Концерт посвященный чайковскому сценарий

Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям  П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить  понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 79 «Садко»

  Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству

                русского композитора П.И.Чайковского.

Составили и организовали: воспитатель высшей                  

квалификационной категории Файзуллина В.Р.,

музыкальный руководитель первой

квалификационной категории Благодацких Г.Р.

Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям  П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить  понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки.

Задачи:

  1. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения.
  2. Развивать музыкально-творческую активность детей.
  3. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкального произведения.
  4. Привлечь родителей к активному участию в жизнедеятельности детского сада.
  5. Развивать театральные и художественные способности детей.
  6. Передать музыкальное восприятие музыки в рисунке.

Предварительная работа: Беседа о творчестве П.И.Чайковского, краткий обзор «Детского альбома». Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Музыкальный репертуар:

  1. «Сладкая греза» — оркестр детей и родителей.
  2. «Старинная французская песенка» — Левина Маша, ДШИ №2.
  3. «Болезнь куклы» — Мартынова Софья, ДШИ №2.
  4. «Вальс» — исполняют дети танец.
  5. «Попурри на темы русских народных песен» — оркестр детей и родителей.

Оборудование: технические средства воспроизведения музыки (музыкальный центр, компьютер, колонки), записи с фонограммами музыкальных произведений, фортепиано.

Детские музыкальные инструменты: металлофоны-2 шт., ксилофоны – 2 шт., треугольники – 5 шт., ложки деревянные – 12 шт.,  колотушки – 2 шт., доски – 2 шт., птичка – свистулька, бубны – 2 шт.

Содержание организованной деятельности:

На середину зала выходят 2 ребенка: девочка и мальчик.

1. Деньки стоят погожие, — мальчик.
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
2.Покинув страны южные, —
девочка.
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение.

У всех людей — весеннее!

Ведущая: 

Дорогие ребята, гости! Сегодня у нас необычный вечер – мы собрались в музыкальной гостиной. Раньше люди часто ходили друг другу в гости, чтобы послушать красивую музыку, почитать стихи. Сегодня и у нас будет такая встреча, которую мы посвятим великому русскому композитору – Петру Ильичу Чайковскому. 

Звучит «Ноктюрн» Чайковского, фрагмент.

Ведущая:

Тихо – тихо рядом сядем —
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены —
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит и ведёт нас за собой.
Ведущая:

А сейчас ребята предлагаю вместе с музыкой отправиться в прошлое. Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске, небольшом городке на Урале. Петя рос в большой и дружной семье. Маленького Петю все очень любили за его доброту, отзывчивость. С ним всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, на забавные истории и веселые игры. Но иногда Петя вдруг бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. Петя был очень впечатлителен, и музыка заставляла его то радоваться, то плакать.

Выходит мальчик – Петя. 
Петя.
Льётся музыка рекой,
Вьётся нотною строкой.
Снова звуков полноводье
Захлестнуло всё вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук…

Ведущая. Однажды произошел такой случай. В доме были гости. Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали. 
Звучит фрагмент «Марша» из балета «Щелкунчик». 

Выбегают несколько детей, вместе с Петей импровизируют под музыку
Ведущая: Петя сначала был оживлен и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех.
Музыка смолкает, дети садятся на свои места, Петя ложится на кровать, расположенную у стены зала. Входит мама. Тихо звучит «Ноктюрн». 
Ведущая: В комнату вошла мама и увидела, что Петя еще не спит, а просто лежит в своей кроватке и плачет. 

Мама: Мой милый мальчик, что с тобой?
Петя: Музыка звучит у меня здесь! (держится за голову). Избавьте меня от нее. Она не дает мне покоя!
Ведущая: А на самом деле в комнате никакой музыки не было. Маме пришлось успокаивать его до тех пор, пока он не заснул. Звучит «Нянина сказка» из «Детского альбома»
                                           Дети садятся на свои места. 
Мама: Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом все люди на земле. Он долго не знал, что будет музыкантом. Но музыка преследовала его как тень, Петя чувствовал, что только через нее он сможет рассказать людям о своей любви к ним, к родине, к родной природе. В звуки Петя вкладывал всю свою душу, все переживания, все то, что он увидел в жизни, и о чем мечтал.
Ведущая: Ребята, а вы любите мечтать? Мы послушаем пьесу, которая называется «»Сладкая греза», в исполнении оркестра и вы каждый помечтаете о своем. 
Звучит «Сладкая греза» – оркестр родителей и детей.
Выходит родитель, под музыку читает стихотворение:

Что за звуки! Неподвижно внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю, 
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их, 
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе они опять рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают 
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки, 
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки, 
И душа в огне. 

(М.Лермонтов)
Ведущая: Знакомство детей в детском саду с творчеством  Петра Ильича Чайковского  связано в первую очередь с  «Детским альбомом».   Это сборник из 24  миниатюрных  фортепианных пьесок  с заманчивыми названиями «Марш деревянных солдатиков», «Нянина сказка», «Баба Яга». Эти музыкальные произведения стали первым серьезным сборником пьес для детей в русской музыке. Замысел композитора возник  летом 1878 года в селе Каменка  на Украине, в имении Давыдовых,  в дружном семействе сестры  Александры Ильиничны. Незадачливый, маленький «пианист» —  любимый племянник Володя  — целыми днями «терзает» скучные  гаммы и этюды. Петру Ильичу  стало жаль малыша. Возникает идея написать для детей пьесы лёгкие в исполнении, разнообразные по характеру, интересные и доступные. Перед глазами композитора всплывают картинки далёкого счастливого детства. Они – то,  наверняка, и легли в основу «Детского альбома».  Поэтому  музыка получилась яркая,  удивительно правдивая и лёгкая для восприятия.  На титульном листе первого издания значится надпись:   «Посвящается Володе Давыдову». Давайте откроем  «Детский альбом», пролистаем его страницы.

«Старинная французская песенка» – исполняет ученица детской школы

искусств №2 имени Кукуевицкого Левина Маша.

Ведущая:  Воспитанники старшей группы №1 исполнят «Вальс» на музыку Петра Ильича Чайковского.

                «Вальс» — исполняют дети старшей группы № 1.

Ребенок:

— Кукла Маша

Заболела.

— Врач сказал,

Что плохо дело.

-Маше больно,

Маше тяжко!

-Не поможешь

Ей, бедняжке.

— Нас покинет

Маша вскоре.

Вот уж горе,

Так уж горе,

                горе,

«Болезнь куклы» — исполняет Мартынова Софья, 

ученица детской школы искусств №2 имени Кукуевицкого

Ведущая: С детства Петр Ильич полюбил русскую народную песню, которая стала основой его прекрасной музыки. «Русская народная песня — есть драгоценнейший образец народного творчества»,- говорил П.И. И очень любил слушать ее в исполнении народных инструментов.

Ребенок:         «Ты откуда, русская,

                       Зародилась музыка?

                      То ли в чистом поле,                                

                      То ли в лесе мглистом?              

                      В радости ли? В боли      

                      Или в птичьем свисте?                            

                      Ты скажи, откуда

                      Грусть в тебе и удаль?

                       В чьем ты сердце билась

                       С самого начала.

                       Как же ты явилась?  

                       Как ты зазвучала?

А зазвучит  у нас сейчас

Ведущая: Давайте услышим эти мелодии, которые стали украшением его музыки

«Попурри на темы русских народных песен» — исполняет оркестр

детей и родителей старшей группы № 1.

Ведущая: Народная песня звучит и в его операх, и в его симфониях, давайте услышим эти мелодии, которые стали украшением его музыки. С ними вас познакомят  самые маленькие наши участники.

Мы приглашаем на нашу импровизированную сцену гостей нашей музыкальной гостиной. Солисты хора «Лира» ……………………………….

Ведущая:

 Вся жизнь П.И.Чайковского и вся его музыка была с думой о России, которую он очень любил. Он говорил: «Если я могу содействовать распространению славы русской музыки, не прямой ли мой долг бросить всё и спешить туда, где я могу быть полезен для своего искусства и своей страны». Слово «Родина – Россия- Русская Земля» было для него самым главным. Всем своим искусством он желал нашей стране Счастья, Благополучия и Благоденствия.

Ведущая:

Концерт окончен.
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго, долго
Еще звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали, 
Звенеть, искриться радугой-дугой, 
Как будто нам «Жар-птицу» в руки дали
И напоили всех «живой водой»…
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна, 
Что кажется, как солнце, негасимой, 
Как океан безбрежною она…
Тот каждый день с волнением будем ждать, 
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять!

Цель мероприятия: Развитие интереса
учащихся к русской музыкальной культуре.

Задачи мероприятия:

  • Сформировать у учащихся новые знания;
  • Воспитать у учащихся эстетический вкус, любовь
    к классической музыке;
  • Развить творческие навыки учащихся
    (музицирование, пение);
  • Расширить кругозор учащихся.

Методическое обеспечение:

  • Ноутбук;
  • Проектор;
  • Портреты и фотографии П.И. Чайковского разных
    лет;
  • Фотографии Н.Ф. фон Мекк;
  • Аудиозаписи произведений П.И. Чайковского.
  • Оформление зала:
  • Репродукция портрета П.И. Чайковского (художник
    Н.Д. Кузнецов);
  • Цветы.

Звучит музыка из балета “Щелкунчик” (в записи).

Ведущая:

“Музыка”

П.И. Чайковскому

И плывут, и растут эти чудные звуки,
Захватила меня их волна…
Поднялась, подняла, и неведомой муки,
И блаженства полна…
И божественный лик, на мгновенье,
Неуловимой сверкнув красотой,
Всплыл, как живое виденье,
Над этой воздушной, кристальной водой.
И отразился,
И покачнулся,
Не то улыбнулся…
Не то прослезился…
Я. Полонский

Ведущая: Петр Ильич Чайковский – один
из самых любимых композиторов во всем мире.
Сегодняшний вечер мы посвящаем памяти великого
музыканта.

Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года на Урале в
небольшом городе Воткинске, где его отец, горный
инженер, был директором завода. Первые
музыкальные впечатления Чайковского связаны с
песнями, которые он слышал в детстве от матери,
родственников и от народных певцов, обитателей
рабочего поселка. Вспоминая о детстве,
композитор писал позже: “…я вырос в глуши, с
детства, самого раннего, проникся неизъяснимой
красотой характеристических черт русской
народной музыки…”

  1. Русская народная песня “Пойду ль я, выйду ль
    я” (обработка В. Соколова)
  2. Русская народная песня “Как по морю”
    (обработка В. Семернина)

Исполняет Старший хор ЦДТ

Ведущая: В 1849 году семья Чайковских переехала в
город Алапаевск, а через год – в Петербург.
Десяти лет мальчика отдали в Училище
правоведения. Именно здесь он начал серьезно
заниматься музыкой, которая преподавалась для
желающих. Ученики часто собирались в музыкальной
комнате и там слушали Чайковского, который не
только выразительно играл разные пьесы, но также
импровизировал. Впоследствии поэт Апухтин,
товарищ Чайковского по училищу, так писал об этих
вечерах:

“Ты помнишь, как забившись в музыкальной,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной –
Искусство было наш кумир…”

Окончив в 1859 году Училище правоведения, Петр
Ильич получил чин титулярного советника и место
в Министерстве юстиции. Однако служба не
привлекала его. Все свободное от службы время он
посвящает музыке.

На проекторе демонстрируются фотографии П.И.
Чайковского.

Ведущая:

В 1862 году Чайковский поступает в только что
открытую Петербургскую консерваторию. Он упорно
трудится, настойчиво овладевая композиторским
мастерством. По настоянию своего педагога, юноша
окончательно бросает службу и посвящает себя
целиком музыке. Через три года Петр Ильич
оканчивает консерваторию с серебряной медалью,
высшей тогда наградой, и принимается за
педагогическую работу в только что открытой
Московской консерватории, носящей ныне его имя.

С этого времени жизнь Чайковского связана
преимущественно с Москвой. Он знакомится с
выдающимися русскими музыкантами, литераторами
и артистами. Среди них драматург Островский,
музыкальный писатель Одоевский, поэт Плещеев,
артисты Малого театра. Чайковский много и
напряженно занимается сочинением музыки, а также
выступает на страницах газет и журналов в
качестве музыкального критика.

Крупнейшим сочинением Чайковского, созданным в
самом начале его пребывания в Москве, была Первая
симфония, получившая название “Зимние грезы” –
одно из самых поэтичных, лирических произведений
русской симфонической музыки.

Звучит фрагмент I части Первой симфонии П.И.
Чайковского (в записи).

Ведущая:

Итоги московского периода творчества огромны.
Из молодого начинающего музыканта он
превратился в ведущего композитора России. В это
время им создано несколько опер и симфоний,
большое количество романсов, балет “Лебединое
озеро” и одно из самых популярных фортепианных
произведений – цикл “Времена года”.

  1. П.И. Чайковский “Апрель” (Исполняет учащаяся
    5-го класса Константинова Полина)
  2. П.И. Чайковский “Октябрь” (Исполняет учащаяся
    6-ого класса Бахтина Алина)
  3. П.И. Чайковский “Декабрь” (Исполняет учащаяся
    7-го класса Макарова Ольга)

Ведущая:

Всю свою сознательную жизнь музыканта, во время
учения в консерватории и все последующие годы, он
следовал раз навсегда определенному для себя
девизу: труд, познание, скромность. Изучая
сочинения композиторов прошлых веков и своих
современников, слушая их на концертах, в театрах,
проигрывая на фортепиано, Чайковский постоянно
размышлял о путях развития музыки. Кумиром его
был Моцарт, являвшийся, по глубокому убеждению
композитора, высшей, кульминационной точкой, “до
которой красота досягала в сфере музыки”.

  1. В.А. Моцарт “Вариации” (Исполняет учащийся
    4-го класса Алещев Антон)
  2. В.А. Моцарт “Соната” a-moll  (Исполняет
    учащаяся 7-го класса Кулапина Надежда)

Ведущая:

1876 год. Неожиданно перед новым годом Петр Ильич
получает письмо: “Говорить Вам, в какой восторг
меня приводят Ваши сочинения, я считаю
неуместным… поэтому скажу только и прошу верить
этому буквально, что с Вашею музыкою живется
легче и приятнее”. Корреспонденткой оказалась
поклонница его творчества, вдова инженера путей
сообщения Надежда Филаретовна фон Мекк. Это
письмо положило начало многолетней переписке и
удивительной дружбе двух людей, так никогда и не
познакомившихся друг с другом лично. Страстная
любительница музыки, располагавшая миллионным
состоянием, доставшимся ей в наследство от мужа,
она оказывала поддержку Московской
консерватории, Русскому Музыкальному обществу. В
ее доме бывали многие известные русские и
зарубежные музыканты. В одном из писем
Чайковский писал Надежде Филаретовне: “Я желал
бы всеми силами души, чтобы музыка моя
распространялась, чтобы увеличилось число людей,
любящих ее, находящих в ней утешение и подпору”.

На проекторе демонстрируются фотографии Н.Ф.
фон Мекк.

Ведущая:

Начиная с осени 1877 года, Чайковский часто
переезжает из одного города в другой, подолгу
живет за границей. “Годы странствий” становятся
источником свежих художественных впечатлений. В
этот период появляются опера “Евгений Онегин”,
Четвертая симфония, оркестровая пьеса
“Итальянское каприччио”, Второй концерт для
фортепиано с оркестром.

Чем дольше Чайковский живет за границей, тем
больше его тянет на Родину, тем болезненнее его
тоска по России. И в феврале 1885 года Петр Ильич
переезжает в Подмосковье, вначале в окрестности
уездного городка Клина, а в мае 1892 года – в Клин,
где прошли его последние годы жизни, где сейчас
дом-музей композитора. Здесь были написаны Пятая
и Шестая симфонии, оперы “Мазепа”, “Чародейка”,
“Пиковая дама”, “Иоланта”, балеты “Спящая
красавица” и “Щелкунчик”, романсы, ряд
фортепианных пьес.

  1. П.И. Чайковский “Скерцо” (Исполняет учащаяся
    6-го класса Иванникова Полина)
  2. П.И. Чайковский “Сентиментальный вальс” (Исполняет
    учащаяся 7-го класса Илькина Евгения)

Ведущая:

С особенной нежностью Чайковский отразил мир
ребенка. Для своего любимого племянника Володи
он сочинял веселые пьесы, которые затем вошли в
“Детский альбом”. Здесь и сценки из детской
жизни, и картины природы, и мелодии разных
народов.

  1. П.И. Чайковский “Итальянская песенка” (Исполняет
    учащаяся 3-го класса Якимова Мария)
  2. П.И. Чайковский “Старинная французская
    песенка” (Исполняет учащаяся 2-го класса Фролова
    Мария)
  3. П.И. Чайковский “Немецкая песенка” (Исполняет
    учащаяся 3-го класса Асташенкова Елизавета)
  4. П.И. Чайковский “Неаполитанская песенка” (Исполняет
    учащаяся 4-го класса Мирошникова Евгения)

Ведущая:

“Вдохновение – гостья, которая не любит
посещать ленивых, она является к тем, которые ее
призывают”, – писал Чайковский. День
композитора отличался строгим распорядком, от
которого он никогда не отступал. Умея ценить
время, Петр Ильич выработал высокую культуру и
дисциплину труда.

В последние годы Чайковский обратился к новой
для него области деятельности – дирижированию.
Зимой 1888 года состоялась его первая концертная
поездка по Европе. Он первым из русских
композиторов выступил в Соединенных Штатах
Америки. “В моем лице путешествует русская
музыка” – говорил Петр Ильич.

16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в
Петербурге первым исполнением Шестой симфонии.
Через несколько дней он тяжело заболел и в ночь
на 25 октября скончался.

Звучит фрагмент I части Шестой симфонии П.И.
Чайковского (в записи).

Ведущая:

Слава пришла к Чайковскому еще при жизни. Но
подлинно всемирной известности, любви его музыка
достигла в наше время, когда она зазвучала во
всех уголках земного шара. Каждые 4 года в Москве
проходит Международный конкурс музыкантов. В нем
принимают участие молодые талантливые пианисты,
скрипачи, виолончелисты и певцы из многих стран
мира. Девизом этого конкурса могли бы стать
слова, начертанные на одном из венков,
поднесенных Дому-музею Чайковского: “России –
его сердце, миру – его гений”.

Звучит Первый концерт для фортепиано с
оркестром (в записи).

Использованная литература.

  1. Кашкин Н. Воспоминания о П.И. Чайковском – М.:
    Музыка, 1998.
  2. Ларош Г. Воспоминания о П.И. Чайковском – М.:
    Музыка, 2014.
  3. Познанский А. Петр Чайковский. Биография – М.:
    Музыка, 2012.
  4. Туманина Н. Чайковский. Великий мастер – СПб.:
    Композитор, 2014.
  5. Туманина Н. Чайковский. Путь к мастерству – СПб.:
    Композитор, 2013.

Пётр Ильич Чайковский

1840 -1893

Сценарий

Литературно-музыкальной композиции

России- его сердце, миру- его гений”.

Посвященная 175 годовщине со дня рождения великого русского композитора.

Сладкая греза”-звучит музыка в исполнении преп. Никитиной О.Р.

Сердце мое полно, оно жаждет излияния

посредством музыки… “ П.И.Чайковский(1 чтец)

(2чтец)Не будем пересказывать биографию Чайковского, а попросту прикоснемся к его судьбе, как к “Сладкой грезе”.

Петр Ильич Чайковский-самый известный русский композитор в мире. Богатство мелодики, мастерское владение разными музыкальными жанрами- от романсов до опер и симфоний, блестящая композиторская техника и оригинальность творчества делают его выдающимся представителем не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

В запотевшее окно светит яркая зимняя луна. Домики Воткинска, то ли городка, то ли небольшого села Вятской губернии, по крыши утонули в снегу. Здесь, за столом,-главный человек всей округи, начальник железоделательного завода Илья Петрович Чайковский. С тех пор как Чайковские поселились в Воткинске, их дом стал любимым местом, где могли собраться чуть ли не все жители городка.

Илья Петрович был человеком гостеприимным и приветливым, его жена Александра Андреевна отличалась привлекательностью и любовью к музыке. Даже случайный посетитель находил в этом доме ласку и внимание. Что же говорить о домочадцах и особенно, о детях! Каждый из них был любим, но, может быть, чуть больше семейного тепла доставалось на долю Пети.

Больше всего на свете Петя любил слушать пение матери. Голос у нее был чистый, мягкий. Примостившись рядом с матерью, он слушал, не шелохнувшись, а потом просил еще и еще. Однажды Александра Андреевна усадила сына к инструменту, немного согнула его хрупкие пальцы и показала, как опускать их на клавиши. Так начались уроки фортепианной игры.

Звучит пьеса “Мама” из “Детского альбома”

Стих

В 1850 году летом Александра Андреевна привезла Петю в Петербург, чтобы определить его в подготовительный класс Училища правоведения. Когда мама уезжала. Оставив 10-летнего сына, он , привыкший к теплу и уюту родного дома долго бежал за извозчиком, увозившим мать. Он был в отчаяньи. Это было 1е детское горе, запомнившееся на всю жизнь. И оно бледнело лишь с еще более трагическим событием- смертью матери в 1854году. 8 лет Петр Ильич провел в Училище правоведения. Свою трудовую деятельность он начал в Министерстве юстиции в должности титулярного советника.Но с музыкой он не расстается т.к. понимает .что без нее у него нет будущего.

Я никогда не покидаю ф-но, которое меня очень

радует, когда я очень грустен…”(1чтец) П.И.Чайковский

Ты помнишь, как забившись в музыкальной,

Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной-

Искусство было наш кумир…” (Апухтин, поэт и друг )

Начав заниматься теорией музыки, П.И.Чайковский поступает в только что открывшуюся в Петербурге консерваторию в класс профессора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Я один только интерес имею в жизни,-

Это мои композиторские успехи… ”

П.И.Чайковский

Брат Антона, Николай, жил в Москве и тоже стал во главе консерватории, только Московской. Чайковский и Николай

Рубинштейн сделались большими друзьями и Петр Ильич

переезжает в Москву и многие годы преподает в Московской консерватории. В Москве Чайковский написал большую часть своих произведений. Это: 1я симфония “Зимние грезы”, несколько опер, большое количество романсов, балет “Лебединое озеро” и одно из самых популярных фортепианных произведений-цикл “Времена года”. В Москве П.И.Чайковский встречается с певицей Дезире Арто, отношения с которой не сложились.

Я очень одинок здесь…”

Во многом Петр Ильич сам виноват. Он много работает и не очень податлив на сближение.

Зимой 1876 года в гости к Чайковскому зашел Николай Рубинштейн и нашел композитора в плачевном состоянии:

Квартира нетоплена, еды практически нет. Потрясенный Рубинштейн отправился к богатой Московской меценатке Надежде Фон Мекк и попросил его поддержать талантливого музыканта, работающего в весьма неблагоприятных условиях. Оказалось, что она не только знает музыку Чайковского, но и принадлежит к числу горячих поклонниц его таланта.

1876 год. Неожиданно перед новым годом Чайковский получает письмо:Говорить Вам, в какой восторг меня приводят Ваши сочинения, я считаю неуместным…поэтому скажу только и прошу верить этому буквально, что с Вашею музыкой живется легче и приятнее”. Корреспонденткой оказалась поклонница его творчества, вдова инженера путей сообщения Надежда Филаретовна фон Мекк. Это письмо положило начало многолетней переписке и удивительной дружбе двух людей, так никогда не познакомившихся друг с другом лично. Она проявляла чуткость к Петру Ильичу и к ему творчеству. Их отношения переросли в глубокую привязанность. Страстная любительница музыки, располагавшая миллионным состоянием, она оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому Музыкальному Обществу. Регулярно помогала Чайковскому и предложила ежегодную субсидию в 6.000 рублей что позволило Петру Ильичу посвятить все свои силы композиторской деятельности. В ее доме бывали многие известные русские и зарубежные музыканты. В одном из писем к ней Чайковский писал:

Вы оттого сочувствуете моей музыке, что я всегда

полон тоски по идеалу точно так же как и Вы.

Наши страдания одинаковы,

Ваши сомнения так же сильны как и мои.

Мы одинаково с Вами плывем по безбрежному морю

скептицизма, ища пристани и не оттого ли моя

музыка так родственна и так близка Вам. ”

Я Вам обязан всем, всем… Вы не только даете мне средства пережить без всяких забот трудный кризис, через который я должен был пройти…

Вы вносите в мою жизнь новый элемент света и счастья…Я говорю о Вашей дружбе”-

так пишет Чайковский лучшему другу”, и письма его полны не только живой признательности, но и страстной воли к жизни, к труду, к творчеству.

1885 год. Чайковскому уже 45 лет. Немало прожито и многое пережито. Позади- душевный и жизненный кризис 1877-1878годов: тяжелое нервное потрясение, связанное с неудачной женитьбой, поспешный отъезд, скорое бегство за границу, чтобы вдали осмотреться и одуматься”.

Уже позади и следующий период биографии великого композитора-годы странствий”-8 лет почти беспрерывных скитаний по Европе и России. Он ежегодно путешествует, подолгу живет за рубежом ( Швейцария, Италия, Франция) и других городах Западной Европы. Здесь он, как правило, проводил зимние месяцы, но с первыми признаками весны возвращался в милую его сердцу Россию.

Русская природа мне бесконечно по душе.

Удивительно отрадно мне в этой

прелестной русской глуши. ”- писал Чайковский

Каждый год- до поздней осени, а то и до конца декабря Петр Ильич жил на Украине, в местечке Каменка, в семье своей любимой сестры Александры Ильиничны Давыдовой. Он был очень привязан к сестре и ее детям. Своему любимому племяннику Володе Давыдову он посвящает “Детский альбом” написанный в 1878году. Это своего рода 24 часа из жизни маленького человека”. Рассказ о них начинается знакомством.

Детский альбом”- не просто чередование коротких пьес зарисовок с натуры или несложных танцев. Это- уроки красоты в вечной школе прекрасного.

Детский альбом”- распахивает врата в мир большого искусства, одним словом к Чайковскому. Цикл из 24 пьес не

связан единой тематикой. В нем представлен разнообразный мир детских игр, танцев и просто случайных впечатлений, но весь альбом объединен одной общей задачей создания музыки для детей.

Жить можно только в России, и только живя вне ее,

постигаешь всю силу своей любви к нашей милой,

несмотря на все ее недостатки, Родине. “

1891 год. Чайковский селится в Клину. Этот период в его жизни отличается исключительной плодовитостью: опера Пиковая дама”, Иоланта”, балет Щелкунчик” и, наконец в 1893году появляется 6-я симфония (Патетическая” )- вершина его симфонического творчества.

В эту симфонию я вложил, без

преувеличения, всю свою душу”

Впервые она была исполнена в Петербурге под управлением автора – и тогда Чайковский в последний раз встал за дирижерский пульт. Через несколько дней он заболел и в ночь с 25 на 26 октября 1893 года композитора не стало.

Император Александр !!! велел все расходы на похороны оплатить из его личных средств. Жизнь великого русского музыканта оборвалась в то время, когда он был в расцвете сил и полон творческих замыслов.

Проходят годы, десятилетия, но музыка Чайковского по-прежнему вплетается в человеческое детство бесхитростными страничкамиДетского альбома”, песенкой про “Маленького Лизочка”.

Поколение за поколением узнает в его Временах года” и весенние трели родного русского жаворонка, и бубенцы русской тройки, звенящие над просторами снежных равнин.

По- прежнему, вместе с А. С. Пушкиным, навсегда входит в нашу юность волнующей музыкой Онегина” и Пиковой дамы.” А когда становимся старше- бездонный мир его бессмертных симфоний, мир человеческих судеб и чувств, мятежных бурь, глубоких размышлений.

Как же не сказать о Чайковском, что он всегда с нами?! Как не вспомнить его собственные пророческие слова:

Мое время впереди…до такой степени

впереди, что я не дождусь его при жизни”.

Я желал бы всеми силами души чтобы музыка моя

распространялась, чтобы увеличилось число людей,

любящих ее, находящих в ней утешение подпору”…

Слава пришла к Чайковскому еще при жизни. Но подлинно всемирной известности, любви его музыка достигла в наше время, когда она зазвучала во всех уголках земного шара. Каждые 4 года в Москве проходит Международный конкурс музыкантов. В нем принимают участие молодые талантливые пианисты, скрипачи. Виолончелисты и певцы из многих стран мира. Девизом этого конкурса могли бы стать слова, начертанные на одном из венков, поднесенных Дому-музею Чайковского: России- его сердце, миру- его гений”.

Звучит тема из 1-ого концерта для ф-но с оркестром в исполнении студ. 3 инс. Морозова Николая

Предлагаемый сценарий лекции-концерта «В гостях у «Детского альбома» Чайковского» рассчитан  на разновозрастную слушательскую аудиторию. Материал лекции доступен как учащимся среднего звена, так и учащимся младших классов.

Цель лекции-концерта:

познакомить с творчеством П.И.Чайковского на примере сборника  пьес для фортепиано «Детский альбом». Данное мероприятие посвящено 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского.

Задачи

образовательная: познакомить с музыкой Чайковского,  изучить биографию композитора, образы «Детского альбома»;  

развивающая: развить у детей познавательную активность (навыки внимательного слушания музыки с последующим анализом основных средств музыкальной выразительности), расширять кругозор;

воспитательная: воспитывать умение сознательно и эмоционально слушать музыку, понимать художе­ственную красоту музыки; способствовать пониманию и любви к музыке великого русского композитора П.И.Чайковского. 

Сценарий лекции-концерта

Здравствуйте, ребята!  Наша встреча посвящена композитору, который прославил русскую музыкальную культуру 19 века на весь мир – П.И.Чайковский.  В этом году музыканты всего мира отметят  175-летие со дня рождения Чайковского.

Всем известно, что в именно детстве закладываются основные качества характера человека. Я расскажу вам каким было детство Петра Ильича.

 Родился он 7 мая 1840 года в городе Воткинске (на Урале), где его отец служил горным инженером.  Мальчик с детства был крайне впечатлительным — воспитательница называла его «стеклянным ребенком». Он очень любил музыку, природу. 

Детство его было таким же, как у сотен других дворянских детей в России. Первоначальное домашнее воспитание, атмосфера многодетной семьи, вечерами скромное, в меру способностей родителей и приглашенных учителей, музицирование. Впечатления от окружающего — песни крестьян, их немудреные наигрыши и пляски по праздникам.  Огромную роль сыграла оркестрина — купленный отцом механический орган, воспроизводивший арии Моцарта, Доницетти и Россини. Быть может, с тех давних пор Моцарт стал любимейшим композитором Чайковского.

Музыка была в числе обязательных предметов обучения — каждый ребенок этого круга должен был уметь играть на рояле «для себя», для сопровождения танцев. У маленького Чайковского музыкальность проявилась в четыре года — тогда он вместе с сестрой сочинил первую пьеску. Начались занятия, сначала с пианисткой-самоучкой из крепостных. В восемь лет он уже хорошо играл и много импровизировал на рояле. Показательно, что музыка была для него прибежищем: «Я… никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен», — сообщает в одном из писем девятилетний мальчик.

Когда ему исполнилось десять, его повезли в Петербург — начались годы учения в Училище правоведения (где готовили юристов высокого класса).  Будущие правоведы получали хорошее образование и музыка была обязательным предметом.

 К Пете относились с особым вниманием. Ему быстро придумали прозвище – Чайка. Доброта, отзывчивость, мягкость, к нему тянулись товарищи, но главное, что привлекало – музыка. Мальчики могли часами слушать под дверью музыкального зала игру Чайки. И никто не решался зайти. Все знали – Чайка не любит играть при посторонних. В 18 лет Ч. окончил училище и получил место в Министерстве юстиции. Он стал чиновником, начал вести жизнь, обычную для молодого чиновника, с дневным «присутствием», вечерними гостями, танцами, театром, домашними спектаклями. Очень скоро он понял, что такая жизнь — не для него. Служба казалась ему ненужной и никчемной, жизнь — бесплодной, бессмысленной. Музыка постепенно просыпалась в нем, не давая покоя.  2 года служит. Затем вопреки уговорам родителей бросает службу и посвящает всецело себя музыке.

Классы при РМО, консерватория, 26-летний Чайковский отправляется в Москву, профессор Московской консерватории. Самый добрый педагог, самая низкая оценка 5 с минусом.

 Несмотря на почетное положение профессора консерватории, жалованье его было мизерным. Денег хватало только на самое насущное. Его денежные проблемы решила женщина, которая  на долгие годы стала его ангелом-хранителем. Имя ее – Надежда Филаретовна фон Мекк. Она была несметно богата, очень любила музыку.  Страстная поклонница музыки Чайковского. Композитор и его покровительница никогда не встречались — это было специально оговорено, — но между ними шла оживленная и крайне интересная переписка. Тринадцать лет Надежда Филаретовна ежегодно высылала Чайковскому большую сумму денег, заботясь о том, чтобы он мог свободно творить и не зависеть от службы. И только когда известность и слава пришли к композитору, она прервала переписку и перестала высылать ему деньги, спокойная за его судьбу. 

 Теперь Чайковский мог подолгу жить за границей. Он побывал в Италии, Швейцарии, Франции.  Возвращаясь временами на родину, композитор живет чаще всего в Каменке,  где и рождается цикл фортепианных пьес под названием «Детский альбом».  Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых.

Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы.  

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

«Неаполитанская песенка»

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое —
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

Неаполитанская песенка                                                                         

 исполняет Байменова Назгуль, концертмейстер Халитова Н.И.

«Итальянская песенка»

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

Итальянская песенка                                                                                 

Ербозым Жайнагуль (кобыз), концертмейстер Тарасова Юля

Среди затейливых старинных музыкальных ящиков самой популярной была шарманка. Ее встреча со слушателями обычно происходила так: «.Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто — сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки, и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые.» (Л.Михеева).

 В музыкальной истории всех народов звуки шарманки соотносятся с непростой судьбой ее владельца.

 Каждый день под окошком он заводит шарманку. Монотонно и сонно он поет об одном.

 Плачет старое небо, мочит дождь обезьянку.

 Пожилую актрису с утомленным лицом.

                                                      А.Вертинский

 «Что же такое шарманка? Это небольшой переносной орган с механизированным звукоизвлечением. На его валиках записано несколько пьес, которые и начинают звучать, когда шарманщик крутит ручку.

 название шарманки пошло от французского слова «шарман» — «прекрасная». Но запись стиралась, шарманка начинала фальшивить, а ее бедный владелец, который жил на те жалкие гроши, что бросали ему слушатели, не мог купить новую. И постепенно слово «шарманка» стало ассоциироваться с фальшивым и однообразным звучанием.

 Поэтому и сейчас, когда давным-давно шарманок нет и в помине, можно услышать укоризненное и сердитое; «Ну, опять свою шарманку завел!.»

 В пьесе Чайковского одиноко звучит дребезжащий голосок шарманки, исполняющей старинную итальянскую мелодию. Падают, как слезы, печальные нотки, мелодия рвется, застревает на мгновение на слабом, еле слышимом звуке — словно горло музыканта перехватило безысходное отчаяние, или волнение, или мелькнувшее в памяти видение.

  «ШАРМАНЩИК ПОЕТ»  Ербозым Жайнагуль (кобыз), концертмейстер Тарасова Юля

 «Старинная французская песенка»                                                                                                                   исполняет Нургазина Камилла (вокал), концертмейстер Лалименко С.О.

А теперь прослушайте эту трогательную мелодию в исполнении Кырымкуловой Султаши (скрипка), концертмейстер Халитова Н.И.

«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

Прозвучит «Вальс»  в исполнении Кусаиновой Дильназ

«Новая кукла» (танец)

«Баба Яга» —  Амангалиева Гаухар

Просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом» Чайковского» (17 минут).

Использованная литература:

1. М.Шорникова. Русская музыкальная литература. Учебник.-Ростов-на-Дону, 2010

2. М.Давыдова, И.Агапова. Музыкальные вечера в школе. Композиции, сценки, викторины.- Моска, 2001

3. И.Агеева. Занимательные материалы по музыке, театру, кино.- Москва,2006

Просмотр содержимого документа

«Лекция-концерт «В гостях у «Детского альбома» Чайковского» »

Сценарий концерта, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского

1. «Зима», исп. хор средних классов

Здравствуйте, дорогие гости, ребята и родители! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского – одного из самых любимых композиторов во всем мире. И сегодняшний наш концерт мы посвящаем именно ему.

Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Вспоминая о детстве, композитор писал позже: “…я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…”

2. Хор девушек из оперы «Евгений Онегин»

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург. Десяти лет мальчика отдали в Училище правоведения. Именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.

3. «Славянский танец»

В 1862 году Чайковский поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию. Он упорно трудится, настойчиво овладевая композиторским мастерством. По настоянию своего педагога юноша окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке.

4.«Мой садик»

Через три года Петр Ильич оканчивает консерваторию с серебряной медалью, высшей тогда наградой, и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории, носящей ныне его имя. С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой. Он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Чайковский много и напряженно занимается сочинением музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика. 

5. «Колыбельная в бурю»

В 1877 году Петр Ильич приехал отдохнуть к своей сестре Александре Ильиничной Давыдовой в село Вербовка. Здесь он всегда чувствовал прилив творческих сил и работал с особым подъемом. Композитор проводил много времени среди молодежи – своих племянников и племянниц. Часто слушал, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно к музыкальным занятиям относился 7-летний Володя. И сидя на веранде, Петр Ильич слушал, как в соседней комнате « терзает» гаммы незадачливый пианист. Это и натолкнуло его на мысль написать цикл легких фортепьянных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего музыканта. Здесь и сценки из детской жизни, и картины природы, и мелодии разных народов.

6. «Марш деревянных солдатиков»

А вот мы видим картину, где мама дарит новую куклу и дочки в порыве благодарности бросаются к ней  на шею и кружатся в восторженном танце.

7. «Новая кукла»

Петр Ильич, когда стал уже известным музыкантом и композитором очень часто путешествовал, гастролировал. Он объездил всю Россию, все европейские страны и даже был «за океаном» — в Америке. И, часто, вернувшись с очередной поездки, он любил рассказывать своим племянникам о странах, в которых был и о людях которые там живут.

8. «Немецкая песенка»

Из всех европейских стран Перт Ильич больше всего полюбил Италию, за ее теплый мягкий климат, природу. И, конечно же, он был в восторге от итальянцев – очень веселых, жизнерадостных людей, и часто про них рассказывал.

9. «Неаполитанская песенка»

Вы ведь, наверное, знаете, что в старинных дворянских семьях за детьми обязательно приглядывала няня. Очень часто няня становилась родным для детей человеком. Няня, или нянюшка как ласково называли ее дети семьи, о которой мы ведем рассказ, знала очень много удивительных сказок: веселых и страшных, грустных и смешных. Но все они обязательно заканчивались хорошо. В это вечер нянюшка повела свой рассказ об одной сказочной принцессе.

10. «Старинная французская песенка»

Как вы думаете, дождалась все-таки принцесса своего принца? А тем временем, нянюшка уже другую историю рассказывает русскую. А каких персонажей из русских сказок вы знаете? А какой самый вредный персонаж?

11. «Баба Яга»

Затих старый дом, все игрушки по местам, свечи погашены, только угольки потрескивают в камине. На дом неслышно спустилась ночь. Ребята посапывают в своих кроватках и видят удивительные добрые и сказочные сны. А завтра будет новый день и новые заботы и впечатления…

12. «Сладкая греза»

В Европе уличные музыканты были очень популярны. Особой любовью пользовались шарманщики, которые бродили  по улицам, зарабатывая свой хлеб игрой на шарманке – механическом инструменте, который воспроизводил нехитрые мелодии.

13. «Шарманщик поет»

Далее композитор обращается к зарисовке природы. В ней слышен и шелест колосьев, и как от ветра колышутся стебельки полевых цветов и трав. А над ними – песня жаворонка, звонкая и нежная.

14. «Песня жаворонка»

Сейчас мы прослушали некоторые пьесы из «Детского альбома», но у Петра Ильича было много и других замечательных сочинений.

Нет такого музыкального жанра, в котором бы Чайковский не оставил своего наследия – симфонии, ансамблевая музыка, романсы, танцы.

15. Вальс из оперы «Евгений Онегин»

От счастья плачут ивы,

Роняя наземь слёзы:

Весна пришла, встречайте!

И веточкой берёзы

Она стучит в окошки:

Закончилась зима!

И почкой, как ладошкой,

Всех будит ото сна.

(Н. Самоний)

16. «Весна»

П.И. Чайковский написал 3 балета, среди которых «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», мы прослушаем один из самых известных номеров из балета «Лебединое озеро».

17. «Танец маленьких лебедей»

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору» — так часто говорил Чайковский. И я думаю, что его мечта сбылась.

18. «Песня о счастье», исп. хор старших классов

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/240816-scenarij-koncerta-posvjaschennogo-jubileju-pi

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Концерт посвященный дню россии сценарий
  • Концерт посвященный дню победы сценарий
  • Концерт посвященный дню народного единства сценарий
  • Концерт посвященный дню космонавтики сценарий
  • Концерт посвященный дню инвалидов сценарий