Край березовый край есенина сценарий

План-конспект.


120 лет со дня рождения поэта (3 октября 1895).Картинка 21 из 464

План-конспект литературно-музыкального досуга,

посвященного жизни и творчеству С. Есенина,  

«Край березовый, край Есенина…»

для детей и родителей подготовительной к школе группы

«Непоседы».

МКДОУ детский сад «Лебедь»

пгт Стрелица Семилукского района

Воронежской области

План-конспект составил:

воспитатель Кисленкова Н. А.

2015

    Литературно- музыкальный досуг по творчеству С. А. Есенина входит в цикл мероприятий по приобщению детей к художественной литературе и ознакомлению с творчеством русских поэтов и писателей.

      Содержание мероприятия направлено на развитие у детей способности к восприятию художественного творчества, выразительного образа в различных видах искусства, закрепление навыков восприятия настроения и характера в искусстве, развитие навыков выразительного чтения, а также воспитание интереса к народной культуре, к поэтическому творчеству, уважения к народным традициям.

     Основу репертуара составляют как программные произведения, так и произведения, выходящие за рамки программы воспитания и обучения дошкольников, с целью расширения и обогащения знаний детей о творчестве поэта, русской культуре в целом.

        Данное мероприятие способствует более тесному союзу детского сада и родителей в воспитании и обучении детей.

 Сценарий мероприятия может быть использован в дошкольных учреждениях с детьми подготовительной к школе группы, в работе с детьми начальных классов.

Цель: воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина.

Задачи: познакомить детей с жизнью и творчеством русского поэта   С. Есенина, ярким эмоционально- образным языком его стихотворений; обогащать словарный запас детей, развивать воображение; воспитывать чуткость, бережное отношение к окружающему миру, любовь к родной стране.


Оборудование: большой телевизор, ноутбук, портрет С. Есенина, аудио/видео диски, листики клена, деревянные ложки, лавочка, костюм бабушки, синяя ткань – озеро, крылья для лебедей, инструменты для шумового оркестра, тумба для сценария, планшет для сценария.

.

Материалы: фонограммы песен на стихи С. Есенина Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая», Е. Попова «Над окошком месяц, под окошком ветер», р. н. п. «Во поле берёза стояла», презентация «Край березовый, край Есенина…», видео «Константиново» (1) МР4, Видео «Константиново» МР.

Предварительная работа: знакомство с творчеством С. Есенина через рассказы о поэте, чтение его произведений, доступных детям дошкольного возраста, презентации «Путешествие на Родину Есенина», «Наш Есенин», «Край березовый, край Есенина…» разучивание хоровода, танцев, песен, заучивание стихотворений.

         Используемая литература:

  1. Журнал «Музыкальный руководитель», №1, 2005г.
  2. Есенин С.А. Собрание сочинений: В2т. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990:

     3. Литературно-музыкальная гостиная по творчеству С. А. Есенина

         (сценарий для подготовительной группы), автор: Мамина Ольга  

         Ивановна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад» № 2

         «Теремок» п. Новоорск. Интернет.

  1. Материалы интернета.

Ход досуга:

На экране телевизора портрет С. Есенина.

 Звучит романс (минус)на стихи Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». В зал входят дети ведущие. Они произносят текст на фоне музыки.

1 ведущий.

 Сергей Есенин! Близкое и дорогое имя! В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновение ветра.

2 ведущий.

 Сергей Есенин — великий русский поэт, подаривший нам удивительную страну, где льется по равнинам березовое молоко…

3 ведущий.

 месяц гуляет в голубой траве…

4 ведущий.

 где душа дышит запахом меда и роз.

1 ведущий.

          Душа поэта — тонкая струна,

          Дотронешься, и зазвенит она.

          2 ведущий.
          И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

          В секреты слова красоты проникнуть.

 На экране памятник С. Есенину.

          Воспитатель.

          Я приглашаю всех — и детей, и взрослых совершить небольшое

          путешествие на Рязанщину, в село Константиново – на родину

          Сергея Есенина.

Звучит 1 куплет песни Е. Попова на слова С. Есенина «Над окошком месяц, под окошком ветер» (фонограмма).

На экране телевизора видео с видами села Константиново.

Акапельное пение переходит в вальсовую фонограмму песни. В зал входят дети с листиками клена в руках. Двигаются не спеша, в соответствии с характером музыки. Выполняют перестроение под вальс и останавливаются на середине зала.

3 ведущий.

Сейчас на дворе стоит осень. Сергей Есенин очень любил это время года.

4 ведущий.

Он, ведь, и родился осенью. В этом году 3 октября отмечался юбилей поэта.

На экране картина осени.


1 ребенок.

Нивы сжаты, рощи голы,                          

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

2 ребенок.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,                        

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Исполняется песня Аллы Евтодьевой «Осень — золотинушка». 

На экране телевизора видео «Осень – золотинушка» (без звука).

Портрет С. Есенина. Воспитатель дает короткую справку о детстве Сергея Есенина.

С. А. Есенин

Родился 3 октября (21 сентября) 1895 года

в селе Константиново Рязанской губернии.

На экране портрет родителей С. Есенина.

Отец – Александр Никитич Есенин (1873 – 1931).

Мать –Татьяна Федоровна Есенина, в девичестве Титова

                    (1875 – 1955).        

В детстве рос без отца (родители поссорились и расстались на несколько лет).

В дальнейшем, мать уехала на заработки, оставив  

                  поэта у бабушки с дедушкой.

На экране портрет  дедушки Есенина.

Федор Андреевич Титов – дедушка Есенина. Зажиточный

                  крестьянин. Знаток церковных книг.

Бабушка – Наталья Евтихиевна, была человеком тихим, добрым,

      ласковым. Знала множество песен, сказок и частушек.

Портрет С. Есенина.

1 ведущий.

 Сергей Есенин. Русоволосый, синеглазый паренек из села   Константиново Рязанской области стал народным любимцем, благодаря удивительному дару — писать стихи.

2 ведущий.

Каждая строчка поэта пронизана любовью к родному краю. Недаром его называют «певцом русской природы».

На экране березы и клен.

3 ребенок.

Журавли, курлыча, улетают в даль.                            

Теплых дней, прошедших, мне немного жаль…

Снова осень сыплет желтою листвой,

Вот опять мы, осень, встретились с тобой!..

4 ребенок.

И, хоть, твой унылый дождь несносен,                       

Все равно, тебя люблю я, осень!..

Твой роскошный золотой наряд,

С влагой дождевой печальный сад.

На экране красный клен над прудом.

 5 ребенок.

Шелест опадающей листвы,                                 .

Птичий клич с небесной высоты,

И рябин рубиновые кисти,

И таинственность глухих аллей,

И красу багряно-рыжих листьев,

Клин, летящих к югу, журавлей.

Исполняется под фонограмму песни Светланы Ранда танец «Листопад».

На экране – осенний пруд.

6 ребенок.

Тихо струится река серебристая                      

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

7 ребенок.

Слушает ласково песни глубокие                          

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля.  

8 ребенок.

Закружилась листва золотая                                    

В розоватой воде на пруду,        

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

На фоне видеофильма «Чародей листопад» (без звука).

дети исполняют песню «Чародей листопад» (слова и музыка И. Бодраченко)

Изображение с. Константиново.

3 ведущий.

Среди полей и лесов, на высоком берегу реки Оки раскинулось большое, красивое село Константиново.

4 ведущий.

В самом центре села, перед спуском к реке стоит обычный дом.

 (на экране дом Есениных). Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин.

1 ведущий.

Деревянный домик с окнами на речной простор. А рядом – две красавицы березы.

2 ведущий.

Это о них Есенин напишет в своем стихотворении «Белая береза под моим окном».

На экране зимние ветки березы.
Исполняет песня на стихи С. Есенина «Белая береза».

Портрет С. Есенина.

3 ведущий.

Природа одарила Сергея Есенина красотой и талантом. В пять лет он научился читать, а в восемь – начал писать стихи.

         О себе он писал:

9 ребёнок.        

                        Худощавый и низкорослый,-                  

                        Среди мальчишек всегда герой,

                        Часто, часто с разбитым носом
                        Приходил я к себе домой.
                        И навстречу испуганной маме
                        Я цедил сквозь кровавый рот:

                        “Ничего, я споткнулся о камень,

                        Это к завтрому все пройдет.

4 ведущий.

Навсегда сохранил поэт воспоминания о родном доме.

1 ведущий.

 Большую часть времени он жил с бабушкой и дедушкой. В семье Серёжа был любимцем.

10 ребенок.

                           «К тёплому свету, на отчий порог,                      

                           Тянет меня твой задумчивый вздох,

                           Ждут на крылечке там бабка и дед

                            Резвого внука подсолнечных лет…

                            Строен и бел, как берёзка, их внук,                

                            С мёдом волосьев и бархатом рук…»

  На экране портрет бабушки.

2 ведущий.

«Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ» — писал Сергей Есенин.

3 ведущий.

          Бабушка внука очень любила, но и ругала за озорство.

Бабушку Сергея звали Наталья. Была она добрая, ласковая. Часто пела внучатам песни, рассказывала сказки.

11 ребенок:

В зимний вечер по задворкам                    

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

12 ребенок.

Опостылеют салазки,                              

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана – дурака.

4 ведущий.

В роли бабушки – бабушка Кости, Людмила Леонидовна.

Входит бабушка в народном костюме, на плечах платок и садится на лавочку, дети вокруг неё.

        Бабушка.

                         Ну, какую вам сказку рассказать, внучата?

Дети.

                Про Иванушку!                        

Бабушка.

                Что ж, слушайте!

                За горами, за лесами,

                За широкими морями,

                Не на небе, на земле

                Жил старик в одном селе.

                Было у него три сына:

                Старший – умный был детина,

                Средний сын – и так и сяк,

                Младший – вовсе был дурак…              

Мальчик.

                И сидим мы, еле дышим,                        

                Время к полночи идет.

                Притворились, что не слышим,

                Если мама спать зовет.

Девочки.

                Сказки все, пора в постель,                  

                Ну, а как теперь уж спать?                    

                И опять мы загалдели                          

                Начинаем приставать.


Дети.

                Бабушка, ну расскажи…

Мальчик.

                 Скажет бабушка несмело:                        

Бабушка.

                 Что ж сидеть-то до зари?

Дети.      Ну, а нам какое дело?

                 Говори, да говори.

Бабушка.

                 Хватит, хватит, спать пора.

                 Утром ждут нас всех дела!

.

1 ведущий.

     Спит деревня, отдыхает после трудового дня, а Сереже не спиться.

     При свете луны он сочиняет свои первые стихи.

На экране  колокольня в Константиново.

Дети слушают стихотворение «Колокол дремавший…», которое читает мама Олеси О. – Надежда Васильевна.

Березняк.

Стихотворение С. Есенина «С добрым утромчитает мама Ильи Г.- Ольга Николаевна.

3 ведущий.

Поэт любил бывать в родной деревне.

На экране С. Есенин с сестрой Екатериной. 1925 г.

4 ведущий.

Сергей хорошо пел и играл на гитаре, балалайке, гармони и часто был заводилой в играх и хороводах.

13 ребенок.     

        Заиграй, сыграй тальяночка, малиновы меха,                              

        Выходи встречать к околице, красотка жениха.

        Васильками сердце светится, горит в нём бирюза.

        Я играю на тальяночке про синие глаза.

         14 ребенок.

          Пахнет яблоком и медом                                    

          По церквам твой кроткий Спас

          И гудит за корогодом

          На лугах веселый пляс.

 Природа  Константиново.

Пляска «Ложкари».

1 ведущий.

Есенин очень любил слушать народные песни.

15 ребенок.

         Выйдет Ваня на лужок,                                

         Заиграет во рожок.

         Хорошо пастух играет,

         Рядом речка протекает.

Шумовой оркестр исполняет вариации на темы русских народных песен «Во поле береза стояла» и «Во саду ли в огороде».

4 ведущий.

В селе, где жил Есенин весело отмечали праздники, водили хороводы, затевали пляски и игры.

16 ребенок.

       «Я люблю над покосной стоянкою                        

       Слушать вечером гуд комаров.

       А как гаркнут ребята тальянкою —

       Выйдут девки плясать у костров…»

«Веселая хороводная» пляска под песни Арины Чугайкиной «Где березоньки шумят», р. н. п. «Три деревни, четыре двора» (с вовлечением в пляс родителей).

1 ведущий.

 У Сергея Есенина много стихотворений о природе.

2 ведущий.

 Все они певучие, красивые, можно даже сказать – разноцветные.

На экране картина с изображением рассвета на Оке.

17 ребенок.

       Из-за леса, леса темного                                

       Подымалась красна зорюшка,

       Рассыпала ясной радугой

       Огоньки-лучи багровые.

18 ребенок.

        В это утро вместе с солнышком                        

        Уж из тех ли темных зарослей

        Выплывала, словно зоренька,

        Белоснежная лебедушка.

Лебедь.

Танец «Лебёдушки» под фонограмму песни Светланы Ранда «Летите, Лебеди!». 

На экране портрет С. Есенина .

1 ведущий. Жизнь Сергея Есенина была нелёгкой и недолгой. Он умер очень молодым.

Стихотворение Павла Машкова «Есенину посвящается…» читает папа Алисы В. – Михаил Алексеевич.

Кадр с изображением памятника Есенину.

3 ведущий. 

Есенина не стало. Но его творчество — бессмертно.

4 ведущий.

Его стихи учат нас любить природу, близких людей, Родину.

 3 ведущий.

Родину Сергей Есенин называл родной Русью.

19 ребенок.

Я буду воспевать                                                  

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

20 ребенок.

Если крикнет рать святая                                        

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

21 ребенок.

Тебе одной плету венок,                                        

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Портрет С. Есенина

Исполняется песня «Россия».

1 ведущий.

Вот и закончился наш рассказ о Сергее Есенине.

2 ведущий.

Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном:

3 ведущий.

о Матери,

4 ведущий.

о Родине,

1 ведущий.

о Природе,

2 ведущий.

о Любви.

Воспитатель.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком

Слова воспитателя продолжает запись романса Г. Пономаренко на сл. Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Ведущие произносят текст на фоне музыки.

1 ведущий.

Поднялись туманы над рекой и лугом,

2 ведущий.

Стал Есенин нашим близким другом.

3 ведущий.

И стихи, и песни звучат певуче,

4 ведущий.

 Солнышко протянет к нам в окошко лучик.

1 ведущий.

И его зайчонок пробежит лукаво,

2 ведущий.

Принесет улыбки и большим и малым.

Музыка звучит громче. Дети, прощаясь, машут рукой родителям.

                                                        Конспект досуга "Музыкально-поэтическая гостиная. С.Есенин"

Автор: Кисленкова Надежда Александровна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ Стрелицкий детский сад «Лебедь»
Населённый пункт: пос. Стрелица Семилукского района Воронежской области
Наименование материала: План-конспект
Тема: «Край березовый, край Есенина…» Литературно-музыкальный досуг, посвященный жизни и творчеству С. Есенина, для детей и родителей подготовительной к школе группы

Раздел: дошкольное образование

План-конспект литературно-музыкального досуга,

посвященного жизни и творчеству С. Есенина,
«Край березовый, край Есенина…»
для детей и родителей подготовительной к школе группы
МКДОУ Стрелицкий
детский сад «Лебедь»
Семилукского района
Воронежской области
План-конспект составлен
воспитателем Кисленковой Н. А.
Литературно- музыкальный досуг по творчеству С. А. Есенина входит в цикл мероприятий по
приобщению детей к художественной литературе и ознакомлению с творчеством русских поэтов и
писателей.
Содержание мероприятия направлено на развитие у детей способности к восприятию
художественного творчества, выразительного образа в различных видах искусства, закрепление
навыков восприятия настроения и характера в искусстве, развитие навыков выразительного
чтения, а также воспитание интереса к народной культуре, к поэтическому творчеству, уважения к
народным традициям.
Основу репертуара составляют как программные произведения, так и произведения, выходящие
за рамки программы воспитания и обучения дошкольников, с целью расширения и обогащения
знаний детей о творчестве поэта, русской культуре в целом.
Данное мероприятие способствует более тесному союзу детского сада и родителей в
воспитании и обучении детей.
Сценарий мероприятия может быть использован в дошкольных учреждениях с детьми
подготовительной к школе группы, в работе с детьми начальных классов.

Цель:
воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина.

Задачи
:
познакомить детей с жизнью и творчеством русского поэта С. Есенина, ярким
эмоционально- образным языком его стихотворений; обогащать словарный запас детей, развивать
воображение; воспитывать чуткость, бережное отношение к окружающему миру, любовь к родной
стране.

Оборудование:
большой телевизор, ноутбук, портрет С. Есенина, аудио/видео диски, листики
клена, деревянные ложки, лавочка, костюм бабушки, синяя ткань – озеро, крылья для лебедей,
инструменты для шумового оркестра, тумба для сценария, планшет для сценария.

Материалы:
фонограммы песен на стихи С. Есенина Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая»,
Е. Попова «Над окошком месяц, под окошком ветер», презентация «Край березовый, край
Есенина…», видео «Константиново» (1) МР4, Видео «Константиново» МР.

Предварительная работа
: знакомство с творчеством С. Есенина через рассказы о поэте, чтение его
произведений, доступных детям дошкольного возраста, презентации «Путешествие на Родину
Есенина», «Наш Есенин», «Край березовый, край Есенина…» разучивание хоровода, танцев,
песен, заучивание стихотворений.

Используемая литература
:
1.
Есенин С.А. Собрание сочинений: В2т. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990:
2.
Журнал «Музыкальный руководитель», №1, 2005г.


3.

Литературно-музыкальная гостиная по творчеству С. А. Есенина
(сценарий для подготовительной группы), автор: Мамина Ольга
Ивановна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад» № 2
«Теремок» п. Новоорск. Интернет.
4.
Материалы интернета.

Ход досуга:
На экране портрет С. Есенина.

Звучит романс (минус) на стихи Сергея Есенина
«Не жалею, не зову, не плачу»

.
Взал входят дети
ведущие. Они произносят текст на фоне музыки.

1 ведущий
.
Сергей Есенин! Близкое и дорогое имя! В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной
волны, дуновение ветра.

2 ведущий.
Сергей Есенин — великий русский поэт, подаривший нам удивительную страну, где льется по
равнинам березовое молоко…

3 ведущий.
месяц гуляет в голубой траве…

4 ведущий.
где душа дышит запахом меда и роз.

1 ведущий.
Душа поэта — тонкая струна,
Дотронешься, и зазвенит она.

2 ведущий.
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.
Ведущие уходят.
На экране памятник С. Есенину.

Воспитатель.
Я приглашаю всех — и детей, и взрослых совершить небольшое
путешествие на Рязанщину, в село Константиново – на родину
Сергея Есенина.
Звучит 1 куплет песни Е. Попова на слова С. Есенина
«Над окошком месяц, под окошком ветер»
(фонограмма)
.
На экране телевизора видео с видами села Константиново.
Акапельное пение переходит в вальсовую фонограмму песни
.
В зал входят детис листиками клена в
руках. Двигаются не спеша, в соответствии с характером музыки. Выполняют перестроение под вальс и
останавливаются на середине зала.

3 ведущий.
Сейчас на дворе стоит осень. Сергей Есенин очень любил это время года.

4 ведущий.
Он, ведь, и родился осенью. В этом году 3 октября отмечался юбилей поэта.
На экране картинаосени.

1 ребенок.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

2 ребенок.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Исполняется песня Аллы Евтодьевой
«Осень — золотинушка».
На экране телевизора видео «Осень – золотинушка» (без звука).
Портрет С. Есенина. Воспитатель дает короткую справку о детстве Сергея Есенина.
С. А. Есенин

Родился 3 октября (21 сентября) 1895 года

в селе Константиново Рязанской губернии.
На экране портрет родителей С. Есенина.

Отец – Александр Никитич Есенин (1873 – 1931).

Мать –Татьяна Федоровна Есенина, в девичестве Титова (1875 – 1955).

В детстве Сергей рос без отца (родители поссорились и расстались на несколько лет).

В дальнейшем, мать уехала на заработки, оставив поэта у бабушки с дедушкой.
На экране портрет дедушки Сергея Есенина.

Федор Андреевич Титов – дедушка Сергея Есенина. Зажиточный крестьянин. Знаток церковных книг.
На экране портрет дедушки Сергея Есенина.

Бабушка – Наталья Евтихиевна, была человеком тихим, добрым, ласковым. Знала множество песен,

сказок и частушек.
Портрет С. Есенина.

1 ведущий.
Сергей Есенин. Русоволосый, синеглазый паренек из села Константиново Рязанской области
стал народным любимцем, благодаря удивительному дару — писать стихи.

2 ведущий.
Каждая строчка поэта пронизана любовью к родному краю. Недаром его называют «певцом
русской природы».
На экране березы и клен.

3 ребенок.
Журавли, курлыча, улетают в даль.
Теплых дней, прошедших, мне немного жаль…
Снова осень сыплет желтою листвой,
Вот опять мы, осень, встретились с тобой!..

4 ребенок.
И, хоть, твой унылый дождь несносен,
Все равно, тебя люблю я, осень!..
Твой роскошный золотой наряд,
С влагой дождевой печальный сад.
На экране красный клен над прудом.

5 ребенок.
Шелест опадающей листвы, .
Птичий клич с небесной высоты,
И рябин рубиновые кисти,
И таинственность глухих аллей,
И красу багряно-рыжих листьев,
Клин, летящих к югу, журавлей.
Под фонограмму песни Светланы Ранда исполняется
танец «Листопад».
На экране – осенний пруд.

6 ребенок.
Тихо струится река серебристая
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

7 ребенок.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

8 ребенок.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
На фоне видеофильма «Чародей листопад» (без звука).
дети исполняют песню
«Чародей листопад»

(слова и музыка И. Бодраченко)
Изображение с. Константиново.

3 ведущий.
Среди полей и лесов, на высоком берегу реки Оки раскинулось большое, красивое село
Константиново.

4 ведущий.
В самом центре села, перед спуском к реке стоит обычный дом.
(на экране дом Есениных). Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин.

1 ведущий.
Деревянный домик с окнами на речной простор. А рядом – две красавицы березы.

2 ведущий.
Это о них Есенин напишет в своем стихотворении «Белая береза под моим окном».
На экране зимние ветви березы.
Сольное пение. Ребенок исполняет песню на стихи С. Есенина «
Белая береза».
Портрет С. Есенина.

3 ведущий.
Природа одарила Сергея Есенина красотой и талантом. В пять лет он научился читать, а в восемь
– начал писать стихи.
О себе он писал:

9 ребёнок.

Худощавый и низкорослый,-
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:

“Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтрому все пройдет.

4 ведущий

.
Навсегда сохранил поэт воспоминания о родном доме.

1 ведущий.
Большую часть времени он жил с бабушкой и дедушкой. В семье Серёжа был любимцем.

10 ребенок.


«К тёплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох,
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет…

Строен и бел, как берёзка, их внук,
С мёдом волосьев и бархатом рук…»


На экране портрет бабушки.

2 ведущий.
«Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ» — писал Сергей Есенин.

3 ведущий.

Бабушка внука очень любила, но и ругала за озорство.
Бабушку Сергея звали Наталья. Была она добрая, ласковая. Часто пела внучатам песни,
рассказывала сказки.

11 ребенок

:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.

12 ребенок.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана – дурака.

4 ведущий

.
В роли бабушки – бабушка Кости, Людмила Леонидовна.
Входит бабушка в народном костюме, на плечах платок и садится на лавочку, дети вокруг неё.

Бабушка.
Ну, какую вам сказку рассказать, внучата?

Дети.


Про Иванушку!

Бабушка.


Что ж, слушайте!
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе, на земле
Жил старик в одном селе.
Было у него три сына:
Старший – умный был детина,
Средний сын – и так и сяк,
Младший – вовсе был дурак…

Мальчик.


И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет.
Притворились, что не слышим,
Если мама спать зовет.

Девочка.


Сказки все, пора в постель,
Ну, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели
Начинаем приставать.

Дети.


Бабушка, ну расскажи…

Мальчик.


Скажет бабушка несмело:

Бабушка
.
Что ж сидеть-то до зари?

Дети.
Ну, а нам какое дело?
Говори, да говори.

Бабушка
.
Хватит, хватит, спать пора.
Утром ждут нас всех дела!
Участники инсценировки уходят на места.

1 ведущий.
Спит деревня, отдыхает после трудового дня, а Сереже не спиться.
При свете луны он сочиняет свои первые стихи.
На экране-колокольня в Константиново.
Дети слушают стихотворение
«Колокол дремавший…»,
которое читает мама Олеси О. – Надежда
Васильевна.
На экране осенние березы – «Березняк».
Стихотворение С. Есенина
«С добрым утром
!» читает мама Ильи Г.- Ольга Николаевна.

3 ведущий.
Поэт любил бывать в родной деревне.
На экранеС. Есенин с сестрой Екатериной. 1925 г. В руках Сергея – гармошка.

4 ведущий.
Сергей хорошо пел и играл на гитаре, балалайке, гармони и часто был заводилой в играх и
хороводах.

13 ребенок.

Заиграй, сыграй тальяночка, малиновы меха,
Выходи встречать к околице, красотка жениха.
Васильками сердце светится, горит в нём бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.

14

ребенок.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс
.

Природа Константиново.
Пляска
«Ложкари».

1 ведущий.
Есенин очень любил слушать народные песни.

15 ребенок.
Выйдет Ваня на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Рядом речка протекает.
Шумовой оркестр исполняет вариации на темы русских народных песен
«Во поле береза стояла» и «Во

саду ли в огороде».

4 ведущий.
В селе, где жил Есенин весело отмечали праздники, водили хороводы, затевали пляски и игры.

16 ребенок.
«Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою —
Выйдут девки плясать у костров…»

«Веселая хороводная»
пляска под песни Арины Чугайкиной «Где березоньки шумят», р. н. п. «Три
деревни, четыре двора» (с вовлечением в пляс родителей).

1 ведущий.
У Сергея Есенина много стихотворений о природе.

2 ведущий.
Все они певучие, красивые, можно даже сказать – разноцветные.
На экране картина с изображением рассвета на Оке.

17 ребенок.


Из-за леса, леса темного
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

18 ребенок.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
На экране лебедь.
Танец
«Лебёдушки»
под фонограмму песни Светланы Ранда «Летите, Лебеди!».
На экране портрет С. Есенина.

1 ведущий.


Жизнь Сергея Есенина была нелёгкой и недолгой. Он умер очень молодым.

Стихотворение Павла Машкова «Есенину посвящается…» читает папа Алисы В. – Михаил Алексеевич.
Кадр с изображениемпамятника Есенину.

3 ведущий.

Есенина не стало. Но его творчество — бессмертно.

4 ведущий.
Его стихи учат нас любить природу, близких людей, Родину.

3 ведущий.
Родину Сергей Есенин называл родной Русью.

19 ребенок
.
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

20 ребенок.
Если крикнет рать святая
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»

21 ребенок.
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Портрет С. Есенина.
Дети и воспитатель выходят на середину зала.

Исполняется песня
«Россия».

1 ведущий.
Вот и закончился наш рассказ о Сергее Есенине.

2 ведущий.
Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном:

3 ведущий.
о Матери,

4 ведущий.
о Родине,

1 ведущий.
о Природе,

2 ведущий.
о Любви.

Воспитатель.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком

Слова воспитателя продолжает запись романса Г. Пономаренко на сл. Сергея Есенина «
Отговорила

роща золотая»

.
В
едущие произносят текст на фоне музыки.

1 ведущий.
Поднялись туманы над рекой и лугом,

2 ведущий.
Стал Есенин нашим близким другом.

3 ведущий.
И стихи, и песни звучат певуче,

4 ведущий.
Солнышко протянет к нам в окошко лучик.

1 ведущий.
И его зайчонок пробежит лукаво,

2 ведущий.
Принесет улыбки и большим и малым.
Музыка звучит громче. Дети, прощаясь, машут рукой родителям.

Край березовый, край Есенина.

(музыкально-литературная гостиная)

Цель:Создание условий для приобщения детей к творчеству С.Есенина.

Задачи:

1.Учить детей слышать музыкальностьпоэтических произведений С.Есенина;

2.Развитие эмоциональной сферы детей через музыкальные произведения русских и советских композиторов, интереса к поэзии С.Есенина;

3. Воспитывать музыкальность, творческие навыки, нравственные чувства, любовь к русской природе через стихи рязанского поэта.

Предварительная работа: Музыкальный руководитель: проводит тематические занятия, на которых знакомит детей с творчеством С. Есенина; разучивает с детьми русскую народную музыкальную игру — «У дедушки Трифона»; разучивает и инсценирует песню – «Лебедушка» муз. Л.Олиферовой, сл. С.Есенина.; создает презентацию к музыкальной гостиной. Организует выступление учащегося из школы- искусств №4 им. Е. Попова. Воспитатели проводят работу с родителями по совместному выступлению с детьми и созданию иллюстрированного сборника стихов.

Ход мероприятия:

На экране слайд 1. (

Под музыку Е. Попова «Над окошком месяц» дети змейкой входят в празднично украшенный зал и садятся на стульчики.

Ведущий:

Сергей Есенин! Близкое и дорогое всем Рязанцам имя. В нем мы слышим шелест осеннего листопада, плеск реки Оки и дуновенье ветра. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, который подарил нам удивительный мир, где течет голубоглазая красавица Ока и свое васильковое безбрежное небо, где душа дышит запахом меда и роз.

Ребята, а вы хотите очутиться в этой загадочной стране? Тогда мы с вами отправляемся на экскурсию в Рязанскую область село Константиново.

Дети встают около стульчиков и змейкой под музыку Е. Попова «Над окошком месяц» идут за воспитателем по залу. По окончании музыки садятся на стульчики.

Слайд

Дети, посмотрите, тропинка нас привела в село Константиново. Здесь 120 лет тому назад в крестьянской семье родился мальчик, нареченный Сергеем.

Он появился на свет в пору русских осенин, под шелест золотого листопада. Вот и сейчас ребята мы с вами представим листопад в осеннем лесу и потанцуем с осенними листочками.

Импровизация с осенними листьями под музыку.

А сейчас для вас выступит ученик школы- искусств №4 имени Е. Попова – Эккемеев Миша. В его исполнении мы услышим

Рязанская земля одарила С.Есенина красотой, силой и талантом. Читать Сергей научился в 5, а в 8 лет начал писать стихи. Красота родного края и русского слова, песни матери и сказки бабушки, духовные стихи странников – все это способствовало поэтическому пробуждению таланта С. Есенина. Каждая строка стихотворения дышит любовью к родному краю, к близким и родным людям. Вот они, люди, окружавшие его в детстве и отрочестве, родные и друзья. Вглядитесь в их лица, в их добрые, светлые глаза.

Ребята, а вам бы хотелось побывать на той улице, где родился Сережа Есенин?

Давайте закроем на минутку глаза и послушаем (в записи слышны звуки просыпающейся деревни).

Смотрите! Мы с вами очутились на сельской улице. Вот перед нами ворота, а за ними дом Есениных с голубыми ставнями.

Слайд

Ребенок (читает стихотворение под музыку)

А сейчас пришла пора песню послушать нам детвора.

Песня взрослых «Отговорила роща золотая». Муз. Г.Ф.Пономоренко., сл. С.Есенин.

Ведущий.

С раннего утра все в доме Есениных принимались за работу. Отец Александр Никитич запрягал лошадь и уезжал на целый день по своим делам. Бабушка и мама с дочками занимались домашним хозяйством. А Сережа с дедом отправлялись на Оку рыбу удить или в лес за грибами, за ягодами. Дед Федор очень любил своего златокудрого внука, всем крестьянским делам его обучал. Научился Сергей с малых лет сено косить, дрова рубить, лодки стругать. Ребята, скажите, а ваши дедушки чему вас учат? Что вы с ними любите делать по хозяйству? Чем им помогаете? (дети отвечают)

А вот мы сейчас все вместе поиграем в очень интересную игру.

Русская народная игра «У дедушки Трифона». (родители и дети встают в общий круг)

Ведущий.

Доброта и красота родного края всегда сопровождала Сергея рядом. И всегда все начинается с детства. И стихи он начал писать очень рано. Напишет стих и просит послушать кого-нибудь, что у него получилось?

Ведущий

Это было его первое стихотворение.

Мальчики, полюбуйтесь на наших девочек! Какие они стройные, красивые, ладные! Совсем как белые лебеди. Давайте послушаем в исполнении девочек песню «Лебедушка» на слова С.Есенина.

Песня «Лебедушка» муз. Л.Олиферовой, сл. С.Есенина.(девочки в костюмах инсценируют песню)

А теперь настала пора послушать наших родителей. (чтение стихотворений С.Есенина с показом иллюстраций из сборника, который сделали совместно с детьми)

Ведущий.

Стихи С.Есенина неразрывно связаны с Родимым краем – это и любимая река детства, любимое дерево, бесконечно золотистые дали, белоствольные, задумчивые – нежные березки. Они как яркие пятна блестят всеми красками русской земли. Они дышат любовью к России.

Дети исполняют песню «Родная моя сторона». Муз.

Солисты

На этом наша гостиная закончилась. Спасибо всем за участие и внимание.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/435575-kraj-berezovyj-kraj-esenina

МКОУ «Крапивинская ОШИ»

«Певец страны берёзового ситца»

Сценарий литературно-музыкального вечера

Составители: Шерина Е.Н. учитель письма и чтения,

Микушкина Н.В. библиотекарь.

Каменный

2015

Сценарий литературно-музыкального вечера «Певец страны берёзового ситца»

Цели и задачи: знакомство с творчеством русского поэта Сергея Есенина, в рамках года Литературы и 120-и летия со дня рождения.

— продолжить знакомство с жанром литературы (стихотворение);

— научить выразительно рассказывать стихотворные тексты на материале стихов С.Есенина;

— воспитывать любовь к русской поэзии, к Родине через поэзию С.Есенина;

— развитие памяти, развитие связной устной речи, обогащение словаря.

— развитие коммуникативных навыков.

(звучит песня «Клён ты мой опавший»)

( слайд 1) -Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на вечере, посвящённом жизни и творчеству величайшего русского поэта С.А. Есенина.

(слайд 2) Сергей Есенин принадлежит к числу тех поэтов, чьё творчество нравится многим.

Чтец:

Сергей Есенин! Это имя

В лесах родной моей России

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих

В стихах твоих, Сергей Есенин.

(слайд 3)

-С. Есенин родился 03.10.1895 года в селе Константиново (ныне Есенино) Рязанской губернии в крестьянской семье. «Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село» — вспоминала сестра поэта Александра Есенина. (слайд 4)

Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. (слайд 5) (Звучит песня « Ой ты, Русь, моя родная»)

( слайд 6) Раздольные луга, берёзовые рощи, ширь, простор, что не окинешь взглядом – всё это с детских лет привлекало будущего поэта. (слайд 7) Чтец читает стихотворение «Еду тихо, слышны звоны…»

Чтец: Приоткроется дверь, и в сени

Осень стучит, дождём дыша,

Здесь родился Сергей Есенин.

Здесь витает его душа.

Где простор необъятной сини

Наполняет дыханьем грудь

Сын Рязани, любимец России

От берёз начинал свой путь.

(слайд 8) -Когда мальчику исполнилось 2 года, родители отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по материнской линии. Сыновья деда были гораздо старше Есенина. Позднее, вспоминая о своём детстве, он рассказывал: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, и как щенка бросал в воду. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. А дед радовался и говорил: «Он так крепче будет».

( слайд 9) -В осенние и зимние вечера, забравшись на лежанку, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И берёзы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой.

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мёртвой колотушкой.

(слайд 10) -Учился Есенин в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. После окончания школы его отправили в другое село в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую Есенин должен был поступить в Московский учительский институт. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин не хотел этого и уехал в Москву. (слайд 11) Шёл ему тогда семнадцатый год.

( слайд 12) -В Москве он познакомился с писателями литературно-музыкального кружка имени поэта И.З. Сурикова. Они помогли ему устроиться на работу в типографию. В те же годы поступает в Университет Шанявского, где пробыл всего полтора года, но слушает лекции по литературе и знакомится со многими известными поэтами того времени.

(слайд 13) -Стихотворение «Берёза» — первое стихотворение, которое напечатали в 1914 году в первом номере журнала для детей «Мирок». А вслед за ним появляются другие удивительно лиричные его стихи: (слайд 14)

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Радуют тайные вести.

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте.

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты. Черёмуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

(слайд 15) -И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы и этот паренёк из рязанского села станет поэтическим сердцем России, которая для Есенина была началом всех начал, его опорой, животворным источником, где он черпал силу и вдохновение. (слайд 16)

— Сергей Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, всего 30 лет, из которых ровно половина отдана поэзии. Всю свою недолгую и неспокойную жизнь С. Есенин проявлял заботу о самом близком для него человеке – о матери — Татьяне Фёдоровне. Она играла большую роль в его жизни. Наделённая от природы умом, красотой, чудесным песенным даром, Татьяна Фёдоровна замечательно исполняла русские народные песни. Сергей и его сёстры незаметно для себя приобщились к песенной культуре. Именно матери он посвятил эти душевные строки: «Милая, добрая, нежная, с думами грустными». Но Татьяне Фёдоровне пришлось пережить самое страшное в жизни матери горе – смерть сына. (звучит песня «Письмо к матери» в исп. А. Малинина). (слайд 17)

-Поэт России, он взял у её природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озёр и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России глубокую и необъятную душу её. Родина, Россия, Русь – художественный нерв творчества С. Есенина. (слайд 18)

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и всё же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!

(Слайд 19) -Всю свою жизнь, своё сердце, душу свою оставил Сергей Есенин в стихах и песнях, посвящённым любимым и любви. В 1923 году, когда поэт вернулся из-за границы, именно любовь к женщине исцелила страдающую душу поэта. (слайд 10)

(Слайд 20)-Августина Леонидовна Миклашевская

(Слайд 21) -Шагандухт Нерсесовна Тальян (Шаганэ)

(Слайд 22)-Зинаида Райх

(Слад 23) -Лидия Ивановна Кашина

(Слайд 25)-Айседора Дункан

(Слайд 26) -Софья Андреевна Толстая (слайд 18)

-Летом 1925 года С. Есенин вернулся в Москву. Стремление переменить обстановку приводит его в Ленинград, он остановился в гостинице «Англитер». Там он встречался со своими друзьями. Им поэт жаловался, что в гостинице нет даже чернил и своё стихотворение ему пришлось писать кровью ( стих. «До свиданья, друг мой, до свиданья»). (Слайд 27 « Гостиница «Англитер» ) Это стихотворение Есенин отдаёт своему другу- поэту со словами: «Потом прочтёшь». Как вспоминает сам поэт, ему пришлось вернуться за портфелем, который он забыл в номере Есенина. Тот сидел у стола спокойный, с накинутой на плечи шубой, и просматривал старые стихи. Ничто не предвещало беды.

-27 декабря 1925 года поздно ночью в гостинице произошло несчастье: не стало Сергея Александровича Есенина. (Слайд 28)

Чтец:

Всё ждёт тебя, всё ждёт, не веря,

Что за тобой уж столько лет,

Как наглухо закрыты двери

На этот, самый белый свет.

Ты нам оставил столько сини!

А сам ушёл, как под грозой,

Оставшись на лице России

Невысыхающей слезой.

(Слайд 29)

-На рязанской земле в селе Константиново на родине Сергея Есенина 2 октября 1965 года в просторной деревенской избе был открыт литературный музей, в котором всё сохранилось так, как было в годы есенинской юности.

-Когда его современников – поэтов спрашивали «Кто теперь большой поэт на Руси?» Они отвечали: «Несомненно, Сергей Есенин!» И это было истиной. Есенина любили все, кто соприкасался с его искренней, честной поэзией. Идут годы, сменяются поколения, но Есенина продолжают любить, находя в его стихах своё, близкое. Чувствуя в поэте родного человека.

-И сегодня в этом трепетном хрупком мире, с его кризисами и войнами, голос поэта призывает к человечности, к благоразумию и любви. (Звучит песня «Отговорила роща золотая»)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кража туфли на свадьбе сценарий
  • Кража невесты сценарий цыгане
  • Кража невесты сценарий выкупа
  • Кража невесты на свадьбе сценарий сценки смешной
  • Краевой праздник урожая