Конспект народные праздники масленица

Скачать: конспект занятия "народные праздники. масленица".

Тема: «Народные
праздники. Масленица».

Цели:

Содержательная: обеспечить
понимание обучающимися народной традиции празднования Масленицы как отмечали этот праздник на Руси, какое значение
в этом празднике имело чучело масленицы и блины.

Деятельностная: формировать у
учащихся познавательный интерес и уважительное отношение к русским народным
праздникам, традициям и обычаям.

Оборудование: синтезатор, ноты,
бубен, частушки, солнце, магниты, красные фломастеры, блины, салфетки, чучело
Масленицы, сарафаны.

Ход занятия.

Организационный
момент.

(слайд
1)

— Что такое
народный праздник?

— Какие народные
праздники мы отмечаем зимой?

— А какой народный
праздник в этом году мы отмечаем в феврале?

Послушайте
загадку:

   Всю неделю мы
гуляем,

   Всех блинами
угощаем!

   Зимний холод
провожаем,

   Солнышко с
весной встречаем!

— О чем пойдет
речь на занятии?

— Правильно, этот
народный праздник называется Масленица.

 (слайд 1)

— Что это за
праздник?

(Это время, когда зима
встречается с весной)

— Чем занимаются в
этот праздник?

(на масленичной неделе с размахом проходили
народные гуляния с песнями, плясками, играми, катанием на санях)

— Почему праздник
называется Масленица?

(Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные,
масляные блины
).

— Что является
символом этого праздника?

(блины)

— Как вы думаете
почему?

(Блин
такой же круглый, как солнышко, такой же теплый и румяный. Люди устали от зимы,
они ждут тепла и солнечного света, им хочется, чтобы земля родила богатый
урожай)

— А кто из вас
бывал на празднике?

— Почему дети и
взрослые любят праздники?

(Возможность
встретиться с дорогими и близкими тебе людьми. Это время, когда семья
собираются все вместе)

-Расскажите, а как
принять отмечать Масленицу у вас дома?

Масленица — самый
весёлый, шумный народный праздник, прощание с зимой и встреча весны. Это один из самых любимых
народных праздников, самые известные атрибуты которого – блины и чучело
Масленицы.

 (слайд
2)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней — Великий пост,
Время, чтоб молиться.

(слайд
3)

-Сколько дней длится
Масленица?

(7 дней или неделя)

— А в этом году когда
начинается масленичная неделя?

(В этом году Масленицу мы
будем праздновать с 16 февраля по 22 февраля).

Каждый день недели имеет
своё название и говорит о том, что  в этот день полагается делать.

(слайд
4)

Понедельник –
встреча. Встречали гостей и Масленицу.
К первому дню праздника
изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы, начинали печь блины. Во время
встречи Масленицы обязательно пели песни.

Утро…
ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят.

Вы давно блинов не
ели? Вы блиночков захотели?

Да какая же
Масленица без блинов горячих и румяных…

(Исполнение
песни «Ой блины»)

(слайд 5)

 Вторник
– заигрыш. В этот день проходили самые веселые игры.
С раннего
утра молодежь веселилась и каталась с гор. Все приглашали друг друга в гости.

«ЗАИГРЫШ»
беспечный  ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них  награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Я предлагаю вам
поиграть в русскую народную игру «Ручеек» (гр. волшебники двора
«Весну звали»). Ведущего выберем с помощью считалки:

Трынцы-брынцы бубенцы,

Раззвонились бубенцы.

Диги-диги-диги дон,

Выходи из круга вон.

(слайд
6)

Тут СРЕДА подходит  «ЛАКОМКОЙ»
зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники  всё им удаётся.
Пироги и блинчики  всё на стол мечи!

Среда – лакомка. В
среду, в каждой семье в этот день по традиции готовили самые вкусные блюда, а
также пекли блины. Каждая хозяйка имела свой фирменный рецепт приготовления
блинов, который держался в строжайшем секрете.

Почему именно блины были основным блюдом на Масленицу?

(Круглые румяные блины символизируют солнце, которое светит все ярче)

— А что вы знаете о блинах?

— Как у вас дома готовят блины?

— С чем можно есть блины?

(слайд 7)

Четверг – широкий
четверг или разгуляй. В этот день хозяйственные работы прекращались,
празднования разворачивались во всю ширь. В этот день устраивали катание на
лошадях, различные соревнования. Главное действие в четверг —
взятие снежного городка.

А в ЧЕТВЕРГ  раздольный
«РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек  суженых своих.

В эти дни парни и
девушки выбирали себе пару, приглядывались друг к другу.

— Какую вы знаете
хороводную игру?

(«Ходит Ваня»)

Ведущего выберем с
помощью считалки:

 За стеклянными
горами

 Стоит Ваня с
пирогами.

 «Здравствуй,
Ванечка — дружок,

 Сколько стоит
пирожок?»

 «Пирожок-то
стоит три,

 А водить-то
будешь ты!»

   (слайд 8)

ПЯТНИЦА настала  «ВЕЧЕРА
у ТЁЩИ»…
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Пятница – тещины
вечерки.
В этот день тещи угощали своих зятьев блинами.


Скажите, а кто такая тёща?

— А
зять?

— В
праздники все любят петь песни и частушки. Как вы думаете почему?

Я
предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы своя частушка. Вам надо ее
приготовить для исполнения.

Частушки
Приходите,
заходите 
На румяные блины. 
Нынче Маслена неделя — 
Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов 
Скушать 50 блинов. 
Закушу их сдобою, 
Похудеть попробую.

Напеки, кума, блинов, 
Да чтоб были пышные. 
Нынче Маслена неделя – 
Можно съесть и лишнего.

Прилетали марсиане, 
Остались довольные. 
Их тарелки не пустые, 
А блинами полные.

Веселей играй, гармошка, 
Масленица, не грусти! 
Приходи, весна, скорее, 
Зиму прочь от нас гони!

(слайд 9)

Близится СУББОТА  «ЗОЛОВКИ
УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота – золовкины посиделки. В этот день
все ходят в гости к родственникам. И, конечно же, главное угощение – блины!

Издревле
на Руси любили загадывать загадки.


Ребята, кто знает загадки про зиму или весну?

А
теперь послушайте мои загадки

Загадки.

1.
Снег
на полях, лед на водах,
        Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)

2.
Тает
снежок, ожил лужок.
      День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

3. Шел долговяз, в землю увяз.

 (Дождь)

4. Растет она вниз головою,
       Не летом растет, а зимою.
       Но солнце ее припечет —
       Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

5. Зимой — звезда,
        Весной — вода.
(Снежинка)

6. Ты весь мир обогреваешь
        Ты усталости не знаешь,
        Улыбаешься в оконце,
         И зовут тебя все …
(Солнце)

7. Самый
смелый из цветов,
        Он в снегу расти готов!

(подснежник)

(слайд 10)

ВОСКРЕСЕНЬЕ
светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное  Зимушку  сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

Воскресенье – проводы и прощеное
воскресение.

В последний день Масленицы просят друг у друга прощения у родных и знакомых за
обиды. В ответ нужно сказать: «Бог простит».

— А вам приходилось когда-нибудь просить
прощенье?

После этого весело поют и пляшут, тем
самым провожая Масленицу.

(слайд 11)

— Ребята, а какой обряд совершали в конце
праздника?

(В этот день на огромном
костре сжигают соломенное чучело Масленицы)
.

— Как вы думаете, почему?

(как символ победы весны над
зимой, чучело олицетворяет уходящую зиму)

Его устанавливают в центре
костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за
морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело
поджигают под веселые возгласы и песни.

(слайд 12)

— У вас на столе у
каждого солнышко, на что похоже?

(Солнышко
похоже на блин)
 

Оживите свое солнышко своим отношением к
занятию: если понравилось – солнышко улыбнется, если нет – будет грустным.

(слайд 13)

Вам спасибо за внимание,

За активное старанье,

За веселье, шутки, смех.

И награда будет для всех!

Приглашаю на блины

Конспект НОД “Масленица”

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

— продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.

— Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.

— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.

2. Развивающие задачи:

— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

— Развивать координацию речи с движением.

— Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.

Развивать внимание, любознательность.

3. Воспитательные задачи:

— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.

— вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему Масленица.

4. Речевые задачи:

Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.

Оборудование: Магнитофон, мольберт, 2 кисти, 2 набора гуаши, 2 листа размером с мольберт с нарисованным желтым кругом в центре.

Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, изображение картин «Масленица» художника Б.Кустодиева. Аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.

Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний. Чтение русских народных сказок, потешек.

Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни.

1.Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему «Масленица».

-Ребята, что вы видите на иллюстрациях?

(Обобщаю ответы детей)

На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?

Я вам сейчас попробую помочь, послушайте стихотворение:

Прослушать стихотворение на тему: «Масленица»

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный, чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно весело пройдет

Сырная Седьмица,

А за ней Великий пост,

Время чтоб молиться.

2. Масленица — это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.

Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.

-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).

Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.

Подвижная игра «Солнышко».

Нам для игры потребуется два больших листа, мольберты 2 штуки, на каждом листе нарисован большой желтый круг и гуашь желтого цвета. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко. Должно быть столько лучиков, сколько ребят в команде.

Вот и закончилась игра. И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года — и одновременно — все возрождается к новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).

Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.

Понедельник — «встреча»- закликание Весны.

В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни.

Вторник — «заигрыш».

В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.

Среда — «лакомка», сладкоежка», «разгул».

Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.

Четверг — «разгуляй-четверток», «широкий».

На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами.1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не бьют»), 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь»), 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания):

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

и произносили заклички (заклички — это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:

Солнышко покажись.

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Обсудить с детьми смысл закличек.

Пятница — «тёщины вечера» или «вечорки» — масленичные бои.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились (молодожены), особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день зять едет к теще на блины(зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).

Суббота — «проводы».

В этот день вспоминали умерших близких, провожали зиму и сжигали соломенное чучело.

Воскресенье — «прощённый день» или целовальник.

Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.

3. Ребята, а вы любите блины?

Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печет блины,

очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

и едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки).

Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого),

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки).

Стала Маша

Гостей провожать (хлопаем в ладоши).

Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук , начиная с больших).

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

Прощай Митрошечка!

Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица. А теперь будем провожать нашу Масленицу. Включить аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

1.http://bukashka.org/index.php/development/shallowmotorika/gymnasticsoffingers.html-сайт Букашка для самых маленьких мальчиков и девочек

2.http://gamejulia.ru/kartinki-na-maslenitsu.html- иллюстрации на тему Масленица.

3. http://intoclassics.net/load/5-1-0-1310 — Аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.

4. Энциклопедия зимних праздников. СПб.: “Респекс”, 1995г.

5. Бутримова И.В. Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность». ИД «Орлик» и «К», 2004

Конспект НОД

Формирование целостной картины мира

в подготовительной группе

«Народный праздник Масленица»

Воспитатель МБДОУ№ 4

Неткачева И. В.

г.Майкоп Республика Адыгея.

Тема: НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК МАСЛЯНИЦА.

Цели: продолжать знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям; иметь представление о русских народных традициях; знать значение и последовательность празднования масленицы; уметь инсценировать игровые песни и придумывать варианты движения в хороводе.

Материалы и оборудование: кукла Масленица; иллюстрации с изображением празднования Масленицы;

Ход: содержание организованной деятельности детей.

  1. Вводное слово воспитателя.

— Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехи час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Одним из любимых народных праздноков русских людей был и остается праздник Масленицы. Народное поверье гласит: плохо встретишь Масленицу – год худо будешь жить.

Широкая Масленица, ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

— Встречайте Масленицу! (Показываем куклу Масленицу.)

  1. Беседа на тему «Народные праздники на Руси. Масленица».

— Отгадайте загадки:

Белая, степенная, тепла боится.

Пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдет. (Зима.)

Круглый, а не колесо.

Горячий, а не солнце.

Не пирог, а есть можно. (Блин.)

— На вопрос, что такое Масленица, каждый наверняка ответит: «Это блины». Так оно и есть, но

не только. Это целя неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Это праздник прощания с зимой и встреча весны – один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом. Проводам Зимы и встрече Весны придавалось важное значение. Даже было убеждение, что не потешишь Масленицу – «значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Народ любил его и величал ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка».

Давайте исполним песню «Вот уж зимушка приходит».

— Вся неделя празднования Масленицы именовалась мясопуст, то есть полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым дням Великого поста, который последует сразу за Масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди еще в старину нашли выход: нельзя есть мясо, но ведь существует молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название «сырная неделя». Кроме того не воспрещается и рыба.

Давайте исполним песню «Со блинами, пирогами…»:

Прощай, наша Масленица,

Прощай, наша широкая.

Ты не в среду-то пришла

И не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром,

С сыром, маслицем, яйцом.

Со блинами, пирогами

Да с оладушками.

Блины мазаные,

Шаньги масленые.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

— Главным атрибутом этого праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорки такие были: «Без блина не маслена, без пирога – не именинник». «Блин- символ солнца, красных дней хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

И сыр, и творог –

Все летело на порог!

Давайте споем песню «Ой, блины, блины…».

— Издавна сложился порядок проживания Масленицы. Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Молодежь строила снежные горы, мастерила качели, веселилась, шутила, пела «величальные» песни в честь Масленицы.

Вторник – заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест. В самый лютый мороз девушки без рукавичек с горок катались, а будущие свекрови себе невесток выбирали: та, у которой руки теплые, доброй хозяйкой будет. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и Масленичным дедом.

На улицах попадались большие группы ряженых, которые разъезжали по знакомым домам и устраивали там веселые концерты.

Среда – лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце. Славили крестьяне возрождение солнечных дней.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота – золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье – это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды. Это был день очищения и объединения людей.

Звучит пьеса «Проводы Масленицы» П.И. Чайковского.

В воскресенье «сударыню Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал «масленичный поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивали большой костер. Зажигая ретуальный огонь в честь набирающего силу солнца, люди стремились приблизить огонь к солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорить наступление весны. Давали чучелу Масленицы блин, и «сударыня Масленицы» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори, блин, гори, Масленица!». Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. Люди отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В тоже время стужу гнали прочь, с нетерпение ожидая весны.

— Давайте споем песню «Ты прощай, прощай наша Масленица»:

Ты прощай. Прощай,

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай,

Наша широкая!

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром,

С хмельным пивом и вином,

Со блинами, пирогами

Да с оладьями!

Мы катались с горы

От зари и до зари.

А сегодня в воскресенье

Наше кончилось веселье.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Конспект занятия (развлечения) по ознакомлению дошкольников с обычаями и традициями русского народного праздника

«Масленица».

Цель: познакомить дошкольников с традициями русского народного праздника «Масленица».

Задачи:

Образовательные:

Расширить представление о народной культуре.

Привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа.

Познакомить с технологией изготовления куклы-масленицы из ниток.

Научить изготавливать простейшую народную куклу.

Развивающие:

— Развивать познавательный интерес к культуре русского народа.

Развивать память, внимание, связную речь, творческие способности в исполнительской деятельности, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям, умение и желание применять их в жизни.

Словарная работа: расширение словарного запаса новыми словами: «заигрыш», «разгул», активизация в речи слов: Масленица, традиции, закрепление текстов пословиц и поговорок, названий дней недели.

Предварительная работа: слушание русских народных песен,разучивание частушек, закличек, знакомство с русскими народными играми «Золотые ворота», «Карусели», беседа воспитателя о русских праздниках, русских пословицах и поговорках. Рассматривание альбомов: «Русские народные праздники», «Русские народные костюмы». Рассматривание репродукций картин русских художников — И. Суриков «Масленица», Н. Кустодиев «Масленица», Б. Кустодиев «Масляничное гуляние».

ТСО:компьютер, проектор, экран.

Материал к занятию: оформление русской горницы (посуда, лавки, рушники), русские костюмы, русские народные инструменты., презентация.

Ход занятия:

Взрослый читает стихотворение:

Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.

— Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала? (ответы).

— Правильно, про конец зимы о приходе весны. А как вы догадались? (ответы).

— Верно, снег тает, бегут ручьи, капает с крыши, на улице стало тепло. Есть старинный народный праздник «Масленица». Масленица один из самых старинных и любимых в народе праздников. Празднуют её в конце февраля, начале марта. Масленица имеет другое название «Проводы зимы».

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины. (Масленица.)

А проводы зимы и встреча весны всегда праздник. В старину люди считали, что весна не наступит, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна — красна мимо проедет.

В этот праздник не скучают,

Всё в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно!

Ребята, а вы знаете, почему Масленицу так назвали?(ответы)

Верно, Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

Словесная игра «Доскажи пословицу»

А сейчас я буду говорить пословицу, а вы её продолжите.

Без блина — не Масленица,.. (без пирога — не именины).

Блин добро… (не один).

Блин не клин, … (брюха не расколет).

Где блины, … (тут и мы; где с маслом каша, тут место наше).

Скоро… (только блины пекутся).

Это Масленица идет,… (блин да мед несет).

Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

«Масленица семь дней гуляет» — говорили в народе. Кто из вас знает, почему? (ответы детей) Каждый день Масленицы имел свое особое название.

Первый день (понедельник) называется встреча Масленицы.

Приезжай к нам в гости Масленица,

На широкий двор — на горах покататься

В блинах поваляться, сердцам потешаться!

Ой, Масленица, кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько

Давай с нами веселиться,

Блинами кормиться!

На солнце глядеть,

Да заманивать и петь.

Ребятишки ходили из избы в избу и кричали «Приехала Масленица! Приехала!» Кто из вас может нам такую кричалку рассказать?

Дети:

Тин тинка, подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Масленица, угощай,

Всем блиночков подавай,

С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

Ой, Масленица, блинная красавица,

Давай веселиться

Блинами кормиться

На солнце глядеть

Да заманивать и петь!

Молодцы! С этого дня начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:

Первый блин комом,

А второй знакомым,

Третий блин дальней родне,

А четвертый мне.

А ещё в это день из тряпок и соломы делали фигуру — чучело с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин.

Девушки и парни ходили по деревне с соломенным чучелом – символом уходящей зимы (показывает картинку чучела) и пели песни, вот послушайте…

Слушание русской народной песни «К нам Масленица пришла».

Физминутка

Масленица, масленица,

Словно солнце катится,

Весну мы долго ждали,

От холодов устали,

Будем наедаться

Силы набираться!

В эту праздничную пору

На год запасём задору!

Второй день недели – вторник «Заигрыш». В этот день масленичной недели девицы и парни собирались на игрища и потехи. Воздвигали снежные городки и устраивали поездки на лошадях.

Слайд 1-3.

— Больше всего любили кататься с ледяных гор. В старину существовало поверье: кто не скатился с горки – тот обидел Масленицу. А еще приговаривали: Широкорожая масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся.

Слайд 4-6.

— Делу – время, потехе – час, будем мы играть сейчас.

Игра «Золотые ворота».

Стоящие произносят:

Первый раз прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число «ворот». Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.

Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед «воротами», боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать «ворота»).

Среда — «Лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Вообще в этот день было принято есть блинов, сколько душа пожелает.

Ребята, а вы хотите сами испечь блины? (ответы)

Игра-эстафета «Блины».

— Ваша задача добежать до финиша со «сковородкой» и «блином» в руках так, чтобы «блин» не упал. Там положить «блин» в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если «блин» упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь «испечет» все «блины» считается победительницей.

А четвертый день Масленицы – «широкая Масленица»или «разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. А ещё возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости.

Игра «Карусели».

Взрослый держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель кружится с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

— Пятый и шестой день назывался «Тещины вечеринки». Масленица – это еще и семейный праздник, эти дни были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. В этот день наши бабушки должны накрывать стол и угощать блинами, пирогами и другими кушаньями. А чтоб было веселее, устраивались веселые посиделки с песнями, плясками, хороводами и частушками.

Как известно всем подружки

Мастерицы петь частушки

И вы, парни, не зевайте,

девчатам тоже помогайте.

Дети поют «Масляничные частушки».

1.Испеку четыре солнца, да присыплю сахарком,

На лошадке праздник едет, праздник едет с ветерком.

Припев. Здорово, здорово, у ворот Егорова,

А у наших у ворот будет все наоборот.

2. Моя мама на диете и блины не кушает

Я спою частушки эти, пусть она послушает.

3. Как на масляной неделе всем становится теплей

Уходи зима подальше, нам с блинами веселей.

4. Приходите, заходите, на румяные блины

Нынче Маслена неделя, будьте счастливы как мы.

5.До свиданья зимушка, зимушка колючая,

Через годик приходи, не такая злючая.

— Завершало Масленицу воскресенье — «Прощеный день».

Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Березовы дрова! Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!» Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!»

— Скажите, вам было интересно?

— Почему праздник назывался Масленицей?

— Какая традиция этого праздника понравилась больше всего?

— Что вы расскажете родителям, когда встретитесь вечером?

Дети: (Предполагаемые ответы) мне понравилась игра «Гори ясно», а я расскажу маме и друзьям, что Масленицу празднуют семь дней, что нужно ходить в гости, угощать друг друга блинами, попрошу напечь блины, позвать в гости ребят и т.д.

— Заварила крепко чаю, всех к столу вас приглашаю,

Эти вкусные блины для вас испечены.

К самовару подходи, ароматный чай бери!

До свиданья посиделки

Посиделкам каждый рад

Делу время, а потехе

Удели счастливый час,

До свиданья, ждем еще,

Любим вас и это все!

Звучит русская народная песня «Блины».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 68 города Благовещенска»

(МАДОУ «ЦРР – ДС № 68 г. Благовещенска»)

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной

деятельности по художественно-эстетическому развитию

Тема: «Ознакомление с традициями празднования русского – народного праздника «Масленица»

для детей старшей и подготовительной групп.

ФИО автора Теличенко Ю.Е.

Должность Воспитатель

Благовещенск

2019

Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.

Задачи

Обучающие: дать детям знания о русском народном празднике Масленица, знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы на Руси и в родном городе в современное время, расширить знания о значении в этом празднике чучела масленицы и блинов.

Развивающие: развивать познавательный интерес к традициям своего народа, обогатить эмоционально-эстетическое восприятие дошкольников через творчество народного мастера Амурской области Ирины Серебряной

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Материалы и оборудование презентация, песни про масленицу (песня Детского образцового ансамбля «Ягодка» Едет масленица дорогая, песня и(или) минус песни «Масленица (Как на масленой неделе)»), большие сегменты круга желтого цвета, гуашь, кисточки, платок, сарафан, ленты солома, бусы и другие атрибуты необходимые для изготовления чучела масленицы., канат.

Ход занятия

Воспитатель

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару — разбирайте!

Похвалить не забывайте.(слайд презентации 2)

Ребята, масленица – это первый весенний праздник. Он один из древнейших русских народных праздников, суть которого заключается в проводах зимы и встречи с весной. и его символов – пробудившегося медведя и Солнца. В честь первого, народ на гуляньях обряжался в медвежьи шкуры или просто в вывернутые мехом наружу шубы, а в честь второго выпекали золотистые блины.  А вы хотите попасть на этот праздник? (слайд 3)

Ответы детей. (Да, хотим)

Входит медведь (переодетый воспитатель или ребенок с группы)

Медведь А куда это вы собрались? (ответы детей) Я с вами

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. А вы знаете дни недели, назовите (ответы детей). Молодцы, Масленая неделя — традиционно самая веселая в году. Каждый день недели имел собственное название:

понедельник — «встреча»

 вторник — «заигрыш»

среда — «лакомка»

четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг»

пятница — «тещины вечерки»

суббота — «золовкины посиделки»

воскресенье — «проводы», «прощенье», «прощеный день».

В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины.

Воспитатель Первый день масленицы (понедельник) Этот день называется «Встреча Масленицы». Именно в этот день начиналась выпечка блинов. Важно, что первый блин по традиции должен быть отдан бедным, нуждающимся людям. Вторник — «Заигрыш», в этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы. Традиции русского народного творчества продолжают мастера и ремесленники и в нашем крае. Давайте полюбуемся работами народного мастера Амурской области Ирины Серебряной (слайд 4, 5). На фотографиях вы видите куклы обереговые и Масленицы. Ребята, какую особенность вы увидели в ее работах?

Ответы детей (нет лица, яркие костюмы)

Медведь. Правильно, мастер соблюдает старинные традиции, делая обереги. Особенность работ – их безликость. Издревле на Руси считалось, что в куклу с лицом могут вселиться злые силы. Но сам оберег, по поверьям, нёс мощную положительную энергетику. Одни помогали обрести и сохранить семью, другие приносили в дом богатство, третьи давали здоровье и детей.

Воспитатель Издревле люди к празднику изготавливали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Давайте и мы сделаем чучело Масленицы,

Хотите мне помочь? Медведь помогай вместе с ребятами. (звучит песня «Масленица (Как на масленой неделе)»)

Воспитатель вместе с воспитанниками и медведем изготавливают за столом чучело Масленицы.

Воспитатель Вот наша Масленица и готова. Молодцы, какая красавица у нас получилась!

День третий (среда) – Лакомка Наши предки почитали солнце. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.(слайд 6)

Раньше рецепт приготовления блинов каждая хозяйка дома хранила в секрете, ребята, давайте подумаем из каких продуктов можно изготовить блины? (слайд 7)

Ответы детей. Воспитатель Молодцы, все верно, для изготовление блинов необходимо молоко, мука, яйцо, сахар, подсолнечное масло.

Воспитатель Раньше масленичную неделю наши предки называли Комоедица. Это почитаемое славянами время было связано с обрядом пробуждения славянского Медвежьего бога. Блином полагалось угощать косолапого, оставив вкусное приношение на пеньке в лесу. Есть теория, что примета «первый блин —комом» вовсе не связан с кулинарной неудачей. Бога-медведя славяне называли Ком — отсюда и Комоедица, а также посвящение: «первый блин — комам т.е. медведям».

На масленицу готовятся блины с творогом икрой, луковым припеком, гречкой, медом, яйцом, грибами или рыбой. К блинам подавалась сметана и сливочное масло. Давайте угостим нашего гостя косолапого блином с разной начинкой

(звучит песня Детского образцового ансамбля «Ягодка» «Едет масленица дорогая»)

Дети делятся на группы и рисуют гуашью на сегменте круга, изображение «начинки» блина по своему замыслу.

Демонстрация работ: сборка блина в единый круг, медведь благодарит детей за подарок

Воспитатель

Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями. (слайд 8) И мы с вами немножко поиграем. Хотите? (ответы детей) Игра называется «Перетягивание каната» — одна из самых старых масленичных забав. Мишка помогай ребятам!

Дети распределяются в команды. (Можно определить кто попадет в какую команду считалками или другими играми. Можно игру проводить с музыкальным сопровождением)

Как только команды определены, воспитатель обозначает линию. Ребят можно расставить необычным способом, например, дети стоят спиной друг к другу. Судья дает свисток и перетягивание каната начинается. Как только противник заступил за нарисованную черту — игра заканчивается.

Воспитатель. Молодцы ребята! Какие вы все сильные! Продолжаем праздновать Масленицу.

Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами. (слайд 9)

Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

День седьмой(воскресенье)- прощенный день (слайд 10). Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:- «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Медведь дети, а как вы дома празднуете этот веселый праздник Масленица?

Ответы детей

Воспитатель Ребята посмотрите пожалуйста на фотографии как в Благовещенске празднуется масленица в современное время. (слайд 11, 12) Сейчас чем-то праздник отличается, от того как праздновали его на Руси?

Ответы детей обсуждение ответов

Воспитатель Каждый год в Благовещенске празднуются масленичные гулянья с песнями и плясками. Проводятся выставки масленичных кукол, организовываются конкурсы, эстафеты и состязания, игры и народные забавы, можно попробовать блинов, масленица не обходится и без традиционного «Масленичного столба». Горожане катаются на лошадях, пробуют свои силы в боях на кулаках или мечах. Массовые гулянья длятся на площади несколько часов. Благовещенцы покупают сувениры, оценивают кукол-маслениц и соревнуются между собой в конкурсах и эстафетах.

Медведь Я рад, что в Благовещенске чтят и уважают традиции предков, и бережно относятся к их обычаям. Я теперь спокойно могу вернуться в лес и буду знать, что в следующем году масленицу будут праздновать также задорно и весело, как и все предыдущие годы. До свидание, дети! Дети прощаются с Медведем

Рефлексия

— с каким русским народным праздником мы познакомились?

— какого гостя мы встречали?  — о чем мы разговаривали с Медведем?

Предмет: Изобразительное искусство

Возраст учащихся: 4 класс

Тема урока: Традиции русского народа. Народные праздники.

Цель урока:  создание художественного образа русского народного праздника Масленица.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся представлений о народных праздниках.

2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.

3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа.

Оборудование: презентация «Масленица», таблички со вспомогательными словами, проектор, экран, магниты.

Материалы: лист А3, простой карандаш, гуашь, кисти, баночка с водой.

Этапы работы

Содержание этапа

1.Организационный момент

  • Создание эмоционального настроя на урок по средствам музыки

Вход учащихся в класс под русскую плясовую.

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

  • Использование проблемной ситуации для настроя учащихся на учебную деятельность, определение предмета и темы урока .

Учитель:

—Ребята, какое у вас сейчас настроение?

 Дети: Веселое, праздничное….

Учитель:

—Почему? С чем это связано?

Дети: Из-за музыки, под которую входили

Учитель:

—А где обычно можно услышать такую музыку?

Дети: На народном празднике.

Учитель:

—Вот вы и сами сказали тему нашего сегодняшнего урока.

На экране открывается тема урока (на слайде)

Учитель:

—А что значит, на ваш взгляд, термин «народный праздник»? С чем такие праздники связаны?

Дети: Это те праздники, которые к нам пришли от наших предков и они связаны с природой, с древними традициями, верованиями и обычаями людей.

Учитель:

—А какие народные праздники вы знаете?

Дети: Рождество, Масленица, ярмарки и т.д.

Учитель:

—Действительно, ребята, праздников у русского народа очень много и обо всех поговорить на одном уроке, к сожалению, не удастся. Поэтому сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно один праздник. Один, но зато какой!

— Он празднуется, когда на улице одно время года, сам же праздник посвящен встрече другого времени года. О каком празднике идет речь?

Дети: О масленице

На экране слайд: «Масленица»

3. Изучение нового учебного материала.

  • Изложение нового учебного материала с использованием средств наглядности (презентации);

  • Использование игровой ситуации для стимулирования учебной активности учащихся в ходе изучения нового учебного материала.

Учитель:

— А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? История возникновения праздника Масленица уходит своими корнями в глубокую древность, когда на Руси повсеместно было распространено язычество. Это очень древний праздник, который достался нам от славянских племен, и сохранился после принятия христианства. Начало празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Масленица это проводы зимы. В наше время мы тоже празднуем этот праздник. Кто помнит, в каком месяце приходит к нам это событие?….

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов. Посмотрите, какие названия имел каждый день недели и что положено было делать в этот день

На экране слайд:

(все вместе читают только названия дней недели)

Понедельниквстреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины.
Вторникзаигрыши. С утра молодые люди звали родных и знакомых кататься с гор, поесть блинов.
Среда лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможнымпотехам.
Пятницатёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Субботазоловкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок.
Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат: «Бог простит». А так же сжигают соломенное чучело — символ зимы.

Учитель:

—Обязательным атрибутом данного праздника являются специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду, которое и называли Масленицей. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси.

Учитель:

—Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю вам посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний.

Звучит музыка с запевами «Ой, масленица» и на экране появляются репродукции картин художников на тему празднования масленицы

Учитель:

—Давайте сейчас проверим, как вы внимательно рассматривали репродукции известных художников. Для этого посмотрите на доску. На ней вы видите таблички, на которых написаны характерные для праздников действия:

1.ГАДАНИЯ

2.ПЕСНИ И ТАНЦЫ

3.ПЕНИЕ КАЛЯДОК

4. ПОЕДАНИЕ ВКУСНОСТЕЙ

5.КАТАНИЕ НА САНЯХ

6.КАТАНИЕ НА КАРУСЕЛЯХ

7.ПЛЕТЕНИЕ ВЕНОЧКОВ

8. СЖИГАНИЕ ЧУЧЕЛА БАБЫ

Учитель:

— Выберите из них те, которые определяют традиции празднования именно Масленицы. Итак, таблички, под какими номерами нам надо убрать с доски, чтобы остались только нужные?

Дети:  1,3,7

Учитель:

— Как вы видите, в каждом слове выделена одна буква. Составьте из выделенных букв слово. Что получилось?

Дети: БЛИНЫ

На экране слайд «БЛИНЫ»

Учитель:

— Блины на масленицу не просто румяное и круглое лакомство. Блины в эти дни символизируют солнышко. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

  • Формировать умение переключать внимание с изменением вида деятельности

Физкультминутка

На экране слайд «Делу время, а потехе час»

Учитель:

Делу время, а потехе час. Ну вот, теперь пришло время и поиграть! Я вам буду песни петь, а вы показывайте движениями ту работу, о которой поется, да только, чур, не ошибаться!

-Коваль в кузнице кует, в наковальню бьет, Колокольчики звенят, молоточки гремят: «Тук-тук-тук!»

Блестит коса, сверкает, К сырой земле припадает, Посвистывает, поскакивает, Добрый молодец подхватывает.

(Учитель поет ,а дети показывают движения ).

4. Творческая практическая деятельность учащихся. Закрепление учебного материала.

  • Постановку конкретной задачи по практической деятельности перед учащимися

  • Инструкция по поэтапному выполнению практической работы

  • Описание форм и методов достижения поставленной цели

Учитель:

Итак, мы поиграли, теперь пора и делом заняться!

— Каждый из вас, наверняка, хоть раз в жизни, да и бывал на этом веселом празднике — масленице.

Я предлагаю вам сегодня изобразить кульминацию праздника. Это значит пик праздника, что-то самое главное. И что же это?

Дети: Сжигание Масленицы.

На экране слайд

Учитель:

Этот обряд обычно сопровождается плясками, песнями, играми и хороводами, и символизирует окончание зимы.

После того как чучело сгорает, праздник заканчивается прыганием через костер. Вот это самое вам и предстоит сегодня изобразить, но не совсем так, как мы это делаем обычно.

— Поэтому прежде, чем приступить к работе, посмотрим на сюрприз, который я вам приготовила.

Учитель раздает учащимся основу для рисунка, выполненную в виде тарелочки (блюда)

— Ваша задача состоит в том, чтобы эта тарелочка, которая сейчас совершенно белая и не интересная, превратилась в волшебный экран, на котором мы с вами увидим картины празднования Масленицы.

Выполнение учащимися практической работы под веселые русские народные песни.

5. Закрепление учебного материала. Подведение итогов.

  • Учащие оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы.

Вернисаж работ учащихся

Учитель:

— Вот и подошел наш урок к концу. Удалось ли выполнить задуманное? Чей результат труда вам понравился больше?

—Что нового и интересного вы узнали?

—А зачем мы с вами изучаем традиции нашего народа. Зачем мы празднуем праздники, которые придумали наши предки?

Дети: ………

Учитель:

— И действительно, без праздников нам бы жилось скучно и неинтересно. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляем мы его, может быть, и чуточку по-другому, но остается самое главное – радость, чувство общности с людьми и память о наших корнях.

5. Задание на дом

  • Постановка цели самостоятельной работы для учащихся в ходе выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

1. Украсить «блюдо», на котором находится рисунок.

2. В течение года собирать информацию о народных праздниках, участвовать в них и подготовить фотогалерею или галерею рисунков по их празднованию.

Список использованной литературы:

  1. Энциклопедия праздников/Авт.-сост. Н.В. Чудакова.- М.:ООО «Фирма « Издательство АСТ»»,1998г.

  2. Православная обрядовая кухня. – СПб.: ООО Издательский Дом «Кристалл»,2001г.

  3. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002г.

  4. Каждый народ –художник: Учеб.для 4кл.нач.шк. /Л.А.Неменская; Под ред. Б.Неменского. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2003г.

Конспект НОД для детей подготовительной группы
Тема «Широкая Масленица»

Цель:

Познакомить детей с историей, традициями, русского народа.

Программные задачи

Образовательные:

  • познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
  • познакомить с русским народным фольклором, используя заклички, хороводы;
  • продолжать обогащать словарный запас и усваивать лексико-грамматические категории.

Обращать внимание на правильное звукопроизношение.

Развивающие:

  • развивать познавательную сферу детей, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать все виды памяти, выдержку, зрительное, слуховое внимание;
  • развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства);
  • корригировать и развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю. Воспитывать коммуникативные навыки.

Материалы: блины (круги, вырезанные из бумаги желтого цвета); картинки с изображением процесса приготовления блинов; 2 куколки « Масленица»; демонстрационные картинки с изображением куклы-масленицы, разрезанные на 6-8 частей; репродукции картин русских художников и картинки по теме занятия.

Предварительная работа: заучивание закличек, стихов, небылиц. Рассматривание и беседы по картинам русских художников Б.Кустодиев «Масленица»; В.И. Семенов «Скоморохи с медведем»; В.И. Суриков «Взятие снежного городка»; Кириллов Иван «Масленица. Кулачки»

Ход НОД:

Воспитатель:

 Как хозяева наши постарались,

В доме к празднику все прибрались.

Все готовы? (Да.) Ну, тогда

Ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

Дети:

На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают «крышу»
Ну, а к дому путь закрыт.

Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются,

— большие — вверх — «ворота»

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются
Всех вас в гости приглашаем. Кланяются гостям

Воспитатель: Какое, сейчас, время года (зима).

— Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

— Какой народный праздник мы отмечаем в феврале на этой неделе? (Масленица).

— Что это за праздник?

Дети: — «Масленица» — это долгожданное прощание с зимой и весёлая встреча весны. Еще его называют «Проводы зимы».

Воспитатель: — Масленица – самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник.
Ребенок 1: Этот праздник к нам идет
Раннею весною, 
Сколько радости несет 
Он всегда с собою.

Ребенок 2: Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Ребенок 3: Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Ребенок 4: Широкая Масленица –

Сырная неделя!

Ты пришла нарядная

к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться

будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную

из дому прогнать!

Дети садятся.

Воспитатель.

— Про Масленицу говорили « широкая масленица», как вы думаете почему? /Этот праздник праздновали целую неделю./

— А сколько дней в неделе? Как они называются? (Ответы детей.)

Первый день праздника – понедельник — начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.

На шесте стою, с высока гляжу.

Тело, руки, голова всё из соломы у меня

Обрядили, принесли,

А затем меня сожгли. /Чучело куклы-масленицы./

Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест. /Демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения большой куклы-масленицы/.

Была еще традиция в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку с косой, одевать её в девичий наряд и усаживать на почетное место. Это была — домашняя Масленица. /Демонстрация куколки./ Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

В каждом селе чучело куклы была своё. А какие они были разные, вы полюбуетесь, собрав из частей их изображение.

«Собери мозаику – куклу «Масленица».

Цель – Развитие пространственного мышления.

Каждая картинка изображающая куклу — Масленицу разрезана на 6-8 частей. Детям необходимо собрать целое изображение куклы из отдельных деталей.

Сделав чучело — куклу, её с пением и шутками возили на санях по деревне. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки дети и ряженые. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе. А ребятишки, скатившись с горы, бегали по деревни и выкрикивали: «Приехала масленица! Приехала масленица».

Собравшись группками, они обходили дворы, поздравляли хозяев с наступлением Масленицы и выпрашивали самое главное угощение на масленицу — блины:

«Тин-тинка, подай блинка,

оладышка-прибавышка,

масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

масляным кусочком поделися!». /Проговаривают хором./

— А почему именно блины – главное угощение на Масленицу? /ответы детей/

— Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.

А солнышко люди всячески призывали к себе на помощь в эти дни. В образе блина почитали будущий хлеб и блином как бы говорили солнцу: « Вот каким круглым, румяным, и горячим ты должно быть теперь! Ведь скоро сев! »

— А как вы думаете, почему праздник называется «Масленица»? / Всю неделю каждый день пеклись блины, которые обильно поливали маслом./ Родственники, друзья, соседи- все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Читают дети:

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.

— А вы любите блины?

— А из чего и как их пекут знаете?

«Печем блины»: Д/упражнение «Расположи картинки в правильной последовательности».

Все ребята знать должны

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка… соли.

Детям необходимо отобразить в картинках процесс приготовления блинов.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Цель: в игровой форме упражнять детей в словообразовании.

— Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один — называем просто … /блин/

Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/

Испекли для дочек – назовём … /блиночек/

Будет кушать их сынок — назовём тогда … /блинок/

Огромный, как домище назовём — … /блинище/

Со второго дня – вторника — начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».

Вот и нам пришла пора поиграть.

Игра «Блинок»

Цель: вызывать у детей интерес к хороводным играм русского народа. 

Все стоят в кругу и говорят слова:

Месим, месим, месим тесто (сужаем круг)

Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем)

Оставайся такой, да не подгорай.

Пшшшш…. (присели на корточки)

Ой, подгорел. (Играем два раза)

Танец-игра «ты, катись горячий блинчик»

Цель: воспитывать любовь к народным играм.

Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.

Игра «Прятки с блинами»

Цель: Формировать умения ориентироваться в пространстве, развивать внимание.

По всей комнате в разных местах в отсутствие детей спрятаны «блины» (круги, вырезанные из картона желтого цвета). Задача детей найти их.

Каждый день на масленичной недели проходили народные гулянья, игрища, потехи и забавы. Какие же развлечения придумал народ:

Дети катались со снежных гор на лыжах и санках. /Демонстрация картинки./ Даже устраивали соревнования, чьи сани дальше улетят с горы.

Катались на каруселях и качелях.

Чтобы всё в будущем году было благополучно, бегали по деревне и пели песенки-заклички.

Дети хором:

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна-красна,

Приди, весна, с радостью!

Рассматривание репродукций и рассказы детей по картине.

Б.Кустодиев «Масленица»

Взрослые по деревне катались на украшенных нарядных тройках с бубенцами, перезвоном колокольчиков. / В больших деревянных балаганах (уличных театрах) давали представления и концерты бродячие артисты во главе с Петрушкой…

В.И. Семенов «Скоморохи с медведем»

Народные гулянья не обходились без скоморохов, веселили людей. Они пели, играли на музыкальных инструментах, плясали, страивали медвежьи потехи. Шуты и скоморохи смешили людей до слез, рассказывая всякие небылицы.

Мы тоже с вами знаем небылицы: /рассказывают дети/

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

Два жадных медвежонка
Сидели на суку.
Один держал кастрюлю,
Другой — месил муку.
-Раз куку, два куку-
Оба шлепнулись в муку

Оказались не в муке,
А у бабки в твороге.

По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Устраивались также состязания:

В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

Строили снежные городки и ледяные крепости и брали их с боем. Играющие делились на две команды и одни пытались разрушить крепость, а другие оборонялись

Кириллов Иван. «Масленица. Кулачки»

Молодые мужчины устраивали кулачные бои. /демонстрация картинки/

Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один»./

Демонстрация изображения на картинке.

Не менее интересным было испытание ледяным столбом. Посреди деревни ставили высокий облитый водой столб. На него подвешивали ценные подарки, и все желающие могли попробовать влезть на столб и достать подарок.

Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась»

В воскресенье, в последний день праздника, «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. Её устанавливали в центре площади (а в деревне за околицей) и прощались с ней шутками; песнями, плясками, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Водили вокруг куклы — Масленицы хороводы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

Дети хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть в огне сгорают
К солнцу улетают!

Воспитатель:

Люди верили, что с сожженным чучелом из их жизни уходили все беды и невзгоды прошлого. Верили, что отправляют в костер все свои неприятности, а впереди их ждут лучшие дни.

И последний день праздника назывался «прощеное воскресенье». Все люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды: «Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю». Вот какие чудесные наши русские традиции.

Мы с вами, ребята, тоже всю неделю будем водить хороводы, играть в снежки, кататься на санках, брать снежные крепости на прогулке, сжигать чучело и угощаться блинами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конспект на тему праздник осени
  • Конспект на тему православные праздники
  • Конспект мероприятия праздник осени
  • Конспект история праздника день матери
  • Конспект занятия что нам осень подарила старшая группа