Кудесы история праздника

Кудесы - день угощения Домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник. 27-28 января; 28 марта и 14 августа это особые дни, когда необходимо кормить-угощать Домового и Банщика . Обычно в тарелочку ложат снедь - все, что едят сами в этот день, но без крови и мяса. Домовой очень…

Кудесы — день угощения Домового.  Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.

27-28 января; 28 марта и 14 августа это особые дни, когда необходимо кормить-угощать Домового и Банщика.
Обычно в тарелочку ложат снедь — все, что едят сами в этот день, но без крови и мяса.
Домовой очень любит мучное пирожки… Ставят все повыше и от души нужно сказать кому именно и от кого.
Домовому — чтоб в доме все ладилось .
Банщику — чтоб здоровье ваше было хорошее .
Банщик гонит хворь, ломоту в теле, помогает исцелять организм . Сильный Домовой, здравый Банщик — это хороший настрой и здоровье на всё Лето (год)

Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.
Название праздника — Кудесы (бубны) — указывает на то, что наши Предки общались с Домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

«Дедушка-суседушка!

Кушай кашу, да избу храни нашу!»

В сей день почитается как сам Бог Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес – стал лешим, кто в воду – водяным, кто в поле – полевым, а кто в дом – домовым.

Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Приговаривают:

«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!

И ешь пироги — наш дом береги!».

ИСТОЧНИК

Также, Кудесы — это внутренний настрой при волховании, погружение  в саму структуру этого мира, слиянии с ним и изменение вместе с ним.

Никакое действие славянской магии не может обойтись без кудес, без этого настроя, без открытости, единения и гармонии с миром. Все, что делается волхвом или ведуньей, — начинается с этого состояния. Все заговоры (хоть на воду, хоть на огонь, хоть на наузы, хоть на какие предметы), все обряды, связанные с календарными праздниками или событиями в роду. То есть все чудеса, доступные славянской магии, начинаются с этого состояния кудес, а заканчиваются результатом — исполнением желания волхва или ведуньи.

Все формы излечения или изменения жизненных обстоятельств — собственных или чьих-то еще, начинаются с кудес. Люди всегда знали, что излечение или привлечение любви, удачи, денег, в общем, все чудеса, возможно только, когда настроишься на разговор с высшими сущностями, воплощенными древними славянами в образы Родных Богов. Этот настрой стирает границы между явным и сакральным миром, дает нам доступ к тонкому уровню, где возможно все.
В этом состоянии и делаются заговоры, плетутся наузы, осуществляются желания.

Как войти в состояние кудес?

С помощью инструментальной музыки успокаивается разум и тело. Если вы собираетесь волховать «в одиночку», то включите музыку, например, дивную музыку гусляров. Посидите спокойно в удобной позе несколько минут, прикрыв глаза, пусть наступит покой как для тела, так и для ума. Чудеса в славянской магии получаются при обращении к Родным Богам, поэтому в то время, когда Ваше тело расслаблено, пусть Ваш ум направится в волшебную страну, где живут Боги. Как она выглядит? У каждого она своя, только Ваше воображение даст Вам яркие, явные образы.

Если Вы на многолюдном обряде (например, проводах Зимы), то в состояние кудес входят с помощью обрядовых песен и хороводов, живой музыки. Это прекрасный, проверенный тысячелетиями, способ успокоить тело и направить ум на ожидание чудес. Вот, собственно, и есть этот простой способ, полученный от Предков. Когда Вы почувствуете в теле небывалую лёгкость, а в душе — смелую и безрассудную веру в то, что на свете бывают чудеса — значит, Вы в нужном состоянии кудес, Вы готовы к волхованию!

Вспоминайте своё желание, вспоминайте заговор, начинайте!

Эта статья в HTML — скачать — http://dropmefiles.com/R0YVz

Кудесы — славянский праздник 10 февраля 2019 года. По-другому его называют «Велесичи» и «День угощения домового». Рассказываем, зачем по народным поверьям на Кудесы 10 февраля угощали домового и почему следовать этой традиции опасно.

Окно. Зима.

Окно. Зима.

СС0

Что такое «Кудесы»?

Слово «кудесничать» означает «проказничать, шалить». А еще «кудесами» раньше называли бубен — один из древнейших музыкальных инструментов, который использовали для общения с духами, пишет myjane.ru.

Домашний уют. Зима.

Домашний уют. Зима.

СС0

Кудесы: народные традиции 10 февраля

На Кудесы 10 февраля было принято угощать и задабривать домового. По славянским поверьям, это дух, который живет в доме, хранитель домашнего очага, пишет hollydays.ru.

Домового называли «запечником», «прибаутником» и «сверчковым заступником».

Считалось, что если на Кудесы оставить домового без угощения, он разозлится и будет вредить жителям дома. Поэтому после ужина ему оставляли за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями. Каша должна была быть горячей до полуночи, когда по поверьям домовой придет ужинать.

Церковь.

Церковь.

СС0

Как православная церковь относится к традиции угощать домового?

Кудесы — старый славянский праздник. Традиция угощать домового — языческая. Поэтому православная церковь не поддерживает эту традицию.


Важные новости, обзоры и истории
Всегда есть, что почитать. Подпишитесь!


Vkontakte
Odnoklassniki
Telegram

Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что люди общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!

Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.

В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств.

В этот день домового кормят кашей... (Фото: Marina Onokhina, по лицензии Shutterstock.com)

В этот день домового кормят кашей… (Фото: Marina Onokhina, по лицензии Shutterstock.com)

Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми.

Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:

Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!

В некоторых областях праздник отмечается по старому стилю — 28 января.

Кудесы — славянский праздник, по-другому его называют «Велесичи» и «День угощения домового». 

Второе название торжества – Велесичи. Оно возвращает нас к временам, когда в этот день почитали бога Велеса. Детей божества принято было называть велесичами. Считается, что они переселились на землю с небес, и сейчас проживают среди людей. Велесичи, которые поселялись на поле, автоматически становились полевыми. Кто попадал в воду – становился водяным. В лесу же проживали лешие, приходившиеся родственниками Бога музыки и торговли. Если же сын божества поселялся в доме человека, его называли домовым. Считается, что эти существа имеют доброе начало, и их основное предназначение – охрана жилища и его домочадцев.

Слово «кудесничать» означает «проказничать, шалить». А еще «кудесами» раньше называли бубен — один из древнейших музыкальных инструментов, который использовали для общения с духами

Название праздника Кудесы — указывает на то, что наши Предки общались с Домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой. 

Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

Домового называли «запечником», «прибаутником» и «сверчковым заступником». Считалось, что если на Кудесы оставить домового без угощения, он разозлится и будет вредить жителям дома. Поэтому после ужина ему оставляли за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями. Каша должна была быть горячей до полуночи, когда по поверьям домовой придет ужинать.

Приметы в праздник Кудеса

Согласно одной из народных примет, в этот день лучше не заводить новые знакомства. Как правило, новые люди в окружении не приносят ничего хорошего. Более того, они могут стать источником ваших проблем в скором будущем. 

Обряд на богатство в праздник Кудеса

Чтобы обеспечить материальное благополучие, следует собрать воедино все мелкие деньги, и при этом обратиться к потусторонним силам со словами: «Пусть моя денежка поможет всякому, кто в ней нуждается. Вокруг обернется – ко мне достатком вернется!». Мелкие средства, с которыми проводился обряд, следует передать нуждающимся.

Обряд для верности мужа в праздник Кудеса

Замужние дамы всегда хотели, чтобы их супруг всю жизнь сохранял верность по отношению к ним. Для этого они старались сделать дом максимально уютным, готовили вкусные блюда и старались делать все, чтобы отношения в семье приносили каждому из ее членов гармонию. Но сложно представить себе идеальное сосуществование без верности. По этой причине дамы часто магическим путем пытались разузнать, насколько их супруг хранит супружескую верность. 

В период Велесовой ночи женщины незаметно брали обручальное кольцо благоверного и продевали его через нить. Далее им следовало наблюдать за ювелирным изделием. Если кольцо на нити раскачивалось, значит, у мужа есть другая женщина. Если же оно не колебалось, а находилось в состоянии спокойствия, значит, вторая половинка в течение совместной жизни сохраняет супружескую верность.

Обряд на исполнение желаний  в праздник Кудеса

Данную ночь принято связывать с мистикой и колдовством. Среди предков бытовало мнение, что благодаря магии, можно добиться исполнения желаний. Чтобы реализовать задуманное, нужно было записать заветные мечты на клочке бумаги и положить его под подушку. Прежде, чем засыпать, нужно было прочесть такой заговор: «Темная ночь, заклинаю мне помочь. Велес, потрудись, загаданное, появись».

Источник фото: kazportal.kz

День Кудесы является праздником, тесно связанным с домовыми. Эти необычные существа за время своего существования назывались в народе по-разному – прибаутниками, запечниками или даже сверчковыми заступниками. День Кудесы (бубны) напоминает нам о том, что в былые времена предки были в постоянном контакте с домовым. Кто-то в этот день просто поддавался праздности и слушал музыку, которая понравилась бы и домашнему защитнику.

  • Праздник Велисичи, 28 января, что за славянский праздник, обряды
  • Как задобрить домового в Велесову ночь
  • Приметы в Велесичев день

Праздник Велисичи, 28 января, что за славянский праздник, обряды

Второе название торжества – Велесичи. Оно возвращает нас к временам, когда в этот день почитали бога Велеса. Детей божества принято было называть велесичами. Считается, что они переселились на землю с небес, и сейчас проживают среди людей. Велесичи, которые поселялись на поле, автоматически становились полевыми. Кто попадал в воду – становился водяным. В лесу же проживали лешие, приходившиеся родственниками Бога музыки и торговли. Если же сын божества поселялся в доме человека, его называли домовым. Считается, что эти существа имеют доброе начало, и их основное предназначение – охрана жилища и его домочадцев.

Для любой сплоченной и трудолюбивой семьи такой сожитель окажется помощником. Но если где-то сеют раздор или наблюдается халатность по отношению к домашнему хозяйству – потусторонний сосед лишь добавит негативную нотку. Если домовой позитивно относится к обитателям жилья, он обязательно предупредит их о ближайших бедах и неприятностях. Но коль ему что-нибудь не понравится в действиях представителей семьи, он будет незаметно бить посуду, ворчать и творить разные пакости, чтобы проявить недовольство.

Обряд для полезного знакомства

Согласно одной из народных примет, в этот день лучше не заводить новые знакомства. Как правило, новые люди в окружении не приносят ничего хорошего. Более того, они могут стать источником ваших проблем в скором будущем. Бывали и такие ситуации, когда вы просто не можете избежать расширения круга друзей в этот день. Если так случилось, нужно перед сном в этот день про себя проговорить заговор перед тем, как приступать ко сну: «Чур меня от знакомства дурного. Дай, Бог, мне друга хорошего». Чтобы слова обрели полноценный смысл, следует надеть ночную рубаху наизнанку. Так лихой человек минет вас стороной.

Обряд на богатство

Чтобы обеспечить материальное благополучие, следует собрать воедино все мелкие деньги, и при этом обратиться к потусторонним силам со словами: «Пусть моя денежка поможет всякому, кто в ней нуждается. Вокруг обернется – ко мне достатком вернется!». Мелкие средства, с которыми проводился обряд, следует передать нуждающимся.

Обряд для верности мужа

Замужние дамы всегда хотели, чтобы их супруг всю жизнь сохранял верность по отношению к ним. Для этого они старались сделать дом максимально уютным, готовили вкусные блюда и старались делать все, чтобы отношения в семье приносили каждому из ее членов гармонию. Но сложно представить себе идеальное сосуществование без верности. По этой причине дамы часто магическим путем пытались разузнать, насколько их супруг хранит супружескую верность. В период Велесовой ночи женщины незаметно брали обручальное кольцо благоверного и продевали его через нить. Далее им следовало наблюдать за ювелирным изделием. Если кольцо на нити раскачивалось, значит, у мужа есть другая женщина. Если же оно не колебалось, а находилось в состоянии спокойствия, значит, вторая половинка в течение совместной жизни сохраняет супружескую верность.

Обряд на исполнение желаний

Данную ночь принято связывать с мистикой и колдовством. Среди предков бытовало мнение, что благодаря магии, можно добиться исполнения желаний. Чтобы реализовать задуманное, нужно было записать заветные мечты на клочке бумаги и положить его под подушку. Прежде, чем засыпать, нужно было прочесть такой заговор: «Темная ночь, заклинаю мне помочь. Велес, потрудись, загаданное, появись».

Как задобрить домового в Велесову ночь

Домовой для славян не был обычным нетленным духом. Он был полноценным хранителем очага, который относился к домочадцам так, как его почитали в этой семье. Поэтому все старались пребывать в хороших отношениях с домашним защитником. Особенно все старались задобрить домового в эту ночь. Для этого все хозяйки готовили вкусности, чтобы угостить велесова ребенка. Чтобы дар понравился домовому, в левом углу стола ставили рюмку, куда наливали хорошее красное вино. Рядом с ними клали пряник, конфетку и печенье. Напоследок говорились следующие слова: «Домовой-домовой, отведай моего угощения, не побрезгуй. Будь дому моему добрым хозяином, семье моей хранителем». С утра можно было вылить вино, если домовой не выпил его полностью. Сладости позволялось раздать птицам.

Приметы в Велесичев день

Мы уже говорили, что приметы Велесовой ночи практически полностью повторяют День святых у кельтов. К примеру, оба народа верили, что если в этот день с большим трудом растапливалась печь или камин, в них наверняка завелись злые духи. В этом случае принято было использовать магические обряды, чтобы избавиться от непрошеных гостей. Мертвые родственники иногда приходили во сне к своим живым близким, но этого не случалось в Велесову ночь. Зачастую приход кого-то из вашего рода в это время трактовали, как добрый знак. Это означало, что вы получите неожиданную помощь при решении сложного вопроса. На этот день готовили большое количество заговоренных монет. Их раздавали нуждающимся людям. Если раздать все лишние средства в этот день и поделиться с каждым нищим, которых встретите на пути, в будущем вас ждут огромные прибыли.

Мы уже писали о том, что в Велесову ночь плохим знаком было заводить новые знакомства. Считалось, что в этот день не стоит пускать в квартиру незнакомцев. В противном случае можно было ожидать беду. Более того, на следующие 12 месяцев семья может навсегда потерять одного из ее членов. Если не удавалось избежать прихода незнакомца, следовало вслед этому человеку сказать такой заговор: «Остынь, незнакомца след, не причинив нам бед, не введя в труды, не наделав беды!».

Всем известна плохая примета, связанная со встречей с черной кошкой. Тем не менее, Велесова ночь уникальна, ведь в этот период боялись собак черного цвета. С появлением такого питомца можно было ожидать в скором будущем появление в ближнем окружении врага, который регулярно будет портить вам нервы. Если же в этот день на вашем жизненном пути встречалась белая собака, она, наоборот, сулила полезные знакомства. Нехорошим знаком в этот день были финансовые одолжения. Как правило, в Велесов день просто рекомендовали перенести финансовую сделку на следующие сутки. И даже если в долг брали 29 января, вслед такому человеку говорился заговор: «Велес-Велесок, услышь мой голосок! Деньгам возвратиться, а мне счастья и достатка не лишиться. Посему быть по слову моему!».

В 2019 году, всоответствии с Солнечным и Лунным календарем, праздник переносится на 27 января.
 

7 коло магический волховской праздник КУДЕСЫ ЗИМНИЕ 28 января

Праздник Домового и праздник Предков. Сильный волховской день. В этот де этот день изготавливают и заговаривают громничные свечи.

Мой род особо почитал 7 коло праздников и праздник Громницы. А потому к Кудесам Зимним особо готовились.

Перед Кудесами всегда держали трёхдневный жёсткий пост, на Кудесы ели обрядовую еду и вновь переходили до Громниц на постную пищу.

Праздник это особый, магический. В Кудесы издревле изготавливали самые сильные обереги и талисманы, создавали громничные свечи, целили неизлечимые болезни, творили чудесные (магические, волшебные) обряды.

Суеверия: считается, что в этот день домовой может предсказать судьбу хозяев на год, оберечь от напастей. Потому считалось необходимым задабривать домового, который живет в их доме, вкусной едой. Ведь этот маленький дед является защитником вашего дома, следит за порядком, оберегает жильцов от сглаза, порчи, может прогнать плохих гостей.

Краткий ход действа, проводимое жрецом, волхвом или ведуньей в Зимние Кудесы

Кудесная каша

• Угощение Домового

• Утреннее почитание предков

• Обряд почитания богов, предков и всего рода

• Изготовление и заговаривание громничных свечей

• Создание оберегов и талисманов

• Чудесные обряды, заговоры и другие магические действа и ритуалы

• Очистительные ритуалы (обряды очищения от всего тёмного: от чужеродных программ, внедрений, порч, проклятий)

• Угощение Банника

• Целительные обряды в баньке
 

Заговор-обращение Домовому:

Батюшка Домовой! Соседушка добрый мой!

Дедушка ладный, да хозяин опрятный.

Ты семья наша, а потому тебе Кудесная каша!

Кушай кашу, да оберегай семью нашу!

Для Домовихи читается заговор так же, только убирается мужской пол. Если у Домовых есть имена, то лучше их звать по имени. Например: «Кузя Домовой! Соседушка мой…», «Ефросиньюшка Домовиха!» и т.д.

Заговор-обращение Домовихе:

Матушка Домовиха!

Бабушка ладная, да хозяйка опрятная.

Ты семья наша, а потому тебе Кудесная каша!

Кушай кашу, да оберегай семью нашу!

Защитный заговор.От сгаза и порчи очищающий. Богов и Предков славящий

Да будут благословенны Боги наши,
Предки наши -спасители!
И бегут от лица их, исчезая
Чужеродные демоны, бесы, искусители!
Да встанут нам на защиту 
Духи предков наших великих!
И защитят от всего дурного и плохого,
Что поселилось в нас!
От врагов видимых, невидимых, известных и безликих!
Да очистят духи предков наших
Души наши, разум и сознание,
И защитят от слов плохих
От зависти и порицания!
Будь то! Будь то! Будь то!

Благословенны великие наши Боги,
Помощники в деле, доме, дороге!
Сберегут от взгляда, от слова,
От колдовства любого!
Предки помогите, Боги защитите! Да будет то, и так будет!

Если эта тема важная — расскажите об эфире друзьям, сделайти мир лучше!
Быть ДОБРУ!

Лада Ведунья

СказительЛада ВедуньяРоссияПотомственная ясновидящая, экстрасенс, маг. Хранитель древнерусской магической традиции

Понравилась ли вам статья?

Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!

Кудесы — народные представления, которые разыгрываются ряжеными на святках, а сами ряженые носят древнее название кудесников. Это название существует в некоторых местностях Новгородской губернии.

Слова из санскрита «Риг-Веды»: Куд, кудати, кудат, кудда, куддата = cud, cudati,cudat, cud-da, cud-data — побуждать, подстрекать, помогать, просить, ходатайствовать по просьбе, попросить. Кудаяти — codayati — ускорить просьбу, вызывать быстрое действие, побуждать, подстрекать, (RV.) (родственные слова в др. рус. яз.: КУДО – чудо, кудесы – чудеса, кудесник. КУДЪ – вождь; в рус. яз.: кудесничать).
Куд, кудаяти kud, kudaiati — лгать (родственные слова в др. рус. яз.: КУДО – чудо, кудесы – чудеса, кудесник. КУДЪ – вождь).

Кудесы, упоминаемые ещё в Стоглаве, являются одним из древних видов зарождающейся народной драмы; эти представления носят преимущественно сатирический характер и часто являются даже кощунственными. Иногда Кудесы заключают в себе ряд сцен из народной жизни, например диалог глупого барина с плутом слугой или старостой, разбойником, похороны одного из ряженых и т. п. Эти народные сцены однородны с средневековыми немецкими масляничными играми (Fastnachtsspiele), французскими soties и итальянскими импровизированными представлениями (см. Commedia dell’arte). Ср. П. Морозова «История русского театра» (1889, I, стр. 8 и след.); А. Веселовский, «Старинный театр в Европе» (1870, стр. 404 и след.). Мнение о Кудесах, как о музыкальном инструменте вроде шаманского бубна, высказывал Владимиров в статье: «Несколько данных для изучения сев. великор. нар.» (1878, стр. 38).

Куд — стар. и северный злой дух, бес, сатана; волхвованье (ворожба, колдовство), чернокнижье. Кудесить, волхвовать, колдовать, заниматься чарами, ворожбой, заговорами, чернокнижием.

28 января. 

Православный календарь: День преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника, Прохора и Гавриила Сербских.

Народные приметы: «Ночь звездистая на Павла – к урожаю льна. Если на Павла ветер – год будет сырой. Если на окнах появились ледяные узоры в виде ржаных колосьев завитками вниз, а не торчком – к урожаю. Звезды «сыплются» с неба – к морозу. Если звезды сильно блестят, то быть морозу, а коли звезды тусклые, то будет тепло. Звездная ночь сулит добрый урожай льна. Если с севера показались тучи, то оттепели не жди. Снежный буран днем на Павла предвещает крепкий мороз ночью.»

На Руси этот день назывался Днём ведунов. В старину считалось, что в этот день ведуны могли передавать ученикам свои способности. В День ведунов остерегались порчи, которую они могут наслать.

Ведуны.

Ведуны, волхвы, вещуны – это гадатели, знахари, пророки, предсказатели, ведающие прошлое, настоящее и будущее. Волхвы приносили богам жертвы, составляли календари, обладали даром предвидения, таинственными знаниями — ведами, а также хранили в памяти историю племён и стародавние предания, мифы.

Известны волхвы‑облако-гонители, которые предсказывали и своим магическим действием создавали необходимую людям погоду. Были волхвы‑целители, лечившие средствами народной медицины, позднейшие церковники признавали их врачебные успехи, но считали грехом обращаться к ним за помощью.

Известны из истории и волхвы‑хранители, которые изготовляли различные амулеты‑обереги и изображения языческих богов. В древние времена на Руси существовали и женщины‑волховы, ведуньи (от древнеславянского слова со значением «ведать» — «ведьмы», «знать», «колдовать»).

Кудесы — день угощения домового, празднуется 28 января. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!

На следующее утро эту кашу нужно скормить птицам, оставив её в кормушке для птиц или разбросать вблизи стаи. При этом мысленно нужно произнести: «Земле — добро, птицам — пища, домовому — поклон, а мне (ваше имя) и моей семье — защита и благополучие.»

Если Домовой дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в лютого злого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придёт ужинать. Оставляя кашу, приговаривают:

Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!

В сей день почитается как сам Велес — бог богатства, скотоводства и плодовитости, так и его воинство.

В  др.-инд. Vala (тохар. wäl, walo — «царь», слав. volstъ, рус. «власть, владыка»), удерживает дождевых коров в ледяной пещере Зимы, а Индра сражается с Валой и убивает его, рассекая на части и разбрасывая их в разные стороны, освобождает небесных коров (=тучи), проливая дождь.

Рассказывается о происхождении велесичей, детей и небесных воинов Велеса, называли Сварожичами. 

Волос – волосатый, волохатый; отсюда – волхв – тоже волохатый, т.е.  одетый в медвежью шкуру (?). С Волосом связано – Волосынь, т. е. сыновья Волоса.

Слово волхв родственно ст.-слав. влъснѫти — «говорить сбивчиво, неясно», из чего следует, что главным средством магической практики волхвов было слово, волхвы были прорицателями и лекарями.

Сияние Волосынь (Плеяд) предвещает удачную охоту на медведя. Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать «духа убитого зверя», «духа охотничьей добычи», т. е. бога единственного богатства первобытных охотников.

В древнеславянской мифологии противником верховного громовержца Перуна  был повелитель низин, загробного мира, связанный с властью и богатством *Velunъ — «божество низин»,   обитающее на равнине, под горой, в низине, на пастбище, где на зелёных лугах пасётся скот, Праславянское *Velunъ , *Velesъ, др.-рус. Велес, Волос — скотий бог, имеет индоевропейскую проформу *uelu-n-,  и родственно хеттск. uellu– «пастбище, луг (умерших), потусторонний мир древних, в виде поля, луга, равнины, тохар.  Awalu — «мёртвый», лувийск. ulant — «мёртвый», исл. valholl — «вальхалла», литов. vëlë — «душа умершего», velines, лат. velu laiks — день поминовения умерших.

При переходе к скотоводству хозяин леса и повелитель лесного зверья — Медведь мог быть переосмыслен в покровителя одомашненного зверья, стал «скотьим богом».

Небесное войско Велеса сошло с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри — духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми.

Домовой —  добрый дух, хранитель дома и достатка. Обычно он — рачительный хозяин — бережливый (в др. рус. яз. — Рачати — беречь, хранить; от слов санскрита: rac; rach — беречь).

Иногда домовой вредничает, шалит, если ему что-то не по нраву, прячет ваши вещи, а чтобы они поскорее нашлись, надо сказать: «Домовой, домовой, поиграл и отдай!» и ваша потеря вскоре найдётся сама собой. Домовой пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

В некоторых областях праздник отмечается по новому стилю — 10 февраля.

29 января. Петр‑полукорм

Православный календарь: Поклонение веригам апостола Петра. Именины: Макарий, Петр, Максим, Леонилла.

Народные поверья и обычаи: Народное название этого дня говорит о том, что домашней живностью уже съедена половина зимнего корма: «Если есть метла до костра, то будет хлеба до Петра, а синец и звонец доведут хлебу конец».

30 января. Антон‑перезимник. Антонина Половина

Православный календарь: День преподобного Антония Великого. Именины: Антон, Антонина, Ахилл, Георгий, Иван, Мартирий, Феодосий.

Народные приметы: Если на Антона‑перезимника тепло – не жди тепла, это только один тёплый день, будет мороз. Перезимник – обнадежит, обтеплит, а потом обманет – все морозом стянет.

Народные поверья и обычаи: По народному календарю Антон‑перезимник обозначает середину зимы. Хозяйки в этот день пекли колобки – символы солнца.

31 января. Афанасий‑ломонос

Православный календарь: День святителей Афанасия Великого и Кирилла, архиепископов Александрийских. Именины: Афанасий, Кирилл, Никита, Иван, Дмитрий, Емельян, Ефрем, Илларион, Кириак, Ксения, Максим, Маркиан, Феодосия.

Народные приметы: «Это не диво, что Афанасий‑ломонос морозит нос, а подожди Тимофея‑полузимника (4 февраля) – тимофеевских морозцев. Если в полдень солнце светит, то весна будет ранняя, если на Афанасия вьюга да метель – весна затянется. Чистый закат солнца в морозную погоду – морозы будут и дальше. Сережки у луны – к пурге и морозу. Вороны летают и кружат стаями – к морозу.»

Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «Афанасьевские морозы шуток шутить не любят». Предание гласит о том, что в афанасьевские морозы ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья. Ведьма влетает в дом через трубу, но как только колдун (кудесник) заговорит печные трубы, посыпет на них золу из семи печей, так сразу весь дом и двор освободятся от её проказ. На Афанасия знахари (кудесники) ворожбой выгоняют ведьм. Это лучшее время, всякое другое не пригодно. Девушки ночью бьют в набат (бубен, кудеса), чтоб напугать ведьм.

Ведьмы.

Ведьмы – колдуньи, обладательницы магического знания. Люди наделяли их способностью насылать грозовые тучи, вихри, град, а также похищать росу, дожди и небесные светила, помещая их в сосуд. Колдовству ведьм – женщин, вступивших в союз с дьяволом ради обретения сверхъестественных способностей, – приписывали засуху, неурожай, внезапные эпидемии. Ведьмы могли летать, оживлять любой предмет, делаться невидимыми, оборачиваться кем угодно. Ведьм представляли безобразными старухами, хотя они могли принять облик юной красавицы. Атрибутами ведьмы были ступа с метлой, кочерга, волшебные травы, в помощники себе они брали летучих мышей и чёрного кота.

Ведьмы слетались на шабаш верхом на метле, на козле или свинье. Обычно они устраивали сборища на Лысой горе на Афанасия‑Ломоноса, а также в ночь на Ивана Купалу и на Коляду, а в Новый год их можно было увидеть кружащимися в вихре снега вместе с прочей нечистью. Ведьм наделяли знахарскими способностями. Они могли изготавливать яды и приворотное зелье, предсказывать будущее.

По народным представлениям, казнь ведьм была необходима для прекращения губительной засухи или мора, как правило, их сжигали на кострах.

Читайте также:

день почитания Домового Хозяина и принесения ему особливых треб. В эпоху двоеверия на Руси праздник Домового — 28 сеченя/января — совмещался с днём преподобного Ефрема Сирина. В народе говорили: «На Ефрема Сирина — Домового закармливают». В этот день, ложась спать, оставляют на столе чарку хмельного, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: «Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою скотину!», «Хозяинушка-Батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води!» или «Домовушко-Дедушко, всех пои-корми — овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!»

По народным представлениям, если в этот день не почтить Домового, он может «обидеться» и перестанет помогать домочадцам. Тогда в доме может всё пойти прахом: у хозяев пропадёт желание трудиться, появятся болезни, навалятся беды и несчастья, придёт в упадок хозяйство. Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель, дух Предков, оскорбляя которого, человек подрубает корни своего Родового Древа.

День Домового (28 сеченя/января-месяца)

1. Домовой — душа дома (ср. одно из имён Домового: «Дедушка Домодушка»[1]), дух-покровитель семьи, чей образ и происхождение тесно связаны с культом Предков. Домового и зовут обычно — «Хозяин», «Хозяинушка», и недаром он часто принимает обличье старшего в семье мужчины — хозяина дома[2]. «Не живёт тело без души, не стоит дом без Домового», — говорят в народе. Несмотря на все попытки церковников всячески «очернить», низвести Домового до уровня «домового беса», «нечисти», — в народе его по-прежнему любят и чтут: «Дедушка Домовой и топеря живёт… Он святой(!) ведь, Дедушко», «И Богу веруем, что Бог есть, и со скотиной веруем, что Домовой есть. И у скотины есть, и в домах есть»[3].

2. Согласно народным поверьям, Домовой предстаёт перед людьми в трёх основных обличьях: человекоподобном (обычно в образе седого старичка маленького роста, иногда с лицом, покрытым белой шерстью, или в образе мужчины-хозяина дома, в том числе умершего), зверином (обычно в виде кошки или какого-нибудь маленького зверька, вроде кошки или ласки) инеопределённом (в виде какого-то «непонятного» зверя или предмета, не имеющего названия в человеческом языке.

3. У С.В. Максимова содержатся сведения о внешнем облике Домового, как его описывали крестьяне различных областей России: во Владимирской губернии Домо­вой одет в свитку, всегда носит большую лохматую шапку, волосы на голове и борода у него длинные; в Пензенской губернии описывали, что это малень­кий старичок, словно обрубок или кряж, но с боль­шой седой бородой; Домовой Орловской губернии — здоровый, как медведь, на голове шапка[4]. Во многих местах рассказывают, что Домовой имеет вид умершего хозяина дома, а иногда живого; хозяин спит, например, в избе, а его в то же время видят в конюшне среди лошадей. По поверьям, Домовой может превращаться в кошку, собаку, коро­ву, иногда змею, крысу или лягушку.

4. В Лета Вращении Домовому посвящено несколько дней особливо. Так, его чествуют:

1) На Мару Зимнюю13 сеченя/января-месяца (подробнее о сём — см. «Мара Зимняя». ;-(

2) На День Домового28 сеченя/января (подробности см. далее);

3) На Именины Кикиморы16 лютеня/февраля (Кикимора кое-где почитается как супруга Домового);

4) На Именины Домового30 березозола/марта (в этот день в народе особыми подношениями стараются задобрить Домового, который, празднуя свои Именины, «бесится» всю ночь до первых петухов или даже до рассвета). Также Домового чествуют в некоторые другие дни года (например, во дни поминовения Предков). В седмице день Домового — шесток (суббота), покровительствуемый Жнецом (Сатурном), иначе называемый Дедовым днём, то есть днём Предков.

5. В эпоху двоеверия на Руси День Домового28 сеченя/января — совмещался с днём преподобного Ефрема Сирина (373–379 гг.). В народе говорили: «На Ефрема Сирина — Домового закармливают». В этот день, ложась спать, оставляют на столе чарку хмельного, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: «Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою скотину!», «Хозяинушка-Батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води!» или «Домовушко-Дедушко, всех пои-корми — овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!»

6. По народным представлениям, если в этот день не почтить Домового, он может «обидеться» и перестанет помогать домочадцам. Тогда в доме может всё пойти прахом: у хозяев пропадёт желание трудиться, появятся болезни, навалятся беды и несчастья, придёт в упадок хозяйство. Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель, дух Предков, оскорбляя которого, человек подрубает корни своего Родового Древа.

7. Украинские Родноверы почитают Домового как домашнее Божество, духа-покровителя Домашнего (Родового) Очага. Вот, например, что пишет о Домовом наша современница волхвиня Зореслава (Лозко Г.С.) в своей книге «Українське Народознавство»: «Домовик. Бог дому, родини, який походить, вірогідно, від культу Предка і домашнього вогнища. Недарма він живе за піччю або під порогом хати. Домовик невидимий, але іноді він показується маленьким дітям. Його перевозять у нову хату, щоб охороняв родину. Коли родина живе у злагоді зі своїм Домовиком, він навіть намагається допомагати по господарству. Домовик має Доманю (Домасю, Домаху, Домцю), що означає «пані, господиня дому». Вона інколи допомагає жінкам прясти. Домовики люблять домашніх тварин, особливо кішку й козу, але бояться сороки. Домовика не можна залишати, коли переїздять у нову хату, слід покликати його за собою, підставивши черевик: «Домовик, Домовик! Ось тобі сани — сідай, їдь з нами», або й просто: «Хазяїне, ходи з нами до нової хати!» Інакше він образиться, що його не шанують і буде турбувати людину, а часом навіть і шкодити їй. Існує повір’я, що інколи Домовик «душить» сплячу людину, ніби навалюючись на неї, не дає дихати. Тоді треба спитати: «На добро чи на зло?» Якщо він теплий — на добро, якщо холодний — віщує хворобу. Як твердять лікарі, таке відчуття може з’явитися у людини, якщо вона спить у незручному положенні (найчастіше на лівому боці, що тисне серце). Залишившись у хаті, з якої вибиралися господарі, Домовик починає шкодити новим господарям: стукає вночі, розкидає речі. Таке ж відбувається, якщо до хати випадково впустять чужого Домовика. Зображають Домовика у вигляді дерев’яної скульптурки бородатого дідуся і ставлять на Покуть поруч з іншими Богами. Наш Домовик як опікун родини і домашнього вогнища близький до античних Пенатів та римських Геніїв».  

Слава Роду!   [2009]

Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой: Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу! Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать. В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми. Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают: Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги — наш дом береги!                                                           

«Слава нашему дому! Слава нашему Домовому!»                        

Звучат гордо на Можае Руны Древние Двины (продолжение) Думаете, мои дорогие читатели, это просто слова: «Слава нашему дому, слава нашему Домовому!»?

Очень непростые эти слова, слова эти – просто волшебные! Начните их говорить громко, отчётливо, со смыслом каждый раз, как входите в свой дом – результат заметите  сразу. Светлее станет в доме, чище, спокойнее, и вещи будут находиться тут же, и мысли станут появляться умные, да толковые. Но, по-порядку… Почистила нас Баба-Йога огнём по Обряду Древнему, силушка в нас влилась добрая да могучая, и поспешили мы в избу гостеприимную, где столы были накрыты скатертью, и пахло едой восхитительно. А ждали нас там хозяюшка-Кормилица и Домовой-батюшка и много важного они нам порассказывали …

Слушая их, записывая слова заветные, думала я о том, что ведь ещё совсем недавно предки наши не просто верили, слепо обряд соблюдая, во «всю бесовщинку с чертовщинкой», а видели наши предки всех обитателей тонкого мира, видели, слышали, знали их повадки, поскольку жили бок о бок, взаимодействовали. И именно поэтому дошли до нас очень точные описания и внешности, и поведения, и «области хозяйствования», если так можно выразиться, таких существ как Берегини, Лешие, Травницы, Лесовицы, Огневицы, Овинные, Банные. Также хорошо донесли наши предки до нас и повадки других существ, не столь доброжелательных к человеку, коих тоже немало. И, хоть покорёжили мы природу нашу изрядно, а существа–то никуда не делись – обитают. На нас, суетящихся, безалаберных смотрят, сочувствуют, помогают, а то и наказывают…

Нам бы вспомнить про них, опамятоваться, обернуться к ним, какой многообразной, многоликой стала бы опять наша жизнь…

Да…

Уплетали мы за обе щёки вкуснятину, приготовленную хозяюшкой, а Домовой-батюшка поучал нас: «Вот, в дом входили – прославили Домового? За стол садились – а Домового то пригласили?» А подношение Домовому надо делать так: «Батюшка-Домовой, ешь с нами, пей с нами, живи с нами, будь с нами повсегда!»

Лучше, если в доме (квартире городской) будет такое место специальное – Красный угол. Туда и выкладывается угощение в мисочку, чашечку. И угол этот Красный у нас, у русских, не там расположен, где нынешние китайцы да «фен-шисты» указывают – Красный угол у нас по традиции нашей древней должен быть на востоке – где солнышко-Ра наше всходит. Или на Севере – в память о родине могучей нашей, откуда мы, русы, вышли и где Дух Предков наших обитает.

А то, что ж? Зачем на Юг-то подношения делать? Китайского Дракона кормить да усиливать? Иль друзья нам китайцы? Аль предки их нам что хорошее сделали? Получается, что извечное это противостояние, и идеологии противостояние, и магии – чьи обряды выполняем, тому и душу отдаём. То-то «наши власть предержащие» всему китайскому, да тайскому, да японскому «зелёную улицу» дают. Книги про веру их, да обряды ихние везде продаются. Нам, русским, эти книги уже просто навязывают. Так вот они нас, русских, от корней своих, отвратить мечтают. Будем их обычаи соблюдать, а не наши, чем тогда от них отличаться станем? Обкитаимся? Истаем? Объяпонимся? Нет уж, не выйдет у наших врагов ничего, не сломаемся мы! Нам к своим предкам, к своему мiру-обществу обращаться надо, в нём наша сила, родичи! Да…

А узнать-то как – принял ли Домовой угощение наше? Понравилось ли оно? На всё примета имеется – если угощеньице ссохлось, да не заплесневело, не сгнило – понравилось оно Домовому, он принял, порадовался.  А ежели плесенью мохнатой подношение пошло – обидели Домового, расстроили. А я проверить решила, правда ли это? И по привычке своей «эксперимент заложила»: в первых числах сентября угостила своего Домового, со словами заветными, помидоркой спелой и конфеткой «Белочкой». Так до сих пор, в январе, конфетка раскрытая – шоколадная, как новая лежит, ни белого налёта на ней, ни плесени.  Ссохлась помидорка, но, как прежде, алая, яркая. Сморщилась она, всё меньше становится, а красоты не теряет. Смотрим мы на неё, и ещё пуще своего Домового угощаем да славим. А чего нельзя Домовому предлагать категорически – так это алкоголь! Знали предки – сделаешь такое – скоро вся семья спиваться начнёт – негоже такое русскому человеку, не здорово. Уважали предки наши Домового, и именовали его соответственно –хозяин. И знали, что ежели Домовой показался, зримым стал, тут внимательно надо – коль он мохнатый, да пушистый – то это к добру, а ежели худой, то и к худу. Скоренько думать надо, чего такого недоброго сотворили, откуда беды ждать-упреждать надо?

И любит Домовой прикидываться – то кошкой обернётся, чтобы в обоих мирах видеть. А то петухом, который всю нечисть отгоняет. Сразу Гоголя все вспомнили, как жуть нечистая исчезала с первым криком петуха. А иногда паучком Домовой оборачивается… Здесь опять смотреть надо – ежели кверху по паутинке пополз – добрую весть ожидать можно, а, ежели, вниз устремился, то, уж, как сложится. Вправо пополз – правдивая весть, влево – ложная, скорее всего. Порядок в доме, квартире, Домовому по душе приходится. Иногда у нерадивых хозяев вещи спрячет, не найдёшь! Тут надо припомнить – может, давно Домового не вспоминали, не славили? Может, угощение давно ему не подносили? Исправиться надо, к хозяину честно обратиться – и вещь найдётся сразу – прямо на виду окажется. Проверено. Открытием для многих из нас стало, что Домовой-то, оказывается, и женского пола может быть! Нет в доме мужа – мужчины, и, часто, всё не ладится. Так пока мужа себе достойного хозяюшка не нашла, надо Матушку-Домовицу-Домоводицу приветить, уважить! К ней надо обращаться, её уважать-славить!

И жизнь в доме изменится – и детки послушнее станут и помогать больше начнут, и мир и лад в доме наступят, и достаток придёт. И это, правда – проверьте сами, мамочки наши хорошие, милые, кто без мужа деток растит, пестует. И, зная, сколько сейчас по России семей без отцов, с доходом ничтожным, какой груз ныне лежит на плечах женских, я спросила у Домового, что конкретно надо говорить, чтобы в доме всегда был достаток, и пребывала и прибывала в нём Чистая Сила, а чтобы другой силы в доме не было?

Вот ответ Домового: всегда при входе прославлять свой дом и своего домового, а далее говорить заговор. Сосредоточиться, и произнести уверенно, твёрдо: «Уйди, сила тёмная, неимущая, приди, Сила Светлая, да Дающая!». И заходить в дом надо улыбаясь и радуясь. Если мы входим в дом с радостью, то тёмная сила из дома уходит, поскольку радости не выносит. А боле всего любит Домовой семью большую, да дружную. А как он определяет, что семья дружная?

Когда люди все вместе что-либо делают, или, когда вместе песни поют. Как дружно поёт «Сураварг» – здесь послушайте, посмотрите:http://www.suryanica.ru/mDisco.html, стоит оно того – могучее пение, здоровье дающее, силу. За этим мы на Можай ездим. Много всего было потом в этот прекрасный день – Сварожий круг один чего стоит, а я всё время думала тогда, и сейчас думаю – как удаётся людям сделать так, что каждый приезд к ним – праздник? Почему всегда светит солнце, почему всегда и всего хватает, хоть приезжают, порой, в два раза больше людей, чем собирались? Откуда в тебя вливается  сила, покой и радость? Где её истоки? И с каждым разом всё отчётливее понимаю я, какая мощь кроется в общине – общности людей, вместе проживающих, вместе дело делающих, вместе гостей принимающих – какой труд стоит за всей этой красотой. Труд людей, которых мы, может, никогда не увидим, потому, что не «персонажи» они. Но они – члены общины-общности. Низкий поклон вам, общинники дорогие, и благодарность! Так бы и всем нам жить, ведь мы, русские, тысячелетиями так  и жили, и общностью своей были сильны и мiру радовались!

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Куда съездить на новогодние праздники 2022 недорого подмосковье
  • Кудесник детские праздники
  • Куда съездить на несколько дней на новогодние праздники
  • Куда шакыру сценарий
  • Куда устанавливать сценарии beamng drive