Композиционное построение сценария режиссура

Работа по теме: Книга по режессуре. Глава: 2.4. Композиционные элементы сценария и законы композиции. ВУЗ: БГУКИ.

Как
отмечалось ранее, вычленение конструктивных
элементов – самый

важный
момент сценарного творчества. Сегодня
весьма распространены недооценка и
недопонимание первостепенного значения
композиции при написании драматургического
произведения. Многие авторы всерьез
убеждены, что пренебрежение композицией
– признак свободы их творчества. Однако
прислушается к мнению авторитетов. Так
известный теоретик драмы В.Е.Хализев
отмечает, что драма,
предназначенная для непосредственно-чувственного
и, главное, единовременного восприятия,
обладает несравненно большей
сюжетно-композиционной
строгостью
,
нежели эпические жанры. Ему вторит и
А.Митта, настаивая на том, что “каждая
драма имеет жестко структурированный
скелет-структуру и этот факт – большое
разочарование для любителей свободного
полета поэтических фантазий”.

Теоретик
и архитектор Леон
Батист Альбертив в трактате «Десять
книг о зодчестве» понимал композицию
как «живой организм», к которой «нельзя
ничего прибавить, ни убавить и в которой
ничего нельзя изменить, не сделав хуже».

В
сценарии культурно-досуговой программы
композиция понимается как соединение,
монтаж внешне порой разнородных, но
имеющих глубокие внутренние связи
элементов, а успешное решение композиционных
задач – важнейшее условие для раскрытия
авторского идейно-тематического замысла.
Композиционное построение отличает
наличие частей, связанных друг с другом
системой отношений, которые и придают
ей целостность.

Говоря
о композиционной целостности
К.С.Станиславский замечал, что само
искусство зарождается с того момента,
когда создается непрерывная тянущаяся
линия звука, голоса, рисунка, движения.
Пока же существуют отдельные звуки,
вскрики, нотки… искусства нет». Цельность
и стройность сценария – это гармоничное
сочетание эпизодов и номеров внутри
эпизода в единую композицию. Мысль,
заложенная в первом эпизоде должна
проходить через основное действие,
обогащаясь и раскрываясь в финале. Такое
единство и действенная взаимосвязь
всего сценария, а не его отдельных частей
и создают художественную образность.

К основным элементам
композиции относятся экспозиция,
завязка, основное действия, кульминация
и финал. Каждый названный элемент имеет
свое определенное функциональное
назначение. Рассмотрим последовательно
каждый из композиционных элементов.

Экспозиция
(от лат.
exposition
– изложение)
представляет
собой ввод в культурно-досуговую
программу, краткая «преамбула», вступление
к ней, которое разворачивается до начала
непосредственно сценического действия:
при входе в культурно-досуговое
учреждение, в его фойе (театрализованное
действие, выставки и т.п.). Она лаконична,
кратковременна, в ней отражается лишь
общий характер темы будущей
культурно-досуговой программы.

Экспозицией
праздника может выступать театрализованное
шествие, торжественные ритуалы, игровые
программы и т.п. Задача экспозиции –
погружение зрителей в тему и атмосферу
предстоящей программы, подготовка к ее
восприятию. Другими словами во время
экспозиции происходит превращение
человека, пришедшего на программу, в
зрителя, в участника ее коллективного
восприятия. Экспозиция готовит следующий
композиционный элемент, а именно завязку.

Завязка
– первый
эпизод в драматургической конструкции
культурно-досуговой программы. Это
опорный структурный элемент композиционного
построения сценария, в котором происходит
«тематизация» драматургического
действия, чаще всего через
ассоциативно-художественное воздействие.
Его функциональная ценность заключается
в том, что в его основе лежит так называемое
«исходное событие «, которое
определяет начало драматургического
конфликта и находит свое развитие в
последующих структурных элементах
композиционного построения сценария.
Именно исходное событие привлекает
внимание зрительской аудитории и
побуждает ее следить за дальнейшим
сюжетным ходом.

В
структуре сюжета завязка является
определяющим началом развития основного
действия, и таким образом, завязка, ее
содержание, оказывает влияние на
последующий событийный ряд в
сюжетно-композиционном построении
сценария.

Наряду
драматургическими, эстетическими
задачами завязка выполняет не менее
важную психологическую функцию, а именно
привлекает, организовывает внимание
зрителей, настраивает на восприятие
содержания программы. Завязка должна
быть конкурентноспособна с жизненной
ситуацией, с другой информацией,
воздействующей на зрителя в повседневной
жизни.

Неслучайно
известный режиссер-постановщик
театрализованных представлений
И.М.Туманов, рассуждая о правильной
архитектонической жизни концерта,
говорил студентам ГИТИСа: «Многие делают
концерты так. Начинают со слабых номеров,
кончают сильными номерами, считая, что
это дает то самое крещендо, ту нарастающую
линию, которая держит зрителя. Я в этом
не убежден. Я часто начинал свои концерты
с самых сильных номеров. Сразу «затягивал»
внимание зала, будоражил фантазию
зрителя».

Завязка
не только определяет определяет
дальнейший ход единого драматургического
действия в раскрытии сюжетного хода и
идейно-тематического замысла, но и
является существенным моментом
оригинального драматургического решения
сценария культурно-досуговой программы.
Оригинальное решение завязки во многом
определяет последующий ход всей
программы.

Следующий
элемент в драматургической конструкции
сценария культурно-досуговых программ
– основное действие.

Основное
действие

– это главные эпизоды культурно-досуговой
программы. Здесь информационно-логический
материал получает свое образное
выражение. При работе над этим
композиционным элементом сценаристу
следует помнить о:

  • Внутренней логике
    раскрытия идейно-тематического замысла,
    которая обеспечивается действенным
    построением от эпизода к эпизоду в их
    взаимосвязи и взаимодействии.

  • Продуманной
    конфликтности, контрастности в ее
    разнообразных выражениях.

  • Композиционной
    целостности каждого эпизода.

  • Монтажном соединении
    конструктивных элементов основного
    действия.

  • Нарастании
    темпоритма программы.

  • Интеграции
    кульминационных моментов каждого
    эпизода в разрешительный момент всей
    программы.

Сюжетный ход,
проходя красной нитью через все эпизоды,
связывая их в единое драматургическое
действие, является главнейшим
композиционным приемом, способствующим
созданию целостности культурно-досуговой
программы.

Композиционное
построение непосредственно основного
действия требует от сценариста большого
мастерства, чтобы избежать потери
течения сюжета и логики раскрытия
идейно-тематического замысла. В основном
действии может быть несколько сильных
в эмоционально-смысловом значении
номеров и даже эпизодов. Но они по смыслу
и эмоциональному накалу не должны быть
сильнее кульминации.

Кульминация
(от лат. culmen
– вершина) – наивысшая эмоциональная
и интеллектуальная точка развивающегося
драматургического действия, то, что
еще Аристотель называл пределом, в
котором начинается поворот от счастья
к несчастью и наоборот.

Если исходное
событие в завязке и событийный ряд в
основном развитии действия логично
взаимосвязаны между собой, то кульминация
вытекает естественно и становится
смысловым и эмоциональным центром всей
культурно-досуговой программы.

Также как и в драме,
в культурно-досуговой программе
драматургическое действие разворачивается
на наших глазах, даже если оно повествует
о прошедших событиях. Такая «сиюминутность»
действия заставляет зрителя активно
включиться в него. Поэтому в основе
кульминации – не только разрешение
драматургического конфликта, но и
возникновение момента соучастия со
зрителями.

Финал
(от
лат. finis
– конец) – эмоционально-смысловое
завершение сценического действия
культурно-досуговой программы, итоговое
авторское высказывание. Финал должен
заставить зрителя как бы «оглянуться»
на весь ход драматургического действия.
Его особая смысловая нагрузка заключается
в том, что он подает идею в концентрированном
виде и тем самым создает момент для
максимального проявления активности
всех участников программы.

Перечисленные
драматургические элементы сценария
культурно-досуговой программы объединяются
в целостную конструкцию посредством
следующих законов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Сценарно-режиссерские  основы

кандидат педагогических наук Фокина Наталья Николаевна

____________________________

____________________________

____________________________

Пермь 2016

Фокина, Н.Н. Сценарно-режиссерские основы: методическое пособие /
Н.Н. Фокина. – Пермь, 2016. – 32 с.

Методическое пособие содержит теоретический материал, знание которого
необходимо будущему сценаристу для успешной профессиональной деятельности; дает
представление о терминологии, методологии и основных законах создания сценария,
а значит, дает возможность уяснить и охватить творческий процесс в целом.

© Фокина Н.Н., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………

5

Замысел………………………………………………………………….

7

Сюжетно-композиционное
построение и монтаж сценария………

13

Термины
и определения……………………………………………….

21

Тренинг………………………………………………………………….

25

Заключение…………………………………………………………….

31

ВВЕДЕНИЕ

Название методического пособия «Сценарно-режиссерские основы» несет в
себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято
называть «сценарным мастерством».

Данное методическое пособие включает в себя теоретические основы
композиции сценария и рассмотрение эстетических и информационных начал познания
окружающего мира, анализ реальности и перевод последней в тот или иной
художественный образ с помощью определенных приемов.

Можно ли научить создавать драматургическое произведение? Можно ли
научить каждого человека быть драматургом (сценаристом)? Очевидно, нет. На
каждый человек в состоянии овладеть методологией и технологией преобразования
реальности в ее художественный эквивалент.

При изучении темы «Сценарно-режиссерские основы» автор рекомендует обратить
внимание на научно-теоретические концепции ведущих ученых: в области социально-культурной
деятельности и педагогики досуга – Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко, Л.С.
Жарковой, В.М. Чижикова, В.З. Дуликова, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселевой,
Е.М. Клюско, Г.Я. Никитиной, Г.Н. Новиковой, В.В. Чижикова; по вопросам
сценарно-режиссерской организации культурно-досуговых программ – В. Н. Гагина,
Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.А. Коновича, В.Г. Кузнецова, О.И. Маркова, Г.С.
Тихоновской, Б.Н. Петрова, И.Г. Шароева, А.И. Чечетина; а также работы молодых
ученых, рассматривающих современные проблемы культурно-досуговой деятельности
Т.В. Дедуриной, А.А. Жарковой, Н.Н. Фокиной.

ЗАМЫСЕЛ

Замысел в литературоведческом словаре определяется как
первая ступень творческого процесса, начальное звено будущего художественного
произведения.
Замысел – это сложное социаль­но-психологическое,
эмоционально-интеллектуальное и творче­ское явление. Источником замысла
художника является социаль­ная практика человека во всех ее радостных и
драматических проявлениях. Отражая мир вещей и явлений, художник накапли­вает
впечатления, наблюдения, идеи, со временем обретающие форму замысла
художественного произведения. Писатель К. Пау­стовский в своем произведении о
писательском труде «Золотая роза» так характеризует процесс рождения замысла: «Замысел,
так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыс­лями,
чувствами и заметками памяти. Накапливается все это ис­подволь, медленно, пока
не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда.
Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию-замысел»
[1].

В рождении и формировании замысла участвуют такие
психологические механизмы, как внимание, память, воображе­ние, вдохновение.
Внимание, окрашенное
художественным чув­ством, дает возможность из множества объектов избирательно
выбрать те, которые достойны художественного воплощения.
Память удерживает
эмоциональные впечатления, полученные в ходе выбора объектов, позволяет с
течением времени воспроиз­водить их, сохраняя первоначальную эмоционально-смысловую
природу.
Воображение дает работу ассоциативной природе ху­дожественного мышления,
образующего связи между новыми объектами и накопленным интеллектуальным опытом
художни­ка, в результате чего возникает новая мыслительная художест­венная
комбинация.

Вдохновение – это
творческое состояние, характеризующее­ся «могучим выбросом творческой энергии,
накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосред­ственного
его включения в творческий процесс, ясность мысли, обостренная виртуозность в чувствовании
формы»
[2]. По сужде­нию К. Паустовского, «вдохновение — это строгое
рабочее со­стояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтиче­ский
подтекст. … внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный
инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки
жизни»
[3].

Замысел это неосуществленное решение художественной задачи. Он
возникает в сознании художника как творческий на­бросок, задуманный план
действий, как схема будущего художе­ственного произведения, установка на
творческий поиск. Фор­мирование замысла проходит стадии
от первоначальной,
интуитивно осознаваемой, идеи до целостной, отчетливо прояв­ляющейся концепции
художественного произведения. А.С. Пуш­кин в своем романе «Евгений Онегин» так
поэтически характери­зовал начальную стадию замысла: «И даль свободного романа
я сквозь магический кристалл еще не ясно различал».

Специфика промежуточных творческих поисков заключается в
практических «пробах» проверки замысла
в создании отдель­ных фрагментов художественного
произведения, которые могут материализоваться в таких формах, как эскиз, этюд,
сценарный набросок, сюжетно-композиционный план, которые, в свою оче­редь,
оказывают обратное воздействие на первоначально возник­шую идею
ее корректировку,
уточнение или изменение.

В этой связи целостный замысел часто формируется с тече­нием
практически осуществляемой творческой деятельности, и здесь замысел как
творческое явление не лишен
парадоксов. За­мысел часто бывает ярче, богаче самой
реализации. Л.Н. Тол­стой отмечал: «Я думал хорошо, а записал плохо». Русский
фи­лософ Н.А. Бердяев писал в своем «Самопознании»: «Я полон тем для романов, и
в моей восприимчивости есть элемент худо­жественный, но я бы не мог написать
романа, хотя у меня есть свойства, необходимые беллетристу. Я лишен
изобразительного художественного дара. В моей изобразительности есть бедность
словесная и бедность образов»
[4].

Замысел это структурное образование. Структурными элементами замысла
являются
— тема, проблема, идея, цель.

Тема (с гр. то, что положено в
основу)
это совокупность жизненных явлений, процессов, связанных с
определенным ис­торическим временем и кругом действующих лиц, отобранных для
освещения в сценарии. Тема высту­пает как предметный аспект содержания сценария,
реализуе­мый в процессе художественного размышления или рассужде­ния. Тема
сценария возникает на основе объективной социальной деятельности, общественной
практики и духовной жизни людей, и в этой связи, тема, как правило, содержит в
себе скрыто или явно проблему, которую необходимо разрешить в процессе мероприятия.

Проблемный характер темы часто обозначен в названии мероприятия
(«Ужель та самая Татьяна?», «Эхо прошедшей войны», «Красная книга Руси»).

Тематика мероприятий в широком значении охватывает весь
спектр жизненных явлений, но при этом на первый план вы­двигается тема в узком
значении
конкретная мысль автора-сценариста, положенная в основу мероприятия.
В узком значении тема
понятие авторское. Каждый ху­дожник, создавая произведение в
рамках «вечных тем», высказы­вает свою точку зрения, видит свой ракурс решения
проблем, тем самым заявляя о себе как неповторимая индивидуальность в том, или
ином направлении художественного творчества.

Идея (с гр. представление)
является зерном замысла. Это та главная мысль, ради которой сценарист берется
за перо, которая заполняет все интеллектуальное пространство его сознания, под­водит
эмоциональное состояние близкое к экспрессии и страсти, активизирует все его
сущностные творческие силы и энергию. Мысль «любить идею своего будущего
художественного произве­дения» неоднократно высказывалась великими художниками
(Л.Н. Толстой), поскольку это чувство поддерживает и сопровож­дает весь
творческий процесс создания художественного произве­дения, в том числе и
культурно-досуговой программы.

Оригинальная идея мероприятия это творческое
достиже­ние сценариста. Сформулировать главную мысль, выделить ее из общей
тематической направленности мероприятия
это значит отразить социально-мировоззренческий аспект темы,
придать ей ценностно-идеологический характер. В этой связи идея мероприятия
всегда социально значима и, как пра­вило, тенденциозна, поскольку выражает
субъективный взгляд сценариста на мир вещей и явлений, отражаемых в программе.

Идея художественный элемент содержания мероприятия. Она
пронизывает и передается реципиенту всей ее целостной структурой, обретая
конкретно-чувственную форму
выражения в эпизодах, фрагментах, номерах, высказываниях и
суждениях ведущих, в монтажном их соединении и композиционном по­строении.

Взаимосвязь темы, проблемы, идеи рождает цель – сверхза­дачу сценария,
преследующую формирование тех эмоцио­нальных откликов и интеллектуальных
восприятий, на которые изначально ориентировано мероприятие. По­ложительная
реакция зрительской аудитории свидетельствует о соответствии мероприятия
социальному заказу каким на данный момент является данная аудитория, ее
интересы и потребности.

Четкое осознание функций и содержания этих составных частей
замысла рождает концепцию
целостное полное и ясное представление образа будущего
мероприятия
его формы и содержания, основных событийных акцентов. Замы­сел
приобретает свою полную, окончательную форму, если сце­нарист может внятно
изложить фабулу своего будущего сценария, его пунктирную сюжетную линию.

Факторов источников, рождающих замысел сценария, бесчисленное
множество. Это события
исторические и современные, социально-культурная проблема­тика,
личные судьбы и биографии значимых людей, их творче­ская и профессиональная
деятельность. Источником замысла, как предвосхищением художественного образа
будущего сценария, может стать поэтическая или песенная строка, крылатая фраза,
афоризм, аббревиатура, образная строка в газетном очер­ке, пословицы и
поговорки. Так известно, что многие драмати­ческие произведения А.Н. Островского
носят названия пословиц и поговорок — «Не в свои сани не садись», «На всякого
мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Не было ни
гроша, да вдруг алтын», ставшие источником создания неповторимого и самобытного
образа русского провинциально­го человека.

В технологическом
процессе формирования замысла буду­щего сценария следует учитывать фактор
профессиональной необходимости, который предусматривает в некотором роде
«рутинную» работу, обусловленную идущим по­током организации мероприятий. В
этом случае специалисту не следует рассчитывать на «приходящее» особое
вдохновение, длительное «вынашивание» замысла. Создание сценария
текущая
профессиональная задача, и ре­шение ее требует наличия таких качеств, как
способность специа­листа к предельной концентрации внимания на решении
поставленной задачи, быстрой мобилизации своих творческих сил, но в то же время
фактор профессиональной необходимости не исключает оригинального решения
творческой задачи и осуще­ствления всех видов деятельности, сопутствующих
художествен­но-творческому процессу создания сценария.

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания, где
конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие
художественные произведения исполняют, в какой обстановке происходит действие и
т.д.

СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ
ПОСТРОЕНИЕ  И МОНТАЖ СЦЕНАРИЯ

Сюжетно-композиционное
построение сценария является самой существенной частью творческого процесса и
основным звеном технологии создания сценария. Отобранный, в соответствии с
замыслом, сценарный материал требует конструктивной организации, соединения
всех его эле­ментов в единую целостную логическую структуру, что и обу­словливает
композиционное его построение.

Композиция
— составление, расположение, соединение час­тей в целое —
важнейший организующий компонент художественной формы, придающий
художественному произведению единство и целостность. Композиция является
основной конст­руирующей силой любого художественного произведения, это закон,
способ соединения звуковых и текстовых частей, напри­мер, в литературном и
музыкальном произведениях, средство выражения связей между элементами данного
произведения Основная эстетическая функция композиционной организации
художественного произведения — это достижение гармонии и совершенства. Гармония
(с гр. — согласие, стройность, сораз­мерность) — это оптимальное сочетание и
взаимосоответствие частей и целого, основной критерий совершенства, одна из су­щественных
характеристик красоты и прекрасного.

Законы
композиции — целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому,
контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения
сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и
обобщение отражают те многосторонние связи, которые необ­ходимо осуществить в
процессе творческой работы над драма­тургией сценария.

Главной
творческой задачей в технологическом процессе создания сценария является
организация его содержания, которое осуществляется на основе ото­бранного
сценарного материала (совокупности эмоционально-выразительных средств).
Содержание — это интеллектуальный компонент сценария. Художественно
организованное, оно яв­ляется объектом эмоционального восприятия и оценок
зритель­ской аудитории, средством общения с автором как художником, его
мировоззренческими представлениями, которые выявляются в содержании сценария.
Восприятие содержания сценария зрительской аудиторией будет более
результативным, если оно композиционно организованно. Этому способствует
функцио­нальное размещение структурных элементов композиции сценария — экс­позиции,
завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и финала.

Экспозиция
первый структурный элемент композиционного построения
сценария. Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для
развития последующего драмати­ческого действия. Особенность экспозиции
заключается в том, что в ней практически отсутствует событие. Она лаконична,
кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущего мероприятия.
Это может быть знакомство с участниками театрализованного представления или
сообщение ведущего исходных данных о теме предстоящего мероприятия.

В
некоторых случаях экспозицию отождествляют с таким композиционным приемом, как
пролог, но следует помнить экспозиция и пролог не идентичные понятия.
Пролог
(предислов
ие) — это композиционный прием, суть которого
заключается в показе или демонстрации идеи автора, его отношения к событию,
которому посвящено мероприятие. Самым су­щественным отличием является то, что
пролог не связан с основ­ным сюжетным действием, в то время как в экспозиции
сюжетное действие берет свое начало. Использование данного приема ха­рактерно
для театрализованных и особо торжественных представ­лений, что дает возможность
режиссеру-постановщику осущест­вить красочное зрелищное начало представления.

Завязка
— важнейший опорный структурный элемент композиционного построения
сценария. Функциональная ценность данного элемента заключается в том, что в его
основе, в первую очередь, лежит событие,
исходное, которое
определяет начало драматического конфликта и находит свое развитие в
последующих структурных элементах   композиционного   построения   сценария.
Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает
ее следить за дальнейшим сюжетным развитием действия.

В структуре
сюжета завязка является определяющим началом развития основного действия, и
таким образом, завязка, ее содержание, оказывает влияние на последующий
событийный ряд в сюжетно-композиционном построении сценария. Поиск сценаристом
оригинального сюжетного решения завязки всегда является драматургической
проблемой. Завязка не только фор­мально определяет исходное событие, но и
является существен­ным моментом оригинального драматургического решения сце­нария.
Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всего мероприятия.
Небрежный, необдуманный подход сценариста к решению завязки, как правило,
приводит к сюжетной неопределенности композиционного построения сценария.

Основное
развитие действия
в композиционном построе­нии является
самой обширной частью сценария. Здесь фактиче­ски укладывается весь основной
сюжет мероприятия. Именно здесь исходное событие, которое произош­ло в завязке,
в основном развитии действия находит свое драма­тическое продвижение к кульминации.
Напомним, что сценарий мероприятия строится из блоков и эпизодов, которые
обладают определенной сюжетно-тематической самостоятельностью, то есть имеют
свой оригинальный сюжет, внут­ренний событийный ряд, композиционное построение
и свой неповторимый сюжетный ход. Количество блоков и эпизодов определяется
творческим замыслом сценариста. Однако здесь необходимо усвоить, что событийный
ряд данных блоков и эпи­зодов подчинен основному сюжетному ходу сценария, его
ос­новному сквозному драматическому действию. Общий сюжет­ный ход, проходя
красной нитью через все эпизоды и блоки, связывая их в единое драматическое
действие, является главным композиционным приемом, способствующим созданию
целост­ности мероприятию.

В то
же время событийный ряд отдельных блоков и эпизо­дов обеспечивает нарастание
сюжетного действия, которое в конце концов органично приводит к кульминации
сценария. Чем оригинальней будут выстроены блоки и эпизоды в сценарии, тем
ритмичнее будет развиваться сквозное действие, его основной сюжет.

Композиционное
построение основной части сценария тре­бует от сценариста большого мастерства,
чтобы избежать опас­ности потери течения сюжета. В этой связи большое значение
имеют так называемые
сюжетные акценты, то
есть слова, фра­зы, сценические действия, которые фиксируют внимание зри­тельской
аудитории на основных сюжетных узлах и позволяют ей с неослабевающим интересом
следить за ходом мероприятия и адекватно воспринимать все происходящее на
сцене.

Кульминация
вершина развития драматического конфликта в сценарии, высшая
точка эмоционального восприятия зритель­ской аудитории. В центре кульминации
лежит
главное событие, задача
которого — в разрешении всего драматического конфликта в сценарии. Если
исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия
логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится
смысловым и эмоциональным центром всего мероприятия.

Развязка
как структурный элемент композиционного по­строения выполняет
функцию завершения сюжетной линии сце­нария. Развязка ставит последнюю точку в
развитии сквозного действия. Важно помнить, что в развязке в обязательном поряд­ке
следует
заключительное событие, в
котором сообщается ре­зультат разрешения драматического конфликта.
Следовательно, исходное событие, взявшее свое начало в завязке, пройдя основ­ное
развитие действия и достигнув кульминации, в развязке за­вершает свое
драматическое развитие.

Финал
— следует за развязкой и означает полное завершение сценического
действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматического
действия, происходившего на сце­не. Особой формой финала является
эпилог
(послесловие). В композиционном построении сценария он
выполняет важней­шую апофеозную роль, благодаря чему, например, театрализо­ванная
культурно-досуговая программа завершается массовым эмоционально-зрелищным
действием.

Знание
законов и закономерностей композиционного по­строения драматического
произведения требует умений сцена­риста использовать приемы
метода
монтажа
(с фр. — сборка, соединение). Композиционное
построение и монтаж — две взаи­мосвязанные грани целостного технологического
процесса дра­матургической организации культурно-досуговой программы.
Композиция, как эстетический феномен, ориентирована на соз­дание внешне
ощущаемой гармонии содержания и формы про­граммы. Монтаж, выполняя
конструктивную технологическую функцию, преследует цель добиться внутреннего
смыслового единства разнородного сценарного материала, его эмоциональ­но-образного
звучания.

Понятие
«монтаж» как творческое явление нашло свое
глубокое теоретическое осмысление в искусстве кинематографа (Эйзенштейн,
Пудовкин, Довженко, Кулешов, Вертов). Монтаж, по мнению Эйзенштейна, присущ
любому виду творчества
[5].
Элементы монтажа можно обнаружить в литературе, живописи, музыке, театре,
архитектуре и в первобытном синкретическом искусстве. Суть и смысл монтажа
заключается не в формальных приемах склейки и соединения кадров, а в раскрытии
идейно-художественного содержания фильма, его авторской концепции. Монтаж, по
Эйзенштейну, — это метод художественного мышле­ния, способ создания особой
монтажной образности, отражаю­щей мировоззрение, политические, нравственные и
эстетические взгляды художника, требующей его умения синтезировать выра­зительные
средства экрана с целью создания целостного художе­ственного произведения,
органично сочетающего язык образов и язык понятий
[6].

Различные
приемы монтажа, используе­мые внутри композиционного построения, придают
программе оригинальность и разнообразие способов подачи разнородного материала.

Прием
последовательного монтажа предполагает располо­жение
материала в хронологической цепи — как событие возник­ло, какие этапы развития
прошло и чем стало в настоящее время. Для последовательного монтажа характерно
хронологически смысловое, логическое сцепление сценарного материала.

В
основе приема
контрастного монтажа
лежит стремление сценариста показать факты, явления, процессы, находящиеся в
противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Такой прием обеспечивает
наличие конфликта в драматургии программы, активизирует эмоциональное
восприятие зрительской аудитории, придает программе ярко выраженный
публицистиче­ский характер.

Прием
параллельного монтажа преследует
одновременную организацию действия на нескольких сценических площадках,
относительно независимых друг от друга. Так, в культурно-досуговой программе
это может быть действие, происходящее на планшете сцены и действие на
видеоэкранах, в целом соз­дающие единый художественный образ эпизода или
фрагмента программы.

Прием
ассоциативного монтажа предполагает такое
соеди­нение разнородного материала, в котором иллюстрируемая идея-мысль не
сообщается реципиенту в готовой формулировке, а к ней, ее осмыслению и
осознанию, он приходит самостоя­тельно путем ассоциативного сопоставления
увиденного в про­грамме. В драматургической организации культурно-досуговой
программы активно используются приемы
лейтмотива, дивертисментного
коллажа.

ПОНЯТИЯ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ В СЦЕНАРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЦЕНАРНАЯ КУЛЬТУРА


комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков
интеграционного характера, необходимых для профессионального регулирования
воспитательных процессов в культурно-досуговой деятельности;

ИЛИ


профессионально-значимое качество личности режиссера театрализованных
представлений и праздников, интегрирующих многообразный комплекс
профессиональных характеристик.

СЦЕНАРНОЕ ТВОРЧЕСТВО


драматургическое мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого
сценарного решения проблемы уже известными способами.

СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО


высший уровень профессиональных сценарно-педагогических умений, приобретенных
в данной области на основе гибких навыков и творчества.

СКД

РЕЖИССЕРОВ

ТП


художественно-педагогическое оснащение социальных процессов театрализованными
формами досуга и создание условий для реализации творческого потенциала
личности.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


деятельность режиссеров театрализованных праздников, направленная на решение
воспитательных задач различными видами искусства, осознаваемых в контексте
сценарной культуры как единое целое.

СЦЕНАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ


разработка воспитательных целей культурно-досуговых программ, направленных на
ожидаемое поведение аудитории с оценкой степени вероятности.

«ФАКТЫ

ЖИЗНИ»


реальные факты и события, происшедшие в жизни, не относящиеся к сфере
искусства, а также реальные события, зафиксированные в документах,
фотографиях, магнитофонных записях, письмах. Официальных документах и т.д.

«ФАКТЫ

ИСКУССТВА»


все жанровое разнообразие произведений искусства, а также их фрагменты
(музыкальные, поэтические, хореографические, пластические, драматические,
отрывки из художественных кинофильмов, номера различных видов и жанров любительского
и профессионального искусства).

ТЕМА


круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в
сценарии.

ПРОБЛЕМА


теоретический или практический вопрос, требующий сценического разрешения.

РАКУРС


точка зрения, с которой автор рассматривает проблему.

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ


позиция автора, развернутая в систему взглядов.

СВЕРХЗАДАЧА АВТОРА

СЦЕНАРИЯ


художественное утверждение авторской позиции посредством драматургической
организации доказательств.

СПОД

ситуация педагогически организованной деятельности


форма осуществления воспитательных задач театрализованными представлениями и
праздниками.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ


создание ситуации самостоятельного прихода участников театрализованных
представлений и праздников к идеям через анализ сценической информации и
самостоятельному действию.

МЕРЫ ЧЛЕНЕНИЯ СЦЕНАРИЯ


БЛОКИ-ЭПИЗОДЫ-ЕДИНИЦЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

БЛОК

СЦЕНАРИЯ


совокупность эпизодов, объединенных сценическим заданием, художественно
раскрывающих один из аспектов авторской концепции.

ЭПИЗОД

СЦЕНАРИЯ


внутреннее (по смыслу) и драматургически законченная часть сценария, в
которой единицы сценической информации сюжетно и тематически связаны.

ЕДИНИЦЫ

СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ


любые элементы театрализованных представлений и праздников, подвергающие
зрителя чувственному и психологическому воздействию.

СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ


обучающий метод драматургической расстановки «фактов жизни» и «фактов
искусства» в порядке, соответствующем ходу художественного исследования.

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ


драматургическое построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов
жизни» и «фактов искусства».

СМЫСЛОВОЙ КАРКАС

СЦЕНАРИЯ


результат анализа «фактов жизни» и «фактов искусства», зафиксированный в
форме сценических заданий моделирующих зрительские реакции аудитории и ее
поведение.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


смысловое задание, которое необходимо спланировать для сценической реализации
сверхзадачи.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ЗАМЫСЕЛ


художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в
конкретно-осязаемой временной и пластической разрешенности.

СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД


образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели
педагогического воздействия.

МОНТАЖ


драматургический метод конфликтной организации сценарного материала.

СЦЕНАРИИ ТП


художественные программы драматургически организованных воспитательных целей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТРЕНИНГУ

В школе всему научиться нельзя,

нужно научиться учиться.

Вс. Э. Мейерхольд

Чувство явится  у Вас само собою;

за ним не бегайте; бегайте за тем,

как бы стать властелином себя.

Из письма Н.В. Гоголя

к М.С. Щепкину

Специалисту предлагается самостоятельно изучить данные в памятке
тренинги, так как это – настройка отдельных струн управленческого инструмента,
отдельных психофизических явлений, таких как зрительные, слуховые, осязательные
и прочие восприятия, внутренние видения и память различных ощущений и чувств;
их анализ; их проявления в творческом воображении и фантазии, в
сценарно-режиссерском внимании, в выработке навыков и умений сознательно
пользоваться в сценарно-режиссерских технологиях теми его дробными элементами,
которые в жизненном действии появляются непроизвольно и не требуют волевых
усилий. 

Приведенные в памятке образцы различных упражнений могут, разумеется,
широко варьироваться.

Важно одно – любое самое незначительное упражнение должно быть доведено
до внутреннего ощущения правды и убедительности действия, до ощущения «я есмь».

Обратимся к энциклопедии. Понятие «тренинг» (от английского
«воспитывать», «обучать») определенно как процесс совершенствования организма,
приспособления его к повышенным требованиям в определенной работе путем
систематических (это очень важно) упражнений все увеличивающейся нагрузки и
возрастающей (что не менее важно) сложности.

Примем эту формулировку. И поверим, что не может быть профессионального
обогащения специалиста в сценарно-режиссерских основах, без освоения
разнообразнейших механизмов жизненной психотехники. В заключении хотелось бы
отметить: что специалисту не удастся усовершенствовать свое мастерство, если он
пренебрегает жизненными законами поведения и воспроизведения эмоциональных
человеческих реакций.

Данные тренинги (упражнения) желательно выполнить в письменном виде.

Биография попутчика или прохожего

Одно из индивидуальных упражнений, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития
наблюдательности
и фантазии,— наблюдение за
случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это
за человек, где и кем он может работать, что
у него за семья, кто близок ему, с кем он вражду­ет, что любит и чего избегает,
чем он занят сейчас, о чем думает, куда
идет.

—      Не
отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую
догадку непременно проверяйте, сопоставляя все действия этого че­ловека за все
время наблюдения.

Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько су­деб, характеров! Присмотритесь к людям
внимательнее; по дета­
лям одежды, по мелочам
поведения, по тому, как идет прохожий, на что
и как смотрит, на что не обращает внимания,— разгадайте чело­
века!

Это похоже на занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пре­небрегать и
его опытом, раз он может нам помочь понять пружины
жизненного поведения. Конан Дойль так говорил
о человеке, уме­
ющем
мыслить логически: «Пусть он, взглянув на первого встречно­
го, научится сразу определять его прошлое и
его профессию. Пона­
чалу
это может показаться ребячеством, но такие упражнения обо­
стряют наблюдательность и учат, как смотреть
и на что смотреть.
По
ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибе брюк на коленях,
по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица
и обшлагам рубашки — по таким мелочам можно угадать его профессию…»

—      Глядя на человека, постарайтесь представить себе
его на работе,
в домашней обстановке, на прогулке за
городом. Представьте себе, как
он обедает в столовой, как
разговаривает с детьми, как сердится и как
радуется, как занимается любимым делом.

Время от времени студенты рассказывают на практических занятиях о самых
инте­ресных биографиях. Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно уви­
дели человека. Доказать правильность придуманной биографии — обязанность рассказчика.

Но вот студент очень убедительно рассказал о человеке, с которым он ехал
в автобусе.

Скажите, а
как бы поступил этот человек, если бы в автобусе
случилось что-нибудь неожиданное; например,
если бы его сосед ли­
шился сознания?

А если бы
в автобус вошел его давнишний друг, которого он счи­
тал погибшим? Как бы повел себя этот
человек, что бы он делал, что
говорил?

Угадайте,
каким он был десять лет назад, и каким станет через
десять лет.

А если бы
он выиграл большую сумму, на что бы он потратил
деньги?

А если
бы с ним случилась беда и круто изменила его жизнь, как
бы он вел себя в новых обстоятельствах?..

Наблюдательность — это
отличительная особенность всякого ху­дожественно
одаренного человека, это его потребность. Вот Гоголь в
«Мертвых душах» вспоминает о привычках своей
юности (пусть длин­
на цитата, зато она
исчерпывающе иллюстрирует эту внутреннюю
потребность наблюдать и фантазировать):

«…Мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли это деревушка, бедный уездный городишко, село
ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский любопыт­ный взгляд… ничего не ускользало от свежего
тонкого внимания,
и, высунувши нос из походной
телеги своей, я глядел и на шедшего
в стороне пехотного офицера,
занесенного бог знает из какой губер­нии на
уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых
дрожках, и уносился мысленно за ними. Уездный
чиновник пройди
мимо — я уже и задумывался: «Куда он идет?., на
вечер ли к какому-нибудь своему брату, или
прямо к себе домой, чтобы, посидевши с пол­
часа на крыльце, пока не совсем еще сгустились сумерки, сесть за ран­ний
ужин, с матушкой, с женой, с сестрой жены и всей семьей, и о чем
будет
веден разговор у них в то время, когда дворовая девка в мони­стах или мальчик в толстой куртке принесет, уже
после супа, сальную свечку в долговечном сальном подсвечнике». Подъезжая к
деревне ка­
кого-нибудь помещика… старался я угадать, кто таков сам
помещик, толст ли он, и сыновья ли у него, или целых шестеро дочерей с звон­ким девическим смехом, играми и вечною красавицей
меньшею сест­
рицей, и черноглазы ли
они, и весельчак ли он сам, или хмурен как
сентябрь в последних числах…»

Многим людям свойственны такие мечтания. Но для художника они — не просто проявление любопытства, а насущно необходимый материал для творчества.

Биография по походке

Еще одно
упражнение для индивидуального тренинга. На общих за­нятиях ученик лишь
рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуждение
придуманных биографий. Задание такое:

Попробуйте
создать если не биографию, то хотя бы общее пред­
ставление о человеке, присматриваясь только к
его походке. Глядя,
как идет человек, догадайтесь — какое у него сейчас выражение
лица,
куда он идет, о чем думает.

Глядя
только на ноги человека, представьте себе весь его внешний
облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте
всех проходящих перед вами. Вас непременно
увлечет это занятие.

Биография по взглядам

— Попробуйте,
когда идете по улице, присматриваться только к гла­зам людей. Вы увидите, какое существует многообразие «способов смотреть»,
если можно так выразиться. Будет момент, когда вам по­кажется даже, что все смотрят по-разному, что нет ни малейшего сходства, в способах смотреть ни у одного человека.
Потом вы нач­
нете находить и
объединяющие признаки этих способов у разных
групп людей. А потом —
своеобразие каждого взгляда. Очень увле­кательно!

—      Лучше всего наблюдать за глазами двоих человек,
когда они об­
щаются друг с другом (и,
разумеется, не знают, что вы следите за ними).
Подумайте при этом — почему на один и тот же предмет, на одно и то
же событие один человек смотрит так, а
другой иначе? А вы сами как
смотрите на это событие? Как
относитесь к нему? О чем думаете в это
время?.. Изучая взгляды людей, вам
придется задумываться о своеоб­
разии характеров, о том, как складываются
в результате жизненного
пути особенности связей человека с
окружающим миром.

Послушаем английского актера Лоуренса Оливье: «Смотреть и разглядывать — одно из моих самых любимых занятий, и уж что-что, а детали я, слава Богу, запоминаю неплохо. Есть
вещи, которые я дер­
жал в голове лет по 18, прежде чем употребил их в
дело».

Биография спичечного коробка

— Найдите
новое, неизвестное вам в хорошо знакомом спичечном ко­робке. Пофантазируйте, как его делали? Что представляется, прежде всего?.. Лес, рубят деревья, везут на лесопильный
завод… Это ничего,
что вы не знаете во всех деталях, как изготовляют
спичечные короб­ки,— пофантазируйте!
Подумайте, сколько людей участвовало в «био­
графии спичечного коробка» —
от лесоруба до продавца магазина. Пройдитесь мысленно по этой биографии —
последовательно, от на­чала до сегодняшнего
дня.

Вам
будет легче понять, как его делали, и какой путь он прошел,
если вы внимательно присмотритесь к нему. По признакам, не сразу
заметным, вы найдете следы биографии.

Вот
теперь спичечный коробок вам хорошо знаком. Спрячьте его
и опишите нам.

Возьмите другой коробок с
такой же этикеткой. Как будто оди­наковы оба? А вы найдите разницу между ними!

Для чего
понадобилось их сравнивать? Какая цель могла бы в
жизни заставить вас делать это?.. Ах, вы
коллекционируете этикетки?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическое пособие подготовлено кандидатом педагогических наук,
Фокиной Н.Н. и включает в себя описание педагогического и творческого опыта
работы над материалом (содержанием) сценария следующих авторов:

1.     Тихоновская Галина Станиславовна (кандидат
педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности
Московского государственного университета культуры и искусств) –
«Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ»:
Монография. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. – 352 с. А именно замысел,
сюжетно-композиционное построение и монтаж программы.

2.     Марков Олег Иванович (доктор педагогических
наук, профессор, декан факультета театрального искусства, заведующий кафедрой
режиссуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств) –
«Сценарная технология»: учебное пособие. Краснодар. Изд. КГУКИ, 2004, — 408 с.
Термины и определения в сценарной деятельности.

3.     Гиппиус Сергей Васильевич (известный
театральный режиссер и педагог) – «Актерский тренинг. Гимнастика чувств». СПб,
2007. — 377 с. Тренинг для развития художественного мышления.

Материалы в памятке представлены в редакции перечисленных выше авторов.

1.

Композиционное
построение сценарного
материала

2.

Сценарий

это
подробная
литературная разработка содержания,
где конкретно указывается, что говорят
и делают действующие лица, какие
художественные
произведения
исполняются,
в
какой
обстановке
происходит действие и т.д.

3.

Представляет
собой
подробное
литературное
описание
действа,
предназначенного для постановки на
сценической площадке, на основе которого
создаются
театрализованное
представление,
праздник,
массовое
зрелище, игровая или какая-либо иная
программа.

4.

Процесс создания сценария —
основной
этап
на
пути
создания культурно-досуговой
программы

5. 1. Определение темы и идеи 2. Выбор сюжета 3. Продумывание композиции сценария

Основные этапы в работе
над сценарием
1. Определение темы и идеи
2. Выбор
сюжета
3. Продумывание
композиции
сценария

6. Сценаристу важно найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое

обращение к аудитории;
коллективное исполнение песен;
осуществление различных гражданских ритуалов;
вопросы из аудитории и др.

7. Замысел является основанием, на котором строится вся культурно-досуговая программа, но он в ходе реализации трансформируется в

Замысел является основанием, на
котором строится вся культурнодосуговая программа, но он в ходе
реализации трансформируется
в режиссерский

8.

ТВОРЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ

9. В СОСТАВ РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА ВХОДЯТ:

• идейное истолкование или творческая интерпретация
драматургического
произведения
(сценария,
инсценировки);
• характеристика отдельных персонажей;
• определение стилистических и жанровых особенностей
актерского исполнения в данной программе;
• решение постановки во времени (в ритмах и темпах);
• решение постановки в пространстве, характере
мизансцен и планировок, определение характера и
принципов
сценографии
и
музыкально-шумового
оформления.

10. В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы

1.
Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала.
2.
Создание
плана
творческой
деятельности;
определение
тематики будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории;
постановка педагогических задач.
3.
Уточнение плана и добавление содержательного материала;
поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, документов,
поиск реальных героев и работа с ними.
4.
Творческие
импровизации
и
вариации
при
отборе
художественного материала.
5.
Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или
сюжетного хода, образной выразительности.
6.
Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации
зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.
7.
Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной
записи. Утверждение отобранных выразительных и изобразительных
средств воплощения замысла.

11. УРОВНИ СЦЕНАРНОЙ ЗАПИСИ

• сценарный план — набросок композиционного построения
сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами,
характеристикой аудитории;
• либретто — более развернутое, чем сценарный план, краткое
содержание театрально-музыкально-вокального произведения;
• литературный сценарий — подробная литературная разработка
идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием
действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием
технических служб;
• режиссерский сценарий — развернутый план литературного
сценария
с
точным
указанием
сценической
площадки,
конкретным использованием технических служб, расписанной
светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен,
исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

12.

После утверждения сценария культурнодосуговой
программы,
режиссером
разрабатывается режиссерская документация,
которая включает в себя:
• режиссерский план постановки;
• режиссерский монтажный план;
• музыкальную партитуру;
• световую партитуру;
• план использования киноматериала;
• рабочую схему;
• репетиционный план.

13.

Когда имеются сценарий и режиссерская
разработка,
планируется
работа
всего
творческого
коллектива
и
каждого
в
отдельности. Она начинается с организации
штаба,
где
четко
распределяются
все
обязанности. Штаб на основе сценария и
режиссерского плана разрабатывает подробный
план постановочной работы. На основе плана
даются четкие задания всем ответственным
лицам и участникам (рекламно-информационная
работа, творческим работникам, сценаристурежиссеру,
главному
художнику,
административно-техническому работнику и
т.д.)

14. Этапы репетиционно-постановочной работы:

все
репетиции
с
исполнителями,
коллективами
художественной самодеятельности, активистами, массовиками
проводятся отдельно. Режиссер разъясняет задачи, выверяет
текст, делает пробы.
репетиции «на местах», где основные исполнители вводятся в
действие,
устанавливаются
мизансцены,
идет
поиск
выразительных средств, театрализации.
монтировочные репетиции с ответственными и техническими
работниками без исполнителей и коллективов.
прогонные репетиции, на которых делаются последние
уточнения действий исполнителей, проверяется состояние
костюмов.

15.

Композиция имеет свои законы — законы
целостности и взаимосвязи, соподчиненность
частей
целому,
контрастности,
подчиненности всех средств художественного
произведения сценарному замыслу, единства
содержания
и
формы,
соразмерности,
типизации, обобщения и др., отражающие те
многосторонние связи, которые необходимо
соединить в процессе творческой работы над
драматургией культурно-досуговой программы.

16.

Композиционное
построение
Кульминация
Развитие действия
Завязка
Экпозиция
Развязка

17.

Экпозиция

18.

Завязка

19.

Развитие действия

20.

Кульминация

21.

Развязка

22.

Композиционное
построение и
5 шагов методики
ЭКСПОЗИЦИЯ
ЗАВЯЗКА
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
КУЛЬМИНАЦИЯ
РАЗВЯЗКА

23.

Три важных шага перед
созданием сценария
ШАГ 1. ТЕМА
ШАГ 2. ИДЕЯ
ШАГ 3. КОНФЛИКТ

24.

Сценарная
карточка
ТЕМА:
ИДЕЯ:
КОНФЛИКТ:
1. Экспозиция
2. Завязка
3. Развитие действия
4. Кульминация
5. Развязка

25.

Пример заполнения сценарной карточки
ТЕМА: Гигиена полости рта (зубы)
ИДЕЯ: Чистить зубы два раза в день (2 в 1)
КОНФЛИКТ: Вовочка (его верхняя 5-ка справа) vs. Кариозных
монстров. Герой-помощник: СуперДент

26.

1.Знакомство с героем, узнаем, что он не чистит зубы. Есть
планета, которая населена кариозными монстрами. Они
следят за детьми, и нападают на тех, кто не чистит зубы.
Есть герой — СуперДент.
2. Кариозные разведчики проникают в квартиру Вовочки и
узнают, что он не чистит зубы. Решено разработать план по
нападению на зубы Вовочки.
3. Я знаю: здесь мы рассказываем ребятам о гигиене
полости рта. Для этого зовем на помощь СуперДента. Он
рассказывает: Какие бывают зубные пасты? Как правильно
чистить зубы? Что еще помогает гигиена рта? Правильное
питание? и т.д. (по желанию)
4. Кариозные монстры нападают. Финальное сражение.
Задания для ребят, где они применяют свои знания: собери
здоровый зуб, составь хронологию зуба, пораженного
кариесом, и т.д.
5. Зуб спасен, кариозные монстры повержены. (рассказать
друзьям о гигиене полости рта, дружба с героем
СуперДентом)
Сценарная
карточка

27.

Газетные заголовки
Уделите этому упражнению 5 10 минут и придумайте
интересные заголовки к
событиям вашего
предстоящего дня.
“Душевные терзания,
или что приготовить на
ужин?”
“Топ 10 лучших
оправданий
невыученного
стихотворения”
“Двоечники: чему у них
можно поучиться?”

28.

«Красные носки»
Веселое упражнение, которое помогает раскрывать
творческий потенциал, развивает воображение и
фантазию.
«Х провёл целый час в поисках красного
носка…»
Ответьте на вопросы: Кто такой Х? Зачем ему
красные носки? Почему целый час? (От пяти до
десяти предложений: не более пятидесяти слов)

29.

Введение героя

30.

Интересный образовательный персонаж
ПОВОРОТНОЕ
СОБЫТИЕ
БИОГРАФИЯ
МОТИВЫ И
ЦЕЛИ

31.

Как ввести героя (с учетом возраста детей):
1.Создаем героя для детей
(хорошо для дошкольников и начальной школы)
2.Создаем героя вместе с детьми
(хорошо для начальной и средней школы)
3.Делаем детей героями сценария урока
(хорошо для всех возрастов)
4.Используем “реального” персонажа, связанного с темой в
качестве героя (хорошо для старшей школы)

32.

Конфликт

33.

Герой урока истории – кто он?

34.

Сценарный ход
Открытие нового знания
путешествие,
инсценировка,
экспедиция, урок-конфликт,
игра
Рефлексия
ролевая игра,
деловая игра,
театральный урок
Систематизация знаний
урок-суд, урокоткровение, уроксовершенствование,
конкурс
Развивающий контроль
защита проектов,
викторины, конкурсы,
творческий отчет, квест,
тестирование

35.

36.

37.

РАБОТА НА СЦЕНАРИЕМ
• ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СЦЕНАРИЯ
ИДЕЯ — ТЕМА — ЖАНР (РАДИ ЧЕГО?) , ( О ЧЕМ?),
(Каким образом?)
— Все начинается с экспозиции, которая служит вводом
в действие, является своеобразным коротким
рассказом о событиях,
— Экспозиция в сценарии обычно плавно перерастает в
завязку. Завязка – это событие, с которого начинается
основной конфликт.
— Очень важно элементом сценарной композиции является
кульминация – это высшая точка развивающегося
действия,
— И, наконец, — развязка, т.е. способ разрешения конфликта,

38. ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН (РЕЖИССЕРСКИЙ) СОСТОИТ ИЗ 2-Х ЧАСТЕЙ:

• 1-я часть – содержит разработку структуры
и содержания узловых блоков действий,
игровых площадок, последовательность
эпизодов, света, звукоаппаратуры.
• 2-я
часть

представляет
собой
МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ, состоящий из
последовательной записи всех составных
элементов вечера с указанием их начала и
завершения.

39. Пример постановочного плана при организации в школе

эпизод
участники Место
провед.
реквизит Художеств Звуковое
еное
оформление
оформлени
е
Ответствен.
блок 1
Участник
и
3-4
классы
Реквизит Рисунки,
Ключ,кн шары,
ига,шар Флажки.
ы
Ответствен.И
ванова,
Смирнова
блок2
участники Место
7-8 кл.
провед.
Спорт.зстад
ион
блок3
Участник
и
10-11кл.
Место
провед.
Ак.зал
Место
провед.
стадион
шары,
Флажки.
Реквизит шары,
шары
Песни
Шаинского
Звуковоеоформ Ответствен.
ление
Петрова Г.Ф.
Песни из кинмов
Звуковоеоформ Ответствен.
ление
Климова Н.Г.
Современная
музыка

40. 2- часть плана – отражает общие моменты:

— оформление помещений;
-музыкальное сопровождение;
-определение дежурных;
-работа буфета, бара;
— разработка пригласительных билетов;
— афиша;
-обеспечение танцев (аудиозаписи,
оркестр,дискотека);
• — распределение обязанностей;
• — закрепление участков работы.

41.

42.

43.

Монтажный сценарий

44. МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ:


пп
1
ТС
00:00:00.
00:00:25.
2
00:00:35.
3
Тип плана
Действие в кадре
Диктор. Текст. Синхрон.
Музыка.
Вадим: Привет! А я уж
думал, что не встретимся…
Анна: Что ты! Я так ждала,
когда ты приедешь. А это
Катя, моя подруга.
Катя: Приветствую! Мне
Аня про тебя рассказывала.

45.

На выходе получаем монтажный лист вида:

пп
ТС
Тип плана
00:00:00.
Ср.
00:00:25.
Кр.
00:00:35.
Общ.
1
Действие в кадре
Диктор. Текст. Синхрон.
Музыка.
Вадим: Привет! А я уж
Анна открывает дверь, думал, что не
Вадим входит в
встретимся…
квартиру
Лицо Анны, она
улыбается
Анна: Что ты! Я так
ждала, когда ты
приедешь. А это Катя,
моя подруга.
2
3
Катя подходит к Анне Катя: Приветствую! Мне
Аня про тебя
рассказывала.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Композиционное построение сценария лекция
  • Комплименты на праздник
  • Комплимент ведущей праздника
  • Комплект икон двунадесятые праздники
  • Комплексно тематическое планирование во второй младшей группе на тему мамин праздник