Конспект урока праздники мусульман

Урок по основам исламской культуры "Праздники мусульман". Начальные классы, Уроки, 3 класс, Урок "Праздники мусульман"

Алсу Фаритовна Закирова

Учитель начальных классов, МОБУ СОШ с. Дмитриевка

Праздники мусульман

Цели:

  • формирование представления о праздниках мусульман.

Задачи:

  • понять природу и особенности праздников в исламской религиозной

культуре, их ритуалы и традиции;

  • выяснить роль и значение праздников для мусульман;

  • ознакомиться с праздничной одеждой мусульман;

  • ознакомиться с праздничными блюдами мусульман;

  • ознакомиться с принятыми в исламской культуре традициями

поздравления: (подарки), угощения.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся узнают, какие праздники у мусульман являются любимыми, как проходят их праздники, каковы их ритуалы и традиции, с чего начинается утро праздничного дня у верующих и т. п. Учащиеся получат возможность понять природу и особенности праздников в исламской религиозной культуре, с какими религиозными обязанностями связаны праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам, выяснить их роль и значение для мусульман; ознакомиться с праздничной одеждой мусульман, с праздничными блюдами, с традициями поздравления (подарки) и угощения.

Основные термины и понятия.

Праздники народные и религиозные, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Сабантуй, Навруз, Маулид, Лейлят аль-кадр.

Средства наглядности. Иллюстрации учебника (с.76 — 77),

электронного приложения к учебнику, фотографии и презентации учителя

Межмодульные связи.

Информационное сообщение о главных праздниках в православии (Пасха, Рождество), буддизме и иудаизме (Пасха).

Внутримодульные связи.

Опора на ранее изученный материал из уроков 2—15 даст возможность учащимся понять природу и особенности исламских праздников.

Учебно – методическое обеспечение:

«Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы исламской культуры: 4—5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений

М.: Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент Слайд 1

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря, 
И приступим все к работе. 

  1. Проверка домашнего задания

— Расскажите об архитектуре исламского мира

— Какие предметы быта создают мусульманские мастера.

3. Введение в тему урока.

Давайте вспомним свои знания и решим кроссворд.

  1. Как называется избранный Аллахом человек, которому пришло первое откровение? ( Пророк)

  2. Священная книга мусульман( Коран)

  3. В каком городе родился пророк Мухаммад? ( Мекка)

  4. Как называется обязательное пожертвование нуждающимся? (Закят)

  5. Как называется первое переселение пророка Мухаммада с мусульманами в Медину? (Хиджра)

  6. В какой месяц Аллах ниспослал пророку Мухаммаду первое откровение? (Рамадан)

  7. Ангел, который явился в пещеру Хира? ( Джабраил)

  8. Как называется главная святыня в Мекке? (Кааба)

Какое ключевое слово получилось? (праздник) Слайд 2

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «праздник»?

— Какие праздники вы знаете?

Итак о чем же мы будем сегодня говорить? ( о праздниках)

Как вы думаете о каких праздниках именно мы будем говорить сегодня? ( о мусульманских)

Сформулируйте тему нашего урока-«Праздники мусульман» Слайд 3

Какую цель мы ставим сегодня? ( узнать о мусульманских праздниках)

Праздники — это самые радостные, всеми любимые мероприятия, направленные на поднятие настроения, развлечение людей. Праздник нельзя назвать только лишь календарным событием, потому что он происходит только там, где его ждут и создают.

Когда же появились праздники? (Азалия)

Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций — эстетическую, нравственную, развлекательную. Праздник играл роль расслабляющего катализатора, который сменяет серые будни и позволяет почувствовать свободу и раскрепощение.

На что способны праздники? ( Тагир)

Праздники способны объединять людей в группы и наоборот — разбивать на общности в соответствии с национальностью, государством, религией и т.д. Праздник, как социальное событие, формирует определенные правила и способы поведения, создает ценности. Любой праздник имеет свои традиции и обычаи, заложенные еще в глубокой древности.

Категорий праздников существует множество: религиозные, государственные, национальные, профессиональные, семейные и др.

Сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор о мусульманских праздниках.

  1. Открытие новых знаний.

Лунный календарь Слайд 4

Ребята, посмотрите на следующий слайд, что вы видите?( календарь)

А для чего предназначен календарь? ( способ счисления дней в году)

Почему я обращаюсь к календарю- потому что, календарь-это важная часть жизни для мусульман. Слайд 5

Мусульманский календарь отличается от того календаря, который использует весь мир. Лунный календарь имеет также 12 месяцев, но постоянно отодвигается примерно на 10 дней. Поэтому лунный календарь короче солнечного.

Мусульманский календарь по другому называют Хиджра.

Подумайте, почему?

По лунному календарю определяются все праздники.

Почему Хиджра, потому что, летоисчесление мусульманское ведется с момента , как пророк Мухаммад переселился из Мекки в Медину. Это произошло 16 июля в 622 г.

Первый месяц по лунному календарю называется- МУХАРРАМ

4. Работа в группах.

— Праздники это хороший повод укрепить родственные отношения, вспоминать своих близких и родных.

Сейчас разделитесь пожалуйста на 3 группы и по плану расскажите об одном из праздников мусульман. Выберите старшего в своей группе. (Учебник с 76-77)

  1. группа — Курбан-байрам.

  2. группа — Ураза-байрам.

  3. группа — Сабантуй.

План.

— Название праздника

-Чему посвящен этот праздник?

— Как готовятся к празднику

— Как мусульмане празднуют его?

Более подробно вы узнаете об этих праздниках из сообщений, которые подготовили ребята. Слайд6

5.Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) — мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Слайд 7

Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

Проводится в месяц ЗУЛЬ-ХИДЖЖА.

Слайд 8

Ураза-байрам Слайд 9

Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммаду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр — обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

Сабантуй. Слайд 10

История этого праздника имеет не одно тысячелетие. Сегодня он отмечается не только по всей России, но и за рубежом, в тех странах, где проживают выходцы из Татарстана и Башкирии. Во время празднования участники соревнуются в пении и танцах, а также принимают участие и в многочисленных спортивных соревнованиях: конных скачках, борьбе куреш (борьба на поясах), лазании по столбу за призами, состязаниях в силе, ловкости и выносливости.

Навруз Слайд 11

У мусульман России есть праздники, связанные с солнечным календарем,

возникшие еще в доисламский период. Самый крупный из них — Новый год

(Навруз), совпадающий с началом весны, 21 марта. Навруз торжественно и

весело отмечают татары, башкиры, жители ближнего зарубежья, испо-

ведующие ислам: казахи, азербайджанцы, узбеки, таджики, туркмены.

Посмотрите видео об этом празднике.

6.Физкультминутка

Так как любой праздник – это веселье, песни и пляски, давайте с вами потанцуем. ( выполняются движения под башкирскую музыку)

7. Рассказ учителя о других праздниках.

-Есть и другие мусульманские праздники:

Мавлид Слайд 12

Торжественно отмечают мусульмане Рождение Пророка (Мавлид). Дата

рождения Мухаммада, согласно преданиям, совпадает с датой его смерти, что накладывает отпечаток и на характер торжества. В этот праздник читаются молитвы и проповеди в мечетях и домах верующих, мусульмане совершают подношения духовенству, читают вслух произведения религиозногосодержания, посвященные Пророку. Пророк родился 12 числа месяца РАБИАЛЬ-АВВАЛЬ.

Мирадж Слайд 13

Один из замечательных мусульманских праздников — Вознесение

Пророка (Мирадж). Праздник посвящен чудесному ночному путешествию

Пророка в 620 году на быстром, как молния, коне аль-Бураке из Мекки в Ие-

русалим, а оттуда Пророк вознесся на небеса и Аллах принял его и удостоил беседы.

Это произошло в месяц РАДЖАБ.

Лейлят аль-кадр Слайд 14

Исполнен глубокого смысла праздник, который называется Могущест-

венная ночь (Лейлят аль-кадр). Согласно преданию, первое кораническое

послание было ниспослано Пророку Мухаммаду именно в эту ночь. Мусульмане верят, что ангел Джабраил по велению Аллаха перенес небесный подлинник Корана на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно, в течение 23 лет передавал Пророку Мухаммаду. В Могущественную ночь Всевышний особенно благосклонен к просьбам верующих. Мусульмане отмечают этот праздник в мечети чтением Корана и вознесением молитв. Верующие полагают, что именно в Могущественную ночь определяются судьбы отдельных людей и всего мира на последующий год. Наступление праздника сопровождается дневным постом, вечер после захода солнца проводят в молитвах и поминании Аллаха, чтении Корана и хадисов Пророка.

8. Работа с новыми словами и понятиями. Работа в тетрадях. Самостоятельная работа.

Запишите в тетрадях число-18 мая и тему нашего урока «Праздники мусульман». Слайд 15

Составьте словарик урока, опираясь на текст учебника, запишите значения

выделенных жирным шрифтом слов. Проставьте в выделенных словах

ударение. Запомните их произношение.

«Курбан-байрам — это…»;

«Лейлят аль-кадр — это…»;

«Маулид — это…»;

«Сабантуй — это…»;

«Навруз — это…».

Давайте проверим это задание.

9.Укажи соответствие между частями предложения. Работа в парах

1. Началом нового года у мусульман

считается

А) Мирадж — день чудесного

путешествия пророка Мухаммада из

Мекки в Иерусалим и его вознесение

на небо

2. В двенадцатый день месяца раби-

аль-авваль мусульмане

Б) и отмечают праздник Курбан-

байрам, который связан с обрядами

хаджа.

3. В священный месяц раджаб

мусульмане отмечают праздник

В) отмечают праздник маулид — день

рождения пророка Мухаммада

4. Священный месяц рамадан — это

месяц

Г) поста, который завершается

праздником Ураза-байрам

5. В священный месяц зуль-хиджжа

мусульмане совершают хадж

(паломничество в Мекку)

Д) первый день месяца мухаррам

Проверка: 1 — Д; 2 — В; 3 — А; 4 — Г; 5 — Б.

10. Обобщение урока.

— Какие праздники отмечают мусульмане?

Чему учат эти праздники?

11. Рефлексия. Слайд 16

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «3,2,1»

Напишите в тетрадях 3 — новых знания, которые вы узнали на уроке.

2- понятия, которые вас очень удивили.

1-понятие, знание, с которым вы бы хотели поделиться родителями.

Давайте проверим ваши ответы.

13. Домашнее задание. Слайд 17

Рассказать родителям о мусульманских праздниках.

А сейчас дорогие ребята и уважаемые гости, мне хотелось бы показать вам небольшой фото отчет о нашей мечети.

Каждый год мы с ребятами ходим в мечеть на экскурсию. Ребята задавали много вопросов, им очень понравилось. ( слайд 18)

Летом провели праздник — МИГРАДЖ ( слайд 19)

Праздник Ураза-Байрам ( слайд 20)

В прошлом году в нашу мечеть приезжали из Башкирского телевидения и сняли клип и я хотела бы показать вам!

Так как на протяжении всего урока мы говорили о праздниках, а праздники, это радость, веселье, угощение, мы хотели бы преподнести нашим дорогим гостям сладкие подарки- Чак-чак.

На этом наш урок завершен мира вам , благополучия и добра!

(слайд 21 )

Конспект урока  по ОРКСЭ

4 класс

А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров

«Основы религиозных культур народов России»

Модуль «Основы мировых религиозных культур народов России»

Аннотация

Методическая разработка урока составлена по учебнику «Основы религиозных культур народов России» по редакцией А.Н. Сахарова и К.А. Кочегарова. На этом уроке учащиеся узнают о мусульманских праздниках, как они их празднуют, чему учат мусульманские праздники. Разработка будет интересна и полезна для учителей, классных руководителей, студентов педагогического колледжа, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольного образования.

Тема: Мусульманские праздники.

Цель урока: рассказать о главных исламских праздниках, познакомиться подробно с ними.                                                                                                                            

Задачи урока: — познакомиться с главными исламскими праздниками; с мусульманским календарем;

— развивать представление о мусульманских праздниках, как мусульмане их празднуют, умение отличить праздник по картинкам и рассказать о нем;                                                    

— воспитывать у обучающихся чувство толерантности к представителям разных религиозных конфессий, внимательность, любознательность.

Словарик урока: Разговение — религиозное действие по значению глагола разговляться, разговеться; приём скоромной пищи в первый раз после поста; также результат такого действия

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Основы религиозных культур народов России» 4 класс, автор А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, словарь Ожегова, эадания-кроссворды, задания для закрепления, презентация «Мусульманские праздники», видеоролик «Матерь городов Мекка», телевизор, выставочный материал по теме, смайлики, 4 коробочки, стихотворение о религии, политическая карта мира, стенд «Сабантуй»

                                                   Ход урока                                                                                                                            

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, какую религию мы с вами изучаем? Нужно показать по карте родину ислама. (Учащиеся выходят к доске к политической карте мира и показывают Аравийский полуостров и город Мекку.)

Учащиеся сидят группами — по 4 человека. На партах лежат кроссворды с заданиями и вместе разгадывают. Проверка ведется по слайду № 2 презентации. Вопросы:

1.   Самый почитаемый день у мусульман.

2.   Священная книга мусульман.

3.   Как называется религия у мусульман?

4.   Ежедневные молитвы у мусульман.

5.   Уход Мухаммада из Мекки в Медину.                                                                          

6.   Как звали маму Мухаммада?                                                                                      

7.   Правила жизни обязательные для всех мусульман.

8.   Религиозное пожертвование мусульман в пользу бедных.

Расскажите товарищу по парте о праздниках, которые празднуются в вашей семье. Спрашиваю о праздниках семейных.

О каких праздниках мы сегодня будем беседовать? (о мусульманских праздниках) Какую цель мы поставим перед собой? (узнать какие праздники у мусульман есть, как они их празднуют, чему учат мусульманские праздники?)

III. Формирование новых знаний и умений      

1. Учитель: Важную роль в жизни мусульман играет календарь. (показывает учитель мусульманский календарь.) Вокруг него строится вся религиозная жизнь верующих. Мусульманский календарь ориентирован на движение Луны. Лунный календарь мусульман, так же как и христианский, содержит 12 месяцев.  Мусульмане стали вести счет от года Хиджры, когда христианскому календарю наступил 622 год.                      

Все религиозные праздники мусульман определяются по Лунному календарю. Он        основывается на Коране. Соблюдение лунного календаря — священная обязанность    каждого мусульманина. Самый важный для мусульман считается девятый месяц Рамадан — месяц поста.  В последний, двенадцатый месяц года совершается паломничество в Мекку — хадж, что и отражено в его названии, которое в переводе означает «месяц хаджа». Слайд №3-6

Рассказываю о Альфинур Гарифовне, которая совершила паломничество в Мекку в 2010 году и показвает учитель сувенир, привезенный ею из Мекки.

2.  Просмотр видеоролика «Матерь городов Мекка» по телевизору. Вопрос учителя: что вы увидели уже знакомое нам? (Каабу, мечеть, намаз совершают мусульмане)

3. Праздники ислама

— Что значат праздники для мусульман?

Чтение вслух по цепочке, стр. 85 учебника.

Учащиеся по ходу изучения записывают названия праздников в тетрадь. Слайд №1.

1.Праздник «Новый год» — сообщение учащегося.Слайд №7.

2.Праздник «Рождение пророка Мухаммада » — сообщение учащегося. Слайд №8

3.Праздник «Ночь прощения» — рассказывает учитель. Слайд №9

4.Праздник «Ночь могущества»  — знакомит учитель. Слайд №10

Физминутка (проводит ученик).

5.Праздник «Разговения». Работа со словарем Ожегова- найти значение слова разговеться и прочитать. Сообщение учащегося по празднику. Слайд №11.

6.Праздник «Жертвоприношения — Курбан-Байрам» — сообщение учащегося. Слайды №12-14

Учитель рассказывает о пятнице — еженедельном празднике мусульман о табличках с надписями на арабском языке. Слайды№14-15.

4. Экскурсия по выставочному материалу. А сейчас мы с вами по бываем в мусульманском музее и послушаем экскурсовода. (Дети принесли на урок  головные уборы мусульман, четки, коврики для намаза, книги, платья женские, сувениры)

Ученица — экскурсовод рассказывают про одежду, головные уборы мусульман, национальные блюда. (На столе стоит самовар с пиалами и тарелка с баурсаком, тарелка с похлавой.)

IV. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа в группах по карточкам.

Карточка № 1

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 2

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 3

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 4

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 5

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Карточка № 5

Мусульманские праздники

1. Как называется праздник?

2. Что делают мусульмане в этот праздник?

3. Чему учит этот мусульманский праздник?

Заслушивание ответов учащихся.

Учитель: Мы открыли для себя целый мир религиозных праздников ислама. Узнали, как проводятся эти праздники. Все они учат добру, терпению, памяти и уважению к делам и страданиям предков. Я думаю, что этот урок не оставил никого равнодушным. Послушаем  стихотворение Даниила Андреева

Буддисты, мусульмане, христиане,

Давайте в Мире дружно жить,

 На Библии молиться иль Коране,

 И Веру каждого священно чтить.

Един ли Бог? Да, безусловно, да!

 Иного в Мире просто быть не может.

И, если вдруг случается беда,

 Мы Богу молимся и знаем: Он поможет!

Простую истину давно пора понять:

При множестве религий Бог един.

 Не нужно мир на части разделять,

 Если Творец всеобщий Господин.

Молитесь, люди Богу ежедневно,

Пусть Тьму со Злом одолевает Свет,

 Тогда увидим все мы непременно,

 Счастливый мир без войн, несчастий, бед

Пусть в мире будет множество религий,

 Все будут знать, что Бог для всех един,

 Лишь Он о нас все знает, всех нас видит,

 Лишь Он один Творец и Господин.

Буддисты, мусульмане, христиане.

Не нужно кровью землю орошать.

 Наш дом — Земля, давайте же, земляне,

Друг друга чтить, любить и понимать.

Анализ стихотворения с учащимися: О чем стихотворение? (О дружбе , о едином Боге, о вере в Бога.) Учитель рассказывает о празднике «Сабантуй» по стенду с фотографиями по проведению этого праздника, доказывая, что праздник всеобщий : и мусульман, и христиан.

 V. Домашнее задание.

1 задание: Параграф 11, вопросы.

2. задание: узнать у родителей как правильно совершается намаз и в какое время суток.

3. задание: подготовить сообщение, презентацию по строению и внутреннему убранству мечети

VI. Рефлексия урока

Положить в коробочку смайл, выражающий настроение ваше на  уроке и оценку урока.

Список литературы:

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. – М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.

2. Ислам: религия, общество и государство. М., 1984

3. Ислам: Энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1991

4. Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981

Интернет – источники

  1. http://dumso.ru/ Духовное управление Саратовской области
  2. http://www.ansar.ru/ Мусульманский информационно-аналитический портал
  3. http://www.muslim.ru/ Официальный сайт совета муфтиев России

Кокорева Валентина Ивановна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области

Тип урока: урок-встреча.

Художественно-педагогическая идея урока: Праздник – это когда хорошо не только тебе, но и всем, кто тебя окружает.

Цель урока: рассказать о главных исламских праздниках, познакомиться подробно с одним из них (Рамадан).

Задачи урока: Познакомиться с главными исламскими праздниками, воспитывать у обучающихся чувство толерантности к представителям разных религиозных конфессий,познакомиться с имамом г. Покачи.

Словарик урока: ортодоксальный (гр. Правильный) – неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения мировоззрения, последовательный. Разговение – религ. действие по значению гл. разговляться, разговеться; приём скоромной пищи в первый раз после поста; также результат такого действия.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок! Урок-встреча, у нас в гостях ваши родители и имам нашей мечети Саади Омаров. В каждой религии есть свои праздники. Какие отмечаются праздники в вашей семье? (Ответы учащихся).

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с миром главных праздников в религии Ислам. Некоторые сведения об этих праздниках мы будем записывать в тетрадях. Ислам – самая молодая мировая религия. Согласно легенде, в 610 году архангел Джабраил (Гавриил), явившись Мухаммеду, продиктовал ему первые стихи Корана. Так родилась новая вера – ислам. Но об этом расскажет подробнее наш уважаемый гость.

Предоставим слово Саади Омарову:

«Коран» – в переводе с арабского означает «чтение».

«Ислам» – означает «покорность Богу».

Исламская традиция запрещает изображать человека и животных, поэтому рукописи, как Коран, украшались геометрическими и растительными орнаментами.

«Мечеть» от арабского слова «масджид» – означает «место поклонения».

Сейчас в мире насчитывается более 800 миллионов последователей исламской религии (мусульман).

Сегодня мы подробно поговорим о праздниках, которые объединяют мусульман всего мира. )

Праздники ислама

Классический, ортодоксальный ислам узаконил 2 главных праздника: Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (малый праздник разговения).

В религии немало запретов: есть свинину, изображать бога, а также вообще изображать живые существа, человека или животных, пить вино и т. д. К общепринятым во всем мусульманском мире относятся праздники Курбан-байрам (Ид-аль-адха), или большой байрам (праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (Ид-аль-фитр) – праздник разговения, Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда), Лейлят-аль-кадр (ночь предопределения) и Мирадж (ночь чудесного вознесения пророка на небеса). 
Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому календарю. Мусульманский календарь – лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г., когда пророк Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину. Мусульманский год распадается на 12 месяцев, которые Носят названия: мухаррем, сафар, раби аль-авваль, раби ас-сани, джумада аль-авваль, джумада ас-сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-ль-када, зу-ль-хиджжа.

Курбан-байрам — праздник Жертвоприношения, один из главных мусульманских религиозных праздников. Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Минак тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха». Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеление Аллаха, каким бы трудным оно не было.

Ураза-байрам — праздник по случаю окончания месячного поста (уразы). Отмечается 1 шаввала (10 месяц лунного календаря). Известен также как Пра́здник разгове́ния и Ид аль-Фитр (араб. عيد الفطر‎‎ Ид уль-Фитр, тюрк. Ораза-байрам (Ураза мейрам, Ораза мейрам, Ораза айт, Ураза айт), малайск. Хари Райя Пуаса, Лебаран, Шаблон:Lang-ing ) — исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Начал отмечаться в 624 году.

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (счастливого праздника!). Накануне праздника собирается закят, то есть обязательные платежи мусульман в пользу общины (на содержание мечети, помощь путникам и малоимущим), кроме этого малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр, обычно это сухие продукты питания долговременного хранения, но возможна помощь и в виде денег. Праздник длится три дня, в которые мусульмане надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда и накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

Ураза-байрам — один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана.

Есть и другие мусульманские праздники, также отмечаемые у некоторых мусульман.

Сабантуй – Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году [11]. Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

О праздновании этого праздника башкирами впервые упомянуто в восемнадцатом веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Лепехина Ивана Ивановича и немецкого этнографа, ученого Георги Иоганна Готлиба [12]

Мавлюд — праздник в честь дня рождения пророка Магомета. Поскольку точная дата его рождения неизвестна, она была приурочена ко дню его смерти. Отмечается 12 числа месяца рабби аль-авваля (3 месяц лунного календаря).

Мирадж — праздник в честь легендарного путешествия Магомета на белом сказочном животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда по световой лестнице на небо для беседы с Аллахом. Отмечается 27 числа месяца раджаб (7 месяц лунного календаря). Мирадж (ар.: المعراج – лестница, выходить в высь, средство выхода на верх, возноситься) — в исламе вознесение пророка Мухаммада на небеса, верхом на бураке, в сопровождении ангелов, случившееся в 619 году приблизительно в 27 день месяца Раджаб.

Описано в Коране (53:6-18), в суре «Ан-Наджм» (звезда).

Науруз — день весеннего равноденствия. Отмечается во многих мусульманских странах, хотя не имеет прямого отношения к исламу.

Ураза-байрам — праздник по случаю окончания месячного поста (уразы). Отмечается 1 шаввала (10 месяц лунного календаря).

Главный праздник мусульман – это Курбан – байрам. Это праздник в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына, но этого не потребовалось.

Мусульмане должны заколоть овцу или барана, посещают мечеть для праздничной молитвы и щедро раздают милостыню. Праздник длится 3 дня:

  1. просят прощения у своих близких за плохие поступки
  2. посещают могилы предков и родственников
  3. наносят визиты друзьям в новой одежде
  4. угощают гостей
  5. дарят подарки

– малый праздник (в отличие от Курбан-байрама). Празднуется в честь окончания 30-ти дневного поста в месяц рамадан. Пост в течение месяца рамадан считается одним из столпов веры. Пост – Ураза.В течение целого месяца мусульмане в дневное время суток

  1. не едят
  2. не пьют
  3. не вдыхают ароматы и дым
  4. отказываются от всяких удовольствий

чтобы думать только о Боге и богоугодных делах.

Слово родителям (рассказы родителей).

Итоги встречи.

Учитель: Мы открыли для себя целый мир религиозных праздников ислама. Узнали, как проводятся эти праздники. Все они учат добру, терпению, памяти и уважению к делам и страданиям предков. Я думаю, что этот урок не оставил никого равнодушным. Отдельное спасибо родителям, которые откликнулись и пришли на наш урок, поделились своими знаниями. Отдельное спасибо имаму мечети города Покачи Саади Омарову.

Ислам: Курбан-байрам, Ураза-байрам, Сабантуй, Мавлюд, Мирадж, Науруз, Рамадан.

Домашнее задание:

  1. С какими событиями связаны главные праздники мусульман? Подготовьте о них сообщения.
  2. Какие праздники отмечают мусульмане?
  3. Какой самый важный праздник в исламе?
  4. Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье.

Родителям, принявшим активное участие в подготовке и проведении данного урока, вручаются благодарности. Встреча заканчивается общим праздничным чаепитием. Родители и ребята вместе с учителем накрывают столы.

Приложение.

Праздники и религиозные обряды ислама

Конспект урока

Если светский праздник ‑ это причина или же повод к беззаботной радости, весёлому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник ‑ это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения.
Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого. 
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. Мусульманам были даны два великих праздника: РАМАДАН БАЙРАМ ‑ праздник разговения и КУРБАН БАЙРАМ ‑ праздник жертвоприношения.

Один из главных мусульманских праздников ‑ Курбан-Байрам отмечают 10 числа 12 месяца мусульманского лунного календаря – Зуль-хиджа.

Курбан – на тюркском означает «жертвоприношение», а байрам – «праздник». Курбан-Байрам ‑ праздник жертвоприношения как символа любви к Аллаху и его почитания.

Это завершающая часть хаджа ‑ ежегодного паломничества мусульман в Мекку. Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня.

Верующие, в это время приносят в жертву животных в память о том, как пророк Ибрахим готов был принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Но вместо сына принёс в жертву райского барана, которого Ибрахиму подарил Аллах.

Второй по значению великий мусульманский праздник ‑ Ураза-Байрам, или праздник Разговения. Он отмечает завершение поста, длившегося в течение священного месяца Рамадан. Это время получения наград от Всевышнего за все тяжести и трудности, перенесённые верующими.

Праздник Разговения, одно из главнейших событий в исламе, наступает в последний день Рамадана после заката.

 РАМАДАН (в некоторых странах называют Орозо, Рамазан) – наиболее уважаемый в исламской культуре пост. Продолжительность – месяц. В это время верующим запрещено употреблять пищу и воду в светлое время суток, сквернословить, курить. Главная цель – очиститься духовно и телесно, осознать свои ошибки и не допускать их впредь.

В отличие от григорианского летоисчисления, по которому мы привыкли жить, исламский год начинается не 1 января, а в день Хиджры, когда Пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину в 622 году нашей эры. В каждом из 12 месяцев мусульманского календаря в среднем 29 дней. Тем не менее, фиксированной даты начала и конца каждого месяца нет, поскольку они плавают в зависимости от фазы Луны (от новолуния к новолунию). Всего же лунный год насчитывает 354 дня, таким образом ежегодно календарь сдвигается на 11 дней, а, следовательно, и меняются даты некоторых праздников….

Помимо двух праздников у мусульман есть особо почитаемые даты (дни и ночи), которые не отмечаются так же широко как праздник разговения и жертвоприношения, но в некоторых мусульманских странах их всё же отмечают.

ДЕНЬ АШУРА или поминовения пророков посланников Аллаха. Дата сотворения небес, ангелов и первого человека на Земле. Но для верующих это вовсе не праздничное событие, а траурное.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПРОРОКА МУХАММЕДА (Маулид ан-Наби) стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно

НОЧЬ МОГУЩЕСТВА И ПРЕОДОЛЕНИЯ. Важная религиозная дата. Считается, что именно в эту ночь Пророку Мухаммеду были ниспосланы первые суры священного Корана.

ДЕНЬ АРАФАТ. Знаменует изгнание Адама и Евы из рая. Верующие убеждены, что если согрешить в этот день, грех будет увеличен в 100 раз и обязательно обернётся наказанием.

НОВЫЙ ГОД ПО ХИДЖРЕ. Именно с этого дня берет отсчёт Лунный календарь. При этом отмечают наступление нового года в мусульманских странах не так, как в европейских и западных. Нет ни ёлки, ни салютов, ни шампанского в полночь, верующие даже не накрывают пышный стол, вместо этого они идут в мечеть и слушают проповедь о Пророке Мухаммеде…

1.Организацион

ный момент.

2.Проверка домашнего задания. Повторение пройденного.

3. Определение темы урока.

4. Изучение нового учебного материала. (Знакомство с главными праздниками и понятиями двух религий: ислама и буддизма).

5. Работа с учебником. Комментированное чтение.

6.Физкультминут

ка для глаз.

7. Изучение нового учебного материала (продолжение).

8. Работа с учебником. Чтение с обсуждением прочитанного.

9. Работа с новыми понятиями. Словарная работа в тетрадях.

10. Закрепление учебного материала. Беседа по вопросам. Работа в группах.

11. Итог урока. Релаксация.

12. Домашнее задание.

-Здравствуйте! Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели. Начинаем наш урок.

-Посмотрите, пожалуйста на экран. Вы видите фото. Скажите что изображено на этих фото?

-Как вы догадались?

-Хорошо. Давайте вспомним, что вы узнали из нашего прошлого урока и о чём хотели бы напомнить?

-Молодцы!

-А теперь внимание на доску Сегодня мы продолжаем изучение темы «Праздники и календари», но говорить мы с вами будем сегодня о главных праздниках ислама и буддизма.

Курбан-байрам — главный праздник мусульман. Это праздник жертвоприношения. Он является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня.

-Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски — Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. Однако, на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, — второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Праздник длится 3 дня, во время которых принято просить прощение у своих близких за плохие поступки, посещать могилы умерших, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать угощения, дарить подарки.

-Следующий праздник мусульман, с которым мы с вами познакомимся, это Ураза-байрам. О нём мы прочтём в нашем учебнике на с.66.

-Молодцы! Хорошо поработали. Давайте немного отдохнём. Сядьте поудобнее и внимание на экран.

-Продолжаем нашу работу. Внимание на доску.

-Кто изображён на фото?

-А это значит, что речь у нас пойдет о …

-Самый важный праздник из всех буддийских праздников считается день рождения, просветления и ухода из земного мира Будды — Дончод. Он отмечается в мае-июне в течение семи дней. В этот период в монастырях совершаются торжественные молебны, после которых монахи устраивают красочные шествия и процессии. Стены храмов в эту неделю украшены цветочными гирляндами и бумажными фонариками, символизирующими просветление, которое пришло в этот мир вместе с учением Будды. Вокруг священных деревьев на территории храмов расставляют масляные лампадки. Ночи напролет монахи читают возле них молитвы и повествуют верующим деяния Будды и его учеников. Во время Дончода запрещено выполнять какие-либо сельскохозяйственные работы и проводить занятия, которые могут принести вред живым существам. После молебна верующие устраивают монахам обильное угощение, дарят подарки, подчеркивая таким образом свою верность Будде. В канун торжества верующие обмениваются с родственниками, друзьями и знакомыми поздравительными открытками, на которых изображены памятные события в жизни Будды.

-О следующем празднике буддистов мы прочтём с вами в учебнике на с.67.

-Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями. Они выведены на доске (Приложение 1). Запишите, пожалуйста их себе в тетради. Работу оформляйте красиво, творчески.

-С какими праздниками ислама вы познакомились сегодня на уроке?

-С какими праздниками буддизма вы познакомились?

-А теперь работа по группам. Разделитесь на две группы. Задания для вас написаны на доске. Будьте внимательны. (Задания в Приложении 2)

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

-Поведать своим членам семьи об изученном на уроке.

-По желанию, подготовить проектно-исследовательскую работу по одному изученному празднику или нескольким праздникам; оформить презентацию с помощью взрослых.

-Спасибо за внимание и работу!

Урок окончен!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайды 12 — 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

-На фото мы видим праздничные обряды двух мировых религий: иудаизма и христианства.

-«Праздники и календари. Главные праздники иудаизма и христианства» — это тема нашего прошлого урока.

Ответы учащихся и зачитывание сообщений (возможно с показом презентаций, которые помогли им сделать родители).

Комментированное чтение.

Проводится физкультминутка для глаз.

-Будда.

-…праздниках буддизма.

Читает один из учеников. Далее следует обсуждение прочитанного.

Запись трактовок понятий в тетрадь.

-Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид.

-Дончод, Сагаалган.

Работа в группах. Проверка.

Открытие новых знаний

-Праздники — это самые радостные, всеми любимые мероприятия, направленные на поднятие настроения, развлечение людей. Праздник нельзя назвать только лишь календарным событием, потому что он происходит только там, где его ждут и создают.

-Когда же появились праздники?

-Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций — эстетическую, нравственную, развлекательную. Праздник играл роль расслабляющего катализатора, который сменяет серые будни и позволяет почувствовать свободу и раскрепощение.

-На что способны праздники?

-Праздники способны объединять людей в группы и наоборот — разбивать на общности в соответствии с национальностью, государством, религией и т.д. Праздник, как социальное событие, формирует определенные правила и способы поведения, создает ценности. Любой праздник имеет свои традиции и обычаи, заложенные еще в глубокой древности.

-Категорий праздников существует множество: религиозные, государственные, национальные, профессиональные, семейные и др.

Лунный календарь

Ребята, посмотрите на следующий слайд, что вы видите?( календарь)

А для чего предназначен календарь? ( способ счисления дней в году)

Почему я обращаюсь к календарю- потому что, календарь-это важная часть жизни для мусульман.

Мусульманский календарь отличается от того календаря, который использует весь мир. Лунный календарь имеет также 12 месяцев, но постоянно отодвигается примерно на 10 дней. Поэтому лунный календарь короче солнечного.

Мусульманский календарь по другому называют Хиджра.

Подумайте, почему?

По лунному календарю определяются все праздники.

Почему Хиджра, потому что, летоисчесление мусульманское ведется с момента , как пророк Мухаммад переселился из Мекки в Медину. Это произошло 16 июля в 622 г.

Первый месяц по лунному календарю называется- МУХАРРАМ

— Праздники это хороший повод укрепить родственные отношения, вспоминать своих близких и родных.

Сейчас разделитесь пожалуйста на 3 группы и по плану расскажите об одном из праздников мусульман. Выберите старшего в своей группе. (Учебник с 76-77)

  1. группа — Курбан-байрам.

  2. группа — Ураза-байрам.

  3. группа — Сабантуй.

План.

— Название праздника

-Чему посвящен этот праздник?

— Как готовятся к празднику

— Как мусульмане празднуют его?

Более подробно вы узнаете об этих праздниках из сообщений, которые подготовили ребята.

Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) — мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана.

Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

Проводится в месяц ЗУЛЬ-ХИДЖЖА.

Ураза-байрам

Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммаду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр — обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

Сабантуй

История этого праздника имеет не одно тысячелетие. Сегодня он отмечается не только по всей России, но и за рубежом, в тех странах, где проживают выходцы из Татарстана и Башкирии. Во время празднования участники соревнуются в пении и танцах, а также принимают участие и в многочисленных спортивных соревнованиях: конных скачках, борьбе куреш (борьба на поясах), лазании по столбу за призами, состязаниях в силе, ловкости и выносливости.

Навруз

У мусульман России есть праздники, связанные с солнечным календарем,

возникшие еще в доисламский период. Самый крупный из них — Новый год

(Навруз), совпадающий с началом весны, 21 марта. Навруз торжественно и

весело отмечают татары, башкиры, жители ближнего зарубежья, испо-

ведующие ислам: казахи, азербайджанцы, узбеки, таджики, туркмены.

Посмотрите видео об этом празднике.

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Ребята рассказывают сообщения

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

-умение применять знания и умения в соответствии с заданной ситуацией

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог

-умение работы в группе

-умение договариваться друг с другом

Регулятивные:

-умение выполнять задание по составленному плану

Конспект занятия по предмету «Основы мировых религиозных культур и

светской этики»

Класс 4 Б

Учитель: Смирнова И.А.

Тема урока: Праздники и календари.

Цели урока:

познакомить учащихся с основными праздниками в религиях мира;

воспитывать гражданскую идентичность.

Оборудование:

слайды с иллюстрациями по теме;

карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Организация учебной деятельности на этапе 1:

Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Обычаи и обряды.)

Как вы думаете. О чем мы будем говорить сегодня?

Мы совершим с вами экскурсию. Как вы думаете, какую цель мы перед собой

поставим? Экскурсовод готов взять вас с собой, если вы ответите на ряд

вопросов. Готовы? (Презентация.)

II. Актуализация знаний.

Выберите в каждой группе слов лишнее и объясните почему?

(Покажите правильно значок).

1.

А) ТОРА, ТИПИТАКА, ТАНАХ

(Тора – 1 часть Библии иудеев, а Типитака и Танах =священные писания).

Б) РАВВИНЫ, УММА, САНГХА

(Раввин – мудрец, Умма и Сангха – общины).

В) МАНТРА, НАМАЗ, ТАИНСТВА

(Мантра и Намаз – молитвы, Таинства священные действия).

Г) СИНАГОГА, МЕНОРА, МЕЧЕТЬ

(Менора – светильник, Синагога и Мечеть – священные сооружения).

2.

Каким религиям принадлежат эти священные сооружения?

(Соединить изображения с подписями).

иудаизм христианство ислам буддизм

ШАББАТ ВЕНЧАНИЕ СОБОРНЫЙ ДЕНЬ ОБРЯД НАПУТСТВИЯ

III. Работа над новым материалом.

Кроме повседневных обрядов, в каждой религии есть обряды, связанные с теми

днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о какихто

самых важных для них событиях или о какомто святом. Это праздники и

праздничные обряды. Вот сегодня мы познакомимся с такими праздниками.

Готовы? В путь.

И перед нами священное сооружение, которое называется … синагога.

Откройте учебники на с 62, прочитайте, какие праздники отмечают в иудаизме?

Песах (ивр. букв. «миновал, обошёл»; погречески и порусски Пасха)

иудейский праздник в память об Исходе из Египта. В Израиле Песах

отмечается 7 дней, причём первый и последний дни празднования являются

полноценными праздниками и нерабочими днями. Промежуточные дни

называются холь амоэд («праздничные будни»). За границами Израиля

праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два

считаются полноценными праздниками.

Песах один из праздников паломничества в Иерусалим для

жертвоприношений. Вся семья и приглашённые гости собираются за

праздничным столом и читают Пасхальную Агаду. Эта трапеза носит название

«седер» (иврит «порядок»). В первый день праздника принято читать молитвы.

Шавуот или Седмица (Пятидесятница) – большой иудейский праздник. В

Шавуот празднуется дарование еврейскому народу Торы на горе Синай при

Исходе из Египта. За пределами Земли Израильской праздник отмечается 2 дня.

Шавуот один из паломнических праздников. В древности в этот праздник в

Храме жертвовали пшеницу нового урожая, первые плоды, фрукты. В наше

время в праздник Шавуот в синагогах принято читать рассказ о даровании Торы,

текст заповедей и повествование о законах празднования Шавуот в Храме.

Существует также традиция в канун Шавуота всю ночь читать Тору.

Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную пищу. Этот

обычай связан с днём вручения Торы. Считается, что вернувшись в лагерь от

горы Синай, евреи ели именно молочную пищу. С тех пор в праздник Шавуот

перед обедом едят чтолибо молочное, и лишь затем подают другие праздничные

блюда.

Суккот (Праздник кущей) еврейский праздник, который отмечается

семь дней. По традиции в это время следует выходить из дома и жить в сукке

(шатре, куще). Этот обычай служит вспоминанием о блуждании евреев по

Синайской пустыне (книга Исход). Согласно другому толкованию, смысл этого

обычая в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не

возгордился.

В Суккот выполняют ритуал «вознесение лулава». Лулавом называют как лист

пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе.

Принято благословлять все четыре вида растений, каждый из которых

символизирует определенный тип людей. В канун праздника Суккот

устраиваются базары, где продают этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли.

Ханука еврейский праздник, продолжающийся восемь дней. Праздник

был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении

жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями после изгнания с

Храмовой горы грекосирийских войск и их союзников в 165 году до н. э.

Согласно легенде, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не

смогли найти чистое масло для светильникаменоры. После длительных поисков

все же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом. Но масла в нем

было настолько мало, что его могло хватить только на один день горения

меноры. Маккавеи все же решили зажечь Менору, чтобы освятить Храм. И

произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней на время, которое

требовалось для приготовления нового масла. В память об этом событии

праздник Хануки стали отмечать в течение восьми дней. Празднование Хануки

было установлено мудрецами, поэтому в праздничные дни нет запрета на работу.

В Хануку принято дарить детям игрушки и давать деньги.

Отправляемся дальше и перед нами…(собор)

Прочитайте, какие праздники отмечают в православном христианстве?

(РОЖДЕСТВО, КРЕЩЕНИЕ, ПАСХА, ВОЗНЕСЕНИЕ, ТРОИЦА)

Отправляемся дальше и перед нами …… (мечеть)

Прочитайте и расскажите о праздниках в исламе.

Курбанбайрам (Праздник жертвоприношения) мусульманские

праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца

исламского лунного календаря (зульхидж) в память жертвоприношения пророка

Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.

Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел

Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его

единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту,

где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи

послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от

Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не

резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму

барана. Курбанбайрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне

праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама

совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг

Каабы).

Один из крупных праздников ислама Уразабайрам отмечается в честь

окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в

этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник

начали отмечать в 624 году.

Накануне праздника Уразабайрам собираются обязательные платежи (закят)

мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся

закят ульфитр обычно это продукты питания, но возможна и денежная

помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети

коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят

подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза

байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей,

старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

Отправляемся дальше и перед нами…(ступа, пагода).

Прочитайте и расскажите о праздниках буддизма.

Сагаалган, или Цагаан сар (монг. «Белый месяц») самый торжественный

и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало

весны и Новый год по монгольскому лунносолнечному календарю. Внук

Чингисхана великий хан Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс

время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания

монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы

была принесена в Монголию.

Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от

грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов

до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения

«сора» чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо

чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также

с великими чудесами Будды и его победами над учителямииноверцами.

День рождения Будды (Весак, Дончод) самый важный буддийский

праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря.

Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы

произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет

и уход в Нирвану на 81 году жизни.

Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в

монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и

шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов.

На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются

масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают

верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в

День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины

и преподносят им подарки.

IV. Закрепление.

На этом свою экскурсию мы заканчиваем, нам пора возвращаться.

Работа в парах.

Перед вами лежит кроссворд, работая в парах, попробуйте его заполнить.

V. Рефлексия деятельности на уроке.

Поднимите зеленый значок, если на уроке было легко и понятно.

Мы с вами поставили цель, достигли ли мы ее? Поднимите руку, кто считает, что

да.

Что нового вы для себя узнали?

Давайте оценим свою работу:

Зеленый значок – я собой доволен.

Желтый – не совсем.

Красный – своей работой я не доволен.

Домашнее задание: подготовить рассказрассуждение на тему: «Какой смысл

несут праздники традиционных религий России?» опрос на с. 67)

КРОССВОРД.

1.Перед каким праздником верующие христиане соблюдают Великий пост?

2.Главным праздником мусульман считается…

3. Праздник, отмечаемый в память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей

на горе Санай.

4. Кто из животных пришёл к Будде четвертым по счёту?

5. День рождения, просветления и ухода из земного мира Будды.

6.Буддийский Новый год.

7.День рождения Мухаммада.

8.Праздник, отмечаемый христианами 19 января.

Конспект урока в 4 классе

по модулю

«Основы мировых религиозных культур»

Урок по теме «Праздники и календари ислама и христианства»

МОУ Ховринская ООШ

Выполнила учитель ОМРК Новикова Н.В.

Конспект урока в 4 классе

по модулю

«Основы мировых религиозных культур»

Урок по теме «Праздники и календари ислама и христианства» слайд1

Цели урока: слайд2

1.Образовательная:

Ознакомление с основными особенностями праздников, их роли в разных религиях России (православие, ислам).

2.Развивающая:

Развитие способностей обучающихся к общению на основе взаимного уважения и диалога.

3. Воспитывающая:

Воспитание ценностного отношения к культурным традициям разных религий

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

Научатся давать определение понятиям «календарь», «праздник». Научатся выделять главные особенности праздников в разных культурах России. Научатся называть не менее трех праздников народов разных религий (православие, ислам).

метапредметные:

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать другое мнение и позицию, формулировать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические рассказы, «удерживая» логику повествования; осуществлять взаимоконтроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

личностные:

формирование внутренней позиции школьники на уровне положительного отношения к традициям разных религий;

привитие бережного отношения к культуре разных религий;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Продолжительность урока – 45 минут.

Место занятия – учебный кабинет.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: урок – исследование.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Формы организации работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы и приемы: деятельностный, частично-поисковый, словесный, наглядный, проблемный, наблюдение, сравнение, конкретизация, целеполагание, рассуждение.

Методы и формы контроля: наблюдение, самоконтроль, самооценка, рефлексия.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, дидактический раздаточный материал (карточки), тетрадь для записей, учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы мировых религиозных культур» А.Л.Беглова 4-5 кл., Москва, «Просвещение» 2010 г.

Ход урока.

1.Организационный момент.

— Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!

Похлопайте девочки!

Похлопайте мальчики!

Похлопайте, те кто готов к уроку!

Молодцы ребята!

Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Ребята, над какой темой мы с вами работали? (Праздники и календари иудаизма и буддизма.) А хотите узнать ещё новое? А чтобы узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке?

А для этого отгадайте загадку, о чём идёт речь?

Под новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком,

Но каждый день терял он вес.

И, наконец, совсем исчез.

(Календарь)

-Как вы понимаете слово «Календарь»?

Вы должны были дома найти в словаре, что же такое календарь? Слайд3

Календарь — справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений ииллюстрациями.

Календарь — (от лат. calendarium — букв. — долговая книжка;

Календарь — м. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящ., сведений; месяцеслов.

Календарь — Способ счисления дней в году.

Календарь — Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями).

Календарь — Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности.

Обратите внимание на запись чисел в календаре, какую особенность вы заметили?

Учащиеся рассматривают один из месяцев календаря на слайде. Отмечают, что числа записаны разным цветом. Слад4

Почему некоторые дни обозначены красным цветом? (выходные и праздничные дни)

-Какие праздники вы знаете? (новый год, пасха, курбан-байрам)

-Для чего нужны праздники? (отдохнуть, повеселиться, помолиться и т.д)

— С какими словами у вас ассоциируется слово «праздник»? (нерабочий день, день радости, веселья, установленный в честь какого-то события)

2.Сообщение темы и цели урока. Слайд5

Ребята я вам предлагаю заполнить таблицу и соединить названия праздников с датой. У каждой группы в таблицу включено несколько незнакомых названий религиозных праздников

Новый год

9 мая

Пасха

8 марта

Рождество

23 февраля

Международный женский день

1 января

День Победы

7января

День защитника Отечества

10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря (4октября-2014г)

Курбан Байрам

12 числа третьего месяца мусульманского лунного календаря ( 13января2014г)

мавлид

20апреля

Новый год-1января; пасха-20апреля; рождество-7января; международный женский денб-8марта; день победы-9мая; деньзащитника отечества- 23февраля; Курбан Байрам-10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря (4октября-2014г); мавлид-12 числа третьего месяца мусульманского лунного календаря (13января2014г). слайд6

-На какие группы можно разделить праздники? (Государственные, народные (национальные), профессиональные, религиозные)

— Какая возникла проблема при заполнении таблицы? (Встретились незнакомые слова)

— Исключая это слово, оцените правильность заполнения таблицы по слайду презентации.

(Самооценка на табло)

3. Определение темы урока, целеполагание

— Что оно обозначает с точки зрения нашего урока?

— О чем мы продолжим говорить на данном уроке? Каких религий мы с вами не затрогивали праздники? ( Учащиеся самостоятельно определяют тему: «Праздники и календари ислама, христианства»)

— Какие вопросы сразу возникают, о чём хочется спросить? Что же будет целью нашего урока? Предполагаемые вопросы обозначаются на слайде: слайд7

1.Название праздника.

2.К какой религии относится

3.В чём его суть (В честь какого события)

4.Подготовка к празднику

5.Традиционное угощение

6.Ритуалы, вещи

7.Как отмечается

4. Основная часть.

Изучение нового материала.

Я вам раздам памятки – таблицы и вы самостоятельно каждая пара найдёт в учебнике свой праздник и заполнит таблицу, а затем мы вместе обсудим.

Группам раздаются памятки-таблицы, которые учащиеся должны будут заполнить, работая с текстами о том празднике, название которого было у них в таблице. Пасха, Рождество, Троица стр.63-65

Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид работа с учебником стр.65-66

Слайд8

Название праздника

Религия

В честь какого события

Подготовка к празднику

Угощение

Ритуалы, как отмечается

Выступление ребят. Рассказ учащихся подкрепляю слайдами презентации. На доске учащиеся под нужным символом прикрепляют название праздника. Отвечают на вопросы учащихся из других групп, задают вопросы сами, чтобы проверить, насколько внимательно слушали их выступление.Православные праздники слайд9-17

Физкультминутка слайд18-21

Мусульманские праздники слайд 22-28

Ребята я хочу вам рассказать ещё о таких праздниках, как Крещение отмечается 19января. Крещение и рождество праздновались раньше вместе. Они до сих пор сохранили много общего в богослужение

И соединены между собой «святыми днями», а в народе именуются святки.

Вознесение отмечается на сороковой день после пасхи. В этот день Христос взошёл на небо и сел по правую сторону Бога Отца.

В православие много праздников, которые посвящены святым.

15 февраля — Сретение Господне (приложение)

• 12 июля — Святых апостолов Петра и Павла

• 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

Праздники мусульман

*День Ашура — день поминовения пророков послаников Аллаха

*Начало месяца Сафар и др.

Мы узнали, какие праздники существуют, в каких религиях? (ислам и христианство)

А вот как отмечается праздник пасха, давайте покажем фрагмен из жизни христиан слайд13

Христианский праздник Пасха – праздник Светлого Христова воскресенья, отмечается сблаговением, радостью и торжеством. Всем известен христианский обычай – обмениваться на Пасху крашеными яйцами и христосоваться.

1.На Руси обрядов много,

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресенье,

Его второй день рождения.

2.Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Вместе: Христос воскрес! Христос воскрес! ( в ответ: Воистину воскрес! Отдаёшь своё яйцо, и вы троекратно целуетесь)

Традицию красить яйца связывают с Марией Магдалиной, она пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, на что он ответил, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, после этих слов куриное яйцо, которое держал , стало красного цвета. Первую пасху празднов…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конспект урока праздник букваря
  • Конспект урока покров праздник
  • Конспект урока мусульманские праздники
  • Конспект урока государственные праздники россии
  • Конспект сценария экологического праздника