Кто написал сценарий карнавальной ночи

Автор: Валерия Горелова, искусствовед

Каждый год 31 декабря мы включаем телевизор и слышим: «Пять минут, пять минут, бой часов раздастся вскоре». На экране ликует «Карнавальная ночь». Нарядная, как праздничный торт, кипучая, как шампанское, полная неувядаемой, льющейся с экрана молодости и счастья, она неизменно повышает градус новогоднего настроения. Но, как известно, шедевры легкого жанра рождаются крайне тяжело. Какие тайны, слезы и труды скрываются за нарядной обложкой? Как должны были сложиться обстоятельства, а может, и звезды, чтобы на экранах засверкала эта комедия?

Год создания «Карнавальной ночи» известен – 1956-й. Но когда в действительности началась история этого невероятно популярного, решительно не желающего стареть новогоднего фильма?

Психологи уверяют, что все идет из детства. Тогда, может, эта история началась в начале 1930-х, когда маленький Элик Рязанов терзал слух своих близких фальшивым, но задорным и радостным пением. Или чуть позже, когда трехлетняя Люся Гурченко давала домашние концерты с пением, стихами и танцами, а папа Марк Гаврилович подбадривал: «Давай, дочурка, распростри глаза поширей, весело влыбайсь и дуй свое!» А может, и в далеком 1907 г., когда в семье настройщика музыкальных инструментов Якова Лиепиньша родился мальчик Толя, будущий Анатолий Лепин, автор всем ныне знакомых «Тани-Танечки», «Пяти минут» и «Хорошего настроения».

Режиссер-постановщик Эльдар Рязанов. Москва, 1979 г. Фото Н.Малышева. Фотохроника ТАСС

Как бы там ни было, трое талантливых детей выросли и встретились, чтобы подарить нам чудо под названием «Карнавальная ночь». Но все же для того, чтобы чудо произошло, его должен организовать мэтр. Им в том самом 1956 г. выступил знаменитый режиссер и генеральный директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев. Он обладал уникальным продюсерским чутьем: имел непревзойденный нюх на таланты, решительно выдвигал молодых, умел разглядеть в груде отвергнутых студией сценариев тот, что несет в себе зерно успешного фильма.

Так вышло и с «Карнавальной ночью» драматургов Бориса Ласкина и Владимира Полякова. Прочитав сценарий, Пырьев немедленно принял несколько решений. Запустить сценарий в производство, так как зрителям нужен веселый, заряженный энергией молодости музыкальный новогодний фильм. Поручить постановку недавно пришедшему на «Мосфильм» Эльдару Рязанову. В активе этого режиссера были несколько документальных картин и фильм-ревю «Весенние голоса». Сняв (совместно с Сергеем Гуровым) этот киноконцерт, посвященный смотру самодеятельности трудовых резервов республик СССР, Рязанов мечтал забыть об этом жанре как о страшном сне, а для начала съездить в отпуск. Однако кто ж решится противостоять указаниям «грозного Ивана», как прозвали на студии генерального директора. После «задушевной» беседы в кабинете Пырьева удрученный Рязанов отправился в Дом творчества «Болшево» работать над режиссерским сценарием будущей картины.

Так начиналась легенда под названием «Карнавальная ночь», а с нею и рождение нового замечательного комедиографа.

Сюжет «Карнавальной ночи», снимавшейся летом 1956-го в павильонах «Мосфильма» и интерьерах Центрального театра Советской армии, был прост и бесхитростен. Молодые рабочие во главе с энтузиасткой Леночкой Крыловой решили организовать веселый новогодний бал. Затее всеми силами препятствовал директор Дома культуры – зануда и ретроград Огурцов, уверенный в своей правоте и, что важно, имевший власть запрещать и не пущать. Вместо «бессодержательных» танцев, легкомысленных песенок и клоунских реприз он постановил произнести лекцию – «коротенько, минут на сорок». В результате Огурцова все же удалось нейтрализовать. А розыгрыши, которым подвергла его неугомонная молодежь, придавали сюжету особую остроту и разнообразили действие фильма, в сущности, являвшегося ревю из музыкальных и цирковых номеров. Лихо написанные диалоги изобиловали остроумными, афористичными репликами, просто обреченными на то, чтобы по выходе фильма мгновенно уйти в народ.

Ответ Ильинского был вполне логичным: «Извините, но я подобную роль уже играл». Ну конечно: бюрократ Бывалов из фильма Григория Александрова «Волга-Волга» (1938) тоже мешал молодежи проявлять таланты на смотре художественной самодеятельности! Этот кинообраз был настолько популярен, что, когда Ильинского представили Сталину, вождь пошутил: «Здравствуйте, гражданин Бывалов! Вы – бюрократ, и я – бюрократ. Пойдемте, побеседуем».

Несмотря на трепет перед авторитетом народного артиста СССР, режиссер не отступил. Он уверял, что роль Огурцова можно решить по-другому – как благонамеренного дурака, стремящегося не испортить праздник, а улучшить его в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. Но Ильинского идея увлекла. Более того, на съемочной площадке он первым задал тон уважительного отношения к молодому режиссеру. Знаменитый на весь мир артист МХАТа и Малого театра по десять раз повторял одну и ту же сцену, искал правильную интонацию, точный жест. Этот пятидесятипятилетний человек бегал и прыгал, как мальчишка.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь». 1956 г.

Когда репетировали эпизод, в котором фокусник вытаскивал из пиджака Огурцова текст доклада, заменяя его живыми голубями и стреляющим зонтиком, Ильинский старательно отрабатывал трюк со знаменитым иллюзионистом Игорем Кио. Исполнил его с профессионализмом истинного циркача. Мэтр с готовностью падал в воду и, отказавшись от дублера, залезал в душный, тесный ящик фокусника. Немалых усилий стоило удержать его от опасного полета в этом ящике над карнавальным залом. В итоге Огурцов с его яркими, репризными репликами стал центром карнавального действа.

А что же Леночка Крылова? На эту роль перебрали множество претенденток. Среди них была и студентка третьего курса ВГИКа Людмила Гурченко, весьма удачно исполнившая песенки из репертуара аргентинской кинозвезды Лолиты Торрес. Но неопытный оператор, что называется, запорол ее кинопробу. В итоге худсовет утвердил на роль артистку из самодеятельности. В пробах она работала блестяще, но на съемочной площадке оказалась совершенно беспомощной.

Вот тут и произошла знаменательная встреча Пырьева и Людочки Гурченко в коридоре «Мосфильма». «Стойте, я вас где-то видел, – сказал “грозный Иван” тоненькой девушке в невероятно пышной юбке. – Ага, пробовалась в “Карнавальную ночь”… А зачем так гримасничаешь? Ну-ка, пойдем!» Генеральный директор велел оператору сделать новую кинопробу, и фильм получил неподражаемую Леночку Крылову.

Как-то на съемочную площадку явилась делегация французов. Все увиденное противоречило их представлениям о Стране Советов: то, что снимается музыкальная комедия, что на актрисе шикарное муаровое платье в наимоднейшем стиле new-look и что у нее невероятно стройная фигура. Пожилая француженка обхватила пальцами талию Гурченко – 48 сантиметров! Сэ манифик, восхитились иностранцы, а мы думали, что все русские женщины очень крупные.

Решительно, облик Леночки Крыловой удался – от великолепных костюмов, которые по выходе фильма свели с ума всех модниц страны, до изящных танцевальных па и прекрасного, вполне профессионального вокала. Без таких, прямо скажем, уникальных данных универсальной актрисы Людмилы Гурченко в этом жанре режиссеру пришлось бы туго. Рязанов буквально на ощупь двигался от стиля традиционного фильма-концерта к жанру мюзикла, о котором на самом деле не имел представления. По сути, он изобретал велосипед и делал это блестяще.

Анатолий Лепин, имевший, к слову, актерское, композиторское и музыковедческое образование, поработал с отменным вкусом и чувством жанра. Он написал замечательный, как теперь бы сказали, саундтрек с несколькими зажигательными шлягерными песнями. Создание одной из них инициировал все тот же Пырьев. «Нужна песенка о хорошем настроении», – сказал он поэтам Владимиру Лифшицу и Вадиму Коростылеву, сочинявшим песни к фильму. Ускоренными темпами был создан текст, а композитор положил его на музыку. Почти шестьдесят лет эта и другие песни из «Карнавальной ночи» живут себе как ни в чем не бывало.

Пробная съемка кинофильма «Карнавальная ночь». На снимке: актриса Людмила Гурченко. Москва, 1956 г. Фото Л. Портера.

Но сочинить и записать песни – полдела. Как все это разыграть на экране? Например, в сценарии одна строчка: «Леночка Крылова поет песенку-приветствие». Песню придумали – знаменитые «Пять минут». Художники-постановщики Константин Ефимов и Олег Гроссе построили декорацию – гигантский будильник на сцене. Режиссер придумал разместить по бокам его оркестр, а на кнопку будильника посадить барабанщика с ударной установкой. Леночка поет и танцует на фоне будильника, но этого мало. Пусть она спустится в зал и продолжит петь между столиками, за которыми сидят гости в карнавальных костюмах. И снова чего-то не хватает. Так пускай за каждым столиком, к которому подходит Леночка, развернется отдельная маленькая сценка, иллюстрирующая песню. Так Эльдар Рязанов самостоятельно додумался до того, что в мюзикле называется номером.

Таким же идеальным номером стала «Таня-Танечка» в исполнении трио сестер Валентины, Ольги и Евгении Шмелевых. Их режиссер приметил в Москонцерте и спросил, не хотят ли они сняться в кино, на что девушки хором ответили: да! Три официантки в скромных, но милых платьицах, в кружевных передничках и кокошничках – именно такой в ту пору была униформа официанток – летали между столиками, разнося гостям вино и закуски. Правда, эта полетность далась сестрам не сразу: удержать на одной руке нагруженный поднос дело далеко не простое. Как и чечетка, которую девушкам во время номера «Таня-Танечка» пришлось отбивать на ступеньках лестницы: при съемках очередного дубля одна из сестер сильно поранила колено. Но кто из зрителей поверит в это, ведь в фильме трио официанток танцует с таким изяществом.

Легкость, импровизационность – все это осталось на экране. Так, выдающийся комик Сергей Филиппов, сыгравший незадачливого лектора-халтурщика из «общества по распространению», создал свои самые знаменитые реплики прямо на съемочной площадке. Когда снимался кадр с выходом лектора на сцену, артист заплутал среди декорационных елок и воззвал: «Люди, где вы? Ау-у!» Именно этот дубль остался в картине. Как и рожденная вдохновенным Филипповым реплика: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке пока неизвестно». Неудивительно, ведь актер был мастером метких афоризмов. К примеру, таких: «Давай, сынок, будешь актером, пойдешь по стопкам своего отца методом пробок и ошибок» или: «Больше всего избегай гонорарной недостаточности».

В компанию великих и знаменитых, а также начинающих актеров прекрасно вписался Юрий Белов, сыгравший в «Карнавальной ночи» свою первую большую роль – влюбленного в Леночку электрика Гриши Кольцова. Мило застенчивый на экране, на съемках он был очаровательно весел, остроумен. И горазд на увлекательные рассказы, в которых реальные факты – Белов был настоящим эрудитом – причудливо мешались с фантазией. После выхода фильма Юрий Белов, что называется, проснулся знаменитым, как и Людмила Гурченко и Эльдар Рязанов.

Но во время съемок «Карнавальной ночи» режиссер не грезил о славе, а уж тем более о том, что его фильму выпадет долгая счастливая жизнь. Пределом его мечтаний было не потерять работу на «Мосфильме». На середине съемочного периода худсовет студии посмотрел отснятый материал. Вердикт был убийственным: материал провальный, но пусть уж кое-как доснимут, для галочки в студийном отчете. В газете «Советская культура» появилась заметка о том, что на «Мосфильме» по отвратительному сценарию молодой режиссер снимает пошлую комедию. Рязанов пошатнулся, но выстоял. Вслед за обидой явились злость и азарт, на этом безотказном горючем режиссер, по обыкновению поддержанный Пырьевым, продолжал снимать свою веселую комедию.

Плакат к фильму «Карнавальная ночь»

То, что характер у него есть, Рязанов показал еще в начале работы над фильмом. Однажды вернувшись в павильон после перерыва, он обнаружил, что оператор Аркадий Кольцатый самостоятельно проводит съемку. Другой бы проглотил такое самоуправство, ведь снимал опытный мастер, трижды лауреат Сталинской премии. Но в этот момент решалось, кто станет главным лицом в съемочной группе – маститый оператор или молодой режиссер. Рязанов отдал приказ не отдавать снятый дубль в проявку и впредь отдавать команду «Мотор!» только с его позволения. Группа раз и навсегда уразумела, кто в этой стае вожак.

Между прочим, Аркадий Кольцатый вскоре ушел в режиссуру, поставил несколько картин, среди которых было снятое совместно с Игорем Ильинским продолжение «Карнавальной ночи». В фильме с названием «Старый знакомый» (1969) действовал все тот же неугомонный Огурцов-Ильинский, снимались и другие исполнители из оригинального фильма – Сергей Филиппов, Тамара Носова. При всем уважении к авторам, удачной эту картину назвать трудно. Зато очевидно: магия «Карнавальной ночи» и спустя годы не отпускала людей, причастных к ее созданию.

А в момент выхода картины на экраны… успех был сумасшедший! Сделанная за пять месяцев (в то время период работы над полнометражным фильмом в среднем составлял год) картина вышла в прокат 28 декабря 1956-го. Показывалась по всей стране три дня до Нового года. Сразу стало ясно: быть «Карнавальной ночи» лидером проката. Ведь для того, чтобы посмотреть фильм, люди были готовы по многу часов стоять в очереди. Выходили счастливыми и снова шли в очередь – стоять и еще раз смотреть. В 1957 г. «Карнавальную ночь» посмотрели 50 миллионов зрителей.

Даже взыскательные кинематографисты на премьере в Доме кино наградили съемочную группу фильма оглушительными аплодисментами. Уважение коллег (что дорогого стоит в кинематографической среде), невероятная зрительская слава…

Еще на съемках Игорь Ильинский предрек Гурченко: «Чую, после этой картины будешь очень популярной, так что готовься». Но к такому немыслимо подготовиться. Полтора года лихорадки вокруг новой звезды: зрительские письма мешками скапливались на «Мосфильме» и во ВГИКе, Люда Гурченко была самой желанной участницей концертов – от центрального Колонного зала Дома Союзов и до самых до окраин. Везде ждали толпы зрителей, вопящие, протягивающие открытки с ее фото для автографов, отрывающие клочки от платья. В общежитие ВГИКа проникали бесцеремонные поклонники, так что оттуда пришлось переехать на съемную квартиру, но актрису нашли и там. Звонили помощники режиссеров, предлагая роли, звонили организаторы концертов и вечеров, приглашая выступить с песенками из «Карнавальной ночи». Венцом всему стало письмо от принца из далекой африканской страны с предложением руки и сердца.

Плакат к фильму «Карнавальная ночь»

Как справиться с этим двадцатилетней девушке, недавно приехавшей из провинции, едва избавившейся от харьковского говорка и впервые сменившей бедные одежки на платья от лучшей московской портнихи? Но не успела юная Люда Гурченко прихворнуть звездной болезнью, как слава обернулась к ней своей непарадной стороной. Пошли фельетоны в газетах, карикатуры – жуткий спрут с головкой Леночки Крыловой, тянущий щупальца к пачкам денег. Злые сплетни, старательно доносимые «доброжелателями», издевательский свист на концертах и письма – но теперь совсем не восторженные. «Вы хорошо сыграли, но в некоторых сценах юбка слишком задиралась, открывая ноги», – будто сам Огурцов шагнул с экрана в жизнь, чтобы догнать и заклевать исполнительницу роли Леночки Крыловой.

А потом – десять лет забвения, без ролей, без сколько-то значительной работы. Пока кино не открыло вновь Людмилу Гурченко как уникальную драматическую актрису.

Сполна расплатилась юная «звездочка». Но за что? За то, что так мило улыбалась, так грациозно танцевала, так музыкально и заразительно пела ее Леночка, даря радость миллионам зрителей – тогда, когда фильм стал нежданным подарком к Новому, 1957 г., и десятки лет спустя?

Кадр из фильма «Карнавальная ночь». 1956 г.

Все же неувядаемая «Карнавальная ночь» стала счастливой для всех ее создателей. Для Ласкина и Полякова это самая удачная из картин, снятых по их сценариям. У композитора Лепина – самая лучшая и известная музыка. Для Ильинского – самый громкий со времен «Волги-Волги» успех. У Гурченко и Белова – первые большие роли, подарившие всенародную славу. Для Рязанова эта комедия стала, пожалуй, наиболее веселой, живучей и… превратившей его в эдакого Деда Мороза, от которого ждут подарков к Новому году. Рязанов их дарил: «Зигзаг удачи» (1968), «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). А в 2006-м тряхнул стариной и снял «Карнавальную ночь-2, или 50 лет спустя». Трудно сказать, стоило ли делать этот ремейк…

Но кто бы отказался, пусть ненадолго, пусть отчасти и иллюзорно, вернуться в самые счастливые дни – когда все только начиналось, все было возможно. Когда ты стоял на пороге своего первого большого успеха, а вокруг пела и искрилась «Карнавальная ночь».

О кино


29 декабря 2022, 13:26
29 декабря 2022, 14:26
29 декабря 2022, 15:26
29 декабря 2022, 16:26
29 декабря 2022, 17:26
29 декабря 2022, 18:26
29 декабря 2022, 19:26
29 декабря 2022, 20:26
29 декабря 2022, 21:26
29 декабря 2022, 22:26
29 декабря 2022, 23:26

Как создавался шедевр. «Карнавальная ночь»

  • Как создавался шедевр. "Карнавальная ночь"

Этого фильма Эльдара Рязанова могло вообще не быть. Ну, или, его бы снял не Рязанов, а кто-то другой. И вот здесь появляется очень важный вопрос – а обрела бы тогда «Карнавальная ночь» статус народного фильма? В нашем материале рассказываем, как этот комедийный советский мюзикл добирался до экранов кинотеатров и с какими испытаниями пришлось столкнуться Рязанову-дебютанту.

«Карнавальную ночь» в эти новогодние праздники обязательно покажут по телевизору, но вы можете посмотреть ее уже сейчас. На медиаплатформе «Смотрим» золотая коллекция киностудии «Мосфильм» доступна всем желающим бесплатно и круглосуточно.

Для Эльдара Рязанова фильм «Карнавальная ночь» стал фактически дебютной комедией в карьере. Браться за него он не хотел, так как видел себя совершенно в другом жанре. По мнению режиссера, начинать нужно было с чего-то более серьезного, драматического. Но директор киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев настоял, чтобы Рязанов взял комедию Ласкина и Полякова в работу. Получив на руки сценарий, Эльдар Александрович обнаружил в нем массу фабульных неувязок, поверхностно прописанных персонажей и острую нехватку действия (похоже, все остальные, кому Пырьев предлагал «Карнавальную ночь», не просто так отказывались снимать это кино).

В роли нового начальника, товарища Огурцова, Эльдар Рязанов видел только Петра Константинова, но тот вместо комедийного образа давал драматический, что превращало легкое новогоднее кино в заунывное зрелище. Иван Пырьев настоял на кандидатуре Игоря Ильинского – актера уже опытного, с которым начинающий Рязанов первоначально работать побаивался. Режиссер считал, что раз Ильинский уже успел распробовать известность, то проблем с ним на съемочной площадке он не оберется. Но указание Пырьева Эльдар Александрович выполнил беспрекословно. Игорь Ильинский, прочитав сценарий, от роли отказался, объяснив свое решение тем, что он уже играл подобного персонажа в кинокартине «Волга-Волга». Рязанову удалось убедить актера, что Огурцов, хоть и имеет некое сходство с товарищем Бываловым, на самом деле разительно от него отличается (позднее на съемках Рязанову и Ильинскому удалось придумать отличительные черты Огурцова, которые, действительно, выделили его из общей массы героев истории).

Людмила Гурченко, сыгравшая в «Карнавальной ночи» Леночку Крылову, могла в фильм просто не попасть. Первые пробы провалились: и из-за ленивого и очень опытного оператора, и из-за самой Гурченко, которая, как говорят, слишком много кривлялась, а потому смотрелась неорганично. Тогда худсовет принял решение взять Людмилу Касьянову – неопытную актрису из самодеятельности (на пробах она всем понравилась). Через несколько дней съемок стало понятно, что Касьянова роль Леночки просто не тянет – работа остановилась. Решение неожиданно нашел Иван Пырьев. В коридорах «Мосфильма» он встретил Людмилу Гурченко – и узнал в ней ту актрису, которая принимала участие в пробах. Говорят, от неожиданности Гурченко отвечала на вопросы Пырьева с присущим ей говорком, напрочь забыв обо всем, чему училась. Директор студии привел ее в павильон, попросил меньше кривляться и распорядился правильно выставить свет и вообще сделать все красиво. Новый оператор Аркадий Кольцатов поработал на славу – съемочная группа получила свою Леночку.

Конечно, ввиду своей неопытности, Эльдар Александрович все-таки столкнулся с неуважительным отношением. Как раз новый оператор Кольцатов однажды начал снимать без него. Рязанов мог бы смолчать, но именно в тот момент определялось, кого съемочная группа должна слушаться и кому подчиняться. Режиссер высказал более опытному коллеге, чтобы никакие эпизоды более без него не снимались. Упрочил свою позицию Эльдар Рязанов с помощью Игоря Ильинского, которого больше всего опасался. Но, вопреки ожиданиям Рязанова, Ильинский ни разу не был высокомерным. Более того, он очень уважительно относился к молодому режиссеру, призывая всех остальных делать то же самое.

«Карнавальная ночь» – фильм, который состоялся благодаря начавшейся политической оттепели. Рязанов неожиданно для себя снял советскую версию классического голливудского мюзикла. Но дело не только в правильно выбранных и удачно написанных песнях, но в декорациях и костюмах. Авторы «Карнавальной ночи» элегантно заимствовали все самое лучшее из уже придуманного лидерами мировой индустрии. Специально для съемок были созданы платья в стиле New Look (такая вот отсылка к Кристиану Диору), а муфта из белого меха после премьеры фильма на годы стала фаворитом среди желанных женщинами модных аксессуаров. Месяц с лицом, висящий над сценой, – отсылка к Жоржу Мельесу и его фильму «Путешествие на Луну», а гигантский будильник, на фоне которого Гурченко спела легендарную песню про пять минут, – и вовсе очевидная «голливудщина», которой так добивался Пырьев. Все это было призвано сместить фокус внимания зрителей с недостатков сценария, в котором не хватало действия и логики, на, собственно, основных героев и антураж.

Съемочных локаций по сути было две: всем привычные павильоны «Мосфильма», где работали над музыкальными номерами, а также фойе Театра Советской Армии, использовавшиеся для интерьерных съемок. В последнем случае группа столкнулась с непредвиденной проблемой: от того, что осветительное оборудование недостаточно охлаждалось (помещения были слишком маленькие), температура начала расти. А чем выше температура в помещении – тем сложнее актерам работать. А еще участники съемок вспоминают, что так как финальный концерт «Карнавальной ночи» снимали несколько дней, вся еда, находившаяся на столах гостей, начала тухнуть – запах вокруг стоял соответствующий.

Когда примерно половина кинокартины была отснята, из-за возникшего перерасхода бюджета созвали специальный худсовет, в который вошли, в том числе, известные и опытные режиссеры. Именно от этих людей зависело будущее дебютного игрового фильма Эльдара Рязанова. В итоге худсовет разнес «Карнавальную ночь» в пух и прах, назвав фильм пошлостью и абсолютной бездарностью. Однако режиссеру дали возможность закончить съемки, потому что менять что-либо было уже поздно, да и потраченные деньги не вернешь. Спустя несколько месяцев фильм был готов. Но перед тем, как вновь нести его на согласование, Иван Пырьев решил показать отснятое Михаилу Ромму («Ленин в 1918 году», «Адмирал Ушаков» и др.), к которому кинематографическое сообщество прислушивалось и даже считало авторитетом. Говорят, Ромм от души смеялся – и встал на защиту Эльдара Рязанова. Впоследствии финальный вариант фильма утвердили без единого замечания. К слову, периодически в съемочный процесс пытался вмешиваться глава «Мосфильма»: он вынуждал Рязанова вносить правки и делать так, как сам хотел. Но Эльдар Александрович, внимательно все выслушивая и кивая головой, все равно делал все по-своему (за это Пырьев прозвал дебютанта «тихим упрямцем»).

История песни про пять минут, ставшей заглавной для фильма, тоже оказалась весьма интересной. В сценарии все было очень лаконично: Леночка Крылова должна была спеть некую песенку-приветствие. Вот только самой песни изначально не было, а номер надлежало растянуть на целых 5 минут. За основу взяли идею Рязанова, который еще на подготовительном этапе хотел, чтобы в «Карнавальной ночи» прозвучала песенка про хорошее настроение. Автор Владимир Лившиц отказался писать про это, тогда к работе привлекли Вадима Коростылева. По воспоминаниям дочери поэта, именно с этой музыкальной композицией у отца было связано одно из самых забавных воспоминаний. Написать песню его попросил лично Иван Пырьев, причем сделать это нужно было срочно. Тогда, чтобы ускорить процесс, Коростылев попросил выделить ему комнату, дать бумагу, ручку, хороший кофе и… бутерброды с икрой. Результат по сей день напевает вся страна.

Впервые «Карнавальную ночь» зрителям представили 29 декабря 1956 года – без какого-либо пафоса и рекламы. Наутро Рязанов и Гурченко проснулись знаменитыми. К концу проката фильм посмотрели около 50 млн человек.

Этого фильма Эльдара Рязанова могло вообще не быть. Ну, или, его бы снял не Рязанов, а кто-то другой. И вот здесь появляется очень важный вопрос – а обрела бы тогда «Карнавальная ночь» статус народного фильма? В нашем материале рассказываем, как этот комедийный советский мюзикл добирался до экранов кинотеатров и с какими испытаниями пришлось столкнуться Рязанову-дебютанту.

«Карнавальную ночь» в эти новогодние праздники обязательно покажут по телевизору, но вы можете посмотреть ее уже сейчас. На медиаплатформе «Смотрим» золотая коллекция киностудии «Мосфильм» доступна всем желающим бесплатно и круглосуточно.

Для Эльдара Рязанова фильм «Карнавальная ночь» стал фактически дебютной комедией в карьере. Браться за него он не хотел, так как видел себя совершенно в другом жанре. По мнению режиссера, начинать нужно было с чего-то более серьезного, драматического. Но директор киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев настоял, чтобы Рязанов взял комедию Ласкина и Полякова в работу. Получив на руки сценарий, Эльдар Александрович обнаружил в нем массу фабульных неувязок, поверхностно прописанных персонажей и острую нехватку действия (похоже, все остальные, кому Пырьев предлагал «Карнавальную ночь», не просто так отказывались снимать это кино).

В роли нового начальника, товарища Огурцова, Эльдар Рязанов видел только Петра Константинова, но тот вместо комедийного образа давал драматический, что превращало легкое новогоднее кино в заунывное зрелище. Иван Пырьев настоял на кандидатуре Игоря Ильинского – актера уже опытного, с которым начинающий Рязанов первоначально работать побаивался. Режиссер считал, что раз Ильинский уже успел распробовать известность, то проблем с ним на съемочной площадке он не оберется. Но указание Пырьева Эльдар Александрович выполнил беспрекословно. Игорь Ильинский, прочитав сценарий, от роли отказался, объяснив свое решение тем, что он уже играл подобного персонажа в кинокартине «Волга-Волга». Рязанову удалось убедить актера, что Огурцов, хоть и имеет некое сходство с товарищем Бываловым, на самом деле разительно от него отличается (позднее на съемках Рязанову и Ильинскому удалось придумать отличительные черты Огурцова, которые, действительно, выделили его из общей массы героев истории).

Людмила Гурченко, сыгравшая в «Карнавальной ночи» Леночку Крылову, могла в фильм просто не попасть. Первые пробы провалились: и из-за ленивого и очень опытного оператора, и из-за самой Гурченко, которая, как говорят, слишком много кривлялась, а потому смотрелась неорганично. Тогда худсовет принял решение взять Людмилу Касьянову – неопытную актрису из самодеятельности (на пробах она всем понравилась). Через несколько дней съемок стало понятно, что Касьянова роль Леночки просто не тянет – работа остановилась. Решение неожиданно нашел Иван Пырьев. В коридорах «Мосфильма» он встретил Людмилу Гурченко – и узнал в ней ту актрису, которая принимала участие в пробах. Говорят, от неожиданности Гурченко отвечала на вопросы Пырьева с присущим ей говорком, напрочь забыв обо всем, чему училась. Директор студии привел ее в павильон, попросил меньше кривляться и распорядился правильно выставить свет и вообще сделать все красиво. Новый оператор Аркадий Кольцатов поработал на славу – съемочная группа получила свою Леночку.

Конечно, ввиду своей неопытности, Эльдар Александрович все-таки столкнулся с неуважительным отношением. Как раз новый оператор Кольцатов однажды начал снимать без него. Рязанов мог бы смолчать, но именно в тот момент определялось, кого съемочная группа должна слушаться и кому подчиняться. Режиссер высказал более опытному коллеге, чтобы никакие эпизоды более без него не снимались. Упрочил свою позицию Эльдар Рязанов с помощью Игоря Ильинского, которого больше всего опасался. Но, вопреки ожиданиям Рязанова, Ильинский ни разу не был высокомерным. Более того, он очень уважительно относился к молодому режиссеру, призывая всех остальных делать то же самое.

«Карнавальная ночь» – фильм, который состоялся благодаря начавшейся политической оттепели. Рязанов неожиданно для себя снял советскую версию классического голливудского мюзикла. Но дело не только в правильно выбранных и удачно написанных песнях, но в декорациях и костюмах. Авторы «Карнавальной ночи» элегантно заимствовали все самое лучшее из уже придуманного лидерами мировой индустрии. Специально для съемок были созданы платья в стиле New Look (такая вот отсылка к Кристиану Диору), а муфта из белого меха после премьеры фильма на годы стала фаворитом среди желанных женщинами модных аксессуаров. Месяц с лицом, висящий над сценой, – отсылка к Жоржу Мельесу и его фильму «Путешествие на Луну», а гигантский будильник, на фоне которого Гурченко спела легендарную песню про пять минут, – и вовсе очевидная «голливудщина», которой так добивался Пырьев. Все это было призвано сместить фокус внимания зрителей с недостатков сценария, в котором не хватало действия и логики, на, собственно, основных героев и антураж.

Съемочных локаций по сути было две: всем привычные павильоны «Мосфильма», где работали над музыкальными номерами, а также фойе Театра Советской Армии, использовавшиеся для интерьерных съемок. В последнем случае группа столкнулась с непредвиденной проблемой: от того, что осветительное оборудование недостаточно охлаждалось (помещения были слишком маленькие), температура начала расти. А чем выше температура в помещении – тем сложнее актерам работать. А еще участники съемок вспоминают, что так как финальный концерт «Карнавальной ночи» снимали несколько дней, вся еда, находившаяся на столах гостей, начала тухнуть – запах вокруг стоял соответствующий.

Когда примерно половина кинокартины была отснята, из-за возникшего перерасхода бюджета созвали специальный худсовет, в который вошли, в том числе, известные и опытные режиссеры. Именно от этих людей зависело будущее дебютного игрового фильма Эльдара Рязанова. В итоге худсовет разнес «Карнавальную ночь» в пух и прах, назвав фильм пошлостью и абсолютной бездарностью. Однако режиссеру дали возможность закончить съемки, потому что менять что-либо было уже поздно, да и потраченные деньги не вернешь. Спустя несколько месяцев фильм был готов. Но перед тем, как вновь нести его на согласование, Иван Пырьев решил показать отснятое Михаилу Ромму («Ленин в 1918 году», «Адмирал Ушаков» и др.), к которому кинематографическое сообщество прислушивалось и даже считало авторитетом. Говорят, Ромм от души смеялся – и встал на защиту Эльдара Рязанова. Впоследствии финальный вариант фильма утвердили без единого замечания. К слову, периодически в съемочный процесс пытался вмешиваться глава «Мосфильма»: он вынуждал Рязанова вносить правки и делать так, как сам хотел. Но Эльдар Александрович, внимательно все выслушивая и кивая головой, все равно делал все по-своему (за это Пырьев прозвал дебютанта «тихим упрямцем»).

История песни про пять минут, ставшей заглавной для фильма, тоже оказалась весьма интересной. В сценарии все было очень лаконично: Леночка Крылова должна была спеть некую песенку-приветствие. Вот только самой песни изначально не было, а номер надлежало растянуть на целых 5 минут. За основу взяли идею Рязанова, который еще на подготовительном этапе хотел, чтобы в «Карнавальной ночи» прозвучала песенка про хорошее настроение. Автор Владимир Лившиц отказался писать про это, тогда к работе привлекли Вадима Коростылева. По воспоминаниям дочери поэта, именно с этой музыкальной композицией у отца было связано одно из самых забавных воспоминаний. Написать песню его попросил лично Иван Пырьев, причем сделать это нужно было срочно. Тогда, чтобы ускорить процесс, Коростылев попросил выделить ему комнату, дать бумагу, ручку, хороший кофе и… бутерброды с икрой. Результат по сей день напевает вся страна.

Впервые «Карнавальную ночь» зрителям представили 29 декабря 1956 года – без какого-либо пафоса и рекламы. Наутро Рязанов и Гурченко проснулись знаменитыми. К концу проката фильм посмотрели около 50 млн человек.

Рязанова заставили снимать «Карнавальную ночь»

Фото © Кадр "Карнавальная ночь". Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / "Кинопоиск"

Фото © Кадр «Карнавальная ночь». Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / «Кинопоиск»

Всё началось в 1955-м. Тогда ещё сравнительно молодой и не такой опытный режиссёр Эльдар Рязанов пытался получить у «Мосфильма» разрешение на съёмку драмы «Встречи на Камчатке», но чиновники заявку не приняли. Вместо этого вручили сценарий драматургов Бориса Ласкина и Владимира Полякова. Рязанов за работу взялся, но без удовольствия: идея не нравилась. Позже он признавался, что пришлось переписывать сценарий, чтобы меньше были заметны нелепости.

Никому не нужный сценарий

Фото © Кадр "Карнавальная ночь". Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / "Кинопоиск"

Фото © Кадр «Карнавальная ночь». Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / «Кинопоиск»

Судя по всему, Эльдар Александрович был далеко не единственным, кто был не в восторге от «Карнавальной ночи». Работа сценаристов пролежала на полках «Мосфильма» аж три года, прежде чем директор киностудии Иван Пырьев впихнул её Рязанову, который не мог ему отказать.

Товарищ Огурцов мог быть совсем другим

Фото © Кадр "Карнавальная ночь". Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / "Кинопоиск"

Фото © Кадр «Карнавальная ночь». Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / «Кинопоиск»

Когда Рязанов начал искать актёров, на роль Огурцова он хотел взять Петра Константинова. Но директор «Мосфильма» прямо сказал — утвердят только Игоря Ильинского. Рязанов побаивался работать с такими именитыми артистами, поэтому, когда шёл к Ильинскому, втайне надеялся, что тот откажется. Но нет, идеальный бюрократ согласился… и хорошо, ведь по факту вся комедия держится именно на его харизме.

Гурченко провалила пробы

Кадр из фильма © "Карнавальная ночь". Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / "Кинопоиск"

Кадр из фильма © «Карнавальная ночь». Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / «Кинопоиск»

Об этом спустя годы рассказывала сама Людмила Марковна. Она явилась на пробы, но не прошла их, поэтому Рязанов её кандидатуру даже не рассматривал. Но тут снова вмешался Пырьев. В коридорах «Мосфильма» он встретил девушку с осиной талией, буквально за руку привёл обратно на пробы и дал оператору задание снять так, чтобы были видны лучшие стороны Гурченко. Вышло так удачно, что сценарий пришлось снова редактировать, чтобы раскрыть персонаж Лены Крыловой.

Заведомо провальный фильм

Кадр из фильма © "Карнавальная ночь". Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / "Кинопоиск"

Кадр из фильма © «Карнавальная ночь». Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / «Кинопоиск»

На всех этапах создания фильм — чистая катастрофа. Никому не нужный сценарий, режиссёр, которого заставили работать над лентой, поставленные сверху актёры, недовольный худсовет, премьера без рекламной кампании — всё указывало на то, что про ленту забудут, как только уйдёт из проката… Но что-то пошло не по плану. Советский зритель влюбился в кино, а Гурченко и Рязанов стали стали настоящими звёздами. И правильно!

  • 10 удивительных вещей, напечатанных 3D-принтером, увидев которые вы тоже захотите купить этот гаджет

    7 января, 09:00

  • 7 мохнатых гениев, которых и дрессировать не надо: они сами вас всему научат

    7 января, 08:30

  • 10 знаков, которые должны были успокоить всех, но получилось только перепугать

    7 января, 08:00

Обложка ©

Кадр «Карнавальная ночь». Режиссёр — Эльдар Рязанов, сценаристы — Борис Ласкин, Владимир Поляков / «Кинопоиск»

В преддверии доброго и всеми любимого праздника Нового Года по телевизору то и дело крутят новогодние фильмы. Не обходятся эти дни и без кинокартин советской классики, в том числе и «Карнавальной ночи», которая вышла на экраны в 1956 году. Теперь ежегодно 31 декабря, прежде чем часы пробьют двенадцать, мы слушаем до боли знакомую всем песенку «Пять минут». Как тогда еще у начинающего кинорежиссера Эльдара Рязанова получилось сотворить шедевр советского комедийного музыкального фильма? Почему Людмила Гурченко после провала на пробах все же получила главную роль? Об этом и других интересных подробностях — далее в материале.

Рязанов не хотел снимать этот фильм

В 1955 году начинающий тогда еще режиссер Эльдар Рязанов хотел отправиться в экспедицию на Камчатку и снять драматическую картину под названием «Встречи на Камчатке», однако «Мосфильм» его запрос не одобрил. Тогда директор киностудии Иван Пырьев предложил Рязанову ознакомиться со сценарием драматургов Бориса Ласкина и Владимира Полякова, который уже несколько лет лежал мертвым грузом на полке, и снять по нему новогоднюю комедию. Пырьев был настойчив и сразу сказал, что не примет отказа.

Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов

Эльдар Александрович тогда еще был неизвестен и не мог перечить высокопоставленным лицам, поэтому он взял почитать сценарий. От прочитанного режиссер пришел в дикий ужас. По его мнению, герои были неинтересны, а сюжетная линия — совершенно слабой, с многочисленными несостыковками. Рязанов боялся браться за этот проект, так как считал, что он может испортить ему едва начавшуюся карьеру кинорежиссера. Но ведь и директор «Мосфильма» дал понять, что отказываться нельзя.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 95 лет со дня рождения легендарного режиссера Эльдара Рязанова: Ради работы выучил языки, боролся с Госкино и другие интересные факты >>

Тогда Рязанов решил, что нужно спасать ситуацию и переделать картину. Он переписал сценарий, добавил в него динамичности и шуток, а также немного ускорил в фильме ход событий, чтобы телезрители не заметили многочисленных недочетов картины. Кстати, поэтому фильм и длится всего 75 минут, а не стандартные 90 и более. Ситуацию осложняло и то, что из всей съемочной группы только Рязанов был новичком в этом деле. Остальные уже много раз участвовали в съемках других кинофильмов, поэтому Эльдару Александровичу было трудно командовать людьми, считавшими себя большими профессионалами, чем режиссер. Многие из них были уверены, что знают лучше, чем молодой Рязанов, как снять настоящий киношедевр.

Рязанову пришлось много чего поменять в сценарии фильма, чтобы он стал динамичнее, ярче и смешнее

Рязанову пришлось много чего поменять в сценарии фильма, чтобы он стал динамичнее, ярче и смешнее

Новогодний фильм снимали летом 1956 года, когда творческая команда кинодеятелей раздобыла пару десятков ёлок и различную новогоднюю атрибутику: гирлянды, хлопушки, мишуру и прочее. Стоит отметить, что тогда на улице была невыносимая жара. Инвентарь едва не плавился около здания Центрального театра Советской армии, где и проходила основная часть съемок комедии. В то время у труппы как раз был гастрольный тур, поэтому в распоряжении киношников были почти все помещения, коридоры и фойе, где и происходила основная часть эпизодов кинофильма.

Съемки «Карнавальной ночи» изменили Рязанова

Для неопытного режиссера съемки «Карнавальной ночи», которые длились пять месяцев, стали не только настоящим испытанием, но и хорошим уроком. По словам Эльдара Александровича, по окончании съемок этой комедии он стал совершенно другим человеком. Рязанов сформировал свой профессиональный характер, научившись отстаивать свое мнение.

Например, как-то раз он опоздал на съемки, а когда пришел, то увидел, что оператор Аркадий Кольцатый уже начал снимать сцену без Рязанова. Кольцатый до этого уже успел снять около двадцати фильмов, поэтому решил, что справится и сам. Такое самоуправство взбесило режиссера, и он принципиально сказал переснять заново весь эпизод.

Эльдару Рязанову (фото слева) было трудно работать с Иваном Пырьевым (фото справа)

Эльдару Рязанову (фото слева) было трудно работать с Иваном Пырьевым (фото справа)

По признанию Эльдара Александровича, также ему трудно работалось с Иваном Пырьевым, так как у него был свой взгляд на весь процесс съемок, да и к тому же он контролировал каждый шаг и решение режиссера. Спорить Рязанов, в силу своей неопытности и молодости, особо не мог, да и понимал, что это бесполезно, поэтому он просто со всем соглашался, но в итоге делал все, как считал нужным сам.

Боялся работать с Ильинским

Изначально Рязанов предложил на роль директора Серафима Огурцова актера Петра Константинова, однако Пырьев в этой роли видел только актера Игоря Ильинского. Начинающий кинорежиссер боялся работать со звездой такой величины как Ильинский, ведь на тот момент актер был любимцем советских телезрителей. Поэтому Рязанов в душе таил надежду, что такой популярный и занятой артист откажется сниматься в музыкальном фильме никому не известного режиссера. Но надежды Эльдара Александровича не оправдались — Ильинский заинтересовался комедийной лентой и согласился в ней поучаствовать.

Рязанов боялся работать с таким известным актером как Игорь Ильинский

Рязанов боялся работать с таким известным актером как Игорь Ильинский

Стоит заметить, что Рязанов зря так сильно боялся работать с таким опытным и известным актером, так как на деле Ильинский оказался абсолютно простым, незаносчивым и приятным человеком. Совместными усилиями Ильинский и Рязанов переписали роль Огурцова, сделав его более активным, требовательным и инициативным, но абсолютно лишенного чувства юмора. Актер великолепно справился с поставленной задачей, филигранно показав характер своего героя. Хотя, по мнению телезрителей, главным героем ленты стал не директор клуба, а одна из сотрудниц — Леночка Крылова, которую сыграла неподражаемая Людмила Марковна Гурченко.

Гурченко провалила пробы

Изначально 20-летняя студентка института кинематографии Людмила Гурченко провалила пробы на роль Крыловой. Когда расстроенная девушка бежала по коридору «Мосфильма», ее заприметил Иван Пырьев. Его поразила красота и энергетика Гурченко. Он не мог отвести взгляд от стройной молодой девушки в объемной юбке и с необычайно тонкой талией.

Людмилу Гурченко утвердили лишь со вторых проб

Людмилу Гурченко утвердили лишь со вторых проб

Недолго думая, он вернул актрису обратно на пробы к Рязанову. Директор студии попросил кинооператора поиграть с лицом Гурченко в кадре, чтобы показать ее характер и задор. Услышав голос начинающей артистки, которая могла петь без фонограммы, в отличие от других пришедших на кастинг актрис, ни у кого не осталось сомнений, что это и есть та самая Леночка Крылова. Так что со второй попытки Людмилу Марковну утвердили без колебаний. А после выхода картины на экраны она стала законодательницей моды и эталоном женской красоты в СССР.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Киркоров в роли Ипполита, Бузова – невеста Лукашина: Порадует ли зрителей ремейк «Иронии судьбы» >>

Кстати, финальную песню, исполненную Гурченко, написали в рекордные сроки — всего за один день. Эльдар Александрович попросил поэта Вадима Коростылева сочинить новогоднюю песню, и он согласился, однако выдвинул условия: личный кабинет, кофе и парочка бутербродов, причем желательно с черной икрой. Условия были выполнены, и уже вечером текст готовой песни отправился поездом в Ригу к композитору Анатолию Лепину. Он, в свою очередь, с утренним поездом отправил в Москву ноты мелодии, которую он придумал за ночь.

Наряды в стиле «Dior»

Возможно, современному зрителю наряды героев кинофильма покажутся довольно обычными, но в те годы на эти костюмы ушла крупная сумма денег. Для создания нарядов были привлечены лучшие художники и костюмеры СССР. В сценах фильма даже появлялись люди в новогодних свитерах с оленями, которые в те годы было невозможно купить в магазинах СССР.

На костюмы героев ленты, особенно на Леночку Крылову, были потрачены огромные суммы

На костюмы героев ленты, особенно на Леночку Крылову, были потрачены огромные суммы

Но больше всего денег ушло на платья героини Гурченко. Для ее Леночки Крыловой сшили пять идентичных платьев, которые, кстати, были копией моделей французского ателье высокой моды «Dior». А вот ее белая меховая муфта на праздничном концерте была отсылкой к роскошным нарядам звезд Голливуда, которые в то время украшали собой модные журналы в меховых шубах и накидках. Чтобы не одевать главную героиню в шубу, было принято решение обойтись муфтой, которая была важной частью наряда обеспеченных женщин в дореволюционные годы.

Изначально на столах были настоящие продукты, но из-за жары пришлось заменить их на бутафорию

Изначально на столах были настоящие продукты, но из-за жары пришлось заменить их на бутафорию

К слову, сам новогодний концерт снимали около семи дней. Изначально на праздничных столах у гостей была настоящая еда, однако из-за летней жары продукты быстро портились и начинали издавать зловонный запах. Поэтому вскоре продукты заменили на бутафорские.

Критика от худсовета

Когда худсовету показали отснятый материал кинофильма Рязанова, его раскритиковали в пух и прах, назвав комедию бездарной и совершенно несмешной. Худсовет предложил забыть об этой работе как о дурном сне. Но, невзирая на критику, Пырьев все-таки надеялся на успех этой комедии. И он оказался прав.

Даже без рекламы и афиш этот фильм, который вышел на экраны 29 декабря 1956 года, произвел настоящий фурор, став лидером проката. Конец очереди в кинотеатр заканчивался прямо на улице. За год этот кинофильм посмотрело около пятидесяти миллионов человек. Зрители настолько смеялись от души, что даже падали со стульев, а сам фильм буквально сразу же разобрали на цитаты.

Из-за критики худсовета телезрители могли бы не увидеть замечательный и веселый мюзикл Рязанова «Карнавальная ночь»

Из-за критики худсовета телезрители могли бы не увидеть замечательный и веселый мюзикл Рязанова «Карнавальная ночь»

Согласно версии одного из советских журналов «Карнавальная ночь» стала лучшим кинофильмом 1957 года. С этого момента Эльдар Рязанов стал уважаемым режиссером, а Людмила Гурченко — настоящей кинозвездой. Кстати, советскую комедию показали в Японии, а также странах Совета экономической взаимопомощи. Особенно эта кинолента пришлась по душе зрителям Восточной Германии. А вот как снимали еще один культовый фильм Рязанова «Москва слезам не верит», и Почему в СССР раскритиковали картину, а на Западе дали «Оскар» — читайте далее в материале.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто написал сценарий интернов
  • Кто написал сценарий зона комфорта
  • Кто написал сценарий звездных войн
  • Кто написал сценарий гардемарины вперед
  • Кто написал сценарий воронины