Краткое описание сценария фильма

Ни одна фестивальная анкета не обходится без поля «синопсис», и ни один фестивальный каталог не выходит без аннотации к фильму.

Практически все международные фестивали требуют выслать синопсис на английском языке. Как правило, отборщики просят уложиться в 6—7 предложений (около 300 знаков). В некоторых случаях количество знаков может увеличиться до 1000. Когда речь идет о 100 знаках, в качестве синопсиса подойдет логлайн.

Соблюдать эти требования очень важно, поскольку каждый фестиваль выпускает свои каталоги, другую, приуроченную к проекту печатную продукцию, где размещает информацию о фильмах. Допустим, организаторы знают, что хотят отобрать 15 работ для конкурса и для представления каждой отведено по половине страницы, где нужно разместить и синопсис, и кадр из фильма, и информацию о режиссере и съемочной группе.

Делая несколько вариантов синопсиса разного объема, нужно иметь в виду, что количество символов одного и того же текста на английском и русском языках отличается. В переводе на английский объем текста уменьшается. Если в требованиях идет речь о количестве знаков, а не предложений, нужно считать знаки англоязычного текста.

Давайте разберем подробнее, что такое «логлайн» и «синопсис», и поймем, как лучше их написать.

Запускаем новую рубрику — «Словарь». В этом выпуске: аутлайн, катарсис, тритмент, синопсис, сеттинг, флэшбэк и флэшфорвард, в чем разница между сюжетом и фабулой, а также зачем нужна сценарная заявка.

Аннотация

[Annotation]

— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя

Антагонист

[Antagonist/Heavy]

— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту
 

Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.  

Антигерой

[Antihero]

— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста

 Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне

Арка героя/Сюжет героя

[Character arc/Character development]

— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории

 — А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.

Аутлайн 

[Outline/Step outline]

— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов

 Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.

В 2004 году британский сценарист Dan Bronzite придумал и успешно выпустил на рынок специальный софт для написания сценариев — Movie Outline.   

Внутренний монолог

[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]

— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам
 

Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.    

Диалог

[Dialogue/Lines]

— обмен репликами между двумя и более персонажами
 

Драфт/Черновик/Набросок

[Draft]

— один из черновых вариантов сценария
 

Завязка

[Inciting incident/Catylist/Setup]

— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия

 В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.

Заявка/Сценарная заявка

[Request/Query letter]

— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.

 Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.

Идея

[Idea/Concept]

— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
 

Катарсис

[Catharsis]

— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
 

Композиция

[Composition]

— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
 

Конфликт

[Conflict/Complication/Confrontation]

— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
 

Кризис

[Crisis]

— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
 

«Крючок»

[Hook]

— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
 

Кульминация

[Climax/High point/Zenith/Apex/Crescendo]

— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом

 В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки

Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.   

Логлайн

[Logline/Premise]

— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте

Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
   

МакГаффин

[MacGuffin]

— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет

Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.
Альфред Хичкок

Монолог

[Monologue]

— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
 

Линейное повествование

[Linear narrative]

— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
 

Нелинейное повествование

[Nonlinear/Disjointed/Disrupted narrative]

— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий

Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.   

Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт

[Peripeteia/Peripety/Plot point]

— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
 

Побочная сюжетная линия

[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]

— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
 

Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент

[Treatment]

— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария

Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»
 

Пролог

[Prologue]

— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
 

Протагонист

[Protagonist]

— главный герой, как правило, «положительный»

Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.   

Развитие

[Rising action/Confrontation]

— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
 

Развязка

[Denouement/Resolution/Tag]

— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
 

Режиссерский сценарий

[Shooting script]

— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
 

Синопсис

[Synopsis]

— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)

Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).   

Сеттинг

[Setting/Locale]

— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.

Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки 

Спекулятивный сценарий

[Spec script/Speculative script]

— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
 

Структура

[Dramatic structure]

— последовательность событий, происходящих в фильме
 

Сценарий

[Screenplay/Script]

— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма

Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок

Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
 

Сценарный доктор/Скрипт-доктор

[Script doctor]

— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
 

Сюжет

[Plot/Story/Beat/“A” story]

— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
 

Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка

[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]

— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
 

Тема

[Theme/Topic]

— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
 

Точка невозврата/Центральный поворот

[Midpoint/Point of no return]

— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
 

Трехактная структура

[Three-act structure]

— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
 

Фабула

[Fabula]

— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет

«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.   

Финал

[finale/ending]

— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
 

Флэшбэк

[Flash-back]

— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое

Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один. 

Флэшфорвард

[Flash-forward/Flash-ahead]

— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему

Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов.  Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.   

Экспозиция

[Exposition/Set up]

— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
 

Эпилог

[Epilogue]

— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.

Источник: tvkinoradio.ru

Логлайн – это самое краткое описание вашего будущего сценария из возможных, в идеале в одно-два предложения. Пример логлайна: «Юный кузнец с Карибских островов, чтобы спасти свою возлюбленную из плена проклятых пиратов, объединяется с их бывшим капитаном». Сразу понятно, что это про фильм «Пираты Карибского моря».

Но как создать такой простой, но запоминающийся логлайн начинающему сценаристу? Какие правила у построения логлайна? Что нужно учитывать?

Как появился логлайн

Чтобы понять, что такое логлайн и как его написать, нужно понимать историю и причины возникновения этого инструмента.

Как ни странно, но считается, что этот термин родился десятки лет назад в Голливуде из технических документов. Не нужно объяснять, что большинство киностудий тогда вело (да и сейчас ведет) производство сразу десятка проектов. Фильмы, сериалы на разных стадиях производства, с разными бюджетами и разными съемочными группами.

Весь этот процесс надо было как-то документально сопроводить и упорядочить. А как это сделать, если у части проектов еще нет официального названия? Или эти названия меняются по мере исследования маркетинговой команды? И как тут не запутаться рядовому сотруднику киностудии?

Электронные базы еще не придумали. Вся информация на бумаге. Съемка уже в разгаре. Одни декорации строятся, другие разбираются. Костюмы из этой сцены потребуются завтра, а эти можно убрать подальше. Вечером будет съемка на натуре из ромкома, а уже утром надо подготовить батальную сцену времен Наполеона для пересъемок фильма, который вроде как досняли еще полгода назад… И все это без названий.

Разумеется, каждому проекту присваивался собственный номер. Но это еще та задача: вспомнить, что за фильм скрывается за этими цифрами.

Так и появился логлайн фильма: запись в одну строчку. Наикратчайший пересказ сюжета. А по сути – приписка карандашом в расписании на день.

Зачем нужен логлайн

С тех пор прошло много лет. За это время область применения логлайна выросла в десятки раз. Теперь это неотъемлемая часть индустрии, но суть осталась неизменной: это все еще самый кратчайший пересказ будущего фильма из всех возможных. А применение ему нашли на всех уровнях кинопроизводства.

Логлайн нужен всем участникам кинопроизводства. Его все еще часто используют в технической или юридической документации. Его приспособили для собственных нужд и сами сценаристы.

С правильно сформулированным логлайном можно сверяться при написании сценария, чтобы убедиться, что историю не увело в сторону. Именно поэтому современные профессиональные сценаристы придумывают логлайны в самом начале работы над сценарием.

Ну и самое, наверно, важное: логлайн необходим продюсеру. Во-первых, для понимания потенциала будущего фильма. Если задуманный сюжет интересен в кратком пересказе, с деталями он станет еще ярче. И наоборот: если историю нельзя пересказать коротко или в кратком изложении она звучит скучно, скорее всего, полноценный сценарий не исправит дело.

Конечно, могут быть редкие исключения. Но в большинстве случаев успешные продюсеры просто не станут рисковать своими деньгами и поищут проект, к которому написан правильный логлайн.

Вторая причина, почему продюсеры так полюбили такие инструменты, как логлайн и синопсис, – экономия времени. В офисы продакшн-студий приходят сотни сценариев. Отсмотреть их все целиком физически невозможно. Тут на помощь приходит логлайн. Прочитать и обдумать его – дело одной минуты. И по истечении этой минуты отборщик уже и решает, стоит давать этому сценарию шанс или нет. Если да, то можно потратить время и на синопсис.

И только если и логлайн, и синопсис выдержат марку, отборщик заглянет в ваш сценарий.

Структура логлайна

Итак, что такое логлайн сценария, идеи, проекта? Идеальный логлайн в Голливуде – это одно-два предложения, до двадцати пяти слов, передающие главный смысл сюжета.

И тут нужно учитывать несколько нюансов:

  • Во-первых, русский язык не такой лаконичный, как английский. Кроме того, у нас пока нет культуры краткого изложения своих мыслей. Поэтому в России допускаются логлайны в 3–5 предложений и до 50 слов.
  • Во-вторых, чтобы уместиться даже в этот регламент, нужно понять одну вещь: уложить весь сюжет в такой объем невозможно. А значит, передавать логлайном нужно не историю, а только ее суть. Чтобы читающий мог ясно представить, что примерно будет в фильме.
  • И разумеется, не стоит путать логлайн и синопсис. Разница между ними очевидна хотя бы по объему. Размер синопсиса может варьироваться от страницы до пяти. И этих рамках можно уже рассказать о сюжете чуть подробней.

Есть несколько способов, как написать логлайн. Но большинство из них сводится к одному правилу – в логлайне нужно как можно лаконичней ответить на несколько вопросов:

  • Кто главный герой?
  • Чего он хочет (его проблема или конфликт)?
  • Что ему мешает?
  • К чему все идет (чем должно закончиться)?

С точки зрения такого построения логлайн фильма «Терминатор» будет примерно такой: «Солдат из будущего отправляется в 1980-е, чтобы спасти от киборга-убийцы девушку, которая должна будет родить спасителя человечества».

Главный герой – солдат из будущего.

Чего хочет? – спасти девушку.

Что ему мешает? – киборг-убийца.

К чему все идет? – В конце робот и человек столкнутся в битве и, скорее всего, солдат спасет девушку. Как минимум это подразумевается. Вряд ли в конце они втроем откроют чебуречную. Так что направление финала указано.

Как видите, такой логлайн несколько отличается от привычных нам аннотаций к этому фильму. Там обычно этот фильм описывается от лица Терминатора: «Киборг из будущего отправляется в прошлое, чтобы убить мать предводителя сопротивления машинам до того, как этот предводитель родится».

По правилам логлайна, такое описание годится, только если в этом фильме вы болеете за Терминатора (вроде как он главный герой). Это надо учитывать при написании.

Примерно так же можно разобрать любой логлайн к фильму, примеры которых легко найти в интернете.

Логлайн ни в коем случае не стоит путать с понятием «идея». Логлайн – это только малая часть идеи. Сама же идея подразумевает более детальное понимание будущей истории. В идею входят не только краткое описание сюжета, но и сеттинг, формат, тональность, начальное описание персонажа и некоторые другие моменты.

Ближе всего к понятию «идея» то, что в советской терминологии называлось заявкой на сценарий или сценарной заявкой. Объем идеи обычно составляет от половины страницы до полутора страниц.

Главное качество логлайна

У всех удачных логлайнов есть одно общее качество – они подстегивают фантазию у любого, кто их читает. Фильма еще нет даже в наброске, но благодаря хорошему логлайну каждый автоматически начинает его придумывать в своей голове.

Одна-две фразы – и в голове появляются сцены, образы, может, даже отдельные диалоги или ключевые моменты будущей истории. И для того, чтобы это случилось, нужно, чтобы логлайн как-нибудь «подключал» читающего. На этапе логлайна проще всего это можно сделать, вызвав любопытство. Чаще всего оно рождается благодаря интриге или (а лучше «и») иронии, заложенной в ситуации или персонаже.

Такой логлайн можно сформулировать на примере «Дня сурка»: «Журналист-социофоб раз за разом проживает один и тот же день, в праздник, который он ненавидит, среди людей, которых он презирает. Ему потребуется пережить этот день тысячи раз, прежде чем он поймет, что разорвать временную петлю можно, только поменяв свое отношение к жизни».

Другой способ – вызвать любопытство вместе с сочувствием. Для этого нужно через логлайн передать зверскую несправедливость, в которую попал главный герой.

Пример логлайна с таким построением – «Побег из Шоушенка»: «Молодого бухгалтера пожизненно сажают в тюрьму строгого режима за преступление, которого он не совершал. Теперь ему нужно приспособиться к новой жизни и сохранить в себе того человека, которым он был на свободе».

Ну и конечно, лучшие из лучших логлайны бьют сразу по нескольким целям.

«Престарелый, ничего не добившийся в жизни учитель химии узнает, что у него рак. И чтобы хоть что-то оставить своей семье после смерти, он начинает варить и продавать метамфетамин, что приводит его в мир мексиканских наркокартелей» – «Во все тяжкие».

Здесь все. И интрига – как будет вести себя учитель в мире наркоторговцев? И ирония – безобидный престарелый учитель становится наркоторговцем. И несправедливость – болезнь, бесцельно прожитые годы, нищее существование его семьи.

Понятно, что это только самые распространенные примеры подключения. Да и сформулировать логлайны даже к уже приведенным выше примерам можно и другими словами. Иначе расставить акценты, подобрать более удачные словосочетания. Но если это будет хороший пример, одно останется неизменным – такой логлайн будет подстегивать фантазию читающего.

Это все, что нужно знать начинающему сценаристу о том, как писать логлайн. В одной из следующих статей мы вернемся к этой теме и разберем основные ошибки при написании логлайна.

Давайте разберем подробнее, что такое «логлайн» и «синопсис», и поймем, как лучше их написать.

Логлайн

Логлайн — краткая аннотация к фильму, передающая суть истории, ее основную драматическую коллизию. Основная идея, умещенная в одно-два предложения (как правило, около 25 слов). Это то послание, которое создатели фильма стремятся донести до зрителя, и то, с чего фестивальные отборщики начинают знакомство со сценарием либо с готовой картиной. И, одновременно, это ответ на избитый вопрос: «Про что кино»?

Итак, что сообщает логлайн? Хороший логлайн дает представление об истории в целом, при этом может не раскрывать важных перепетий сюжета и умолчать о финале. Интригующий финал — как приятный бонус, который получает продюсер (фестивальный эксперт) уже при прочтении сценария (просмотре фильма). В Америке, где ежегодно на рынке появляется около 40 тысяч новых сценариев, знают цену хорошим логлайнам. Хороший логлайн дает ответ на основные вопросы: «Кто действует, чья история, что происходит, в чем основная интрига?». Нередко в логлайне есть указание на жанр.

Пример логлайна к фильму “Каратэ-пацан”:

«Подросток из Нью-Джерси переезжает в Калифорнию и встречает мастера боевых искусств, который учит, как защититься от местных хулиганов».

В Голливуде логлайн создается еще до написания синопсиса и сценария, чтобы сформировать драматическое повествование. Это отличная проверка для сценариста — чем легче формируется хороший логлайн, тем больше вероятность, что выйдет и хороший сценарий.

При написании логлайна на собственный фильм у начинающих кинематографистов часто возникает проблема — не удается уложить идею в предполагаемые 25 слов. Столкнувшись с этим, попробуйте выделить главные для вашей истории опорные пункты и понятия. Сразу скажем о том, как их удобнее включать в описание.

Главный герой всегда должен быть на переднем плане, он неотъемлемая часть истории. Однако, не стоит называть имя героя в логлайне, если только оно не известно всему миру — например, Джон Леннон или Джон Кеннеди. В противном случае имя ни о чем не скажет читателю. Лучше указать его профессию, социальный статус — бомж, миллиардер, архитектор и др. В случае с “Каратэ-пацан” — это подросток из Нью-Джерси.

Используйте хорошо подобранные прилагательные, которые могут наиболее полно охарактеризовать героя истории. Например, тщеславный, амбициозный чиновник, дотошный журналист.

Главным героем в фильме может быть не один человек, а группа людей. В таком случае в логлайне она может фигурировать как один герой. В качестве примера можно взять логлайн к фильму “Схватка”:

«На Аляске терпит крушение самолет, и оставшиеся в живых пассажиры оказываются в плену безлюдной снежной пустыни, где только стая волков скрашивает пейзаж. Люди хотят выжить любой ценой, и теперь им предстоит смертельная схватка».

Цель — обязательный элемент логлайна. Именно она — двигатель всей истории. Цель может быть как физической, так и психологической. Из логлайна к “Каратэ-пацан” ясно, что цель героя — обучиться боевому искусству, чтобы противостоять преступникам.

Логлайн передает развитие истории, поэтому нужно тщательно выбирать слова-двигатели. Лучшие варианты — «бороться», «пытаться», «сражаться», «стремиться» и т.д., поскольку они представляют цель истории и указывают на драматичность событий.

Если автор пока не знает ключевую цель, то нужно обозначить для себя кульминационный момент сценария, где герой достигает намеченного либо терпит фиаско.

Препятствие. В логлайне может присутствовать антогонистическая сила — помеха на пути к достижению поставленной героем цели. Здесь стоит быть максимально лаконичным, не обвешивать текст лишними деталями. Первоначально можно написать больший по объему логлайн, а уже потом ужимать его. По сюжету фильма “Каратэ-пацан” героя избивают члены преступной группировки, так как он начинает водить дружбу с бывшей девушкой главаря банды. В логлайне к фильму этот момент выведен за скобки.

Важные характеристики хорошего логлайна:

Ruster.pro. Предлаагем напольные декоративные вентиляционные решетки из латуни и нержавейки.

  • Ирония и интрига;
  • Способность передать внешний (события, визуальная эстетика) и внутренний конфликт (моральная, психологическая ломка);
  • Отсутствие подробностей, мелких деталей;
  • Лаконичность, но без сухости;
  • Отсутствие открытых нравоучений, интерпретаций глубинного значения истории;
  • Возможность очертить целевую аудиторию, жанр (особенно актуально при встрече с продюсером).

Практическое задание:

Проведите эксперимент. Напишите несколько вариантов логлайна для своей истории и протестируйте на друзьях, а лучше — на незнакомых людях. Если история заинтересует 8 из 10-и человек, можно считать, что цель достигнута.

Синопсис

Синопсис — краткое линейное изложение концепции сценария фильма, его содержания, сути драматического конфликта в увлекательной форме. В синопсисе есть завязка, поворотные точки, кульминация, развязка. В отличие от логлайна, в синопсисе уже хорошо просматривается сценарная структура фильма. Несмотря на это, автор также не открывает все карты, а читатель, не утрачивая интерес, должен захотеть увидеть историю на экране.

Синопсис к фильму “Каратэ-пацан”:

«В одной из школ Лос-Анджелеса появляется новичок — тинэйджер по имени Дэниел. Он прибыл с восточного побережья вместе со своей матерью. Нелегко завести друзей на новом месте, где ты не знаешь никого, а тем более в школе, где управляет жестокая банда каратистов.

Несмотря на свой юный возраст, члены банды очень опасны. Они называют себя Кобрами и жестоко «жалят» каждого, кто им не угоден. В списки неугодных попадает и Дэниел после того, как знакомится и заводит дружеские отношения с бывшей девушкой главаря Кобр. Кобры избивают новичка.

Дэниел жаждет отмщения и в тоже время хочет произвести впечатление на свою новую девушку. Он обращается к мастеру восточных единоборств Мийаги с просьбой обучить его карате…».

Ключевые вопросы, на которые отвечает синопсис, подобны тем, что составляются при написании логлайна:

  1. О чем эта история?
  2. Кто главные герои?
  3. К чему они стремятся и почему?
  4. Какие препятствия стоят на пути?

Размер синопсиса. Объемы синопсиса могут существенно варьироваться — от одного абзаца до нескольких страниц. Здесь важно понимать поставленную задачу, целевую аудиторию синопсиса. Как правило, если вы собираетесь представить работу всем потенциально заинтересованным людям (в том числе и кинофестивалям), то синопсис лучше уложить в 6-8 предложений. При этом он должен быть написан так, чтобы читатель легко смог пересказать прочитанное буквально в нескольких словах.

Когда синопсис пишется уже для заинтересованного человека, готового потратить время на несколько страниц текста, то от краткого пересказа можно отказаться. Здесь уместен расширенный синопсис, который на Западе принято называть тритментом (treatment). В нем также упоминаются основные герои и расписываются эпизоды картины. В качестве примера можно привести часть тритмента к фильму “Fallout”:

Пассажиры ждут поезда. Обстановка напоминает современный Лос-Анджелес. Все, кроме Героя, читают газету LA Times. Ему 20 с небольшим, приятный на вид, оживленный. Пересказывает другу сон: он рыбачит на реке, вылавливает рыбину. Фрейд утверждал: сны о рыбе не предвещают ничего хорошего.

Подъезжает поезд, люди садятся. За окном мелькает пасторальный пейзаж. Герой описывает его приметы (красная машинка для гольфа, девочка в желтой штормовке) до того, как они попадают в поле зрения. Неожиданно изображение сбивается, пассажиры остаются в темноте. Раздается голос: «Из-за технических неполадок утренний показ отменяется».

Видно, что вагон успел проехать всего несколько метров вдоль серой стены. Пейзаж оказывается пущенным по кругу фильмом. Несколько тысяч людей ютятся в подземном убежище. Это крошечная дешевая копия Лос-Анджелеса с искусственным климатом и ненастоящими деревьями. Атмосфера ретро-футуризма, совмещающего идиллию 50-х с технологиями конца 20-го века.

Окружение призвано смягчить чувство клаустрофобии, возникающее у обителей подземного комплекса. Но Герой не хочет мириться с происходящим. Наоборот, привлекая внимание окружающих, он громко протестует против этой искусственной жизни. На свете должны быть места получше.

Несколько коротких советов при написании синопсиса:

  • пишите в настоящем времени;
  • избегайте специализированных выражений, «профессионализмов»;
  • в кратком синопсисе описывайте только основной сюжет;
  • описывайте не только события сценария, но и мотивы поступков героев.

Как рассказать о фильме за минуту

Синопсис и логлайн: что это и что с этим делать.

Как рассказать о фильме за минуту

card-photo

15 сентября, 2022
Видео и кино
Статья

Большинство сценаристов мечтают о том, чтобы рано или поздно их сценарий экранизировали или взяли на конкурс. Но чтобы идею рассмотрели, сценариста попросят показать логлайн или синопсис

Если бы продюсеры читали все сценарии подряд, у нас не было бы такой масштабной киноиндустрии. Если бы жюри читали все поданные сценарии в первом туре, то конкурсы были бы бесконечными. Поэтому существуют форматы сжатого описания сценария, которые «продают» его дальше.

Рассказываем об этих коротких формах. Объясняем, что такое логлайн и синопсис, какую задачу они выполняют и как научиться вмещать сценарий фильма в несколько предложений.

Что такое логлайн

Логлайн — это краткое описание фильма, которое передает центральный конфликт истории и обычно состоит из 1–2 предложений (25–50 слов). Он отвечает на такие вопросы: 

  • — кто главный герой
  • — что с ним происходит
  • — какой главный конфликт сюжета
  •  

Логлайн должен получиться настолько захватывающим, чтобы зацепить режиссера, продюсера или члена жюри — и заставить этого человека прочитать весь сценарий. Еще с его помощью можно «презентовать» сценарий на встрече с представителями киноиндустрии — обратить на себя внимание и получить приглашение в продюсерскую студию. 

Кроме того, логлайны можно продать как идеи. Так, сценарист Блейк Снайдер (автор книги «Спасите котика») оставил читателям свой имейл — и предложил присылать туда свои логлайны.

В написании сценария двигаться нужно постепенно — от малого к большому. Потому сценарий начинают писать с логлайна. Он помогает сфокусироваться на основной сюжетной линии и задает логику развития. Поэтому логлайн — самая тяжелая часть написания сценария. В несколько предложений нужно вложить смысл того, что у тебя еще даже не написано. 

Если ты боишься, что у тебя ничего не получится, потренируйся: выбери какой-нибудь известный фильм или сериал, напиши к нему логлайн — и предложи друзьям отгадать, о чем речь. Вот примеры логлайнов к фильмам:

  • «Вечное сияние чистого разума» — «Когда их отношения портятся, пара проходит медицинскую процедуру, чтобы стереть друг друга из памяти». 
  • «Лобстер» — «В недалеком будущем по законам Города одиноких людей забирают в Отель, где им нужно за 45 дней найти свою любовь, иначе их превратят в зверей и отправят в Лес».
  •  

Чтобы логлайн получился удачным:

#1. Не раскрывай все карты. Хороший логлайн — лаконичный, интересный и мотивирует прочитать весь сценарий. Концовку спойлерить нельзя. 

#2. Показывай активные действия. Хорошо, когда в логлайне есть «активные» слова вроде «путешествует», «воюет», «борется», а не «думает», «считает», «мечтает». Так сценарий вырисовывается в голове.

#3. Не перегружай логлайн деталями. Представим, что логлайн к фильму «Вечное сияние чистого разума» выглядел бы так: «Парень потрясен тем, что его бывшая девушка стерла воспоминания об их отношениях, поэтому он в отчаянии решает тоже стереть ее из своей памяти. Но через какое-то время врачи понимают, что подсознание главного героя отказывается забывать любовь». Это пример плохого логлайна — здесь слишком много информации. 

#4. Не используй имена персонажей. «Огромный огр-людоед», а не «Шрек», «детектив-консультант», а не «Шерлок Холмс». Персонажи существуют только в твоем воображении — сделай так, чтобы они появились еще и в воображении читателя.

Что такое синопсис

Если захочешь показать свой сценарий режиссеру или подать заявку на сценарный конкурс, то, скорее всего, кроме логлайна, нужно будет показать еще и синопсис. Так человек поймет, соответствует ли то, как он представил сценарий после прочтения логлайна, тому, как видишь эту историю ты.

Синопсис — это краткое описание концепции сценария, с основными сюжетными линиями и главными героями. В Голливуде синопсис еще называют one-pager, потому что в идеале он занимает одну страницу.

Если логлайн — это краткое изложение того, о чем твой фильм, синопсис — более подробный пересказ твоей истории. Независимо от жанра фильма синопсис и логлайн не могут быть одинаковыми.

Синопсисы похожи на трейлеры в кинотеатре, но со спойлерами. Трейлеры дают зрителям представление о том, что это за фильм и достаточно ли он интересен, чтобы на него пойти. Так же и синопсисы помогают режиссерам понять, стоит ли тратиться на создание этого фильма. 

Чтобы синопсис получился удачным:

#1. Используй настоящее время. Даже если рассказ ведется в прошлом, синопсисы лучше писать в настоящем. Так читателю будет легче обрисовать каждую сцену в голове.

#2. Пиши от третьего лица. Сюжет нужно рассказывать от имени автора, а не одного из героев, — так читатель сможет «прожить» сценарий твоими глазами. Поэтому используй местоимения «он», «она», «они». 

#3. Используй простую речь. Конечно, хочется показать свою начитанность и красноречие, но это не поможет лучше объяснить сюжет, а наоборот — запутает. Пиши синопсис фильма так, как ты рассказывал бы о нем друзьям.

#4. Пиши в стиле жанра. Если это комедия, то и синопсис должен быть комедийным, если ужасы — после прочтения синопсиса должно быть страшно.  

#5. Подели сюжет на блоки. Выдели основные, по твоему мнению, сюжетные линии и распиши их на 2–3 предложения, а потом добавляй больше деталей в каждый из этих блоков. 

#6 Спойлеры. Если в логлайне концовка не раскрывается, то в синопсисе все наоборот. Режиссер должен понять, как ты видишь концовку фильма и насколько она удачная.

Как проверить логлайн и синопсис

Если кажется, что с твоей короткой формой есть проблемы, проверь логлайн и синопсис на дружественной аудитории — друзьях, знакомых, коллегах.

Проверка логлайна. Так как написание сценария мы начинаем с логлайна, то и проверять сначала нужно его. Прочитай логлайн своим близким людям — и задай такие вопросы: 

  • — Вы хотели бы услышать полную историю?
  • — Что вас больше всего заинтересовало? 
  •  

Ответ на первый вопрос прояснит, насколько тема интересна, а благодаря второму можно проверить, правильно ли выставлен фокус

Если после многих попыток все еще не получается написать удачный логлайн, это может означать, что в начальной идее чего-то не хватает. Тогда нужно вернуться к сюжету и подумать, что там лучше изменить.

Проверка синопсиса. В конце концов, если логлайн получился удачным, тогда время проверять синопсис. Это может занять больше времени — теперь твоя небольшая аудитория должна оценить не просто идею, а весь сюжет. В целом количество вопросов, которые стоит задать, зависит от жанра, объема, количества сюжетных линий etc. Но есть несколько универсальных:

  • — Какими вы представили главных героев?
  • — Какая часть вам понравилась больше/меньше всего?
  • — Каково ваше отношение к главным героям?
  •  

Вопросы о главных героях очень важны, потому что зрители могут испытывать к ним сочувствие, равнодушие, привязанность, злость и так далее — и очень важно, чтобы эти эмоции совпадали с теми, которые ты хотел донести. 

Не волнуйся, если синопсис не удается написать за несколько попыток, это довольно долгий процесс. Но запомни — не нужно редактировать его множество раз. Если после 3–4 редактирований все равно получается так себе, лучше его переписать. Тогда ты сможешь сосредоточиться на сюжете и думать о нем, а не об ошибках.

Продать можно не только сюжет, но и просто идею. Это практикуется в США — если продюсеру понравится идея фильма, то он купит ее даже без сценария.

Вряд ли найдется человек, не знающий, что такое сценарий фильма – кино-то ведь смотрят все. Обычно при этом слове представляется внушительная стопка листов с текстом, после прочтения которой актеры понимают, кого и как играть, а режиссер – что именно ему предстоит снимать. Однако гораздо меньшее количество людей ответят утвердительно, если спросить, что такое синопсис к фильму.

Разберемся, что значит такое странное слово. Только не путайте с синапсисом: понятие, конечно, похоже на слух, но точно не из сферы киноиндустрии. Итак, начнем.

Синопсис сценария – это…

Проще всего назвать его остовом, своеобразной выжимкой. Представляет линейный, сжатый пересказ сценария + донесение основной мысли картины. Обязательные условия – написан интересно, содержит главные события фильма: идею, завязку, кульминацию, развязку, важные сюжетные повороты.
Для легкости восприятия объясним на наглядном примере. Помните, в школе писали изложения по литературным произведениям, где надо было сжато рассказать суть и раскрыть конфликт и главную идею? Школьникам целую книгу, а то и несколько томов, приходилось умещать максимум в 3-4 листа тетради. Теперь представьте, что произведение – сценарий, а изложение – синопсис. Размер последнего варьируется от двух-трех страниц до примерно половины листа формата A4 (либо меньше). Все зависит от цели написания.

Обычно синопсисы киносценария готовят для представления:

  • Продюсерам.
  • Менеджерам различных мероприятий.
  • Для включения в каталог фестивалей.

В подобных условиях люди точно не станут читать толстенный сценарий, просто потому, что не имеют достаточно времени. Вот почему важно заинтересовать их хорошей историей, но не наскучить, чтобы чтение не бросили на полпути. Для этого синопсис кино необходимо написать правильно. Разберемся, как.

Пишем грамотный синопсис

Что стоит включить в тему, чтобы вышло хорошо:

  1. Экспозицию: описание времени и места, в которых действуют герои.
  2. Завязку: событие, меняющее жизнь героев. Одновременно происходит фокус на главной идее/конфликте/драме.
  3. Основные сюжетные моменты – для понимания, куда и как все движется.
  4. Кульминацию – тот момент, когда происходит высший накал страстей и эмоций.
  5. Развязку – можно сказать, эпилог с выводом и каким-то заключительным действием.

Для ясности обратимся вновь к наглядному примеру синопсиса. Возьмем фильм «Титаник» – ведь его смотрели если не все, то большинство.

«В наше время охотник за сокровищами ищет ожерелье на затонувшем в начале 20 в. знаменитом судне. Вместо этого он находит портрет неизвестной женщины. Выясняется, что эта девушка – англичанка Роуз, плывшая с матерью и женихом в Америку. Ныне почтенная старушка, она рассказывает кладоискателю свою историю, действие которой разворачивается непосредственно на «Титанике».

То есть экспозиция – корабль и океан в 1912 г. и совсем чуть-чуть современность.

Далее – завязка. «Роуз, девушка высшего общества, больше не может выносить ни сковывающие ее правила поведения, ни навязанный матерью скорый брак по расчету. Пытаясь покончить с собой, она встречает Джека – нищего, но невероятно талантливого художника. Между молодыми людьми вспыхивает страсть, а потом и настоящие чувства. Увы, жених и бесконечные социальные условности и ограничения не дают влюбленным надежды на скорое счастье. В процессе конфликтов, человеческой драмы происходит в придачу драма природная: судно сталкивается с огромным айсбергом и начинает стремительно тонуть».

Здесь зрителя ждет кульминация – это сцены ухода «Титаника» под воду и смерти Джека. Развязка – судьба Роуз после катастрофы, плюс окончание ее повествования для искателя кладов.

Примерно в таком виде, только более занимательно и литературно, пишутся синопсисы. Более кратким вариантом является логлайн – аннотация, умещающая суть и главный конфликт буквально в 2-3 строках. Синопсис сериала создается по такому же принципу.

Делаем вывод: синопсис не менее важная часть в кино, чем сценарий, просто не такая очевидная. Зато теперь вы знаете, что это такое и «с чем его едят».

На чтение 11 мин. Просмотров 6.2k. Опубликовано 24.09.2021

Содержание

  1. Синопсис сценария – это
  2. Вопросы, на которые отвечает синопсис
  3. Размер синопсиса
  4. Какие трудности могут возникнуть при написании синопсиса
  5. Как написать синопсис: структура и объем
  6. Экспозиция в синопсисе
  7. Завязка в синопсисе
  8. Перипетия в синопсисе
  9. Кульминация в синопсисе
  10. Развязка в синопсисе
  11. Что нужно делать при написании синопсиса
  12. Что не нужно делать при написании синопсиса
  13. Советы по написанию синопсиса
  14. Пример синопсиса книги
  15. Пример синопсиса фильма
  16. Логлайн фильма
  17. Итак, что сообщает логлайн
  18. Главный герой
  19. Цель логлайна
  20. Важные характеристики хорошего логлайна

Синопсис фильма — это краткий пересказ его содержания. Своеобразный концентрат сюжета, изложенный не для зрителя, а для профессионалов. Роман готов, и автор хочет предложить его редактору или сценаристу. Чтобы заинтересовать этих видавших виды людей, нужно написать правильный синопсис.

Много профессиональных советов предлагают курсы писательского мастерства в Омске https://omsk.videoforme.ru/tvschool/writer-course и здесь мы разберем некоторые из них, касательно написания синопсиса.

Что такое синопсис фильма: примеры написания в сценариях для кино и сериалов

Как написать хороший синопсис, чтобы заинтересовать редактора или продюсера:

  • видна сценарная структура;
  • есть завязка, кульминация, намек на развязку;
  • присутствует некоторая интрига.

Синопсис фильма – это творческое переосмысление и анализ сюжетной линии. Не нужно пересказывать содержание фильма. Даже если каждое событие в сюжете кажется главным, нужно выбрать только те, что отражают суть. Обозначить основную точку обстановки, конфликта, интриги, указать значимость героя или группы основных персонажей.

Синопсис сценария – это

Что же такое синопсис сценария? Многие путают синопсис с пересказом книги или сценария. Но это не так. Это изложение, то есть анализ произведения, в идеале состоящий из нескольких предложений. Они должны отразить всю суть истории. Синопсис сценария пишут для продюсеров, менеджеров кинокомпаний, для каталогов фестивалей. Также при подаче заявок участия в конкурсах. Он должен быть интригующим и кратким.

Вопросы, на которые отвечает синопсис

Как же написать синопсис к фильму, чтобы заинтересовать кинокомпанию? Стоит выделить несколько ключевых вопросов:

  • Про что рассказывает история кино?
  • Кто главный герой (героиня или группа героев)?
  • Каковы их цели и мотивы?
  • Какие препятствия у них на пути?

Это может стать примерным планом для написания краткого варианта изложения. Но синопсис в кино может быть разного объема.

Размер синопсиса

Ориентироваться нужно на того, кто будет читать творческий анализ. Если это продюсеры кинофестивалей, то объем текста должен быть минимальным. Не более 10 предложений. Но вмещать выжимку основного сюжета, без интриг.

Для заинтересованных сюжетом только вашего сценария подойдет размер нескольких страниц. Тут можно расширить описание.

Приведем такой пример синопсиса сценария фильма «Дюна» (2021):

«Приключенческая драма, научная фантастика. Пол Артрид отправляется в невероятное путешествие в иные космические миры. Ведь люди покинули Землю уже давно. Причиной мифического приключения стал сон Пола: девушка с синими глазами в песчаной пустыне.
Герой обладает способностью подчинять любого своей воле. Об этом ему рассказывает мать. Она и сама принадлежит к ордену ведьм Бене Гессерит. На планете Арракис посланная миссия попадает в переплет. Гибнут многие, но Артрид с Джессикой находят племена фременов.
Основная цель — отыскать спайс. Это необыкновенный ресурс, дающий неограниченные возможности человечеству. Преодолевая ловушки, Пол выясняет тайну своего рождения. И узнает свое предназначение — стать мессией».

Что такое синопсис фильма: примеры написания в сценариях для кино и сериалов

Удачный синопсис будущего видео необязательно писать самому. Это может сделать другой автор, прочитавший сценарий.

Какие трудности могут возникнуть при написании синопсиса

Не стоит путать синопсис с питчем. У них совершенно разные задачи. Питчинг пишут для аудитории. Тут нужна интрига, необходимо вызвать интерес. Публика любит недосказанность. Что такое синопсис в кино? Это сжатое изложение с раскрытием концовки. Для публики он выглядит как спойлер. Хотя есть и общая черта — продвижение сценария или фильма.

Что может мешать при написании синопсиса:

  • Работа над сценарием или романом заняла у автора массу времени и сил. Ему трудно выделить что-то одно. Что выбросить из мозаики сюжета? Ведь важна каждая деталь.
  • Просто и сухо рассказать историю? На протяжении всей книги держать интригу, а тут взять и в пятом предложении раскрыть все карты? Это трудно, но нужно сделать.
  • Как написать синопсис сценария коротко и сухо? Чтобы сюжет понравился, хочется его украсить эмоциями. Но при написании синопсиса это лишнее.

Образцом синопсиса фильма может стать краткое изложение кинофильма «Персонаж» (2021):

«Стабильная и налаженная по всем правилам жизнь хорошего парня Гая однажды рассыплется на мелкие осколки. Работник крупного банка и не подозревает, что он просто второстепенный персонаж в компьютерной игре. Но 17 ограблений подряд возбудят подозрения, что что-то не так. Гай открывает для себя возможности своего виртуального мира. Но хватит ли у него сил переписать свой код, и измениться? Гай станет по-настоящему свободным, и спасет мир от призрачной реальности».

Как написать синопсис: структура и объем

Перед тем, как писать синопсис сериала, книги, или фильма, нужно определиться, для кого он пишется. Краткое изложение дает возможность быстро составить понятие об идее произведения. Продюсер поймет, имеет ли фильм шанс понравиться зрителю. Чтобы легче было написать синопсис, требуется разбить работу примерно на 5 частей:

  • Экспозиция описывает место и время действия.
  • Завязка конфликта, обстоятельства, меняющие жизнь героев.
  • Точки поворота сюжета, описание движения его линии.
  • Кульминация — высшая эмоциональная и действенная точка действия.
  • Развязка и выводы, возможно, связь с началом.

Рассмотрим подробнее все эти структурные моменты. И теоретически, и на некоторых примерах.

Что такое синопсис фильма: примеры написания в сценариях для кино и сериалов

Экспозиция в синопсисе

Экспозиция — что это такое в синопсисе фильма? В этом пункте нужно указать эпоху и временной период основного действия. Это может быть один день, неделя или столетие. Описание должно вкратце представить привычную жизнь героев, обстановку, в которой они живут. Типичное их поведение и занятия. Тут стоит указать и жанр фильма.

Завязка в синопсисе

Завязка в синопсисе должна быть представлена как моральный выбор героя. То событие, которое навсегда изменит его жизнь. Стоит описать момент, который обозначит этот поворот.

Писать лучше в настоящем времени. Не было и будет, а именно: герой идет, едет, преодолевает, чтобы что-то сделать.

Завязка в примере синопсиса сценария «Пятеро одной крови» (2020):

«Друзья узнают из газет об оползне, что открыл самолет после крушения. Это тот ориентир, по которому они могут отыскать давным-давно спрятанное золото во Вьетнаме. Когда-то они воевали там, как американские солдаты. Теперь им нужно принять решение, отправляться ли на поиски. Или продолжать жить прежней жизнью.»

Перипетия в синопсисе

Завязка представляет первый сюжетный поворот, который меняет привычный ход событий. После этого и начинается сам роман. Все действия нагромождаются примерно до середины, доводя до кульминационного момента. Обычно, первая кульминация показывает временное поражение героя, его неудачный период. Это еще больше подогревает сюжет. Такое событие в примере синопсиса сериала «Люцифер»:

«В криминально-драматическом сериале, где главный герой Люцифер покидает ад от скуки, и отправляется за развлечениями в Лос-Анджелес, и открывает казино. Он ведет развратный и веселый образ жизни, в обществе красивых женщин и азартных мужчин. Переворот в его сознании совершает встреча с девушкой, не поддающейся его чарам. Это заставляет его задуматься и измениться. Может ли демон любить?»

Кульминация в синопсисе

После момента неудачи — такой мини-кульминации, события начинают закручиваться, как тугая спираль. Как писать синопсис сценария, чтобы выдержать эту напряженную ноту? Нужно показать духовное поражение героя, и его решительность вести дальнейшую борьбу. Но судьба поворачивает все так, что дальнейшее не зависит от героя. Это еще один кульминационный момент, поворачивающий сюжет в нужное русло. Этот кризис обнажает те духовные ценности, которые представлены как идея фильма. Проигрыш героя или его победа и есть настоящей кульминацией сюжета.

Развязка в синопсисе

Развязка показывает, что в итоге случилось в личной жизни героя. Тут можно написать по одному предложения про каждого основного персонажа. Пример развязки синопсиса в кино «Пятеро одной крови»(2020):

«После того как золото было найдено, и преодолены все моральные догмы при его разделе, два главных героя погибают. Доля одного достается его вдове. Доля второго отправлена в организацию по борьбе с расизмом. Дэвид примиряется с отцом. Отис находит свою дочь, которая родилась во Вьетнаме».

Что нужно делать при написании синопсиса

Есть обязательные правила, указывающие, как писать синопсис сценария фильма. Что нужно указать:

  • Основную сюжетную линию. При небольшом объеме текста не стоит отвлекаться на побочные ответвления.
  • Все события, включая развязку. Никаких интриг в синопсисе фильма, который пишут для агента или продюсера.
  • Если в сценарии несколько параллельных сюжетов, то нужно выбрать один основной.

Когда агент заинтересуется проектом, тогда можно написать более подробный синопсис сценария.

Что не нужно делать при написании синопсиса

Продюсеры, менеджеры кинофестивалей не будут читать эмоциональные пересказы действия фильма. У них нет на это времени. Выжимка должна быть составлена так, чтобы в нескольких предложениях просматривались сюжет и идея фильма. Что будет лишним:

  • Включать в рассказ собственные комментарии или объяснения. Тем более, хвалебные или рекламные. Читающий должен сам составить мнение, без подталкивания со стороны автора.
  • Написанный текст должен быть максимально простым.

Стоит уяснить, что синопсис — это не роман. Тут неуместны эмоции, красочные описания, метафоры, и прочие творческие приемы. Для примера можно скачать синопсис фильма, и изучит его.

Как написать синопсис: с чего начать

Начать лучше с анализа сценария. Для этого отметьте отправные точки:

  • судьбоносные события в жизни героя;
  • враги основного персонажа;
  • его действия для достижения цели;
  • сами цели;
  • что приводит к кризису;
  • кульминация;
  • эмоциональное очищение после нее.

Описание духовных изменений героя, сравнение его в начале и в конце, причины перемен. После такого анализа можно приступать к написанию синопсиса.

Советы по написанию синопсиса

Индустриальный синопсис — не совсем правильное понятие. Индустриальным инструментом скорее можно назвать питчинг. Ведь его задача — доказать финансовую привлекательность проекта. Хороший синопсис не откладывают после прочтения первого предложения. Вот несколько рекомендаций:

  • Описание должно быть кратким, но не сухим. Добавьте эмоций, знайте меру.
  • Минимальное упоминание персонажей, особенно второстепенных, пойдет на пользу изложению.
  • Характеризую персонаж, выделяйте одну основную черту, ну ладно, две.
  • Героя в описании называть одним вариантом имени, чтобы читающий не путался.

Второстепенные сюжетные линии лучше исключить из описания, как и мелкие подробности. Осторожно с цитатами, вставлять можно только очень меткие и яркие.

Синопсис документального фильма будет немного отличным от художественного кино. Но основные правила применимы и к нему.

Пример синопсиса книги

Для примера взята известная всем книга «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг:

«Англия, 1990-е годы. Показан мир, параллельный и аналогичный реальному. Среди людей живут волшебники. Один из них, мальчик по имени Гарри Поттер, узнает о своих способностях в 11 день своего рождения. Он едет учиться в Хогвартс — Школу Волшебства и Магии. Там, от нового друга Хагрида он узнает всю правду о своих родителях, и обстоятельствах их смерти. Шрам на лбу мальчика — страшная метка злого волшебника Волан-де-Морта. Именно он стал убийцей родителей Гарри. В школе Поттер обзаводится верными друзьями. Он знает, что ему предстоит когда-нибудь сразиться с Волан-де-Мортом. И это будет бой не на жизнь, а насмерть.

Пример синопсиса фильма

Как может выглядеть пример написания синопсиса фильма «Круэлла» (2021):

«1970 годы, Великобритания. Девочка с необычными волосами и обостренным чувством справедливости уходит из школы из-за конфликтов с директрисой. Ей надоело терпеть насмешки одноклассников. Она интересуется модой и мечтает стать дизайнером одежды. Гибель матери вынуждает ее бежать в Лондон. Там она начинает с уличного мошенничества, а приходит к признанию в мире моды. Но ради достижения мечты девушка играет две роли: Эстеллы Миллер и роковой Круэллы. Какая же сторона победит? Она узнает правду о своем происхождении, и отомстит обидчикам».

Что такое синопсис фильма: примеры написания в сценариях для кино и сериалов

Логлайн фильма

Логлайн — это аннотация к произведению. В нескольких предложениях должна уместиться суть фильма. Несколькими фразами преподносится ответ на вопрос о сути кино.

Итак, что сообщает логлайн

Хороший логлайн скажет о сюжетной истории, но сохранит интригу, не открывая завязки и финала. Если удастся составить удачный логлайн до написания сценария, то шанс на успех фильма очень высокий.

Главный герой

О главном герое лучше подать такую информацию: профессия, социальный статус, основная черта характера.

Цель логлайна

Цель укажет на основную интригу, намекнет на события фильма. Слова, обозначающие действие, раскрывают драматизм сюжета. Важно указать препятствие или врага, мешающему герою достигнуть цели.

Важные характеристики хорошего логлайна

Что важно в хорошем логлайне:

  • интрига;
  • доля иронии;
  • лаконичность;
  • эмоциональность;
  • указание жанра.

Не нужно делать моральных выводов. Требуется заинтересовать и зрителей, и продюсера.

Удачный синопсис фильма способен творить чудеса. После прочтения такого шедевра редактор обязательно предложит автору выгодное сотрудничество.

Аннотация

[Annotation]

— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя
 


Антагонист

[Antagonist/Heavy]

— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту

  Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.


Антигерой

[Antihero]

— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста
 

  Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне
 
 

Арка героя/Сюжет героя

[Character arc/Character development]

— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории
 

  — А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.

 
 

Аутлайн 

[Outline/Step outline]

— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов
 

  Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.
 
 

  В 2004 году британский сценарист Dan Bronzite придумал и успешно выпустил на рынок специальный софт для написания сценариев — Movie Outline.


Внутренний монолог

[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]

— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам

  Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например. 


Диалог

[Dialogue/Lines]

— обмен репликами между двумя и более персонажами
 


Драфт/Черновик/Набросок

[Draft]

— один из черновых вариантов сценария
 


Завязка

[Inciting incident/Catylist/Setup]

— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия
 

  В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.
 
 

Заявка/Сценарная заявка

[Request/Query letter]

— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.
 

  Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.
 
 

Идея

[Idea/Concept]

— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
 


Катарсис

[Catharsis]

— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
 


Композиция

[Composition]

— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
 


Конфликт

[Conflict/Complication/Confrontation]

— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
 


Кризис

[Crisis]

— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
 


«Крючок»

[Hook]

— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
 


Кульминация

[Climax/High point/Zenith/Apex/Crescendo]

— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом
 

  В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.

Роберт Макки
 

 

Кульминация не обязательно должна быть одна.
В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.
 


Логлайн

[Logline/Premise]

— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте

  Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
 
 

МакГаффин

[MacGuffin]

— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет
 

  Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.

Альфред Хичкок
 

 

Монолог

[Monologue]

— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
 


Линейное повествование

[Linear narrative]

— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
 


Нелинейное повествование

[Nonlinear/Disjointed/Disrupted narrative]

— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий

Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.
 


Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт

[Peripeteia/Peripety/Plot point]

— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
 


Побочная сюжетная линия

[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]

— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
 


Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент

[Treatment]

— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария

Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария» 
 


Пролог

[Prologue]

— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
 


Протагонист

[Protagonist]

— главный герой, как правило, «положительный»

Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.
 


Развитие

[Rising action/Confrontation]

— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
 


Развязка

[Denouement/Resolution/Tag]

— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
 


Режиссерский сценарий

[Shooting script]

— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
 


Синопсис

[Synopsis]

— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)

Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).
 


Сеттинг

[Setting/Locale]

— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.
 

  Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки
 
 

Спекулятивный сценарий

[Spec script/Speculative script]

— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
 


Структура

[Dramatic structure]

— последовательность событий, происходящих в фильме
 


Сценарий

[Screenplay/Script]

— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма
 

  Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок
 
 

Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
 


Сценарный доктор/Скрипт-доктор

[Script doctor]

— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
 


Сюжет

[Plot/Story/Beat/“A” story]

— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
 


Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка

[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]

— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
 


Тема

[Theme/Topic]

— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
 


Точка невозврата/Центральный поворот

[Midpoint/Point of no return]

— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
 


Трехактная структура

[Three-act structure]

— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
 


Фабула

[Fabula]

— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет

«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.
 


Финал

[finale/ending]

— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
 


Флэшбэк

[Flash-back]

— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое

Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один. 
 


Флэшфорвард

[Flash-forward/Flash-ahead]

— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему

Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов. 
Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.
 


Экспозиция

[Exposition/Set up]

— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
 


Эпилог

[Epilogue]

— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Краткое описание сценария праздника масленица
  • Краткое описание сценария ко дню матери
  • Краткое описание русских праздников
  • Краткое описание праздников россии
  • Краткое описание праздника рождество пресвятой богородицы