Концепция сценария это

На этом этапе раскрываются ключевые идеи фильма, выявляются основные линии сюжета, формируются задачи, которые нужно решить в процессе реализации проекта.

1. Создание сценарной концепции.

На этом этапе раскрываются ключевые идеи фильма, выявляются основные линии сюжета, формируются задачи, которые нужно решить в процессе реализации проекта. 

Сценарная концепция – каркас, основа будущего сценария. Как правило, творческая студия • ВВС разрабатывает две-три идеи, оставляя за клиентом право выбора одной из них. Для заказчика сценарная концепция важна с точки зрения понимания будущего фильма, а мы, таким образом, уже на этом этапе производства корпоративного видео можем понять затраты на проект и пути достижения целей.

2. Составление сметы.

В смете учитываются все затраты на проект на каждом этапе его реализации, включая production, postproduction. Как правило, любая смета обсуждается, и только после внесения корректив заказчиком можно двигаться дальше.

3. Создание съемочного плана.

Творческая студия • ВВС разрабатывает съемочный план, в котором обозначаются локации, объекты, художественные съемки, съемки интервью (подбором и утверждением спикеров зачастую занимается заказчик), необходимые для формирования цельного, динамичного, эффектного видеоряда в соответствии с утвержденной ранее сценарной концепцией. Самое время расставлять акценты и приоритеты.

4. Создание сценария фильма.

Да, сценарий пишется после всех съемок и проведения интервью. Да, так и никак иначе, потому что только на этой стадии работ можно предоставить заказчику цельный материал, по которому пойдет реальная сборка фильма. В сценарии могут быть прописаны дополнительные игровые сцены, требующие досъемки. Но они, как правило, составляют только 10-15% от всего массива видео. После утверждения сценария мы уже приступим к монтажу.

Зачем нужен сценарий и какой он может быть?

Разбираемся в первом этапе производства видеоролика. Знакомимся с концепцией, сценарным планом, сценариями и тритментом. Объясняем, зачем нужен каждый из них.

Препродакшн: концепция, сценарный план, сценарий, тритмент. Зачем всё это?

Если перед созданием любого видеоролика не подготовить хотя бы примерный сценарий, то можно создать то, что не будет соответствовать ожиданиям. Причём это станет понятно только на этапе монтажа, когда уже будет поздно.

Сценарий перед глазами позволяет понять:

  • что и где снимать / что и как рисовать или анимировать;
  • что должен говорить спикер/диктор;
  • что должны делать люди в кадре / персонажи в анимации;
  • какая продолжительность видео и каждой отдельно взятой сцены;
  • какая последовательность сцен;
  • какой необходим реквизит в ролике;
  • какая цветовая гамма;
  • и многое другое.

Но самое интересное в том, что перед началом написания сценария и после его согласования, сценаристу и режиссеру необходимо подготовить другие документы и информацию по следующим этапам:

  1. Ресёч по брифу и доступным интернет-ресурсам
  2. Проработка концепции из логлайна и синопсиса
  3. Сценарный план
  4. Литературный сценарий
  5. Редактура сценария
  6. Режиссерский сценарий
  7. Тритмент

Ресёч

Ресёч есть со стороны клиента. Об этом подробнее вы можете почитать в нашей прошлой статье. Но также ресёч выполняется и с нашей стороны.

Наш ресёч включает в себя анализ предоставленной информации от менеджера по продажам, изучение брифа, поиск и изучение всех возможных сайтов и дополнительных ресурсов в отношении вашей компании, продукта и услуги, поиск и анализ референсов, подготовка к ПСК (первичный созвон с клиентом), формулировка первых сырых идей.

Благодаря ресёчу мы понимаем потенциал финансовых, физических и креативных возможностей по реализации ролика, а также ближе и подробнее изучаем субъект, о котором будем делать видеоролик.

Креативная концепция

Креативная концепция — это уникальная продуманная «идея», ключевая мысль видеоролика, расписанная с помощью логлайна и синопсиса.

Логлайн (англ. — логическая строка) – это максимально короткий и емкий пересказ будущего сценария. Задача логлайна – заинтересовать читателя и побудить его к прочтению полного сценария.

Синопсис (др. греч. — смотрю, гляжу) – это продолжение развития логлайна в сжатую последовательную историю. Задача синопсиса – донести до читателя понятно и без деталей, что предлагает сценарист. По структуре синопсиса дальше проще двигаться и разрабатывать сценарий.

словарь клиента

При написании концепции мы опираемся на цель и задачи видеоролика, а также основное стратегическое видение бренда. Концепция сама по себе предопределяет, как бренд будет коммуницировать со своей аудиторией, какую мысль будет доносить до зрителей и с помощью какого сюжета это будет происходить. Таким образом, концепция определяет структуру, содержание и смысл будущего сценария видеоролика. Это первоначальный и расплывчатый замысел, основная мысль.

Разработка креативной концепции необходима, чтобы связать между собой эмоциональное и рациональное, исключительно маркетинговый подход – с психологическим, художественный – с материальным.

Мы не всегда предоставляем клиенту ознакомиться с точными формулировками логлайна и синопсиса. Чаще всего, это просто остается внутренним процессом между режиссером и сценаристом. Клиент по итогу может увидеть только концепцию. Или и вовсе сразу сценарий. Это зависит от бюджетов, сроков и иных необходимостей по договору.

Сценарный план

Сценарный план — это упрощенный вариант сценария для согласования структуры ролика и определенных блоков, которые в результате могут быть реализованы в более подходящей последовательности видеоряда.

Основная цель сценарного плана подготовить проектную группу, руководство и заказчика к тому, что конкретно описанные в плане блоки обязательно будут реализованы в будущем видеоролике.

Разработка сценарного плана чаще всего необходима для любых видеороликов без озвучки или для обучающих роликов с говорящей головой, когда нужно понимание, какими вариантами кадров можно перекрыть кадры с головой.

Есть такие видеоролики, которые подразумевают на подготовительном этапе только создание сценарного плана. И только его. А бывают видеоролики, при создании сценария которых, можно обойтись без сценарного плана. Тут всё зависит от задачи.

Важный момент, что сценарный план обязывает съемочную группу отснять всё, как написано по сценарному плану, а также дополнительный материал в формате репортажной и рекламной съемки уже будучи на съемочной площадке, в зависимости от происходящих на ней событий и наличия тех или иных возможностей.

Если сценарный план готовился для того, чтобы потом по нему писать сценарий, то он согласовывается внутри съемочной группы и заказчику не показывается.

Редактура сценария

Редактура сценария — это процесс внесения исправлений, добавлений в текст, изменения его структуры.

Цель редактуры — подготовить такой документ сценария, чтобы по содержанию, форме и структуре с ним в дальнейшем могла работать вся проектная группа, и в процессе этой работы у исполнителей не возникло вопросов, которые затормозят процесс производства.

Текст сценария при редактуре изменяют так, чтобы авторская мысль, стиль изложения, содержание не пострадали, но при этом оформление документа стало соответствующим производственным процессам, а прописанные в сценарии действия могли быть в будущем реализованы в рамках сроков, бюджета и в соответствии с целью и задачами ролика.

Редактура сценария предполагает совместную работу режиссера и сценариста в рамках литературной, художественной, научной и технической обработки.

Мы выполняем редактуру всех внутренних сценариев. Но если вы предоставляете свой сценарий, то мы также в обязательном порядке выполняем и его редактуру. Потому что иначе проектной группе будет затруднительно с ним работать.

Литературная обработка сценария включает в себя знакомство с материалом, определение соответствия содержания цели и задачам ролика, выявление логических погрешностей композиции, отступления от стиля подачи ролика, нахождение лексических ошибок.

Художественная обработка подразумевает написание или доработку визуальной составляющей в соответствии с целью, задачами, сроками и бюджетом проекта.

Научная обработка проверяет достоверность фактов представленного материала, вычитывает чертежи, формулы, документы, иностранные переводы, сверяет цитаты с первоисточниками.

Данный пункт при необходимости мы предлагаем отдельно, т.к. процесс подразумевает привлечение профильных специалистов. Обычно, мы его не делаем и оставляем принятие решения на стороне заказчика.

Техническая редактура проверяет верстку и макет документа, верность расположения страниц, глав, заголовков, иллюстраций, шрифты и так далее.

Литературный сценарий

Литературный сценарий — особенный вид художественного искусства, представляющий собой законченный вариант сценария с описанием сюжетной линии видеоролика/фильма. В обычном понимании — законченное кинодраматургическое произведение.

Такой сценарий содержит полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалогов, персонажей и происходящих событий в картине.

Литературный сценарий, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей отвечает и соответствует производственно-экономическим правилам и требованиям видеопроизводства.

Режиссерский сценарий

Режиссерский сценарий — это непосредственный итог углубленного изучения режиссёром литературного сценария будущего ролика. Это как бы текстовая запись ролика, родившегося в творческом воображении режиссёра в результате анализа литературного сценария и изучения всех связанных с его темой образов и материалов, а также цели и задач ролика.

Режиссерский сценарий формулирует во всех деталях развитие сюжета и определяет монтажно-ритмический строй и особенности изобразительного решения. Является тщательным и глубоко продуманным планом всей творческой и производственной работы постановочного коллектива.

Форма режиссёрского сценария может видоизменяться в зависимости от сложности проекта и требований производственной компании.

Это своего рода технический документ, по которому должно быть понятно, что снимают, где снимают, прописаны все этапы съемки видео.

Таким образом, создается будущий план съёмок и последовательность работы всей съёмочной площадки. На основе этого документа творческая группа, руководимая режиссером, реализует авторский замысел на экране.

Оформление режиссерского сценария — не только творческий, но еще и трудоемкий процесс. Ведь, в отличие от литературного, где есть легкий налет поэтичности, режиссерский сценарий ролика детально прописывает, что будет в кадре, звуковой ряд, хронометраж, технические требования для съемочной техники на ту или иную сцену.

Для чего нужен режиссерский сценарий?

1. Литературный сценарий состоит из хронологии событий, а не хронологии съемок/анимации. И даже если на первый взгляд кажется, что такой порядок создания оптимален, то на деле оказывается, что сцены, которые нужно создать в рамках одной локации, разбросаны по линии сюжета.

Соответственно, режиссерский сценарий ролика необходим, чтобы оптимизировать процесс съемки/анимации и логистику. Таким образом, режиссерский сценарий включает в себя план съемок/анимации.

2. В литературном сценарии отсутствует информация о крупности планов и покадровой разбивки сцен. А эта информация крайне важна для съемочной группы.

В режиссерском сценарии указана вся техническая и творческая информация съемки/анимации.

3. В литературном сценарии — реквизит разбросан по страницам сюжета также, как и сцены ролика. Мы не можем быть уверены, что весь реквизит учтут, как и монтажные особенности съемки. А в режиссерском сценарии эта информация указана отдельно.

Иначе говоря, режиссерский сценарий состоит из технической информации, которая вводит в курс дела всю съемочную площадку, определяет необходимые материалы и ресурсы.

В документе сценария есть такие колонки, как «номер сцены» и «номер кадра», «хронометраж», «раскадровка», «объект/локация», «крупность», «действие», «звук/диалоги», «примечания» или иные интерпретации, которые наиболее подходят для восприятия клиенту.

Тритмент

Тритмент — документ, который включает в себя всё вышеперечисленное, но уже в готовом и согласованном виде:

  • ресёч с основными показателями, влияющими на видеоролик (цель, референсы, о компании и пр.);
  • концепция из логлайна и синопсиса;
  • режиссерский сценарий.

А также дополнительно, что было подготовлено режиссером после согласования литературного сценария:

  • утвержденный кастлист с актерами;
  • локации для съемок;
  • референсы по гриму, одежде, декору и т.д.;
  • выбранная цветовая гамма;
  • список оборудования на съемку;
  • и многое другое и в зависимости от задачи.

Заключение

Как вы понимаете, на подготовительном этапе еще перед созданием видеоролика, проделывается колоссальная и титаническая работа авторов, режиссера и, на самом деле, при немалом участии других исполнителей. Проектная группа начинает работу над видеороликом совместно с самого ресёча.

Теперь отвечаем на главный вопрос – зачем всё это? Потому что это важно. Сценарий — пошаговая инструкция, на которую вся проектная группа и заказчик будут опираться при создании видеоролика на всех этапах.

Если не написать сценарий или хотя бы сценарный план, то можно создать то, что не будет соответствовать ожиданиям. О чем мы и писали в самом начале статьи :)

10%

На ваше видео
при заполнении брифа

Читайте также

режиссер-постановщик Иван Мыльников

Иван Мыльников
Режиссер

Наша история

Для компании производителя ручного инструмента для кожи — «RomanovTools» написали литературный сценарий (детальный план с подробным описанием действий). После утверждения сценария ролика, сделали раскадровку, чтобы заказчик увидел, как будет выглядеть каждый кадр и что нужно для производства ролика: локейшн, актеры, костюм, реквизит, грим. Смотреть ролик.

Концепция рекламной кампании и написание сценариев роликов: кому, зачем и когда это нужно

Сегодня сложно отыскать человека, который бы не слышал слово «концепция». О ней говорят буквально повсюду. Но, что означает термин простыми словами? Говоря иначе, это — проработанная стратегия, которая определяет направление, развитие, систему мероприятий для достижения поставленной цели. Не будет ошибкой, если заменить слово «концепция» на «основная, главенствующая идея». 

Собираясь заказать рекламный ролик для вашего бизнеса, вы наверняка сталкивались с предложением «разработка концепции и написание сценария». Что это — нужная и полезная услуга или дополнительная статья расходов? Ведь можно воспользоваться уже готовыми продуктами, коих в Интернете десятки тысяч. Перенять идею видеороликов конкурентов, слегка поправить или дополнить контент, и смело запускать видеорекламу в массы. Такой вариант заведомо проигрышный. Конечной цели он не достигнет. Все, что вы получите в результате — впустую потраченные деньги. 

Почему так важно, чтобы для вашей рекламной кампании были разработаны индивидуальная стратегия и персональный сюжет рекламного видео? Получить развернутый ответ на вопрос поможет детальный разбор механизма услуги. 

Пример сценария видео

Для каких жанров роликов нужны концепция и сценарий

Без этого не обходится практически ни одно направление видеорекламы. Нужно заказать сценарий для видеоролика форматов рекламного презентационного, имиджевого, HR, вирусного, продающего и т. д. Не будет преувеличением, если сказать, что проработка концепции и сценария полезны для всех жанров видеоконтента. 

Ведущая идея — маркетинговая концепция — обязательный элемент рекламной кампании, без которого она просто не будет результативной. Стратегия будущего ролика определяет дальнейшую тактику. Т. е. шаги, ведущие к успеху. Проработанная концепция систематизирует составляющие рекламного ролика — завязку, кульминацию, развязку и их последовательность. Еще главный замысел видеоролика определяет основной посыл, который нужно донести зрителю. И вот тут стратегически важно, чтобы коммуникация с потребителем была для него максимально простой, понятной, результативной. 

Индивидуально разработанная концепция рекламного видеоролика решает одновременно несколько задач: 

  1. рассказывает о вашем продукте или услуге конечному потребителю;
  2. идентифицирует ваш бренд;
  3. обращает внимание на ваше УТП;
  4. отделяет от конкурентов, показывая особенности, преимущества, уникальность предложения;
  5. формирует определенный образ у целевой аудитории. 

Как это происходит? Стратегия рекламной кампании, одним из инструментов которой является видеоконтент, определяет ключевые моменты: 

  • цель мероприятия. Что мы хотим получить в результате — познакомить с брендом/продуктом/услугой, популяризировать, продать, заинтересовать;
  • на кого конкретно направлена реклама. Портрет вашей ЦА;
  • предпочтения потенциального потребителя. Что ему интересно, как он хочет узнавать о вашем предложении, каким способом ему будет удобнее познакомиться с товаром/услугой/производителем;
  • данные маркетинговых исследований. Кому, где и когда будет продан ваш продукт. Четкое понимание этого — три основных слагаемых успешной рекламной кампании;
  • реализация ведущей идеи. Написание понятного и простого для восприятия сценария ролика. 

О разработке сюжетной линии видеорекламы стоит рассказать подробнее. Концепция ролика определяет его сценарий. Например, мы заявляем о выходе на рынок какой-то статусной, крутой, дорогой, престижной вещи. Будет неуместным рассказать о нем в шуточной, смешливой манере. Другой вариант. Мы хотим познакомить продвинутую молодежь с новым развлекательным приложением для смартфона. Глупо делать это, используя серьезное, социально острое, философское направление. 

Что делать, если нет идей для ролика? Мы создаем рекламный контент «под ключ» 

Определить основной посыл видео, продумать стратегию, написать сценарий ролика, не имея опыта, знаний и понимания, для непрофессионалов довольно сложно. Обращайтесь в наше агентство MMStudio. Вы зададите нам только тему, а мы разработаем готовый контент «под ключ». Вы получите:

  • несколько вариантов концепции ролика;
  • текст для видео (копирайтинг+озвучка всех персонажей+подбор голосов);
    готовую к демонстрации видеорекламу. 
  • раскадровку видеоролика.

Раскадровка видеоролика

Пример раскадровки

Мы создаем креативную концепцию. Ее преимущества: 

  • оригинальность — ваша реклама будет отличаться от той, которая есть у конкурентов;
  • точная формулировка обращения к потребителю — фокусировка на потребностях и болях ЦА дает больший результат;
  • эмоциональность — лучше, когда реклама затрагивает эмоции, а не разум. В этом случае она становится вирусной и откладывается в памяти зрителя;
    показ выгоды от покупки товара или заказа услуги. 

Последний пункт разъясним подробнее. 

Кому и зачем нужна креативная концепция и написание сценария

Потребителю важнее знать, что именно дает приобретение продукта, чем его характеристики. Целевой аудитории мало слышать, что продвигаемое — хорошее, полезное, качественное, инновационное, ультрасовременное и т. д.  Это только слова, которые уже давно стали клише, используемым в дешевой рекламе. Хотите не быть голословными? Мы создадим сценарий видеоролика, который покажет людям, в чем конкретно польза. 

Примеры: 

  1. услуга в салоне красоты — решит косметологические проблемы клиента, повысит качество жизни, поднимет самооценку, позволит добиться желаемого. А не просто: «ультрасовременное оборудование, профессиональные профессионалы…»; 
  2. автомобиль — возможность быть мобильным, передвигаться с комфортом. При этом быть уверенным в своей и пассажиров безопасности. А не: «он красивый, динамичный…»;
  3. бытовая техника — экономит время, облегчает быт, сводит трудозатраты к минимуму. Вместо: «потребляет столько-то энергии, работает на стольких оборотах, работает с такой скоростью, варит на стольких-то режимах…»;
  4. электронные устройства (ноутбуки, смартфоны, планшеты и т. д.) — многофункциональные вещи для решения всевозможных задач. В отличие от: «стильный (понятие относительное и субъективное), удобный (то же, что и с первой характеристикой), диагональ столько-то, пикселей вот столько (для многих покупателей технические характеристики вообще ни о чем не говорят)…»;
  5. открывается фитнес-центр — поддержка здоровья, возможность похудеть или усовершенствовать фигуру, новые знакомства. В противовес: «у нас современные тренажеры (так говорят все) и суперпрофессиональные тренеры, с которыми можно заниматься индивидуально (ничего нового, так везде)…»

Мы знаем, как создавать видеорекламу, которая несет потребителю пользу и выгодно выделяет ваш бренд/товар/услугу на фоне конкурентов. 

Из каких этапов состоит разработка рекламной кампании в нашем агентстве 

Обращаетесь к нам по телефону или через форму обратной связи на сайте. Получаете консультацию менеджера, ответы на вопросы. Озвучиваете задачу. Мы подготавливаем бриф на ТЗ, который вы заполняете. Наши специалисты озвучивают вам срок реализации проекта. 

Сценарист пишет первичный вариант сценария, который отправляет вам на утверждение. Вы вносите правки или оставляете его без изменений. Мы подготавливаем текст, делаем озвучку всех участников ролика. Доводим контент до совершенства и отправляем вам на генеральное утверждение. 

Также мы готовы сделать для вас режиссерский (нехудожественный) сценарий. Это — рекламное видео без описания деталей, которые не направлены на раскрытие основной идеи.

Свяжитесь с нами удобным способом. Это займет немного вашего времени. Мы расскажем вам больше подробностей о наших возможностях, предложениях, методиках работы. Консультация нашего менеджера поможет вам принять решение о сотрудничестве с нами.

Отзывы о найшей продакшн-студии:

Концепция фильма

Начинать работу над любым фильмом нужно с написания его концепции.
Концепция — это прежде всего изложение-пересказ всей
сюжетной линии, благодаря которому можно оценить необходимые для работы
ресурсы и в дальнейшем написать полноценный сценарий. Здесь же описываются
и характеры героев, на основе которых будут строиться
диалоги и действия в сценарии. Структурирование разрозненных мыслей и идей
на бумаге очень важно прежде всего для самого автора.

Многие сразу приступают к написанию сценария для фильма. Это
не самый оптимальный подход, поскольку концепция позволяет наметить все
основные сюжетные направления и оценить их в целом не затрачивая слишком
больших трудовых и временных ресурсов. Как правило, до написании
сценария концепция подвергается изменениям, которые идут фильму только
на пользу. Если же сразу начинать со сценария, затраченные на него силы
могут стать тормозом для его модификации.

Перед тем, как приступить к написанию концепции своего проекта, нужно
понять несколько простых правил, которые позволят вам снять фильм именно
так, как вы запланируете.

Трезвая оценка своих возможностей

Принцип выполнимости — один из важнейших принципов
любительского кино. Вы должны трезво оценивать свои возможности. Бумага
стерпит всё: и летящую над горами камеру, и взрывающийся автомобиль, и
созданный на компьютере город. Однако снять в итоге не получится ничего.
Многое из того, что показывают даже в <дешёвых> сериалах по телевидению,
недоступно для простого любителя. Насколько бы талантливым и перспективным
не казался вам ваш фильм, помните: никто никогда не даст вам на
него свои деньги
, никому не нужна реклама в нём,
ни одна благотворительная организация не поддержит ваше
начинание
.

Если вы включаете в фильм сцену в кафе, баре или магазине — будьте
готовы <отвалить> владельцу кругленькую сумму за возможность использовать
его собственность в качестве декораций. Если вы хотите построить декорации
космического корабля (и у вас даже есть идеи, из чего их можно сделать) —
сначала найдите того, кто отдаст в ваше распоряжение целую комнату в своей
квартире на длительный срок. Если вы хотите снять ночную сцену — сначала
проверьте, как снимает ваша камера в условиях недостаточной
освещённости…

Не переоценивайте свои возможности, не расчитывайте на
чью-то помощь, и тогда у вас будет шанс закончить свой проект.

Роли для актёров

Для начинающих съёмочных групп не существует большой альтернативы при
выборе актёров на роли (как правило, человеку подбирают роль, а не
человека на роль). У любого актёра, профессионального или нет, есть некое
амплуа — характеры, которые удаются ему лучше всего.
Понять амплуа каждого актёра до утверждения на роли — важнейшая
задача для режиссёра
.

На этапе написания концепции, если какие-то из актёров заранее
известны, можно написать роли под конкретных людей. Это может
существенно сказаться на качестве фильма, поскольку герои
получатся максимально реалистичными.

В дебютных фильмах обычно заранее известна лишь пара актёров —
остальных приходится искать (например, через интернет). Возникает
замкнутый круг: чтобы найти добровольцев, нужна готовая концепция; чтобы
написать хорошую концепцию, нужно заранее знать способности актёров. К
сожалению, здесь рецепта удачи не существует. Наиболее верным будет
написание предварительной концепции (без характеров героев), затем поиск
активистов, и уже после личного знакомства с ними — завершение концепции.

Выбор верного жанра

Жанр фильма — это определяющее направление, от которого в любительском
кино зависит очень многое. Каждый жанр предъявляет свои
требования ко всем участникам проекта, и, в особенности, к актёрам. Почти
любой человек (кроме стеснительных) будет отлично смотреться в комедийной
роли, однако для драматической требуется совершенно иной
уровень
актёрского мастерства и опыта. Любая наигранность в
<серьёзном> фильме очень сильно бросается в глаза и
вызывает у зрителя либо неуместный смех, либо раздражение.

С ростом доступности кино- и видеотехники был изобретён
приём, позволяющий маскировать бездарность съёмочной группы и актёров.
Речь идёт о <концептуальном> кино, понимание которого,
якобы, доступно лишь избранным. Подобные направления существуют во всех
областях творчества: в изобразительном искусстве, в музыке, в
литературе… Если у вас вдруг возникнет идея снять фильм в подобном
жанре — бросьте читать это руководство немедленно и убейте себя об
стену!

Все жанры любительского кино можно условно разделить на <серьёзные> и
<несерьёзные> (разумеется, по общему настрою происходящего на экране, а не
по отношению к работе). Серьёзность налагает очень высокие
требования
к актёрскому составу, которыми, к сожалению, сегодня
не обладают даже некоторые актёры <большого кино>.

Если вы не хотите, чтобы над вашим фильмом смеялись
там, где вы этого не задумывали, выберите для него <лёгкий> жанр. Особенно
важен подобный выбор для дебютного проекта.

Просто и нескучно

Одна из самых частых ошибок начинающих сценаристов в том, что перипетии
сюжета бывает трудно объяснить без дополнительных описаний. Длинные
монологи, требующиеся для понимания зрителем сюжета, вызывают скуку
(особенно при повторном просмотре фильма). В идеале сюжет должен
быть выстроен таким образом, чтобы его рассказывали действия на
экране
, а не герои фильма. Во время написания концепции каждый
раз чётко представляйте себе, как вы покажете (а не
расскажете) очередной поворот истории. Не стоит чересчур усложнять и
запутывать повествование.

На пользу фильму явно пойдут:

  • смена мест действия;
  • яркие и незатянутые диалоги;
  • больше действия в кадре;
  • интригующий и захватывающий сюжет.

Создать концепцию в таком стиле сложно, но возможно.
Постарайтесь уделить этому аспекту наибольшее внимание!

Продолжительность

Любой любительский фильм воспринимается зрителями
<тяжелее>, чем голливудские блокбастеры. В связи с этим
не
переборщите с продолжительностью своего фильма
! Помните: то, что
нескучно смотреть в течении 5 минут может отправить публику в глубокий сон
уже через полчаса.

На сегодняшний день у любительских фильмов существует несколько
<классических> продолжительностей:

  • клипы/приколы: менее 4 минут;
  • стандартные фан-фильмы: не более 10 минут;
  • фильмы для фестивалей и участия в конкурсах: 20-25 минут.

Учтите, что любительские фильмы с продолжительностью более получаса
гораздо сложнее в производстве и до просмотра
воспринимаются потенциальными зрителями более скептично. Кроме того, при
распространении через интернет многие люди не захотят скачивать большой
файл, опасаясь получить бездарное и неинтересное любительское видео. Лишь
при появлении многочисленных положительных отзывов о фильме, его будут
смотреть в таких же количествах, как и короткие клипы.

Но придумывать сюжет, рассчитывая на заданную продолжительность, не
стоит. Главное — сделать его законченным, интересным и понятным, а уж
какой длины он будет — совершенно не важно.

Оценка концепции

Итак, следуя описаным принципам, приступайте к изложению своих идей на
бумаге. Пишите так, как вам удобнее, но с расчётом на то, что текст будут
читать и другие люди.

После завершения сделайте паузу хотя бы на один день и прочтите
концепцию снова. Исправьте найденные опечатки, ошибки и неудачные речевые
обороты.

Пришло время выслушать оценку вашей концепции! Отправьте текст
двум-трём друзьям (не участвующим в проекте), желательно с разными
предпочтениями по жизни. Выслушайте их критику, не пытаясь
защищать свою концепцию
. Найдите те вещи, которые во всех
рецензиях схожи. Это объективные недостатки вашей работы — постарайтесь их
исправить даже если они кажутся малозначительными. В случае, когда
рецензенты присылают совершенно разные мнения, верить им или нет — решать
вам.

Модифицируйте концепцию до тех пор, пока она не окажется
наилучшей. Помните, что в любой концепции можно найти минусы (и любую
<идеальную> концепцию можно загубить на следующих стадиях
кинопроизводства), так что остановитесь на том варианте, который
покажется вам лучшим.

Когда концепция будет готова, её можно показать остальным участникам
проекта. Если после этого никто не откажется работать с вами дальше,
можете считать свою концепцию удачной! Можно приступать к поиску
активистов через интернет и написанию сценария.

По материалам сайта: smx.ru

Готовые фильмы и сериалы сами по себе являются для сценариста качественными образовательными материалами. Это то, что доступно ежедневно каждому начинающему сценаристу, а также такое образование хорошо совмещается с удовольствием. А если у сценариста есть доступ к написанному сценарию фильма или серии сериала, то это поможет лучше писать свои проекты.

Сценарный разбор: что это и для чего?

Разбор сценария фильма означает, что мы не оцениваем игру актёров, монтаж, свет или выбор саундтрека. Мы смотрим в историю. 

Для анализа истории совершенно не обязательно перед глазами иметь сценарий. Только в исключительных случаях картинка может как-то разнится с тем, что было написано изначально. Поэтому вы ничего не упустите.

Если вам всё-таки любопытно сделать анализ текста сценария, то можно заглянуть на сайты или в социальные сети таких премий как “Эмми” или “Оскар”. У них есть хорошая традиция выкладывать сценарии номинированных фильмов и эпизодов сериалов перед церемониями награждения. Обычно они это делают через разные СМИ, например, через голливудский новостник Deadline.

Анализ сценария нужен для того, чтобы учится на чужих ошибках и успехах. Также, анализируя проект, как мы покажем ниже, вы как бы проходите путём сценариста этого проекта, а значит, по сути, приобретаете бесплатный сценарный опыт. А новый опыт уже поможет написать собственный проект.

Здесь же важно отметить, что анализ сценария сценаристом и зрителем — это разные вещи. Это означает, что не стоит уходить в интерпретацию символов, имён героев, цветов их галстуков и юбок, наличия или отсутствия очков на глазах в той или иной сцене. Тоже самое и о теме: не нужно уходить в религиозные или философские дебри, пытаться понять, как бы развивалась тема при других обстоятельствах. Также не надо пытаться угадать, что могло якобы остаться за кадром или какое у героя было детство, если всего этого нет в сценарии. Надо анализировать то, что есть в проекте здесь и сейчас, а не могло бы быть гипотетически. 

Что мы ищем в сценарии? Мало просто прочитать или просмотреть проект от начала и до конца. Анализ подразумевает дробление целого на части. Так и мы должны раздробить фильм на кусочки, а кусочки ещё на кусочки, и затем понять, как работают эти кусочки. Что это за элементы:

  • идея (концепция);
  • структура;
  • главный герой;
  • второстепенные персонажи;
  • испытываемые эмоции зрителем;
  • жанр;
  • целевая аудитория;
  • тема и замысел. 

Каждый из этих аспектов вы рассмотрим ниже под микроскопом.

Прочитайте сценарий от начала до конца

Если вы решили идти путём анализа напечатанного сценария, то прежде стоит прочитать его от начала до конца, чтобы иметь общее впечатление о происходящем в фильме. Пытаться с наскока анализировать с первых сцен не прочитанный сценарий, принесёт мало пользы и может заставить вас цепляться за детали, которые возможно не нужны. 

Неплохо, если вы уже видели фильм, и он оставил какие-то эмоции после себя. Можно сразу приступить к анализу текстового варианта сценария без его прочтения.

Проанализируйте концепцию фильма

Концепция фильм — это его идея. Для начала посмотрите хотя бы из анонса или первых сцен, примерно, о чём будет фильм, кто герой, в каком времени и месте происходят события и тд. Далее переходите к анализу жанра и целевой аудитории. 

Жанр

У фильма или сериала есть обычно один основной жанр. Это только кажется, что все современные проекты — это очень часто жгучая смесь с первого взгляда порой несочетаемых жанров.

Найдите один основной жанр проекта. Если в основе конфликт человека с обществом, переживания, эмоции, отношения с людьми — это, скорее всего драма. Если акцент делается на любовных или/и семейных отношениях и на рефлексии эмоций, возникающих в процессе этих отношений — то скорее всего это мелодрама. Если у фильма или сериала обстоятельства абсурдны, высмеиваются люди или явления, характеры героев сами собой создают юмор — значит это комедия.

Дополнительными элементами могут стать так называемые авантюрные жанры, как называет их Л. Нехорошев в своей книге “Драматургия фильма”. К ним относятся детективы, приключения, триллер, ужасы и другие. Подробнее про жанры можно почитать здесь.

Когда с жанром стало яснее, то можно написать, какие аспекты отражают этот жанр. Найдите элементы саспенса в триллере, анализируйте, как выстроена детективная загадка, какие элементы работают на мелодраму и так далее. 

Целевая аудитория

Чтобы понять, на кого ориентировались сценаристы и продюсеры при создании фильма, надо посмотреть на главного героя и написать:

  • сколько ему лет;
  • какого он пола;
  • какие проблемы испытывает герой;
  • какие проблемы могут возникать у человека из такой половозрастной группы.

Подросткам будет неинтересно смотреть на проблемы разведённого мужчины средних лет с алиментами. Зрелой женщине под сорок лет тоже будет не особо любопытно наблюдать за любовными переживаниями школьников или за их проблемами в учёбе. 

Например, боевики интересны мужчинам не столько, потому что там есть взрывы и выстрелы. (По секрету, девочки тоже такое любят). Они интересны, прежде всего, потому, что в фокусе обычно мужчина 30-45 лет и он, например, стремится освободить свою семью из рук террористов, заполучить доверие жены и восстановить связь с дочерью. Мужчины этого же возраста смогут сопереживать такому герою, так как у них тоже уже может быть семья, дети и подобные проблемы в отношениях.

Проанализируйте структуру фильма

Структура сценария — это фактически то, что есть во всех проектах. Что триллер про убийцу-невидимку, что мелодрама по телевизору, что экранизация фэнтэзи-комикса будут строиться одинаково. То есть вы встретите поворотные пункты примерно в одинаковых местах хронометража, количество усугублений или препятствий может быть тоже примерно одно и тоже, и тому подобное. 

Про трёхактную структуру мы писали здесь. Убедитесь, что вы хорошенько разбираетесь в ней перед тем, как анализировать.

Анализ структуры по Снайдеру

Разные голливудские теоретики, и в частности Блейк Снайдер, предлагают немного разное видение трёхактной структуры фильма. Все эти теоретики адаптировали классическую трёхактную структуру для упрощения работы над сценарием и создания такого сюжета, который удержит зрителя у экрана. 

Блейк Снайдер разработал свой подход к структуре сценария полнометражного фильма, как раз анализируя другие фильмы, собирая обратную связь на свои сценарии и общаясь с опытными продюсерами. Давайте посмотрим, как его подход поможет проанализировать сценарий.

Во-первых, посмотрите, сколько длится экспозиция или установка, как ещё называет её Снайдер. Он рекомендует затратить на неё не более 10 страниц или 10 минут хронометража фильма. Что в ней? Какой темп? Сколько сцен? Какую именно информацию мы узнаём? Кстати неплохо бы дойти до конца и сравнить, понадобилась ли эта информация и раскрылась ли как-то. Если нет — что-то тут не так. 

Во-вторых, найдите катализатор. Катализатор должен произойти приблизительно на 12 странице текста. Это событие, после которого герой уже не имеет выбора и вынужден отправится навстречу препятствиям для достижения цели. Жизнь героя больше не будет прежней. 

В-третьих, на двадцать пятой странице найдите переход ко второму акту, когда герой уже начинает бесповоротно решать свои проблемы. 

В-четвёртых, с пятьдесят пятой страницы и с пятьдесят пятой минуты соответственно должно всё неизбежно ухудшаться. Герой должен претерпевать неудачу за неудачей. 

В-пятых, с восемьдесят пятой страницы (и минуты) должен стартовать финал, где ярко разрешаются все конфликты, а герой достигает или не достигает своей цели.

Анализ структуры по Труби

Труби предлагает формировать структуру сценария по семи ключевым этапам и в отличии от Снайдера не привязывает их к страницам текста или минутам хронометража. Но все равно один и тот же фильм можно проанализировать и тем, и другим подходами.

1. Найдите слабость героя (нужду), то есть какую-то черту в нём, которая мешает ему достичь желаемого.

2. Определите, какого стремление героя, то есть цель. Стремление — это обычно что-то внешнее (выиграть конкурс красоты), а нужда — это внутреннее (доказать себе, что способна на бОльшее).

3. Найдите антагониста. Подробно мы про него рассказывали здесь.

4. Подумайте, каков план героя по достижению цели и борьбе с антагонистами. Что он применяет?

5. После реализации плана, герой ввязывается в схватку. Найдите, где она происходит. По аналогии это возможно в том же месте, где и финал Снайдера.

6. В течение схватки происходит что-то такое, что приводит герею к прозрению. В момент прозрения герой осознаёт свою слабость, которая мешала ему достичь желаемого, решает измениться и демонстрирует это действием. Посмотрите на это изменение, сравнение героя с тем, какими он был в начале. Подумайте, понятно ли это изменение из действий героя. 

7. После основных событий фильма в конце всё приходит в норму, но герой не такой каким был прежде. Посмотрите и выявите — что же это за новая норма. Где теперь герой. 

Проанализируйте характеры

Перед тем, как перейти к анализу отдельно главного герой и отдельно его окружения, давайте посмотрим, как это делать в целом.

Во-первых, анализ персонажей не должен уходить в анализ игры актёров. Эмоции, микрореакции, взгляды обычно даже не прописываются в сценарии. Плюс сцена между написанием и выходом на экраны проходит через продюсерское, режиссёрское и актёрское восприятие. 

Во-вторых, поищите, есть ли персонаж, который как-то вас зацепил. Например, если он вызвал острое сочувствие, то подумайте, за счёт чего это случилось. 

В-третьих, у каждого героя есть своя модель поведения исходя из их качеств. Посмотрите, как ведёт себя каждый герой и что его отличает от остальных. Какие черты за этими действиями стоят?

Главный герой

Разрабатывая главного героя, теоретически сценарист может продумать миллион аспектов его жизни — от детских травм до того, как он подписывается в корпоративной почте. Не всё это попадёт в сценарий уж точно. И тем более не всё это должно входить в сценарный анализ. То, что мы указали выше, полезно проанализировать для всех героев. Но главный герой — особенный. Есть аспекты, которые нужно искать именно в нём.

Во-первых, его мотивация начать свой путь и, соответственно, его цель. Мотивация главного героя должна изначально убедить зрителя смотреть фильм или сериал. Если она незначительная, негативная или вообще отсутствует, зритель не станет сочувствовать пути этого героя. Если вы отправляете героя по сюжету за тысячи километров в арктические льды, а он до этого припеваючи жил в солнечной Анапе, то у героя на кону должна быть прямо жизнь или смерть. Если герой мотивирован отомстить своей бывшей жене, которую он оставил с ребенком, за то, что она вышла замуж, то такой герой точно не будет выглядеть привлекательным, и болеть зритель за него не станет.

Во-вторых, стартовая и финальная точки персонажа. В принципе речь здесь о том же, о чём говорил Труби. Посмотрите, какой герой был в начале, какой стал в конце. Какой вывод из этого можно сделать? Изменение героя может помочь сформулировать тему и высказывание проекта. 

В-третьих, найдите внутренний конфликт героя. Он может быть зарыт внутри сюжетных перипетий и черт персонажа. С чем он борется внутри себя? Может быть, чтобы спасти свою семью, ему нужно подставить доброго друга? 

Второстепенный герой

Второстепенный герой должен работать на главного героя и создавать свою линию. Его цели и нужды могут быть не такими яркими, иногда негативными. Его изменение тоже должно произойти, но оно не всегда является в виде серьёзного откровения. Поэтому анализ второстепенного персонажа нужно проводить, отталкиваясь от главного героя.

Во-первых, кто этот персонаж по отношению к протагонисту? Может быть он и есть антагонист? А может просто лучший друг? Как он раскрывает главного героя? Например, недостаток главного героя в том, что он слишком все контролирует вокруг себя. Порой достаётся и второстепенному, тот как-то отзеркаливает эту черту главного, и от этого у них происходит конфликт. 

Во-вторых, нужно увидеть, какая второстепенная линия дана этому герою. Что эта линия привносит в проект? Например, оттеняет боль и жестокость основной линии своим юмором. Или наоборот, трагически демонстрирует, что может случиться, если главный герой не изменится.

Тема и замысел

Ответьте себе на вопрос — о чём фильм? О безответной любви? О мести? Об отношениях отчима и падчерицы? А замысел будет состоять в том, что нового на эту тему автор высказал в сюжете. Может, что безответная любовь — это полезный опыт? Или что месть разрушает личность человека? Может о том, что отчим не обязан любить падчерицу как родную дочь? О том, что такое замысел, мы подробно рассказывали здесь. 

Все данные, которые вы смогли выявить в процессе анализа до этого, могут помочь для выявления темы и высказывания. Также можно вновь воспользоваться помощью Снайдера. Он предлагает в любом сценарии найти нетривиальную дискуссионную тему, которая обязательно имеет две противоположные точки зрения. Найдите, есть ли такие точки зрения в фильме, который вы анализируете. 

Например, один герой считает, что если в стране экономический кризис, то войной с другой страной можно решать эту проблему. Как правило, другой герой будет резонировать и считать, что войну нельзя начинать даже тогда, когда она может решить проблемы голода в стране. 

Проанализируйте отдельные сцены сценария

Анализ сцен тоже полезный инструмент и может помочь при написании сценария. По каким правилам стоит это делать?

Во-первых, не уделяйте слишком много внимания вздохам и взглядам. Смотрите на то, что герой делает и что говорит.

Во-вторых, не путайте, для чего нужна та или иная локация. Если герои прощаются в парке у озера навсегда, то не надо пытаться найти символичность в этом озере, определять, где оно может находиться, и что означает вода для влюблённых. Скорее всего, локация выбрана для живописности. 

В сериале “Сверхъестественное” в первых его сезонах и в финальной серии встречается одна и та же локация — небольшой простенький мост. Фанаты строили тонну догадок о том, что тут мог быть заложен некий символ от авторов, мол, начало и конец закольцевали. По факту, не так давно выяснилось, что этот сериал был одним из самых малобюджетных на канале, да и в целом на американском телевидении. А этот мост фигурировал и в других сценах, просто потому, что команда не могла разгуляться с бюджетом. Они были вынуждены снимать там, где дешевле, даже ценой того, чтобы повторить локацию и написать, что это другой город. 

В-третьих, нам не нужны абсолютно все сцены. Выберите, например, ваши самые любимые, самые смешные или те, которые заставили вас плакать. А также загляните в кульминационные сцены.

Что искать, чтобы проанализировать сцену? Например, посмотрите, как сценарист создаёт напряжение. Почему мы сидим, и не может оторвать глаза от сцены? Вариантов может быть масса и в каждом жанре свои приёмы.

Важно найти, как происходит финальный поворот истории. Как правило, это должно быть что-то неожиданное и шокирующее. Какие события подводят нас к этому финальному шоку?

Выше мы разобрались, какие поворотные точки в структуре должны быть. Посмотрите сцены и в них.

Когда вы выписали такой большой объём разной информации или, может быть, запомнили и определили её для себя, проверьте собственное понимание этой истории. 

Во-первых, попробуйте сформулировать краткий логлайн истории. О том, что такое логлайн мы уже писали здесь. Логлайн не должен охватывать всю историю целиком, а только основное действие.

Во-вторых, попробуйте сформулировать посыл истории (высказывание или замысел). Посыл — это основная мысль или вывод истории, который герой провёл через себя и проиллюстрировал своим изменением. Если вы убедились, что всё в проекте сработало на это высказывание, то вы достигли финиша. Когда вы проделаете это несколько раз в письменном виде, то наточите глаз и сможете делать это просто в уме даже при просмотре фильма впервые. 

Вместо вывода дадим маленький практический совет. Теоретически, создавая свой проект, вы можете начать с того, заканчивается анализ сценария — формулированием посыла. А продолжить тем, что под этот посыл будете прописывать аспекты истории выше.

Написание концепции мероприятия

Если ваше мероприятие хотя бы немногим сложнее внутрифирменной планерки, вам стоит написать его концепцию. Это должен быть документ, который описывает ваше видение мероприятия. Каким оно будет, когда состоится. Возможно, реальное мероприятие будет отличаться от вашего предварительного ожидания. Отнеситесь к этому спокойно. Это своеобразное предложение рынку. Даже если в итоге все пройдет не так, как вы запланировали, — все равно вам нужно составить предварительный план.

Концепция поможет понять, куда вы хотите попасть. Включите в проект концепции то, что вы могли бы рассказать за чашкой чая потенциальному участнику мероприятия. Это не обязательно должна быть вся информация о мероприятии, включая бюджет и задействованные ресурсы. Это все-таки внутренняя информация. Включите в концепцию то, что вы могли бы (и хотели бы) рассказать участникам.

В концепции могут быть описаны цели и задачи мероприятия, аудитория участников, то, на кого рассчитано мероприятие. Приведите аргументы, почему необходимо участвовать в этом мероприятии. Включите туда техническую информацию: дату и место проведения, сведения об организаторах и поддерживающих организациях, партнерах и спонсорах; укажите стоимость продукции, контактные данные и т.п.
Концепция в дальнейшем может использоваться в качестве основы для создания сайта мероприятия, информационных брошюр и т.д.

Теперь давайте подробнее…


Что такое концепция

Многие организаторы интуитивно чувствуют, что можно делать, а чего — нельзя, что украсит мероприятие, а что — испортит. Так же, например, за рулем автомобиля вы иногда «просто чувствуете», как нужно действовать, не задумываясь о правилах вождения. Но правила вождения все-таки существуют, как и правила проведения мероприятий.

Довольно часто мероприятия проводятся с использованием различных концепций. Что такое концепция мероприятия? Слово «концепция» употребляется настолько часто, что его первоначальный смысл практически утрачен.

Концепция, или концепт (от лат. conceptio — понимание, система), — определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для систематического освещения.

Задумайтесь, в чем концепция США как страны? Их концепция (понимание предназначения страны, ее восприятие) — это идея Cвободы и самореализации: любой чистильщик обуви может стать миллионером. И эта идея привлекала и привлекает людей в Америке. В чем была концепция СССР? Основной идеей, которую нес Советский Союз, была идея равенства и справедливости. Именно подобные большие идеи и становятся концепциями такого сложного явления, как государство.

Концепция мероприятия

Теперь возьмем мероприятия. Создание корпоративного мероприятия — задача куда более простая, чем создание государства. Однако и для мероприятия нужно выбрать концепцию, некую руководящую идею. И тут нас поджидает ловушка. В чем идея «гавайской вечеринки»? Она делается для гавайской компании? Вы продаете доски для серфинга? Если нет — что за этим стоит кроме оформления зала или набора номеров? Фразы типа «Мы хотим просто подарить гостям сказку» — это отговорки. Настоящие сказки мудры, они многому учили нас, когда мы были детьми. Концепция должна нести идею мероприятия и как-то менять нас.

Слишком часто целью мероприятия называют желание «просто развлечь гостей», «отвлечь их от повседневности», «позволить окунуться в другой мир». Вам это ничего не напоминает? Мероприятия — не замена наркотиков! Просто развлечение не может быть смыслом и идеей мероприятия, должно быть что-то большее. Ваши гости не дураки, они понимают, что осмысленно, а что — нет. И бессмысленные (то есть буквально — без внутреннего смысла) мероприятия будут считать пустой тратой денег. Пусть даже это будет красиво.

В идеале концепция — это некий социальный план действия, как, например, «экологическое мероприятие». Концепция необязательно должна содержать в себе идею альтруизма и заботы обо всем человечестве. Но все равно, концепция — это Идея с большой буквы, а не просто набор номеров и декораций, объединенных некой общей темой. Примерно так бывает в ресторанах — оформление зала и форма официантов готовят вас к тому, что вы сможете заказать мексиканскую еду, однако ресторан не стремится вас менять и понуждать к действиям (к совершению революций, например).

Далеко не все мероприятия нуждаются в концепции. Очень часто концепция является избыточным элементом. Например, деловая конференция, как правило, проходит без специальной креативной составляющей (хотя иногда и в необычном формате — ток-шоу, телемоста, «поединка» или «битвы»). Или мероприятие предназначено для очень узкой группы постоянных партнеров, у которых ваша концепция может вызвать раздражение, а все что им нужно — личный, неформальный подход и безупречная организация, соответствующая их статусу.

Поэтому прежде всего задайте себе вопрос: нужна ли вам оригинальная концепция? Далее, несколько функций концепции на вашем мероприятии, объяснение того, как она работает.

Как она работает?

Концепция — это правила игры. Концепция моментально задает целый комплекс правил, позволяя тем самым экономить ресурсы, — вам достаточно сказать всего лишь несколько слов в приглашении. Потом понадобятся уточнения, аниматоры, актеры, программа вечера, ведущий, но очень многое уже удалось донести до аудитории с помощью одного-двух слов.

Концепция — это территория мероприятия. Концепция формирует внутреннее пространство и время мероприятия. Она дает гостю представление о том, как вы преобразовали внутреннее пространство мероприятия и какие элементы будут в программе. Концепция дает понимание сценария. Помните, что в нашей обычной жизни концепций нет! И само ее появление означает для человека выход за границы обыденности.

Концепция — это усиление эмоций. Концепция усиливает коммуникацию в качестве художественного средства. Художественные произведения позволяют нам ощутить эмоции, заставляют нас переживать, борются с нашим равнодушием. Концепция мероприятия несет такую же функцию — усиливает эмоции, управляет переживаниями. Чтобы человек испытал эмоции, нужно придумать историю с кульминацией и развязкой, целый мир с законами и внутренним пространством. И этот мир, и эта история должны быть убедительными и не фальшивыми.

Например, одинокая пальма в углу вашей площадки не создаст ощущения «необитаемого острова». Рыцарские доспехи из картона вызовут только ухмылку. Будьте реалистичными в ключевых деталях.

Создание концепции

Вы все же решили придумать концепцию для вашего мероприятия? Хорошо. Ее разработку лучше всего начинать с создания основного сообщения. Сообщение должно быть лаконичным. Вы не сможете рассказать все. Но при этом участники должны с первого раза понять, что вы хотите им сказать.

Сообщение должно быть сквозным, то есть соответствовать всем частям мероприятия. Сообщение обязательно должно быть связано с общей маркетинговой стратегией компании и поддерживаться другими маркетинговыми инструментами.

Теперь о самой концепции. Вот требования, которым она должна соответствовать.

«Я узнаю ее!» Концепция должна быть известна аудитории на 100%. Всем гостям до единого. Есть множество прекрасных, тонких, умных, смешных концепций, которые никогда не превратятся в успешные мероприятия. Только потому, что символы, образы или факты, к которым они апеллируют, не являются широко известными.

Наверняка все читатели видели фильм «Д´Артаньян и три мушкетера», а вот про компьютерную игру Doom знают не все. Книга «Автостопом по Галактике» не является массовой, и, хотя у ее автора Дугласа Адамса есть сообщество фанатов, вам трудно будет организовать мероприятие в стилистике данного произведения.

Яркий центральный элемент. Концепцию должно быть легко визуализировать, а это подразумевает наличие в ней ярких, характерных элементов. Бандиты, пионеры, карнавал, пираты — все эти широко распространенные варианты концепций являются таковыми еще и потому, что в них есть яркий образ, визуальный элемент. Продемонстрировав его, вы моментально рассказываете гостю о своей концепции. Принцип экономии ресурсов работает на мероприятии на все 100%: его идея должна открываться гостю в один-два хода.

Однако, если вы проводите мероприятие для ваших постоянных Клиентов, его концепция может быть более сложной. Вы можете выдумать новый мир для ваших 50-60 постоянных Клиентов, ведь у вас есть время и возможность рассказать им «историю создания» этого мира и «законы мироустройства».

«Пощупать, понюхать, попробовать на вкус…». Нельзя, чтобы концепция апеллировала только к одному органу чувств. Гость — это крепость. Ваше мероприятие — это армия, идущая на крепость. Задача — взять крепость, завладеть ею (вниманием и лояльностью гостя). Концепция мероприятия должна использовать все возможные ходы, чтобы взять эту крепость. Нужно задействовать все — тактильные ощущения, слух, обоняние, вкус, — равно как и привычный визуальный ряд.

Представьте, что вам захотелось сделать мероприятие в стилистике Великой французской революции. Идея очень сильная — Свобода, Равенство, Братство. Однако, скорее всего, кроме Марсельезы и смутных воспоминаний о картине с революционерами на баррикадах вам ничего в голову не придет. Значит, от этой концепции придется отказаться.

«Никакой обыденности». Концепция должна лежать за пределами привычного. «Санкт-Петербург, осень, 2009 год» — плохая идея для мероприятия. Так же как и множество других сюжетов, взятых из нашей обыденной жизни. Мы не хотим встретить на мероприятии то, что видим каждый день, то, к чему привыкли. Для вас самолеты — это романтика, а для авиакомпании — всего лишь рутина. Ее сотрудники не захотят видеть самолеты на своем мероприятии. Помните, мероприятие для Клиентов — это мини-отпуск, способ отдохнуть от обычной жизни.

Гармонии концепции и центрального сообщения. Концепция должна гармонично сочетаться с культурой группы участников и целями мероприятия. Это очевидный принцип, однако о нем часто забывают организаторы. Им так нравится хорошая концепция, что зачастую они забывают соотнести ее с корпоративной культурой компании-Клиента, ее нынешним положением, аудиторией и пр. Мероприятие, как и любой другой инструмент маркетинга, оценивается в жестких категориях эффективности. Эстетическое наслаждение организаторов результатом своих трудов важно, но не является приоритетом.

А теперь рассмотрим, какие концепции каким мероприятиям могут соответствовать

Диктат концепции

Часто в отношении концепции организаторы пытаются найти компромисс: ее элементы сокращают, влияние концепции на мероприятие минимизируют, и в итоге участники не понимают, в чем она заключалась. И поэтому мы хотим ввести еще один ключевой термин — «диктат концепции». Если вы делаете мероприятие в рамках какой-то концепции, то ей должны быть подчинены и декорации, и фоновая музыка, и музыкальные отбивки, и программа, и кейтеринг — она должна просматриваться в каждой детали. Если вы не сможете этого обеспечить, лучше не используйте концепцию вообще — сэкономите деньги.

На мероприятии для компании — производителя товаров для детей, где гости погружались в атмосферу детства и свежести, мы не только организовали индивидуальный трансфер (в такси каждого гостя ждал мягкий плед, в который так приятно завернуться и, может быть, вздремнуть по дороге), но и предложили им специальное детское мыло в номере, книжку сказок с красивыми картинками на тумбочке возле кровати, плюшевых медведей, конфеты, а утром… настоящее детское меню! Все эти детали сопровождали гостей до самого конца мероприятия. Лишь вернувшись домой на следующий день, они поняли, что мероприятие закончилось. Только здесь их покинуло ощущение сказки.

Тестирование концепции

Необходимо протестировать вашу концепцию — проверить, насколько эффектным и эффективным будет ваше мероприятие. Можно сделать таблицу и проставить «галочки», можно мысленно оценить идею мероприятия, которую вы хотите воплотить в жизнь.

Мероприятие и бренд

В чем разница мероприятий, проводимых разными компаниями? Мероприятие известной и очень известной компании может быть предсказуемым. Известность компании гарантирует внимание к нему. По большому счету, попасть на такое мероприятие — уже цель. Мероприятие малоизвестной небольшой компании должно удивлять и выделяться. Вам нужно продать и само мероприятие, и компанию.

Как имя компании, бренд встраиваются в мероприятие?

Бренд используется в оформлении мероприятия, в подарках гостям, в выступлениях ведущих и артистов и в материалах с упоминанием бренда. Продукт или элемент с фирменной символикой применяют гости в рамках мероприятия. Причем это применение должно быть прочно связано с некими позитивными изменениями. Например, можно провести голосование с помощью табличек с логотипом. Сам сценарий мероприятия должен коммуницировать ценности бренда

Помните: все ваши идеи должны быть доступными и легко считываться, но учитывайте при этом, что люди любят до всего доходить самостоятельно, понимать и чувствовать ценности бренда… Такие «догадки» запоминаются лучше. Это одна из профессиональных дилемм event-менеджера.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Консультант плюс ноябрьские праздники 2021
  • Консультант плюс майские праздники
  • Консультант перенос праздников
  • Консульство италии праздники
  • Конструкторское бюро праздников отзывы