Конспект занятия праздники россии подготовительная группа

 Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).Задачи: ·        Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.

ГБДОУ детский сад №74 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект к презентации

по проекту « Моя Россия»

« Традиции и праздники России»

                                                                Воспитатель: Васяк А.А

Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).

Задачи:

  • Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.
  • Развивать кругозор детей.
  • Воспитывать познавательный интерес к истории своей страны.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость к русским праздникам и обычаям.
  • Воспитывать уважение к семейным и народным традициям.

Воспитатель: Дети, вы любите праздники? А какой праздник у вас любимый?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Праздники любят все! И взрослые и дети. В такие дни все друг друга поздравляют, дарят подарки, на столе стоят угощения. А на улице народные гуляния, салюты вечером. Мы привыкли, что праздники это пора отдыха и забав. Но когда-то было все иначе…

          Раньше не было таких праздников как День Рождения, Первомай, «маминого дня», 8 марта, даже Нового года. Новый год стали отмечать 300 лет назад, а День Рождение – 150 лет назад.

          Самые первые подарки люди дарили не друг другу, а богам и все праздники люди посвящали богам. Человек был слаб и беззащитен перед грозными стихиями природы( грозы, стужи, громадных зверей). Все, чего он боялся, он почитал. Человек обожествлял солнце, гром, дождь, реки. Наши предки верили во множество богов, они были язычниками. Что мог подарить человек в давние времена?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Самые первые подарки, которые делал человек богам, это были танцы и песни. Сам танец был похож на что-то магическое. Например « Охотничий танец». Люди пытались задобрить богов танцем.

          У наших предков-славян любимым богом был Бог Солнца.( солнце летнее, осеннее, зимнее, весеннее). У него были разные имена. Ярило, Коляда, Даждьбог.

          Самые первые праздники, дошедшие до наших дней – это Святки, Масленица, Купало.

          Святки. Раньше этот праздник отмечали в честь древнего славянского бога Святовита, бога вечного света жизни. А сейчас ( с принятием Христианства) это святые дни от Рождества до Крещения. В это время гадали, эта традиция сохранилась. Церковь к Святкам относится не однозначно. Молодежь в эти святочные дни переодевалась в разных зверей и шли колядовать – ходили по домам, пели песни, посвященные рождению Христа. Хозяева одаривали колядующих оладьями, орехами, деньгами. Молодежь веселилась и играла.

          Масленица. Тоже праздник дошедший от древних славян до наших дней. Это веселый праздник. В это время древние славяне жгли костры, пекли лепешки, катались с гор. Так наши предки с радостью провожали зиму. Торжество длилось целую неделю. А последний день происходило торжественное сжигание Масленицы – большой соломенной куклы в женском платье. Зачем же ее сжигали?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Дело в том, что у Масленицы было и другое имя, которое наши предки боялись говорить вслух. Ведь не все боги были добрыми и опасным богам давали другие имена. Думали, что на придуманные имена они не отзываются и люди будут в безопасности. Масленица – это безопасное имя злой Моры-Морены – образа лютой зимы и стужи. А веселье от того и происходило, что бог Ярило победил злую Морену. Пришедшую весну тоже надо было задобрить, поэтому пекли лепешки-солнышки, со временем их заменят блины-прообраз солнца. В эту же пору совершали очистительные обряды, за долгую зиму развелось много нечисти, чтобы ее победить, наши предки мыли свои хаты, собирали мусор, сжигали его, верили, что огонь и дым отгонит нечисть. Какие вы помните дни Масленицы, их названия?

Дети: ответы детей.

Купало.

Воспитатель: Купало – главный летний праздник славян. Это самый длинный день и самая короткая ночь. Ночь на Ивану Купалу считается колдовской порой. С принятием Христианства, этот праздник переименовали, он получил имя библейского Иоанна Крестителя. Древние славяне верили, что в эту ночь деревья и животные разговаривают на человеческом языке, а травы наполняются волшебной силой. В купальскую ночь происходит чудо: расцветает Жар-цвет – волшебный цветок папоротника. Тому., кто найдет этот цветок и сумеет сорвать, откроются все тайные клады и будет служить вся нечистая сила. В эту ночь солнце поворачивается на зиму и на радостях вся нечистая сила(лешие, водяные, русалки) проказят, а ведьмы с воплями летят на Лысую гору, чтобы посовещаться как навредить людям. В эту ночь наши предки обходили поля и заговаривали их от нечистой силы и порчи. Но это не мешало им веселиться: парни и девушки прыгали через костры, водили хороводы, купались. Вода и огонь очищали от нечисти.

          Были и другие праздники. Например, Перунов день. Перун – бог грозы. Гром его голос, ветры-дыхание, молнии-стрелы, радуга-боевой лук. Этот бог был грозен, но и милостлив. Как вы думаете , почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Он оживлял дождями землю, но мог и покарать молнией. Перунов день был особым, мужским воинским праздником. На какой наш праздник похож этот древний праздник?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: и вот на Руси приняли Христианство это новая вера в одного бога. Как же у нас появилась новая вера? Киевский князь Владимир Красное Солнышко крестился сам, а потом крестил всю Русь. Со старыми богами Владимир поступал сурово: Перуна приказал бросить в Днепр( река), а люди бежали за ним и плакали. Со временем новая вера укрепилась в сердцах людей. Появились новые праздники, христианские, которые переплелись со старыми древнерусскими.

         Рождество.  Стал любимым праздником на Руси, в этот день родился младенец Христос. До Рождества шел 40-ка дневный пост, а последний день поста – Сочельник, в этот день пекли сочни, убирались в доме, пекли хлеб, ходили в баню, шили новую одежду. Девушки и парни ходили с рождественской звездой, которую делали из бумаги и освещали свечами, пели песни, славили Христа. В этот день ходил вертепщик и разыгрывал сценку о рождении Христа. Вертеп – кукольный дом с 2-мя, 3-мя этажами.

        Новый год.  Самый любимый, самый волшебный праздник. Это время ожидания чуда, встречи с дедом Морозом. Раньше Новый год отмечали в марте, потом 1 сентября, а потом Петр ! издал указ « О праздновании Нового года», повелев отмечать его 1 января. Эта традиция сохранилась и по сей день.Обычай ставить елку и украшать ее пришел к нам из Германии. Эта традиция полюбилась. Первыми игрушками были яблоки и орехи. Позже появилась профессия стеклодув и появились первые стеклянные елочные игрушки. Одно время делали игрушки из ваты. Я очень люблю эти игрушки. Сейчас, каких только нет елочных игрушек! Игрушки отражают историю своей страны, ее события. Очень приятная ежегодная традиция наряжать елку всей семьей! А у вас в семье какие новогодние традиции? Как вы готовитесь к встрече Нового года?

Дети: ответы детей.

Пасха.

Воспитатель:  Пасха-самый светлый праздник! В этот день ожил, воскрес из мертвых Иисус Христос. Вечером перед Пасхой все идут в Храм на службу – всеношное бдение.(«бдить» -быть внимательным) В эту ночь происходит Крестный ход, с заженными свечами и пением, за священником все ходят вокруг Храма. После службы все идут домой и «христуются»-обмениваются поцелуями и крашенными яйцами. В этот день заканчивается пост и можно есть, что захочешь . К этому дню делают Пасху творожную и пекут куличи. А как вы отмечаете Пасху?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Много появилось христианских праздников: Благовещенье, Вознесение, Троица, Преображение, Успение Богородицы, Рождение Богородицы, Крещение Господня. Кто-нибудь хочет рассказать про какой-нибудь праздник и как вы его отмечаете?( например день рождения).

Дети: ответы детей.

Конспект ООД в подготовительной группе на тему:

«Народные праздники на Руси»

Цель:

Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с традициями празднования известных русских праздников.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, память, мышление воображение. Развивать интерес к народной культуре.

Развивать связную речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям, к народным играм.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, изучение наизусть колядок, закличек, стихов о народных праздниках, пословиц,  народных примет.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,  вы любите праздники? Почему?  Какие вы знаете праздники?

Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?

Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать как?

Тогда давайте отправимся с вами  на экскурсию в прошлое.

Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры, наряжались в самые лучшие одежды, по-особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов). 

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Сейчас вы узнаете, какие народные праздники были самыми великими и любимыми на Руси. А чтобы мы в них не запутались, создадим свой календарь древних праздников. Скажите, а с какого времени года у нас сейчас начинается год (Зимы). Правильно. И наши предки год начинали зимой. И самый любимый и известный праздник зимы это Рождество. А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей). Правильно — это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников.  А почему этот праздник так называется? Рождество — это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто — то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество — праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. (Ответы детей). Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей) Первый обычай – ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа. А еще был обычай в эти Святые вечера переодеваться. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. (Рассматривание иллюстраций). На Рождество люди колядовали. А что такое колядки?  (Ответы детей) Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.

Пение колядок.

Коляда пришла,
Рождество принесла.

Дайте коровку,
Маслену головку!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому. 

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

— Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

— Открывайте крынки,

Подавайте полтинники! 

— Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Коляда пришла

Рождество принесла! 

Воспитатель: Хозяева одаривали колядующих печеньем, конфетами, орехами, деньгами. (Рассматривание сюжетных картинок). Вот как весело праздновали. Рождество. Давайте отметим на нашем календаре зимний праздник Рождество. А какое время года наступает после зимы (Весна). На Руси начинался Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому  празднику. Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей) Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.

Послушайте стихотворение А. Майкова «Христос воскрес!»

РЕБЕНОК: Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

Воспитатель: Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь на праздничное богослужение в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. В красивых корзинах к церкви люди несли разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашенки — расписанные красками яйца. Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!»

Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.

Игра «Несушка» Игроки делятся на 2 команды. Каждая команда получает столовую ложку, на которую кладется крашеное яичко. Цель — пробежать определенное расстояние (отмеченное флажком или кеглей), развернуться и отдать ложку следующему участнику, не уронив яйцо. Можно усложнить задачу, держа ложку не в руке, а во рту! Выигрывает команда, чьи игроки справятся с заданием быстрее. В качестве призов победителям можно подготовить шоколадные яйца.

Давайте отметим на нашем календаре весенний праздник Пасха.

Воспитатель: Становится теплее и мы с Вами выходим на зеленую полянку. После весны наступило какое время года? (Лето) Летом наши предки почитали праздник Ивана-Купала. Купала- древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Название праздника «Иван Купала» пошло от слов — погружать в воду.

Поэтому в этот день обливают друг друга водой, купаются в реке, разводят костры, поют песни, гадают, водят хороводы, играют. Вот и мы с Вами сейчас поиграем.

Игра «Ручеек»

Воспитатель: Итак, ребята, какой праздник на Руси праздновали летом? Как его праздновали? Продолжаем составлять наш календарь народных праздников. Лето-Ивана Купала.

Воспитатель: После лета наступает осень. Осенью на Руси отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября. Это очень почитаемый праздник на Руси. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. В народе этот день считали встречей осени с зимой. Назвали этот праздник Покрова от слова «Покрывать», потому что в этот период земля покрывалась с первым снегом, как покрывалом. Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы, начинали работать пряхи и ткачихи. На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима» С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы. На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки. Наши дети тоже с удовольствием их поют.

Частушки

  1. Эй, девчонки-хохотушки,

Начинайте петь частушки!

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

  1. Самовар поставлю я,

Напеку блиночков.

Приходите на Покров,

Посидим до ночки.

    3. Покров батюшка собрал

Нас на праздник этот.

Приходите, к нам, друзья,

Вместе мы отметим!

   4. Если б не было воды –

Не было бы кружки

Если б не было бы нас,

Кто бы пел частушки?

Воспитатель: Итак, ребята, какой праздник на Руси праздновали осенью? Как его праздновали? Добавим в наш календарь зимний праздник Покров Пресвятой Богородицы. Вот и завершается наш календарь. И нам пора прощаться. А календарь праздников мы обязательно будем пополнять новыми праздниками, с которыми дальше будем знакомиться.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/504760-konspekt-ood-v-podgotovitelnoj-gruppe-narodny

Тема: «Государственные праздники и важнейшие события в жизни России»

Цель: познакомить с государственными праздниками, отмечаемыми в нашей стране; с историей их возникновения.

Задачи:

  • Рассказать школьникам о значении праздников с целью формирования у них гражданственности и патриотизма;

  • Развивать кругозор, мышление, речь, словарный запас школьника.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

Воспитатель:

Мы любимых праздников с нетерпеньем ждём.

Нам приносят праздники радость в каждый дом.

С песни начинается праздничный денёк,

В сердце зажигается тёплый огонёк.

Жалко, что кончаются праздничные дни,

Но не забываются никогда они.

Вы любите праздники? Какие праздники вы знаете? (ответы детей). Праздники бывают семейные, церковные и государственные, которые празднует вся страна. Сегодня я предлагаю вам перелистать календарь и вспомнить эти праздники. Открываем календарь, начинается январь. Какой праздник в январе? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а всегда ли новый год праздновали 1 января? Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Пётр 1 издал указ об украшении домов еловыми или можжевеловыми ветками. С 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Воспитатель: Перевернём календарь — месяц февраль.

Дуют ветры в феврале.

Воют в трубах громко,

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Над кремлёвскою стеной –

Самолётов звенья.

Слава армии родной

В день её рожденья!

В 1918 году впервые советские войска одержали победу под Нарвой и Псковом. Праздник имел другое название: День советской армии и  военно-морского флота. С 1992г. он стал называться Днём защитника Отечества.

Воспитатель: На календаре — март.  

В марте есть такой денёк

С цифрой, словно кренделёк.

Кто из вас, ребята, знает

Цифра что обозначает?

Дети хором скажут нам:

«Это праздник наших мам!» (хором)

В давние времена женщины не имели никаких прав. В 1910году Клара Цеткин выступила в защиту женщин и с тех пор женщины имеют равные с мужчинами права. А 8 марта мы празднуем  Международный женский день.

Воспитатель:

Следующий месяц – апрель.  

В космической ракете с названием «Восток»

Он первым на планете подняться к звёздам смог.

Поёт об  этом песни весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель. 

Что это за праздник?

Воспитатель: На календаре Июнь. 12 июня День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года, — это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.

12 июня 2001 года, выступая в Кремле на торжественном приеме по случаю Дня принятия Декларации о государственном суверенитете России, Президент РФ В.В. Путин сказал, что «С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона. А его главный смысл — это успех, достаток и благополучие граждан».

В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России.

Воспитатель: На нашем праздничном календаре сентябрь.

 Быстро лето пролетело,

 Наступил учебный год,

 Но и осень нам немало

 Дней хороших принесёт.

Воспитатель: 4 Ноября – День народного единства. Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века.

Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.  Не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства. Весь народ во главе с К. Мининым и Д. Пожарским поднялся на защиту Родины.

Воспитатель: Каждый из нас от рождения и до конца своей жизни несет в своем сердце любовь к матери. Мама для любого из нас – это святыня, хранительница семейного очага. Именно поэтому во всех уголках мира принято отмечать День матери. День матери отмечают с 1998 года по указу первого президента России Б.Н. Ельцина в последнее воскресенье ноября. В этот день принято поздравлять своих мам.

Воспитатель: Подумайте, что такое законы? (это правила, которые устанавливает государство). Для чего они издаются? (их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, какому народу они принадлежат). Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны — Конституция. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. За это время в нее не внеслась ни одна поправка, а это более 20 лет.

Живу в России, россиянин – я!

Я это сознаю, горжусь я этим!

Россия – это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна.

Поэтому и дорожим  мы ею!

3. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Мы перелистали календарь, вспомнили все главные праздники.

— Что вам особенно запомнилось?

— О каком празднике вы услышали впервые?

Конспект НОД по познавательному развитию.
Тема: Традиции Россиян
(русские народные праздники на Руси)

Автор: Скорикова Алла Васильевна

Организация: КЧГУ им. У. Д. Алиева

Населенный пункт: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский р–н, Кардоникская

Задачи:

познавательное развитие. познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

речевое развитие Содействовать развитию активного словаря, умений формулировать суждения, высказывать, выражать субъективно – ценностное отношение к народным праздникам;

социально – коммуникативное развитие прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание народных праздников; воспитывать доброту.

Материалы и оборудование: физическая карта, аудиосопровождение (колокольный звон) мультимедийный проект (картины «Гуляния на Масленицу», «Рождественские праздники»)

Предварительная работа: Заучивание стихов, колядок, песен, развлечения: «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица». Беседы о русских народных праздниках. Рассматривание картин.

Ход деятельности:

Тихо звучит музыка.

Восп. Посмотрите на географическую карту России, что вы видите? (моря, океаны, горы, реки, города и т. п.)

А вот эта какая страна? (Россия)

Восп. Да, это Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показывает на карте эти географические места, объекты)

-Как называют людей, которые живут в России? (Россияне, русские)

Давным-давно, с давних времён, русские люди всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.

-Ребята, а вы любите праздники? А почему?

-А какие вы знаете русские народные праздники? (Рождество Христово, Крещение, Масленицу. Пасху, Троицу)

-Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времён наших предков.

-А кто такие предки? (россияне, люди которые жили до нас, наши бабушки и дедушки, папы и мамы)

-Ребята, а вы хотите узнать, как наши предки — россияне, праздновали праздники? (Хотим)

Давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковёр, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому.

Звучит музыка. В это время на экране появляются картины: Храм, с другой стороны — русская изба, берёза. Сцены из жизни русского народа. (см. приложение)

Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки — водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по- особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Итак, русский народный праздник – РОЖДЕСТВО. Этот праздник отмечался каждый год в одни и те же числа. Рождество Христово – это празднование рождения Иисуса Христа. С 7 января по 19 января. Эти дни называли — Святки

-Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

Этот праздник был одним из самых известных и любимых. Пожалуй, нет другого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Две недели православный народ ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, загадывали загадки, угощались, играли в игры. Игры выбирались спокойные, без бега. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла. Пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

У нас с вами было развлечение: «Пришла коляда — отворяй ворота», где пели колядки, играли в русские народные игры. Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Колечко» (см. приложение)

На экране появляется картина «Народные гуляния на Масленицу» (см. приложение)

-Как вы думайте, какой это праздник?

С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. — Что вы знаете о Масленице? (пекут блины, катаются с горки и т. д.) Воспитатель читает: «Душа ль ты, моя Масленица, Сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

После таких слов выезжала Масленица и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел своё название. Понедельник — «встреча», девушки и парни распевали песни, делали соломенное чучело и ходили с ним по деревне. Вторник — «заигрыш», в этот день устраивали поездки на лошадях, катания с ледяных гор. Среда-«лакомка», в этот день лакомились блинами. Четверг –«широкая Масленица», в этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Пятница –«тёщины вечера». Суббота – «посиделки», в эти дни ходили по родне угощались блинами. Воскресенье –«прощёный день», проводы Зимы, в этот день сжигали чучело «Зимы». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали бедным людям.

Сейчас мы с вами споём русскую народную песенку «Блины» обработка А. Абрамова (см. приложение)

После Масленицы, начинался Великий пост. Во время которого нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

-А какой вы ещё знаете русский народный праздник?

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело.

Стихотворение А. Майкова читает ребёнок «Христос воскрес! Повсюду благовест гудит Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!» (благовест, то есть благая весть)

В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. В церкви проходила Пасхальная служба.

Ребёнок читает:

Мы вспоминаем на Пасху Заповедь Господа вновь: Согласие, мир и ласку И к нашим близким любовь!

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо — символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.

Выставка яиц (см. приложение)

-Подойдите к выставке. Рассматривание раскрашенных яиц.

Делали яйца из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. На Пасху яичками обменивались, дарили родным и близким. С яйцами проводились разные игры.

А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, а всё плохое в этот день отстало. Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон.

Звучит колокольный звон (аудиозапись)

Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Вот так наши предки праздновали свои праздники.

Рефлексия:

-О каких праздниках мы сегодня говорили?

— Какой праздник вам нравится больше? Почему?

В России проживают люди других национальностей. Об их традиционных праздниках мы поговорим в следующий раз.

Звучит русская народная мелодия.

Восп. Я иду, иду, самовар в руках несу. Самовар в руках несу, прибаутки пою. Как для вас, мои друзья, Наварила, напекла девяносто два блина, Два корыта киселя, пятьдесят пирогов — Не найти едоков!

Вы хозяюшку потешьте – пирогов моих поешьте. Не красна изба углами, а красна пирогами (выносит угощение)

Чаепитие, на которое приглашаются сотрудники детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра «Колечко»

Ребята выбирают ведущего с помощью русской народной считалки: Катилась торба с высокого горба, В этой торбе хлеб, соль, пшеница, С кем ты хочешь поделиться? Говори поскорей не задерживай Добрых и честных людей.

Потом водящий зажимает в ладошках, сложенных лодочкой, колечко. Дети сидят на стульях или стоят в кругу, также сложив руки лодочкой. Ведущий обходит всех, оставив колечко у кого – то одного. Затем он выкликивает: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!», и ребёнок с колечком выбегает к нему. Затем ведущий и выбранный им напарник загадывают слово – либо предмет окружающей обстановки, либо какое – то явление природы, либо название сказки. Они предлагают играющим отгадать задуманное.

Русская народная песня «Блины» обработка А. Абрамова

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица Печь блины – то мастерица Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

На поднос она кладёт И сама к столу несёт Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы, Вот блины наши готовы Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,1 КБ

Опубликовано: 01.02.2022

НОД :

Тема: «Главные праздники России».

Цель:

Совершенствовать знания детей о России.

Задачи:

Формировать представления детей о том, что наша огромная,

многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней

много городов.

Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, её

достопримечательностями.

Вызвать чувство восхищения красотой и разнообразием природы России.

Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России.

Материал:

Проектор, ноутбук, экран, презентация «Россия – огромная страна»,

аудиозапись песни «С чего начинается Родина» в исполнении М.Бернеса.

Словарная работа:

Родная, могучая, большая, огромная.

Методы и приемы:

Рассказ воспитателя, беседа, вопросы, показ презентации.

Ход НОД

Вначале занятия звучит первый куплет песни «С чего начинается Родина» в

исполнении М.Бернеса.

Воспитатель – Скажите , кто из вас знает как называется наша страна?

Дети — Россия

Воспитатель — правильно, Россия, а как называются люди, населяющие эту

страну?

Дети — Россияне!

Воспитатель — Наша страна – большая и красивая страна. (Слайд № 2).

Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря,

пересекает Балтийское и доходит до Черного моря. Южная граница России

проходит от берегов Черного моря до побережья японского моря. Большую

часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят

в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова).

Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана:

Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно — Сибирского, Чукотского».

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом на слайде № 2

14

Воспитатель – А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Моя Родина»

(воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети

договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя!). Слайд № 3

Горы снежные вершины

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя!). Слайд № 4

Где поля и степь без края, Слайд № 5

На цветах блестит роса. Слайд № 6

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя!) Слайд № 7

Лес, как царство Берендея, Слайд № 8

В нем живут медведь, лиса. Слайд № 9

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя!). Слайд № 10

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега. Слайд № 11

А на юге—море, солнце.

(Это Родина моя!). Слайд № 12

Где город города прекрасней

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – Белый, синий, красный,

(Это Родина моя!). Слайд № 13

Воспитатель сопровождает чтение показом слайдов, по теме каждого

четверостишия. Обращает внимание детей на величие России, ее богатства.

Просит детей подобрать слова, характеризующие Россию ( красивая,

бескрайняя, богатая, могучая, сильная).

Воспитатель – Ребята, а как называется столица нашей Родины?

Дети – Москва.

Воспитатель – Правильно, Москва – столица нашей Родины. Слайд № 14.

Слайд № 15 Воспитатель сопровождает показ рассказом: «Кремль – это

«сердце» России, самая древняя часть Москвы. На территории Кремля

находятся старинные соборы – Успенский ( Слайд № 16), Архангельский (

Слайд № 17), Благовещенский (Слайд № 18).

В Кремле расположена резиденция Президента России ( Слайд № 19).

Воспитатель – А кто является Президентом России? Слайд № 20. Главные

праздники в России принято отмечать на Красной площади. (Слайд № 21).

Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраивают военные парады,

концерты. Слайд № 22, № 23.

15

На Красной площади расположены известные всему миру собор Василия

Блаженного ( Слайд № 24), Исторический музей (Слайд № 25), Мавзолей

В.И. Ленина ( Слайд № 26), памятник Минину и Пожарскому ( Слайд № 27).

В память о погибших в Великой Отечественной войне в Александровском

саду был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата (Слайд №

28).

В Москве находятся органы государственной власти, живет президент.

Москва является столицей России. Основателем Москвы был

князь Юрий Долгорукий». Слайд № 29.

Воспитатель – Ребята, а знаком вам это село? ( Слайд № 30).

Дети – Да, это село где мы живем.

Воспитатель – Как называется наше село?

Дети –

Воспитатель –наше родное село , где мы живем, ходим в детский сад,

гуляем с друзьями во дворе. Родное село – это наша малая Родина.

Воспитатель – Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети – о Родине, о России, о Москве, о родном селе.

Воспитатель – Благодарю вас за активную работу. Я считаю, что именно

такие чудесные ребята должны жить и учиться в великой и гордой стране –

России.

НОД :

Тема: «Главные праздники России».

Цель:

Совершенствовать знания детей о России.

Задачи:

Формировать представления детей о том, что наша огромная,

многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней

много городов.

Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, её

достопримечательностями.

Вызвать чувство восхищения красотой и разнообразием природы России.

Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России.

Материал:

Проектор, ноутбук, экран, презентация «Россия – огромная страна»,

аудиозапись песни «С чего начинается Родина» в исполнении М.Бернеса.

Словарная работа:

Родная, могучая, большая, огромная.

Методы и приемы:

Рассказ воспитателя, беседа, вопросы, показ презентации.

Ход НОД

Вначале занятия звучит первый куплет песни «С чего начинается Родина» в

исполнении М.Бернеса.

Воспитатель – Скажите , кто из вас знает как называется наша страна?

Дети — Россия

Воспитатель — правильно, Россия, а как называются люди, населяющие эту

страну?

Дети — Россияне!

Воспитатель — Наша страна – большая и красивая страна. (Слайд № 2).

Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря,

пересекает Балтийское и доходит до Черного моря. Южная граница России

проходит от берегов Черного моря до побережья японского моря. Большую

часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят

в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова).

Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана:

Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно — Сибирского, Чукотского».

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом на слайде № 2

14

Воспитатель – А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Моя Родина»

(воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети

договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя!). Слайд № 3

Горы снежные вершины

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя!). Слайд № 4

Где поля и степь без края, Слайд № 5

На цветах блестит роса. Слайд № 6

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя!) Слайд № 7

Лес, как царство Берендея, Слайд № 8

В нем живут медведь, лиса. Слайд № 9

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя!). Слайд № 10

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега. Слайд № 11

А на юге—море, солнце.

(Это Родина моя!). Слайд № 12

Где город города прекрасней

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – Белый, синий, красный,

(Это Родина моя!). Слайд № 13

Воспитатель сопровождает чтение показом слайдов, по теме каждого

четверостишия. Обращает внимание детей на величие России, ее богатства.

Просит детей подобрать слова, характеризующие Россию ( красивая,

бескрайняя, богатая, могучая, сильная).

Воспитатель – Ребята, а как называется столица нашей Родины?

Дети – Москва.

Воспитатель – Правильно, Москва – столица нашей Родины. Слайд № 14.

Слайд № 15 Воспитатель сопровождает показ рассказом: «Кремль – это

«сердце» России, самая древняя часть Москвы. На территории Кремля

находятся старинные соборы – Успенский ( Слайд № 16), Архангельский (

Слайд № 17), Благовещенский (Слайд № 18).

В Кремле расположена резиденция Президента России ( Слайд № 19).

Воспитатель – А кто является Президентом России? Слайд № 20. Главные

праздники в России принято отмечать на Красной площади. (Слайд № 21).

Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраивают военные парады,

концерты. Слайд № 22, № 23.

15

На Красной площади расположены известные всему миру собор Василия

Блаженного ( Слайд № 24), Исторический музей (Слайд № 25), Мавзолей

В.И. Ленина ( Слайд № 26), памятник Минину и Пожарскому ( Слайд № 27).

В память о погибших в Великой Отечественной войне в Александровском

саду был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата (Слайд №

28).

В Москве находятся органы государственной власти, живет президент.

Москва является столицей России. Основателем Москвы был

князь Юрий Долгорукий». Слайд № 29.

Воспитатель – Ребята, а знаком вам это село? ( Слайд № 30).

Дети – Да, это село где мы живем.

Воспитатель – Как называется наше село?

Дети –

Воспитатель –наше родное село , где мы живем, ходим в детский сад,

гуляем с друзьями во дворе. Родное село – это наша малая Родина.

Воспитатель – Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети – о Родине, о России, о Москве, о родном селе.

Воспитатель – Благодарю вас за активную работу. Я считаю, что именно

такие чудесные ребята должны жить и учиться в великой и гордой стране –

России.

автор: Рубан Лидия Викторовна

воспитатель МБДОУ Д/с № 97 “Незабудка” г. Якутск

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе «Зимние праздники в России, обычаи и традиции»

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе «Зимние праздники в России, обычаи и традиции»

Цель: Познакомить детей с традициями и обычаями праздников в России в зимний период.

Задачи

Образовательные:

Сформировать представление у детей о традициях и обычаях праздников в России в зимний период.

Развивающие:

Сформировать навыки работы с информацией;

Воспитательные:

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе;

создать атмосферу предстоящего праздника;

развитие творческих способностей и таланта детей.

Оборудование и  материалы: 

проектор, презентация «Зимние праздники», материал для игр;

Ход развлечения:

Под веселую музыку дети заходят в зал, их встречает Зима.

ЗИМА:

Гуляет русская зима,

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой – бела земля.

Махнет другой – растут сугробы.

Белит деревья и дома.

Морозит, устали не зная!

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая!              (В.Пашов). 

СЛАЙД№2

Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я красавица Зима, спасибо что пришли ко мне в гости, а давайте со мной поиграем! 

ИГРА «Не боимся гулять в морозы!» 

– Ребята, а вы не боитесь гулять в морозы?

Дети (хлопают по коленям):

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

То любой осилим путь.

– А если тропинка лесная?

– А мы ножками: топ-топ, топ-топ (маршируют на месте).

– А если сугробы глубокие?

– А мы на лыжах: шик-шик, шик-шик (взмахи лыжными палками).

– А если речка замерзшая?

– А мы на коньках: вжиг-вжиг, вжиг-вжиг (руки за спину, скользящие движения ногами).

– А если горка крутая?

– А мы на санках: ух-ух (две руки справа наверху – движение вниз влево).

– А если дорога широкая?

– А мы на машинах: ж-ж, ж-ж (руль).

– А если рельсы железные

– А мы на поезде: чух-чух, чух-чух (изображают паровозик руками).

– А если чаша дремучая?

– А мы на самолете: у-у-у-у (адятся  на стульчики).

ЗИМА: Зима у нас с вами долгая, морозная, лютая, и для того чтоб немного повеселить народ, я придумала много веселых праздников и традиций, которые все любят! И сейчас я познакомлю вас с ними! Слушайте внимательно и не отвлекайтесь!

СЛАЙД №3 Россия – очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину, а  чтоб узнать о каком празднике  мы будем говорить, нам нужно отгадать загадку:

Если лес укрыт снегами, 

Если пахнет пирогами 

Если ёлка в дом идёт, 

Что за праздник? (Новый год)

СЛАЙД№4

Новый год празднуют по всей Земле с давних пор, и у каждого народа существуют свои традиции. Еще очень давно люди заметили, что времена года меняются по кругу. Сначала наступает зима, ее сменяет весна, лето, осень. И вновь наступают холода. Чтобы вести отсчет, был придуман календарь. И вместе с днями, месяцами и сезонами люди начали отсчитывать годы.

СЛАЙД№5

Долгое время в Древней Руси Новый год справляли 1 марта. Считалось, что именно весна символизирует начало нового – природа оживает, просыпаются растения, животные и насекомые. Позже его перенесли на 1 сентября и приурочили к завершению огородных работ.

СЛАЙД№6

1 января Новый Год начали праздновать в 1700 году, более 300 лет назад. Года начали исчислять со дня рождения Иисуса Христа – Сына Господа и Спасителя всех людей. Царь Петр Первый, издал указ, в котором призвал в первый день, каждого года украшать дома ветками елей, зажигать костры, палить из пушек, ружей и поздравлять друг друга с наступившим новым годом.

ЗИМА: Вы поздравили всех с новым годом? А подарки получили? Весело вам было? А в игры играли? А еще хотите? Ну что поиграем? (ответы детей).

Игра «Сугроб-Яма-Снежинка»

А сейчас, мои юные друзья, пока звучит веселая мелодия, встаньте в  круг. Возьмитесь за руки.

(звучит музыка, дети встают в круг).

– Как только я скажу: «Сугроб!», все поднимите руки вверх. Скажу «Яма!», все присядьте. Скажу: «Снежинка!», все, не опуская рук, изобразите ее. Вот и все! Запомнили? Начинаем игру! Сугроб! Яма! Снежинка! Сугроб!

ЗИМА: Ох, поиграли мы немножко, присаживайтесь на свои места, теперь давайте с вами отгадаем загадку:

Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки – любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду

Наряд мне надевают всего лишь раз в году.

(Ёлка).

СЛАЙД№7

Традиции и обычаи празднования Нового года в России складывались постепенно. Приносить в дом елку и наряжать ее стали в 1935 году, менее века назад. Тогда же появился первый Дед Мороз. А еще спустя 2 года дети узнали про его внучку, Снегурочку.

СЛАЙД№ 8, 9

Без аромата хвои трудно себе представить зимние торжества. Изначально еловыми и другими веточками украшали дом. Но позже Россия переняла обычаи Германии, и целое деревце начали ставить внутри жилища, в большой комнате. В ту пору не было такого количества украшений, и даже обычные игрушки были редкостью. Поэтому на ель вешали яблоки и свечи. Некоторые семьи использовали сладости – пряники и печенье с отверстием, в которое продевалась ниточка. Постепенно начали появляться игрушки и гирлянды. Они были все разных форм и размеров: домики, сосульки, гномы, куколки, шишки, разные животные и герои сказок. Гирлянды дети сами делали из цветной бумаги. А еще украшали елочку самодельными снежинками из белой бумаги и ваты. Красовались на елочке и конфеты в разноцветных фантиках. Двух одинаково наряженных красавиц невозможно было найти!

ЗИМА: Возле елочки водили хороводы и играли в разные игры! А мы поиграем?

ИГРА «Веселая погремушка»

Дети соревнуются в беге в мешках одно условие обязательное: добежав к обговоренному месту, необходимо взять погремушку  на стуле и прозвенеть ею.

ЗИМА:  Ну что устали? А вот вам игра такая, не простая, а поэтическая! Называется «Доскажи словечко»

  1. Возле ёлки веселится

И сюрпризов ждёт народ.

Всё сияет, всё искрится

В яркий праздник  -…             (Новый год).

  1. Дед Мороз – он друг детей.

Возле ёлки ждут…..              (гостей)

  1. Возле ёлки Дед Мороз.

Детям задал он …          (вопрос)

  1. Отгадать хотят ребятки

Новогодние ….              (загадки).

  1. Разноцветьем вызывают

Восхищенье детворы.

Нашу ёлку украшают

Эти круглые ….                (шары).

  1. Скачем в танце как пружинки.

За окном летят ….                (снежинки)

  1. Зайцы, лисы, волки, тигры.

Это мы играем в ….                (игры)

  1. Ель сияет вся! Взгляни,

Мы на ней зажгли….                (огни)

  1. Нам подарки он несёт

В яркий праздник Новый год!

В красной шубе, красный нос.

Это добрый …                (Дед Мороз)

  1. Дружно песню спели.

Игр череда!

На верхушке ели

Яркая…                (звезда)

  1. Мы концерт даём, лихи.

Танцы, песни и…                (стихи)

  1. Льётся песня на простор.

Мы поём как дружный ….            (хор)

  1. Гирлянды на иголочках,

Мы спели все сперва

“В лесу родилась ёлочка”

В ней помним все ….           (слова)

  1. Вся в огнях, остры иголки.

Веселимся возле…               (ёлки)

  1. Дед Мороз, стройна фигурка

Твоей внученьки – …          (Снегурки)

  1. Он в обёртке. Манит, ярок!

Дед Мороз принёс….           (подарок)

  1. Он коричневый, мой клад.

Вкусный сладкий…             (шоколад)

  1. Фантик ярок. Ем их редко.

Хоть и вкусная …              (конфетка)               

  1. Хочешь пить ты? Получай!

Чуть горяч и сладок…        (чай)

  1. Для детей нет лучше ёлки,

Хоть остры её …                (иголки)

  1. Разделяет нас стекло.

Холод там, а здесь – …           (тепло)

  1. Снегу рады все дома.

Время года звать…      (зима)

Молодцы ребята, просто отличные знания и поэтический вкус! Похлопали себе!  Новый год веселая пора, но есть еще один праздник, который мы ждем как великое чудо! Ну – ка отгадайте загадку:

Летят снежинки за окном,

И праздник к нам приходит в дом

Особым светлым торжеством.

Зовем тот день мы… (Рождеством)

СЛАЙД№10

Еще одной зимней традицией русского народа являлось празднование Рождества! Что же это за праздник Рождество? 

Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января.

СЛАЙД№ 11

Рождественский пост

Рождеству Христову предшествовал сорокадневный рождественский пост, который заканчивался Сочельником (6 января). Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Рождественский пост служит обновлением духовного, единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Ночь в канун Рождества с 6-7 января получил название «сочельник» – от названия ритуальной пищи, вкушаемой в этот день – сочива. Сочиво или кутья – каша из пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом.

СЛАЙД№12;13

В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались и колядовали. Колядой называется старинный рождественский обряд прославления праздника рождества Христова песнями и сама песня. За это колядующих хозяева угощали разными вкусностями.  Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

ЗИМА: А сейчас народ честной, готовь-ка угощенья, в гости к нам на Рождество, пришло веселье! Наши ребятки приготовили вам колядки! 

Под веселую музыку выходят ряженые «Коляда, коляда» 

  1. Добрый вечер добрым людям!

Пусть веселым праздник будет (все)

С Рождеством вас поздравляем.

Счастья, радости желаем! 

Щедрый вечер, добрый вечер! 

Добрым людям на здоровье!

  1. Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай Бог тому, кто в этом дому, 

Всем людям добра желаем.

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов. 

Доброго здоровья,

Маслица коровьего.

  1. В хату я зайду любую!

И там я поколядую!

Будет день и будет ночь,

Все печали уйдут прочь!

Счастье всем, здоровья вам,

Ждем конфеток мы сто грамм!

  1. Шире двери открывайте 

И конфеты раздавайте!

На пороге коляда,

Прибегайте все сюда!

Вам здоровья мы желаем,

И конфеты забираем!

  1. Ну-ка добра хозяйка,

Нам конфет скорей давай-ка!

Счастья, радость в дом несем,

Пирожки еще мы ждем!

Будет день и пища будет,

Коляда вас не забудет!

  1. Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубль, Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку, 

А можно и монетку 

Не жалейте ничего 

Накануне Рождество!

  1. Добрый вечер добрым людям!

Пусть веселым праздник будет (все)

С Рождеством вас поздравляем.

Счастья, радости желаем! 

Щедрый вечер, добрый вечер! 

Добрым людям на здоровье!

(За каждую колядку дети и взрослые угощают колядовщиков)

ЗИМА: Ой спасибо Коляда да Овсень! Будет год удачный, плодородный, богатый! А чтоб веселее было, предлагаю вам поиграть! А с чем играть будем, подскажет загадка!

В холода, в мороз трескучий,

Сапожки надень получше!

И большим, и маленьким

Греют ноги …(Валенки)

ИГРА «Музыкальный валенок» 

ЗИМА: ну что ж немного поиграли, а теперь слушайте очередную загадку:

Под бой курантов дверь открываем,

Одного провожаем, другого встречаем.

(Старый Год и Новый Год)

СЛАЙД №14

Еще одной зимней традицией является празднование «Старого» Нового года! Что же это за праздник?

В ночь с 13 на 14 января Россияне отмечают Старый Новый Год. У разных народов было несколько календарей. Один из них назывался юлианским (церковный), а другой — григорианским. И каждый народ считал, что его календарь — лучший. Поэтому длительное время Новый год в наших странах не совпадал с Новым годом в Западной Европе. Была такая путаница! В 1918 году новая власть приказала от этой путаницы избавиться. Был введён григорианский календарь. Все праздники теперь надо было отмечать на две недели раньше. Но Церковь отказалась от этого. Так и появился старый Новый год — Новый год по старому календарю. По давней традиции, в староновогоднюю ночь отмечается Васильев вечер – он же «щедрый», поэтому в ночь с 13 на 14 января наши предки обязательно готовили зажаренного поросенка, сытные блюда из мяса, кашу заправляли топленым салом (смальцем) или медом, маком, орехами, вареньем, как и рождественскую кутью.

ЗИМА: ну и как полагается в новогодний праздник, нужно весело играть, петь песни и танцевать! 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «Мы пойдем с тобой…» 

ЗИМА: молодцы как же с вами весело! Как же хорошо!

СЛАЙД№15 

Ребята, а какое сегодня число? Конечно, сегодня 13 января, а значит сегодня наступает «старый» новый год! Или Васильев вечер, как здорово и весело мы его встретили! Сегодня мы с вами узнали много интересных зимних традиций нашего народа:
1. Как называется праздник, когда мы ждем в гости Деда Мороза и Снегурочку?
2. Чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился Иисус Христос, что это за праздник?
3. Что такое святки?
4. А что такое колядки?
5. Чем украшали елку в старину?
6. Почему 6 января называется Сочельник?
7. А что такое календарь?
Какие вы ребята молодцы, мне пора с вами прощаться! Спасибо вам за веселый  праздник! Это еще не все сюрпризы! Отправляйтесь в группу, там вас ждет настоящий  староновогодний  чай со сладостями! До свидания мои друзья!!! (чаепитие).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конспект занятия праздник пап
  • Конспект занятия праздник осени
  • Конспект занятия праздник мамы подготовительная группа
  • Конспект занятия праздник белых журавлей
  • Конспект занятия православные праздники