Крещение у армян праздник

6 января Армянская Апостольская Церковь отмечает праздник Рождества и Крещения Иисуса Христа — один из главных христианских праздников.До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некот...

Святое Рождество и Крещение Господне в Армении Христос родился в пещере и был положен в ясли (Фото: Zvonimir Atletic, по лицензии Shutterstock.com)

6 января Армянская Апостольская Церковь отмечает праздник Рождества и Крещения Иисуса Христа — один из главных христианских праздников.

До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря. Это было сделано для того, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник.

Армянская Апостольская церковь осталась верна старому порядку и день рождения Христа отмечает 6 января одновременно с Крещением Христа под общим названием Богоявления.

Накануне праздника Святого Рождества, вечером служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова.

На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия. Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.

В воду добавляется святое Миро, вода благословляется молитвой. Согласно традиции, после службы верующие люди несут в свои дома немного освященной воды. Вода именуется крещенской и является целебным средством для больных, так как освященная вода обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду хранят и относятся к ней, как к великой святыне.

В дни празднования Рождества также освящают дома. 7-го января, как и во все дни, следующие сразу за главным праздником, совершается поминовение усопших — Мерелоц. После Божественной литургии во всех церквях молятся за упокой души, после чего люди посещают могилы.

Как и в России, Рождество в Армении является семейным праздником, который собирает родных и близких за богато накрытым праздничным столом.

Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.

6 января Армянская Апостольская Святая Церковь под общим названием Богоявления отмечает праздник  Рождества и Крещения Иисуса Христа — один из главных христианских праздников. Многие наши читатели, знакомящиеся с календарем ААЦ, задаются вопросом: «Почему Армянская Церковь празднует Рождество в ночь с 5 на 6 января, в то время как Русская Православная Церковь в ночь с 6 на 7 января, а католики и протестанты отмечают этот праздник 25 декабря, то есть еще до наступления Нового года?». В сегодняшней публикации мы на него постараемся ответить.

Известно, что Армения – первое в мире государство, принявшее христианство в качестве государственной религии еще в 301 году (в Римской империи это случилось в 313 г.), поэтому традиции празднования Рождества в Армянской церкви утвердились согласно древневосточным правилам раннего христианства.

Первые христиане отмечали два праздника: Воскресение Христово (Пасха) и Богоявление. Богоявление включало в себя воспоминание и о Рождении Иисуса, и поклонении волхвов, и Крещении Иисуса в Иордане, и свадьбе в Канне Галилейской, где Иисус превратил воду в вино, т.е. все события, с которых начали сбываться пророчества о том, Бог спасет человечество.

Очевидно, что точная дата рождения Христа не была исторически установлена — она не записана в Евангелии. Но, все христианские церкви вплоть до IV века отмечали рождение Христа вместе — 6 января. Однако, в IV в. Римская церковь выделила Рождество в отдельный праздник и перенесла на 25 декабря. Причиной стало празднование в этот день римскими язычниками дня рождения солнечного божества. Яркий праздник привлекал римлян, даже христиан, и ради них римские папы решили придать празднику христианский смысл. За Римом вскоре пошла и Византия.

Армения же, находясь вне Римской Империи, сохранила исконную традицию и по сей день продолжает отмечать Рождество и Крещение 6 января как единый праздник Богоявления.

В Святой Земле православные церкви используют старый календарь (который имеет разницу в двенадцать дней), чтобы определить дату религиозных праздников. Соответственно, в Иерусалиме армяне отмечают Богоявление 18 января.

Что же произошло в России и почему РПЦ отмечает Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января? Дело в том, что когда страна перешла на новый стиль, Русская Православная Церковь этого не сделала, и, соответственно, даты сместились: 25 декабря по старому стилю приходится на 7 января по новому.

Отметим, что кроме Армянской Апостольской Церкви 6 января Рождество и Крещение Господне под общим названием Богоявления празднуют последователи других древневосточных церквей: Ассирийской церкви Востока, Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Сирийской, Маланкарской православных церквей.

горящие свечи

В заключение расскажем о том, как происходит само празднование.

Накануне праздника Святого Рождества, вечером 5 января служится литургия, которая называется Литургия Сочельника или Чракалуйц. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова.

На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия. Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды. В воду добавляется святое Миро, вода благословляется молитвой. Согласно традиции, после службы верующие люди несут в свои дома немного освященной воды. Вода именуется крещенской и является целебным средством для больных, так как освященная вода обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду хранят и относятся к ней, как к великой святыне.

В дни празднования Рождества также освящают дома. 7-го января, как и во все дни, следующие сразу за главным праздником, совершается поминовение усопших — Мерелоц. После Божественной литургии во всех церквях молятся за упокой души, после чего люди посещают могилы.

Как и в России, Рождество в Армении является семейным праздником, который собирает родных и близких за богато накрытым праздничным столом.

Подготовила Амалия Тавадьян

Армянская Апостольская церковь (ААЦ) — единственная среди христианских церквей — отметит в понедельник, 6 января праздник Рождества Христова одновременно с Крещением под общим названием Богоявления.

Католикос Всех Армян Гарегин II отслужит в Кафедральном соборе Святого Эчмиадзина торжественную рождественскую литургию. На богослужении будут присутствовать руководители страны, члены правительства, депутаты, политические деятели и прихожане.

Только Армянская Церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день. Другие церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря или 7 января, а Крещение — 6 или 19 января.

Предшествующая Рождеству неделя — с 30 декабря до вечера 5 января — считается постной. В эти дни используются продукты исключительно растительного происхождения.

По старому летоисчислению, армяне отмечали Новый год 1 числа месяца Навасард, то есть 11 августа, когда поста не было. С принятием нового летоисчисления Новый год стали праздновать 31 декабря — в день, совпадающий с постом, предшествующим Рождеству.

Завершают пост 5 января, вечером в Сочельник, когда в церквях отслужат рождественскую литургию. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!» («Քրիստոս ծնավ և հայտնեցավ Մեզ և Ձեզ մեծ ավետիս»)․

Праздник Рождества и Богоявления — это день прихода в мир, то есть явления Иисуса Христа. Он начинается вечером 5 января, так как церковный день сменяется после вечернего богослужения.

Сначала служат святую литургию Чрагалуйца, которая совершается два раза в год — в праздники Рождества и Воскресения. «Чрагалуйц» означает «возжигание светильников» (лампад), что символизирует свет Вифлеемской звезды, которая указала волхвам путь к младенцу Иисусу. Также во время литургии зажигают свечи, символизирующие божественный свет, благословение церкви. Поэтому зажженные в церкви лампады и свечи люди уносят в свои дома.

Шестого января, после рождественской литургии, совершается Водоосвящение, которое символизирует крещение Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и миром, после этого ее раздают присутствующим. На следующий день в армянской церкви служат литургию поминовения усопших, совершается обряд панихиды для успокоения душ почивших.

В дни празднования Рождества также освящают дома. Впрочем, люди приглашают священнослужителя домой или на место работы, желая получить Божие благословение, и после Рождества и Воскресения.

Седьмого января, как и во все дни, следующие сразу за главными праздниками, совершается поминовение усопших — Мерелоц. После Божественной литургии во всех церквях молятся за упокой души, после чего люди посещают могилы.

Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.

6 января 2023 года Святое Рождество Христово и Крещение в Армении?

источник фото: rudnya-tribuna.ru

Люди, которым не знакома история Армении, удивляются, по какой причине эта кавказская страна отмечает православный праздник Рождества Христова очень громко, и начинает в ночь с 5 на 6 января? Причина проста — дело в том, что Армянская Апостольская Церковь отмечает на сутки раньше день, когда появился на свет Сын Божий.

У первых христиан всего было два праздника, среди которых было Богоявление и Воскресение Христово (или Пасха). В течение второго торжества вспоминались все события из жизни Иисуса – его рождение, приход волхвов, крещение, превращение воды в вино, а также другие пророчества, где говорилось о спасении человечества. Согласно исследованиям, проведенным учеными, еще с середины II века нашей эры праздник Богоявления во всех христианских церквях отмечали одновременно – шестого января.

Уже в четвертом веке нашей эры в Западной Римской империи церковь признала Рождество отдельным праздником, который был перенесен на 25 декабря. Считают, что это связано с тем, что у римских язычников на этот день приходился день рождения солнечного божества. Сразу после этого периода наступало зимнее равноденствие. День постепенно начинает расти, а ночь уменьшается. Римляне очень ярко отмечали это торжество, оно привлекло и христиан. Поэтому римские папы решили просто видоизменить праздник под себя, придав ему христианский смысл.

Вслед за Римом традицию поддержала и Византия. В церковных общинах, которые в свое время были созданы еще апостолами, старались придерживаться древних традиций. Но выходили новые императорские законы, которые юридически запрещали праздновать в один день Рождество и Крещение. Более того, против нарушителей применяли полицейскую силу.

Армения – одна из первых христианских держав, которая находилась за пределами Римской империи. Ей удалось сохранить древнюю традицию, и поэтому даже по сегодняшний день здесь отмечают 6 января одновременно Крещение и Рождество. Данное торжество здесь называют единым праздником Богоявления. В России ситуация сложилась по-иному. Страна еще при Советах перешла на новый стиль, тогда как Русская Православная Церковь продолжила праздновать важные даты по-старому. В календаре даты сместились, и привычное 25 декабря сейчас приходится на 7 января по григорианскому стилю.

Отличия от православного и католического?

Определенные отличия имеются, ведь у католиков не принято придерживаться строгого поста, как это делают у нас. У христиан западного обряда принято отмечать Адвент, который не относится к постным периодам. Тем не менее, в рождественский сочельник даже католики стараются воздержаться от употребления мясных блюд.

Адвент принято называть временем, выделяемым для духовного очищения христиан. Начало периода приходится на четвертое воскресение до наступления праздника Рождества. Принято предпраздничное время разделять на два этапа. Первый продолжается до 16 декабря, и он посвящен мыслям о втором пришествии Иисуса Христа. Второй продолжается в течение недели – с 17 по 25 декабря. В это время христиане западного обряда готовятся к празднованию Рождества Христова. Принято вспоминать о первом пришествии Иисуса Христа.

У католиков имеется давняя традиция создания «венка Адвента», который выполняют из веток ели и дополняют четырьмя свечами. В первое воскресенье периода устанавливают первую свечу, затем вторую, третью и последнюю. Украшаются подобными атрибутами как дома христиан, так и церкви. В период Адвента среди католиков принято посещать утреннюю мессу, которая служится в память о Пресвятой Деве Марии. Символом данной мессы является горящая свеча, которая сопровождает путь верующих в церковь вплоть до восхода солнца. Чтобы огонь не пропал на свече, ее опускают в специальный фонарик, в котором сконструированы прозрачные окошки. На 25 декабря, в сам день Рождества в костелах проводятся сразу три священные литургии. Первая из них – ночная месса, которую также называют «Ad Missam in nocte». Утренняя получила название «Ad Missam in aurora», а дневная – «Ad Missam in die».

В католических храмах организовываются праздничные вертепы. Они представляют собой сцены, посвященные рождению Иисуса Христа, выполненные в миниатюре. Выполняют их из нескольких фигур, напоминающих об основных персонажах данного события. Обязательно в вертепе принимают участие фигурка младенца в яслях, святой Иосиф и Дева Мария. На вечер 25 декабря многие католические семьи собираются на праздничный ужин. Вечеря сопровождается горящими свечами и благодарственной молитвой, которую произносит глава семьи.

Среди православных христиан имеется традиция подготовки к Рождеству Христову через 40-дневный пост. Его окончание приходится на 6 января – Сочельник перед наступлением праздника. Сам по себе период воздержания представляет собой не только пищевые ограничения. Также в это время важно больше внимания уделять милосердию и добрым делам, помогать ближним и бороться с собственными страстями. Устав Церкви предполагает воздержание от мяса и молочных продуктов, в некоторые дни также под табу попадают морепродукты.

День, который приходится накануне Рождества, принято называть Сочельником. Данное название образовано от традиционного блюда, которое в течение многих веков принято было готовить в этот вечер. Его называли «сочива» и выполняли из вареной пшеницы или риса, дополненных медом. Заранее готовили православные храмы к празднованию, украшая их цветами и еловыми ветвями.

В честь празднования Рождества проходят специальные мероприятия, запланированные на ночь с 6 на 7 января. В полночь в храмах начинается торжественное богослужение. Оно разделено на несколько этапов – утрень, вечерню, повечерие и полуношницу, а также Литургию. Если утреннее и вечернее богослужение происходит во время важных христианских праздников, их принято объединять во «всенощное бдение». Оно представляет собой молитву, которая продолжается в течение всей ночи. Подобная служба проводится всего дважды в году, на самые главные для христиан праздники. К таковым относятся Рождество и Пасха.

Во время утрени поется полностью очень красивый канон во время православного богослужения: «Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!». Итогом церемониального празднования Рождества Христова становится Божественная литургия. Она представляет собой богослужение, в процессе которого прихожане проходят через таинство Причащения. На следующий день после Рождества, 8 января принято отмечать Собор Пресвятой Богородицы. В этот день верующие воздают честь Божией Матери.

Как только наступает вечер Рождества, среди православных христиан существует традиция отмечать Святки. Они представляют собой череду праздников, которые длятся вплоть до Крещенского Сочельника. Еще с древних времен принято было в это время устраивать веселые игры среди молодежи, посещать другие дома с праздничными песнопениями – колядками, которыми поздравляли других верующих. В Католической церкви именно Рождество считается важнейшим торжеством. У православных же оно занимает второе место в ранге праздников, уступая только Пасхе.

Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

Православные друзья поздравляют меня с Сочельником и с наступающим Рождеством. Спасибо! Но Рождество армяне отмечают сегодня, как испокон веков делали это все христиане еще до IV века. Причем 6 января, по древней традиции, празднуется и Крещение. Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.

Echmiadzin
Армянами по всему миру 5 января празднуется Сочельник Богоявления и служится Св. Литургия. Утром 6 января также служится Св. Литургия, после чего совершается обряд освящения воды – в память Крещения Иисуса. Святой Эчмиадзин, 6 января 2019. Фото: armenpress

Так почему же древнейшая на Земле Армянская Апостольская Церковь (единственная в мире!) отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением под общим названием Богоявления?

Поясню, откуда взялись разночтения и разброс в датах, основываясь на своем давнем материале на эту тему.

Вначале напомню, что именно Армения является первым христианским государством в мире. Царь Трдат III провозгласил государственной религией христианство в Армении в 301 году.

Из всех имеющихся свидетельств наиболее древним документом, который носит не только символический или исторический, но и конкретный богослужебный уставной характер, является «Армянский лекционарий» (Cod. Arm. Jer. 121, нач. V в.), рассказывающий о начинавшемся именно 6 января в Иерусалиме в конце IV века праздновании рождественских дней.

Этой же даты придерживался один из известных богословов св. Епифаний Кипрский, почивший в 403 году.

Но отчего же западный христианский мир отмечает праздник Рождества Христова именно в ночь на 25 декабря, «забыв» при этом о Крещении Божьего сына, что, как известно, произошло в день рождения Христа, на его 30-летие (по другим данным, на 33-летие)?

Причем, 25 декабря Рождество на государственном уровне празднуют не только католики, но и православные ряда стран, лютеране и представители других протестантских конфессий.

Однако вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и до сих пор однозначно так и неразрешенным.

Согласно Ветхому Завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста. Церковь отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос начал проповедовать в 30 лет и после крещения.

Но вот у римлян даже после принятия христианства язычество не теряло своих позиций. И с большой пышностью в империи отмечали праздник поклонения солнцу — День рождения Непобедимого Солнца, установленный в 274 году императором Аврелианом именно 25 декабря.

Поэтому-то, чтобы устранить языческие традиции, в 336 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа.

Согласно же другой точке зрения, донатисты (сторонники епископа Нумидийского Доната в первом десятилетии IV века, когда начался раскол Карфагенской церкви) праздновали Рождество еще до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена.

Датой Благовещения (евангельское событие и посвященный ему христианский праздник — возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа) было установлено 25 марта.

Прибавление к этим датам 9 месяцев и дает 25 декабря и 6 января, соответственно, по новому или старому стилю, что объясняется разницей в юлианском и григорианском календарях.

Впрочем, дата празднования Благовещения жестко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря.

В IV веке Восток и Запад, кроме Армянской Церкви, заимствовали друг у друга даты, установив отдельные праздники для Рождества и Крещения Господня. После Рождества Крещение следует 6 или 19 января (у православных).

Почему же Рождество и Крещение развели друг с другом, хотя они произошли в один день?

Существует вполне прозаическая версия: чтобы паломники в древности успевали добраться из Вифлеема до реки Иордан, где и был крещен Иисус Иоанном Крестителем.

Разночтения существуют и в том, где родился Иисус: в пещере или в хлеву? Скорее всего, это было одно место — пещера с хлевом.

Вероятно, над пещерой с хлевом, как часто тогда практиковалось, находился дом, чьи хозяева приютили беременную Деву Марию с ее нареченным мужем Иосифом, которые пришли в Вифлеем для участия в переписи населения, но, не найдя мест для постоя в городе, остановились в его окрестностях.

Протоевангелие Иакова говорит о яслях уже в момент начала избиения младенцев царем Иродом: «Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли» (кормушку для скота).

Согласно Евангелию от Матфея, царь Иудеи, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорожденному «Царю Иудейскому», испугался заговора против себя и приказал уничтожить младенца.

Однако волхвы, по сверхъестественному наущению, не открыли ему местонахождения новорожденного, после чего Ирод приказал убить всех детей в Вифлееме и окрестностях в возрасте до двух лет.

Евангелие не сообщает числа убитых младенцев. В церковных преданиях цифры разнятся, доходя до 14 тысяч (в византийской традиции) и 64 тысяч (в сирийской)… По мне, так убийство и одного младенца закслуживает смертной казни. Имя Ирода стало нарицательным и сохранилось в веках.

С Рождеством и Крещением вас, армяне! И с наступающим Рождеством, православные братья и сестры!

6 января Армянская Апостольская Церковь отмечает двойной праздник — Рождество и Крещение Господне. Об оставшихся неизменными канонах Армянской Церкви и значении этого праздника рассказывает настоятель церкви Святой Катогике в Джрвеже священник Кюрег Талян. Интервью: Рубен Пашинян.

Рубен Пашинин: Как отмечают Рождество в Армении?

Кюрег Талян: Все начинается с вечера 5 января и длится до полуночи. В Рождественский Сочельник во всех церквях служится Святая Литургия Чрагалуйс — Возжигание светильников. Верующие проводят весь день в молитве, в покаянии, после чего могут подойти к святому причастию и унести  в свои дома зажженные лампады и свечи. 

Отдельно хотелось бы отметить значение и символизм Чрагалуйса. Благая весть о рождении Христа возвещается поздно ночью, и это сравнивается с рассветом: ведь когда пробуждается солнце, его пока не видно — освещаются лишь вершины гор, небо. Солнца нет еще на небосклоне, но уже светло — также и рождение Спасителя.  

И уже на следующий день Рождество — «Христос родился и нам явился! Вам и нам благая весть!». С утра также служится Литургия, далее — совершается обряд освящения воды в память о Крещении Иисуса. В народе говорят: «Крест в воду падает». Верующие относят в свои дома немного крещенской воды, которую следует благоговейно хранить и относиться к ней, как к святыне.   

Р.П.: Отец Кюрег, в Армении отмечают Рождество — 6 января, в России — 7 января, а католики и вовсе 25 декабря. На Святой Земле православные церкви используют старый календарь и празднуют 18 января. Как быть верующему человеку, особенно если он живет не на родине? Некоторые отмечают и те, и другие — правильно ли это?

К.Т.: А в чем сложность? Живешь в России, являешься гражданином этой страны и апологетом РПЦ — отмечай 7 января, как и установлено каноном. Если же ты, допустим, армянин или католик, проживающий на чужбине, изволь придерживаться устоев своей церкви. Еще раз хочу обратить внимание, Рождество — это не проходной календарный праздник. Тут принцип «чем больше отметим, тем лучше» не подходит — святотатство так думать. Я ничего не имею против  РПЦ, равно как и против других христианских церквей. Но у меня есть моя Церковь. Я глубоко уважаю мать моего соседа, но у меня есть моя мать. Армянская Церковь осталась при тех канонах, которые и были ей изначально даны. Осталась на том месте, где была создана. Мы не меняли законов, не принимали нововведений — как отмечали Рождество 6 января почти два тысячелетия назад, так и отмечаем поныне. Мы сохранили верность не просто традициям, а Слову и Совету Божьему.

В общем-то, изначально все христианские церкви отмечали Богоявление, объединяющее Рождество и Крещение Христа, 6 января. Однако в начале IV века Римская церковь перенесла Рождество на 25 декабря, дабы искоренить традиции всё еще отмечаемого в тот же день языческого праздника бога Солнца. У нас подобной задачи не стояло — Армянская Церковь не была спутником Римской церкви. Далее были разночтения во время Халкидонского Собора 451 года, постановления которого ААЦ не приняла, оставшись при своём. 

Р.П.: Праздник Рождества Христова, с одной стороны, удивительно близок и понятен каждому, а с другой стороны — безмерно таинственен. В чем его значимость для христианина?

К.Т.: Рождество Христово — путь во спасение. Это исполнение надежд человечества, благодаря явлению в мир Божественной жертвенной любви. Бог посылает Единородного Сына в этот мир для того, чтобы ничья душа не погибла, но обрела жизнь вечную. Отец посылает Сына на страдание, на Крестную смерть — в этом высшее проявление любви Бога к людям — любви жертвенной. 

Не все это понимают. Люди воспринимают этот день как некий календарный праздник, следующий за новогодними застольями, — точнее, некое его «своеобразное» продолжение. Причем речь идет и о людях крещённых — спросите их, веруют ли они в вечную жизнь, и многие воспримут это как вопрос исключительно о жизни во плоти. И это абсурдно.

Вследствие коммунистической пропаганды Рождество отошло на второй план, и до сих пор эта инерция сохраняется. Новый год подняли на некий пьедестал, дабы по максимуму оттенить смысл, значение и важность Рождества. В итоге люди не покладая рук трудятся над тем, чтобы заполнить свои праздничные столы, затем желудки, и во всей этой суете мало кто задумывается о самом главном — о душе, о её спасении. Рождество? А, ну да, сходим в церковь, поставим свечку. Огонь домой принесем. Или не сходим. Как получится. 

Р.П.: Отец Кюрег, и напоследок, ваше поздравление, пожелание на Рождество всем читающим эту статью…

К.Т.: На Рождество нужно символически взять на руки Младенца, прижать к груди и просить у него помощи, чтобы каждый из нас нашел в себе силы быть верным Господу и идти по этому совершенно нелегкому пути — ради своего спасения!  

Издатель, писатель, драматург, главный редактор журнала «Армения туристическая» Рубен Пашинян специально для Армянского музея Москвы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крещение руси это государственный праздник
  • Крещение руси сценка сценарий
  • Кской сегодня праздник
  • Кск сегодня праздник
  • Кск конный праздник