Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.
Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году в 2 раза, а доля России в мировом ВВП несколько уменьшится – с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.
Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.
Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП.
Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система – 4,0-5,1% ВВП).
Расходы на здравоохранение до 2030 года будут находиться в диапазоне 4,6-6,2%, в том числе за счет бюджетной системы 3,6-4,9% ВВП.
Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.
Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет также улучшить социальные параметры развития.
Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 6,1% ВВП в 2020 году и 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование – соответственно до 6,0 и 6,5% ВВП (в 2010 году – 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 2,5% ВВП в 2030 году, что сопоставимо с параметрами развитых стран.
При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики по отношению к 2010 году: энергоемкость ВВП снизится в 2020 году на 24%, в 2030 году на 43%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,5 раза и в 2030 году соответственно в 2,4 раза.
Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.
Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.
Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.
В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше шести прожиточных минимумов.
Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц.
В 2030 году уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим.
Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.
Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.
Сценарий соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста. Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной и транспортной инфраструктур.
Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно уровня 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.
6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в процессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление
Экономическое
развитие.
Радикальные реформы 1992— 1993
гг. и их последствия. В
результате переворота августа 1991
года
Российская Федерация вместе с другими
республиками
бывшего Советского Союза вступила на
путь самостоятельного
существования- Перед руководством
страны
встала задача проведения экономических
реформ. Пришедшие
к власти радикальные реформаторы
придерживались
концепции свободных рыночных отношений,
считая, что
свободный рынок преобразует экономику
России. Экономическая
свобода рассматривалась как основа
политической
демократии: реформаторы полагали, что
народ под влиянием
рынка должен оформиться в средний класс.
В
итоге Россия сделала ставку на
монетаристские методы
перехода к рынку. Они связаны с решительным
отказом
от государственного контроля над
экономикой в пользу рыночного
саморегулирования. Отсюда предлагается
ши-
442
рокий
набор жестких средств для ускоренной
либерализации
и финансовой стабилизации.
В
правительственной программе углубления
реформ (1992) приоритет в государственной
политике отдавался изменению
отношений собственности. Предполагалось,
что доля
госсектора в производстве должна
составить не более 40%;
в торговле — не более 10 %; доля кредитов,
выдаваемых частным фирмам, — не менее
70 %; доля частных инвестиций в фонде
накопления — не менее 70 %.
В
программу реформ, в основном осуществленных
в 1992 г., вошли следующие мероприятия
правительства России:
1) введение свободных цен; 2) либерализация
торговли;
3) широкая приватизация государственных
предприятий, жилья. Политика
приватизации занимала центральное
место в процессе изменения отношений
собственности. Программа первого
российского правительства ставила
следующие ключевые ее цели: формирование
широкого
слоя частных собственников и повышение
эффективности производства; в лице
новых собственников создание мощной
социальной базй рыночной экономики и
демократического
общества.
Однако
уже первые результаты реформ оказались
плачевными.
Драматические последствия, в частности,
имел отпуск
цен. Идеологи реформ полагали, что цены
вырастут в максимум в три раза, однако
реально они возросли в 10— 12
раз. Рост заработной платы и пенсий не
успевал за ростом цен. В итоге большинство
населения оказалось за чертой
бедности. Обесценились сберегательные
вклады. Не оправдались
надежды правительства и на широкомасштабную
валютную помощь Запада.
Продолжение
политики «шоковой терапии* в условиях
обнищания
населения, разорения предприятий легкой
и оборонной
промышленности, сельскохозяйственного
комплекса
привело к формированию массового
недовольства курсом
реформ исполнительной власти.
Радикальные
реформы правительства Российской
Федерации
встретили широкую оппозицию в Верховном
Совете. Парламент
страны начинает все более решительно
отмежевываться
от правительственного курёа, выдвигая
концепцию
большей социальной защищенности в
процессе реформ. Наметился
серьезный конфликт между законодательной
и
443
исполнительной
властью, поставивший на повестку дня
принципиальную
проблему государственного устройства:
быть ли
России республикой парламентской либо
президентской. Противостояние
исполнительной и законодательной
власти.
Октябрьские события 1993 г. Принятие
Конституции.
На
VII
съезде
Народных депутатов большинство депутатов
в жесткой форме потребовало отставки
правительства и премьера Е. Т. Гайдара.
Президент Ельцин был вынужден
пойти на компромисс с парламентом. Съезд
признал
право президента иметь своего
премьер-министра, а Ельцин
согласился предложить съезду для
голосования три кандидатуры
на этот пост, по которым съезд провел
рейтинговое
голосование. Затем президент выбрал из
числа поддержанных
претендентов кандидатуру опытного
министра-хозяйственника
В. Черномырдина, который и возглавил
правительство на ближайшие шесть лет.
Кадровые
замены в правительстве фактически не
отразились на характере предпринимаемых
им реформ. Принципиальный
подход к экономическому развитию
оставался прежним:
в качестве главной меры по выходу из
кризиса рассматривалась
финансовая стабилизация и
создание
стихийного механизма саморегулирования
экономики без участия
государства. Более быстрыми темпами
осуществлялась приватизация
мелких и крупных предприятий (более 70
% из
них к концу 1994 года были акционированы).
Позитивные
результаты деятельности правительства
были невелики:
рост реальных доходов населения оказался
крайне незначительным,
стремительно происходила поляризация
россиян
по материальному положению, уровню
доходов.
Углубление
экономического кризиса привело к
обострению
противостояния двух ветвей власти.
Весной 1993 года в
стране
фактически сложилось двоевластие.
Ельцин объявил об «особом порядке»
управления страной и
назначил
всенародный
референдум о доверии президенту и
его
проекту
конституции. В свою очередь, IX
съезд народных депутатов,
собравшийся в марте, попытался отрешить
президента
от должности. Но большинство депутатов
высказалось
за доверие президенту. Итоги проведенного
референдума
тоже оказались противоречивыми: с одной
стороны, большинство
участвовавших в референдуме (58 %)
высказалось
444
за
доверие Б. Ельцину и социально-экономической
политике
правительства, с другой стороны, население
одновременно
выступило против долгосрочных выборов
президента и народных депутатов.
Результаты референдума были оценены
обеими сторонами как безусловная победа,
что не позволило
достигнуть желаемой политической
стабилизации.
Апогеем
противостояния правительства и парламента
стала осень 1993 г. 21 сентября президент
объявил о прекращении полномочий
съезда народных депутатов и Верховного
Совета. Согласно документу, указанные
представительные
органы должны были быть распущены,
вместе них создавался новый профессиональный
парламент, состоящий из двух палат:
Государственной Думы и Совета Федерации.
Верховный Совет отказался подчиниться
указу президента и квалифицировал
его действия как антиконституционные,
приведя к присяге в качестве главы
государства вице-президента А.
Руцкого, Попытки создания оппозицией
дееспособного правительства оказались
безрезультатными.
Ельцин по-прежнему контролировал
силовые ведомства, блокируя деятельность
парламента и здание, где он заседал.
Силовые акции сторонников парламента,
направленные на захват ключевых объектов
в столице, провалились. Президентские
войска вынудили Всю-ховный
Совет капитулировать, руководители
сопротивления
были арестованы. Используя сложившуюся
ситуацию, президент
назначил выборы законодательных органов
и утверждение
новой конституции на 12 декабря 1993 года.
Политическая система российского
общества подверглась резким
изменениям: к концу 1993 года в стране
была завершена ликвидация системы
Советов народных депутатов. Чрезвычайно
широкими полномочиями, согласно новой
конституции, наделялся президент
российской федерации. Фактически
Российская Федерация становилась
президентской
республикой: президент получил право
назначать главу правительства,
распускать государственную думу
и объявлять новые выборы.
Россия
в 1994—1996 гг. Парламентские выборы,
состоявшиеся
12 декабря 1993 года, явились показателем
кризиса доверия населения к
исполнительной власти страны; ни одна
из партий, поддерживающих президента,
не набрала более 15 % от общего числа
избирателей. Главной
445
неожиданностью
стал успех Либерально-демократической
партии
(ЛДПР), во главе с В. Жириновским, набравшей
около 25 % голосов.
Президент
Ельцин, исходя из итогов выборов,
несколько скорректировал
политику кабинета министров. Поддержку
правительства ощутили некоторые отрасли
отечественной
промышленности (прежде всего, добывающей).
За счет увеличения
государственного вмешательства в
экономику были
снижены темпы инфляции, уменьшены темпы
роста падения
производства. Финансовая стабилизация,
тем не менее,
оказалась непрочной, о чем свидетельствовал
крах финансовых
пирамид (МММ и других), «черный вторник»
11
октября 1994 г. (резкое повышение курса
доллара США).
Экономическая
политика правительства в этот период
ориентировалась
в основном на экспортные отрасли
производства
(нефтегазовый комплекс, другие виды
сырья). В результате
ряд областей Российской Федерации, не
связанный с производством сырья, оказался
в состоянии кризиса: уровень
производства здесь продолжал падать.
В этот период правительству
никак удавалось создать стабильную
финансовую
систему, вовремя платить-зарплату
бюджетникам.
Относительные
успехи были достигнуты и в процессе
внутриполитической
стабилизации. Президент Ельцин и
правительство стремились к «мирному
сожительству» с Государственной Думой:
с этой целью исполнительная власть
подписывает Договор об общественном
согласии с ведущими
партиями и движениями страны. Однако
этот договор
не подписали левые оппозиционные
движения — КПРФ,
аграрии, Трудовая Россия. Неудачные
военные действия
в Чеченской Неспублике, террористические
акции и вторжения
боевиков на территорию Российской
Федерации
(Буденновск и Кизляр) способствовали
усилению оппозиции,
что убедительно показали результаты
выборов в Госдуму
1995 г. Больше всего голосов вновь получили
оппозиционные
партии: КПРФ (22%) и ЛДПР (11%).
16
июня 1996 г. должны были состояться выборы
президента
России, на которых вновь была выставлена
кандидатура
действующего президента Ельцина.
Руководство России
предприняло беспрецедентную атаку
средств массовой
информации на избирателя, в предвыборную
гонку
446
включилась
и местная пропрезидентская администрация,
проведшая
широкомасштабные агитационные акции.
Стремясь
заручиться поддержкой избирателей,
правительство частично погасило долги
бюджетникам, вывело войска из Чечни.
В итоге Ельцину удалось одержать победу
на выборах
во втором туре, во многом благодаря
поддержке одного
из кандидатов — А. Лебедя.
«Второе
пришествие» Б.Н. Ельцина не способствовало
улучшению
социально-экономических показателей
уровня жизни
населения. Экономический курс правительства
Черномырдина
остался без изменений. Осенью в стране
прошли забастовки,
массовые акции протеста. Государственная
Дума отказывалась
утверждать государственный бюджет на
1997 год. В этих условиях для властей было
необходимо показать готовность
к обновлению, продолжению реформ, сделать
упор на
их социальную направленность, включить
во властные структуры
политиков нового поколения.
Россия
на рубеже тысячелетий (1997—2002 гг.). В
марте
1997 года в рамках ежегодного послания
президента Федеральному собранию было
заявлено о начале нового этапа либеральных
социально-экономических реформ. В
качестве
приоритетных направлений выделялись
программы
сокращения бюджетного дефицита и
пенсионной реформы,
борьба с коррупцией. В состав правительства
вошли «молодые
реформаторы»: Б. Немцов и А. Чубайс.
Деятельность
нового правительства в основном свелась
к регулированию
финансовых и налоговых потоков внутри
страны. Привлечение новых финансовых
займов (6 млрд долларов),
жесткая социальная политика позволили,
согласно официальным данным, достигнуть
незначительного прироста
валового внутреннего продукта в России
в первом полугодии 1997 года. Вместе с
тем, все более очевидным становилось
давление внутреннего и внешнего долга
на экономику
страны. Существенной проблемой оставались
инфляционные
процессы.
23
марта 1998 года Б.Н. Ельцин издал указ о
роспуске правительства. Исполняющим
обязанности главы правительства был
назначен С. Кириенко. Правительственный
кризис
способствовал резкому обострению в
отношениях президента
и парламента: Государственная Дума
утверди-
447
ла
кандидатуру нового премьера только с
третьего захода. Президент
Ельцин вынужден был пойти на новые
кадровые чистки (в отставку снова
отправили А. Чубайса, а также министра
внутренних дел А, Куликова).
Новое
правительство ввиду финансовой
задолженности страны попыталось
проводить более жесткую экономическую
политику, предусматривающую повышение
ставок
налогов и торговых пошлин. Данный подход,
осуществляемый в отрыве от прежней
политики, с наличием ряда новых ошибок,
привел сначала к новому росту цен, а
затем, к самому глубокому финансовому
обвалу в истории
новейшей России. 17 августа ознаменовалось
фактическим
финансовым банкротством России, падением
рынка
государственных краткосрочных
обязательств (ГКО). Правительство
прекратило выплату процентов по долгам
международным
заемщикам, объявило о девальвации рубля
по отношению к доллару и о погашении
государственных
казначейских обязательств. Финансовый
кризис перешел в стадию неконтролируемого
роста цен (на 20 % подорожали отечественные
товары и на 80 % импортные). Вновь
ухудшилось положение подавляющей части
населения страны, в том числе, и средних
слоев. В этих условиях отставка кабинета
С. Кириенко оказалась неизбежной.
Президент Ельцин попытался вновь вернуть
к власти бывшего премьера В. Черномырдина,
однако его кандидатура вызвала резкое
недовольство левоцентристского
большинства Госдумы. Начался поиск
реального претендента
на должность премьер-министра. Выбор
был сделан
в пользу министра иностранных дел Е.
Примакова, который и стал руководителем
антикризисного правительства, получив
поддержку парламента.
Е.
Примаков сформировал новое правительство
фактически
коалиционного характера, так как в него
вошли представители ведущих партий
и думских фракций. Данный состав
обеспечил экономическую и политическую
устойчивость внутреннего
положения России в конце 1998 — первом
квартале
1999 г. Первые шаги правительства, связанные
с нормализацией
финансового рынка, стабилизацией курса
валют вызвали
одобрение в обществе. Спад в развитии
отечественной
промышленности сменился устойчивым
увеличением про-
448
изводственных
показателей. Вместе с тем, переходный
характер
правительства в комплексе с различным
видением проблем
экономики страны, не позволяли
правительству предпринимать
решительных мер. По мере приближения к
новым выборам снижалась поддержка
премьера со стороны президентских
структур, для которых очевидным
становилось усиление Примакова как
потенциального претендента на должность
президента от оппозиционных сил.
В
мае 1998 года на пост председателя
правительства в качестве исполняющего
обязанности премьера вместо Е. Примакова
был назначен министр внутренних дел С.
Степашин. Основным направлением
деятельности нового
состава правительства стало урегулирование
положения на Северном Кавказе, на
территориях граничащих с Чеченской
Неспубликой (в основном, в Дагестане).
Присутствие
вооруженных чеченских групп в дагестанских
поселениях делало обстановку в этих
районах крайне нестабильной.
Однако переброска дополнительных частей
федеральных
сил на территорию Дагестана произошла
со значительным
запозданием. Критика неубедительных
действий правительства на Северном
Кавказе привела к отставке с поста
главы правительства Степашина.
Исполняющим обязанности главы
кабинета министров был назначен В.В.
Путин.
Новая
кадровая перемена в правительстве
совпала с началом
активных действий российских войсковых
подразделений
в Дагестане. Несмотря на то, что военные
действия проходили
с переменным успехом, федеральным
войскам удалось освободить дагестанские
селения от вооруженных групп боевиков
и перенести операцию на территорию
Чеченской
Неспублики. Ликвидация баз террористов
в Чечне,
возобновление контроля над ее территорией
стали важной
составляющей предвыборной президентской
кампании Путина.
Успех на парламентских выборах 1999 года
проправительственного
избирательного блока «Единство» (23,3 %
голосов)
также усиливал шансы на избрание В.
Путина. Способствовали этому и удачно
разворачивающиеся военные действия
российских войск в Чечне. Учитывая
данные обстоятельства
и желая обеспечить успех на выборах
своему преемнику,
президент Ельцин 31 декабря 1999 года
объявил
о сложении президент-ских полномочий.
Согласно Конституции
1993 года к исполнению обязанностей прези-
15.
Зак. 606
449
дента
Российской Федерации приступил глава
правительства В, Путин.
В
течение зимы 2000 года федеральным войскам
удалось взять под контроль ключевые
населенные пункты Чеченской Неспублики.
Операция переместилась в ее столицу —
Грозный: крупные вооруженные формирования
сепаратистов были уничтожены в городе
к 6 февраля. Противостояние российской
армии и чеченских боевиков перешло в
стадию партизанской войны. Новые
военные успехи способствовали
дальнейшему росту популярности главы
государства: на состоявшихся 26 марта
очередных выборах президента В. В.
Путину удалось победить в первом туре,
набрав 52% голосов. В мае этого же года
было сформировано новое правительство,
которое возглавил М. Касьянов.
В
числе приоритетных
направлений деятельности правительства
можно
обозначить следующие:
-
разрешение
чеченской проблемы. Помимо жесткой
политики к непримиримой оппозиции,
предусматривается восстановление
экономики Чечни, налаживание отношений
с чеченскими лидерами, отвергающими
вооруженные методы борьбы и непричастными
к террористическим актам; -
государственно-конституционное
преобразование страны, связанное с
укреплением роли федерального центра,
созданием вертикали власти. В соответствии
с данной концепцией реформирования
политической системы 13 мая 2000 года был
издан президентский указ, предусматривающий
создание в стране семи федеральных
округов, объединяющих группу
федеральных субъектов: областей, краев,
республик, — и назначение в каждом из
них полномочного представителя
президента. В качестве составного
элемента исполнительной власти
России создавался Государственный
Совет РФ, объединивший всех губернаторов
и руководителей субъектов Федерации.
Реформированию подвергся, и Совет
Федерации, где изменению подлежала
система выборов. Ряд законодательных
актов касался и символики российского
государства: парламент утвердил
конституционные законы о гербе,
флаге и гимне страны.
В
своих предвыборных обещаниях, касающихся
развития экономики и социальной
политики, В. Путин четко обозначил их
основные цели. Это создание эффективной
ры-
450
ночной
экономики, которая и по своей структуре,
и по принципам
организации должна мало отличаться от
экономик
развитых рыночных стран мира, а также
обеспечение на
этой основе достойного уровня жизни
всех граждан.
Экономическая
программа нынешнего
правительства направлена
на достижение устойчивого и динамичного
развития
экономики, повышение ее конкурентоспособности
посредством
проведения либеральных реформ; структурную
перестройку
народного хозяйства; сокращение
государственных
расходов. Одной из практических мер
стала реформа системы
налогообложения, выразившаяся во
введении с
1
января 2001 года единой 13-процентной
ставки налога на доходы
физических лиц по большинству получаемых
доходов. В настоящее время правительство
России разрабатывает
и проводит в жизнь пакет законов,
направленных на поддержку
малого и среднего бизнеса, включающий
радикальное
снижение налогового бремени вплоть до
полного освобождения
предпринимателей от уплаты ряда налогов,
значительное
упрощение процедуры регистрации
предприятий.
XXI
век: альтернативы будущего развития
России. По
какому пути пойдет дальнейшая трансформация
российского
общества? Вокруг каких сценариев
дальнейшего развития
страны ведется сейчас борьба на
макроуровне процесса
социальных изменений? Можно выделить
следующие
альтернативы:
1) авторитарно-силовой
сценарий, предполагающий
рез
кое
усиление государства, повышение роли
силовых струк
тур,
ужесточение контроля над рыночным
сектором эко
номики,
расширение репрессивных и сужение
демократи
ческих
методов осуществления политической
власти;
-
консервативно-государственный
сценарий, означающий
формальное сохранение рыночных отношений
и демократических
процедур при значительном усилении
контрольных
функций бюрократического аппарата в
экономике и других сферах общественной
жизни; -
олигархический
сценарий, связанный
с воспроизводством того режима,
который сложился в 90-е годы XX
века и получил название «нового смутного
времени».
В
российском обществе есть определенные
социальные силы,
поддерживающие сценарии, в большей
степени ори-
15*
451
вотированные
на становление правового государства,
в частности: 4) либерально-демократический
и
5) социал-демократический.
Первый
из них предполагает развитие либеральной
рыночной экономики, а второй — партнерство
труда и
капитала под эгидой надклассового
государства.
Перед
современной российской политической
элитой стоит
проблема разработки и реализации в
ближайшее время программы
выживания и развития страны. Для этого
необходимо
сформировать концепцию создания
собственных технологий
производства, управления, обеспечить
легитимность
действий властных органов со стороны
населения. Для решения этих и подобных
им задач России предстоит пройти
долгий и нелегкий путь. Но российской
истории
известны примеры, когда катаклизмы
сплачивали народ и давали мощные импульсы
развитию общества.
Три сценария социально-экономического развития России
5586
Правительство утвердило прогноз долгосрочного развития России до 2030 года, подготовленный Министерством экономического развития, и содержащий три сценария развития: консервативный, инновационный и целевой.
Стратегический документ должен стать основой для развития отдельных отраслей и территорий, принятия решений по осуществлению масштабных инфраструктурных проектов. Все три сценария развития составлены с учетом тенденции глобализации рынков, роста мировой торговли, сокращения разрыва доходов между развивающимися и развитыми странами и предполагаемой цены на нефть Urals в 91-110 долларов за баррель. При консервативном сценарии, предусматривающем модернизацию топливно-энергетического и сырьевого секторов, среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются в 3-3,2% в год, инвестиций в основной капитал — 4,7%. Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестнаправленности роста экономики, созданием современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и модернизацией энергосырьевого комплекса. При нем среднегодовой рост ВВП оценивается в 4-4,2%, инвестиций — в 5,9%. При форсированном сценарии среднегодовые темпы роста ВВП повысятся до 5,4%, инвестиций — до 8,2%. Он предусматривает создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, рост производительности труда в 2018 году в 1,5 раза и реальной заработной платы к 2018 году в 1,6-1,7 раза. Все три сценария предполагают, что к 2030 году зарплаты в стране вырастут минимум в два раза, пенсии увеличатся в три раза, а Россия войдет в число богатейших стран мира. Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что прогнозирование на 17 лет вперед всегда является относительным, но важно понимать, к каким результатам нужно стремиться. Читайте также |
Архив статей 2023 Февраль
|
В марте 1997 г. в рамках ежегодного послания президента Федеральному собранию было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борьба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы»: Б. Немцов и А. Чубайс.
Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд. долларов), жесткая социальная политика позволили, согласно официальным данным, достигнуть незначительного прироста валового внутреннего продукта в России в первом полугодии 1997 г. Вместе с тем, все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Существенной проблемой оставались инфляционные процессы.
23 марта 1998 г. Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполняющим обязанности главы правительства был назначен С. Кириенко. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях президента и парламента: Государственная Дума утвердила кандидатуру нового премьера только с третьего захода. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А. Чубайса, а также министра внутренних дел А, Куликова).
Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Данный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда новых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем, к самому глубокому финансовому обвалу в истории новейшей России. 17 августа ознаменовалось фактическим финансовым банкротством России, падением рынка государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правительство прекратило выплату процентов по долгам международным заемщикам, объявило о девальвации рубля по отношению к доллару и о погашении государственных казначейских обязательств. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20 % подорожали отечественные товары и на 80 % импортные). Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе, и средних слоев. В этих условиях отставка кабинета С. Кириенко оказалась неизбежной. Президент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего премьера В. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Госдумы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е. Примакова, который и стал руководителем антикризисного правительства, получив поддержку парламента.
Е. Примаков сформировал новое правительство фактически коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций. Данный состав обеспечил экономическую и политическую устойчивость внутреннего положения России в конце 1998 — первом квартале 1999 г. Первые шаги правительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют вызвали одобрение в обществе. Спад в развитии отечественной промышленности сменился устойчивым увеличением производственных показателей. Вместе с тем, переходный характер правительства в комплексе с различным видением проблем экономики страны, не позволяли правительству предпринимать решительных мер. По мере приближения к новым выборам снижалась поддержка премьера со стороны президентских структур, для которых очевидным становилось усиление Примакова как потенциального претендента на должность президента от оппозиционных сил.
В мае 1998 г. на пост председателя правительства в качестве исполняющего обязанности премьера вместо Е. Примакова был назначен министр внутренних дел С. Степашин. Основным направлением деятельности нового состава правительства стало урегулирование положения на Северном Кавказе, на территориях граничащих с Чеченской Республикой (в основном, в Дагестане). Присутствие вооруженных чеченских групп в дагестанских поселениях делало обстановку в этих районах крайне нестабильной. Однако переброска дополнительных частей федеральных сил на территорию Дагестана произошла со значительным запозданием. Критика неубедительных действий правительства на Северном Кавказе привела к отставке с поста главы правительства Степашина. Исполняющим обязанности главы кабинета министров был назначен В.В. Путин.
Новая кадровая перемена в правительстве совпала с началом активных действий российских войсковых подразделений в Дагестане. Несмотря на то, что военные действия проходили с переменным успехом, федеральным войскам удалось освободить дагестанские селения от вооруженных групп боевиков и перенести операцию на территорию Чеченской Неспублики. Ликвидация баз террористов в Чечне, возобновление контроля над ее территорией стали важной составляющей предвыборной президентской кампании Путина. Успех на парламентских выборах 1999 года проправительственного избирательного блока «Единство» (23,3 % голосов) также усиливал шансы на избрание В. Путина. Способствовали этому и удачно разворачивающиеся военные действия российских войск в Чечне.
Учитывая данные обстоятельства и желая обеспечить успех на выборах своему преемнику, президент Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о сложении президентских полномочий. Согласно Конституции 1993 г. к исполнению обязанностей президента Российской Федерации приступил глава правительства В, Путин.
В течение зимы 2000 г. федеральным войскам удалось взять под контроль ключевые населенные пункты Чеченской Республики. Операция переместилась в ее столицу — Грозный: крупные вооруженные формирования сепаратистов были уничтожены в городе к 6 февраля. Противостояние российской армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской войны. Новые военные успехи способствовали дальнейшему росту популярности главы государства: на состоявшихся 26 марта очередных выборах президента В. В. Путину удалось победить в первом туре, набрав 52 % голосов. В мае этого же года было сформировано новое правительство, которое возглавил М. Касьянов.
В числе приоритетных направлений деятельности правительства можно обозначить следующие:
1. Разрешение чеченской проблемы. Помимо жесткой политики к непримиримой оппозиции, предусматривается восстановление экономики Чечни, налаживание отношений с чеченскими лидерами, отвергающими вооруженные методы борьбы и непричастными к террористическим актам;
2. Государственно-конституционное преобразование страны, связанное с укреплением роли федерального центра, созданием вертикали власти. В соответствии с данной концепцией реформирования политической системы 13 мая 2000 г. был издан президентский указ, предусматривающий создание в стране семи федеральных округов, объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик, — и назначение в каждом из них полномочного представителя президента. В качестве составного элемента исполнительной власти России создавался Государственный Совет РФ, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. Реформированию подвергся, и Совет Федерации, где изменению подлежала система выборов. Ряд законодательных актов касался и символики российского государства: парламент утвердил конституционные законы о гербе, флаге и гимне страны.
В своих предвыборных обещаниях, касающихся развития экономики и социальной политики, В. Путин четко обозначил их основные цели. Это создание эффективной рыночной экономики, которая и по своей структуре, и по принципам организации должна мало отличаться от экономик развитых рыночных стран мира, а также обеспечение на этой основе достойного уровня жизни всех граждан.
Экономическая программа нынешнего правительства направлена на достижение устойчивого и динамичного развития экономики, повышение ее конкурентоспособности посредством проведения либеральных реформ; структурную перестройку народного хозяйства; сокращение государственных расходов. Одной из практических мер стала реформа системы налогообложения, выразившаяся во введении с 1 января 2001 г. единой 13 % ставки налога на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов. В настоящее время правительство России разрабатывает и проводит в жизнь пакет законов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, включающий радикальное снижение налогового бремени вплоть до полного освобождения предпринимателей от уплаты ряда налогов, значительное упрощение процедуры регистрации предприятий.
XXI век: альтернативы будущего развития России. По какому пути пойдет дальнейшая трансформация российского общества? Вокруг каких сценариев дальнейшего развития страны ведется сейчас борьба на макроуровне процесса социальных изменений? Можно выделить следующие альтернативы:
1) авторитарно-силовой сценарий, предполагающий резкое усиление государства, повышение роли силовых структур, ужесточение контроля над рыночным сектором экономики, расширение репрессивных и сужение демократических методов осуществления политической власти;
2) консервативно-государственный сценарий, означающий формальное сохранение рыночных отношений и демократических процедур при значительном усилении контрольных функций бюрократического аппарата в экономике и других сферах общественной жизни;
3) олигархический сценарий, связанный с воспроизводством того режима, который сложился в 90-е гг. XX века и получил название «нового смутного времени».
В российском обществе есть определенные социальные силы, поддерживающие сценарии, в большей степени ориентированные на становление правового государства, в частности:
4) либерально-демократический сценарий, который предполагает развитие либеральной рыночной экономики;
5) социал-демократический сценарий — партнерство труда и капитала под эгидой надклассового государства.
Перед современной российской политической элитой стоит проблема разработки и реализации в ближайшее время программы выживания и развития страны. Для этого необходимо сформировать концепцию создания собственных технологий производства, управления, обеспечить легитимность действий властных органов со стороны населения. Для решения этих и подобных им задач России предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Но российской истории известны примеры, когда катаклизмы сплачивали народ и давали мощные импульсы развитию общества.
Консервативный сценарий (вариант № 1) обеспечивает к 2020 году частичное снятие ограничений развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется:
реализацией (в том числе в рамках государственно-частного партнерства и иностранного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть Восточной Сибири, газ Арктического шельфа и другие), и строительством соответствующих трубопроводов;
– резким повышением эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий;
– диверсификацией направлений экспорта российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры;
– развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках Евразийского союза и с другими государствами, при сохранении значительных «узких мест» в автодорожной и железнодорожной инфраструктуре до 2025 года;
– модернизацией и интенсивным развитием российской энергетики, вводом новых эффективных генерирующих и сетевых мощностей в электроэнергетике с постепенным развитием атомной электроэнергетики, угольной, гидро- и альтернативной энергетики;
– концентрацией инновационной активности преимущественно в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных производствах, обеспечивающих их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках;
– сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов, закреплением их качественного отставания от лидирующих стран и сохранением высоких темпов импорта1.
Консервативный |
Инновационный |
Форсированный |
|
Социальное развитие |
Частичная модернизация социальной сферы и частичная реализация целей социального развития к 2018 году |
Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях |
Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях |
Усиление дифференциации по доходам, низкая доступность социальных услуг |
Снижение дифференциации доходов |
Снижение дифференциации доходов |
|
Доля среднего класса около трети населения |
Доля среднего класса приближается к половине населения |
Средний класс будет составлять более половины населения |
|
Дополнительные расходы на оплату труда |
Сдвиг основных мероприятий по реализации указов Президента РФ на период после 2015 года |
Относительно равномерный рост расходов на реализацию указов |
Увеличение объема расходов на реализацию указов за счет концентрации бюджетных учреждений в субъектах РФ с более высокой заработной платой по экономике |
Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 года |
Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 года |
Приближение соотношения заработной платы в социальных отраслях и экономике в целом к среднеевропейскому уровню после 2018 года |
|
Транспортная инфраструктура |
Преодоление «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры после 2020 года |
Масштабная модернизация транспортной системы к 2025-2030 гг. |
Модернизация транспортной системы к 2025 году |
Строительство высокоскоростных магистралей |
Строительство высокоскоростных магистралей |
||
Конкурентные преимущества |
Используется потенциал нефтегазового сектора и транзитный |
Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости |
Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости |
Сохранение невысокой конкурентоспособности машиностроительного сектора |
|||
Рост производительно- |
Рост производительно- |
Рост производительно- |
|
Изменение структуры экономики |
Доминирование сырьевого сектора |
Диверсификация экономики и экспорта |
Диверсификация экономики и экспорта |
Развитие энергоемких производств |
|||
Рост импорта товаров и технологий |
Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний |
Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний |
|
Бюджет |
Бюджетное правило |
Потребность в дополнительных ассигнованиях федерального бюджета |
Потребность в дополнительных ассигнованиях федерального бюджета |
Пенсионная реформа |
Реализация пенсионной реформы с 2015 года – модификация формулы начисления пенсий, учет динамики прожиточного минимума пенсионера и доходов Пенсионного фонда. При этом обеспечивается снижение нагрузки на федеральный бюджет в части обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации |
||
Финансирование экономического роста |
Приток капитала на уровне 0,1–0,3% ВВП |
Приток капитала на уровне 1–2,5% ВВП |
Приток капитала в корпоративный и банковский сектор на уровне 3–6,5% ВВП |
Задолженность населения к 2030 году 50% ВВП |
Задолженность населения к 2030 году 54% ВВП |
Задолженность населения к 2030 году 62% ВВП |
|
Задолженность предприятий к 2030 году 72% ВВП |
Задолженность предприятий к 2030 году 73% ВВП |
Задолженность предприятий к 2030 году 94% ВВП |
|
Счет текущих операций сбалансирован |
Счет текущих операций сбалансирован |
Дефицит счета текущих операций 3-6% ВВП |
|
Региональный аспект |
Рост регионального неравенства при формировании новых энерго-сырьевых кластеров на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке |
Сокращение регионального неравенства |
Сокращение регионального неравенства |
Формирование новых центров инновационного развития, в том числе в Поволжье, на Урале и в Сибири |
Формирование новых центров инновационного развития, в том числе в Поволжье, на Урале и в Сибири |
||
Место в мировой экономике |
Усиление зависимости от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, а также импорта технологий |
Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции |
Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции |
Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения |
Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения |
Расходы на научные исследования и разработки к 2030 году не превысят уровень 1,3% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8–6,1% ВВП (в том числе бюджетная система – 4,0–5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6,2%, в том числе за счет бюджетной системы до 4,9% ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран2.