Концерт рахманинов сценарий

Музыкальный критик Асафьев определил ощущение музыки Рахм., как «пафос встревоженного сердца». Трудно выразиться лучше… Всё творчество С.В. и как композитора, и как пианиста было вс

  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

города Инты

Сценарий концерта, посвященного творчеству С.В. Рахманинова

«Пафос встревоженного сердца»

02.04.2021г.

Выполнила:

преподаватель по классу сольного пения

Ю.Н. Балина

г. Инта

2021

                             С.В. Рахманинов                    02.04.2021                   

«Пафос встревоженного сердца»

  1.   Прозвучал фрагмент I концерта С. Рахманинова для ф-но с оркестром. Здесь 18-ти летний композитор заявил о себе, как о явлении величайшей силы таланта, самобытности и мужественности.

     Музыкальный критик Асафьев определил ощущение музыки Рахм., как «пафос встревоженного сердца». Трудно выразиться лучше… Всё творчество С.В. и как композитора, и как пианиста было всегда согрето его сердцем.  А мелодия у него, по выражению того же Асафьева, «всегда стелется, как тропа в полях – непридуманная и ненавязываемая».

     С.Рахманинов не пользовался в своём творчестве русс.нар.мелодиями. русское в его музыке впитано было из всего любимого им окружения, из русской действительности.

     Всё напоено воспоминаниями детства, просёлочными дорогами, прелестью безмерных родных полей, озёрной плавностью, говором и тишиной лесов, ароматом любимой сирени.

  1.     Сейчас вы услышите Романс Рахманинова на сл.Бекетовой, который является одним из шедевров вокальной кантилены и посвящён его любимой сирени. Он так и называется «Сирень». Исполняет лауреат Всеросс. и Междунар.конкурсов вокалистов – Людмила Самар, концертмейстер – Елена Фёдорова.

        В начале XX века Россия стояла на пороге больших социальных перемен. В искусстве намечался глубокий внутренний кризис. В музыке преобладал интерес к новизне звукосочетаний.

     И вот в это время Рахм. особенно    подвергается жестоким упрёкам в старомодности и салонности. Однако он не уступал: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постояннозвучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир».  Он упорно верил, что рано или поздно родной народ его услышит.

     В наши дни его вера оправдалась.

      Великая любовь к музыке Рахм. приводит многих в село с простым русским названием ИВАНОВКА, чтобы встретиться   здесь мыслями и чувствами с замечательным композитором и исполнителем, поклониться его дому, саду, кустам сирени, побыть у истоков его творчества, лучше понять его.

      В письмах к друзьям, знакомым Рахм. с большой теплотой отзывался о временах, проведенных в этом замечательном уголке Тамбовской губернии, куда впервые он приехал 17-ти летним студентом Московской консерватории.

      В те годы в Ивановке часто отдыхал двоюродный брат Рахм. – известный пианист, дирижёр, ученик самого Листа —  Александр Ильич Зилоти, в 25 лет ставший профессором Моск. консерватории. Интересно отметить, что еще в детстве Зилоти по просьбе матери Серёжи прослушал игру своего 12-ти летнего брата – шалуна и непоседы, учившегося не совсем прилежно в Петербургской консерв. и, обнаружив у него незаурядные способности, предложил  отдать мальчика в надёжные руки, к хорошему педагогу.  

       Так Рахм.попал в Моск.консрваторию в класс Николая Сергеевича Зверева, у которого учились многие видные музыканты, в частности – выдающийся русск.композитор Александр Никол.Скрябин.

      Все нуждающиеся ученики жили у Зверева бесплатно, на полном пансионе. Мальчики любили Зверева, несмотря на его прямо-таки деспотический характер. Вместе с тем он  очень заботился об их духовном развитии, брал их с собой в концерты и театр. Приглашал в свой дом знаменитостей того времени, чтобы перед ними могли выступить его питомцы.

     Здесь Серёжа впервые увидел Чайковского и пронёс благоговейную любовь к нему через всю жизнь. В свою очередь, Петр Ильич был дружески настроен по отношению к юному одарённому композитору, поверил в его будущее. А на одном из экзаменов при переходе Серёжи на следующий курс,  Чайковский, прослушав его игру, поставил  к уже предложенной отметке «5+» ещё 3 плюса, окружив таким образом «5» со всех сторон крестами.

         Имение в Ивановке принадлежало семье Сатиных, а точнее, тётке   Сер. Вас. по отцовской линии    — Варваре Аркадьевне (урождённой Рахманиновой) и являлось их летней усадьбой. Зимой она с семьёй жила в Москве на Арбате. Узнав о ссоре Серёжи с его муз. опекуном Зверевым, она тотчас же приняла самое активное участие в его судьбе. Племяннику выделяется комната для занятий и он постепенно становится членом этой семьи. Дети Сатиных – братья Саша и Володя и сестры  — Наташа и Соня быстро подружились с Сергеем.

       И вот уже лето Рахманинов проводит с Сатиными в Ивановке. Сюда съезжалось много народа: друзья, родственники с детьми. Среди них было и семейство Скалон из Петербурга с тремя дочерьми и маленьким сыном. Всё здесь располагало к отдыху: большой парк с прудом, фруктовый сад, бильярдная и, конечно же, рояль.

     Жизнь Серёжи в имении протекала между занятиями и досугом. Он занимался на рояле, работал над I фортеп.концертом, сочинял другие произведения.

     По вечерам все обитатели имения собирались внизу в комнате, где стоял рояль. Трудно выразить то наслаждение, которое испытывали слушатели от импровизированных концертов Сережи. Их всегда ждали с большим нетерпением.

     Однажды здесь  прозвучала  Прелюдия до♯ — минор, ставшая настоящей жемчужиной его творчества. Впоследствии Сергей Рахм. выбрал её для своего первого публичного выступления,  как пианиста.

  1. В исполнении Елены Фёдоровой прозвучит Прелюдия №1 до♯ — минор

     Одна из сестёр Рахм. – Людмила Дмитриевна Скалон — в своих заметках вспоминает атмосферу того времени в Ивановке: «Мои сёстры и я, все мы были влюблены в Серёжу, этого красивого юношу в рубахе – косоворотке. Во время задушевных бесед, а они протекали  и в знаменитой беседке, обвитой виноградом и на длинной скамейке перед домом – мы часто думали о будущем, спорили о новом в искусстве, литературе. Серёжа делился с нами своими творческими планами, великодушно посвящая каждой из нас то или иное своё сочинение. А мы, в свою очередь, не сводили глаз с его, как нам казалось взрослого лица и готовы были слушать его до бесконечности. И хотя все мы сохранили это чувство любви к нему на всю жизнь, лишь одной из нас  — Наташе Сатиной – отдал он свое сердце. Атмосфера музицирования в этом доме  была столь заразительна, что мы даже сами пытались не только играть несложные переложения оперной и балетной музыки, сделанные Серёжей, но и петь его вокальные сочинения»  

    На сцену приглашается детский вокальный ансамбль «Мелодинка» — рук. — Ю.Балина

  1. Слова англ.поэта Шелли, перевод Бальмонта – «Островок», концертм.- А.Чабаненко
  1. Романс на слова Т. Шевченко в перев. Тютчева – «Полюбила я на печаль свою»  — поёт лауреат Всеросс. и Междунар. конкурсов вокалистов – Екатерина Полуяхтова
  1. Романс «Дитя, как цветок ты прекрасна» на стихи Гейне в переводе Плещеева

     Этот романс 20-летний Рахманинов посвятил одному из близких товарищей по консерватории – Михаилу Слонову – певцу, композитору и будущему педагогу.

  1. В исполнении Светланы Гончарук и Елены Михайловой прозвучит «Романс для ф-но в 4 руки»
  1.    1-го апреля  весь мир отмечает день рождения Рахманинова, в  этот же день в 1891 году он сочинил романс на стихи франц.автора Пайерона «Апрель! Вешний праздничный день». Поет Людмила Самар

     Семья Рахм. принадлежала к старинному дворянскому  роду. Детство его обещало быть безоблачным, если бы не легкомыслие отца, промотавшего всё своё наследство (в том числе имение Онег в Новгородской губернии, где родился композитор) и в конце концов оставившего семью.

       Жена и 6 детей остались без средств к существованию. Вот почему Рахманинов с горькой иронией называл себя «бедным, странствующим музыкантом». Вот почему так близки оказались 20-ти летнему композитору замечательные стихи нем.поэта Гейне в  талантливом переводе Плещеева «И у меня был край родной»

  1. Послушайте романс Рахманинова на стихи Гейне  — «Сон»

     Серг. Вас. проявлял себя не только как великий композитор и пианист, но и как великолепный дирижёр. Сначала в Мамонтовской частной опере, затем в Большом театре. Здесь он вступил как новатор. По его инициативе дирижерский пульт был вынесен к зрительному залу, в то время, как раньше он находился между сценой и оркестром. Теперь дирижёр мог видеть оркестр и певцов, что и сохранилось до наших дней.

     Летом 1898 г. Рахманинов с группой артистов Русской частной оперы приехал в Крым. В Ялте произошла его встреча с А.П. Чеховым, сразу отметившим молодого музыканта. Они подружились. Крымские впечатления, прекрасная природа, встречи с замечательными людьми вдохновили Рахм. на создание романса «Ты помнишь ли вечер…» на стихи А. Толстого из цикла «Крымские очерки».

  1.  В исполнении Екатерины Полуяхтовой прозвучит Романс «Ты помнишь ли вечер», конц. – Елена Фёдорова

     1902 г. был для Рахм.   особым годом. Он женится на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной, ставшей верным другом и «добрым гением» всей его жизни.

      Рахманинов чувствует необычайный прилив творческой энергии  и в период до 1918 года  создаёт свои лучшие произведения: 2-й и 3-й фортепианные концерты, поэму «Колокола», множество романсов, знаменитые «Прелюдии» и «Этюд — картины»

            1906 г. запомнился семье Рахм. увлекательным отдыхом в Италии. Недалеко от солнечной Флоренции, на берегу моря, Рахм. арендовал небольшую виллу. В один из вечеров к даче подошли уличные музыканты, они везли, как груз старое механическое пианино, в сопровождении которого отлично пели и танцевали. Итальянский мотив польки крепко запомнился композитору. По приезду на Родину, он использовал услышанную мелодию в произведении под названием «Итальянская полька» для ф-но. Сергей Вас. любил это сочинение, поэтому вместе с женой они  часто исполняли его  на семейных вечерах в 4-ре руки.

     Существует огромное количество переложений этого произведения для других инструментов и оркестров.

  1. Сегодня «Итальянская полька» прозвучит в исполнении инстр.анс. «Шутка», рук. – Светлана Якубцова

     В 1915 г. Рахманинов сочинил свой гениальный «Вокализ» для голоса и ф-но, посвятив его великой русской певице  Антонине Вас. Неждановой. Вспоминая то время Ант. Вас. писала: «Это талантливое прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление, что в вокализе нет слов, он ответил: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто – либо словами».

  1. Послушайте этот романс прозвучит в исполнении Людмилы Самар

     Многие считали, что октябрьский переворот 1917 года  временный. Рахманинов же думал, что это конец старой России и ему, как артисту, ничего не остаётся, как покинуть Родину, обрекая себя на мучительную тоску и длительный творческий кризис. Своим близким он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя».

     Жизнь в Америке с её бешеным ритмом, куда Сер.Вас. перебрался в 1918 году, была непривычной для европейца. И тем не менее, благодаря помощи музыкантов из России, выехавших ранее и хорошо знавших Рахманинова, имя его стало широко известно в этой стране.    

     Фирмы, связанные с его концертной деятельностью тратили огромные деньги на рекламу. Его портреты появлялись повсюду. Его узнавали все: от кондуктора железной дороги, до продавца в ближайшей съестной лавке. А совершенно незнакомые люди снимали шляпы и приветствовали его на улице. Такое отношение всегда трогало Сер.Вас.

     В концертных поездках неизменным спутником была его  жена – Наталья Александровна, помогавшая наряду с прикрепленными от фирмы служащими организовывать жизнедеятельность великого музыканта.

     Радость на чужбине доставляли встречи с друзьями, особенно с великим русским певцом Шаляпиным. Им было что вспомнить.  Познакомившись в молодости в Мамонтовской частной опере, они пронесли дружбу через многие годы.

     Помнил Сер.Вас. и осенний вечер  1904 года в Москве, когда Шаляпин позвонил ему по телефону: «Серёжа, возьми лихача и скачи на «Среду», петь до смерти хочется! Будем петь всю ночь». Рахманинов не заставил себя долго ждать. Быть приглашённым к организатору Московских литературных «Сред» — писателю Телешову считалось почётным. У него собирались Горький, Вересаев, Куприн, Бунин и др. Обстановка царила непринуждённая, дружеская.

     На вечере Шаляпин пел много и увлечённо. «Эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса» — вспоминал Телешов. Это было уже не пение и не музыка, это был какой – то припадок вдохновения  двух крупнейших артистов».

  1. «Всё отнял у меня» на сл. Тютчева – поёт лауреат Респ.конкурсов вокалистов – Виталий Богомолов
  1. На вечере у писателя был исполнен ещё один романс Рахм на стихи Галиной «Как мне больно». Исключительную роль в нём играет фортепианное сопровождение, передающее глубокое внутреннее волнение. Послушайте этот романс в переложении для духовых инструментов. Соло на тромбоне – Александр Долгих, соло на трубе – Василий Лейер.

     На сцену приглашается ансамбль «Камертон». Сегодня уже звучали и будут ещё звучать романсы Рахм., их у композитора более 80-ти. Все они созданы в России. Подобно романсам Чайковского, они завоевали исключительную популярность во всём мире.

  1. В сопровождении анс. «Камертон» прозвучит жемчужина рахманиновской лирики — романс на стихи Галиной «Здесь хорошо», аранжировка Вл. Чабаненко – поёт Людмила Самар.
  1. Прозвучит ещё один романс, написанный 20-летним Рахманиновым на знаменитое стих-е А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне». К этим лирическим строкам, воспевающим верность былой любви, много раз обращались композиторы, начина с великого Глинки.

      Закончив в 1891 году Московскую консерваторию у Александра Зилоти как пианист, Рахманинов перешёл в класс свободного сочинения к молодому профессору Аренскому. Он твёрдо решил выполнить 2-х годичную программу за один год и получить диплом «свободного художника». В качестве дипломной работы Рахм. было предложено написать одноактную оперу «Алеко» по поэме А. Пушкина «Цыганы». Работая с упоением, он написал эту оперу за 17 дней. Интересно, что сочинять оперу он начал с 2х цыганских плясок – женской и мужской.

  1. Послушайте «Пляску цыганок» из оп. «Алеко»

     Существует версия, что в поэме «Цыганы», Пушкин выводит самого себя. И он когда – то уходил в цыганский табор, как его герой Алеко, бежавший к вольнолюбивым цыганам от «шума душных городов». Интересно также, что вся эта история с Земфирой, которую убил Алеко в порыве ревности, всего лишь приснилась Пушкину.

     В эпилоге поэмы читаем:

«Но счастья нет и между вами

Природы бедные сыны…

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед

И всюду страсти роковые

И от судьбы защиты нет!»

  1. Мировую известность получила «Каватина Алеко» из одноимённой оперы Рахманинова. Поёт Виталий Богомолов.

     Насыщенная концертная жизнь, которую Рахманинов вёл в Америке, отнимала много сил. Поэтому летние месяцы Сер. Вас.с семьёй проводит в Европе. В 1932 году осуществилась его давняя мечта – в Швейцарии, неподалёку от Люцерна, на берегу озера закладывается фундамент будущего Сенара. Сенар – аббревиатура от имён – Се – Сергей, На – Наталья Рахманиновы. Начиная с 1934 года семья Сергея Вас.вместе с 2-мя дочерьми и внуками имеют возможность встречаться в этом живописном уголке, напоминающем милую его сердцу Ивановку. К Рахм. возращается желание сочинять. Один из шедевров этих лет – «Рапсодия на тему Паганини» для ф-но с оркестром.

     Но вот наступает лето 1939 года —  война стучится в двери Европы, всё ближе подбирается она к Швейцарии, к Сенару. С тяжёлым сердцем Рахм. покидает своё детище и отправляется в Америку, теперь уже навсегда.

     С глубокой душевной болью воспринял Рахм. известие о нападении Германии на Сов.союз. Желая хоть как-то помочь своим соотечественникам, он даёт два больших концерта в Нью – Йорке — 1 ноября 1941 г. и 7 ноября 1942 г. В программе указывалось, что весь денежный сбор от концертов будет передан в фонд нашей страны. В сопроводительном письме Рахм. писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!» Его несказанно обрадовала победа наших войск под Сталинградом.

     Всё больше утверждается желание Рахманинова непременно вернуться на Родину, но планам не суждено было осуществиться. Он не дожил 2-х лет до полной победы.

     Во время проведения Первого Межд. конкурса  пианистов им. П.Чайковского, проходившего в 1958 г. в Москве, лауреат  I премии Ван Клиберн отвёз горсть русской земли  в Америку, чтобы высыпать на могилу Сер. Рахманинова – великого «русского гения»

  В ноябре 1999 года в Москве был открыт 1-й в нашей стране  памятник Сер.Вас. Рахманинову, которому, как и Фёдору Шаляпину суждено было, после событий 1917 года жить и умереть на чужбине.

    Заканчивая наш концерт, хотелось бы отдать дань излюбленной теме весеннего, ликующего обновления природы, которая занимает особое место в творчестве Рахманинова.

  1.  Прекрасен страстно – порывистый романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева. Поют Людмила Самар и Екатерина Полуяхтова.

1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА «У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»

АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА

САНКТПЕТЕРБУРГА

Сценарий мероприятия,

посвящённого 145летию со дня рождения

Сергея Васильевича Рахманинова

подготовила

педагог дополнительного образования

Вагнер Светлана Николаевна

СанктПетербург

2018

2

Ход мероприятия

Здравствуйте, друзья. Мы рады приветствовать вас на мероприятии,

посвящённом 145летию со дня рождения Сергея Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов великий русский композитор, пианист,

дирижёр.

Рахманинов родился в дворянской семье. Отец композитора происходил из

дворян Тамбовской губернии и был музыкально одарённым человеком, но

музицировал только любительски.

Интерес С.В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве.

Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена

учительница музыки А.Д. Орнатская. При её поддержке в 9 лет Рахманинов

поступил на младшее отделение СанктПетербургской консерватории. Там он

часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете было решено перевезти

мальчика в Москву. Так осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, в

пансион и одновременно был принят на третий курс младшего отделения

Московской консерватории по классу профессора Зверева.

В пансионе царила строгая дисциплина: ученики должны были заниматься

по шесть часов в день. Обязательным было посещение оперных спектаклей и

ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях. Четыре года

провёл Рахманинов в пансионе Зверева. Здесь же в возрасте 13 лет Рахманинов

был представлен Петру Ильичу Чайковскому.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении

Московской консерватории в фортепианном классе, а спустя год под руководством

С.И. Танеева и А.С. Аренского начал изучать композицию.

В возрасте 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил

консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил

известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им

уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для

фортепиано.

Дипломной работой стала первая опера Рахманинова «Алеко»,

написанная по произведению А.С. Пушкина «Цыганы». Опера очень понравилась

П.И. Чайковскому и по его настоянию была поставлена в Большом театре.

В исполнении Дмитрия Хворостовского прозвучит Ария Алеко из оперы

«Алеко».

https://www.youtube.com/watch?v=h5DqIDV0ctI

В возрасте 20 лет Рахманинов начал давать частные уроки, которые,

впрочем, очень не любил. В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы

Мамонтова, стал дирижёром Московской русской частной оперы, где успел внести

заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. Там же его другом стал

Фёдор Шаляпин. Он был обожаем московской публикой. Вскоре Рахманинов

3

решил покинуть театр, чтобы сосредоточиться на композиции.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание

которого ознаменовало вступление в следующий, зрелый период творчества

композитора.

Отрывок из Второго концерта для фно с оркестром прозвучит в

исполнении Дениса Мацуева в сопровождении оркестра под управлением Валерия

Гергиева.

Слушаем отрывок из 2 концерта (до 03.02)

https://www.youtube.com/watch?v=lKFYgoX_H9A&t=184s

В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке

и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.

До революции Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве.

Много занимался он и делами Российского музыкального издательства,

художественный совет которого возглавлял.

21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища состоялось

последнее концертное выступление С.В. Рахманинова в Петрограде.

Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался

неожиданно пришедшим предложением выступить на концерте в Стокгольме и в

конце 1917 года вместе с женой и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию,

практически без средств, оставив всё своё имущество.

В эмиграции, поняв, что не сможет сейчас заняться композицией, и что

сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно тренироваться на

фортепиано.

В ноябре 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл в НьюЙорк, где

был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в

США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по

многу десятков концертов за сезон.

Популярность Рахманинова как пианиста была огромной. Практически с

самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортёров,

папарацци пускались на невообразимые ухищрения, чтобы сделать снимки

Рахманинова, хотя внимание к себе он не любил. Чтобы скрыться от излишнего

внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время вместо отелей

даже жил в персональном железнодорожном вагоне.

Творческий кризис Рахманинова продолжался около 10 лет. Многие

знакомые связывают это с глубокой тоской по родине, которую он ощущал.

Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в

основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями,

предметами, напоминавшими о родине. По воспоминаниям родственников, только

общаясь с русскими он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у

Рахманинова почти не было друзейиностранцев, одним из немногих исключений

4

был Фредерик Стейнвей— глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель

роялей.

В течение жизни за рубежом (1918—1943гг.) Рахманинов создал всего 6

произведений, которые однако принадлежат к вершинам русской и мировой

музыки.

В 1941 году он закончил своё последнее произведение, многими

признанное как величайшее его создание, Симфонические танцы. Это

произведение было самым любимым и для самого Рахманинова.

В исполнении симфонического оркестра СанктПетербургской филармонии

им. Дмитрия Шостаковича прозвучит отрывок из Симфонических танцев.

Дирижёр Юрий Темирканов.

Слушаем отрывок из Симфонических танцев (до 3.22)

https://www.youtube.com/watch?v=uq3PKv6dyE&t=203s

В годы Великой Отечественной войны, охваченный почти паникой за

судьбу родины, он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от

которых анонимно направил в фонд советской армии и советовал всем русским

эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов

передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная

помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную

победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии

боевой самолёт. По некоторым данным, Рахманинов даже ходил в советское

посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету.

Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание связывают

именно с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своём заболевании.

Последний свой концерт он дал всего за шесть недель до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в БеверлиХиллз, штат Калифорния,

США, не дожив трёх дней до своего 70го дня рождения. В своем завещании

Сергей Рахманинов распорядился похоронить его в НьюЙорке рядом с женой и

дочерью.

Всегда интересно узнать, как композитор пишет музыку.

Сергей Васильевич Рахманинов начинал сочинять в основном с утра, если

работа шла хорошо, часто засиживался до вечера, но работать ночью не любил.

Если работа не шла, настроение Рахманинова резко портилось, он мог отложить

или вообще бросить произведение.

На фортепиано Рахманинов занимался нерегулярно и очень немного, в

основном потому, что всё давалось ему на инструменте удивительно легко. Если

играл 1 час в день, то 40 минут занимался упражнениями и лишь 20 минут играл

произведения. Дома, в отличие от концертов, любил играть негромко, вслушиваясь

в каждый звук, как бы «прощупывая» исполняемое.

Много раз поражала друзей Рахманинова его невероятная музыкальная

5

память: услышав большое симфоническое произведение всего одиндва раза, он

запоминал его почти наизусть и помнил потом ещё очень долго.

Рахманинов очень любил церковное пение, часто даже зимой он вставал

рано утром и, наняв извозчика, ехал на церковную службу.

Посмотрите репортаж, посвящённый одному из величайших духовных

произведений Рахманинова — Всенощное бдение.

Всенощное бдение Рахманинова исполнили в Петербурге:

https://www.youtube.com/watch?v=lG0hmZRRQVc

Тема «Россия и её судьба», главная для русского искусства всех видов и

жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и

законченное воплощение.

Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер

Мусоргского, РимскогоКорсакова, симфоний Чайковского, так и связующим

звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в

творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.).

Особое место в творчестве композитора занимают романсы.

Как и Чайковский, Рахманинов стремился прежде всего запечатлеть

основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом

образе, показывая его в росте, динамике и развитии.

Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм

отличается фортепианное сопровождение в романсах Рахманинова.

Послушайте один из самых ярких романсов «Весенние воды» солистка

Елизавета Бокова.

https://www.youtube.com/watch?v=WnxIXaH_44M

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: он

синтезировал различные тенденции русского искусства и объединил их под одним

знаменателем — русским национальным стилем.

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века.

Он обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонациями

древнерусского знаменного распева.

Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой

уровень, став одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные

произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Послушаем Прелюдию № 5 в исполнении композитора.

https://www.youtube.com/watch?v=mM0xtmGywZQ

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико:

Рахманиновпианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных

стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы,

отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность

исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на

6

фортепиано» имитация средствами фортепиано вокального звучания и

вокальной интонации.

Рахманиновпианист оставил эталонные записи многих произведений

мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Послушайте «Элегию» в исполнении Сергея Васильевича Рахманинова:

https://www.youtube.com/watch?v=E_ohEY_oUE

В память о Сергее Васильевиче Рахманинове установлены памятники,

открыты музеи, учреждена Международная премия, проводятся Международные

музыкальные фестивали, носящие его имя. Именем Рахманинова названы улицы,

учебные заведения, музыкальные учреждения.

18 марта 2010 года в честь Рахманинова назван кратер на Меркурии.

В заключении мероприятия прозвучит знаменитое произведение Сергея

Васильевича Рахманинова «Вокализ»:

https://www.youtube.com/watch?v=GV01cfQS9k

7

Использованные материалы и Интернетресурсы

 https://ru.wikipedia.org/wiki

 http://fb.ru/article/161030/proizvedeniyarahmaninovaspisokizvestnyie

proizvedeniyarahmaninova

 http://www.belcanto.ru/rachmaninov_romances.html

 https://www.youtube.com/

Цели:

  • Расширение знаний учащихся о творчестве русского композитора
    С.В.Рахманинова.
  • Развитие умения общаться с образцами классической музыки, испытывать в
    этом потребность.
  • Совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание музыкального
    вкуса.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор с экраном;
  • в аудиозаписи
    произведения С.В.Рахманинова: “Вокализ”, романс “Сирень”, “Богородице, дево,
    радуйся” из “Всенощного бдения”,
  • I часть “Концерт № 3 для фортепиано с
    оркестром”,
  • I часть “Концерт № 2 для фортепиано с оркестром”.

Слайд 1. Приложение

“Рахманинов – один из самых выдающихся композиторов XX века”.
(135-летию со дня рождения композитора посвящается)

Слайд 2

“…он пел Россию от земли до неба.
Он пел Россию трепетом всех пальцев:
Ее дожди, крыльцо под белым снегом,
И осень рыжую с кочующим багрянцем…” (М.Румянцева)

Эти слова поэтессы Майи Румянцевой посвящены русскому композитору Сергею
Васильевичу Рахманинову. В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения его
рождения. Он родился в 1873 году в селе Ивановка Тамбовской области. С 4–5 лет
оно играл на фортепиано. В 1891 году он закончил Московскую консерваторию как
пианист и композитор. В 1909–1912 гг. активно участвовал в деятельности
Русского музыкального общества. В 1900 гг. были созданы многие из наиболее
значительных его сочинений. В конце 1917 года Рахманинов уехал на гастроли в
Скандинавию, с 1918 г. поселился в США. В 1918–1943 гг. занимался
преимущественно концертно-пианистической деятельностью ( выступал в странах
Европы и Америки). В созданных в эти годы произведениях тема родины
переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от
родной почвы. Живя за границей, Рахманинов оставался русским музыкантом и
патриотом.

В 1941–1942 гг. выступал с концертами, сборы от которых передал в помощь
Красной армии.

Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19–20 вв. Мы
можем сравнить его с пианистом-волшебником. У Рахманинова были необыкновенно
длинные пальцы и большие руки. Благодаря такой способности он мог дотянуться
одной рукой о т ноты “до” до ноты “соль” другой октавы, при этом нажимая еще
несколько клавиш между ними. Эта особенность помогла композитору стать одним из
выдающихся пианистов – виртуозов. Поэтому произведения композитора могут
исполнять не все музыканты.

Давайте послушаем одно из самых красивых, но технически сложных произведений
композитора.

(Звучит “Концерт № 3 для фортепиано с оркестром” 1 часть).

“Я хотел, – писал композитор, – спеть мелодию на фортепиано, как поют ее
певцы”. А другой критик определил ее так: “Мелодия стелется, как тропа в полях”.

Да, действительно, грустно, скромно, просто “запевает” мелодию фортепиано.
Главную тему концерта можно сравнить с русской народной песней или напевом
лирического жанра. На это указывает простота напева, плавность, грусть, печаль…

Яркая страница творчества композитора – романсы. В общей сложности у
Рахманинова 65 романсов. Самые поэтичные, трепетные, нежные выходили из-под пера
в 1902 г., когда композитор женился на Наталье Сатиной.

Слайд 3

Вот здесь на фотографии вы видите Рахманинова с дочерьми Ириной и Татьяной. В
это время он сочиняет такие романсы как “О, не грусти”, “Мне хорошо”, “Сирень”.
Что такое романс? Это эмоционально-глубокая песня с фортепианным сопровождением.
В романсе особенно тонко раскрываются чувства человека, его душевный мир,
отношение к жизни, к природе. Не каждое стихотворение может лечь в основу
романса, а только то, которое музыкально. Должна быть музыкальная интонация,
чтобы она ложилась на мелодию, делилась на фразы, предполагается и большое
количество гласных, чтобы можно было распевать… И в жанре романса очень важен
аккомпанемент. Он придает звучанию большую полноту, вносит новые выразительные
оттенки.

Давайте послушаем романс Рахманинова “Сирень”.

Слайд 4

(Звучит романс “Сирень”).

Сирень, весна – близкие по своим образам слова. Композитор очень любил весну
как время года. Послушаем еще одно красивейшее музыкальное произведение
С.В.Рахманинова “Вокализ”.Напомню, что вокализом называется музыкальное
произведение, исполненное без слов. Романс “Сирень” и “ Вокализ” роднит
напевность, романтичность, лирика, иногда печаль, грусть, мечтательность…

(Ззвучит “Вокализ”С В.Рахманинова).

Слайд 5. Приложение

Однажды, знаменитый певец Ф.Шаляпин спросил у Рахманинова: “Растолкуй мне,
простому рассейскому артисту, что такое замечательное в музыке твоей
заключается, отчего на жизнь другими глазами смотреть начинаешь? Любить жажда
одолевает, страдать, петь от радости. Описываешь ты в ней события своей жизни
или жизнь человеческую вообще? И почему душевную скорбь такой щемяще сладкой
делаешь?”

Послушайте, что же ответил композитор:

“Так ты спрашиваешь, что такое музыка моя?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!”

Да, действительно, Рахманинов, прежде всего был великим лириком-романтиком.
Многие художники того времени сравнивали музыку Рахманинова со своими картинами.
Илья Репин, знаменитый художник, образно охарактеризовал одну из прелюдий
композитора так: “Озеро в весеннем разливе. Русское половодье”.

Слайд 6

“…Я пытаюсь заставить музыку передавать просто и прямо то, что я чувствую во
время сочинения. Если в моем сердце находится любовь, или горечь, или религия, —
эти чувства становятся частью моей музыки”.

С.В.Рахманинов был человеком верующим. И это отразилось в его творчестве.
Послушаем “Богородице, дево, радуйся” их “Всенощного бдения”.

Слайд 7

(Звучит “Богородице, дево, радуйся” из “Всенощного бдения” С.В.Рахманинова).

Революцию 1917 г. Рахманинов воспринял как труднейшее испытание для Отечества
и как личную драму. Он сразу стал участвовать в концертах, сборы от которых шли
в пользу раненых и на нужды армии. В это время он сочиняет свой “Концерт № 2”, в
котором отразил все происходящее в России в то время.

(Звучит “Концерт № 2 для фортепиано с оркестром” С.Рахманинова).

Выезжая в то время на гастроли в Швецию, он думал, что разлука с Родиной
будет временной, а оказалось – на всю оставшуюся жизнь. За границей Рахманинов
много концертирует, исполняя не только свои произведения… Концерты проходят с
большим успехом. Вся его музыка того времени проникнута необычайным лиризмом и
тоской по Родине. Во всех произведениях слышатся напевы родного края, грусть,
печаль. “Слово – поверхностно, музыка – глубина”, – писал композитор.

Рахманинов в письмах замечает, что он часто не доволен своей игрой на
концертах, его постоянно тянет к русским людям. Он общается с русскими
эмигрантами. Его тянет в Европу, ему кажется, что там ближе к России. Связь с
Родиной не прерывается на духовном уровне. Сборы от концертов он посылает в
Московскую и Ленинградскую консерваторию.

Европа рукоплещет Рахманинову – пианисту – дирижеру. Начинается Великая
Отечественная война. Там уже не до концертов. Во время войны композитор
выступает в поддержку Советской армии: помогает нашим войскам деньгами, дает
благотворительные концерты.

В 1943 году великий композитор скончался.

Слайд 8

Его похоронили в Беверли-Хиллз.

Слайд 9. Приложение

Жизнь его музыки продолжается!

В ходе игры мы поговорим о замечательном человеке, в конце игры его надо отгадать. Вначале вы услышите семь предварительных вопросов. Если вы отвечаете правильно, то получаете печать. После семи предварительных вопросов вам нужно назвать загаданного человека. А потом проверим и дополним  ваши знания, проведя небольшой тест.

1. Вопрос первой печати:

     Родился наш герой 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и первые музыкальные занятия начались с четырёхлетнего возраста и проходили под руководством матери.

     В 1882 году его семья переселилась в Санкт-Петербург и мальчик был отдан в Петербургскую консерваторию. В 1885 году семья переехала в Москву и наш герой, соответственно, попал в Московскую консерваторию.

Вопрос первой печати: А кто, где и когда основал первую в России консерваторию?

Ответ: Антон Григорьевич Рубинштейн, в Санкт-Петербурге, в 1862 году

А. Г. Рубинштейн

2. Вопрос второй печати:

     Наш герой окончил консерваторию с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу «Алеко», на сюжет знаменитой поэмы. В этом же году эта опера была поставлена в Москве, а потом и в Киеве. 

Вопрос второй печати: Кто написал эту знаменитую поэму, как она называется?

 Ответ: Александр Сергеевич Пушкин, «Цыганы»

А. С. Пушкин

3. Вопрос третьей печати:

     Вначале наш герой проявил себя на сцене мамонтовской частной оперы в Москве, потом занимал такой же пост в Большом театре. Позднее он уже не выступал в этом качестве.    

Вопрос третьей печати: В каком качестве выступал первоначально наш герой?

 Ответ – В качестве дирижёра

Оркестр

4. Вопрос четвёртой печати:

     В начале XX века наш герой создаёт ряд замечательных произведений самых различных жанров, в которых богатство творческой фантазии сочетается с высоким мастерством. Особое место в его творчестве занимают произведения камерного лирического плана. Среди них выделяются «Весенние воды», «Ночь печальна», «Не пой, красавица …», «Сирень», «Я опять одинок»

Показывается видеоролик «Не пой, красавица, при мне…» (исполняет М. Магомаев)

Ссылка на ролик — https://music.yandex.ru/album/3130503/track/26327269

Вопрос четвёртой печати: Как называется этот жанр?

Ответ – романс

Романс — это небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Сам термин «романс» возник в эпоху Средневековья в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни.

Русский романс сформировался как жанр в первой половине XIX века, это было связано с расцветом романтизма в мировой, в том числе и русской, литературе. Важную роль в становлении русского романса сыграли композиторы А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилёв.

5. Вопрос пятой печати.

Октябрьскую революцию наш герой воспринял негативно. Он считал, что, такие как он, в новой России не нужны, и ему придётся покинуть Родину. Ему пришло предложение выступить в Швеции, и он воспользовался им, чтобы уехать из России. Вместе с женой и детьми в конце 1917 года он покидает Россию. Сначала он едет во Францию, потом в Швейцарию. А с 1915 года он уже не в Европе, укутанной дымами первой мировой войны, в стране, которая ещё не воюет. Вступит она в войну только в 1917 году.

Вопрос пятой печати: Что это за страна, и что послужило поводом для её вступления в войну?

Ответ – Соединённые Штаты Америки

 

Начало Германией неограниченной подводной войны и потопление американских судов («Лузитании»).

Письмо Германии мексиканскому президенту с предложением объявить войну США.

США

6. Вопрос шестой печати.

Наш герой мучительно тосковал по Родине, живо интересовался всеми новостями из СССР. Обожал слушать русские песни в исполнении Краснознамённого ансамбля песни и пляски. Постепенно стал возрождаться и его талант. Появились его «Симфонические танцы», Третья симфония и это Рапсодия на тему знаменитого

Звучит каприс № 24 Паганини

Ссылка на ролик — https://www.youtube.com/watch?v=nYbzMupFrnA (исполняет лауреат международных конкурсов С. Крылов)

Вопрос шестой печати:  Кто этот композитор? Как называется  музыкальное произведение, фрагмент из которого Вы слышали? Как называется и сам фрагмент?

Ответ: Н. Паганини

             «Каприччиос» («Каприсы»)

             Каприс № 24

Н. Паганини

7. Вопрос седьмой печати.  

     Его последний концертный сезон совпал со временем коренного перелома во второй мировой войне. Он начался 12 октября сольным концертом в Детройте. 7 ноября был дан концерт в Нью-Йорке. Весь сбор с этого концерта в сумме 4046 долларов был передан на нужды войны: часть пошла американскому Красному Кресту, часть – Советскому Союзу. И так он делал неоднократно. Потом он тяжело заболел и после продолжительной болезни скончался 28 марта 1943 года.

      Его творчество занимает исключительное место в истории нашей музыки: оно продолжает линию, начатую М. И. Глинкой, закреплённую в творчестве П.И.Чайковского и композиторов «Могучей кучки»

Вопрос седьмой печати: Кто из композиторов входил в «Могучую кучку»?

Ответ – М. А.  Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков

Композиторы «Могучей кучки»

Подсчитаем полученные печати и ответим на главный вопрос:

Кто наш герой?

Ответ

Наш герой – это Сергей Васильевич Рахманинов, замечательный российский композитор, пианист, дирижёр (1873 – 1943).

С. В. Рахманинов

К последнему дню его рождения пришло поздравление от Союза советских композиторов: «…Мы приветствуем Вас как композитора, которым гордится русская музыкальная культура, величайшего пианиста нашего времени, блестящего дирижера и общественного деятеля, который в наши дни показал свои патриотические чувства, нашедшие отклик в душе каждого русского человека…». Он не успел получить это приветствие…

Не узнал он и того, что с каждым годом, с каждым днем музыку его все больше и больше любят в нашей стране, что имя Рахманинова советские люди с гордостью ставят рядом с именами Глинки, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

 О С. В. РАХМАНИНОВЕ

1.… у нас у всех множество проблем, трудностей и бед… со многими рядом моря крови… Вечером, когда показалось, что сегодняшний день переполнен этим с избытком, мне пришло обратиться к гению Рахманинова.  Думается, он открывает настолько глубоко наши индивидуальные сердца, что мы становимся в состоянии распахнуться вплоть до единого духа в нас…

2.Мы все в долгу перед Сергеем Васильевичем — и за его гениальную музыку, и за всю его страдальческую жизнь, за его глубокую любовь к России… Незадолго до смерти, во время войны с фашизмом,  он перевёл большую сумму денег в Россию, сопроводив её таким письмом: «Посильная помощь от  одного из русских. Хочу верить, верю в полную победу над врагом».  Он был и останется истинно русским …

А это своеобразная визитная карточка С. В. Рахманинова:

Звучит Второй концерт для фортепиано с оркестром

Тест: «Какие произведения написал С. В. Рахманинов?» (вопрос)

1. «Алеко» (опера)
2. «Всенощное бдение»
3. Второй концерт для фортепиано с оркестром
4. «Золушка» (балет)
5. «Катерина Измайлова» (опера)
6. Музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»
7. Музыка к фильму «Иван Грозный»
8. Музыка к кинофильму «Овод»
9. «Не пой, красавица ..» (романс)
10. «Остров мёртвых» (симфоническая картина)
11. Рапсодия на тему Паганини
12. «Ромео и Джульетта» (балет)
13.«Священная война» (песня)
14. Седьмая («Ленинградская») симфония
15. «Симфонические танцы»
16. «Сказ о каменном цветке» (балет)
17. «Скупой рыцарь» (опера)
18. «Спартак» (балет)
19.«Утёс» (оркестровая фантазия)
20. «Я опять одинок» (романс)
 

Тест: «Какие произведения написал С. В. Рахманинов?» (ответ)

1. «Алеко» (опера)
2. «Всенощное бдение»
3. Второй концерт для фортепиано с оркестром

4. «Золушка» (балет)
5. «Катерина Измайлова» (опера) 
6. Музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»
7. Музыка к фильму «Иван Грозный»
8. Музыка к кинофильму «Овод»
9. «Не пой, красавица ..» (романс)
10. «Остров мёртвых» (симфоническая картина)
11. Рапсодия на тему Паганини

12. «Ромео и Джульетта» (балет)
13. «Священная война» (песня)
14. Седьмая («Ленинградская») симфония
15. «Симфонические танцы»
16. «Сказ о каменном цветке» (балет)
17. «Скупой рыцарь» (опера)
18. «Спартак» (балет)
19. «Утёс» (оркестровая фантазия)

20. «Я опять одинок» (романс) 

ИСТОЧНИКИ 

1.     Второй концерт для фортепиано с оркестром (Концерт Симфонического оркестра Государственного академического Большого театра России.

Дирижер Александр Ведерников. Солист Николай Луганский) — https://www.youtube.com/watch?v=sFf0u2VZ4xw

2.     Не пой, красавица, при мне (романс С. В. Рахманинова, исполняет М. Магомаев) — https://www.youtube.com/watch?v=pbO9D4ivAGg

3.     Балакирев Милий Алексеевич

4.     Бородин Александр Порфирьевич

5.     История романса

6.     Карты и схемы США

7.     Кюи Цезарь Антонович

8.     Мусоргский Модест Петрович

9.     Никколо Паганини

10.  А. С. Пушкин

11.  С. В. Рахманинов

12.  Римский-Корсаков Николай Андреевич

13.  Телеграмма Циммермана

14.  Энциклопедический словарь юного музыканта – М., «Педагогика», 1985.

А здесь текстовый вариант игры. 

Текстовый вариант игры
RAR / 5.17 Мб

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Концерт программасын алып бару ?чен сценарий
  • Концерт программасы татарча сценарий
  • Концерт программасы алып баручыга сценарий
  • Концерт про осень сценарий
  • Концерт про беларусь сценарий