Концерт фортепианной музыки сценарий

Cкачать: Сценарий сольного фортепианного концерта "Волшебные звуки"

Муниципальное
автономное учреждение дополнительного образования «Рефтинская детская школа
искусств»

Сценарий
сольного фортепианного концерта

«Волшебные
звуки».

Разработчик:
Жугрина Полина Борисовна,

преподаватель
МАУДО «Рефтинская ДШИ»

Рефтинский
2019 г.

Пояснительная
записка
.

         Участие
в концертах является одним из любимых видов деятельности обучающихся в ДШИ,
предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального
роста. При этом, обучающийся должен обладать необходимыми качествами,
характерными для исполнителя, например, музыкальностью, целеустремленностью, творческим
мышлением, сценической выдержкой и др. Лишь немногие, особенно одарённые дети,
способны выступить с сольной программой, подготовленной для публичного
представления своих успехов, являющейся своего рода высшей планкой, подведением
итогов творческой деятельности обучающегося на определенном этапе
образовательной деятельности.

         Выступление
с сольной программой призвано создать условия для формирования ключевых
компетенций обучающегося:
музыкально-исполнительских,
творческих, познавательных, аналитических, коммуникативных качеств, социальных
навыков и проч. Таким образом, сольный концерт является эффективной формой практической
деятельности,

направленной
на развитие творческого потенциала личности и формирования ключевых компетенций
начинающего музыканта.

           Следует
отметить, что сольные фортепианные концерты в Рефтинской детской школе искусств
стали доброй традицией: в разные годы на этой сцене выступали наши ученики
Данил Соколов, выпускник Академического музыкального колледжа при Московской
гос. консерватории им. П.И. Чайковского, ныне студент Казанской государственной
консерватории им. Н.Г. Жиганова; Герман Мархасин — выпускник УМК г. Екатеринбург,
ныне студент Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского.      Форму
сольного концерта можно практиковать на различных ступенях обучения
обучающихся, имеющих для этого необходимые музыкальные способности и качества
личности.

Сценарий
сольного фортепианного концерта обучающегося Рефтинской ДШИ Германа Визнера
«Волшебные звуки».

         Ведущая:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем концертном
зале на вечере фортепианной музыки!

         Музыка –
это необъятный мир ярких красок, глубоких переживаний и невероятных
впечатлений. «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в
котором никто не живет». (Эти слова принадлежат немецкому поэту Людвигу Иоганну
Тику.)

         Чтобы
овладеть навыками игры на любом музыкальном инструменте, нужны не только
музыкальные способности, необходимы терпение, усидчивость, настойчивость,
умение справляться с трудностями и, конечно, нужна большая любовь к музыке.

         Сегодня
своё искусство вам дарит ученик 5 класса музыкального отделения, лауреат
международных и дипломант всероссийского конкурса Герман Визнер, преподаватель
М.Г. Волненко.

         Мы
проведём небольшой экскурс во времени и услышим, как менялась музыка вместе со
сменой эпох.

1.    
Концертную программу
открывает Трёхголосная инвенция №15 си минор гениального немецкого композитора
эпохи барокко И.С. Баха.

der Вach –
«ручей», в переводе с немецкого. «Не ручей — море должно было быть его имя». «Пред
Бахом, мы все — дети» (Л.В. Бетховен)

         За
свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены
все значимые жанры того времени, кроме
оперы. Бах —
непревзойдённый мастер
полифонии. Никто из музыкантов не мог сравниться с Бахом в
знании гармонии,
а сам Иоганн Себастьян просто не выносил
неразрешенных аккордов. По утверждению его современников, незаконченные
музыкальные фразы выводили его из себя. Однажды он пришел на прием, где играл
не слишком хороший музыкант, который как только увидел великого композитора —
сразу растерялся и… прекратил игру. При этом последний аккорд был
диссонирующим. Услышав это, Бах, даже ни с кем не поздоровавшись, кинулся к
инструменту и разрешил аккорд. После чего спокойно пошел здороваться с гостями
и хозяином.

Следует отметить, что талант Баха не ограничивался
областью композиции. Он был лучшим среди современников исполнителем на органе и
клавесине. Однажды Баха пригласили в Дрезден участвовать в состязании со
знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном.
Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба играли на
клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым превосходство
Баха.

2-х и 3-хголосные инвенции, наряду с ХТК, создавались
прежде всего с учебной целью: «Для пользы и употребления стремящегося к учению
музыкального юношества, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в
таковом учении уже преуспел», в исполнении Г. Визнера прозвучит

Трёхголосная инвенция №15 си минор.

Следующее произведение
представляет уже новую эпоху, новую образность, новые возможности… В.А.Моцарт
является ярчайшим представителем эпохи классицизма.

Природа одарила
человечество великим гением, которым является Вольфганг Амадей Моцарт. Гений —
это, конечно, огромный талант, но и не меньшая трудоспособность. Творческое
наследие Моцарта поражает своим объемом и многообразием. Написанного им хватило
бы на десяток других творческих судеб: оставивший в своем наследии такие
шедевры, как оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», Моцарт
создал особую эпоху и в жанре симфонии. За двадцать лет он написал около
пятидесяти симфонических циклов. К глубочайшим по мысли и выражению чувств
творениям относится и его церковная музыка, в первую очередь непревзойденный
шедевр — Реквием. Им создано 55 концертов, 32 струнных квартета, 19 сонат для
клавира. Всего около 626 произведений за короткую -30 с небольшим творческую
жизнь.

Считается, что музыка
Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она
удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в
самые невидимые уголки души и тела каждого человека. Этот феномен позволяет
говорить о так называемом Моцарт-эффекте. Американские ученые провели такой
эксперимент: они провели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в
течение 10 минут группа прослушивала фортепианную музыку Моцарта; потом опять
тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение
интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые доказали, что прослушивание
произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех
людей, независимо от пола и возраста. К тому же от этой музыки у людей
повышается концентрация внимания.

         О
Моцарте и его музыке оставили удивительные отзывы его «будущие музыкальные
коллеги», отечественные композиторы:

«По
моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до
которой красота достигала в сфере музыки» (П.И. Чайковский)

«Моцарт
— это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость
весеннего обновления и душевной гармонии» (Д.Д. Шостакович)

         Вы
услышите
I часть сонаты фа мажор В.А. Моцарта

       
  Исполняет Г. Визнер

         Продолжая
музыкальное путешествие во времени, обратимся к имени австрийского пианиста,
композитора и педагога Карла Черни. Черни родился в 1791 году в Вене в год
смерти В.А. Моцарта. Трудно найти музыканта, не знакомого с творчеством Карла
Черни. Его дарование было настолько незаурядно и ярко, что Л.В. Бетховен,
услышав его выступление в 1800 году, сам предложил заниматься с мальчиком 1 раз
в неделю, очень высоко отзывался о таланте и успехах ученика, а впоследствии
именно ему доверил первое исполнение своего Третьего концерта и обучение своего
племянника. Несмотря на успешную исполнительскую деятельность, с 1815 года
Черни полностью отдался композиции и педагогике, и вскоре его признали одним из
лучших фортепианных педагогов в Вене. Безусловно, самым ярким его учеником стал
Ференц Лист.

Творческое
наследие Черни как композитора многогранно. Это реквиемы, симфонии, концерты,
камерные произведения, романсы. Однако популярностью пользуется именно
фортепианное творчество, в особенности сборники его этюдов, представляющие
большую ценность для пианистов. Становление и рост любого начинающего пианиста
невозможны без развития фортепианной техники. Огромную роль в этом играют этюды
– специальные пьесы — упражнения для освоения какого-либо технического приёма.
Музыканты любят исполнять этюды Черни из-за очевидной пользы, которую они
приносят, а также мелодичности и художественности большинства сочинений.

Карл
Черни Этюд №17 ор. 740

         И
вновь новая эпоха — XIX век, романтизм в музыке. Основной задачей романтизма
было изображение внутреннего мира человека, жизни души. Присущий романтической
музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней
личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок
автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность, рельефность и
индивидуальность.
Внимание к
чувствам приводит к смене жанров: господствующее положение приобретает
«лирическая исповедь». Одним из главных представителей этого направления в
музыке
стал Фридерик Шопен.
Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в его творчестве являются
вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной
жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов
композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.
Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность
раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку:

Как
сердцу высказать себя?

Другому,
как понять тебя?

Поймет
ли он, чем ты живешь?

Мысль
изречённая – есть ложь.

Фридерик
Шопен Вальс ор. 69 №1

       С темой
лирической исповеди очень часто переплетается тема природы. Для романтиков
природа — выражение духовной жизни. В природе романтик всегда видит зеркало,
отражение либо собственной душевной тоски, либо идеальной жизни, составляющей
предмет его мечтаний. Поэтому природа наделяется смыслом, нередко более
красноречивым, чем смысл слов.

       Восхваление
красоты родной земли, нередко в связи с воспоминаниями о детстве, характерное
для романтического искусства, прослеживается и в фортепианном цикле русского
композитора 19 века П.И. Чайковского «Времена года», состоящего
из 12
характеристических картин, посвящённых каждому из12 месяцев года. «Времена
года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора,
запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.

       Идея
цикла и названия пьес принадлежала Н.М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист»,
с которым Петр Ильич сотрудничал. Осенью 1875 года издатель «Нувеллиста»
предложил Чайковскому написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые
публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный
круг. Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен был
представить пьесу к очередному номеру не позднее 15-го предыдущего месяца. Когда
дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил композитору еще одно
«усовершенствование»: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. Против этой
идеи Чайковский не возражал. Следует признать, что по прошествии уже большого
исторического периода мы воспринимаем эти стихотворные строки как органичную
поэтическую составляющую всего цикла. Более того, эти стихотворные «ключики» к
каждой пьесе хорошо подходят ко многим другим произведениям композитора. Названия
пьес звучат так:

1 «Январь. У камелька»

2 «Февраль. Масленица»

3 «Март. Песня жаворонка»

4 «Апрель. Подснежник»

5 «Май. Белые ночи»

6 «Июнь. Баркарола»

7 «Июль. Песня косаря»

8 «Август. Жатва»

9 «Сентябрь. Охота»

10 «Октябрь. Осенняя песня»

11 «Ноябрь. На тройке»

12 «Декабрь. Святки»

         Во
второй пьесе цикла — «Февраль. Масленица», композитор изображает сцены
народного гуляния, веселья и задора:

«Скоро
масленицы бойкой

Закипит
широкий пир».

         С
первых звуков ощущение праздника наполняет душу слушателя.

П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена
года»

Рубеж 19-20 века в России – сложное, противоречивое
время. И вместе с тем — великая эпоха русского культурного ренессанса,
«Серебряный век» — одна “из самых утонченных эпох в истории русской культуры»,
эпоха творческого подъема поэзии и философии, эпоха появления новых имён, новой
чувствительности.

     Среди поколения музыкантов, вступивших в
творческую жизнь в конце 19 — — начале 20 века, следует отметить имя А.Н.
Скрябина. Музыка Александра Скрябина — замечательная страница «серебряного
века» русской культуры. Это — чуткая «сейсмограмма» внутреннего мира художника,
живущего накануне, в межвременье, в предгрозовой атмосфере всеобщих ожиданий, и
всем существом устремленного навстречу грядущему обновлению. Отсюда ее
повышенный, доходящий часто до экзальтации, эмоциональный тонус, ее энергетика,
ее импульсивность и внутреннее беспокойство, непрерывная изменчивость и
прихотливая игра нюансов, поэтизация состояний томления, порыва, утонченный
лиризм и недосказанность, а также — ее волевая устремленность, взрывчатость и
драматизм. Одних слушателей музыка Скрябина покоряла вдохновенной силой, других
возмущала своей необычностью.

     Ранние скрябинские миниатюры ещё сохраняют
драгоценный тон лирического высказывания, унаследованный им от романтиков, в
частности Шопена, фиксируя тончайшие движения души. Поразительно богатство этих
состояний, запечатлённых в звуках, поразительна законченность и ясность пьес,
лаконизм и отточенность формы. В ранних прелюдиях Скрябина фортепиано «поёт» —
и не только верхним главным голосом, но и побочными, сопровождающими,
запрятанными в сложных плетениях звуковых линий, как ветви в листьях. Так
основная тема 4-й прелюдии из оп.11 могла бы существовать как очень
выразительное соло виолончели. В основу этой прелюдии положен отрывок из
неоконченной баллады си-бемоль минор: «Прекрасная страна! И жизнь здесь
другая!», а в прелюдии № 22 напрашивается аналогия со звучанием струнного
квартета; на сей раз вначале солирует воображаемая скрипка, в середине на
первый план выходит виолончель.

А.Н.
Скрябин прелюдии №4, №22 из ор.11

              Младший
современник А.Н. Скрябина С.С. Прокофьев ворвался в бурный вихревой поток
начала
XX
века, как нечто неповторимое и новаторское. Он был художником дерзким,
своенравным, не терпевшим никаких штампов, и его произведения, как правило,
были новым словом в искусстве.

              В 1909 году С.С. Прокофьев
окончил Петербургскую консерваторию как композитор, в 1914 году — он блестяще
сдал экзамен как пианист, исполнив в выпускной программе наряду с другими
произведениями и свой Первый фортепианный концерт. Прокофьеву была присуждена
первая премия имени Рубинштейна — прекрасный рояль. Со временем он стал
крупнейшим пианистом-виртуозом.

              В
1935 году был создан балет «Ромео и Джульетта». До Прокофьева музыканты,
писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям,
считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение,
проникнутое духом Шекспира – поэтичное, глубокое, содержащее реалистические и
блестящие психологические портреты. «Вот друг Ромео – весельчак Меркуццио,
сыплющий острыми шутками, но готовый в любой момент обнажить ножны и ринуться в
схватку с врагом и даже погибнуть, вступившись за свою честь  и честь своего
друга Ромео.

С.С.
Прокофьев «Меркуццио» из балета «Ромео и Джульетта» в переложении для
фортепиано.

        
Исполняет Герман Визнер.

«Музыка
подобно дождю

Капля
за каплей просачивается

в
сердце и оживляет его»

Р.
Роллан

Сегодня
радость встречи с музыкой нам подарил Герман Визнер.

Пожелаем
Герману Визнеру дальнейших творческих успехов! До новых встреч.

автор: Левина Елена Кузьминична

преподаватель по классу фортепиано МБУДО ДШИ им.Г.Кукуевицкого город Сургут

Сценарий фортепианного концерта класса “В каждом звуке целый мир”

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого.                  

          Сценарий фортепианного концерта класса 

                 « В каждом звуке целый мир»

                                        Выполнила: Левина Елена   Кузьминична

                                        Преподаватель высшей квалификационной категории

                                         г. Сургут 2021 г.

          Пояснительная записка.

Участие в концертах является одним из любимых видов деятельности обучающихся в ДШИ, предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста. При этом, обучающийся должен обладать необходимыми качествами, характерными для исполнителя, такими как музыкальность,  целеустремленность, творческое мышление, сценическая выдержка, артистизм.

Лишь немногие, особенно одаренные дети, способны выступать с сольной программой, подготовленной для публичного представления своих успехов, являющейся своего рода высшей планкой, подведение итогов творческой деятельности обучающегося на определенном этапе образовательной деятельности. Сольный концерт является эффективной формой практической деятельности, направленной на развитие творческого потенциала личности и формирования ключевых компетенций начинающего музыканта.

Исполнение сольной программы приведет и к росту мотивации учащихся в обучение игре на фортепиано, а это является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

В моем концерте принимают участие несколько учеников, которые выступят со своей сольной программой.

Сценарий фортепианного концерта класса «В каждом звуке целый мир»

Ведущая : Добрый вечер, уважаемые слушатели!

                  Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады  приветствовать вас на концерте учащихся класса 

Елены Кузьминичны Левиной. «В каждом звуке целый мир!»

Сегодня шедевры классической музыки для вас исполнят юные дарования:  Диана Масленникова,  Венера Хайруллина и Анастасия Белогай. Эти девочки Дипломанты и Лауреаты Международных, Всероссийских, городских и окружных конкурсов.

Елена Кузьминична, как педагог, отмечает следующие качества учащихся: перспективность, целеустремленность, проявления большого интереса к конкурсной и концертной деятельности, огромную работоспособность, талант и желание быть лучшими. 

Откроет наш концерт  барочная музыка  И.С. Баха. 

Мне дорог Бах…
Ну, как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!

ХТК  – основа основ каждого пианиста. Через 3 года все музыкальное сообщество будет отмечать 300- летний юбилей этого цикла. 

Прелюдия и фуга ре минор из I тома –  произведение, на сюжет которого, была написана картины Рафаэля «Чудесный улов». Прелюдия – это темная сила, грех и искупление.

Фуга – олицетворение чистоты и непорочности  Девы– богоматери.

Сегодня это произведение будет исполнено дважды. Каждый исполнитель понимает, чувствует по особому глубину, содержание,  этой музыки, тем самым по своему раскрывая художественную красоту  произведения.

  1. И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир 1том. 

    Прелюдия и фуга ре  минор

    Исполняет Диана Масленникова, ученица 6 класса

  1. ХТК Прелюдия и фуга ре минор 1 том. 

   Исполняет Венера Хайруллина, ученица 6 класса

Прелюдия и фуга фа диез мажор из I тома – это предвкушение праздника.

Прелюдия – куранты, легкие, отдаленные колокола в воздухе. 

В этой музыке – утренняя свежесть природы, безмятежный созерцательный характер. 

Фуга –  носит догматический характер «Да свершится воля твоя!»

  1. И.С. Бах ХТК 1 том Прелюдия и фуга фа диез мажор

   Исполняет Анастасия Белогай, ученица 8 класса

«Моцарт- это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии» так сказал Д. Шостакович. 

У Амадея был легкий характер, он умел во время и остроумно пошутить, трепетно относился к дружбе. Композитор был ярким поклонником светских мероприятий, частым гостем на балах и маскарадах. Он был великолепным танцором, особенно ему удавался менуэт. Любил птиц и лошадей, играл в бильярд с женой и друзьями.

  1. В.А.Моцарт   Соната фа мажор. 1 часть.

   Исполняет Диана Масленникова.

Франс Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор и дирижер, основоположник венской классической школы, вошел в историю музыки как один из создателей классической симфонии и квартета.

Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт уважал и почитал своего старшего друга. Он был в восторге от Гайдна и часто приглашал его на свои концерты. Йозеф отвечал взаимностью молодому вундеркинду и с удовольствием играл с ним в квартетах. Мелодии Гайдна отличаются светлым и радостным характером, с преобладанием танцевальных ритмов. Но встречаются произведения минорного печального характера, отражающие мир лирических красок и глубоких чувств. 

  1. Йозеф Гайдн Соната соль минор. 1 часть

    Исполняет Венера Хайруллина

Людвиг Ван Бетховен – великий немецкий композитор и дирижер, пианист, виртуоз, заложивший основу современного пианизма, представитель венской классической школы.

Бетховен говорил – «Музыка – это откровение более    высокое, чем мудрость и философия, попробуйте вслушаться в нее не только своим слухом, но и всем сердцем…»

  1. Л.В.Бетховен Соната № 10 соль мажор. 1 часть

   Исполняет Анастасия Белогай. 

Далее в концерте прозвучит музыка П.И. Чайковского. 

Его произведения признаны самыми исполняемыми во всем мире. Своим творчеством он внес колоссальный вклад в мировую музыкальную культуру.

Пьеса «Май. Белые ночи» входит в известный фортепианный цикл «Времена года»

Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Музыка  П.И.Чайковского передает смену противоречивых настроений. Горестные раздумья сменяются сладостными замираниями  восторженной души на фоне романтического и пейзажа  белой ночи.

«Какая ночь! На всём какая нега!

 Благодарю, родной полночный край!

 Из царства льдов, из царства вьюг и снега,

 Как свеж и чист твой вылетает Май!»

  1. П.И. Чайковский «Белые ночи» из цикла «Времена года»

    Исполняет Диана Масленникова

Юрий Полунин – советский пианист, педагог и композитор, автор ряда фортепианных сочинений педагогического репертуара.

Скерцо – (в переводе с итальянского)- это шутка. И  действительно, нечто шутливое, «смеющееся» можно услышать в пассажах и изгибах мелодии. Живая, стремительная музыка «Скерцо» удивительно многообразна- от легких, воздушных до фантастических и даже зловещих образов.

  1. Ю.Полунин  «Скерцо» ми минор

    Исполняет Диана Масленникова

Сергей Михайлович Слонимский – советский и российский композитор, пианист, музыковед, педагог, профессор. 

Игра динамическими красками, придающая внезапную контрастность, утонченность и удивление, высказывание чего- то сокровенного и очень личного  характеризует музыку «Романтического вальса» 

  1. С.Слонимский «Романтический вальс»

    Исполняет Диана Масленникова

Фридерик Шопен – великий польский композитор и пианист, новатор в области содержания, музыкального языка, форм, жанров, гармонии, основоположник польской классической музыки. 

Он  ввел новые приемы пианистического исполнительства, блестяще раскрыл технические и выразительные возможности фортепиано-инструмента, для которого написаны почти все его произведения. 

  1. Ф.Шопен  «Вальс» ми минор

      Исполняет Венера Хайруллина

Эдвард Григ – норвежский музыкальный деятель и композитор, дирижёр и пианист. Огромное влияние на его творчество оказала норвежская народная культура. Особое внимание Григ уделял песням и романсам, которых опубликовал более 600.

Пьеса «Сердце поэта» полна романтического пафоса и по-григовски искренняя. Эта миниатюра – первая вершина камерной лирики композитора». 

«Ты знаешь, как волны в просторе шумят,

как в струнах волшебные песни звучат,

но сердце поэта постиг ли ты?

Сильнее, чем в море, там бури шумят,

волшебные песни там вечно звучат,

Страстей мятежных то сердце полно,

и кровью от мук исходит оно.»

  1. Э.Григ «Сердце поэта»

      Исполняет Венера Хайруллина

Клод Дебюсси- французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик, ярчайший представитель импрессионизма. Дебюсси воплотил в музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Пианизм Дебюсси – это тонкость прозрачного звучания, журчащих пассажей, господство  колорита, изысканной педальной техники, чрезвычайная мягкостью и легкость, текучесть и «ласкающая артикуляция.

  1. К.Дебюсси «Арабеска» ми мажор

      Исполняет Венера Хайруллина

Ференс Лист –  венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог,

музыкальный и общественный деятель. Один из ведущих представителей позднего романтизма. 

Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его мастерство остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.

Лорелея- центральный персонаж немецкой романтической поэзии, дева-чаровница, речная фея. Легенда о Лорелее, долгое время оставалась лишь местным преданием: «В древние времена в сумерки и при лунном свете на скале  появлялась девушка, которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о подводные камни и погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке слушая небесный голос певицы-волшебницы. 

«Дохнуло прохладой, темнеет.

Струится река в тишине.

Вершина горы пламенеет

Над Рейном в закатном огне.

Девушка в светлом наряд

Сидит над обрывом крутым,

И блещут, как золото, пряди

Под гребнем её золотым.

А скалы кругом всё отвесней,

А волны- круче и злей.

И верно погубит песней

Пловца и челнок Лорелей.

  1. Ф.Лист «Лорелея»

     Исполняет Анастасия Белогай

Анатолий Константинович Лядов – русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.

Фортепианные миниатюры составляют большую часть его творческого наследия. 

Отличительными особенностями  стиля являются – изящество и прозрачность, отточенность мысли, преобладание мелкой техники – «ювелирная» отделка деталей.

  1. А.К. Лядов   «Прелюдия»

      Исполняет Анастасия Белогай.

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат Сергею Рахманинову – великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Любовь к отчизне, как  и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своем вдохновенном творчестве. 

Полишинель – (персонаж французкого народного театра,) горбун, веселый задира, шут и балагур.

Но у полишинеля есть свой секрет- это мнимая тайна, 

которая всем известна.

  1. С.Рахманинов  «Полишинель»

      Исполняет Анастасия Белогай

А сейчас, в заключение концерта, в исполнении Венеры Хайруллиной и Дианы Масленниковой прозвучит пьеса

  1. Ю. Маевского «Прекрасная Лапландия» 

Наш концерт окончен! Благодарим за внимание!

Сценарий

концерта фортепианной музыки

«Души прекрасные порывы…»

Ведущая:  Добрый вечер, дорогие друзья!

«Музыка – таинственная, неизбежная, ощущаемая и творимая человеком реальность. Исчерпать ее невозможно: в конце концов, все кончается музыкой, как и все начинается с нее.  Музыка  — это еще одна вселенная!». Так поэтично сказал об этом загадочном виде искусства австрийский пианист, педагог  Артур Шнабель.

И вот такими прекрасными словами мы начинаем концерт фортепианной музыки «Души прекрасные порывы».

1. И. С. Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ми- бемоль мажор

2. Бетховен – художник, стоящий на грани двух эпох,  18 и 19 столетий. Его творчество опиралось на многовековой опыт и богатейшие национальные традиции, созданные поколениями немецких музыкантов. Бетховенское творчество – особая веха в истории фортепианной музыки. Его 32 сонаты – и по сей день альфа и омега для всех пианистов.

Л. В. Бетховен. Опус второй. Соната № 1 (фа минор, 1 часть)

Ведущая:  Собеседник¸ оратор или проповедник…

Как назвать артиста, дающего сольный концерт?

Именно романтики, жаждущие всего личного, индивидуального, устремились к этой форме исполнительства.

Может быть, не каждый слушатель понимает, как много требуется от солиста, который выходит на эстраду, чтобы сыграть концерт. Он один будет весь вечер предметом внимания целого зала и в этом исключительность его положения. Им приходят восхищаться, и одновременно судить. Его стул у рояля – это и трон, и скамья подсудимого одновременно.

А публика чутка. Она понимает очень многое: легкое волнение вначале… и эмоциональную свободу, которая приходит к исполнителю с каждым следующим произведением. Она прощает, если чувствует за всем этим яркую артистическую личность.

3. Ф. Шопен. Опус 55. Ноктюрн № 1

4. «Арабеска» — такое причудливое название следующей пьесы. В переводе это слово  означает «арабский».   Эта пьеса французского композитора Клода Дебюсси  — основоположника музыкального импрессионизма. Вообще, композиторы – импрессионисты «учились слышать свет»,  передавать в звуках движение воды, колебания листвы, дуновение ветра.

 Итак, звучит «Арабеска» (ми мажор) К. Дебюсси

5. Лучшая часть творческого наследия Ференца Листа – это его фортепианные произведения.  В них гармонично сочетаются художественные индивидуальности и пианиста, и композитора. По меткому выражению Стасова «Лист обновил звучание фортепиано, сделав из него неведомую, неслыханную вещь – целый оркестр!»

Ф. Лист. Опус первый. Этюд № 1

6. Произведение, которое прозвучит сейчас под названием «Шутка» написано советским композитором Анатолием Александровым – учеником Игумнова и Танеева. Эта пьеса выдержана в духе произведений Сергея Прокофьева: те же пианистические приемы, стилистика, гармония, яркая образность и острота характеристик.

Александров «Шутка».

Ведущая:  Особый раздел в творческой жизни пианиста занимает концертмейстерская практика. Это особая грань мастерства пианиста, особое умение играть не просто в дуэте с другим музыкантом или вокалистом — это умение слышать, предчувствовать сиюминутные интерпретаторские желания солиста и следовать за ним. Не «задавить» своим мощным рояльным звуком, а поддержать, облагородить звучание солирующего инструмента: вот в чем залог успеха!

Если привести сравнение, к примеру, солист – это  драгоценный камень, алмаз, то концертмейстер – это дорогая ажурная  и в тоже время очень прочная оправа.

7. Я, думаю, вы догадались, что сейчас рояль будет звучать в ансамбле.

Гениальный «Вокализ» Сергея Рахманинова можно назвать русской «песней без слов».  Сейчас прозвучит это произведение в переложении для виолончели и фортепиано.

8. И еще одно произведение мы исполним вместе с Машей. «Аллегро аппассионато» французского композитора Камиля Сен – Санса.

Это произведение было написано композитором для виолончели и оркестра. Партия оркестра переложена для фортепиано и совсем непростая  перед пианистом  — концертмейстером встает задача —  передать всю прелесть и сложность оркестровой палитры.

9. Родина Эдварда Грига – страна, богатая народным искусством и крестьянским художественным мастерством: Норвегия. И музыка Грига вскормлена народными песнями и танцами. Сейчас прозвучит пьеса «Свадебный марш в Трольдхаугене». Трольдхауген – это сельский дом Грига, близ города Бергена, сейчас это дом – музей композитора.

Эта пьеса вошла в восьмую тетрадь  под названием «Лирические пьесы».  В этой задорной музыке всё яркое: свет, радость, веселье, изумрудный колорит зелени лугов горного пейзажа.

Итак, звучит  «Свадебный марш в Трольдхаугене» Эдварда Грига.

10.  Творчество Александра Скрябина освещает яркой вспышкой два рубежных десятилетия 19 и 20 веков. Он поистине яркий новатор в области средств музыкальной выразительности.

Его могучая фантазия создала совершенно неповторимый мир звучания рояля.

А. Скрябин. Этюд ми мажор

11. Этюды 10 опуса Фредерика Шопена можно назвать энциклопедией фортепиано.  Музыка этого цикла заставляет нас поверить, что у фортепиано есть душа и Шопен умеет к ней прикоснуться.

Ф. Шопен. Этюд № 3 (ми мажор)

12. Романс Глинки «Жаворонок» на слова Кукольника был столь популярен при жизни композитора, что стал предметом для всевозможных переложений. И Милий Балакирев —  пианист – виртуоз, композитор,  основатель музыкального кружка «Могучей кучки», продолжатель традиций Глинки,  сделал переложение для фортепиано.

М. Глинка – М. Балакирев  «Жаворонок»

13. И в завершение концерта прозвучит произведение в легком жанре в исполнении  дуэта пианистов.  Это будет Фантазия на тему «В лесу родилась елочка» Даниила Крамера.

И не удивляйтесь! Ведь по восточному календарю Новый год наступает только 14 февраля, а также празднуют День всех влюбленных. Так, что сегодняшнее поздравление с этим праздниками совершенно уместно.

Дорогие друзья! Концерт наш подошел к концу!



Сценарий отчетного концерта «Весенние фантазии» отделения «Фортепиано» ДШИ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

ЗАТО Северск «Детская музыкальная школа»

Сценарий отчетного концерта «Весенние фантазии»

отделения «Фортепиано» ДШИ

подготовили

Колесникова Лариса Васильевна,

преподаватель ДШИ

Косарева Татьяна Владимировна,

заведующая отделением «Фортепиано»

Северск

2017

Цель: приобщение подрастающего поколения к традициям русской

музыкальной культуры.

Образовательные:

применение полученных знаний и умений учащимися в практической

деятельности;

приобщение детей к навыкам выразительного исполнения произведений

различного характера в условиях публичного выступления.

Развивающие:

развитие творческого воображения;

развитие умения концентрировать внимание, управлять своими эмоциями

в выступлениях на сцене.

Воспитательные:

формирование сценической культуры;

воспитание эстетического вкуса;

воспитание любви к музыке.

Добрый вечер дорогие гости! Мы собрались в нашем уютном зале по уже давно

сложившейся традиции. Сегодня концертный зал школы гостеприимно

распахнул свои двери, встречая всех желающих погрузиться в прекрасный мир,

мир Музыки! Наша школа искусств оазис культурной жизни города, это

центр искусства, системы музыкального воспитания, проверенной временем.

Взволнованные лица преподавателей, ответственные дети, родители, множество

гостей – все это придает особую торжественность праздничному вечеру.

Подходит к завершению еще один учебный год и поэтому пришло время

подвести итог всему, чего мы достигли за этот период. А сделано было нашими

детьми немало: в течение этого года учащиеся фортепианного отделения

приняли участие в различных конкурсах исполнительского мастерства и

проектной деятельности областного, Всероссийского и Международного

уровня.

Сегодня нас ждет встреча с музыкальным инструментом, без которого не может

обойтись ни один концерт классической и популярной музыки, который при

случае может заменить целый оркестр, а своим внешним видом украсить любой

концертный зал. Сегодня «Его величество Рояль» приглашает вас на праздник

музыки, весны и хорошего настроения.

Наш концерт называется «Весенние фантазии». Это планета Детства и музыки!

Это планета наших надежд, свершений, успехов и талантов.

Здесь верят волшебству,

Здесь дружат с чудесами,

Все сказки наяву приходят в гости сами.

Здесь тучи не видны, здесь от улыбок тесно,

Волшебная страна, планета наша – Детство.

Весною с пробуждением природы сердце распахивается навстречу чемуто

новому, неизведанному. Весной пробуждаются все самые светлые и добрые

чувства, которыми так хочется поделиться с окружающими. В это прекрасное и

удивительное время года дарят хорошее настроение и радуют глаз

распускающиеся цветы. По древней легенде, они расцветали в тех местах, где

красавица Весна прошла босиком, подарив земле свое тепло. И мы не устаем

удивляться:

Что за волшебница Весна!

Откуда в ней так много силы?

Едва очнувшись ото сна,

Одна природу пробудила.

Волшебной палочкой взмахнув,

Она сугробы растопила

И сразу же, не отдохнув,

Ручьям дорогу проложила.

Потом, как будто дирижёр,

Она учила петь капели.

И их весёлый, звонкий хор

Поёт которую неделю.

И солнцу жарче греть велела,

Дала лучей ему взаймы,

И сразу всё зазеленело,

Как будто не было зимы.

И воздух чист, и даль ясна!

Поёт природа, оживая.

Да, ты волшебница, Весна!

Теперь мы это точно знаем.

Ну, а мы встречаем наших первых участников! Для вас поет хор фортепианного

отделения!

В.А. Моцарт. Тоска по весне

Весна это вечная песнь любви и цветов. Не определить, где, когда она

начиналась, кто сложил ее первые слова и подарил миру эти чудесные звуки.

Одно можно сказать уверенно: этим песням жить вечно!

Э. Фарджен. Цветочное нашествие

Наш весенний мир гармонии и красоты дарит вам сегодня целый букет

волшебных россыпей музыки. Слушайте и наслаждайтесь! И поэтому сегодня:

Откроем души мы свои для счастья —

И с каждым им поделимся из вас,

Чтобы на ваших лицах радость засияла,

Чтоб теплоту увидеть ваших милых глаз.

Подарим настроение и радость

И солнечный апрельский добрый свет,

Чтоб в этот день удача улыбнулась,

Весна дала вам мудрый свой совет!

Уважаемые гости, пожалуйста, поддержите первых исполнителей особенно

активно и тепло, потому что это самые юные участники нашего концерта,

учащиеся 12 класса фортепианного отделения.

Ж. Металлиди. На лесной полянке

В. Калиниченко. Танцующий дождик

П. Чайковский. Песня жаворонка из «Детского альбома»

А. Копленд. Мышь в мусорной корзине

В. Гиллок. Карнавал в Рио

Э. Невин. Джазовая пьеса

Гармония и красота… всетаки как не хватает нам порой этого.

Ритм жизни увлекает нас в своем стремительном потоке дней, складывающихся

в месяцы и годы. И редко мы можем остановиться, чтобы насладиться

прекрасным солнечным днем и свежей зеленью или чарующей музыкой.

Весна это еще и очень душевные праздники, но речь у нас пойдет не о всеми

любимом празднике 8 Марта. Уход зимы знаменуется такими праздниками, как

Прощеное воскресенье, а совсем недавно было Вербное воскресенье, светлый и

радостный праздник Воскресения Христова святая Пасха, которые для нас

являются поводом задуматься о душе, о близких, о своем предназначении в этом

мире.

Верба жёлтая пушистая,

Нежность зелени кругом.

Сказки аура лучистая,

Вечер синим серебром…

Небо радости венчальное

Разноцветным хрусталём.

Звёзд сиянье обручальное

Ночь расцвЕтило огнём…

Золотого шёлка платьице,

Свет очей – голубизна.

Вербе, солнечной красавице,

Улыбается Весна… (Валери Вашест)

Н. Торопова. Романс

П. Чайковский. Вальс из «Детского альбома» (домра, аккомпанемент)

Как хорошо жить на планете Детства, там, где солнечные сны, звездные мечты,

много радости и улыбок! Детство это особенный мир, это самая удивительная

страна со своими красками красотой окружающего мира, ощущением счастья,

жаждой неизведанного, звонким смехом и забавными приключениями, которые

так ярко может передать музыка. Все самые интересные события детства и

весны для вас, дорогие слушатели!

Есть на свете страна добрых сказок,

В ней волшебники детства живут.

Детство – это всегда краски радуг,

Ими можно покрасить всё вокруг.

Детям хочется жить там, пожалуй,

Будто в теплой и вечной весне.

В самой сказочной и небывалой,

В самой волшебной стране.

П. Чайковский. Нянина сказка из «Детского альбома»

Лирические вариации на тему русской народной песни «Матушка, что во

поле пыльно»

А. Колтунова. Танец чертенят (фортепианный ансамбль)

О, музыка! Как звон бокалов, как хрусталь!

Чарующие звуки водопадом

Уносят в восхитительную даль,

Рассыпавшись стремительным каскадом.

Влекут собой на щедрый звонкий пир,

Манят аккордом в радостную вечность,

Творят безумный и прекрасный мир,

И счастья вихрь, и жизни бесконечность. (Л. Баграмова)

С. Рахманинов. Пьесафантазия

Дж. Конконе. Этюд «Зима и весна»

Особый раздел в обучении игре на фортепиано занимает искусство

аккомпанемента. Это особая грань мастерства пианиста, умение играть не

просто в дуэте с другим музыкантом или вокалистом это умение слышать,

предчувствовать желания солиста и следовать за ним: вот в чем залог успеха!

Л. Боккерини Менуэт (скрипка, аккомпанемент)

Шопен, ты словно море выплаканных слёз,

Круженье, виражи и игры над волной

Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.

Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой.

Мятежный страстный звук внезапно оборвёт

Поток страданий — твой немыслимый каприз,

Так бабочка легко исполнит перелёт

С фиалки скромной на причудливый нарцисс,

Но пламенный восторг всё ж полон горьких нот.

Вода озёрная и бледный лунный свет

Твой благородный лик оправили в печаль,

Но на рассвете вновь ты призываешь даль,

И солнце разольётся радостно в ответ.

Оно сквозь слёзы улыбается, как прежде,

Даруя светлый луч утраченной Надежде! (М. Пруст/Корди)

Г. Фиртич. Вальс памяти Ф. Шопена

Всем знакомы слова: «Там, где бессильно слово, начинается музыка». То, что

невозможно передать словом, договаривает музыка. Музыка обладает

удивительным и неповторимым свойством задевать глубинные струны души

человека. Она учит состраданию, сопереживанию к происходящему, будит

задремавшие силы души человека в устремлении к прекрасному,

возвышенному, пробуждает надежду. Через нее мы обретаем себя, узнаем свое

истинное «Я». Посредством музыки мы осознаем свое достоинство, величие и

силу, заложенную в нас Творцом.

А. Рубинштейн. Вальс

С. Рахманинов. Полишинель

Некоторые из вас совсем скоро получат свидетельства об окончании школы.

Прощаться всегда грустно и немного тревожно. Хочется верить, что при встрече

с любыми трудностями, творчество для наших детей будет дополнительной

опорой, источником сил и новой энергии. Может быть, ктото, закрыв за собой

последний раз двери школы, с облегчением вздохнет, забросит подальше ноты.

И только со временем поймет, что искусство поселилось в них навсегда, что оно

уже оставило неизгладимый след в их душе. Годы учебы будут долго храниться

в вашей памяти как итог труда, радостных минут побед и волнующих

концертных выступлений, и вы еще не раз с ноткой грусти будете вспоминать

свою родную «музыкалку».

Азарашвили. Ностальгия

Д. Кабалевский. Школьный вальс (ансамбль аккордеон и фортепиано)

Но не будем грустить, ведь впереди у вас еще столько интересного, а фантазии

весны поистине безграничны!

…прикоснуться хочу Красоты

с золотыми на солнце лучами

и раскрытым пространством души

любоваться весенними днями…

словно в небе взлетает волна

драгоценным звучаньем мелодий…

в моем сердце царит красота

из созвучья весенних рапсодий…

вдохновенное чувство любви

окрыляет и радует сердце! …

прикоснулась душа Красоты,

и весна подарила наследство… (С. Магницкая)

Г. Свиридов. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.

Пушкина «Метель» (фортепианный ансамбль)

Древний мудрец Сократ говорил: «В каждом человеке солнце. Только дайте

ему светить». Ну, а светить маленьким «солнышкам» помогают наши

уважаемые педагоги. Как настоящие творцы человеческой души,

преподаватели, облагораживая души и сердца детей, учат их постижению

прекрасного, развивая при этом в учащихся и высокие общечеловеческие

качества. И с этими задачами наши преподаватели справляются успешно!

Сегодня Его Величество Рояль подарил нам великую радость общения с

прекрасной музыкой. На прощание мы благодарим вас за ваши светящиеся

радостью глаза, за ваши улыбки и аплодисменты. Пусть же всегда в ваших

сердцах живет весна, мир, гармония, красота и надежда!

Всего вам доброго, до новых встреч!

Литература

1. Квасникова М.Н. Сценарий отчетного концерта учащихся детской школы

искусств «Волшебная планета». http://nsportal.ru/shkola/stsenarii

prazdnikov/library/2014/03/04/stsenaroy-otchetnogo-kontserta-uchashchikhsya

2. Протасенко Л.В. Сценарий концертной программы «Весеннее

откровение». — http://kultrabotnik.ru/archives/125

3. Сценарий отчетного концерта. https://infourok.ru/scenariy-otchetnogo-

koncerta-poddorskoy-muzikalnoy-shkoli-1193162.html

4. Чуданова Е.В. Сценарий отчетного концерта фортепианного отделения

«Гармония весны».

http://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,74483/I

temid,118

5. Выпускной вечер. http://shadr.tv/vypusknoj-vecher-v-katajskoj-detskoj-

shkole-iskusstv/

6. Стихи про весну. — http://irinazaytseva.ru/stixi-o-vesne.html

7. Стихи. — https://www.stihi.ru/2011/12/31/7691

8. Шопен (Пруст/Корди).

http://wikilivres.ru/%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD_(%D0

%9F%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D

0%B4%D0%B8)

9. Стихи С. Магницкая. http://www.svet-

slova.ru/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0/

Автор: Рожнева Ольга Александровна
Должность: Преподаватель, концертмейстер

Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г.Зеи
Населённый пункт: Амурская область, город Зея
Наименование материала: сценарий
Тема: сценарий отчетного концерта фортепианного отделения «Его величество Рояль»

Раздел: дополнительное образование

Ведущая. Здравствуйте, наши уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на отчетном

концерте фортепианного отделения – «Его величество Рояль»!

История фортепиано насчитывает уже более трехсот лет. В 1709 году итальянец Бартоломео

Кристофори разместил под струнами инструмента молочки и назвал свое изобретение

gravicembalo col piano e forte. Отличием фортепианного звучания является то, что силу звучания

можно регулировать своими собственными пальцами. Отсюда и такое название инструмента –

форте – громко, пиано – тихо.

Так и началась история фортепиано.

Для этого инструмента написано множество произведений разнообразного характера. Также на

фортепиано играют пьесы, написанные для его предшественников – таких инструментов, как

клавесин и клавикорд. Кроме того, на нем исполняются и переложения произведений,

написанных для других инструментов, так называемые транскрипции.

Сегодня же учащиеся нашего фортепианного отделения погрузят вас в мир звуков этого

инструмента, этого короля инструментов, ведь именно фортепиано, рояль, может передать

тембры любого инструмента из оркестра.

Сегодня для вас выступят ученики разных классов , от начинающих первоклассников до опытных

учеников шестого класса.

Ну что ж, мы начинаем наш концерт. На сцену приглашается Вера Комарова, первый класс,

преподаватель Наталья Федоровна Митько. Исидор Филипп «Колыбельная»

Номер 1

Николай Любацкий «Курочка»

Номер 2

Нелли Фёдорова, первый класс, преподаватель – Ирина Ринатовна Сухенко. Робер Кембер «Пьеса

для большого пальца»

Номер 3

Тома Яковлева, первый класс, преподаватель – Ирина Ринатовна Сухенко. Робер Кембер

«Маленький марш»

Номер 4

Злата Мартынычева, первый класс, преподаватель – Нонна Львовна Мингазова. Татьяна

Салютринская «Пьеса»

Номер 5

Елизавета Фролова-Раздрокова, первый класс, преподаватель – Алёна Александровна Рожнёва.

Эли Сигмейстер, канон «Вниз по Миссисипи»

Номер 6

Лилия Родионова. Пьеса в народном духе

Номер 7

Екатерина Колегова, первый класс, преподаватель – Алёна Александровна Рожнёва. Александр

Гедике «Сонатина»

Номер 8

Ведущая. Играть на фортепиано может один человек – солист. Но широкую популярность имеют и

фортепианные ансамбли. Ведь на этом инструменте можно играть не только в две руки – но и в

четыре, шесть, восемь! Известны и фортепианные ансамбли, в которых участвуют сразу несколько

инструментов.

Ансамбли звучат интересно и насыщенно, ведь благодаря большему количеству участников

возможности инструмента становятся еще неограниченнее.

Давайте и мы послушаем фортепианные ансамбли.

Данил Долгов, третий класс, Никита Дегтярёв, четвертый класс. Преподаватель – Алёна

Александровна Рожнёва. Йозеф Гайдн «Анданте»

Номер 9

Гульназ Идиатуллина, второй класс, преподаватель – Нонна Львовна Мингазова. Елена Поплянова

«Два веселых человечка»

Номер 10

Александра Черепанова, Ксения Московских, четвертый класс, преподаватель – Алёна

Александровна Рожнёва. Манфред Шмитц «Меланхолический вальс»

Номер 11

Виктория Бобрышева, третий класс, преподаватель – Ирина Ринатовна Сухенко. Арам Хачатурян,

произведение из балета «Чиполлино» — «Помидор»

Номер 12

Ведущая. Вечер сбросил сумрачные шали…

А в огромном зале, в тишине,

Девочка играла на рояле,

Музыкой своей увлечена.

Сколько в ней волнующих эмоций!

Каждый звук метался мотыльком,

Мендельсона песнь играет звучно,

Будто улыбнулся ей тайком.

Пальцы ловко в темноте мерцали,

Из-под клавиш били искры нот.

Шустрый ветер, присмирев вначале,

Подпевал, как бархатный фагот.

И мерцали свели в легкой дрожи,

И мелькали тени у стены.

Зал был восхищен и заворожен,

Вырвавшись из плена тишины.

Девочка играла на рояле

Чуткие мелодии весны,

Мендельсона, Шумана и Грига…

Чуткие мелодии весны…

Алёна Андриянова, второй класс, преподаватель – Алёна Александровна Рожнёва.

__________________ Вариации на украинскую тему.

Номер 13

Виктория Литвиненко, второй класс, преподаватель – Ирина Ринатовна Сухенко. Вольфгант

Амадей Моцарт «Вальс»

Номер 14

Дарья Самохвалова, второй класс, преподаватель – Наталья Фёдоровна Митько. Иоганн Штраус

«Голубой Дунай»

Номер 15

Игнат Гаврилин, второй класс, преподаватель – Нонна Львовна Мингазова. Обработка Паулы

Лиците – латвийская народная песня.

Номер 16

Виктория Градовская, второй класс, преподаватель – Елена Николаевна Иваровская. Юрий

Виноградов «Танец медвежат»

Номер 17

Ведущая. Австрийский пианист и педагог Артур Шнабель сказал: «Музыка – таинственная,

неизбежная, ощущаемая и творимая человеком реальность. Исчерпать ее невозможно: в конце

концов, все кончается музыкой, как и все начинается с неё. Музыка – это еще одна вселенная!»

А Аристотель считал, что «если музыка способна оказывать известное воздействие на этическую

сторону души, и обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число

предметов воспитания молодежи».

Мы признательны вам, уважаемые родители, за ваши терпение и труд, которые вы прилагаете,

помогая вашему ребенку обучаться игре на фортепиано. Ведь только благодаря вашей поддержке

и пониманию возможна успешная творческая деятельность. И в этот весенний день мы желаем

вам радости и душевного тепла!

Мы продолжаем наш концерт.

Полина Чеканова, третий класс, преподаватель – Ирина Ринатовна Сухенко. Кристина Лоншан-

Друшкевич «Марш»

Номер 18

Анна Сардянова, четвертый класс, преподаватель – Алёна Александровна Рожнёва. Роберт Шуман

«Марш»

Номер 19

Арина Чудинова, четвертый класс, преподаватель – Наталья Фёдоровна Митько. Дмитрий

Кабалевский «Вальс»

Номер 20

Валерия Крылова, четвертый класс, преподаватель – Алёна Александровна Рожнёва. Георг

Телеман «Аллегро»

Номер 21

Ксения Московских, четвертый класс, преподаватель –Алёна Александровна Рожнёва. Александр

Гедике «Танец»

Номер 22

Артём Черкасов, третий класс, преподаватель – Елена Николаевна Иваровская. Антон Диабелли

«Сонатина соль-мажор»

Номер 23

Александра Черепанова, четвертый класс, преподаватель – Алёна Александровна Рожнёва.

Николай Выгодский «Вариации на тему Паганини»

Номер 24

Ведущая. Концерты, фестивали, конкурсы и олимпиады – дело привычное для пианистов нашей

школы искусств. Ребята активно участвуют в концертной деятельности нашей школы, выступая как

в ее стенах, так и за их пределами.

Так, ученица второго класса Гульназ Идиатуллина представляла фортепианное отделение в

зональном методическом объединении, которое проходило в марте этого года, Данил Долгов,

Алёна Андриянова и Екатерина Колегова также представляли нашу школу за ее пределами.

Участвовали наши пианисты и в конкурсах, фестивалях.

Екатерина Колегова стала лауреатом третьей степени в международном конкурсе дистанционного

формата «Живая музыка».

Александра Черепанова также была удостоена звания лауреата третьей степени в дистанционном

конкурсе всероссийского масштаба «К вершине творчества!».

Данил Долгов – лауреат первой степени международного конкурса в дистанционном формате

«Новые имена».

Самым большим событием этого года в жизни нашего отделения было очное участие в

Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Роза ветров»,

проходившем в городе Новосибирск в конце апреля этого года. Трое учащихся фортепианного

отделения – третьеклассники Василисса Юнкова, Данил Долгов и Мария Мозжухина представили

нашу школу и наш город на этом конкурсе. Результаты не могут не радовать, Василисса Юнкова и

Данил Долгов стали лауреатами третьей и дипломантами первой группы в возрастной категории

9-11 лет, Мария Мозжухина – дипломант первой степени в возрастной группе 12-14 лет.

Стоит отметить, что это первый в истории фортепианного отделения случай участия учащихся в

конкурсе, проходившем в другом регионе.

Мы желаем всем нашим ученикам дальнейших успехов.

Продолжаем наш концерт.

Василисса Юнкова, третий класс, преподаватель – Ирина Ринатовна Сухенко. Сергей Прокофьев

«Дождь и радуга»

Номер 25

Данил Долгов, третий класс, преподаватель – Алёна Александровна Рожнёва. Эдвард Григ «В

пещере горного короля»

Номер 26

Мария Мозжухина, третий класс, преподаватель – Ирина Ринатовна Сухенко. Георг Фридрих

Гендель «Пассакалья»

Номер 27

Ведущая. Неспокойно за окном моим – там дождь,

И душа моя, как небо точно — плачет…

В одиночестве почувствовал: так нужно мне,

Чтоб звучало фортепьяно, не иначе!

Тайна звукоизвлечения — проста:

Передастся молоточком деревянным

Звук от клавиши к струне,

но красота

И изысканность игры на фортепьяно —

Не механика, а волшебство касаний

Нежно-чутких, с вдохновеньем, свыше данным!..

Чёрно-белыми богата полосами,

Как и жизнь, клавиатура фортепьяно…

И стихией укрощённою поманит

Вечер, будто бы окрашен

синью Прусскою*.

Жизнь, как та клавиатура фортепьяно,

Белым чёрное сменяет…

Слышу Музыку!..

Виолетта Будник, шестой класс, преподаватель – Елена Николаевна Иваровская. Фридрих Кулау

«сонатина ля-минор»

Номер 28

Анастасия Евсеева, шестой класс, преподаватель – Наталья Фёдоровна Митько. _____________

Забукидзе «Прелюдия»

Номер 29

Ведущая. Вот и подошел к окончанию наш концерт. Хотим поблагодарить вас за внимание,

поддержку, улыбки и аплодисменты. Мы надеемся, что эта встреча отозвалась теплом в ваших

сердцах. Мы не прощаемся, а говорим лишь – до новой встречи. До новой встречи в волшебном

мире музыкального искусства. Всего вам доброго и не забывайте – Жизнь как пианино, с черными

и белыми полосами, но живя, нельзя забывать, что черные клавиши тоже создают музыку.

Сценарий концерта фортепианной музыки, исполняемой обучающимися 1 — 8 классов музыкальной школы, а также музыкальные игры и викторины.

Содержимое публикации

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ШКОЛА № 4»

городского округа Самара

443112, г. Самара, ул. имени академика Н.Д.Кузнецова, 7. тел: 950-68-63, e-mail: myzhorovaya4@mail.ru

«Встреча у рояля»

сценарий новогоднего концерта

фортепианной музыки

Выполнила:

Путилина Елена Геннадьевна

Педагог дополнительного образования (фортепиано)

Самара

2022 г.

Ведущий:

Звезды глядят в окошко,

Спит под снегом природа.

Осталось совсем немножко

До встречи Нового года.

Пусть он принесёт в подарок

Всё то, что вам только снится.

Пусть будет и чист и ярок,

Как снег на ваших ресницах.

Мы начинаем наш праздничный предновогодний концерт!

Ребёнок:

В школе шумно, раздается

Беготня и шум детей…

Знать, они не для ученья

Собрались сегодня в ней.

Нет, рождественская елка

В ней сегодня зажжена;

Пестротой своей нарядной

Всех нас радует она.

Музыкальный номер Л.Бекман«В лесу родилась ёлочка»

Ребёнок:

На лугу стоят овечки

Шерсть закручена в колечки.

И играет для овечек

На свирели человечек.

Это Яничек-пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

И ягнёнка не обидит!

Не обидит нипочём!

Быть мальчишке скрипачом!

Музыкальный номер чешская народная песня «Яничек»

Ребёнок:

Давай споём народные — 

Затянем от души. 

Пускай теперь немодные, 

Да больно хороши! 

Весёлые и грустные, — 

Что хочешь, то споём; 

Родные наши — русские; 

И с ними мы живём. 

Музыкальный номер русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

Ребёнок:

Народный танец не стареет!

Азартом пылким окрылен,

Он опьяняет, страстью греет

Нас с незапамятных времён!

Разнообразны ритм, движенья,

Там — вихрь! Здесь кружат не спеша.

Но в каждом есть, как откровенье,

Народа чувства и душа!

Музыкальный номер М.Мусоргский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Ведущий:

Есть одна игра для вас:

я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

На дворе идёт снежок, скоро праздник… —Новый год!

Мягко светятся иголки, хвойный дух идёт … —От ёлки!

Ветви слабо шелестят, бусы яркие… — Блестят!

И качаются игрушки — звери, ангелы, … —Хлопушки!

Нити пёстрой мишуры, колокольчики… — Шары!

Белоус и краснонос под ветвями … — Дед Мороз!

И верхушку украшая, там сияет, как всегда,

очень яркая, большая и блестящая … — Звезда!

Ну а ёлка, просто диво! Как нарядна, как … — Красива!

Вот уже зажглись на ней сотни крошечных … — Огней!

Двери настежь, точно в сказке! Хоровод несётся… — В пляске!

И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий… — Смех!

Поздравляем…—С Новым Годом!

С новым счастьем сразу… — Всех!

Ведущий: Продолжаем наш концерт.

Ребёнок:

Нам нравится морозная,

Пушистая пора,

Ночное небо звёздное,

Сверканье серебра.

И ёлки зажигаются,

И пляшет хоровод.

И вот, как полагается,

Приходит Новый год.

Музыкальный номер П.Чайковский«Полька»

Ребёнок:

Хотите, верьте, а хотите, нет,

Но на балу была я королевой!

Там танцевала польку, менуэт,

Кружилась в вальсе с кавалером.

И венский вальс оркестр заиграл,

Сверкая, Ёлка всех очаровала.

О, как прекрасен этот чудный бал!

И как волшебно музыка звучала!

Музыкальный номер Музыка неизвестного автора. Сонатина

Ребёнок:

Есть на свете место,

Это знаю точно,

Где цветёт волшебный

Сказочный цветок.

Цветик-семицветик –

Мой король цветочный.

Дарит детям радость

Каждый лепесток!

Музыкальный номер Е.Крылатов Полька из балета «Цветик-семицветик»

Ребёнок:

Вы рассказали о пустыне –

И словно побывал я там.

Я вижу солнце золотое,

Верблюдов рыжий караван,

Песчинок колкие иголки

Впиваются в моё лицо,

И солнце жаркое такое,

Как раскаленное кольцо.

Музыкальный номер Х.Тизол «Караван»

Ведущий:

Ребята, вы знаете, какой год по китайскому гороскопу будет 2023? Правильно, Год Зайца (Кролика). Давайте с вами вспомним сказки и мультфильмы, в которых упоминается зайчик! Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте!

Кто из знаменитых героев сказок Пушкина назвал зайца своим «меньшим братом» и выставил вместо себя соревноваться в беге с морским бесёнком? (Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде»).

На чём ехали зайчики в сказке К.Чуковского «Тараканище»? (В трамвайчике).

Герой какой сказки говорил такие слова: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи!»? («Заяц-Хваста»).

В русских сказках лисичка-сестричка, коза-дереза, волчок-серый бочок, зайчик…. (попугайчик? обгрызайчик? петляйчик? Попрыгайчик?)

Как Доктор Айболит вылечил зайку? (Сделал укол? Дал таблетку? Пришил ножку?)

Как охотники называют зайца? (Кривой? Плоскостопый? Косой?)

Как звали доброго деда, который спасал зайцев в половодье в стихотворении Н.Некрасова? (Дед Мазай)

Какое имя лишнее? (Ушастик, Пушистик, Пузатик, Звонок, Прыгунок)

Что произошло с зайцем в стихотворении Агнии Барто? (Украли? Промок? Унесла ворона?)

Из чего была сделана заячья лубяная избушка? (Из кирпича? Из стекла? Из дерева?)

Как зовут зайца в телепередаче «Спокойной ночи, малыши»? (Степашка)

Кто выступал на новогоднем концерте в костюме Деда Мороза в мультфильме «Ну, погоди!»? (Волк? Заяц? Медведь?)

В гору – бегом, а с горы – кувырком. Кто это? (Заяц) А почему так? (Задние лапы зайца длиннее передних).

Ведущий: Продолжаем наш концерт.

Начало формы

Конец формы

9. Ребёнок:

Морозной коркой мандарина,

Смолистой веточкой сосны,

Замёрзшей ягодкой малины

Под Новый год так пахнут сны.

Так пахнут сны, когда на ёлках

Ещё гирлянды не зажглись.

Так пахнут сны, когда под вечер

Стоят нетронутые свечи…

Музыкальный номер Д.Циполи Сарабанда

10.Ребёнок:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно звенит…

Музыкальный номер В.Ходош «Зимняя дорога».

11.Ребёнок:

Какая сильная метель,

Как снег летает и кружится

И, завершая зимний день,

Ковром затейливым ложится.

Смешались небо и земля

В безостановочном мельканье,

И тусклый свет от фонаря,

И ветра стон и завыванье.

Музыкальный номер К.ЧерниЭтюд

Ведущий:

А сейчас я предлагаю поиграть в музыкальные перевёртыши. Я буду зачитывать строчки из песен. В этих строчках все слова «перевёрнуты». Вам надо будет к каждому слову подобрать противоположное, и тогда вы сможете угадать, о какой песне идёт речь.

В пустыне умер кактусик, в пустыне он усох (В лесу родилась елочка, в лесу она росла).

Большому кипарису жарко летом (Маленькой елочке холодно зимой).

Клипсы побросали, улеглись рядком, грустно, грустно проводим старый день (Бусы повесили, встали в хоровод, весело, весело встретим Новый год).

Отважный волк черный на дубе сидел (Трусишка зайка серенький под елочкой скакал).

Дождик ему шептал стихотворение: «Вставай, дуб, давай, давай» (Метель ей пела песенку: «Спи, елочка бай-бай»).

Эх, жара, жара! Охлади его! Ты не грей его (Ой, мороз, мороз! Не морозь меня).

Старый день к нам медлит, медленно ничего не происходит. (Новый год к нам мчится, скоро все случится).

Туман ложится, падает, падает (Снег кружится, летает, летает).

Пол огненный, окно смазанное (Потолок ледяной, дверь скрипучая).

Он нам доклад прочитает на два часа (Я вам песенку спою про пять минут).

12.Ребёнок:

Воздух пряный, шелковистый

Утром тихим, утром ранним.

Старый сад затих ветвистый,

Сбросив серые туманы.

На качелях, в такт дыханью,

При подъёме замирая,

Я лечу по мирозданью

Светлым ангелом из рая.

Музыкальный номер И.Ильина «На качелях»

13. Ребёнок:

Хрусталём колокольцы звенели,
И мелодия дивно лилась.
Оркестранты январской метели
Заиграли серебряный вальс.
Музицирует белая фуга,
Фееричным мотивом звучит…
Вдохновенно вальсирует вьюга,
Заметая все звёзды в ночи.

Музыкальный номер В.Ребиков Вальс из сказки «Ёлка»

Из Лапландии далёкой
Вот уже который день
К нам торопится на ёлку
Добрый северный олень
Он торопится, бежит,
Он везёт к нам сани,
А что в саночках лежит —
Догадайтесь сами!

(Раздача подарков)

Ведущий:

С волшебным Новым годом!

С пушистым белым снегом!

Пусть праздник новогодний

Наполнен будет смехом!

Желанья исполняя,

Пусть легкой звездной пылью

Осыпятся снежинки

Над сказкою и былью!

Пусть унесет заботы

Их легкий хоровод,

И пусть волшебным будет

Весь предстоящий год!

  Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс изобразительного искусства «ТАЛАНТ ВЕЛИКИЙ, САМОБЫТНЫЙ» к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова


Открытые

Всероссийский конкурс изобразительного искусства «ТАЛАНТ ВЕЛИКИЙ, САМОБЫТНЫЙ
» к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова

10 Января – 25 Мая

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества к Дню китов «ПУТЕШЕСТВИЕ В МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ»


Конкурсы

18 работ

Всероссийская интеллектуальная викторина «ОПЯТЬ ЗИМА ПЛЕТЕТ УЗОРЫ»


Викторины

117 работ


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по музыки и пению для дошкольников «Конспект занятия «Музыка птичьих голосов»»
    Музыка и пение


  • Разное по музыки и пению для «Орнаментальная музыка»
    Музыка и пение


  • Разное по музыки и пению для «Сценарий школьного фестиваля искусств «Маленький город»»»
    Музыка и пение


  • Конспект занятия по музыки и пению для дошкольников «День матери»
    Музыка и пение


  • Конспект занятия по музыки и пению для дошкольников «Развитие чувства ритма и формирование навыка перехода от одной длительности к другой.»
    Музыка и пение

Все произведения

исполняются на фортепиано

учащимися класса

Радул Нины Владимировны:

Пугина Кристина;

Козлова Анастасия;

Саминкин Даниил;

Мальцева Арина;

Лысенко Дарья;

Наумова Мария;

Губова Полина.

2019г.

Здравствуйте, дорогие зрители, гости нашего концерта!

Сегодня мы хотим показать, какие удивительные звуки можно извлечь из фортепиано и, какую музыку можно исполнять на этом божественном инструменте. Мы рады приветствовать вас в нашем «Царстве» волшебных звуков фортепиано: «Когда этих клавиш коснётся рука, тогда улетает из сердца тоска. Со мной ты разделишь и грусть, и печаль, мой старый, усталый рояль…»

  • Исполняется Д.Тюрк Ариозо – Пугина Кристина

Любое музыкальное произведение – это как живой организм, который в тишине рождается, растёт, развивается и, наконец, умирает либо на громкой ноте, либо постепенно замирая (затихая). Пожалуй, никакое искусство не имеет такого ярко выраженного разнообразия чувств, настроений и характеров, такого бессчётного количества ньюансов, беспрерывно меняющихся, подвижных и текучих, как музыкальное искусство. Наверное, это естественно, ведь музыкальные произведения так похожи на людей с их вечно меняющимися настроением, желаниями, устремлениями, увлечениями, чувствами.

Нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на фортепиано, инструмент этот поистине универсален. Ведь на фортепиано можно сыграть любое произведение, любую музыку (вокальную, оркестровую, симфоническую, оперную). Фортепиано может запеть то человеческим голосом, то звучать как целый оркестр, и передать сложную оркестрово-вокальную канву оперного спектакля. Из фортепиано можно извлечь богатейшую гамму чувств – нежных, задумчивых, меланхолических, светлых.

Соответственно, человеческим чувствам и музыка нужна самая разная: одна музыка – для занятий спортом, другая — для грусти и раздумий. Необходима бодрая музыка для парадных маршей, и не менее необходима ласковая мелодия песни для детей.

  • Исполняется И.Беркович «Плясовая» — Козлова Анастасия

Каждому человеку как воздух нужна музыка для пения, для отдыха, а также для танцев. Танцевальная музыка самая разнообразная. Это, и бальные танцы – вальс, танго, полька; и джазовые танцы — регтайм, фокстрот, буги-вуги, блюз. Сейчас мы с вами послушаем небольшой, детский и симпатичный марш.

  • Исполняется Д.Кабалевский «Вроде марша» — Саминкин Д.

А сейчас более мягкое и спокойное, мелодичное произведение съиграет для вас следующая ученица

  • Исполняется Т.Хаслингер Сонатина – Мальцева Арина

У музыки есть одно удивительное свойство: музыка без слов, без красок и бумаги может рисовать портреты людей и описывать самые различные события, музыка позволяет услышать то, что чувствуют люди.

Ветер чуть слышно поёт, липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт – в шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Тихие слёзы свои ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей мир наполняет природа.

Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт — только прислушаться надо.

  • Исполняется Гендель Сарабанда – Лысенко Дарья

Мне очень хочется сказать словами великого русского писателя Л.Толстого: «Музыка – высшее в мире искусство». А Л.Бетховен в начале своей «Торжественной мессы» написал: «От сердца исходит и к сердцу должно привести». А мой ученик сказал: «Пусть каждой клавиши звучок в моей душе останется. Кто подружился с музыкой, тот век с ней не расстанется»

  • Исполняется Д.Тюрк Сонатина – Наумова Мария

Вы, наверное, заметили, что многие произведения имеют своё название. Эти названия произведениям дали сами композиторы. Такая музыка называется программной. Уже по названию можно догадаться, о чём нам расскажет музыка. А сейчас на последок давайте заглянем в сказочный мир, с его таинствами и волшебством, добрым окончанием.

  • Исполняется Э.Григ «Кобольд» — Губова Полина

Спасибо за внимание. До новых встреч!!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Концерт тик сценарий
  • Концерт татьянин день сценарий
  • Концерт таланты сценарий
  • Концерт сценарий тыва
  • Концерт сценарии жырым булсын булэгем