Конкурс юная казачка сценарий

Cкачать: Сценарий конкурсной программы "Ай, да казачка!"

Ай, да казачка!

Ведущий: Здорово дневали,
казаки! Здравствуйте, гости званые и желанные! Всех привечаем и душевно
встречаем. Милости просим к нам на праздник! Встречаем с сердечным казачьим
радушием по нашему обычаю славному. 
Атаман: Собрались мы сегодня, чтобы поздравить наших мам, бабушек с днем
матери, матери — казачки. 
Казачка: 4 декабря казаки отмечают православный праздник Введения в храм
пресвятой Богородицы, а также День Матери — казачки. И мы в нашей школе
празднуем его, так как мы живем в казачьем крае. Это праздник, к которому никто
не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности
всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам!
И пусть каждой из вас чаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на
ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы
вместе! 
Атаман: 
Как у нас на Дону зорьки ясные, 
Как у нас на Дону ветры – ястребы. 
Над веселой водой ходит месяц молодой. 
Как у нас на Дону люди сильные
Как у нас на Дону дали синие. 
А казачки то у нас – все красивые! 

Ведущий2:

Заветы старины в семье казачьей 
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил Край родных отцов.

Ведущий1:

Казачек все любили, уважали, 
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!

Казачка: Сегодня мы
решили провести праздник «Казачка Дона», на котором девочки
постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.

Казак: Солнце
красное на небе поднимается,

А в нашем зале казачки собираются.

Самых смелых мы встречаем

И на сцену приглашаем!

Под казачью
мелодию входят участницы конкурса в казачьих костюмах.


Представляет участниц
Казачка: 
А участники у нас все как на подбор
Красивые, умные, веселые, да шумные
Певуньи, мастерицы, прекрасные девицы! 
Атаман: А как же нам выбрать одну, ту самую казачку? 

 Казачка: Устроим
мы для них различные конкурсы-испытания. Сейчас я вам о них расскажу:

1-ый конкурс «Будем знакомы» или «Казачьему роду – нет
переводу!».

2-ой конкурс: «Посидим рядком, да поговорим ладком». Участницы
покажут знание казачьего говора.

3-ий конкурс: «Ай да казачка, ай да стать» — дефиле с коромыслом

4-ый конкурс: «Казачка – хранительница традиций» . Участницы
покажут знания о предметах казачьего быта.

5-ый конкурс: «Хлебосольная казачка».

Казак: Любо вам,
казачата, такие испытания для наших красавиц – девчат?

Дети: Любо!
(3 раза)

Ведущая: Прошу конкурсанток подойти к столику жюри для жеребьёвки.
(Девочки выбирают цветок подсолнуха, на котором указан номер, под которым
они будут выступать
)
Ведущий: А оценивать выступление наших участниц будет многоуважаемое
жюри
: ____________________________________________________

 Каждый конкурс оценивается в
«5» баллов, оценки один и два отсутствуют. Критерии оценки участников:
исполнительское мастерство, эрудиция, смекалка, умение держаться на сцене,
женское обаяние. Все формальности соблюдены, конкурс объявлен, конкурсантки
представлены, жюри на месте. Девушки, я прошу Вас, готовиться к первому
конкурсу, а мы смотрим
концертный
номер
.

Ведущий:
                         У кого глаза сияют
                         Словно звездочки в ночи?
                         Красотою кто блистает
                         Просто глаз не отвести?
                         Кто на свете всех краше?
Все мальчики: Это девочки наши!
Ведущий:
                          Отцветает вся природа,
                          А взгляните на девчат ,
                          Ведь в любое время года
                          Быть красивыми хотят.
                          Вам поведают сейчас
                           О себе они рассказ
Визитная карточка «Будем знакомы»- показывает…..(объявление
конкурсанток)


Первый конкурс так и называется
«Казачьему роду – нет переводу! »

/Участники должны представить в оригинальной форме свою визитную
карточку своей семьи. /

Ведущая:
Пока жюри совещается

 Конкурс для  зрителей
Казачка: Назовите названия казачьих блюда, в рецепт которого входят:
1 рецепт- картофель, лук, зелень, рыба —
Уха
2 рецепт- сухие яблоки, груши,
вишня, чернослив и изюм или же свежие яблоки, груши, слива, вишня и изюм —
Взвар
3-й рецепт: капуста квашенная, огурцы солёные, лук, морковь отварная, свёкла
отварная, картофель отварной, зелёный горошек, подсолнечное масло-
винегрет
4 рецепт- ржаные сухари, кипяток, дрожжи. сахар, изюм-
хлебный квас 

Казачка: А
давайте-ка, сядем, казачки в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое
вспомним. Как говорится на Дону
: «Посидим
рядком, да поговорим ладком
» — о родной стороне, о жизни казачьей. Казаки — народ исконно
русских корней — за долгие века своего существования создали уникальную
культуру и самобытный язык. Особенно колоритен говор донских казаков.

Сейчас я буду каждой участнице говорить слово на казачьем
говоре, а они должны назвать его понятным всем языком.

Н-р: петух – кочет, тюльпан – лазорик, дом — курень, ласточка —
касатка, лодка — каюк, жабы — кваки, звать — кликать, фамилия – кличка, щенок –
кутенок, тыква – кабак и тд.

 Дорим (дарим),  песню играем (поем),  здорово дневали
(здравствуйте) , раззявил (раскрыл),  хворать ( болеть),  цибарка (ведро) , чувяки
(тапочки),  кочет (петух), гуторить (говорить),   батя (отец),  вечерять
(ужинать),  завеска (фартук),  малахай (шапка),  чирики (тапочки),  гребло
(лопата),  часок (минутка).

Ядрёный — крупный, 
Апосля — после, в конце. 
Аккуратить – содержать в чистоте и порядке;
Баз – скотный двор;
Здорово дневали – здравствуйте. 
Добре – хорошо. 
Кочет – петух
Курень – круглый дом, на высоком фундаменте

Ведущий 2: Конкурс для зрителей «Самый меткий»

Казачка: Казак
– казачок, казак миленький дружок,

Выходи скорей гулять, булаву свою метать.

У нас вместо булавы будут мешочки с песком, которые нужно
забросить в корзину. У кого больше попаданий, тот и самый меткий

Ведущий 1: Праздник
не кончается,

Конкурс
продолжается!

 Ведущая: А сейчас мы проведем следующий конкурс: «Казачка — хранительница-традиций»
— участницам предстоит дать правильно название традиционных
предметов казачьего быта, а также объяснить или показать их практическое
применение, а также блеснуть знаниями казачьих пословиц.
Участницы расскажут нам о назначении выбранных ими предметов казачьего быта.

Ведущий: Жюри подсчитывает заработанные девочками баллы, а  мы в это время
немного поиграем.

Конкурс:
«Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»

Казак: вопросы
на тему казачества.

1. Что означает слово «казак»? (Удалой, вольный
человек.)

2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)

3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях «Дон
Иванович»?

(Потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской
области)

4. Назовите приток реки Дона, на берегах которого расположилось
наше село. (Кагальник)

5. Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)

6. Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в
Ростовской области. (Волк)

7. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области
могут использоваться как топливо? (Уголь)

8. Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему
тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает переплетено серебристыми
нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие
перелёты? (Бабье лето)

9. Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей
хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь,
блестел чистый пол, была наготовлена еда.)

10. Назовите казачьи символы. ( Герб Всевеликого Войска
Донского, флаг Всевеликого Войска Донского, бунчук, булава, насека, печать)

11. В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)

12. Как называлось собрание казаков на Майдане? (Круг)

13. Где казаки в XVI – XVII веках заключали брак и разводились?
(В кругу на Майдане)

14. Как называется жилище казака? (Курень)

Казачка: 
Тонкой струйкой сытной. 
Змеится теплый запах по углам. 
Вдыхаю мир отрадный, самобытный. 
С любовью и слезами пополам. 
Как просто пониманье Мирозданья, 
Когда, проснувшись по утру в тепле, 
Под солнечное лучика лобзанье, 
Домашний хлеб увидишь на столе. 
Сценка «Соседки»

Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами

Встречаются

1 — Здорово дневала, соседушка.

2 – Заходи на часок, погутарим (Садятся за столик, пьют чай,
соседка рассматривает ручки у чашек и заварника)

1 Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до
чего понравилось.

2 Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем – деруном чистила.
Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.

1 Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу соседушка,
стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами,
да с капустой, да взвар сварить.

2 А я, соседушка, уже отстряпалась, дичь зажарила, пироги с
картофелем, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом, да морковью.

1 Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и
чашек чистые.

Уходит

Наш конкурс называется «Хлебосольная казачка»
Ну-ка смелее выходи, да своим
угощением нас удиви! 
Участники демонстрируют свои блюда и рассказывают о его рецепте. 

Сценка

Гришка: Ох,
добре песню играют! Любо!

Казак: Гриня, я
вот, как слышу песню, нашу казачью, так вроде Дон наш батюшка волною
серебрится, девки гутарють. А то конь наметом пойшел. И так сладко делается,
как жеребенок до мамки тянется.

Да, сынку, такие песни играть умеют только казаки, потому как
народ красивый, сильный, добрый, как Дон родимый.

Гриша: Дедуня,
мы тут с ребятами поспорили, кто главней: казак иль казачка?

Казак: Что
спорить тут? А никто не главней. Главней природа-мать, земля наша донская, что
кормит нас, силу, красу нам дает. Дон наш могучий, что нас мудрыми делает, учит
силу к делу прилагать, а не к безделью. А дитя человеческое, коли у природы
учиться – добрым человеком станет, малого не обидит, старого уважит.

Гришка: Ох и
люблю я Дон-батюшку! Спустишься утром к его водам, окунешься разочек и на целый
день силы немеряно.

Казачка:

Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода.
Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе
чудодейственные силы — станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься,
ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а
мужья их — бравыми удальцами. Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее
еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас
наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.

Ведущий1: И такконкурс: «Ай да казачка, ай да
стать»
 дефиле с коромыслом.

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,

С распущёной косою с коромыслом на руке?

Ясно вижу взор казачки, брови лоснятся дугой,

На груди неугомонной кудри стелятся волной.

Ведущий2:

Просим наших конкурсанток выйти на сцену.

Дадим им в руки коромысло да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет.

Звучит
старинная казачья плясовая.

Девочки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают
на коромысло и идут по сцене, делая круг.

Ведущий1: Молодцы,
ну просто диво,

Выступали вы красиво!

Ведущий2: Да,
не просто будет жюри оценить этот конкурс.

Казак: Вот пришла
пора узнать

Кому какое званье дать!

Вы все прекрасны, я скажу без размышленья,

Ну, а жюри объявит нам своё решенье!

Казачка: — Женщина –
мать творит мир, в котором ум живёт в согласии с сердцем. Пусть же новая
праздничная дата на календаре России – День матери-казачки – станет особенно
домашним, и общенациональным праздником. 
Атаман:. Будьте всегда красивыми и любимыми! Пусть ваши дети дарят вам
силу и счастье! Жизнь продолжается, потому что на Земле есть вы! 

Объявление
результатов конкурса.

Казачка: Наши юные
казачки доказали сегодня, что традиции донского казачества умирают, а
передаются из поколения в поколение.

Казак: И это дает
уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли.

Ведущий2: Спасибо
большое участникам праздника и зрителям. До новых встреч!. 

 

 

Сценарий проведения конкурса «Юная казачка – 2016»

Вед 1: Здорово дневали, казаки и казачки! Здравствуйте, гости званые и желанные! Всех привечаем и душевно встречаем.

Вед 2: Милости просим к нам на праздник! Встречаем с сердечным казачьим радушием по нашему обычаю славному.

Вед 1: Как у нас на Дону зорьки ясные,

Вед 2: Как у нас на Дону ветры – ястребы.

Вед 1: Как у нас на Дону люди сильные

Вед 2: Как у нас на Дону дали синие.

Вместе: А казачки то у нас – все красивые!

Вед 1: Именно юным казачкам, их красоте, удали и мастерству посвящается наш конкурс «Юная казачка – 2016».

Итак, наши участницы:

(Под песню «____________» выходят участницы)

1.

2.

3.

Вед 1 Хороши юные казачки!

Вед 2: А как же нам выбрать одну, ту самую лучшую казачку?

Вед 1: Устроим мы для них различные конкурсы-испытания.

Вед 2 Участницы должны будут проявить себя в пяти конкурсах

Вед 1

1 конкурс — «Я Великого Дона частица».

Вед 2

2 конкурс – «Сундук невесты»

Вед 1

3 конкурс – Конкурс-импровизация

Вед 2

4 конкурс «Казачка хлебосольная»

Вед 1

5 конкурс – «Певунья Дона»

Вед 1: В каждом конкурсе должно быть жюри, есть оно и у нас

Вед 2: Итак, приветствуем наше уважаемое и компетентное жюри

1.

2.

3.

4.

Вед 1 Переходим к конкурсной программе

Вед 2 В первом конкурсе «Я Великого Дона частица» — участницы в произвольной форме рассказывают о себе, своей семье, увлечениях

Вед 1. Итак, закончился первый конкурс, представились наши участницы.

Вед 2. Наших казачек ждёт следующее испытание

Вед 1. Наши казачки – это будущие невесты. Отдавая дочь замуж, казачка-мать собирала ей заветный сундук с приданым.

Здесь были предметы, необходимые для молодой казачки в повседневной жизни.

Вед 2 А наш следующий конкурс так и называется «Сундук невесты». Конкурсантки расскажут о содержимом сундука с приданым и назначении вещей . Вещи могут иметь историческую ценность или могут быть изготовлены участницей.

Вед 1. Подошёл к завершению второй конкурс.

И мы приглашаем всех наших конкурсанток на сцену. Итак, нас ждёт конкурс – импровизация.

Гордостью юной девушки-казачки во все времена была её девичья коса, которую украшала яркая лента. И сейчас наши участницы должны будут продемонстрировать своё мастерство по вплетению ленты в косу.

Вед 2 Итак, наши конкурсантки справились с заданием. Провожаем девочек бурными аплодисментами.

Вед 1. Заветы старины в семье казачьей 
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил Край родных отцов.

Вед 2 Хлебосольная казачка

Очень вкусно вас накормит.

В две минуты стол накроет.

И подаст вам пироги, винегрет и калачи,

Рыбу, мясо и солянку, пирожки, блины,

Сметанку, и вареники, узвар…

Угощать – казачкин дар!

И мы переходим к конкурсу «Казачка хлебосольная», где наши юные казачки поделятся своим кулинарным мастерством и представят нам блюда казачьей кухни.

Вед 1. Мы переходим к следующему конкурсу «Певунья Дона»

Нет без песни народа,

Такова уж природа,

Звучит песня донская…

И душа молодая

Как по зову проснётся

И на волю сорвётся.

Вед 2: А у нас казачки есть,

Что не можно глаз отвесть,

А как песню запоют,

Сразу ноги в пляс идут.

Наши казачки должны сыграть казачью песню (разрешено привлекать группу поддержки, но оцениваться будут только вокальные данные конкурсантки).

Вед 1. Вот и подошёл к концу наш конкурс «Юная казачка – 2016».

Вед 2. Для объявления итогов конкурса на сцену приглашается _______________________________________________.

Вед 1. Спасибо за праздник, казачкам, спасибо.

Играли все честно, играли красиво.

И есть чем гордиться казачьему роду.

Вы есть продолженье донского народа!

Вместе До новых встреч

Конкурс

«Ай, да казачка»

Звучит казачья мелодия

1: Здорово дневали, казаки и казачки! Здравствуйте, гости званые и желанные! Всех привечаем и душевно встречаем.

2: Милости просим к нам на праздник! Встречаем с сердечным казачьим радушием по нашему обычаю славному.

1: Степь родимая! От Воронежских степей, до берегов Азовского моря простиралась необъятная, седая степь ковыльная. Вот сюда и бежали от неволи люди. Здесь они становились казаками.

2.

Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать. И пусть их потомки, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков. Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ — казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью. А рядом с казаками всегда были их верные жены – казачки, которые отличались своей красотой, умом и хозяйственность. 
1.

Заветы старины в семье казачьей 
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил край родных отцов.

2.

Казачек все любили, уважали, 
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!

Нач классы

Средь донских степных полей
И Хоперских ковылей,
Где Бузулук  и Хопер текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.

Есаул, односельчане,
Атаман и хуторяне –
Все равны перед законом
И разумным Божьим словом.

Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

Сколько сказов и присказок,
Вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

1: Как у нас на Бузулуке зорьки ясные,

2: Как у нас на Бузулуке ветры – ястребы.

1: Как у нас на Бузулуке люди сильные

2: Как у нас на Бузулуке дали синие.

Вместе: А казачки то у нас – все красивые!

1: Именно юным казачкам, их красоте, удали и мастерству посвящается наш конкурс «Ай, да казачка»

2: Солнце красное на небе поднимается,

А в нашем зале казачки собираются.

Самых смелых мы встречаем

И на сцену приглашаем!

(Девочки выходят на сцену)

ведущие их называют

Хороши юные казачки!

2: А как же нам выбрать одну, ту самую лучшую казачку?

1: Устроим мы для них различные конкурсы-испытания.

Участницы должны будут проявить себя в пяти конкурсах

1     «Я Великого Дона частица» —

             2 «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»  

                       1 Где песня ведётся, там счастливо живётся»

2 «Ай да казачка, ай да стать»  

          1 «Хлеб да каша — да милость наша»

Оценивать наших участниц будет всеми уважаемое жюри в составе_____________________

2 Переходим к конкурсной программе

1. В первом конкурсе «Я Великого Дона частица» — участницы в произвольной форме рассказывают о себе, своей семье, увлечениях, свою родословную

По предварительной жеребьевки начинает выступление______

1. Итак, закончился первый конкурс, представились наши участницы. Конкурсантки справились с заданием. Поддержим  девочек бурными аплодисментами.

2: Пока жюри оценивает наших участниц, казачата, ответьте, а что у нас на Бузулуке готовят на костре, да с дымком, а потом едят ложкой? (уха)

А из чего варят уху? (из рыбы)

Какая рыба водится в Бузулуке? (Лещ……)

1 Бывало, поставит казак сети на Бузулуке и ждёт удачи рыбацкой, как ясна солнышка. А река-то рыбой богата, долго ждать не приходится.

Сценка «Соседки»

Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами

Встречаются

1 — Здорово дневала, соседушка.

2 – Заходи на часок, погутарим (Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника)

1 Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.

2 Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем – деруном чистила. Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.

1 Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами, да с капустой, да взвар сварить.

2 А я, соседушка, уже отстряпалась, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом, да морковью.

1 Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и чашек чистые.

2

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней…

1 Наших казачек ждёт следующее испытание Конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»   участницы отвечают на вопросы об истории Донского края, быте казаков.    

Участница достает из крынки 3 вопроса, зачитывает для аудитории и отвечает на них.

Критерии оценки:

— знание предметов казачьего быта;

— умение грамотно объяснить его назначение;

— задание оценивается по трех бальной системе.

0- нет ответа.

1-ответ не полный.

2-ответ полный.

2: Порадовали вы нас, девоньки своим знаниями.

Огромное спасибо, думаю, что жюри нелегко будет оценивать и всё же. …

1. Мы переходим к следующему конкурсу «Где песня ведётся, там счастливо живётся»

Нет без песни народа,

Такова уж природа,

Звучит песня донская…

И душа молодая

Как по зову проснётся

И на волю сорвётся.

2: А у нас казачки есть,

Что не можно глаз отвесть,

А как песню запоют,

Сразу ноги в пляс идут.

Наши казачки должны сыграть казачью песню

1 Ох, добре песню играют! Любо!

2

Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась Бузулукская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Бузулука, испытаешь на себе чудодейственные силы — станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки слыли красавицами и хозяйками, а мужья их — бравыми удальцами. Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.

1: И так, конкурс: «Ай да казачка, ай да стать» конкурсанткам предлагается пройти с двумя вёдрами, наполненными водой, на коромысле.

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,

С распущенной косою с коромыслом на руке?

Ясно вижу взор казачки, брови лоснятся дугой,

На груди неугомонной кудри стелятся волной.

2

Просим наших конкурсанток выйти на сцену.

Дадим им в руки коромысло да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет.

Звучит старинная казачья плясовая.

Девочки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.

1: Молодцы, ну просто диво,

Выступали вы красиво!

2: Да, не просто будет жюри оценить этот конкурс.

Но, наши конкурсантки справились с заданием.

1. Заветы старины в семье казачьей  
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил Край родных отцов.

2 Хлебосольная казачка

Очень вкусно вас накормит.

В две минуты стол накроет.

И подаст вам пироги, винегрет и калачи,

Рыбу, мясо и солянку, пирожки, блины,

Сметанку, и вареники, узвар…

Угощать – казачкин дар!

И мы переходим к конкурсу «Казачка хлебосольная», где наши юные казачки поделятся своим кулинарным мастерством и представят нам блюда казачьей кухни.

1: Вот пришла пора узнать

Кому какое званье дать!

Вы все прекрасны, я скажу без размышленья,

Ну, а жюри объявит нам своё решенье!

2. Спасибо за праздник, казачкам, спасибо.

Играли все честно, играли красиво.

И есть чем гордиться казачьему роду.

Вы есть продолженье донского народа!

Слово жюри

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении  конкурса «Ай, да казачка-20__»

на базе МКОУ Дурновской ОКШ

1.Общие положения

      Конкурс «Ай, да казачка-20__»  проводится                

 среди образовательных организаций Новоаннинского района в соответствии с планом  работы МКОУ Дурновской ОКШ и планом работы ЮКО Новоаннинское

    Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения конкурса «Ай, да казачка-20__» среди образовательных организаций Новоаннинского района (далее – Конкурс).

2.Цели конкурса:

— поддержка талантливых детей и молодежи в реализации их творческого потенциала,   изучение и приобщение к  культуре и традициям Донского края,  демонстрация лучших черт национального характера,        —  возрождение и развитие культурных устоев донского казачества, семейных традиций и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи,

 — усиление роли детского творчества в художественном образовании.

3. Задачи Конкурса:

  — воспитание у молодежи чувства гражданственности и патриотизма через их личное участие в пропаганде и сохранении исторического наследия казачества, расширение исторических знаний и представлений обучающихся;

  — побуждение обучающихся к творческому выражению своих впечатлений,    используя разнообразные способы и виды художественно-эстетической деятельности;

 4.Условия и порядок проведения Конкурса:

 Конкурс «Ай, да казачка-20__»  проводится ________ на базе МКОУ Дурновской ОКШ

 Состоит из пяти конкурсов:  

 «Я Великого Дона частица» — участницы в произвольной форме рассказывают о себе, своей семье, увлечениях, представляют свою родословную.  (5 минут)      

 «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»   участницы отвечают на вопросы об истории Донского края, быте казаков.    

Участница достает из крынки 3 вопроса, зачитывает для аудитории и отвечает на них.

Критерии оценки:

— знание предметов казачьего быта;

— умение грамотно объяснить его назначение;

— задание оценивается по трех бальной системе.

0- нет ответа.

1-ответ не полный.

2-ответ полный.

     «Где песня ведётся, там счастливо живётся» Конкурс на лучшее исполнение традиционной казачьей песни (плясовые, шуточные, хороводные, колыбельные, исторические). Участницы представляют на конкурс  произведение в живом исполнении или под фонограмму или в сопровождении музыкальных инструментов.  

Требования к фонограммам: фонограммы должны быть представлены на флэш – карте, все фонограммы должны быть подписаны: Ф.И.О. конкурсантки, номер трека.

Критерии оценки:

— уровень исполнительского мастерства;

— сценическая культура;

— знание казачьего фольклора;

— соответствие жанра произведения

«Ай да казачка, ай да стать»  — конкурсанткам предлагается пройти с двумя вёдрами, наполненными водой, на коромысле.

оцениваются походка, грациозность, умение технически правильно пройти с коромыслом, не расплескав воду из ведер).  

Критерии оценки:

  • Умение обращаться с предметами казачьего быта.
  • Грация и стать.
  • Артистичность.

 «Хлеб да каша — да милость наша» — Конкурсантки представляют традиционное казачье блюдо, и краткий рассказ о рецепте и традициях его приготовления (история).

5.Руководство Конкурса:

  Организацию и проведение Конкурса осуществляет МКОУ Дурновская ОКШ    совместно с ЮКО Новоаннинское

 Организационный комитет:

— оповещает образовательные организации о проведении Конкурса;

— решает вопросы, связанные с организацией и проведением Конкурса;

— осуществляет проведение Конкурса;

— привлекает к проведению Конкурса заинтересованные организации.

6. Жюри Конкурса:

Основные критерии оценки членами жюри участниц конкурса:

(максимальное количество баллов  — 5)

   — общий интеллектуальный и культурный уровень;

   — проявление индивидуальности;

   — оригинальность;

   — сложность, художественность, музыкальное сопровождение;

   — чёткая, лаконичная и ёмкая речь;

   — артистизм и умение взаимодействовать с аудиторией;

   — находчивость, смекалка;

   — чуткость, отзывчивость и прочие качества, присущие будущей хранительнице  семейного очага.

    За нарушение регламента предоставленного времени снимается 2 балла

7.Участники Конкурса:

В Конкурсе принимают участие обучающиеся (девочки) образовательных организаций Новоаннинского района в возрасте с 12  до 15 лет.

 Заявку на участие от образовательной организации и информацию

об участнице конкурса предоставить в оргкомитет  МКОУ Дурновской ОКШ  в срок до  ___  года, в соответствии с приложением.

8.Подведение итогов и награждение:

Каждая участница Конкурса становится победительницей в определенной номинации.

«Самая эрудированная»;

«Казачья стать»;

«Хранительница казачьих традиций»;

«Хрустальный голос Бузулука»;

«Казачка рукодельница»;

«Самая очаровательная»;
          «Самая обаятельная».

(допускаются изменения в названии номинаций)

По итогам конкурса участницы  награждаются грамотами и ценными подарками.

9.Финансирование Конкурса:

Финансирование Конкурса осуществляется из средств Администрации   Староаннинского сельского поселения

Конкурсная программа

«Юная казачка – 2020»

                                           Подготовила и провела

Учитель начальных классов

Заболотина Г.Н

                          Март, 2020 год

Конкурсная программа

«Юная казачка – 2020»

Вед 1: Здорово дневали, казаки и казачки!
Здравствуйте, гости званые и желанные! Всех привечаем и душевно встречаем.

Вед 2: Милости просим к нам на праздник!
Встречаем с сердечным казачьим радушием по нашему обычаю славному.

Вед 1: Как у нас на Ставрополье зорьки
ясные,

Вед 2: Как у нас на Ставрополье ветры –
ястребы.

Вед 1: Как у нас на Ставрополье люди
сильные

Вед 2: Как у нас на Ставрополье дали синие.

Вместе: А казачки то у нас – все красивые!

Вед 1: Именно юным казачкам, их красоте,
удали и мастерству посвящается наш конкурс «Юная казачка – 2020».

Итак, наши
участницы:

1.Амоян Милена

2.Анфиногенова
Екатерина

3.Власова Алина

4.Зайцева
Марьям

5.Кисилева
Елизавета

6.Колобова
Кристина

7.Крупина
Полина

8.Милюхина
Елена

9.Панамарёва
Софья

10.Романенко
Дарья

11.Семендяева
Светлана

12.Черкасова
Катерина

Вед 1 Хороши юные казачки!

Вед 2: А как же нам выбрать одну, ту самую
лучшую казачку?

Вед 1: Устроим мы для них различные
конкурсы-испытания.

Вед 2: Итак,
приветствуем наше уважаемое и компетентное жюри

1.Толокольников
Евгений

2.Воронков
Евгений

3.Дреев Алан

4.Назаренко
Дмитрий

Вед 1 Переходим к
конкурсной программе

1-й конкурс:

“Кто эта сказочная героиня?”

Задание: назвать ее имясказкуавтора.

1.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в злополучной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь?
Но только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

Золушка, Ш.Перро.

2.
Уговаривала братца
Старшая сестрица:
“Ты из лужицы не пей
Мутную водицу”.
Не послушался мальчонка –
Превратился он в козленка.

Аленушка,
русская народная сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

3.
Внучка к бабушке пошла,
Пирожки ей понесла.
По тропиночке идет,
Звонко песенку поет.
Вдруг навстречу серый волк,
Что в тропинках знает толк.

Красная шапочка из сказки Ш.Перро.

4.
Буратино приютила
И лечила, и учила,
Когда ж он стал озорничать,
Пришлось его наказать.

Мальвина из сказки А.Толстого “Приключения Буратино”.

5.
Девочка по лесу шла
И на домик набрела.
Видит, что хозяев нет
На столе стоит обед.
Из трех чашек похлебала,
В трех постелях полежала.

Маша, русская народная сказка “Три медведя”.

6.
Зимним утром баба с дедом
Внучку сделали из снега.
Но не знала крошка эта,
Что беда грозит ей летом.

Снегурочка из русской народной сказки.

7.
Появилась из цветочка,
Всего лишь дюйм была росточком.
На ней хотел жениться крот,
Но ласточка взяла в полет
И девочку она спасла,
От старого мрачного крота.

Дюймовочка из сказки Г.Х.Андерсена.

8.
Чтобы проверить,
Принцесса ль она,
На тюфяки положили,
Но спать не могла,
Под грудой перин
Был спрятан предмет
Он-то сомненья и свел все на нет.

Принцесса на горошине, Г.Х.Андерсен.

9.
Строго приказала капризная принцесса
Принести цветы зимой из леса.
Кто же зимой смог собрать те цветы.
Я помню ту девочку? Помнишь ли ты?

Падчерица из сказки “12 месяцев”, С.Маршак.

10.
К Морозу Ивановичу
Так была добра,
Что дед не пожалел для нее
Ни злата, ни серебра.
Перину снежную взбила,
В избе прибрала, да квас уварила.
В окрошку не сыпала перца.
Готовила деду от доброго сердца.

Вед 1. Итак,
закончился первый конкурс

Вед 2. Наших казачек
ждёт следующее испытание

Вед 1. Наши
казачки – это будущие невесты. Отдавая дочь замуж, казачка-мать собирала ей
заветный сундук с приданым.

Здесь были
предметы, необходимые для молодой казачки в повседневной жизни.

Вед 2 А наш
следующий конкурс так и называется

2 конкурс  «Сундук
невесты
».

 1)Конкурсантки
расскажут о содержимом сундука с приданым и назначении вещей . Вещи могут иметь
историческую ценность или могут быть изготовлены участницей.

2)Взять зеркальце
и произнести слова:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Вед 1. Подошёл к
завершению второй конкурс.

Вед 2 Итак, наши
конкурсантки справились с заданием. Провожаем девочек бурными аплодисментами.

Вед 1. Заветы
старины в семье казачьей 
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил Край родных отцов.

3 конкурс.
Хлебосольная казачка

Вед 2.

Очень вкусно вас
накормит.

В две минуты стол
накроет.

И подаст вам
пироги, винегрет и калачи,

Рыбу, мясо и
солянку, пирожки, блины,

Сметанку, и
вареники, узвар…

Угощать – казачкин
дар!

И мы переходим к
конкурсу

«Казачка
хлебосольная», где наши юные казачки поделятся своим кулинарным мастерством и
представят нам блюда казачьей кухни.


4 конкурс «Певунья»

Вед 2: 

Нет без песни
народа,

Такова уж природа,

 А у нас казачки есть,

Что не можно глаз
отвесть,

А как песню
запоют,

Сразу ноги в пляс
идут.

Наши казачки
должны сыграть казачью песню (разрешено привлекать группу поддержки, но
оцениваться будут только вокальные данные конкурсантки).

5 конкурс –
Коса –девичья краса..

Гордостью юной
девушки-казачки во все времена была её девичья коса, которую украшала яркая
лента. И сейчас наши участницы должны будут продемонстрировать своё мастерство
по вплетению ленты в косу.

6-й конкурс – “Эрудит”.

Из букв слова “Масленица” составить как можно
больше слов.( можно использовать любое слово)

7-й конкурс “Золушка”.

девочкам предлагаем перебрать горох и фасоль.

«Кто быстрее?»

8-й конкурс “Принцесса на горошине”.

Девочки с закрытыми глазами садятся на стулья. На одном из
стульев спрятана горошина.( горошину прикрепляем к стулу кусочком скотча)

 Надо определить стул с горошиной..

9 конкурс “Самая проворная ”.

– надеть и завязать передник сзади.
– повязать косынку.

10  конкурс  “Самая артистичная”.


 Приглашаем девочек станцевать.

11 Конкурс “Собери букет”

– вырезать цветы за 3 минуты. Кто больше?  (цветная бумага и
ножницы у каждой казачки)

Вед 1. Вот и
подошёл к концу наш конкурс «Юная казачка – 2020».

Вед 2. Для объявления
итогов конкурса на сцену приглашается
_______________________________________________.

Объявляются итоги
конкурса.

Награждение
участниц – конкурсантов по номинациям (желательно всех казачек наградить , а 1
место(одна участница – Юная казачка)

Вед 1. Спасибо за
праздник, казачкам, спасибо.

Играли все честно,
играли красиво.

И есть чем
гордиться казачьему роду.

Вы есть
продолженье казачьего рода!

Вместе  До новых
встреч!

Познавательно — развлекательная программа

«Донская казачка»

Цель: Воспитание любови к родной земле – своей малой Родине через представление детей об образе казачьей жизни и освоения казачьих традиций, связанных с жизнью и бытом донских казаков.

Задачи:

1 Образовательные:

— формировать представление детей об истории и культуре своей малой Родины

(познакомить детей с казачьим бытом, женским и мужским костюмом, играми, пословицами и поговорками, песнями и плясками донских казаков)

— формировать интерес к познанию культуры предков – казаков

2 Развивающие:

— развивать способность понимать ценность народных традиций

— уважать культурное, историческое прошлое предков

— обогащать словарный запас детей

— развивать художественный вкус

3 Воспитательные:

— воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: Беседы об истории Донского края, казачьих обычаях, укладе жизни. История казачьих пословиц, поговорок. Разучивание песен, игр. Изготовление костюмов и атрибутов для праздника.

Оформление: плетень и подсолнухами, пол застлан самодельными половиками, на стульях самодельные кружки. Стол в центре, на нем казачья утварь, прялка, лавка.

В зале организована выставка детских творческих работ на казачью тематику.

Атрибуты и оборудование:

Для участников

Костюмы казачьи взрослые: женских-3, мужской-1;

Костюмы детские: женские по кол-ву участниц, мужской -1

Для оформления

Плетень, подсолнухи, панорама хутора, лавки, половики, предметы быта, столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами

Для конкурсов

Коромысло, ведра -2, блюда донской кухни, пуговицы и, ткань, нитки, игла, ножницы — по кол-ву участниц; карточка с вопросами для конкурсов «Посидим рядком, да поговорим ладком»,

«Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте

Для зрителей

Сачки-3, рыбки из картона-30;корзины-2, мешочки с песком- 10;стулья -3,бусы-3, кегли- 9;плеть-3

Для звукового оформления

Запись казачьих народных песен

Для презентации «Мне посчастливилось родиться на Дону»

Мультимедийное оборудование

Ход мероприятия:

Звучит казачья мелодия

Демонстрация презентации «Мне посчастливилось родиться на Дону»

Ведущий 1:

Пришла весна и на донскую сторонушку. А, как известно, в это время года все вокруг преображаются, становятся ещё красивее: и люди, и животные, и земля наша, которая славится красотою да плодородием, славится людьми сильными, работящими, душой да телом красивыми.

Входят Казак и Казачка (взрослые)

Казак: Здорово дневали, казаки донские!

Казачка: … да казачки расписные!

Все: Здравствуйте!

Казак : Нет! Кто ж так здоровается?!

Казачка: Нужно было ответить: Слава богу!

Казак: Попробуем еще раз! Здорово дневали, казачки донские!

Казачка: … да казачки расписные!?

Все : Слава Богу!

Казак: Теперь другое дело

Ведущий 2: Степь родимая! От Воронежских степей, до берегов Азовского моря простиралась необъятная, седая степь ковыльная. Вот сюда и бежали от неволи люди. Здесь они становились казаками.

Казак:

Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать. И пусть их потомки, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков. Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ — казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью. А рядом с казаками всегда были их верные жены – казачки, которые прославились своей красотой, умом и хозяйственность. 

Ведущий2:

Заветы старины в семье казачьей 
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил Край родных отцов.

Ведущий1:

Казачек все любили, уважали, 
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!

Казачка: Сегодня мы решили провести праздник «Казачка Дона», на котором девочки постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.

Казак: Солнце красное на небе поднимается,

А в нашем зале казачки собираются.

Самых смелых мы встречаем

И на сцену приглашаем!

Под казачью мелодию входят участницы конкурса в казачьих костюмах.

Ведущий1: Оценивать наших участниц будет всеми уважаемое жюри в составе_____________________

Казак: Девчата все как на подбор-

Красивые, умные, весёлые, да шумные

Певуньи, мастерицы, прекрасные девицы

Ведущий2: А как же нам выбрать одну, ту самую лучшую казачку?

Казачка: Устроим мы для них различные конкурсы-испытания. Сейчас я вам о них расскажу:

1-ый конкурс «Посидим рядком, да поговорим ладком». Участницы покажут знание казачьего говора.

2-ой конкурс: «Хозяюшка»».

3-ий конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте» — участницы блеснут знаниями истории Донского края.

4-ый конкурс: «Где песня ведётся, там счастливо живётся» — самый весёлый конкурс песенный.

5-ый конкурс: «Ай да казачка, ай да стать» — дефиле с коромыслом

6-ой конкурс «Хлеб да каша — да милость наша»

Казак: Любо вам, казачата, такие испытания для наших красавиц – девчат?

Дети: Любо! (3 раза)

Ведущий1: И так, 1-ый конкурс: «Посидим рядком, да поговорим ладком»

Казачка: А давайте-ка, сядем, казачки в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Как говорится на Дону: «Посидим рядком, да поговорим ладком» — о родной стороне, о жизни казачьей. Казаки — народ исконно русских корней — за долгие века своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык. Особенно колоритен говор донских казаков.

Сейчас я буду каждой участнице говорить слово на казачьем говоре, а они должны назвать его понятным всем языком.

Н-р: петух – кочет, тюльпан – лазорик, дом — курень, ласточка — касатка, лодка — каюк, жабы — кваки, звать — кликать, фамилия – кличка, щенок – кутенок, тыква – колун и тд. Дорим (дарим) песню играем (поем) здорово дневали (здравствуйте) раззявил (раскрыл) хворать ( болеть) цибарка (ведро) чувяки (тапочки) кочет (петух) гуторить (говорить) ашкарябал (поцарапал) батя (отец) вечерять (ужинать) зависка (фартук) малахай (шапка) чирики (тапочки_ гребло (лопата) часок (минутка)

Ведущий 2:Пока жюри оценивает наших участниц, казачата, ответьте, а что у нас на Дону готовят на костре, да с дымком, а потом едят ложкой? (уха)

А из чего варят уху? (из рыбы)

Какая рыба водится в Дону? (Лещ……)

Казачка: Бывало, поставит казак сети в Дону и ждёт удачи рыбацкой, как ясна солнышка. А река-то рыбой богата, долго ждать не приходится.

Приглашаю три мальчика. Участникам нужно как можно больше поймать рыбы, пока звучит музыка. Что ж, посмотрим, к кому придёт удача.

Конкурс для зрителей «Рыбаки»

Сценка «Соседки»

Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами

Встречаются

1 — Здорово дневала, соседушка.

2 – Заходи на часок, погутарим (Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника)

1 Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.

2 Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем – деруном чистила. Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.

1 Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами, да с капустой, да взвар сварить.

2 А я, соседушка, уже отстряпалась, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом, да морковью.

1 Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и чашек чистые.

Уходит

Ведущий 1: Праздник не кончается,

Конкурс продолжается!

Конкурс «Хозяюшка»

Ведущий2:

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней…

Ведущий1:Вам необходимо пока звучит музыка пришивать пуговицы. Кто успеет пришить большее кол-во пуговиц, и чья работа будет самой аккуратной, тот и победил.

Казачка: Есть пословица «Казак без коня, что солдат без ружья», «Без коня – казак кругом сирота»

А казачата умели ездить на лошадях с пятилетнего возраста. Мы сейчас проверим наших казачат на ловкость. Приглашаю 6 человек, сложность, что 3 игрокам нужно побыть лошадью.

Только, осторожно, а то упасть можно!

В соревновании у нас побеждают те,

Кто громче свистят и быстрей поспевают.

Готовы. Можно начинать?

Сотня вперед!

Конкурс «Поднять плеть на скаку» (плеть бурку, монету)

Конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»

Казак: вопросы на тему казачества.

1. Что означает слово «казак»? (Удалой, вольный человек.)

2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)

3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях «Дон Иванович»?

(Потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)

4. Назовите приток реки Дона, на берегах которого расположилось наше село. (Кагальник)

5. Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)

6. Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в Ростовской области. (Волк)

7. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться как топливо? (Уголь)

8. Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает переплетено серебристыми нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие перелёты? (Бабье лето)

9. Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь, блестел чистый пол, была наготовлена еда.)

10. Назовите казачьи символы. ( Герб Всевеликого Войска Донского, флаг Всевеликого Войска Донского, бунчук, булава, насека, печать)

11. В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)

12. Как называлось собрание казаков на Майдане? (Круг)

13. Где казаки в XVI – XVII веках заключали брак и разводились? (В кругу на Майдане)

14. Как называется жилище казака? (Курень)

Ведущий1:Порадовали вы нас, девоньки своим знаниями.

Огромное спасибо, думаю, что жюри нелегко будет оценивать и всё же … Пока жюри совещается, казачата покажут свою меткость.

Конкурс для зрителей «Самый меткий»

Казачка: Казак – казачок, казак миленький дружок,

Выходи скорей гулять, булаву свою метать.

У нас вместо булавы будут мешочки с песком, которые нужно забросить в корзину. У кого больше попаданий, тот и самый меткий

Ведущий 2: Наиболее популярным видом народного творчества на Дону были и остаются песни. Казачки любили петь, и были очень певучи.

Ну, и у нас девчата есть,

Что не можно глаз отвесть,

А как песню запоют,

Сразу ноги в пляс идут.

Внимание: конкурс «Где песня ведётся, там счастливо живётся! ».

Сценка

Гришка: Ох, добре песню играют! Любо!

Казак: Гриня, я вот, как слышу песню, нашу казачью, так вроде Дон наш батюшка волною серебрится, девки гутарють. А то конь наметом пойшел. И так сладко делается, как жеребенок до мамки тянется.

Да, сынку, такие песни играть умеют только казаки, потому как народ красивый, сильный, добрый, как Дон родимый.

Гриша: Дедуня, мы тут с ребятами поспорили, кто главней: казак иль казачка?

Казак: Что спорить тут? А никто не главней. Главней природа-мать, земля наша донская, что кормит нас, силу, красу нам дает. Дон наш могучий, что нас мудрыми делает, учит силу к делу прилагать, а не к безделью. А дитя человеческое, коли у природы учиться – добрым человеком станет, малого не обидит, старого уважит.

Гришка: Ох и люблю я Дон-батюшку! Спустишься утром к его водам, окунешься разочек и на целый день силы немеряно.

Казачка:

Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы — станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их — бравыми удальцами. Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.

Ведущий1: И так, конкурс: «Ай да казачка, ай да стать» дефиле с коромыслом.

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,

С распущёной косою с коромыслом на руке?

Ясно вижу взор казачки, брови лоснятся дугой,

На груди неугомонной кудри стелятся волной.

Ведущий2:

Просим наших конкурсанток выйти на сцену.

Дадим им в руки коромысло да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет.

Звучит старинная казачья плясовая.

Девочки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.

Ведущий1: Молодцы, ну просто диво,

Выступали вы красиво!

Ведущий2: Да, не просто будет жюри оценить этот конкурс.

Казачка: Внимание, конкурс для зрителей «Подарок казачке»

Участнику конкурса нужно сесть на коня и преодолев препятствия взять бусы, одеть их на казачку и вернуться обратно.

Ох, ребята, ай, да молодцы!

Ведущий1:

Над куренем дымки плывут,

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Следующий конкурс «Хлеб да каша — да милость наша»

Каждая девочка-казачка приносит угощение (домашнее задание), донское блюдо и рекламирует его.

Ведущий1: Приглашаем всех попробовать донские блюда, приготовленные нашими участницами под чутким руководством и с помощью учителя СБО Мишениной Елены Григорьевны.

Казак: Вот пришла пора узнать

Кому какое званье дать!

Вы все прекрасны, я скажу без размышленья,

Ну, а жюри объявит нам своё решенье!

Объявление результатов конкурса.

Казачка: Наши юные казачки доказали сегодня, что традиции донского казачества умирают, а передаются из поколения в поколение.

Казак: И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли.

Ведущий2: Спасибо большое участникам праздника и зрителям. До новых встреч!. 


Все участники праздника под запись старинных казачьих песен выходят из зала.

Сценарий конкурса «Мисс Казачка»

Категория: Менеджеру школы.

Сценарий конкурса «Мисс Казачка»

Место проведения: ГКОУ РО школа-интернат

VIII вида г. Донецка, столовая

Дата проведения: 27 апреля 2012 года

Время проведения: 12. 00

Аудитория: обучающиеся

В зале организована выставка работ на казачью тематику. Звучат в записи казачьи песни. Под фоновую музыку выходит ведущая.

Вед: Любимый край степной. . .

Любимый край Донской

и луг цветущий здесь весной. . .

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

Добрый день дорогие друзья! В этом году исполняется 75 лет со дня образования нашей с вами Ростовской области. Ростовская область находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. А рядом с казаками рядом всегда были их верные жены – казачки.

Заветы старины в семье казачьей

Хранились свято испокон веков.

Обычай хлебосольства куреней богатых

Прославил Край родных отцов.

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней. . .

Казачек все любили, уважали,

Как спутниц храбрых в жизни и в бою.

Им почести повсюду воздавали

Так было на Кубани, Тереке, Дону!

В честь юбилея нашей области мы решили провести конкурс «Мисс Казачка» и сегодня мы узнаем, кто из наших девочек будет удостоен почетного звания – Казачка.

А наш конкурс оценивает всеми глубокоуважаемое жюри:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Захлёстова Анна Яковлевна

Заместитель директора по воспитательной работе – Краснянская Елена Илларионовна

И сегодня у нас в гостях руководитель народного самодеятельного коллектива «Станичники» – Коваленко Лидия Александровна.

Итак, мы начинаем наш конкурс.

Конкурс № 1 «Смотрины»

Вед: Что такое смотрины?. . . . По казачьему обычаю – смотрины делались после того как родителями жениха была выбрана невеста.

Родители жениха отправлялись в дом родителей невесты на вечеринку. Собирались гости. Они заводили разговор о хозяйской дочери, хвалили ее красоту, ум, называли ее доброю хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им чарочку вина. Вот и мы сегодня с вами будем смотреть на наших участниц оценивать и восхвалять их красоту.

И сейчас я приглашаю к нам сюда на смотрины наших участниц.

Под песню «Уж ты бабочка бабеночка моя» выходят участницы.

Участница № 1: Щербакова Яна

Добрая, отзывчивая девочка, трудолюбивая, любит читать, вязать, танцевать. Яна очень общительный и порядочный человек.

Участница № 2: Сергеева Наталья

У нас ныне новая новина,

А Наташенька – калина-малина.

Весь род взвеселила.

Да, она и гарна дивчина

При себе славу носила

Да, честного роду дивчина!

Наталья Сергеева, ученица 9 класса. Умница, красавица, отличница, рукодельница. В этом году на конкурсе «Лучший по профессии» заняла призовое первое место среди девочек.

Участница № 3: Яровая Виктория

На плечи донской казачки ложилась вся работа по дому. Под ее неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи, заботой о детях, чистоте и ремонте жилья и одежды. Вот поэтому наша донская казачка Яровая Виктория трудолюбивая, аккуратная и заботливая.

Участница № 4: Брагина Роза

Красива, статна, смела, ответственна, разумна, горда и независима. Как истинная казачка может выполнить любую работу по дому и во дворе.

Участница № 5: Поночевная Вероника

Общительная, жизнерадостная девушка. На протяжении всех лет обучения, учится только на «4» и «5», была выдвинута кандидатом в президенты, активно участвует в жизни класса и школы. любит читать, пользуется популярностью у одноклассников.

Участница № 6: Пархачёва Мария

Доброжелательная, отзывчивая, веселая. Любит танцевать, петь, хорошо рисует, с удовольствием участвует во всех школьных мероприятиях. Данные ей поручения и задания выполняет добросовестно и ответственно.

Оценки жюри.

Конкурс № 2 «Казачка-рукодельница»

Этот конкурс жюри оценивает до начала мероприятия.

Конкурс № 3 «Казачка – разумница»

За правильный ответ участница получает 1 балл

1. Что означает слово «казак»? (Удалой, вольный человек. )

2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)

3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях «Дон Иванович»?

(Потому, что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)

4. Назовите приток реки Дона, на берегах которого расположились казачья станица Гундоровская и шахтёрский город Донецк. (Северский Донец)

5. Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)

6. Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в Ростовской области. (Волк)

7. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться как топливо? (Уголь)

8. Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает переплетено серебристыми нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие перелёты? (Бабье лето)

9. Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь, блестел чистый пол, была наготовлена еда. )

10. Назовите казачьи символы. ( Герб Всевеликого Войска Донского, флаг Всевеликого Войска Донского, бунчук, булава, насека, печать)

11. В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)

12. Как называлось собрание казаков на Майдане? (Круг)

13. Где казаки в XVI – XVII веках заключали брак и разводились? (В кругу на Майдане)

14. Как называется жилище казака? (Курень)

Оценки жюри.

Конкурс № 4 «Казачья стать»

Вед: Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы – станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их – бравыми удальцами.

Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.

Звучит старинная казачья плясовая. Девушки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по залу, делая круг.

Жюри оценивает конкурс.

Конкурс № 5 «Конкурс болельщиков»

Болельщики в промежутках между конкурсами скандируют свои девизы и речёвки, показывают плакаты.

Девизы и речёвки оцениваются жюри.

Подведение итогов конкурса.

Во время подведения итогов выступает детский казачий ансамбль «Казачий городок» детской школы искусств руководитель Анисимова Елена Николаевна.

Награждение участниц.

Участницам вручаются ленты с названиями номинаций и дипломы, грамоты.

Метки: Вопросы управления

автор: Толстикова Ирина Васильевна

Учитель, классный руководитель МБОУ СОШ №1 г. Донецк Ростовской области

Презентация и сценарий к конкурсу “Донская казачка”

”ПРЕКРАСНЫЙ
”]

ПРЕКРАСНЫЙ   ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ   КАЗАЧКИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ   ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

№1 М. Шолохов в романе “Тихий Дон” с потрясающим мастерством нарисовал образы простых  женщин-казачек. Их судьба не может не волновать читателя: заражаешься их юмором, радуешься их  счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь. 

№2 С большой любовью и теплотой нарисован в романе образ матери — Ильиничны. Возвышенная нравственная красота и мудрость чувствуются и в ее словах, и в поступках. 

№3 В романе раскрывается образ Аксиньи — гордой донской казачки, много претерпевшей на своем нелегком жизненном пути. Красивая, статная,  как любая женщина, хотела счастья. 

№4 Трагична судьба, Натальи, жены Григория. Красивая, всю жизнь безответно любящая своего непутевого мужа, она ни разу (даже в мыслях) не изменила ему.

№5 Образ Дарьи, предстает перед  нами совсем иным по своим моральным качествам. Она тоже красива, но какой-то порочной, змеиной красотой, стройна, гибка, с вихляющей походкой, ленива к работе, но большая любительница посиделок и застолий. 

№6 Внимательно  наблюдая за женскими  судьбами в романе, понимаешь, что  мир казачек бесконечно сложен, многообразен,  разнолик. Это отвечает убеждению писателя, что каждый    образ неповторимо своеобразен.

№7 Краснов,  в романе «Домой», подробно  описал образ казачки: «Что может быть красивее?        Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым  шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные  длинные ноги. 

№8 Историк Сухоруков В.Д. так изобразил казачек: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона.

 №9  Известный поэт и декабрист  Якубович, посетивший Дон, в своем  стихотворении писал: 

  Люблю  я Дон, твои  станицы,     Твоих красавиц смуглы  лица.

№10 В своей повести «Казаки» Л.Н. Толстой писал:
Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. 

№11 По преданию, Казачья колыбельная»  была создана под впечатлением «баюкашной» песни казачки,  услышанной Лермонтовым в одной из терских станиц.

№12 Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих  женщин. Тема любви к матери и жене — одна из главных в казачьих песнях. 

Мать называли – мамуня,  мамушка. Бабушка – бабинька.      Сестра – сестрица, няня.

К любимой казак обращался – курдюбочка.    Жалочка – означает, дорогая, милая.

Жалёваннай – возлюбленный, милый.     Умилятси- улыбаться. 

№13 Песни, фильмы, стихи, художественные произведения – все это проявление интереса     к великолепному образу красавицы казачки.

№14 Любовь к  родному краю прививается  через народные обычаи, традиции,  культуру. Главная задача конкурса «Казачка»  состоит в том, чтобы продолжить её развитие в будущих  поколениях…

Номер художественной самодеятельности

Мы продолжаем тему  Прекрасный образ женщины  казачки.

№1  С матери  начинается род  казачий.

              Есть в природе знак  святой и вещий.
              Ярко обозначенный  в веках! 
              Самая прекрасная из женщин

               Женщина с ребенком на руках.

             №2 Мать – казачка  пред иконой

                    Молится, склоняется в поклоне,

                    Просит благодати  для семьи,

                   Чтоб сыночек– казачок  зеленый

                   Одолел все трудности  свои.

                         №3 Над кроватью, чуть в сторонке,

                          Божьей матери иконка.

                          Добрый взгляд ее лучится,

                          Если мама отлучится,

                          То не страшно одному

                          С Божьей Матерью в дому.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ  «Казачья колыбельная» 

(юные казачки исполняют колыбельную)  (

((

Юю

             Всевышним одарённые  богини
              Способностью в младенца жизнь вдохнуть

             Меж  небом и землёй посередине
            Лежит ваш светлый и нетленный путь.
            На вас всю жизнь готовы мы молиться,
            Любовь и нежность, благодарность — вам.
            И до земли до самой поклониться
            Должны мы всем великим матерям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конкурс три сестры сценарий праздника
  • Конкурс шансона сценарий
  • Конкурс территория праздника
  • Конкурс что подарить имениннику
  • Конкурс театральных миниатюр сценарий