Кто может написать сценарий фильма

Как написать и продать сценарий к фильму, мультику, игре? Сколько стоят киносценарии? Сколько зарабатывают сценаристы? В какие отечественные и зарубежные кинокомпании можно отправить свои сценарии?

Как продать сценарий? Сколько стоят и кто покупает киносценарии в России и за рубежом?

Создание сценариев — самый прибыльный вид деятельности для писателей. Кинокомпании не жалеют денег на покупку захватывающих историй, поскольку рейтинги и кассовые сборы в первую очередь зависят от реакции зрителей. Однако новичку сложно пробиться в таком бизнесе. Чтобы написать и продать готовый сценарий, нужно не только обладать талантом, но и понимать потребности рынка.

Содержание

  • Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу
  • Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги
  • Полнометражный фильм
  • Короткометражный фильм
  • Сериал
  • Мультфильм
  • Компьютерная игра
  • Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино
  • Как сценаристу продать готовый сценарий в России
  • Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки
  • Производители ТВ-шоу
  • Кинокомпании
  • Рекламные агентства и бренды
  • Блогеры и инфобизнесмены
  • Сколько стоит труд штатного сценариста
  • Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов

Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу

Основа любого теле или киносценария — это идея. 90% начинающих сценаристов не могут придумать что-то оригинальное. Их работы напоминают нарезку сюжетных линий из произведений известных студий. Чтобы заставить мозги мыслить креативно, нужно тренироваться: писать тексты по 2–3 часа ежедневно. Кроме того, полезно читать книги и смотреть фильмы разных жанров.
Все сценарии в России и за рубежом пишутся по определённой схеме. Она сильно отличается от формата книги. Текст сценария состоит из четырёх элементов:

  • действий;
  • сцен;
  • эпизодов;
  • актов.

Последние три нумеруются. Каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия. Для актов необходимо написать продолжительность, например, 40 минут.

Важно! Сюжет любого произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки. Главная особенность киносценария заключается в том, что внутренние переживания героев и действия стоит написать в максимально сжатом формате.

Структура сценария
Если вы хотите написать востребованный киносценарий, который в будущем получится продать, задумайтесь о следующих моментах.

  1. Коммерческий потенциал. Много ли людей заинтересуются жизнью придуманных вами персонажей? Берите пример с фильмов, мультиков и сериалов, собравших крупные суммы в прокате.
  2. Сюжет. Есть ли в киносценарии интрига? Если уже из первого акта понятно, чем закончится история, выбрасывайте произведение и пробуйте написать новое.
  3. Бюджет. Во сколько продюсерам обойдётся запуск вашего киносценария в производство? Например, съёмка драмы стоит намного дешевле, чем съёмка научно-фантастического фильма.

Скорее всего, вам придётся написать 3–5 черновиков, прежде чем получится создать что-то стоящее. Не отчаивайтесь! Продолжайте работу, совершенствуя мастерство. И обязательно прочитайте нашу статью «Как стать сценаристом».

Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги

Помимо общих правил написания сценариев, автор должен учитывать особенности каждого формата. Иначе текст не получится продать, а проект так и останется на уровне идеи.

Полнометражный фильм

Оптимальная длина киносценария для ленты продолжительностью 1,5–2 часа — 90–130 страниц. Написать текст необходимо шрифтом Courier New, 12 кегль.  
Основной акцент в киносценарии нужно сделать на личности персонажей. Зрители не любят на 100% положительных или отрицательных персонажей. Сегодня в цене более сложные образы. А если придумать и написать неожиданный финал, то продать киносценарий станет проще.Как написать сценарий полнометражного фильма

Короткометражный фильм

Длится 5–45 минут. Для короткометражного фильма в России необходимо написать 15–25 страниц киносценария. Начинающему сценаристу стоит избегать в тексте сцен, которые выльются продюсеру в копеечку, например, сражения с монстрами, пожара, ДТП.

Пример. Один из подходящих сюжетов короткометражного фильма — важный момент из жизни героя, за которым стоит целая история. Например, можно описать в сценарии  конфликт, дилемму, судьбоносную встречу.

Сериал

При сотрудничестве с телестудиями оригинальность отходит на задний план, уступая место стандартам компании. Перед тем как написать текст, сценарист должен учесть следующие моменты:

  • продолжительность серий на разных каналах;
  • популярность жанра;
  • бюджет.

Главное отличие сериала от фильма состоит в том, что развитие персонажа идёт медленно. А историю можно крутить на телеканале из года в год.

Мультфильм

Чтобы продать сценарий мультика, персонажей стоит наделить яркими, запоминающимися, понятными образами. В тексте приветствуются элементы шуток.
Финал должен быть логичным и завершённым. В остальном написать сценарий мультфильма в России можно по тем же правилам, что и киносценарий.Как написать сценарий мультика

Компьютерная игра

Самый сложный формат. Большинство разработчиков в России не покупают готовые сценарии, а просят написать текст опытных сценаристов.
Структура включает следующие части:

  • подробное описание игрового мира;
  • историю каждого персонажа;
  • сюжетную арку (основной конфликт);
  • диалоги.

Кроме того, сценарист гейм-индустрии должен сопоставлять игровые механики с повествованием. Этот процесс называется раскадровкой. Сценарий игры невозможно написать без знаний в сфере IT.

Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино

Не важно, как вы относитесь к отечественному кинематографу. Важны запросы рынка. Продать можно сценарии только тех жанров, которые востребованы у зрителей и приносят прибыль телекомпаниям. Сегодня в России снимают следующие фильмы:

  • комедии;
  • мелодрамы;
  • драмы;
  • ментовские боевики;
  • военные фильмы (особенно про Великую Отечественную войну);
  • детективы.

Крайне сложно продать ужасы, мистику, мюзикл, приключенческие фильмы. Хотя такие киносценарии часто покупают за рубежом.Какие сценарии востребованы в российском кино

Внимание! Хотя в России все же снимают научно-фантастические фильмы и катастрофы, такие ленты имеют огромный бюджет. И ещё не было ни одного случая, чтобы киносценарий купили у автора с улицы. Инициатива всегда исходила от продюсера.

Как сценаристу продать готовый сценарий в России

Написать хороший киносценарий недостаточно. Нужно уметь грамотно его презентовать. Каждый день в кинокомпании приходят десятки электронных писем, большая часть из которых так и не попадает в руки продюсера. Вначале текст сценариста просматривает кто-то из промежуточного звена — главный редактор или даже секретарь. 
Чтобы повысить шансы на продажу сценария, нужно выполнить следующие действия.

  1. Написать заявку и синопсис. Их высылают вместе со сценарием, чтобы редактор в общих чертах ознакомился с идеей и решил, стоит ли дальше тратить время на автора. Заявка — это современная альтернатива локдауна. В ней стоит указать Ф.И.О. сценариста, контакты (телефон и email), формат и жанр произведения, краткое описание 4–8 основных персонажей (возраст, какую роль они играют в повествовании, характер) и сюжета. Синопсис — это краткое линейное изложение сценария. Оптимальным размером такого документа для полнометражного фильма или серии сериала считается 1–3 страницы.
  2. Написать коммерческое письмо. В тексте должны отсутствовать ошибки, опечатки, вопросы, сомнения (в том числе слова «я думаю», «возможно») и хвалебные оды в собственный адрес. Иначе редактор не станет читать даже заявку к киносценарию.
  3. Узнать личные контакты продюсеров. Возможно, в вашем окружении есть люди, которые пересекаются с такими персонами. Если вы свяжетесь с продюсером напрямую, то повысите шансы на продажу сценария.
  4. Начать вести блог. В России в сценаристы обычно идут выпускники режиссёрских факультетов, журналисты и бывшие КВН-щики. А начинающих авторов никто не замечает. Чтобы привлечь внимание продюсера, нужно вначале раскрутиться. В этом вам поможет собственный блог. В статье «Как стать блогером» вы найдёте полезные советы по продвижению личного бренда.

Зачем сценаристу нужен блог

Совет. Если вы пока не уверены в качестве своего теле или киносценария, не торопитесь рассылать заявки. Если редактор посчитает работу шлаком, то внесёт вас в чёрный список. На этом ваша карьера сценариста закончится, так и не успев начаться.

Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки

Сценарий, заявка и синопсис готовы. Теперь вам осталось узнать, кому их можно продать.

Производители ТВ-шоу

Их ещё называют продюсерскими студиями. В России производством развлекательных телепередач, сериалов и комедий, в основном, занимаются следующие компании:

  • Солярис Промо Продакшн;
  • ВБД групп;
  • ВайтМедиа;
  • Красный квадрат;
  • Амедия Продакшн;
  • Comedy Club Production.

Большинство организаций находятся в Москве. У каждой из них есть сайт, где можно узнать электронную почту. Отправляйте письмо со сценарием главному редактору или на основной email. Кроме того, попробуйте записаться на личный приём по телефону.
К плюсам сотрудничества с производителями ТВ-шоу стоит отнести лояльные требования (по сравнению производителями фильмов и игр) и большой поток заказов в случае первого удачного проекта. Однако дорого продать свой труд вряд ли получится. Так, сценарий одной серии передачи или сериала начинающего автора стоит в среднем 50 000–100 000 рублей, а профессионала — до 300 000 рублей. Кроме того, пробиться в ТВ-шоу сегодня практически нереально: ниша занята журналистами и КВН-щиками.Как продать сценарий телестудии

Кинокомпании

Кинокомпании имеют более широкий спектр деятельности. Они занимаются производством полнометражных и короткометражных фильмов любого жанра, мультиков, сериалов. В России тексты сценаристов покупают следующие организации:

  • ТаББак;
  • СТВ;
  • Дирекция кино;
  • Студия ТРИТЭ;
  • Нон-стоп продакшн;
  • Централ Партнершип;
  • ПРОФИТ;
  • Bazelevs и другие.

Алгоритм продажи такой же, как и в случае с продюсерскими студиями. А вот написание сценария для фильма должно строиться по другому принципу. Кинопродюсеры нет так придирчивы к структуре и хронометражу, но более требовательны к оригинальности идеи, сюжету и раскрытию характера персонажей. Какие сценарии покупают кинокомпании
Главный плюс сотрудничества с кинокомпаниями — материальная выгода. Так, сценарий одного хорошего фильма стоит 1–5 млн рублей. Кроме того, сценарист в своём творчестве не скован строгими рамками. К минусам же стоит отнести длительный период работы над каждым проектом, большое количество исправлений и согласований, нестабильность. Даже у опытных сценаристов фильмов бывают годы, в течение которых они ничего не могут продать.

Рекламные агентства и бренды

Сценаристы рекламных видео и презентаций сегодня очень востребованы на рынке. А поскольку хороших авторов мало, то оплата труда высокая. В среднем сценарий для рекламы стоит 200–300$, а иногда цена поднимается до 1000$. Написать такой текст можно за 3–5 дней с учётом доработок. Для сравнения, на создание киносценария уходит минимум полгода.
Чтобы продать или написать сценарий на заказ в России, можно прибегнуть к следующим способам.

  1. Пойти на биржи фриланса. На сайтах Advego, Etxt и Copylancer есть магазины, куда сценаристы выкладывают свои работы. К сожалению, тексты стоят крайне дёшево — до 100 рублей за 1000 символов. Поэтому лучше не пытаться продать готовые сценарии, а искать клиентов. Заказы размещаются на сайтах Fl, Freelancehunt, Weblancer, Kwork. Помимо рекламы, там иногда заказывают сценарии к праздникам. К плюсам бирж фриланса стоит отнести большой объём работы и наличие сервиса безопасной сделки, а к минусам — огромную конкуренцию, демпинг, дедлайны и зависимость сценаристов от правил системы.
  2. Поискать предложения на порталах трудоустройства. Загляните на сайты hh.ru, superjob.ru, rabota.ru или просто введите в Google фразу «вакансии сценарист». Вы увидите не один десяток компаний, которым нужны таланты. К плюсам работы в агентстве стоит отнести высокую зарплату и стабильность, а к минусам — жёсткие требования и отсутствие свободы в выборе проектов.
  3. Зарегистрироваться на творческих онлайн-площадках. Они помогут красиво оформить портфолио и раскрутить личный бренд. Тогда клиенты начнут приходить к вам сами. Одна из таких площадок — Меценат. В отличие от сайта на отдельном хостинге или Instagram, здесь вам не придётся вкладывать деньги в продвижение. Система сама подберёт заинтересованную аудиторию. С помощью Мецената вы сможете не только продать готовые сценарии, но и собрать донаты от поклонников. На платформе нет высокой конкуренции и демпинга, а сценаристы не ограничены в своём творчестве.

Продать сценарий напрямую бренду сложнее, чем получить работу в рекламном агентстве. Как правило, без посредников к сценаристам обращаются молодые и малоизвестные компании.Платформа Меценат для сценаристов

Блогеры и инфобизнесмены

Им можно продать сценарии к тематическим видео на Youtube, обучающим роликам, вебинарам. К плюсам сотрудничества с блогерами и инфобизнесменами стоит отнести отсутствие формальностей и жёстких дедлайнов. К минусам — низкую оплату труда и риск обмана. Сценарии стоят по-разному, но в среднем от 500 до 3000 рублей.

Внимание! Иногда блогер и сценарист имеют разное видение проекта, не могут договориться. Из-за этого сроки работы растягиваются.

Сколько стоит труд штатного сценариста

Если вам удастся продать несколько удачных сценариев, то в будущем вы сможете получить постоянную работу в организации. Вот сколько в России зарабатывают в месяц штатные сотрудники:

  • рекламных, продакшн и digital-агентств — 30 000–120 000 рублей;
  • компаний-разработчиков компьютерных игр — 100 000–200 000 рублей;
  • студий, производящих фильмы и телепередачи, — 70 000–300 000 рублей.

Нередко рабочий день заканчивается в 22:00–23:00 или выпадает на выходной. Зато тяжёлый труд сценариста компенсируется высокой зарплатой и моральным удовлетворением от творческого процесса.Сколько зарабатывают сценаристы

Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов

В мировые кинокомпании США и Европы ежедневно обращаются сотни талантливых людей. Конкуренция огромная. Поэтому шанс того, что киносценарий Васи Иванова будет прочитан в студии вроде Universal Pictures, стремится к нулю.
Однако тексты отечественных сценаристов могут пригодиться за рубежом средним и небольшим организациям (по мировым меркам). Киносценарий можно попытаться продать следующим компаниям:

  • А24, США;
  • Alcon Entertainment, США;
  • American Zoetrope, США;
  • Tyler Perry Studios, США;
  • Big Talk Productions, Великобритания;
  • Marv Films, Великобритания;
  • Constantin Film, Германия.

Если же сценарист уверен в своём киносценарии на 100%, то может штурмовать гигантов вроде Buena Vista, Warner Bros и 20th Century Fox. Естественно, он должен уже иметь известное имя на территории России. В противном случае попытка пробиться на мировой рынок фильмов обречена на провал.

Внимание! В странах с высоким уровнем жизни (США, Великобритании, Канаде, Германии и других) киносценарии стоят намного дороже, чем в России. Средние цифры — 70 000–130 000$. Кроме того, сценарист получает 5–10% от кассовых сборов и продаж лицензионных фильмов.

Сколько стоит сценарий за рубежом
В отличие от России, в США и других развитых странах существуют агентские сети, помогающие сценаристам пробиться на рынок киноиндустрии. Эти компании оценивают портфолио, корректируют заявку и синопсис, рассылают запросы продюсерам и киностудиям, решают юридические вопросы. Контакты менеджеров и агентов есть на следующих сайтах:

  • aligned-ent.com;
  • aperture-ent.com;
  • barrykrostmanagement.com;
  • cartelhq.com;
  • thelevinagency.com и других.

Кроме того, киносценарии можно продать на зарубежных площадках pro.imdb.com и inktip.com. Туда часто заглядывают продюсеры в поисках свежих талантов.
Таким образом, продать сценарий сложно, но реально. Чтобы зарабатывать в таком бизнесе, нужно обладать писательским талантом, богатой фантазией, навыками маркетолога и огромным терпением. Если вы по-настоящему любите своё дело, то обязательно добьётесь успеха!

Поговорили с главным редактором «Нон-стоп Продакшн» Антоном Токтоновым о том, чем занимаются редактора на студии, читают ли заявки, которые приходят на корпоративную почту, почему часто над проектом работают одни и те же люди, чего не хватает современному кино и как учиться на сценариста и редактора.

<p>
		Антон Токтонов на питчинге студии Снегири	</p>

Антон Токтонов на питчинге студии Снегири

Функционал редактора довольно разнообразный и отличается в разных кинокомпаниях. В «Нон-Стоп Продакшн» это поиск сценаристов для собственных проектов компании, их сопровождение на всех этапах создания сценария, работа с консультантами и, конечно, чтение и оценка входящих сценарных материалов. 

Сценарный девелопмент – самый напряженный этап в работе над проектом для редактора. Слегка выдохнуть получится на стадии продакшна, хотя и здесь есть редакторские задачи, а дальше на посте (постпродакшн) редактора ждет новый виток серьезной работы — участие в монтаже, работа по озвучиванию, дописывание каких-то реплик, например, массовочных, отсмотр материала, составление комментариев и рекомендаций для режиссера и продюсеров. 

Редактор работает на всех этапах производства картины, сценарная часть работы никогда не заканчивается.

Как правило, редактор ведет параллельно несколько проектов, от момента, когда он рождается в виде заявки, и до выхода в прокат или сдачи проекта на канал. 

Мне кажется, что профессиям сценариста и редактора практически невозможно научиться за партой — только на практике. Это не отменяет необходимости базового образования, но, скажем, на редактора кино сейчас практически нигде не учат, разве что во ВГИКЕ был специальный курс. В основном в редакторы идут сценаристы, но довольно много и людей, так скажем, «со стороны». 

Я отношусь как раз ко второй категории, никогда ничего сам не писал и пока не планирую. По образованию я филолог, но всю жизнь любил кино и мечтал работать в этой сфере, правда, довольно долго не понимал, кем именно. В итоге попал в пиар-отдел одной из ведущих кинокомпаний, поработал в рекламном агентстве, а потом пришел в «Нон-стоп Продакшн». 

Все, что я сейчас знаю и умею, я приобрел здесь, учась на собственном опыте. 

«Дылда» 2019, производство ««Нон-Стоп Продакшн», AR Content

Путь сценария, на самом деле, очень короткий и состоит всего из двух этапов:

Первый этап — получение сценария редактором, чтение, обсуждение с другими редакторами. Креативно-редакторский отдел принимает решение, интересен ли студии такой проект. 

Если да, начинается второй этап : сценарий выносят на обсуждение с продюсерами. ( Рассказываем, как стать креативным продесером >>>>>)  После одобрения продюсерами, проект запускается в работу.

Конечно! Мы ежедневно проверяем студийную почту. Ни одно письмо не пропускаем. Другой вопрос – будет ли прочитан целиком тот текст, который к письму прикреплен. Читать абсолютно все невозможно физически. С учетом количества приходящих писем целый отдел должен заниматься только этим. 

Поэтому очень важно, как отправитель преподносит свой проект, умение им заинтересовать с первых строк. Как минимум, стоит писать сопроводительное письмо, а не отправлять пустой мэйл с вложенным файлом. К сожалению, даже такими элементарными вещами начинающие авторы часто пренебрегают.

Присылать можно все, что автору кажется достойным внимания.
Любые формы. Это может быть и уже полностью написанный сценарий, и заявка на одну страницу. Однако если у вас уже есть сценарий, то все равно приложите к нему логлайн, заявку или синопсис (в идеале – все перечисленное).

Еще раз повторю, что

важно написать внятное письмо о том, что за проект вы присылаете, кто его автор, почему этот автор считает, что его идея может быть студии интересна, и почему ее нужно реализовать.

«Девятая»2019, производство «Нон-Стоп Продакшн» при поддержке Фонда кино, креативные продюсеры Антон Токтонов, Иван Филиппов

Как правило, из того, что приходит на почту, интересного материала сотые доли процента. Но случаи, когда материал, который присылали «из ниоткуда», потом шел в разработку, есть, и они не редкость. И не только в нашей компании. У нас сейчас в работе как минимум один такой проект. 

Теоретически важно и то, и другое. Но далеко не секрет, что в российской, да и мировой, киноиндустрии уже не первый год отмечается дефицит идей и сюжетов. Так что вопрос поиска сценаристов, которые умеют генерировать идеи, в сегодняшних реалиях стоит острее. 

Если есть идея, но ее не получается расписать — это решаемая проблема, всегда можно найти крепкого соавтора. Если же нет идеи – не будет и кино.

Лично я ни одного такого случая не знаю. Более того не вижу никакого смысла в том, чтобы идеи воровать. 

Дефицит идей и новых авторов столь велик, что как только ты получаешь от «ноунейма» что-то осмысленное и талантливое, первое твое желание — найти этого человека, обнять и расцеловать. 

Потом дать денег и подписать договор. Сценаристов сейчас холят и лелеют, никому не выгодно их обижать.

сериал

сериал «Следователь Тихонов» 2016, производство Нон-Стоп Продакшн по заказу телеканала «Россия» при поддержке Министерства Культуры РФ

( Если вы еще не знакомы с форматом заявки, мы все объяснили в материале как оформить сценарную заявку >>>>> ) 

Чаще всего поиск ведется среди тех, с кем уже работали и чьи возможности студия знает. Следующий шаг – авторы успешных проектов последних лет, но они чаще всего уже заняты на ближайшее десятилетие.

В нашей практике довольно редко бывает так, что объявляется открытый конкурс. В последний раз, когда так делали, познакомились с неплохими сценаристами, с одним из них заключили договор и стали писать проект, но, к сожалению, в какой-то момент решили расстаться. 

Начинающих сценаристов лучше брать с их собственными проектами. Все-таки включиться в чужую историю – это особое умение, специальный навык. Это в принципе не все умеют.

Из полных метров нас традиционно интересуют авторские, фестивальные проекты с международным потенциалом.

Что касается коммерческого кино, то мы сейчас нацелены на недорогие в производстве проекты, но с большим кассовым потенциалом. Скорее всего, комедии. Возможно, хорроры. Но в приоритете все оригинальное и необычное.

Мы сейчас живем в новую эпоху. Телевидение уходит в интернет: только в России уже открылось или в ближайшее время откроется около десяти стриминговых площадок, а за рубежом счет идет на десятки. Пока не понятно, к чему это все приведет и как долго продлится эта «золотая лихорадка», но очевидно, что 

на рынке сериалов спрос сейчас серьезно превышает предложение, студии и платформы готовы брать самые разные проекты, единственное требование — качество.

Мы, как и рынок в целом, открыты сейчас любым жанрам и форматам. От авторов ждем, в первую очередь, что-то более острое и актуальное по сравнению с тем, что идет на телеканалах. 

Речь, естественно, об остроте и актуальности тем и идей, про драматургию. Только секса и нецензурной лексики будет недостаточно, хотя мы против них ничего не имеем, главное, чтобы это было уместно.

«Нелюбовь» 2017, производство «Нон-Стоп Продакшн» совместно c «Фетисов Иллюзион», “Why Not Productions”, “Les Films du Fleuve”, “Senator Film”, “Arte France Cinema”, при поддержке Eurimages, ARTE FRANCE, Canal+, WDR, Cine+

Индустрии не хватает сценаристов. Это сейчас главный дефицит и главная валюта.

 Отправить  заявку в «Нон-стоп Продакшн» можно на адрес inbox@nonstopkino.ru

Как выглядит работа сценаристом? В чем особенности этой профессии? В чем ее плюсы и минусы? Какие навыки нужны сценаристу? Сколько зарабатывает сценарист? Где сегодня можно освоить эту специальность?

  • Кто такой сценарист и что он делает

  • Как работают сценаристы

    • Сценарист работает один

    • Работа с соавтором

    • Работа в авторской группе

  • Плюсы и минусы работы сценаристом

    • Зависимость от заказов

    • Критика от зрителя

    • Непризнанность

    • Постоянное переписывание

    • Работать можно из любого места

    • Неформальная обстановка

    • Плавающий график

  • Что нужно знать и уметь сценаристу

    • Правила драматургии

    • Грамматика и подбор слов

    • Ресерч

    • Психология и мифология

  • Сколько зарабатывают сценаристы

  • Как стать сценаристом и где учиться

  • Где искать работу? Полезные сайты

Как вы представляете себе работу сценариста?

Мужчина средних лет, с измученным лицом и в несвежей одежде сидит перед ноутбуком или даже печатной машинкой. Перед ним белый лист бумаги и он не знает, что на нем написать. Он встает из-за стола. Ходит по комнате, пьет кофе. Смотрит в окно. И вдруг внезапно его осеняет. Он быстро прыгает на стул и начинает что-то очень рьяно, не раздумывая и без остановки писать. И уже на следующий день продюсер читает готовый сценарий, утирает слезы умиления и просто умоляет автора взять у него огромный денежный чек…

Признайтесь, скорее всего вы представляете подобную картинку.

Но реальность находится вообще в другом русле. Что ж, давайте разбираться, как именно устроена работа сценариста.

Кто такой сценарист и что он делает

Для начала давайте убедимся, что мы правильно понимаем, кто такой сценарист.

Сценарист – это автор, который придумывает и оформляет историю. Именно по этой истории позже будет создано какое-то произведение: фильм, сериал, ролик на YouTube, театрализованное представление и т.д.

Нужно четко понимать, что сам сценарий – это не готовый к использованию продукт, а только инструкция, по которой этот продукт будет потом сделан. Так что писать его нужно в первую очередь таким образом, чтобы по тексту удобно было планировать и подготавливать съемочный процесс. И в этом основное отличие сценария от книги.

Как работают сценаристы?

Форм организации труда, по которым могут работать сценаристы, достаточно много. И зависят они от многих факторов.

Во-первых, сценаристы могут быть как штатными сотрудниками кинокомпаний и продакшенов, так и вольнонаемными авторами. В первом случае доход может состоять из зарплаты и гонорара, во втором — только из гонорара.

Во-вторых, работа сценариста может быть организована по-разному, в зависимости от того, сколько авторов придумывают проект.

Есть три принципиально отличающихся варианта:

  • Писать одному
  • Писать с соавтором
  • Писать в составе авторской группы

Каждый из предложенных вариантов имеет как свои плюсы, так и минусы.

Сценарист работает один

Многие сценаристы по своему характеру интроверты и потому предпочитают работать в одиночку. И в этом подходе для них есть свои положительные моменты.

Когда пишешь один, не может возникнуть никаких споров и недопониманий с другим автором. Твоя работа никак не зависит от мнения другого сценариста. Тебе не нужно ждать, когда он пришлет свою часть или прочитает придуманное тобой. Сюжет будет развиваться именно так, как хочется тебе.

Так как нет никакой ответственности перед соавтором, только дедлайн от заказчика, то и работать можно в своем темпе. Например, неделю ничего не писать, а потом запоем сделать четверть всей работы.

Ну и, конечно, итоговый гонорар весь достанется тебе одному.

С другой стороны, очень сложно критически оценивать собственные идеи. Можно пропустить логическую дыру или придумать не самый удачный ход и «уговорить себя», что это приемлемый вариант.

Кроме того, заставлять себя работать, причем постоянно, когда все делаешь один, очень сложно. Если нет взаимной ответственности за другого автора, всегда можно обнаружить, что весь отпущенный на написание срок уже истек и теперь нужно срочно выполнить всю работу за последний вечер.

Работа с соавтором

Совершенно по-другому выглядит работа с соавтором.

Скажем сразу, потребуется время, чтобы найти хорошего соавтора. Им должен быть человек, который одновременно будет с вами на одной волне и при этом будет предлагать какие-то новые мысли. Такие, которые не приходят в голову вам.

Кроме того, работа с соавтором – это всегда работа вдолгую. И на сто процентов всегда будут несогласие, споры и ругань. Но, как ни странно, не смотря на все это, очень часто авторы-напарники, изначально собирающиеся вместе только на один проект, в итоге сотрудничают годами.

Почему это происходит?

Собственно, часть плюсов мы уже назвали выше: соавтор добавляет вам ответственности. С напарником гораздо сложнее прокрастинировать и откладывать работу на потом. Если соавтор уже выполнил свою часть, становится неудобно задерживать свою. Кроме того, разгонять идеи с напарником гораздо интересней и продуктивней, чем крутить их в своей голове, споря с самим собой.

Из минусов, помимо возможных ссор, – гонорар тоже придется делить на двоих.

Работа в авторской группе

Авторские комнаты обычно организовывают продакшены, специализирующиеся на сериалах. Но иногда такие группы могут спонтанно возникать и при работе над полным метром.

Запущенный в производство сериал нужно писать быстро, поэтому группа из 3-5 человек с большей вероятностью не просрочит дедлайны. У двух соавторов или сценариста, работающего в одиночку, такая вероятность есть.

В авторской группе есть главный автор, чаще всего это креативный продюсер, и обычные сценаристы. 

Разумеется, работа в авторской группе обычно идет еще оживленней, чем когда вместе трудятся два автора. Кроме того, работа в сценарной комнате обычно оплачивается не только гонораром за написанную серию, но и помесячной зарплатой. А значит речь идет о более стабильном заработке.

Авторская комната – хороший вариант для сценаристов, которые хотят снять с себя лишнюю ответственность. Когда сценарист работает один или с соавтором, ему все время приходится напрямую взаимодействовать с заказчиком, выслушивать критику и отстаивать свою точку зрения. В сценарной комнате все эти обязанности взваливаются на главного автора, а обычные штатные сценаристы освобождаются от этой части профессии.

Плюсы и минусы работы сценаристом

Есть несколько ключевых особенностей работы сценаристом, о которых люди, мечтающие войти в профессию, даже не задумываются. Автор сценария – это такая же специальность, как и любая другая. В ней есть как положительные моменты, так и отрицательные.

Давайте разберем самые основные из них.

Зависимость от заказов

В целом написать хороший сценарий – задача не из легких. И потому платят за эту работу вполне приличные деньги. Даже финальный драфт семиминутной короткометражки может принести автору доход на уровне месячной зарплаты менеджера среднего звена из регионов. А уж гонорары за эпизод сериала или полного метра, особенно именитых сценаристов, не снились большинству жителей России.

Но вот о чем все постоянно забывают. Эти гонорары всегда зависят от наличия заказов. Даже зарплату в авторской комнате платят только в те месяцы, когда автор работает над проектом. А если проект закроют, сценаристу придется искать следующий проект. А в это время жить на накопления.

И да, сейчас благодатное время: из-за развития платформ контента требуется гораздо больше, чем его успевают произвести. Но рано или поздно рынок насытится, и тогда эти «периоды вынужденного отдыха» догонят даже самых востребованных сегодня авторов.

Что же касается миллионов, которые получают сценаристы за полный метр, то мало кто понимает: сценарий полного метра пишется не один год. И все это время сценаристу на что-то нужно жить. Так что в реальности оплата труда сценариста не настолько вкусная, как может показаться.

Если вы начинающий сценарист и умудрились продать свой первый сценарий, не спешите уходить со своей старой работы или делать дорогие покупки. Потому что именно сейчас вы и испытаете то, о чем говорится в этом разделе. Дело в том, что между моментом, когда вы продали свой сценарий, и моментом, когда о вас узнают в индустрии и начнут предлагать вам работу, может пройти достаточно много времени. И потому готовьтесь, что в следующие полгода, год или даже два вы все еще не будете востребованными.

Критика от зрителя

Всем, кто не связан напрямую с кинопроизводством, кажется, что сюжет фильма или сериала – это и есть сценарий, который написал автор. А значит, если то, что зритель видит на экране, ему не нравится, то в девяноста девяти случаях из ста в этом виноват только сценарист.

На самом деле очень часто от сценариста может вообще ничего не зависеть. Какие-то изменения могут идти от заказчика: кинокомпании или телеканала. Какие-то изменения может потребовать внести актер или режиссер. И сценаристу в большинстве случаев придется подчиниться.

Но это еще нормально. В конце концов, ни один из участников процесса не желает провала фильму или сериалу, над которым работает. Кроме того, на этом этапе у сценариста еще хоть есть возможность контролировать процесс внесения изменений.

Но дальше возможность влияния сценариста сильно снижается.

В киноиндустрии есть известное выражение, автором которого считается французский режиссер Роберт Брессон. Еще в средине прошлого столетия он сказал: «Любой фильм рождается три раза. Сначала при написании сценария, потом во время съемки и последний раз на монтаже».

Эта цитата ушла в народ, потому что она очень точно описывает всю суть процесса. Это действительно три разных жизни и три разных фильма. То, что задумывает сценарист, никогда не будет воплощено во время съемки именно так, как написано, дословно. В процесс вмешаются особенности локаций, тайминг, погодные условия и сотни других аспектов, которые невозможно предусмотреть на стадии написания сценария.

А из того материала, что был отснят, в процессе монтажа, сокращений под нужный хронометраж и наложения спецэффектов получится уже третий фильм. Совершенно не тот, что можно было наблюдать на съемочной площадке.

Так что продукт, который в итоге видит зритель, на самом деле может иметь мало общего с изначальным сценарием. И между тем в глазах публики виноват все равно будет сценарист.

Непризнанность

Пункт, который в целом продолжает тему предыдущего раздела. 

Если во всех неудачах фильма принято винить сценариста, то все удачные моменты – заслуга исключительно режиссера и актеров. 

И хотелось бы, конечно, сказать, что таково мнение людей вне индустрии, а те, кто вовлечен в процесс, все понимают. Но, к сожалению, это не тот случай.

Заслуги сценариста очень часто забывают отметить даже люди, которые с ними работают. Разумеется, не все. Есть и актеры, и режиссеры, и продюсеры, которые не забывают отдавать должное авторам. Но точно также в современной российской киноиндустрии очень часто встречаются случаи, когда сценаристов не приглашают на премьеру их же фильмов. Или когда кто-то, получив награду за фильм, упоминает в своей речи всех, кого только можно, кроме авторов сценария.

Это еще обидней, из-за того, что сценаристы дольше всех ждут реакции на фильм. С момента рождения идеи и до премьеры проходят годы. И все это время сценаристу хочется услышать, что его работа была не зря; что все это время он потратил не зря; что его работу оценили. Ну, а в итоге… тут как повезет, может, и отметят…

Постоянное переписывание

Всех, кто приходит к нам на курс EdNation «От идеи до сценария по технологии Good Story Media», мы всегда предупреждаем: вам раз за разом будут говорить, что вы написали что-то не то. И каждый раз придется разворачиваться и идти все переписывать. Это нормально. Это часть профессии. И так будет не только во время обучения. Так будет всегда.

И это не преувеличение. Все так и обстоит на самом деле. Если вы стремитесь стать сценаристом, но надеетесь, что для каждого сценария у вас будет один, максимум два драфта – вы сильно заблуждаетесь.

Во-первых, переписывать и переделывать придется не только сами диалоги (так на киношном сленге называют сам итоговый сценарий). Готовьтесь, что у вас в итоге на компьютере окажется пять-шесть вариантов мира, столько же вариантов библии персонажей. Около десятка битлистов и поэпизодников. Ну и сам сценарий будет минимум 3-4 раза переписан с существенными изменениями, а мелкие правки вы, в конце концов, даже считать перестанете.

Работа над правками редактора и комментариями заказчика займет большую часть времени, которое вы в итоге потратите на проект. И мы сразу хотим вас предупредить: это всегда больно, это всегда обидно и всегда бьет по самооценке автора. Но это часть работы сценариста, которую невозможно избежать.

Работать можно из любого места

Ну а теперь давайте перейдем к положительным моментам профессии сценариста. И первый из них: сценаристика — одна из тех профессий, которая легко переносит удаленку. 

Писать сценарии можно из любой точки мира, вне зависимости от того, где находится ваш продюсер или заказчик. Даже если вы работаете внутри авторской комнаты, возможности видеосвязи вполне позволяют организовать групповой творческий процесс через интернет.

Это не означает, что нельзя работать из офиса или собираясь вместе у кого-то дома. Если авторам так удобней – пожалуйста. Но если в мечтах вы пишите сценарий где-нибудь на берегу океана или в тишине соснового леса – это вполне может быть именно так.

Неформальная обстановка

Если вы пришли в сценарное дело из какой-нибудь крупной компании или любого офиса, то вас наверняка порадует отсутствие официоза в работе сценариста.

Сценаристу никто ничего не скажет про все эти «корпоративные стили», «правила делового этикета», «дресс-код» и т.д. 

В авторских комнатах всегда стоят удобные кресла или даже диваны, есть телевизор, и никто не запретит жевать что-либо прямо за компьютером. Все в индустрии понимают, что творческий процесс может происходить только в комфортных условиях, и, если для этого автору нужно весь день лежать на диване, закинув ноги на стену, все причастные просто пожмут плечами: «Это же сценаристы, люди так работают».

Ну а уж если вы работаете у себя дома или в квартире вашего соавтора, то сделать перерыв на «PlayStation» вам тем более никто не запретит.

Плавающий график

Процесс придумывания сценария невозможно запустить в девять утра и выключить в шесть вечера. Это так не работает. 

Как и любой творческий процесс – этот идет по своим правилам. Очень часто, садясь работать, сценарист впадает в ступор и не может придумать ни одной стоящей идеи. Но зато после этого, занимаясь какими-то повседневными делами, он в какой-то момент вдруг может обнаружить, что в его голове уже есть все, что надо для написания сценария.

Это не бог весть какой секрет. Так что следить за тем, как автор работает, никто не будет, даже если он сидит на зарплате в какой-то сценарной комнате. Главное соблюдать поставленные дедлайны. Пока новые драфты приходят вовремя, никто не будет интересоваться, во сколько автор сел за компьютер, во сколько встал и когда пошел по своим делам.

А в современном мире возможность распоряжаться своим временем без ущерба для заработка – это несомненный плюс.

Что нужно знать и уметь сценаристу

На эту тему можно говорить вечно. По сути, весь наш блог и все наши курсы посвящены тому, что необходимо знать и уметь сценаристу.

Давайте в этот раз мы лишь кратко пробежимся по самым основным моментам.

Правила драматургии

Во-первых, сценаристу нужно знать законы драматургии и правила кинодраматургии. Это набор приемов, элементов и подходов, которые нужны для того, чтобы история, которую придумает автор, съемочной группе было легко снимать, а зрителям приятно смотреть.

Буквально все материалы нашего блога так или иначе посвящены этим драматургическим моментам: структура, сюжет, драматические действия, ключевые повороты, усугубления, главный герой, второстепенный герой, силы антагонизма, цель, мотивация, кульминация… продолжать можно еще очень долго. Сценаристу нужно знать каждый из этих терминов, уметь их правильно использовать и понимать, как они взаимодействуют и влияют друг на друга.

Это основа специальности. Пока вы не изучили и не отработали на практике базовые правила драматургии, вы не можете считаться профессиональным сценаристом.

Грамматика и подбор слов

Следующее важное качество сценариста – это умение правильно писать и подбирать слова. Причем второе даже важнее первого.

Мы уже говорили, что сценарий – это инструкция для последующей сборки фильма. Именно поэтому автору нужно правильно подбирать каждое слово, которое он использует в своей истории. Писать нужно конкретно, лаконично и очень-очень точно. Главная задача автора – не дать ни одной возможности читающему понять что-либо неправильно.

Что же касается грамматики, вряд ли на свете есть хоть один профессиональный продюсер, который откажется от хорошей истории только из-за того, что в сценарии есть орфографические ошибки. Но чтобы понять, что история хороша, в нее нужно погрузиться. А как это сделать, когда все время отвлекаешься на многочисленные недочеты? Да и, в конце концов, как говорится в старом анекдоте: «если в слове «мама» сделать четыре орфографические ошибки, то получится слово «пиво».

Ресерч

Еще один важный для сценариста навык. Точного эквивалента английскому слову «research» в русском языке нет, но самые ближайшие по смыслу переводы: исследование, поиск, сбор информации и изучение темы.

Сценаристу постоянно приходится проводить ресерч, причем на всех этапах работы. Каждый раз, придумав идею, первое, что делают сценаристы – садятся за изучение темы. Они собирают факты, ищут интересные случаи или, наоборот, типичные проблемы. Все для того, чтобы в итоге сценарий отображал реальную жизнь, а не был сюжетом внутри пластикового искусственного мира. Точно также потом придется «ресерчить» при создании персонажа. А для этого изучать реальных людей, подходящих под эту историю, их манеру поведения, язык, характер. Уже на стадии диалогов можно столкнуться с необходимостью ресерча для более точного понимания локаций или каких-либо речевых, погодных и других особенностей, связанных с выбранным местом действия.

В общем, сценаристу постоянно приходится проводить какие-либо исследования.

Психология и мифология

Знания в этих областях могут сильно облегчить сценаристам процесс придумывания персонажей и сюжетов.

Авторы очень любят брать какие-либо психологический схемы и классификации для того, чтобы отталкиваться от них при создании своих героев. Очень часто эти системы разрабатываются, исходя из каких-то патологий в психике людей, потому что они — именно то, что нужно для создания яркого драматургического образа: персонаж с внутренним изъяном.

Что же касается мифологии, то знание образов и символов, уже прочно вписанных в подсознание человека, помогает вызывать у зрителя необходимые автору эмоции. Почему Волан-де-Морт в Гарри Поттере похож на змею? Серо-зеленая кожа, впалый нос… Потому что змеи с древности внушали людям страх. Это очень распространенный мифический образ. Знала ли об этом Джоан Роулинг, когда писала свои книги, или этот образ подсказало ей подсознание? Не важно. Оба варианта доказывают одно: правильно используемые знания мифологии могут значительно улучшить историю и персонажей, придуманных автором.

Сколько зарабатывают сценаристы

Во-первых, оплата сценариста – это дикий запад, где очень многое зависит от известности твоего имени и умения договариваться. За сценарий, написанный именитым сценаристом, могут заплатить в десять, а то и в пятнадцать раз больше, чем за точно такой же, но принесенный талантливым новичком.

Кроме того, очень много зависит от того, какому продюсеру вы принесете свой сценарий и какова коммерческая перспектива написанной истории.

Свободные, не привязанные к одной компании сценаристы, получают только гонорары за проделанную работу. В целом, для общего понимания можно ориентироваться на следующие цифры:

Сценарий малобюджетного и авторского кино принесет около двухсот-четырехсот тысяч рублей. 

Фильмы массовые, но со скромным бюджетом оплачиваются от миллиона до полутора. 

Блокбастеры – от двух миллионов и выше. 

Двадцатиминутная серия ситкома, написанная вне продакшена, стоит в районе двухсот-трехсот тысяч рублей. 

Эпизод качественного часового сериала – от четырехсот до восьмисот тысяч рублей. Если это флагманский сериал, то гонорар может быть и больше

Серия дешевой дневной мыльной оперы – около ста тысяч рублей.

Штатные сценаристы внутри кинокомпаний работают по несколько другой схеме. Их оплата состоит из помесячной зарплаты и гонораров за каждую готовую серию.

Зарплата в среднем варьируется от восьмидесяти до ста восьмидесяти тысяч рублей для обычных сценаристов. Главный сценарист в авторской комнате получает примерно в два раза больше. Гонорары за серию двадцатиминутного ситкома примерно равны месячной зарплате. За часовую серию платят в два-три раза больше. 

Как стать сценаристом и где учиться

Сегодня этот вопрос – самый простой из тех, что возникают перед будущим сценаристом. Еще лет десять-двадцать назад получить сценарное образование можно было лишь в нескольких профильных кино-телевизионных вузах: ВГИКе, ГИТРе, СПбГИКиТе и т.д; или в театральных вузах.

Сегодня к этому списку добавились всевозможные частные школы и институты. Правда, большая их часть базируется в Москве. Зато, в отличие от государственных учреждений, их программы рассчитаны на период от полугода до двух лет. И все дисциплины связаны только с профессией сценариста, никакой физкультуры, обществознания, социологии и других «необходимых» атрибутов классического высшего образования в этих школах нет.

Как мы уже говорили: сценаристика – это профессия, которая легко переносит удаленку. Поэтому и научиться авторскому делу удаленно вполне возможно. Сегодня есть множество разных курсов и мастер-классов, которые дают возможность освоить эту специальность из любой точки мира. Все курсы очень разнообразны и каждый со своими особенностями. Есть, например, короткие мастер-классы, длящиеся одни выходные или одну неделю. А есть и более длинные курсы. Например, мы на данный момент предлагаем обучение в течение четырёх или десяти месяцев. (Жмите на синюю фразу — вам откроется сайт нашего курса, где вы можете посмотреть программу)

Ну и, конечно, как и большинство других навыков, сценарное дело сегодня вполне можно выучить самостоятельно. Количество бесплатных видеуроков, статей, недорогих электронных книг и выложенных вебинаров и мастер-классов просто зашкаливает. Осталось только все это найти, систематизировать и изучить.

Где искать работу? Полезные сайты

Самый животрепещущий вопрос для начинающих сценаристов или людей, мечтающих стать авторами сценария. Опять же, на эту тему в нашем блоге есть подробная статья, так что здесь повторим только самое основное.

Сценарист — не та должность, которую можно найти на сайтах типа ХедХантер. Максимум, на что можно наткнуться на таких агрегаторах, — предложения от мелких компаний по написанию сценариев для рекламных роликов и видеоблогов начинающих ютуберов. Более серьезные предложения нужно искать уже на специализированных ресурсах для сценаристов. Так что первое, что нужно мониторить, – это группы во Вконтакте, на Фейсбук и в Телеграм.

Если же вы всерьёз нацелились на работу в кино или телеиндустрии, то вам нужно создать список сайтов и личных страничек продюсеров, которые интересны и близки вам. Для того, чтобы это сделать, посмотрите внимательно титры хороших по вашему мнению фильмов и сериалов, а после просто загуглите имена продюсеров и названия кинокомпаний-производителей. Как только у вас будет, что им показать или рассказать, может смело писать им письма или даже звонить по контактным телефонам.

Если вы подпишитесь на все сценарные группы и паблики, то, скорее всего, оперативная информация о проводимых конкурсах и питчингах будет поступать вам оттуда заблаговременно. Но в некоторых из них для участия нужно предоставить уже готовый сценарий. А потому, чтобы написать и отполировать его заранее, лучше в начале года составить список из всех запланированных мероприятий. В этот же список добавьте и ссылки на соответствующие сайты. Девяносто процентов конкурсов проходят каждый год примерно в одно и то же время, так что составить такой список будет нетрудно. 

October 7 2018, 12:39

Category:

  • Кино
  • Cancel

Мой первый сценарий. Куда податься сценаристу-самоучке

Здравствуйте!

На сегодня у меня была запланирована статья о двух путях в написании истории: простом, прямолинейном и сложном, перемешанном. Но vysochina_lera задала вопрос о том, как попасть в профессию сценариста без специального образования, и я решил, что эта тема интереснее. Сегодня наша рубрика временно переименовывается из «мой первый сценарий» в «как попасть в индустрию».

Оптимистически-пессимистическое начало

Недавно я прочитал прошлогоднее интервью генерального продюсера «Амедиа» и там были такие слова: «Если говорить про общее число авторов (сценаристов), то по рынку их человек 50. Тех, кто стабильно может выдавать качественную драматургию». Полный текст по ссылке. С одной стороны становится очень грустно за современных российских сценаристов. Продюсеры уверены, что все они не умеют писать. Хотя, если по-честному, то качество современного российского кинематографа именно в отношении сценарной части не блещет. С другой стороны, такое положение вещей говорит о том, что рынок ждет талантливых, тех самых, которые могут «стабильно выдавать качественную драматургию».

Второй пессимистический момент: работу дают тем, кого знают. Человеку «с улицы» никто не доверит написание сценария полнометражного фильма. Это в первую связано с тем, что продюсер хочет иметь хоть какую-то гарантию качественного результата. Если вы учились на сценариста, со знакомствами проблем не будет, но если же вы, как и я, самоучка, то у вас есть две дороги.

Двести сорок третий раз закинул старик невод

Первая дорога заключается в том, чтобы написать гениальный сценарий и попытаться его пристроить. Отправлять нужно в студии и продакшен-компании, именно они занимаются производством кино и сериалов. Этот путь вполне рабочий, но вы уже догадались из заголовка, что он будет долгим.

В предыдущем абзаце я написал, что хороших сценаристов у нас в стране очень мало. Теперь стоит дополнить эту картину: плохих сценаристов — хоть отбавляй. Продюсеры жалуются, что их буквально заваливают сценариями, присылают сотнями, но выбрать из них категорически нечего. Хотя сами продюсеры, конечно же, ничего этого не читают, а читают редакторы, но это не важно. Чтобы вашу жемчужину заметили в тоннах сами знаете чего, вместе должно сойтись много звезд.

Знакомства — наше все

Путь сценария к экранизации можно немного сократить, если сперва познакомиться с продюсером. Необязательно дружить по-настоящему — достаточно виртуального знакомства в соцсети. Но даже это уже сильно поможет, потому что устранит несколько человеческих факторов, таких как, например, плохое настроение редактора, из-за которого ваш сценарий может улететь в мусорную корзину. Будучи с вами знакомым, продюсер или лично прочитает сценарий, или проконтролирует редактора.

Знакомиться с продюсерами проще всего на сценарных курсах, но это денежные вложения, и порой немалые. Также можно участвовать во всевозможных конкурсах и питчингах (это мероприятия, на которых можно представить свой проект и попытаться заинтересовать продюсеров).

Сценарист-шпион

Можно зайти в профессию с тыла. Устроиться в продакшен-компанию редактором, но не просто читать чужие сценарии и ругать их, а предлагать варианты их исправления. Если у вас это будет получаться хорошо, вас могут повысить до сценарного доктора — человека, который исправляет сценарии, доводит их до уровня, который требуется студии. А если и там вы себя покажете с лучшей стороны, то вполне можете рассчитывать на перевод в желанный статус сценариста.

Не фильмом единым

Помимо кино и сериалов, сценарист может писать сценарии для видеоблогов, вайнов (это такие маленькие юмористические видеоролики в Инстаграм), рекламных роликов (хотя тут важны немного другие навыки), стендап-выступлений, квестов в реальности, КВН, комиксов, детских утренников и взрослых корпоративов. Но процесс попадания в профессию всегда один и тот же: покажите себя с лучшей стороны — и вас обязательно заметят.

Владимир Максимушкин, сценарист

Написание сценариев фильмов в Москве

1327 сценаристов работают дистанционно

4.85 средний рейтинг

148 клиентов нашли сценариста

за последние 12 месяцев

75% положительных отзывов

8 отзывов оставили клиенты за последние 12 месяцев. Из них 6 — положительные

Как это работает

Где вам удобно
встретиться

ДистанционноУ специалистаУ меня

Когда вам удобно
встретиться

УтромДнемВечером

Оставьте заказ

Мы зададим все важные вопросы, чтобы вам было проще описать задачу.

Ирина5,0

Добрый день! Готова помочь

Василий4,8

Здравствуйте! Живу недалеко

Наиль4,9

Здравствуйте! Когда нужна услуга

Специалисты напишут сами

Покажем заказ подходящим профи. Они напишут, если готовы помочь.

Все вместе 2000 рублей

Когда вам удобно?

Выберите подходящего

Обо всех деталях договаривайтесь со специалистом и платите ему напрямую.

Средняя стоимость написания сценариев фильмов в Москве

10000 

У большинства специалистов

от 5000 до 65000

frame

kmp_screen

Все профи в одном приложении

Установите по ссылке из СМС

Сценарии фильмов на заказ – отзывы в Москве

Сергей Михайлович Долгошеев оставил отзыв

Человек с большой буквы….дай Бог ему долгих лет жизни и исполнения всех его творческих замыслов….

28 апреля 2022 · Москва

Сценарии фильмов

Аватар Дерко Валентина Алексеевна

Работа выполнена качественно и в очень короткие строки.Советую)

19 декабря 2022 · Москва

Сценаристы

Аватар Михаил Владимирович Смоляницкий

Великолепный человек! Работа выполнена в срок и с высококлассным профессиональным подходом. Видна рука настоящего мастера, поведавшая ни один десяток, а то и сотен сценариев

3 ноября 2022 · Москва

Сценаристы

Аватар Агафонов Артем Александрович

Оперативно, грамотно, тактично.
Помог найти несколько моментов, которые Автор в упор не видел.
И я надеюсь ещё поможет.
Важно: несколькими фразами стимулирует к дальнейшей работе.
В общем — спасибо и рекомендую.

28 ноября 2022 · Москва

Сценарии фильмов

Аватар Клинков Олег Геннадиевич

Melnikova Natali Alekseevna оставилa отзыв

Олег,очень ответственно подошел к заданию,выполнил его просто прекрасно,отличный специалист

24 августа 2021 · Москва

Сценаристы

Аватар Карина

Karina’s got a great personality and some very useful ideas. I’ve enjoyed having her on my team!

15 января 2022 · Москва

Сценаристы

Аватар Болотин Денис Викторович

Спасибо большое Денису за работу. Очень быстро и качественно все написал, четко по заданию+ предложил разные варианты . Супер профессионал, приятно работать!смело рекомендую!

20 апреля 2022 · Москва

Сценаристы

Аватар Соломатин Александр Андреевич

Данила Дмитриевич оставил отзыв

Спасибо, Александру очень быстро составил сценарий, а так же он хорошо разбираться в продвижении

24 января 2022 · Москва

Сценаристы

Аватар Котов Алексей Юрьевич

ТАЛАНТИЩЕЕЕ! Очень круто пишет!

2 июня 2021 · Москва

Сценаристы

Нужен репетитор по физике

2000 ₽ за час

Небольшой ремонт ванной

до 100 000 ₽

Окрашивание с осветлением

до 8000 ₽

Установить стиралку

до 2000 ₽

Ищем скрипача на свадьбу

до 5000 ₽

Вы профи?

Выбирайте заказы и работайте на себя

Подробнее

Услуги, востребованные клиентами в этом году

Смотрите также

Как вылечить ломкие ногти?

Как помыть большую люстру?

Спроси профи

Beta

Специалисты бесплатно ответят на ваши вопросы.

Задать вопрос

  • Написание сценариев фильмов — широкая база специалистов
  • 8 отзывов об артистах на Профи
  • Написание сценариев фильмов в Москве от 5000 рублей/усл.
  1. Артисты
  2. Услуги постановщиков
  3. Сценаристы
  4. Написание сценариев фильмов

Сценарист — это специалист, который пишет сценарии, создаёт сюжет, характеры героев, их диалоги, описание места действия. Он нужен при производстве кино, сериалов, телепередач, шоу, видеоигр, концертов, рекламных роликов и ещё во множестве ниш.

Профессия сценариста на сегодня очень востребована, ведь эти специалисты упаковывают для конечных потребителей идею и необходимую информацию в понятную интересную форму.

Мы собрали 10 вопросов о профессии и задали их Алексею Зотову — режиссёру, сценаристу, продюсеру и преподавателю Нетологии.


Основное различие — в подходе к истории: сценаристы полных или коротких метров пишут конечные истории, а задача сценариста сериалов состоит в том, чтобы придумывать истории, которые могут длиться бесконечно долго.

Ещё сценарист сериалов ограничен форматом — рамками, в которых он работает. Форматы бывают разными — среди них:

  • хронометраж — одна серия должна длиться определённое количество времени;
  • жанр — комедия, драма, детектив и другие;
  • канал трансляции — ТВ, соцсети, интернет-кинотеатры и так далее.

С полными или короткими метрами всё проще: вы можете сделать фильм хронометражем 93 минуты, и это ни у кого не вызовет вопросов. А в ТВ-сериалах, например, такое невозможно — вы просто не влезете в эфирную сетку.

Самый главный — знать драматургию. А ещё:

  • Уметь держать в голове большой объём информации (очень большой) — помнить обо всех сюжетных линиях, характерах героев.
  • Уметь работать в команде. Часто сценарии сериалов пишутся в сценарных комнатах. Умение находить общий язык и слышать других — один из важнейших скиллов.
  • Уметь работать на съёмочной площадке. Зачастую сценарист находится на съёмочной площадке, особенно при съёмках комедий: актёр может несмешно пошутить, и ему нужно помочь произнести реплику с нужной интонацией.
  • Иметь запас терпения. Написание сценария — работа на несколько месяцев, а то и лет.
  • Уметь работать с разными площадками или выбрать себе специализацию: ТВ-сериалы сильно отличаются от проектов, выходящих на онлайн-платформах.

Главный принцип телевидения — охватить как можно большую аудиторию людей. Поэтому и сериалы должны создаваться, учитывая это правило. То есть сериал должен подходить всем.

Чем больше охваты, тем больше рекламы. Самый простой пример — сериал «Счастливы вместе». Этот сериал могут смотреть все: подростки (здесь Света и Рома прекрасно отыгрывают проблемы подрастающего поколения), взрослые и даже дети (в каком-то сезоне появился персонаж — маленький ребёнок).

Контент на телеканалах распределён по жанрам, и каждая кнопка на пульте ассоциируется у зрителей с определённым форматом. Поэтому за лёгким или смешным контентом идут на ТНТ или Пятницу, за драмой и историческими сериалами — на Первый канал и Россию-1, а, например, за детективами и триллерами — на НТВ и ТВ-3. Помимо жанра контент может отличаться посылом. ТНТ — юмор про жизнь, а СТС — слегка огламуренные истории.

Сценаристу на ТВ важно знать, для какого телеканала он пишет, как тот себя позиционирует. Чтобы понять формат, достаточно включить канал и посмотреть, за счёт чего он держит внимание зрителя.

Сейчас активно развиваются платформы. И качество сериалов на них становится всё лучше и лучше.

У онлайн-кинотеатров позиционирование ещё до конца не сформировано, они прощупывают почву. Поэтому сериалы разных жанров и сложности восприятия могут выходить, например, как на More.tv, так и на Okko. Главное отличие интернет-платформ от ТВ — они не стремятся работать на максимально широкую аудиторию, а сегментируются по целевым аудиториям.

На этапе идеи гарантировать, что она выстрелит, нельзя. Имея на руках сценарий, отталкиваясь от проблематики и героев, спрогнозировать успех сериала можно. В этом поможет выбор жанра. Самые популярные на сегодня: комедия, детективы и мелодрамы (больше на ТВ),драмы (больше на онлайн-платформах), экранизация книг или событий, бюджетные сериалы (популярны на онлайн-платформах и не в прайм-тайм на ТВ).

А вот к менее востребованным жанрам сериалов можно отнести фэнтези, включая хоррор, и фантастику. Графика и декорации стоят дорого, поэтому даже с хорошим сценарием найти финансирование будет сложно.

  • Научитесь превращать идеи в истории, придумывать интригующие сюжеты и управлять вниманием зрителя
  • Разберётесь, как проходить питчинги сценариев
  • Узнаете, как писать сценарий сериала — одного из самых популярных и востребованных в мире форматов

Большая часть мифов, которые ходят о профессии, — правда, но с оговорками. Сложилось мнение, что сценаристы — интроверты. Зачастую это так, но в некоторых жанрах невозможно работать без постоянного контакта с коллегами. Например, в жанре комедии: здесь почти все шутки придумываются в команде. Если сценарист работает в одиночку, в большинстве случаев он не может понять, будет ли его шутка смешной для зрителей.

Говорят, что сценаристы могут сами выбирать график и не имеют никаких ограничений по времени работы, если успевают со сдачей до дедлайна. Это плюс-минус правда: если вы только начинаете работать сценаристом, то даже полгода на написание сценария может не хватить. Придётся работать ежедневно: первые сценарии идут тяжело. Это и сложности с продумыванием истории, и нехватка практических навыков, и ошибки, которые приходится исправлять. Со временем и опытом, однако, приходит и свобода: ошибок становится меньше, а свободного времени — больше.

Зарплата сценариста может существенно разниться в зависимости от функций, успеха уже реализованных проектов, жанра, в котором работает сценарист, и платформы. Средние цифры на рынке для сценариста с опытом такие:

  • серия 24 минуты — 100–300 тысяч рублей;
  • серия 40+ минут — 250–700 тысяч рублей;
  • сценарная комната — 100–150 тысяч рублей за месяц;
  • хэд-райтер — 150–300 тысяч рублей;
  • редактура — от 100 тысяч рублей;
  • скрипт-докторинг — от 100 тысяч рублей;
  • агент за привод клиента — комиссия 20–30%.

Лучше всего будет начать с наработки теоретической базы. Профессия сценариста может показаться лёгкой, но это не так. В кинематографе нет простых профессий: сказать, что писать сценарии может любой, — всё равно что утверждать, что любой может быть режиссёром, если умеет работать с актёрами. Нужны навыки, которые можно развивать бесконечно.

Сценаристу недостаточно хорошо рассказывать истории друзьям: нужны базовые знания в профессии, понимание глубины истории и того, о чём вообще писать. Сценарии, написанные без обучения, чаще всего непрофессиональные. Непрофессиональность здесь не равно некачественности: рассказанная история может быть очень хорошей, но если она выстроена криво, то редакторам придётся многое изменять и вносить большое количество правок. Знание профессии и особенностей работы в кинематографе позволяет избегать таких проблем.

Это абсолютная правда. Но важно понимать, что киноиндустрия — это сфера, в которой работает энергия. Если она у вас есть, вы готовы зажигать людей своими идеями, то всё получится и вы сможете захватить аудиторию и продюсеров своей историей. Все идут к тому, что горит, на то, что ярко. И напротив: без энергии людей будет сложно в чём-то убедить.

Начните с обучения. Без обучения в киношколе или на специализированных курсах может быть сложно сделать первый шаг: редактор, скорее всего, просто отправит ваш сценарий на доработки или не примет его. Можно попробовать научиться писать сценарии, читая книги по драматургии, но этот путь не всегда продуктивен: вы получите теорию, а в нашем деле очень важна практика. И ещё:

  • Если у вас есть личные контакты и уверенность в своём материале, попробуйте направить сценарий напрямую в кинокомпанию, на ТВ-канал или платформу.
  • Материал можно разослать на общие почты. Если вам не ответили — дублировать не стоит: скорее всего, ваш сценарий их не заинтересовал.
  • Мониторьте паблики про кино в социальных сетях, гуглите питчинги сериалов. Ищите запросы и отправляйте свои работы.
  • Отправляйте как синопсис, так и сценарий.

Сегодня в кинокомпаниях читают все входящие письма: количество производимого контента увеличилось многократно. Состоявшиеся сценаристы не всегда готовы быстро переключиться на что-то кардинально новое, поэтому кинокомпании постоянно ищут молодую кровь.

Если на начальном этапе вам предлагают купить сценарий серии не за 100 тысяч, а за 50 тысяч — продавайте, это пригодится для портфолио.

Пробуйте, мониторьте рынок и постоянно развивайтесь сами — изучайте дополнительные материалы, практикуйтесь, общайтесь в профессиональном сообществе.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

Когда мы смотрим кинофильм, телесериал или любимую передачу, то редко задумываемся о том, кто же придумал все увлекательные сюжетные повороты и характеры главных героев. А это те, кто всегда остается за кадром, – сценаристы.

Средняя заработная плата: 55000 рублей в месяц

Сценарист

Сценарист – это профессионал, пишущий разнообразные сценарии, на основе которых создаются анимационные и кинофильмы, спектакли, телевизионные передачи и шоу, компьютерные игры, рекламные ролики. Он прорабатывает сюжет, характеры героев, диалоги в виде, подходящем для последующей визуализации.

Содержание

  • История профессии
  • Описание профессии
  • На каких специальностях лучше учиться
  • Лучшие вузы для обучения
  • Обязанности на работе
  • Кому подходит
  • Сколько получают
  • Как построить карьеру
  • Перспективы профессии
  • Видео по теме
  • Комментарии

История профессии

Профессия сценариста – относительно новая. Из творческих занятий, связанных с кино, она появилась позже всех. На заре синематографа сюжетам не уделялось особого внимания. Главными участниками были актеры, операторы, режиссеры, а вопрос, о чем, собственно, будет фильм, нередко отходил на второй план. Основой первых кинокартин были песни, анекдоты, лубочные картинки, цирковые номера.

В 1910-х годах кинематографисты обратились к литературным источникам, а сюжеты им в меру своего таланта адаптировали журналисты, студенты, неудачливые поэты. Настоящие писатели смотрели тогда на кино свысока, не считая его серьезным искусством. И только в 1930-х годах в Советском Союзе работа сценариста начала становиться на профессиональные рельсы. Этот процесс связан в первую очередь с такими именами, как Евгений Габрилович, Александр Ржешевский и Геннадий Шпаликов. Сейчас уже никто не станет снимать фильм, телепередачу и даже рекламу без заранее отработанного сценария.

Описание профессии

Сценарист печатает сценарий

Нередко люди задают вопрос: сценарист – это кто: неудавшийся писатель или все-таки профессионал, занимающийся отдельным делом. Такие сотрудники сейчас работают на телевидении, в кино, театре, рекламных агентствах, фирмах, специализирующихся на организации праздников и различных шоу. В последние десятилетия все активнее привлекают сценаристов компании, разрабатывающие компьютерные игры. Кроме того, всплеск популярности сериалов требует высококлассных спецов для создания качественного продукта.

Особенностью работы кинодраматурга является то, что ему нужно создать произведение не для чтения, а для реализации его в действии. Поскольку в кино, в отличие от литературы, мотивы персонажей чаще всего не объясняются, текст должен быть скомпонован так, чтобы причинно-следственные связи были понятны из поведения актеров или их реплик. Также требуется подробно описать внешний облик главных героев и их характеры.

Сценарий выступает литературно-драматической основой фильма, в которой детально прописан сюжет, характеристики персонажей, диалоги. Все это скомпоновано по эпизодам для удобства дальнейшей режиссерской работы. Все сценарии делятся на оригинальные, то есть созданные автором с нуля, и адаптированные (на основе литературных произведений).

С увеличением количества сериалов профессия сценариста-драматурга начала дробиться на виды:

  • Создатели синопсиса – небольшого произведения, в котором на нескольких страницах кратко излагаются тема, проблематика (взаимоотношения персонажей, причины каких-либо их поступков). В сериальном производстве от автора требуется писать синопсис еженедельно под каждый новый эпизод.
  • Сюжетники расписывают синопсис по сценам, детализируют его и подгоняют под требования режиссера и возможности актеров.
  • Диалогисты придумывают все разговоры между героями фильма, быстро корректируя их при необходимости.

В небольших телекомпаниях все эти функции нередко выполняет один человек. В более крупных организациях – это командная работа, в которой каждый участник четко знает свою роль. Следовательно, отвечая на вопрос, кто такой сценарист, можно сделать вывод, что это не писатель, а представитель отдельной профессии, привязывающий текстовую основу к аудиовизуальному восприятию зрителя.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь поговорим о том, где учиться на сценариста. Можно получить высшее образование по специальностям «драматургия», «журналистика», «филология» или другим гуманитарным направлениям. Многие пришли в профессию из разных сфер деятельности, в частности из шоу-бизнеса. В 2000-х годах поставщиками идей для множества телепередач и фильмов стали участники КВН.

Многие интересуются, как стать сценаристом без образования. Действительно, при наличии таланта и готовности преодолевать трудности диплом может и не понадобиться. Работая по основной специальности (журналист, педагог, редактор и др.) и изучая пособия в интернете, можно постепенно двигаться к своей цели, начиная с небольших проектов и зарабатывая себе авторитет в профессиональной среде. Однако лучше все-таки закончить хотя бы сценарные курсы, чтобы овладеть основными навыками этого дела.

Для поступления на гуманитарные специальности в высшие учебные заведения потребуется уделить в школе внимание изучению таких предметов, как литература, история, русский и иностранные языки, обществознание. Также приемная комиссия может попросить абитуриента предоставить свои литературные труды, отзывы критиков на них или рецензии. Поэтому начинать писать и развивать свой талант нужно с раннего возраста, пополняя свое портфолио.

Лучшие вузы для обучения

При рассмотрении заявки на написание сценария заказчик обязательно посмотрит, какое образование у претендента. Это нередко может сыграть решающее значение в выборе автора. У нас в стране не так много вузов, где учат на сценариста, поэтом остановимся на них подробнее:

  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (г. Москва) – это самое знаменитое учебное заведение России, где готовят работников для кино и телевидения. Поступать стоит на сценарно-киноведческий факультет, здесь обучают драматургов, прекрасно разбирающихся в жанровой системе современного кино, изобразительных решениях фильма, режиссуре. Выпускники могут писать основу для игровых и неигровых картин. Учиться на бакалавра нужно 4 года на стационаре, 5 лет – заочно. Есть филиалы ВГИКа в Иркутске, Ростове-на-Дону и Сергиевом Посаде. При вузе работают Высшие курсы кино и телевидения, где можно повысить свою квалификацию у признанных мастеров своего дела.
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (г. Москва) обучает авторов сериалов, художественных и документальных фильмов, телевизионных и мультимедийных программ на сценарном факультете по профилю «драматургия цифровых медиа». Здесь научат всем тонкостям создания сценария: от зарождения идеи фильма до составления подробного плана воплощения ее на экране.
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения готовит бакалавров и магистров по профилю «кинодраматург». Здесь обучают профессионалов, способных создавать литературную основу для художественных фильмов, сериалов, пьес. Кроме того, выпускники глубоко разбираются в звуковых и изобразительных решениях, присущих современному кинематографу, знают историю и теорию зарубежного и отечественного кино, сцены и ТВ.
  • Московский государственный институт культуры. Здесь можно получить специальность драматурга или литературного работника на факультете медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств. Стажировки организовываются в рекламных агентствах, органах власти, на радио, в редакциях газет и журналов.

Вспомним о еще одном интересном заведении, где выучиться на сценариста могут люди из других сфер деятельности. Высшие курсы сценаристов и режиссеров (г. Москва) – это единственное в своем роде учебное заведение, где всего за 2 года можно получить полноценное профессиональное образование. Выдающиеся преподаватели, лучшие авторские программы, встречи со знаменитыми кинематографистами – все это создает уникальную атмосферу для роста мастерства студента. Поступить сюда можно, уже имея диплом о высшем образовании, сдав творческое испытание.

Обязанности на работе

Сценарист за работой

Коротко остановимся на том, чем занимается сценарист на своем рабочем месте. Если он штатный сотрудник киностудии, телеканала, театра, другой организации или работает по их заказу, то в его основные обязанности может входить:

  • разработка концепций или идей театральных постановок, фильмов, массовых мероприятий, праздников;
  • создание рекламных или социальных видеороликов;
  • создание контента для визуализации своего или чужого сценария (реплики ведущих или актеров, подсказки и подводки и др.);
  • написание рекламных статей и пресс-релизов.

Во время съемок фильма или сериала сценарист может активно взаимодействовать с членами съемочной группы, в первую очередь с режиссером. Иногда нужно перерабатывать текст буквально на колене, поскольку ситуация требует срочной корректировки сюжета или диалога.

Теперь о том, что делает сценарист, когда он не в штате какой-либо организации и у него нет заказа. В таком случае он пишет сценарии, чтобы предложить их кино- или телестудии. Для этого необходимо только иметь стол, компьютер и настойчивость. Нередко ему приходится зарабатывать деньги другой деятельностью, а в свободное время писать, в надежде продать свой сюжет.

Кому подходит

Работа сценариста подходит творческим людям, которые умеют придумывать и рассказывать интересные истории, а это дано далеко не каждому. Хороший кинодраматург должен обладать такими профессиональными качествами:

  • писательский талант и любовь к этому занятию;
  • хорошо развитая фантазия;
  • эрудированность в разных сферах и начитанность;
  • богатый словарный запас;
  • знание различных исторических эпох и видов человеческой деятельности;
  • сценарное мышление (способность увязывать между собой различные жизненные ситуации, мотивировать действия и поступки героев);
  • умение работать быстро и укладываться в дедлайны.

Что касается личных качеств, то трудно обойтись без:

  • уверенности в себе;
  • чувства юмора;
  • внимательности к мелочам;
  • интуитивного мышления;
  • трудолюбия;
  • коммуникабельности и способности избегать конфликтов;
  • терпения (поскольку иногда один и тот же текст приходится править десятки раз).

К плюсам работы можно отнести признание в профессиональной среде и неплохой доход при достижении успеха, любимое занятие, знакомство с интересными людьми. Минусы – риск провала, нестабильность заработка, творческие кризисы, стрессы в процессе написания и корректировки сюжетов.

Сколько получают

В интернете заработная плата сценариста указана в размере от 40 до 70 тысяч рублей в месяц, однако здесь есть много нюансов. Во-первых, регион: в Москве платят гораздо больше, чем на местах. Во-вторых, сфера деятельности: сейчас проще заработать в IT-компаниях, разрабатывая идеи для компьютерных игр, или в event-индустрии, организовывая массовые мероприятия и шоу, чем в кинематографе. В-третьих – это уровень специалиста: некоторые яркие кинодраматурги, выдающие качественный продукт, ценятся очень высоко в отличие от рядовых представителей профессии.

При производстве популярных сейчас телесериалов на сценарий выделяется в среднем 3 % от общего бюджета проекта. Некоторым за один эпизод платят 60-70 тысяч рублей, другим – миллион, несмотря на то, сколько времени потрачено на его создание. Во многом это зависит от заказчика, зрительской аудитории и количества рекламодателей. В среднем на центральных каналах телесценарист зарабатывает от 100 до 250 тысяч рублей. За сценарий фильма целиком могут заплатить до 3 миллионов рублей, но разработка может занять 1-2 года.

Как построить карьеру

Из всех, кто мечтает стать профессиональным сценаристом, серьезного успеха добиваются немногие. Для этого необходим недюжинный талант, трудолюбие, умение зацепить зрителя своим сюжетом и заставить его сопереживать. Многие забывают про свою мечту о большом кино и зарабатывают деньги, организовывая юбилеи, свадьбы и дни рождения.

Только самые упорные и целеустремленные добиваются своего. Они подрабатывают на любых халтурах, но никогда не забывают о своем истинном призвании. Для этого им приходится постоянно участвовать в проводимых в интернете конкурсах, отправлять заявки в кинокомпании, обращаться к режиссерам и продюсерам, искать другие способы привлечь внимание к своему творчеству.

Однако и здесь есть один важный нюанс. Большинство зрителей, выйдя из кинотеатра, смогут назвать исполнителей главных ролей, некоторые вспомнят режиссера и композитора, но сценарист фильма не известен практически никому. Публичная популярность кинодраматургу не грозит, по-настоящему оценить уровень его таланта могут лишь коллеги по творческому цеху.

Перспективы профессии

Сценарист – это человек, без которого невозможно развитие современного кино, телевидения и театрального искусства. В конкурентную борьбу за увлекательные сюжеты включились также IT-сфера и индустрия развлечений. Спрос на качественный продукт сейчас просто огромен, однако найти сильный сценарий – большая проблема. Причиной такой ситуации является то, что из общей массы людей, называющих себя сценаристами, истинным талантом обладают очень немногие.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия сценарист подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто заказывает праздники
  • Кто завтра отмечает свой профессиональный праздник
  • Кто же такие птички сценарий
  • Кто еще не знает что подарить близким
  • Кто его празднует этот праздник