1
Я ехал к Ростову
Высоким холмом,
Лесок малорослый
Тянулся на нем;
Береза, осина,
Да ель, да сосна;
А слева — долина,
Как скатерть ровна.
Пестрел деревнями,
Дорогами дол,
Он всё понижался
И к озеру шел,
Ни озера, дети
Забыть не могу,
Ни церкви на самом
Его берегу:
Тут чудо картину
Я видел тогда!
Ее вспоминаю
Охотно всегда…
2
Начну по порядку:
Я ехал весной,
В страстную субботу,
Пред самой Святой.
Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ;
Скучая смертельно,
Решал я вопрос:
Кто плотник, кто слесарь,
Маляр, водовоз!
Нетрудное дело!
Идут кузнецы —
Кто их не узнает?
Они молодцы
И петь, и ругаться,
Да — день не такой!
Идет кривоногий
Гуляка-портной:
В одном сертучишке,
Фуражка как блин, —
Гармония, трубка,
Утюг и аршин!
Смотрите — красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз;
Он кисти и краски
Несет за плечом,
И словно ландкарта
Передник на нем.
Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И словно солдаты
Все в ногу идут,
А пилы стальные
У добрых ребят,
Как рыбы живые,
На плечах дрожат!
Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,
Омыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой…
3
Стемнело. Болтая
С моим ямщиком,
Я ехал всё тем же
Высоким холмом,
Взглянул на долину,
Что к озеру шла,
И вижу — долина
Моя ожила:
На каждой тропинке,
Ведущей к селу,
Толпы появились;
Вечернюю мглу
Огни озарили
Куда-то идет
С пучками горящей
Соломы народ.
Куда? Я подумать
О том не успел,
Как колокол громко
Ответ прогудел!
У озера ярко
Горели костры, —
Туда направлялись,
Нарядны, пестры,
При свете горящей
соломы, — толпы…
У божьего храма
Сходились тропы, —
Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была!..
Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова
Стихотворения Некрасова, написанные для детей, глубоко народны и наполнены метафорами. В них поэт использует все фольклорные элементы: прибаутки, сказания и притчи. Его стихи любимы детьми и переведены практически на все языки народов СНГ.
В стихотворении Некрасова Н.А. «Накануне светлого праздника» (написанное в 1873г.) повествование ведётся от лица автора. Жанр произведения можно назвать «дорожным впечатлением». Автор в самом начале указывает на место действия — город Ростов. Состоит произведение из трёх частей: первая — это описание долины с озером и стоящей на берегу церковью, вторая — встреча с простыми людьми, возвращающимся домой на Пасху, третья — вид нарядной толпы, спешащей к церкви на праздник.
Стихотворение привлекает читателя своим точным изображением рабочих людей – красильщиков, кузнецов, пильщика, портного. Все они стремятся в родные края с желанием отдохнуть в священный Пасхальный праздник:
«Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,
Отмыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С весёлой душой»
Автор передал читателю восхищение силой народной единой массы, шествующей ко всенощной. Люди шли в сумерках, держа в руках пучки горящей соломы, их становилось всё больше и больше:
«Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была»
Всё произведение проникнуто любовью и уважением к простому рабочему люду, который умеет ударно работать, а потом пойти праздновать Пасху. Для Некрасова было отрадным видеть такое единство людей, их стремление быть вместе в день церковного празднества. Для него это событие явилось поистине чудесной картиной.
Само повествование кажется незамысловатым. Разговорную интонацию передаёт 2-стопный амфибрахий. В каждом четверостишии рифмуются только 2-я и 4-я строчки, что напоминает по звучанию устную речь. Но детям проще воспринимать такое несложное по строению произведение и сосредоточится на его образах.
Описание природы немногословно и лишено подробностей. Все силы автор сосредоточил на людях, их настроении и предчувствии радости от Светлого Христова праздника. Читатели вовлечены в увлекательную игру — как узнать, кто по профессии каждый идущий человек? Автор даёт подсказки: выпачканный охрой нос, пилы в руках, плоская фуражка. Такие разные люди становятся единым фронтом в своём желании поскорее добраться до родных деревень. И это настроение умиротворения и ожидания греют душу Некрасова и всех его читателей.
Отображение в своих произведениях быта крестьян и их детей можно назвать визитной карточкой Некрасова. Поэт воплотил в своём произведении упоение миром и радость от самой жизни. Во всех стихотворениях Н.А. Некрасова для детей воплотилось его главное творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме». Стихотворение «Накануне светлого праздника» было последним у автора и вошло в сборник «Русским детям», выпущенный после смерти поэта в 1881 году.
-
- 0
-
Краткое описание для читательского дневника. Произведение «На кануне светлого праздника» Н А Некрасова.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
Лирический герой вспоминает, по какой красивой и живописной дороге он ехал в Ростов. Это было перед Пасхой. По дороге в это время шел рабочий люд. Это были кузнецы, портные, красильщики, пильщики… Они шли домой, чтобы там встретить праздник и отдохнуть от своих трудов. А поздним вечером, когда совсем стемнело, толпы людей с горящими пучками соломы направились в храм.
«Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была!»…
-
Комментариев (0)
Стихотворение «Накануне светлого праздника» Николая Некрасова
Стихотворения Некрасова, написанные для детей, глубоко народны и наполнены метафорами. В них поэт использует все фольклорные элементы: прибаутки, сказания и притчи. Его стихи любимы детьми и переведены практически на все языки народов СНГ.
В стихотворении Некрасова Н.А. «Накануне светлого праздника» (написанное в 1873г.) повествование ведётся от лица автора. Жанр произведения можно назвать «дорожным впечатлением». Автор в самом начале указывает на место действия — город Ростов. Состоит произведение из трёх частей: первая — это описание долины с озером и стоящей на берегу церковью, вторая — встреча с простыми людьми, возвращающимся домой на Пасху, третья — вид нарядной толпы, спешащей к церкви на праздник.
Стихотворение привлекает читателя своим точным изображением рабочих людей – красильщиков, кузнецов, пильщика, портного. Все они стремятся в родные края с желанием отдохнуть в священный Пасхальный праздник:
«Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,
Отмыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С весёлой душой»
Автор передал читателю восхищение силой народной единой массы, шествующей ко всенощной. Люди шли в сумерках, держа в руках пучки горящей соломы, их становилось всё больше и больше:
«Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была»
Всё произведение проникнуто любовью и уважением к простому рабочему люду, который умеет ударно работать, а потом пойти праздновать Пасху. Для Некрасова было отрадным видеть такое единство людей, их стремление быть вместе в день церковного празднества. Для него это событие явилось поистине чудесной картиной.
Само повествование кажется незамысловатым. Разговорную интонацию передаёт 2-стопный амфибрахий. В каждом четверостишии рифмуются только 2-я и 4-я строчки, что напоминает по звучанию устную речь. Но детям проще воспринимать такое несложное по строению произведение и сосредоточится на его образах.
Описание природы немногословно и лишено подробностей. Все силы автор сосредоточил на людях, их настроении и предчувствии радости от Светлого Христова праздника. Читатели вовлечены в увлекательную игру — как узнать, кто по профессии каждый идущий человек? Автор даёт подсказки: выпачканный охрой нос, пилы в руках, плоская фуражка. Такие разные люди становятся единым фронтом в своём желании поскорее добраться до родных деревень. И это настроение умиротворения и ожидания греют душу Некрасова и всех его читателей.
Отображение в своих произведениях быта крестьян и их детей можно назвать визитной карточкой Некрасова. Поэт воплотил в своём произведении упоение миром и радость от самой жизни. Во всех стихотворениях Н.А. Некрасова для детей воплотилось его главное творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме». Стихотворение «Накануне светлого праздника» было последним у автора и вошло в сборник «Русским детям», выпущенный после смерти поэта в 1881 году.
Дата публикации: 22 сентября 2021 в 14:28
1Я ехал к Ростову
Высоким холмом,
Лесок малорослый
Тянулся на нем; Береза, осина,
Да ель, да сосна;
А слева — долина,
Как скатерть ровна.Пестрел деревнями,
Дорогами дол,
Он всё понижался
И к озеру шел, Ни озера, дети
Забыть не могу,
Ни церкви на самом
Его берегу: Тут чудо картину
Я видел тогда!
Ее вспоминаю
Охотно всегда…2Начну по порядку:
Я ехал весной,
В страстную субботу,
Пред самой Святой.Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ; Скучая смертельно,
Решал я вопрос:
Кто плотник, кто слесарь,
Маляр, водовоз! Нетрудное дело!
Идут кузнецы —
Кто их не узнает?
Они молодцыИ петь, и ругаться,
Да — день не такой!
Идет кривоногий
Гуляка-портной: В одном сертучишке,
Фуражка как блин, —
Гармония, трубка,
Утюг и аршин! Смотрите — красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз; Он кисти и краски
Несет за плечом,
И словно ландкарта
Передник на нем.Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И словно солдаты
Все в ногу идут, А пилы стальные
У добрых ребят,
Как рыбы живые,
На плечах дрожат! Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти, Омыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой…3Стемнело. Болтая
С моим ямщиком,
Я ехал всё тем же
Высоким холмом, Взглянул на долину,
Что к озеру шла,
И вижу — долина
Моя ожила: На каждой тропинке,
Ведущей к селу,
Толпы появились;
Вечернюю мглуОгни озарили
Куда-то идет
С пучками горящей
Соломы народ.Куда? Я подумать
О том не успел,
Как колокол громко
Ответ прогудел! У озера ярко
Горели костры, —
Туда направлялись,
Нарядны, пестры, При свете горящей
соломы, — толпы…
У божьего храма
Сходились тропы, —Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была!..
Pishi-stihi.ru »
Николай Некрасов
«Накануне светлого праздника» Н. Некрасов
I
Я ехал к Ростову
Высоким холмом,
Лесок малорослый
Тянулся на нем:Береза, осина,
Да ель, да сосна;
А слева – долина,
Как скатерть ровна.Пестрел деревнями,
Дорогами дол,
Он всё понижался
И к озеру шел.Ни озера, дети
Забыть не могу,
Ни церкви на самом
Его берегу:Тут чудо картину
Я видел тогда!
Ее вспоминаю
Охотно всегда…
II
Начну по порядку:
Я ехал весной,
В страстную субботу,
Пред самой Святой.Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ;Скучая смертельно,
Решал я вопрос:
Кто плотник, кто слесарь,
Маляр, водовоз?Нетрудное дело!
Идут кузнецы –
Кто их не узнает?
Они молодцыИ петь, и ругаться,
Да день не такой!
Идет кривоногий
Гуляка-портной:В одном сертучишке,
Фуражка как блин, –
Гармония, трубка,
Утюг и аршин!Смотрите – красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз;Он кисти и краски
Несет за плечом,
И словно ландкарта
Передник на нем.Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И словно солдаты
Все в ногу идут,А пилы стальные
У добрых ребят,
Как рыбы живые,
На плечах дрожат!Я доброго всем им
Желаю пути,
В родные деревни
Скорее прийти,Омыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой…
III
Стемнело. Болтая
С моим ямщиком,
Я ехал всё тем же
Высоким холмом;Взглянул на долину,
Что к озеру шла,
И вижу – долина
Моя ожила:На каждой тропинке,
Ведущей к селу,
Толпы появились;
Вечернюю мглуОгни озарили:
Куда-то идет
С пучками горящей
Соломы народ.Куда? Я подумать
О том не успел,
Как колокол громко
Ответ прогудел!У озера ярко
Горели костры, –
Туда направлялись,
Нарядны, пестры,При свете горящей
соломы, – толпы…
У божьего храма
Сходились тропы, –Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была!..
1873 г.
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Накануне светлого праздника»
Стихотворение «Накануне светлого праздника» относится к позднему периоду творчества Некрасова – оно написано в 1873 году состоявшимся мастером слова. Произведение, хотя и написано для детей, поднимает неоднозначную тему человека труда. В его рамках поэт ярко и образно описывает людей разных профессий, что подпитывает интерес маленького читателя, привлекает внимание к деталям и делает стихотворение познавательным.
Оно включает такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «светлый праздник», «трудовой пот», «веселая душа», «народная масса», «чудесная картина», «добрый путь»;
- инверсию – «лесок малорослый», «пестрел дол», «встречался народ» «рыбы живые», «идет народ», «горели костры» – для обеспечения гармоничной рифмовки;
- метафору – «пестрел деревнями»;
- сравнения – «долина, как скатерть ровна», «фуражка как блин», «словно ландкарта передник (то есть покрытый пятнами разной формы и цвета, придающими сходство с географической картой)», «словно солдаты …идут», «дрожат, как рыбы»;
- ряды однородных членов предложения – «береза, осина, ель, сосна», «прийти, омыть, встретить»;
- эллипсис – «…слева – (раскинулась) долина», «смотрите – (идет) красильщик» – для соблюдения стихотворного размера;
- синонимы – «дол, долина», «церковь, храм»;
- риторические восклицания – «… картину я видел тогда!», «… день не такой!», «… пилы … дрожат!», «Нетрудное дело!» – придают эмоциональность;
- риторические вопросы – «Кто их не узнает?», «Куда?», словно вовлекающие читателя в диалог;
- антонимы – «высокий – малорослый», в том числе контекстуальные – «петь – ругаться», «мгла – огонь»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «как колокол громко…», «встретить Святую с веселой душой»;
- обращение – «дети»;
- олицетворения – «колокол прогудел в ответ», «веселая душа»;
- религиозную лексику – «церковь», «чудо», «страстная суббота», «Святая», «божий храм», «душа» – обусловленную темой стихотворения;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «лесок», «сертучишко (искаженное сюртучишко – род пиджака)», «тропинка».
Святая – иное название православного праздника Пасхи. Описывая картину народного единства, ликования, Некрасов делает акцент на том, что люди идут на длинную праздничную службу после тяжелого трудового дня, что они умеют и тонко чувствовать, и трудиться, и отдыхать от души. Увиденное умиляет автора: он не скрывает глубокого уважения к людям, на плечах которых держится мощь великой державы.
В простеньком, незамысловатом детском стихотворении поэт дает возвышенный образ народа-богоносца, отмечает его бесхитростную наивную веру, физическую и нравственную выносливость.
Обновлено: 31.01.2023
Береза, осина,
Да ель, да сосна;
А слева — долина,
Как скатерть ровна.
Пестрел деревнями,
Дорогами дол,
Он всё понижался
И к озеру шел,
Ни озера, дети
Забыть не могу,
Ни церкви на самом
Его берегу:
Тут чудо картину
Я видел тогда!
Ее вспоминаю
Охотно всегда…
Начну по порядку:
Я ехал весной,
В страстную субботу,
Пред самой Святой.
Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ;
Скучая смертельно,
Решал я вопрос:
Кто плотник, кто слесарь,
Маляр, водовоз!
Нетрудное дело!
Идут кузнецы —
Кто их не узнает?
Они молодцы
И петь, и ругаться,
Да — день не такой!
Идет кривоногий
Гуляка-портной:
В одном сертучишке,
Фуражка как блин, —
Гармония, трубка,
Утюг и аршин!
Смотрите — красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз;
Он кисти и краски
Несет за плечом,
И словно ландкарта
Передник на нем.
Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И словно солдаты
Все в ногу идут,
А пилы стальные
У добрых ребят,
Как рыбы живые,
На плечах дрожат!
Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,
Омыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой…
Стемнело. Болтая
С моим ямщиком,
Я ехал всё тем же
Высоким холмом,
Взглянул на долину,
Что к озеру шла,
И вижу — долина
Моя ожила:
На каждой тропинке,
Ведущей к селу,
Толпы появились;
Вечернюю мглу
Огни озарили
Куда-то идет
С пучками горящей
Соломы народ.
Куда? Я подумать
О том не успел,
Как колокол громко
Ответ прогудел!
У озера ярко
Горели костры, —
Туда направлялись,
Нарядны, пестры,
При свете горящей
соломы, — толпы…
У божьего храма
Сходились тропы, —
Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);
Стихотворения Некрасова, написанные для детей, глубоко народны и наполнены метафорами. В них поэт использует все фольклорные элементы: прибаутки, сказания и притчи. Его стихи любимы детьми и переведены практически на все языки народов СНГ.
Стихотворение привлекает читателя своим точным изображением рабочих людей – красильщиков, кузнецов, пильщика, портного. Все они стремятся в родные края с желанием отдохнуть в священный Пасхальный праздник:
Автор передал читателю восхищение силой народной единой массы, шествующей ко всенощной. Люди шли в сумерках, держа в руках пучки горящей соломы, их становилось всё больше и больше:
Всё произведение проникнуто любовью и уважением к простому рабочему люду, который умеет ударно работать, а потом пойти праздновать Пасху. Для Некрасова было отрадным видеть такое единство людей, их стремление быть вместе в день церковного празднества. Для него это событие явилось поистине чудесной картиной.
Само повествование кажется незамысловатым. Разговорную интонацию передаёт 2-стопный амфибрахий. В каждом четверостишии рифмуются только 2-я и 4-я строчки, что напоминает по звучанию устную речь. Но детям проще воспринимать такое несложное по строению произведение и сосредоточится на его образах.
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Стихотворения Некрасова, написанные для детей, глубоко народны и наполнены метафорами. В них поэт использует все фольклорные элементы: прибаутки, сказания и притчи. Его стихи любимы детьми и переведены практически на все языки народов СНГ.
Стихотворение привлекает читателя своим точным изображением рабочих людей – красильщиков, кузнецов, пильщика, портного. Все они стремятся в родные края с желанием отдохнуть в священный Пасхальный праздник:
Автор передал читателю восхищение силой народной единой массы, шествующей ко всенощной. Люди шли в сумерках, держа в руках пучки горящей соломы, их становилось всё больше и больше:
Всё произведение проникнуто любовью и уважением к простому рабочему люду, который умеет ударно работать, а потом пойти праздновать Пасху. Для Некрасова было отрадным видеть такое единство людей, их стремление быть вместе в день церковного празднества. Для него это событие явилось поистине чудесной картиной.
Само повествование кажется незамысловатым. Разговорную интонацию передаёт 2-стопный амфибрахий. В каждом четверостишии рифмуются только 2-я и 4-я строчки, что напоминает по звучанию устную речь. Но детям проще воспринимать такое несложное по строению произведение и сосредоточится на его образах.
1 Я ехал к Ростову Высоким холмом, Лесок малорослый Тянулся на нем; Береза, осина, Да ель, да сосна; А слева — долина, Как скатерть ровна. Пестрел деревнями, Дорогами дол, Он всё понижался И к озеру шел, Ни озера, дети Забыть не могу, Ни церкви на самом Его берегу: Тут чудо картину Я видел тогда! Ее вспоминаю Охотно всегда… 2 Начну по порядку: Я ехал весной, В страстную субботу, Пред самой Святой. Домой поспешая С тяжелых работ, С утра мне встречался Рабочий народ; Скучая смертельно, Решал я вопрос: Кто плотник, кто слесарь, Маляр, водовоз! Нетрудное дело! Идут кузнецы — Кто их не узнает? Они молодцы И петь, и ругаться, Да — день не такой! Идет кривоногий Гуляка-портной: В одном сертучишке, Фуражка как блин, — Гармония, трубка, Утюг и аршин! Смотрите — красильщик! Узнаешь сейчас: Нос выпачкан охрой И суриком глаз; Он кисти и краски Несет за плечом, И словно ландкарта Передник на нем. Вот пильщики: сайку Угрюмо жуют И словно солдаты Все в ногу идут, А пилы стальные У добрых ребят, Как рыбы живые, На плечах дрожат! Я доброго всем им Желаю пути; В родные деревни Скорее прийти, Омыть с себя копоть И пот трудовой И встретить Святую С веселой душой… 3 Стемнело. Болтая С моим ямщиком, Я ехал всё тем же Высоким холмом, Взглянул на долину, Что к озеру шла, И вижу — долина Моя ожила: На каждой тропинке, Ведущей к селу, Толпы появились; Вечернюю мглу Огни озарили Куда-то идет С пучками горящей Соломы народ. Куда? Я подумать О том не успел, Как колокол громко Ответ прогудел! У озера ярко Горели костры, — Туда направлялись, Нарядны, пестры, При свете горящей соломы, — толпы… У божьего храма Сходились тропы, — Народная масса Сдвигалась, росла. Чудесная, дети, Картина была.
Автор передал читателю восхищение силой народной единой массы, шествующей ко всенощной. Люди шли в сумерках, держа в руках пучки горящей соломы, их становилось всё больше и больше:
-Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Это имя вам уже хорошо знакомо. Что вы можете вспомнить о жизни поэта?
-Стихотворения Н.А. Некрасова, написанные для детей, глубоко народны и наполнены метафорами. В них поэт использует все фольклорные элементы: прибаутки, сказания и притчи. Его стихи любимы детьми и переведены практически на все языки народов СНГ.
— Прочтите название произведения , с которым мы будем знакомиться на уроке, про себя.
I
Я ехал к Ростову
Высоким холмом,
Лесок малорослый
Тянулся на нем:
Береза, осина,
Да ель, да сосна;
А слева — долина,
Как скатерть ровна.
Пестрел деревнями,
Дорогами дол,
Он всё понижался
И к озеру шел.
Ни озера, дети,
Забыть не могу,
Ни церкви на самом
Его берегу:
Тут чудо-картину
Я видел тогда!
Ее вспоминаю
Охотно всегда.
II
Начну по порядку:
Я ехал весной,
В страстную субботу,
Пред самой Святой.
Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ;
Скучая смертельно,
Решал я вопрос:
Кто плотник, кто слесарь,
Маляр, водовоз?
Нетрудное дело!
Идут кузнецы —
Кто их не узнает?
Они молодцы
И петь и ругаться,
Да день не такой!
Идет кривоногий
Гуляка-портной:
В одном сертучишке,
Фуражка как блин, —
Гармония, трубка,
Утюг и аршин!
Смотрите — красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз;
Он кисти и краски
Несет за плечом,
И словно ландкарта
Передник на нем.
Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И словно солдаты
Все в ногу идут,
А пилы стальные
У добрых ребят,
Как рыбы живые,
На плечах дрожат!
Я доброго всем им
Желаю пути,
В родные деревни
Скорее прийти,
Омыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой.
III
Стемнело. Болтая
С моим ямщиком,
Я ехал всё тем же
Высоким холмом;
Взглянул на долину,
Что к озеру шла,
И вижу — долина
Моя ожила:
На каждой тропинке,
Ведущей к селу,
Толпы появились;
Вечернюю мглу
Огни озарили:
Куда-то идет
С пучками горящей
Соломы народ.
Куда? Я подумать
О том не успел,
Как колокол громко
Ответ прогудел!
У озера ярко
Горели костры, —
Туда направлялись,
Нарядны, пестры,
При свете горящей
Соломы, — толпы.
У божьего храма
Сходились тропы, —
Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была.
> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable
— Зачитайте, как автор описывает природу.
— Почему ему с утра встречался рабочий народ?
В нечернозёмных губерниях крестьянский надел был обложен сверх его доходности, поэтому крестьяне вынуждены были идти на заработки. Домой они возвращались к посевной.
— Каких мастеровых описывает Некрасов?
— Зачитайте описание кузнецов, портного, красильщика, пилильщиков.
— Что автор хотел донести до вас?
— Зачем он описал мастеровых?
…нос выпачкан охрой…;
…сайку угрюмо жуют…;
— Чего желает им автор?
* Работа над выразительным чтением.
— Какие правила выразительного чтения вы знаете? (читать не торопясь, вдумываться в то, о чём читаешь останавливаться на точках, выделять голосом отдельные слова).
— Читая это произведение, проникните любовью к родной природе и своему народу.
-Прочитайте выразительно стихотворение.
— С каким новым произведением Н.А.Некрасова вы познакомились на уроке ?
> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable
Домашнее задание.
Читайте также:
- Чувства у которых болят зубы краткое содержание
- Чуковский рассказ о школе
- Аналитическая справка по проверке электронного журнала в школе
- Могила таме тунга краткое содержание
- И все таки я люблю книга краткое содержание