Композиция рекламного сценария

Работа по теме: Lektsii_po_rezhissure. Глава: 6. Композиция рекламного сценария. ВУЗ: МГУКИ.

Слово «композиция» с
латинского языка переводится как
«составление, хорошо расположенный,
стройный, правильный».

Композиция — это
взаиморасположение и взаимодействие
основных частей литературного
произведения, в нашем случае —литературного сценария рекламного
ролика.

У слова «композиция»есть синонимы —«архитектоника»,
«конструкция», «построение».

Основными частями композиции
сценария являются эпизоды ипереходы
между ними. Их взаиморасположение
и взаимодействие и образуют то, что
называетсясюжетом.

Литературный сценарий
рекламного произведения
строится
в соответствии с основными законами
драматургии.

Под драматургией
подразумевается способ организации
материала и приемы динамизации
зрительского интереса, а также приемы,
вызывающие зрительское, эмоциональное
сопереживание.

Драмав переводе с
греческого означает «действие», и задача
драматургии —постоянно развивать
действие, интригу.

Драматическое произведение
(спектакль, фильм или рекламный ролик)
строится не на описании событий, а насамих событиях,т.е.на действии,
создании и преодолении конфликтных
ситуаций, столкновении интересов,
характеров.

Современные телесериалы,
произведения Шекспира и драматизированные
рекламные ролики построены по одним и
тем же принципам, лежащим в основе любой
драматической конструкции.

Драматическое произведениедолжно начинаться с«одного простого
действия».
Далее, по правилам драмы,
должен бытьнемедленный взлет к удаче,
везению, славе.
И тут жепадение в
пропасть, провал, несчастье
. Это
называется«движение от счастья к
несчастью»
, так как драму интересует
персонаж, который преодолевает барьеры
и препятствия, добиваясь своей цели.
Причем, это должно происходить«здесь»
и «сейчас».

Драматическая ситуация
это положение героя, когда давление
окружающих обстоятельств сильнее, чем
возможности характера персонажа, проще
говоря, когда человек находится в
безвыходном положении.

Драматическая ситуация
заставляет человека действовать.

Драматическую ситуацию
определяют три фактора:

● человек находится в
безвыходном положении;

● угроза развития этой
ситуации заставляет его искать выход;

● он ищет выход и вступает
в борьбу.

Драматическая ситуация —
это барьер, который надо преодолеть,
чтобы двигаться дальше.

Вернемся к схеме построения
рекламного ролика.
Классическая схема
построения, согласно правилу драматургии,
выглядит следующим образом:экспозиция
— завязка — кульминация — развязка —
выводы (финал).

ПРИМЕР РЕКЛАМНОГО РОЛИКА

Адаптацию
классических элементов композиции к
рекламе рассмотрим на примере литературного
сценария рекламного ролика «Журналист»
торговой марки «Спрайт».

Команда проекта
— РА «Родная речь»

Режиссер
Мартин Аумунд

Оператор
Марат Адельшин

Сценарий
ролика.

Жаркий летний
день, конец учебного года в университете.
Мы видим большую лекционную аудиторию
«амфитеатром», полную студентов.

Преподавательница:
«На этом все! И на
время сессии забудьте про личную жизнь.
Вопросы есть?»

Преподаватель
строгим взглядом оглядывает аудиторию.

Студентка
(пьет «Спрайт», в
ее голове созревает какое-то решение).
Она встает из-за парты: «…Есть! Что за
молодой человек подвозил вас вчера на
джипе? Это с ним вас видели в ночном
клубе?» (
Вопросы
не заканчиваются.
)

Голос за
кадром:
«Юлия
— будущий скандально известный журналист.
А кто ты? «Спрайт» — жажда подскажет!»

Экспозициясообщает
информацию, необходимую для понимания
действия, описывает место и время
происходящих событий. Представляет
основных персонажей, обозначает
существующие между ними связи и
противоречия.

Все это должно быть проделано
точно и лаконично, поскольку любая
затяжка снижает уровень зрительского
интереса. Сценарист рекламного
произведения должен таким образом
написать экспозицию, чтобы режиссер
смог ее реализовать на экранеминимальным
количеством планов.

Ролик
«Журналист».

Экспозиция — конец
лекции. Дополнительные обостряющие
обстоятельства — приближающаяся сессия
и жаркий летний день, в который хочется
пить холодный «Спрайт» и совсем не
хочется учиться.

Завязка — этоначало
событий и поступков персонажей.
То,
что в экспозиции было в спокойном
состоянии, приходит в движение. В завязке
всегда есть момент первого напряжения.
Это своего рода вспышка интереса,
возбуждающая внимание зрителя. В завязке
также обозначается конфликт.

Чаше всего началом действия,
развития сюжета служат:

● знакомство;

● появление нового персонажа;

● начало новых взаимоотношений
или обострение отношений;

● появление новой информации,
меняющей жизнь героев;

● возвращение героя;

● происшествие или
возникновение необычной ситуации;

● приезд героя в новое
место.

Ролик
«Журналист».

Завязка
конфликта — заявление строгого
преподавателя о том, что на время сессии
нужно забыть о личной жизни. Звучит, как
угроза. Именно это условие и ставит
главную героиню в безвыходное положение.

Развитие действия
события и поступки, которые совершают
персонажи. Момент от завязки до развязки
включает в себя кульминацию.

Для того чтобы зритель не
утратил интереса к происходящему на
экране, должно быть постоянное нарастание
напряжения. Очередной поворот сюжета
заставляет привлечь внимание зрителя
и повысить интерес к происходящему на
экране.

Ролик
«Журналист».

Действие развивается
через слова, поступки и действия
персонажей (студентки Юли и строгого
преподавателя).

Кульминация — самый
напряженный и волнующий момент ролика.
Наивысшее проявление идеи произведения.

Идея
ролика «Журналист»
выражена
в слогане «А кто ты? «Спрайт» — жажда
подскажет!».

Другими словами, на что ты
способен в экстремальной ситуации?

Наивысшим
проявлением этого тезиса будет принятие
решения студенткой Юлией (разумеется,
не без помощи рекламируемого товара)
поставить на место преподавателя,
которая, по ее мнению, не правомочна
давать указания о личной жизни студентов.

Развязка — снятие
конфликтного противоречия, результат
конфликта, завершение событий и поступков
персонажей.

Когда главное препятствие
преодолевается либо герой терпит
поражение, происходит развязка, т.е.
разрешение конфликта, конец интриги,
завершение сюжета. Действие после этого
еще какое-то время может продолжаться,
но в целом после развязки сюжет исчерпан.

Развязка в рекламном
ролике
— это резкий поворот в течении
событий, который способствует тому, что
напряжение, созданное в завязке,
выливается в разрешение проблемы. При
этомдемонстрируется основное
потребительское качество товара либо
ситуация для раскрытия этого свойства
в дальнейшем.

Рекламная развязка должна
быть четко мотивирована, т.е.
органически вытекать из предшествующих
событий. Она должна бытьнеожиданной,
энергичной, высокоэмоциональной
,
поскольку является самой важной и
запоминающейся частью рекламного
фильма.

Ролик
«Журналист».

Возможно, у каждого
студента хватит смелости принять такое
решение, но не у каждого хватит смелости
его озвучить. Юля, рискуя не сдать сессию,
«отрывается» одна за всех, давая понять
преподавателю, что личная жизнь — это
личное дело каждого — как преподавателя,
так и студента. Этот поступок главной
героини и будет развязкой, снятием
конфликтного противоречия.

Выводы (финал)
эмоционально-смысловое завершение
Произведения. Этот этап характеризуется
завершением сюжета с драматургической
и рекламной точек зрения.

Чаще всего здесь применяется
дикторский текст, сопровождающий показ
объекта рекламы (пэкшот), и заключительная
«крылатая» фраза главного героя, так
называемая «добивка», или «play off».

Ролик
«Журналист».

Вывод — моральное
удовлетворение (неотъемлемая составляющая
скандальной журналистики). А каким
образом Юля станет скандально известным
журналистом — решать зрителю. Здесь
главное, что с помощью рекламируемого
продукта получен ответ на вопрос: «А
кто ты?».

Эпилог — то, что
произошло с героями после того, как
окончилась история.

В
ролике «Журналист»
нет визуального эпилога, но есть
сообщение, что в будущем студентка Юля
станет скандально известным журналистом.

Надо отметить!!!

Все элементы композиции
обязательно должны присутствовать в
произведении, только, возможно, не в той
логической последовательности, в которой
они были перечислены.

— Кульминация не обязательно
бывает в середине произведения, чаще
всего она ближе к концу.

— Экспозиции тоже может не
быть в начале.

— Иногда о развязке можно
узнать из первых строк, и тогда она
становится завязкой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

PRESIUM BLOG

Разрабатываем сценарий рекламного ролика

Подробный гайд по созданию продающего видео

иллюстрация камера хлопушка

Думаете, что секрет успешных рекламных видео зависит от фееричных спецэффектов, известных селебрити в кадре или съемки на крутую камеру? Ошибаетесь, ведь для создания эффективного продающего видеоролика важно только одно – сильный и продуманный сценарий.

В этой инструкции мы пошагово опишем процесс разработки сценария для рекламного ролика и покажем, как написать всего три строчки, которые принесут миллионы.

Помните мужчину с упаковкой стирального порошка, который грозился прийти к вам? А караван праздничных грузовиков Coca-Cola, уже более 20 лет знаменующих приход Нового года? Читатели постарше должны еще припомнить тетю Асю, с приездом которой белье становилось белоснежным.

грузовик coca cola

Все это – примеры лучших рекламных роликов, которые принесли компаниям внушительный доход и лояльность миллионов потребителей. Если не верите, то взгляните на это изображение:

Зачем нужен сценарий

Спорим, вы тоже начали напевать «Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит»? :)

Да, видеореклама была, есть и будет одним из самых эффективных инструментов маркетинга. Но мало кто осознает, что результативность подобных рекламных кампаний зависит не столько от технического исполнения, сколько от качественного сценария.

Хороший сценарий – это основа любой рекламы, и чтобы написать его, придется приложить немало усилий и времени. По правде говоря, создавать сценарий для рекламного видеоролика намного сложнее, чем для короткометражки или полноценного художественного фильма. Ведь тут кроме писательского таланта потребуются еще глубокие познания в маркетинге, изучение целевой аудитории и в целом понимание покупательской психологии.

Когда мы готовили этот материал, то нашли в интернете массу статей на тему «Как написать сценарий рекламы», но, к сожалению, ни одна из них не была полезной. Все пишут про драматургию ролика, про яркие образы и креативность. Безусловно, это очень хорошо, но никто не упоминает, что рекламный сценарий – это всегда про деньги.

Именно рост продаж является конечной целью любой рекламной компании. Поэтому если вы хотите создать действительно продающий сценарий видеоролика, то вам придется «зарыться» в маркетинг и рассматривать текст не с точки зрения писателя, а со стороны бизнеса. И наша инструкция как раз поможет вам это сделать.

Шаг 1. Подготовка и анализ

Для начала определите, о чем будет ваш рекламный ролик? Вы рекламируете отдельный продукт, линейку товаров или компанию в целом? От этого будет зависеть вся дальнейшая работа над сценарием.

Что рекламируем?

Компании используют данный формат для разных целей. Например, при помощи видеорекламы можно познакомить потребителей с новым продуктом, повысить охват и узнаваемость бренда или же стимулировать продажи.

Какая цель рекламы?

Критически важный пункт. Без подробного анализа целевой аудитории невозможно написать сценарий «на миллион» и снять эффективный ролик. Выясните, кому будет адресована реклама: домохозяйкам, бизнесменам средних лет или пожилым людям? Далее определите, какую проблему ЦА решает рекламируемый продукт?

Кто целевая аудитория?

Также советуем обратить внимание на то, что иногда покупателями и потребителями могут быть совершенно разные сегменты аудитории. Например, потребителями косметики для бритья бороды являются мужчины, но покупают их обычно женщины.

Обязательно уточните у заказчика или руководителя, где будет размещаться рекламный ролик, для которого вы пишете сценарий. Его покажут на ТВ, добавят на главную страницу корпоративного сайта или используют в таргетированной рекламе в социальных сетях? Если последнее, то в каких именно?

Какой формат?

Например, если вас попросили написать сценарий рекламного видео для TikTok или stories в Instagram, то его длительность не должна превышать 15 секунд.

Еще один важный фактор, который также следует учитывать при подготовке сценария. Если общий бюджет на съемки ролика составляет не больше 1000 рублей, то идею с привлечением Ольги Бузовой придется отложить. Шутка, конечно, но финансовая сторона вопроса во многом определяет концепцию и сценарий рекламы.

Какой бюджет?

В результате у вас должен появиться список с базовой информацией, которая ляжет в основу сценария на следующих этапах работы. Выглядеть он будет примерно так:

Шаг 2. Разработка концепции

Проведя первичный анализ и подготовку, вы можете приступить непосредственно к креативной части работы над сценарием – разработке концепции. Условно весь процесс можно поделить на 3 этапа.

Давайте подробнее пройдемся по каждому из них.

Концепция – довольно размытое понятие, которое включает в себя множество различных аспектов. Если говорить коротко, то концепция – это то, каким будет ваш ролик, что вы хотите донести зрителю. Это своеобразная точка зрения, взгляд, позиция, которая определяет общее настроение и тональность рекламы.

Креативная концепция

Например, будете ли вы использовать юмор, или ваша видеореклама должна быть серьезной и солидной? Будет ли ваш ролик мини-фильмом или же это анимационное видео? Повествование от первого или третьего лица?

Сформировав концепцию сценария, вам будет гораздо проще работать над образами и персонажами, писать текст и искать референсы.

Если вы определились с креативной концепцией, то теперь пришло время найти соответствующие ей референсы. Рекомендуем использовать несколько источников для поиска вдохновляющего видеоконтента:

Изучение референсов

Специализированные платформы (YouTube, Vimeo и т.д.)

Видеостоки (Shutterstock, Depositphotos и т.д.)

Социальные сети (Instagram, Facebook, TikTok и т.д.)

Во-первых, вы сможете найти что-то похожее и близкое по смыслу вашей концепции и оценить, насколько хорошо выглядит ваша идея на практике. А, возможно, анализ референсов даже вдохновит вас на новую и более интересную идею.

Чем это полезно:

Во-вторых, вы сможете проанализировать, что до вас уже делали конкуренты и увидеть, что у них получилось хорошо, а что – плохо. Так вы обезопасите себя от возможных ошибок и создадите действительно уникальный видеоролик.

Объективно оценить свою идею бывает крайне сложно, поэтому тут вам на помощь придут коллеги, друзья, руководитель или заказчик.

Мозговой штурм

Презентуйте им концепцию сценария вместе с подборкой референсов и посмотрите на их реакцию. Что им понравилось, а что вызвало негатив. В ходе мозгового штурма с командой вы сможете найти самый подходящий вариант для будущего рекламного сценария и сразу же забраковать провальные идеи.

В результате командной работы у вас должна появиться утвержденная креативная концепция сценария рекламного ролика.

Теперь, когда у вас на руках есть все необходимое, вы можете приступить к самой творческой (и, пожалуй, сложной) части – написанию сценария!

Оставьте заявку на съёмку видео и анимационный ролик в PRESIUM

Шаг 3. Написание сценария

Сразу предупредим: если вы ждете каких-то «волшебных» шаблонов или 100% эффективной «формулы» рекламного сценария, то их не будет. И не из-за того, что мы жадничаем, а просто потому, что невозможно создать универсальный шаблон. Слишком много факторов влияют на итоговый результат ролика: рекламируемый продукт, задачи компании, сегмент ЦА, бюджет и прочее.

К сожалению, мы не сможем предоставить вам готовый сценарий рекламного видео. Но мы с удовольствием поделимся полезными практическими советами, которые помогут вам самостоятельно его написать.

Структура сценария – это тезисное изложение вашего сюжета. Не расписывайте подробности, реплики персонажей, декорации и прочие детали. Все это не требуется на данном этапе. Главное, чтобы структура отражала общий ход событий вашей истории.

Формируем структуру

Тут же подумайте, каких персонажей вы хотите ввести в сюжет. Кто они, какой у них характер, настроение? Как они говорят и одеваются? Кстати, не обязательно, чтобы это были люди. В мировой рекламной практике есть масса отличных примеров, когда главными персонажами рекламы становятся животные, предметы или даже какие-то абстрактные явления. Выбор за вами. Но учтите, что зрителей гораздо больше «зацепит» та реклама, с персонажами которой они могут себя ассоциировать.

После того, как у вас появилась структура и общее понимание ключевых персонажей, подготовьте краткий синопсис сценария. Он должен содержать опорные и фундаментальные точки, которые управляют повествованием и указывают на ключевые моменты истории. Также проверьте, чтобы не нарушалась последовательность событий, отсутствовали «дыры» в сюжете и логические нестыковки.

Работая над сценарием рекламного ролика, будьте готовы исписать немало «бумаги». Поверьте, мы знаем, о чем говорим. Ведь с первого раза мало кому удается написать идеальный сценарий. Это нормально, если у вас будет по 10-20 различных вариантов текста.

Написание текста

Конечно, каждый сценарист выбирает комфортный для себя способ работы с текстом, но мы рекомендуем вам придерживаться простой схемы поэтапного написания сценария.

1. Первый драфт. Тут вам нужно за один раз написать сценарий целиком, ничего не редактируя и не сокращая. Просто излагайте поток сознания без остановки. Абстрагируйтесь от «внутреннего критика» и пишите сценарий таким, каким вы его видите. Не обращайте внимания на опечатки, повторы, лишние слова и несовершенство стилистики. Все это вы будете исправлять позже.

Когда написали, закройте Word и сделайте паузу.

2. Пауза. На данном этапе вам нужно забыть о вашем сценарии и хорошенько «проветрить» голову. Если сложно это сделать, то переключитесь на какую-то другую задачу. Например, погуляйте с собакой, приготовьте ужин, свяжите крючком шарф. Сколько времени уделить отдыху, решайте сами: 2 часа, 2 дня или 2 недели (если такая возможность, конечно же, есть).

3. Редактирование. И только теперь можете вернуться к вашему черновому сценарию и начать работу над ошибками. Отредактировали? Покажите коллегам и узнайте их мнение.

Второй и третий этап повторяйте по кругу до тех пор, пока готовый сценарий полностью вас не устроит.

Вот несколько советов, которые помогут вам в работе над текстом рекламного видеоролика:

Никогда не удаляйте предыдущие версии текста, так как они могут пригодиться. Каждый новый вариант сценария пишите в новом документе, чтобы у вас была возможность вернуться на пару шагов назад и при необходимости взять какие-то фрагменты.

Первые 2-5 секунд рекламного ролика самые важные, так как они влияют на то, будет ли зритель смотреть видео дальше. Учтите это в вашем сценарии, добавив в самое начало что-то яркое, нестандартное и интригующее. То, что зацепит человека и заставит его ощутить ценность вашего ролика.

Не расслабляйтесь и держите ритм на протяжении всего сюжета. Если зрителя привлекло яркое начало, а после 10 секунды ролик становится «пресным» и скучным, то его перестанут смотреть.

Обязательно проверьте с секундомером, вложились ли вы в хронометраж. Мысленно пройдитесь по всему сценарию, прокрутите в голове все события и проговорите вслух все диалоги. Выдерживайте все необходимые паузы и интонации.

Пишите коротко. Если можете сократить, сокращайте, так как любое слово, предлог или междометие занимает драгоценное время, которое в случае с рекламными роликами всегда строго лимитировано.

Когда ваш текст полностью готов, пришло время правильно его оформить. Сегодня используют 2 основных вида оформления сценариев:

текст сценария печатной машинки

Формат рекламного сценария

Классический кинематографический формат

Рекламный формат гораздо проще и понятнее. Весь сценарий делится на 2 колонки: описание действия в кадре и реплики персонажей. Иногда могут присутствовать столбцы с указанием длительности кадра, раскадровками или с какими-то важными комментариями сценариста.

В киношном варианте форматирования сценарий очень похож на пьесу: есть блоки с действиями, диалогами, ремарками.

Мы в Presium верим, что у вас обязательно все получится, и очень надеемся, что наш гайд поможет вам создать гениальный сценарий для вашего рекламного ролика. А если вам нужны полезные советы по разработке презентационного видео о компании, то обязательно почитайте эту статью.

1. DollarShaveClub.com – Our Blades Are F***ing Great

В заключение поделимся примерами креативной рекламы для вдохновения

2. Old Spice – Твой конь всегда едет вперед

3. Реклама грузовиков Volvo со знаменитым трюком Жан-Клода Ван Дамма

4. IKEA – дедушка и стул

5. Liberty Mutual Insurance – Люди

6. Turkish Airlines – Месси и Коби

7. Kaspersky Security – «Смертельная» реклама

8. PANDORA – Женская месть

9. Яндекс – Коляска по лучшей цене

10. Mercedes – Прости, смерть!

Раз в неделю пишем вам о новостях в мире визуальных коммуникаций и рассказываем об обновлениях в блоге. Никакой рекламы

Студия, где создаются визуальные коммуникации, облегчающие работу сотрудников и повышающие эффективность бизнеса

Композиция рекламного сценария

Композиция рекламного сценария
 [c.434]

Композиция рекламного сценария 463
 [c.463]

Композиция — это взаиморасположение и взаимодействие основных частей литературного произведения — в нашем случае — литературного сценария рекламного произведения. У слова композиция есть синонимы — архитектоника , конструкция , построение .
 [c.461]

Адаптацию классических элементов композиции к рекламе можно рассмотреть на примере литературного сценария рекламного ролика Журналист торговой марки Спрайт .
 [c.462]

Искусство рекламной режиссуры заключается в творческой организации всех элементов художественного произведения с целью создания единого, гармоничного, целостного рекламного продукта. При анализе специфики рекламной режиссуры были рассмотрены важнейшие понятия композиция рекламного сценария, режиссерский сценарий и раскадровка, режиссерский замысел, являющийся основной частью постановочного проекта. Важно уметь создать постановочный проект и определить основные составляющие режиссерского замысла тему, идею, сверхзадачу, конфликт, событийный ряд, характеристику действующих лиц, художественный образ и жанр.
 [c.546]

Смотреть главы в:

Разработка и технология производства рекламного продукта
 -> Композиция рекламного сценария

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Композиция на тему праздник урожая
  • Композиция мой любимый праздник
  • Композиционное построение сценария режиссура
  • Композиционное построение сценария образец
  • Композиционное построение сценария масленицы