Корсар балет сценарий

Сюжет: На площади Адриополя шла бойкая торговля. Покупатели разных национальностей и цвета кожи рассматривали товары, там же продавали и невольников
  • Краткие содержания
  • Оперы и балет (либретто)
  • Корсар

Краткое содержание балета Корсар

На площади Адриополя шла бойкая торговля. Покупатели разных национальностей и цвета кожи рассматривали товары, там же продавали и невольников. Вдруг на площади появились корсары вместе со своим предводителем Конрадом. У него предстояло свидание с гречанкой Медорой – юной воспитанницей хозяина рынка Исаака. Девушка, стоя на балконе, уже заметила появление возлюбленного и подала ему сигнал с помощью букета цветов, который назывался селам. В букете даже самый маленький и незаметный цветок имел своё определённое значение. И Конрад сразу понял, что хотела сказать ему Медора. Вскоре девушка вышла на площадь вместе со своим опекуном. Пока хозяин рынка внимательно рассматривал невольников, влюблённые успели переброситься несколькими словами.

Вдруг на площади появился Сеид-паша, который решил выбрать новую невольницу для своего гарема. Увидев Медору, паша решил купить именно её, сколько бы она ни стоила. Он предложил Исааку такую цену, от которой тот не смог отказаться, так как был жаден и скуп. Медора поняла, что решается её судьба, и бросилась к Конраду за помощью. Молодой человек уверил девушку, что они сумеют уберечь её от любых неприятностей. По указанию своего предводителя корсары устроили весёлые пляски, увлекая в них невольниц и Медору, а затем незаметно увели их. Рассерженный Исаак бросился им вслед, пытаясь вернуть воспитанницу. Но он думал не о чести девушки, а о потерянных деньгах, обещанных за неё пашой. Тогда корсары забрали его с собой.

Пираты вернулись в свою пещеру на берегу моря. Медора заметила, что приведённые в лагерь девушки напуганы таким окружением. Они стали просить гречанку, чтобы она помогла им освободиться из нового плена. После разговора Медоры с Конрадом девушек отпустили на волю. Бирбанто, друг предводителя корсаров, был недоволен его распоряжением и начал подбивать товарищей на бунт, но мало кто поддержал его. Тогда он пообещал Исааку помочь вернуть его воспитанницу, а тот заплатит ему за это золотом.

Бирбанто с помощью снотворного усыпил Конрада и похитил Медору. Сопротивляясь, девушка ранила его ножом. Получив от Исаака деньги, он спокойно вернулся в лагерь. Никто так и не узнал о его предательстве. Когда Конрад проснулся, он сразу же поспешил на выручку девушки. В это время во дворец Сеида Исаак привёз Медору и передал её паше.

Переодетые в одежду странников, корсары добрались до дворца паши и попросились к нему на ночлег. Сеид не мог отказать в гостеприимстве святым дервишам и предложил устроиться в саду. Ночью корсары пробрались во дворец паши и, освободив Медору, начали грабить его. Охрана Сеида от страха разбежалась.

Бирбанто незаметно вышел из дома паши и вызвал городскую стражу. Предводитель корсаров был схвачен и приговорён к смерти. Медора поклялась умереть вместе с ним. Тогда Сеид пообещал оставить корсара в живых, если она согласится стать его женой. Юная гречанка была согласна на любую жертву ради любимого.

Среди невольниц гарема была красавица Гюльнара. Она решила помочь Медоре. Утром под свадебным покрывалом рядом с Сеидом встала Гюльнара, и паша одел ей на палец обручальное кольцо. Когда он разобрался в обмане, молодые люди были уже далеко. Судно корсаров устремилось в открытое море, вместе с влюблёнными на палубе пировала команда корабля. Бирбанто решил довести до конца своё подлое дело, застрелив Конрада, но тот сбросил его в море. Никто не заметил, как начался шторм. Корабль как щепку понесло на прибрежные скалы. Когда буря затихла, на берег выбрались измученные, но живые влюблённые, которые благословляли свою судьбу.

Балет учит верить в самые прекрасные человеческие отношения – любовь и дружбу, ценить отвагу и преданность.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Корсар. Картинка к рассказу

Корсар кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Сказание о князьях Владимирских

    Примерно в шестнадцатом веке появились различные сказания о князьях Владимирских. Всего здесь представлено две легенды. В первой легенде рассказывает о том, как произошли Рюриковичи.

  • Краткое содержание Безручка Платонова

    Перед смертью старуха наказала сыну слушать старшую сестру. Позже сестра велела брату жениться, чтобы проще справляться с хозяйством. Молодой жене не понравилась золовка. Стала она твердить мужу, что его сестра – плохая хозяйка.

  • Сапковский Анджей

    Его дата рождения пришлась на 21 июня 1948 года, у него было высшее образование, а работал он в торговой сфере. Первое произведение молодого автора было опубликовано в 1986 году и называлось оно «Ведьмак»

  • Краткое содержание Стивенсон Остров сокровищ

    В книге рассказывается о поиске пиратского сокровища капитана Флинта. Рассказ начинается с трактира «Адмирал Бенбоу», находящегося чуть дальше от Бристоля. В трактир заходит пожилой мужчина по имени Билли Бонс

  • Краткое содержание Уэллс Остров доктора Моро

    Произведение повествует нам историю пассажира с корабля «Леди Вейн», потерпевшего кораблекрушение. Главный герой, пробывший некоторое время на необитаемом острове, оформил свои приключения в виде записок, которые рассказал потом его племянник.

А. Адан балет «Корсар»

Балет Корсар

Балет «Корсар» — третий по счету шедевр в этом жанре создателя легендарной «Жизели» — Шарля Адольфа Адана. Этот спектакль стал и его лебединой песней. В его основе лежит либретто Ж. Сен-Жоржа на произведение лорда Байрона.

Сюжет балета довольно запутан, здесь пираты, капитан-романтик, мятежи, грабежи, красивая история любви, многочисленные побеги плененных узников, отравленные цветы и все это под «соусом» замечательной французской романтической музыки.

Краткое содержание балета Адана «Корсар» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Конрад предводитель корсаров
Медора юная гречанка, воспитанная Ланкедемомо
Бирбанто помошник Конрада, корсар
Исаак Ланкедем купец, хозяин рынка
Сеид-паша богатый житель Босфора
Гюльнара рабыня Сеид-паши
Зюльма супруга паши

Краткое содержание

балет Корсар содержание

Действие разворачивается на рынке рабов в Адрианополе, куда пребывают корсары вместе с капитаном Конрадом. Там ждет его возвращения юная Медора. Но в нее с первого взгляда влюбляется паша Сеид – правитель Адрианополя, который выкупает ее у торговца рабами Ланкедема, заменяющего ей отца. Отважный капитан ночью ворует свою возлюбленную, а вместе с ней наложниц и алчного Ланкедема. Но недолго длилось счастье влюбленных, в стане Конрада появился предатель, в лице его первого помощника, который усыпив капитана, вместе с Ланкедемом крадет Медору.

Паша Сеид, обрадованный возвращению девушки, приказывает всем готовиться к свадебной церемонии. Под угрозой смерти Конрада, Медоре ничего не остается, как согласиться на свадьбу и решиться на отчаянный поступок – убить себя в первую брачную ночь. Но внезапно на помощь Медоре приходит наложница из гарема Гюльнара, которая предлагает подменить ее, поменявшись одеяниями. В результате, влюбленные снова сбегают и возвращаются в свое убежище. Но и тут судьба готовит им очередное испытание, коварный помощник пытается застрелить капитана, но пистолет дает осечку и предателя скидывают в море. Ужасный шторм разбивает корабль о скалы, но вопреки всему, влюбленные Конрад и Медора оказываются на суше, уцелев благодаря обломкам, на которых они доплыли до берега.

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
40 мин. 35 мин. 45 мин.

Фото:

Адан балет корсар корсар краткое содержание

 балет Корсар краткое содержание

Интересные факты

  • На премьеру, состоявшуюся в 1856 году в Париже пришлось покупать билеты более чем за 1,5 месяца. Успех постановки был оглушительный, а сценический эффекты были признаны лучшими за всю историю театральных постановок. Со времен своей постановки, балет «Корсар» не потерял своей популярности.
  • В партитуре спектакля можно найти фрагменты музыки Л. Минкуса, Ц. Пуни, П. Ольденбургского, Р. Дриго, А. Цабеля, Ю. Гербера. Тут у любого возникнет закономерный вопрос, кто же композитор балета? Композитор, естественно Адан, а все дополнения композитором балетной музыки Людвигом Минкусом под руководством Мариуса Петипа. Вообще, в театральных произведениях в ходе постановок партитура балета или оперы часто может претерпевать некоторые изменения.

Мариус Петипа

  • Хореограф М. Петипа всегда заботился о выигрышном представлении балерины, поэтому подчас перекраивал спектакль, менял сцены местами или добавлял вариации. Эти вставки могли быть даже из другого, но зато «ее любимого» произведения. Так, в балете «Корсар» до сих пор можно встретить вариации главной героини Медоры в сцене «Оживленный сад» из балета Л. Минкуса «Приключения Пелея».
  • Самая дорогая постановка спектакля прошла на сцене Большого театра в 2007 году. Затраты на постановку версии Юрия Бурлака оцениваются в 1,5 миллиона долларов США. 
  • Работая над каждой из четырёх постановок балета, режиссёр М. Петипа постоянно добавлял новые па и другие танцевальные элементы.
  • В промежуток с 1899 до 1928 «Корсара» исполняли на сцене Мариинского театра 224 раза.
  • Самой известной на сегодняшний момент считается постановка 1999 года в американском Театре Балета.
  • Билеты на балеты

История создания

Шарль Адольф Адан известен любителям классической музыки по более раннему произведению – балету «Жизель». Свой новый знаменитейший спектакль он создал через пятнадцать лет после оглушительного успеха произведения, посвященного мстительным Виллисам. Примечательно, что этими двумя спектаклями он открыл новую страницу романтического балета. Балет «Корсар» он задумал создать на основе одноименной поэмы Дж. Байрона. Интересно, что это произведение уже не первый раз привлекало композиторов с целью создания балета. Так, Джованни Гальцерани в 1826 году представил на суд зрителям в «La Scala» свою версию спектакля в Милане. Еще один вариант трактовки поэмы был поставлен в 1835 году в Париже. Либретто принадлежало Адольфу Нурри, балетмейстером выступил Луи Генри. Причем в этой версии музыка была взята из других известных произведений великих классиков и получилось своеобразное попурри. Не менее важная постановка балета по этой же поэме была осуществлена Филиппо Тальони, на музыку композитора Герберта Гдрича в 1838 году в Берлине. Стоит упомянуть, что известный композитор Д. Верди в 1848 году написал одноименную оперу.

Либретто к новому балету Адана было поручено А. Сен-Жоржу, который уже не первый раз сотрудничал с композитором. Анри Венуа де Сен-Жорж был в то время директором театра Опера-Комик во французской столице и создавал либретто к театральным произведениям. Им было написано более 70 различных либретто, кроме того он успешно сочинял и пьесы для драматического театра.

В течение всего 1855 года композитор трудился над новым шедевром, и непосредственное участие в работе принимал инициатор этого балета Ж. Мазилье, который должен был осуществить постановку этого спектакля в Grand Opera.

Постановки

первые декорации к балету Корсар

Долгожданная премьера нового балета состоялась в январе 1856 года. Примечательно, что используемые сценические эффекты, а также декорации были признаны лучшими в то время. Инсталляция затопления судна, которую мастерски спроектировал машинист Виктор Сакре, была даже увековечена работой художника Гюстава Доре. Высоко спектакль оценила и императорская семья, особенно Императрица Евгения. Саму музыку критики отметили за ее мелодичность и приятное гармоническое сочетание.

В Санкт-Петербурге «Корсар» был представлен в Большом театре в январе 1858 года. Теперь же над спектаклем трудился французский балетмейстер Ж. Перро, который в это время как раз работал в России. Он в своей работе опирался на хореографию Мазилье. Партию Медоры исполнила несравненная К. Розати. Помимо прекрасной музыки, на публику неизгладимое впечатление оставила последняя картина с затопленным кораблем, отмечают критики того времени. Вот только самого Перро публика встретила достаточно холодно, несмотря на то, что постановка балета была осуществлена в рамках его бенефиса. Интересная заметка сохранилась по поводу костюма паши, который заметно выделялся своей роскошью на сцене. Дело в том, что он изначально был изготовлен не для спектакля, а для Императора Николая I и предназначался для придворного маскарада, который сам приказал передать это одеяние в театральный гардероб, откуда костюм позже и попал в постановку «Корсара».

На сцене Мариинского театра балет был поставлен в 1863 году благодаря стараниям Мариуса Петипа. Партия Медоры была успешно исполнена М.С. Петипа (Суровщиковой). Поклонники высоко оценили талант балерины и даже преподнесли ей шикарные подарки (на сумму четыре тысячи рублей).

После этой постановки, судьба спектакля была неоднозначной – его много раз успешно ставили, но каждый раз вносили какие-то изменения, добавляя всевозможные вставные номера и музыку других композиторов. Поэтому у многих зрителей подчас возникает закономерный вопрос: кому принадлежит произведение. Естественно Адану, этот вопрос не должен вызвать сомнения.

Корсар

Среди современных версий следует отметить исполнение балета в Большом театре летом 2007 года. В спектакле была использована хореография М. Петипа и Петра Гусева, также оставлены многие вставные номера с музыкой Л. Делиба, Ц. Пуни, Р. Дриго и других композиторов.

В 2009 году новая версия была поставлена на сцене Михайловского театра Фарухом Рузиматовым. Художником – постановщиком выступил Валерий Левенталь. Причем в этой версии на сцене была и пиратская тематика и атмосфера Греции османского периода. Особую пикантность придавали яркие восточные базары, гаремы.

Среди необычных версий, стоит упомянуть премьеру в Ростовском музыкальном театре, которая прошла в 2011 году на закрытии сезона. В балете, опирающемся на все классические номера Петипа, было изменено либретто. Так ростовская публика увидела другой сюжет и финал. Сам балетмейстер, Алексей Фадеечев, еще до показа предположил, что у зрителей обязательно будут ассоциации с «Пиратами Карибского моря».

Примечательно, что на сегодняшний день «Корсар» существует на сценах в основном в двух разных постановках. Так в России и некоторых европейских компаниях применяют версию, которая получилась благодаря возрождению балета в 1955 года Петром Гузовым. Другие же страны (Северная Америка) основываются на постановке, осуществленной стараниями Константина Сергеева.

Музыка балета «Корсар» запоминается слушателям своим необычайным изяществом и яркой изобразительностью. Хоть музыкальные критики и признают, что она немного слабее, чем в «Жизели», имея в виду индивидуальные характеристики героев, все равно зрителей поражает глубочайший талант композитора. Автор смог мастерски воплотить такой необычный сюжет, раскрыть его и насытить необычайной танцевальностью. Предлагаем вам познакомиться с еще одним шедевром Адана, посмотрев легендарный балет «Корсар» прямо сейчас! Билеты на балеты

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Адольф Адан «Корсар»

ПРОЛОГ

Небольшая группа пиратов со своей предводительницей Марией Линдси возвращается на остров, где хранятся сокровища. По пути их настигают турецкие воины. Пиратам удается бежать, но Мария попадает в плен.

В это же время по морю плывет корабль корсаров, который возглавляет бесстрашный Конрад со своим другом Бирбанто. Вдалеке они видят турецкий город и принимают решение пристать к берегу.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Восточный рынок на площади Адрианополя. Корсары танцуют с местными девушками, к их веселью присоединяются Бирбанто и Конрад. Неожиданно прибегает Медора – наложница самого знаменитого вельможи в городе. Конрад очарован ее красотой и влюбляется с первого взгляда.

На площади появляется паша Сеид. Найдя свою наложницу, наместник отчитывает ее. Медора успокаивает господина.

Следом выходят турецкие воины, ведущие новых невольниц для своего вельможи, среди них – предводительница пиратов Мария. Конрад и Бирбанто узнают ее и решают освободить.

Бирбанто вовлекает пашу и предводительницу пиратов в общий танец.  Захватив невольниц, корсары решают вернуться на корабль и отплыть в пристанище – тайный грот.

Картина вторая

Грот. Вдали виднеется корабль корсаров, качающийся на волнах. Конрад и Медора пробираются в пещеру. За ними идут корсары с невольницами и богатой добычей. Пираты танцуют с девушками. Невольницы просят Конрада их отпустить, но он отказывает в просьбе. Тогда к девушкам присоединяется Медора и умоляет во имя любви даровать им свободу. Конрад соглашается. Бирбанто и еще несколько пиратов возмущены решением Конрада, но он непреклонен. Когда же Бирбанто затевает бой с Конрадом, между ними встает Мария Линдси и верные корсары. Бирбанто отступает, затаив месть. Влюбленные остаются вдвоем.

Незаметно заговорщики проникают в покои и крадут Медору, чтобы вернуть ее паше. На шум вбегают корсары и тут же отправляются в погоню, чтобы спасти девушку.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина третья

Дворец паши Сеида. Жены наместника развлекают его танцами. Неожиданно вбегает Бирбанто, ведя за собой пленницу Медору. Когда с девушки снимают накидку, паша узнает свою наложницу и просит продать ее. Бирбанто соглашается.

Один из слуг сообщает паше, что пришли дервиши. Наместник с радостью принимает их в своем дворце и устраивает праздничное действо.

С благодарностью дервиши покидают дворец, но в последний момент решают показать, кто они на самом деле – корсары сбрасывают с себя походные накидки. Разгневанный вельможа зовет стражу. Конрад вызывает Бирбанто на поединок. В этом бою побеждают корсары. Предатель повержен. Медора и Конрад с корсарами покидают дворец.

Картина четвертая

Пиратский остров. Корсары празднуют счастливое освобождение вместе с Марией Линдси, которая посвящает Медору в пираты.

ЭПИЛОГ

После торжества Медора и Конрад вместе со своими товарищами отправляются на корабле по бурлящему морю навстречу счастью.

Композитор

Дата премьеры

23.01.1856

Жанр

Страна

Франция

Адан. Балет «Корсар» / Le Corsaire

Балет на музыку Адольфа Шарля Адана в трех актах, пяти картинах. Либретто (по Дж. Байрону) Ж. Сен-Жорж и Ж. Мазилье, балетмейстер Ж. Мазилье, художники Э. Деплешен, Ш. Камбон, Ж. Терри (декорации), А. Мартен (костюмы), П. Сакре (машинерия).

Премьера состоялась 23 января 1856 года в Академии музыки и танца, Париж.

Действующие лица:

  • Конрад, корсар
  • Бирбанто, его друг
  • Исаак Ланкедем
  • Медора, его воспитанница
  • Сеид, паша
  • Жены паши: Зюльма, Гюльнара
  • Евнух
  • Корсары, невольницы, стража

Действие происходит на берегах Босфора в начале XIX века.

История создания

Через пятнадцать лет после «Жизели», открывшей, наряду с «Сильфидой», новую, романтическую страницу в балетном театре, Адан вновь создает произведение, которому суждено будет войти в классику этого жанра. В творческом портфеле композитора — признанного мэтра французской музыки — более сорока опер, в разных театрах Парижа идут спектакли с его музыкой, балеты Адана ставятся не только в Париже, но и в Лондоне, и в Петербурге. На этот раз маститый композитор работает над балетом по поэме Дж. Г. Байрона (1788—1824) «Корсар» (1813) на либретто Ж. Сен-Жоржа, не раз уже сотрудничавшего с Аданом.

Работа над балетом протекала в течение 1855 года. Участие в создании либретто, как это часто бывало, принимал и инициатор спектакля Ж. Мазилье (настоящее имя Джулио Мазарини, 1801—1868). Уроженец Марселя, с начала 20-х годов работавший в Париже, Мазилье в 1830 году был принят в Grand Opera, где танцевал с прославленными балеринами Марией Тальони и Фанни Эльслер. Дебютировав в 1839 году как балетмейстер, он поставил в Grand Opera несколько спектаклей, отличавшихся драматичностью, выразительностью сольных пантомимных сцен. Мазилье и осуществил постановку нового балета на парижской сцене.

Премьера «Корсара» состоялась в театре Grand Opera 23 января 1856 года и стала лебединой песней композитора — менее чем через четыре месяца Адан скончался. В Петербурге «Корсар» был поставлен через два года после парижской постановки: 12 января 1858 года в Большом театре. Основываясь на хореографии Мазилье, балет поставил французский хореограф Ж. Перро (1810—1892), один из постановщиков «Жизели», в течение 1848—1859 годов работавший в Петербурге. Перро был крупнейшим представителем романтического стиля в балете, непревзойденным мастером массовых сцен и ансамблей, умевшим как никто воплощать в пластических образах дух поэтического первоисточника.

Балет «Корсар» в постановке Мариинского театра

В 1863 году «Корсар» был поставлен и на сцене Мариинского театра. Постановка была осуществлена Мариусом Петипа (1818—1910), выдающимся французским балетмейстером, с 1847 года работавшим в Петербурге. Дальнейшая судьба «Корсара» на русской сцене была непростой: его не раз ставили, добавляя различные номера с музыкой других композиторов. Менялись и балетмейстеры, и хореография, хотя в основе своей все исходили из первоначальной постановки Мазилье, Перро и Петипа.

Сюжет

Невольничий рынок на площади Адрианополя. Появляются корсары во главе с Конрадом. Его видит с балкона своего дома Медора, воспитанница купца Исаака Ланкедема. Она бросает Конраду «селам» — букет, в котором каждый цветок имеет определенное значение, и быстро уходит. Через минуту она уже внизу, на рынке, в сопровождении Ланкедема. Ее замечает внесенный на носилках паша Сеид. Он решает купить Медору и заключает с ее воспитателем сделку. Конрад обещает Медоре не допустить ее продажи. Он похищает нескольких невольниц, среди которых как бы случайно оказывается и Медора, а также забирает с собой алчного купца, решившего продать свою воспитанницу.

Жилище Конрада на берегу моря. Здесь он счастлив с Медорой. Бирбанто приводит похищенных невольниц и Ланкедема. Медора упрашивает Конрада дать женщинам свободу, но корсары хотят получить свою добычу. Конрад гневно подтверждает свое приказание, и освобожденные невольницы спешат скрыться. Вероломный Бирбанто бросается на Конрада с кинжалом, тот перехватывает его руку и уводит испуганную Медору. Входит Исаак. Бирбанто предлагает ему выкупить Медору. Купец клянется, что у него нет денег, но Бирбанто срывает с него одежду и обнаруживает в ней драгоценности и золото. Купцу ничего не остается, как согласиться. Бирбанто берет букет и опрыскивает его снотворным, а затем отдает букет Исааку с советом поднести его Конраду. Купец дает букет ничего не подозревающей невольнице и просит передать его Конраду. Тот подносит цветы к лицу и засыпает. Бирбанто пытается схватить Медору, но она защищается и ранит Бирбанто кинжалом. Испуганные шумом предатели прячутся, а Медора пишет записку и кладет ее в руку спящего Конрада. Корсары уводят девушку. За ними следует Исаак. Проснувшийся Конрад читает записку и приходит в отчаяние.

Балет «Корсар» в постановке Мариинского театра

Сад перед дворцом Сеида на берегу Босфора. На террасе жены паши. Зюльма, его фаворитка, вызывает общее раздражение своим чванством. Начинается склока, которую старается прекратить евнух. На террасу выходит Гюльнара, соперница Зюльмы. Появляется паша, все еще раздраженный тем, что не смог купить Медору. Зюльма жалуется ему на непочтительность женщин, паша приказывает им подчиняться. Но своенравная Гюльнара не хочет смиряться. Очарованный ее танцем, паша бросает Гюльнаре платок — символ предпочтения. Разыгравшаяся девушка перебрасывает его подругам, платок доходит до старой негритянки, которая, включаясь в игру, начинает приставать к Сеиду с ласками и, наконец, отдает платок Зюльме. Рассерженный паша пытается схватить Гюльнару, но та ускользает. Входят Исаак с Медорой. Паша в восторге объявляет о своей женитьбе на ней. Из глубины сада появляется караван паломников, идущих в Мекку. Дервиш просит приюта. Паша разрешает паломникам остановиться, всё совершают намаз. Приблизившись незаметно к Медоре, дервиш снимает накладную бороду. Девушка узнает Конрада. Темнеет. Паша приказывает отвести Медору в его покои. Конрад и его сообщники сбрасывают с себя одежду странников. Паша бежит от пиратов. Гюльнару преследует Бирбанто, она просит у Конрада защиты. Тот заступается за девушку, Бирбанто угрожает мщением. Медора говорит Конраду о предательстве мнимого друга, и Конрад выхватывает пистолет, чтобы застрелить предателя. Медора и Гюльнара удерживают Конрада. Бирбанто спасается бегством, но вскоре возвращается с Сеидом и его стражей. Медору и Конрада берут в плен.

В гареме Сеида Медора видит в окно, как закованного в цепи Конрада ведут на казнь. Девушка умоляет пашу о милосердии, и он соглашается отменить казнь, но только в обмен на любовь Медоры. Девушка дает согласие на свадьбу, но принадлежать Сеиду она не будет: лучше смерть. Паша приказывает освободить корсара. Оставшись наедине с любимой, Конрад обещает умереть вместе с нею.

Балет «Корсар» в постановке Мариинского театра

Незаметно входит Гюльнара. Она слышит влюбленных и готова им помочь. Начинаются приготовления к свадьбе. На невесту накидывают покрывало, паша надевает ей на палец обручальное кольцо. Однако невеста — вовсе не Медора. Гюльнара незаметно подменила ее. Она передает покрывало Медоре и скрывается. Медора танцует перед пашой, как бы шутя, связывает ему руки платком и выманивает пистолет. Опьяненный ее красотой, паша только смеется над милыми шалостями мнимой жены. Часы бьют полночь. В проеме окна возникает Конрад, которому Медора передает кинжал. Она целится в пашу, грозя убить его, если он поднимет шум. Влюбленные убегают, пушечные выстрелы возвещают о том, что их корабль отплыл.

Ночью на корабле корсары празднуют счастливое избавление своего вождя и его любимой. Бирбанто закован в цепи и ждет своей участи. Медора просит простить его. Конрад приказывает снять цепи. Все весело пьют вино. Поднимается ветер, приближается буря. Корсары бросаются к снастям. Бирбанто стреляет в Конрада, но пистолет дает осечку. Конрад сбрасывает предателя в море. Буря усиливается, корабль налетает на подводную скалу. Когда море успокаивается, в свете появившейся луны видны обломки корабля на волнах. На одном из обломков — Конрад и Медора. Их прибивает к берегу.

Музыка

Музыка «Корсара» несколько слабее, чем в «Жизели». В ней менее выразительны индивидуальные характеристики. Не случайны поэтому и многочисленные вставки музыкальных эпизодов из произведений других композиторов в различных постановках балета. Однако музыка «Корсара» отличается танцевальностью, истинно французским изяществом, хорошим вкусом и яркостью изобразительных моментов.

Л. Михеева


Балет «Корсар» в постановке Мариинского театра

Считается, что сюжет «Корсара» заимствован из одноименной поэмы знаменитого поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. На самом деле сценаристы Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жорж Мазилье сочинили историю достаточно далекую от первоисточника, взяв из него лишь некоторых героев — бесстрашного предводителя корсаров Конрада, его возлюбленную Медору, ловкую обитательницу гарема Гюльнару. Грозный Сеид-паша превратился в сластолюбца, вопреки Байрону с ним «познакомили» Медору, а Гюльнару лишили непростых взаимоотношений с главным героем, зато у Конрада объявился неверный друг — корыстолюбивый Бирбанто.

Времена романтизма в балете были на исходе, и зрителя привлекали не лирические поэмы, а приключения того типа, которыми через век Голливуд завоевывал весь мир. Написание музыки было поручено опытному композитору Адольфу Адану (так по традиции именуется по-русски Adolphe Adam), автору бессмертной «Жизели». На этот раз подобного шедевра не получилось, музыка создавала лишь напряженный фон действия и скромно иллюстрировала перипетии сюжета. Впоследствии балет по необходимости дополнялся музыкой самых разных авторов.

Иозеф Мазилье (1799-1868) был известным парижским танцовщиком, затем хореографом и руководителем балета театра. Пожалуй, лишь «Пахита» (1846) и «Корсар» сохранили его имя (но не хореографию!) в истории балета, да и то благодаря кардинальным переработкам этих балетов в России. Недаром среди создателей парижского спектакля стоит имя автора машинерии П. Сакре: грандиозная буря, блеск молний, гибель корабля в пучине вод производили сильнейшее впечатление на зрителя. Эту сценическую находку активно эксплуатировали последующие постановки балета.

Балет «Корсар» в постановке Мариинского театра

В Петербурге «Корсар» появился двумя годами позже парижской премьеры. Ставил балет знаменитый Жюль Перро по настоятельной просьбе дирекции Императорских театров. Чужой сценарий не дал возможности развернуться таланту хореографа. Штатный композитор Цезарь Пуни переработал и дополнил музыку Адана. Перро сочинил новые пляски корсаров, четко выстроил сцену похищения Медоры. В первой картине появился дуэт купца и невольницы на музыку композитора-дилетанта принца Петра Ольденбургского, в третьей — трио одалисок. Сам Перро исполнял партию Сеид-паши, а Мариус Петипа «с большой энергией» — роль Конрада. Роль Медоры досталось гастролерше Екатерине Фридберг. Блеснули декоратор Генрих Вагнер и машинист сцены Андрей Роллер. «Санкт-Петербургские ведомости» отмечали: «Декорации великолепны. Последняя же сцена превзошла ожидания. Борьба корабля с волнами, лопающиеся паруса, падающие вместе с сидящими на марсах матросами, наконец, самое исчезновение корабля среди бушующих волн, невольно наводит страх. Для одной этой сцены стоит посмотреть балет».

В дальнейшем «Корсар» перешел в руки хореографа Мариуса Петипа. В 1863 году он вводит в балет (уже в четырех актах) свою первую супругу Марию Суровщикову-Петипа. Для нее он сочиняет в первой картине танец «Маленький корсар». Переодетая в мужской наряд артистка изображала бесстрашного корсарчика, она, лихо «сражаясь» с врагами, недвусмысленно желала поразить сердце Конрада. Роль предводителя корсаров по-прежнему «страстно и благородно» исполнял сам балетмейстер.

Другую грань центрального женского образа балета открыла постановка Петипа 1868 года. Для знаменитой Адель Гранцовой он сочиняет великолепный хореографический ансамбль «Оживленный сад» (не вполне удачный перевод французского «Le jardin anime»). «Сильное впечатление на публику произвело новое па (в 3-й картине), поставленное на довольно бесцветную музыку Делиба. В этом па г-жа Гранцова делает просто чудеса: так, например, она рисует носками целые узоры, не выходя из положенных на пол цветочных гирлянд, потом несется по сцене с быстротой лани, наконец, вскакивает на большую, наполненную цветами корзину, становится в арабеск и, делая несколько медленных оборотов, стоя на одной ноге, кидает букеты из рога изобилия». Появился и обобщенный образ романтической вольности — знаменитый «Форбан», где вместе с корсарами танцевали и их подруги, фехтующие саблями не хуже мужчин.

Балет «Корсар» в постановке Мариинского театра

Петипа обращался к «Корсару» еще в 1880 и 1899 годах. Последняя постановка была сочинена для бенефиса последней из итальянских балерин на сцене Мариинского театра Пьерины Леньяни. И опять восторги прессы: «Г-жа Леньяни была одинаково прекрасна как в сильных сценах, требующих драматического таланта, так и в сценах любовных, где женственность и грациозность балерины чаровали зрителя… Вариация пиццикато в оживленном саду — это бриллиантовый бисер».

Позже партию Медоры танцевали русские балерины — Юлия Седова, Любовь Рославлева, Анна Павлова, Любовь Егорова, Тамара Карсавина, Ольга Преображенская, Ольга Спесивцева, Елена Люком. Своим долголетием «Корсар» во многом обязан интересом этих танцовщиц к немолодому балету.

В 1920 годах появился и современный вариант трио Конрада, Медоры и раба, которое на концертной и конкурсной сценах танцуется как дуэт (без благородного корсара). Эффектные мужские вариации были сочинены молодым Вахтангом Чабукиани, ныне же чуть ли ни каждый исполнитель пытается поразить здесь публику новым трюком.

«Корсар» неоднократно ставился и в Москве. Сначала по Ж. Перро (1858), затем по Петипа (1868, 1888). В 1912 году балет по-своему реализует Александр Горский (художник Константин Коровин). Список композиторов пополнился именами А. Рубинштейна, К. Гольдмарка, Э. Грига, А. Дворжака, Ф. Шопена, П. Чайковского.

Вряд ли стоит перечислять все российские премьеры «Корсара» в послевоенный период. Среди балетмейстеров-постановщиков — Константин Сергеев, Петр Гусев, Юрий Григорович, Дмитрий Брянцев, Алексей Ратманский вместе с Юрием Бурлакой. Как правило, сохраняются или обновляются отдельные танцевальные номера Ж. Перро и М. Петипа, и вокруг них сочиняются мизансцены, не слишком отступающие от старого сценария. Зрители любуются красочной сценографией и мастерством любимых артистов.

А. Деген, И. Ступников

На фото: балет «Корсар» в постановке Мариинского театра

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Корсар
Le Corsaire
фото
Théâtre de l´Impérial de l´Opéra, Paris,1856
Композитор

Адольф Адан, Лео Делиб, Рикардо Дриго, Цезарь Пуни, П. Г. Ольденбургский

Автор либретто

А. Сен-Жорж и Ж. Мазилье

Источник сюжета

поэма Дж. Байрона

Хореограф

Жюль Перро, Мариус Петипа

Дирижёр-постановщик

К. Н. Лядов (1858)

Сценография

Э. Деплешен (1856)
А. Роллер (1858)
К. А. Коровин (1912)
О. К. Аллегри (1931)
С. Б. Вирсаладзе (1953)
С. М. Юнович (1973)
Мураз Мурванидзе (1987)
В. Левенталь (2009)

Последующие редакции

Пётр Гусев
А. А. Горский

Год создания

1856

Первая постановка

23 января 1856 года

Место первой постановки

парижская Опера Мариинский театр Михайловский театр

Корсар — красочный балет на приключенческую тему из жизни корсаров, на музыку композиторов Адольфа Адана, Лео Делиба, Рикардо Дриго, Пуни и хореографией Жюля Перро и Мариуса Петипа.

  • Первое представление состоялось 23 января 1856 года в Парижской Опере

Содержание

  • 1 История
  • 2 Сюжет спектакля
  • 3 Действующие лица
  • 4 Музыка
  • 5 Первые постановки в театрах
  • 6 Добавленные сцены в спектакле
    • 6.1 Возобновление спектакля
  • 7 Жизнь спектакля
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

История

Балет создан по одноименной поэме Байрона, сочиненной в 1814 году. Либретто написали Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье.

До Адана эту поэму Байрона на музыкальную сцену переносили и другие композиторы, в частности Дж. Верди сочинил одноименную оперу в 1848 году.

Но также ставились и балеты. Первая известная балетная постановка под аналогичным названием прошла в театре Ла Скала в Милане в 1826 году в хореографии итальянского балетмейстера Джованни Галзерани (ит.: Giovanni Galzeran); каталог Итальянского балета упоминает другую постановку 1830 года, остававшуюся в репертуаре вплоть до 1842 года, композитор этих балетов неизвестен; в эти же годы французский хореограф Альберт поставил свой балет «Корсар» — в 1837 году, Королевский театр в Лондоне, на музыку Николя Бокса. Но эти балеты до настоящего времени не сохранились.

Сохранился и продолжает шествие по музыкальным сценам мира только данный балет.

Сюжет спектакля

Либреттисты балетных спектаклей XIX века Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье нарисовали красочную картину из жизни корсаров. Со времени постановки спектакля менялась хореография, добавлялись музыкальные номера, но сюжет оставался прежним с 1856 год до наших дней:
Похищенную корсаром Конрадом невольницу Медору с помощью обмана и предательства возвращает к себе её владелец Исаак Ланкедем и продаёт паше Сеиду. Влюблённый в Медору корсар с друзьями проникает во дворец паши на берегу Босфора, освобождает пленницу и бежит с нею на корабле, который терпит крушение. Медора и Конрад спасаются, достигая прибрежной скалы.

Действующие лица

Конрад (корсар), Бирбанто (его друг), Исаак Ланкедем (купец), Медора (его воспитанница), Сеид паша, Зюльма и Гюльнара (жёны паши), Евнух, Корсары, Невольницы, Стража.

Музыка

Французский композитор Адольф Адан — один из основоположников романтического балета, написал музыку, которая отражает романтически напряжённый фон хореографического действия, как иллюстрацию сюжетной линии байроновской поэмы.

В 1858 году для петербургской постановки балета Цезарь Пуни дополнил спектакль своими музыкальными номерами и оркестровками.

Первые постановки в театрах

  • 1856 год — Opéra de Paris (Garnier), Париж.

«Le Corsaire» — балет в 3 актах 5 картинах (по одноимённой поэме Дж. Байрона). Композитор Адольф Адан
Премьера состоялась 23 января в парижской Опере. Балетмейстер Мазилье, Художники Э. Деплешен, Ш. Камбон, Ж. Тьерри и Мартен.
Партии исполняли: Медора — К. Розати, Конрад — Д. Сегарелли.

  • 1858 год — Большой театр, Петербург

Премьера состоялась 12 января в Большом каменном театре. Балетмейстер Ж. Перро (с частичным использованием хореографии Мазилье. Художники А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер и Петров. Дирижёр К. Н. Лядов
Партии исполняли: Медора — Е. И. Фридберг, Конрад — Мариус Петипа, Исаак Ланкедем — А. Н. Пишо, Бирбанто — П. Ф. Малавернь, Гюльнара — Л. П. Радина, Сеид-паша — Ж. Перро

  • Был добавлен вставной номер «Pas d’esclave» на музыку П. Г. Ольденбургского в постановке М. И. Петипа.
  • 1858 год — Большой театр, Москва

Премьера состоялась 3 ноября в Большом театре. Балетмейстер П. Ф. Малавернь, художники А. Бредов, Ф. К. Вальц, П. А. Исаков, Форнари и Ф. И. Шеньян Партии исполняли: Медора — П. П. Лебедева, Конрад — Ф. Монтасю, Бирбанто — Фредерик, Сеид-паша — Теодор (Шион)

Добавленные сцены в спектакле

Год Балетный номер Музыка Постановка Театр
1856 «Pas des fleurs» Лео Делиб Ж. Мазилье парижская Опера
1858 «Pas d’esclave» П. Г. Ольденбургский Мариус Петипа Большой театр, Петербург
1868 «Оживлённый сад» Лео Делиб Мариус Петипа Мариинский театр, Петербург
1899 «Вальс» и «Адажио» [1] Рикардо Дриго Мариус Петипа Мариинский театр, Петербург
  • 1863 год — Мариинский театр, Петербург

Премьера новой постановки состоялась 24 января в Мариинском театре в Петербурге. Балетмейстер М. И. Петипа. Художники А. А. Роллер и Г. Г. Вагнер
Партию Медоры исполнила М. С. Петипа (Суровщикова).

  • 1865 год — Большой театр, Москва
  • 20 сентября — возобновление спектакля. Дирижёр П. Н. Лузин

Партиию Медоры исполнила А. И. Собещанская

  • 1867 года, 21 октября — Opéra Garnier. Композитор Адольф Адан

Спектакль был возобновлен с добавлением «Pas des fleurs» на музыку Лео Делиба.

  • 1868 год, 25 января была добавлена сцена «Оживлённый сад» на музыку Л. Делиба.

Партиию Медоры исполнила Адель Гранцова.

  • 1888 год — Большой театр, Москва
  • 3 марта — возобновление спектакля. Балетмейстер А. Н. Богданов, дирижёр С. Я. Рябов

Партиию Медоры исполнили: Л. Н. Гейтен (позднее — О. Н. Николаева, П. М. Карпакова, М. Н. Горшенкова, Е. Н. Калмыкова, А. А. Джури, Л. А. Рославлева, Э. Гримальди).

(аудио)

Корсар. Танец Форбан
Помощь по воспроизведению

П.Гердт в роли Конрада,
Pierina Legnani в роли Медоры,
Alfred Bekefi — Паша, 1899  

Zecheng Liang
«Prix de Lausanne», 2010  

  • 1880 год — Мариинский театр

Возобновление балета 30 ноября. Художники Г. Г. Вагнер, М. А. Шишков, А. А. Роллер и М. И. Бочаров
Партиию Медоры исполнила Е. П. Соколова.

  • 1899 год 13 января — возобновление спектакля. Добавлены Вальс и Адажио на музыку Рикардо Дриго. Художники О. К. Аллегри, В. Суреньянц, С. Н. Воробьёв, П. Б. Ламбин (декорации) и Е. П. Пономарёв (костюмы)

Партию Медоры исполняли:

  • П. Леньяни, К. Розати, Г. Дор, Л. А. Рославлева, Ю. Н. Седова, Э. Гримальди, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Л. Н. Егорова, Ольга Преображенская, Е. А. Смирнова, Ольга Спесивцева
  • 1912 год — Большой театр, Москва

Новая постановка. Балет в 3 актах, 7 картинах. Музыка: Цезарь Пуни, А. Г. Рубинштейн, К. Гольдмарк, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Лео Делиб, Фредерик Шопен, Пётр Чайковский, Рикардо Дриго (Drigo’s nocturne Dreams of Spring, ca. 1915)
Балетмейстер: А. А. Горский. Художник: К. А. Коровин. Дирижёр А. Ф. Арендс.
Партии исполняли: Медора — Е. В. Гельцер, Конрад — В. Д. Тихомиров, Бирбанто — И. Е. Сидоров, Сеид-паша — В. А. Чудинов, Гюльнара — В. А. Каралли.

  • 1931 год — Премьера состоялась 15 апреля. Театр оперы и балета им Кирова.

Балет в 4 актах (на музыку Адана и Ч. Пуньи). Возобновила Агриппина Ваганова (по М. И. Петипа). Художники О. К. Аллегри и П. Б. Ламбин. Дирижёр М. П. Карпов.

  • 1955 год — Премьера 31 мая.

Новая постановка Ленинградского Малого театра в музыкальной редакции Е. М. Корнблита. Сценарий Ю. И. Слонимского (по либретто А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье). Балетмейстер Пётр Гусев (восстановлены многие сцены и танцы Ж. Перро и М. И. Петипа). Художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Е. М. Корнблит
Партии исполняли: Медора — Г. Н. Пирожная, Конрад — В. С. Зимин.

  • 1973 год — Премьера 5 июня.

Новая постановка Театра им. Кирова, оркестровка М. А. Матвеева, сценарий и постановка в новой редакции К. М. Сергеева (по Петипа). Художник С. М. Юнович, дирижёр В. Г. Широков
Партии исполняли: Конрад — Р. М. Абдыев, Бирбанто — А. В. Гридин, Сеид-паша — Э. Н. Михасев, Гюльнара — С. В. Ефремова.

  • 1958 год — Премьера 6 октября.

Новая постановка Театра им. Станиславского
Балет в 3 актах 7 картинах (с музыкой Адана и Делиба, обработка и инструментовка В. Н. Кнушевицкого)
Балетмейстер Н. Г. Гришина, художник В. А. Людмилин, дирижёр В. А. Эдельман
Партии исполняли: Медора — В. Т. Бовт, Конрад — Марис Лиепа, Бирбанто — В. В. Чигирёв, Сеид-паша — В. Н. Ильин, Гюльнара — Элеонора Власова.

  • 11 апреля 1968 года — возобновление: Медора — В. Т. Бовт, Конрад — Ю. В. Григорьев, Бир-банто — В. В. Чигирёв, Сеид-паша — А. А. Клейн, Гюльнара — Э. Е. Власова.

Возобновление спектакля

  • 1987 год — Мариинский театр [2]

Балет в 3-х действиях с прологом и эпилогом. Либретто Вернуа де Сен-Жоржа, Жозефа Мазилье в редакции Юрия Слонимского и Петра Гусева
Музыка Адольфа Адана, Чезаре Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского
Хореография Пётра Гусева на основе композиции Мариуса Петипа, возобновление О. М. Виноградова (1987)

Художник — постановщик Теймураз Мурванидзе, ассистент художника — Михаил Шишлянников, костюмы Галины Соловьевой. художник по свету — Владимир Лукасевич

Партии исполняли:
  • Медора — Алтынай Асылмуратова, Конрад — Евгений Нефф Гюльнара — Елена Панкова Али — Фарух Рузиматов, [3] Ланкедем — Константин Заклинский. Трио одалисок: Жанна Аюпова, Маргарита Куллик и Вероника Иванова
  • 2007 год — Восстановление спектакля на сцене Большого театра
  • Премьера состоялась 21 июня 2007 года.

Использована музыка Лео Делиба, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Риккардо Дриго, Альберта Цабеля, Юлия Гербера [4]. Партитура восстановлена Александром Троицким

Хореография — Мариус Петипа[5]. Постановка и новая хореография — Алексей Ратманский, Юрий Бурлака. Концепция музыкальной драматургии — Юрий Бурлака. Художник-постановщик — Борис Каминский, художник по костюмам — Елена Зайцева. Использованы костюмы Евгения Пономарева (1899) [6]. Художник по свету — Дамир Исмагилов, дирижёр-постановщик — Павел Клиничев

Партии исполняли:
  • Медора — Светлана Захарова, Конрад — Денис Матвиенко, Сеид-паша — Алексей Лопаревич, Бирбанто — Ринат Арифулин, Зюльма — Ирина Зиброва, Гюльнара — Екатерина Шипулина, Ланкедем — Геннадий Янин
  • 2009 год — Новая постановка на сцене Михайловского театра
  • Премьера состоялась 13 марта 2009 года

Хореография Мариуса Петипа и Петра Гусева в редакции Фаруха Рузиматова, новая хореография — Георгий Ковтун. Художник-постановщик Валерий Левенталь, дирижёр — Анатолий Рыбалко

Партии исполняли:

Медора — Ирина Перрен, Конрад — Артём Пыхачов, Гюльнара — Сабина Яппарова, Али — Виктор Ищук, Исаак Ланкедем — Антон Плоом, Бирбанто — Андрей Касьяненко, Классическое трио — Ирина Кошелева, Екатерина Красюк, Виктория Кутепова

  • 2011 год — перенос постановки в Ростовский музыкальный театр Алексеем Фадеечевым по хореографии М. Петипа. Музыка Ч. Пуни, Л. Делиба, Р. Дриго и П. Ольденбургского. Премьера 19 мая на камерной сцене [7]
  • 2012 год — прямая трансляция балета с исторической сцены Большого театра на видеохостинге Youtube.[8]

Жизнь спектакля

  • Со временем исполнение вариаций артистов балета становились более виртуозными, вариации усложнялись, но хореографический рисунок Петипа продолжатели балетных традиций старались сохранить. Спектакль приобрел свои яркие краски в сценографии Мураза Мурванидзе, в постановке Мариинского театра 1987 года, и свою эстетскую реализацию в постановке Фаруха Рузиматова на сцене Михайловского театра, в 2009 году. [9]

«На основе спектакля Мариуса Петипа — Петра Гусева, который существует в театре, мы попытались создать новую версию, более динамичную, яркую и зрелищную. Сценографию и костюмы создал Валерий Левенталь, один из ярчайших балетных художников нашего времени».

— Фарух Рузиматов[10]

«Нынешняя премьера — двухактный балет, воплощение мечты о приключениях и сказки со счастливым концом. Новая творческая реализация балета „Корсар“ Фаруха Рузиматова, признанного публикой и критиками одним из самых выдающихся исполнителей роли Али в истории балетного искусства, воссоздала в спектакле как „разбойничью романтику“ жизни пиратов, так и атмосферу быта Греции османского периода: яркие краски восточных базаров, султанских гаремов, пряных удовольствий юга.»

— Михайловский театр[11]

Примечания

  1. Адажио Дриго — современное исполнение// Адажио в исполнении Алины Сомовой на Youtube
  2. «Корсар» Мариинский театр, Фильм, 1989.
  3. Корсар-Рузиматов-Кунакова
  4. Оригинальная партитура Адана/Делиба, хранящаяся в архивах Национальной библиотеки Франции, предоставлена Парижской национальной оперой
  5. Хореографическая нотация предоставлена Гарвардской театральной коллекцией
  6. эскизы предоставлены Санкт-Петербургской театральной библиотекой
  7. Корсар на сайте Ростовского музыкального театра
  8. Большой театр впервые покажет балет в Рунете. Lenta.ru
  9. премьера балета «Корсар» в редакции Фаруха Рузиматова,13 марта, 2009
  10. Фарух Рузиматов Премьера балета «Корсар» // «Журнал любителей искусства». — 8 марта 2009. — С. 110.
  11. Михайловский театр «Корсар» — двухактный балет // Официальный сайт. — 8 марта 2009. — С. 110.

Литература

  • 1971 — Л.А.Энтелис «100 балетных либретто», составление и редакция = в книге использованы материалы сб. «75 балетных либретто». — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, май 1960.

Ссылки

commons: Корсар (балет) на Викискладе?
  • «Корсар» на сайте Мариинского театра
  • Официальный сайт Михайловского театра. «Корсар» Премьера: 13 марта 2009 года
  • «Корсар» на сайте Большого театра
  • Репертуар балета Мариинского театра
 Просмотр этого шаблона Балеты Адольфа Адана

Фауст · Дева Дуная · Морской разбойник · Жизель · Корсар

Балеты Мариуса Петипа

Баядерка • Дон Кихот • Жизель • Корсар Лебединое озеро • Пробуждение Флоры • Раймонда • Спящая красавица • Щелкунчик • Дочь фараона • Арлекинада • Дева Дуная • Конёк-Горбунок • Коппелия • Титания

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коррупция сценарий татарча
  • Коррида когда праздник
  • Коррекция жизненных сценариев
  • Корректировка сценария это
  • Корпорация чудес игровая программа сценарий