Куда подавать сценарии

Поговорили с главным редактором "Нон-стоп Продакшн" Антоном Токтоновым о том, чем занимаются редактора на студии, читают ли заявки, которые приходят на корпоративную почту, почему часто над проектом работают одни и те же люди, чего не хватает современному кино и как учиться на сценариста и редактора.

Поговорили с главным редактором «Нон-стоп Продакшн» Антоном Токтоновым о том, чем занимаются редактора на студии, читают ли заявки, которые приходят на корпоративную почту, почему часто над проектом работают одни и те же люди, чего не хватает современному кино и как учиться на сценариста и редактора.

<p>
		Антон Токтонов на питчинге студии Снегири	</p>

Антон Токтонов на питчинге студии Снегири

Функционал редактора довольно разнообразный и отличается в разных кинокомпаниях. В «Нон-Стоп Продакшн» это поиск сценаристов для собственных проектов компании, их сопровождение на всех этапах создания сценария, работа с консультантами и, конечно, чтение и оценка входящих сценарных материалов. 

Сценарный девелопмент – самый напряженный этап в работе над проектом для редактора. Слегка выдохнуть получится на стадии продакшна, хотя и здесь есть редакторские задачи, а дальше на посте (постпродакшн) редактора ждет новый виток серьезной работы — участие в монтаже, работа по озвучиванию, дописывание каких-то реплик, например, массовочных, отсмотр материала, составление комментариев и рекомендаций для режиссера и продюсеров. 

Редактор работает на всех этапах производства картины, сценарная часть работы никогда не заканчивается.

Как правило, редактор ведет параллельно несколько проектов, от момента, когда он рождается в виде заявки, и до выхода в прокат или сдачи проекта на канал. 

Мне кажется, что профессиям сценариста и редактора практически невозможно научиться за партой — только на практике. Это не отменяет необходимости базового образования, но, скажем, на редактора кино сейчас практически нигде не учат, разве что во ВГИКЕ был специальный курс. В основном в редакторы идут сценаристы, но довольно много и людей, так скажем, «со стороны». 

Я отношусь как раз ко второй категории, никогда ничего сам не писал и пока не планирую. По образованию я филолог, но всю жизнь любил кино и мечтал работать в этой сфере, правда, довольно долго не понимал, кем именно. В итоге попал в пиар-отдел одной из ведущих кинокомпаний, поработал в рекламном агентстве, а потом пришел в «Нон-стоп Продакшн». 

Все, что я сейчас знаю и умею, я приобрел здесь, учась на собственном опыте. 

«Дылда» 2019, производство ««Нон-Стоп Продакшн», AR Content

Путь сценария, на самом деле, очень короткий и состоит всего из двух этапов:

Первый этап — получение сценария редактором, чтение, обсуждение с другими редакторами. Креативно-редакторский отдел принимает решение, интересен ли студии такой проект. 

Если да, начинается второй этап : сценарий выносят на обсуждение с продюсерами. ( Рассказываем, как стать креативным продесером >>>>>)  После одобрения продюсерами, проект запускается в работу.

Конечно! Мы ежедневно проверяем студийную почту. Ни одно письмо не пропускаем. Другой вопрос – будет ли прочитан целиком тот текст, который к письму прикреплен. Читать абсолютно все невозможно физически. С учетом количества приходящих писем целый отдел должен заниматься только этим. 

Поэтому очень важно, как отправитель преподносит свой проект, умение им заинтересовать с первых строк. Как минимум, стоит писать сопроводительное письмо, а не отправлять пустой мэйл с вложенным файлом. К сожалению, даже такими элементарными вещами начинающие авторы часто пренебрегают.

Присылать можно все, что автору кажется достойным внимания.
Любые формы. Это может быть и уже полностью написанный сценарий, и заявка на одну страницу. Однако если у вас уже есть сценарий, то все равно приложите к нему логлайн, заявку или синопсис (в идеале – все перечисленное).

Еще раз повторю, что

важно написать внятное письмо о том, что за проект вы присылаете, кто его автор, почему этот автор считает, что его идея может быть студии интересна, и почему ее нужно реализовать.

«Девятая»2019, производство «Нон-Стоп Продакшн» при поддержке Фонда кино, креативные продюсеры Антон Токтонов, Иван Филиппов

Как правило, из того, что приходит на почту, интересного материала сотые доли процента. Но случаи, когда материал, который присылали «из ниоткуда», потом шел в разработку, есть, и они не редкость. И не только в нашей компании. У нас сейчас в работе как минимум один такой проект. 

Теоретически важно и то, и другое. Но далеко не секрет, что в российской, да и мировой, киноиндустрии уже не первый год отмечается дефицит идей и сюжетов. Так что вопрос поиска сценаристов, которые умеют генерировать идеи, в сегодняшних реалиях стоит острее. 

Если есть идея, но ее не получается расписать — это решаемая проблема, всегда можно найти крепкого соавтора. Если же нет идеи – не будет и кино.

Лично я ни одного такого случая не знаю. Более того не вижу никакого смысла в том, чтобы идеи воровать. 

Дефицит идей и новых авторов столь велик, что как только ты получаешь от «ноунейма» что-то осмысленное и талантливое, первое твое желание — найти этого человека, обнять и расцеловать. 

Потом дать денег и подписать договор. Сценаристов сейчас холят и лелеют, никому не выгодно их обижать.

сериал

сериал «Следователь Тихонов» 2016, производство Нон-Стоп Продакшн по заказу телеканала «Россия» при поддержке Министерства Культуры РФ

( Если вы еще не знакомы с форматом заявки, мы все объяснили в материале как оформить сценарную заявку >>>>> ) 

Чаще всего поиск ведется среди тех, с кем уже работали и чьи возможности студия знает. Следующий шаг – авторы успешных проектов последних лет, но они чаще всего уже заняты на ближайшее десятилетие.

В нашей практике довольно редко бывает так, что объявляется открытый конкурс. В последний раз, когда так делали, познакомились с неплохими сценаристами, с одним из них заключили договор и стали писать проект, но, к сожалению, в какой-то момент решили расстаться. 

Начинающих сценаристов лучше брать с их собственными проектами. Все-таки включиться в чужую историю – это особое умение, специальный навык. Это в принципе не все умеют.

Из полных метров нас традиционно интересуют авторские, фестивальные проекты с международным потенциалом.

Что касается коммерческого кино, то мы сейчас нацелены на недорогие в производстве проекты, но с большим кассовым потенциалом. Скорее всего, комедии. Возможно, хорроры. Но в приоритете все оригинальное и необычное.

Мы сейчас живем в новую эпоху. Телевидение уходит в интернет: только в России уже открылось или в ближайшее время откроется около десяти стриминговых площадок, а за рубежом счет идет на десятки. Пока не понятно, к чему это все приведет и как долго продлится эта «золотая лихорадка», но очевидно, что 

на рынке сериалов спрос сейчас серьезно превышает предложение, студии и платформы готовы брать самые разные проекты, единственное требование — качество.

Мы, как и рынок в целом, открыты сейчас любым жанрам и форматам. От авторов ждем, в первую очередь, что-то более острое и актуальное по сравнению с тем, что идет на телеканалах. 

Речь, естественно, об остроте и актуальности тем и идей, про драматургию. Только секса и нецензурной лексики будет недостаточно, хотя мы против них ничего не имеем, главное, чтобы это было уместно.

«Нелюбовь» 2017, производство «Нон-Стоп Продакшн» совместно c «Фетисов Иллюзион», “Why Not Productions”, “Les Films du Fleuve”, “Senator Film”, “Arte France Cinema”, при поддержке Eurimages, ARTE FRANCE, Canal+, WDR, Cine+

Индустрии не хватает сценаристов. Это сейчас главный дефицит и главная валюта.

 Отправить  заявку в «Нон-стоп Продакшн» можно на адрес inbox@nonstopkino.ru

Если вы хотите попытать счастья в Голливуде и у вас есть 100 долларов, то вам достаточно написать сценарную заявку и разместить ее в специальном американском сборнике. Книга в 500 страниц под названием «Продюсерс Дайджест» выходит ежегодно, содержит информацию о 500-х авторах и внимательно читается голливудскими продюсерами. Некоторые из них именно там выбирают сценарии к своим будущим шедеврам, и сценарист, любитель или профессионал всего лишь за сотню получает шанс начать свой путь в кинобизнесе.
Несколько лет назад за создание подобной информационной базы в нашей стране ратовал сценарист А.Червинский, обсуждая такую возможность на страницах журнала «Киносценарии».
Возможность существования чего-то подобного на отечественной почве можно предсказать «на кончике пера», как открытие планеты Плутон. Воспользовавшись поисковой системой «Яндекс», мы без труда можем найти по адресу http://www.ezhe.ru/vgik, веб-сайт под названием «Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии. База сценариев, заявок, либретто, этюдов».
При современном состоянии нашей киноиндустрии рассчитывать на плодотворную работу такой базы, конечно, преждевременно, учитывая, что подавляющее большинство продюсеров и режиссеров только начинают осваивать технологии Интернет. И тем не менее, веб-сайт посещают, представленные сценарии обсуждаются на интерактивных страницах, а веб-мастер Дмитрий Лихачев почти ежедневно добавляет новые материалы.
Впрочем, предоставим ему слово.
СКН: Как возникла эта идея, имеет ли она своим истоком публикации журнала «Киносценарии», голливудскую практику?
Д.Л.: Безусловно. Идея приходила и уходила много раз. Впервые она появилась где-то в 1989г., когда во ВГИК приезжала Линда Сигер, печатались статьи Червинского, ходила информация о голливудских сборниках. Тогда появились во ВГИКе первые 5 компьютеров «Роботрон» (я заведовал этой лабораторией), сценаристы их оккупировали, почти все учебные, дипломные сценарии набивались и правились на этих компьютерах. В результате скопилось множество дискет с основательной сценарной базой. Позже, на одном из кинорынков, который проводил С.Соловьев, всем желающим можно было разместить свою заявку в какой-то базе данных. В последний раз эта идея пришла год назад, когда я рассказал Саше Малюкову, что у меня лежит множество дискет студенческих сценариев начала 90-х. Саше идея понравилась, он меня, собственно, и подвигнул развернуть ее полнометражно, как проект – База сценариев. Потом к нам присоединился Игорь Ворошилов. Он ведет лист рассылки сайта, на который подписано уже несколько тысяч челочек. Вместе придумали-нарисовали этот простенький дизайн, я написал программы, и вот за 8 месяцев опубликовали почти 250 сценариев (этюдов, либретто, киноповестей) около 100 авторов. В среднем получается по тексту в день. Читали их всего около 70 тысяч раз. Видимо, это интересно не только профессионалам (которых на Интернете сейчас почти нет).
СКН: Как в финансовом смысле существует ваш проект? Есть ли какие-то спонсоры, инвесторы, меценаты?
Д.Л.: Пока в этот проект инвестируют только мои дочери, так как их папаша, вместо того, чтоб на тряпки деньги зарабатывать, колбасится с чужими текстами. Если серьезно, то инвесторов пока искать не пробовали – киностудии еще не очень понимают, что это за фрукт – Интернет, а уж тем более такой проект, как наш. Через какое-то время они созреют и поймут, что тому, кто владеет этим электронным сценарным портфелем, достанутся лучшие авторы, и что это хорошая рекламная площадка для их продукции. Например, посетитель сайта, прочитав сценарий уже снятого фильма, гораздо больше готов купить кассету через Интернет. Но все это еще впереди…
СКН: А как с компьютерной грамотностью у авторов? Насколько проникается народ новейшими технологиями?
Д.Л.: Авторы, хотя Интернет подключен далеко не у всех, как ни странно, более прогрессивны, чем продюсеры, хотя, с деловой точки зрения, должно бы быть наоборот. Авторам наша система очень удобна: например, прислал мне Охлобыстин два сценария, я их в тот же день опубликовал, баннеры сделал – кручу по всем литературным сайтам. В «ЕЖЕ-правде», популярном информационном портале, опубликовали, в почтовой рассылке, на страницах литературного Интернет-конкурса «Тенеты». (В Интернет подобные конкурсы играют примерно ту же роль, что кинофестивали в кино. «Тенеты» можно приравнять к Каннскому). Обозреватели – Макс Фрай и другие что-то написали и т.п. В результате за пару дней их прочитали сотни человек. А нескольким режиссерам, которые ищут сценарии, я отдельно написал на личный адрес. То есть это такой конвейер, в котором можно получить мгновенный результат. (Можно и не получить, конечно – мы не литагентство, не подписываем ни договоров на процент, ни обязательств…) Все это еще преждевременно: нет настоящего рынка. Несколько снимающих киностудий, несколько режиссеров, которые ищут сценарии – это пока еще не рынок. Вот если все редакции подпишутся на нашу спецрассылку, это уже будет больше похоже на биржу сценариев, но пока это только метафора.
СКН: Как же вы работаете с авторами, у которых Интернета нет? В метро встречаетесь, чтобы дискеты, машинописные рукописи или глиняные таблички взять?
Д.Л.: Во-первых, конечно, электронная почта. Автор может рукопись и от знакомого послать, и из какого-нибудь офиса. В конце концов, существуют Интернет-кафе. Если человек владеет Интернет-технологиями, он может из любой части света с кем угодно связаться. В основном, рукописи приходят на дискетах. Иногда брали и на бумаге, но на это уходит в 10 раз больше времени. Есть сотни фирм, где за небольшие деньги отсканируют машинописный текст. Это ведь нужно не только для Интернета. Сейчас многие газеты, журналы, издательства принимают рукописи только в электронном виде. На нашем сайте указан адрес, по которому можно посылать рукописи. Вот еще и телефон – для тех, кто уж совсем с сетью справиться не может – 278-2625 (вечно занят Интернетом) и пейджер 232-3070, для аб. 50585.
СКН: У вашего сайта неплохой рейтинг посещаемости – несмотря на то, что вы не публикуете новостей, не балуете жареной клубникой и т.п. С чем конкретно вас можно поздравить?
Д.Л.: На конкурсе «Russian on-line TOP», который проводился под эгидой Интернет Академии (голосуют редакторы ведущих ежедневных сайтов), «ВГИК-2000», которому всего полгода, вошел в итоги по двум номинациям – он третий в номинации «Литературный сайт года», а в номинации «Киносайт года» обошел довольно сильных конкурентов («Киноизм» – сайт электронного журнала, и «Брат-2» – сайт фильма).
СКН: Для Интернета подобные скорые взлеты – обычное дело. А какие конкретно свершились за это время дела? Я имею в виду: сработала ли база данных хоть один раз, нашел ли продюсер и режиссер какого-то сценариста, какие завязались контакты?
Д.Л.: Об этом, вероятно, лучше спросить режисссеров и продюсеров, которые через наш сайт искали авторов – Максима Пежемского, Юрия Беленького, Владимира Чубрикова и других авторов, которые через наш сайт вышли на режиссеров, на киностудии. Таких знакомств, встреч было много, завязались десятки контактов. Так что сработало и не раз. Не буду называть фамилии – лучше не говорить за других, пусть они сами… У нас опубликованы сценарии Усова, Щербиновской, Рязанцевой, Арабова…
Текстами сценариев содержание сайта не исчерпывается. Есть страница адресов киностудий и кинокомпаний. Есть ссылки на другие сценарные сайты, в том числе и англоязычные. Есть и новые, типично сетевые вещи.
Вот, например, доска объявлений…
«К/ст СТВ ищет современный молодежный сценарий».
«К/ст Горького рассмотрит заявки на фильм-сказку, телесериал по мотивам народных сказок».
И даже: «Срочно требуется оригинальный сценарий, молодежный триллер, малобюджетный, 9 частей»!
Мало того, что для заявок и самих сценариев указаны соответствующие контактные адреса, но практикуются и отдельные проекты, один из которых так и называется «Поиск киносценария в Интернете питерской киностудией СТВ».
Любопытно рассмотреть подробнее этот необычный проект, предлагаемый с использованием импровизированных Интернет-технологий вместо привычного объявления в несколько строк.
Помимо изложения самих требований к проекту, которые находятся на сайте киностудии СТВ, по договоренности с администратором сетевого литературного конкурса «Тенета-Ринет-2000» Леонидом Делицыным к проекту «прикручена» гостевая книга, где каждый желающий может высказать свои соображения. Там же публикуются новые объявления, наращивая таким образом информацию, как снежный ком.
Вот несколько примеров.
«Электронный журнал »Киноизм« совместно с »Кино-Парком« объявляет конкурс на лучший сценарий!
Мы предлагаем вам почувствовать себя настоящим творцом. Выберите из перечисленных хитов сезона (»Глубокое синее море«, »Шестое чувство«, »Ноттинг Хилл«, »Пляж«, »Матрица«, »Бойцовский клуб«, »Конец света«, »Догма«, »Сбежавшая невеста«) свой самый любимый фильм и предположите, что могло произойти с его героями дальше (объем вашего продолжения не должен превышать одной страницы)».
А вот вариант приглашения от кинокомпании:
«Мы открываем новый конкурс под названием »Продолжение «Буржуя»«. Предлагаем всем, кто полюбил первый фильм, пофантазировать и придумать, как могут развиваться события в жизни Буржуя, что с ним может случиться после 15-й серии первого сериала. Мы ждем от вас посланий с ясно изложенными событиями или сюжетами. Вы будете работать параллельно с профессиональными сценаристами »Буржуя-2«. Наши продюсеры будут регулярно знакомиться с вашими предложениями и, если заинтересуются какими-либо из них, то обязательно включат их в сценарий. Фамилия автора сюжета (сюжетов) будет указана в титрах фильма. Мы снимем сюжет и интервью с победителем (победителями) этого своеобразного конкурса и включим его в »фильм о фильме« – о том, как создавался »Буржуй-2« (все наши »фильмы о фильмах« показываются по НТВ накануне демонстрации на этом канале самого фильма). Кроме того, победители получат наши призы. Какие – сообщим вам в ближайшее время».
Известный деятель русского Интернета Леонид Делицын, веб-мастер и хозяин «Тенет», заинтересовался проектом «ВГИК-2000» сразу по его появлении. Именно он предоставил проекту гостевые книги и возможность рекламы. Все это, разумеется, как говорили в старину – «на общественных началах», то есть бесплатно. По этому признаку можно сделать вывод о том, что «ВГИК-2000» ожидает большое будущее.
Остается только добавить, что Л.Делицын живет в Нью-Йорке, Д.Лихачев – в Москве, а все трое, включая автора этого материала, никогда не видели друг друга. Интервью, иллюстрации и цитаты – все было добыто посредством Интернет-технологий.

Отправить сценарий

Спасибо, что воспользовались нашей формой. Ваша заявка попадет в нашу базу Сценариев, которая доступна для режиссеров и продюсеров, сотрудничающих с нашей компанией. Также они получат ежемесячную рассылку с названием, жанром и логлайном Вашего сценария. Не забывайте проверить Ваши контактные данные (телефон и e-mail). Отправляйте каждое произведение отдельно.

Название*

Укажите название для вашего сценария

Логлайн*

Логлайн – это одно или два предложения, которые рассказывают все про ваш сценарий

Синопсис

Синопсис – краткое изложение вашего сценария. Максимальный размер файла — 1024 килобайт. Файл должен быть формата TXT, RTF, PDF, DOCX, RAR, ZIP (предпочтительно).
Файлы должны быть менее 10 МБ.
Доступные расширения файлов: gif jpg jpeg png txt rtf pdf doc docx rar zip.

Сценарий

Сам сценарий. Размер файла — не более 1024 килобайт. Формат — TXT, RTF, PDF, DOCX,RAR, ZIP (предпочтительней).
Файлы должны быть менее 1 МБ.
Доступные расширения файлов: txt rtf pdf doc docx rar zip.

Жанр/категория*

Укажите жанр или категорию вашего сценария

Автор сценария*

Укажите автора данного сценария

Контакты/телефон*

Укажите контактные данные для связи с вами (телефон или почтовый адрес, скайп и т.д.)

E-mail*

Укажите адрес электронной почты для связи с вами

Кратко о себе*

Сообщите краткую информацию о себе (что сочтете нужным)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Куда переносят новогодние праздники
  • Марсик шоу детские праздники
  • Куда отправлять сценарий сериала
  • Мармелад студия праздников
  • Куда отвезти ребенка на новогодние праздники