Консервативно государственный сценарий

консервативный сценарий развития России, инновационный сценарий развития России, форсированный сценарий развития России

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными  долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году в 2 раза, а доля России в мировом ВВП несколько уменьшится – с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году. 

Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП.

Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система – 4,0-5,1% ВВП).

Расходы на здравоохранение до 2030 года будут находиться в диапазоне 4,6-6,2%, в том числе за счет бюджетной системы 3,6-4,9% ВВП.

Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет также улучшить социальные параметры развития.  

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 6,1% ВВП в 2020 году и 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование – соответственно до 6,0 и 6,5% ВВП (в 2010 году – 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 2,5% ВВП в 2030 году, что сопоставимо с параметрами развитых стран.

При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики по отношению к 2010 году: энергоемкость ВВП снизится  в 2020 году на 24%, в 2030 году на 43%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,5 раза и в 2030 году соответственно в 2,4 раза.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

 Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.

В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше шести прожиточных минимумов.

Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц.

В 2030 году уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим.

Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сценарий соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста. Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной и транспортной инфраструктур.    

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах  Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объема инвестиций  не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно уровня 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.

6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в процессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление

Экономическое
развитие.
Радикальные реформы 1992—
1993
гг. и их последствия.
В
результате переворота авгу­ста 1991
года
Российская Федерация вместе с другими
республиками
бывшего Советского Союза вступила на
путь самостоятельного
существования- Перед руководством
стра­ны
встала задача проведения экономических
реформ. При­шедшие
к власти радикальные реформаторы
придержива­лись
концепции свободных рыночных отношений,
считая, что
свободный рынок преобразует экономику
России. Эко­номическая
свобода рассматривалась как основа
полити­ческой
демократии: реформаторы полагали, что
народ под влиянием
рынка должен оформиться в средний класс.

В
итоге Россия сделала ставку на
монетаристские мето­ды
перехода к рынку. Они связаны с решительным
отка­зом
от государственного контроля над
экономикой в пользу рыночного
саморегулирования. Отсюда предлагается
ши-

442

рокий
набор жестких средств для ускоренной
либерализа­ции
и финансовой стабилизации.

В
правительственной программе углубления
реформ (1992) приоритет в государственной
политике отдавался изменению
отношений собственности. Предполагалось,
что доля
госсектора в производстве должна
составить не более 40%;
в торговле — не более 10 %; доля кредитов,
выдава­емых частным фирмам, — не менее
70 %; доля частных инвестиций в фонде
накопления — не менее 70 %.

В
программу реформ, в основном осуществленных
в 1992 г., вошли следующие мероприятия
правительства России:
1) введение свободных цен; 2) либерализация
тор­говли;
3) широкая приватизация государственных
пред­приятий, жилья. Политика
приватизации занимала цент­ральное
место в процессе изменения отношений
собствен­ности. Программа первого
российского правительства ста­вила
следующие ключевые ее цели: формирование
широ­кого
слоя частных собственников и повышение
эффектив­ности производства; в лице
новых собственников создание мощной
социальной базй рыночной экономики и
демокра­тического
общества.

Однако
уже первые результаты реформ оказались
пла­чевными.
Драматические последствия, в частности,
имел отпуск
цен. Идеологи реформ полагали, что цены
вырастут в максимум в три раза, однако
реально они возросли в 10— 12
раз. Рост заработной платы и пенсий не
успевал за ростом цен. В итоге большинство
населения оказалось за чертой
бедности. Обесценились сберегательные
вклады. Не оправдались
надежды правительства и на широкомасш­табную
валютную помощь Запада.

Продолжение
политики «шоковой терапии* в условиях
обнищания
населения, разорения предприятий легкой
и оборонной
промышленности, сельскохозяйственного
комп­лекса
привело к формированию массового
недовольства кур­сом
реформ исполнительной власти.

Радикальные
реформы правительства Российской
Феде­рации
встретили широкую оппозицию в Верховном
Совете. Парламент
страны начинает все более решительно
отмеже­вываться
от правительственного курёа, выдвигая
концеп­цию
большей социальной защищенности в
процессе реформ. Наметился
серьезный конфликт между законодательной
и

443

исполнительной
властью, поставивший на повестку дня
прин­ципиальную
проблему государственного устройства:
быть ли
России республикой парламентской либо
президентской. Противостояние
исполнительной и законодательной
власти.
Октябрьские события 1993 г. Принятие
Консти­
туции.
На
VII
съезде
Народных депутатов большинство депутатов
в жесткой форме потребовало отставки
прави­тельства и премьера Е. Т. Гайдара.
Президент Ельцин был вынужден
пойти на компромисс с парламентом. Съезд
при­знал
право президента иметь своего
премьер-министра, а Ельцин
согласился предложить съезду для
голосования три кандидатуры
на этот пост, по которым съезд провел
рей­тинговое
голосование. Затем президент выбрал из
числа поддержанных
претендентов кандидатуру опытного
мини­стра-хозяйственника
В. Черномырдина, который и воз­главил
правительство на ближайшие шесть лет.

Кадровые
замены в правительстве фактически не
отра­зились на характере предпринимаемых
им реформ. Прин­ципиальный
подход к экономическому развитию
оставался прежним:
в качестве главной меры по выходу из
кризиса рассматривалась
финансовая стабилизация и
создание
сти­хийного механизма саморегулирования
экономики без уча­стия
государства. Более быстрыми темпами
осуществлялась приватизация
мелких и крупных предприятий (более 70
% из
них к концу 1994 года были акционированы).
Позитив­ные
результаты деятельности правительства
были невели­ки:
рост реальных доходов населения оказался
крайне не­значительным,
стремительно происходила поляризация
рос­сиян
по материальному положению, уровню
доходов.

Углубление
экономического кризиса привело к
обостре­нию
противостояния двух ветвей власти.
Весной 1993 года в
стране
фактически сложилось двоевластие.
Ельцин объя­вил об «особом порядке»
управления страной и
назначил
всенародный
референдум о доверии президенту и
его
проек­ту
конституции. В свою очередь, IX
съезд народных депу­татов,
собравшийся в марте, попытался отрешить
прези­дента
от должности. Но большинство депутатов
высказа­лось
за доверие президенту. Итоги проведенного
референду­ма
тоже оказались противоречивыми: с одной
стороны, боль­шинство
участвовавших в референдуме (58 %)
высказалось

444

за
доверие Б. Ельцину и социально-экономической
полити­ке
правительства, с другой стороны, население
одновремен­но
выступило против долгосрочных выборов
президента и народных депутатов.
Результаты референдума были оцене­ны
обеими сторонами как безусловная победа,
что не по­зволило
достигнуть желаемой политической
стабилизации.

Апогеем
противостояния правительства и парламента
стала осень 1993 г. 21 сентября президент
объявил о пре­кращении полномочий
съезда народных депутатов и Вер­ховного
Совета. Согласно документу, указанные
предста­вительные
органы должны были быть распущены,
вместе них создавался новый профессиональный
парламент, со­стоящий из двух палат:
Государственной Думы и Совета Федерации.
Верховный Совет отказался подчиниться
ука­зу президента и квалифицировал
его действия как анти­конституционные,
приведя к присяге в качестве главы
го­сударства вице-президента А.
Руцкого, Попытки создания оппозицией
дееспособного правительства оказались
безре­зультатными.
Ельцин по-прежнему контролировал
сило­вые ведомства, блокируя деятельность
парламента и зда­ние, где он заседал.
Силовые акции сторонников парла­мента,
направленные на захват ключевых объектов
в сто­лице, провалились. Президентские
войска вынудили Всю-ховный
Совет капитулировать, руководители
сопротивле­ния
были арестованы. Используя сложившуюся
ситуацию, президент
назначил выборы законодательных органов
и утверждение
новой конституции на 12 декабря 1993 года.
Политическая система российского
общества подверглась резким
изменениям: к концу 1993 года в стране
была за­вершена ликвидация системы
Советов народных депута­тов. Чрезвычайно
широкими полномочиями, согласно но­вой
конституции, наделялся президент
российской феде­рации. Фактически
Российская Федерация становилась
президентской
республикой: президент получил право
на­значать главу правительства,
распускать государственную думу
и объявлять новые выборы.

Россия
в 1994—1996 гг. Парламентские выборы,
состо­явшиеся
12 декабря 1993 года, явились показателем
кри­зиса доверия населения к
исполнительной власти страны; ни одна
из партий, поддерживающих президента,
не на­брала более 15 % от общего числа
избирателей. Главной

445

неожиданностью
стал успех Либерально-демократической
партии
(ЛДПР), во главе с В. Жириновским, набравшей
около 25 % голосов.

Президент
Ельцин, исходя из итогов выборов,
несколько скорректировал
политику кабинета министров. Поддерж­ку
правительства ощутили некоторые отрасли
отечествен­ной
промышленности (прежде всего, добывающей).
За счет увеличения
государственного вмешательства в
экономику были
снижены темпы инфляции, уменьшены темпы
роста падения
производства. Финансовая стабилизация,
тем не менее,
оказалась непрочной, о чем свидетельствовал
крах финансовых
пирамид (МММ и других), «черный вторник»
11
октября 1994 г. (резкое повышение курса
доллара США).

Экономическая
политика правительства в этот период
ориентировалась
в основном на экспортные отрасли
произ­водства
(нефтегазовый комплекс, другие виды
сырья). В ре­зультате
ряд областей Российской Федерации, не
связанный с производством сырья, оказался
в состоянии кризиса: уро­вень
производства здесь продолжал падать.
В этот период правительству
никак удавалось создать стабильную
финан­совую
систему, вовремя платить-зарплату
бюджетникам.

Относительные
успехи были достигнуты и в процессе
внутриполитической
стабилизации. Президент Ельцин и
правительство стремились к «мирному
сожительству» с Государственной Думой:
с этой целью исполнительная власть
подписывает Договор об общественном
согласии с ведущими
партиями и движениями страны. Однако
этот договор
не подписали левые оппозиционные
движения — КПРФ,
аграрии, Трудовая Россия. Неудачные
военные дей­ствия
в Чеченской Неспублике, террористические
акции и вторжения
боевиков на территорию Российской
Федера­ции
(Буденновск и Кизляр) способствовали
усилению оп­позиции,
что убедительно показали результаты
выборов в Госдуму
1995 г. Больше всего голосов вновь получили
оп­позиционные
партии: КПРФ (22%) и ЛДПР (11%).

16
июня 1996 г. должны были состояться выборы
пре­зидента
России, на которых вновь была выставлена
кан­дидатура
действующего президента Ельцина.
Руководство России
предприняло беспрецедентную атаку
средств мас­совой
информации на избирателя, в предвыборную
гонку

446

включилась
и местная пропрезидентская администрация,
проведшая
широкомасштабные агитационные акции.
Стре­мясь
заручиться поддержкой избирателей,
правительство частично погасило долги
бюджетникам, вывело войска из Чечни.
В итоге Ельцину удалось одержать победу
на выбо­рах
во втором туре, во многом благодаря
поддержке одно­го
из кандидатов — А. Лебедя.

«Второе
пришествие» Б.Н. Ельцина не способствовало
улучшению
социально-экономических показателей
уровня жизни
населения. Экономический курс правительства
Чер­номырдина
остался без изменений. Осенью в стране
прошли забастовки,
массовые акции протеста. Государственная
Дума отказывалась
утверждать государственный бюджет на
1997 год. В этих условиях для властей было
необходимо показать готовность
к обновлению, продолжению реформ, сделать
упор на
их социальную направленность, включить
во властные структуры
политиков нового поколения.

Россия
на рубеже тысячелетий (1997—2002 гг.).
В
мар­те
1997 года в рамках ежегодного послания
президента Федеральному собранию было
заявлено о начале нового этапа либеральных
социально-экономических реформ. В
качестве
приоритетных направлений выделялись
програм­мы
сокращения бюджетного дефицита и
пенсионной ре­формы,
борьба с коррупцией. В состав правительства
вошли «молодые
реформаторы»: Б. Немцов и А. Чубайс.

Деятельность
нового правительства в основном свелась
к регулированию
финансовых и налоговых потоков внутри
страны. Привлечение новых финансовых
займов (6 млрд долларов),
жесткая социальная политика позволили,
соглас­но официальным данным, достигнуть
незначительного при­роста
валового внутреннего продукта в России
в первом полугодии 1997 года. Вместе с
тем, все более очевидным становилось
давление внутреннего и внешнего долга
на экономику
страны. Существенной проблемой оставались
инфляционные
процессы.

23
марта 1998 года Б.Н. Ельцин издал указ о
роспуске правительства. Исполняющим
обязанности главы прави­тельства был
назначен С. Кириенко. Правительственный
кризис
способствовал резкому обострению в
отношениях президента
и парламента: Государственная Дума
утверди-

447

ла
кандидатуру нового премьера только с
третьего захода. Президент
Ельцин вынужден был пойти на новые
кадро­вые чистки (в отставку снова
отправили А. Чубайса, а также министра
внутренних дел А, Куликова).

Новое
правительство ввиду финансовой
задолженнос­ти страны попыталось
проводить более жесткую эконо­мическую
политику, предусматривающую повышение
ста­вок
налогов и торговых пошлин. Данный подход,
осуще­ствляемый в отрыве от прежней
политики, с наличием ряда новых ошибок,
привел сначала к новому росту цен, а
затем, к самому глубокому финансовому
обвалу в исто­рии
новейшей России. 17 августа ознаменовалось
факти­ческим
финансовым банкротством России, падением
рын­ка
государственных краткосрочных
обязательств (ГКО). Правительство
прекратило выплату процентов по долгам
международным
заемщикам, объявило о девальвации руб­ля
по отношению к доллару и о погашении
государствен­ных
казначейских обязательств. Финансовый
кризис пе­решел в стадию неконтролируемого
роста цен (на 20 % подорожали отечественные
товары и на 80 % импорт­ные). Вновь
ухудшилось положение подавляющей части
населения страны, в том числе, и средних
слоев. В этих условиях отставка кабинета
С. Кириенко оказалась неиз­бежной.
Президент Ельцин попытался вновь вернуть
к власти бывшего премьера В. Черномырдина,
однако его кандидатура вызвала резкое
недовольство левоцентрист­ского
большинства Госдумы. Начался поиск
реального претендента
на должность премьер-министра. Выбор
был сделан
в пользу министра иностранных дел Е.
Примако­ва, который и стал руководителем
антикризисного пра­вительства, получив
поддержку парламента.

Е.
Примаков сформировал новое правительство
факти­чески
коалиционного характера, так как в него
вошли пред­ставители ведущих партий
и думских фракций. Данный со­став
обеспечил экономическую и политическую
устойчивость внутреннего
положения России в конце 1998 — первом
квар­тале
1999 г. Первые шаги правительства, связанные
с нор­мализацией
финансового рынка, стабилизацией курса
валют вызвали
одобрение в обществе. Спад в развитии
отечествен­ной
промышленности сменился устойчивым
увеличением про-

448

изводственных
показателей. Вместе с тем, переходный
ха­рактер
правительства в комплексе с различным
видением проблем
экономики страны, не позволяли
правительству пред­принимать
решительных мер. По мере приближения к
но­вым выборам снижалась поддержка
премьера со стороны президентских
структур, для которых очевидным
станови­лось усиление Примакова как
потенциального претендента на должность
президента от оппозиционных сил.

В
мае 1998 года на пост председателя
правительства в качестве исполняющего
обязанности премьера вместо Е. Примакова
был назначен министр внутренних дел С.
Степашин. Основным направлением
деятельности ново­го
состава правительства стало урегулирование
положе­ния на Северном Кавказе, на
территориях граничащих с Чеченской
Неспубликой (в основном, в Дагестане).
При­сутствие
вооруженных чеченских групп в дагестанских
по­селениях делало обстановку в этих
районах крайне неста­бильной.
Однако переброска дополнительных частей
феде­ральных
сил на территорию Дагестана произошла
со зна­чительным
запозданием. Критика неубедительных
дей­ствий правительства на Северном
Кавказе привела к от­ставке с поста
главы правительства Степашина.
Испол­няющим обязанности главы
кабинета министров был на­значен В.В.
Путин.

Новая
кадровая перемена в правительстве
совпала с на­чалом
активных действий российских войсковых
подразде­лений
в Дагестане. Несмотря на то, что военные
действия проходили
с переменным успехом, федеральным
войскам удалось освободить дагестанские
селения от вооруженных групп боевиков
и перенести операцию на территорию
Че­ченской
Неспублики. Ликвидация баз террористов
в Чеч­не,
возобновление контроля над ее территорией
стали важ­ной
составляющей предвыборной президентской
кампании Пу­тина.
Успех на парламентских выборах 1999 года
проправи­тельственного
избирательного блока «Единство» (23,3 %
го­лосов)
также усиливал шансы на избрание В.
Путина. Спо­собствовали этому и удачно
разворачивающиеся военные действия
российских войск в Чечне. Учитывая
данные об­стоятельства
и желая обеспечить успех на выборах
своему преемнику,
президент Ельцин 31 декабря 1999 года
объя­вил
о сложении президент-ских полномочий.
Согласно Конституции
1993 года к исполнению обязанностей прези-

15.
Зак. 606

449

дента
Российской Федерации приступил глава
правитель­ства В, Путин.

В
течение зимы 2000 года федеральным войскам
удалось взять под контроль ключевые
населенные пункты Чеченс­кой Неспублики.
Операция переместилась в ее столицу —
Грозный: крупные вооруженные формирования
сепаратис­тов были уничтожены в городе
к 6 февраля. Противостоя­ние российской
армии и чеченских боевиков перешло в
ста­дию партизанской войны. Новые
военные успехи способ­ствовали
дальнейшему росту популярности главы
государ­ства: на состоявшихся 26 марта
очередных выборах прези­дента В. В.
Путину удалось победить в первом туре,
набрав 52% голосов. В мае этого же года
было сформировано новое правительство,
которое возглавил М. Касьянов.

В
числе приоритетных
направлений деятельности пра­вительства
можно
обозначить следующие:

  • разрешение
    чеченской проблемы. Помимо жесткой
    по­литики к непримиримой оппозиции,
    предусматривается вос­становление
    экономики Чечни, налаживание отношений
    с чеченскими лидерами, отвергающими
    вооруженные методы борьбы и непричастными
    к террористическим актам;

  • государственно-конституционное
    преобразование стра­ны, связанное с
    укреплением роли федерального центра,
    созданием вертикали власти. В соответствии
    с данной кон­цепцией реформирования
    политической системы 13 мая 2000 года был
    издан президентский указ, предусматрива­ющий
    создание в стране семи федеральных
    округов, объе­диняющих группу
    федеральных субъектов: областей, кра­ев,
    республик, — и назначение в каждом из
    них полномоч­ного представителя
    президента. В качестве составного
    эле­мента исполнительной власти
    России создавался Государ­ственный
    Совет РФ, объединивший всех губернаторов
    и руководителей субъектов Федерации.
    Реформированию под­вергся, и Совет
    Федерации, где изменению подлежала
    сис­тема выборов. Ряд законодательных
    актов касался и сим­волики российского
    государства: парламент утвердил
    кон­ституционные законы о гербе,
    флаге и гимне страны.

В
своих предвыборных обещаниях, касающихся
разви­тия экономики и социальной
политики, В. Путин четко обозначил их
основные цели. Это создание эффективной
ры-

450

ночной
экономики, которая и по своей структуре,
и по принципам
организации должна мало отличаться от
эконо­мик
развитых рыночных стран мира, а также
обеспечение на
этой основе достойного уровня жизни
всех граждан.

Экономическая
программа
нынешнего
правительства направлена
на достижение устойчивого и динамичного
раз­вития
экономики, повышение ее конкурентоспособности
по­средством
проведения либеральных реформ; структурную
перестройку
народного хозяйства; сокращение
государствен­ных
расходов. Одной из практических мер
стала реформа системы
налогообложения, выразившаяся во
введении с
1
января 2001 года единой 13-процентной
ставки налога на доходы
физических лиц по большинству получаемых
дохо­дов. В настоящее время правительство
России разрабатыва­ет
и проводит в жизнь пакет законов,
направленных на под­держку
малого и среднего бизнеса, включающий
радикаль­ное
снижение налогового бремени вплоть до
полного осво­бождения
предпринимателей от уплаты ряда налогов,
зна­чительное
упрощение процедуры регистрации
предприятий.

XXI
век: альтернативы будущего развития
России.
По
какому пути пойдет дальнейшая трансформация
рос­сийского
общества? Вокруг каких сценариев
дальнейшего развития
страны ведется сейчас борьба на
макроуровне процесса
социальных изменений? Можно выделить
следу­ющие
альтернативы:

1) авторитарно-силовой
сценарий,
предполагающий
рез­
кое
усиление государства, повышение роли
силовых струк­
тур,
ужесточение контроля над рыночным
сектором эко­
номики,
расширение репрессивных и сужение
демократи­
ческих
методов осуществления политической
власти;

  1. консервативно-государственный
    сценарий,
    означа­ющий
    формальное сохранение рыночных отношений
    и де­мократических
    процедур при значительном усилении
    кон­трольных
    функций бюрократического аппарата в
    эконо­мике и других сферах общественной
    жизни;

  2. олигархический
    сценарий,
    связанный
    с воспроизвод­ством того режима,
    который сложился в 90-е годы XX
    века и получил название «нового смутного
    времени».

В
российском обществе есть определенные
социальные силы,
поддерживающие сценарии, в большей
степени ори-

15*

451

вотированные
на становление правового государства,
в час­тности: 4) либерально-демократический
и
5) социал-демок­ратический.
Первый
из них предполагает развитие либе­ральной
рыночной экономики, а второй — партнерство
труда и
капитала под эгидой надклассового
государства.

Перед
современной российской политической
элитой сто­ит
проблема разработки и реализации в
ближайшее время программы
выживания и развития страны. Для этого
не­обходимо
сформировать концепцию создания
собственных технологий
производства, управления, обеспечить
леги­тимность
действий властных органов со стороны
населе­ния. Для решения этих и подобных
им задач России пред­стоит пройти
долгий и нелегкий путь. Но российской
ис­тории
известны примеры, когда катаклизмы
сплачивали народ и давали мощные импульсы
развитию общества.

Три сценария социально-экономического развития России



27 марта 2013 г.

Государство

5586


1 Изображение

Правительство утвердило прогноз долгосрочного развития России до 2030 года, подготовленный Министерством экономического развития, и содержащий три сценария развития: консервативный, инновационный и целевой.

Стратегический документ должен стать основой для развития отдельных отраслей и территорий, принятия решений по осуществлению масштабных инфраструктурных проектов. Все три сценария развития составлены с учетом тенденции глобализации рынков, роста мировой торговли, сокращения разрыва доходов между развивающимися и развитыми странами и предполагаемой цены на нефть Urals в 91-110 долларов за баррель.

При консервативном сценарии, предусматривающем модернизацию топливно-энергетического и сырьевого секторов, среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются в 3-3,2% в год, инвестиций в основной капитал — 4,7%. Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестнаправленности роста экономики, созданием современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и модернизацией энергосырьевого комплекса. При нем среднегодовой рост ВВП оценивается в 4-4,2%, инвестиций — в 5,9%.

При форсированном сценарии среднегодовые темпы роста ВВП повысятся до 5,4%, инвестиций — до 8,2%. Он предусматривает создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, рост производительности труда в 2018 году в 1,5 раза и реальной заработной платы к 2018 году в 1,6-1,7 раза.

Все три сценария предполагают, что к 2030 году зарплаты в стране вырастут минимум в два раза, пенсии увеличатся в три раза, а Россия войдет в число богатейших стран мира. Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что прогнозирование на 17 лет вперед всегда является относительным, но важно понимать, к каким результатам нужно стремиться.

Читайте также

Архив статей

2023

Февраль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          

В марте 1997 г. в рамках ежегодного послания президента Федеральному собранию было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борьба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы»: Б. Немцов и А. Чубайс.

Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд. долларов), жесткая социальная политика позволили, согласно официальным данным, достигнуть незначительного прироста валового внутреннего продукта в России в первом полугодии 1997 г. Вместе с тем, все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Существенной проблемой оставались инфляционные процессы.

23 марта 1998 г. Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполняющим обязанности главы правительства был назначен С. Кириенко. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях президента и парламента: Государственная Дума утвердила кандидатуру нового премьера только с третьего захода. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А. Чубайса, а также министра внутренних дел А, Куликова).

Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Данный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда новых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем, к самому глубокому финансовому обвалу в истории новейшей России. 17 августа ознаменовалось фактическим финансовым банкротством России, падением рынка государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правительство прекратило выплату процентов по долгам международным заемщикам, объявило о девальвации рубля по отношению к доллару и о погашении государственных казначейских обязательств. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20 % подорожали отечественные товары и на 80 % импортные). Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе, и средних слоев. В этих условиях отставка кабинета С. Кириенко оказалась неизбежной. Президент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего премьера В. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Госдумы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е. Примакова, который и стал руководителем антикризисного правительства, получив поддержку парламента.

Е. Примаков сформировал новое правительство фактически коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций. Данный состав обеспечил экономическую и политическую устойчивость внутреннего положения России в конце 1998 — первом квартале 1999 г. Первые шаги правительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют вызвали одобрение в обществе. Спад в развитии отечественной промышленности сменился устойчивым увеличением производственных показателей. Вместе с тем, переходный характер правительства в комплексе с различным видением проблем экономики страны, не позволяли правительству предпринимать решительных мер. По мере приближения к новым выборам снижалась поддержка премьера со стороны президентских структур, для которых очевидным становилось усиление Примакова как потенциального претендента на должность президента от оппозиционных сил.

В мае 1998 г. на пост председателя правительства в качестве исполняющего обязанности премьера вместо Е. Примакова был назначен министр внутренних дел С. Степашин. Основным направлением деятельности нового состава правительства стало урегулирование положения на Северном Кавказе, на территориях граничащих с Чеченской Республикой (в основном, в Дагестане). Присутствие вооруженных чеченских групп в дагестанских поселениях делало обстановку в этих районах крайне нестабильной. Однако переброска дополнительных частей федеральных сил на территорию Дагестана произошла со значительным запозданием. Критика неубедительных действий правительства на Северном Кавказе привела к отставке с поста главы правительства Степашина. Исполняющим обязанности главы кабинета министров был назначен В.В. Путин.

Новая кадровая перемена в правительстве совпала с началом активных действий российских войсковых подразделений в Дагестане. Несмотря на то, что военные действия проходили с переменным успехом, федеральным войскам удалось освободить дагестанские селения от вооруженных групп боевиков и перенести операцию на территорию Чеченской Неспублики. Ликвидация баз террористов в Чечне, возобновление контроля над ее территорией стали важной составляющей предвыборной президентской кампании Путина. Успех на парламентских выборах 1999 года проправительственного избирательного блока «Единство» (23,3 % голосов) также усиливал шансы на избрание В. Путина. Способствовали этому и удачно разворачивающиеся военные действия российских войск в Чечне.
Учитывая данные обстоятельства и желая обеспечить успех на выборах своему преемнику, президент Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о сложении президентских полномочий. Согласно Конституции 1993 г. к исполнению обязанностей президента Российской Федерации приступил глава правительства В, Путин.

В течение зимы 2000 г. федеральным войскам удалось взять под контроль ключевые населенные пункты Чеченской Республики. Операция переместилась в ее столицу — Грозный: крупные вооруженные формирования сепаратистов были уничтожены в городе к 6 февраля. Противостояние российской армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской войны. Новые военные успехи способствовали дальнейшему росту популярности главы государства: на состоявшихся 26 марта очередных выборах президента В. В. Путину удалось победить в первом туре, набрав 52 % голосов. В мае этого же года было сформировано новое правительство, которое возглавил М. Касьянов.

В числе приоритетных направлений деятельности правительства можно обозначить следующие:

1. Разрешение чеченской проблемы. Помимо жесткой политики к непримиримой оппозиции, предусматривается восстановление экономики Чечни, налаживание отношений с чеченскими лидерами, отвергающими вооруженные методы борьбы и непричастными к террористическим актам;

2. Государственно-конституционное преобразование страны, связанное с укреплением роли федерального центра, созданием вертикали власти. В соответствии с данной концепцией реформирования политической системы 13 мая 2000 г. был издан президентский указ, предусматривающий создание в стране семи федеральных округов, объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик, — и назначение в каждом из них полномочного представителя президента. В качестве составного элемента исполнительной власти России создавался Государственный Совет РФ, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. Реформированию подвергся, и Совет Федерации, где изменению подлежала система выборов. Ряд законодательных актов касался и символики российского государства: парламент утвердил конституционные законы о гербе, флаге и гимне страны.

В своих предвыборных обещаниях, касающихся развития экономики и социальной политики, В. Путин четко обозначил их основные цели. Это создание эффективной рыночной экономики, которая и по своей структуре, и по принципам организации должна мало отличаться от экономик развитых рыночных стран мира, а также обеспечение на этой основе достойного уровня жизни всех граждан.

Экономическая программа нынешнего правительства направлена на достижение устойчивого и динамичного развития экономики, повышение ее конкурентоспособности посредством проведения либеральных реформ; структурную перестройку народного хозяйства; сокращение государственных расходов. Одной из практических мер стала реформа системы налогообложения, выразившаяся во введении с 1 января 2001 г. единой 13 % ставки налога на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов. В настоящее время правительство России разрабатывает и проводит в жизнь пакет законов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, включающий радикальное снижение налогового бремени вплоть до полного освобождения предпринимателей от уплаты ряда налогов, значительное упрощение процедуры регистрации предприятий.

XXI век: альтернативы будущего развития России. По какому пути пойдет дальнейшая трансформация российского общества? Вокруг каких сценариев дальнейшего развития страны ведется сейчас борьба на макроуровне процесса социальных изменений? Можно выделить следующие альтернативы:

1) авторитарно-силовой сценарий, предполагающий резкое усиление государства, повышение роли силовых структур, ужесточение контроля над рыночным сектором экономики, расширение репрессивных и сужение демократических методов осуществления политической власти;

2) консервативно-государственный сценарий, означающий формальное сохранение рыночных отношений и демократических процедур при значительном усилении контрольных функций бюрократического аппарата в экономике и других сферах общественной жизни;

3) олигархический сценарий, связанный с воспроизводством того режима, который сложился в 90-е гг. XX века и получил название «нового смутного времени».

В российском обществе есть определенные социальные силы, поддерживающие сценарии, в большей степени ориентированные на становление правового государства, в частности:

4) либерально-демократический сценарий, который предполагает развитие либеральной рыночной экономики;

5) социал-демократический сценарий — партнерство труда и капитала под эгидой надклассового государства.

Перед современной российской политической элитой стоит проблема разработки и реализации в ближайшее время программы выживания и развития страны. Для этого необходимо сформировать концепцию создания собственных технологий производства, управления, обеспечить легитимность действий властных органов со стороны населения. Для решения этих и подобных им задач России предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Но российской истории известны примеры, когда катаклизмы сплачивали народ и давали мощные импульсы развитию общества.

Консервативный сценарий (вариант № 1) обеспечивает к 2020 году частичное снятие ограничений развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется: 

реализацией (в том числе в рамках государственно-частного партнерства и иностранного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть Восточной Сибири, газ Арктического шельфа и другие), и строительством соответствующих трубопроводов;  

– резким повышением эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий;  

– диверсификацией направлений экспорта российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры; 

– развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках Евразийского союза и с другими государствами, при сохранении значительных «узких мест» в автодорожной и железнодорожной инфраструктуре до 2025 года;  

– модернизацией и интенсивным развитием российской энергетики, вводом новых эффективных генерирующих и сетевых мощностей в электроэнергетике с постепенным развитием атомной электроэнергетики, угольной, гидро- и альтернативной энергетики; 

– концентрацией инновационной активности преимущественно в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных производствах, обеспечивающих их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках; 

– сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов, закреплением их качественного отставания от лидирующих стран и сохранением высоких темпов импорта1

Консервативный 
(вариант 1) 

Инновационный 
(вариант 2) 

Форсированный 
(вариант 3) 

Социальное развитие 

Частичная модернизация социальной сферы и частичная реализация целей социального развития к 2018 году 

Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях 

Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях 

Усиление дифференциации по доходам, низкая доступность социальных услуг 

Снижение дифференциации доходов 

Снижение дифференциации доходов 

Доля среднего класса около трети населения 

Доля среднего класса приближается к половине населения 

Средний класс будет составлять более половины населения 

Дополнительные расходы на оплату труда 

Сдвиг основных мероприятий по реализации указов Президента РФ на период после 2015 года 

Относительно равномерный рост расходов на реализацию указов  

Увеличение объема расходов на реализацию указов за счет концентрации бюджетных учреждений в субъектах РФ с более высокой заработной платой по экономике 

Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 года 

Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 года 

Приближение соотношения заработной платы в социальных отраслях и экономике в целом к среднеевропейскому уровню после 2018 года 

Транспортная инфраструктура 

Преодоление «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры после 2020 года 

Масштабная модернизация транспортной системы к 2025-2030 гг. 

Модернизация транспортной системы к 2025 году 

Строительство высокоскоростных магистралей 

Строительство высокоскоростных магистралей 

Конкурентные преимущества 

Используется потенциал нефтегазового сектора и транзитный 

Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости 

Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости 

Сохранение невысокой конкурентоспособности машиностроительного сектора 

Рост производительно- 
сти труда в 1,3 раза 
к 2018 году и в 1,9 раза к 2030 году 

Рост производительно- 
сти труда в 1,4 раза 
к 2018 году и в 2,3 раза к 2030 году 

Рост производительно- 
сти труда в 1,5 раза 
к 2018 году и в 2,7 раза к 2030 году 

Изменение структуры экономики 

Доминирование сырьевого сектора 

Диверсификация экономики и экспорта 

Диверсификация экономики и экспорта 

Развитие энергоемких производств 

Рост импорта товаров и технологий 

Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний 

Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний 

Бюджет 

Бюджетное правило 

Потребность в дополнительных ассигнованиях федерального бюджета 

Потребность в дополнительных ассигнованиях федерального бюджета 

Пенсионная реформа 

Реализация пенсионной реформы с 2015 года – модификация формулы начисления пенсий, учет динамики прожиточного минимума пенсионера и доходов Пенсионного фонда. При этом обеспечивается снижение нагрузки на федеральный бюджет в части обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 

Финансирование экономического роста 

Приток капитала на уровне 0,1–0,3% ВВП 

Приток капитала на уровне 1–2,5% ВВП 

Приток капитала в корпоративный и банковский сектор на уровне 3–6,5% ВВП 

Задолженность населения к 2030 году 50% ВВП 

Задолженность населения к 2030 году 54% ВВП 

Задолженность населения к 2030 году 62% ВВП 

Задолженность предприятий к 2030 году 72% ВВП 

Задолженность предприятий к 2030 году 73% ВВП 

Задолженность предприятий к 2030 году 94% ВВП 

Счет текущих операций сбалансирован 

Счет текущих операций сбалансирован 

Дефицит счета текущих операций 3-6% ВВП 

Региональный аспект 

Рост регионального неравенства при формировании новых энерго-сырьевых кластеров на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке  

Сокращение регионального неравенства 

Сокращение регионального неравенства 

Формирование новых центров инновационного развития, в том числе                     в Поволжье, на Урале и       в Сибири 

Формирование новых центров инновационного развития, в том числе в Поволжье, на Урале и в Сибири 

Место в мировой экономике 

Усиление зависимости от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, а также импорта технологий 

Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем  переработки и высокотехнологичной продукции 

Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем  переработки и высокотехнологичной продукции 

Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения 

Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения 

Расходы на научные исследования и разработки к 2030 году не превысят уровень 1,3% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8–6,1% ВВП (в том числе бюджетная система – 4,0–5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6,2%, в том числе за счет бюджетной системы до 4,9% ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конный праздник сценарий
  • Конный праздник старообрядческая
  • Конный праздник санкт петербург
  • Конный праздник нано ферма
  • Конный клуб конный праздник