Кому предложить сценарий фильма полного

Как написать и продать сценарий к фильму, мультику, игре? Сколько стоят киносценарии? Сколько зарабатывают сценаристы? В какие отечественные и зарубежные кинокомпании можно отправить свои сценарии?

Как продать сценарий? Сколько стоят и кто покупает киносценарии в России и за рубежом?

Создание сценариев — самый прибыльный вид деятельности для писателей. Кинокомпании не жалеют денег на покупку захватывающих историй, поскольку рейтинги и кассовые сборы в первую очередь зависят от реакции зрителей. Однако новичку сложно пробиться в таком бизнесе. Чтобы написать и продать готовый сценарий, нужно не только обладать талантом, но и понимать потребности рынка.

Содержание

  • Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу
  • Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги
  • Полнометражный фильм
  • Короткометражный фильм
  • Сериал
  • Мультфильм
  • Компьютерная игра
  • Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино
  • Как сценаристу продать готовый сценарий в России
  • Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки
  • Производители ТВ-шоу
  • Кинокомпании
  • Рекламные агентства и бренды
  • Блогеры и инфобизнесмены
  • Сколько стоит труд штатного сценариста
  • Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов

Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу

Основа любого теле или киносценария — это идея. 90% начинающих сценаристов не могут придумать что-то оригинальное. Их работы напоминают нарезку сюжетных линий из произведений известных студий. Чтобы заставить мозги мыслить креативно, нужно тренироваться: писать тексты по 2–3 часа ежедневно. Кроме того, полезно читать книги и смотреть фильмы разных жанров.
Все сценарии в России и за рубежом пишутся по определённой схеме. Она сильно отличается от формата книги. Текст сценария состоит из четырёх элементов:

  • действий;
  • сцен;
  • эпизодов;
  • актов.

Последние три нумеруются. Каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия. Для актов необходимо написать продолжительность, например, 40 минут.

Важно! Сюжет любого произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки. Главная особенность киносценария заключается в том, что внутренние переживания героев и действия стоит написать в максимально сжатом формате.

Структура сценария
Если вы хотите написать востребованный киносценарий, который в будущем получится продать, задумайтесь о следующих моментах.

  1. Коммерческий потенциал. Много ли людей заинтересуются жизнью придуманных вами персонажей? Берите пример с фильмов, мультиков и сериалов, собравших крупные суммы в прокате.
  2. Сюжет. Есть ли в киносценарии интрига? Если уже из первого акта понятно, чем закончится история, выбрасывайте произведение и пробуйте написать новое.
  3. Бюджет. Во сколько продюсерам обойдётся запуск вашего киносценария в производство? Например, съёмка драмы стоит намного дешевле, чем съёмка научно-фантастического фильма.

Скорее всего, вам придётся написать 3–5 черновиков, прежде чем получится создать что-то стоящее. Не отчаивайтесь! Продолжайте работу, совершенствуя мастерство. И обязательно прочитайте нашу статью «Как стать сценаристом».

Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги

Помимо общих правил написания сценариев, автор должен учитывать особенности каждого формата. Иначе текст не получится продать, а проект так и останется на уровне идеи.

Полнометражный фильм

Оптимальная длина киносценария для ленты продолжительностью 1,5–2 часа — 90–130 страниц. Написать текст необходимо шрифтом Courier New, 12 кегль.  
Основной акцент в киносценарии нужно сделать на личности персонажей. Зрители не любят на 100% положительных или отрицательных персонажей. Сегодня в цене более сложные образы. А если придумать и написать неожиданный финал, то продать киносценарий станет проще.Как написать сценарий полнометражного фильма

Короткометражный фильм

Длится 5–45 минут. Для короткометражного фильма в России необходимо написать 15–25 страниц киносценария. Начинающему сценаристу стоит избегать в тексте сцен, которые выльются продюсеру в копеечку, например, сражения с монстрами, пожара, ДТП.

Пример. Один из подходящих сюжетов короткометражного фильма — важный момент из жизни героя, за которым стоит целая история. Например, можно описать в сценарии  конфликт, дилемму, судьбоносную встречу.

Сериал

При сотрудничестве с телестудиями оригинальность отходит на задний план, уступая место стандартам компании. Перед тем как написать текст, сценарист должен учесть следующие моменты:

  • продолжительность серий на разных каналах;
  • популярность жанра;
  • бюджет.

Главное отличие сериала от фильма состоит в том, что развитие персонажа идёт медленно. А историю можно крутить на телеканале из года в год.

Мультфильм

Чтобы продать сценарий мультика, персонажей стоит наделить яркими, запоминающимися, понятными образами. В тексте приветствуются элементы шуток.
Финал должен быть логичным и завершённым. В остальном написать сценарий мультфильма в России можно по тем же правилам, что и киносценарий.Как написать сценарий мультика

Компьютерная игра

Самый сложный формат. Большинство разработчиков в России не покупают готовые сценарии, а просят написать текст опытных сценаристов.
Структура включает следующие части:

  • подробное описание игрового мира;
  • историю каждого персонажа;
  • сюжетную арку (основной конфликт);
  • диалоги.

Кроме того, сценарист гейм-индустрии должен сопоставлять игровые механики с повествованием. Этот процесс называется раскадровкой. Сценарий игры невозможно написать без знаний в сфере IT.

Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино

Не важно, как вы относитесь к отечественному кинематографу. Важны запросы рынка. Продать можно сценарии только тех жанров, которые востребованы у зрителей и приносят прибыль телекомпаниям. Сегодня в России снимают следующие фильмы:

  • комедии;
  • мелодрамы;
  • драмы;
  • ментовские боевики;
  • военные фильмы (особенно про Великую Отечественную войну);
  • детективы.

Крайне сложно продать ужасы, мистику, мюзикл, приключенческие фильмы. Хотя такие киносценарии часто покупают за рубежом.Какие сценарии востребованы в российском кино

Внимание! Хотя в России все же снимают научно-фантастические фильмы и катастрофы, такие ленты имеют огромный бюджет. И ещё не было ни одного случая, чтобы киносценарий купили у автора с улицы. Инициатива всегда исходила от продюсера.

Как сценаристу продать готовый сценарий в России

Написать хороший киносценарий недостаточно. Нужно уметь грамотно его презентовать. Каждый день в кинокомпании приходят десятки электронных писем, большая часть из которых так и не попадает в руки продюсера. Вначале текст сценариста просматривает кто-то из промежуточного звена — главный редактор или даже секретарь. 
Чтобы повысить шансы на продажу сценария, нужно выполнить следующие действия.

  1. Написать заявку и синопсис. Их высылают вместе со сценарием, чтобы редактор в общих чертах ознакомился с идеей и решил, стоит ли дальше тратить время на автора. Заявка — это современная альтернатива локдауна. В ней стоит указать Ф.И.О. сценариста, контакты (телефон и email), формат и жанр произведения, краткое описание 4–8 основных персонажей (возраст, какую роль они играют в повествовании, характер) и сюжета. Синопсис — это краткое линейное изложение сценария. Оптимальным размером такого документа для полнометражного фильма или серии сериала считается 1–3 страницы.
  2. Написать коммерческое письмо. В тексте должны отсутствовать ошибки, опечатки, вопросы, сомнения (в том числе слова «я думаю», «возможно») и хвалебные оды в собственный адрес. Иначе редактор не станет читать даже заявку к киносценарию.
  3. Узнать личные контакты продюсеров. Возможно, в вашем окружении есть люди, которые пересекаются с такими персонами. Если вы свяжетесь с продюсером напрямую, то повысите шансы на продажу сценария.
  4. Начать вести блог. В России в сценаристы обычно идут выпускники режиссёрских факультетов, журналисты и бывшие КВН-щики. А начинающих авторов никто не замечает. Чтобы привлечь внимание продюсера, нужно вначале раскрутиться. В этом вам поможет собственный блог. В статье «Как стать блогером» вы найдёте полезные советы по продвижению личного бренда.

Зачем сценаристу нужен блог

Совет. Если вы пока не уверены в качестве своего теле или киносценария, не торопитесь рассылать заявки. Если редактор посчитает работу шлаком, то внесёт вас в чёрный список. На этом ваша карьера сценариста закончится, так и не успев начаться.

Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки

Сценарий, заявка и синопсис готовы. Теперь вам осталось узнать, кому их можно продать.

Производители ТВ-шоу

Их ещё называют продюсерскими студиями. В России производством развлекательных телепередач, сериалов и комедий, в основном, занимаются следующие компании:

  • Солярис Промо Продакшн;
  • ВБД групп;
  • ВайтМедиа;
  • Красный квадрат;
  • Амедия Продакшн;
  • Comedy Club Production.

Большинство организаций находятся в Москве. У каждой из них есть сайт, где можно узнать электронную почту. Отправляйте письмо со сценарием главному редактору или на основной email. Кроме того, попробуйте записаться на личный приём по телефону.
К плюсам сотрудничества с производителями ТВ-шоу стоит отнести лояльные требования (по сравнению производителями фильмов и игр) и большой поток заказов в случае первого удачного проекта. Однако дорого продать свой труд вряд ли получится. Так, сценарий одной серии передачи или сериала начинающего автора стоит в среднем 50 000–100 000 рублей, а профессионала — до 300 000 рублей. Кроме того, пробиться в ТВ-шоу сегодня практически нереально: ниша занята журналистами и КВН-щиками.Как продать сценарий телестудии

Кинокомпании

Кинокомпании имеют более широкий спектр деятельности. Они занимаются производством полнометражных и короткометражных фильмов любого жанра, мультиков, сериалов. В России тексты сценаристов покупают следующие организации:

  • ТаББак;
  • СТВ;
  • Дирекция кино;
  • Студия ТРИТЭ;
  • Нон-стоп продакшн;
  • Централ Партнершип;
  • ПРОФИТ;
  • Bazelevs и другие.

Алгоритм продажи такой же, как и в случае с продюсерскими студиями. А вот написание сценария для фильма должно строиться по другому принципу. Кинопродюсеры нет так придирчивы к структуре и хронометражу, но более требовательны к оригинальности идеи, сюжету и раскрытию характера персонажей. Какие сценарии покупают кинокомпании
Главный плюс сотрудничества с кинокомпаниями — материальная выгода. Так, сценарий одного хорошего фильма стоит 1–5 млн рублей. Кроме того, сценарист в своём творчестве не скован строгими рамками. К минусам же стоит отнести длительный период работы над каждым проектом, большое количество исправлений и согласований, нестабильность. Даже у опытных сценаристов фильмов бывают годы, в течение которых они ничего не могут продать.

Рекламные агентства и бренды

Сценаристы рекламных видео и презентаций сегодня очень востребованы на рынке. А поскольку хороших авторов мало, то оплата труда высокая. В среднем сценарий для рекламы стоит 200–300$, а иногда цена поднимается до 1000$. Написать такой текст можно за 3–5 дней с учётом доработок. Для сравнения, на создание киносценария уходит минимум полгода.
Чтобы продать или написать сценарий на заказ в России, можно прибегнуть к следующим способам.

  1. Пойти на биржи фриланса. На сайтах Advego, Etxt и Copylancer есть магазины, куда сценаристы выкладывают свои работы. К сожалению, тексты стоят крайне дёшево — до 100 рублей за 1000 символов. Поэтому лучше не пытаться продать готовые сценарии, а искать клиентов. Заказы размещаются на сайтах Fl, Freelancehunt, Weblancer, Kwork. Помимо рекламы, там иногда заказывают сценарии к праздникам. К плюсам бирж фриланса стоит отнести большой объём работы и наличие сервиса безопасной сделки, а к минусам — огромную конкуренцию, демпинг, дедлайны и зависимость сценаристов от правил системы.
  2. Поискать предложения на порталах трудоустройства. Загляните на сайты hh.ru, superjob.ru, rabota.ru или просто введите в Google фразу «вакансии сценарист». Вы увидите не один десяток компаний, которым нужны таланты. К плюсам работы в агентстве стоит отнести высокую зарплату и стабильность, а к минусам — жёсткие требования и отсутствие свободы в выборе проектов.
  3. Зарегистрироваться на творческих онлайн-площадках. Они помогут красиво оформить портфолио и раскрутить личный бренд. Тогда клиенты начнут приходить к вам сами. Одна из таких площадок — Меценат. В отличие от сайта на отдельном хостинге или Instagram, здесь вам не придётся вкладывать деньги в продвижение. Система сама подберёт заинтересованную аудиторию. С помощью Мецената вы сможете не только продать готовые сценарии, но и собрать донаты от поклонников. На платформе нет высокой конкуренции и демпинга, а сценаристы не ограничены в своём творчестве.

Продать сценарий напрямую бренду сложнее, чем получить работу в рекламном агентстве. Как правило, без посредников к сценаристам обращаются молодые и малоизвестные компании.Платформа Меценат для сценаристов

Блогеры и инфобизнесмены

Им можно продать сценарии к тематическим видео на Youtube, обучающим роликам, вебинарам. К плюсам сотрудничества с блогерами и инфобизнесменами стоит отнести отсутствие формальностей и жёстких дедлайнов. К минусам — низкую оплату труда и риск обмана. Сценарии стоят по-разному, но в среднем от 500 до 3000 рублей.

Внимание! Иногда блогер и сценарист имеют разное видение проекта, не могут договориться. Из-за этого сроки работы растягиваются.

Сколько стоит труд штатного сценариста

Если вам удастся продать несколько удачных сценариев, то в будущем вы сможете получить постоянную работу в организации. Вот сколько в России зарабатывают в месяц штатные сотрудники:

  • рекламных, продакшн и digital-агентств — 30 000–120 000 рублей;
  • компаний-разработчиков компьютерных игр — 100 000–200 000 рублей;
  • студий, производящих фильмы и телепередачи, — 70 000–300 000 рублей.

Нередко рабочий день заканчивается в 22:00–23:00 или выпадает на выходной. Зато тяжёлый труд сценариста компенсируется высокой зарплатой и моральным удовлетворением от творческого процесса.Сколько зарабатывают сценаристы

Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов

В мировые кинокомпании США и Европы ежедневно обращаются сотни талантливых людей. Конкуренция огромная. Поэтому шанс того, что киносценарий Васи Иванова будет прочитан в студии вроде Universal Pictures, стремится к нулю.
Однако тексты отечественных сценаристов могут пригодиться за рубежом средним и небольшим организациям (по мировым меркам). Киносценарий можно попытаться продать следующим компаниям:

  • А24, США;
  • Alcon Entertainment, США;
  • American Zoetrope, США;
  • Tyler Perry Studios, США;
  • Big Talk Productions, Великобритания;
  • Marv Films, Великобритания;
  • Constantin Film, Германия.

Если же сценарист уверен в своём киносценарии на 100%, то может штурмовать гигантов вроде Buena Vista, Warner Bros и 20th Century Fox. Естественно, он должен уже иметь известное имя на территории России. В противном случае попытка пробиться на мировой рынок фильмов обречена на провал.

Внимание! В странах с высоким уровнем жизни (США, Великобритании, Канаде, Германии и других) киносценарии стоят намного дороже, чем в России. Средние цифры — 70 000–130 000$. Кроме того, сценарист получает 5–10% от кассовых сборов и продаж лицензионных фильмов.

Сколько стоит сценарий за рубежом
В отличие от России, в США и других развитых странах существуют агентские сети, помогающие сценаристам пробиться на рынок киноиндустрии. Эти компании оценивают портфолио, корректируют заявку и синопсис, рассылают запросы продюсерам и киностудиям, решают юридические вопросы. Контакты менеджеров и агентов есть на следующих сайтах:

  • aligned-ent.com;
  • aperture-ent.com;
  • barrykrostmanagement.com;
  • cartelhq.com;
  • thelevinagency.com и других.

Кроме того, киносценарии можно продать на зарубежных площадках pro.imdb.com и inktip.com. Туда часто заглядывают продюсеры в поисках свежих талантов.
Таким образом, продать сценарий сложно, но реально. Чтобы зарабатывать в таком бизнесе, нужно обладать писательским талантом, богатой фантазией, навыками маркетолога и огромным терпением. Если вы по-настоящему любите своё дело, то обязательно добьётесь успеха!

Поговорили с главным редактором «Нон-стоп Продакшн» Антоном Токтоновым о том, чем занимаются редактора на студии, читают ли заявки, которые приходят на корпоративную почту, почему часто над проектом работают одни и те же люди, чего не хватает современному кино и как учиться на сценариста и редактора.

<p>
		Антон Токтонов на питчинге студии Снегири	</p>

Антон Токтонов на питчинге студии Снегири

Функционал редактора довольно разнообразный и отличается в разных кинокомпаниях. В «Нон-Стоп Продакшн» это поиск сценаристов для собственных проектов компании, их сопровождение на всех этапах создания сценария, работа с консультантами и, конечно, чтение и оценка входящих сценарных материалов. 

Сценарный девелопмент – самый напряженный этап в работе над проектом для редактора. Слегка выдохнуть получится на стадии продакшна, хотя и здесь есть редакторские задачи, а дальше на посте (постпродакшн) редактора ждет новый виток серьезной работы — участие в монтаже, работа по озвучиванию, дописывание каких-то реплик, например, массовочных, отсмотр материала, составление комментариев и рекомендаций для режиссера и продюсеров. 

Редактор работает на всех этапах производства картины, сценарная часть работы никогда не заканчивается.

Как правило, редактор ведет параллельно несколько проектов, от момента, когда он рождается в виде заявки, и до выхода в прокат или сдачи проекта на канал. 

Мне кажется, что профессиям сценариста и редактора практически невозможно научиться за партой — только на практике. Это не отменяет необходимости базового образования, но, скажем, на редактора кино сейчас практически нигде не учат, разве что во ВГИКЕ был специальный курс. В основном в редакторы идут сценаристы, но довольно много и людей, так скажем, «со стороны». 

Я отношусь как раз ко второй категории, никогда ничего сам не писал и пока не планирую. По образованию я филолог, но всю жизнь любил кино и мечтал работать в этой сфере, правда, довольно долго не понимал, кем именно. В итоге попал в пиар-отдел одной из ведущих кинокомпаний, поработал в рекламном агентстве, а потом пришел в «Нон-стоп Продакшн». 

Все, что я сейчас знаю и умею, я приобрел здесь, учась на собственном опыте. 

«Дылда» 2019, производство ««Нон-Стоп Продакшн», AR Content

Путь сценария, на самом деле, очень короткий и состоит всего из двух этапов:

Первый этап — получение сценария редактором, чтение, обсуждение с другими редакторами. Креативно-редакторский отдел принимает решение, интересен ли студии такой проект. 

Если да, начинается второй этап : сценарий выносят на обсуждение с продюсерами. ( Рассказываем, как стать креативным продесером >>>>>)  После одобрения продюсерами, проект запускается в работу.

Конечно! Мы ежедневно проверяем студийную почту. Ни одно письмо не пропускаем. Другой вопрос – будет ли прочитан целиком тот текст, который к письму прикреплен. Читать абсолютно все невозможно физически. С учетом количества приходящих писем целый отдел должен заниматься только этим. 

Поэтому очень важно, как отправитель преподносит свой проект, умение им заинтересовать с первых строк. Как минимум, стоит писать сопроводительное письмо, а не отправлять пустой мэйл с вложенным файлом. К сожалению, даже такими элементарными вещами начинающие авторы часто пренебрегают.

Присылать можно все, что автору кажется достойным внимания.
Любые формы. Это может быть и уже полностью написанный сценарий, и заявка на одну страницу. Однако если у вас уже есть сценарий, то все равно приложите к нему логлайн, заявку или синопсис (в идеале – все перечисленное).

Еще раз повторю, что

важно написать внятное письмо о том, что за проект вы присылаете, кто его автор, почему этот автор считает, что его идея может быть студии интересна, и почему ее нужно реализовать.

«Девятая»2019, производство «Нон-Стоп Продакшн» при поддержке Фонда кино, креативные продюсеры Антон Токтонов, Иван Филиппов

Как правило, из того, что приходит на почту, интересного материала сотые доли процента. Но случаи, когда материал, который присылали «из ниоткуда», потом шел в разработку, есть, и они не редкость. И не только в нашей компании. У нас сейчас в работе как минимум один такой проект. 

Теоретически важно и то, и другое. Но далеко не секрет, что в российской, да и мировой, киноиндустрии уже не первый год отмечается дефицит идей и сюжетов. Так что вопрос поиска сценаристов, которые умеют генерировать идеи, в сегодняшних реалиях стоит острее. 

Если есть идея, но ее не получается расписать — это решаемая проблема, всегда можно найти крепкого соавтора. Если же нет идеи – не будет и кино.

Лично я ни одного такого случая не знаю. Более того не вижу никакого смысла в том, чтобы идеи воровать. 

Дефицит идей и новых авторов столь велик, что как только ты получаешь от «ноунейма» что-то осмысленное и талантливое, первое твое желание — найти этого человека, обнять и расцеловать. 

Потом дать денег и подписать договор. Сценаристов сейчас холят и лелеют, никому не выгодно их обижать.

сериал

сериал «Следователь Тихонов» 2016, производство Нон-Стоп Продакшн по заказу телеканала «Россия» при поддержке Министерства Культуры РФ

( Если вы еще не знакомы с форматом заявки, мы все объяснили в материале как оформить сценарную заявку >>>>> ) 

Чаще всего поиск ведется среди тех, с кем уже работали и чьи возможности студия знает. Следующий шаг – авторы успешных проектов последних лет, но они чаще всего уже заняты на ближайшее десятилетие.

В нашей практике довольно редко бывает так, что объявляется открытый конкурс. В последний раз, когда так делали, познакомились с неплохими сценаристами, с одним из них заключили договор и стали писать проект, но, к сожалению, в какой-то момент решили расстаться. 

Начинающих сценаристов лучше брать с их собственными проектами. Все-таки включиться в чужую историю – это особое умение, специальный навык. Это в принципе не все умеют.

Из полных метров нас традиционно интересуют авторские, фестивальные проекты с международным потенциалом.

Что касается коммерческого кино, то мы сейчас нацелены на недорогие в производстве проекты, но с большим кассовым потенциалом. Скорее всего, комедии. Возможно, хорроры. Но в приоритете все оригинальное и необычное.

Мы сейчас живем в новую эпоху. Телевидение уходит в интернет: только в России уже открылось или в ближайшее время откроется около десяти стриминговых площадок, а за рубежом счет идет на десятки. Пока не понятно, к чему это все приведет и как долго продлится эта «золотая лихорадка», но очевидно, что 

на рынке сериалов спрос сейчас серьезно превышает предложение, студии и платформы готовы брать самые разные проекты, единственное требование — качество.

Мы, как и рынок в целом, открыты сейчас любым жанрам и форматам. От авторов ждем, в первую очередь, что-то более острое и актуальное по сравнению с тем, что идет на телеканалах. 

Речь, естественно, об остроте и актуальности тем и идей, про драматургию. Только секса и нецензурной лексики будет недостаточно, хотя мы против них ничего не имеем, главное, чтобы это было уместно.

«Нелюбовь» 2017, производство «Нон-Стоп Продакшн» совместно c «Фетисов Иллюзион», “Why Not Productions”, “Les Films du Fleuve”, “Senator Film”, “Arte France Cinema”, при поддержке Eurimages, ARTE FRANCE, Canal+, WDR, Cine+

Индустрии не хватает сценаристов. Это сейчас главный дефицит и главная валюта.

 Отправить  заявку в «Нон-стоп Продакшн» можно на адрес inbox@nonstopkino.ru

Итак, вы начинающий сценарист и только что закончили свой первый сценарий. Обычно следующим вопросом становится, как уговорить, кого-нибудь из продюсеров прочитать его. Но об этом мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов.

Давайте представим, что этот этап уже пройден, и теперь перед вами открылся следующий: во сколько оценить свой сценарий, чтобы и не отпугнуть продюсера, и себя не обидеть?

Как продаются сценарии: основы

Есть два момента, которые нужно знать в первую очередь.

Первое: установка цены сценария – это не математический процесс. Ваш драфт – это не машина. Нельзя просто посчитать стоимость затраченных деталей и усилий, сложить эти цифры и добавить небольшой процент сверху.

Как и любой продукт творчества, ваш сценарий стоит столько, сколько за него готовы заплатить. А значит, размер оплаты всегда будет варьироваться в зависимости от заинтересованности студий и умения торговаться автора.

И готовьтесь к ситуациям, когда ради сценария вашего коллеги киностудии устраивают аукцион, раз, за разом перебивая чужие предложения, а вам предложат минимально возможную цену с формулировкой «бери или иди».

Причем такое положение дел характерно не, только для России. Похожая ситуация будет в любой точке мира. Ну, может с небольшими поправками на местные особенности.

Второе: никто не выплатит вам всю сумму по договору сразу. Гонорар сценариста всегда разделен на несколько траншей. А выплаты производятся при переходе с одного этапа работы на другой.

Например, часть суммы выплатят за разработку идеи, часть за поэпизодник, часть за первый драфт и т.д. И то, как скоро придет следующий транш, напрямую зависит удовлетворенности заказчика. Будете раз за разом присылать драфты не учитывающие правки сверху и договор с вами могут вообще расторгнуть. А все недополученные вами деньги уйдут следующему сценаристу.

Мало кто задумывается, но если на каком-то этапе к написанию вашего сценария подключится кто-то еще, возможно в конце придется делить деньги на двоих. Чтобы это не застало врасплох, такие моменты лучше обсудить «на берегу» до заключения контракта.

Как продать сценарий в Голливуде

Начать нужно с того, что огромной движущей силой Голливуда является Гильдия сценаристов США. Без одобрения Гильдии вы сможете продать свой драфт только каким-нибудь независимым студиям под проекты категории B или  C.

Крупные кинокомпании работают только с членами профсоюза. Так что, если вы каким-то образом заинтересуете своим сценарием условный Дисней, первое, что они вам скажут: «Вступите в Гильдию».

Многие сценаристы США недовольны такой принудиловкой, но отсюда, из России хорошо видно, сколько пользы приносит такой сильный профсоюз.

Во-первых, Гильдия устанавливает верхний и нижний коридор стоимости сценария для каждого писателя в зависимости от его опыта и успешности.  Это как раз пример, тех самых местных особенностей, о которых мы говорили выше.

При таком подходе и сценарист, и продюсер, обсуждая договор, всегда знают, о каких суммах может идти речь. И конечно это сильно упрощает переговоры.

Во-вторых, Гильдия сама визирует написанные  и проданные сценарии, а значит случаи кражи или откровенного плагиата, всегда очень легко отследить. 

Ну и третье чем занимается Гильдия – отстаивает интересы сценаристов в целом. Профсоюз писателей четко отслеживает все изменения на рынке, и как только кто-то в индустрии находит способ получать деньги в обход сценаристов – Гильдия просто блокирует работу всей индустрии, пока с ними не начнут договариваться.

Каждая такая забастовка переворачивала рынок Голливуда. А две последние (1988 и 2007 годов) принесли такие убытки, что теперь гильдии достаточно одних угроз, чтобы усадить противников за стол переговоров.

Как оплачивается сценарий в Голливуде

Зарплата киносценариста в США складывается из нескольких частей.

  • Фиксированный гонорар  за готовый сценарий. От идеи до финального драфта
  • Фиксированный бонус в первый день производства 
  • Фиксированная надбавка за повторные показы  на телевидении и стриминговых сервисах в первые два года
  • Отчисления, за повторные показы на телевидении и стриминговых сервисах, начиная с третьего года

Первое на что может рассчитывать сценарист – это оплата собственно за сценарий. Это фиксированная сумма, которую платят студии, покупая сценарий.

Если сценарий пишется на заказа или требует доработки (а такое происходит всегда), то выплаты все также делятся на несколько траншей. За первый драфт, второй… финальный.

Еще в начале века, стоимость сценариев от маститых писателей могла достигать нескольких миллионов долларов. Но после кризиса 2012 года, такие суммы превратились скорее в исключение. С тех пор ставки за сам сценарий существенно снизились по всем направлениям.

Сегодня гонорар за сценарий полнометражного фильма в среднем варьируется в районе 100-200 тысяч для новичков и от 500 до 700 тысяч долларов для известных сценаристов. Но опять же – это средняя температура по больнице.

Эти цифры не касаются сценаристов вне гильдии. Участвуя в независимых и низкокачественных фильмах, готовьтесь писать полноценные 120 страниц за смешные по американским меркам 10-30 тысяч долларов.

Чтобы снижение стоимости сценария не вызвали очередной забастовки, кинокомпании стали предлагать писателям сделки по типу «X+Y». Это две фиксированные ставки, одна из которых выплачивается при покупке сценария, а вторая при запуске его в производство. 

То есть, например договор «500+400» означает, что сценарист получит полмиллиона, когда напишет сценарий и еще 400 тысяч, в первый день съемок.

Так как до съемок в Голливуде доходит лишь каждый десятый купленный сценарий – выгода продюсеров от таких договоров на лицо.

Следующие выплаты сценаристу связаны с повторными показами фильма на телевидении и стриминговых сервисах.

В доковидную эпоху эти выплаты делились на части: фиксированную надбавку за повторные показы в первые два года и процент, от прибыли начиная с третьего года. 

Понятно, что к третьему году ажиотаж вокруг фильма уже спадает и количество просмотров резко падает, так что все основные сливки проходят мимо сценаристов. Но так как эти роялти выплачиваются пожизненно, то к старости у сценариста, имеющего в фильмографии 10-15 реализованных проектов, складывается неплохая пенсия.

Однако эпидемия короновируса все изменила, выпуск на стриминге уже нельзя отнести к повторному показу. И как это изменит рынок Голливуда, нам еще только предстоит узнать.

Сколько в итоге получает сценарист в США

Допустим, начинающему голливудскому сценаристу удалось продать свой первый драфт. И он увидел на своем банковском счете первую в жизни шестизначную цифру.

Вот только радоваться преждевременно. Первое что ему теперь нужно сделать – это оплатить налоги. Затем рассчитаться со сценарным агентом и менеджером (эквивалент редактора в США). Сделать отчисления в Гильдию. И под конец заплатить юристу, которые контролировал составление договора.

Так как большинство этих выплат процентные, а не фиксированные, можно смело говорить о потере двух третьих гонорара. И это никак не зависит от того на какой сумме удалось сторговаться с кинокомпанией.

Конечно со временем ситуация выравнивается. Гонорары растут, а проценты помощникам снижаются. Но первое время дела у голливудских сценаристов весьма плачевные.

Как продаются сценарии в России

Как можно догадаться финансовое положение начинающего сценариста в России ничуть не лучше. Так, что заключив первый договор, не спешите увольняться с вашей обыденной работы. Постоянная зарплата вам еще пригодится. Также не стоит начинать сорить деньгами налево и направо.

Да, у нас не так распространены агенты и личные редакторы, но это не сильно меняет ситуацию.

Во-первых, без сильного профсоюза рынок сценариев в нашей стране – это Дикий Запад, где все зависит от авторитета и умения вести переговоры.  И если вы только начинаете свой путь, велика вероятность, что вас просто «съедят»  едва вы успеете открыть рот. На этом и закончатся все попытки сторговаться.

Во-вторых, между первым проданным проектом и моментом, когда вас в индустрии начнут узнавать, скорее всего, пройдет несколько лет. А в этот период тоже надо как-то жить.

В-третьих, если вам с самого начала не удастся войти в список постоянных авторов какого-нибудь продакшна, еще многие годы предложения работы будут у вас появляться по принципу «то пусто, то густо». А периоды огромных гонораров будут сменяться месяцами безработицы.

Так что лучше сразу продумайте свою финансовую стратегию на этот этап.

Как продать сценарий полнометражного фильма

Как мы уже говорили, продать сценарий полнометражного фильма можно и за 300 тысяч рублей и за 3-4 миллиона.

И в данном случае есть два аспекта влияющих на цену. О первом мы уже говорили: умение торговаться и авторитет сценариста. Создайте себе имя и начинайте выдвигать условия.

Но именно в контексте полнометражных фильмов есть еще один важный аспект – бюджет будущего кино. 

И здесь есть интересная зависимость. 

Низкобюджетный фильм у начинающего сценариста купят с большей охотой. Но гонорар за него будет небольшим. Масштабный блокбастер, продюсеры оценят выше. Но шансов продать его у новичка, очень и очень мало.

Если вы начинающий сценарист, то вполне возможно вам изначально назовут маленькую цифру, потому что продюсер придержит часть бюджета на доработку вашего драфта более опытным автором. Если вы не готовы отдать свою историю в чужие руки лучше «на берегу» обсудите эту ситуацию с продюсером. 

В принципе, написать и продать первый сценарий – самый сложный и длительный этап на пути сценариста.  Пока в вашем сопроводительном письме не появится информация о реализованных проектах, отношение к вам со стороны участников индустрии всегда будет настороженное.

Чтобы увеличить шансы на успешную первую продажу, проверьте свой сценарий на соответствие современным требованиям:

  • Активный персонаж
  • Четкая структура, деление на акты: действия, усложнения, кульминация, финал.
  • Ярковыраженные проблема и цель
  • Понятные мотивы всех персонажей
  • Четкая и короткая идея — главная мысль фильма
  • «Горячее» начало, безо всяких вступлений и объяснений
  • Соответствие заявленному жанру
  • Соответствие временным рамкам
  • На последнем пункте остановимся подробней. 

Так как мы с вами находимся в XXI веке, то, скорее всего, вы пишите сценарий в американском формате, где 1 страница примерно равна 1 минуте времени.

Долгое время мировой стандарт полнометражного сценария составлял 120 страниц. То есть длина полного метра должна была быть около двух часов. Сейчас же, большинство претендующих на кассу фильмов идут дольше двух часов. Мысль такая: мы вложили 200 млн долларов в это кино, вот вам хронометраж на все эти деньги».

Но как всегда, в России свой взгляд на вещи. Последние двадцать пять лет у нас продюсеры отдают предпочтения фильмам в районе 90 минут. И лишь один-два проекта в несколько лет могут похвастаться более длинным хронометражем. Обычно это такие же мегаблокбастеры с претензией и огромными бюджетами, полученными из фонда кино и ориентиром на дальнейший мировой прокат.

Остальным же приходится укладываться в 90 минут.

Объяснение тут простое: большую часть кассы фильму делают вечерние сеансы в кинотеатре. Если фильм идет два часа, то в этот прайм тайм уместится 4 фильма с пятнадцати минутным перерывом на уборку зала. Но если фильм идет полтора часа, то в этот, же промежуток влезет уже 5 сеансов. То есть,  удержавшись в этом хронометраже можно потенциально увеличить возможную аудиторию на 20%, при этом, не резервируя второй кинозал.

И опять же, из-за ковида и взрывного роста подписчиков на онлайн платформах, в какой-то момент такой подход может оказаться не таким актуальным. Но пока при прочих равных отечественные продюсеры предпочтут полуторачасовую историю.

Как продать сценарий короткометражного фильма

На данный момент какого-либо развитого рынка короткометражных сценариев в России не существует.

Большинство короткометражек создаются на голом энтузиазме. «Я выпускник сценарного курса, ты начинающий режиссер, давай снимем коротышку?»

А все дело в том, что монетизировать короткий метр невозможно. Нет прибыли, нет бюджетов. В лучшем случае, какие-нибудь небольшие деньги можно отбить, прокатив коротышку по фестивалям, где за призовые места дают денежные призы.

Так что сегодня короткий метр снимается только для портфолио и на чистом энтузиазме.

Сценаристу заработать на этом можно только в двух крайне редких случаях:

Если эта короткометражка – скрытая реклама какого-то бренда. Но этот бренд слишком жадный, чтобы обратиться к состоявшимся профессионалам.

Если идея короткометражки исходит от «честного» режиссера, который уже добыл какой-никакой бюджет и заложил в него оплату труда наемного сценариста. Узнать такого режиссера можно по свечению над головой и поющим птицам.

В обоих случаях автор может рассчитывать на сумму в среднем от 10 до 30 тысяч рублей. 

И все же, в который раз в этой статье, нужно сделать одно уточнение. И виноваты в нем опять онлайн-платформы.

Для развития стримингам очень важно постоянно пополнять и увеличивать свою библиотеку. Причем так как сейчас аудитория платформ еще не дифференцирована ни по возрасту, ни по полу (сравните это с телевизором, где есть телеканалы четко разделены «для домохозяек», «для мужицких мужиков», «для подростков чисто поржать» и т.д.) то потребитель найдется на любой контент.

Именно поэтому сейчас в онлайн кинотеатрах появились разделы с документальным кино, интернет шоу и в том числе короткометражками.

Вполне возможно при развитии этой тенденции в какой-то момент спрос на короткий метр превысит предложение и в этот формат, наконец, польются инвестиции.

Есть еще один случай, когда короткометражка, пусть опосредованно, но приносит в итоге сценаристу деньги. Это происходит, когда продюсер, увидев коротыша на каком-либо фестивале, настолько проникается идеей, что предлагает автору расписать эту историю до полного метра. И такие случаи нередки. Как у нас, так и за рубежом.

Самый хрестоматийный пример, конечно, фильм Дэмьена Шазелла «Whiplash» («Одержимость»). Получить финансирование на свой «фильм о джазовом барабанщике» Дэмьян смог лишь после того как снятая по одной из сцен короткометражка, взяла специальный приз фестиваля Санденс. И в итоге, появился полнометражный  «Whiplash», который получил Золотой глобус, 5 номинаций и 3 победы на Оскаре.

Веб сериалы – короткометражки, которые можно продать

Веб-сериал – это новый формат, по сути представляющий из себя серию из нескольких короткометражек. И их в отличие от классических коротышей не просто «можно продать». За ними уже идет настоящая охота.

Но давайте по порядку. 

Веб-сериал, это как ни странно, сериал, основное потребление которого должно осуществляться через мобильные устройства. Едешь домой в автобусе, включил телефон, посмотрел серию.

Длина эпизода веб-сериала 10-12 минут. Максимум 15. А отличие от коротыша, в том, что сценаристу нужно сразу придумывать 5-10 таких эпизодов с одними и теми же персонажами.

Основными потребителями таких проектов опять же являются онлайн-платформы. Как сказано выше, чем больше у них библиотека, тем уверенней они себя чувствуют. Именно поэтому, представители онлайна последние два года в каждом интервью твердят: «Дайте нам веб-сериалы. Мы хотим веб-сериалы».

Еще пару лет назад были разговоры, что такой формат должны быть снят исключительно вертикально, но потом оказалось, что зрителям не составляет труда повернуть телефон боком. 

Так что сегодня единственным требованием к веб-сериалу остается его дешевизна. Рецепт успешной идеи: 1-2 локации, 3-4 персонажа, съемка одной камерой  и «движок» на десяток другой серий. Ни графики, ни трюков, ни долгих переездов.

Продать сценарий веб-сериала можно двумя способами: надежным и беспроигрышным.

Надежный: это подготовить пакет документов, как для настоящего сериала:  заявка, синопсис, сценарий, библия персонажей. И отправить напрямую на платформу, заинтересованную в этом формате.  Если сценарий хорош, с вами свяжутся.

Беспроигрышный: все также собственными силами снять пилот. И отправить уже его. Тут реакция будет еще быстрее.

Единственный вопрос: сколько на этом можно будет заработать? Это пока непонятно. Так как реализованных по этой схеме проектов можно пересчитать по пальцам.

Как продать сценарий сериала

Сценарии сериалов в России продаются по двум схемам.

Первая схема похожа на продажу полного метра. Продюсер просто за гонорар нанимает сценариста для написания эпизода сериала, или сезона сразу. И оплата поступает также траншами за каждую серию: за эпизодник, за первый драфт, за финальный драфт.

Размер гонораров все также зависит от имени и бюджета проекта. За эпизод дневного мыла вряд ли заплатят больше 50-75 тысяч рублей. Но и требования к качеству материала там соответствующие.

За флагманский проект для платформы или телеэфира можно попросить и 500-700 тысяч за серию. А если успели сделать себе имя, то можно и больше: миллион, полтора, два…

Если идею проекта придумали вы, и сами принесли ее продюсеру, то за это вам тоже должны заплатить. Порядок цен примерно такой же, как и за серию.

Вторая схема существует в продакшенах ,использующих в работе сценарные комнаты. Сценарии там от идеи серии до эпизодника разрабатываются коллективно. Потом серии распределяются между всей авторской комнатой, и каждый сценарист пишет диалоги для своих эпизодов.

Из-за такого подхода оплата в «writer room»  чаще всего состоит из двух частей: оклада и премии за каждую расписанную в диалогах серию. Начинающий сценарист в таком производстве может рассчитывать на оклад в диапазоне от 80 до 100 тысяч рублей и премию от 150 до 300 тысяч.

Кстати, сериальные сценаристы в США работают по схожей схеме. Но опять, же у них лучше развита градация оклада от опыта сценариста. Спасибо Гильдии. Каждый автор точно знает через, сколько он сможет претендовать на повышение зарплаты, и о каких примерно суммах будет идти речь.

Кроме того у каждого проекта в таком продакшене есть ведущие сценаристы – head writers или Креативные продюсеры. Они обычно не только пишут сценарии сами, но и прорабатывают линию всего сезона. За ними же последнее слово во всех возникающих в авторских комнатах спорах. 

Их ставка 1,5-2 раза выше. И опять же, премии за серию. 

Кроме того и креативщики, и рядовые сценаристы могут быть задействованы сразу в нескольких проектах компании. Это тоже всегда учитывается.

Во всем мире традиционно самой сложной считается пилот сериала. Потому что он должен не только показать все тоже самое, что будет в других сериях, но еще и вместить в себя знакомство зрителя с героями. Именно поэтому пилот оплачивается в двойном размере.

Не сложно подсчитать, что на круг доходы сериальных сценаристов получаются выше, чем киношных. Просто потому, что сериалы предоставляют больше работы. Особенно это видно на примере малоопытных сценаристов.

Впрочем, это небольшой секрет. Например, два совершенно непохожих друг на друга сценариста и режиссера Жора Крыжовников и  Юрий Быков в разное время признавались, что в кино они работают для души, а когда нужны деньги – идут работать над сериалами.

Новые тенденции в продаже сценариев

Сегодня люди по всему миру потребляют контент с огромной скоростью. И это заставляет всех киноделов всеми способами наращивать скорость производства. Новые серии, новые проекты. Все больше и больше.

И все равно за аппетитом зрителя никто не успевает. (Может, за исключением Диснея и Нетфликса). И в первую очередь из-за ограниченного количества сценаристов. 

Во-первых, это, конечно, означает, что сегодня у каждого из вас есть возможность влиться в эту индустрию. И для этого нужно только упорство и хорошие сценарии.

А во-вторых, это означает, что распространители контента начинают настоящую конкурентную войну за специалистов.

Платформы и телеканалы готовы накидывать производителям все больше и больше разных бонусов, а в обмен чаще всего требуют одно из двух:

«Право первой ночи» — контракт, по которому любая новая идея сначала относится к ним. И только если они откажутся, этот проект можно питчинговать другим заказчикам.

«Эксклюзивный контракт» — договор, по которому производитель обязан в течение нескольких лет произвести для заказчика определенное количество контента. И в это время он не может работать с другими распространителями.

Еще недавно такие плюшки сваливались лишь на голову продакшенам. И посмотрев историю проектов любого крупного производителя, можно легко понять с кем и на каких примерно условиях они работают.

Но за последний год эта тенденция ушла дальше. Теперь платформы и телеканалы подсаживают на эти контракты отдельных специалистов: актеров, продюсеров, режиссеров… и, наконец, сценаристов.

Подробности таких контрактов широкой общественности пока неизвестны, но простая логика подсказывает, что предложенные бонусы должны быть существенными.

****

Вот такой длинный, но на самом деле очень краткий дайжест получился у нас при исследовании ценообразования и условий покупки на рынке сценариев. Мы будем стараться и дальше отслеживать изменения в этой сфере, а значит, наверняка еще не раз вернемся к этой теме.

Дата публикации: 30 мая 2019 г.

В заголовке нашей статьи нет ошибки, ведь миллион долларов — это не самая высокая в мире плата за сценарий. Более того, по голливудским меркам даже 100 тысяч долларов за сценарий — это минимум, за который еще не каждый новичок вообще станет работать. Самая крохотная стоимость сценария на российском рынке — 50 тысяч рублей. Столько, по словам инсайдеров, платят за совсем микробюджетные проекты. Средний чек — 100–300 тысяч рублей. Миллион рублей — вполне адекватная цена хорошего сценария для отечественного фильма. Именно этими цифрами (реальными) оперируют многочисленные тренеры на курсах для желающих стать сценаристами.

Казалось бы, что может быть проще, чем придумывать и писать обычные истории? Главное ведь — научиться их упаковывать и продавать! Всего каких-то 100–150 тысяч рублей, и мастер-гуру всему научит. Более того, приведет за руку в тайное сообщество продюсеров и режиссеров. Организует экскурсию на «Мосфильм» и поможет свести нужные знакомства с индустрией, в которую «попасть с улицы» невозможно. Киносообщество — особый малодостижимый Олимп, вскарабкаться на который можно только одним способом — держась за крепкую руку наставника.

Это было краткое содержание продающей страницы стандартного курса о сценариях. В чем же подвох?

Конкурентная среда в сценарном цеху

Первый подвох — это количество материала, которое ежедневно изливается на продюсеров и менеджеров кинокомпаний. Каждый человек, способный справиться с клавиатурой и потоком сознания, рано или поздно приходит к простой мысли: он способен написать сценарий гораздо лучше, чем тот, по которому снят очередной «тупой фильм». Существуют даже специальные сборники сценарных заявок, в которых каждый месяц публикуется краткое содержание сотен потенциальных сценарных «шедевров». Где-то публикация бесплатная, где-то платная, стоимость может доходить до нескольких сотен долларов — только за то, чтобы попасть в периодический талмуд синопсисов. С крохотным, микроскопическим шансом оказаться просмотренным в кинокомпании.

Эти журналы выпускаются ежемесячно уже почти полвека. В каждом из них — несколько сотен заявок. То есть представьте себе количество людей, пишущих сценарии и атакующих кинокомпании. И, соответственно, реальную ценность таких заявок. Она нулевая.

Продюсеры прекрасно понимают, что 99,99% сценариев — это непрофессиональная работа. Люди, которые пишут «гениальные задумки», в реальности не знают ничего о драматургии и производстве кинофильмов. Соответственно, история, возможно, вполне хороша, но для постановки не годится.

В кино беспощадно перерабатываются и пересматриваются даже оригинальные литературные произведения, признанные хитами продаж, потому что сюжетотехника литературного произведения и драматургия кино — это абсолютно разные вещи.

Комментарий Вадима Панова, автора серии книг «Тайный город»:

«Многие продюсеры предпочитают проверенных сценаристов. Кино, как и спектакли, игры, требует определенных изменений в исходный текст, его переработки. Поэтому относиться к ним нужно спокойно. Вообще кино — это работа многих людей: сценарист, режиссер, продюсер… И у каждого свое видение».

Если даже вы умеете писать — статьи, книги, посты в социальных сетях, — это не значит, что вы способны создать действительно пригодный к постановке сценарий, написанный по тем правилам, которые продиктованы индустрией. Если вы не знаете этих правил, то с вами просто не станут связываться. Более того, читать ваше произведение тоже не будут, чтобы не тратить время зря.

Реалии сценарной карьеры

Сценарному мастерству вы будете учиться долго. Не пару месяцев, как обещают всевозможные курсы, а минимум пару лет.

Хорошая новость: всю информацию, необходимую для освоения теории и начала практической работы, вы можете получить бесплатно при помощи Интернета, глаз и онлайн-переводчика. На русском языке написано несколько прекрасных книг по сценарному мастерству и драматургии кино, несколько западных бестселлеров переведены на русский. И все, что необходимо новичку, там есть в отлично изложенном формате.

Есть множество специализированных порталов, форумов и онлайн-библиотек, где тоже доступно все необходимое: книги, монографии, рекомендации, адреса кинокомпаний, куда можно присылать заявки, расписания семинаров для новичков, контакты продюсеров.

Если вы действительно задались целью стать сценаристом, вы можете это сделать совершенно бесплатно. Без наставников. Без прохождения сомнительных курсов. И даже без сценарного факультета.

Теория — это 10% вашего успеха. Еще 10% — это личные знакомства с киноиндустрией и желание проникнуть «за кулисы», поработать стажером на съемочной площадке, посмотреть, как устроен мир кино изнутри. Оставшиеся 80% — это «железная задница». Терпение не просто писать каждый день, а писать и переписывать. Молча, без сожаления кромсать и заново создавать материал. Учиться, читать, снова учиться применять прочитанное. Анализировать сделанные ошибки и заново переписывать материал уже по-новому, с учетом выясненного.

Еще одна хорошая новость: коммерческому кинопроизводству все равно, кто вы по национальности и профессии, где вы живете и чем занимаетесь в свободное время. От сценариста требуется только одно: предоставить в конечном итоге материал, стопроцентно пригодный для постановки, которая с большой долей вероятности окупится в прокате. И за это вам готовы заплатить с учетом того, что кино — это индустрия, самую малость уступающая нефтегазовому производству по количеству денег и уровню гонораров.

Плохая новость: писать «сценарии для умных» и «много зарабатывать» — это разные цели и разные вселенные. Сложное по задумке кино столь же сложно снять и еще сложнее продать. Продюсер, который видит сложнопостановочный сценарий, сразу «включает калькулятор в голове» и размышляет, где и кому он будет продавать этот фильм, чтобы окупить, желательно с прибылью, затраты на съемку. Для справки: чтобы фильм окупился, в прокате он должен собрать минимум втрое больше, чем съемочный бюджет, так как половину кассовых сборов забирают себе кинотеатры, 15% — дистрибьютор фильма. Из оставшейся трети нужно вернуть деньги, потраченные на производство, и деньги, потраченные на маркетинг. Если после этого что-то вдруг осталось, это и есть чистая прибыль кинокомпании.

Поэтому продюсеры предпочитают покупать сценарии, в которых содержится так называемый хай-концепт, то есть идеи, находящиеся на пике популярности. И если в кинотеатрах востребованы супергерои, а не сложные драматические персонажи, ваш сценарий может быть сколь угодно гениальным — шансов на постановку у него будет минимум. И если даже какой-то смелой кинокомпании он понравится, столь же мало шансов на то, что на съемку выдадут весомый бюджет. Как следствие, не стоит ждать идеальной режиссуры и актерской команды «с красной дорожки». Это реалии, о которых тоже стоит знать с самого начала, чтобы не тратить несколько лет жизни на бесполезную работу, а по итогам — разочароваться в профессии и в индустрии кино навсегда. Индустрия не виновата в том, что зритель диктует свои пожелания, а не покупает билеты на то кино, которое сценарист или продюсер считает прекрасным.

Хорошая новость: если вы не претендуете на «Оскар», то стать сценаристом, пишущим «просто для денег», вы сможете достаточно быстро. Компании научились запускать сериальные стримы в Интернете, и мастеров «быстрого пера» катастрофически не хватает. Стабильная работа над сериалами, вертикальными (каждая серия — законченная история) и горизонтальными (каждая серия — продолжение предыдущей), идет постоянно. За каждый эпизод вы можете получать минимум 50 тысяч рублей, но чаще больше, в среднем сценарист получает 200–300 тысяч за эпизод. На один эпизод уходит от недели до месяца. То есть жить на эти деньги действительно можно.

Плохая новость: для того чтобы получать гонорары стабильно, вам придется не просто много писать, а много писать и переписывать. В непредсказуемых количествах. Чаще всего — работая с проектами, суть которых продиктована бюджетом съемки, концепцией кинокомпании и еще десятком других факторов, не имеющих ни малейшего отношения к понятию «творчество». Это конвейер. И, скорее всего, размахиваться на дорогие высокобюджетные проекты вы сможете только после нескольких лет ударного труда, при наличии хотя бы нескольких хорошо отснятых и кассово успешных проектов.

У каждого сценария будет несколько драфтов и версий. Окончательный вариант может сложиться с сотого «дубля», когда буквы на экране вы уже возненавидите.

Как стать сценаристом: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Понять, как пишутся сценарии

Чем кинодраматургия отличается от просто письма? Вы откроете для себя удивительный мир, в котором тексты пишутся не в Word, а в специальных программах, где оформляются раскадровки, планы съемок, списки реквизита, детальная проработка сцен, мотивация персонажей и черты их характеров. Так как сценарий — это часть кинопроизводственного процесса, то сценаристу придется самостоятельно заносить все необходимые детали в структуру.

Кроме того, вам потребуется выяснить (причем самостоятельно), как оформляется и сам текст, какин для этого используются шрифт, отступы, кегль. Знание таких тонкостей будет первым «звоночком» для кинопродюсера, сигнализирующим о том, что он видит перед собой не очередную «нетленку» далекого от киноиндустрии человека, а именно сценарий.

Найти софт для оформления сценариев придется самостоятельно, и это ваша, можно сказать, первая проверка на прочность: точно так же самостоятельно вам придется искать огромное количество другой информации. Книги по сценарному мастерству, готовые сценарии фильмов и сериалов, контакты продюсеров и места для стажировки. Если даже на первом этапе вы сдались и решили, что это слишком сложно и вам нужен наставник, готовые решения и путь полегче, — дальше вы попадете в руки людей, которые рады за большие деньги создать для вас иллюзию. Но в настоящем клубе кинодеятелей вы не окажетесь. 

Шаг 2. Читать специализированную литературу по кинодраматургии

Начните читать книги о драматургии, о создании киноисторий. Специалисты рекомендуют начинать с азов, например с библиографии Роберта Макки и Линды Сегер, также обязательны к прочтению «Путешествие героя» Джозефа Кэмпбелла, «Кино между раем и адом» Александра Митты, «Искусство драматургии» Лайоша Эгри.

Изучите строение истории, структуру кинодрамы. Сценарное мастерство по большому счету искусство математическое, любая история строится по четкой формуле: начало, середина и конец. Взлеты и падения героя, завязка, кульминация, развязка. В любой истории есть герой и антигерой, есть железобетонная мотивация, недостижимая цель и смертельная угроза. И ваша первоначальная задача — научиться разбирать сценарии успешных фильмов и сериалов на составляющие, буквально «расчленять» их, как патологоанатом. Что где лежит, что происходит в кадре, перед ним и после него. Выяснить, что такое акты, мидпойнт, логлайн, синопсис и прочие сложные термины.

Шаг 3. Смотреть фильмы и сериалы

Делать это часто, в больших количествах. Определившись с тем жанром, который вам с творческой позиции милее всего. Или с тем, в котором вы планируете в ближайшее время писать сценарий. В принципе можно стать автором одновременно и комедий, и хоррора, но для новичка стратегически правильно — сосредоточиться на чем-то одном, изучать каноны и лучшие кассовые опусы именно «своего» жанра.

Шаг 4. Научиться много и быстро переписывать

Помните, что писать и переписывать по десять раз (а то и больше), пересматривать и заново переписывать начисто — это основная работа сценариста. Если вас это раздражает, к сожалению, карьера кинодраматурга не для вас. В писательском мастерстве добиться «идеального текста» несколько проще.

В сценарном искусстве быть готовым все переделать — обычная рутина. Ни первый, ни даже десятый драфт обычно не бывает последним. Самое важное — это понимать, что улучшает историю, а что ухудшает. Читать текст как математическую формулу.

Новичкам редко доверяют написание полного сценария «в одно лицо». Скорее всего, вам предложат работу в соавторстве, возможно, просто соучастие на самом крохотном уровне. Но это и есть ваш шанс начать учиться на практике. С другой стороны, как вы можете понимать, ваш собственный сценарий точно так же могут «дорабатывать» другие люди. И вы с удивлением можете обнаружить, что ваша идея, только в неузнаваемом, переработанном виде, экранизирована кем-то другим, а вашего имени в титрах даже не значится. Такое тоже случается, и один из серьезных скандалов студии Marvel связан как раз с этим: студия отобрала десять различных сценариев, написанных новичками. Из каждого взяла по одной детали, итоговый материал сделала внутренняя группа специалистов, а идейных вдохновителей даже не упомянули. И это тоже реалии кинодраматургии.

Шаг 5. Найти кинокомпанию

Итак, вы написали сценарий. Теперь вам нужно искать кинокомпанию, которая сможет реализовать ваше творчество. Самый простой путь — это идти к тем, кто специализируется на выбранном вами жанре. То есть смотреть, на каких каналах выходят сериалы или фильмы, отмечать, какая кинокомпания мелькает в титрах, а затем самостоятельно искать в Интернете контакты сценарного отдела и звонить (писать) туда.

Эта информация открыта, большинство кинокомпаний разыскивают авторов хороших сценариев, тем не менее стоит понимать: первую читку проводит не специалист, а, скорее всего, секретарь. Поэтому нужно спокойно отнестись к мысли, что вы потратили огромное количество времени на отличный сценарий, а его никто не купил. Вы проделали то же самое три, четыре раза — и результата все еще нет. Способность «писать в стол» и «хоронить» собственные истории — это тоже качество, важное для сценариста.

Также вам нужно будет научиться писать максимально кратко и емко синопсис и логлайн сценария. Так, чтобы, просто бросив взгляд на «две строчки», продюсер заинтересовался системным текстом. У каждой кинокомпании свой подход к оценке будущих киношедевров. Кто-то экономит время и читает только логлайны, кто-то сразу берет в руки готовый сценарий, не доверяя коротким описаниям. Но в большинстве случаев работы новичков оценивают по «двум строчкам».

Шаг 6. Защитить свой сценарий авторским правом

Самый простой способ защитить свой сценарий — это отправить копию себе заказным письмом и не распечатывать ее. Тем не менее стоит понимать, что никакой фактической защиты для информации нет. Когда вы отправляете сценарий на читку, вы с ним «прощаетесь». Если это будет нужно, исходный материал переделают так, что вы не придеретесь. Если вам захотят не заплатить, вам не заплатят. Но если вы действительно талантливы, то вы нужны кинокомпании. Ведь если вы написали один прекрасный сценарий, вы напишете и второй, и третий. Кинопроизводство — это конвейер, в котором рабочие руки и головы нужны всегда. Поэтому «кидать» сценариста коммерчески невыгодно, если ваша работа достойна внимания. Но подстраховаться стоит.

Шаг 7. Логлайн, синопсис, заявка

Если вы нацелены работать с определенной кинокомпанией, попросите у редакторов логлайны, синопсисы и сценарные заявки по тем материалам, которые уже были экранизированы. Изучите то, что устраивает продюсеров. Это поможет вам понять, как выстраивать материалы, которые с большей долей вероятности будут приняты и оплачены. Хранить эту информацию в секрете от потенциального коммерчески успешного автора никто не будет: в интересах компании добиться от вас внятного рабочего материала и сократить время, которое уходит на разбор и чтение графоманских опусов. Поэтому, если в вас заинтересованы, вам помогут быстрее освоиться и быстрее стать автором коммерчески успешных проектов.

Шаг 8. Взаимодействие с кинокомпанией

Начните строить свои взаимоотношения с кинокомпаниями правильно. В первую очередь вы отсылаете сценарную заявку редактору. Если редактор ее одобрил, материал идет к продюсеру. Если продюсеру нравится сценарий, он уходит в число рабочих проектов. Вы получаете контракт со студией и начинаете работать над уже готовящемся к экранизации сценарием. Новичкам часто предлагают окончательную версию сценария написать в соавторстве с более опытным коллегой или под руководством редактора. Это совершенно нормально, если вы пока не готовы к самостоятельной работе.

Шаг 9. Работа с экранизируемым материалом

Каждый раз, когда у вас в голове возникает идея, в особенности если это идея целого сериала, садиться и писать весь материал сразу не нужно. Такая работа может занять у вас несколько месяцев, а в итоге не заинтересовать продюсера. Научитесь писать на продажу краткое изложение мысли: синопсис и пилотную серию. Если материал пригоден для экранизации, вы дописываете остальное (что держите в голове или на бумаге в качестве наброска). Но сразу прописывайте будущее героя, его мотивации, цели, угрозы и развитие сюжета, чтобы на середине сериала не потерять мысль повествования.

Шаг 10. Продолжение практики

Если вам удалось добиться первых экранизаций, продолжайте писать. Делайте это каждый день. Как бодибилдер, добившийся идеального рельефа мышц, продолжает тренироваться, чтобы не потерять свою мускульную массу. Если в данный момент у вас нет в работе сценария, за который заплатят, пишите просто заметки, идеи, мысли. Подмечайте происходящее вокруг вас, делайте зарисовки сцен на улице или в кафе. Такие мелочи могут однажды стать отличными кусочками следующей картины.

Сценарное мастерство — это не умение сделать один прекрасный материал, ограненный до состояния бриллианта. Это умение написать десять неплохих сценариев. Для того чтобы этому научиться, не нужно годами ходить на курсы. Достаточно читать книги и статьи, изучать фильмы и сценарии профессионалов, периодически посещать семинары для новичков. Следить за трендами кино и постоянно держать руку на пульсе хай-концептов. Помнить, что «мысли витают в космосе». Вы можете потратить массу времени на вынашивание и написание идеально интересного кино и выяснить, что такую же идею уже экранизировала другая кинокомпания. Уметь предугадывать тренды будущего. Потому что между сценарием и запуском в прокат проходит в среднем около года, а то и двух. И то, что актуально здесь и сейчас, к моменту выхода на экран станет «седой древностью».

Хорошая новость: все сегодняшние профессионалы кино, в том числе получившие «Оскар» и миллионы долларов за свою работу, прошли этот путь. И у них все получилось.

Почти каждый из нас любит, смотря фильмы, критиковать сценаристов и режисеров за различные ляпы, недоработки и скучные моменты. Лишь малая часть этих критиков решается написать свой сценарий фильма. Но вот сценарий фильма написан — и что делать дальше? Большинство людей застревают именно на этом этапе. При отсутствии знакомых режиссеров или киноматографических агентов продать свой сценарий почти невозможно. Именно таким было мое первое впечатление, после прочтения огромного количества статей на тему продаж сценариев. Однако истории успехов с продажами сценариев на миллионы долларов и написанный мною сценарий не давали мне покоя. И вот, я около месяца читала статьи о продвижении своих кинематографических проектов и очень усиленно изучала эту область. Я решила написать эту статью, чтобы хоть чуть-чуть помочь энтузиастам продать свой сценарий. (скажу сразу: сценарий еще не продала, но уже познакомилась с несколькими относительно крупными агентами, которые заинтересовались моим произведением; о всех глобальных изменениях в переговорах, буду писать маленькие заметки на vc).

Итак, начну с нескольких наиболее разумных и популярных советов от известных сценаристов, которые мне удалось найти.

  • Прежде чем начать писать сценарий, задумайтесь будет ли это произведение востребовано. Не стоит создавать копии кино-хитов, но все же стоит на них ориентироваться. Оптимальным вариантом является сценарий, которые одновременно является и уникальным, и чуть-чуть похож на 2-3 уже снятых фильма.
  • Старайтесь не затрагивать в сценарии политические конфликты, а так же шокирующие новости про реальных людей.
  • Помните, что никакой режиссер не будет читать 100 страниц Вашего сценария, ведь такие людей как Вы к нему приходят сотнями. Лучше напишите логлайн — это очень краткое описание произвдение, запихнутое в несколько предложений. Логлайн должен захватывать и интриговать с первого слова. Если режиссерам нравится логлайн, они обычно просят предоставить синопсис — краткий пересказ произведения, и только потом начинают читать сценарий.

Ну, с написанием сценария худо-бедно справятся все, а вот как его продать? Я нашла 3 различных способа, которые с некоторой долей вероятности обещают монетизировать Ваш творческий потенциал.

  • Рассылка логлайна и синопсиса с помощью электронной почты. Просто собираете 20-50 различных киностудий, ищете на их сайте контакты и отправляете им письма. Лучше всего в таком случае пользоваться специальными сервисами для email-рассылок, чтобы избежать попадания писем в папку «спам»
  • Второй способ — это обратиться к специальным агенствам. После подписания с ними договора, они начинают вести активные переговоры с продюссерами и пытаются продать им сценарий. Обычно такие агенства берут некий аванс и 10-20% от суммы сделки, если она состоится.
  • Третий способ — специальные платные ресурсы. Некоторые за 5-6 тысяч предлагают разослать Ваше письмо по нескольким тысячам емайлов различных режиссеров и агентов. Другие примерно за такую же сумму добавляют Ваш сценарий на свой сайт. Третьи утверждают, что у них есть свой штат сотрудников и они будут действовать, как рекламные агенства… Однако, как я ни старалась, положительных отзывов в интернете о таких площаках найти у меня не получилось — отзывов либо нет, либо есть, но только такого типа «Деньги взяли, а ни какой поддержки я не получил, на письма не отвечают. Прошло уже 2 месяца, а никаких новостей о продаже сценария так и не появилось».
  • Четвертый способ — на мой взгляд самый практичный. Это испольование американского сайта Imdb Pro. Это сайт-база данных актеров, фильмов, сериалов, продюссеров, режиссеров и т.п. Через этот ресурс можно связаться с любым голивудским персонажем. Сайт максимально прозрачный и официальный, существует уже много лет. Единственный минус — он платный. Месячная подписка стоит несколько десятков долларов. Однако есть бесплатный пробный период.

На этом у меня все. Как уже говорила сценарий еще продала, но веду медленные переговоры с несколькими режиссерами. Как только мне удастся заключить сделку — напишу еще одну статейку.

P.S. — если появились какие-то вопросы, пишите — постараюсь Вам помочь.

Практически любой талант можно применить для заработка денег. Сюда можно отнести и умение придумывать идеи к фильмам, но такой талант необходимо развивать, так как сами по себе идеи ничего не стоят.

Все мысли необходимо переносить на «бумагу» и составлять полноценные сценарии, которые уже и станут ценным товаром.

Где продать сценарии и идеи к фильмам? Таким вопросом задаются многие начинающие сценаристы, которым в первую очередь нужно задуматься над поиском ответа на вопрос, как написать качественный сценарий? Только умея правильно выстроить свои мысли и перенеся их в печатный вариант, можно на что-то рассчитывать.

сценарий

Как заработать сценаристу?

Сразу хотелось бы сказать, что написать достойный сценарий не так просто, для этого требуется серьезный запас знаний. Развитие таланта не станет пустой тратой времени, ведь грамотные сценаристы высоко ценятся в мире, переполненном однообразными фильмами с весьма схожими сюжетными линиями.

Как вариант, со своим сценарием вы можете обращаться в разные компании и к отдельным режиссерам. Найти их контактные данные тоже нелегко, но всё в ваших руках, если чего-то сильно захотеть, этого можно добиться.

Если вы начинающий сценарист и хотите зарабатывать на своем таланте, обязательно посещайте сайт Screenwriter.ru. Это полезный ресурс для узкого круга людей, где можно принять участие в конкурсе на лучший сценарий. Также на этом сайте вы найдете множество полезной информации по выбранному направлению.

Где найти покупателя сценария?

А можно пойти и простым путем, задать в строке поиска Яндекса или Google запрос «Куплю сценарий» и приступить к поискам предложений. Их не так много, но они есть:

продажа сценария

Как правило, такие сообщения оставляют на различных форумах и если хорошо поискать, то можно найти потенциальных покупателей:

Где продать сценарии и идеи к фильмам?

А чтобы повысить шансы на поиск клиентов, вы можете самостоятельно создавать темы на форумах с предложением о продаже сценария.

Построить карьеру успешного сценариста с полного нуля, это то же самое, что стать известным писателем или художником. Нужно «заработать» себе имя и всеми, доступными способами искать людей, заинтересованных в сотрудничестве с вами.

Не стоит забывать и о том, что вы можете использовать собственные идеи для создания своего фильма. Конечно, это повлечет за собой серьезные расходы, но если получится снять действительно хороший фильм, вы как минимум получите популярность и сможете рассчитывать на перспективы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кому предложить сценарий сериала
  • Кому предложить сценарий мультфильма
  • Кому послать сценарий
  • Кому посвящены двунадесятые праздники
  • Кому посвящен праздник хэллоуин