Крымские болгары праздники

Праздники болгар Крыма: традиции и современность

На территорию Крымского полуострова болгары приезжают отдельными семьями в конце XVIII в., а массовое переселение происходит в несколько этапов в  XIX в.  Эмиграции болгар в Россию была одной из форм протеста против политического, экономического, религиозного угнетения болгар Османской империей. Переселение было связано также с освободительным движением болгарского населения в период русско-турецких войн, которое сопровождалось жестокими мерами подавления со стороны турецких захватчиков. В свою очередь, Россия была заинтересована  в освоении земель в Приазовье и на Крымском полуострове иностранным сельским и ремесленным населением (указы 1751, 1763, 1801гг.). Русско-болгарские политические и культурные  связи существовали с древнейших времен. Особенно интенсивно они развиваются в эпоху болгарского национального возрождения (вторая половина XVIII – 70-е годы XIX в.в.).  В этот период происходит процесс формирования и развития капитализма, национальной культуры, а также национально – освободительного движения за независимость и  воссоздание болгарской государственности. Именно в это время значительное число болгар переселилось с Балканского полуострова на юг России, в том числе и на Крымский полуостров. После падения османского ига большая часть болгарских переселенцев не покинула Крым [1]. По данным Всеобщей Всероссийской переписи населения 1897г. на Крымском полуострове проживало 7802 болгар в 16 поселениях [2]. В основном в болгарских поселениях жили не только болгары, но также представители других национальностей. Благодаря своей замкнутости, болгары сохранили особенности своей культуры. Однако следы взаимопроникновения других культур все же прослеживаются в материальной и духовной культуре болгар.

Важный элемент культуры каждого народа — праздники. На протяжении многих столетий формировалась праздничная обрядность, в которую входили   такие важные  составляющие праздника, как праздничный народный костюм, различные атрибуты праздника, фольклор. Праздники отражают духовную жизнь народа, его представления об окружающем мире, религиозность. Большинство народных праздников болгар связано с их трудовой деятельностью (земледелие, садоводство, виноградарство, овцеводство), обеспечением положительного результата в связи с проведением определенных обрядовых действий на празднике. Многие праздники болгар, как православных христиан, связаны с религиозным календарем. В праздничный календарь крымских болгар вошли наиболее почитаемые народные и церковные праздники. Самыми главными церковными праздниками болгар были Коляда (Рождество), Велиден (Пасха), Гергевдень (День святого Георгия), Свята Троица (Троица). Почитаемые народные праздники — Сурва (Новый год), Бабин ден, Баба Марта, Кукеров ден (Суха Тодоровичка), Пеперуда ляда, Енюф ден (Янов день).

Новый год (Сурва) отмечался крымскими болгарами 1(14) января. Накануне праздника мальчики срезали веточки кизила и украшали их семенами тыквы, кукурузы, плодами ореха, шиповника, кусочками шерсти, блестками. С этими веточками, называемыми «сурваци» или «сурваки», они ходили на Новый год по селу, заходя в каждый дом. Мальчики говорили пожелания для семьи:

Сурва, сурва гудина,

Длег класс на нива,

Църну гроздя на лозя,

Цървена ябълка в градина,

Сурва, здрава, весела гудина,

Да сте здрави духамина.!

Пак ду гудина [3].

Также дети пели специальную песню «Стани, стани, Нине» и посыпали хозяев и комнаты дома пшеницей. Детям хозяйки давали угощение и у первого сурвакара отламывали кусочек ветки. Этот фрагмент веточки сурвы женщины берегли до вывода цыплят. Посыпанное сурвакарами зерно хозяйки собирали и хранили до сева, чтобы был хороший урожай.

Накануне праздника болгарки, каждая в своем доме, выпекали праздничный пирог (месник, кубете) с мясной начинкой  или плакету с рисом и изюмом. В пирог они закладывали монету, которая символизировала удачу или дом, а также палочки с почками — это были домашние животные. Это было своеобразное гадание, в котором принимал участие каждый член семьи [4].

Бабин день — праздник, который посвящен повитухам — женщинам, которые принимали роды и от которых зависело здоровье матери и ребенка. Он отмечался 8(21) января. В этот день принято было молодым матерям с детьми прийти в дом повитухи с угощением и подарками: полотенцем, куском материи, отрезом ткани, платком, скатертью, хлебом, вином и др. Каждый ребенок нес повитухе калач, приготовленный его матерью. В свою очередь, повитуха давала ребенку другой калач. В теплый день женщины «бабу» купали, обливая водой из колодца, в холодный — мыли ей руки. Затем в доме повитухи устраивалось общее застолье, на которое мужчин не приглашали [5].

Праздник "Бабин день" в ГБУРК "Крымский этнографический музей"

Праздник «Бабин день» в ГБУРК «Крымский этнографический музей»

На Масленичной неделе в последнее воскресенье перед Великим постом  хозяйки пекли блины (млинва) и слоеный пирог (месник). Взрослые  ходили в гости к родственникам, друзьям, соседям с угощением и просили прощения, те тоже просили у них прощения и приглашали к накрытому столу. Дети приносили солому и хворост для костров, прыгали через огонь. Вокруг этих костров молодежь водила хороводы, пела песни[6].

О праздновании болгарами Масленицы епископ Таврический Гермоген сообщает, что в понедельник  этой недели парни наряжались в маски с рогами, длинными бородами из конских хвостов, на шею вешали колокольчики, так как в этот день отмечался Кукеров день (маскарад). Из своей среды они выбирали царя, которого усаживали в двухколесную телегу и везли по селу. Царь курил трубку и давал шутливые приказания. Впереди повозки с царем шли парни с метлами, которые расчищали дорогу и безобразничали. Позади телеги шли два парня ряженые женихом и невестой. У парня, играющего роль невесты, в руках была соломенная кукла – младенец. Замыкали это шествие  парни, везущие повозку с провизией.  С шумом, громкой музыкой, песнями, шутками все участники маскарада шли через село. Бездетные женщины дарили «царю» подарки, прося у него разрешения передать украшения «невесте». Принятые украшения возвращались дарительницам на следующий день как освященные. Это было залогом того, что у этих женщин будут дети.  Празднование Кукера завершалось обычно веселой пирушкой [7].

В некоторых болгарских селах в Кукеров день парни с криками, шутками и веселым смехом водили ряженого парня – сироту, лицо которого было вымазано сажей. Он был одет в овчину шерстью наружу, украшенную связками болгарского перца и коровьим колокольчиком сзади [8].     

В древности у болгар использовался Римский солнечный календарь, по которому Новый год начинался 1 марта. Новый год всегда был связан с надеждой на благополучие: хороший урожай, большой приплод животных и т.д. 1марта по Римскому календарю начинался такой сезон как лето, который всегда связывался с полевыми работами. Вероятно, поэтому в Болгарии существует еще одно название этого праздника – Летник. Одним из главных народных праздников болгар был и остается праздник Баба Марта или Мартеница, который обеспечивает хозяйственное благополучие семьи и защиту сада, поля,  домашних животных, дома и хозяев от магии. Этот праздник – один из ярких примеров сохранения в праздничной обрядности элементов языческой культуры. Например, используется магия цвета – преобладание красного цвета  — цвета плодородия и Солнца в одежде женщин и украшения жилища, а также сочетание красного и белого в изготовлении мартениц, которые не только дарят, но и повязывают на плодовые деревья и рога домашних животных. Также 1 марта хозяйкой дома проводится ритуальное выметание из дома ссор и болезней. Хозяин, в свою очередь, разжигал костер, через который прыгали все члены семьи, очищаясь от всего плохого, что было в прошедшем году. В этот день по селу ходили мальчики – подростки с шестами, на которых были прикреплены самодельные фигурки птиц, чаще всего это были ласточки. Они заходили  во дворы болгар и у крыльца обычно исполняли песню о весне или читали стихотворные пожелания членам семьи. У ребят были сумки – «торбички», в которые они складывали угощение от хозяек.

 В Болгарии существует много легенд об этом празднике, о бабе Марте, настроение которой очень переменчиво, что и вызывает изменения погоды в марте. Например, болгары считают, что баба Марта недолюбливает старушек, поэтому почти весь день 1 марта они сидят дома. Девушки и девочки наоборот радуют бабу Марту, поэтому им необходимо в этот день ходить по улицам села [9].

Праздник «Баба Марта» в ГБУРК «Крымский этнографический музей»

9 (22) мая болгары Крыма отмечали праздник «Пеперуда ляда». Девочки — подростки выбирали в этот день девочку-сироту, которая исполняла роль Пеперуды (бабочки). Девочку украшали ветками с листьями, а на голову надевали венок. Лицо Пеперуды обычно закрывали. Девочки с пением шли по селу, заходя в каждый дом. Во главе их была Пеперуда. Заходя в дома, Пеперуда кропила водой хозяев, комнаты и в овчарне скот. Девочки в это время пели песню с просьбой к Богу о даровании дождя и хорошего урожая:

Пеперуда ляда

 Из вода са мяда.

Дай ми, Боже, даждеца,

Да ми роди житу,

 Житу и пшеничка

И лятна рачичка!

 Имитируя дождь, хозяева обливали девочек водой и давали им продукты: хлеб, масло, сладости  и др. На следующий день эти девочки лепили фигуру мальчика из грязи или изготавливали куклу из соломы в виде женщины. Эту фигуру они с плачем несли в поле и закапывали. Вернувшись с поля, девочки устраивали общественный обед из собранных продуктов [10].

 24 июня на праздник Енюф день, который совпадал со славянским праздником Ивана Купалы, девушки плели венки из листьев вишни и береста [11].В этот день принято было купаться и обливаться водой. По деревне обычно шла вереница девушек с девочкой – сиротой 4 – 5 лет. Девушки по очереди несли ее на плечах. Девочка была наряжена в белую рубаху с длинными рукавами, на голове было покрывало — белое полотенце и все ее звали Еню. Девочка размахивала руками то вверх, то вниз, вызывая этим дождь. Болгары бросали ей монеты, а девушки пели песни. На Енюф день также девушки гадали. Они бросали свои букетики цветов в ведро с водой и пели песни, собираясь в одном из дворов. Девочка, исполнявшая роль Еню, доставала из воды букетики. Считалось, что напоется для букетика девушки, то и сбудется [12]  .

  Многие общепринятые праздники болгар в разных селах назывались по- разному. Например, в разных болгарских селах Крыма Новый год называли Сурва, Нова гудина, день святого Георгия – Герговдень, Свети Герги и т.д. Некоторые болгарские праздники, в том числе христианские, имеют элементы восточной культуры, например курбан, когда приносится в жертву баран и устраивается общественный обед. Нередко эти праздники завершались пением и танцами. Примером такого праздника может служить день святого Георгия – покровителя крупного и мелкого скота. Болгары, у которых одним из главных направлений хозяйственной деятельности было овцеводство, очень почитают этот праздник.

На рассвете 23 апреля (6 мая) женщины шли в лес умываться целебной георгиевской росой для красоты и здоровья. Накануне женщины собирали в лесу травы и плели венки.  Травами украшали ворота, окна и двери дома, несли их в овчарню. Хозяин дома выбирал жертвенного ягненка, который должен был быть мужского пола, без физических изъянов и обязательно лучшим из последнего приплода. В день праздника его заводили в дом, надевали на его шею венок, кадили ладаном, иногда прикрепляли свечи к рожкам  и давали возможность побегать ему по комнатам. Затем хозяин дома крестил его и уносил в то место, где совершал жертву. Кровью жертвенного ягненка мазали детям лоб щеки и подбородок [13]. Ягненка обычно зажаривали целиком и вместе с хлебом относили в церковь. После литургии и освящения жертвенной еды присутствующие, обмениваясь приготовленным угощением, обедали. Также из общественного жертвенного животного варили общее для всех угощение. Праздник завершался всеобщим весельем и раздачей еды для бедных.  

Праздник «Святого Георгия» в ГБУРК «Крымский этнографический музей»

Большой праздник, связанный с почитанием святых Кирилла и Мефодия, праздник болгарской культуры всегда отмечается болгарами 24 мая. В этот день в школах устраивался праздник, где дети читали стихи и пели песни на родном языке. Родители учеников приносили гостинцы на праздник и угощали детей и учителей [14].

На Троицкой неделе болгарские девушки обязательно плели и носили венки из полевых цветов, а также держали при себе полынь от магии русалок, которые в это время были особенно опасны. Комнаты в доме женщины устилали зеленой травой и три дня не подметали. Также зеленью украшали ворота. В крымских болгарских селах праздничному столу хозяйки обязательно готовили пирог — зельник. В четверг Троицкой недели  болгарки не работали, чтобы русалки не навредили скоту. До праздника Троицы купаться в водоемах считалось большим грехом.

Особо почитаемый болгарами христианский праздник – Рождество (Коляда), подготовка к которому начиналась с  6 (19) декабря в день святого Николая. В этот день парни начинали разучивание праздничных песен к Рождеству, изготовление атрибутов праздника. Кроме того, в этот день выбирали руководителя рождественского шествия – колядар – башию, а также разделялись на две группы. Одна  группа парней называлась «горненци», так как на праздник святого Николая они шли по домам болгар, живущих в верхней части села, другая группа – «долненци» шла  нижней частью села. 25 декабря (7 января) парни с ветками, украшенными звездами, конфетами и мишурой, с сумками через плечо ходили по селу и пели у каждого дома рождественские колядки. За добрые пожелания хозяйки одаривали гостей едой, деньгами, вещами. Коледар – башия по окончании шествия разделял все на три части. Первая часть доставалась колядарям, вторая –шла на благотворительность, а третья на общественный обед, на который приглашались отцы парней [15].

 Накануне праздника хозяйка устилала стол в  главной комнате дома соломой, покрывала скатертью, выставляла праздничные блюда. Традиционно блюд было 9 или 12. Все они были постными. Это вареная фасоль, голубцы, пирог – «тиквеник», кутья, орехи, компот из сухофруктов и др.  Для легких родов у Богородицы раздавались дольки чеснока каждому члену семьи. Старший в семье окуривал еду на праздничном столе ладаном [16].

На третий день праздника в болгарском селе Кишлав мужчины на площади      под пение и звуки гайды (род волынки) исполняли обрядовый танец «Цинциныгар» (воробей). В песне, сопровождавшей танец, сообщалось о воробье, который посватал белолицую девушку с черными глазами и пригласил на свадьбу разных зверей и птиц. Когда воробей ехал за невестой, на него напал некий «Юрелешка – пепелешка», который его ударил. Воробей застрял в черной земле и никто, как ни старался, не мог его вытащить. Танцующие мужчины мимически изображали усилия,  с которыми все пытались вытянуть из земли воробья. Они делали шаг вперед, два шага назад и шли по кругу. Старший мужчина, который держал в одной руке «бъклицу» — флягу для вина, отпивал из нее глоток  и передавал следующему, не прерывая танца. Так в танце все отпивали по глотку вина. Под звуки гайды и пение к ним присоединялись новые и новые  члены. В это время из другого конца села в танце под звуки гайды и с пением к ним двигалась навстречу другая цепочка мужчин во главе со старшим, который тоже держал в руке флягу с вином. За ними виночерпии несли ведра с вином. Всем встречным они подавали стаканы с вином. Затем обе группы встречались, угощали друг друга вином и соединялись в танце. Темп музыки становился быстрее и две группы кружились по кругу двумя самостоятельными лентами. Играли два «гайдарджии»  и считалось, если музыкант какой — то группы быстрее устанет, то та группа проиграла. Когда хоровод останавливался, то к нему присоединялись женщины и девушки [17]  В этих обрядовых действиях явно прослеживаются корни более раннего, чем Рождество языческого праздника – праздника зимнего солнцеворота или рождения Солнца.

Многие церковные праздники, вероятно, накладывались по времени на прошлые языческие и от этого приобретали новый смысл. Так многие, особо чтимые болгарами церковные праздники, официальная церковь считает второстепенными. Например, Трифон Зарезан, Иванов день и др.

Некоторые церковные праздники, связанные со святыми – покровителями земледелия, скотоводства, виноградарства, получают у крымских болгар новое значение. Например, день святого мученика Трифона (14 февраля), ставший праздником виноградарей и виноделов в Болгарии, в Крыму был связан с сохранением хозяйства и жизни от волков. Это было очень важно для переселенцев, так как в степи  водилось много волков. Сейчас праздник святого Трифона Зарезана, покровителя виноградарей и виноделов, возрождается в Крыму.  Утром проводится всеобщий молебен в церкви или на винограднике о том, чтобы уродился виноград. Затем проводится первая обрезка винограда мужчинами, выбирается «Царь»- лучший виноградарь, идет дегустация вин, которые привозят на праздник виноделы. Праздник завершается награждением лучших виноделов, общим застольем, песнями и танцами.

Праздник «Трифон Зарезан» в с.Угловое Бахчисарайского района

Храмовые праздники всегда проходили в определенном селе, где были церкви. На такие праздники продукты собирали сообща. Так, день святого Георгия болгары праздновали в селе  Андреевка (ныне село Желябовка Нижнегорского района), где была церковь святого Георгия; Троицу – в Старокрымском поселении); Успение и святую Параскеву — в с.Топлы (ныне село Тополевка Белогорского района) и т. д.

Традиционно некоторые праздники болгарские переселенцы праздновали  только в родном селе: Коляда (Рождество), Сурва (Новый год), Бабин день, Баба Марта и др.

 Праздники приносили радость и отдых в повседневную трудовую жизнь болгарского населения в Крыму. Они были и остаются неотъемлемой частью народной культуры.

Одни календарные праздники болгар празднуются в Крыму, как и в Болгарии, другие уже не отмечаются или претерпели изменения. Например, сейчас на праздник Баба Марта иногда болгары и гости праздника в праздничный костер бросают самодельную куклу женщины и сжигают ее, как русские сжигают  чучело Масленицы.

Современный праздник «Баба Марта». Обрядовая кукла.

ГБУРК «Крымский этнографический музей»

Праздники болгар Крыма, которые сохранились до сих пор: Сурва, Коледа, Трифон Зарезан, Баба Марта, Велидень, а также День святых Кирилла и Мефодия, который первыми на государственном уровне стали праздновать болгары, а затем стали праздновать в России как День Славянской письменности и культуры.

 У болгар, которые вернулись из депортации и возрождают свою культуру в Крыму, есть желание вернуть многие болгарские праздники. Этому способствуют не только члены Общественной организации «Региональная болгарская национально – культурная автономия Республики Крым», но и сотрудники Государственного  бюджетного учреждения Республики Крым «Крымский этнографический музей», которые проводят для учащихся, студентов и жителей Крыма праздники: Сурва, Баба Марта, Бабин день, Трифон Зарезан, день святого Георгия, День Славянской письменности и культуры. В фондах музея хранится ценный фольклорный материал, воспоминания крымских болгар и фотографии. Изучение этого материала поможет наиболее полно восстановить такую часть болгарской культуры в Крыму как праздники.

Список источников и литературы

1. Андрющенко И. А. К вопросу о болгарской культуре в Крыму //Культура народов Причерноморья – 1997 — №1 – С.88.

2. Державин Н.С. Болгарские колонии Новороссийского края. Херсонская и Таврическая губернии // ИТУАК, №41. – Симферополь: Тавр. губ. тип.,1908. — С.29.

3. Информатор Галина Ивановна Попова, 1923 года рождения, уроженка села Кабурчак, ныне село Мичуринское Белогорского района.

4. Информатор Зеленина Анна Александровна, 1922 года рождения, уроженка села Ново — Царицыно, ныне село Садовое Нижнегорского района.

5. Информатор Кира Дмитриевна Балабанова, 1925 года рождения, уроженка села Кишлав, ныне село Курское Белогорского района.

6. Информатор Кира Дмитриевна Балабанова, 1925 года рождения, уроженка села Кишлав, ныне село Курское Белогорского района.

7. Гермоген, епископ. Таврическая епархия Гермогена, епископа Псковского и Парховского, бывшего Таврического и Симферопольского. – Псков: Тип. губ. правл.,1887 – С.459.

8. Шапошников А.К. Старый добрый болгарский Коктебель.- Симферополь: Изд. Дом «Амена», 1999. – С.145.

9. Попов Рачко. Български народен календар. – София, 2006. – С.38.

10. Державин Н. С. У болгар в Таврической губернии. Этнографическая заметка. М., Т – во А.А. Левенсон, 1901. – С.8.

11. Носкова И.А. Крымские болгары в XIX — начале XX в.: история и культура. – Симферополь: СОНАТ, 2012. –  с. 107.

12. Информатор Галина Ивановна Попова, 1923 года рождения, уроженка села Кабурчак, ныне село Мичуринское Белогорского района.

13. Державин Н.С. Болгарские колонии Новороссийского края. Херсонская и Таврическая губернии // ИТУАК, №41. – Симферополь: Тавр. губ. тип., 1908. — С. 195.

14. Шапошников А.К. Старый добрый болгарский Коктебель.- Симферополь: Изд. Дом «Амена», 1999. – С.147.

15. Информатор Кира Дмитриевна Балабанова, 1925 года рождения, уроженка села Кишлав, ныне село Курское Белогорского района.

16. Крым. Соцветие национальных культур / Сост. Н.В.Малышева, Н.Н. Волощук. – Симферополь: Бизнес – Информ, 2003. – С.119.

17. Музыченко А.Ф. Наблюдения над народным творчеством крымских болгар // Труды 12 археологического съезда. Ч.2. –Харьков, 1902. – С. 449 -451.

Первые болгарские поселенцы в конце XVIII — начале XIX века, стремясь сохранить свой язык, веру и культуру на свободных землях Российской империи, приносят с собой на Крымскую землю свои обычаи, обряды, праздники.

Наиболее почитаемые церковные и народные праздники вместе составили народный календарь крымских болгар.

Календарные праздники болгар имели циклический характер и были приурочены к тем дням, когда в природе происходят видимые и серьезные перемены, связанные с хозяйственными интересами и общественным жизненным циклом человека.

Наиболее почитаемые зимние праздники:
6 декабря — день Св.Николая;
20 декабря — Игнат день;
25 декабря — Коляда;
1 января — Новый год;
6 января — Богоявление;
7 января — Иванов день;
8 января — Бабин день;
18 января — Тарасов день;
2 февраля — Трифонов день;
Масляничная неделя.

Весенние праздники болгар:
1 марта — Баба Марта;
40 мучеников;
Благовещение;
Лазарев день — суббота перед Вербным воскресеньем;
Вербное воскресенье;
Пасха — Велик день;
Спасов день;
23 апреля — Георгиев день;
день Кирилла и Мефодия;
Святая Троица;
Святой Николай
Пеперуда ляда.

Летние праздники:
24 июня — Иванов день;
29 июня — Петров день;
Ильин день;
1 августа — Макавей;
6 августа — Преображение Господне;
15 августа — Успение Св. Богородицы (Гуляма Бугуродица).

Наиболее почитаемые осенние праздники:
8 сентября — Рождество Св.Богородицы (Малка Бугуродица);
14 сентября — Крастов день;
26 октября — Димитров день;
8 ноября — Архангелов день.Многие календарные праздники болгар содержат элементы языческих обрядов. Так, в празднике Баба Жарта женщины разжигают костер, прыгают через него, подбрасывают красные шерстяные пояса, делают мартинички — скрученные красные и белые шерстяные нити, которыми украшают близких людей, деревья, домашний скот.

Многие церковные праздники теряют в народном понимании свое первоначальное значение и, накладываясь по времени на прошлые языческие, приобретают новый хозяйственный смысл. Особо чтимые болгарами церковные праздники церковь считает второстепенными. Это весенний Егорий — 23 апреля, весенний Николай — 9 мая, Иванов день — 24 июня, Петров день — 29 июня, Ильин день — 20 июля. Некоторые церковные праздники, уже имевшие народное хозяйственное истолкование, получают у крымских болгар новое значение. Так, Трифонов день — в народном понимании праздник виноградарей и виноделов, празднуемый зимой, приобретает в некоторых селах Таврической губернии значение сохранения жизни и хозяйства от волков, которых было немало в степях, где жили болгарские поселенцы.

Многие общие праздники крымских болгар имели местные дополнения и назывались в разных селах по-разному (например:Новый год, Нова година, Васильов день, Сурва). Интересно, что многие православные религиозные праздники крымские болгары отмечали по-восточному, устраивая курбаны, когда закалывали жертвенных баранов или крупный рогатый скот и, поджарив или сварив, угощали родных и знакомых, а иногда устраивали общественный обед. Общественные курбаны проводились в день Св. Георгия — 23 апреля, Троицын день, на Успение, Рождество пресвятой Богородицы, и частные курбаны на Иванов день, Тарнасов день, Петров день, Ильин день и по окончании полевых работ.


Гайворонская О.Б.

Научный сотрудник Крымского этнографического музея


Краткая
справка

В 1773-1774 годах русская армия
разбила турецкие войска в Болгарии. Полководец Румянцев-Задунайский вынудил
турок после заключения Кючук- Кайнарджийского мира покинуть маленькую
свободолюбивую страну, Но раздосадованные янычары, отступая, бросились
убивать и грабить болгарское мирное население.Отчаявшиеся люди обратились
за помощью к русскому полководцу, и им позволили перейти границы России
и селиться на ее южных окраинах.

Так в конце XVIII-начале
XIX века появились в Крыму предки тех, кого мы называем крымским болгарами,
хотя на полуострове еще с IV века известны так называемые протоболгары,
или праболгары. По-гречески <прото> — первый (приставка <пра> придает
русским словам значение первичности).

Крымские болгары получили
в Тавриде по 50 десятин земли на каждого члена семьи. На 10 лет
их освободили от службы в армии и от налогов. Первые колонии болгар и
греков появились под Симферополем, в Балта- Чокраке (нынешний район Заводское),
в Старом Крыму, в Евпатории.

 


Численность
и места компактного проживания

По переписи 1989 г. в Крыму проживало
2186 болгар. В настоящее время болгарское население рассматривается как
диаспора, которая пополняется людьми, прибывающими из различных стран СНГ.
На 1994 г по данным ЦСУ Крыма, проживало около 2000 болгар. Места компактного
проживания — Симферополь и Коктебель.

В марте 1991 г. было образовано
областное общество болгар, позднее переименованное в болгарское культурно-просветительное
общество «Возрождение», которое ведет активную работу по возрождению культуры
и изучению языка. На крымском телевидении регулярно выходит болгарская
программа. Одним из основных направлений деятельности общества является
возвращение депортированных болгар. По разработанному прогнозу до 2000
г. в Крым должно приехать 16950 человек, или 5293 семьи. 

Планируется строительство поселков
в Кировском (в с. Кринички на 156 домов и с. Бабенково на 15 домов) и Нижнегорском
районах (в с. Желябовке на 200 дворов). Поступило около 700 заявлений от
семей депортированных из Крыма проживающих в городах Атерау (бывший Гурьев,
Казахстан) и Моздоке (Северная Осетия).

Данный прогноз разработан Управлением
по возвращению и обустройству армян, болгар, греков и немцев, занимающимся
проблемами жилья и трудоустройства в Крыму представителей этих национальностей.
В настоящее время они составляют 0,5% всего населения Крыма, или 13,4 тыс.
человек. По представленному прогнозу, эта цифра к 2000 г. увеличится до
102,8 тыс. человек, т.е. возрастет в 8 раз.

На долю представителей остальных
национальностей, проживающих на территории Крымского полуострова, приходится
менее 10% от общей численности населения Крыма. В ближайшее время они будут
развиваться в направлении «‘демографической стабильности» со сбалансированным
естественным и механическим движением. К таковым относятся выделяющиеся
по численности и имеющие или в ближайшее время организующие национально-культурные
общества: татары Поволжья, Урала и Сибири (по данным переписи 1989 г. —
10,8 тыс. чел.), молдаване (6,6), поляки (6,2), мордва (4,6), азербайджанцы
(2,4), марийцы (1,9), цыгане (1,7), грузины (1,7), эстонцы (1,0), караимы
(882 чел.), чехи (664), крымчаки (604) и др.

Авторы: В.А.Романова, доцент
СГУ,
С.Л.Белякова, Ю.Н.Лаптев,
О.В.Савинова
,
сотрудники Республиканского этнографического музея


История
переселения в Крым

Переселение болгар в
Крым из Турции стимулировалось из Петербурга многочисленными материальными,
финансовыми, земельными льготами, о которых не могло даже мечтать местное
население.

После схода на крымский
берег переселенцы содержались за государственный кошт: каждому
взрослому выдавались суточные в размере 10 коп, а <малолетней душе>
— по 6 коп.

На месте поселения
болгары получали до первого собственного урожая от 5 до 10 коп. суточных.
Крупную денежную сумму в 300 руб. переселенцы получали на хозяйственное
обзаведение — на строительство собственного дома, приобретение сельскохозяйственного
инвентаря, рабочего и продуктивного скота.

Правилами 1804 г. для
переселенцев установлено, что болгары будут при активной помощи
губернской администрации заниматься теми видами сельского хозяйства, которыми
они занимались на родине, но особенно виноградарством, садоводством, табаководством,
шелководством, разведением улучшенных пород овец.

Переселенцы на полуостров
с Украины и России, местные жители завидовали иностранным колонистам,
в том числе и болгарам: каждой болгарской семье отводилось до 60 десятин
государственной земли.

Выходцы из Турции также
получили право свободно торговать и заниматься промыслами, заводить
фабрики и мануфактуры. Особенно ценили они освобождение от рекрутчины
и гражданской службы.

Каждому болгарскому переселенцу
были предоставлены льготы в податях и других повинностях финансового
порядка на 10 лет. По истечении их они в значительной степени сохранялись
в течение следующих 10 лет: болгары облагались лишь податью в размере
15-20 коп с десятины. Только после истечения двадцати лет после своего
прибытия в Крым переселенцы из Турции уравнивались в податном отношении
с татарами, переселенцами с Украины и России.

Прибывшие в Крым болгарские
семьи были не очень многочисленными: в среднем они состояли из
4-5 человек. Неплохие условия жизни на новом месте способствовали тому,
что ежегодно в каждой второй семье рождался ребенок.

Долголетие в болгарских
поселениях было обычным явлением, а смертность ниже, чем у местных
жителей и переселенцев с Украины и России: ежегодно умирал один человек
на сотню крымских болгар. Не обижено было и болгарское православное духовенство:
в каждом крымском селении ему для пользования был выделен особый земельный
участок — в среднем по 33 десятины. Их служители культа обрабатывали в
свободное от ритуальной деятельности время.

С. Г. Кащенко
Источник:
Из истории крымских болгар. — Сквозь
века: народы Крыма. Вып.1.
Симферополь: Академия гуманитарных наук, 1995 г.


Первые
поселения

В конце XVIII и в XIX в. правители
России приложили немало усилий к эмиграции татар из Крыма в Турцию и организации
в широких масштабах переселения на полуостров всех, кого к этому можно
было привлечь. Это происходило за счет переселения сюда с Украины и России,
а также переселения в Крым выходцев из стран Европы и православного населения
с территории Турции. Среди последних немалый удельный вес занимали болгары.
Это бывшие подданные турецкого султана, которые в пределах Российской
империи искали свободы вероисповедания.

Летом 1802 г. на
полуострове появились 63 болгарские семьи. Они создали Старокрымское болгарское
поселение.

Основатели другого болгарского
поселения попали на крымскую землю случайно. В августе 1804 г.
в Севастопольском порту бросила якорь купеческая шхуна «Дидона»,
на борту которой находились 220 болгар, покинувших Андрианопольский вилает.
По распоряжению русского посланника в Стамбуле шхуна направлялась в Таганрог,
чтобы высадить там болгар для поселения в Приазовье. Шкипер шхуны объяснил
портовым властям, что довезти болгар до Таганрога не может из-за непогоды
и окончания запасов продовольствия.

Пассажиры шхуны были
высажены в Севастополе и вскоре поселены в покинутом отправившимися в
Турцию татарами ауле в Феодосийском уезде. 

Болгарское поселение
получило название Кишлав — от татарского <къшла>, означающего загород
для овец, защиту от непогоды и ветров. Так называлась в бытность здесь
татар природная котловина, где расположились болгары.

В 1806 г. в Евпаторийский
порт прибыло из Турции судно, на котором находилось 13 болгарских
семей из Анатолии. Они были поселены в бывшем татарском ауле Балта-Чокрак,
обитатели которого ранее отправились в Турцию. 

С. Г. Кащенко

Источник: Из
истории крымских болгар. — Сквозь века: народы Крыма. Вып.1.
Симферополь: Академия гуманитарных наук, 1995 г.


Вторая
и третья волна переселения

Вторая волна переселения болгар
в Крым пришлась на время русско- турецкой войны 1828-1829 гг. М. С. Воронцов
направил в Румелию своих эмиссаров, призывавших там к переселению в Россию
болгар — специалистов в области мореплавания и судостроения. Прибыло около
1000 человек. Однако только 21 из них оказался моряками и кораблестроителями
(почти все они были приписаны к мещанам Керчи). Остальные были земледельцами,
скотоводами и садоводами. Большая их часть была поселена на полуострове. 

М. С. Воронцов хотел
разместить их только на казенных землях, но по ходатайству местных помещиков
предгорной и горной части полуострова, стремившихся к развитию на своих
землях садоводства и виноградарства, Николай I распорядился селить их
и на помещичьих землях.

После Крымской войны
увеличилась эмиграция татар на территорию Турции. Одновременно представители
русского правительства агитировали в Османском государстве болгар к переселению
в пределы Российской империи, обещая им «златые горы».

В результате началась
третья волна переселения на полуостров болгар. Переселенцы из Турции
получали по 50 десятин надела на семью и по 125 руб. пособия на обзаведение.
Несмотря на это, они оказались в нелегком положении. Выделенная им земля
была нередко малоплодородной, а вода в колодцах солоноватой.

Недовольство болгар
привело к тому, что некоторые из них вернулись в Турцию. Оставшиеся
же в Крыму были поселены в более благоприятных местах (Андреевка, Сарабуз,
Царицыно).

Имело место и переселение
болгар внутри полуострова. Болгары из Старого Крыма и Кишлава поселились
в Коктебеле, Кочеке, Седжеуте, Марфовке, Кабурчаке, Османчике, Аппаке
Феодосийского уезда.

Материалы переписи
1897 г. свидетельствуют, что в это время на полуострове проживало
7528 болгар.

 

С. Г. Кащенко

Источник: Из
истории крымских болгар. — Сквозь века: народы Крыма. Вып.1.
Симферополь: Академия гуманитарных наук, 1995 г.


Быт
и образ жизни

Жилище

Дома болгар, побеленные снаружи
и изнутри и покрытые черепицей, сооружались из глины с хворостом или из
кирпича. В доме было 3-4 комнаты с глиняным, реже деревянным полом.

Предметы быта производили
в основном сами. Меблировка болгарских жилищ состояла из дивана, обитого
ярким ситцем, нескольких крашеных столов со стульями. На стенах висели
ковры, рушники и тарелки, увитые сухими цветами.

Но болгары постоянно
не жили в комнатах дома, а обычно размещались в тесноте в небольшом помещении,
устроенном между домом и сараем или в какой-либо другой хозяйственной
пристройке. Здесь печь не имела трубы, так что дым выходил в отверстие
в потолке.

В тех местах, где болгары
по местным условиям соприкасались с немцами, греками, украинцами, русскими,
старинные предания и обычаи начинали постепенно исчезать из их жизни.
Болгары же Феодосийского уезда, окруженные бедным татарским населением,
более всего сохраняли религиозно- языческие обряды и национально-бытовые
черты.

Образ жизни

У крымских болгар преобладало
мужское население. Это приводило к тому, что болгарские девушки не испытывали
особых проблем с выходом замуж.

Семейная жизнь носила
патриархальный характер. Болгарские семьи были крепкими. Семейная жизнь
и семейная добродетель уважались. Молодые люди вступали в брак в 18-20
лет, а девушки — в 16-18 лет. Поздние браки были редкостью.

По своему физическому
типу крымские болгары не отличались от тех, которые проживали на Балканском
полуострове. Они были в основном среднего роста, не очень крупного сложения.
Цвет лица имели смуглый, волосы черные и курчавые, глаза живые и выразительные,
нос с горбинкой. 

Женщины, красивые в молодости,
быстро старели и к тридцати годам часто казались уже старухами.

Вероисповедание

Грамотность среди болгар
была
невысокой, но все-таки выше, чем среди украинцев, татар и русских. В 1915
г. среди мужчин она составляла 40,7%, а среди женщин -9,6%.

Болгары были религиозны. В
каждом их селении действовала православная каменная церковь. Служители
культа пользовались среди переселенцев значительным влиянием. Низкий уровень
образования и религиозность накладывали свой отпечаток на быт болгар.

С. Г. Кащенко

Источник: Из
истории крымских болгар. — Сквозь века: народы Крыма. Вып.1.
Симферополь: Академия гуманитарных наук, 1995 г.


Календарные
праздники крымских болгар

Первые болгарские поселенцы
в конце XVIII — начале XIX века, стремясь сохранить свой язык, веру и
культуру на свободных землях Российской империи, приносят с собой на Крымскую
землю свои обычаи, обряды, праздники.

Наиболее почитаемые церковные
и народные праздники вместе составили народный календарь крымских болгар.

Календарные праздники
болгар имели циклический характер и были приурочены к тем дням, когда
в природе происходят видимые и серьезные перемены, связанные с хозяйственными
интересами и общественным жизненным циклом человека. 

Наиболее почитаемые зимние праздники:

  • 6 декабря — день Св.Николая;
  • 20 декабря — Игнат день;
  • 25 декабря — Коляда;
  • 1 января — Новый год;
  • 6 января — Богоявление;
  • 7 января — Иванов день;
  • 8 января — Бабин день;
  • 18 января — Тарасов день;
  • 2 февраля — Трифонов день;
  • Масляничная неделя.

Весенние праздники болгар:

  • 1 марта — Баба Марта;
  • 40 мучеников;
  • Благовещение;
  • Лазарев день — суббота перед Вербным воскресеньем;
  • Вербное воскресенье;
  • Пасха — Велик день;
  • Спасов день;
  • 23 апреля — Георгиев день;
  • день Кирилла и Мефодия;
  • Святая Троица;
  • Святой Николай
  • Пеперуда ляда.

Летние праздники:

  • 24 июня — Иванов день;
  • 29 июня — Петров день;
  • Ильин день;
  • 1 августа — Макавей;
  • 6 августа — Преображение Господне;
  • 15 августа — Успение Св. Богородицы (Гуляма Бугуродица).

Наиболее почитаемые осенние
праздники:

  • 8 сентября — Рождество Св.Богородицы (Малка Бугуродица);
  • 14 сентября — Крастов день;
  • 26 октября — Димитров день;
  • 8 ноября — Архангелов день.

Многие календарные праздники болгар
содержат элементы языческих обрядов. Так, в празднике Баба Жарта женщины
разжигают костер, прыгают через него, подбрасывают красные шерстяные пояса,
делают мартинички — скрученные красные и белые шерстяные нити, которыми
украшают близких людей, деревья, домашний скот.

Многие церковные праздники
теряют в народном понимании свое первоначальное значение и, накладываясь
по времени на прошлые языческие, приобретают новый хозяйственный смысл.
Особо чтимые болгарами церковные праздники церковь считает второстепенными.
Это весенний Егорий — 23 апреля, весенний Николай — 9 мая, Иванов день
— 24 июня, Петров день — 29 июня, Ильин день — 20 июля. Некоторые церковные
праздники, уже имевшие народное хозяйственное истолкование, получают у
крымских болгар новое значение. Так, Трифонов день — в народном понимании
праздник виноградарей и виноделов, празднуемый зимой, приобретает в некоторых
селах Таврической губернии значение сохранения жизни и хозяйства от волков,
которых было немало в степях, где жили болгарские поселенцы.

Многие общие праздники
крымских болгар имели местные дополнения и назывались в разных селах по-разному
(например:Новый год, Нова година, Васильов день, Сурва). Интересно, что
многие православные религиозные праздники крымские болгары отмечали по-восточному,
устраивая курбаны, когда закалывали жертвенных баранов или крупный рогатый
скот и, поджарив или сварив, угощали родных и знакомых, а иногда устраивали
общественный обед. Общественные курбаны проводились в день Св. Георгия
— 23 апреля, Троицын день, на Успение, Рождество пресвятой Богородицы,
и частные курбаны на Иванов день, Тарнасов день, Петров день, Ильин день
и по окончании полевых работ. 

 

Гайворонская О.Б.
Научный сотрудник Крымского этнографического музея


Хозяйственная
деятельность

Формы землепользования

Самой распространенной формой
землевладения среди крымских болгар было общее. При нем каждый член
общества имел определенный земельный пай, который не мог быть уменьшен или
изменен. Его можно было продать, завещать, подарить, сдать в аренду.

Всякое хозяйственное
распоряжение общей землей, т.е. обращение пашни в пастбище, ограничение
прав отдельных совладельцев на пользование общим выгоном, разрешение или
запрещение выпаса скота на общем выгоне, сдача в аренду мельницы или общего
сада осуществлялись только по согласию большинства совладельцев.

При обсуждении хозяйственных
вопросов все совладельцы пользовались равными правами, хотя как собственники
они не всегда были равны. Для принятия решения требовалось простое, а
не квалифицированное большинство.

Общая пахотная земля
нарезалась каждому совладельцу пропорционально его доле в земле во
временное пользование, причем не в одном месте, а полосками в нескольких
частях поля. Расположение полосок отдельных домохозяев определялось по
жребию — кому где выпадает.

Обычно выделенными земельными
участками пользовались 3-4 года — в зависимости от того, сколько лет пахали
и засевали одно и то же поле.

Распределение сенокосов
между отдельными домохозяевами также осуществлялось на основе пропорциональности
путем отвода каждому совладельцу полосок. Для соблюдения справедливости
раздел покосов производился ежегодно и только перед сенокосом.

Пользование лесными участками
в болгарских поселениях также осуществлялось на основе пропорциональности
ежегодно.

Уровень жизни

Уровень жизни в болгарских колониях
не был одинаков. В этом отношении в положительную сторону выделялись жители
Кишлава и Старого Крыма.

Имущественное положение
крестьян различных национальностей в крымском селе было неодинаковым.
Объяснялось это тем, что уровень их хозяйствования был неодинаков. Наибольших
успехов добивались хозяйства немецких, эстонских и чешских колонистов.

За ними шли болгары,
которые добивались тоже больших хозяйственных успехов, чем татары, украинцы
и русские. Болгары отличались трудолюбием, бережливостью и расчетливостью
Зажиточные болгары применяли наемный труд, в том числе своих односельчан,
все больше втягивались в рыночные отношения.

Рабочих из крымских болгар
на промышленных предприятиях Симферополя, Керчи, Феодосии, Евпатории,
Ялты, Севастополя почти не было Болгары внесли свой вклад в развитие сельскохозяйственного
производства на полуострове.

Занятия колонистов

Благоприятные условия, в которые
русскими властями были поставлены переселявшиеся в Крым болгары, положительно
отразились на их хозяйственной жизни.

Урожайность зерновых
и огородных культур в болгарских хозяйствах была выше, чем в хозяйствах
местных жителей. Основной отраслью было хлебопашество. Развитие хлебопашества
на первых порах испытывало значительные трудности из-за непривычных климатических
условий, низкой плодородности земель, недостаточной обеспеченности сельскохозяйственным
инвентарем, рабочим скотом, недостаточности земельного надела.

Разведение лошадей,
крупного рогатого скота, грубошерстное овцеводство тоже были постоянным
занятием болгар на крымской земле. Высокая оплата труда, связанная с недостатком
рабочих рук, побуждала все большую часть болгар к разведению рогатого
скота и овец. Дело в том, что уход за скотом требовал меньше трудовых
усилий, чем занятие хлебопашеством.

Особенностью развития
скотоводства в хозяйствах болгарских колонистов было преобладание
овцеводства над коневодством и разведением крупного рогатого скота.

В развитии овцеводства в
количественном отношении болгарские хозяйства уступали татарским. Однако
болгары превосходили местных жителей в качественном отношении — они практиковали
тонкорунное овцеводство, которое пользовалось покровительством правительства
и приносило немалые доходы.

Среди болгар получили
распространение занятие шелководством и табаководством.

Были достигнуты болгарами
успехи и в развитии виноградарства. Особенно славилось вино, производимое
в колонии Балта-Чокрак.

С. Г. Кащенко

Источник: Из
истории крымских болгар. — Сквозь века: народы Крыма. Вып.1.
Симферополь: Академия гуманитарных наук, 1995 г.


Крымские
болгары в советский период истории

Болгары стремились не
участвовать в событиях гражданской войны на полуострове в 1917-1920 гг.,
считая их сугубо русским делом. Немалое число болгар умерло во время голода
1921-1922 годов. Новую экономическую политику они встретили с одобрением.
Во время нее их хозяйства окрепли.

В конце 1929 — начале
1930 г. среди болгар, как и других национальных групп крымской деревни,
была произведена принудительная коллективизация и раскулачивание. Оно
приняло более значительный характер, чем раскулачивание среди татар, украинцев,
русских, евреев и пр.

Болгары, как и другие
жители многонациональной крымской деревни, против своей воли были
загнаны в колхозы, в том числе и в одно- национальные по своему составу.
Это вызвало сильное недовольство среди болгарского населения.

С помощью террора
оно было загнано внутрь и получило свое выражение только в годы второй
мировой войны, когда власти, проводившие раскулачивание, временно исчезли.
Это проявилось в том, что значительная часть болгар без особой горести
провожала русские войска, временно покидавшие Крым. Это им припомнили
в 1944 г., когда были восстановлены те партийные и государственные органы,
которые ранее создавали насильственно колхозы, проводили раскулачивание
и выселение раскулаченных на европейский север и на Урал.

В 1944 г. болгары,
наряду с некоторыми другими национальными группами, по распоряжению из
Москвы были депортированы из Крыма. Вместо выселенных полуостров стал
заселяться выходцами с Украины и России.

Лишь в последнее время
историческая справедливость была восстановлена, и болгары, как и другие
депортированные народы, получили возможность вернуться в Крым.

С. Г. Кащенко

Источник: Из
истории крымских болгар. — Сквозь века: народы Крыма. Вып.1.
Симферополь: Академия гуманитарных наук, 1995 г.


Литература

  1. Вернер К. А. Памятная книжка Таврической губернии. — Симферополь, 1889.
  2. ЦГАК Ф 26, оп. 1, д. 24129.
  3. Клаус А. Наши колонии — СПб., 1869.
  4. Дружинина Е. И. Южная Украина в 1800-1825 годах. -М, Наука, 1970.
  5. ЦГАК. Ф. 26, оп. 1, д. 24537.
  6. ЦГАК. Ф. 26, оп. 1, д. 24463.
  7. ЦГАК. Ф. 26, оп. 1, д. 24501.
  8. Андриевский Ф. Н. Статистический справочник Таврической губернии. -С.,
    1915.
  9. Тюркология. — © 4. — Баку, изд. АН СССР, 1988.
  10. Крым: прошлое и настоящее / Под ред. С Г Агаджанова, А.Н. Сахарова. — М.,
    Мысль, 1988.
  11. ЦГАК. Ф. 26, оп. 1, д. 5070.
  12. ЦГАК. Ф. 27, оп. 1, д. 7382.
  13. Полное географическое описание нашего отечества. Новороссия и Крым / Под
    ред. П. П. Семенова-Тян-Шанского. — СПб., издание А. Ф Дервиена, 1910.

Учитывая богатейшую историю Болгарии, до наших дней дошло множество памятных дат, национальных праздников, часть из которых привычна как минимум для постсоветских стран, а часть – исключительно болгарские.

img

Безусловно, первый в списке Новый год. Но, в отличие от других стран, для болгар 1 января – это не просто застолье и фейерверки, а особый день со своими обычаями и традициями. В первый же день года в стране проходит Сурва – день святого Василия. Выглядит это очень впечатляюще – масштабный фестиваль с толпами ряженых, музыкой и танцами.

img

Важный день в истории Болгарии – День освобождения от османских угнетателей. В календаре дата отмечена 3 марта и является государственным выходным. В Болгарии поднимают национальный флаг и проводят торжественное возложение цветов у мемориала Неизвестного воина в Софии.

img

1 мая – День труда. Как и в других странах, в Болгарии 1 мая проходят профсоюзные демонстрации и развлекательные мероприятия. Официально это выходной день, работают 1 мая только негосударственные предприятия.

img

24 мая – День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности. Праздник посвящен делу первоучителей Кирилла и Мефодия. 24 мая по всей стране проходят шествия всех, кто каким-либо образом связан со сферой образования или культурной деятельностью.

img

Нельзя не вспомнить про Международный день защиты детей. Как и во всем мире, в Болгарии в этот день проводится масса соответствующих мероприятий: концертные программы, выставки, фестивали и множество других культурно-образовательных инициатив для детей.

img

2 июня – День Ботева. Для каждого болгарина это особенная дата, почитание памяти поэта-революционера Христо Ботева, день павших за освобождение Болгарии от османских захватчиков.

img

Во второе воскресенье августа отмечается День Военно-морского флота Болгарии. Причем, в Болгарии принято праздновать не только один день, а и всю неделю до события. Среди “Праздников моря”: демонстрация военных судов, выставки, концерты и прочее. Под конец празднований в г. Варна осуществляется торжественное поднятие стягов судов ВМФ в порту.

img

6 сентября в стране выходной в честь Дня объединения Болгарии. В 1885 году, спустя почти десять лет после разделения Болгарии наконец состоялось присоединение Восточной Румелии к Княжеству Болгарии. Особая заслуга в этом принадлежит князю Александру Баттенбергу, утвердившему воссоединение страны с Восточной Румелией.

img

Вскоре после Дня объединения Болгария отмечает День независимости. 22 сентября 1908 года был провозглашен суверенитет Болгарского царства. С наступлением войн празднование Дня независимости прекратилось и возобновилось лишь в 1998 году. Одно из главных празднеств 22 сентября – световой вечерний спектакль на холме Царевец, что находится в Велико-Тырново.

img

1 ноября – День лидеров Возрождения. Такими лидерами были деятели национального и культурного возрождения XIX века, благодаря которым получили свое развитие болгарские театры, современные литературные жанры и прочее. Праздник перестал отмечаться на государственном уровне после 1945 года, но по инициативе Петра Константинова, болгарского историка, его официально возобновили в 1992 году.

img

Завершим наш список праздником молодежи – 8 декабря в Болгарии отмечают День студента. Праздник проходит традиционно: как и во всем мире, в Болгарии на День студента вы встретите шумные компании молодых ребят, массу развлекательных мероприятий в разных городах страны. Кроме того, этот день является неучебным, что особенно радует студентов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крылов жизнь это праздник
  • Крылатый мохнатый да масляный текст сценарий
  • Крылатые качели праздники детские
  • Крылатые выражения со словом праздник
  • Круэлла сценарий программы