Как продать сценарий? Сколько стоят и кто покупает киносценарии в России и за рубежом?
Создание сценариев — самый прибыльный вид деятельности для писателей. Кинокомпании не жалеют денег на покупку захватывающих историй, поскольку рейтинги и кассовые сборы в первую очередь зависят от реакции зрителей. Однако новичку сложно пробиться в таком бизнесе. Чтобы написать и продать готовый сценарий, нужно не только обладать талантом, но и понимать потребности рынка.
Содержание
- Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу
- Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги
- Полнометражный фильм
- Короткометражный фильм
- Сериал
- Мультфильм
- Компьютерная игра
- Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино
- Как сценаристу продать готовый сценарий в России
- Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки
- Производители ТВ-шоу
- Кинокомпании
- Рекламные агентства и бренды
- Блогеры и инфобизнесмены
- Сколько стоит труд штатного сценариста
- Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов
Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу
Основа любого теле или киносценария — это идея. 90% начинающих сценаристов не могут придумать что-то оригинальное. Их работы напоминают нарезку сюжетных линий из произведений известных студий. Чтобы заставить мозги мыслить креативно, нужно тренироваться: писать тексты по 2–3 часа ежедневно. Кроме того, полезно читать книги и смотреть фильмы разных жанров.
Все сценарии в России и за рубежом пишутся по определённой схеме. Она сильно отличается от формата книги. Текст сценария состоит из четырёх элементов:
- действий;
- сцен;
- эпизодов;
- актов.
Последние три нумеруются. Каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия. Для актов необходимо написать продолжительность, например, 40 минут.
Важно! Сюжет любого произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки. Главная особенность киносценария заключается в том, что внутренние переживания героев и действия стоит написать в максимально сжатом формате.
Если вы хотите написать востребованный киносценарий, который в будущем получится продать, задумайтесь о следующих моментах.
- Коммерческий потенциал. Много ли людей заинтересуются жизнью придуманных вами персонажей? Берите пример с фильмов, мультиков и сериалов, собравших крупные суммы в прокате.
- Сюжет. Есть ли в киносценарии интрига? Если уже из первого акта понятно, чем закончится история, выбрасывайте произведение и пробуйте написать новое.
- Бюджет. Во сколько продюсерам обойдётся запуск вашего киносценария в производство? Например, съёмка драмы стоит намного дешевле, чем съёмка научно-фантастического фильма.
Скорее всего, вам придётся написать 3–5 черновиков, прежде чем получится создать что-то стоящее. Не отчаивайтесь! Продолжайте работу, совершенствуя мастерство. И обязательно прочитайте нашу статью «Как стать сценаристом».
Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги
Помимо общих правил написания сценариев, автор должен учитывать особенности каждого формата. Иначе текст не получится продать, а проект так и останется на уровне идеи.
Полнометражный фильм
Оптимальная длина киносценария для ленты продолжительностью 1,5–2 часа — 90–130 страниц. Написать текст необходимо шрифтом Courier New, 12 кегль.
Основной акцент в киносценарии нужно сделать на личности персонажей. Зрители не любят на 100% положительных или отрицательных персонажей. Сегодня в цене более сложные образы. А если придумать и написать неожиданный финал, то продать киносценарий станет проще.
Короткометражный фильм
Длится 5–45 минут. Для короткометражного фильма в России необходимо написать 15–25 страниц киносценария. Начинающему сценаристу стоит избегать в тексте сцен, которые выльются продюсеру в копеечку, например, сражения с монстрами, пожара, ДТП.
Пример. Один из подходящих сюжетов короткометражного фильма — важный момент из жизни героя, за которым стоит целая история. Например, можно описать в сценарии конфликт, дилемму, судьбоносную встречу.
Сериал
При сотрудничестве с телестудиями оригинальность отходит на задний план, уступая место стандартам компании. Перед тем как написать текст, сценарист должен учесть следующие моменты:
- продолжительность серий на разных каналах;
- популярность жанра;
- бюджет.
Главное отличие сериала от фильма состоит в том, что развитие персонажа идёт медленно. А историю можно крутить на телеканале из года в год.
Мультфильм
Чтобы продать сценарий мультика, персонажей стоит наделить яркими, запоминающимися, понятными образами. В тексте приветствуются элементы шуток.
Финал должен быть логичным и завершённым. В остальном написать сценарий мультфильма в России можно по тем же правилам, что и киносценарий.
Компьютерная игра
Самый сложный формат. Большинство разработчиков в России не покупают готовые сценарии, а просят написать текст опытных сценаристов.
Структура включает следующие части:
- подробное описание игрового мира;
- историю каждого персонажа;
- сюжетную арку (основной конфликт);
- диалоги.
Кроме того, сценарист гейм-индустрии должен сопоставлять игровые механики с повествованием. Этот процесс называется раскадровкой. Сценарий игры невозможно написать без знаний в сфере IT.
Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино
Не важно, как вы относитесь к отечественному кинематографу. Важны запросы рынка. Продать можно сценарии только тех жанров, которые востребованы у зрителей и приносят прибыль телекомпаниям. Сегодня в России снимают следующие фильмы:
- комедии;
- мелодрамы;
- драмы;
- ментовские боевики;
- военные фильмы (особенно про Великую Отечественную войну);
- детективы.
Крайне сложно продать ужасы, мистику, мюзикл, приключенческие фильмы. Хотя такие киносценарии часто покупают за рубежом.
Внимание! Хотя в России все же снимают научно-фантастические фильмы и катастрофы, такие ленты имеют огромный бюджет. И ещё не было ни одного случая, чтобы киносценарий купили у автора с улицы. Инициатива всегда исходила от продюсера.
Как сценаристу продать готовый сценарий в России
Написать хороший киносценарий недостаточно. Нужно уметь грамотно его презентовать. Каждый день в кинокомпании приходят десятки электронных писем, большая часть из которых так и не попадает в руки продюсера. Вначале текст сценариста просматривает кто-то из промежуточного звена — главный редактор или даже секретарь.
Чтобы повысить шансы на продажу сценария, нужно выполнить следующие действия.
- Написать заявку и синопсис. Их высылают вместе со сценарием, чтобы редактор в общих чертах ознакомился с идеей и решил, стоит ли дальше тратить время на автора. Заявка — это современная альтернатива локдауна. В ней стоит указать Ф.И.О. сценариста, контакты (телефон и email), формат и жанр произведения, краткое описание 4–8 основных персонажей (возраст, какую роль они играют в повествовании, характер) и сюжета. Синопсис — это краткое линейное изложение сценария. Оптимальным размером такого документа для полнометражного фильма или серии сериала считается 1–3 страницы.
- Написать коммерческое письмо. В тексте должны отсутствовать ошибки, опечатки, вопросы, сомнения (в том числе слова «я думаю», «возможно») и хвалебные оды в собственный адрес. Иначе редактор не станет читать даже заявку к киносценарию.
- Узнать личные контакты продюсеров. Возможно, в вашем окружении есть люди, которые пересекаются с такими персонами. Если вы свяжетесь с продюсером напрямую, то повысите шансы на продажу сценария.
- Начать вести блог. В России в сценаристы обычно идут выпускники режиссёрских факультетов, журналисты и бывшие КВН-щики. А начинающих авторов никто не замечает. Чтобы привлечь внимание продюсера, нужно вначале раскрутиться. В этом вам поможет собственный блог. В статье «Как стать блогером» вы найдёте полезные советы по продвижению личного бренда.
Совет. Если вы пока не уверены в качестве своего теле или киносценария, не торопитесь рассылать заявки. Если редактор посчитает работу шлаком, то внесёт вас в чёрный список. На этом ваша карьера сценариста закончится, так и не успев начаться.
Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки
Сценарий, заявка и синопсис готовы. Теперь вам осталось узнать, кому их можно продать.
Производители ТВ-шоу
Их ещё называют продюсерскими студиями. В России производством развлекательных телепередач, сериалов и комедий, в основном, занимаются следующие компании:
- Солярис Промо Продакшн;
- ВБД групп;
- ВайтМедиа;
- Красный квадрат;
- Амедия Продакшн;
- Comedy Club Production.
Большинство организаций находятся в Москве. У каждой из них есть сайт, где можно узнать электронную почту. Отправляйте письмо со сценарием главному редактору или на основной email. Кроме того, попробуйте записаться на личный приём по телефону.
К плюсам сотрудничества с производителями ТВ-шоу стоит отнести лояльные требования (по сравнению производителями фильмов и игр) и большой поток заказов в случае первого удачного проекта. Однако дорого продать свой труд вряд ли получится. Так, сценарий одной серии передачи или сериала начинающего автора стоит в среднем 50 000–100 000 рублей, а профессионала — до 300 000 рублей. Кроме того, пробиться в ТВ-шоу сегодня практически нереально: ниша занята журналистами и КВН-щиками.
Кинокомпании
Кинокомпании имеют более широкий спектр деятельности. Они занимаются производством полнометражных и короткометражных фильмов любого жанра, мультиков, сериалов. В России тексты сценаристов покупают следующие организации:
- ТаББак;
- СТВ;
- Дирекция кино;
- Студия ТРИТЭ;
- Нон-стоп продакшн;
- Централ Партнершип;
- ПРОФИТ;
- Bazelevs и другие.
Алгоритм продажи такой же, как и в случае с продюсерскими студиями. А вот написание сценария для фильма должно строиться по другому принципу. Кинопродюсеры нет так придирчивы к структуре и хронометражу, но более требовательны к оригинальности идеи, сюжету и раскрытию характера персонажей.
Главный плюс сотрудничества с кинокомпаниями — материальная выгода. Так, сценарий одного хорошего фильма стоит 1–5 млн рублей. Кроме того, сценарист в своём творчестве не скован строгими рамками. К минусам же стоит отнести длительный период работы над каждым проектом, большое количество исправлений и согласований, нестабильность. Даже у опытных сценаристов фильмов бывают годы, в течение которых они ничего не могут продать.
Рекламные агентства и бренды
Сценаристы рекламных видео и презентаций сегодня очень востребованы на рынке. А поскольку хороших авторов мало, то оплата труда высокая. В среднем сценарий для рекламы стоит 200–300$, а иногда цена поднимается до 1000$. Написать такой текст можно за 3–5 дней с учётом доработок. Для сравнения, на создание киносценария уходит минимум полгода.
Чтобы продать или написать сценарий на заказ в России, можно прибегнуть к следующим способам.
- Пойти на биржи фриланса. На сайтах Advego, Etxt и Copylancer есть магазины, куда сценаристы выкладывают свои работы. К сожалению, тексты стоят крайне дёшево — до 100 рублей за 1000 символов. Поэтому лучше не пытаться продать готовые сценарии, а искать клиентов. Заказы размещаются на сайтах Fl, Freelancehunt, Weblancer, Kwork. Помимо рекламы, там иногда заказывают сценарии к праздникам. К плюсам бирж фриланса стоит отнести большой объём работы и наличие сервиса безопасной сделки, а к минусам — огромную конкуренцию, демпинг, дедлайны и зависимость сценаристов от правил системы.
- Поискать предложения на порталах трудоустройства. Загляните на сайты hh.ru, superjob.ru, rabota.ru или просто введите в Google фразу «вакансии сценарист». Вы увидите не один десяток компаний, которым нужны таланты. К плюсам работы в агентстве стоит отнести высокую зарплату и стабильность, а к минусам — жёсткие требования и отсутствие свободы в выборе проектов.
- Зарегистрироваться на творческих онлайн-площадках. Они помогут красиво оформить портфолио и раскрутить личный бренд. Тогда клиенты начнут приходить к вам сами. Одна из таких площадок — Меценат. В отличие от сайта на отдельном хостинге или Instagram, здесь вам не придётся вкладывать деньги в продвижение. Система сама подберёт заинтересованную аудиторию. С помощью Мецената вы сможете не только продать готовые сценарии, но и собрать донаты от поклонников. На платформе нет высокой конкуренции и демпинга, а сценаристы не ограничены в своём творчестве.
Продать сценарий напрямую бренду сложнее, чем получить работу в рекламном агентстве. Как правило, без посредников к сценаристам обращаются молодые и малоизвестные компании.
Блогеры и инфобизнесмены
Им можно продать сценарии к тематическим видео на Youtube, обучающим роликам, вебинарам. К плюсам сотрудничества с блогерами и инфобизнесменами стоит отнести отсутствие формальностей и жёстких дедлайнов. К минусам — низкую оплату труда и риск обмана. Сценарии стоят по-разному, но в среднем от 500 до 3000 рублей.
Внимание! Иногда блогер и сценарист имеют разное видение проекта, не могут договориться. Из-за этого сроки работы растягиваются.
Сколько стоит труд штатного сценариста
Если вам удастся продать несколько удачных сценариев, то в будущем вы сможете получить постоянную работу в организации. Вот сколько в России зарабатывают в месяц штатные сотрудники:
- рекламных, продакшн и digital-агентств — 30 000–120 000 рублей;
- компаний-разработчиков компьютерных игр — 100 000–200 000 рублей;
- студий, производящих фильмы и телепередачи, — 70 000–300 000 рублей.
Нередко рабочий день заканчивается в 22:00–23:00 или выпадает на выходной. Зато тяжёлый труд сценариста компенсируется высокой зарплатой и моральным удовлетворением от творческого процесса.
Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов
В мировые кинокомпании США и Европы ежедневно обращаются сотни талантливых людей. Конкуренция огромная. Поэтому шанс того, что киносценарий Васи Иванова будет прочитан в студии вроде Universal Pictures, стремится к нулю.
Однако тексты отечественных сценаристов могут пригодиться за рубежом средним и небольшим организациям (по мировым меркам). Киносценарий можно попытаться продать следующим компаниям:
- А24, США;
- Alcon Entertainment, США;
- American Zoetrope, США;
- Tyler Perry Studios, США;
- Big Talk Productions, Великобритания;
- Marv Films, Великобритания;
- Constantin Film, Германия.
Если же сценарист уверен в своём киносценарии на 100%, то может штурмовать гигантов вроде Buena Vista, Warner Bros и 20th Century Fox. Естественно, он должен уже иметь известное имя на территории России. В противном случае попытка пробиться на мировой рынок фильмов обречена на провал.
Внимание! В странах с высоким уровнем жизни (США, Великобритании, Канаде, Германии и других) киносценарии стоят намного дороже, чем в России. Средние цифры — 70 000–130 000$. Кроме того, сценарист получает 5–10% от кассовых сборов и продаж лицензионных фильмов.
В отличие от России, в США и других развитых странах существуют агентские сети, помогающие сценаристам пробиться на рынок киноиндустрии. Эти компании оценивают портфолио, корректируют заявку и синопсис, рассылают запросы продюсерам и киностудиям, решают юридические вопросы. Контакты менеджеров и агентов есть на следующих сайтах:
- aligned-ent.com;
- aperture-ent.com;
- barrykrostmanagement.com;
- cartelhq.com;
- thelevinagency.com и других.
Кроме того, киносценарии можно продать на зарубежных площадках pro.imdb.com и inktip.com. Туда часто заглядывают продюсеры в поисках свежих талантов.
Таким образом, продать сценарий сложно, но реально. Чтобы зарабатывать в таком бизнесе, нужно обладать писательским талантом, богатой фантазией, навыками маркетолога и огромным терпением. Если вы по-настоящему любите своё дело, то обязательно добьётесь успеха!
Поговорили с главным редактором «Нон-стоп Продакшн» Антоном Токтоновым о том, чем занимаются редактора на студии, читают ли заявки, которые приходят на корпоративную почту, почему часто над проектом работают одни и те же люди, чего не хватает современному кино и как учиться на сценариста и редактора.
Антон Токтонов на питчинге студии Снегири
Функционал редактора довольно разнообразный и отличается в разных кинокомпаниях. В «Нон-Стоп Продакшн» это поиск сценаристов для собственных проектов компании, их сопровождение на всех этапах создания сценария, работа с консультантами и, конечно, чтение и оценка входящих сценарных материалов.
Сценарный девелопмент – самый напряженный этап в работе над проектом для редактора. Слегка выдохнуть получится на стадии продакшна, хотя и здесь есть редакторские задачи, а дальше на посте (постпродакшн) редактора ждет новый виток серьезной работы — участие в монтаже, работа по озвучиванию, дописывание каких-то реплик, например, массовочных, отсмотр материала, составление комментариев и рекомендаций для режиссера и продюсеров.
Редактор работает на всех этапах производства картины, сценарная часть работы никогда не заканчивается.
Как правило, редактор ведет параллельно несколько проектов, от момента, когда он рождается в виде заявки, и до выхода в прокат или сдачи проекта на канал.
Мне кажется, что профессиям сценариста и редактора практически невозможно научиться за партой — только на практике. Это не отменяет необходимости базового образования, но, скажем, на редактора кино сейчас практически нигде не учат, разве что во ВГИКЕ был специальный курс. В основном в редакторы идут сценаристы, но довольно много и людей, так скажем, «со стороны».
Я отношусь как раз ко второй категории, никогда ничего сам не писал и пока не планирую. По образованию я филолог, но всю жизнь любил кино и мечтал работать в этой сфере, правда, довольно долго не понимал, кем именно. В итоге попал в пиар-отдел одной из ведущих кинокомпаний, поработал в рекламном агентстве, а потом пришел в «Нон-стоп Продакшн».
Все, что я сейчас знаю и умею, я приобрел здесь, учась на собственном опыте.
«Дылда» 2019, производство ««Нон-Стоп Продакшн», AR Content
Путь сценария, на самом деле, очень короткий и состоит всего из двух этапов:
Первый этап — получение сценария редактором, чтение, обсуждение с другими редакторами. Креативно-редакторский отдел принимает решение, интересен ли студии такой проект.
Если да, начинается второй этап : сценарий выносят на обсуждение с продюсерами. ( Рассказываем, как стать креативным продесером >>>>>) После одобрения продюсерами, проект запускается в работу.
Конечно! Мы ежедневно проверяем студийную почту. Ни одно письмо не пропускаем. Другой вопрос – будет ли прочитан целиком тот текст, который к письму прикреплен. Читать абсолютно все невозможно физически. С учетом количества приходящих писем целый отдел должен заниматься только этим.
Поэтому очень важно, как отправитель преподносит свой проект, умение им заинтересовать с первых строк. Как минимум, стоит писать сопроводительное письмо, а не отправлять пустой мэйл с вложенным файлом. К сожалению, даже такими элементарными вещами начинающие авторы часто пренебрегают.
Присылать можно все, что автору кажется достойным внимания.
Любые формы. Это может быть и уже полностью написанный сценарий, и заявка на одну страницу. Однако если у вас уже есть сценарий, то все равно приложите к нему логлайн, заявку или синопсис (в идеале – все перечисленное).
Еще раз повторю, что
важно написать внятное письмо о том, что за проект вы присылаете, кто его автор, почему этот автор считает, что его идея может быть студии интересна, и почему ее нужно реализовать.
«Девятая»2019, производство «Нон-Стоп Продакшн» при поддержке Фонда кино, креативные продюсеры Антон Токтонов, Иван Филиппов
Как правило, из того, что приходит на почту, интересного материала сотые доли процента. Но случаи, когда материал, который присылали «из ниоткуда», потом шел в разработку, есть, и они не редкость. И не только в нашей компании. У нас сейчас в работе как минимум один такой проект.
Теоретически важно и то, и другое. Но далеко не секрет, что в российской, да и мировой, киноиндустрии уже не первый год отмечается дефицит идей и сюжетов. Так что вопрос поиска сценаристов, которые умеют генерировать идеи, в сегодняшних реалиях стоит острее.
Если есть идея, но ее не получается расписать — это решаемая проблема, всегда можно найти крепкого соавтора. Если же нет идеи – не будет и кино.
Лично я ни одного такого случая не знаю. Более того не вижу никакого смысла в том, чтобы идеи воровать.
Дефицит идей и новых авторов столь велик, что как только ты получаешь от «ноунейма» что-то осмысленное и талантливое, первое твое желание — найти этого человека, обнять и расцеловать.
Потом дать денег и подписать договор. Сценаристов сейчас холят и лелеют, никому не выгодно их обижать.
сериал «Следователь Тихонов» 2016, производство Нон-Стоп Продакшн по заказу телеканала «Россия» при поддержке Министерства Культуры РФ
( Если вы еще не знакомы с форматом заявки, мы все объяснили в материале как оформить сценарную заявку >>>>> )
Чаще всего поиск ведется среди тех, с кем уже работали и чьи возможности студия знает. Следующий шаг – авторы успешных проектов последних лет, но они чаще всего уже заняты на ближайшее десятилетие.
В нашей практике довольно редко бывает так, что объявляется открытый конкурс. В последний раз, когда так делали, познакомились с неплохими сценаристами, с одним из них заключили договор и стали писать проект, но, к сожалению, в какой-то момент решили расстаться.
Начинающих сценаристов лучше брать с их собственными проектами. Все-таки включиться в чужую историю – это особое умение, специальный навык. Это в принципе не все умеют.
Из полных метров нас традиционно интересуют авторские, фестивальные проекты с международным потенциалом.
Что касается коммерческого кино, то мы сейчас нацелены на недорогие в производстве проекты, но с большим кассовым потенциалом. Скорее всего, комедии. Возможно, хорроры. Но в приоритете все оригинальное и необычное.
Мы сейчас живем в новую эпоху. Телевидение уходит в интернет: только в России уже открылось или в ближайшее время откроется около десяти стриминговых площадок, а за рубежом счет идет на десятки. Пока не понятно, к чему это все приведет и как долго продлится эта «золотая лихорадка», но очевидно, что
на рынке сериалов спрос сейчас серьезно превышает предложение, студии и платформы готовы брать самые разные проекты, единственное требование — качество.
Мы, как и рынок в целом, открыты сейчас любым жанрам и форматам. От авторов ждем, в первую очередь, что-то более острое и актуальное по сравнению с тем, что идет на телеканалах.
Речь, естественно, об остроте и актуальности тем и идей, про драматургию. Только секса и нецензурной лексики будет недостаточно, хотя мы против них ничего не имеем, главное, чтобы это было уместно.
«Нелюбовь» 2017, производство «Нон-Стоп Продакшн» совместно c «Фетисов Иллюзион», “Why Not Productions”, “Les Films du Fleuve”, “Senator Film”, “Arte France Cinema”, при поддержке Eurimages, ARTE FRANCE, Canal+, WDR, Cine+
Индустрии не хватает сценаристов. Это сейчас главный дефицит и главная валюта.
Отправить заявку в «Нон-стоп Продакшн» можно на адрес inbox@nonstopkino.ru
Итак, вы начинающий сценарист и только что закончили свой первый сценарий. Обычно следующим вопросом становится, как уговорить, кого-нибудь из продюсеров прочитать его. Но об этом мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов.
Давайте представим, что этот этап уже пройден, и теперь перед вами открылся следующий: во сколько оценить свой сценарий, чтобы и не отпугнуть продюсера, и себя не обидеть?
Как продаются сценарии: основы
Есть два момента, которые нужно знать в первую очередь.
Первое: установка цены сценария – это не математический процесс. Ваш драфт – это не машина. Нельзя просто посчитать стоимость затраченных деталей и усилий, сложить эти цифры и добавить небольшой процент сверху.
Как и любой продукт творчества, ваш сценарий стоит столько, сколько за него готовы заплатить. А значит, размер оплаты всегда будет варьироваться в зависимости от заинтересованности студий и умения торговаться автора.
И готовьтесь к ситуациям, когда ради сценария вашего коллеги киностудии устраивают аукцион, раз, за разом перебивая чужие предложения, а вам предложат минимально возможную цену с формулировкой «бери или иди».
Причем такое положение дел характерно не, только для России. Похожая ситуация будет в любой точке мира. Ну, может с небольшими поправками на местные особенности.
Второе: никто не выплатит вам всю сумму по договору сразу. Гонорар сценариста всегда разделен на несколько траншей. А выплаты производятся при переходе с одного этапа работы на другой.
Например, часть суммы выплатят за разработку идеи, часть за поэпизодник, часть за первый драфт и т.д. И то, как скоро придет следующий транш, напрямую зависит удовлетворенности заказчика. Будете раз за разом присылать драфты не учитывающие правки сверху и договор с вами могут вообще расторгнуть. А все недополученные вами деньги уйдут следующему сценаристу.
Мало кто задумывается, но если на каком-то этапе к написанию вашего сценария подключится кто-то еще, возможно в конце придется делить деньги на двоих. Чтобы это не застало врасплох, такие моменты лучше обсудить «на берегу» до заключения контракта.
Как продать сценарий в Голливуде
Начать нужно с того, что огромной движущей силой Голливуда является Гильдия сценаристов США. Без одобрения Гильдии вы сможете продать свой драфт только каким-нибудь независимым студиям под проекты категории B или C.
Крупные кинокомпании работают только с членами профсоюза. Так что, если вы каким-то образом заинтересуете своим сценарием условный Дисней, первое, что они вам скажут: «Вступите в Гильдию».
Многие сценаристы США недовольны такой принудиловкой, но отсюда, из России хорошо видно, сколько пользы приносит такой сильный профсоюз.
Во-первых, Гильдия устанавливает верхний и нижний коридор стоимости сценария для каждого писателя в зависимости от его опыта и успешности. Это как раз пример, тех самых местных особенностей, о которых мы говорили выше.
При таком подходе и сценарист, и продюсер, обсуждая договор, всегда знают, о каких суммах может идти речь. И конечно это сильно упрощает переговоры.
Во-вторых, Гильдия сама визирует написанные и проданные сценарии, а значит случаи кражи или откровенного плагиата, всегда очень легко отследить.
Ну и третье чем занимается Гильдия – отстаивает интересы сценаристов в целом. Профсоюз писателей четко отслеживает все изменения на рынке, и как только кто-то в индустрии находит способ получать деньги в обход сценаристов – Гильдия просто блокирует работу всей индустрии, пока с ними не начнут договариваться.
Каждая такая забастовка переворачивала рынок Голливуда. А две последние (1988 и 2007 годов) принесли такие убытки, что теперь гильдии достаточно одних угроз, чтобы усадить противников за стол переговоров.
Как оплачивается сценарий в Голливуде
Зарплата киносценариста в США складывается из нескольких частей.
- Фиксированный гонорар за готовый сценарий. От идеи до финального драфта
- Фиксированный бонус в первый день производства
- Фиксированная надбавка за повторные показы на телевидении и стриминговых сервисах в первые два года
- Отчисления, за повторные показы на телевидении и стриминговых сервисах, начиная с третьего года
Первое на что может рассчитывать сценарист – это оплата собственно за сценарий. Это фиксированная сумма, которую платят студии, покупая сценарий.
Если сценарий пишется на заказа или требует доработки (а такое происходит всегда), то выплаты все также делятся на несколько траншей. За первый драфт, второй… финальный.
Еще в начале века, стоимость сценариев от маститых писателей могла достигать нескольких миллионов долларов. Но после кризиса 2012 года, такие суммы превратились скорее в исключение. С тех пор ставки за сам сценарий существенно снизились по всем направлениям.
Сегодня гонорар за сценарий полнометражного фильма в среднем варьируется в районе 100-200 тысяч для новичков и от 500 до 700 тысяч долларов для известных сценаристов. Но опять же – это средняя температура по больнице.
Эти цифры не касаются сценаристов вне гильдии. Участвуя в независимых и низкокачественных фильмах, готовьтесь писать полноценные 120 страниц за смешные по американским меркам 10-30 тысяч долларов.
Чтобы снижение стоимости сценария не вызвали очередной забастовки, кинокомпании стали предлагать писателям сделки по типу «X+Y». Это две фиксированные ставки, одна из которых выплачивается при покупке сценария, а вторая при запуске его в производство.
То есть, например договор «500+400» означает, что сценарист получит полмиллиона, когда напишет сценарий и еще 400 тысяч, в первый день съемок.
Так как до съемок в Голливуде доходит лишь каждый десятый купленный сценарий – выгода продюсеров от таких договоров на лицо.
Следующие выплаты сценаристу связаны с повторными показами фильма на телевидении и стриминговых сервисах.
В доковидную эпоху эти выплаты делились на части: фиксированную надбавку за повторные показы в первые два года и процент, от прибыли начиная с третьего года.
Понятно, что к третьему году ажиотаж вокруг фильма уже спадает и количество просмотров резко падает, так что все основные сливки проходят мимо сценаристов. Но так как эти роялти выплачиваются пожизненно, то к старости у сценариста, имеющего в фильмографии 10-15 реализованных проектов, складывается неплохая пенсия.
Однако эпидемия короновируса все изменила, выпуск на стриминге уже нельзя отнести к повторному показу. И как это изменит рынок Голливуда, нам еще только предстоит узнать.
Сколько в итоге получает сценарист в США
Допустим, начинающему голливудскому сценаристу удалось продать свой первый драфт. И он увидел на своем банковском счете первую в жизни шестизначную цифру.
Вот только радоваться преждевременно. Первое что ему теперь нужно сделать – это оплатить налоги. Затем рассчитаться со сценарным агентом и менеджером (эквивалент редактора в США). Сделать отчисления в Гильдию. И под конец заплатить юристу, которые контролировал составление договора.
Так как большинство этих выплат процентные, а не фиксированные, можно смело говорить о потере двух третьих гонорара. И это никак не зависит от того на какой сумме удалось сторговаться с кинокомпанией.
Конечно со временем ситуация выравнивается. Гонорары растут, а проценты помощникам снижаются. Но первое время дела у голливудских сценаристов весьма плачевные.
Как продаются сценарии в России
Как можно догадаться финансовое положение начинающего сценариста в России ничуть не лучше. Так, что заключив первый договор, не спешите увольняться с вашей обыденной работы. Постоянная зарплата вам еще пригодится. Также не стоит начинать сорить деньгами налево и направо.
Да, у нас не так распространены агенты и личные редакторы, но это не сильно меняет ситуацию.
Во-первых, без сильного профсоюза рынок сценариев в нашей стране – это Дикий Запад, где все зависит от авторитета и умения вести переговоры. И если вы только начинаете свой путь, велика вероятность, что вас просто «съедят» едва вы успеете открыть рот. На этом и закончатся все попытки сторговаться.
Во-вторых, между первым проданным проектом и моментом, когда вас в индустрии начнут узнавать, скорее всего, пройдет несколько лет. А в этот период тоже надо как-то жить.
В-третьих, если вам с самого начала не удастся войти в список постоянных авторов какого-нибудь продакшна, еще многие годы предложения работы будут у вас появляться по принципу «то пусто, то густо». А периоды огромных гонораров будут сменяться месяцами безработицы.
Так что лучше сразу продумайте свою финансовую стратегию на этот этап.
Как продать сценарий полнометражного фильма
Как мы уже говорили, продать сценарий полнометражного фильма можно и за 300 тысяч рублей и за 3-4 миллиона.
И в данном случае есть два аспекта влияющих на цену. О первом мы уже говорили: умение торговаться и авторитет сценариста. Создайте себе имя и начинайте выдвигать условия.
Но именно в контексте полнометражных фильмов есть еще один важный аспект – бюджет будущего кино.
И здесь есть интересная зависимость.
Низкобюджетный фильм у начинающего сценариста купят с большей охотой. Но гонорар за него будет небольшим. Масштабный блокбастер, продюсеры оценят выше. Но шансов продать его у новичка, очень и очень мало.
Если вы начинающий сценарист, то вполне возможно вам изначально назовут маленькую цифру, потому что продюсер придержит часть бюджета на доработку вашего драфта более опытным автором. Если вы не готовы отдать свою историю в чужие руки лучше «на берегу» обсудите эту ситуацию с продюсером.
В принципе, написать и продать первый сценарий – самый сложный и длительный этап на пути сценариста. Пока в вашем сопроводительном письме не появится информация о реализованных проектах, отношение к вам со стороны участников индустрии всегда будет настороженное.
Чтобы увеличить шансы на успешную первую продажу, проверьте свой сценарий на соответствие современным требованиям:
- Активный персонаж
- Четкая структура, деление на акты: действия, усложнения, кульминация, финал.
- Ярковыраженные проблема и цель
- Понятные мотивы всех персонажей
- Четкая и короткая идея — главная мысль фильма
- «Горячее» начало, безо всяких вступлений и объяснений
- Соответствие заявленному жанру
- Соответствие временным рамкам
- На последнем пункте остановимся подробней.
Так как мы с вами находимся в XXI веке, то, скорее всего, вы пишите сценарий в американском формате, где 1 страница примерно равна 1 минуте времени.
Долгое время мировой стандарт полнометражного сценария составлял 120 страниц. То есть длина полного метра должна была быть около двух часов. Сейчас же, большинство претендующих на кассу фильмов идут дольше двух часов. Мысль такая: мы вложили 200 млн долларов в это кино, вот вам хронометраж на все эти деньги».
Но как всегда, в России свой взгляд на вещи. Последние двадцать пять лет у нас продюсеры отдают предпочтения фильмам в районе 90 минут. И лишь один-два проекта в несколько лет могут похвастаться более длинным хронометражем. Обычно это такие же мегаблокбастеры с претензией и огромными бюджетами, полученными из фонда кино и ориентиром на дальнейший мировой прокат.
Остальным же приходится укладываться в 90 минут.
Объяснение тут простое: большую часть кассы фильму делают вечерние сеансы в кинотеатре. Если фильм идет два часа, то в этот прайм тайм уместится 4 фильма с пятнадцати минутным перерывом на уборку зала. Но если фильм идет полтора часа, то в этот, же промежуток влезет уже 5 сеансов. То есть, удержавшись в этом хронометраже можно потенциально увеличить возможную аудиторию на 20%, при этом, не резервируя второй кинозал.
И опять же, из-за ковида и взрывного роста подписчиков на онлайн платформах, в какой-то момент такой подход может оказаться не таким актуальным. Но пока при прочих равных отечественные продюсеры предпочтут полуторачасовую историю.
Как продать сценарий короткометражного фильма
На данный момент какого-либо развитого рынка короткометражных сценариев в России не существует.
Большинство короткометражек создаются на голом энтузиазме. «Я выпускник сценарного курса, ты начинающий режиссер, давай снимем коротышку?»
А все дело в том, что монетизировать короткий метр невозможно. Нет прибыли, нет бюджетов. В лучшем случае, какие-нибудь небольшие деньги можно отбить, прокатив коротышку по фестивалям, где за призовые места дают денежные призы.
Так что сегодня короткий метр снимается только для портфолио и на чистом энтузиазме.
Сценаристу заработать на этом можно только в двух крайне редких случаях:
Если эта короткометражка – скрытая реклама какого-то бренда. Но этот бренд слишком жадный, чтобы обратиться к состоявшимся профессионалам.
Если идея короткометражки исходит от «честного» режиссера, который уже добыл какой-никакой бюджет и заложил в него оплату труда наемного сценариста. Узнать такого режиссера можно по свечению над головой и поющим птицам.
В обоих случаях автор может рассчитывать на сумму в среднем от 10 до 30 тысяч рублей.
И все же, в который раз в этой статье, нужно сделать одно уточнение. И виноваты в нем опять онлайн-платформы.
Для развития стримингам очень важно постоянно пополнять и увеличивать свою библиотеку. Причем так как сейчас аудитория платформ еще не дифференцирована ни по возрасту, ни по полу (сравните это с телевизором, где есть телеканалы четко разделены «для домохозяек», «для мужицких мужиков», «для подростков чисто поржать» и т.д.) то потребитель найдется на любой контент.
Именно поэтому сейчас в онлайн кинотеатрах появились разделы с документальным кино, интернет шоу и в том числе короткометражками.
Вполне возможно при развитии этой тенденции в какой-то момент спрос на короткий метр превысит предложение и в этот формат, наконец, польются инвестиции.
Есть еще один случай, когда короткометражка, пусть опосредованно, но приносит в итоге сценаристу деньги. Это происходит, когда продюсер, увидев коротыша на каком-либо фестивале, настолько проникается идеей, что предлагает автору расписать эту историю до полного метра. И такие случаи нередки. Как у нас, так и за рубежом.
Самый хрестоматийный пример, конечно, фильм Дэмьена Шазелла «Whiplash» («Одержимость»). Получить финансирование на свой «фильм о джазовом барабанщике» Дэмьян смог лишь после того как снятая по одной из сцен короткометражка, взяла специальный приз фестиваля Санденс. И в итоге, появился полнометражный «Whiplash», который получил Золотой глобус, 5 номинаций и 3 победы на Оскаре.
Веб сериалы – короткометражки, которые можно продать
Веб-сериал – это новый формат, по сути представляющий из себя серию из нескольких короткометражек. И их в отличие от классических коротышей не просто «можно продать». За ними уже идет настоящая охота.
Но давайте по порядку.
Веб-сериал, это как ни странно, сериал, основное потребление которого должно осуществляться через мобильные устройства. Едешь домой в автобусе, включил телефон, посмотрел серию.
Длина эпизода веб-сериала 10-12 минут. Максимум 15. А отличие от коротыша, в том, что сценаристу нужно сразу придумывать 5-10 таких эпизодов с одними и теми же персонажами.
Основными потребителями таких проектов опять же являются онлайн-платформы. Как сказано выше, чем больше у них библиотека, тем уверенней они себя чувствуют. Именно поэтому, представители онлайна последние два года в каждом интервью твердят: «Дайте нам веб-сериалы. Мы хотим веб-сериалы».
Еще пару лет назад были разговоры, что такой формат должны быть снят исключительно вертикально, но потом оказалось, что зрителям не составляет труда повернуть телефон боком.
Так что сегодня единственным требованием к веб-сериалу остается его дешевизна. Рецепт успешной идеи: 1-2 локации, 3-4 персонажа, съемка одной камерой и «движок» на десяток другой серий. Ни графики, ни трюков, ни долгих переездов.
Продать сценарий веб-сериала можно двумя способами: надежным и беспроигрышным.
Надежный: это подготовить пакет документов, как для настоящего сериала: заявка, синопсис, сценарий, библия персонажей. И отправить напрямую на платформу, заинтересованную в этом формате. Если сценарий хорош, с вами свяжутся.
Беспроигрышный: все также собственными силами снять пилот. И отправить уже его. Тут реакция будет еще быстрее.
Единственный вопрос: сколько на этом можно будет заработать? Это пока непонятно. Так как реализованных по этой схеме проектов можно пересчитать по пальцам.
Как продать сценарий сериала
Сценарии сериалов в России продаются по двум схемам.
Первая схема похожа на продажу полного метра. Продюсер просто за гонорар нанимает сценариста для написания эпизода сериала, или сезона сразу. И оплата поступает также траншами за каждую серию: за эпизодник, за первый драфт, за финальный драфт.
Размер гонораров все также зависит от имени и бюджета проекта. За эпизод дневного мыла вряд ли заплатят больше 50-75 тысяч рублей. Но и требования к качеству материала там соответствующие.
За флагманский проект для платформы или телеэфира можно попросить и 500-700 тысяч за серию. А если успели сделать себе имя, то можно и больше: миллион, полтора, два…
Если идею проекта придумали вы, и сами принесли ее продюсеру, то за это вам тоже должны заплатить. Порядок цен примерно такой же, как и за серию.
Вторая схема существует в продакшенах ,использующих в работе сценарные комнаты. Сценарии там от идеи серии до эпизодника разрабатываются коллективно. Потом серии распределяются между всей авторской комнатой, и каждый сценарист пишет диалоги для своих эпизодов.
Из-за такого подхода оплата в «writer room» чаще всего состоит из двух частей: оклада и премии за каждую расписанную в диалогах серию. Начинающий сценарист в таком производстве может рассчитывать на оклад в диапазоне от 80 до 100 тысяч рублей и премию от 150 до 300 тысяч.
Кстати, сериальные сценаристы в США работают по схожей схеме. Но опять, же у них лучше развита градация оклада от опыта сценариста. Спасибо Гильдии. Каждый автор точно знает через, сколько он сможет претендовать на повышение зарплаты, и о каких примерно суммах будет идти речь.
Кроме того у каждого проекта в таком продакшене есть ведущие сценаристы – head writers или Креативные продюсеры. Они обычно не только пишут сценарии сами, но и прорабатывают линию всего сезона. За ними же последнее слово во всех возникающих в авторских комнатах спорах.
Их ставка 1,5-2 раза выше. И опять же, премии за серию.
Кроме того и креативщики, и рядовые сценаристы могут быть задействованы сразу в нескольких проектах компании. Это тоже всегда учитывается.
Во всем мире традиционно самой сложной считается пилот сериала. Потому что он должен не только показать все тоже самое, что будет в других сериях, но еще и вместить в себя знакомство зрителя с героями. Именно поэтому пилот оплачивается в двойном размере.
Не сложно подсчитать, что на круг доходы сериальных сценаристов получаются выше, чем киношных. Просто потому, что сериалы предоставляют больше работы. Особенно это видно на примере малоопытных сценаристов.
Впрочем, это небольшой секрет. Например, два совершенно непохожих друг на друга сценариста и режиссера Жора Крыжовников и Юрий Быков в разное время признавались, что в кино они работают для души, а когда нужны деньги – идут работать над сериалами.
Новые тенденции в продаже сценариев
Сегодня люди по всему миру потребляют контент с огромной скоростью. И это заставляет всех киноделов всеми способами наращивать скорость производства. Новые серии, новые проекты. Все больше и больше.
И все равно за аппетитом зрителя никто не успевает. (Может, за исключением Диснея и Нетфликса). И в первую очередь из-за ограниченного количества сценаристов.
Во-первых, это, конечно, означает, что сегодня у каждого из вас есть возможность влиться в эту индустрию. И для этого нужно только упорство и хорошие сценарии.
А во-вторых, это означает, что распространители контента начинают настоящую конкурентную войну за специалистов.
Платформы и телеканалы готовы накидывать производителям все больше и больше разных бонусов, а в обмен чаще всего требуют одно из двух:
«Право первой ночи» — контракт, по которому любая новая идея сначала относится к ним. И только если они откажутся, этот проект можно питчинговать другим заказчикам.
«Эксклюзивный контракт» — договор, по которому производитель обязан в течение нескольких лет произвести для заказчика определенное количество контента. И в это время он не может работать с другими распространителями.
Еще недавно такие плюшки сваливались лишь на голову продакшенам. И посмотрев историю проектов любого крупного производителя, можно легко понять с кем и на каких примерно условиях они работают.
Но за последний год эта тенденция ушла дальше. Теперь платформы и телеканалы подсаживают на эти контракты отдельных специалистов: актеров, продюсеров, режиссеров… и, наконец, сценаристов.
Подробности таких контрактов широкой общественности пока неизвестны, но простая логика подсказывает, что предложенные бонусы должны быть существенными.
****
Вот такой длинный, но на самом деле очень краткий дайжест получился у нас при исследовании ценообразования и условий покупки на рынке сценариев. Мы будем стараться и дальше отслеживать изменения в этой сфере, а значит, наверняка еще не раз вернемся к этой теме.
Почти каждый из нас любит, смотря фильмы, критиковать сценаристов и режисеров за различные ляпы, недоработки и скучные моменты. Лишь малая часть этих критиков решается написать свой сценарий фильма. Но вот сценарий фильма написан — и что делать дальше? Большинство людей застревают именно на этом этапе. При отсутствии знакомых режиссеров или киноматографических агентов продать свой сценарий почти невозможно. Именно таким было мое первое впечатление, после прочтения огромного количества статей на тему продаж сценариев. Однако истории успехов с продажами сценариев на миллионы долларов и написанный мною сценарий не давали мне покоя. И вот, я около месяца читала статьи о продвижении своих кинематографических проектов и очень усиленно изучала эту область. Я решила написать эту статью, чтобы хоть чуть-чуть помочь энтузиастам продать свой сценарий. (скажу сразу: сценарий еще не продала, но уже познакомилась с несколькими относительно крупными агентами, которые заинтересовались моим произведением; о всех глобальных изменениях в переговорах, буду писать маленькие заметки на vc).
Итак, начну с нескольких наиболее разумных и популярных советов от известных сценаристов, которые мне удалось найти.
- Прежде чем начать писать сценарий, задумайтесь будет ли это произведение востребовано. Не стоит создавать копии кино-хитов, но все же стоит на них ориентироваться. Оптимальным вариантом является сценарий, которые одновременно является и уникальным, и чуть-чуть похож на 2-3 уже снятых фильма.
- Старайтесь не затрагивать в сценарии политические конфликты, а так же шокирующие новости про реальных людей.
- Помните, что никакой режиссер не будет читать 100 страниц Вашего сценария, ведь такие людей как Вы к нему приходят сотнями. Лучше напишите логлайн — это очень краткое описание произвдение, запихнутое в несколько предложений. Логлайн должен захватывать и интриговать с первого слова. Если режиссерам нравится логлайн, они обычно просят предоставить синопсис — краткий пересказ произведения, и только потом начинают читать сценарий.
Ну, с написанием сценария худо-бедно справятся все, а вот как его продать? Я нашла 3 различных способа, которые с некоторой долей вероятности обещают монетизировать Ваш творческий потенциал.
- Рассылка логлайна и синопсиса с помощью электронной почты. Просто собираете 20-50 различных киностудий, ищете на их сайте контакты и отправляете им письма. Лучше всего в таком случае пользоваться специальными сервисами для email-рассылок, чтобы избежать попадания писем в папку «спам»
- Второй способ — это обратиться к специальным агенствам. После подписания с ними договора, они начинают вести активные переговоры с продюссерами и пытаются продать им сценарий. Обычно такие агенства берут некий аванс и 10-20% от суммы сделки, если она состоится.
- Третий способ — специальные платные ресурсы. Некоторые за 5-6 тысяч предлагают разослать Ваше письмо по нескольким тысячам емайлов различных режиссеров и агентов. Другие примерно за такую же сумму добавляют Ваш сценарий на свой сайт. Третьи утверждают, что у них есть свой штат сотрудников и они будут действовать, как рекламные агенства… Однако, как я ни старалась, положительных отзывов в интернете о таких площаках найти у меня не получилось — отзывов либо нет, либо есть, но только такого типа «Деньги взяли, а ни какой поддержки я не получил, на письма не отвечают. Прошло уже 2 месяца, а никаких новостей о продаже сценария так и не появилось».
- Четвертый способ — на мой взгляд самый практичный. Это испольование американского сайта Imdb Pro. Это сайт-база данных актеров, фильмов, сериалов, продюссеров, режиссеров и т.п. Через этот ресурс можно связаться с любым голивудским персонажем. Сайт максимально прозрачный и официальный, существует уже много лет. Единственный минус — он платный. Месячная подписка стоит несколько десятков долларов. Однако есть бесплатный пробный период.
На этом у меня все. Как уже говорила сценарий еще продала, но веду медленные переговоры с несколькими режиссерами. Как только мне удастся заключить сделку — напишу еще одну статейку.
P.S. — если появились какие-то вопросы, пишите — постараюсь Вам помочь.
Download Article
Download Article
So you’ve finished your blockbuster screenplay, but you may be wondering how exactly can you get it in the hands of a big-time Hollywood studio executive. The good news is that Hollywood is always looking for the next big script, so there are actually a number of ways for you to get your story out there so it can be picked up and turned into a movie. The best way to do it is to have an agent represent you so they can use their connections and ensure that you get paid what you deserve since they don’t get paid unless you do. However, there are also many other ways you can market your screenplay yourself and catch the attention of a producer, agent, or executive who may want to buy it from you.
-
1
Write a synopsis of your screenplay to use when you pitch. A screenplay synopsis is brief summary of your script that’s intended to grab the attention of an agent, producer, or studio executive. Write a logline that basically sums up your story in 2 sentences so you have your short “elevator pitch.” Then, spend no more than 3 pages explaining the characters and summarizing your story so you have a full pitch put together.[1]
- Keep your pitch short, sweet, and to the point so it grabs the listener’s attention.
- Avoid explaining the entire story. Rather, include the main points along with information that makes it interesting.
-
2
Attend a pitch festival to network and pitch your screenplay.[2]
Pitch festivals are exactly what they sound like: large events where attendees get to mingle with other screenwriters and pitch their scripts to agents, producers, and Hollywood executives. Look online for pitch festivals coming up and book your trip to attend them. While you’re there, deliver your pitch to as many people as you can to drum up excitement about your script. If a producer, agent, or executive likes what they hear, they may buy it from you![3]
- There are pitch festivals held all over the world, so you may be able to find one that isn’t too far from you.
- Use the opportunity to network with other screenwriters as well. Building connections and relationships with people in the business will help you sell your screenplays.
- Attending pitch festivals in Hollywood will allow you to pitch directly to Hollywood producers and executives. A couple of the big ones there include Great American PitchFest and Hollywood Pitch Festival.
Advertisement
-
3
Submit a written pitch online to http://www.virtualpitchfest.com/. Virtual Pitch Fest, or VPF, is an online platform that allows you to submit a written pitch to a host of producers, agents, and film executives. Make an account and search through the list of producers and agents for Hollywood representatives that you think will like your script. Then, pay to submit your written pitch to them.[4]
- For instance, if you have a screenplay for an action-packed sci-fi thriller, search through the list of people who are interested in those types of scripts to submit your pitch to.
Pitch Tip: If you’re nervous about pitching your script in person, an online written pitch is a great way to go.
-
4
Set up a video conference pitch with producers through an agent. If you have an agent, ask them to set up a Skype call with producers that would potentially be interested in your screenplay so you can pitch it without having to travel to Hollywood in person. If you don’t have an agent, you can contact an agency and pay them to read your script. If an agent is interested in representing you, ask them to set up a video conference pitch.[5]
- Your agent may ask you to do a video pitch to help sell your script to a Hollywood executive.
- Spend some time practicing your pitch on your webcam so you can make sure you look and sound good.
Advertisement
-
1
Use screenwriting contests to help sell your first screenplay. If you submit your screenplay to a contest, then only the people who read for the contest are the ones who will see it. If you win, then your screenplay has a great chance of being bought by a Hollywood producer. But if you lose or you decide to change something or revise your draft later, then you haven’t blown your shot with an agency or a Hollywood producer who saw a previous draft.[6]
- If you’re trying to sell your first screenplay, contests are a great way to get your foot in the Hollywood door.
- You can also submit to multiple contests and revise drafts to be submitted again in the future.
-
2
Look for screenwriting contests at http://www.moviebytes.com. Search the directory for screenplay contests that are accepting submissions. Look for contests that you think your script would have a good shot at winning and make a list or a spreadsheet that includes the name of the contest, the submission deadlines, and the submission fee.[7]
- Choose contests that make sense for your screenplay. For instance, if there’s a screenwriting contest for new romantic comedies, and you’ve written a screenplay about World War 2, then you wouldn’t want to submit your script to that contest.
- Many contests have multiple categories for you to choose from to submit to.
- You can also search online yourself for local contests or contests that may not be listed on Movie Bytes.
Note: There are many screenwriting contests that are free to submit to, but the biggest ones often require a submission fee.
-
3
Follow the guidelines and submit your screenplay in the right category. Each screenwriting contest will have its own specific guidelines regarding how you submit your script, so take some time to look them over while you’re putting together your materials. Search through the list of categories for the contest and choose the one that’s most appropriate for your screenplay so it goes to the right readers. Upload or submit your screenplay using the method requested by the contest.[8]
- Most contests ask you to submit your script using a hosting service like DropBox or by sending a PDF.
- If there’s a fee to enter the contest, be sure to pay it using the requested payment method.
-
4
Enter multiple contests to increase your chances of winning. There isn’t a limit on how many contests you can submit to, so send out your script to multiple contests to boost your odds. You can even win multiple contests with the same screenplay, which would really elevate your script and increase the chances of it being picked up by a Hollywood studio.[9]
- Be sure to follow the submission guidelines of each of the contests.
-
5
Wait to be contacted by the contest or festival. Avoid reaching out and contacting a contest to find out if your screenplay won or what the status of announcing a winner is. Most contests list the dates they’ll announce a winner on their website, but even if they don’t, wait until they contact you before you try to bug them with a follow-up email.[10]
- Many contests will only contact you if you actually win. So if you don’t hear anything after they announce the winners, then you likely won’t hear from them.
Advertisement
-
1
Write a query letter that you can submit to potential agents. A query letter is a brief, concise letter that introduces who you are and provides a short summary of your screenplay. Draft a solid query letter that includes biographical information, a synopsis of your screenplay, and leave some room for you to personalize the letter to allow yourself to tailor it to specific agents, managers, or producers when you send it.[11]
- Include a hook that sums up your main character and will get an agent interested in reading your full screenplay.
- In your biographical information, include any credentials, experience, and list any previously published work that you’ve done.
- If you have personal experiences that make you the best writer for the screenplay, make sure you mention it! For instance, if your story is a crime drama about a dirty cop, and you worked as a police officer, then it would definitely elevate your screenplay’s status.
-
2
Search online for agencies and agents that suit your genre. With your script and query letter ready to go, look online for the big Hollywood agencies. Read their descriptions and look for agencies that have marketed movies that are similar to the screenplay you’ve written or fall within the same genre so you’re sending yours to the right place. Check out specific agents that specialize in specific genres as well because they’ll know how to market your screenplay best.[12]
- Many agencies have agents that specialize in different genres and types of films. For instance, a large agency may have an agent that caters to horror films as well as an agent that knows the romantic comedy scene inside and out.
- Some of the biggest agencies in Hollywood include Creative Artists Agency (CAA), International Creative Management Partners (ICMP), United Talent Agency (UTA), and William Morris Endeavor (WME).
- There are also a ton of agencies that specialize in certain genres. For instance, Heroes and Villains is an agency that focuses on comic books.
-
3
Email your query letter to agencies following the submission guidelines. Make a list of agencies that you believe your screenplay will have a good chance of getting attention. Review their submission guidelines and be sure to follow them closely or your submission may not be read at all. Go through your list and personalize each of your query letters for the agency that you’re submitting it to and send it off.[13]
- Don’t send your screenplay with your query. Wait until an agency asks you to send it or you might blow your chance of having it read.
- If you don’t hear anything back after 2 weeks, send a follow-up email just to make sure they received it.
-
4
Submit your screenplay if an agency asks to see it. If an agency responds to your query and asks you to send over your screenplay, submit it using the method that they request. Many agencies will ask for a digital file that you’ll upload to their site or submit through a hosting service like DropBox. If they ask for a hard copy, mail it to them at the address they provide.[14]
- After you send your screenplay, send an email to make sure they received it and are able to access the file.
- If you have to mail a hardcopy, consider using a form of certified mail so you can be sure it’s delivered correctly.
Script Tip: You can pay some agencies to read your script, which would give you more of a chance of landing a contract.
-
5
Meet with an agent to interview and sign a contract. If an agency likes your screenplay and wants to try to sell it to a Hollywood studio, they’ll set up a meeting with you to sign a contract regarding your payment and so you can’t sell the script somewhere else. They’ll also discuss the process of getting your screenplay to be made into a film, including any changes they’d like you to make to your current draft.[15]
- Once you sign a contract on your screenplay, then you’ve managed to sell it. Congratulations!
- An agency may also sign you as a screenwriter so you can easily pitch any other screenplay ideas you have or sign on to write on other projects.
-
6
Make any requested changes or revisions to finalize your screenplay. If an agent takes you on as a client, they’ll likely have notes and feedback about your screenplay. They may even have an editor take a look through it. They know the market for your screenplay, so work to make the changes they request so your final script is rock solid.[16]
- Screenplays can often be a collaborative effort, so it’s important that you’re open to feedback and willing to implement the suggested changes.
Advertisement
-
1
Use an online listing directory so filmmakers can find your screenplay. A listing directory allows you to upload your script so other people can find it and read it, including producers, agents, and Hollywood executives. Many directories have ranking systems that allow readers to score your script. If your script gets a high enough score, it may catch the attention of a big-time Hollywood filmmaker.[17]
- Most directories have a monthly or annual fee to be a member or host your scripts, but some are free.
Script Tip: An online listing directory is also a great way to direct people to your screenplay. For example, if you’re at an event and you meet a Hollywood producer, you can point them to your script on the directory so they can find it.
-
2
Post your script to InkTip for lower budget films. InkTip is a well-known listing directory and is a little more affordable than some of the other options. It’s often used by filmmakers and directors working on a lower budget or made-for-TV movie, so if you have a screenplay that falls within a specific genre and doesn’t need the full-force of a giant studio to make the movie, then InkTip is a great option.[18]
- You can visit InkTip and make an account at https://www.inktip.com/.
- InkTip requires a monthly fee to keep your screenplay up on its site.
-
3
Add your script to The Black List for major studios to find it. The Black List started as a master list of screenplays that went unproduced and was passed around Hollywood studios for executives looking to make a film. As a modern website, it allows you to host your screenplay and have it reviewed and scored by producers and agents to gather attention. If your script builds enough traction, an executive searching the site may see it and want to buy it to turn it into a movie.[19]
- You can visit The Black List’s website at https://blcklst.com/.
- The Black List requires a fee of $30 USD a month for each script you host on it.
-
4
Submit your script to Spec Scout to keep it listed for free. Spec Scout is another well-known online listing directory that’s often used by producers, filmmakers, and agents looking to put together a movie. The advantage to using Spec Scout is once you pay to have your script hosted, you don’t need to pay to keep it up on their site.[20]
- If a talent agent has a character actor that they’re looking for a specific role for, they may use Spec Scout to find a script that’s perfectly suited for their client.
-
5
Pay an online listing service to have your script read by producers. All of the online listing directories allow you to pay them to have your script evaluated. The bigger names, like The Black List, will have an actual producer read your script, while smaller listing directories may have a lesser-known screenwriter review it. They’ll give you feedback and will score your script on the website. If your screenplay gets a high enough score, it may attract the attention of a big-time Hollywood producer or executive.[21]
- The price of having your script evaluated can vary, and can also be affected by the status of the person you choose to read your script. A seasoned and respected critic will cost more than a film school student, for instance.
Advertisement
Add New Question
-
Question
Can the writer of a screenplay also star or co-star in the movie?
Yes, plenty of writers and directors appear in their own works.
-
Question
Can I send my screenplay to Hollywood online?
Yes. Start by saving your screenplay as a PDF (to make it easier to view regardless of who you send it to). Then, go online, start collecting some websites or email addresses that accept screenplay submissions, and begin sending out your screenplay!
-
Question
Is there a certain age that I have to be to submit a screenplay?
Generally, no, though you will have to be 18 to sign a contract to sell your script, or have an adult available to sign on your behalf.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
Practice your pitch on a friend or family member so it’s engaging and you have it memorized.
-
Make sure your script is well-written and properly formatted or it may never have the chance to be read.
Advertisement
-
Have your screenplay copyrighted so it can’t be stolen or used without your permission.
Advertisement
References
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 318,808 times.
Reader Success Stories
-
«It’s helpful to know the different step-by-step pieces necessary to prepare for a pitch.»
Did this article help you?
Get all the best how-tos!
Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter
Subscribe
You’re all set!
Download Article
Download Article
So you’ve finished your blockbuster screenplay, but you may be wondering how exactly can you get it in the hands of a big-time Hollywood studio executive. The good news is that Hollywood is always looking for the next big script, so there are actually a number of ways for you to get your story out there so it can be picked up and turned into a movie. The best way to do it is to have an agent represent you so they can use their connections and ensure that you get paid what you deserve since they don’t get paid unless you do. However, there are also many other ways you can market your screenplay yourself and catch the attention of a producer, agent, or executive who may want to buy it from you.
-
1
Write a synopsis of your screenplay to use when you pitch. A screenplay synopsis is brief summary of your script that’s intended to grab the attention of an agent, producer, or studio executive. Write a logline that basically sums up your story in 2 sentences so you have your short “elevator pitch.” Then, spend no more than 3 pages explaining the characters and summarizing your story so you have a full pitch put together.[1]
- Keep your pitch short, sweet, and to the point so it grabs the listener’s attention.
- Avoid explaining the entire story. Rather, include the main points along with information that makes it interesting.
-
2
Attend a pitch festival to network and pitch your screenplay.[2]
Pitch festivals are exactly what they sound like: large events where attendees get to mingle with other screenwriters and pitch their scripts to agents, producers, and Hollywood executives. Look online for pitch festivals coming up and book your trip to attend them. While you’re there, deliver your pitch to as many people as you can to drum up excitement about your script. If a producer, agent, or executive likes what they hear, they may buy it from you![3]
- There are pitch festivals held all over the world, so you may be able to find one that isn’t too far from you.
- Use the opportunity to network with other screenwriters as well. Building connections and relationships with people in the business will help you sell your screenplays.
- Attending pitch festivals in Hollywood will allow you to pitch directly to Hollywood producers and executives. A couple of the big ones there include Great American PitchFest and Hollywood Pitch Festival.
Advertisement
-
3
Submit a written pitch online to http://www.virtualpitchfest.com/. Virtual Pitch Fest, or VPF, is an online platform that allows you to submit a written pitch to a host of producers, agents, and film executives. Make an account and search through the list of producers and agents for Hollywood representatives that you think will like your script. Then, pay to submit your written pitch to them.[4]
- For instance, if you have a screenplay for an action-packed sci-fi thriller, search through the list of people who are interested in those types of scripts to submit your pitch to.
Pitch Tip: If you’re nervous about pitching your script in person, an online written pitch is a great way to go.
-
4
Set up a video conference pitch with producers through an agent. If you have an agent, ask them to set up a Skype call with producers that would potentially be interested in your screenplay so you can pitch it without having to travel to Hollywood in person. If you don’t have an agent, you can contact an agency and pay them to read your script. If an agent is interested in representing you, ask them to set up a video conference pitch.[5]
- Your agent may ask you to do a video pitch to help sell your script to a Hollywood executive.
- Spend some time practicing your pitch on your webcam so you can make sure you look and sound good.
Advertisement
-
1
Use screenwriting contests to help sell your first screenplay. If you submit your screenplay to a contest, then only the people who read for the contest are the ones who will see it. If you win, then your screenplay has a great chance of being bought by a Hollywood producer. But if you lose or you decide to change something or revise your draft later, then you haven’t blown your shot with an agency or a Hollywood producer who saw a previous draft.[6]
- If you’re trying to sell your first screenplay, contests are a great way to get your foot in the Hollywood door.
- You can also submit to multiple contests and revise drafts to be submitted again in the future.
-
2
Look for screenwriting contests at http://www.moviebytes.com. Search the directory for screenplay contests that are accepting submissions. Look for contests that you think your script would have a good shot at winning and make a list or a spreadsheet that includes the name of the contest, the submission deadlines, and the submission fee.[7]
- Choose contests that make sense for your screenplay. For instance, if there’s a screenwriting contest for new romantic comedies, and you’ve written a screenplay about World War 2, then you wouldn’t want to submit your script to that contest.
- Many contests have multiple categories for you to choose from to submit to.
- You can also search online yourself for local contests or contests that may not be listed on Movie Bytes.
Note: There are many screenwriting contests that are free to submit to, but the biggest ones often require a submission fee.
-
3
Follow the guidelines and submit your screenplay in the right category. Each screenwriting contest will have its own specific guidelines regarding how you submit your script, so take some time to look them over while you’re putting together your materials. Search through the list of categories for the contest and choose the one that’s most appropriate for your screenplay so it goes to the right readers. Upload or submit your screenplay using the method requested by the contest.[8]
- Most contests ask you to submit your script using a hosting service like DropBox or by sending a PDF.
- If there’s a fee to enter the contest, be sure to pay it using the requested payment method.
-
4
Enter multiple contests to increase your chances of winning. There isn’t a limit on how many contests you can submit to, so send out your script to multiple contests to boost your odds. You can even win multiple contests with the same screenplay, which would really elevate your script and increase the chances of it being picked up by a Hollywood studio.[9]
- Be sure to follow the submission guidelines of each of the contests.
-
5
Wait to be contacted by the contest or festival. Avoid reaching out and contacting a contest to find out if your screenplay won or what the status of announcing a winner is. Most contests list the dates they’ll announce a winner on their website, but even if they don’t, wait until they contact you before you try to bug them with a follow-up email.[10]
- Many contests will only contact you if you actually win. So if you don’t hear anything after they announce the winners, then you likely won’t hear from them.
Advertisement
-
1
Write a query letter that you can submit to potential agents. A query letter is a brief, concise letter that introduces who you are and provides a short summary of your screenplay. Draft a solid query letter that includes biographical information, a synopsis of your screenplay, and leave some room for you to personalize the letter to allow yourself to tailor it to specific agents, managers, or producers when you send it.[11]
- Include a hook that sums up your main character and will get an agent interested in reading your full screenplay.
- In your biographical information, include any credentials, experience, and list any previously published work that you’ve done.
- If you have personal experiences that make you the best writer for the screenplay, make sure you mention it! For instance, if your story is a crime drama about a dirty cop, and you worked as a police officer, then it would definitely elevate your screenplay’s status.
-
2
Search online for agencies and agents that suit your genre. With your script and query letter ready to go, look online for the big Hollywood agencies. Read their descriptions and look for agencies that have marketed movies that are similar to the screenplay you’ve written or fall within the same genre so you’re sending yours to the right place. Check out specific agents that specialize in specific genres as well because they’ll know how to market your screenplay best.[12]
- Many agencies have agents that specialize in different genres and types of films. For instance, a large agency may have an agent that caters to horror films as well as an agent that knows the romantic comedy scene inside and out.
- Some of the biggest agencies in Hollywood include Creative Artists Agency (CAA), International Creative Management Partners (ICMP), United Talent Agency (UTA), and William Morris Endeavor (WME).
- There are also a ton of agencies that specialize in certain genres. For instance, Heroes and Villains is an agency that focuses on comic books.
-
3
Email your query letter to agencies following the submission guidelines. Make a list of agencies that you believe your screenplay will have a good chance of getting attention. Review their submission guidelines and be sure to follow them closely or your submission may not be read at all. Go through your list and personalize each of your query letters for the agency that you’re submitting it to and send it off.[13]
- Don’t send your screenplay with your query. Wait until an agency asks you to send it or you might blow your chance of having it read.
- If you don’t hear anything back after 2 weeks, send a follow-up email just to make sure they received it.
-
4
Submit your screenplay if an agency asks to see it. If an agency responds to your query and asks you to send over your screenplay, submit it using the method that they request. Many agencies will ask for a digital file that you’ll upload to their site or submit through a hosting service like DropBox. If they ask for a hard copy, mail it to them at the address they provide.[14]
- After you send your screenplay, send an email to make sure they received it and are able to access the file.
- If you have to mail a hardcopy, consider using a form of certified mail so you can be sure it’s delivered correctly.
Script Tip: You can pay some agencies to read your script, which would give you more of a chance of landing a contract.
-
5
Meet with an agent to interview and sign a contract. If an agency likes your screenplay and wants to try to sell it to a Hollywood studio, they’ll set up a meeting with you to sign a contract regarding your payment and so you can’t sell the script somewhere else. They’ll also discuss the process of getting your screenplay to be made into a film, including any changes they’d like you to make to your current draft.[15]
- Once you sign a contract on your screenplay, then you’ve managed to sell it. Congratulations!
- An agency may also sign you as a screenwriter so you can easily pitch any other screenplay ideas you have or sign on to write on other projects.
-
6
Make any requested changes or revisions to finalize your screenplay. If an agent takes you on as a client, they’ll likely have notes and feedback about your screenplay. They may even have an editor take a look through it. They know the market for your screenplay, so work to make the changes they request so your final script is rock solid.[16]
- Screenplays can often be a collaborative effort, so it’s important that you’re open to feedback and willing to implement the suggested changes.
Advertisement
-
1
Use an online listing directory so filmmakers can find your screenplay. A listing directory allows you to upload your script so other people can find it and read it, including producers, agents, and Hollywood executives. Many directories have ranking systems that allow readers to score your script. If your script gets a high enough score, it may catch the attention of a big-time Hollywood filmmaker.[17]
- Most directories have a monthly or annual fee to be a member or host your scripts, but some are free.
Script Tip: An online listing directory is also a great way to direct people to your screenplay. For example, if you’re at an event and you meet a Hollywood producer, you can point them to your script on the directory so they can find it.
-
2
Post your script to InkTip for lower budget films. InkTip is a well-known listing directory and is a little more affordable than some of the other options. It’s often used by filmmakers and directors working on a lower budget or made-for-TV movie, so if you have a screenplay that falls within a specific genre and doesn’t need the full-force of a giant studio to make the movie, then InkTip is a great option.[18]
- You can visit InkTip and make an account at https://www.inktip.com/.
- InkTip requires a monthly fee to keep your screenplay up on its site.
-
3
Add your script to The Black List for major studios to find it. The Black List started as a master list of screenplays that went unproduced and was passed around Hollywood studios for executives looking to make a film. As a modern website, it allows you to host your screenplay and have it reviewed and scored by producers and agents to gather attention. If your script builds enough traction, an executive searching the site may see it and want to buy it to turn it into a movie.[19]
- You can visit The Black List’s website at https://blcklst.com/.
- The Black List requires a fee of $30 USD a month for each script you host on it.
-
4
Submit your script to Spec Scout to keep it listed for free. Spec Scout is another well-known online listing directory that’s often used by producers, filmmakers, and agents looking to put together a movie. The advantage to using Spec Scout is once you pay to have your script hosted, you don’t need to pay to keep it up on their site.[20]
- If a talent agent has a character actor that they’re looking for a specific role for, they may use Spec Scout to find a script that’s perfectly suited for their client.
-
5
Pay an online listing service to have your script read by producers. All of the online listing directories allow you to pay them to have your script evaluated. The bigger names, like The Black List, will have an actual producer read your script, while smaller listing directories may have a lesser-known screenwriter review it. They’ll give you feedback and will score your script on the website. If your screenplay gets a high enough score, it may attract the attention of a big-time Hollywood producer or executive.[21]
- The price of having your script evaluated can vary, and can also be affected by the status of the person you choose to read your script. A seasoned and respected critic will cost more than a film school student, for instance.
Advertisement
Add New Question
-
Question
Can the writer of a screenplay also star or co-star in the movie?
Yes, plenty of writers and directors appear in their own works.
-
Question
Can I send my screenplay to Hollywood online?
Yes. Start by saving your screenplay as a PDF (to make it easier to view regardless of who you send it to). Then, go online, start collecting some websites or email addresses that accept screenplay submissions, and begin sending out your screenplay!
-
Question
Is there a certain age that I have to be to submit a screenplay?
Generally, no, though you will have to be 18 to sign a contract to sell your script, or have an adult available to sign on your behalf.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
Practice your pitch on a friend or family member so it’s engaging and you have it memorized.
-
Make sure your script is well-written and properly formatted or it may never have the chance to be read.
Advertisement
-
Have your screenplay copyrighted so it can’t be stolen or used without your permission.
Advertisement
References
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 318,808 times.
Reader Success Stories
-
«It’s helpful to know the different step-by-step pieces necessary to prepare for a pitch.»
Did this article help you?
Get all the best how-tos!
Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter
Subscribe
You’re all set!