Конкурсы на армянский праздник

Посмотрите каталог армянских сценариев: свадьбы, выкупа невесты и скачайте их бесплатно. Звоните +7(903)726-83-10

Армянская свадьба. Сценарий, обряды, обычаи традиции армян.

Большинство традиций армянской свадьбы хоть и стерлось со временем, но основные все равно соблюдаются. По-прежнему жених готовит выкуп за невесту — дорогие подарки, сладости кладут в большие корзины. За одеяние главной героини торжества также полностью отвечает жених. Поэтому в огромных корзинах, которые на поднятых руках несут родственники и гости, найдётся всё: от свадебного платья и различных аксессуаров к нему вплоть до нижнего белья.

Невеста ждёт женской делегации со стороны будущего мужа, которая одевает её за закрытыми для гостей дверями. Этот процесс проходит под лозунгом «совершенно секретно», и пока невеста приводит себя в порядок — гости толпятся у ворот. Скучать им некогда. Ещё одна замечательная традиция армянской свадьбы — бесконечные танцы под живую национальную свадебную музыку.

А когда начинается самая весёлая и вкусная часть свадьбы — застолье, армянский стол просто ломится от всевозможных блюд. Это не только много мяса, различных приправ и сладостей. Обязателен лаваш с зеленью. Такое изобилие не радует только невесту. Из всех этих вкусностей ей нельзя съесть ни кусочка. По старому поверью, так молодая ограждает себя от порчи, которую могут навести, подсыпав зелье в еду. Поэтому во время всеобщего веселья невеста может только скромно сидеть за столом и улыбаться.

Танцевать ей тоже запрещается. Исполнить свой традиционный армянский танец девушка может только вечером, в конце застолья. Гостям в этот момент нужно дарить подарки, которые они приготовили заранее. Также есть замечательная традиция, которая существует вот уже несколько веков. После первой брачной ночи состоявшийся муж должен отправить тёще огромную корзину с красными яблоками. Эти яблоки символизируют непорочность и девственность невесты. (материал с сайта tili-testo.ru).

Армяне до сих пор, верно, берегут свои традиции. Поэтому армянские свадьбы являются неповторимыми и колоритными. Конечно, и в их традиции многое изменилось. Например, еще до недавнего времени будущую жену сыну выбирала мать, сейчас же молодые сами решают свою судьбу. Но эти изменения нельзя считать грубым отходом от традиции, а скорее попыткой идти в ногу со временем и определенной либерализацией отношений в семье.

Женятся армяне строго по старшинству. То есть обычай запрещал младшим жениться или выходить замуж раньше старших братьев или сестер. При выборе пары у армян действует целый ряд табу. Много из них сохранилось еще и до сих пор в виде правовых норм, церковных канонов или обычаев. Например, категорически запрещался брак между кровными родственниками до пятого или даже седьмого поколения. Также запрещалось жениться своякам. Например, не могло и быть речи о браке двух родных братьев с двумя родными сестрами. Непреодолимой преградой для брака были также некровные семейные отношения. Например, усыновленный семьей не имел право жениться на девушке из этого же рода, поскольку его считали таким же близким родственником, как и кровных братьев. Также запрещались браки между «молочными» братьями и сестрами. У армян очень большое значение имеет кумовство. Категорически было запрещено жениться не только на дочери или выходить замуж за сына крестных родителей, но и табу налагалось на бракосочетание их потомков. Кумовья часто считались еще более близкими родственниками, чем кровные, поскольку их соединяло духовное родство.

В канун армянской свадьбы происходит обязательный зрелищный ритуал сватовства. Во время этого обряда родственники жениха ближе знакомятся с будущей невесткой. Хотя обычно армяне отдают преимущество при выборе пары односельчанам или девушке из соседнего поселения, бывает, что семьи вместе видятся впервые. Очень важно, чтобы семья невесты слыла хорошей, никто в ней не был запятнан, а еще лучше, чтобы кто-либо из авторитетных родственников жениха мог дать о ней хорошие рекомендации. Сосватать девушку из такой семьи считается большой честью. Также большой спрос имеют «невесты с дипломами». Если во время сватовства невеста понравилась семье жениха, и она сама дает согласие, да и родители не отрицают, то стороны договариваются об обручении, во время которой происходит вручение невесте «насандрека». Это, как правило, перстень или какая-то другая драгоценность, которая означает, что девушка отныне уже принадлежит к семье жениха.

У армян принято, что родители невесты не с первого раза соглашаются отдать девушку замуж, поэтому сватам придется приходить и во второй раз и в третий раз. В настоящий момент это уже сохранилось как ритуал. То есть уже есть определенные договоренность, но сватовство не состоялось, как дань традиции. Придя в дом родственников девушки, сваты начинают разговор о разных вещах, которые на первый взгляд и не имеют отношения к прямой цели их визита: о погоде, здоровье, урожае. По традиции о цели визита говорят несколько завуалировано: «Мы пришли, чтобы в вашем доме сорвать один цветок». После обручений оба роды становятся свояками — хнами — и должны во всем помогать друг другу, особенно в разных работах, например, в сборе урожая. Между ними происходит традиционный обмен подарками.(материал с сайта all4wedding.com)
Традиции армянской свадьбы

Кто хоть один раз был на армянской свадьбе, тот никогда не забудет этот уникальный праздник. Армянская свадьба — это целый ряд красивых традиционных обрядов, которые сохранились до наших дней.
Выбор невесты

Армянская свадьба (традиции)В былые времена невесту выбирали родители молодого человека, но главная инициатива исходила от его матери. Выбирая девушку, она совещалась с мужем и родственниками, стараясь собрать сведения о будущей невесте и ее семье. Особенно обращалось внимание на скромность будущей невесты, ее здоровье (нет ли в роду наследственных болезней), трудолюбие.

Присматривались и к характеру ее родителей, особенно матери, существовала поговорка — посмотри на мать, затем бери дочь в жены.

Посредница в армянской свадьбе

В наше время, подыскивая невесту, родители или близкие жениха стараются сделать так, чтобы он смог заранее увидеть девушку Выбрав невесту, родители жениха находили в своем окружении родственницу, которая знает семью девушки, и просили стать посредницей.

Посредница вела переговоры с матерью девушки, а также уговаривала ее получить согласие и отца на замужество.
Существовал такой обычай — для обеспечения успехов посредницы в переговорах, родители молодого человека вешали на столб возле своего дома шереп — большую ложку или расческу.

Сваты

Через несколько дней после переговоров посредницы с родителями невесты в дом девушки отправлялись сваты, заранее сообщив о своем визите. После приветствий сваты сообщали о цели своего прихода, но говорили не прямо, а в иносказательной форме, загадками, например:

Нам нужна зола из вашего очага, чтобы смешать ее с золой нашего очага
Мы пришли, чтобы ваш камень заложить в нашу стену

Сговориться — «дать задаток»

Официальным сговором считался момент, когда родители девушки давали положительный ответ. Этот момент «закрепляли» каким-нибудь ценным подарком, главным образом золотым кольцом, что сохранилось и в наше время. После сговора родители жениха приглашали родителей невесты и назначали день обручения.
Обручение

В день обручения отец жениха, приглашал к себе родственников, священника, кавора, иногда музыкантов. Кавор – центральная фигура на любой армянской свадьбе, так называют посаженого отца, который становится и крестным отцом при рождении и крещении детей.

К этому дню отец жениха резал барана или теленка и родственники накрывался богатый стол. Собравшиеся угощались и желали благополучия предстоящему обручению.

Обручение — обряд очень торжественный, в нем принимало участие много народу, приглашалось много родственников и гостей, поэтому подготовка к обручению лишь немногим уступает по размаху подготовке к самой свадьбе.

ншан — свадебный подарок армянской невестеСначала все приглашенные собирались в доме жениха. После небольшого угощения жених вместе с отцом, кавором и близкими родственниками в сопровождении музыкантов и молодежи отправлялись в дом невесты. Взяв с собой ншан — обручальный подарок, как правило это золотое кольцо или цепочка, который отец жениха передавал сыну, и несколько больших украшенных подносов со сладостями, вином, коньяком и водкой, все направлялись к дому невесты для совершения обряда обручения.

К их приходу в доме невесты накрывался торжественный стол. Гости входили только после того как будет закончен обряд передачи ншана. Жена кавора — каворкин, приводила невесту, которая и брала из рук жениха ншан. Кавор наполнял бокалы, и все, поздравляя друг друга с обручением, пили до дна. Затем начиналось общее веселье с песнями, танцами, провозглашением тостов, которое длилось около 4-5 часов.

После обручения оба семейства становились свойственниками, во всем помогали друг другу и обменивались подарками.

По окончании торжества отец жениха и кавор договаривались о дне свадьбы. От обручения до свадьбы устанавливались самые различные сроки, чаще всего через месяц после обручения назначалась свадьба.

1-й день армянской свадьбы

Во время свадьбы повсюду были и сохраняются до сих пор определенные «действующие лица». Главную роль играли кавор и каворкин — посаженые отец и мать.

В назначенный день в доме жениха собирались гости с его стороны, а в доме невесты – гости с ее стороны, утром, одновременно в обоих домах начиналось веселье с танцами и пением. В доме жениха заранее заготавливалось свадебное мясо — гарсаник мисс, резался бык, хотя в последнее время об этом ритуале редко вспоминают, далеко не на каждой свадьбе есть возможность резать быка, так как это очень обременительный обряд, отнимающий много времени.

В современности этот ритуал ограничивается тем, что тот, кто должен резать быка и музыкант, поставив ногу на шею связанного животного, говорят, что нож не режет, и требуют выкуп. После этого ритуала, все садятся за стол, выбирают тамаду и веселятся до полуночи.

В дом невесты в этот вечер относят часть вина, мяса и других продуктов. Молодой человек, который относит все это угощение, называется агвес – вестник.

2-й день армянской свадьбы

На второй день свадьбы, жених и близкие ему родственники, взяв с собой вино или коньяк, в сопровождении музыкантов идут сначала в дом кавора, где накрыт стол, присутствующие немного закусывают, выпивают, а затем торжественно ведут кавора в дом жениха.
Отец жениха помогал ему одеться в свадебный костюм, обязательной деталью которого был красный бант слева на груди, символизирующий непорочность.
Затем кавор брал с собой поднос с подарками и сладостями, а также свадебную одежду невесты и в сопровождении музыкантов все направлялись в дом невесты, где продолжалось всеобщее веселье.

В доме невесты жена кавора и остальные женщины удалялись в отдельную комнату, где с песнями облачали невесту в одежду, принесенную кавором.
Раньше свадебный наряд невесты был обычным армянским женским костюмом, только более богато украшенным, теперь же армянские невесты предпочитают классический свадебный стиль – белое платье и фату.

Кавор, жених, сестра невесты выводили ее к гостям, жених и невеста впервые вместе садились за общий стол. Через некоторое время кавор напоминал невесте, что ей пора уходить в дом жениха. При выходе участников свадьбы из дома невесты, им обычно преграждали дорогу, пока не получали выкуп или подарок.

Прежде чем молодым войти в дом, мать жениха укладывала на пороге дома под ноги каждому из молодых по тарелке, которые они должны разбить одним ударом ноги и первым полагалось это сделать жениху. Тарелки обязательно брались из дома невесты. Также мать жениха перекидывала по одному лавашу — армянский хлеб, через плечо невесты и жениха, а на их головы сыпала изюм, орехи, конфеты и мелкие монеты.

Затем невеста вместе с женихом садились за стол и веселье вновь возобновлялось и проходило в таком же порядке, как и при обручении, только приглашенных гораздо больше и стол обильнее. год вдовы. церковь и суеверияА свадебное пиршество продолжалось до поздней ночи, после чего гости расходились и оставались только близкие родственники.

Хотелось бы отметить: несмотря на то, что свадебное пиршество длилось много часов, ни один гость не должен находиться за свадебным столом очень долго. Это считалось неприличным. В течение часа или чуть больше гость принимал участие в торжестве, после чего прощался, еще раз поздравлял молодых и уходил. А на его место садился новый гость. Гости за свадебным столом постоянно менялись, что давало возможность побывать на свадьбе большому количеству гостей, ведь в армянских селениях на свадьбе бывают почти все живущие в округе.

3-й день армянской свадьбы

В этот день в доме жениха собирались кавор, отец невесты, близкие родственники жениха и невесты, а также молодежь. Гостей угощали специально приготовленным хашем, мясными блюдами, сладостями, вином. На этом, собственно, и заканчивалась сама свадьба.

 Традиции и обряды армянской свадьбы на армянском языке

Հայկական ավանդական հարսանիք

Հին հայկական հարսանեկան ավանդույթները գալիս են դեռ ուրարտական ժամանակաշրջանից:

Ժամանակակից հայկական հարսանիքն ազատվել է շատ մանրամասներից, դարձել է ընտանիքի ստեղծման սովորական տոն ՝ պահպանելով որոշ ավանդույթներ ։ Ի հայտ են եկել մի շարք նոր արարողություններ, որոնք համապատասխանում են ժամանակակից կենսապայմաններին ու մտածողությանը:

«Խնամախոսություն» — Հարսնացու սովորաբար ընտրում էին իրենց տարածաշրջանից կամ հարևան գյուղից: Այդ առումով արժե մեջ բերել հին հայկական մի ասացվածք. «ավելի լավ է աղջկան տալ տեղացի հովվին, քան օտար թագավորին»:

«Խոսքկապը» համաձայնությունը ստանալուց հետո էր լինում:

«Նշանադրություն»

«Հղե կտրել» ամուսնացող կողմերը պայմանավորվում են հարսանիքի ժամկետի շուրջ:

«Հալավօրհներքի» ժամանակ օրհնվում էին հարսի ու փեսայի մատանիները:

«Բոյչափեքի» ծեսը. հարսնացուի հարսանեկան շորերը , քողը, կարմիր ոտնամանները փեսացուի կողմն էր պատրաստում ու տանում, ուստի հարսանիքին նախորդող օրերից մեկի ընթացքում տղայի տանն էին հավաքվում նրա բարեկամ կանայք և կատարում էին

«Շորձևքի»-ի ավանդույթը` հարսի շորը ձևելու արարողություն, երբ կանայք հարսանեկան զգեստը ձևելիս կտորից մի փոքր հատված կտրում էին և աղջիկներից յուրաքանչյուրին տալիս ինչ-որ մաս կարելու առաջադրանք:

«Ազբանստում» հարսանիքին նախորդող օրը փեսայի ամուրի ընկերների միջև աճուրդով որոշվում է ազապբաշին` մակարապետը: Այժմ փեսան պարզապես ընտրում է հարսանիքի մակարապետին:

«Հինա-տանենք» ազապները և ազապբաշին ընտրելուց կամ նշանակելուց հետո տեղի էր ունենում հինա-տանենքը, որը խորհուրդներով լի և բավականին գեղեցիկ ծես էր:
«Փեսացուի շնորհօրհնեք» փեսայի սափրման և թագադրման՝ բավականին գունեղ ծեսերը , որը հինա տանելուց անմիջապես հետո էր տեղի ունենում:

«Տաշտադրեքի» ծես՝ բուն արարողությունից երկու օր առաջ փեսացուի տանը հարսանիքի հացն էին թխում:

«Նաղարազուռնայով հարսանիքը անցկացնելու թույլտվություն», երբ փեսացուի ազգականներից մեկը սգավոր էր լինում, հայրը, մայրը պարտադիր գնում էր նրանց տուն և հարսանիքը նաղարազուռնայով անցկացնելու թույլտվություն էր խնդրում:

«Եզմորթեքի» ծեսը հաց թխելու հաջորդ առավոտյան էր տեղի ունենում. փեսացուի տնից մարդ էին ուղարկվում՝ բարեկամներին և ծանոթներին նույն օրվա երեկոյան հարսանիքին հրավիրվելու համար:

Նույն օրը փեսացուն իր մի քանի ընկերների հետ գնում էր գերեզմանատուն, իրենց հին ու նոր ննջեցյալների հոգուն արքայություն բարեմաղթում և վերադառնում:

2. ԱՎԱՆԴՈՒՅԹՆԵՐ ՈՒ ԳԵՂԵՑԻԿ ԾԵՍԵՐ ՀԱՐՍԱՆԻՔԻ ԺԱՄԱՆԱԿ

Красивые традиции и обряды на свадьбе

«Հարսնառ» (հարսի հետևից ուղևորվող փեսայի կողմի պատվիրակության ծիսական երթ) գնալուց առաջ քավորի հետևից երաժիշտների ուղեկցությամբ պատվիրակություն է ուղարկվում:

Երբ հարսանքավորների մեծ մասը եկած էր լինում, մի ծերունի և մի խումբ երիտասարդներ, մի-մի վառած մեղրամոմ ձեռներին, նաղարազուռնայի և մի երկու շամլի (ջահ բռնողներ) առաջնորդությամբ գնում էին քավորին բերելու:

Քավորը կրում էր սպիտակ, կանաչ, կարմիր գույների ժապավեններով ուսկապ: Երբ նա նաղարայի դղրդոցով մտնում էր հարսանքատուն, բոլորը ոտքի էին կանգնում:

Հնում հարսանեկան մեքենաների թափորը չէր կարող բաղկացած չլինել «աղվեսից». որը պետք է նախապես լուր հասցներ հարսի ընտանիքին հարսնաքավորների գալու մասին: «Աղվեսին» թշնաբար էին դիմավորում, քանի որ նրա առաջադրանքներից մեկը հավանոցից հավ գողանալն էր: Հետագայում հավն ուղղակի նրան պարգևատրում էին` լուրը հասցնելու համար:

«Կոխ բռնելու» ավանդույթ՝ փեսայի ծնողների կամ ընտանիքի տարեցների միջև մենամարտ փեսայի տան բակում նորապսակներին դիմավորելու ժամանակ, որտեղ, որպես կանոն, հաղթում է կինը:

Հարսին «մեղրը հրամցնում» էին գդալի հակառակ կողմով, որ «լեզուն կարճ լինի»:

«Հարսանեկան երգեր ու պարերգեր» — թեմաները վերաբերել են փեսային ու հարսին, նրանց ծնողներին, ընկերներին ու ընկերուհիներին, ծեսի մյուս «դերակատարներին», պարզապես հանդիսականներին, հատուկ արարողություններին. լրջությամբ են առանձնանում փեսային ու նրա ծնողներին նվիրված «Մեր թագվորն էր խաչ» և «Գացեք բերեք թագվորամեր» երգերը, խոր հնությամբ են բուրում «Վարդ, զքե չըմ սիրի» հարսին գովերգող ու մխիթարող և «Դուն հալալ մերիկ» նրա հրաժեշտի երգերը, հատկապես հետաքրքրական են ծաղկոց երգերը, որ երգում են հարսնացուի մոտիկ ընկերուհիները, պսակի նախընթաց գիշերը մինչև լույս, նրան զուգելու, զարդարելու ժամանակ։

Երգերի հուզական տրամադրություններ— եղել է ջերմեռանդ աղոթքից ու ծանրաբարո բարեմաղթությունից մինչև սրամիտ կատակը, խորունկ վշտից (հարսի՝ հորական տնից բաժանվելու կապակցությամբ) մինչև անկաշառ ուրախությունն ու խրախճանքը։

3. ԾԵՍԵՐԸ ՀԱՐՍԱՆԻՔԻՑ ՀԵՏՈ

«Գլուխլվա» որպես հարսանյաց վերջին ծես նշվում է հաջորդ շաբաթ օրը, երբ աղջկա մորն ու մի քանի բարեկամուհիների հրավիրում էին գլուխլվայի:

«Օժիտի արարողություն» կատարվում է հրապարակային, իսկ օժիտը բաղկացած էր անկողնուց , զգեստների մեծ հավաքածուից, ինչպես նաև կենցաղային այլ իրերից ու կահույքից

4. ՊԱՀՊԱՆՎԱԾ ԾԵՍԵՐ

«Հարսի կոշիկի մի զույգի գողություն» հարսի ազգականներից մեկն է անում , որը, իհարկե, վերադարձվում է երկար բանակցությունների արդյունքում մի կլորիկ գումար ստանալուց հետո:

«Դուռ բռնելը», երբ հարսի տան դռան մոտ հարսի եղբայրը սրով պահում է դուռը` խոչընդոտելով քրոջ`տնից դուրս հանելը:

Շեմի ծեսերի մասն են կազմում նաև նորապսակների ուսերին լավաշ գցելը, մեղր հյուրասիրելը, նրանց գլխին ցորեն, քաղցրավենիք շաղ տալն ու ափսե կոտրելը:

5. ԾԵՍԵՐԻ ՆՇԱՆԱԿՈՒԹՅՈՒՆԸ

«Մատանիներ» , որոնք դրվում են փեսայի ու հարսի մատին, նրանց միության անքակտելիության նշանն են

«Վառվող մոմեր» հոգևոր ուրախության և աստվածատուր շնորհ:
«Թագերը» ողջախոհության նշան են, քանզի Պսակը սուրբ է:

«Գինի խմելը» նշանակում է, որ նրանք իրենց համատեղ կյանքի թե՛ ուրախությունները և թե՛ դառնությունները միասին պետք է կիսեն և ճաշակեն:

«Մեղրը» խորհրդանշում է կյանքի քաղցրությունը:

«Կոտրում են նաև ափսեներ», որպեսզի խափանվի չարը:

6. ՆՈՐԱՄՈՒԾՈՒԹՅՈՒՆ

Нововведения

Սպիտակ զգեստն ու ծաղկեփունջը
Շքախմբով, երաժշտության ուղեկցությամբ եկեղեցի մտնելը, որը բրիտանական հարսանիքից է վերցված:

Տարոսիկները. հարս ու փեսայից մյուսներին քաղցր բան փոխանցվելու գաղափարը եղել է հարսի գլխին գաթա կոտրելը, չորացրած մրգեր բաժանելը:

Հայկական ամուսնական արարողությունը քրիստոնեության ընդունման օրից չի կորցրել իր կրոնական, ավանդական և իմաստային ձևը:

Այն եզակի է իր սկզբունքի, բովանդակության և նշանակության մեջ:

Говоря о народных играх, многие армяне сразу вспоминают кох, члик-дастан (чижик), семь камней, авала (чехарда) и много-много других игр. Армянские народные игры многочисленны, и в этой статье мы поговорим о некоторых из них. Ещё с незапамятных времён игры были неотъемлемой частью армянского быта.

В средневековье играми в Армении называли не только детские развлечения, но и театральные и цирковые представления. Также, во время таких представлений, праздников и ритуальных церемоний часто звучали шуточные песни-игры.

Детские игры были не только способом развлечь детей, но и развить их. Армяне с давних времён придавали большое значение воспитанию детей, особенно мальчиков. С самого детства игры влияли не только на физические способности детей, но и помогали развить в детях смекалку и соревновательный дух. А шуточные песни и стихи развивали в детях остроумие и чувство юмора.

Игры очень отличаются друг от друга. Но их всех объединяет одно — соревнование и театральный характер. Игры в основном различались по полу и возрасту. Игры, предназначенные для мальчиков, сильно отличались от игр для девочек. Они были более подвижными и требовали большей физической силы.

В разные периоды истории и в разных семействах существовали союзы, у которых были свои особые игры. Внутри этих союзов у каждой половой и возрастной группы были свои места для встреч, а также у каждого было своё время для проведения игр. Количество участников в таких группах могло достичь 200 человек. Они могли собираться вместе, играть и шутить. Лучшим местом для посиделок и игр было либо большое поле, либо крыша.

Традиционные игровые состязания и театральные представления в основном проводились во время различных ритуальных церемоний. Разнообразием игровых представлений отличался Барекендан. Согласно древнему ритуалу, Барекендан считался днём безумия и веселья. Как правило, вся община собиралась посреди села и начинала праздник, полный конкурсов, игр, песен и танцев. А в конце все собирались вокруг большого стола на пир. Именно во время этого праздника показывали спектакли многих народных игр.

Игры верхом на лошади

Военные игры восходят ещё к доисторическим временам. Независимо от того, насколько изменились их выразительные средства с течением времени, они по-прежнему сохранили своё предназначение — военное воспитание и закалка здорового тела. Такие игры были характерны только для представителей мужского пола. В Армении также проводились игры с участием лошадей. Ведь здесь занимались разведением и одомашниванием лошадей.

Игры верхом на лошадях можно условно разделить на две группы. Первая группа — это игры с участием лошадей или верховая езда, во время которой лошади тоже соревновались в быстроте. Вторая группа — это игры с копьём, во время которых участники садились на лошадь и, держа в руках деревянное копьё, пытались поразить противника.

Когда одному из участников удаётся разрушить пирамиду, участники другой команды должны взять мяч и попытаться поразить им своих противников так, чтобы они не смогли снова собрать все камни. Побеждает та команда, которой удаётся снова собрать камни. Конечно же, игра продолжалась до тех пор, пока все не устанут или пока не стемнеет. А с приходом темноты начиналась игра в прятки.

Волчок

В этой игре количество участников не ограничено. Для игры нужен был волчок, который представлял собой конусообразный кусок дерева с острым железным наконечником и верёвкой со специальным узлом. Для того, чтобы волчок закружился, нужно было закрепить узел на пальце, а другой конец верёвки намотать на деревянный волчок. Игрок резко бросает руку вперёд, верёвка открывается и волчок, падая на землю, начинает вращаться. В земле предварительно выкапывалась маленькая яма и на определённом расстоянии от неё ставилась катушка (волчок без наконечника). Порядок участия игроков определялся жеребьёвкой.

Суть игры была в том, чтобы суметь взять всё ещё вращающийся волчок в ладонь и ударить им по катушке. Это нужно было сделать так, чтобы катушка оказалась в яме. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то не протолкнёт катушку в яму больше всех остальных. Призом, как правило, был волчок соперника.

Кох

Кох — это прообраз современной борьбы. Он был неотъемлемой частью разных ритуальных церемоний, праздников, посиделок и свадеб. Перед началом поединка участники вместе танцевали народные танцы под звуки народной музыки. И только после этого начиналась борьба. Победителем считался тот, кому удавалось сбить соперника с ног.

В старину во время свадьбы, когда свадебная процессия доходила до дома жениха, родители жениха и невесты разыгрывали инсценировку борьбы — коха, и таким образом укрепляли своё родство. Для жениха свадебный кох тоже был важным актом, во время которого он показывал свою готовность к супружеской жизни.

Сцена традиционной игры кох встречается также в поэме “Ануш”. В ней говорится, что согласно общепринятому обычаю, “В борьбе удалец удальца пред толпой спиною к земле не прижмет никогда”. Во время праздника два друга, Саро и Моси, играют в кох, и Саро, забыв об игре, сбивает с ног своего друга. После этого Саро и Моси становятся непримиримыми врагами.

В Армении до сих пор есть общины, в которых сохранились армянские народные игры. Сохранение этих игр крайне необходимо, ведь это не просто методы состязаний. Эти игры скрывают в себе национальную самобытность и ряд особенностей народного быта.

Источник www.armgeo.am Редакция Вне Строк

  • Бой на коне / Фото: jam-news.net
  • Армянские народные игры / Семь камней Фото: nkhachikoxlyanmskh.wordpress.com
  • Армянские народные игры / Авалла/Автор фото: Овик Чархчян
  • Армянские народные игры/Кох/
  • Армянские народные игры / Барекендан

Magic Tricks with Armenian spinning tops – Gyumri city – Frrik – Frik – Գյումրի – Հոլ – Ֆռռիկ

Ancient Armenian Wrestling Kokh (ԿՈԽ) – Folk Song

http://youtu.be/Htm6VnIZqC4

12.11.2014

Фестиваль народов Дона «Армения»

Амирджанян Гоар Гарниковна

Составитель, Ведущий Фестиваля: Амирджанян Гоар Гарниковна

Оценить




1958

Содержимое разработки

ЛЮБИТЬ АРМЕНИЮ ПО-РУССКИ.

Любить Армению по-русски — не спеша,
Как будто вновь рождается душа.
На Арарате, начиная путь,
Она любила так, что не вздохнуть.

Любить Армению по-русски — наотрыв,
Над суетой привычной воспарив.
Законы суеты добром поправ,
Иметь кавказский дух и русский нрав.

Любить Армению по-русски — наразлом,
Когда любовь есть, беды нипочём!
Когда, казалось бы, что больше нету сил,
Но любишь так, как раньше не любил.

Любить Армению по-русски — в тишине,
Пьянея страстью, боль топить в вине.
И отдаваться той любви сполна,
Показывая, как она ценна.

Любить Армению по-русски — без измен,
Решая миром множество проблем.
И выбирать родителей из стран:
Россию — мать! Отца же — Айастан!

Любить Армению по-русски — без причин,
Лететь душой в святой Эчмиадзин.
Неся в себе спасение Креста,
С благословением жить Господа Христа

1 блок «Рассказ о стране».

Здравствуйте дорогие преподаватели и студенты нашего колледжа!

Барев дзез харгели усучицнер ев усанохнер мер колледжи!

Вы наверное догадались какую страну мы представляем.Конечно же это Армения.

По-армянски слово «Армения» звучит как «Айк». В средние века прибавился иранский суффикс «стан»(земля), и страна стала называться «Айастан».

Столицей Армении является Ереван. Ровестник таких городов как Рим, и Карфаген .Сегодня Ереван большой и красивый город.

2 блок «Государственные символы».

Как и у всех стран Армения имеет свои государственные символы: флаг,герб, и гимн.

Значение и история флага Армении:

Красный цвет символизирует кровь армянских солдат, синий — чистое небо над Арменией, оранжевый — плодородные земли Армении.

Герб Армении был принят 23 августа 1990 года Верховным Армянским Советом. Герб составляют следующие элементы.

Щит, в центре которого — гора Арарат, которая является символом армянской нации, на ее вершине Ноев ковчег, поскольку, согласно библейской легенде, ковчег после потопа остановился именно на этой горе. Щит разделен на 4 секции, которые символизируют четыре независимых армянские королевства в истории Армении. Это Аршакоуниаты, Арташезианты, Багратоунианты, и Рубинианты. Лев и Орел, которые стоят за щитом, являются королями животного мира и символизируют собой мудрость, гордость, терпение и благородство. В течение многих столетий они были символами королевских семей. 

Внизу щита находятся еще пять важных элементов. Разорванная цепь означает свободу и независимость, меч — власть и сила нации, пшеничные колосья — трудолюбивую натуру армян, перьевая ручка — интеллектуальное и культурное наследие армянского народа. Трехцветная лента означает флаг Республики Армении.

Национальный Гимн Армении

Гимн Армении – композиция «Mer Hayrenik» – «Наша Родина». 

За основу взят гимн Республики Армении 1918-1920 годов (первой республики). 

Утвержден 1 июля 1991 года решением Верховного Совета Республики Армения.

3 блок «Достопримечательности»

Как ни банальна фраза «Армения – музей под открытым небом», она соответствует действительности. В Армении представлены исторические и архитектурные памятники всех эпох – от первобытно-общинного строя до современности. И мы представляем Вашему вниманию наиболее яркие и интересные достопримечательности.

Сева́н— озеро в Армении, наибольшее из озёр Кавказа. Озеро Севан одно из трех крупных озер Армянского нагорья. В древности оно называлось Гегамским или Гегаркуникским морем. Озеро Севан самое большое на Кавказе, а так же одно из самых больших высокогорных пресных озер Земли. Севан-кусочек неба на земле.Севан-это жемчужина Армении.

Монумент Мать-Армения

Статуя «Мать-Армения» была сделана из чеканной меди,  в 1967 году,  ее высота составляет 22 метра, а вместе с пьедесталом 54 метра, возле данного монумента находится много замечательных отелей Еревана. Монумент выставили  в парке Ахтанак, который находится на возвышении в центре города. 

Большой каскад.

Подобного уникального сооружения нет больше нигде на постсоветском пространстве. С первого взгляда трудно определить его жанровую принадлежность: это не памятник и не здание. Скажем просто, Каскад – это своеобразное украшение города в виде оригинальной архитектурной композиции. Напоминающий огромную многоярусную Вавилонскую пирамиду.

Театр оперы и балета

Театр оперы и балета – одна из выдающихся достопримечательностей страны. Расположенный в самом сердце Еревана, он был спроектирован архитектором Александром Таманяном.

Конечно же Армения уникальная страна, и говорить о ее достопримечательностях можно долго.

4 блок «Природа Армении».

Природа Армении сыграла большую роль в истории армянского народа. Подобно тому, как во времена всемирного потопа она стала очагом образования нового человечества, так и позднее природа Армении протягивала руку своему народу в дни борьбы против жестоких вражеских нападении.

Благодаря высоким горам и глубоким ущельям, крепости армян были неприступны. Реки разливались, когда противник проходил по ним, а озера своим блеском ослепляли нападающих солдат.

Природе Армении посвящено множество песен и стихотворений, где подчеркивается, насколько она созвучна с многовековым прошлым и культурой армянского народа.

Увези меня в Ереван, где из туфа дома, где горы,
И блестит под солнцем Севан и родник журчит по-родному,
Где в твоем дворе виноград, и дудук баюкает ночью,
Где нам пир заменит гранат, и вино — рекой, сколько хочешь.
Где горячий лаваш с утра, и детишки гурьбой повсюду,
Где на каждом столе толма, и соседи песнями будят.
Увези меня в Город мой, задыхаюсь среди березок,
Он согреет меня зимой даже в минус двадцать мороза.
Там мне каждый прохожий брат, каждый камень далекий предок,
И в окно каждый день Гора, а не серый бетон до неба.
И когда-нибудь я дождусь, нам Масис даст примерить шапку,
Я в долину к нему спущусь, соберу васильков охапку,
И оставлю цветы лежать у подножья его вершины
И вернусь в Ереван, назад, и уже никогда не покину.

5 БЛОК «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

  Армяне — один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении столь длительного времени армяне не раз переживали и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета и созидательного труда, одарив мировую цивилизацию замечательными шедеврами материальной и духовной культуры.
Армянская народная музыка — это тонкое сплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний — от радостных до печальных. Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей музыки.
У Армянского народа много национальных музыкальных инструментов. И мы вам расскажем о некоторых. Канон — армянский струнный музыкальный инструмент. Он принадлежит к роду наколенной арфы и считается одним из предшественников клавесина и фортепиано.

Зурна— деревянный духовой музыкальный инструмент.
Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи.

Дудук— один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом». 

Играл дудук,
Сжимая сердце,
Разворошив, разбередив
И никуда, увы, не деться
От дум своих, от дел своих
Душа летела вслед за звуком,
Ища во мне самой изъян 
Благословляю ваши руки,
Маэстро Дживан Гаспарян.♥

Песня Титаник на русском в исполнении 3 «А»группы.

6 БЛОК «ЮМОР»

Армяне всегда славились своим юмором, достаточно всего лишь вспомнить армянское радио. И в зерноградский педагогический колледж приехали гости из Армении.

Встречаются армянин с армянином.

— Привет брат.

-Привет.

— Как тебя звать? Ивак, отвечает один ,а по—русски Иван.

— А тебя? Акоп, отвечает армянин, а по—русски траншея!

Армянин — армянину:

— Я слышал у тебя сын родился, как назвали?

— В честь Гагарина!

— Юрик, что ли?

— Неее, какой Юрик? Гагарик!

***

Приезжает армянин в Москву. Ловит такси. Таксист довозит его до места. Армянин спрашивает:

— Сколько стоит проезд.

— 1000 рублей.

— Вот вам 500 рублей.

— ???!!!

— Вы же тоже ехали…

7 блок «Традиции».

Некоторые народы очень свято почитают предков. Армянский народ именно такой и они смогли сквозь века пронести и сберечь религию и культуру. Достаточно строго у них почитают старших.

Армянский народ богат национальными традициями. Среди армянских традиций главными можно выделить свадебные обычаи, праздники и виноделие, которое принято у многих семей как родовая традиция, передающеяся из поколения в поколение. Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков.

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много.

Армянские национальные праздники: Праздник «Терендез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна…

8 блок «Армянская одежда»

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.

Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.

Армянский народный танец: Гоар, Аня,Маша,Таня.

11 блок «Армянская кухня»

Слава об армянской кухне давно распространилась за пределы страны. Нет такого места на постсоветском пространстве, где бы не знали, не любили и не культивировали армянскую кухню. Сочный дымящийся шашлык, источающий умопомрачительный аромат, запеченные овощи – хоравац, пропитанные вкусом и запахом костра, тающая во рту нежнейшая долма, приготовленная без грамма масла, м-ммм… объедение. Все блюда армянской кухни нам хорошо знакомы и, главное, любимы.

Непременной частью армянской трапезы является : национальный хлеб-лаваш,зелень и сыр.Широко известные блюда армянской кухни, такие как: хоровац (шашлык), толма, хаш, бастурма, лаваш,блинчики с мясом,пахлава,зелень,гата,квашенная капуста,салат ереванский,маринованные баклажаны.

(Демонстрация блюд, и танец с подносами.)

Спасибо за внимание!

Фестиваль народов Дона «Армения»

Составитель, Ведущий Фестиваля

студентка 3 «А» группы : Амирджанян Гоар Гарниковна

Куратор : Бойко С.З

Выражается благодарность студентам, принявшим участие в фестивале!

Зерноградский Педагогический колледж

2013 год

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/74947-festival-narodov-dona-armenija

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сценарий
представления страны Армения ко дню фестивалей «Нации»

3 человека выходят (2-читают рассказ,
1-держит символы Армении).

1 ведущий: Сегодня наш класс расскажет вам о
прекрасной стране Армении. Армения – древняя страна. По – армянски название
страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс
места «стан», таким образом страна стала называться Айастан.

2 ведущий: Многие века армянский народ страдал от
иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики
истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали
стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции,
культуру и веру.

1 ведущий: Россия всегда шагала рядом с Арменией,
оказывала помощь в трудные времена. Армения входила в состав Союза Советских
Социалистических республик. Не так давно Армения стала независимой страной. Она
сохранила дружеские отношения с Россией.

2 ведущий: Мы представляем вам символы государства:

1 ребенок:  Флаг Армении имеет три
полосы- красную, синюю и оранжевую.

=Красный цвет символизирует постоянную
борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и
независимость.

=Синий цвет символизирует стремление
армянского народа жить под мирным небом.

=Оранжевый цвет символизирует
созидательный талант и трудолюбие армянского народа.

2 ребенок: Герб Армении имеет форму щита. В центре –гора
Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и
благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ
освобождения армян от иноземного ига.

Древняя культура Армении привлекает нас
своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к
ней.

3 ребенок (в костюме пастушка):

Есть магия в тенистом слове
«джан»…
Наполненное жизнью и любовью,
Оно — сама душа, как Божий Храм,
Где силу обретаешь над собою.

В нем красота, энергия ветров,
Оно сродни харизме Арарата.
Среди его бесчисленных даров
Радушный кров друзей — душе отрада.

Ведь там я не подвластен хмурым дням,
Ведь там узнал я, что в судьбе случится:
Фамилии любимые на «ян»,
Друзей очаровательные лица.

И каждой клеточкой впитав простор,
Мне сердце говорит открыто, прямо:
Хочу вдыхать свободный ветер гор
И тосковать с дудуком Гаспаряна.


4 ребенок: (рассказывает под музыкальное
сопровождение дудука Гаспаряна
)

Послушай, друг мой, как поет дудук

Не знаю, что за инструмент сей музыкальный,

У гуслей явно голос повокальней,

По крайней мере это русский звук.

Наверно, все ж послушаю дудук,

Ведь это музыкальный инструмент армян,

Откуда родом сам Джигарханян.

А он нам самый лучший друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как сердце светлой грустью наполняет,

Как наши души он объединяет,

Его пропитанный судьбою горький звук

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке печали.

В ней плач сердец, которые страдали

От боли расставаний и разлук.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке надежды,

Она нам души греет, как и прежде

Согрела нашим прадедам, мой друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

В нем дух армянский – чудных гор творенье.

В нем весь народ,

В нем вся наша Армения,

В нем будут наши правнуки, мой друг.

Под дудук выходят все, кто поют песню

Весь класс исполняет песню «Армения моя».

Солист 1:

Мама не грусти,
Береги отца
Бог вас сохранит,
Мама не грусти, не грусти..
Родина моя,
Как ты без меня,
На вершинах снег
Где мои друзья
Сберегла ль ты всех?!

Весь класс:

А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.

Солист 2:

Mayrig che tkhres
Yete che gam yes,
Girkt indz charnes,
Achkt artsungov che ltsnes.
Hayastan im tun,
Moratseles du?
Te hishumes u norits indz yet kanchum?

Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Sevanadzov dzhurn arat
Ergire Nairian.
Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Srtis meches anentat Hayastan

Весь класс:

А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.

3 ребенок (в костюме пастушка):

Кочари мой кочари-
Народный танец армянский,
Его все пляшут исстари,
Поднимая дух наш братский.

Танцуют вкруг, плечом к плечу,
Выкрикивая гей, гей,
Зажгу, за них, свою свечу
Я вижу в них богатырей.

Его плясали пред Рейхстагом
И у храма в селе Шуше,
Танцевали перед врагом,
Чтобы знал, что в их душе.

Под дробь большого барабана
И звуки народной зурны,
Кочари идёт от Вана,
До тех, кто родине верны!

Исполняется национальный армянский танец
«Кочари».

3 ребенок (в костюме пастушка):

Горжусь, Армения, тобой, культурой древней
и седой.

Ты первой христианство приняла и вера
сильная тебя спасла.

Весь класс хором:

Россия и Армения вместе навсегда.

Армения-Россия-дружная семья.


Ведущий 1: Попробуйте наше национальное блюдо печенье
гата.

Армения — это древнейшее государство. Впервые название страны Арминия встречается в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н. э. Армины, называемые у Геродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившемся на свою родину из Европы через Малую Азию. Примерно в XII веке до н.э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им франко-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья.

Про Армению Великую в Энциклопедии Кирилла и Мефодия сказано: АРМЕНИЯ ВЕЛИКАЯ, древнее государство армян (6 в. до н. э. — 387). Столицы — Армавир, Арташат. Сатрапия Ахеменидов; в конце 4-3 вв. до н. э. самостоятельное царство; на рубеже 3-2 вв. под властью Селевкидов; с 189 до н. э. независимое государство. Расцвет — 1 в. до н. э. (царь Тигран II). Вела борьбу с Римом, Ираном, позднее с Византией. В 387 разделена между Персией и Византией. АРМЕНИЯ МАЛАЯ — историческая область в верховьях реки Ефрат. Входила в Хеттское государство, затем в Древнюю Персию, в 322-конец 2 века до н.э. — самостоятельное царство (столица Ани-Камах). Население — предки армян. В конце 2 века до н.э. владение понтийского государства, позднее — Римская империя. В конце 1 века до н.э. присоединилась к Армении Великой.

В VII веке в Армению вторглись арабы-мусульмане, а местный князь Ашот Багратуни, прозванный Еркатон (Железный), завоевал верховную власть в стране и изгнал непрошенных гостей. В XI в. Византия вновь распространила свое военное влияние на этот регион, но едва пыль улеглась, как произошло вторжение турок. До конца XII в. в эти места также вторгались египетские Мамлюки и европейские крестоносцы (которым не довелось захватить страну, но они привнесли некоторые западные новшества и оставили в языке французские слова). Персы и турки из Оттоманской империи стали следующими захватчиками Кавказского региона, а туркам даже удалось удерживать большую часть Армении на протяжении 400 лет.

Традиции Армении — Свадьба

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.

Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

Традиции Армении — Гостеприимство

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.

Традиции Армении — Традиционное жилище

Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.

Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.

В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.

Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

Традиции Армении — Традиционная одежда

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.

Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.

Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.

Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.

Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, — своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

Вардавар

В ряду армянских традиционных праздников Вардавар самый большой летний праздник, который отмечается после Пасхи (Затика) по истечении 14 недель. В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик, в чей храм паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения.

После принятия христианства праздник внешне изменился, но сохранил свою суть. Церковь заменила его праздником Преображения Христа, который по армянскому календарю отмечался в первый день месяца Навасард, 11-го августа. В последствии праздник нового Преображения переместился на первое воскресенье через 14 недель после Пасхи. Вардавар отмечается в течение 35 дней, с 28-го июня по 1-е августа.

Слово «Вардавар» имеет разные значения. В одном из вариантов, слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника.

Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. В прошлом праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж.

Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.

Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Вардавар единственный в своем роде праздник, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, и не случайно, что в этот день принято навещать своих родителей и родственников.

Другое значение праздника включает в себя любовь, которая олицетворяется любовью бога Ваагн и богини Астхик. Некоторые исследователи Астхик называли праздник «Вардаматн», связывая слово «Вардавар» с корнем «вард (роза)». Даря розы и разливая розовую воду, она сеяла любовь по всей армянской стране, а Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешит его увидеть, что пускается в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.

В некоторых сохранившихся обычаях: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей, — христианская церковь видит отзвуки старых традиций Библии, связанных с великим потопом, Ноевым голубем и т. д.

И сегодня этот праздник отмечается с большой шумом и весельем.

Формирование армянского язычества

Сообщение:#2 Meriko » 30 мар 2009, 22:37

Формирование армянского язычества

Истоки уходят к мифологиям и верованиям племен, населявших Армянское нагорье, участвовавших в этногенезе армянского народа (фракийцы, фригийцы, греки, урумейцы, мушки, вторгшиеся в 12 в. до н. э. в пределы ассирийской провинции Шуприа, хуррито-урартские племена и др.). Мотив ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией, а с 9 в. — между Урарту и Ассирией в модифицированном виде лег в основу многих древнеармянских мифов. Они складывалась под значительным влиянием иранской культуры (некоторые божества армянского пантеона — иранского происхождения: Арамазд, Анаит и др.), семитских мифологических представлений (см. Баршамин, Нанэ). В эллинистическую эпоху (3-1 вв. до н. э.) древнеармянские божества отождествлялись с античными богами:

Арамазд — с Зевсом, Анаит — с Артемидой, Ваагн — с Гераклом, Астхик — с Афродитой, Нанэ — с Афиной, Михр — с Гефестом, Тир — с Аполлоном или Гермесом.

После официального принятия в Армении христианства (301) появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. Библейские персонажи перенимают функции архаических богов, духов, напр. Иоанн Креститель (армянский Карапет) — Ваагна, Тира, архангел Гавриил (Габриел Хрештак) — Ваагна, духа смерти Гроха. В позднем средневековье частичное воздействие оказали мифологические представления соседних мусульманских народов. Основные сведения об Армянской мифологии сохранились в произведениях древнегреческих, византийских (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон, Прокопий Кесарийский), средневековых армянских [5 в. — Мовсес Хоренаци, Агатангехос (Агафангел), Езник Кохбаци, 7 в. — Себеос, Анания Ширакаци] авторов, а также в поздней народной традиции. Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государственности (Хайк, Арам, Ара Гехецик, Ваагн и др.). Мифические события были включены в конкретногеографическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак, противник Хайка — Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Борьба между хаосом и космосом трансформировалась в военно-политическую борьбу между армянским и «чужими» народами и государствами — Ассирией, Мидией и др. (война армянского царя Тиграна против мидийского царя Аждахака и др.). Центральный сюжет в древне-армянской мифологии — сопротивление протоармян или армян иноземному порабощению. При демифологизации и историзации архаических мифов и складывании эпоса между различными мифологическими персонажами возникает определенная генеалогическая связь:

Арам, один из эпонимов армян, — потомок первопредка Хайка, Ара Гехецик — сын Арама, Анушаван Сосанвер — внук Ара Гехецика. Эпические цари (Тигран, Арташес, Артавазд) считались также потомками Хайка.

В древних мифах прослеживаются элементы тотемизма. По одному мифу, имя княжеского рода Арцрунидов происходит от наименования птицы — орла (арцив), который раскрытыми крыльями заслонил от солнца и дождя спящего юношу — предка этого рода. В «Випасанке» царь маров (мидян) вишап Аждахак выступает их тотемом (согласно народной этимологии, мар — «змея», «вишап»). Тотемические представления проявляются в мифах о Ерванде и Ервазе, родившихся от связи женщины с быком; отец-бык выступает тотемом их рода. В большинстве мифов животные, растения первоначально имели антропоморфный облик. Священными животными выступают бык, олень, медведь, кошка, собака, рыба, священными птицами — аист, ворона, журавль, ласточка, петух. В эпосе «Сасна Црер» («Давид Сасунский») вестник, посланник богов — ворона (аграв). Вещей птицей, глашатаем утреннего света выступает петух (акахах), воскрешающий людей от временной смерти — сна, отгоняющий духов болезни. В христианизированном мифе он назначается игуменом монастыря св. Георгия, без его клича никакой караван, остановившийся в монастыре, не отправляется в путь. Аист (арагил) фигурирует в мифах как вестник Ара Гехецика, как защитник полей. Согласно древним мифологическим представлениям, два аиста олицетворяют солнце. По некоторым мифам, аисты в своей стране — люди, земледельцы. Когда приходит время, они надевают перья и прилетают в Армению. Перед отлетом убивают одного из своих птенцов и приносят его в жертву богу. Многие мифы посвящены змеям, культ которых издревле был распространен среди народа (особенно почитался уж — лорту, которого считали другом армян и даже называли «армянином»).

Считалось, что священные змеи живут в пещерах в своих дворцах, у царей змей на голове — драгоценный камень или золотые рога.

У каждого из царей — войско. Священные растения — платан (соси), можжевельник, бригония (лоштак).

Горы в мифах обычно персонифицированы. Согласно одному варианту, горы некогда были людьми исполинских размеров. Будучи братьями, каждое утро, после пробуждения, они затягивали свои пояса, затем приветствовали друг друга. Но, постарев, они не смогли больше рано вставать и здоровались, не затягивая ремней. Бог за нарушение старого обычая наказал братьев, превратив их самих в горы, их пояса — в зеленые долины, их слезы — в родники. В других мифах Масис (Арарат) и Арагац были сестрами, Загрос и Тавр — рогатыми вищапами, борющимися между собой. В версиях, распространенных после принятия христианства, горы Арарат, Сипан, Артос и Арное связываются со всемирным потопом. В армянских мифах огонь и вода также персонифицированы, выступают как сестра и брат. Сестра-огонь поссорилась с братом-водой, поэтому между ними — вечная вражда; вода всегда гасит огонь. По одному варианту, огонь был создан сатаной, ударившим железом по кремню. Этим огнем и стали пользоваться люди. Тогда разгневанный бог создал молнию (огонь божий), которой он карает людей за пользование сатанинским огнем. С огнем связаны культовые церемонии во время свадеб и крестин. В феврале, в праздник терындез, разжигали ритуальные костры. Значительное место занимают астральные сюжеты. В древности официальная религия армян включала культ солнца и луны; их статуи находились в храме в Армавире. Секты солнцепоклонников сохранялись в Армении еще и в 12 в. (мифы о солнце и Ауне см. в статьях Арэв и Лусин). Со звездами был тесно связан культ предков. Так, Хайк — астральный лучник, отождествляющийся с созвездием Орион. Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, которая меркнет, когда ему угрожает опасность. Существуют мифы о Млечном пути (согласно одному из них, у убитой женщины-оборотня из груди разбрызгалось на небосклоне молоко), о созвездии Большой Медведицы (семь кумушек, превращенных разгневанным богом в семь звезд). Из явлений природы выделяется грозовая буря. Гроза с багряными тучами уподобляется рождению в муках, гром — крику женщины при родах, происходящих между небом и землей. Персонификация грозовой бури и смерча — вишапы, против которых воюет бог грозы и молнии Вахагн. По другим мифам, распространившимся после принятия армянами христианства, персонификация грома и молнии — пророк Илия (Егиа). Отражения в мифах нашли зарница (блеск брюха большой рыбы на земле, когда она переворачивается на спину), роса (слезы луны или пророка Илии). Ветер или буран связываются со святым Саркисом. Ночную тьму олицетворяют гишерамайрер. Противопоставлением злой ночной тьме является «добрый свет» дня, особенно утренняя заря, уничтожающая ночных злых духов. Персонифицирует утреннюю зарю в народных поверьях «непорочная дева», или «розовая дева» (после распространения христианства — богоматерь). Небо представляет собой город с медными воротами и каменными стенами. У бездонного моря, разделяющего небо и землю, находится рай. У райских ворот течет огненная река, через которую переброшен мост волосинка (мазэ камурч). Под землей находится ад. Измученные в аду души грешников покидают ад, поднимаются по мосту, но он рвется под тяжестью их грехов и души падают в огненную реку. Согласно другому мифу, мост протянут над адом; когда наступит конец света и воскреснут все усопшие, каждый из них должен будет пройти по этому мосту; грешники упадут с него в ад, а праведники перейдут в рай (ср. с мостом чинват в иранской мифологии). Земля, согласно одной версии, находится на рогах быка. Когда он трясет головой, происходит землетрясение. По другой версии, земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан), плавающей в мировом океане. Рыба стремится поймать свой хвост, но не может. От ее движений происходят землетрясения. Если удастся рыбе поймать свой хвост, разрушится мир. В эпосе нашли отражение мифы о героях-богоборцах, некоторые из них в наказание заковываются в цепи (Артавазд, Мгер Младший и др.). Терпит поражение и эпический герой Аслан ага, вступивший в борьбу с Габриелем Хрештаком. Получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом (см. в статьях Вишапы., Вахагн). В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Сасна Црер» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту — когда Христос придет на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачучпачуч, тогда и настанет конец света. Формирование пантеона богов, по всей вероятности, произошло в процессе этногенеза армян, когда создавались первые протоармянские племенные союзы. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. К раннеармянскому пантеону богов относятся также Ара Гехецик, Шамирам и др. С созданием первых армянских государственных образований на основе культов древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений формируется новый пантеон богов, возглавленный отцом всех богов Арамаздом.

В культовых центрах древней Армении этим богам были посвящены особые храмы. Значительное место занимают мифы и верования о демонах и злых духах. В архаических мифах и в эпосе «Випасанк» выступают демоны: вишапы, дэвы и каджи. В заговорах, заклинаниях, народных поверьях упоминаются чарки и другие злые духи. Образы и сюжеты армянской мифологии нашли отражение в искусстве и литературе. До нас дошли древнейшие огромные каменные изваяния, имеющие форму рыб, названные в народе «вишапы». Они находились у родников, искусственных водоемов. Начиная с эпохи бронзы встречаются многочисленные изображения, статуи, барельефы мифического оленя, связанного с культом богини-матери, позднее — с христианской богоматерью. При раскопках древнего Арташата обнаружены многочисленные античные терракотовые культовые статуэтки (1-2 вв. н. э.), многие из которых изображают Анахит. В Британском музее находится бронзовая статуя Анаит, найденная в Садахе (на территории современной Турции). Каменный жертвенник бога Михра из городища Двин хранится в Двинском археологическом музее. На средневековых армянских миниатюрах изображены разные мифологические сцены и персонажи (алы, Тьшха, древо жизни, хуш-капарики, мифические животные и др.).

близнечный идолАрмянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних армян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.

Историки выделяют значительный пласт индоевро пейской лексики, которая использовалась язычниками как сакральная. Среди параллелей: , Дэв и девы и т. д. Среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские и европейские корни, культ орла и льва, почитание Неба и Солнца. Ещё в античности традиционно отождествление славянских божеств с богами и персонажами греко-римской мифологии, имеющих много общего.

При расселении армянских племён в VI—IX вв. их культура смешивалась с верованиями местных греков, персы и др. народов.

Кочари (армянский танец)

Кочари́ (арм. Քոչարի) — армянский народный массовый (мужской) танец[1][2][3][4][5]. Состоит из умеренной и быстрой частей. Музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4. Ритмика упругая, импульсивная, с частыми синкопами. Сопровождается игрой на зурне и дхоле; сочетание мелодии и аккомпанемента ударных инструментов создаёт полиритмический эффект. Кочари появился в первобытнообщинном строе[6], связан с культом животных[6]. Распространён по всей Армении, другие названия — мышу хыр, апарани кочари, мартуну кочари и др.[6] Пляшут кочари на праздниках, танец привлекает образностью и мужественной динамикой.

Использован в балете «Спартак» Арама Хачатуряна, его же фуге № 7 из цикла «Речитативы и фуги»[7], 2-й симфонии Дживана Тер-Татевосяна, «Симфонических танцах» Эдварда Мирзоянa, сонате Аро Степаняна[8], для струнного квартета Рубена Алтуняна[9] и в других произведениях[6].

———————————————————————————————————

У нас у Армян такие красивые танцы! Вме почти что имее смысл — каждый танец имете свою историю, но так пИлохА, что я не знаю очень много про Енто!! (( :no:

Ведь мы ж отходим от наших исконных традидий!

Каждый день все дальше и дальше! :pioner:

————————————————————————————————-

Армянские танцы – несомненно одно из лучших и наиболее демонстративных показателей, показывающих красоту и разнообразие культуры Армении, являющиеся воплощением армянского духа.

Кочари – один из основных армянский танцев, который так любят танцевать жители Армении. Дословный перевод «Кочари» (гоч ари) — храбрец, храбрый мужчина. В старину танец считался «разогревочным» перед началом битвы, так как помогал войнам настроиться на предстоящее сражение.

Берд — национальный армянский танец, в дословном переводе означающий — «крепость». Вы спросите, почему «крепость»? Все очень просто: во время исполнения этого интересного армянского танца, строится живая крепость из участников танца, залезающих друг другу на плечи.

Ярхушта — армянский барабанный танец. Танец корнями идет еще из языческого прошлого Армении. Исполнялся как перед битвами, так и после них. Выходило два бойца, которые с оружием в руках и доспехах бились в танце. Естественно, эти поединки были усл

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конкурсы кто быстрее на праздник
  • Конкурсы корпоративных праздников
  • Конкурсы детям на праздник осени
  • Конкурс чтецов сценарий край родной навек любимый
  • Конкурсы библиотечных сценариев