыгане, Баба-Яга, Зимушка.

     Игры и художественные номера в сценарии можно изменить, в зависимости от традиций края или от наличия коллективов художественной самодеятельности.

     При  репетиции следует уделить внимание индивидуальным и групповым репетициям. Особенно работе с ведущей, так как на ней держится все действие представления.

     Как говорилось выше, обязательно вовлечение зрителя в театрализацию: это и хороводы, и обрядовые слова, и викторины, и эстафеты, и пляски, и песни, и конкурсы. Чем больше зритель увлечен, тем больше задора в празднике и тем лучше запомнятся народные традиции и обряды Масленицы.

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Реклама в сети Интернет
  • Разработка системы имитационного моделирования сетей передачи данных
  • Современная система мотивации персонала в организациях (Понятие и сущность мотивации)
  • Виды современных денег (ДЕНЬГИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ)
  • Власть и стили управления
  • Сущность понятия «информационное общество»
  • Современная система мотивации персонала в организациях (Теоретические основы мотивации и стимулирования работников)
  • Моря вокруг Антарктиды
  • Власть и стили руководства (Основные теоретические подходы к исследованию феномена власти)
  • Системный подход к менеджменту (Содержание и характеристика системного подхода)
  • Власть и стили руководства (Теоретические основы власти и стилей руководства в организации)
  • Создание калькулятора

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Композиционное построение сценария лекция
  • Комплименты на праздник
  • Комплимент ведущей праздника
  • Комплект икон двунадесятые праздники
  • Комплексно тематическое планирование во второй младшей группе на тему мамин праздник