Конспект урока покров праздник

 Урок - праздник, проведенный в 4 классе. Цели: Познакомить с историей возникновения праздника, Православной Церкви; дать представление о внешнем виде, архитектурных особенностях, истор

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Урок-Праздник

с элементами интегрирования и использования ИКТ

Покрова пресвятой богородицы

в 4 классе

                                                    Подготовила и провела

                                                      учитель начальных классов:

                           Грачёва Е. В.

                   Октябрь 2014

Цели: 

Познакомить с историей возникновения праздника, Православной Церкви; дать представление о внешнем виде, архитектурных особенностях, истории создания самых известных русских храмов, посвящённых Покрову Пресвятой Богородицы;

развивать речь и творческое мышление учащихся, учить детей конструировать предложения различной степени сложности и употреблять их в связной речи;

воспитывать милосердие, понимание красоты в архитектуре, поэзии.

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, презентация, материалы для выполнения творческой работы (рисунки детей, клей, манная крупа).

Ход праздника

 Ведущий.

 Сегодня мы поговорим о празднике Покрова.

Звучит Величание в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

в исполнении Нестора

I Орг момент.

II Проверка выполнения домашнего задания.

III Сообщение темы урока.

1.Актуализация знаний.

— А что значит «покров»?

Это то, чем покрывают что-нибудь. 

14 октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Божией Матери. В этот день мы вспоминаем, что Дева Мария покрывает нас Своим покровом, защищает нас от всяких бед.

 Послушайте об этом стихотворение Рутенина  «Осень. Покров»

Слякоть пусть и бездорожье,

Не грусти, потупя взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

От всего на свете злого

Лес и поле, и дома –

Покрывает все Покровом

        Богородица Сама

Убывает день осенний.

Умолкает птичье пенье.

И сегодня выпал в срок

Первый беленький снежок.

В этот день Андрей блаженный

Видел свет неизреченный:

Богоматерь во Влахернах

Богу молится о верных,

Всех невидимых покровом

Благодатно осеняет

И в земном пути суровом

От несчастий сохраняет.

А вот  как об этом празднике говорит мальчик, герой повести Ивана Шмелева «Лето Господне».

«Так вот что это — Покров! Это — там, высоко, за звездами: там -Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин говорит: «Сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим ангелом — Иван-Богословом и со ангельскими воинствами и держит над всей землей великий Покров — омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся».

А я — увижу? Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видел, дадено ему было видеть и нам возвестить — в старинном то граде было, — чтобы не устрашились люди, а жили — радовались.

— Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом».

—   Что говорит мальчик Ваня об этом празднике?

Он говорит, что Божия Матерь защищает всех людей Своим покровом. А еще он хочет увидеть это, но не может, и говорит, что один человек это видел.

Давайте рассмотрим икону Покрова Божией Матери.

Слайд №1 с изображением иконы Покрова Божией Матери

(Приложение 1)

На иконе изображен храм, в нем люди, а над ними Божия Матерь. Показывая, что действие происходит в храме Божьем, иконописец изображает внутреннее убранство храма. Пресвятая Богородица изображена в центре иконы над молящимися в храме людьми. Обратите внимание, что на молитву в храм собрались разные люди.

Видите человека в простой одежде, босиком? Это святой Андрей.  

Слайд №2 с изображением Андрея (Приложение 1)

Святой Андрей жил  подаянием, по ночам молился за тех, кто гнал его днем.

Однажды холодной зимой Андрей замерз в снегу, но не умер, а был восхищен в рай, где видел Самого Господа и многих святых. Не увидел он только Пресвятой Богородицы, оказалось, что Она ушла на землю помогать людям. Вскоре святой был возвращен на землю и увидел Богородицу не на небе, а на земле. Было это так. Город, где жил святой Андрей, окружили враги, и жители собрались в церквах, чтобы помолиться об избавлении города от врагов. Святой Андрей и его ученик Епифаний тоже были в храме. И вдруг святой, подняв голову, увидел Царицу Небесную. Она шла по воздуху, окруженная ангелами и святыми, а рядом с Ней шли апостол Иоанн Богослов и Креститель Господень Иоанн. Пресвятая Дева встала на колени и начала молиться, а потом Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над людьми, защищая их от врагов. Это чудо видели только святой Андрей и Епифаний, они рассказали о нём всем людям, и этот рассказ произвел сильное впечатление.

Слайд №3 с изображением Андрея и Епифания (Приложение 1)

Существует много рассказов о том, как Богородица спасала людей. Может быть, кто-нибудь из вас знает такую историю? (Дети отвечают.)

  А сейчас  послушайте одну такую историю о том, как Божия Матерь спасла детей.

 Во время войны решено было отправить детей на грузовиках подальше от фронта. Чтобы машины не попали под бомбежку, ехать решили ночью. Дорога шла по лесу, и в темноте одна машина сошла с дороги, стали ее искать, но так и не нашли, а поехали дальше полем. Вдруг перед «потерявшейся» машиной возникла женщина, Она молча стояла с раскинутыми руками. Шофер выскочил из кабины, но на дороге уже никого

не было. Машины тронулись, но тут же Она появилась вновь, тогда шофер вышел из кабины и прошел немного вперед там был обрыв. Так Божия Матерь спасла детей.

Мы уже знаем, что на многих иконах изображается лик Божьей Матери. Люди в молитве  просят её о помощи в разных житейских нуждах и получают её  по своей вере в бесконечную милость и любовь Богородицы. Иконы в которых были явлены Богоматерью чудесные случаи помощи людям(спасение от смерти, исцеление от болезней, нищеты и т.д.) называют чудотворными, творящими чудо.

-Что такое чудо?

Чудо это необычное событие, которое невозможно совершить человеку. Бог может совершить любое чудо, а совершает он его только тогда, когда это полезно человеку, помогает ему становиться более добрым, скромным, терпеливым. Много чудес совершает господь по молитвам своей Пресвятой Матери. С нежной любовью приходит всем на помощь Матерь Божья, заступница.

    О Божья Матерь! Умягчи

Сердца жестокие и злые.

И пусть Твоей любви лучи,        

Как будто стрелы золотые,

Пробудят кротость в них впервые.

Открой сердцам, о Божья Мать,

И доброту, и состраданье,

И жалость к каждому созданью

Пролей с небес, как благодать.

   На Руси очень почитался праздник Покрова. Этот праздник установлен Русской Православной Церковью в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя в X веке.

Слайд №4 с изображением Влахернского храма (Приложение 1).

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется на Руси с XII века и относится нашей Церковью к числу великих.

В честь этого праздника строилось множество храмов.

Слайд №5 с изображением храма Покрова на Рву (Приложение 1).

        Чудо русского средневекового зодчества – храм Покрова на Рву, больше известный как собор Василия Блаженного в Москве.

Восемь башнеобразных храмов словно в хороводе окружили главный, центральный. Уже позднее к ним были сделаны пристройки, нарушившие композицию.

Слайд №6 с изображением Храма  Покрова Божией Матери на реке Нерль (Приложение 1).

Храм Покрова Божией Матери на реке Нерль.

В нескольких километрах от Владимира, в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси – Покрова на Нерли.

У ее подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.

Слайд №7 с изображением Церкви Покрова Пресвятой Богородицы  в Белгороде (Приложение 1).

В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы нужно вспомнить, что в городе Белгород находится Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Послушайте стихотворение Кельша «Покров Пресвятой Богородицы» и скажите, о каких событиях в нем говорится.

В святом Царе-граде творит патриарх

Во храме Влахернском моленье,

С ним молится вместе Лев, мудрый монарх,

Прося от врагов избавленья.

Пред Ликом Пречистой там к полу приник

Главою Андрей юродивый,

И с ним Епифаний, его ученик,

В молитве стоит молчаливо.

Вдруг храм озарился небесным огнем,

В нем велие чудо свершилось:

Среди херувимов, в величьи святом

Пречистая Матерь явилась.

Молящихся в храме усердно людей

Покрыла Она омофором…

«Ты видишь ли, видишь ли?» — вскрикнул Андрей,

С блистающим радостно взором.

И молвил ему Епифаний в ответ:

«Да, отче: Пречистая Дева

Покровом Своим нас спасает от бед,

От вражьего страшного гнева!»

И, бросивши лагерь свой, злой сарацин

Бежал из-под стен Царя-града —

Набегу неверных, свирепых дружин

Предстала незримо преграда.

Издревле Христов непреложный закон

Принявши из рук Византии,

И мы с незапамятных, древних времен

Все молимся Деве Марии.

—     О чем говорится в этом стихотворении?

О том, как Царьград окружили враги и все стали молиться об избавлении от врагов. И тогда юродивому Андрею и Епифанию было видение: они увидели, как Божия Матерь покрывает всех молящихся Своим покровом. После этого враги бежали от города. С тех пор Православная Церковь празднует это событие.

Традиция особого почитания праздника Покрова Богородицы возникла не в Византии, а на Руси. Богородица издавна считалась Покровительницей земли Русской. В середине 12 века установил этот праздник в своих Владимиро-Суздальских землях князь Андрей Боголюбский. На границе своего княжества, на берегу реки Нерли поставил князь первый в России храм Покрова Пресвятой Богородицы.

— В 1164 году князь А. Боголюбский собрался в опасный поход. Накануне ему приснился сон. Богородица простирала над ним свой покров,  Князь понял, что одержит победу. И когда это случилось, то он задумал построить в память о победе храм. И быть тому храму красоты необыкновенной, и освятить его впервые на Руси – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храбрый и набожный князь А. Боголюбский,  навсегда покидая Киев и переселяясь в Ростово-Суздальскую землю, взял с собой художественную икону Богоматери, написанную, как гласило предание, самим евангелистом Лукой.

 Когда икону везли во Владимир (карта русских земель  12 в), то в 10 км от города кони вдруг встали и не могли сдвинуться с места. Князь воспринял

это как знамение Божие – особый знак. Он посчитал это место «Богом любимо». И повелел заложить там храм и свой  дворец,  и место назвать Боголюбово. Принято думать, что по названию места и самого князя стали звать Боголюбским. Но это верно лишь отчасти. Князь действительно всей душой любил бога. И особенно чтил его Пресвятую Матерь – верил в заступничество. Чудотворную икону князь поместил в великолепном соборном храме г. Владимира. (с тех пор ее именуют Владимирской иконой Божьей Матери).

IV Творческая работа.

Сегодня мы говорили об иконах. В них и цвета имеют своё значение.

Белый – нравственная, чистая

Черный – тьма, злые силы

Красный – огонь, жизнь

Зеленый – символ жизни на Земле

Багровый – знак величия

Голубой – цвет небесной истины

— К этому уроку вы получили задание изобразить православные храмы нашего края.

— Какие цвета вы использовали, чтобы передать их величие, торжественность и красоту?

— А сейчас мы закончим работу, покроем белым снежком (манной крупой) храм.

Под звуки музыки дети выполняют работу.

(Звучит песнопение «Покров Пресвятой Богородицы»).

                                 Осень землю покрывает

                                Пестрым праздничным ковром –

                                Так природа поздравляет

                                Нас с Великим Покровом.

                                  Всех в огромном жизни море

                                Богородица согреет и простит,

                                 Страждущих всегда утешит в горе

                                И Покровом драгоценным защитит.

V. Итог урока.

Тема: «Покров Пресвятой Богородицы»

Митягина М.Ю.

МБОУ СОШ №8, г. Чехов

Направленность внеурочной деятельности: ОДНКНР

Направленность программы: духовное воспитание

Место занятия: Занятие №7, в разделе: Законы нравственности – часть культуры общества

Виды образовательных технологий:

  • Информационно-коммуникационная (компьютерная) технология

  • Игровые технологии

Цель урока:

  • воспитание высоконравственной, ответственной творческой инициативной личности,

  • Познакомить с историей возникновения праздника,

  • развивать речь и мышление учащихся, через игровую деятельность

Задачи занятия:

  • Через фольклор, обрядность, старинные предметы быта, ремесла учить уважать и беречь традиции русского народа

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых

  • мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.

Планируемые результаты:
Личностные:
формировать целостный, социально-ориентированный  взгляда на мир в его органичном единстве.

формировать целенаправленную познавательную деятельность;
работать в группе;
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные : прогнозировать предстоящую работу: определение цели деятельности;
оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
обрабатывать полученную информацию:

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Основными принципами урока являются:

  • Доступность и последовательность;

  • связь изучаемого материала с текущими событиями в современной православной жизни и культуре;

  • творческий характер самостоятельной работы.

Межпредметные связи: литературное чтение (стихи, тексты), искусство (архитектура, изображение народных гуляний, праздников)

Материально-техническое обеспечение: 
мультимедийный проектор 
компьютер
аудио диски

реквизит и костюмы, соответствующие теме занятия

Ожидаемый результат:

  • воспитание любви к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

  • развитие дружелюбия, гордости за свой народ.

Результат урока:

  • знакомство с историей праздника Покрова

  • привить интерес и любовь к традициям и обрядам русского народа в игровой форме

Ход Занятия

Психологический настрой (на слайде появляется изображение иконы Покрова

Пресвятой Богородицы).

Актуализация знаний. 
Обучающимся задается вопросы:

  1. Кто изображен на слайде?

  2. Если это икона, то чей лик изображен?

  3. Какому празднику посвящено данное изображение?

Ответы учащихся.

Какие православные праздники вы знаете?

А какой православный праздник отмечают осенью 14 октября?

А почему отмечают этот праздник?

Обобщение ответов детей. Определение названия праздника, который и дает нам тему урока.

Учитель. 14 октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Божьей Матери. В этот день мы вспоминаем, что Дева Мария покры­вает нас своим покровом, защищает нас от всяких бед.

А сейчас мы послушаем рассказы о чудесном явлении Пресвятой Богородицы в Константинополе в 10 веке и о праздновании этого праздника на Руси. Выступление учащихся с докладами:

  1. О Богородице

  2. Об истории праздника.

Опережающее задание. Темы докладов раздаются за неделю.
Ответы.

Учитель комментирует сообщения детей и прежде всего, обращает внимание на значение новых слов:

Покров – понимается как покрывало и как покровительство.

Амафор, мафорий – головное покрывало, которое спускалось до самых ног.

Далее учитель продолжает рассказывать о возникновении праздника Покрова Пресвятой Богородицы. (опережающее задание). На Руси почитание Покрова Пресвятой Богородицы началось с 12 века. Родоначальником этой традиции считается князь Андрей Боголюбский.

Он славился благочестием. В память о явлении Богородицы в 1165 году вблизи города Владимира князь Андрей воздвиг храм Покрова – на – Нерли.

Сейчас он известен всему миру как шедевр русского зодчества. Тем самым князь как бы отдал Русь под защиту Небесной Владычице.

Чудо русского средневекового зодчества – храм Покрова на Рву (слайд), больше известный как собор Василия Блаженного в Москве.

Восемь башнеобразных храмов, словно в хороводе окружили главный, центральный. Уже позднее к ним были сделаны пристройки, нарушившие композицию.

В нашем районе в селе Мещерское — храм освящен в честь этого праздника.

Учитель. Само слово «Покров» в крестьянском воображении было связано не только с покрывалом Богородицы, но и с первым снегом, покрывающим землю. Покров в народе считают праздником первого снега.

С древних времен в народе бытовали различные приметы.

Покров — первое зазимье. Покровом в прежнее время завершался сельскохозяйственный год и подводились итоги урожаю:

«Покров спросит лодырей: где вы были летом и где зимовать будете?»

Погодное состояние дня:

«На Покров до обеда – осень, после обеда – зима-матушка».

«Снег Покрова не ждет».

«Не удивляйся снегу на Покров».

«Вот тебе и Покров: белые мухи на нос садятся».

Примечали:

«Каков Покров – такая зима».

«Отлет журавлей до Покрова – на раннюю холодную зиму».

К Покрову старались запастись топливом и утеплить избы:

«Батюшка Покров, избушечку покрой добром и теплом».

«В Покров не проживешь без дров».

Существует и народная поговорка «Каков покров – такова и зима». В быту день Покрова увязывают со снежным покровом, с окончанием сельских работ, с наступлением холодов и снегопадами. Этот день означал окончание сельскохозяйственных работ. Начинался сезон посиделок и свадеб.

Обычно на Покров пекли блины и стряпали различные угощения. В связи с празднованием Покрова на Руси возникли определенные народные традиции. К Покрову заканчивали утеплять избы – конопатили стены, забивали мхом щели. Если не приведешь избу в порядок к Покрову – будешь мёрзнуть всю зиму. На Покров сжигали сухие яблоневые ветки. Считалось, что это помогает на всю зиму сохранить тепло в доме. Вечером на Покров устраивали шумные застолья. При этом не забывали о сиротах и бедных, им подносили угощения, делали подарки.

А сейчас я вам предлагаю поучаствовать во фрагменте обряда «Покровские посиделки», который проведут вам учащиеся 7 класса.

(в учебном классе оборудован уголок имитирующий крестьянскую избу) .

Забот у крестьянки очень много. Так и видится, что отдохнуть, повеселиться нашим пра-пра-пра… бабушкам некогда было. Но как без отдыха? У нас – дискотеки, вечеринки. У пра-пра-пра…бабушек – посиделки.

Когда урожай собран, до посевной ещё долго, самое время развлечься. И вот собирается молодёжь у кого-нибудь в доме (как правило, у одинокой женщины), чтобы вместе … поработать! Ткут, прядут, шьют, вышивают, домашнюю утварь выделывают вместе. И поют, сказки рассказывают, пляшут немножко, невест и женихов себе присматривают. На Руси посиделки начинались с летопроводца – с 1 сентября – и продолжались до Благовещения. Когда начиналась серьёзная крестьянская работа. Недаром на Руси в народе говорилось « Лето для старания, а зима для гулянья».

Собирались и стар и мал, старшие передавали свои умения, учили уму разуму свое подрастающее поколение, а молодежь для забав, хороводов и песен.

И мы готовы инсценировать небольшой эпизод деревенских посиделок:

На завалинке в светёлке

Иль на брёвнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались,

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче, мы общались,

Без общенья жизни нет.

(Хозяйка за домашней работой, дочка занимается рукоделием, отец и сын плетут лапти.)

Хозяйка: Дом вести – не головой трясти. Все надо припасти. Акуля, Акуля, что шьёшь.

Дочка: Да я матушка ещё пороть буду.

Хозяйка: Поспешишь – людей посмешишь.

Дочка: знаю , матушка, знаю. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Хозяин: Домом жить обо всём надо тужить. ( плетёт лапти )

Сын: тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.

Хозяин: А что такое рифмы?

Сын:  А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?

Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.

Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!

Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Сын: Тятенька, это же шутка. Так для рифмы говорят.

Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?

Сын: Федя!

Хозяин: Если ты Федя, то поймай в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Хозяйка: будет вам ругаться, да ссориться.

Хозяин: Кого ещё нелёгкая несёт?

Сосед: Можно, хозяин?

Хозяин: Гость – не кость, за дверь не выкинешь. Заходите!

Девочки: Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показывать. Мир вашему дому!

Дочка: Здравствуйте! Заждалась я вас, что – то вы припоздали.

Хозяйка: Девчата

1 девочка: Хозяюшка, а что ты нам делать дашь?

Хозяйка: красным молодушкам дам вышивать белый ленок

(даёт пяльца).

В тесноте – да не в обиде!

Хозяйка:

Здравствуйте! Девицы!

— Здравствуйте!

Хозяйка:

— Пошто пришли?

Девочки: 

— попеть, поплясать.

Языками почесать.

— Агостинцы есть?

— Пряники мятные, леденцы сладкие, песни, да скорые игры, да пляски.

Хозяйка:

Вы не стойте у порога, на серёдку выходите.

Девица:

— А давайте разомнемся, «корзиночку» спляшем! Кто трудился от души — веселись теперь, пляши!

(Исполняется хоровод «корзиночка», игра ручеек ) .

Вместе дело спорится, дай вам бог здоровьица!

Спасибо этому дому. А мы дальше пойдём.

Подведение итогов.

Беседа о том, чем отличается досуг современной молодежи от досуга наших предков. Как наши предки умели совмещать работы по дому, рукоделие с проведением досуга в игровой форме в виде посиделок.

Рефлексия..

На доске прикреплено дерево без листьев. Ребята ваша задача. Взять из коробочки листья, они разного цвета и прикрепить. Красные листья означают, что вам занятие очень понравилось, желтые – что вы остались равнодушны, а коричневые означают, что занятие вам не понравилось. (Ребята прикрепляют листья).

Большое спасибо. На этом наше занятие закончено.

11

Цель: приобщение детей к истоками народной культуры.

Задачи:

1. Обучающие:

  • учить выделять характерные признаки ранней и поздней осени, сравнивать
    осенние пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
  • познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей
    возникновения, традициями и обычаями проведения;
  • познакомить с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как
    произведениями искусства.

2. Развивающие:

  • развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству
    русского народа;
  • развивать эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения;
  • развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях,
    создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором
    (рисование на ткани с использованием трафаретов);
  • развивать интерес к художественному слову (загадкам, эпитетам, стихам),
    умение выразительно исполнять поэтические произведения.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать
    соблюдать и сохранять русские традиции;
  • воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества,
    культуру общения;
  • воспитывать аккуратность в выполнении работы (рисование на ткани с
    использованием трафаретов).

Словарная работа:

  1. Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная,
    золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя,
    скучная, унылая, пасмурная…
  2. Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (покров,
    покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка…).
  3. Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город
    Павлопосад.

Материал:

  • мультимедийная презентация «Покров»;
  • видеоаппаратура, Павлопосадские шали;
  • репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е.
    «Октябрь»);
  • салфетки из ткани, краски, трафареты для украшения «шалей».

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке.
  2. Экскурсия в осенний парк.
  3. Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.
  4. Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья
    голые стоят…»).
  5. Работа с тканью (изготовление бахромы).
  6. Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра»,
    «Осень наступила»).

Ход занятия

Дети сидят на стульях полукругом.

1. Беседа об осени.

— Дети, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

— Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение.)

— Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся
короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь…)

— Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

— Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя
(поздняя) осень. Объясните почему вы так решили. (Левитан И.И. «Золотая
осень», Волков Е.Е. «Октябрь».)

— Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная,
богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем.)

— Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая,
поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)

2. Народный праздник Покров.

— Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»?
Как вы думаете, что оно обозначает?

— Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать,
покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…)

— Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это
значит? (Ответы детей.)

— Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.)
В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин
голова должна быть всегда покрыта.

— Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что
платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть
разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с
красивой бахрамой по краям.)

— Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали.

Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и
шаль, и назвать характерные отличия.

— Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день
свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут
заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой.)

Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову
невесты.

4. Игра «Облупа».

— Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и
закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью.
Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

5. Происхождение праздника «Покров».

— Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением
холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом –
снежным покрытием, как покрывалом.)

Детям предлагается посмотреть на слайд.

— Вам интересно узнать о происхождении праздника?

— По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были
свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор –
над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим
покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и
радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник –
именно в тот день, когда и было это видение.

— Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.

6. Покровские ярмарки.

— Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого
видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

— Вы хотите побывать на ярмарке?

Дети хором повторяют скороговорку:

Еле -, Еле -, Елизар
Едет, едет на базар.
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара

— Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали.
Девочки одевают на плечи шали.

— Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские.
Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям
бахрома.

— Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды.
Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

— Отгадайте, какими цветами украшали шали?

Демонстрация иллюстраций с изображением цветов.

Вот чудесные цветы
Небывалой красоты
Яркие, пахучие
Ай, ай, ай! Колючие! (Роза.)

Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка.)

Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)

Нам запах свежести лесной
Приносит поздней весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

— Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке
Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный
орнамент.

Дети по очереди описывают понравившийся им платок.

7. Русская народная игра «Арина».

— Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в
середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя
отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

8. Итог занятия.

— Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили?
(Покров.)

— А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как
покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.)

— С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями
и платками.)

9. Изготовление салфеток.

— Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня
мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски
(рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски.
Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.

После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы.

Дети «змейкой» выходят из группы.

Познакомить учащихся с православным праздником Покрова, его историей, традициями.

Содержимое публикации

Конспект занятия «Покров Пресвятой Богородицы»

для учащихся 10 – 12 лет

Цель: 

Познакомить учащихся  с православным праздником Покрова, его историей, традициями.

Формировать интерес учащихся к русской истории, православным традициям.

Вовлечь учащихся в познавательную и игровую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

— приобщение учащихся к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

-формирование внутреннего мира на основе эмоционального и смыслового отклика.

Развивающие:

— раскрытие духовной одаренности учащихся и их личностных дарований,

-знакомство с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, народной традиции обращения о заступничестве к Богородице,

Воспитательные:

 воспитание познавательного интереса к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.

Ход занятия:

— Дорогие, ребята, сегодня вы узнаете об истории праздника Покрова Пресвятой Богородицы, и о том, как отмечали  этот праздник православные русские люди. И у нас предстоит небольшая квест-игра.

Явление Покрова Пресвятой Богородицы произошло в 910 году воВлахернской церкви Константинополя.

Этого человека звали Андрей, в детстве он попал в плен, но ему повезло: его хозяином оказался добрый человек, он воспитал Андрея как своего сына, в вере. Когда мальчик вырос, он принял подвиг юродства. Кого называют юродивыми, или блаженными? (Это люди, которые притворялись безумными, а на самом деле обличали грехи людей, молились за людей, вели тайную церковную жизнь)

— Таким был и святой Андрей: жил он подаянием, по ночам молился за тех, кто гнал его днем. Однажды холодной зимой Андрей замерз в снегу, но не умер, а был перенесен в рай, где видел Самого Господа и многих святых. Не увидел он только Пресвятой Богородицы, оказалось, что Она ушла на землю помогать людям. Вскоре святой был возвращен на землю и увидел Богородицу не на небе, а на земле.

Видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме.Согласно Житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова,которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём.Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

— Традиция праздновать день Покрова Пресвятой Богородицы возникла на Руси. В середине 17 века установил этот праздник в своих Владимиро-Суздальских землях князь Андрей Боголюбский. 

Почему его назвали Боголюбским?

— В день Покрова Пресвятой Богородицы перед иконой Святая Церковь молит Царицу Небесную покрыть православных христиан «омофором  (покровом) милости» Своей. 

Праздничные иконы, хоть и написаны были в разные периоды, очень похожи.

Давайте рассмотрим икону Покрова Божией Матери. Что вы на ней видите? (На иконе изображен храм, в нем люди, а над ними Божия Матерь)

— Рассмотрите человека в простой одежде, босиком. Это святой Андрей, а рядом с ним его ученик Епифаний. В центре иконы стоит диакон. Что делает этот человек? (Он помогает священнику совершать службу)

— Диакона зовут Роман Сладкопевец. Сейчас я вам расскажу его житие, а вы подумайте, почему он изображен на этой иконе.

         Святой Роман прислуживал в церкви. Хотя он был молод и неграмотен, патриарх назначил ему такое жалованье, как и другим служителям, а им это не понравилось, они решили подшутить над святым. Однажды во время службы схватили они Преподобного (монах, достигший святости) и, поставив посреди церкви, предложили пропеть песнопения. Подвергшийся такому оскорблению, совсем не умевший петь, Роман горько заплакал. После службы он долго молился перед образом Богородицы, прося Ее помощи. После этого Роман заснул, и во сне ему явилась Пресвятая Дева. Она вручила ему маленький свиток и велела проглотить. Когда преподобный Роман проснулся, то почувствовал, что научился грамоте и пению. Обрадованный Роман поблагодарил Богородицу за Ее дар и поспешил в церковь. Роман смело вышел вперед и запел праздничное песнопение Рождества. Потом патриарх рукоположил святого Романа в диакона. С тех пор Роман написал множество песнопений, которые и сейчас поются в церкви.

— Теперь ответьте на вопрос: почему преподобный Роман изображен на иконе? (Потому что Божия Матерь Своим покровом защитила его от насмешек)

— А почему его назвали Сладкопевец?

— В праздник перед иконой Покрова Божией Матери священнослужители и люди, пришедшие в храм на Богослужение, поют, слушают кондак, тропарь и величание празднику. И кондак, и тропарь, и величание – праздничные небольшие песнопения. В чем же их отличия? Прочитаем словарные статьи.

  Рассказ о церкви Покрова на Нерли и соборе Василия Блаженного.

— В 1165 году на водной границе своего княжества, на тихой реке Нерли поставил под Суздалью. Князь Андрей Боголюбский первый в России храм, посвященный  Покрову Пресвятой Богородицы.

Какой он? Что вы можете сказать о месте, в котором расположен храм?

Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме, в белокаменной рубахе. Стоит этот храм и по сей день.

Мы пришли с тобой и замерли,

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова,

Что не камень, а из света весь,

Из любовей, из молитв…

    — В 16 в. в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Василия Блаженного в ознаменование покорения Казанского ханства. Над могилой святого Василия Блаженного был построен и освящен через некоторое время придел, давший второе название храму.

— Вы много сегодня узнали о празднике Покрова Пресвятой Бородины, а теперь давайте поиграем. Разделимся на две команды и отправимся по своим маршрутам, набирать фишки-жетоны. Команда, набравшая большее количество фишек, будет победителем! Ну, что , в добрый путь!

«Конкурс вопросов и ответов».

Назовите Богородичные праздники, которые связаны с земной жизнью Пресвятой Богородицы.

Как звали святых, которые узрели, увидели Пресвятую Богородицу, идущую по воздуху?

Назовите храмы, построенные на Руси в честь Покрова Божией Матери?

Как звали зодчих, которые построили храм Василия Блаженного в Москве?

В каком месяце празднуют Покров Пресвятой Богородицы? (Октябрь)

Как называется покрывало, которым Богородица защищает нас от бед? (Омофор)

Что означает словосочетание «простирает омофор»?

Как назвали святого Романа, которому Богородица помогла научиться чудесному исполнению церковных песнопений? (Сладкопевец)

Как звали князя, который основал первый на Руси храм Покрова Божией Матери? (Андрей)

На какой реке был возведен самый первый храм Покрова Божией Матери? (Нерли)

Игра – квест

1.Собери храм из частей.

Что это за храм?

Где находиться?

2. Сделай корабль варваров из бумаги. Сбей корабль.

3. Пройди полосу препятствий, получи букву. Вся команда должна сложить слово и объяснить, что это такое?

4. Объясни слово.

Вытаскивается слово из мешочка и объясняется команде, не называя его, время ограничено. Слова: Влахерна, Епифаний, Нерли, Омофор, Сладкопевец, юродивый, Андрей.

5. Попади в цель. Кто больше?

6.Конкурс «Укрась Покров словами».

Необходимо подобрать как можно больше красивых и выразительных определений к слову «Покров». Кто больше?

Подведение итогов.

Награждение.

Чем вам запомнилось наше занятие? Что особенно понравилось? Что было нелегко?

Чаепитие.

  Вам также может понравиться:

Всероссийская образовательная олимпиада по окружающему миру для дошкольников  «ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

-192

Всероссийская образовательная олимпиада по окружающему миру для дошкольников «ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
»

30 Ноября – 30 Ноября

Всероссийский конкурс детского рисунка «ЛЮБИМЫХ ДЕТСКИХ КНИГ ТВОРЕЦ» к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова


Открытые

15 работ

Международный конкурс компьютерной графики «ЦИФРОВАЯ ПАЛИТРА»



6 работ

Международный конкурс компьютерной графики «ЦИФРОВАЯ ПАЛИТРА
»

10 Января – 25 Мая


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по основам религиозных культур для «Лекция на тему «Религиозные организации»»
    Основы религиозных культур


  • Конспект занятия по основам религиозных культур для дошкольников «Наш друг – Дед Мороз. Праздник Рождества Христова»
    Основы религиозных культур


  • Конспект занятия по основам религиозных культур для 1 класса «Моя семья»
    Основы религиозных культур


  • Конспект занятия по основам религиозных культур для 1 класса «Конспект классного часа «Совесть»»
    Основы религиозных культур


  • Уроки по основам религиозных культур для 4 класса «Любовь и уважение к Отечеству»
    Основы религиозных культур

Конспект занятия: «Праздник Покрова Божией Матери».

Терехова С.Б. – педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества»

Конспект занятия

по дополнительной образовательной программе

«Мир твоей души»

На тему: «Праздник Покрова Божией Матери»

Тип занятия: занятие-праздник.

Методические приёмы: групповая и индивидуальная работа, самооценка.

Цель занятия:

— познакомить с историей старинного, высокочтимого праздника на Руси, Покрова — как определённой ценностью культуры нашего народа; раскрыть суть почитания Пресвятой Богородицы в культуре христианства; познакомить с русской поэзией, живописью.

Задачи занятия:

— дать сведения о почитании Божией Матери на Руси, об отражении этой традиции в почитании икон Богородицы, познакомить с разновидностями образа Богоматери на иконах, совершенствовать умения поэтического чтения и навыки художественного творчества;

— развить способности логического мышления и художественного восприятия, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

— воспитывать положительное отношение к православным праздникам святой Руси как к её историческим корням, формировать духовно-культурную установку на их преемственность, передающуюся от поколения к поколению;

— воспитывать культуру общения в творческой группе.

Оборудование для занятия: ткань изображающая Покров, икона праздника, медиафайлы к занятию, образцы узоров по временам года, набор материалов для художественной деятельности, музыкальные инструменты.

Предварительное задание учащимся к занятию: разучивание стихотворений, песен.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

Звучит колокольный звон.

Педагог. Здравствуйте. Неслучайно мы начинаем занятие с колокольного звона. Сегодня у нас занятие-праздник, а во все христианские праздники звонят колокола. Православные христианские праздники – это духовное богатство и наследие русского народа. Особое место среди них занимают Богородичные праздники, посвящённые Пресвятой Деве Марии, которая особенно полюбила Святую Русь и выбрала её Своим уделом. В нашем Отечестве в тысячах Своих благодатных икон Она показала свидетельство своего присутствия на земле (показ).

14 октября весь христианский мир отмечает праздник – Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день мы вспоминаем, что Дева Мария покрывает нас Своим покровом, защищает от всяких бед.

Образ Девы Марии вдохновил музыкантов и художников на создание многих культурных шедевров (показ, прослушивание).

Праздник Покрова проникал и в души поэтов А.Пушкина, С.Есенина, И. Рутенина и многих других. Их фрагменты мы сейчас услышим.

Учащиеся.

Покров

Льётся пламень в бездну зрения,

В сердце радость детских снов,

Я поверил от рождения

В Богородицы Покров.

С. Есенин

Осень. Покров

Слякоть пусть и бездорожье,

Не грусти, потупя взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

От всего на свете злого

Лес и поле, и дома –

Покрывает все Покровом

Богородица Сама.

Иван Рутенин

Педагог. Мы живём в XXI веке, а история праздника своими корнями уходит в X век. Видели Царицу Небесную, в Константинополе, молящейся за бедствующих жителей осажденного врагами города. Было это во Влахернском храме, где хранились как святыня части одеяния Пресвятой Богородицы: риза, покров и часть пояса.

Послушаем былинные сказания об этом празднике (сопровождение – медиафайлы):

Педагог.

Знаете дети, есть праздник святой,

Нашему сердцу давно дорогой,

Миру знакомы преданья слова,

Вспомним историю мы Покрова.

Дети.

Тысяча лет, даже больше, прошло,

Много с тех пор-то воды утекло…

За морем синим Царь-город стоял,

Люд византийский там Бога познал:

Божию службу во храме служили,

Бога о мире, о хлебе молили.

В славе, труде жизнь Царь-града текла,

И далеко эта слава слыла.

Как-то случилась большая беда,

В горе погасла надежды звезда.

Грозные тучи над городом встали,

То сарацины войной наступали.

Плачет во храме народ на коленях,

Просит у Бога он благословенья,

Божьего просит он детям спасенья…

Замер блаженный. Он видит виденье:

Дева Мария во храме с народом,

Руки протянуты к Господу Богу,

Капают слёзы из ясных очей –

Молит защиты Она для людей…

Дева Мария Платок свой сняла

И над народом его подняла,

Мигом покров лёг над головами,

Тех кто молили Бога во храме.

Весть эта быстро народ облетела,

Людям дала она силу и веру –

И Византия врагов прогнала,

Стала свободною снова страна.

Чудо свершилось. То – Божия милость.

Людям дано то, о чём все молились.

Верит народ, если грянет беда,

Помощь небесная будет всегда.

Праздник осенний идёт – Покрова,

В нём мы слышим Надежды слова,

В нём мы находим защиту и силу

И не иссякнет любовь над Россией.

Педагог. Традиции особого почитания праздника Покрова Богородицы возникла не в Византии, а на Руси. В середине XII века, установил этот праздник в своих Владимиро-Суздальских землях князь Андрей Боголюбский, им был построен один из храмов Покрова на Руси (сопровождение – медиафайлы).

Покров день стал одним из самых любимых на Руси христианских праздников. Оттого так много церквей и соборов носят имя Покрова Пресвятой Богородицы. Во все времена на Руси, народ верил, что Матерь Божия всегда с нами, Она хранит под своим омофором (покровом) Святую Русь.

Практическая часть

Педагог.

Сегодня мы выполним декоративное оформление для «покровов». Узоры для них будут соответствовать разным временам года. Так например на «осеннем покрове» можно изобразить красоту осенней листвы, на зимнем – морозные узоры, весна – нежно-зелёная листва и подснежник, лето – ромашки и бабочки. Времён года – четыре, поэтому мы разделимся, и каждая пара будет выполнять свой «покров». Хочу обратить ваше внимание на то, что узор будет располагаться по краям, в виде орнамента. Вы помните, что такое орнамент?

Ответы детей.

Это когда рисунок повторяется.

Педагог.

Правильно, но наша задача сегодня усложняется тем, что рисунок должен повториться симметрично, т.е. если Данил рисует бабочка — цветок, то и Гюнель делает в той же последовательности бабочка – цветок. Сначала выполняем набросок карандашом, а затем в цвете. Можно приступать к работе.

Дети выполняют практическую часть.

Анализ работ. Посмотрим, что у нас получилось (дети выходят со своими работами)? Вам нравятся ваши «покрова»?

Русский народ жил по поговорке «Делу время, а потехе час», свой быт он присоединял к праздникам, которые на Руси любили отмечать с размахом. Весь народ выходил на Покровские ярмарки «похвалиться» своим товаром. Погуляем и мы?

Песня «Как на день Покров» (хоровод-перепляс)

Как на день Покров

Ткали множество ковров.

Ой, люли, люли, люли,

Ткали множество ковров.

Первый травяной,

Лета жаркий зной.

Ой, люли, люли, люли,

Лета жаркий зной.

А ковёр второй-

Из листвы сухой.

Ой, люли, люли, люли,

Из листвы сухой.

Третий ковёр – снег,

И он не на век.

Ой, люли, люли, люли,

И он не на век.

А четвёртый ковёр

Из цветов весенних

Ой, люли, люли, люли,

Из цветов весенних.

Как я уже сказала, весь народ собирался на Покров вместе. И мы не оставили эту традицию, к нам в гости пришли ребята из других групп нашей студии.

Входят дети с песней «Пироги» и с угощениями.

Жду подружек дорогих

В гости на неделе.

Я хочу, чтоб вы моих

Пирогов поели.

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

С пирогами будет чай

С мятою и хмелем.

Эй, подружка, не скучай,

Наливай полнее!

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем «Барыню» плясать

С выходом от печки.

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

Мы о вкусных пирогах

Спели вам частушки.

Ах, спасибо, что пришли,

Душеньки – подружки!

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

Педагог. В старину на Покров говорили: «Матушка, покрой нашу избу теплом, землю снежком, а хозяев добром!»

Ох, и слава Богу,

Что жито пожали!

И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А в печи с пирогами!

Угощайтесь дети и гости дорогие (угощение пирогами).

Вот и подошло к концу наше занятие-праздник, спасибо всем за внимание. И пусть Покров покроет землю снежком, а всех нас ——— добром, до свидания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конспект урока государственные праздники россии
  • Конспект сценария экологического праздника
  • Конспект сценария открытия лагерной смены
  • Конспект сценария день народного единства
  • Конспект сценарий воспитательного мероприятия