Концерт домристов сценарий

Cкачать: Сценарий отчётного концерта "Народом сохранено"

Сценарий
 отчётного концерта учащихся и преподавателей ОНИ

«Народом сохранено»

Текст
ведущего.

(Оркестр
на сцене. Исполняется первое произведение).

Доброе утро или добрый день, а может добрый вечер –
это совсем неважно. Важно лишь то, что сегодня  мы с вами присутствуем на
отчётном концерте, концерте учащихся и преподавателей отделения народных
инструментов.

  Прекрасному отчёту по искусству

                                 
Мы посвящаем этот вечер!

                                 
Давайте будем наслаждаться

Красивой и чудесной встречей.

                                 
Звени струна, баян звучи!

Мы будем в такт рукоплескать.

Пусть в этот праздник красоты

                                 
Вас дети будут удивлять!

Вас приветствовал  оркестр р.н.и., руководитель

Прозвучала
русская народная песня «Ты воспой в саду, соловейко», в обработке Владимира 
Конова.

И
в продолжение мы услышим ещё три произведения в исполнении этого

большого
и многозвучного коллектива, где рядышком сидят и педагог, и ученик и стройно все
играют вместе.

·       
В.
Дмитриев. Русское интермеццо.

·       
С.
Лебедовский. Фантазия на тему песни «Конь», из репертуара группы «Любэ».

·       
В.
Герасимов. Регтайм

(Выступление
оркестра)

         Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой. С
малых лет каждый владел навыками изготовления немудреных инструментов, и знал,
как на них играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину,
а из дощечки трещотку, а ещё деревянные ложки, жалейка, рожок… В древности
человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты
создавались на основе звуков природы и изготавливались из разных природных
материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на
народном музыкальном инструменте.

Носителями инструментальной  музыкальной культуры на Руси были бродячие артисты и музыканты, скоморохи. Их репертуар включал в себя шуточные песни,
драматические сценки, исполняемые в масках под аккомпанемент домры, волынки и
бубна.
Эти потешники были
мастерами  на все руки.  Они странствовали из селения в селение, веселили
народ, разносили новости,  пели песни, знакомили с музыкальными инструментами. 

Но популярность и любовь народа к этим музыкальным
инструментам сослужила им плохую службу.
Церковное гонение
на скоморохов заставило умолкнуть голос домры более чем на два столетия.
Она пережила
трагедию в своей судьбе, какой не случалось ни с одним инструментом в мире,
когда в борьбе со скоморошеством по всем деревням и домам были  собраны домры,
гусли, гудки и другие музыкальные инструменты и  варварски сожжены.
Конечно,
не все домры исчезли, но музыканты уже не осмеливались брать их в руки. И всё
же народ сохранял их, и надо сказать не без риска — впасть в немилость
государеву.

(На
сцену выходит ансамбль домристов)

                    
Ты, домра, скомороха друг, товарищ,

                    
Скитались мы вдвоём по деревням,

                    
Сгорала ты не раз в пожаре,

                    
Но возрождалась в жизнь ты тут и там.

                    
И память о тебе убить пытались,

   
                 Но как добро главенствует над злом,

                    
Так звуки снова к жизни возвращались,

                    
Ведь музыку нельзя отдать на слом.

                                                   
                   /Владимир Золотарёв/

На
сцене ансамбль домристов младших классов

Н.
Бакланова. Мазурка

Наш концерт
продолжается, и я приглашаю на сцену замечательный дуэт «Узоры».                     

                    
  Сыграй мне домра свой мотив душевный,

                      
Который с детства в сердце мне проник,

               
       Люблю я слушать голос твой напевный,

                      
Он памяти моей живой родник.

                                                     
П. Чекалов «Ноктюрн»

Т.
Хренников «Колыбельная Светланы».

После того, как были уничтожены домры, на смену им  пришла
балалайка – инструмент с треугольным кузовом. Душа России  — трехструнная
балалайка. Сегодня ее знают во всем мире.
Она умеет грустить
и плакать, мечтать и смеяться. Благодаря исследованиям, проведенным доцентом
кафедры народных инструментов Андреем Белоруковым,  было найдено первое документальное
упоминание о балалайке.  И с этого времени ежегодно 23 июня музыкантами  всего
мира отмечается «День балалайки». В этом году инструменту исполнится 328 лет!

  (На
сцену выходит исполнитель на балалайке)       

 Поиграй-ка,
пострадай-ка,

 Символ русской
старины,

 Балалайка,
балалайка –

 Немудреных три
струны!

 … Светит месяц
круторогий,

 Тройка мчится,
даль бледна …

 Три струны –

                      
как три дороги

 И судьба –

                      
на всех одна.

Русская народная песня «Скоморошьи небылицы»

Исполняет …

Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою
особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и
фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет. Однако в мире музыкальных
инструментов есть такой, который вобрал в свою звуковую палитру «голоса» многих
инструментов, например фагота, флейты, кларнета, органа. Какой же инструмент
обладает столь редкостною способностью имитировать различные тембры? О каком
инструменте идёт речь?

Это баян – русский народный инструмент.

Баян и гармонь в жизни русского народа больше, чем
просто музыкальные инструменты, это, можно сказать, наш культурный и
национальный символ.
 С Аккордеоном, Баяном, Гармонью связан большой отрезок
русской культуры, он поднимал дух людей в военные годы, объединял людей,
поддерживал в трудную минуту, да и праздники не проходили без гармоники,
аккордеона или баяна.

(выходят исполнители)                                           

                                           
 Кнопочки, кнопочки,
                                             Слушать не устану я.
                                             Вся Россия любит вас –
                                             Кнопочки баянные! 

Д.
Самойлов. Кадриль-шутка

Исп.
трио баянистов.

В
составе: …

Гитара
– еще один инструмент отдела народных инструментов в нашей школе.

Богата и самобытна история гитары в России. В своем
развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других
странах.     Была известна в России и четырехструнная
гитара,  и  гитара пятиструнная, а в конце XVIII в. появляется шестиструнная
гитара. Она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из
великосветского общества.  Появляются первые школы игры на этом
инструменте.

Но во второй половине XIX столетия наступает упадок
гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России. На
несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план, и только к концу
XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой
общественности.

И – снова – в путь, чтобы, как и прежде, звучать для
людей, звучать музыкой, которая никогда не перестанет быть прекрасной…

(выходит ансамбль гитаристов)

  
    Гитара, зазвени, запойте струны,

 Развейте
непомерную печаль.

         
Со спутницей моею шестиструнной

   
Хочу умчаться в голубую даль.

     
Так пой гитара, и звените струны

                                        
Как талая, весенняя вода.

                    
Шесть струн, что шесть ручьев безумных,

                                        
Останутся со мною навсегда.

Людмила
 Иванова. Баркарола

Исполняет:
ансамбль гитаристов старших классов

                                      
 Ну-ка, глянь с-подруки на дорожку,

  
Кто уходит, а кто к нам шагает?

                                       
Отыми у России гармошку

                                       
И Россия себя потеряет!

Не
беда, что тропинка крутая,

      
Видно, этой идти нам дорожкой…

                                       
И навеки Россия святая

          
Породнилась с простою гармошкой.

                                              (Г.
Заволокин)

О.
Лыков. Русская гармошка

Исп.

Аккомп.

Но давайте  вернёмся к истории домры. В 1896 случайно
был найден инструмент по описанию похожий на давно разыскиваемую домру
и, по указанию известного балалаечника,
талантливого музыканта Василия Васильевича Андреева, мастерами было воссоздано
целое семейство трёхструнных домр разных размеров – пикколо, малая, альт, бас и
контрабас.  Так домра была включена в состав балалаечного ансамбля, а затем и в
знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов, причём в качестве
основного оркестрового инструмента.

А в начале XX века в 1908 г. мастер Буров создаёт
 домру 4-х струнную с квинтовым строем. Особенно велико было ее значение, когда
не было репертуара для народных инструментов. Многие произведения из
сокровищницы мировой музыкальной литературы стали доступны любителям музыки
благодаря общности строя 4-х струнной домры и скрипки.

(выходят солист и концертмейстер)

Давайте послушаем, как звучат на домре произведения,
написанные для скрипки

       
 А. Чиполони. Венецианская баркарола

Исп.

Конц.

                           
Домра – инструмент важнейший,

                           
Красивый, с голосом нежнейшим,

                           
Когда ты струн рукой коснёшься —

                           
В старинный мир перенесёшься!

                   
        В ней чуткость, радость, доброта,

                           
И всех созвучий красота!

                            То загрустит,
то засмеётся,

                           
Вся прелесть звуков ей дана,

                           
И дарит  чудо нам она!

         
М. Товпеко. Полька

Исп…

Конц-р…

Любая
нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит и любимые
народные музыкальные инструменты. Для украинцев – это бандура, цимбалы – у
белорусов, скрипка — у молдаван, а у русских – балалайка, домра   и, конечно
же, баян.

(На сцене ансамбль преподавателей)

Наши
народные инструменты достаточно известны и даже популярны во всем мире. Они 
прекрасно звучат не только сольно, но и в ансамбле. Вы уже слышали звучание
оркестра русских народных инструментов, различных ансамблей,  и сейчас я
объявляю заключительный номер нашего концерта. Давайте послушаем  совместное
звучание баяна, домры, домры-альт, балалайки-бас и семейства ударных
инструментов.

Ансамбль
«Карусель»

Лирический
вальс 1812 года. Из репертуара ансамбля «Терем-квартет»

И.
Тамарин. Марш. Из сюиты «Водевиль»

Мы учим и учимся
игре на народных инструментах, бережно сохраняя традиции и любовь народа к
своей музыкальной культуре.

В 
концерте принимали участие: …

Благодарим
участников концерта, зрителей за добрые улыбки и дружные аплодисменты!

Всего
Вам доброго!

Сценарий

Концерта учащихся класса Михайловой Г.М.

Добрый день, уважаемые слушатели!

         Мы рады Вас приветствовать на концерте учащихся класса преподавателя Михайловой Гульноры Митиновны.

         В концертной программе «Струн волшебный звук» прозвучат произведения для классической гитары и русского народного струнного щипкового инструмента домры.

         Мир струнных инструментов богат и разнообразен видами, красками звуков оттенками тембров. Происхождение струны уводят нас к Легендам колыбели европейской культуры Древней Эллады. По Легенде, богиня Луны и охоты, вечно юная Артемида владела луком, который не знал промаха. Куда бы не целилась богиня, стрела, выпущенная из этого оружия всегда попадала в цель. Однажды богиня охотилась за оленем дивной красоты, натянув тетиву, она пустила стрелу, но та не настигла цели. Прекрасное и гордое животное скрылось в чаще. В гневе богиня попыталась сломать оружие пришедшее в негодность. Как вдруг услышала, высокий пронзительный голос полный отчаяния. То пела ей натянутая тетива, сообщая о том, что даже оружие устало нести погибель и причинять страдания. Тетива просила позволить ей вселять радость в сердца людей. Задумалась Артемида над просьбой и попросила помощи бога Солнца и покровителя искусств, лучезарного Аполлона. Так появилась первая в мире струна.

         А сегодняшняя программа позволит нам познакомиться с частью конкурсного репертуара наших юных исполнителей на струнных инструментах.

         Концертную программу откроет выступление Таваевой Алины. Она исполнит

Старинный французский танец Ригодон Жана-Филиппа Рамо Концертмейстер Наталья Прокопенко.

  1. Рамо Ж. Ригодон исп. Таваева Алина (домра), концертмейстер Прокопенко Н.В.
  1. рнп «Во поле берёзонька стояла» обр. Лаптева В., Таваева Алина, конц. Прокопенко Н.В.

Образец старинной английской музыки

  1. Пёрселл Г. «Звуки горна», Горбунов Иван.
  1. Цапатеадо — народный испанский танец, яркий образец цыганского стиля фламенко. Его особенностью является выстукивание ритма каблуками сапогов, подбитых подковками. Цапатеадо , обр. Торопова . Исполняет Горбунов Ваня.
  1. Обратимся к ярким образцам классического гитарного репертуара. Одним из известных представителей и родоначальников итальянской  школы (XVIII век) является Фердинандо Карулли. В своё время, забросив занятия на виолончели, молодой человек  увлекается игрой на гитаре и разрабатывает свой стиль игры, некоторые элементы которого применяются и в наши дни. Карулли Ф. Рондо Соль мажор, Шехавцов Максим.

Виктор Викторович Козлов современный гитарный композитор, живет и работает в городе Челябинске, но его произведения для гитары популярны и любимы не только в нашей стране, но далеко за ее пределами. Сборники пьес изданы в Англии, Германии, во Франции, Польше, Финляндии. Образы знакомых сказок оживают в звуках его музыки.

  1. Козлов В. «Марш королевского бутерброда», Шехавцов Максим.
  2. Ещё один яркий представитель  классического гитарного направления в музыке в Италии Филиппо Граньяни. О нём сохранилось мало сведений, но известно, что он поздно обратился к гитаре, но полюбил всем сердцем – блистательно освоил его и написал для гитары множество произведений. Одно из них мы предлагаем вашему вниманию — Граньяни Ф. Рондо Соль мажор, Курафеев Максим

          Полуостров Гуахира расположен в Карибском море «Двери в иное измерение» так называют его туристы. На полуострове коренное население — индейцы племени араваков в своей культуре склонны к культу женщины. В облике Гуахиро неизменно присутствует своеобразная торжественность, особенно выраженная у женщин, которые ходят, горделиво откинув голову. Гордая осанка, длинные платья, традиционные сандалии с большим бантом – весь внешний вид говорит об их уверенности, решительности и чувстве собственного достоинства. Особым украшением гуахиры служит веер или шаль, которые придают этому танцу исключительную красоту и неповторимое обаяние. Мы представляем для вас пьесу Гуахирита, которую написал известный  композитор Бартоломе Калатауд. Он прожил долгую жизнь, родившись в 19 веке (1882г.) в Испании на острове Майорка. Заниматься на гитаре он начал довольно рано и достиг больших успехов – одним из его учителей был известный Франсиско Таррега.   Умер  Калатауд в 1973 году  в 91 – летнем возрасте , оставив после себя множество гитаристов и прекрасную музыку.

  1. Калатауд Б. Гуахирита, Курафеев Максим

А теперь мы послушаем ансамбли.

 Сначала для вас прозвучит гитарное трио. Первая пьеса, русская народная песня «Во саду ли, в огороде», написана Челябинским гитаристом, преподавателем Ковбой Виктором Васильевичем. Из – под его пера вышло несколько аранжировок и обработок известных произведений и песен, и все они отличаются самобытностью и неповторимостью, простотой и красотой изложения.

  1. рнп «Во саду ли, в огороде», обр. Ковбы В. Исп. Ансамбль гитаристов: Горбунов Ваня, Шехавцов Максим, Михайлова Г.М.

Другая пьеса, «Шоколадный марш», написана уже звучавшим в сегодняшнем нашем концерте композитором и гитаристом Козловым Виктором Викторовичем .

  1. Козлов В. «Шоколадный марш»

А теперь мы услышим другой ансамбль, другие инструменты — дуэт домр. Поскольку домра является русским народным инструментом, то, конечно, именно эта музыка органично и очень задушевно звучит на ней.

  1. рнп «Как на этой на долине», обр. Гнутова В., дуэт домр: Таваева Алина, Михайлова Г.М., конц. Прокопенко Н.В.        

И в завершении нашего концерта для вас прозвучит яркое, ритмичное и жизнерадостное Болеро.

  1. Меццакапо Болеро, дуэт домр Таваева, Михайлова, конц. Прокопенко

На этом, уважаемые слушатели, наш концерт окончен! Благодарим за внимание и до новых встреч!

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»

Урмарского района Чувашской Республики

/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,

ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

СЦЕНАРИЙ

отчетного концерта

отделения струнных народных инструментов

«Очарованье струн певучих»

Выполнила: преподаватель МБОУДО «Урмарская ДШИ»

Михайлова Маргарита Павловна

Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары

Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Урмары — 2015

Ход мероприятия.

Зал празднично оформлен. На сцену выходят двое ведущих.

(звучит музыка)

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья!

Вместе. Добрый вечер!

Ведущая. Мы рады приветствовать вас в этом замечательном зале.

Ведущий. Есть на земле одна страна, зовется музыкой она.

Созвучья в ней живут и звуки, но чьи их открывают руки?

Ведущая. Кто заставляет мир звучать, когда он устает молчать?

Когда он будто бы струна, которая звенеть должна?

Ведущий. Конечно, это музыкант, его порыв, его талант,

Его желание творить, и людям красоту дарить

Ведущая. Самая юная участница нашего концерта Симушкина Ульяна

исполнит русскую народную песню «Ходила младёшенька»

Ведущий. Мы учимся игре на инструментах,

И ходим на сольфеджио и хор;

На этих замечательных предметах

Росли все музыканты с давних пор.

— Н.Калинин «Маленький испанец»

исп. ученица 1 класса Платонова Аня

Ведущая. В три струнки включены все состояния души

И смех, и радость, и печаль,

Лишь только медиатор струн коснётся —

На звуки музыки и ваше сердце отзовётся —

Уж так природа человека создала —

Поёт от звуков домрочки душа.

— в исп. ансамбля домристов Симушкиной У. и Иванова И. прозвучит латышская народная песня «Петушок»

— русская народная песня «Виноград в саду цветёт»

в том же исполнении

— М.Каркасси «Пьеса» — прозвучит в исполнении ученицы

1 класса Михайловой Светланы

Ведущий. Музыка – это не только лишь звук. Музыка – это движенье.

И вылетает, как птица из рук нот беспокойных круженье.

— А.Виницкий «Этюд №1» — исполнят учащиеся 1-2 класса Викторова Ю., Тимофеева Т. и Голубева М.

— «Клен ты мой опавший» — в том же исполнении

— Р.Н.П. «Калинка» — прозвучит в исп. ученицы 2 класса

Никифоровой Ани

Ведущая. Стихия музыки — могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

— Г.Купер «Тарантелла» — прозвучит в исполнении дуэта гитаристов, учащихся 2 кл. Иванова И.и Фёдорова Ф.

Ведущая. Вальс, мазурка, полонез, полька, янка, экосез,

Знает даже иностранец. Это все конечно – ТАНЕЦ.

— Ф.Янель «Юля-вальс» — прозвучит в том же исполнении

Ведущий. «Школьный двор» — прозвучит в исполнении

Димитриевой Т. и Петровой А.

— А.Виницкий «Этюд №3» — прозвучит в исполнении учащихся

2 класса Черновой О. и Тимофеевой Т.

Ведущая. Благодарны папам мы и мамам.

Нелегко бывает с нами им!

И любимым самым, лучшим самым –

Песню посвятить сейчас хотим.

— «Песня про маму» — исполнят Иванов И. и Фёдоров Ф.

Ведущий. Прекрасной музыки звучанье поможет нам в печальный час.

В минуты страха и отчаянья она, как друг, поддержит нас.

Когда от счастья мир закружится, и ноги пустятся вдруг в пляс,

Мы сердцем обратимся к музыке.

— Ф.Карулли «Пьеса» — прозвучит в исполнении

дуэта гитаристов Никитиной А. и Жук Е.

— Русская народная песня «Ой, да ты, калинушка»

в том же исполнении

Ведущая. Сегодня праздник – день талантов –

Чтецов, поэтов, музыкантов,

И в этот светлый день для вас

Звучит прекрасный «Русский вальс»!

— А.Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля» прозвучит в исполнении ученика 2 класса Иванова Игоря

Ведущая. Хочу, чтоб музыка звучала из-под любимых, ладных рук,

И лился чистый сочный звук.

Душа в восторге ликовала: ведь музыкальный инструмент —

Души лишь аккомпанемент.

— Ф.Шуберт «Серенада» — прозвучит в исполнении

трио гитаристов

— Ф.Лей «История любви» — в том же исполнении

Ведущий. Много звуков чудесных в природе –

Соловей в тихой роще поет…

Но волшебные звуки мелодий

Композитор для нас создает.

— песня на слова и музыку Николаевой Алены

«Ярких красок акварель» прозвучит в исполнении автора

Ведущая. Музыка громче и громче звучит.

Утро рождения в сердце звучит.

Звезды удачи, волнений любви

Ты, музыкант, поскорее лови!

Как хорошо подпевает гитара!

Ах, сколько в песне и солнца, и жара!

Несколько строк посвящаем тебе,

Тысячи струн и веселья в судьбе!

— «Pink Perfect» — исполняет ансамбль гитаристов

Ведущий. В школе у нас есть не только поэты,

Которые пишут ночами сонеты,

Но есть композиторы тоже свои,

Которые песни поют о любви

— авторская песня Кузнецовой Наташи «Первый раз»

исп. КузнецоваН., Степанова Н. и Иванова А.

Ведущая. День встретишь веселою песней,

И вечером песню споешь –

Становится жизнь интересней

И мир – несказанно хорош!

— «Суркунне» — исполняет ученица 2 кл. Иванова Настя

Ведущий. Союз прекрасный – музыка и дети!

Какое счастье слышать голоса,

Которых нет чудеснее на свете,

И видеть благодарные глаза.

— О.Митяев «Фестивальная» — исп. ансамбль учащихся отделения струнных народных инструментов

Ведущая. Проходят годы, словно сны,

Как запятые в жизненном писании.

И вновь вперёд, к дыханию весны,

К вершинам творческих стремлений и познаний.

Ведущий. Что ж, пусть нелёгок путь и где-то каменист,

Но, подводя итог прошедших буден,

Мы, словно, начинаем новый лист,

Как новый день, который, завтра будет.

Ведущая. Наш концерт окончен.

Ведущий. Но мы всегда рады видеть вас, дорогие друзья,

в стенах нашей родной школы.

Ведущая. Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

Говорим всем: «До свиданья!

Вместе. До счастливых новых встреч!»

15.01.2018

Концертно-образовательная программа «Домра+»

Крашенинникова Светлана Валентиновна

преподаватель по классу домры

Сценарий концертно-образовательной программы «Домра+» в рамках детского музыкального проекта «Дорога к успеху»с участием учащихся ДШИ г. Ульяновска и Ульяновского государственного ансамбля русских народных инструментов «Садко».

Оценить




628

Содержимое разработки

Концертно-образовательная программа «Домра +»

Вед: Добрый день, наши дорогие и любимые слушатели. Мы рады видеть вас на нашем концерте, который проходит в рамках детского музыкального проекта «Дорога к успеху». Давайте с вами пригласим на сцену музыкантов — Ульяновский государственный ансамбль русских народных инструментов «Садко». Художественный руководитель ансамбля — заслуженный работник культуры Ульяновской области Светлана Крашенинникова.

В. Андреев Вальс «Фавн». Исп. ансамбль «Садко»

На сцену выходит девочка.

Дев: Здравствуйте.

Вед: Здравствуй, а ты кто и как сюда попала?

Дев: Я не знаю. Услышала музыку и пришла. Я не помню, кто я, но точно знаю, что там, где звучит музыка, всегда хорошо и никто обидеть не может.

Вед: И что же нам с тобой делать?

Дев: Я не знаю.

Вед: Вот незадача, у нас концерт идёт. Посмотри, на сцене музыканты.

Дев (подходит к музыкантам, рассматривает инструменты): Красивые. А как они называются?

Вед: Это домра малая, это домра альт, а это балалайка прима, а та большая – балалайка-контрабас. А это

Дев: гармошка!

Вед: нет, малышка, это баян, но он родственник гармошки, ты права.

Дев: родственник. А я потерялась (начинает хныкать), и не знаю где моя семья.

Вед: не плачь. Ты ведь музыку любишь?

Дев: да.

Вед: а нам надо концерт продолжать. Давай мы пригласим на сцену следующего участника Эльмиру Гафурову, она исполнит произведение И. Дунаевского «Летите голуби», а ты постараешься вспомнить, кто твоя семья.

И. Дунаевский «Летите, голуби». Исп. Гафурова Эльмира ДШИ №3

Вед: вспомнила?

Дев: нет

Вед: только не расстраивайся. Ты сказки любишь?

Дев: да

Вед: вот и хорошо, тогда давай мы тебе и всем нашим гостям сказку расскажем, да не простую, а музыкальную, только не плачь, договорились?

Дев: хлюпая носом, кивает головой.

Вед: Садись и слушай. С давних времён на Руси очень любили музыку, разную, и грустную и весёлую. И звучала она повсюду, кто-то пел, а кто-то и играл. Кто на ложках, кто на гармошках, кто на балалайке. Но ведь в стародавние времена жили то совсем не так как сейчас, и что бы музыку послушать, надо было, что бы кто-то умел играть на инструментах. Вот и появились музыканты-умельцы, что по деревням, да городам ходили и народ развлекали своим искусством. И был у них любимый инструмент – домра. Ох, и любил народ скоморохов, а почему?

Дев: потому что радость дарили?

Вед: Умница. Скоморохи играли пляски разные, народом любимые. И одну из них мы с вами сейчас и услышим – «Кадриль», а исполнит нам весёлую кадриль Владимир Константинов

В. Темнов «Веселая кадриль». Исп. Константинов Владимир ДШИ №4

Вед: все думали и гадали, откуда же появился такой замечательный инструмент, искали его родственников по всему миру и на Востоке в Турции, Казахстане и Таджикистане, и в Европе, уж очень домра похожа на другие народные инструменты. Много разных инструментов нашли: багламу, рубаб, домбру, кобзу, бандуру и даже лютню. Семья оказалась большая, да разная вся. Одно их всех объединяло: любили народные инструменты за голос красивый, да за то, что душу трогали. Вот послушай, как можно не полюбить такой инструмент!

А. Аренский «Незабудка» исп. Землянская Анастасия ДШИ №6

Дев: Очень красиво. И на праздниках наверно скоморохи играли?

Вед: ни один праздник без них и их волшебных домр не обходился. Да и как можно без музыки веселиться, да танцевать? Что кадриль, что перепляс, что польку?

Чешская полька исп. Дуэт- Тапкан Аталай и Хованская Кристина ДШИ №5

Дев: а подружки у домры были?

Вед: как не быть? Конечно были. Гудки, свирели, гусли, а уж как они с балалайкой сдружились, просто не разлей вода. Пригласим их в нашу сказку?

Дев: конечно!

Вед: Матвей и Владислав, выходите к нам на сцену, да подружек захватите- домру с балалайкой.

Р.н.п. «Пошла млада за водой» обр.А.Курченко, исп. Дуэт- Тесемников Матвей (домра) и Шахов Владислав (балалайка) ДШИ№8

Вед: Да так полюбилась домра людям, что они стали сами ее изготавливать.Из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны. Играли щепочкой, перышком или рыбьей костью. Даже к царскому двору домры поставляли, целый оркестр создали, что бы праздники для царя и бояр устраивать.

Р.н.п. «Уж, ты сад» и «Ай, утушка луговая» обр. Н. Любимовой. Исп.Троцкая Марина ДШИ №2 г.Димитровград

Дев: как весело было, музыка всегда и везде звучала и в деревнях и даже во дворцах!

Вед: Вот только не всегда так было. Уничтожить хотели все музыкальные инструменты и домры вместе с ними.

Дев: кто? За что?

Вед: Не понравилось служителям церкви, что скоморохи веселят народ, да шутят. Причислили они представления скоморохов к «бесовскими игрищами». В 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ», который гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды <…> изымать и, изломав те бесовские игры, жечь».

Дев: ой-ой-ой!

Вед: Запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых музыкальными инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись, в основном, скоморохи, но наказание грозило не только им, а любому человеку, играющему на домре.

Дев: И все перестали играть на домрах?

Вед: почти все, а музыканты, кто не мог с инструментом расстаться, прятались, и музыка стала другая, не радостная, а как песни народные протяжные — печальные.

Р.н.п. «Тонкая рябина» обр. А.Шалова. Исп.Бусыгина Елизавета ДШИ р.п.Тереньга

Дев: И что домра умерла? Я не хочу, что бы сказка так заканчивалась.

Вед: А она так и не закончилась. Один добрый волшебник- исследователь и музыкант- Василий Васильевич Андреев в 1896 году в Вятской губернии обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к другому доброму волшебнику — известному мастеру Семену Ивановичу Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Пусть и дальше спорят. А инструмент, который нашли добрые волшебники Андреев и Налимов назвали «домра». Красавица она стала – корпус лаком покрыт, фартук чёрный ей надели, а на голову красивые заколки-колки. И заиграла домра по- новому! И вновь стала радовать всех своим голосом удивительным и звучать на разных праздниках. А струны то у неё звонкие стали, так домра теперь ещё и испанскую гитару переиграть может.

Старинный бальный танец «Падеспань». Исп. Эрокян Георгий и пр-ль Махмутова Миляуша Рафиковна ДШИ№ 5

Дев: А кто же музыку стал для домры сочинять, ведь скоморохов не стало?

Вед: настоящие композиторы! Давайте послушаем шуточное произведение.

И.Фролов «Шутка-сувенир». Исп.ансамбль «Наигрыш» ДШИ №2 г.Димитровграда (Горбунова Ольга, Гимранова Ангелина, Мараков Денис, Клянин Егор)

Блок малышей

Дев: а на домре могут только взрослые ребята играть?

Вед: что ты малышка, на домре могут все играть и большие, и маленькие. Вот послушай, как начинающие музыканты играют на нашей красавице домре.

Р.н.п. «Полно-те, ребята» обр. Михайлова. Исп. Волков Артем ДШИ №5

Вед: Домра- народный инструмент, и учатся играть на ней именно с народных песен, потому что весёлые они и очень понятные, бравые и заводные, про красу девичью, да удаль молодецкую

Дев: а можно я следующего музыканта объявлю?

Вед: объявляй

Дев: Павленко Лада

Вед: Р.Н.П. «Вдоль да по речке» обр. Ю.Давидовича

Р.н.п. «Вдоль да по речке» обр.Ю.Давидовича. Исп. Павленко Лада ДШИ №7

Дев: домра ведь русский народный инструмент?

Вед: да, ты совершенно права, русский

Дев: значит на ней можно только музыку русских композиторов исполнять?

Вед: нет. Музыку любого народа и любого композитора. Хочешь послушать Гуцульский танец?

Дев: конечно хочу.

Вед: а исполнит нам его Дикова Виктория.

Ю.Милютин «Гуцульский танец» из оперетты «Трембита». Исп. Дикова Виктория ДШИ №5

Вед: а ещё домра очень любит выступать в дуэте.

Дев: то есть вдвоём с другой домрой?

Вед: а мы сейчас послушаем!

А.Даргомыжский «Ванька-Танька». Исп. Дуэт- Дикова Виктория и Федорова Василина ДШИ №5

Дев: а зачем так много стульев выставляют?

Вед: Это маленькая домра подруг своих пригласила, что бы веселее было, а исполнят они «Вальсок» композитора С. Фёдорова

С.Федоров «Вальсок» Исп. Ансамбль малышей: Майоров Даниил, Ермилова Маргарита, Трифонов Вадим, Франчук Маргарита, Полагушина Кира, Павленко Лада, Родионова Виктория, Андреева Василиса, Хайретдинов Альберт.

Дев: как их много! Целая семья домрочек.

Вед: большая, дружная семья. Ну, вот ты опять загрустила. Что такое? Тебе не нравится наш концерт?

Дев: очень нравится, и ребята нравятся, но вспомнила, что потерялась, а вспомнить никак не могу, кто я.

Вед: не расстраивайся, все вместе вспомним. Смотри, ребята хотят тебе что-то подарить.

(один из участников ансамбля дарит часть костюма)

Дев: спасибо! Мы в сказке говорили, что домра старинный инструмент, а старинная музыка в нашем концерте будет звучать?

Вед: а ты хочешь?

Дев: да.

Вед: хорошо, вот только не русского композитора, ведь ты помнишь, что домра почти не погибла и была запрещена?

Дев: помню.

Вед: Вот и музыки старинной специально для домры нет.Но не зря её называют скрипкой русского оркестра. И мы сейчас услышим концерт Антонио Вивальди для скрипки с оркестром, а вот исполнять его будут солистки ульяновского государственного оркестра русских народных инструментов Мария Сахнова и Светлана Крашенинникова в сопровождении ансамбля «Садко»

А.Вивальди Концерт ля-минор. Исп. Мария Сахнова и Светлана Крашенинникова.

Дев: а сколько времени надо учиться, что бы так играть?

Вед: много, малышка, и нужно быть очень терпеливым и усидчивым. А что бы ученику помочь, у него есть педагог, который всегда его поддерживает и старается помочь и всё объяснить, как настоящая мама. И мы сейчас услышим дуэт ученика со своим педагогом, а исполнят они произведение Иосифа Никиты «Прости меня»

Иосиф Никита «Прости меня». Исп .Богомазова Анна и пр-ль С.В. Крашенинникова.

Дев: но ведь в ансамбле «Садко» две домры? А почему играют только на маленькой? Большая не умеет играть одна?

Вед: Конечно умеет.Давай попросим артистку ансамбля выступить?

Дев: а как её зовут?

Вед: Светлана, а ее инструмент называется домра-альт

Дев: Светлана, пожалуйста, сыграйте для нас

Д.Каччини «Аве Мария». Исп.Светлана Крайник (домра-альт)

Вед: а сейчас мы на машине времени с тобой прокатимся.

Дев: сказка продолжается?

Вед: да. Музыку мы разную уже слышали, разных композиторов и разных эпох. А есть композиторы, которые очень любят шутить. Один из них Дмитрий Батин. Вот что он придумал. Взял знакомую всем мелодию детской песенки «Чижик-Пыжик» и отправил её в нотные тетрадки к разным композиторам, а что получилось, мы сейчас услышим.

А.Батин Вариации «Чижик-Пыжик». Исп. ансамбль «Садко»

Дев (хлопая в ладоши): как здорово получилось!

Вед: понравилось? Смотри, а музыканты ансамбля «Садко» тоже тебе подарок несут (отдают часть костюма)

Дев: Спасибо большое! А можно теперь я буду сказку сочинять?

Вед: попробуй.

Дев: А музыканты мне помогут?

Вед: мне кажется, что у нас найдётся музыка для любой сказки.

Дев: Жила-была домрочка, маленькая, несмышлёная. Очень она любила свою страну Россию за песни звонкие и танцы озорные.

А.Цыганков «Под гармошку». Исп. Уразлина Валерия УМУ

Дев: и решила однажды домрочка мир посмотреть, да себя показать и отправилась путешествовать по свету.

Вед: можно тебе помочь?

Дев: да

Вед: Была у домрочки шапочка волшебная, любое желание выполнить могла. Загадала домрочка желание, зажмурила глаза и оказалась в жаркой Бразили, с её густыми лесами и страшными колдунами

Г.Кассадо «Танец зеленого дъявола». Исп. Курбатова Александра» УМУ

Дев: понравилось ей в Бразилии

Вед: Зажмурилась домрочка ещё раз и услышала разудалую, танцевальную мелодию. Открыла глаза, а перед ней люди в ярких костюмах, женщины в пышных длинных юбках, мужчины в красных рубахах, да сапогах кожаных, все поют и танцую. Ох, к цыганам наша домрочка попала

А.Цыганков «Мардяндя». Исп. Пряхина Анастасия УМУ

Дев: весело было!

Вед: затанцевалась она с цыганами. Фартук свой потеряла. Но не заметила и решила дальше отправиться.

Дев: зажмурилась.

Вед: глаза открывает, а вокруг горы, мужчины грозные с кинжалами на поясе ходят. В Грузию домрочка попала.

С.Цинцадзе «Сачидао». Исп. дуэт- Долгова Мария и Ященко Алена

Дев: напугалась маленькая домрочка, скорее зажмурилась.

Вед: открыла глаза, а перед ней Тореодор в золотом костюме стоит, а в руках музыкантов гитары, и женщины с красными цветами в чёрных волосах.

Дев: куда она попала?

Вед: в жаркую Испанию

А.Кофанов «Андалузский чардаш». Исп. Урванцева Ольга и Улыбина Анна (гитара)

Дев: понравилось ей в Испании, и музыка понравилась.

Вед: Но решила она дальше путешествовать.

Дев: Снова зажмурилась.

Вед: Открыла глаза,и ничего понять не может. Вокруг неё люди почти все в зелёных одеждах, но что совсем удивительное, некоторые мужчины в юбках.

Дев: в юбках?

Вед: да, в юбках-кильтах. В Ирландию попала наша путешественница.

О.Егорова Кельтская сюита II часть. Исп. Мария Сахнова и Иван Крайник (баян)

Дев: Танцевала она, танцевала со своими новыми друзьями.

Вед: даже шапочку свою потеряла. А как без шапочки домой попасть?

Дев: не знаю.

Вед: А дома то её хватились. Ищут. Музыканты собираются из разных мест, песнями и танцами её зовут.

Р.н.п. «Коробейники» обр.А.Широкова. Исп. Алмаева Юлия ДШИ р.п. Тереньга

Р.н.п. «Калинка» обр.Ю.Давидовича. Исп. Горбунова Ольга ДШИ №2 г. Димитровград

Дев:Домрочка слышит песню, а как попасть домой не знает.

Вед: а музыканты стараются, зовут её домой. Скоморошьи игры затеяли.

А.Цыганков «Скоморошьи игры». Исп. Тесемников Матвей ДШИ №8

Дев: а как же ей домой попасть?

Вед: повстречались ей моряки смелые, весёлые. Взяли к себе на корабль и отправились в Россию. Домой малышку возвращать

И.Дунаевский «Песенка моряков» из оперетты «Вольный ветер» Исп. Ансамбль «Калинка» в составе: Горбунова Ольга, Гимранова Ангелина, Мараков Денис, Клянин Егор,Троцкая Мария, Сафронов Даниил, Говоров Олег ДШИ №2 г. Димитровград

Вед: приплыли в Россию. А девочка вспомнить не может, как её зовут. Долго путешествовала, в разных странах была. Подожди. Ну, как давай посмотрим, что за подарки тебе музыканты дарили? Смотри – фартучек (надевают) и шапочка (надевают). Так ты и есть наша маленькая домрочка!

Дев: УРА! Я вспомнила! Я -домрочка! А вы все моя большая дружная семья!

Вед: что ж, тогда, как и положено, надо сказку закончить. Домрочка наконец-то нашлась и больше никогда не терялась!

В.Андреев Вальс «Грезы». Исп. все участники концерта и преподаватели.

Объявление всех участников после концерта

Список преподавателей:

1. Крашенинникова Светлана Валентиновна ДШИ №2

2. Соболева Татьяна ДШИ №3

3. Павлова Татьяна Николаевна ДШИ №4

4. Махмутова Миляуша Рафиковна ДШИ №5

5. Фролова Надежда Константиновна ДШИ №5

6. Сюнькова Ольга Александровна ДШИ №6 ДШИ №7

7. Скуратович Ирина Казимировна ДШИ №8

8. Рига Лидия Юрьевна ДШИ №2 г. Димитровград

9. Галева Елена Викторовна ДШИ р.п. Тереньга

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/293020-koncertno-obrazovatelnaja-programma-domra

Также вас может заинтересовать

  • СИМВОЛИКА ФОЛЬКЛОРА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
  • Методическая разработка «Работа над звуком»
  • Конспект открытого урока. Тема: «Работа над полифонией — трехголосная инвенция И.С.Баха №7- ми минор»
  • Специфика работы концертмейстера
  • Творческий подход к уроку музыки

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Международный
педагогический портал

Название статьи:

Сценарий сольного концерта выпускников народного отделения.

Дата публикации:

10.06.2019

Автор:

Чистякова Татьяна Владимировна

Описание:

Автор: Чистякова Татьяна Владимировна
Сценарий сольного концерта учащихся народного отделения.

Сценарий сольного концерта выпускников народного отделения.

Добрый вечер дорогие ребята, уважаемые взрослые, коллеги. Мы рады приветствовать вас на сольном концерте выпусков отделения народных инструментов, учащихся 7 класса, класса преподавателя-Чистяковой Татьяны Владимировны Минина Дениса и Муравской Дарьи.

Сегодня мы с вами окунемся в историю замечательных струнных инструментов – гитары и домры.

Как бы ни парадоксально звучало,  гитара – это древний музыкальный инструмент, т.к. ее история возникла еще в глубокой древности. А рождение произошло в странах Ближнего и Среднего Востока, тысячи лет назад. Она словно живое существо на протяжении всего времени эволюционировала. По мнению некоторых исследователей выяснилось, что предками» гитары  являются древние кифары.

На ассирийских архитектурных памятниках и древнеегипетских пирамидах существуют иероглифы, на которых изображен музыкальный инструмент наблу, по форме немного напоминающий гитару. Любопытно то, что таким же иероглифом древние египтяне обозначали понятия «хорошо», «добро», «красиво».

— «Рондо»

Возьмем Древнюю Грецию, где самыми известными музыкальными инструментами были: арфа, лира, пандора и китара.

В самом начале нашей эры в Европейских странах Средиземноморья была популярна латинская гитара – ближайшая родственница греческой. Музыкальный инструмент лютня — также  связана родственными узами с гитарой. Кстати, название «лютня» появилось от арабского  «эль-ауд», что означает «благозвучный» и «деревянный».

«Компоморро»

Одна из версий появления гитары и лютни в Европе – культурные связи между Древней Грецией и странами Ближнего и Среднего Востока.

Можно удивиться и следующему факту, что до XVI века гитары были трех – и четырехструнными. На которых играли не только пальцами, но и специальной костяной пластинкой  («плектор» – что-то наподобие современного медиатора).

 — «Рондо»

Позднее этого же столетия в Испании придумали пятиструнную гитару. С этого времени она стала носить название – испанская гитара. Из всех  стран мира, наибольшее человеческое признание гитара получила именно в Испании, став  подлинно народными музыкальными инструментом.

-«Испанский танец»

С увеличением художественно-исполнительских возможностей испанской гитары (из-за дополнительной пятой струны), она постепенно вытеснила своих  предшественниц – лютню и виуэлу.

И только к концу XVIII века появилась шестиструнная гитара. Как утверждают историки, это вновь произошло в Испании. Именно с того времени началось стихийное распространение гитары по всему миру, т ее возможности превышали в разы предшествующих.

Гитара, пожалуй, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных музыкальных направлениях и стилях.

«Этот мир придуман не нами», исполняет Филатова Лариса Александровна, аккомпанемент – трио гитаристов.

1648 году русским царем было принято решение об истреблении музыкальных инструментов. На такое решение повлияла церковь, которая считала, что слишком бурное развитие светской культуры вредно для общества. Таким образом, домры, гусли и прочие инструменты, на которых играли и устраивали представления скоморохи, были уничтожены, а сами скоморохи подвергались гонениям.

Возможно, что именно такой поворот в истории послужил тому, что после XVII века ученые не могут найти упоминаний о домре.

Однако домра смогла возродиться, благодаря выдающемуся деятелю в области музыки Василию Андрееву, который обнаружил чудом уцелевший инструмент в 1896 году в Вятской губернии. Он догадался, что держит в руках старинную домру, и обратился за помощью к знаменитому скрипичному мастеру Налимову. Совместными усилиями был разработан инструмент, который по внешнему виду и по свойствам очень походил на современную домру. Трехструнный инструмент имел округлый корпус, гриф средней длины и квартовый строй.

Андреев на тот момент имел свой оркестр, состоящий из балалаек, однако ему не хватало группы инструментов, которые бы играли ведущую партию. В 1890-1896 гг. Андреев и Налимов разработали домры, способные воспроизвести необходимые оркестровые партии.

А.Андреев

«

Полонез

»

Мастера продолжали совершенствовать инструмент, пытаясь расширить его диапазон звучания. Таким образом, следующим этапом развития инструмента стало создание в 1908 году четырехструнной домры с  квинтовым строем, а позже появились и ее разновидности.

Со временем интерес к инструменту возрос, появились даже музыканты-виртуозы, специализирующиеся на игре на домре.

«

Испанский танец

»

В 1945 году состоялся первый концерт с участием домры и оркестра русских народных инструментов. Это послужило тому, что домру стали считать  виртуозным инструментом для сольного исполнения.

В 1948 году впервые в России появилась кафедра народных инструментов. Открыли ее в Московском Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Благодаря этому, домра за короткий срок заняла высокое место на академической сцене, преодолев все ступени быстрее, чем другие инструменты симфонического оркестра, которым для этого понадобились века.

В 1974 году состоялся первый Всероссийский конкурс исполнителей, играющих на народных инструментах. Победители в конкурсе именно домристы.

Домра звучит не только в составе ансамбля, оркестра, не только сольно в сопровождении фортепиано, но и дуэтом с другими народными инструментами.

Дуэт ….

Сейчас домра – это исконно русский инструмент, который, тем не менее, сумел преодолеть преграду на пути к академическим высотам. Домра имеет большую перспективу, огромный потенциал и музыкальную выразительность.

Судьба этого уникального инструмента находится в руках современных музыкантов-домристов.

В завершении концерта прозвучит

Р.н.п.

На этом наш концерт окончен. Пожелаем Денису и Дарье успехов на выпускных экзаменах.

Спасибо всем за внимание.

Скачать работу

Автор: Иванова Людмила Борисовна
Должность: преподаватель по классу домра

Учебное заведение: МБУ ДО «Жостовская СДШИ»
Населённый пункт: Московская область, Мытищинский район, пос. Клязьминское водохранилище
Наименование материала: сценарий Лекции-концерта
Тема: «В стране музыкальных инструментов»

Раздел: дополнительное образование

Сценарий

Лекция-концерт

«В стране

музыкальных

инструментов»

Автор: Иванова Людмила Борисовна

преподаватель по классу домра

МБУ ДО «Жостовская СДШИ»

27 апреля 2017

Сценарий лекции-концерта

«В стране музыкальных инструментов»

Ведущая — Иванова Людмила Борисовна

Добрый день, дорогие друзья!

Мы

сегодня

совершим

с

вами

небольшое

путешествие

в

Страну

музыкальных инструментов.

Давайте попробуем отгадать загадку:

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет…. скрипка

Первый инструмент, с которым мы с вами познакомимся – это скрипка.

В симфоническом оркестре скрипку зовут Царицей. Несмотря на хрупкость и

изящество формы, в скрипке кроются огромные возможности и неожиданная

сила. Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а

также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее

положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.

1.

Вариации на темы русских народных песен

исп. уч-ся 1 класса Кальник Алина (скрипка),

преподаватель Гришина Юлия Анатольевна,

концертмейстер Зеленер Анна Марковна

Если двое музыкантов инструменты в руки взяли

И всем зрителям на радость вдвоём спели, иль сыграли,

Так вот спели, иль сыграли, что доволен целый свет,

И такое выступленье называется… дуэт

2.

Детская песенка «Пастушок»

исп. уч-ся 1 класса Кальник Алина (скрипка)

и Афанасьев Мирон (балалайка),

преподаватели Гришина Юлия Анатольевна,

Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Зеленер Анна Марковна

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит!

А всего-то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка,

Это наша…. балалайка.

Балалайка известна на Руси уже не одну сотню лет. Знакомая картина:

деревенская завалинка, парни и девушки поют и пляшут под балалайку.

Поначалу

балалайку

делали

простые

люди:

быстренько

собьют

из

досочек

и

готово!

Большую

роль

в

развитие

балалайки

внес

скрипач

и

композитор Василий Васильевич Андреев. Путешествуя по своему имению

молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего

дворового Антипа. Его поразила особенность звучания этого инструмента. И

решил

Василий

Васильевич

сделать

из

балалайки

наипопулярнейший

инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что

инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать

балалайку. По его чертежам скрипичный мастер Иванов изготовил балалайку.

Василий

Васильевич

Андреев

задумывал

нечто

большее,

чем

создание

усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в

народ

и

распространить.

Теперь

всем

солдатам,

проходящим

службу

выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с

собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала

одним

из

самых

популярных

инструментов.

В

истории

балалайки

были

взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев

является олицетворением русской культуры.

3.

р.н.п. «Как под горкой. Под горой»

исп. Афанасьев Мирон (балалайка),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

4.

Детская песенка «Котик»

исп. Афанасьев Мирон (балалайка),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент —

Самый русский инструмент…домра

Домру, пожалуй, можно считать «исконно русской» даже в большей

степени,

чем

балалайку.

В

Средние

века

домра

уже

была

широко

распространена

на

Руси,

будучи

любимым

инструментом

скоморохов.

Причём

домрачеи

(так

назывались

в

те

времена

исполнители

на

домре)

пользовались успехом не только в народе: в XVI веке при царском дворе

существовала так называемая «Потешная палата» – своего рода придворный

оркестр, куда входили в том числе и домрачеи. В XVII веке история русской

домры трагически обрывается: в 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ

об истреблении скоморохов. У скоморохов отбирали и сжигали инструменты.

Так русская домра была уничтожена – казалось, навсегда…

Но в 1896 г. один из сподвижников В. Андреева находит в Вятской

губернии

на

чердаке

старого

дома

неизвестный

инструмент

с

овальным

корпусом.

На

основании

изображений

в

древнерусских

источниках

был

сделан вывод, что это и была русская домра. Как удалось этому экземпляру

уцелеть и сохраниться до конца XIX века – так и осталось тайной, но так или

иначе, с этого момента домра – как спящая красавица – возвращается к

жизни. Сегодня домра звучит и как сольный инструмент, и в ансамблях, в

оркестрах, а также со сцен театральных залов. Звучание домры открывает для

всех нас чудесный мир музыки.

5.

Д. Уотт Песенка из мультфильма «Три поросенка»

исп. уч-ся 2 класса Сутягина Александра (домра),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

6.

С. Майкапар «Росинки»

исп. уч-ся 2 класса Сутягина Александра (домра),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

7.

Т. Попатенко «Частушка»

исп. уч-ся 2 класса Сутягина Александра (домра),

преподаватель Иванова Людмила Борисовна,

концертмейстер Юрьева Лариса Васильевна

Пел с дущою, молодец!

Будешь знатный ты…. певец

На протяжении всей истории человечества, люди создали множество

музыкальных инструментов. На звание старейшего из них претендуют и

барабан, и пастуший рожок, но самым главным, самым первым и, кстати,

самым

совершенным

музыкальным

инструментом,

является человеческий

голос. Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку

самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при

разговоре, пении, шепоте).

8.

Г. Пятигорский, сл. В. Лунина «Что хочется лошадке?»

исп. уч-ся 2 класса Шувалова Таня (вокал),

преподаватель Заворина Елена Ивановна,

концертмейстер Зеленер Анна Марковна

Он по виду брат баяну,

Где веселье — там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком…. аккордеон

Аккордеон

это

клавишно-духовой

музыкальный

инструмент,

имеющий

две

клавиатуры:

кнопочную

для

левой

руки,

клавишную,

фортепианного типа, — для правой. Свое имя аккордеон получил в 1829 году,

когда в Вене мастер Кирилл Демиан изготовил вместе с сыновьями Гвидо и

Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке и назвал ее

«аккордеон» (по-французски accordeon означает «ручная гармоника»). Он тут

же подал заявку на инструмент и получил патент на свое изобретение (6 мая

1829 г.) и исключительные права на производство аккордеонов. Именно с

этого

времени,

все

гармоники,

имевшие

аккордовый

аккомпанемент,

во

многих странах стали называться аккордеонами. Одним из самых больших

достоинств

аккордеона

является

возможность

исполнять

на

нем

многоголосные

произведения.

Богатство

технических

приемов,

выразительных возможностей позволяет исполнить на аккордеоне музыку

для фортепиано, скрипки, гитары и даже оркестра.

9.

М. Блантер «Катюша»

исп. уч-ся 2 класса Пигельцев Иван (аккордеон),

преподаватель Алтунина Надежда Павловна

10.

Латышская полька

исп. уч-ся 2 класса Пигельцев Иван (аккордеон),

преподаватель Алтунина Надежда Павловна

Вот

и

подошло

к

концу

наше

небольшое

путешествие

в

страну

музыкальных

инструментов.

Мы

с

вами

познакомились

с

пятью

инструментами (скрипкой, балалайкой, домрой, аккордеоном и человеческим

голосом).

Надеемся

встретиться

с

вами

еще

и

продолжить

наше

увлекательное путешествие.

Автор: Яковец Елена Николаевна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ ДО «ДШИ №2 им. П.И. Чайковского», г.Брянск, преподаватель

Цели:

  1. Развитие эмоционально – творческих навыков юных исполнителей.
  2. Приобщение к культурным народным ценностям родителей и подрастающее поколение.
  3. Достижение культуры исполнения на сцене у обучающихся начальных классов.
  4. Достижение музыкально – эстетического воспитания учащихся.

Задачи:

  1. Развивать творческий потенциал личности учащихся.
  2. Поддерживать культурные народные традиции и их ценности.
  3. Приобретение первоначальных навыков сольного и ансамблевого исполнения на сцене.
  4. Воспитание духовной нравственности у начинающих музыкантов.

Загрузчик
Загрузка…

Добавить комментарий

Смотреть похожие работы

Педагогика дополнительного образования

Программа по кружку «Дайджест»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Основная цель программы – создание условий для воспитания нравственных качеств личности студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, творческих умений и навыков посредством их приобщения к театральному искусству, организации  их досуга путем…

Педагогика дополнительного образования

Сценарий игровой программы «В гостях у новогодней сказки»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Данная разработка содержит методические рекомендации по организации и проведению новогоднего утренника для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, в школе. Сценарий для 1-4 классов.

Педагогика дополнительного образования

Урок «Партерная гимнастика, как основа хореографической подготовки»

Цель методических рекомендаций – помочь преподавателям грамотно организовать процесс обучения, обогатить его использованием различных приемов, добиться высоких результатов в работе с учащимися младшего школьного возраста. Задачи: выделить наиболее эф…

Педагогика дополнительного образования

Презентация «Цикл сказок о происхождении народных инструментов»

Данная разработка представляет собой цикл сказок о происхождении, развитие народных инструментов, предназначена для учащихся ДМШ по классу народных инструментов. Благодаря использованию данной работы на занятиях, учащиеся расширяют свой музыкальный к…

Педагогика дополнительного образования

Сборник тематических флешмобов «Флешмоб по-русски!»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Сборник может быть использован в рамках мероприятий нравственно-патриотической направленности. станет подспорьем как для педагогов-организаторов так и для хореографов. Предназначен для учащихся средних и старших классов общеобразовательных учреждений…

Педагогика дополнительного образования

Методическая разработка экскурсии в оранжерею «Погружение в мир тропиков»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Огромная роль в воспитании детей принадлежит школе и учреждениям дополнительного образования. Непосредственные наблюдения под руководством педагога способствуют формированию у учащихся первых представлений о растительном и животном мире. Педагоги уче…

Мероприятие завершено

Конкурс, в котором работа участвует

Направление

Форма представления работы

Дата публикации работы

06.12.2020

Сценарий   концерта   для   детей   пришкольного  лагеря     
(филиал  ДМШ № 3)
           » Звучи  моя домбра»
   Подготовила:                                                                        
Рахимжанова Г.Т. (теоретическое отделение).             
  
 
               
                                    Караганда
                                         2015
Добрый день, дорогие друзья! С незапамятных времен и до сегодняшних дней
человека сопровождает музыка, песня, а значит, и
музыкальные инструменты. В древности музыкальное
искусство глубоко почиталось. В Древней Греции
богов, как правило, изображали с музыкальными
инструментами в руках.
Волшебная сила музыки воспевалась в
преданиях и мифах. Так, древние греки сложили миф
о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не
помогали сила и мужество, песня Орфея делала
чудеса. А мы живем в Казахстане и вы знаете,
что самым любимым и популярным музыкальным
инструментом у казахов является домбра.
Домбра
Струнные щипковые
Домбра — казахский двухструнный щипковый
музыкальный инструмент, родственник русских
домры и балалайки. Встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Звук у
домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом
кисти или медиатора.
Игрой на домбре сопровождают свое пение
народные сказители — акыны. Исполнение на домбре
музыкальных композиций является любимой формой
художественного творчества казахов. Под звуки
домбры исполняют народные песни, домбра также
используется как сольный и ансамблевый
инструмент.
Домбра имеет корпус грушевидной формы и очень
длинный гриф, разделённый ладами. Струн — две.
Обычно настроены струны в кварту или квинту. Один
из основателей казахской музыки на домбре является
Курмангазы, чья композиция «Адай» до сих пор
популярна в Казахстане и не только.
На домбре исполняются не только произведения,
сочиненные казахскими композиторами. Для
домбры делают переложения для русских
народных и зарубежных произведений.
1.Сейчас вы услышите в переложении для
домбры русскую народную песню «Светит
месяц».
« Однажды Батыр сражался с врагами и очень устал. 
Решил отдохнуть. Присел у оврага в тени, вырезал кусок 
дерева, натянул конский волос и попытался извлечь звук, но 
инструмент молчал. Положив инструмент рядом с собой, Батыр заснул. Когда он проснулся, то с удивлением 
заметил деревянный брусочек, кем­то подложенный под 
струны. Батыр решил, что это проделки шайтана. Но 
инструмент с тех пор стал «душой казахского народа».
 казахский кюй «Кенес», что переводится как «совет». История кюя 
очень интересна. Казахи в древности решали общественные 
проблемы через советы старейшин. В них иногда участвовали и 
казахские кюйши­импровизаторы.  Надо полагать, что этот кюй 
появился именно в те моменты.
2.   Халык  кюй  (народный  кюй)  «Кенес» 
Слово  балакай  состоит  из  двух  частей:  с  греческого  бала – 
ребенок,  кай – горящий, подвижный,  все  у  него в  руках 
горит.   С  тюркского   также  означает   ­ крепкий  ребенок.
        
Зная греческий. Балакай действительно состоит из двух частей, 
«Бала» что по гречески означает ребенок и «Кай» дословно перевод 
с древнегреческого «горячий или горящий», а смысл ­ все у него в 
руках горит , что он все быстро и хорошо выполняет.
Таким образом, имя Балакай буквально означает «крепкий 
ребенок». Вполне вероятно, что родители, нарекая своего ребенка 
таким именем, хотели, чтобы он вырос здоровым, сильным 
человеком. 
3.  исполняется произведение  казахского композитора Нурлана 
Бекенова  «Балакай» Самый распространенный инструмент Казахстана.
Вы это знаете – домбра. Домбру можно было
встретить в каждой юрте, она относится к числу
самых необходимых и обязательных предметов в
жизни казахов. Сейчас я предлагаю послушать
ансамбль домбристов. Ансамбль – единство,
стройность. Музыкальный ансамбль – это группа
артистов, составляющая единый коллектив,
который исполняет согласованно и стройно
произведения композиторов. Ансамбли называют
по количеству музыкантов, участвующих в
исполнении (дуэт, трио, кварте и т. д.)
Сейчас вы послушаете трио (три человека)
домбристов:
4. исполняется пьеса Нуркена Бекова «Арайжан».
(25 мая 1861 в Букеевской Орде – 20.5.1933, Астрахан обл., 
п.Карабайлы ) – кюйши­композитор, основоположник стиля токпе. 
На домбре научился играть у брата Шошак (Султангали). Позднее 
обогатил свой репертуар произведениями Алекей, Макар, 
Салауаткерей, Турып. Он является автором кюйев «Арпалыс», «Ақ 
Еділ», «Бұлбұл Айша», «Орытпа», «Шарипа», «Жантаза», 
«Қарашаш», «Балқаймақ».
Национальные свадебные обычаи казахов — Тойбастар. На 
казахских свадьбах, Тойбастар подаётся в конце свадебного 
банкета. Хотя дословно Тойбастар можно перевести — начало 
свадьбы. Возможно, в былые времена, Тойбастар и был первым 
праздничным мероприятием на казахских национальных свадьбах. 
Со временем Тойбастар переместился в дарение подарков, означающее завершение Тоя.
 В былые времена, на казахских свадьбах, тамада исполнял 
праздничную песню Тойбастар, гостям раздавались памятные 
подарки. Никто из гостей, по обычаям казахов, не должен был уйти 
с Тоя без маленького памятного подарка. Щедрость казахского 
народа, и гостеприимство выражалось не только в разнообразно 
накрытом свадебном Дастархане, но и в таких вот подарках.
5.  исполняется  кюй  Сейтека  «Той  бастар».
  На  этом  мы  заканчиваем  наш  концерт,  подготовленный  силами 
учащихся  детской музыкальной  школы   № 3 класс  педагога 
Кабиевой  Айданы Амангельдиевны.
  « Моя страна, где солнце всходит
   Растет душистая полынь,
   Где степь вся красками исходит,
   И в ней душа и наша жизнь».
«Дверь в мир открыла песня для тебя,
Песня провожает в землю прах, скорбя
Песня – вечный спутник радостей земли.
Так внимай ей чутко и цени, любя!» —
писал великий Абай
Кунанбаев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Концерт джазовой музыки сценарий
  • Концерт детских песен сценарий
  • Концерт детских коллективов сценарий
  • Концерт день села сценарий
  • Концерт день призывника сценарий