Конкурс чтецов сценарий басни крылова

Сценарий конкурса чтецов в ДОУ

Сценарий конкурса чтецов посвященного творчеству Ивана Андреевича Крылова

Цель:

Обобщить знания детей о творчестве Ивана Андреевича Крылова.

Задачи:

— продолжать развивать интерес к творчеству И.А. Крылова;

— обогащать и актуализировать словарь детей;

— продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей;

— воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

— продолжать помогать осмысливать содержание басни;

— формировать умение понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

— воспитывать чувство юмора;

— развивать чуткость к поэтическому слову;

— развивать эстетические чувства, творческие способности;

— развивать образное мышление;

— развивать чувство ритма;

— следить за правильной артикуляцией звуков.

Ход:

Ребята, я вас сегодня приглашаю в небольшое путешествие в Санк-Петербург. А вы знаете, что такое Санк-Петербург? Это очень красивый, старинный город с богатой историей. И в этом городе есть «Летний сад» — излюбленное место для прогулки всех петербуржцев. Это очень красивое место. Туда мы с вами и отправимся.

Просмотр презентации с фотографиями «Летнего сада».

Летний сад полон тайн и загадок. Посмотрите, какие прекрасные ворота ведут в сад. А вот..

   А вот перед нами… Ой, что это? Посмотрите ребята перед нами памятник. А кому этот памятник, вы догадались? Действительно, в летнем саду есть памятник Ивану Андреевичу Крылову, автор которого архитектор Пётр Клодт.  Давайте рассмотрим его внимательно. У ног Ивана Андреевича расположились герои его произведений, как-будто слушают, как он рассказывает им свои басни. Наверняка вы узнали кого-то из них!

Вот проказница-Мартышка, вот страшный Волк и благородный Журавль, а вот хитрая Лиса и глупая Ворона.

Баснописец Крылов, баснописец Крылов,

Он в саду среди клёнов сидит у дубов.

А вокруг него звери и птицы:

Волки, лисы, медведь и лисицы.

Что за памятник чудный поставлен ему!

Было б скучно Крылову сидеть одному

Днём и ночью с раскрытою книжкой,

Но не скучно с козой и мартышкой!

Мы из сада уйдём, а лиса и медведь

Танцевать будут, прыгать вокруг него, петь.

На плечо к нему голубь присядет

И Крылов его тихо погладит.

Ребята, сегодня наш конкурс  посвящен 250- летию со дня рождения  Ивана Андреевича Крылова.

Вы с воспитателями  в течение месяца знакомились с его творчеством, изучали книги, читали его произведения и даже учили басни. А что такое басня, кто знает?

Ребёнок: Басня – это веселый, короткий, поучительный рассказ в стихах.

Главные герои басен – это звери, вещи.

Чтобы писать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком.

  Действительно главные герои басен – звери. У Крылова звери приобретают  характер. Волк-жадный, несправедливый, злой.

Медведь — грубый, простоватый,  нетерпеливый.

Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными,  справедливыми.

За 30 лет работы Иван Андреевич написал 205 басен.

А какие басни вы помните?

Ну что ж, вижу вы хорошо подготовились. Пора нам и конкурс чтецов начинать.  

Давайте познакомимся с жюри:

Зверева Марина Викторавна  —   учитель-логопед

Граф Анна Олеговна —        учитель-логопед

Морщакина Ирина Викторовна   —  методист

И так мы начинаем.

 Первый тур.Сейчас прозвучит басня, угадайте какая:

«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица»…

1.«Ворона и лисица» Акованцев Рома,  2 младшая А группа

Эту же басню нам прочтёт 

2.Якушева Евгения,  средняя Б группа

3. «Лев и лисица» Поробова Арина, 2 мл. Б

Угадайте, из какой басни эти слова?

«Все про очки лишь мне налгали,

А проку нá волос нет в них»

4. «Мартышка и очки» Тарасова Екатерина, средняя А

5.»Мартышка и очки» Нехрещенюк Кира,  средняя В

А вот отрывок из еще одной знаменитой басни:

«- Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

6. «Стрекоза и муравей» Сутормина Маша Средняя Б

Ну что ж, продолжаем угадывать:

«Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;

Да только воз и ныне там».

7. «Лебедь, щука и рак»  Хаустова Арина  средняя Б

Первый тур, в котором принимали участие младшие и средние группы закончился. И пока жюри подводит итоги, мы поиграем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечиками чик-чик!

Раз — сюда, два-туда,

повернись вокруг себя.

Раз-присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Тихо сели на места!

Ребята отгадайте мои загадки!

Слушайте внимательно!

Выступление Ардышева Максима

От рыжей лисицы

В кустарник удрав
В листву завернулся
Колючий …
еж (удав)

Чик-чирик! Чик-чирик!
Кто поднял веселый крик?
Эту птицу не пугай!
Расшумелся …

воробей (попугай)

Траву и солому.

Жует постоянно,
А после дает молоко …
корова (обезьяна)

На это стоит поглядеть:
Бревно взял хоботом …

слон (медведь)

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый, косолапый…
медведь (слон)

В теплой лужице своей
Громко квакал…

лягушонок (воробей)

С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает…
обезьяна (корова)

Под луною песню петь
Сел на веточку …
соловей (медведь)

– Кто в малине знает толк? 
– Косолапый, бурый …

медведь (волк)

Жюри объявляет результаты первого тура.

Второй тур. Мы продолжаем.

8. «Стрекоза и муравей» Позднякова Лиза, старшая А группа

9. «Акованцева Юля «Ворона и лисица», старшая А группа

10. Щетинин Егор «Лебедь, щука и рак», старшая А группа

11. «Ворона и лисица»

Исакова Даша, Толстоброва Ксюша,   старшая Б

12. «Стрекоза и муравей»

Мунтьянович Софья,  Телюков Матвей, старшая Б

А вот еще для вас загадка, что за басня?

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки»

13. «Слон и Моська» Кротов Иван, подг.А группа

14. «Лебедь, щука и рак», Харитонов Ярослав, подг. А группа

Из какой басни эти слова?

«Не стыдно ль, — говорит,

— средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня»

15. «Чиж и голубь» Иванченко Ангелина, подг. А группа

16. «Лебедь, щука и рак» Лисиенко Егор, подг. В

17. «Мартышка и очки» Ноздрачева Полина, подг. В

И закончим мы конкурс самой сегодня популярной басней, ее приготовили 5 человек.

18. «Ворона и лисица» Белорусова Даша, подг. В

Подведение итогов, награждение.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

___ «УНГУРКУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»_____

671833, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с.Унгуркуй, ул. Школьная, 39

тел. 8(30142)32-1-44, E-mail:[email protected]

Сценарий конкурса чтецов «Басни И.А. Крылова».

Подготовила учитель русского языка и литературы

Фомина Дарья Анатольевна

с. Унгуркуй

2019 г.

Цель мероприятия: расширить знания о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Задачи: воспитывать интерес к изучению литературы, к творчеству и личности И. А. Крылова, развивать творческие способности и воображение.

Подготовительный этап:

Организация выставки книг И.А.Крылова, иллюстраций учащихся к басням И.А. Крылова в классе.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости и участники конкурса выразительного чтения. Сегодня наше мероприятие посвящено творчеству Ивана Андреевича Крылова.

Ведущий: Басни Крылова приобрели мировое признание. Его басни глубоко национальны по форме и содержанию. Их персонажи не носят условно аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности. Сюжет крыловской басни облекается в форму короткой сценки, передающей живость, многообразие разговорной речи.

Ведущий: Басни Крылова охватывают широчайший круг тем, продиктованных самой жизнью России, современному автору. В языковых средствах, образах И.А. Крылова идет от фольклора, но при этом благодаря своей афористической точности, меткости, простоте многие строки его басен органично вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили отдельной жизнью.

Ведущий: Творчеству Ивана Андреевича Крылова мы посвящаем сегодня конкурс чтецов! Перед нами выступят самые активные и творческие учащихся 1-8 классов. Хочется пожелать всем отличного настроения и приятных впечатлений.

Ведущий: А какой же конкурс без компетентного жюри? Позвольте представить вашему вниманию состав жюри. Им сегодня предстоит очень ответственное дело – выбрать самых лучших.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Ведущий: «Уж сколько раз твердили миру, 

  Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок.

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.,,»

Человек по-разному относится к льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным — это глупость одураченной вороны. Басня «Ворона и Лисица».

Ведущий: В следующем произведении писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующих их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности. Басня «Свинья под Дубом».

Ведущий: Мораль басни «Муха и Пчела» заключается в том, что ленивый, праздный человек не заслуживает уважения со стороны окружающих. Напротив, полезный труд и развитие способностей — вот что доставляет человеку счастье и удовлетворенность жизнью. Кроме того, в этой басне Крылов высмеивает людей, которые хвастают своими связями и знакомствами. Басня «Муха и Пчела».

Ведущий: Крылов высмеивает такие качества, как глупость, недальновидность, нерасчетливость.
«Мне кажется, что смысл не темен басни сей.

  Щепочки волосков Лиса не пожалей — 

Остался б хвост у ней.»

Порой люди не хотят решать проблемы вовремя, надеясь, что все само собой разрешится; однако со временем проблемы нередко лишь усугубляются и решать их становится все труднее. Другими словами, не желая пожертвовать малым, люди порой рискуют потерять куда большее. Басня «Лиса».

Ведущий: В этой басне И.А. Крылов высмеивает разборчивых невест, которые «перебирают» неплохими женихами в ожидании идеального кандидата, но с годами остаются и вовсе без ухажеров и в конце концов выходят замуж за любого, кто сделает предложение. Поэтому важные, серьезные решения нужно принимать вовремя, так как позже ситуация может измениться не в нашу пользу. Басня «Разборчивая Невеста».

Ведущий: Все мы знаем, что никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют несогласованно. Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут «воз» каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой «воз» действительно обречен стоять на месте.

«Когда в товарищах согласья нет,

  На лад их дело не пойдет, 

И выйдет из него не дело, только мука.»

Басня «Лебедь, Щука и Рак».

Ведущий: Часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так. К этой басне отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе. Басня «Мартышка и Очки».

Ведущий: Каждый из нас знает, что нужно заранее думать о последствиях своих поступков. В частности, речь идет о том, что молодые люди должны заранее беспокоиться о том, как обеспечить себе старость. Если молодой человек ленится и живет одним днем, в зрелом возрасте он рискует оказаться в тяжелом положении и даже бедности. Легкомысленные и ленивые люди должны рассчитывать только на себя, не надеясь на трудолюбивого «кума», который легко может отказать в помощи. Басня «Стрекоза и Муравей».

Ведущий: Слабый, незащищенный человек, борясь с какой-то несправедливостью, может просить о помощи у более влиятельных и сильных людей, но в результате порой сталкивается с еще большей несправедливостью и притеснениями. Судя по всему, в этой басне Крылов под Овцами подразумевает простых людей, а под Собаками и Волками — чиновников. Басня «Овцы и Собаки».

Ведущий: Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице: «В чужом глазу соломину видит, а в своём — бревна не замечает». Люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты. Сам Крылов поясняет, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков: «Таких примеров много в мире:  Не любит узнавать ни кто себя в сатире.» Басня «Зеркало и Обезьяны».

Ведущий: Спасибо, все ребята молодцы! А кто у нас победитель конкурса, определит жюри. Подсчёт очков. Объявление победителей. А мы пока проведем викторину.

Назовите басни Крылова о

-Лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая Лисица», «Лисица и Осёл»)

-Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волк и Овцы»)

-Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»)

Вспомните пропущенное слово в названии басни.

1) «… и обезьяна» (Зеркало)

2) «Волк на…» (псарне)

3) «… и Ягнёнок» (Волк)

4) « Кот и …» (Повар)

Из каких басен взяты эти цитаты?

1) «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Рак и Щука»)

2) «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» («Стрекоза и Муравей»)

3) У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем. («Волк и Ягнёнок»)

4) Он порча, он чума, он язва здешних мест!

(А Васька слушает да ест.) («Кот и Повар»)

5) Отколь и как она к ним не зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт. («Лисица и Виноград»)

6) «Коль корни обнажишь, оно засохнуть можешь» («Свинья под дубом»)

7) Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть. («Квартет)

8) «Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку» («Волк на псарне»)

О ком идёт речь?

1) «Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло» (О Вороне из басни Ворона и Лисица»)

2) «Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает» (О механики мудреце из басни «Ларчик»)

3) «Сказал – и в тёмный лес Ягнёнка поволок» (О Волке из басни «Волк и «Ягнёнок»)

4) «Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет» (О Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)

5) «…сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть» (О Волке из басни «Волк на Псарне»)

6) «Злой тоской удручена,

К муравью ползёт она». (Стрекоза из басни «Стрекоза и Муравей)

7) «Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался» (Соловей из басни «Осёл и Соловей»)

8) «Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться». (Моська из басни «Слон и Моська»)

9) «И тут же выпустил на Волка гончих стаю» (Ловчий из басни «Волк на псарне»)

10) «Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!» (Лебедь, Щука и Рак)

Кому принадлежат эти слова?

1) «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»

(Лисице из басни «Ворона и Лисица»)

2) «Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них».

(Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)

3) «Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки» (Моське из басни «Слон и Моська»)

4) «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум…»

(Волку из басни «Волк на псарне»)

5) «Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой…»

( Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)

6) «Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удивилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа»

(Обезьяне из басни «Зеркало и Обезьяна»)

7) «Стой, братцы, стой!…

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»

(Мартышке из басни «Квартет»)

8) «Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?» (Листам из басни «Листы и Корни»)

9) «Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом…» (Ослу из басни «Осёл и Соловей»)

10) «Неблагодарная…

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут» (Дубу и басни «Свинья под Дубом»)

11) «Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит» (Ягнёнку «Из басни «Волк и Ягнёнок»)

12) «Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой» (Ловчий из басни «Волк на псарне»)

13) «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!» (Муравью из басни «Стрекоза и Муравей»)

14) «Соседка, перестань срамиться,

… тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт

Вперёд

И лаю твоего совсем не примечает» (Шавке из басни «Слон и Моська»)

15) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней» (Соловью из басни «Квартет»)

16) « Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Мишке из басни «Зеркало и Обезьяна»)

17) «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой» (Лисице из басни «Лисица и Виноград»)

18) «Ведь это дереву вредит…

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может» (Ворону из басни «Свинья под Дубом»)

19) «А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова…» (Петуху из басни «Кукушка и Петух»)

20) «Мы те…

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас» (Корням из басни «Листы и Корни»)

Из какой басни эти строки?

1. «У сильного всегда бессильный виноват” («Волк и Ягненок”).

2. «Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” («Стрекоза и Муравей”).

3. «Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться» («Ларчик»)

4. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Рак и Щука»)
5. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)

6. «А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” («Квартет”).

7. «Избави Бог и нас от этаких судей» («Осёл и Соловей»)

8. « …с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, —

Не станет дерева, ни вас» («Листы и Корни»)

Ведущий: Басни всегда были востребованным и любимым читателями жанром литературы. «Честь, слава и гордость нашей литературы» — так называет В. Белинский великого баснописца И. А. Крылова.

Ведущий: А басни Крылова актуальны и злободневны и сейчас. И вечен Крылов, пока живы жадность и зависть, коварство и неблагодарность, лесть и невежество.

Ведущий 1:
Добрый день, дорогие
гости и
конкурсанты
!

Ведущий 2:
Здравствуйте!

Ведущий 1:
Мы рады приветствовать Вас на конкурсе чтецов басен, посвященном творчеству баснописца И. А. Крылова.

Ведущий 2: И. А. Крылова наш народ издавна зовет
дедушкой Крыловым. Мы с детства, со школьной скамьи, знакомимся с его баснями.
(Слайд Что
такое басня)
Басня
– это краткий аллегорический – иносказательный —  рассказ в стихах или в прозе,
высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни.
И до Крылова писали басни, но Иван
Андреевич писал их лучше всех. Он писал так просто, так по-народному, что
каждый запоминает их
.

Ведущий 1: Крылов показал нам целый зверинец в
своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами,
лисицами, обезьянами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то
мягко над недостатками людей, обличал и осуждал людские пороки.
Поэтому басни
писателя актуальны и в наши дни, каждый может найти в них совет, мораль. (Слайд
МОРАЛЬ Басня чаще все6го содержит мораль. Это нравоучительный вывод.)

Ведущий 2: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова
учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми,
справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые
поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Строки крыловских басен давно уже
стали пословицами и поговорками, вошли в нашу речь.

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза – мера, душа – вера, а совесть –
порука.

Артист 7: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 8: Добрая слава лежит, а дурная далеко
бежит.

Артист 9: Каков есть, такова и честь.

Артист 10: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 11: Добрая слава дороже богатства.


Ведущий 1  Разрешите представить жюри нашего
конкурса:

учителя
русского языка и литературы: Соловцова Светлана Геннадьевна,

Якимова
Светлана Сергеевна,

учитель
марийского языка – Новикова Наталья Ивановна

1.     Итак, мы начинаем! Как называют человека, который
ничего не знает, неуча? Ответ: Невежда. Героиню какой басни можно назвать
невеждой?

с басней «Мартышка
и очки» 3 а класс

2.     Задание:
В какой басне звучат эти слова?

«Уж сколько раз твердили
миру,

Что
лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И
в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Ответ:
«Лисица и ворона» приглашаем 3 б класс

3.     Послушайте
диалог двух насекомых и постарайтесь понять мораль сей басни.  « Муха и пчела»
приглашаем 4 б класс

4.     Определите
по строчкам басни их названия.

  «Чтоб
музыкантом быть, так надобно уменье…»    Ответ: «Квартет». приглашаем 4а
класс

5.    
Перечислите
героев басни, которые в
езти с поклажей воз взялись

ЛЕБЕДЬ , РАК да ЩУКА на сцене 2 а класс

6.    
Объясните лексическое значение слова ОБОЗ. (Обоз —
группа повозок, перевозящих кладь.)

С басней «Обоз» приглашаем 2 б класс

7.     Из
какой басни фраза?

«Попрыгунья
Стрекоза

         Лето красное пропела…»     («Стрекоза и Муравей»)
приглашаем 1 б класс

8.     Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по
улице слона? (Моська и Шавка) Из какой басни? («Слон и Моська»).

на сцене 1 а класс

Подведение
итогов.
Жюри подводит и озвучивает итоги конкурса.

Пока жюри подводит итоги

1Ведущий читает стихотворение Михаила
Исаковского, посвящённое

 И.А. Крылову:
Кто
не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Награждение
победителей

3

работал писарем в Тверском суде. А в 13 лет Крылов с мамой переехал в

Петербург и прожил здесь всю свою жизнь. Здесь он написал свои

знаменитые замечательные произведения.

В Летнем саду, где Крылов любил гулять был открыт в мае 1855 года

памятник знаменитому баснописцу. Скульптор изобразил писателя в

обычной одежде которую баснописец носил в последние годы жизни.

Крылов сидит на круглом камне в непринужденной позе, держа раскрытую

книгу, с может быть в этот момент рождается новая басня? Высота статуи

баснописца – 3 метра, со всех сторон он покрыт фигурками животных –

героев басен. На постаменте нашли своё место и проказница мартышка, осел,

козел да косолапый мишка с музыкальными инструментами живо и образно

воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет», чуть выше изображена

остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград», с жадностью смотрит на

упругие кисти винограда. Обходя памятник и внимательно рассматривая

бронзовый зверинец хочется взять в руки и снова перечитать известные всем

«Ворона и лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и щука», «Осел и соловей»,

«Свинья под дубом» и многие другие. Животные на памятнике в Летнем саду

изображены очень правдоподобно, живо и выразительно.

Что же такое басня?

Басня – это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный

характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки. Персонажами

басен чаще всего являются животные или растения, а подразумеваются под

ними люди.

Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми,

добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми.

Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые

поступки, полезные дела, любить Родину. Перелистаем страницы басен и

сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент.

Итак, друзья, будьте внимательны. Слушайте выступающих ребят и не

забудьте, что:

Сказка – ложь, подчас и басня — то ж.

Но учат обе обернуться на себя,

Исправить вовремя грешки,

Чтоб стыдно не было перед людьми.

  • Ребята, для инсценировки вы можете взять материал здесь.

  • Проект «Ни дня без фразеологизма» , авторы София и Виктория Проект «Особенности русского ударения» , авторы Кристина …

  • Памятки взяты с сайта https://irbit10.uralschool.ru/?section_id=113 ТЕСТ

  • Ребята, учите единицы измерения! Как перевести одни единицы в другие?

  • Добрый день, уважаемые читатели нашего блога! Рады приветствовать вас на нашей страничке!

  • ВНИМАНИЕ!!! Ребята, 10 ноября проводится всероссийская проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 классов.       Для подгото…

  • 29 сентября в рамках единого классного часа по ОБЖ (проходил во всех классах первым уроком)  «Безопасность на дорогах ради безопасност…

  • Ребята, повторите порядок разбора глагола как части речи.

  • Ребята, предлагаю вам тренировочные задания по русскому языку, окружающему миру и математике.

  •  Ребята, предлагаю вам для повторения изученного материала по окружающему миру выполнить разные задания.

Не суживайте жизнь до урока,
а урок расширяйте до жизни.
П. Блонский

Цели конкурса:

  • расширение и углубление сведений о баснях И.А.
    Крылова;
  • проверка знаний о теоретико-литературных
    понятиях: “басня”, “аллегория”, “афоризм”;
  • развитие творческих способностей
    (выразительное чтение, инсценировка басен,
    создание иллюстраций);
  • уяснение общечеловеческой морали басен И.А.
    Крылова.

Подготовительный этап.

  1. Объявление о конкурсе с указанием номинаций:
    “Выразительное чтение басни И.А. Крылова”,
    “Иллюстрация к басне”, “Знаток басен И.А.
    Крылова”.
  2. Выбор учащимися номинации конкурса, в которой
    они примут участие.
  3. Разучивание басен, репетиции инсценировок.
  4. Составление кроссвордов и вопросов к викторине,
    иллюстраций к басням, подготовка плакатов для
    оформления конкурса.

Ход конкурса.

Оформление.

Доска:

  • портрет И.А. Крылова;
  • тема конкурса “А вот о том как в баснях
    говорят…”;
  • эпиграф “Его басни переживут века” (К.Н.
    Батюшков).

На специальном стенде:

  • иллюстрации к басням И.А. Крылова и кроссворды,
    выполненные учащимися;
  • плакаты с высказываниями И.А. Крылова: “Люблю,
    где случай есть, пороки пощипать”,  “А за меня
    мои звери говорят”.

Представление ведущим членов жюри (5
человек):

  • учитель литературы;
  • учитель изобразительного искусства;
  • руководитель школьного театрального кружка;
  • два гимназиста из параллельного класса.

Вступительное слово ведущего:

— Сегодня главным героем нашего конкурса
станет И.А. Крылов и герои его известных басен.
И.А. Крылов был драматургом, издателем, но
всемирную известность ему принесли басни,
которые он писал уже в зрелом возрасте. Им
создано более двухсот басен. Они сделали Крылова
знаменитым уже при жизни. Что же такое басня?

Учащиеся:

— Это короткий рассказ, чаще сценка с
диалогом-разговором между действующими лицами.

— В ней есть нравоучение, мораль, которую
высказывает автор, иногда она заключена в словах
героя или незаметно “вытекает” из самой сценки.

— Часто заголовок басни приобретает широкое
значение, становясь своеобразной пословицей.

— Басня близка к народному творчеству.

— Не всегда героями басни являются звери
(например, “Демьянова уха”).

— Басня аллегорична (иносказательна).

Ведущий.

— Критик В. Белинский писал о баснях И.А.
Крылова: “Басни И.А. Крылова – не просто басни:
это повесть, композиция, юмористический очерк,
злая сатира”. Какие пороки общества и человека
предаёт осмеянию И.А. Крылов?

Учащиеся.

— И.А. Крылов разоблачает социальную
несправедливость общественного устройства
царской России: деспотизм и жестокость власть
имущих и беззащитность простого народа. Он
высмеивает общечеловеческие пороки и
недостатки: трусость, жадность, лень, глупость,
лицемерие и многие другие.

Далее учитель называет номинации конкурса, в
которых будут соревноваться учащиеся.

Номинация первая — “Выразительное
чтение басен наизусть”

В ней принимают участие чтецы. Могут быть
прочитаны следующие басни:

  • “Любопытный”;
  • “Мартышка и Очки”;
  • “Две Собаки”;
  • “Волк и Ягнёнок”;
  • “Зеркало и Обезьяна”;
  • “Квартет”;
  • “Лягушка и Волк”.

Номинация вторая – “Знаток басен И.А.
Крылова”

Викторина (тур I).

За каждый правильный ответ учащемуся даётся
жетон. Принимают участие все, победитель
определяется по итогам двух туров.

Назовите героя басни.


  1. Она “наелась желудей досыта, до отвала”.
    (Свинья).
  2. Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется
    кушать”. (Ягнёнок).
  3. Она хотела сжечь море. (Синица).
  4. Он вернулся из путешествия “с разбитой головою,
    с попорченным крылом, с повихнутой ногою”.
    (Голубь).
  5. Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк).
  6. Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза).
  7. Она решила заняться не своим ремеслом, пошла
    ловить мышей и была за это жестоко наказана.
    (Щука).
  8. Она попала “в большие забияки”. (Моська).
  9. Он “обжора и злодей”, по словам его хозяина.
    (Кот Васька).
  10. Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).
  11. У него на локтях продрался кафтан. (Тришка).
  12. Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как
    Слона. (Любопытный).
  13. Его “захлопнула злодейка-западня”. (Чиж).
  14. У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).
  15. Он достал из волчьей пасти кость и был назван за
    это неблагодарным. (Журавль).
  16. Её служба – ходить на задних лапах перед
    хозяевами. (Болонка Жужу).
  17. Он решил “с волками иначе не делать мировой, как
    снявши шкуру с них долой”. (Ловчий).
  18. Он кормил своими плодами неблагодарную свинью.
    (Дуб).
  19. Он был перекормлен рыбным супом. (Фока).
  20. У него всё вокруг только “моё”. (Волк).

Номинация третья – “Инсценировка
басни”

Учащиеся характерными деталями костюма
подчёркивают особенность своего героя.

Могут быть инсценированы следующие басни:

  • “Демьянова уха”;
  • “Ворона и Лисица”;
  • “Ларчик”;
  • “Кот и Повар”;
  • “Мартышка и Очки”.

Викторина (тур I I, усложнённый).

Из какой басни строка? Как вы её понимаете?

Перед тем как читать строчки из басен И.А.
Крылова, учитель знакомит учащихся с книгой М.Г.
Ашукиной и Н.С. Ашукина “Крылатые слова”,
показывает учащимся книгу, объясняет принцип её
построения, вводит понятия “литературная
цитата” и “афоризм”.

  1. А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).
  2. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
    А сапоги тачать пирожник. (“Щука и Кот”).
  3. Да только воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”).
  4. Демьянова уха. (“Демьянова уха”).
  5. Если голова пуста, То голове ума не придадут
    места. (“Парнас”).
  6. Избави бог и нас от этаких судей. (“Осёл и
    Соловей”).
  7. Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом. (“Стрекоза и Муравей”).
  8. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он
    Кукушку. (“Кукушка и Петух”).
  9. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад,
    А Щука тянет в воду. (“Лебедь, Щука и Рак”).
  10. Медвежья услуга. (“Пустынник и Медведь”).
  11. Наделала Синица славы, а море не зажгла.
    (“Синица”).
  12. А ларчик просто открывался. (“Ларчик”).
  13. Хоть видит око, да зуб неймёт. (“Лисица и
    Виноград”).
  14. От радости в зобу дыханье спёрло. (“Ворона и
    Лисица”).
  15. Пой лучше хорошо Щеглёнком, чем худо Соловьём.
    (“Скворец”).
  16. Полают, да отстанут. (“Прохожие и Собаки”).
  17. Рыльце в пуху. (“Лисица и Сурок”).
  18. Слона-то я и не приметил. (“Любопытный”).
  19. У Сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и
    Ягнёнок”).
  20. Как белка в колесе. (“Белка”).
  21. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало
    и Обезьяна”).
  22. Ты всё пела? Это дело.
    Так поди же, попляши. (“Стрекоза и Муравей”).
  23. А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и
    Обезьяна”).

Номинация четвёртая – “Иллюстратор
басни”

Авторы иллюстраций показывают свои работы,
называют басню, эпизод в ней, объясняют свой
замысел.

Итоги конкурса.

Жюри даёт оценку каждому конкурсу, вручает
дипломы победителям в каждой номинации, в
номинации “Инсценировка басни” присуждается
специальный диплом за лучшее исполнение роли.

Звучит стихотворение М. Исаковского “И.А.
Крылову” (читает учитель или подготовленный
ученик).

Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

На память о конкурсе учитель дарит каждому
учащемуся красочно оформленный лист с крылатыми
выражениями знаменитого баснописца.

Афоризмы Крылова

  • А ларчик просто открывался.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.
  • Слона – то я и не приметил.
  • Рыльце в пуху.
  • Полают, да отстанут.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • А Васька слушает да ест.
  • Да только воз и ныне там.
  • Если голова пуста,
    То голове ума не придадут места.
  • Медвежья услуга.
  • Кукушка хвалит Петуха за то,
    Что хвалит он Кукушку.
  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги
    тачать пирожник.
  • Демьянова уха.
  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
  • Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку.
  • У сильного всегда бессильный виноват.

Афоризм – краткое, отточенное по форме и
выражающее обобщённую мысль изречение (может
быть фразой из литературного произведения).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конкурс чтецов среди педагогов сценарий
  • Конкурсно танцевальная программа сценарий
  • Конкурсно игровая программа праздник сушек
  • Конкурс чтецов праздник белых журавлей
  • Конкурсно игровая программа масленица сценарий