Крестьянский праздник картина

Самое большое полотно Питера Брейгеля Младшего - Крестьянский праздник. Люди в те времена около трети года проводил в праздности, для этого всегда находился повод. Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников Пасхи, Рождества и…

Самое большое полотно Питера Брейгеля Младшего — «Крестьянский праздник».
Люди в те времена около трети года проводил в праздности, для этого всегда находился повод. Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон.
Жители могли поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и найти другие способы развлечься.

IMG_4469.jpg

Картина повторяет популярную в немецкоязычных странах ксилографию нюрнбергского мастера Ганса Зебальда Бехама, которая была написана на 100 лет ранее (фото из интернета). Питер Брейгель Младший переиначил ее на свой лад в чисто фламандскую композицию.
Яркая декоративность, умение акцентировать интригу превращает картины Питера Младшего в сцену, где идут сразу несколько спектаклей. Каждый фрагмент пространства как вихрь, затягивает, превращаясь в отдельную историю. В целом это самые разные сюжеты, которые дают представление о картине народной жизни. Только успевай разглядывать персонажей, вовлеченных в бурное празднование. Такого рода изображения крестьян, которых в ту пору считали детьми природы, с одной стороны — добродушными людьми, такими прямолинейными, а с другой — грубыми и невоспитанными, — своеобразный взгляд горожанина с некоторой долей высокомерия и иронии.

IMG_4595.jpg

На праздниках было принято сходить в церковь, послушать проповедника и связать себя брачными узами. Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого человека в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.
Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, для него сооружали помост , где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

IMG_4471.jpg

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе. Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Если знАть предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди крестьянского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

IMG_4594.jpg

На праздниках было принято сходить в баню и хорошенько выпить. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.
Виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

IMG_4472.jpg

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам жителей были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».
Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда. В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

IMG_4591.jpg

Во время праздника можно было принять участие в спортивных состязаниях. У средневековых жителей были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы.
Состязания жителей напоминали учения. Они делились на две группы, им выдавали настоящее или деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста.

IMG_4473.jpg

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали другие развлечения.
Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.
Самой популярной игрой были игра в карты и кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели.

IMG_4589.jpg

Также была популярна игра с шарами, которыми нужно было сбить установленные уонцсы. Прародитель современного боулинга.

IMG_4596.jpg

Свою силу, ловкость и удаль можно было проявить в лазанье на столб за призом.

IMG_4592.jpg

Во время праздника можно было сходить на ярмарку. Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран.

IMG_4590.jpg

Эту картину можно рассматривать очень долго, каждый раз обнаруживая все новую и новую сценку.

  • Музей
  • Картины
    • Картинная галерея
    • Художники
    • Музеи мира
    • Русские художники
  • Чтение
    • Биографии
    • Книги
    • Энциклопедия
    • Фильмы о художниках
    • Учимся рисовать
  • Артклуб
  • Экспозиция
    • Живопись
    • Графика
    • Цифровое искусство
    • Хендмейд
    • Абстракция
    • Иконы
    • Фотография
    • Скульптура
    • Детские рисунки
    • Дизайн одежды
    • Стрит-арт
    • Бодиарт
    • Дизайн интерьера
    • Вышивка
  • Магазин
    • Готовые работы
    • Заказать картину
    • Каталог авторов
  • Сообщество
    • Лента
    • Gallerix Топ-100
    • Все «Картины дня»
    • Вакансии
    • Бесплатный фотобанк
    • Новые альбомы
    • Все авторы Артклуба
  • Интерактив
  • Афиша выставок
  • Конкурсы
  • Пазлы
  • Форум
  • Начало
  • Галерея
  • Артклуб
  • Магазин
  • Новости
  • Форум
  1. Картинная галерея
  2. Художники
  3. Артсен, Питер

Крестьянский праздник Питер Артсен (1508-1575)

  •  2 / 18
  •  0
  •   Описание
7.07. крестьянский праздник
A.I. (Искусственный интеллект)

На картине есть что-то из этого: люди, группа, женщина, человек, мебель, семья, комната, многие, носить, сын, ребенок, сиденье, пламя, сидеть, отпрыск, несколько.

Крестьянский праздник (картина) — Питер Артсен

Кому понравилось

Пожалуйста, подождите

На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.

Нужно авторизоваться на сайте

July 31 2019, 19:20

Categories:

  • История
  • Еда
  • Cancel

Леди и джентльмены за трапезой


Этикет средневековья

Крестьянский праздник. Питер Артсен, 1551 год.

Соблюдение правил поведения за столом всегда считалось признаком хорошего тона. Некоторые
сегодняшние нормы этикета уходят своими корнями в древнее Средневековье. Как вели себя
люди за столом несколько веков назад.

Застолье у аристократов.

Развал Западной Римской империи ознаменовал собой конец античной эпохи. Наступило Средневековье.
Европа страдала от феодальных междоусобиц. Ежедневное меню господ не слишком отличалось от
крестьян. В основном ели каши, бобы, овощи и много хлеба. Недостаток питательности еды
компенсировали количеством съеденного. В то время принято было наедаться до отвала. Глядя на
средневековые картины, складывается впечатление, что у многих мужчин тогда был лишний вес.
Можно подумать, что вздутый живот – признак достатка, но, на самом деле, это признак
несварения желудка.

Страна лентяев. Питер Брейгель Старший, 1567 год

Типичное застолье в Средневековье

Мясо на столах у крестьян появлялось только по праздникам, а у феодалов – всегда на пирах.
Аристократы питались свининой, зайчатиной, рыбой, гусями. Столы расставляли буквой «Т» или
«П». Гости занимали места согласно статусу. Чем выше положение приглашенного, тем ближе
он сидит к хозяину.



Пир в доме Иова, византийская миниатюра XIV века.

В раннем Средневековье понятие скатерти отсутствовало напрочь, ее стали стелить гораздо позже.
На дубовых поверхностях столов были сделаны углубления, куда раскладывалась пища. За столом
сидели только мужчины, женщины ели отдельно в другом помещении.

По мере развития культа Прекрасной дамы (XI век) мужчины стали трапезничать вместе с женщинами.
Появились первые «зачатки» застольного этикета. Стало обязательным мыть руки перед едой и
после окончания застолья.

Средневековая трапеза. Миниатюра.

Жидкую еду наливали в миски (одна порция предназначалась для двоих), а мясо каждый складывал себе
на ломоть хлеба. Остатки хлеба затем бросали собакам или отдавали нищим. В Средневековье обычно
ели утром и вечером. Древняя поговорка гласила: «Ангелы нуждаются в пище раз в день, люди — дважды,
животные — трижды».

Если время было не праздничное, то меню простолюдина от аристократа отличалось только количеством
съеденного. Так, из исторических хроник известно, что обед королевской четы в Англии XIII веке
состоял из пары фунтов копченого сала и двух литров пива.

Праздник фазана, 1454 год.

В XII веке на столы стали стелить скатерть. Ее краями активно вытирали руки и рты хозяева дома и
гости. Среди столовых приборов в Средневековье использовали ножи, больше напоминающие тесаки,
и ложки из дорогих металлов, украшенных драгоценными камнями. Супы не ели, а выпивали.
Ложками брали конфеты и прочие сладости.

Примеры вилок XVI века. Серебро, горный хрусталь, гравировка, позолота.

Вилкой стали пользоваться в XV веке, да и то, только итальянцы. Именно там начала свое развитие
эпоха Возрождения, пришедшая на смену Средним векам. Что касается остальных европейских держав,
то вилкой не спешили пользоваться даже монархи. Известно, что королева Анна Австрийская ела
мясное рагу руками, а ее сын Людовик ХIV и вовсе запрещал использование вилки при дворе, т. к.
сам ел приготовленные блюда руками.

Людовик XIV — король Франции.

Именно в эпоху Короля-солнце соблюдение этикета, в том числе и застольного, стало основой придворной
жизни. Правила поведения стали настолько сложными, что выпускались многочисленные пособия по этикету.
При дворе появилась должность – церемониймейстер. Он должен был следить за выполнением всех требований.

Источник — worldartdalia.blogspot.com

Картины Брейгеля, связанные с крестьянской жизнью.

Брейгель никогда не замыкался в рамках одной темы, одной смысловой трактовки, стремясь всегда отображать события, действия, сцены или настроения с разных сторон. Во многом это объясняет таинственность созданных им образов, с их никогда до конца не уловимым символизмом. Художник часто сталкивал различные типажи, и их взаимодействие словно высекало искры новых трактовок. Все это достигалась в пределах одной композиции или серии работ, созданных в схожем временном интервале.

По завершению работ над циклом картин «Двенадцать месяцев», где крестьянин занимает явно подчиненное место по отношению к природе, художник создает ряд произведений, резко меняя направление своей точки зрения, с которой он смотрит на персонажей. Эти работы отличаются особенно значимой пластической трехмерностью, а точное распределение цветовых пятен создает единый ритм, акцентирующий и направляющий взгляд зрителей в глубину пространства.

Крестьянский танец (Ярмарка)

Около 1567. Музей истории искусства, Вена.

Тема танца — как морализирующего изображения человеческой глупости и греховности — приобретает в этом труде более положительное значение. Однако, некоторое укорительное значение может иметь церковь, расположенная позади толпы. Каждый персонаж представляет собой яркий национальный тип. Автор смотрит на крестьян не без юмора, но вполне благожелательно, понимая и принимая их привычки. Для жителей нидерландских городов того времени подобные картинки сельской простоты и свободы нравов были, видимо, такой же идиллией, как и жизнь поселян в восприятии парижан XIX века.

Примечания

  1. Цикл картин «Перевёрнутый мир» Битва Масленицы и Поста · Детские игры · Фламандские пословицы
    Цикл картин «Двенадцать месяцев» Охотники на снегу · Возвращение стада · Сенокос · Жатва · Сумрачный день
    Цикл «Семь смертных грехов» Гнев · Тщеславие · Лень · Сребролюбие · Чревоугодие · Зависть · Похоть · Страшный суд

Крестьянская свадьба

Около 1567. Музей истории искусства, Вена.

Композиция основывается на евангельском сюжете Свадьбы в Кане. Действия разворачиваются в сарае для сушки сена по завершению сбора урожая, о чем свидетельствуют снопы. Долгое время исследователи идентифицировали фигуру жениха. Ответ был получен благодаря применению обычая соседней страны. Во Франции жених обслуживает гостей, вместо того, чтобы принимать участие в праздновании. Таким образом, считается, что главный герой — молодой юноша на переднем плане, держащий большой поднос.

Танцуют все. Питер Брейгель Старший Свадебный танец.

Очень заинтересовали меня две картины Брейгеля,посвящённые средневековым танцам.

Но прежде,чем мы подробно их рассмотрим,мы вернёмся в те времена и познакомимся со средневековыми танцевальными традициями.

В средневековье танец, связанный с телесным началом и увековечивающий радость бытия, не приветствовался церковью, требующей от благочестивых христиан смирения и покаяния. Но все же невозможно было запретить человеку танцевать, и без танцев не обходился ни один праздник.

Особенно широко было представлено народное творчество на ярмарках (кермессах). Крестьяне и ремесленники не только демонстрировали на них свои изделия, но и соревновались в ловкости и силе, умении петь, плясать, играть на самодельных инструментах. Танцу отводилось одно из первых мест.

Наиболее распространенные танцы — БРАНЛЬ( в переводе с фр. — «качание», «колебание»). Поначалу танцы были несложными — простые шаги, покачивания корпусом. Постепенно ритм становился быстрым и темпераментным, шаги стали чередоваться с подскоками и прыжками.

Бранль имел множество разновидностей: «простой», «двойной», «весёлый». Некоторые виды этого танца были связаны с профессиональной деятельностью людей: «бранль прачек», «бранль булочников».

Уже сами названия говорят, что в этих танцах воспроизводились движения, характерные для той или иной профессии.

Танцы раннего средневековья в основном хороводные. Исполнители образовывали закрытый круг, держась за руки, или выстраивались в цепочку. Хороводы могли быть мужские, женские или смешанные. У цепного танца был ведущий или ведущая.

Танцевальные движения еще примитивны и состояли из шагов, изредка скачков. Руки держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой придерживали юбку.

Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение самих танцующих. Оно напоминало речитатив и было монотонным. Песня состояла из куплета и припева. Во время припева начинался танец. Его движения как бы воспроизводили песню.

Позже появился парный танец.Исполнители, взявшись за руки, стоят парами, в затылок одна другой. Пары могли образовывать круг или стоять в ряд (линию). Усложняется и рисунок движений.

К шагам, легким прыжкам присоединяются более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук.

Положение стопы невыворотное. Танцы исполняются под пение самих танцующих или под рожок, в некоторых странах — под оркестр, состоящий из трубы, барабана, звонка, тарелок. Значительно развивается пантомимный и игровой элемент.

Основным танцем в XII веке был КАРОЛЬ или КАРОЛЛА то есть открытый круг.

Во время исполнения кароля танцующие пели, держась за руки. Мужчины двигались совместно с женщинами. Впереди танцующих шел запевала. Припев исполняли все участники. Ритм танца был то плавным и медленным, то убыстрялся и переходил в бег.

Большую роль в распространении танцев играли средневековые бродячие актеры—шпильманы, жонглеры, гистрионы, скурры. Соединяя в себе танцовщика, актера, музыканта, акробата, рассказчика, они во многом способствовали развитию народного искусства, совершенствованию исполнительского мастерства.

У многих из них была хорошо развитая танцевальная техника. Она включала акробатику, сложные, почти виртуозные движения рук. Многое беря из танцев, созданных народом, жонглеры обогащали их

Праздники и танцы крестьян и ремесленников резко отличались от танцев и праздников знати. Простой народ веселился на городских и сельских площадях, феодалы — в дворцовых залах, стены которых украшались коврами, гербами, мечами и военными трофеями.

Крестьяне отдавались танцу с ничем не сдерживаемой непосредственностью, рыцари танцевали более строго, следуя придворному этикету. Народный танец по-прежнему был импровизацией, в то время как придворный танец становился все более манерным.

Главной формой дворцового искусства был фигурный танец, где группа танцующих последовательно образовывала танцевальные построения.

Один из средневековых танцев ЭСТАМПИ

Сантарелло

Стоит отметить, что средневековые танцы отличались некой неуклюжестью, простотой схем и стандартным набором несложных шагов. Такая несуразность в танце объясняется наличием довольно тяжелых и объемных одеяний. В частности это касалось представительниц прекрасного пола.

Но со временем женщины смогли себе позволить во время плясок немного укорачивать подолы своих нарядов, закладывая их за пояс. Это способствовало большей свободе движений.

Но сегодня мы поговорим о крестьянских и свадебных танцах,которые прекрасно изобразил Брейгель в своих картинах.

Питер Брейгель Старший.Свадебный танец. 1566.Так же употребляется название «Свадебный танец на открытом воздухе»

Весёлая и жизнерадостная картина. На полотне изображено 125 танцоров.

Бо́льшая часть пространства картины занята изображением танцующих, среди которых невеста в чёрном платье, в соответствии с традициями того времени.

Невеста

Вдали между деревьями висит полотнище, к которому приделан брачный венец. Слева на заднем плане видны канавы, выкопанные, чтобы послужить в качестве столов и сидений для гостей.

Как и на других картинах Брейгеля, многие фигуры показаны в сатирическом стиле. Отмечается определённая тенденция к «вуайеризму» — в частности, при изображении целующихся и обнимающихся людей.

Возбуждение некоторых крестьян, изображённых на переднем плане, подчёркнуто увеличенным размером гульфиков — деталей мужской одежды, покрывающих гениталии.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

Картина долгое время считалась утерянной, пока в 1930 году её не обнаружил на одной из лондонских распродаж Вильгельм Валентинер, бывший в то время директором Детройтского института искусств. Он приобрёл её для музея за 36 тысяч долларов (около 500 тысяч долларов, если перевести в цены 2013 года

В связи с банкротством Детройта аукционная компания Christie’s произвела оценку находящихся в городской собственности произведений искусства, результаты которой были объявлены в декабре 2013 года. В частности, «Свадебный танец» Брейгеля был оценен в 100—200 миллионов долларов.

Вторая картина,которую мы посмотрим-это КРЕСТЬЯНСКИЙ ТАНЕЦ

Питер Брейгель Старший.Крестьянский танец 1568г

На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих.

Другая пара, показанная на переднем плане — это волынщик, надувший щёки и играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и держащий кувшин с вином.

Левее них — стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне, сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками — не исключено, что этот спор окончится дракой. За ними — целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира — ссорящаяся супружеская пара.

Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне, как будто он подошёл к ним вплотную.

Питер Брейгель Старший любил изображать на своих полотнах простых людей.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.Продолжим знакомство с его творчеством.

Источники.

https://tanec-wiki.com/index.php?option=com_content&view=article&id=152:butovue-tancu-srednih-vekov&catid=50:literatyra-po-istoriko-butovomy-tancy&Itemid=77

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%

https://www.svadbagolik.ru/article/svadba-v-srednevekove/

https://sherwood.clanbb.ru/viewtopic.php?id=1153

Юность художника и его познания в живописи

Неизвестно каким образом, но в 1545 году юноша попал в один из шумных морских городков Голландии в Антверпен.Питер посещает известную по тем временам художественную мастерскую Питера Кука ван Аста, что находилась при дворе его величества Карла V. Молодой человек некоторое время посещает мастерскую обучаясь у известного художника, но вскоре Брейгель отдает предпочтение графике.

Известный документ который был официально зафиксированный, имел отношение к 1551 году, запись была произведена в журнале под названием «Гильдия живописцев» имени Св. Луки, где и пополнил ряды юный ученик.

Для признания среди художников, Брейгель вынужден отправится в Италию, которая на тот момент славилась своими воспетыми мастерами. Обучение у светил художественного ремесла и создание собственных произведений, так же гравюр, была основной задачей молодого человека.

Красоты Рима, исторические памятники и работы местных живописцев совершенно не повлияли на стиль и творчества Питера. Единственная работа написанная в Италии была создана под впечатлением морской пучины, произведение имеет название «Вид на Неаполь». Во время проживания в Италии, живописец творил в тандеме с Джулий Кловио, известный своими миниатюрами был бесценен в религиозных общинах.

Голландский художник всего год провел в странствиях, а по истечению этого времени вернулся назад в Антверпен. Здесь он снова принялся за гравюры с уже знакомым И. Кока.

Пожалуй самый счастливый период в жизни художника, это женитьба. Для того что бы найти свою возлюбленную, Питеру не пришлось далеко ходить, избранницей оказалась дочь его учителя. По истечению некоторого времени он со своей супругой переезжает в Брюссель. Второй официальный документ, который касается биографии живописца, является именно регистрация о его браке с Марией Ван Аста.

В 1932 году на волне интереса к творчеству Ф.А. Малявина в итальянской художественной среде была устроена его персональная выставка в Риме. Экспозиция включала в себя 88 произведений и помещалась в просторных выставочных залах «Общества художников» (La camerata degli artisti) на Площади Испании (Piazza di Spagna, 35). На протяжении двух недель, с 15 февраля по 1 Марта, публика могла увидеть произведения русского художника. Вернисаж выставки был многолюден. Среди приглашенных присутствовало большое количество русских эмигрантов. Несколько произведений, входивших в экспозицию 1932 года, пополнили государственные собрания в Риме.

Так, с выставки была приобретена картина «Крестьянский праздник» 1 (Национальная галерея современного искусства, Рим), которая является одним из лучших образцов целой серии работ Малявина с изображением подобного сюжета и вместе с тем практически неизвестным произведением для отечественного искусствознания. Яркая и многоцветная красочная палитра полотна передает веселую и шумную атмосферу деревенского праздника, где, играя на гармони, поет разрумянившийся молодой деревенский парень. А дальше «были б песни, будут и пляски»: он так залихватски закладывает коленца, что даже черный картуз съехал ему на глаза, полностью закрывая их и тем самым акцентируя внимание зрителя на его рдеющих щеках и белозубой улыбке. Под задорную песню «первого парня на деревне» самозабвенно пляшут, подпевая ему, две девки. Их пестрые, богатые разнообразными оттенками красного цвета, костюмы напоминают о красочных созвучиях прославленного произведения Малявина «Вихрь». За ними выглядывают счастливые лица тех крестьян, которые с интересом наблюдают за искрометным пением и пляской своих односельчан. И только одна крестьянка взволнованно смотрит в сторону, взгляд ее обращен на девицу в кумачовой рубахе и пурпурном платке, уходящей с праздника. Печально понурив голову, она покорно следует за протянутой ей рукой. Зритель может строить лишь догадки, чья эта рука (срезанная краем картины), раскрытая ладонь которой говорит о том, что девушка тщетно пыталась привести этого таинственного человека на всеобщее веселье, но, получив отказ, вынуждена уйти вместе с ним.

Смелые, разной степени пастозности, ширины, направленности мазки создают на поверхности картины целый калейдоскоп разнообразных цветов, радующих глаз своей яркостью, незамутненностью и свежестью. Любовь Ф.А. Малявина к насыщенным, открытым и интенсивным цветам находит в этом произведении полную свободу выражения. Если картина «Вихрь», по словам С.А. Щербатова, в феврале 1906 года была «словно полевым ветром с его пряным ароматом земли и трав, ворвавшимся в выставочные залы Петербурга и Москвы» 2, то спустя 26 лет (и опять в преддверии весны) работа Ф.А. Малявина «Крестьянский праздник» оказалась для выставочных залов «Общества художников» в Риме все тем же полевым ветром с запахом свежескошенной травы и луговых цветов с просторов необъятной России.

Наряду с произведением «Крестьянский праздник» на выставке экспонировалась картина «Карабинеры» (1932). Исторический музей карабинеров, в собрании которого находится эта работа Ф.А. Малявина, был основан в Риме в 1925 году с целью сохранения истории национальной полиции, входящей в состав вооруженных сил Италии. Идея создания подобного музея принадлежала капитану Витторио Горини (Vittorio Gorini) и была высказана в его статье на страницах «Итальянского военного журнала» (Rivista Militare Italiana) еще в 1908 году 3. Однако воплощение ее стало возможным только в 1925-м. Есть вероятность, что Ф.А. Малявин мог получить заказ на создание произведения «Карабинеры» именно от Витторио Горини, который в 1932 году носил звание генерала и присутствовал на торжественном открытии персональной выставки художника в Риме, о чем писала итальянская пресса. Работая над этой темой, Малявин создал несколько картин с изображением карабинеров. Так, в каталоге его персональной выставки в Праге 1933 года значатся две работы под одним и тем же названием «Карабинер», датированные одна 1931-м, а другая — 1932 годом (Зал II, № 1 и № 22). Обе картины имеют вертикальный формат. По описаниям, данным в каталоге, на каждой из них изображен один карабинер, закутанный в черный плащ-накидку, с треуголкой на голове, на которой прикреплена типичная для обмундирования карабинеров кокарда. На картине 1931 года из-под плаща карабинера видна его левая рука. Можно предположить, что эти работы могли являться этюдами к произведению «Карабинеры», на котором изображены двое мужчин в форме (черный плащ-накидка, треуголка с кокардой), один из которых поднял левую руку, отдавая приказ остановиться. Изображение двух карабинеров можно объяснить не только тем, что патрулирование города осуществляется всегда в паре 4, но и стремлением художника передать двоякую роль представителей военной полиции, которые, с одной стороны, должны беспрекословно следовать «букве закона», а с другой — имеют дело с людьми и потому не могут быть лишены проявлений гуманизма. Так, если взгляд карабинера, находящегося слева, непреклонен и суров, то выражение лица его товарища, напротив, лишено этой жесткости и угрюмой серьезности. Подобное восприятие замысла картины было отражено и в каталоге Исторического музея карабинеров 1972 года, в котором особого внимания заслуживают строки о благосклонных отзывах римской критики на данное произведение Ф.А. Малявина 5.

Помимо картины «Карабинеры», в каталоге персональной выставки Ф.А. Малявина в Риме были воспроизведены репродукции произведений «Тройка» (Troika), «Крик» (Grido) и «Девочка» (Giovinetta). Работа «Крик» входила в пражскую экспозицию 1933 года под названием «Сказатель» (1929) 6, а «Девочка» — под названием «Аннушка» (1931) 7. Наряду с ними в список экспонирующихся картин включены: «Автопортрет» (1927), «Три грации» (вероятно, «Три грации под большевизмом»), «Желтый платок» (1930, собрание Андрея и Елизаветы Молчановых, Москва) 8, «Жемчуг (Обнаженная)» (возможно, «После купания», 1926) 9 и другие.

С персональных выставок некоторые произведения Ф.А. Малявина попадают в частные собрания итальянских коллекционеров, поэтому сейчас, когда его работы появляются на аукционах, об этом можно прочесть в графе истории владения (провенанс). Однако главной задачей этой статьи было рассказать о том, что помимо прекрасно известной картины «Смех» (1899, Международная галерея современного искусства Ка’Пезаро, Венеция) в государственных собраниях Италии хранятся такие замечательные произведения Ф.А. Малявина, как «Крестьянский праздник» и «Карабинеры».

Валерия МОРДАШОВА

Автор выражает благодарность Национальной галерее современного искусства (Рим) и Историческому музею карабинеров (Рим) за любезно предоставленные репродукции и каталожную информацию о хранящихся в их собраниях картинах Ф.А. Малявина.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 124 (март 2015), стр.28

Описание картины "Колхозный праздник" Аркадия Пластова

А.Пластов, “Колхозный праздник”, 1937 год, Фото: opisanie-kartin.com
Название Колхозный праздник; Праздник урожая
Страна, художник Россия, Аркадий Александрович Пластов
Год 1937
Жанр пленэрно-жанровая живопись, сюжет, соцреализм
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло

Картину “Колхозный праздник” написал знаменитый советский живописец Аркадий Пластов в 1937 году.

Радость или – лишь изображенье?

Автор оставил потомкам немало произведений, описывающих жизнь советского народа 30-70-х годов.

Одной из самых известных его картин по праву считается “Колхозный праздник”. Сейчас известно, что это был тяжелый период в жизни крестьян и советского народа в целом, но на этой картине видно лишь торжество крестьянской жизни.

Сюжетом был выбран праздник урожая: традиция широко праздновать окончание сбора урожая пришла еще из седой древности. Советская власть поступила мудро, преобразовав старинный обычай в современное празднество, торжество колхозников.

Любому зрителю картины сразу бросится в глаза возвышающийся над толпой портрет Сталина, ярко характеризующий доминирующую над народом советскую власть. Художник изображает веселых крестьян, сидящих за богато накрытым столом, веселящихся и празднующих.

Но в правой части выделяется дом, видимо, дореволюционная барская усадьба, с облупившимся фасадом и потемневшей крышей. Прибегнув к такому нехитрому приему, художник, вероятно, хотел подчеркнуть, что не все так уже благополучно на этом колхозном празднике.

Все же отдыхающие люди изображены очень убедительно: общий колорит картины выдержан в светлых тонах, местами выделены яркие пятна — алая блузка и косынка крестьянки в центре полотна, алый стяг и транспарант рядом с портретом вождя. Все это придает праздничность и жизнерадостность картине. Изобилие еды и напитков на столах, оживленные позы людей — все указывает на общую атмосферу праздника и всеобщего довольства.

Художник как бы иллюстрирует слова Сталина: “Жить стало лучше, жить стало веселее”. Эта надпись на транспаранте придает композиции антураж советского праздника, а не просто крестьянской гулянки.

Своими глазами увидеть картину Пластова можно увидеть в Государственном Русском музее в корпусе Бенуа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крестьянские церковные праздники
  • Крестьянские религиозные праздники
  • Крестьянские праздники троица
  • Крестьянские праздники средневековья
  • Крестьянские праздники сегодня