Корректировка сценария это

В большинстве случаев, когда сценарии отправляют на всевозможные конкурсы, или, например, в киностудии, в продюсерские центры, они «отметаются» по элементарной причине: из-за неграмотного написания текста...

Валентина Юрченко, литературный редактор

Сегодня мы поговорим о литературном редактировании сценария. Причём сценария любого: хоть для рекламного ролика, хоть для художественного фильма.

Что такое литературное редактирование и для чего оно требуется?

Варианты сценариев

  • Многие сценаристы наделены талантом придумывать сюжеты и персонажей. Однако литературный талант – это талант несколько иной, писательский. Сценарист и писатель – не есть одно и то же. Стилистическая правка текста, написанного писателем, как правило, не требуется, а вот со сценаристами сложнее…
  • В нашу продакшн-студию самые разные авторы присылают тексты самых разных сценариев: от коротких – на полстраницы – до полноценных киносценариев. Подавляющее большинство текстов, к сожалению, содержит несметное количество стилистических и грамматических ошибок. Между прочим, стилистическая правка и устранение грамматических ошибок и опечаток – это разные виды работ. Для стилистических правок требуется литературный редактор, а для «вычитки» текста на предмет ошибок – корректор.
  • Даже если один специалист совмещает обе эти задачи, то выполняет он их не параллельно, а последовательно.
  • К слову сказать, в большинстве случаев, когда сценарии отправляют на всевозможные конкурсы или, например, в киностудии, в продюсерские центры, они «отметаются» по элементарной причине: из-за неграмотного написания текста. Очень тяжело читать неграмотный текст. Специалист, который читает сценарий и принимает решение о его дальнейшей судьбе, зачастую попросту не доходит до понимания того, что сценарий является заслуживающим внимания, потому что, как ни странно, его автор не смог оформить текст надлежащим образом. Чего греха таить, не многие из нас умеют грамотно писать. А вообще, скажем вам по секрету, что и в киностудиях, и на ТВ люди, читающие сценарии, вдобавок ко всему перфекционисты, которых неграмотный текст и стилистические ляпы обычно очень сильно раздражают.

Стоимость услуг корректорской правки

80 рублей за 1000 знаков с пробелами

Стоимость услуг литературного редактирования

от 3 000 до 5 000 руб. за авторский лист

Сроки выполнения работ зависят от объема

Задачи литературного редактора

  • Волноваться вам не следует: литературный редактор не будет критиковать ваш сценарий с точки зрения его содержания, не будет оценивать его художественную составляющую, он всё же не критик и не будет заставлять вас его переписывать. Редакторская задача – исправить стилистические ошибки, допущенные как в речи самого автора, так и в речи героев. Более того, редактор будет стараться сократить текст, сделать его ёмким и в то же время удобочитаемым. С репликами и речами персонажей дело обстоит несколько сложнее, но и в этом случае авторам не следует забывать о том, что длинные диалоги или монологи не всегда хороши для видеоряда.
  • Литературное редактирование требуется не только для сценариев. К услугам редактора прибегают во многих случаях, когда составляется, например, план речи героя для интервью или текст для озвучивания диктором.
  • В нашей продакшн-студии услугу редактирования текстов и их корректуру можно заказать не обязательно в составе какого-либо проекта. Эта услуга предоставляется и отдельно. Стоимость зависит от объёма, в среднем она составляет 1800 рублей без учёта НДС за страницу текста. В эту сумму входит литературное редактирование и корректура.

видеоблогер Ютаро Икеноуэ

Видеоблогер Ютаро Икеноуэ

Рекомендуем подписаться на видеоблог Ютаро. Прежде всего, его видео заинтересуют тех, кто влюблён в Японию, а также предпочитает меланхолично выстроенные кадры, иногда без комментариев.

В предыдущей статье под названием
«Как довести сценарий до конца» я описал пять приёмов, используя которые вы
можете быстро и эффективно завершать свои сценарии в запланированный срок,
работая при этом без напряжения и перегрузки. 

Но есть ещё один важный вопрос,
который, думаю, задаёт себе любой сценарист после завершения работы над своим
очередным сценарием. Этот вопрос звучит так: «А всё ли я сделал идеально?» или
другими словами — «Может быть можно ещё что-то улучшить?» 

И для тех, кто периодически
задаёт себе подобные вопросы, у меня есть хорошая новость. 

Я подготовил специальный
инструмент, который позволит вам тестировать и затем корректировать ваш сценарий
вплоть до того момента, пока вы на 100 процентов не будете уверены, что ваш
завершённый продукт действительно готов к продвижению на рынок. 

Этот инструмент я называю
«Опросник для тестирования сценария». Он представляет собой список вопросов для
выявления сильных и слабых мест сценария, недоработанных или нелогичных
эпизодов и т.д. Но обо всём по порядку. 

            Для того
чтобы овладеть технологией тестирования и коррекции сценария, нужно твёрдо
усвоить одно ключевое данное – при написании и, соответственно,  дальнейшей коррекции сценария вы выстраиваете
всё вокруг ИДЕИ, которую вы передаёте зрителю с помощью ИСТОРИИ. Другими
словами — вы должны хотеть что-то сказать, донести, дать почувствовать зрителю.
Вспомните своих наставников и тех людей, которые передавали вам свой опыт в
жизни, — они наверняка рассказывали вам различные истории из своей жизни.
Правильно рассказанная история всегда имеет СМЫСЛ, то есть доносит до слушателя
(или зрителя) определённую ИДЕЮ или позволяет что-то понять, осознать, почувствовать.
Примеры идей заложенных в фильмах могут быть такими: «Никогда не сдавайся»
(«Рокки», «Нокдаун», «Гол») или «Освободи свой разум» («Матрица») или «Страх –
это кандалы. Надежда – это свобода» («Побег из Шоушенка»). 

            Поэтому, во
время переписывания и коррекции сценария делайте с ним всё что угодно, если это
позволяет создать более упорядоченную и увлекательную историю, построенную
вокруг главного стержня сценария – ИДЕИ, идущей от вас к зрителю. 

            И теперь мы
переходим к технологии. Когда вы завершаете черновой вариант сценария, который
я называю «Версия для тестирования», то следующим делом вы договариваетесь с
10-20 своими друзьями о том, что вы предоставите им свой новый сценарий для
того, чтобы они помогли вам его протестировать. Этих людей мы будем условно называть
«тест-помощниками». Вы договариваетесь, что они должны будут прочитать ваш
сценарий за определённый срок (не давайте им больше недели), и затем должны
будут заполнить специальный опросник, который вы предоставите им вместе со
сценарием. 

            Итак, — опросник. Он состоит из 12
вопросов. Сейчас я буду по порядку давать вам эти вопросы, и затем пояснения к
ним, чтобы вы могли понять, для чего и как нужно использовать ответы,
полученные во время тестирования сценария. 

Начнём. Вопрос №1.

С КАКОЙ СТРАНИЦЫ ВЫ
ПОЧУВСТВОВАЛИ, ЧТО СЦЕНАРИЙ ВАМИ «ОВЛАДЕЛ»?
 

Задаётся для того, чтобы понять, не является ли завязка
растянутой. Сценарий должен увлечь читателя в течение первых десяти страниц.
Это очень важный момент. Создайте тайну, заинтригуйте, откройте дверь в
приключение, задайте ритм всех дальнейших событий. 

Вопрос №2.

УКАЖИТЕ МОМЕНТЫ В
СЦЕНАРИИ, КОГДА ВЫ ЧУВСТВОВАЛИ, ЧТО ВАМ СТАЛО СКУЧНО (ЕСЛИ ТАКИЕ БЫЛИ).
 

Если тест-помощник указывает на такие моменты, то посмотрите
можно ли их вырезать или доработать. Для этого используйте полную схему разработки
истории, описанную в статьях «Как написать сценарий. Часть 1 — 4». 

Вопрос №3.

УКАЖИТЕ МОМЕНТЫ В
СЦЕНАРИИ, КОГДА ВЫ ЧУВСТВОВАЛИ, ЧТО НЕ МОЖЕТЕ ОТОРВАТЬСЯ (ЕСЛИ ТАКИЕ БЫЛИ).
 

Этот вопрос позволяет выявить сильные места, которые ни в
коем случае не нужно изменять во время дальнейшей доработки. 

Вопрос №4.

КТО, С ВАШЕЙ ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЯРКИМ ПЕРСОНАЖЕМ?
 

Посчитав, какой персонаж наиболее часто упоминается
тест-помощниками при ответе на данный вопрос, вы сможете понять, чьи черты
характера и образ действий ни в коем случае нельзя менять при коррекции. Этот
персонаж производит впечатление и поддерживает интерес! 

Вопрос №5.

ПРИ ЧТЕНИИ СЦЕНАРИЯ
БЫЛО ЛИ ТАКОЕ, ЧТО ВЫ «СБИЛИСЬ С МЫСЛИ»? (ЕСЛИ ДА, ТО УКАЖИТЕ СТРАНИЦУ ИЛИ
ЭПИЗОД)
 

Используя ответы на этот вопрос, вы отслеживаете свои
недоработки по сюжетной линии, и затем корректируете последовательность
рассказываемой истории или что-то в ней дополняете. Разум зрителя хочет
понимать, что происходит на экране. 

Вопрос №6.

С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ,
ЕСТЬ ЛИ В СЦЕНАРИИ ЧТО-ТО ЛИШНЕЕ? (ЕСЛИ ДА, ТО УКАЖИТЕ СТРАНИЦУ ИЛИ ЭПИЗОД).
 

Ответы на этот вопрос помогут вам понять, что в сценарии не
воспринимается, не соответствует главной мысли и не является интересным. Одно
из золотых правил успешного сценариста – не держаться за то, без чего можно
обойтись. 

Вопрос №7.

БЫЛО ЛИ ТАКОЕ, ЧТО ВЫ
НЕ ПОНЯЛИ, ПОЧЕМУ КАКОЙ-ТО ПЕРСОНАЖ ПОСТУПИЛ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ? (ЕСЛИ ДА, ТО
УКАЖИТЕ СЦЕНУ).
 

Один из наиболее важных вопросов. Цели и мотивация героев –
это нити, из которых соткан сценарий. Если тест-помощник не может понять,
почему кто-то из героев поступил именно так, а не иначе, – ищите дыры в характере
и целях персонажа. Когда зритель смотрит фильм, ему может быть непонятна мотивация
и действия кого-то из героев вплоть до развязки. Но если и по окончании фильма
зритель не понимает, почему этот герой поступил определённым образом, то фильм
оставляет после не себя не удовольствие, а замешательство. 

Вопрос №8.

С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ,
ЕСТЬ ЛИ В СЦЕНАРИИ СЦЕНЫ, НЕ ПРИВЯЗАНННЫЕ К СЮЖЕТУ? (ЕСЛИ ДА, ТО УКАЖИТЕ ИХ).
 

Позволяет обнаружить сцены, которые создавались ради самих
себя. То есть — сцены ради сцен, а не ради истории. Это происходит тогда, когда
вами овладевает «интересная мысль», которая никак не подходит к этому сценарию,
а вы её любыми способами пытаетесь туда «впихнуть». Тест-помощник это видит. Но
если вы подходите к созданию своей истории профессионально, то таких сцен будет
мало или вообще не будет. 

Вопрос №9.

КАКОЙ ЭПИЗОД ВЫ
МОЖЕТЕ НАЗВАТЬ «САМЫМ ЯРКИМ И ЗАПОМИНАЮЩИМСЯ»?
 

Вопрос задаётся для того, чтобы выявить наиболее сильный
эпизод. Этот эпизод при коррекции сценария нужно оставить нетронутым или внести
самый минимум изменений. 

Вопрос №10.

ОБНАРУЖИЛИ ЛИ ВЫ В
СЦЕНАРИИ КАКИЕ-ТО НЕЛОГИЧНОСТИ? (ЕСЛИ ДА, ТО УКАЖИТЕ ИХ).
 

Сценарий – это взаимосвязанные в одно целое сцены, которые
благодаря определённой последовательности доносят до зрителя (когда будет снят
фильм) суть истории, держат внимание на фильме до конца и в результате
производят на зрителя именно тот ЭФФЕКТ, который был изначально задуман
сценаристом. При создании сценария вы должны быть «инженером», т.е. всё должно
быть продумано до мелочей. Как сценарист, вы стреляете прямо в разум зрителя, и
маршрут вашей пули должен быть точно выверен. Этот маршрут исключает малейшие
нестыковки, а вопрос номер десять позволяет эти нестыковки вычислить и
исправить. 

Вопрос №11.

КАКУЮ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ
(МЫСЛЬ) ВЫ ПОЛУЧИЛИ ОТ АВТОРА, ПРОЧИТАВ СЦЕНАРИЙ?
 

Простой вопрос, ответы на который покажут вам, насколько
качественно вы справились со своей работой. 

Вопрос №12.

КАК, В НЕСКОЛЬКИХ
СЛОВАХ, ВЫ МОГЛИ БЫ ОПИСАТЬ ЭФФЕКТ, КОТОРЫЙ ПРОИЗВЁЛ НА ВАС СЦЕНАРИЙ?

Создавая фильм, мы стремимся произвести на зрителя
определённый эффект. Точно сформулированный конечный эффект, это то, что должно
быть для вас путеводной звездой на протяжении всей работы над сценарием.  Конечным эффектом может быть следующее –
наполнить зрителя положительной энергией, помочь зрителю поверить в себя, показать
зрителю настоящие ценности жизни, напугать зрителя и многое другое.

Способность создавать задуманный эффект – основа
профессионализма в любом виде искусства. 

            Теперь
скопируйте эти 12 вопросов в отдельный файл, и ваш опросник будет готов.         

Далее, вы раздаёте его (вместе со
сценарием) тест-помощникам, и через неделю собираете результаты опросов. Затем,
внимательно прочитав и проанализировав полученные результаты, вы планируете,
как вы можете усовершенствовать сценарий, и только после составления плана коррекции
— приводите сценарий в завершённый вид. Во всех вопросах, кроме № 1, 5 и 10, вы
опираетесь на наиболее часто встречающиеся (повторяющиеся) ответы. Чем больше
тест-помощников указывают вам на одни и те же моменты сценария, тем тщательнее
вы должны подойти к усовершенствованию указанных моментов. 

Обратите внимание – вы ищете
сходные ответы. Если пять из пятнадцати помощников указывают на то, что «эпизод
с Машей» нелогичен, то этим эпизодом однозначно стоит заняться. Если же только
один человек говорит, что «эпизод с Васей сбивает с мысли», то это ещё не значит,
что с этим эпизодом что-то не так. Сходные ответы – вот что важно. 

При этом ваши тест-помощники не
должны иметь возможности обсуждать друг с другом ваш сценарий вплоть до того
момента, пока они не заполнят опросник. Они должны составить сугубо личное
мнение о сценарии и дать вам честные ответы. Конечно, чем больше таких
помощников вы сможете привлечь для тестирования, тем объективней и эффективней будет
ваша окончательная коррекция. 

            Предупреждение:
не давайте сценарий для тестирования другим сценаристам, режиссёрам или тем,
кто «хорошо знает киноиндустрию». У них может быть своё предвзятое отношение к
созданию сценариев или фильмов, и могут быть какие-либо фиксированные идеи,
мешающие оптимально воспринимать ваш продукт. Например, вам могут начать
доказывать, что первое поворотное событие происходит слишком рано или слишком
поздно, потому что «всем известно, что оно должно происходить на 27 минуте» и
т.д. Не забывайте, что вы создаёте сценарий для зрителя, а не других
сценаристов или деятелей кино. 

            И последний
совет. Не попадаёте в ловушку, которая следует из подхода к работе —
«Совершенству нет пределов и всегда можно сделать лучше». Эта ловушка
срабатывает тогда, когда вы работаете над сценарием ПОСЛЕ того, как уже
ощутили, что «ВСЁ СУПЕР! ИДЕАЛЬНО!». Вы как творец своего произведения в
какой-то момент почувствуете это по-настоящему прекрасное состояние. Так вот,
если работать дольше этого момента, вы почувствуете внутреннее напряжение, дальнейшая
работа может стать неинтересной и вам может начать казаться, что «со сценарием
что-то не так». Если вы с этим столкнулись, просто вернитесь к тому моменту,
где всё было отлично, и вы были в восторге от своего творения. Скорее всего,
после этого момента (когда всё было прекрасно) вы что-то усложнили и добавили
лишнее. Вернитесь к тому варианту сценария, который вызывал у вас восторг. И
больше ничего усложняйте. Всё гениальное просто. 

Итак, выше я описал технологию,
применяя которую вы можете поднять качество ваших сценариев на совершенно новый
уровень. 

И мне осталось лишь пожелать вам
успешного применения, отличных тест-помощников и огромного удовольствия от
работы! Пишите, тестируйте, корректируйте, создавайте великолепный продукт и
будьте профессионалом!

Автор статьи — Александр Астремский.

Редакция Moviestart пообщалась со сценаристом, режиссером и куратором подготовительного курса Filmmaking Московской школы кино Михаилом Фатаховым о том, кто такой скрипт-доктор, что такое скрипт-докторинг и как из хорошего сценария сделать великий.

Что такое скрипт-докторинг?
Скрипт-докторинг, в широком понимании, решает несколько основных задач:
— корректировка структуры сценария;
— приведение сюжета в соответствие с драматургическими законами;
— адаптация литературного материала для экрана;
— производственная оптимизация сценария, в том числе финансовая (удешевление некоторых сцен).

В большинстве случаев скрипт-докторинг больше связан с разного рода поправками. Самая масштабная задача для скрипт-доктора – полностью переписать сценарий, когда есть идея, но человек, который написал сценарий, не владеет профессией. В таких случаях автору не хватает мастерства выстроить сценарий, создать интересного главного героя.

Идеальных сценариев не существует
Скрипт-доктор, который переписывает сценарий, становится соавтором и контроль над ним в какой-то степени выполняет уже продюсер. Я не встречал абсолютно идеальных сценариев. Это всегда рабочий документ некоторой степени готовности, и он всегда дорабатывается. Скрипт-докторинг скорее требуется больше сценариям новичков. Если сценарий пишет человек с именем, он может поставить условие, что его никто не правит. В целом, все зависит от личности режиссера, продюсера, сценариста. Многие понимают, что сценарист всегда находится внутри своего материала и это проблема. Скрипт-доктор же относится к материалу опосредованно, что позволяет ему видеть ошибки, в основном, связанные с ремеслом.

Лайфхаки скрипт-доктора
Мой подход в скрипт-докторинге такой: я читаю сценарий 2-3 раза, сразу ничего не переписываю, а по сценам выстраиваю структуру и поправляю сценарий сначала именно на уровне структуры, событийного ряда. Если там все нормально, приступаю к чистке каждой сцены в отдельности. К сценарию важно подойти с трезвой головой, постараться увидеть, в чем его проблема.

Немаловажно пообщаться и со сценаристом, чтобы понять, что он хотел сказать своей историей. Бывает, что это совсем не то, что считывается при чтении текста.

Однажды я «докторил» сценарий у одного известного ныне кинематографиста. Я прочитал его 3 раза и не очень понял, о чем идет речь. Сценарий мне показался рваным и непонятным. Потом меня осенило, что несколько сцен нужно просто поменять местами. Интрига поменялась на драматическую иронию, а ирония поменялась на саспенс. И, о, чудо! Все стало на свои места. Я позвонил автору, сказал ему несколько слов, и он ошарашенно согласился. Переписывать оказалось не надо. Такое тоже бывает.

В целом, в скрипт-докторинге нет универсального подхода, как в решении математической задачи. Все зависит от уровня скрипт-доктора и качества сценария. Если скрипт-доктор достаточно талантливый человек, он может решить все минимальными средствами. Можно «докторить» по-разному: прочитать историю и полностью переписать ее, сделав ее совсем другой, или найти то, что скрыто в истории, и что не увидел сценарист.

Скрытое и явное
Проблема бывает в том, что автор сознательно хочет рассказать определенную историю, пусть даже она не найдет широкого отклика у зрителя. Тогда задача скрипт-доктора сводится к тому, чтобы выстроить именно эту историю более точно, задавая автору наводящие вопросы. Не всегда то, что хочет автор, оказывается отражено в сценарии. В конце концов, после таких бесед многие авторы сами переделывают свои сценарии, облекая их в нужную им форму.

Гораздо страшнее, когда скрипт-доктор видит то, что автор пытается скрыть, а оно выпирает. Например, у сценариста есть фобии, и он бы не хотел ими делиться, а они идут подтекстом в сценарии. Если скрипт-доктор это почувствует и поделится со сценаристом своими мыслями, может получиться обратный эффект – отторжения, поскольку автор скрывает это и не хочет, чтобы кто-то догадался. Наводящими вопросами можно показать ему свои догадки и уточнить, согласен ли он сделать на этом акцент, сохранить такой подтекст.

Ингода авторы не идут на контакт, а иногда с благодарностью относятся и вносят правки. Грамотный скрипт-доктор может быстро привести в порядок структуру, не сильно меняя содержание. Ведь фильм кроме истории – это еще и подача. Есть много хороших историй, которые плохо рассказаны. Тут уже бывают вопросы и к режиссерам. Кино же надо снять один раз и навсегда.

Как стать скрипт-доктором?
Скрипт-доктор должен знать сценарное ремесло, изучить трехактную структуру, виды мотивации, конфликтов, героев. Скрипт-доктору важно знать, что было до вас, что сработало, а что – нет. Скрипт-доктором становится человек, который по каким-то причинам в данный момент не пишет сценарий, но обязательно умеет это делать. Во всяком случае владеет, как минимум, ремеслом.

Людям, которые хотят освоить эту профессию, я бы советовал читать книги по драматургии от Аристотеля до Роберта Макки, обратить внимание на прекрасные отечественные работы, например, «Драматургия фильма» Леонида Нехорошева. Чем больше вы читаете, тем лучше – пьесы, сценарии. Важно понять, что во всех драматургических текстах есть много общего. Всё придумано до нас, и это глупо отрицать.

Статья

Как правильно форматировать сценарий

Руководства от профессионалов киноиндустрии, библиотеки и программы для сценаристов, которые научат форматировать сценарий.

Форматирование сценария может показаться легкой задачей, пока съемочная команда понимает вашу работу. Чтобы сценарии были форматированы соответствующе, существует множество программ, рекомендаций от специалистов, благодаря которым, ваша работа будет выглядеть профессионально.

Рекомендации от специалистов

Сценарий должен быть понятным, чтобы сложные для описания сцены были верно переданы через экран. Профессионалы киноиндустрии разработали руководства, которые научат форматировать сценарии.

Форматирование по

руководству

кинопремии

Oscar

, поможет избежать негативного впечатления от прочтения вашей работы. Указывает на ошибки, которые не следует допускать и ненавязчиво ведет к тому, как все-таки следует писать сценарий. На сайте можно найти сценарии победителей конкурса «The Academy Nicholl Fellowships», такие, как «Короткий срок 12» и «Дорога на Арлингтон».

Для форматирования британского сценария можно воспользоваться советами от

BBC Format Guide

. В детальном разборе учтены все нюансы, с которыми может столкнуться сценарист. Руководство наглядно в виде сценария объясняет принципы форматирования. На их

сайте

можно почитать сценарии таких сериалов как «Доктор Кто» и «Убивая Еву», а на

YouTube

канале, посмотреть интервью со сценаристами.

Известная библиотека сценариев The Black List, кратко собрала все рекомендации по форматированию из руководств выше, в виде

советов

, разделенных на главы. Руководство не в виде сценария, но в их

библиотеке

вы сможете прочитать любую работу.

Studiobinder

компания по производству контента собрала в себе огромное количество полезных материалов о написании сценариев, которые также есть в формате видео на их

YouTube

канале. Еще этот сайт интересен тем, что имеет бесплатные мастер-классы о визуальных методах повествования.

На сайте The Script Lab, можно найти

рекомендации

по написанию сценариев, информацию о различных конкурсах и

библиотеку

сценариев.

Если вы не нашли, что искали, то можете присоединиться к

сообществу сценаристов

в Reddit, где миллионы людей обсуждают интересные темы, которые могут быть вам полезны.

Дополнительные библиотеки сценариев, которые можно использовать для скачивания и чтения бесплатно.

  1. IMSDb
  2. Drew’s Script-o-Rama
  3. The Screenplay Database
  4. TV Writing

Российские сценарии можно изучить на сайте

Snegiri studio

, где есть сценарии таких фильмов как «Брат», «Левиафан», «Толя робот». Кстати, в этом же разделе есть сценарии зарубежных фильмов и сериалов на русском языке.

Полное руководство для русскоязычных читателей можно прочитать в документе «Как правильно установить разметку текста для сценариев» в Microsoft Word, подготовленный Ольгой Смирновой и порталом screenwriter.ru. Разработано на основе предыдущих материалов, состоит из 87 страниц.

Microsoft Word — самый популярный способ. Есть на любом устройстве, не требует доступа к сети, хорошо знакома. Из минусов — нет возможности совместного редактирования, форматировать придется вручную.

КИТ сценарист позволяет бесплатно писать сценарии. Размещение проектов в облаке платное. Доступна для Windows, Mac OS X, Linux, iOS, Android.

Final Draft — стандартное программное обеспечение. Цена от 199 долларов. Доступна для macOS, Windows, iOS.

Writer Duet предлагает бесплатное онлайн форматирование сценариев, в котором есть возможность совместного редактирования. Доступна в Windows, Mac OS, а также для iOS и Android.

Fade In Pro имеет широкие возможности для работы с макетами страниц и все основные функции для работы со сценариями. Доступна на Windows, macOS, Linux, iOS, Android

Celtx — программа удобна для совместной работы. Бесплатная версия ограничена тремя проектами. Цена начинается от 7 долларов. Есть приложение для iOS и Android.

Arc Studio — программное обеспечение с удобным интерфейсом. Бесплатное использование ограничено двумя проектами поэтому есть смысл скачать платную версию.

  • Дмитрий Яковенко

    Профессиональный, российский сценарист. В 2021 году дебютировал как режиссер-мультипликатор. Сценарист «Смешариков», «Барбоскиных».

    Для написания сценариев я по старинке использую Word.

  • Алексей Бородачёв

    Российский сценарист. Писал сценарии к фильмам «Калашников», «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и другим.

    Я использую в работе Майкрософт Ворд , прописываю макросы. Этому варианту научил мастер во ВГИКе. Пробовал другие программы, но вернулся обратно на Word.

  • Антон Коломеец

    Российский режиссер, сценарист, монтажер. Один из сценаристов сериала «Чики», режиссер и сценарист фильма «Ваш репетитор».

    Я пользуюсь КИТом. Это русская бесплатная программа, разработанная сценаристами, по моему. Она очень удобная в работе.

  • Андрей Гаряж

    Писатель, сценарист. Автор сценариев: «Хорошие вещи», «Не понимаю».

    Из профессионального софта пользуюсь только бесплатной версией КИТ сценариста. Для форматирования сценариев она вполне подходит, сейчас там есть даже проверка орфографии, что бывает полезно. Если мы пишем в соавторстве онлайн, то используем обычные гугл-документ.

22 августа 2021
Текст: Айсена Ушницкая

Юрий Клавдиев

— Что такое скрипт-докторинг и когда ты впервые с ним столкнулся?

— Скрипт-докторинг, если по-русски, — доведение сценария до ума. Впервые со скрипт-докторингом я столкнулся на первом своем серьезном проекте, «Все умрут, а я останусь». У меня были практически все ошибки, которые может допустить начинающий сценарист: очень литературные, театральные диалоги; несоответствие речевых характеристик — гопники вдруг начинают цитировать вещи, которые не могли увидеть даже из окна автобуса, отличники, пытаясь казаться крутыми, кажутся, наоборот, смешными. Потому что сделано топорно, неточно, приблизительно. И если с главными персонажами начинающий сценарист еще худо-бедно справляется, то персонажи второго плана сливаются в серую массу, время от времени говорящую: «Сколько времени?». Нестыковки сюжета: начинающий сценарист может, например, начать писать о Великой социалистической революции, прочитав о ней лишь в Википедии или зайдя на пару форумов. Конечно, он будет обладать определенными знаниями в этом вопросе, но их будет недостаточно для того, чтобы как следует прописать сюжет и персонажей. Поэтому Ленин у него получится как в Лениниане, а нам такой Ленин уже не нужен, нам нужна правда, настоящие вещи, а для этого необходимо глубоко разбираться в вопросе. Вот для этого существует скрипт-докторинг.

Тут очень важно выбрать вдумчивого человека, который будет аккуратно заниматься с вами совместным творчеством, который поможет как можно лучше сделать то, что нужно вам, а не то, что нужно ему. На «Все умрут, а я останусь» скрипт-доктором был Сандрик Родионов.

— И что он сделал?

— Во-первых, люди заговорили как люди. Девочки заговорили как девочки, учителя средней школы заговорили как учителя средней школы, а не как учителя в советских фильмах про среднюю школу. Это очень тонкие вещи. Он поменял несколько эпизодов в соответствии с задачами персонажей, убрал повторы, убрал воду.

Начинающие сценаристы, как правило, не держат темп, не держат ритм, у них запросто первый эпизод может занимать в сценарии пятнадцать страниц, а последующие семь — по полстраницы каждый. То есть как это будет смотреться на экране, они себе не представляют. А смотреться будет плохо.

«Все умрут, а я останусь». Реж. Валерия Гай Германика. 2008

— Чем скрипт-доктор отличается от редактора?

— Главное отличие — скрипт-доктор всегда работает с уже существующим сценарием, который он не меняет, а улучшает. У редакторов чаще всего работа телевизионная, в основном они имеют дело с телесериалами. Поэтому они хорошо работают с эпизодами, но не могут охватить взглядом большую картину.

— Как это устроено сегодня, скрипт-докторингом пользуются все?

— Наше кино сейчас переживает очередной переломный момент — наконец начало приходить осознание, что фильмы нужно делать тщательно и дорого. А если нет, будем выпускать «Елки» и малопонятный большинству населения артхаус. При всей его необходимости, нужно и что-то еще, мы начинаем это понимать. Отсюда улучшение института редакторов, отсюда появление института скрипт-докторинга. Осталось только преодолеть страх впускать кого-то в свой замысел.

Я хорошо понимаю, почему люди этого боятся — хороших скрипт-докторов очень мало. В основном это перетягивание одеяла на себя — авторство, соавторство, все прочее. Людей, которые готовы хорошо делать свое дело, а потом взять деньги и, пожав руку, уйти, очень мало. Можно заниматься и совместными проектами, но вовсе не обязательно сразу пугать человека и присваивать половину уже сделанной им работы.

— Почему строчки «скрипт-доктор» нету в титрах?

— У нас эта тема почему-то обходится. Могут написать: идея сюжета такого-то, сценарий такого-то, диалоги такого-то. Диалоги — это уже скрипт-докторинг.

— Я заметила, что тебя не было в титрах «Ледокола».

— В титрах «Ледокола» меня быть и не должно. Я сделал три своих варианта сценария. Человек я въедливый, мне важно, как было в действительности. Когда я увидел первый вариант сценария, то вообще не понял, зачем это делать, потому что в реальности все было не так. Я постарался написать, как было на самом деле, потому что это было не менее героично.

«Ледокол». Реж. Николай Хомерики. 2016

Потом, когда «Ледокол» вышел, у нас в «Сценарном цеху» (интернет-сообщество сценаристов — примеч. ред.) нашлось еще четыре человека, каждый из которых, как я понимаю, сделал по три варианта сценария. Итого уже пятнадцать, и это только наших. Мне сказали: «Вы написали хорошие вещи. Как оригинальный сценарий мы их не возьмем, но обязательно почерпнем из них что-то, что нам пригодится». У продюсера, как правило, есть куча знакомых, и он знает, кто на что конкретно способен. Известно, что я могу написать хороший экшен. Меня ночью подними, я напишу хорошие диалоги. Куда меня звать точно не стоит — так это, наверное, сюжетчиком в мелодраму. Часто мне звонят от Толстунова, с «Профита». Еще сейчас пробовал лечить «Проводы» у Сельянова. Не вышло у нас, к сожалению. Ну, что-нибудь другое выйдет.

— Почему ты решил набрать курс скрипт-докторинга именно сериала?

— Во-первых, потому что с фильмами гораздо сложнее запуститься. Полный метр новичку никто не даст, это не те деньги, которыми у нас в стране принято рисковать. А сериалы сейчас развиваются очень активно, каналы все время ищут что-то новое.
Сериалы протяженнее, чем кино, там тяжелее история, она большая, там больше главных действующих лиц. Там вообще больше всего, поэтому они особенно нуждаются в скрипт-докторинге. А к продюсеру лучше приходить уже с «полеченным».

— Куда после этого курса идти людям с написанными сценариями?

— В процессе лечения я смогу подсказать, куда нести результат. Научу грамотно написать заявку.

Никто не будет целиком читать ваш прекрасный отскриптдокторенный сценарий пятнадцати серий — прочтут синопсис, заявку, характеристику персонажей. По себе знаю, что хорошую заявку написать непросто: сценарии я в свое время более-менее писать научился, а заявки мне не давались буквально до двух-трех последних лет. Писать их так, чтобы это было доступное изложение сути происходящего, а не туманное хождение вокруг основных идей фильма, я наловчился только недавно.

— Что сейчас ищут продюсеры, какие сериалы?

— Ищут они простые и захватывающие человеческие истории. Очень не хватает хороших мужских сюжетов — бадди-муви у нас практически нет. Нет хороших научно-популярных историй, вроде «Прибытия», например. Именно из-за того, что уровень подготовки сценаристов не позволяет им вести более-менее осмысленный разговор на какую-то научную тему. Говоришь сценаристу «физика» — он падает в обморок, говоришь «математика» — падает еще раз. Это касается даже таких элементарных вещей, как география: для большинства сценаристов география заканчивается на Гоа и Бали. Очень хотелось бы хороших криминальных драм. Практически нет хороших историй о разведке и разведчиках, хотя ФСБ проводит, по-моему, даже собственный конкурс, который однажды выиграл Слава Дурненков со своей пьесой «Экспонаты» — и то, выиграл только потому, что у него был хорошо выведен образ офицера нашей секретной службы. Про такие элементарные вещи, как хоррор-сериалы, зомби-апокалипсис, сериалы на основе российской мифологии, я уже и не говорю.

У Петербурга прекрасная мифология. Вот сценарист фильма «Троя» в свое время написал сценарий про блокаду — про то как мальчик, чтобы спасти своих близких, совершает путешествие через весь город и некоторые пригороды в 1942 году, зимой. Кончается все это дело шикарной шахматной партией с немцами. Почему это сделали не наши люди, я не понимаю.

— По какому принципу ты будешь отбирать участников курса?

— По тому, насколько интересна история и насколько она доделана, чтобы не переписывать ее, а работать уже только над сценарием. За пятнадцать лет работы в кино я очень мало видел плохих историй, то есть историй вообще без потенциала. Только пару лет назад я ходил на питчинг одного большого кинофестиваля, и там было ужасно все — питчинговались люди, которые не хорошее кино хотят сделать, а обратить на себя внимание: сейчас я вам придумаю историю о российских спортсменах, о том, как их щемят американские судьи, о том, как их травят наркотиками какие-то там американские сволочи на Олимпиаде, но наши, преодолев это все… Зачем ты этот сценарий написал? Правда в это веришь? Если веришь, давай об этом поговорим: на основе чего ты в это веришь, какие факты ты знаешь. Два-три? Этого недостаточно для тенденции. А если пишешь о каком-то конкретном случае — наших баскетболистов, я помню, отравили водой в конце 80-х — начале 90-х, — тогда давай на этот конкретный случай опираться, давай сначала все про него прочитаем, изучим нашу прессу, их прессу, было судебное разбирательство наверняка, давай попробуем найти материалы — американцы не такие скрытные люди, как мы, у них, как правило, все есть в интернете.

За время интенсива по скрипт-докторингу сериала я постараюсь научить еще и какому-то более-менее научному подходу к поиску, сбору, анализу и накоплению информации. Потому что основная беда большинства сценариев в том, что люди садятся писать про то, чего совсем не знают.

Читайте также

  • Poster

    Генрих Игнатов: «Призраки появляются за счет монтажа»

  • Poster

    Динара Друкарова: «Бросить всё и уехать на край света»

  • Poster

    «Она обладала магией делать вечным все, чего касался ее взгляд»

  • Poster

    Любовь Борисова: «Мы свирепо хватаемся за жизнь — в этом наша философия»

  • Poster

    Юрий Стоянов: «В России смех всегда сквозь слезы»

  • Poster

    Юлия Киселева: «Режиссеры не понимают, что такое наука»

Бывает так, что автор пишет очень хорошую и интересную историю, отправляет заявку на студию, но его сценарий даже не читают. Иногда это происходит, потому что сценарий плохонеправильно оформлен и отредактирован автором и редактор просто не готов тратить свое время на то что бы разглядеть за плохим оформлением или некачественной работой суть. 

Учитывая, что в день редакторы отсматривают огромное количество заявок, большая часть из которых — плохие, у них есть личные критерии, которые помогают понять, хорошая перед ними работа или не очень. 

Перевели статью профессионального голливудского ридера Брайана О’Мэлли, о том, что редакторы ненавидят в сценариях.

Моя компания, Screenplay Readers, занимается обзором сценариев. Что, как вы можете себе представить, означает, что мы читаем много сценариев. Это фактически 13,000 или около того за последние два десятилетия. (Ах! Мои глаза!) И весь этот обзор и чтение сценариев требует одного ключевого пункта: команды талантливых людей.

Обратите внимание на ключевое слово: ЛЮДИ.  

Упоминаю это, чтобы указать, что мы не киборги читающие сценарии. Мы же не машины. То есть мы, люди читающие сценарии, как и вы, сделаны из плоти и крови. Таким образом мы, как и вы  испытываем всю полноту эмоций. К ним относятся радость, волнение и даже раздражение от маленьких обидных деталей, которые часто делают  сценаристы.

  • Как понять, что вызывает раздражение? 

К примеру Энди Руни, ворчун из передачи 60 минут, в тот момент, когда он разошелся на 2-минутный монолог о смехотворности платить за воду в бутылках. Вот что раздражает.

Пропустить зеленый свет светофора, потому что водитель перед вами в телефоне пишет сообщения. Раздражает, когда пропускаешь зеленый свет один раз.

Пропустите его несколько раз и у вас уже проблемы. Потому что маленькие «раздражения» могут складываться. Точно также пробные сценарии могут оказаться в мусорной корзине

Так что именно раздражает нас, читателей сценариев?  Крупные проблемы, конечно, это: плохие персонажи, плохая концепция, плохой навык написания сценария в целом.

Но как насчет мелочей? Те, казалось бы мелочи, которые, как метафора со светофором, приводят к большим проблемам?

Поэтому я недавно опросил свою команду ридеров, всех работающих авторов и кинематографистов. Я спросил: «Какие мелочи ставят вас в тупик, когда читаете сценарий?» 

Перечисляя их  мы можем помочь вам убрать некоторые из них, прежде чем отправить куда-нибудь свой следующий проект.

  • Сценарий без номеров страниц

Я думал, мы начнем со смехотворно незначительной раздражающей детали, но сразу утыкаемся в большую. Мы также получаем множество сценариев с множеством дополнительных страниц в конце, все из которых пустые. 

  • Представление персонажа в диалоге и имя этого персонажа написано КАПСОМ.

Представляете персонажа заглавными буквами в описании? Совершенно законно.  В диалоге? Нет! Постоянно использовать заглавные буквы всякий раз, когда речь идет о персонаже??  Нет! Нет! Нет!  Как писать диалоги  >>>>>

  • Наличие главного героя, называемого общим именем (мужчина, женщина) на нескольких страницах,  до того пока его имя не будет окончательно раскрыто читателю.

Э… внесем ясность. 

Никогда не запутывайте человека, который читает ваш сценарий. Пусть режиссер запутает публику, когда фильм будет выпущен, пусть маркетологи запутают людей, выставив рекламные щиты с лицом Адама Сэндлера рядом с логотипом Netflix, но ваш план, ваш сценарий никогда не должен никого пугать и отталкивать.

  • Цитирование других фильмов

Я думаю, что причина, по которой это происходит так часто, заключается в том, что такие кинематографисты, как Кевин Смит и Тарантино, популяризировали эту тенденцию, а другие писатели хотят добиться такого же успеха. Я пытаюсь сказать им, что эта тактика слишком отвлекает, потому что она имеет тенденцию заставлять читателя думать о тех других фильмах, когда они должны сосредоточиться на вашей истории.

  • Слишком много описаний гардероба

Если одежда не имеет конкретного значения по отношению к основной истории, я не хочу читать об этом. Я не возражаю, если ясно, что главный герой — это тип парня, который носит кожаный пиджак, но почему мне нужно знать, что носят все остальные?

  • Чрезмерное использование нескольких восклицательных или вопросительных знаков

Например !!!!!! ?????? !?!?!?

  • Использование описания сцены или описания действий, чтобы напрямую поговорить с читателем сценария 

Это то же самое, что обращаться к читателю сценария напрямую, например: «дорогой читатель, я иду на сцену, похожую на ту, что в фильме Emoji, где Брюс Уиллис сжигает свои волосы огнеметом.»  

  • Просто стены описаний. Разбейте их

Глаза реально устают. Попробуйте читать 10+ сценариев в неделю и посмотрите, нравится ли вам видеть большие блоки текста на каждой странице. Раздражение, раздражение, раздражение.

  • Заголовки сцен, которые слишком длинны, чтобы поместиться на одной строке

К примеру такие…

ИНТ. ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА В ЛОС АНДЖЕЛЕСЕ – БУЛЬВАР САНСЕТ – ЛОС АНЖЕЛЕС – ПОСЛЕ ПОТОПА – ПЕРЕД АПОКАЛИПСИСОМ – СУМЕРКИ

… должны выглядеть так:

ИНТ. ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА – ДЕНЬ

  • Избыток флешбэков в первые десять минут истории

Поздравляю! Вы размываете эмоциональные инвестиции аудитории в то, что происходит в настоящем. Я люблю говорить “К черту предысторию. Дайте мне основную историю.”

  • Злоупотребление ремарками. Если вам нужно написать «грустно», «сердито» и т.д. перед каждой репликой, ваш диалог не работает

Ремарки должны использоваться только в момент, когда вы чувствуете, что (a) определенная линия диалога может быть прочитана различными способами, но должна быть прочитана актером определенным образом, и (b) этот конкретный способ не проясняется контекстом.

Наконец, есть  маленькие раздражающие факторы, которые не так заметны сценаристам, но, тем не менее, действительно отталкивают читателя. И неудивительно, что все они имеют общую мысль: оскорблять или маргинализировать определенные части человечества.

Конечно, большинство сценаристов не садятся за свой печатный станок с целью оскорбить людей, но для многих, кто может жить в расово или культурно однородных регионах мира, широкое и замечательное разнообразие народов, мыслей и культур, которые составляют человеческую расу, не может быть “языком”, которым они очень свободно владеют. В результате, эти сценаристы, любители или профессионалы, рискуют быть обвиненными в сексизме, расизме, оскорблении чувств верующих или других лиц.

Я понимаю, ты писатель новичок, и твои персонажи плоские. Но когда каждый женский персонаж описывается как «потрясающий», «красивый», «некрасивый» или «великолепный» — это бесит

Как будто писатель даже не пытается скрыть объективацию. И это может стать довольно плохо. 

  • Описания персонажей, которые могут быть интерпретированы как сексистские, расистские или бестактные: 

К примеру:  Аманда (20 лет) — нормальная, симпатичная девушка сидит рядом со своей подругой Салли (20 лет)  интересной и умной девушкой с рыжими волосами. Рядом с ними сидит Латиша (20 лет)  черная девушка, которая говорит на афроамериканском жаргоне. 

“Нормальная?” Что значит “Нормальная? ” Здесь подразумевается, что не-черный-это «нормально». Не говоря уже о том, что если вы описываете Латишу как «черную», почему другие девушки не описываются как «белые»?” И слово “жаргон?”  Реально?

«Моя любимая мозоль это описание женского персонажа как: «Она была бы красивой/потрясающей/горячей, если бы она сняла очки/распустила волосы. Потому что это, по-видимому, имеет значение”

«Женские персонажи даже женщинами пишутся так, как будто вся их функция связана с внешностью и часто с большей возрастной дискриминацией, чем у мужчин. Это не злонамеренный или сознательный, но часто очень хитрый признак того, что женские персонажи в истории будут пустыми и одномерными. Единственное, что я ненавижу больше всего — это ошибочная попытка исправить ситуацию: «Алиса, 22 года, симпатичная, но умная».

  • Персонажи, которые изображаются как старые/хрупкие/ неспособные заботиться о себе. 

Есть много «старых» людей, живущих очень активной интересной жизнью. Они путешествуют, развиваются, занимаются тем, что нравится. Почему кого-то старше 50 всегда изображают дряхлым стариканом и пенсионером?

  • Персонажи британцы, которые обязательно напыщенные. 

То же самое касается и других национальностей, которые становятся знаковыми персонажами комедии. “Как писатель и аналитик, родившийся и выросший в Африке, я часто нахожу, как мой континент изображается американскими и британскими писателями, неопределенным и иногда в непреднамеренно расистском ключе. 

Это часто кажется театром для эго иностранных главных героев. Местные жители часто стереотипны или описаны способами, которые оскорбительны в наши дни. Никто не посмеет сказать «кричащий еврей», но вы часто будете читать такие вещи, как «кричащий Банту».

Это не всегда важные для сути истории детали, но при принятии решения, они могут сыграть важную роль, так как по ним ридер поймет уровень зрелости автора и степень проработанности истории.

Куда отправлять сценарий? Интервью с редактором нон-стоп продакшн >>>>>

Перевод статьи: Илья Глазунов, Вадим Комиссарук

Оригинал статьи Брайана О’Мэлли: https://scriptmag.com/features… 

Больше советов в Энциклопедии начинающего сценариста >>>>>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Корпорация праздников чаплин
  • Корпорация монстров сценарий праздника
  • Корпоративы праздники мероприятия
  • Корпоративы агентство праздников
  • Корпоративный юбилей компании сценарий