Контр сценарий это

Вчера в работе тему затронули: сценарий и контр-сценарий, почему все сделано вопреки, а результат все равно не нравится? И какое это имеет отношение к самосаботажу и других трендецовым сценариям. Давайте возьмем простой пример. Есть у нас девочка, пусть будет М. Девочке М…

Вчера  в работе тему затронули: сценарий и контр-сценарий, почему все сделано  вопреки, а результат все равно не нравится? И какое это имеет отношение к  самосаботажу и других трендецовым сценариям.

Давайте возьмем  простой пример. Есть у нас девочка, пусть будет М. Девочке М все детство  долдонят про правильную женскую роль, про главное замуж и родить, потом  про «нельзя сидеть на шее мужа» и все прочее, что нам обычно за шиворот  складывают под видом , прости господи, передачи жизненного опыта.  Девочки в курсе, да.

Попутно девочку М регулярно шпыняют за то,  что она слишком живая: смеется, требует внимания, порой нравится  мальчикам, не почитает эмоциональное обслуживание дражайшей родительницы  и  бабки наипервейшим делом и вообще «не слушается и растет дурой и  испорченной дрянью».

Под дурой здесь понимается отказ  соответствовать ожиданиям и попытки найти собственные ответы, под  испорченной дрянью все остальное, включая тот факт, что девочка М  взрослеет и становится привлекательной, у нее свои интересы и на мамашу с  бабкой ей молиться не хочется.

Девочка М всей своей жизнью начинает доказывать, что она не дура, не дрянь и тд. 

 Доказывает долго, со вкусом, пока однажды, ухнувшись в очередную  эмоциональную яму, не ловит  себя с ужасом на мысли «а что если ОНИ были  правы что если я дрянь, никчемная, мерзкая дрянь, со мной нельзя быть  рядом, я скверная, испорченная, а баба должна быть попроще, лучше и чаще  прогибаться и обслуживать остальных, раз уж ей такие вот половые  признаки достались?»

Девочка М даже пытается играть по этим  правилам, может даже пытается натянуть шкуру ведической женщины, рядом с  ней заводится характерный чувак на букву м, который регулярно попрекает  ее всем и приосанивается на ее фоне и за ее счет. А она смиряет себя.  До поры до времени.

Девочке М хватает полгода, потом она  недрогнувшей рукой спускает с лестницы чудака на букву м, вместе с его  тараканами и впервые задается вопросом: что не так с этим миром? 

 Если следовать заветам родительницы, прожившей жизнь в адовых   манипуляциях и попытках держать близких за горло сухонькой ручкой,  наперегонки со своей мамашей, бабкой крепкой и злой, то хочется сразу в  петлю, потому что так жить нельзя, психика не выдержит. Такое нельзя  делать ни с собой, ни с другими, просто нельзя.

Если пойти  поперек этим заветам, то удовлетворения и радости нет, хотя формально  все постулаты опровергнуты, но где радость-то? 

Окей, дорогая М, с миром все в порядке, с тобой тоже. Не в порядке здесь условия задачи.

 Девочка М вляпалась в социальную игру со сценарием и контр-сценарием.  Когда выбор стоит: или копируй тот образ мышления или делай строго  наоборот.

Проблема тут вот в чем: и копируя сценарий, и  противодействуя ему, ты действуешь не из своих потребностей, желаний и   развития собственных качеств. У тебя по-прежнему нет свободы выбора. Ты  выбираешь из двух зол убивающее медленней.

Ты кормишь собой чертов сценарий, но для тебя самой, такой как ты есть, места и ресурса просто не остается. 

 Вектор не имеет значения, сценарий это, образно говоря, скалярная  величина, как бы нас не убеждали в обратном. Даже меняя направление, ты  все равно пляшешь не по своей воле и истощаешь себя. 

Поэтому в  какой-то момент, не лучший для себя, ты ухаешься в лютый внутренний  кризис, расшатываешь опоры и переоцениваешь ценности. 

Следуя  контр-сценарию, ты все равно не слышишь себя и ведешь скрытую войну с  носителями сценария в семье и обществе. «Назло мамке уши отморожу» — вот  он, контр-сценарий. Ты вроде победила, но тебе все равно хреново.

 На самом же деле в условиях задачи не было сказано: ты не обязана  доказывать этим людям вообще ничего. Ни свою правоту, ни их ошибки. 

 Все их постулаты относительно тебя и твоей жизни, гендерно правильной  роли и всего прочего, это просто некая картина мира отдельно взятых  людей. Все, точка. 

Ни закон мироздания, ни завет святых предков, ни вот это вот все. Просто чужая картина мира, которая тебе не годится.

 Когда ты падаешь в контр-сценарий, то по сути пытаешься продолжить  борьбу за право получить уважение, любовь и принятия неких людей,  которые тебя в принципе любить, понимать и уважать не способны. Но своим  путем.

У них свои ценности, свои погремушки и свои ачивки.  А у  тебя свои. И это разные сказки. Совсем разные. Без обратной  совместимости.

Как говорится в индейской пословице, «если лошадь  сдохла — слезь». А сценарий и контр-сценарий это дохлая лошадь, которая  давно смердит и которую ты тащишь за собой в надежде оживить. 

 Выйдя за пределы игры «я вам докажу, вы у меня попляшете!», девочка М  получает свободу жить так, как подходит именно ей, и делать то, что  хочется ей, даже если это понравится маме , ну или не понравится.

 Уравнение жизни получает свое решение, стоит убрать из него пресловутую  переменную Значимой Фигуры, об которую ты убиваешься день за днем, даже  не осознавая это.

Кстати, если вы думаете, что такие приключения  с гендерно правильными стратегиями характерны только для женщин, то  нет, достается всем. И мальчикам в полной мере. 

Выключая  сценарий и контр-сценарий, ты понимаешь, что все начинается работать как  надо «как-то само собой и само об себя». Оно-то, конечно так. Только   не  само об себя, а само об тебя, потому что все начинается с тебя,  тобой и кончится, там, где ты остановишься.

Кому актуальна эта история, приходите, поработаем и закопаем уже дохлую лошадь раз и навсегда.

***
Кто я?
Медитативный практик, тета-коуч, специализируюсь на трансформации системы убеждений 

Работа идет в направлениях:
—  устранении самосаботажа, застревании в старых историях и отношениях
— достижение цели через внутреннюю мобилизацию без наслиия над собой
— обретение чувства «я живу» и всей полноты ощущений жизни
— примирение с собой, чтоб жить как хочется, а не как велит княгиня Марья Алексеевна.

работа дистанционная, в скайпе или других мессенджерах. Сессия 5000 руб

Антисценарий – победа или поражение?

  • image

Пепел Клааса стучит в мое сердце. © «Легенда об Уленшпигеле» Шарль де Костер

Антисценарий – иллюзия освобождения

Родители – главные соавторы наших жизненных сценариев.
Но бывает и так, что подрастая, человек без видимой причины начинает рассуждать и вести себя не следуя, а вопреки родительским
запретам и предписаниям.
Больше всего его поведение в такие моменты похоже на бунт, направленный против семейных ценностей и традиций, а иногда – против
кого-то из членов семьи персонально.
Тогда девушка-подросток признается матери «Меньше всего я хотела бы быть похожей на тебя», а сын, в ответ на просьбу отца учиться
старательнее, отвечает: «Зачем? Чтобы стать как ты? Ну нет уж, я бросаю колледж и займусь чем-нибудь по практичнее».

Жить по антисценарию, поступая зачастую вопреки здравому смыслу – значит плыть против течения, затрачивая при этом массу усилий и
энергии. Взамен, кроме новых ситуаций, вышедших из под его контроля человек не получает практически ничего.

Выбирая модель поведения «Антисценарий», мы обречены на крайности: «Мои родители контролировали каждый мой вздох и взгляд.
Мой ребенок – будет всегда и во всем выбирать то, что он хочет».
Или: «Я повзрослел, так и не узнав, что такое внимание, тепло и забота родителей.
Вся моя жизнь с появлением сына будет посвящена только ему».
Другое: выбравшая модель «Антисценарий» старшая девочка из многодетной семьи фактически воспитала половину братьев и сестер пока
родители были на работе. Повзрослев, она скажет матери: «Какие свои дети и внуки? – О чем ты, мама?!
Это Ты хочешь, чтобы я снова добровольно подсела на пеленки, распашонки и горшки! – А с меня достаточно!».

Если в семье в нескольких поколениях присутствовала проблема пьянства, то девушка вполне сознательно может дать себе антисценарную
установку: «Никогда не выйду замуж за потенциального алкаша».
Но, повинуясь своему сценарию – «зову коллективного бессознательного» предыдущих поколений, она выбирает в мужья «такого»
трезвенника, который с годами начинает регулярно «закладывать за воротник».
Так фаза антисценария, развернувшись во времени, оказывается фрагментом глобального жизненного сценария.

Злая ирония состоит в том, что антисценарий, как и сценарий, – это «платье с чужого плеча», в то время как «бунтарь» уверен, что
носит «одежду индивидуального пошива», сшитую по лекалам его собственных мыслей и представлений.

Антисценарий – сценарий «наоборот»

Антисценарий предлагает человеку те же ограничения в свободе, реализации целей и самостоятельном планировании жизни, что и
сценарий, но исходя из принципа «только наоборот».
Если, к примеру, одна из традиционных семейных ценностей – крепость семейных уз, а мать частенько любила декларировать: «В нашей
семье никогда не было разводов», то сын, находясь в фазе антисценария может поставить своей целью не жениться.
Если акцент в воспитании мальчиков отец ставил на карьеру, то взрослеющий «сын-антисценарист» сделает все возможное, чтобы сделать
своим принципом «меня устраивает абсолютно все».

Конечно, идею протеста не стоит понимать совсем буквально. Так к примеру, то, что парень днями зависает в видеоиграх вовсе не
означает, что он делает это только в знак протеста.
Его протест – это образ жизни в замкнутом пространстве маленькой комнаты среди склада пустеющих коробок из под пиццы и бутылок из
под пепси. Он не выбирал такую жизнь, он вынужденно «назначил» ее себе бунтуя против навязываемого ему матерью сценария, где
здоровый образ жизни и правильное питание возведены в абсолют. Ему претит не море, солнце и аромат свежих фруктов а то, насколько
фальшиво она это декларируют близкие ему люди.
Он честен с самим собой и, будучи максималистом, решает полностью заблокировать все, что связано с проявлениями живых эмоций.

Будучи загнанным в угол в прямом и переносном смысле, молодой человек вынужденно выбирает в качестве модели поведения такую, где
родители не могут проявить свою компетентность и авторитет.
Только там он получает возможность проявить свою самостоятельность и освободиться от родительской опеки.

Как считал Эрик Берн, к интерпретации такого состояния следует подходить очень взвешенно, поскольку возможно сразу несколько
причин его происхождения.
Сценарий жизни человека – аналог лицевой стороны перфокарты старых компьютеров, то антисценарий, как сказал Берн, – та же
перфокарта, но с противоположной стороны. Рассуждая и поступая наоборот, человек все равно остается во власти вездесущего сценария.
Это может значить одно: антисценарий , проявляемый как бунт нельзя считать инструментом, способным кардинально улучшить жизнь
человека.

Антисценарий vs сценарий – исход предсказуем?

Запреты и предписания имплантируются в подсознательное маленького человека в том возрасте, когда он воспринимает родителей, как
всесильных волшебников.
Если отдающая предписания часть материнского Я благожелательна, она, используя терминологию Эрика Берна, ассоциируется у малыша
с «феей» или доброй «крестной матерью», в противном случае – с «матерью-ведьмой» или «Злой Волшебницей».
Соответственно, отец ассоциируется в его воображении с добрым «великаном-весельчаком» или «уродливым троллем» – «Злым Волшебником».

Помимо эго-состояния «внутренний Ребенок» состав и тональность родительских предписаний и запретов определяет их внутренний
«Заботливый Родитель».
Если в семье созданы условия для развития личности ребенка, то, как поясняет Клод Штайнер, основные права и обязанности по развитию
и воспитанию потомства с удовольствием принимает на себя именно «Заботливый Родитель».
Тогда ни «Взрослый», ни «Ребенок» родителей перехватить контроль за этим процессом не в состоянии.
Да и не зачем: Взрослому родителей вменяется процесс передачи логического опыта, а их Естественному Ребенку – налаживание
коммуникаций и развитие Естественного Ребенка сына или дочери.
Тогда все становится на свои места и все три эго состояния ребенка получают максимум родительской заботы и внимания, а также и все
необходимые разрешения и предписания для воплощения сценария будущего Победителя.

В благополучной семье Заботливый Родитель получает возможность полностью реализовать свой конструктивный потенциал.
Он дает защищает, поддерживает и развивает потомка, сохраняя для него возможности оставаться самим собой и заниматься исследованием
мира без ограничений. Его слоган «Я забочусь о тебе, чтобы не произошло».

  • image

Тучи на небе сгущаются в том случае, когда одна комнатка на всех, пятеро детей и работа по 10 часов в сутки не позволяют родителям
создать для детей все условия для развития и самовыражения.
Капризный внутренний Ребенок родителей беспрестанно декларирует: «Не стучать, Не шуметь, Не смеяться, Не радоваться и Не петь».
Тогда Заботливый Родитель отца или матери под давлением их бунтующего Ребенка вынужден отступить от своих законных прав и в памяти
ребенка откладываются не его мудрые разрешения, а фонтанирующие месседжи рассерженного, испуганного и ревнивого родительского Ребенка.
Родительское эго-состояние потомка копируется из эго-состояния Ребенка матери или отца в Детское эго-состояние их потомка,
предписывая ему роль Злого Волшебника, Большого Свина, Сумасшедшего ребенка или Электрода.
Повесть жизни человека при таком пасьянсе, скорее всего, будет носить драматический характер.

Например: Злая Волшебница матери юноши запретила ему плакать, чувствовать и сопереживать.
Одновременно свои пожелания сыну любить и быть любимым пытаются передать Заботливые Родители отца и матери.
Другое: Сумасшедший Ребенок отца юной алкоголички предписывает ей пить не раздумывая, в то время как Заботливые Родители пытаются
доставить ей послание: «Воздержись – погибнешь».
Пожелания, заложенные Заботливыми Родителями в данном случае можно рассматривать как вариант антисценария, внешне проявляющего себя
бунтом против привычной линии поведения в моменты «просветления» алкоголички.

Инструкции антисценария Заботливого Родителя транслируются чаще всего в словесной форме и почти никогда не подкрепляются невербально.
Напротив, родительский Ребенок – Злой Волшебник налагает запрет, одобряя или не одобряя тот или иной поступок жестом, намеком, мимикой,
что сокращает возможности для его распознавания.
Поскольку запрет, накладываемый Злым Волшебником значимее и сильнее предписаний, передаваемых Заботливым Родителем, то антисценарий
включается лишь на непродолжительное время.

В фазе антисценария человек испытывает ощущение глубокого органического дискомфорта, сопровождаемого поверхностным и крайне неустойчивым
ощущением относительного благополучия. Присутствует тревога и ожидание расплаты, связанные с нарушением жесткого сценарного запрета Злого
Волшебника.

  • image

В то же время дискомфорт от сценарного запрета человек привыкает компенсировать выигрышем в виде ощущения благополучия и родительского
«поглаживания», поскольку, даже действуя себе во вред, он не нарушает предписаний Злого Волшебника отца или матери, удовлетворенно
шепчущего «Ты мой парень!».
На фоне букета эмоций, переживаемых в фазе антисценария, те привычные ощущения, которые человек испытывает находясь под сценарным
запретом зачастую воспринимаются как зона повышенного комфорта.

Согласно Клоду Штайнеру, антисценарий – временная уступка требованиям общества и культуры, передаваемая человеку родительской частью
отца или матери.
Классический пример – хронические алкоголики, антисценарий которых проявляет себя короткими интервалами между продолжительными запоями.
В такие моменты сам больной, его близкие и окружение искренне верят, что фатальная зависимость с предсказуемым исходом осталась в прошлом.
Антисценарий в этом случае – это не что иное, как внешнее проявление надежды человека на благополучную развязку.

Юность – время больших ожиданий

Особенно богата метаниями между сценарными и антисценарными состояниями юность.
Это время, когда смена мировоззрения юноши или девушки происходит вследствие ожесточенной внутренней борьбы «за право первой ночи» между
их желанием принимать самостоятельные решения и подавляющими эту инициативу родительскими запретами и предписаниями на фоне провокаций
со стороны экзальтированного Ребенка родителей.
Состояние, близкое к этому
Милтон Эриксон
назвал «рассеиванием личности».

  • image

Юноши и девушки сегодня быстро и без сожаления «расстаются» со своим детством.
Они вкладывают в понятия: «смысл и стиль жизни», «ответственность», «успех», «счастье», «благополучие» совсем не то, что вкладывало в них
некогда старшее поколение.
Их юношеские и девические мысли и ощущения имеют с родительскими мало общего, они хотят и считают, что имеют право достигать большего.
Они не лучше и не хуже родителей, они просто ДРУГИЕ.

Молодые люди могут в точности следовать родительским предписаниям, затем включать антисценарий и делать все наоборот, а в итоге с сожалением
и удивлением обнаруживать, что все возвращается на круги своя.
Они лишены возможности посоветоваться с родителями, потому что те отрицают их право решать в принципе.
В итоге он может оставить тщетные попытки сопротивления и принять правила игры, навязываемые ближайшим окружением.

Бунт на корабле или осознанный выбор?

Юноши и девушки сегодня быстро и без сожаления «расстаются» со своим детством.
Они вкладывают в понятия: «смысл и стиль жизни», «ответственность», «успех», «счастье», «благополучие» совсем не то, что вкладывало в них
некогда старшее поколение.
Их юношеские и девические мысли и ощущения имеют с родительскими мало общего, они хотят и считают, что имеют право достигать большего.
Они не лучше и не хуже родителей, они просто ДРУГИЕ.

Обычная ситуация: родители всю жизнь проработали в одной и той же организации, были беззаветно верны одной специальности и никогда не
выезжали за границу. Тогда как их сын – энергичный современный юноша.
Он не боится экспериментировать и предпочитает
дауншифтинг.
К тридцати годам он возможно сменит с десяток рабочих мест, запустит стартап, потеряет стартап, закончит массу курсов в другой стране
и переживет несколько диаметрально противоположных перестроек мировоззрения.
Его выбор кристаллизуется и сможет опереться на собственный опыт.
Это будет потом, а пока все, чего он просит, – это родительского разрешения выбирать самостоятельно, идти к своей цели и работать
со своей жизнью.

  • image
    «Тост» – фильм-автобиография известного повара Найджела Слейтер из провинциального
    английского городка. Он не побоялся поверить в себя и нарушить запрет, добившись всего, о чем мечтал.

Отец может видеть сына руководителем IT-компании, а он хочет заниматься спортом и создавать музыку.
Отец находит его выбор, мягко говоря, странным – нервничает, срывается на крик, пытается доказать, что известных спортсменов можно
пересчитать по пальцам, а судьба остальных – вечные травмы и эндокринный дисбаланс.
Он подвергает сомнению его музыкальные способности, мотивируя тем, что в его окружении нет ни одного знакомого композитора.
Он пытается заложить, теперь уже в сознании сына, психологический фундамент Неудачника или Не – Победителя.
А окончательно захлопнуть клетку поможет чувство вины, которое он внушает своим неприятием и недоверием.

Какую реакцию со стороны сына он может ожидать в этом случае? – Вполне понятную и ожидаемую.

Особого внимания заслуживает ситуация, когда юноша или девушка эмоционально стабильны, постоянны в своих интересах до тех пор,
пока не вмешиваетесь вы. Тогда проблема скорее не в них, а в вас.
И если разобраться в причинах никак не получается, рекомендуем обратиться к психологу, причем начинать следует ни с детей,
а с самих себя.

Напротив, демонстративное поведение, характерное для фазы антисценария легко распознать по нестабильности и импульсивным порывам.
Причина чаще всего одна: невротическая реакция отрицания, иногда даже фобия той роли, которую пытаются навязать родители.
Если они отбросят попытки «продавить» свою «правильную» модель поведения и образа мыслить, прекратят навязывать собственные решения,
то очень возможно «бунт» вскоре сойдет на нет. Контрмерам антисценария молодой человек предпочтет нечто менее радикальное и комфортное.

  • image
    Кадр из фильма «Громче, чем бомбы»

Не осуждайте, не разобравшись. Не путайте антисценарий и осознанный выбор.
Сломаете человека один раз, использовав его зависимое положение – навсегда отнимите у него возможность стать
счастливым, свободным в выборе и благополучным. Присмотритесь внимательнее.
Понаблюдайте за тем, насколько он увлеченно занимается тем, о чем говорит.
Постарайтесь отбросить собственные проекции, возможно подростку удалось принять свое главное решение и определиться с выбором всей жизни?
В этом случае родительское благословение может стать той движущей силой, которая поможет ребенку вырваться из оков наложенных вами в его
детстве запретов и предписаний.

Когда – то вы, родители, помогли своему ребенку записать тот сценарий, которому он сегодня пытается бросить вызов.
Именно вы, бессознательно наложив свои предписания и запреты ограничили его свободу выбирать, радоваться жизни, добиваться поставленных
целей. Теперь пришло время и появился, возможно, единственный шанс исправить свои ошибки и вернуть детям ключи от их будущего.
Помочь в этом вам смогут три вполне выполнимые правила:

  1. Отслеживайте моменты, когда ваши дети искренни, благополучны и счастливы
  2. Выясняйте, какой их интерес позволяет полностью раскрыть себя и доставляет им максимум душевного комфорта и удовольствия
  3. Делайте все от вас зависящее, чтобы они смогли реализовать себя в этом начинании

Оговоримся: если цели и последствия его поступков очевидны, и состоят в осознанном причинение вреда себе или окружающим –
необходимость вашего активного вмешательства не обсуждается.

«Я установил сыну шикарную шведскую стенку, а он и не думает к ней подходить. Только и делает, что теребит свою гитару.
Наверное надо с ним жестче …» – сетует отец в дружеской беседе с приятелем.
Не сумев вдохновить сына на спортивные подвиги собственным примером, он уверил себя, что тот просто обязан продолжить его неудачную карьеру,
пойти дальше и стать, как минимум, олимпийским чемпионом.

Упрямец-отец никак не может вдолбить в голову: кроме детского упрямства есть еще выбор осознанный, который делается не вопреки отцу
или матери, но и не для того, чтобы непременно их порадовать.
Он отказывается принять, что ребенок не обязан становиться его зеркальным отражением.
А ему самому следует перестать выискивать в ребенке часть своего тела.
Намного лучше откровенная дружеская беседа без заранее заготовленных штампов, подкрепленная искренним интересом Заботливого Родителя.

Тем же, кто ставит себе целью вырастить из потомков свои копии раскроем секрет: шансы повзрослеть и стать зрелой личностью у них стремятся
к нулю.

  • image

Источники:

Эрик Берн. Люди, которые играют в игры

Клод Штайнер. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна

Ещё почитать:


Мы невольно всматриваемся в судьбы  известных людей, которые прославились ярким успехом или страшной трагедией, но не всегда задумываемся, что каждый из нас планомерно и неотступно следует определенным правилам. Не замечаем! Потому что привыкли, впитали с рождения с «молоком» матери, наследовали по роду, дополнили и подтвердили убеждения событиями из жизни о том, КАК  надо проживать свою жизнь. Упаковали «Сценарный багаж» и вступили на путь Удачи или Не удачи!

Но, в какой-то момент, мы обнаруживаем, что человеческая жизнь наполнена рядом возможностей, и она может быть свободной. Свободной  от ограничивающих убеждений Сценария, который надежно сдерживает реализацию наших возможностей! Свободной, от следования правилам и устоям семьи, условностей жизни. 

Если классифицировать типы сценариев, то чаще встречаются так называемые Банальные. Драматические и мелодраматические  —  тоже не редкость, а трагические, к счастью, — находятся в меньшинстве. Но,  вопрос остается открытым —  есть ли свобода от Сценария или она  является исключением?

В психологии выделяют 8 признаков того, что человек живет по Сценарию. Посмотрим, какие проблемные его «зоны» зависят от нас, и как мы можем изменить Судьбу?

Признак 1 —  жизненный путь

Как часто ты произносишь установки: «никогда не встречу хорошего парня», «почти достигаю успеха, но…», «надо много работать и мало отдыхать», «жизнь — сложная штука», «деньги даются большим трудом», «никому нельзя верить» или «счастливых семей не бывает».

Кажется, ты часто это слышала в детстве и почти поверила… Мы составляем жизненный план или Сценарий жизни в раннем детстве – до 7 лет. Да, так рано. «Пишем» стратегию жизни под влиянием родителей, условий жизни, отношений в семье. Для ребенка – это единственный реальный Мир, который он потом перенесет неосознанно во взрослые решения. И мы можем легко найти его появления в текущей жизни.  Сценарий жизни –  ответ  ребенка на родительские запреты, предписания и разрешения.

Признак 2 — контр-Сценарий

В определенные периоды жизни мы пытаемся резко менять свои убеждения и поведение. И, кажется, что Сценарий ушел, отпустил. Ситуация, которая создает иллюзию возможности для героя избежать трагического конца, является важным требованием к драматургии, как на сцене, так и в жизни. И такой поворот событий называется «Контр Сценарием». Как он появляется? Очень просто. Например: «я достигла успеха, но компания разорилась», «встретила хорошего парня, но он живет в другом городе». 

Признак 3 — родительские запреты и предписания

Часто мы можем вспомнить, кто  из родителей  в большей мере повлиял  на создание нашего Жизненного плана. Какие сценарные запреты и предписания были  вручены нам, как аксиома?
Запреты обычно звучат явно, как отрицание чего-либо или какого-либо поведения: «Не делай… чего-то!», «Будь скромной», «Не будь как мальчишка» или «Не веди себя, как девчонка», «Не будь сексуальной» и так далее. Продолжай список. 

Предписания иногда передаются нам в неявной форме. Например, мама говорит по телефону своим подругам: «Боже, она никогда не может убрать свои вещи на место!». Но ты ее слышишь… Это предписание, которое вместе с запретом «Не делай, я сделаю лучше» долгое время будет основой сценария: «Я никогда не смогу стать успешной! У меня ничего не получиться».

Признак 4 — программа

Здесь нужно максимальное внимание! Программа — это родительский пример. Мы видели, как родители решали проблемы и справлялись со своей жизнью. Мы невольно впитали: «а вот как быть женщиной» или «настоящий мужчина всегда поступает вот так!».

И есть важный момент! Родитель одного пола с ребенком показывает ему, как реагировать во взаимодействии с людьми противоположного пола. Например, девочка получает программу со стороны матери: «пугайся и уходи от диалога, из отношений» или «не говори о том, что тебе нужно, а «взрывайся» и выходи из себя!». Результат получается неэффективный. Вырастая, девочка буквально «отключает» мышление в ситуациях, которые требуют прояснения, договоренностей, защиты своих интересов. Она либо эмоционально/физически прерывает отношения или срывается на скандал от страха, переданного матерью.

Признак 5 – игры

Игры помогают продвигаться по сценарию в выбранной парадигме. Они проносят нам «выигрыш» во взаимодействии с другими людьми и с собой. У каждого из нас есть одна ведущая игра и варианты на тему. Например, жизненная стратегия «я никогда не встречу хорошего парня» поддерживается игрой: «Посмотри, до чего ты меня довел!», «Если бы не ты, то…». 
 Какой в этом смысл? В «выигрыше – подтверждении жизненной стратегии «я никогда не встречу хорошего парня» и тогда у меня есть право оставаться одной, менять партнеров и не принимать ответственность в отношениях!  

Признак 6 — времяпрепровождение

Чем мы наполняем свою жизнь? Любимым делом, встречами с друзьями, интересными поездками, спортом, прогулками с детьми, достижением поставленных целей, но Сценарий будет настойчиво заполнять время разрешенными событиями.  
Как это? Вернись к первому признаку и запиши свой жизненный план. Например: «Без любви». Чем будет заполнена жизнь? Ведущей игрой – «Ах, я бедняжка» или «Если бы не ты!» Но остается время между играми. Чем его заполнить? Времяпрепровождением или «проговариванием» своей жизни. С подругами, друзьями, знакомыми –  жалобы, сетование, обвинение других, себя и т.д.  Это  выматывающие внутренние диалоги на одну и ту же тему: «Подумайте, какой ужас!» или «Я так и знала, что это очередной обманщик!», которые, стоит отметить, бессмысленны и не приводят к изменениям или действиям.
А чем ты наполняешь каждый свой день?

Признак 7 — выигрыш

 Что такое Сценарный выигрыш? Непростое понятие. Рассмотреть при всей очевидности, бывает сложно, но мы рискнем! Хорошо?
 Выигрыш  триедин и включает в себя купоны, рэкет и футболку. 
Купон – это чувства,  которые мы испытываем, когда игра  проиграна и «гаснут свечи». Чувства, как ты понимаешь, не радостные – ярость, уныние,  боль, печаль и т. д.  Мы упорно копим и копим купоны, складываем их, бережем, пока не наберем полный альбом рэкетов – негативных чувств во взаимоотношениях! 

Запиши, какие чувства ты накапливаешь и каким способом?  У каждого есть свой способ и свой набор рэкетных чувств. Но, неизменно мы наденем  «Футболку», которая похожа на объявление. Она продемонстрирует Миру основное сценарное послание, как приглашение в психологическую игру.  Например: «Докажи мне, что ты хороший парень!», но на спине есть надпись: «Я никогда не встречу хорошего парня»! 
Зачем? Нужно найти подходящего игрока, и «шоу будет продолжаться».  Иначе, как следовать правилам, запретам и предписаниям Сценария, по которому: «хорошего парня я не встречу и останусь одна (с кошками, детьми, мамой)». 

Признак 8 — финал

К финальной части, ты  можешь подойти через предыдущие семь признаков и записать, что повторяется в твоей жизни снова и снова, и чем эти повторения заканчиваются. И даже какая видна динамика?

 Обычно сценарные процессы усиливаются с каждым новым витком игрового взаимодействия. Все интенсивнее накал чувств, драма встреч и расставаний, с каждым разом восстанавливать отношения в паре труднее,  финансовые провалы глубже, а потерянные возможности значительнее. 
Усиление «повторяющихся эпизодов»  буквально гарантирует присутствие Сценария в жизни.

Что делать? Или делаем вывод

Сценарий жизни есть у всех! Мы рождаемся в семье, сотканной из правил, запретов и разрешений, которые мы впитываем и принимаем. Мы так вырастаем. Но! Решение  о выборе сценария: от банального  до трагического, мы принимаем сами в силу нашего врожденного темперамента  и внутренней воли к жизни! 
Банальные, Драматические и Трагические сценарии похожи между собой набором ограничивающих убеждений и различаются мерой трагизма развязки. Драматические и Трагические сценарии очевидны и проявляют себя явно. Люди с банальными сценариями проживают свои неудачи не столь демонстративно.
Вот и все отличие! Одни люди проявляют себя в чем-то  радикальнее, а другие тихо живут со своими ограничениями! И если 8 признаков сценария помогли тебе понять ведущее направление Жизненного пути, и ты им недовольна, то пришло время менять сценарий.  Убрать из него все, что мешает счастливой и благополучной жизни и оставить то, что помогает — найти силу твоего сценария. Она есть! 

На этом пути часто нужна профессиональная помощь психотерапевта. Исцеление происходит через осознание, проживание и терапевтические отношения. 
В терапевтических отношениях можно точно осознать Сценарные решения, сделать «перерешение» и пройти путь изменений, опираясь на силу специалиста и свою силу!

Ольга Кривова

Эксперт

Семейный психолог, психотерапевт, действительный член Европейской Ассоциации Транзактного анализа (ЕАТА). Автор проекта «Культура отношений», автор книги «Когда любовь прошла».

Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития ТА стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем ТА является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:

  1. Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
  2. Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
  3. Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.

Содержание

  • 1 Эго-состояния
  • 2 Трансакции
  • 3 Теория сценариев
  • 4 Области применения
  • 5 Литература
    • 5.1 Использованная литература
    • 5.2 Рекомендованная литература
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  • Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  • Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакции

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

  1. Параллельные (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.
  2. Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
  3. Скрытые (англ. duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить.

Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий — его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

При невозможности действовать согласно сценарию, человек может сформировать антисценарий — «сценарий наоборот». Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить, тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. Как видно в данном примере, поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.

Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребёнка. У Эрика Берна в одной из книг описан способ сделать это: говорить ребёнку: «Будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребёнку понять, что ребёнок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали Здравствуйте?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапии, психологическом консультировании, бизнес-консультировании, образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

Литература

Использованная литература

  • Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Академический Проект, 2006. — 320 с. — (Концепции). — ISBN 5-8291-0741-4.
  • Стюарт, Ян; Джойнс, Вэнн. Современный трансактный анализ. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

Рекомендованная литература

  • Летова, И. Современный транзактный анализ.

См. также

  • Эрик Берн

Ссылки

  • Эрик Берн — создатель трансакционного анализа (англ.)
  • Ассоциация трансакционного анализа США (англ.)
  • Сайт «Трансактный анализ для всех»

Психология

Разделы Общая психология • Акмеология • Дифференциальная психология • Психогенетика • Психодиагностика • Психолингвистика • Психология восприятия (запаха, цвета, звука, вкуса, тактильного восприятия) • Психология личности • Психология развития • Психофизиология • Социальная психология • Специальная психология • Сравнительная психология • Эволюционная психология • Экспериментальная психология • Гендерная психология
Прикладная Инженерная психология • Клиническая психология • Нейропсихология • Патопсихология • Психологическая помощь • Психология здоровья • Психосоматика • Психотерапия • Педагогическая психология • Психология спорта • Психология труда • Психология управления • Семейная психология • Экономическая психология • Юридическая психология • Психология родительства
Направления (школы) Ассоцианизм • Бихевиоризм • Функционализм • Структурализм • Психоанализ • Аналитическая психология • Гештальтпсихология • Культурно-историческая психология • Теория деятельности • Когнитивная психология • Гуманистическая психология • Экзистенциальная психотерапия • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия • Трансперсональная психология • Трансакционный анализ
Выдающиеся психологи Альфред Адлер • Гордон Олпорт • Альберт Бандура • Джордж Келли • Рэймонд Кеттел • Эрик Эриксон • Ганс Айзенк • Леон Фестингер • Виктор Франкл • Зигмунд Фрейд • Дональд Хебб • Уильям Джемс • Карл Юнг • Курт Левин • Абрахам Маслоу • Стэнли Милгрэм • Джордж Миллер • Иван Павлов • Лев Выготский • Алексей Леонтьев • Александр Лурия • Жан Пиаже • Карл Роджерс • Эдвард Торндайк • Джон Уотсон • Беррес Скиннер • Вильгельм Вундт • Макс Вертгеймер • Вольфганг Кёлер • Курт Коффка • Фредерик Перлз • Эрик Берн

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Концерт ко дню мчс сценарий
  • Контора праздника зеленоград андреевка
  • Концерт ко дню матери сценарий начальные классы
  • Конта пайрем праздник печки
  • Концерт ко дню города сценарий