Крестный ход на какой праздник ходят

Православные духовные школы. Вашему вниманию предлагается информация, которая будет необходима абитуриенту или паломнику.

Маковский А.В. «Крестный ход на Флора и Лавра», 1921 г.

Содержание

  • 1 Крестные ходы в России
    • 1.1 Георгиевский Крестный ход
    • 1.2 Великорецкий крестный ход
    • 1.3 Екатеринбургский пасхальный крестный ход
    • 1.4 Калужский крестный ход
    • 1.5 Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери
    • 1.6 Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной
    • 1.7 Крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница от бед» в Ташлу
    • 1.8 Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских
    • 1.9 Волжский крестный ход
    • 1.10 Иринарховский крестный ход
    • 1.11 Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»
    • 1.12 Климковский крестный ход
    • 1.13 Крестный ход в честь святого князя Олега Брянского
  • 2 Крестные ходы в Украине
    • 2.1 Почаевский крестный ход
    • 2.2 Киевский крестный ход
    • 2.3 Николаевский крестный ход
    • 2.4 Бессарабский крестный ход
    • 2.5 Крестный ход из Ужгорода в Мукачево
  • 3 Крестные ходы в других странах
    • 3.1 Крестный ход к празднику Успения Пресвятой Богородицы в Жировичский монастырь (Беларусь)
  • 4 Фото
  • 5 Видео
  • 6 См. также

Крестные ходы в России[править]

Георгиевский Крестный ход[править]

Георгиевский крестный ход

  • Историческая справка: Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации «Витязи», скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.
  • Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.
  • Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.
  • Даты и продолжительность: Совершается с 2005 года в период с 5 по 10 мая, продолжительность — 1 день, передвижение на автобусах.
  • Сайт

Великорецкий крестный ход[править]

Великорецкий крестный ход

  • Историческая справка: Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования — 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут — сухопутный, действующий и поныне.
  • Организатор: Вятская епархия.
  • Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Подробно можно посмотреть здесь.
  • Даты и продолжительность: 3-8 июня (2015).
  • Сайт

Екатеринбургский пасхальный крестный ход

Екатеринбургский пасхальный крестный ход[править]

  • Историческая справка: Екатеринбургский пасхальный крестный ход проходит ежегодно в Екатеринбурге, посвящен Светлому Христову Воскресению.
  • Организатор: Екатеринбургская епархия.
  • Маршрут: В 2015 году, Свято-Троицкий кафедральный собор, разрушенный кафедральный Екатерининский собор, часовня великомученицы Екатерины, Храм-Памятник на Крови.
  • Даты и продолжительность: Пасха, один день.
  • Сайт

Калужский крестный ход

Калужский крестный ход[править]

  • Историческая справка: Крестный ход проходит с «Калужской» иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.
  • Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии (г. Калуга).
  • Маршрут: Калужская епархия, Козельская епархия, Песоченская епархия, Калужская епархия. Маршрут крестного хода.
  • Даты и продолжительность: С 28 июня по 31 июля.
  • Сайт

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери[править]

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

  • Историческая справка: Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери проходил ежегодно без перерыва более 70 лет с 1848 по 1919 год по территории Урала, Сибири и Поволжья. После революции был отменен большевиками. С 2009 года ведется работа по восстановлению исторического круглогодичного крестного хода с Табынской Иконой Божьей Матери. Крестный ход сопровождает казачий конвой.
  • Организатор: Ижевская и Удмуртская епархия.
  • Маршрут: храмы Ижевской и Удмуртской епархии.
  • Даты и продолжительность: 3-4 ноября (2014).
  • Сайт

Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной[править]

Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной

  • Историческая справка: Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, св. икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году — в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни св. икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни — 27 верст.
  • Организатор: Курская епархия.
  • Маршрут: Знаменский мужской монастырь -> Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.
  • Даты и продолжительность: ежегодно, 9 пятница по Пасхе.
  • Сайт

Крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница от бед» в Ташлу[править]

Крестный ход с иконой Божией Матери "Избавительница от бед" в Ташлу

  • Историческая справка: Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница от бед» — чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии. На месте ее явления забил целебный родник, существующий и поныне. Явление иконы сопровождалось чудом исцеления женщины, страдавшей от болезни более 30 лет.
  • Организатор: Самарская епархия.
  • Маршрут: Самара -> с. Ташла, около 71 км На карте.
  • Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.
  • Сайт

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских[править]

Крестный ход Саратов.jpg

  • Историческая справка: Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе — мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.
  • Организатор: Саратовская епархия.
  • Маршрут: Саратов -> Вавилов Дол, подробнее.
  • Даты и продолжительность: 26 июня — 17 июля.
  • Сайт

Волжский крестный ход[править]

Волжский крестный ход

  • Историческая справка: Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.
  • Организатор: Тверская епархия.
  • Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье -> Вознесенский собор города Калязин. График *doc или *txt
  • Даты и продолжительность: 28 мая — 26 июня (2016).
  • Сайт

Иринарховский крестный ход[править]

Иринарховский крестный ход

  • Историческая справка: Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Проводится ежегодно на 3-4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.
  • Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.
  • Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха
  • Даты и продолжительность: 20-24 июля (2016).
  • Сайт

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»[править]

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Сергиево-Посадском районе проходи традиционный крестный ход «Тропой преподобного Сергия», который проходит по историческим местам Радонежской земли, связанным с жизнью и подвигами преподобного Сергия Радонежского.

В 2017 году:

Первая группа участников крестного хода выйдет в 8:30 из села Воздвиженское после молебна в Крестовоздвиженском храме и направится к храму Преображения Господня в село Радонеж. После краткого молебна в Радонеже крестный ход проследует в деревню Морозово.
Вторая группа отправится в 10:00 из города Хотьково от нижних ворот Свято-Покровского монастыря. Обе группы встретятся в деревне Морозово и после молебна у часовни в честь Собора Радонежских святых отправятся по древней Переславской дороге к Сергиевскому храму в микрорайоне Семхоз. В Семхозе участники смогут немного отдохнуть и подкрепить силы за краткой трапезой.

Затем крестный ход проследует в город Сергиев Посад: к Свято-Духовскому храму на старом Никольском кладбище, далее – к Успенскому храму в древнем селе Клементьево, затем – к Ильинскому храму в Пушкарской слободе. Закончится крестный ход в Серапионовой палатке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Климковский крестный ход[править]

=Климковский крестный ход

  • Историческая справка: 2 февраля 1883 года бедный крестьянин селения Подгорское Вятской провинции Георгий Воронин, помешавшись рассудком, зарубил топором и бросил в печь трёх свох младших детей – Дмитрия 7 лет, Илью 4 лет и Василия 2 лет. Отец после этого деяния был отправлен в Вятку в больницу для душевнобольных, где скончался спустя полгода. Старожилы сказывают, что в момент сожжения младенческих тел из печи выпорхнули три голубя, указывая на знамение Божие. Убиенных мальчиков стали называть «пламенными», возникло их почитание. Были отмечены случаи благодатной помощи после панихид об убиенных младенцах. Не позднее 1883 года к местам гибели и захоронения «пламенных младенцев» стал проводиться ежегодный крестный ход. В 1962 году он был запрещён, сразу после запрещения Великорецкого. Возрождён в 2000 г. Совершается из Белой Холуницы (от храма Всех Святых) в Климковку и Елёво. Сейчас крестный ход собирает несколько тысяч человек. Его участники молятся об исцелении от тяжких болезней, алкоголизма и наркомании, о прощении греха аборта, о рождении долгожданных детей. Часто к маленьким мученикам идут с детьми, вымоленными во время предыдущих крестных ходов. В числе идущих к «пламенным младенцам» немало подростков и молодёжи.
  • Организатор: приход храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в пос. Климковка (настоятель — иерей Михаил Быданов). Крестный ход проводится по благословению епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна.
  • Маршрут: Белая Холуница — Климковка — Елёво — Подгорное и обратно, 103 км.
  • Даты и продолжительность: 2-5 августа. Паломники приезжают 1 августа в Белую Холуницу, к вечерней службе. Раньше был организован ночлег, но в связи с эпидемием с этим могут быть сложности.
  • Сайт
  • Группа в Контакте

Крестный ход в честь святого князя Олега Брянского

Крестный ход в честь святого князя Олега Брянского[править]

Торжества, посвященные дню памяти святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и Собора Брянских святых, проходят ежегодно в кафедральном соборе города Брянска 2 и 3 октября 2017 года.

2 октября 2017, в 17:00, состоится всенощное бдение. 3 октября, в 09:00 — литургия, молебен и крестный ход. Богослужения возглавит митрополит Брянский и Севский Александр.

Крестные ходы в Украине[править]

Почаевский крестный ход[править]

Почаевский крестный ход.jpg

  • Историческая справка: История этого хода не совсем ясна. По разным сведениям он насчитывает от 200 до 400 лет. В архиве и доныне хранятся письменные свидетельства тех людей, которые совершали это богоугодное дело. Навсегда запечатлен в церковной истории и в памяти человеческой крестный ход, который возглавил архиепископ Подольский и Брацлавский Иоанникий. Тогда владыка прибыл в Почаевскую обитель с 20 тысячами паломников. Впереди крестного хода несли икону Божьей Матери, которая и по сей день хранится в пещерном храме Свято-Успенской Почаевской Лавры.
  • Организатор: Хмельницкая и Тернопольская епархия.
  • Маршрут: Село Довжок (возле Каменец-Подольского) — > Свято-Успенская Почаевская Лавра
  • Даты и продолжительность: 19-25 августа.
  • Сайт

Киевский крестный ход[править]

Киевский крестный ход.jpg

  • Историческая справка: Крестный ход в Киеве проходит ежегодно, посвящен памяти святого равноапостольного князя Владимира и Крещению Руси. В 2015 году количество участников было около 20 тысяч. В это же время проводится отдельный крестный ход раскольничьей организацией «УПЦ КП», важно не перепутать.
  • Организатор: Киевская епархия.
  • Маршрут: Владимирская горка (Киев) — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
  • Даты и продолжительность: 27 или 28 июля.
  • Сайт

Николаевский крестный ход[править]

Николаевский крестный ход.jpg

  • Историческая справка: Николаевский крестный ход проходит по благословению митрополита Николаевского и Очаковского Питирима уже на протяжении семи лет по территории Николаевской области. Крестный ход посвящен Святителю Николаю, который является небесным покровителем областного центра и всего края. Главной святыней крестного хода являются икона Святого Николая Чудотворца. Кроме нее, православные верующие могут приложиться к иконам Пресвятой Богородицы и мощам васильевских новомучеников.
  • Организатор: Николаевская епархия.
  • Маршрут: Октябрьское (ул. Рыльского, 66 )- с. Галициново — с. Лиманы — с. Лупарево — пгт Воскресенское — пгт Первомайское (п. Заселье) — г. Снигиревка (ул.Спартака, 21) — пгт Березнеговатое — с. Доброе — г. Баштанка — с. Владимировка — пгт Казанка — г. Новый Буг — с. Софиевка — с. Пелагеевка, женский монастырь — г. Новая Одесса (Свято-Ольгинский храм, ул. Кухарева, 38-б) — с. Себино — с. Гурьевка — с. Константиновка — с. Баловное — мкрн Матвеевка — с. Нечаянное — пгт Березанка — с. Красное — с. Коблево — с. Рыбаковка — г. Очаков (Свято-Никольский собор, ул. Никольская, 75 (бывшая ул. Кирова)) — с. Черноморка — с. Куцуруб — с. Дмитровка — с. Парутино — с. Радсад — Николаев, мкрн Варваровка (Одесское шоссе) — часовня святителя Николая на Соборной площади (Николаев).
  • Даты и продолжительность: 16-22 мая.
  • Сайт

Бессарабский крестный ход[править]

Бессарабский крестный ход.jpg

  • Историческая справка: Крестный ход с иконой Святой благоверной княгини-инокони Анны Кашинской по сёлам Измаильского уезда, был учреждён в 1909г. архиепископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом Чичаговым, ныне причисленным к лику св. новомучеников. В 2006 г. по благословению владыки Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского этот крестный ход возрождается.
  • Организатор: Одесская епархия.
  • Маршрут: г. Измаил — Лощиновка — Каланчак — Васильевка — Кальчева — Ореховка — Виноградное — Александровка — Монастырь Днёвка — Дмитровка — Вольное — Ровное — Лужанка – Садовое — Весёл. Кут — Мирнополье — Вишняки — Вознесенка Перв. — Введенка — Светлодолинское — Плахтеевка – Сарата.
  • Даты и продолжительность: 2 раза в году: конец июля и начало октября.
  • Сайт

Крестный ход из Ужгорода в Мукачево[править]

Мукачевский крестный ход.jpg

  • Историческая справка: Крестный ход совершается ежегодно в честь престольного праздника Мукачевского Свято-Николаевского женского монастыря. Примерно за 14 часов крестного хода верующие преодолевают расстояние в 40 км. В 2016 году принимали участие около 400 человек. Сопровождал участников шествия иеромонах Рафаил, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря с. Букивцево Великоберезнянского района Закарпатской области.
  • Организатор: Мукачевская и Ужгородская епархия.
  • Маршрут: Ужгород — Свято-Николаевский Мукачевский женский монастырь
  • Даты и продолжительность: 21-22 мая
  • Сайт

Крестные ходы в других странах[править]

Крестный ход к празднику Успения Пресвятой Богородицы в Жировичский монастырь (Беларусь)[править]

Крестный ход Беларусь.jpg

  • Историческая справка: Крестный ход к празднику Успения Пресвятой Богородицы в Жировичский монастырь совершается ежегодно, паломники выходят из нескольких населенных пунктов и направляются в Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь.
  • Организатор: Гродненская и Волковысская епархии, руководитель паломничества — Игорь Валерьевич Котов, телефоны: (+375 29) 855 55 75, (+375 29) 696 90 68, (+375 25) 746 68 88, электронный адрес: kotow@list.ru
  • Маршрут: Скидель — Жировичи, Гродно — Жировичи (130 км), г. п. Россь Волковысского района — Жировичи
  • Даты и продолжительность: 21 – 27 августа
  • Сайт

Фото[править]

  • Великорецкая икона свтятителя Николая

  • Великорецкий крестный ход

  • Екатеринбургский пасхальный крестный ход

  • «Калужская» икона Богородицы

  • Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

  • «Табынская» икона Богородицы

  • Репин И.Е. «Крестный ход в Курской губернии»

  • Соломаткин Л.И. «Крестный ход»

  • «Курско-Коренная» икона Богородицы

  • Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной

  • Икона Богородицы «Избавительница от бед»

  • Иринархский крестный ход

  • Почаевский крестный ход

Видео[править]

Георгиевский крестный ход

Большой волжский крестный ход

Крестным ходом Знаменскую икону доставили в Коренную пустынь

Великорецкий Крестный Ход 2015

См. также[править]

Куда поехать трудником

Информация для паломника

krhОдним из внешних проявлений религиозности у православного человека являются крестные ходы. Пасха Христова, храмовый праздник, день памяти чтимого святого или чудотворного образа — всегда сопровождаются крестным ходом, этим торжествующим шествием христиан. Если вдруг случается нашествие врагов, эпидемия, пожар — народ несет по улицам образ чтимого святого.

Каково происхождение крестных ходов, в честь кого и когда они проводились?

Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

В новозаветной истории установителем Крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим – образец Крестного хода, данный самим Господом, Который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В IV-ом веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора.

Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов  Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название  Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа). Затем утвердилась традиция проводить Крестные ходы вокруг храмов в Великие и престольные праздники, к источникам, на освящение воды в праздник Богоявления (Крещение). Обязательный Крестный ход и самый радостный проходит в праздник праздников – Пасху.

С течением веков крестные ходы стали совершаться не только на праздник Светлого Христова Воскресения. После прекращения эпохи гонений на христиан крестные ходы становятся повсеместными. Они настолько прочно вошли в чинопоследования православного богослужения, что сейчас любое значимое церковное торжество без них просто немыслимо.

Свое название «крестный» эти шествия получили от несомого впереди креста. Иисус Христос, идя на страдания, нес на плечах крест. Поэтому и мы несем впереди хода распятие. Крест, икона Божьей Матери, свечи, церковные знамена-хоругви, иконы, мощи — вот неизменные святыни этих процессий. Это символы единения с Церковью небесной.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична. История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с Крестным ходом.

Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.

«Духовенство должно напомнить благовремение себе и прочим, — говорилось в этих правилах, — что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».

Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа, единению славянских народов. Во время шествий Храмом становится природа, небо, а человек — это свеча, пламенеющая к Богу. Все, что встречается по пути шествия — здания, земля, люди, — освящается непрерывной молитвой и получает благословение от высшего духовного лица. Велика помощь и значение Крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивают их важность и великую духовную силу.

Порядок крестного хода

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения.

Каждый участник крестного хода должен помнить, что:

  • Крестный ход не увеселительная прогулка, а тяжелый физический и еще больший духовный труд;
  • Обязан  беспрекословно слушаться священника и руководителя крестного хода;
  • Нужно всегда быть духовно внимательным, не вести мирские разговоры, а молиться;
  • Желательно молиться Иисусовой молитвой;
  • Разночинное чтение в голос акафистов и молитвенных канонов нарушает покой рядом идущих, потому тем, кто любит чтение оных, лучше читать их про себя;
  • Стараться думать не о своем удобстве, а об удобстве окружающих, не раздражаться на братьев по ходу;
  • Во время привалов не оставлять мусор: бутылки, упаковки, бумаги и пр.
  • В местах ночевки не обременять хозяев лишними просьбами, думать, что и в следующем году здесь кого-то должны принять;
  • Заранее написать  записки о здравии и упокоении для панихид и молебнов;
  • Взять в ход почитаемую икону, приспособив ее для удобного ношения на длительное расстояние;
  • Взять необходимую медицинскую аптечку: лейкопластырь, бинт, йод, вату, таблетки. (Например: цитрамон, фталазол, и пр.);
  • Обязательно иметь головной убор защищающий от солнца, и теплую легкую кофту или ветровку на вечер;
  • Купить туристический коврик в спорттоварах. Очень удобен и практичен на привалах и ночлегах.
  • Иметь с собой две маленькие пластиковые бутылки для воды;
  • Не брать того, без чего можно несколько дней обойтись;
  • Взять комплект сменного и чистого белья для службы в церквях;
  • Обувь должна быть легкой, если кроссовки, то кожаные, чтобы нога дышала. Обувь должна быть не новой, привычной для ноги;
  • Еды брать немного и легкоусвояемую: орехи, сухофрукты;
  • Обязательно ложку и кружку; спички, складной нож;
  • Предметы личной гигиены;
  • Две смены нательного белья и носков (включая теплые);
  • Взять легкий плащ на случай дождя или кусок легкой клеенки, достаточной, чтобы укрыться;

Все вещи должны поместиться в рюкзак или небольшую сумку через плечо.

В руках ничего не нести!

Мужчины должны быть готовы подменять несущих икону или хоругви, а также оказывать помощь немощным.

К настоящему времени крестный ход, хоть проходит не очень часто, но все же стал частью жизни большинства городов. Правда, не столь заметной, как это было на Руси, куда процессии пришли из Византии.

Что такое Крестный ход

Крестный ход — это торжественное шествие, которое может проходить как внутри здания церкви, так за его пределами. Так как перед процессией всегда несется Распятие, большой крест, то она издавна именуется крестным ходом.

Как правильно писать и говорить

Так как именование процессии происходит от слова «крест», то грамматически верно называть ее «крестным», а не «крёстным» ходом (а вот именование «крёстный отец» (мать) в современном русском языке уже утвердилось). По правилам русского языка, множественное число слова «ход» звучит как «ходы».

Первые крестные ходы: история

Христиане всегда видели мир как жилище Бога: ещепри Апостолах первомученик Стефан говорил, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48), мир – не только Его творение, но – место пребывания Благодати, хотя поврежденное грехом. Именно поэтому он нуждается в освящении – таков изначальный смысл процессий, возникших, правда, лишь спустя несколько столетий по возникновении Церкви: ведь первые века христиане находились под гонениями, столь открытое исповедание веры было попросту невозможно.

В Византии

Поэтому упоминания о первых богослужебных процессиях встречаются только с V в. Считается, что самое раннее – в житии свт. Порфирия Газского, вместе с верующими совершал процессии:

  • чтобы освятить место бывшего языческого капища по строительство христианской церкви;
  • ради молитвы о даровании дождя; верующие со свт. Порфирием совершили крестный ход до церкви, где с древности находились мощи христианских мучеников.

Кроме того, согласно исследованиям литургиста 1 пол. XX в. Хуана Матеоса, по крайней мере с того же времени появляется процессия, как часть литургии. Согласно древним богослужебным рукописям из Константинополя, вся ее первая часть, до чтения Евангелия проходила за пределами храма: богослужебная процессия, возглавляемая епископом обходила городские церкви, посвященные святым, поминаемым на этот день, те, где хранились чтимые иконы, празднование которых совершалось. Люди попеременно пели антифоны – нынешний Устав также предписывает петь эти песнопения «на два лика» (хора). Кроме того, диаконы совершали краткие молитвы, исполнялись песнопения святого или праздника. Затем народ входил под своды храма, где читались Апостол, Евангелие, после чего все готовящиеся ко Крещению («оглашенные») покидали церковь, начиналась «литургия верных», собственно Таинство Евхаристии.

Кроме того, особые процессиипроходили:

  • на большие праздники; например, у греков существовало «Шествие на осляти» на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), где «в лицах» представлялась Евангельская история; древнее происхождение имеет также Пасхальный крестный ход;
  • в Великую Субботу, когда совершался особый ход с Плащаницей – погребение Спасителя; подобная же процессия проходила на Успение Богородицы;
  • на престольные праздники отдельных храмов;
  • наконец, по-прежнему, как во времена свт. Порфирия широко были распространены молебные ходы: во время засухи, болезней, нападения врагов.

Традиции на Руси

Новокрещенные славяне не только восприняли византийскую практику, но полюбили ее. Здесь до середины XVII в. совершались все принятые у греков процессии.

Иногда«под крестный ход» часто формировалось даже городское пространство. Например, конечной точкой «Шествия на осляти» в Москве был Покровский собор («храм Василия Блаженного»), один из оригинальнейших, красивейших храмов России – «собор» одиннадцати малых церквей, образ Иерусалима. Именно сюда шествовал «на осляти» Патриарх, представлявший Самого грядущего во Святой град Спасителя.

Русская традиция имела еще другие особенности:

  • исторически сложилось, что богослужебные процессии все же происходили после литургии, а не до нее;
  • как у греков, широко практиковались ходы во время засухи, нападения врагов; при этом, по обширности территории, в России постепенно появляются многодневные процессии, представляющие уже не только особый чин, но – духовное делание, ведь крестоходцам приходилось преодолевать большие расстояния, путь занимал не один день.

Первоначально такие процессии чаще были связаны со святынями, которые переносились из города в город, например, ради помощи во время вражеских нападений. Например,

  • 8 сентября 1395 г. к Москве была доставлена из Владимира икона Богородицы; горожане молились пред ней об избавлении от нашествия среднеазиатского воителя Тимура – и получили просимое;
  • особой процессией 1652 г. было перенесение мощей свт. Филиппа Московского из Соловецкого монастыря также в столицу; этот ход занял не одну неделю.

Иногда процессия имела значение паломничества к святыне: например, таковы торжественные выходы царя в разные московские храмы, а также его ежегодные паломничества к различным монастырям, также имевшие вид торжественного шествия.

Были также чтимые святыни, с которыми (или к которым) большие крестные ходы совершались ежегодно. Среди таковых:

  • Великорецкий – к месту явления образа свт. Николая Мирликийского; традиция его насчитывает около 600, с момента обретения иконы;
  • Иринарховский крестный ход– посвященный прп. Иринарху Ростовскому; с XVII в., когдашироко распространилось почитание святого, от Борисоглебского монастыря к колодцу, который ископал подвижник, крестоходцы проходили примерно за неделю;
  • Коробейниковский крестный ход– посвященный иконе Божией Матери из села Коробейниково Алтайского края; ход зарождается с XIX в.
  • Из Самары в Ташлу — к  месту явления образа Богородицы Избавительница от бед

Виды крестного хода

К настоящему времени их существует множество. По месту проведения ходов можно выделить:

  • те, которые являются частью богослужения;
  • совершаемые вне собственно церковной службы.

Внебогослужебные крестные ходы по времени совершения разделяются на:

  • регулярные, совершаемые, например, ежегодно;
  • такие, которые разово происходят ввиду какого-либо события.

Многие также выделяют виды процессий согласно их цели: это торжественные, благодарственные, умилостивительные, покаянные.

Крестный ход на Пасху

Торжественный ход начинается в полночь наступления праздника Воскресение Христово. Начинают и возглавляют его священнослужители: в полночь во алтаре тихо звучит пение стихиры Пасхи:

«Воскресе́ние Твое́ Христе́ Спа́се, / А́нгели пою́т на Небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем / Тебе́ сла́вити». Затем священники, диаконы, другие служители храма выходят из алтаря, с тем же пением движутся к выходу. К ним присоединяются верующие, все выходят из церкви. Народ обходит ее единожды, останавливается у закрытых храмовых дверей, символизирующих пещеру Гроба Господня –здесь впервые звучит пасхальное: «Христос Воскресе!»

Что несут и что это значит

В крестном ходе участвуют:

  • икона, крест, которые называются «запрестольными», как хранящиеся во алтаре за престолом; их несут впереди процессии;
  • особый трехсвечник, именуемый пасхальным: на нем укреплены свечи тех цветов: желтого (цвет Царства Небесного), красного (символизирует Кровь Христа), зеленого – символ жизни;
  • хоругви – особые знамена, с изображением Христа, Богоматери – символ победы жизни над смертью;
  • Евангелие, а также икона Воскресения – события, которому посвящена процессия;
  • наконец, особая деталь этой процессии – зажженные свечи; они, а также то, что крестный ход проходит ночью – воспоминание о женах-мироносицах, затемно пришедших ко гробу Господню, встретивших здесь Воскресшего Спасителя.

Кроме полуночной процессии, всю Светлую Седмицу (следующую за Пасхой) крестный ход совершается после каждой литургии. Тогда во время него несут еще артос – особый пасхальный хлеб, освящаемый после первой литургии Пасхи.

Крестный ход на Крещение с водосвятием

Он совершается дважды:

  • накануне празднования, на Крещенский Сочельник (18 января);
  • на сам день праздника (19 января).

Торжественное шествие проходит после литургии, оно может направляться от церкви на реку, озеро, или к колодезю, который устраивается близ храма. Здесь происходит Великое освящение воды с призыванием на нее Благодати Духа, освящением ее чрез погружение креста. Затем вода раздается верующим.

Престольные праздники

В престольные праздники совершается ход вокруг церкви, который совершается на всенощном бдении накануне. Кроме того, крестные ходы могут проходить на дни памяти святого, мощи которого хранятся в церкви: тогда они торжественно обносятся вокруг храма.

Многодневные: как духовное делание

К настоящему времени Большие многодневные крестные ходы получили довольно широкое распространение среди православных. Многие из процессий имеют очень давнюю историю, другие же – появились только на рубеже XX-XXI вв.

Знаменитые маршруты в России, Беларуси, Украине

К настоящему времени возрожденных древних и новых крестных ходов насчитывается не менее 20. Среди них:

  • Великорецкий Крестный ход (из Кирова до места явления образа свт. Николая Чудотворца на р. Великой); протяженность пути составляет 150 км, продолжительность – 5 дней, с 3 по 8 июня; традиция известна с XV в.;
  • Царский в Екатеринбурге; он ежегодного проходит ночью с 16 на 17 июля, память Царственных Срастотерпцев; ночью у Храма на Крови посвященного их памяти, под открытым небом служится литургия, после чего крестоходцы сразу отправляются до монастыря на Ганиной яме, где были похоронены страстотерпцы; путь заканчивается к 6 ч. утра;
  • Почаевский на Украине: его история насчитывает до 400 лет; многодневный маршрут (с 19 по 25 августа) пролегает от села Довжок до Свято-Успенской Почаевской лавры;
  • Николаевский – проходит по Николаевской области, а посвящен небесному покровителю этого украинского города, свт. Николаю Чудотворцу; он начинается 16 мая, заканчивается на весенний день памяти святого, 22 мая; традиции чуть более 10 лет;
  • Успенский –к обители Успения Богородицы в Жировицах (Белоруссия); он начинается 21 августа, а оканчивается накануне праздника, 27 августа.

В чем смысл и польза

Смысл многодневного крестного хода состоит:

  • в освящении земли молитвой, подобно тому, как это делали христиане древности;
  • в изменении состояния тех, кто участвует в такой процессии – ведь борьба со злом безбожия должна начинаться с собственной души.

Зачем идут

Это – особый подвиг, который принимает на себя человек, желающий укрепиться духовно, приобщиться к святыням. Это –малая жертва Богу, которую приносит человек, на время отказывающийся от комфорта, привычных благ, чтобы идти многие километры, при любой погоде, часто ночуя под открытым небом.

Как правильно идти (общие правила)

Первым общим правилом является верный духовный настрой, который определяется пониманием значения делания: это не поход, не отдых, от участника требуется не «расслабиться», напротив – собрать духовные силы. Необходимо приготовиться к:

  • послушанию; необходимо выполнять указания его руководителей, не проявлять самочиния, которое так любит современный человек;
  • терпению неудобств; как говорится на сайте Иринарховского крестного хода, «крестный ход нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей душе», ибо он – не только единение верующих, но также «шествие кающихся грешников»;
  • искушениям, которые обязательно последуют; необходимо быть внимательными друг к другу, воздерживаться от раздражительности, бранных слов, осуждения;
  • полному воздержанию от спиртного, запрещено также курить во время процессии, на привалах.

Что до подготовки собственно «технической», она мало отличается от обычного приготовления к походу: вещи, нужны туристу, необходимы также крестоходцу. Это спальный мешок, лекарства. Опытные путешественники особенно советуют взять дождевик: очень важно оставаться сухим.

Наталья Сазонова

Список многодневных крестных ходов по России в статье:

Крестные ходы России: даты, маршруты, расписания — ТОП-15

Когда проходит крестный ход

Крестный ход – это многолюдная процессия священнослужителей и верующего народа, которая направляется из храма в храм, проходит вокруг церкви или идет к водоему, чтобы совершить водосвятие. Во время шествия всегда присутствуют выносной крест, хоругви (полотнища с ликом Иисуса Христа), Евангелие, иконы.

Когда проходит крестный ход

Упоминание о первых крестных ходах встречается в Ветхом Завете. Среди них – путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю, шествие вокруг ковчега Божия, обхождение вокруг Иерихонских стен, перенесение ковчега Божия Давидом и Соломоном.

Крестные ходы бывают регулярные (или календарные) и чрезвычайные. Регулярные шествия совершаются в определенные дни. Они проходят несколько раз в году в честь святынь и великих церковных событий, например, Великорецкий крестный ход, который ежегодно совершается в начале июня, и т.д.

Календарные процессии проходят также в день Крещения Господня, на Пасху, в праздник второго Спаса для водоосвящения. Во время крестного хода звучит колокольный звон, который называется благовест. Священнослужители обязательно облачены в богослужебные одеяния.

Чрезвычайные процессии собираются в бедственных случаях, например, во время войны, голода, эпидемий, природных катаклизмов. Подобные крестные ходы сопровождаются усиленными молитвами о спасении.

Шествие может продолжаться как несколько минут, так и несколько дней и даже недель или месяцев. В этом случае люди запасаются едой, чтобы перекусить во время остановок, а также берут с собой подстилки для ночлега, непромокаемые плащи, надежную обувь и необходимые медикаменты, которые могут понадобиться в пути.

Процессии могут проходить как на суше, так и в воздухе. Священнослужители берут с собой на борт самолета все необходимые атрибуты и, читая молитву, во время полета окропляют город святой водой. Кроме того, существуют морские крестные ходы, когда священнослужители совершают молебны или панихиды на борту корабля или иного судна.

Принять участие в крестном ходе — означает принять духовное очищение и напомнить другим людям о силе православной веры, так как данное шествие символизирует несение своего креста и следование слову Спасителя.

Источники:

  • сайт Саянского храма Благовещения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крестная что должна подарить на крестины мальчику
  • Креативный новогодний утренник сценарий
  • Крестины это праздник или нет
  • Креативный выкуп невесты сценарий смешной современный
  • Крестины сценарий праздника конкурсы