Кто веселил народ на праздниках

С давних времен по русским селам и городам бродили люди, которые развлекали народ. История появления и исчезновения скоморохов.

Весельчаки, балагуры, актеры, новостники, по совместительству еще и разбойники – все это относится к особой группе людей, в давние времена развлекавших народ – скоморохам.

Скоморохи

Разновидности скоморохов

По данным историков, скоморохи, существовавшие с языческих времен, считались особым сословием. Официальные упоминания о них приходятся на XI век. Среди скоморошьего племени выделялись оседлые и странствующие коллективы. Тех, кто не менял места жительства, сложно было отличить в будние дни: они работали в поле, в ремесленной мастерской, собирали урожай, занимались хозяйством. Их время наступало в праздничный период, когда нужны были заводилы, комедианты, потешники, способные рассмешить публику.

Комедианты

Некоторые не вели оседлую жизнь. Они постоянно передвигались, останавливаясь в городах и селах для развлечения народа во время ярмарок или праздничных дней. Вокруг бродячих актеров мгновенно собирались зеваки, готовые увидеть комедийное представление или услышать последние новости. Звучала музыка, пелись песни, игрались сценки из жизни простых людей или же знатных сословий. Все они были насыщены юмором, порой сатирой, весельем и смехом.

Нескромные потешки

Расцвет скоморошьего искусства

Самый звездный час скоморошьего искусства пришелся на правление Ивана Грозного. Еще в детские годы маленький Иван любил рядиться и проделывать разные шутки. Ради его забав со всей Руси собирали самых талантливых шутов-скоморохов, дававших представление в дворцовых палатах. Этот «потешный двор» стал прообразом придворного театра. Говорят, как-то царь предложил надеть маску боярину Михаилу Репнину и повелел вместе со всеми победокурить. Репнин отказался. Возможно, именно это стало причиной (или поводом) его убийства через несколько дней во время молебен в церкви.

Скоморошьи забавы

Как класс уличные скоморохи постепенно исчезли после XVII века.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Разговор с богом: история средневековых четок

Повеселить и ограбить мастера

Скоморохам приписывались всевозможные грехи. Особенно ненавидели их церковники за греховные и богохульные представления, а также знать. Сбитые в слаженные группы актеры вполне могли становиться разбойниками и грабить людей. Особенным нападкам подвергались богачи. Он часто приглашали в дом бродячих комедиантов, чтобы те их повеселили и потешили во время пирушек.  Там же благодаря алкоголю, развязывались языки хозяев, выдававших как свои, так и государственные секреты.

Во время пирушки

Конец скоморошьего дела – начало театрального искусства

Когда у простых людей не было источников информации, скоморохи были тем переносчиком новостей, что оповещали народ. Эту роль царь Алексей Михайлович посчитал крамольной. После народных волнений, а именно Соляного бунта (июль 1648) все бродячие артисты стали подвергаться гонениям. Был издан указ, запрещающий скоморошью деятельность и уничтожению всех их музыкальных инструментов. Бродячих артистов отлавливали, сажали в темницы, подвергали пыткам и казнили. Балалайки, рожки, дудки, домры, волынки изымались и сжигались. Так пришло к закату скоморошье искусство.

Театральная сцена

Скоморошье дело было задавлено, но артистическая деятельность бродячих комедиантов дала толчок для появления и дальнейшего развития разных видов театрального искусства, которое и по сей день вдохновляет нас, зрителей.

Понравилась статья? Сделайте репост, чтобы поделиться ей с друзьями!

Похожие статьи

  • Как с течением времени менялась форма стюардесс
  • Путешествие в осознанность — книги о пользе истинного присутствия
  • Самые необычные формы современного искусства
  • Тибетский узел бесконечности — древний символ удачи





Мировая тяга к скоморошеству

Искусство клоунады, то есть смехотворчества в широком смысле слова, имеет богатую историю. Родословная клоунов сегодняшнего дня — прославленных комиков, имена которых известны многим миллионам людей, — начинается ещё в античности, то есть почти сразу, как появляются письменные источники. Все общества древности и Средневековья продуцировали смеховую часть народной культуры — и в Древней Греции и Риме, и в германских королевствах, и на Руси или в Китае. В Афинах и Риме смешное встречается в комедиях и риторике, в Риме — в поэзии и в художественных изображениях. Но всюду и во все времена народ веселили бродячие актёры.

В разное время в Европе в моду входили определённые вариации комического. Какое-то время были популярны мимы, затем самыми востребованными стали универсальные артисты — так называемые гистрионы. Гистрионы должны были уметь многое — наряжаться, смешить, жонглировать, петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать и разыгрывать сценки (обычно религиозного содержания). В числе их персонажей смешными считались Дурак и Бес — воплощение презренного сатаны.

Фото 1.jpg

Шутовская свадьба, изображение XVII в. (Летопись)

Уже в древности комедиантам, подобно будущим цирковым клоунам, приходилось вести кочевой образ жизни. Обычно они следовали за карнавалами и ярмарками, собиравшими много народу и денег в праздничные дни. За счастье почиталось найти более или менее постоянное пристанище — скажем, при дворе доброго богатого лорда, который любит, чтобы артисты развлекали его во время еды.

Как и классические клоуны XIX-XX вв., гистрионы носили маски и костюмы. К в XVII в. распространились определённые типажи — Джованни, Арлекино, Доктор и другие. Тогда же комический образ закрепился за «клоунами». Это слово, обозначавшее деревенского, неуклюжего и недалёкого мужика, впервые появилось в английском театре ещё во второй половине XVI в., а к следующему столетию этот образ стал популярен.

В середине XVIII века в Лондоне появился уже современный цирк, и клоуны начали выступать на манеже. Средневековые ярмарочные шуты превратились в подлинных артистов-трюкачей. Очень быстро они завоевали европейские сцены и пришли в Россию. Впрочем, здесь много столетий народ веселили свои «клоуны» — скоморохи.

Фото 2.jpg

Средневековый бродячий актёр. (Pinterest)

Смешная харя, гусли — и на «сцену»!

У России никакого особого пути в народном юморе не сложилось — комики шли по общеевропейскому. Как и гистрионы, восточнославянские скоморохи были артистами универсальными. Их искусство зародилось ещё в языческие времена. Как и античные лицедеи, актёры с их личинами выполняли и обрядовую роль. Они выступали на праздниках (масленица, например), пирах, свадьбах и похоронах, и не обратиться к духам или божествам по таким случаям было бы немыслимо для средневекового человека.

Летописи фиксируют существование скоморохов уже тысячу лет назад, но судя по всему, существовали они и ранее, когда у восточных славян не появилось ещё обычая записывать свою историю. К несчастью для истории, происхождение названия этого типа актёров неизвестно. С гусельниками или медвежатниками (то есть дрессировщиками медведей) всё намного проще. Не знаем мы почти ничего и о творчестве скоморохов — какие конкретные сценки они разыгрывали, что пели, какие наигрывали мелодии и как именно нарушали приличия и «валяли дурака», то есть прикидывались глупцами. Источники сообщают очень мало — народное творчество склонно к недолговечной устной традиции.

Фото 3.jpg

Шуты. Лубочная картинка 18 в. (hornews.com)

Вероятно, группы скоморохов обычно представляли собой тесно спаянные коллективы, перемещавшиеся из города в город и деревни в деревню. В их составе могли быть и ряженые, и гусляры, и артисты в «харях» (то есть масках), и мастера «глума» — весёлой шутки.

Принятое на Руси православие скоморошество, конечно, терпеть не могло, но и одолеть было не в силах. Веками церковь лишь негодовала и при каждом удобное случае жёстко критиковала языческое лицедейство. Так, в «Домострое» (XVI в.) скоморошество называется делом «сатанинским», за которое непременно последует ад. Скоромохи, — пишет Сильвестр, — «всякое скаредие творят и всякие бесовские дела: блуд, нечистоту, сквернословие, срамословие, песни бесовские, плясание, скакание, гудение, трубы, бубны, сопели». В общем, и тогда юмор не обходился без «срамословия», а развлечения сопровождались грешными соблазнами, так что пройти мимо «смехотворения и всякого глумления или гуслей, и всякого гудения…» духовенство не могло. В конечном итоге, как сообщает «Домострой», из-за скоморошества «яко дым отгонит пчелы, тогдаж отыдут ангели Божия от тоя трапезы и смрадные бесы пристанут».

Фото 4.jpg

Скоморохи в деревне, худ. Ф. Рисс, 1857. (shnyagi.net)

Под влияние своего духовника Сильвестра попал на время Иван Грозный. Желая «извести» шутов, он в 1551 году даже законодательно запретил скоморохам «ходить перед свадьбой», организовывать творческие группы, устраивать игрища вечером и ночью, а также вообще появляться в его личных сёлах. В общем, наложил серьёзные экономические санкции. Некоторые князья шли ещё дальше в стремлении привести своих подданных к благочестию. Так, в 1540—1550-е гг. старицкий князь Владимир вообще запретил скоморохам приезжать в его земли. Так же действовали и монастыри, правда, без особого успеха — народу скоморохи нравились. Поэтому запретительные грамоты приходилось издавать неоднократно. К примеру, Троице-Сергиев монастырь запрещал въезд скоморохам в волость и наказывал жителей прогонять их с завидной регулярностью — в 1548, 1554 и 1555 годах. Не помогло.

Отношение к скоморошеству в то время стало сильно зависеть от царя. Когда настроения и привычки Ивана Грозного изменились, для комедиантов настали добрые времена. С конца 1550-х гг. царь пристрастился к грешным развлечениям, и в Москве скоморохам было жить хорошо. Затем последовали смерть любимой жены Ивана IV, опричнина, Ливонская война, социально-экономические потрясение, Смута и прочие прелести 16−17 вв., и царям стало явно не до смеха — во всех смыслах.

Фото 5.jpg

Игрища славян, миниатюра. Радзивилловская летопись, XV в. (lib.rmvoz.ru)

Однако по окончании Смутного времени церковь вновь взялась за прислужников дьявола. К середине века патриарх добился желаемого. В 1648 году Алексей Михайлович запретил скоморошество совсем и на всей территории царства — чтоб ни одной «хари» больше! Под угрозой битья батогами и других жестоких наказаний комики и их зрители сначала ушли «в подполье», а к началу петровской эпохи скоморошество и вовсе исчезло. Многовековая богатая народная традиция оказалась безвозвратно утрачена.

При Петре I юмор, казалось бы, пошёл в другую плоскость, хотя отголоски былого веселья русского ещё были слышны — например, Всешутейший и всепьянейший собор определённо был схож со скоморошьим древнерусским карнавалом, а в начале царствования его при дворе числилось два шута (с жалованьем по 50 рублей). Но при императоре шутовство стало уже неформальной придворной специализацией отдельных вельмож, а также частью современного светского театра и цирка, позаимствованного в Западной Европе. Но прошло совсем немного времени, и скоморохи — под личиной иностранных «клоунов» и с чужеземным окрасом — вернулись на Русь.

Скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы...

Скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы…

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи

Скоморохи развлекают честной люд./ Фото: litobozrenie.com

Скоморохи развлекают честной люд./ Фото: litobozrenie.com

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками — обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей — часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов

Канатоходец на выступлении скоморохов./ Фото: lj-top.ru

Канатоходец на выступлении скоморохов./ Фото: lj-top.ru

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь — любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

Скоромохи с медведем./ Фото: tarosofia.ru

Скоромохи с медведем./ Фото: tarosofia.ru

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия

Скоморохи на колядках./ Фото: lj-top.ru

Скоморохи на колядках./ Фото: lj-top.ru

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси

Всеобщее веселье./ Фото: litobozrenie.com

Всеобщее веселье./ Фото: litobozrenie.com

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил — они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества

Пора и честь знать./ Фото: tarosofia.ru

Пора и честь знать./ Фото: tarosofia.ru

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.

Скоморошьи пляски./ Фото: lj-top.ru

Скоморошьи пляски./ Фото: lj-top.ru

Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество — народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

БОНУС

Скоморохи.../ Фото: pinterest.fr

Скоморохи…/ Фото: pinterest.fr

В продолжение темы рассказ о том, почему Иван Грозный хотел быть скоморохом, и за что странствующих артистов подвергали гонениям в царской России .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Сообщение о скоморохах позволит узнать, откуда взялись и как выглядели средневековые русские актеры, как зародилось и угасало искусство скоморошества, каковы были его традиции и тайны.

Откуда взялись скоморохи на Руси

Скоморох, он же игрец, плясец, глумец и скомрах – в традиционной восточнославянской культуре так называли бродячих универсальных артистов, каждый из которых был и актер, разбирающийся в музыке и играющий на музыкальных инструментах, и танцор, выступавший на различных мероприятиях, вроде народных гуляний и свадеб. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Долгое время представители этой профессии составляли целый социальный класс.

И если значение этого слова незамысловато, то этимология его до сих пор ставит в тупик историков. Несмотря на то, что на эту тему был написан не один научный доклад, к единому мнению ученые не пришли. Проследить четкую историю происхождения слова «скоморох» не удалось и по сей день.

Увидеть бродячих артистов можно было практически на любом крупном сборище людей, независимо от его направленности – играли они и на ярмарке, и на похоронах.

История искусства скоморохов берет своё начало во времена древней Руси, примерно в XI веке нашей эры. Основной их функцией являлась реализация древних как мир потребностей человека – в хлебе и зрелищах. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Именно ответственность за зрелища и брали на себя скоморохи. Они занимались тем, что затевали песни и пляски на площадях и ярмарках, завлекая в своё представление всё больше народа. Особенностью работы скомороха являлся непосредственный контакт с аудиторией.

Объединяясь в ватаги, эдакий бродячий цирк — скоморохи устраивали грандиозные представления, в которые вовлекались сотни и даже тысячи людей. Создавая атмосферу праздника и веселья, они разряжали социальную напряженность, отвлекали народ от рутинных проблем и тешили развеселыми нарядами и дрессированными животными детей.

Однако, была и обратная сторона медали. Во время таких представлений, в сговоре с самими артистами нередко работали всевозможные воры и разбойники, в ходе гуляний «подрезавшие» кошельки и опустошавшие прилавки зазевавшихся торговцев.

Как выглядит скоморох

Этих бродячих русских артистов можно узнать по трем атрибутам: костюму, музыкальным инструментам, на которых они играли, и сопровождавшим их животным.

Костюм

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Проводя аналогии с западной культурой, скоморох – это шут для широких масс общественности. Способствовали такому образу и яркие, цветастые, зачастую гротескные костюмы. 

Нередко тематический уклон их выступлений был направлен в сторону язычества, с использованием соответствующих костюмов славянской и языческой мифологии. Одним из атрибутов, свойственных скоморохам, был традиционный шутовской колпак с бубенчиками. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

О костюмах артистов позволяют судить рисунки, оставленные их современниками.

Особую роль играла и универсальность артиста, который мог петь, плясать, шутить и разыгрывать небольшие театральные постановки на острые социальные темы. В театральной деятельности «славянских шутов» преобладала сатира в отношении власти, что представителям последней крайне не нравилось.

Музыкальные инструменты

Помимо актерского мастерства важной частью работы скомороха являлось умение играть на всём, что попадется в руки. Гусли, гудки, домры, бубны, волынки – на чём только не играли мастаки-скоморохи в ходе своих представлений.

Животные

Частыми участниками ватаг были всевозможные дрессированные звери и птицы. Коты, собаки, соколы и даже гуси!

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Звездой такого рода «шоу» всегда являлся дрессированный медведь, присутствие которого вызывало недюжинный интерес народа. Прикосновение к медведю считалось добрым знаком, поэтому жаждущих прикоснуться или даже сплясать с косолапым всегда стояла очередь.

Традиции скоморохов

Зарождение скоморошества на Руси в дохристианскую эпоху во многом повлияло и на традиции, и на репертуар бродячих артистов. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

  • Основной тематикой в первые века существования этой культуры было славянское язычество, с обращением к богам.
  • Среди выступлений раннего периода скоморошества проводились даже целые религиозные обряды, именно поэтому принято считать, что своим созданием культура скоморохов обязана христианизации Древней Руси, в ходе которой жрецам языческих культов не осталось места, и они вынуждены были скитаться по земле, показывая в качестве представлений то, что умели лучше всего – процесс поклонения богам.

Проводили скоморохи, как сказано выше, свадебные и похоронные обряды, что также свидетельствует о религиозном происхождении данной культуры. К слову, у скоморохов даже был собственный божественный покровитель – Троян, бог комедиантов и циркачей. 

Нередко происхождение скоморохов также связывают с жрецами Велеса, второго по значимости бога в славянской культуре. Велес – «скотий бог», покровитель рассказчиков и поэзии.

Гонения на скоморохов и угасание традиции скоморошества

Но, как и в нынешние времена, так и во времена Древней Руси, официальная власть и общепринятая церковь не слишком приветствовала ватаги смутьян, гнущих линию поклонения языческим богам и устраивавшим народные гуляния, временами выливавшиеся в локальные крестьянские восстания.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

  1. Учитывая тот факт, что с 988 года, когда светлый князь Владимир Красно Солнышко, впоследствии получивший прозвище «Великий», окрестил Русь, начался активный, жестокий и кровавый процесс христианизации общества, с вытекающим из него уничтожением языческих идолов, идолопоклонников и общин, не желавших смириться с навязываемой политикой.
  2. Масла в огонь ненависти правящих элит к скоморохам подливал и тот факт, что там, где прогулялась «ватага», нередко случались драки, воровство, грабежи, поджоги и многие другие беды. 
  3. Более того, учитывая не слишком рьяное желание вчерашних язычников становиться христианами, колкие высказывания и острая сатира нередко поднимала недовольный положением дел народ против княжеской дружины и христианских священников.
  4. Однако, без структурированной системы внутренней государственной безопасности, в условиях отсутствия средств моментальной связи, бороться со скоморохами – равносильно поиску иголки в стоге сена. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Поэтому, несмотря на постоянные гонения, традиция скоморошества продолжала существовать вплоть до XVII века, когда в 1648 и в 1657 гг. по инициативе архиепископа Никона были подписаны царские приказы, запрещавшие скоморошескую деятельность.

Священнослужители вместе с дружинниками провели огромный комплекс мероприятий, среди которых особо выделилась борьба с любыми музыкальными инструментами и запрет «кабачных» музыкантов. Временами доходило до поиска и уничтожения даже личного инструментария граждан, что в конце концов возымело успех. 

Постепенно перестали существовать ватаги, а сами скоморохи начали активно менять профессию. Кто становился дрессировщиком при дворе вельмож, кто создавал странствующие кукольные театры, а кто – по старой памяти шел в ярмарочные веселители и балаганщики. 

В итоге – традиция и культура скоморошества так или иначе повлияла на культурные черты многих славянских народов.

Источник: https://nauka.club/kulturologiya/soobshchenie-o-skomorokhakh.html

Скоморохи — история, традиции и интересные факты

Точно неизвестно с какого времени скоморохи начали бродить по дорогам Руси. Впервые они упоминаются в источниках XI века и именуются сатанинским отродьем и слугами дьявола. Вероятно, этому послужили две причины:

  • они имели задиристый и глумливый характер;
  • очевидно их языческое происхождение было глубоко противно Православной церкви.

Факт: «Едва укрепившись на Руси, Православная церковь начала их преследование. Главной причиной стало то, что в бродячих артистах «не было ничего святого».

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Скоморохи на ярмарке

Историки считают, что скоморохи были прямыми потомками жрецов бога Велеса, который свободно менял облик покровителя ведунов и сказателей. В древние времена без Велесовых слуг не обходились ни годовые праздники, ни семейные ритуалы славянских общин.

Со временем древние обряды были вытеснены новыми ритуалами, от которых осталась лишь зрелищная часть, по-прежнему привлекавшая людей. При этом жрецы из служителей богов постепенно превращались в лицедеев, которые противоставляли свое искусство церковной христианской культуре.

Однако их всегда сопровождали животные – бык, медведь или коза, которые могли быть живыми или в виде кукол. Сохранились с древности и берестяные маски, которые актеры надевали перед представлением. Во время язычества такие маски означали отказ человека от собственного лица и превращали его в существо, необходимое для обряда (от зверя до одного из богов).

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Скоморохи с медведем и козой

Скоморохи использовали маски для смены ролей, переодев маску, они становились другим персонажем. Часто на их костюмах присутствовала славянская символика: одним из символов было красное солнышко – один из сильнейших символов языческого пантеона.

Вначале они устраивали представления среди знакомой публики в родных городках или деревнях. Затем актеры стали посещать соседние поселения, а потом и вовсе отправились кочевать по всей Руси, иногда забираясь в самые дальние уголки.

Традиции скоморохов

Постепенно скоморохи обзавелись собственными традициями. К началу XV века они обладали богатым запасом разнообразных номеров и могли составлять из них полноценные спектакли.

Факт: «Такие спектакли прозвали «позорищами» от слова «зреть» — «смотреть».

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Ватага скоморохов

Как утверждали современники, кроме прочего реквизита бродячие актеры возили с собой музыкальные инструменты на целый оркестр: домры, накры, балалайки, бубны, гудки и свирели.

При этом каждый актер в совершенстве владел хотя бы одним из инструментов, однако и с остальными могли умеючи управляться.

Особую роль у скоморохов имели лицедеи, которые играли на гуслях и рассказывали старинные былины. Далеко не в каждой ватаге скоморохов был такой артист, поэтому их высоко ценили и относились к их мастерству с большим уважением.

Под аккомпанемент разных инструментов исполнялись разнообразные номера потешной программы. Полноценными участниками таких выступлений медведи и козы, которые под руководством бродячих актеров разыгрывали уморительные сценки:

  • «Как мужик пьяный домой идет»;
  • «Как барыня на гулянье собирается»;
  • «Как поп обедню служит» и др.

Также Велесовы слуги разыгрывали небольшие кукольные спектакли с проказником и сквернословом Петрушкой, который очень полюбился народу. Популярными были также и срамные песенки, состоявшие из мата, и сатирические сценки из народной жизни:

  • «Как смерды из боярина жир трясли»;
  • «Как поповы дети горох таскали» и др.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Выступление скоморохов

До наших дней сохранилось содержание сказки о Вавиле-пахаре, где бродячие артисты не пожалели даже царя. В сказке Вавила пахал землю, пока скоморохи не сманили его с собой бродить по Руси, а затем взяли и посадили на царство.

Вообще от Велесовых слуг доставалось всем. Их песни и сатирические диалоги высмеивали  жадность и обжорство попов и их ленивых отпрысков, пороки власти. За это их подвергали преследованию, однако полностью извести не могли.

Их выступления были очень живыми и интерактивными: зрителей вовлекали, а иногда и насильно затаскивали внутрь спектакля, заставляя не только глазеть, но и полноценно участвовать – подпевать, танцевать или ассистировать в фокусах. Любовь народа к бродячим артистам была неистребима, поэтому они стали обязательными участниками ярмарок, народных гуляний, игрищ и праздников.

Опасные виды заработка

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Скоморохи в деревне

Со временем и усилением гонений скоморохи открывали для себя все новые виды занятий. Одним из способов заработка стало участие в кулачных боях. Они действовали как живая реклама: перед началом моя бродили в толпе и расхваливали лучших бойцов, побуждая зрителей делать ставки на победу. Особо ловкие бродячие артисты сами принимали участие в таких боях.

Существовали и более опасные виды заработка, чем кулачные бои.

Если в ближайшее время таких выступлений не предвиделось, то Велесовы слуги могли превратиться в шайку разбойников и отправиться на большую дорогу грабить и убивать.

Они могли сбиваться в банды от 60 до 100 человек и доставляли немало проблем властям. Если же таких бандитов удавалось поймать на воровстве или разбое, то их били батогами и отправляли на каторгу.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Бандит и скоморох

Случалось скоморохам и примерять на себя роль шпионов. Судьба их состояла из бесконечных путешествий, часть из которых могла быть и не случайными.

Нанятый соглядатаем бродячий артист без труда попадал в любые дома, в том числе самые богатые  и знатные. Там, выступая на пирах, он собирал нужную его нанимателям информацию.

Вино прекрасно развязывали языки вельможам, и  порой они выбалтывали даже больше чем хотели.

Возможно, некоторые бродячие артисты во время своих путешествий зарабатывали не только потешными представлениями, но и добыванием разных тайных сведений.

Гонения и оседлая жизнь

Вести оседлую жизнь скоморохи начали только к началу XVI и примерять на себя ремесло кожевников, гончаров, сукноделов, гончаров и кузнецов. В основном они селились в слободах среди ремесленников, но встречались среди них и состоятельные люди.

Факт: «Согласно переписи, в 1620 году в Москве проживал гусельник Богданка, владелец собственной усадьбы».

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Скоморох

Власти старательно пытались поставить лицедейное искусство на службу государству и добились некоторых результатов. В начале XVII века по приказу царя Михаила Федоровича в Москве была возведена специальная Потешная палата, в которую набирали людей для общественного развлечения.

Следуя моде, собственные дружины скоморохов содержали князья Шуйский и Пожарский. Но такие лицедеи были вынуждены петь и рассказывать лишь то, что хотели слышать их хозяева и поэтому быстро превратились в разновидность шутов при своих господах.

Вольные времена бродячих артистов постепенно пошли на убыль:

  • им запрещали выступать во многих городах;
  • ломали музыкальные инструменты и другой руквизит;
  • убивали или гнали прочь ученых медведей;
  • священники в проповедях постоянно ругали их.

Во второй половине XVII царь Алексей Михайлович издал приказ, который вовсе запретил такой промысел: веселые разухабистые выступления должны были прекратить свое существование. Нарушивших запрет беспощадно наказывали:

  • били батогами;
  • рвали ноздри;
  • ссылали на жительство в дикую Сибирь;
  • оставляли до смерти гнить в монастырских темницах.

Однако искусство скоморохов не умерло окончательно: оно переродилось в народные театры и цирковые представления, на ярмарках и гуляньях в XX веке можно было встретить повадырей с учеными медведями и кукольников с хулиганистым Петрушкой.

Источник: https://tayni-veka.ru/skomorohi-slugi-velesa/

Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить

В современном представлении скоморохи — этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.

Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.

Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс

Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» — мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян — славянский бог, помогающий комедиантам.

Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги».

Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни.

Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи.

Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады.

Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.«В костюме скомороха». А. Васнецов

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу.

Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок.

Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ.

И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить.

Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Как и почему уничтожили скоморохов

Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна.

Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах.

Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.

Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/kak-poyavilis-skomorohi-na-rusi-i-pochemu-ih-reshili-unichtozhit

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности, Музыкальный класс

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Скоморохи – это знахари и исполнители обрядовых песен, которые остались после Крещения Руси Владимиром. Они бродили по городам и весям и исполняли древние языческие песни, знали толк в волховстве, были лицедеями-потешниками. При случае могли исцелить хворого, могли подсказать, как добрым советом, а также развлекали народ песнями, плясками и прибаутками.

В литературных памятниках XI века уже встречается упоминание о скоморохах, как о людях, которые соединяли в себе качества таких представителей художественной деятельности, как певцы, музыканты, лицедеи, танцоры, сказители, акробаты, фокусники, потешники-балагуры и драматические актеры.

Скоморохи использовали такие народные инструменты, как парные свирели, бубны и гусли, деревянные трубы и флейту Пана. Но главным инструментом скоморохов считаются гусли, ведь именно они изображены в разных исторических памятниках в контексте музыкально-скоморошьего творчества, например, на фресках, в книжной миниатюре, а также воспеты в былинах.

Вместе с гуслями часто использовался аутентичный инструмент «гудок», который состоял из деки, что имел грушевидную форму; на инструменте было 3 струны, две из которых были бурдонными, а на одной играли мелодию.

Также скоморохи играли на сопелях – продольных свистковых флейтах. Интересно, что сопели и гусли в древнерусской литературе часто противопоставлялись трубе, которая использовалась для собирания воинов на битву.

Помимо скоморохов рядом с гуслями также упоминался образ седовласого (часто слепого) старца, который пел былины и сказания о былых деяниях, о подвигах, славе и божественном. Известно, что такие певцы были в Великом Новгороде и Киеве – до нас дошли киевские и новгородские былины.

Параллель среди европейских музыкально-сакральных течений

Аналогично скоморохам были музыканты и певцы в других странах – это жонглёры, рапсоды, шпильманы, барды и много других.

У кельтов была социальная прослойка – барды, это были певцы древних легенд и мифов, люди которые знали тайное и почитались остальными, так как считались посланниками богов.

Бард – это первая из трёх ступеней к тому, чтобы стать друидом – высшим звеном в духовной иерархии.

Промежуточным звеном были филы, которые тоже были певцами (по некоторым источникам), но принимали большое участие в общественной жизни, в обустройстве государства.

У скандинавов были скальды, имевшие большую власть глаголом и музыкой жечь сердца людей, но музыка не была их основным занятием, они возделывали поля, воевали и жили как обычные люди.

Церковь активно преследовала скоморохов, а их музыкальные инструменты сжигали на костре. Для церкви они были вне закона, пережитками старой веры, которую нужно выполоть, как сорняк, поэтому скоморохи подвергались гонениям и физическому уничтожению со стороны православного духовенства.

После определённых карательных мероприятий, языческих музыкантов полностью истребили, но у нас остались песни, которые передавались устно, у нас остались легенды и изображения потешников-гусляров. А кем они были на самом деле? – Нам неведомо, но главное, что благодаря этим певцам у нас остались крупицы сакральной памяти.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/skomoroxi-istoriya-vozniknoveniya-yavleniya-skomoroshestva-i-ego-muzykalnye-osobennosti-muzykalnyj-klass

Доклад на тему Скоморохи 4, 6 класс сообщение

На Руси традиции редко когда обходились без веселья, смеха и шуток. Поэтому русский народ всегда отмечал праздники широко, с песнями-плясками, развлечениями. Отсюда и появились такие весельчаки, как скоморохи.

С арабского и греческого языков слово «скоморох» переводится как «смех». Это шутники, артисты, мастера смеха, которые веселили и забавляли народ. Они пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах, показывали фокусы, различные сценки из жизни, носили смешной наряд и маски, в которых потешали публику. Скоморох напоминает нам современных клоунов, тамаду на праздниках.

Скоморошество – народное искусство Древней Руси. Именно скоморохи воплощали народное творчество. Их основным музыкальным инструментом была домра. Также весельчаки использовали дудочки, сурны и гусли. Они исполняли музыку на улицах, площадях, во дворах, пели смешные песни и частушки. Также скоморох приглашали во свои дворы на праздники бояре и князья и платили им за веселье.

У скоморох была необычная одежда. Они специально носили смешные разноцветные костюмы, с различными полосками и узорами. На голове у них были продолговатые колпаки с бубенчиками, которые болтались из стороны в сторону и весело звенели. В таких головных уборах скоморохи выглядели смешно и нелепо, и люди смеялись не только с их шуток, но и с образа в целом.

Скоморохи путешествовали по Руси. Чтобы это легче было сделать, они объединялись в группы. Поэтому артисты часто выступали группами, сами придумывали сказки, былины, различные небылицы, песни и другие словесные и музыкальные народные жанры.

Среди них были певцы, музыканты, сказочники и дрессировщики. И конечно, единственным животным был прирученный медведь, который плясал вместе с артистами.

Для народа такое представление всегда было диковинным, и люди с интересом втягивались в пляску.

Однако скоморохи не только приносили людям радость, но и под прикрытием веселья грабили зрителей. Особенно грабежом занимались бродячие артисты. Также часто их шутки были связаны с церковью, православием и царем.

Они высмеивали священников, церковные обряды, надсмеивались над верой и царем. По этой причине церковь была настроена против скоморох, а также из-за их связи с язычеством.

Все эти причины повлияли на упадок их творчества, а затем и вовсе оно было запрещено официально.

Но вклад в историю культуры и творчества скоморохи все же внесли довольно большой. Они передавали свои умения последующим поколениям, благодаря им в летописях запечатлено их творчество, которое используется и в настоящее время.

Доклад №2

До сих пор никто не может точно сказать, откуда появилось название скоморох. Если брать множественное число от старославянского языка – скомороси – или древнеевропейское определение – скоморос, то это танцующий, поющий музыкант.

Далее, подобные названия фигурируют в итальянском – скарамучча, во французском – скарамуш.

  Первое упоминание о скоморохах, датируется в Древней Руси 1037 годом, со временем строительства Софийского собора в Киеве, там впервые появляются фрески с их изображением.

Скоморохи — уличные певуны и танцоры, обладали самыми разными талантами: пения, танцев, кукольных постановок и представлений сценок драматических, показом фокусов и силовых аттракционов.

Находились всегда в гуще народа. В период, когда проходили праздники, ярмарки – выступали на площадях. Они были ведущими народных гуляний.

Своими частушками, прибаутками поддерживали безудержный смех, вовлекали гуляющий народ поддержать веселье.

Основной расцвет скоморошества пришелся на двенадцатый – четырнадцатый века. Тогда появились целые кланы, произощло деление на бродячих скоморохов и оседлых. Бродячие собирались большими группами по 30 – 50 и более человек, и переезжали из одного города в другой.

Оседлые — жили на месте, в течение трудовой недели выполняли свою обычную работу, а в выходные, праздники или свадьбы развлекали своих земляков.

У каждого князя или богатого купца появились свои, «штатные» скоморохи, которые позволяли себе высмеивать какие – то определенные несправедливости из обывательской жизни.

Скоморохи, на этом этапе, являются двигательной силой расцвета искусства на территории Древней Руси и Европы.

Одеты были скоморохи в яркую, разноцветную и необычную одежду, часто с нелепыми башмаками и обязательно на голове должен был быть колпак с бубенцами. Играли на самых разных инструментах, но изначально у них была домра и дуда. Затем добавились бубны, гусли и волынка.

Позже, в пятнадцатом столетии, скоморошество начинает умирать, как вид искусства.

4, 6 класс Скоморохи древней Руси

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Популярные доклады

  • Доклад Мавзолей в Галикарнасе семь чудес света 5 класс
    Древний мир может похвастаться изобилием великих городов. Большинство из них были очень красивыми. Не стал исключением и город Галикарнас. Многие знали его, благодаря изобилию театров, дворцов, и просто красивых мест. Великолепные фонтаны
  • Доклад-сообщение Бурые водоросли 5, 6, 7 класс по биологии
    Растительный мир морей и океанов чрезвычайно многообразен! Наибольший процент биомассы водной флоры занимают водоросли. По приблизительным подсчётам учёных на данный момент открыто и изучено более 100 тысяч видов водорослей.
  • Доклад Закон спроса и предложения сообщение
    Данный закон является экономическим рыночным законом, утверждающим, что между объемом предложения и спроса на товары, а также установленными на них ценами, существует прямая зависимость.

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/kto-takie-skomoroxi

Мини сообщение на тему кто такие скоморохи. Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности

Категория: Душа : 27.04.2015 18:32 Администратор

С первых веков принятия Русью христианского учения представители прежней языческой религии становятся гонимыми и презренными отщепенцами. Они оказываются вне официальной идеологии. Их начинают преследовать княжеские тиуны и бояре , стремясь показать новым духовным владыкам свою лояльность.

Жреческое сословие начинает разделяться на тех, кто уходит в леса, чтобы предаваться восхвалению старых богов. Другая часть языческих жрецов идет в народ. Эта вторая часть становится кастой знахарей, шептунов, людей, способными управлять эмоциями простых русичей. Так постепенно появляются на русской земле бродячие кудесники и артисты, которым даются имена скоморохов.

Как и волхвы, скоморохи передавали свое искусство веселить или печалить людей из поколения в поколение устно. Духовенство много раз пыталось искоренить скоморохов на Руси. Но они были нужны народу. Из попыток монахов и священников уничтожить скоморошье племя ничего не вышло. Впрочем, как и с ликвидацией остатков языческих культов.

Смех, вообще веселье на похоронах и поминках, и шире — смех в обряде — вот где в первую очередь требовалось участие скоморохов. Их связь с этой обрядовостью «была более интимной, чем мы видим из старой церковно-учительной литературы».

«Она простирается не только на культ мертвых, но и на другие явления первобытной земледельческой религии, на всю вереницу праздников и обычаев, чередующихся со сменой времен года».

Теория русского историка А. Морозова дает такие ответы на вопрос о происхождении скоморохов на Руси:

  • 1) скоморохи появились после принятия христианства;
  • 2) они происходят от волхвов;
  • 3) главная сфера их первоначальной деятельности — обряды, связанные с ритуальным смехом.

О формах и служителях языческого культа единого мнения не было. Известно, что наиболее значительные сведения о волхвах, кудесниках и проч. содержат летописи. Подавляющая же часть летописных свидетельств имеет в виду волхвов, действовавших после принятия христианства. Одно это заставляет относиться к летописным волхвам с осторожностью.

В русской науке долгое время прочно держалось мнение вообще об отсутствии у восточных славян жречества или по крайней мере о низком уровне его развития. Считалось, что в период родового строя главным жрецом был предводитель рода, потом князь; по большей же части в обрядах обходились, так сказать, своими силами.

Сейчас мнение это несколько изменилось, но тем не менее остается в силе положение, что жречество у восточных славян не было профессиональным. Историк Л.

Мирончиков довольно убедительно доказывал, что перед принятием христианства жреческие функции выполняли «старцы» и «старосты», которые были в то же время должностными лицами, выполнявшими общественные и административные функции, что являлось их основной обязанностью. Что же тогда такое волхвы?Известно, что язычество у восточных славян имело два основных этапа или периода развития.

К первому, наиболее раннему, относятся верования тотемно-анимистического содержания, поклонение упырям и берегиням, зооморфным божествам, камням, деревьям, ручьям и т. д. Второй период характерен почитанием антропоморфных богов, к числу которых относятся Перун и другие боги Владимирова пантеона. Время перехода от первого этапа ко второму совпадает с зарождением классовых отношений.

Волхвы, как доказывает Л. Мирончиков, выражали религиозную идеологию родового строя, т. е. относились к первому этапу язычества, и были пережитком в древней Руси. На то, что волхвы были представителями первобытнообщинных отношений, несколько раньше указывал М. Н. Тихомиров.

Источник: https://estero.ru/mini-soobshchenie-na-temu-kto-takie-skomorohi-skomorohi-istoriya.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто ввел праздник татьянин день
  • Кто ввел праздник день победы
  • Кто ввел праздник день народного единства 4 ноября
  • Кто ввел праздник день матери
  • Кто ввел 10 дней новогодних праздников