Кулачный бой на праздник

Сейчас масленичная неделя, и мы хотим рассказать о главном мужском развлечении Масленицы — кулачных боях

Как известно, сейчас идет масленичная неделя, которая подразумевает массу разных веселых традиций. Если большинство из них понятны и доступны даже детям, то другие со временем ушли на задний план. Сегодня по просьбе FURFUR автор журнала Interes Олег Уппит вспоминает главное мужское развлечение на Масленицу — кулачные бои. 

Традиционный русский кулачный бой

Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе. Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры — посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.

«Правила маркиза Квинсберри», появившиеся в 1865 году и регламентировавшие поведение боксеров, очень схожи с органично резвившимися на Руси правилами кулачного боя, сформировавшимися двумя-тремя веками ранее.

По-английски бытовавший на Руси кулачный бой недаром называется Russian fist fight — это действительно базовое местное «боевое искусство». По уровню сложности кулачный бой стоит на одной планке с другими народными мордобойными дисциплинами, не перегруженными излишней тонкостью техник. Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, незаслуженно находится на периферии внимания людей, интересующихся техниками боя и самозащиты. Может быть, виной тому — разрыв традиции, возможно — тренды, выведшие на первый план сначала восточные дисциплины, затем капоэйру, а теперь — английский бокс.

История русских кулачных боев

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует.

Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца.

О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 1.

1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой
при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои.

Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10–15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30–40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек».

А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный — единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, — в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”».

Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге — на льду Невы и Фонтанки.

 

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 2.

«Кулачный бой»

В. Васнецов

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

 

Больше всего боев происходило в масленичную неделю —
перед постом люди стремились
не только напиться-наесться,
но и, насколько возможно,
дать волю кулакам.

 

Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или две берега реки. Ну, или давно уже не могли поделить, но лишь периодически вспоминали об этом.


Три основных категории боя

1САМ НА САМ

Частные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации — например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила.

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 3.

Иллюстрация к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.

Частные поединки бытовали и среди дворянства, хотя в этой среде предпочтение отдавалось все же вооруженным «дуэлям».

2ПОЛЕ

Судебные бои, когда поединок происходил между истцом и ответчиком или их представителями, «договорными бойцами». 

3МАССОВЫЕ БОИ

Третья категория, о которой сегодня и пойдет речь, — массовые бои, в которых по праздникам или для «решения вопросов» сходились жители соседних улиц, районов или деревень или представители разных профессий. 

Массовые бои делились на два типа

1ЦЕПНОЙ БОЙ, ИЛИ «СЦЕПЛЯЛКА-СВАЛКА»

Все дрались против всех. Такой бой являлся самой древней и наиболее опасной разновидностью. Здесь правила якобы действовали, но кто мог уследить там за их выполнением? По своему характеру «сцеплялка-свалка» напоминала современный околофутбольный fair-play – выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему.

2СТЕНОШНЫЙ БОЙ, ИЛИ «СТЕНКА НА СТЕНКУ»

Это то, с чем сейчас ассоциируются традиционные кулачные бои — самый зрелищный и знаменитый вид русского кулачного боя.

Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.

Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка — стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство.

Подготовка к бою

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков — воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены. При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника. Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику. 

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 4.

У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. “Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней — ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки. Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори». 

Бытовали и совсем «магические» обряды — например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси. 

 

До сих пор в Псковской области «ломание» называется «пляской горбатого», то есть медведя, сила которого должна была перейти бойцу.

 

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам. Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами. В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.

Правила

Существовали ограничения, распространявшиеся также на бои «сам на сам»:

  1. Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье. Бой следовало вести лицом к лицу — нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»). Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса, категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.
  2. Бой велся строго кулаками, источники говорят об использовании ударов трех типов, соответствующих ударным поверхностям оружия:
  • удар костяшками, который трактовался как укол оружием;
  • основанием кулака, что соответствовало дробящему или рубящему удару;
  • головками фаланг пальцев, как удар обухом.

Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ. Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, — “заводные” один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

Ход боя

Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

Назимов пишет: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали “к своим”. Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других. “Стенки” сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась “стенка на стенку” — начинался настоящий бой».

Схватка велась на вытеснение противника с «поля боя» или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и различные маневры. Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описывает кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями <…> выдвинут из своей “стенки” против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…» 

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 5.

Важной категорией бойцов были надежды — мощные ребята, разрывавшие стенку противника. Часто надежду впускали, разомкнув стенку, и оставляли наедине с мастерами боя один на один, что по всей видимости было достаточно действенной тактикой. 

 

Завершался бой совместной попойкой противоборствующих сторон с кострами и пирушкой.

 

Кулачные бои сегодня

Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть. Так, кинохроника 1954 года показывает (с непременным неодобрением) кулачный бой в селе Купля в Рязанской области. Упоминание об этих кадрах нашел Б. В. Горбунов, а сама кинохроника была найдена А. С. Тедорадзе и
И. А. Бучневым:

Одних из последних живых носителей традиции удалось отыскать в конце девяностых годов прошлого века в селе Атаманов Угол Тамбовской области. Смотря на этих крепких старичков, не так уж сложно представить, каковы были стенки времен их молодости.

Нынешние загородные бойцовские клубы и околофутбольные стычки тоже вполне можно, хоть и с натяжкой, отнести к продолжению этой традиции. Поэтому мы завершим статью еще одной цитатой из Лебедева:

«Все, что можно сказать в заключение изложеннаго, это привести слова летописца: “…земля наша велика…” и т. д. и прибавить, что кулачные бои пережили все законы и сохранились, — для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах — как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах».

Вчера 08:34

На кулаках бились в любые эпохи, этим забавлялись шумеры, египтяне, греки, римляне, русы и десятки других народов ценивших искусство схваток голыми руками

«На кулачки» выходили поэты, писатели, государственные мужи и философы. В 4 веке до нашей эры появились первые кожаные кулачные перчатки на шнурках. На Руси для кулачной потехи использовали специальные бойцовские рукавицы, оберегавшие единоборцев от серьезных увечий.

Во многих наших городах еще помнят знатные махачи проходившие относительно недавно в формате район на район, когда многочисленные команды бойцов по сигналу сходились стенка на стенку.

На Руси «стеношная драка» помогала провести добрый праздник, или решить конфликт, возникший между улицами, цехами или деревнями.

Бой продолжался пока одна из «боевых линий» распадаясь, не обращалась в бегство, или не сдавалась, признав поражение. Схватки, приводившие к травмам, а порою и смертям закаляли дух бойцов, готовя их к будущим ратным подвигам, и помогали поддерживать им воинские навыки.

При построении стенки командир кулачной ватаги учитывал возраст, опыт и боевой потенциал каждого ратоборца. Как правило, бой зачинали подростки, следом шли неженатики, а на пике зрительского накала, в дело вступали самые опытные поединщики.

Помимо организованных кулачных боев приуроченных к конкретной дате, проводились стихийные схватки, проходившие во время ярмарок и массовых гуляний.

Перед «стеношной битвой» проводились поединки «удар на удар», во время которых противники вставали в пары и по очереди обменивались зуботычинами. Данное испытание могло закончиться после первого же удара, или завершиться ничьей, тут была важна как сила удара, так и умение держать его.

Вплоть до смерти Ивана Васильевича Грозного у нас существовали судебные поединки, определявшие правоту истца, или ответчика в зависимости от исхода их личной схватки, или поединка между бойцами нанятыми сторонами для свершения «Божия суда».

Самой страшной и беспринципной была «Свалка-сцеплялка», в этой драке друг сходился против друга, отец против сына, зять против тестя. Согласно правилам победу в бою одерживал единственный кулачник оставшийся стоять на ногах. Помимо хладнокровия, выдержки, скорости реакции тут бойцами отрабатывалась хитрость. В разгар сражения соперники входили во временные союзы, старались обмануть врага, использовать другого бойца как щит, или столкнуть противников лбами.

Оттачивая свои навыки в «свалке-сцеплялке» бойцы учились не бояться сходиться в рукопашной против 3-5 противников.

Во время кулачного боя были разрешены подсечки и толчки руками, или плечами. Бойцовские рукавицы запрещалось утяжелять посторонними предметами. Нельзя было бить отступающих, поверженных наземь, кровотекущих, запрещались захваты, атаки сзади, удары ниже пояса.

Победой считалось падение бойца наземь, или громогласно признанное поражение.

В языческие времена кулачные бои проводили в дни поминовения воинов отдавших животы за други своя и их верных жен, а так же на «Масленицу» и «Красную горку».

С приходом христианства схватки в основном устраивали на «Масленицу», или по большим церковным праздникам. Ареной для поединков становился местный Кремль, лед столичных рек, озер, поля, прилегающие к особо чтимым монастырям.

На кулачках сходились не только простые люди, но и представители знати, любившие продемонстрировать народу свою удаль. Кулачные бои сопровождали каждого мальчика-юношу-мужчину от рождения и до смерти. Часто в стенке плечом к плечу стояли сыновья, отцы и деды, которые учитывая, что парень уже в 16 лет обзаводился семьей были отнюдь не преклонного возраста.

Вожак стенки выступал перед «сшибкой» в качестве военачальника, он расставлял бойцов согласно их опыту, силе, играемой роли в схватке и разрабатывал план предстоящего сражения. Одним кулачникам предстояло смять вражеские ряды, другим мощным ударом вывести самого сильного поединщика противника. Резерв должен был вступить в дело в самый решающий момент битвы.

Особенно много народу собирали схватки именитых бойцов, которых князья (местные власти) порой заказывали из других городов, или сопредельных княжеств и государств.

Случалось, что после официального завершения боя стенка на стенку переходила в несанкционированную властями битву, в которой противники вооружались кольями, свинчатками, ножами, а порой и топорами с кистенями.

Начиная с XI века, Церковь не раз пыталась запретить кулачные бои, но все ее потуги оказались безрезультатными. Кулачников не останавливала даже угроза предания их анафеме.

В 1641 году царь Михаил Федорович, первый Государь из дома Романовых велел за кулачные забавы по первому разу штрафовать, потом бичевать, а бойцов «рецидивистов» клеймить как воров и ссылать в Сибирь.

Несмотря на запреты, подпольные бои стенка на стенку продолжались организовываться по всей стране.

В 1726 году императрица Екатерина I повелела разработать предписание регламентирующее проведение кулачных боев, надзирать за которыми обязали полицейских чинов.

Елизавета I запретила кулачные баталии, а Екатерина II под любовным давлением Григория Орлова начертала на именном указе: «Народной забаве «Стенка на стенку» в России быть».

В те времена среди рукопашиников можно было встретить и самого графа Орлова, человека недюжинной силы, любившего помахать кулаками.

В 1832 году в правление Николая I кулачные забавы окончательно попали под запрет, как мероприятие крайне вредное для всех народов России.

Однако Федор Иванович Шаляпин родившейся в 1873 году вспоминал на закате жизни о казанских кулачных боях:

«Прекрасно на озере Кабане летом, но еще лучше зимою, когда мы катались на коньках по синему льду и когда по праздникам разыгрывались кулачные бои. Сходились с одной стороны мы, казанская русь, с другой – добродушные татары.

Начинали бой маленькие. Бывало, мчишься на коньках, вдруг, откуда ни возьмись, вылетает ловкий татарчонок: хлысь тебя по физиономии и с гиком мчится прочь. А ты прикладываешь снег к разбитому носу и беззлобно соображаешь:

– Погоди, кожаное рыло, я те покажу!

И, в свою очередь, колотишь зазевавшегося татарчонка.

Эти веселые кавалерийские схватки на коньках и один на один, постепенно развиваясь, втягивали в бой все больше сил русских и татарских. Коньки сбрасывались с ног, их отдавали под охрану кого-нибудь из товарищей и шли биться массой, в пешем строю. Постепенно вступали в бой подростки. За ними шло юношество, и, наконец, в разгаре боя, являлись солидные мужи в возрасте сорока лет и выше. Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни врага. Но и в горячке яростной битвы никогда не нарушали искони установленных правил: лежачего не бить, присевшего на корточки тоже, ногами не драться, тяжестей в рукавицы не прятать. А кого уличали в том, что он спрятал в рукавице пятак, ружейную пулю или кусок железа, того единодушно били и свои и чужие».

Сергей Есенин вспоминал, что его дед знатный кулачник говорил ему, что в стенке на стенку, как и в настоящем бою вся сущность человека проявляется. Уже после первого взмаха, видно кто старается победить смелостью, выбить противника хитростью, или одержать верх, используя в бою, самые что ни на есть подлые приемы.

Многовековая практика кулачных боев сделала русских непобедимыми солдатами в рукопашных схватках, нам не могли противостоять монголы, шведы, французы, немцы, англичане, турки, американцы.

«ЧАСЫ ИСТОРИИ»

via

Автор:

04 марта 2019 18:07

Русская народная потеха — кулачный бой — своим происхождением обязан боевым приемам пеших воинов древней Руси. То, что кулачные бои много раз запрещали, не остановило русский народ в желании продемонстрировать свою удаль.
Бои устраивались чаще всего по праздникам, а на Масленицу — обязательно. В понедельник первой недели Великого поста (чистый понедельник) в некоторых местностях бои начинались с раннего утра. Обычно выбиралось место за городом.

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Издавна на Руси любимой мужской потехой на Масленицу были кулачные бои. Участников делили в первую очередь по возрасту. Подростки, не женатые парни и взрослые мужчины

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Так же было три основных типа боев :
сцепка- все против всех, её предпочитали подростки.

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Второй тип стенка на стенку, уже требовал стратегии, среди кулачников каждой команды выбирались сотенные и десятые командиры которые и разрабатывали рисунок боя, как лучше смять строй противника, как обойти с флангов, кого в первую, вторую, третью линию.

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Конечно же были правила:
Фразе » лежачего не бьют » более тысячи лет, именно её кричали зрители на боёвках ( места проведения кулачных боёв) , если один или другой кулачник в горячке боя забывал об этом.
В сцепках все против всех нельзя было нападать с боку и со спины, с противником ты бился исключительно лицом к лицу не боясь нападения сзади.
Конечно же запрещено было использовать любые способы утяжеления кулака- брать в него камень, кастет, и уж темболее использовать подручные средства , с такими умниками расправлялись свои же товарищи

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Женатые мужчины предпочитали стенка на стенку или один на один

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Вот пример хорошо организованных кулачных боев в наши дни

Источник:

Считаю эту забаву очень полезной для воспитания духа. Всех с праздником

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

«Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться…»

Троюродный брат М.Ю. Лермонтова А.П. Шан-Гирей, который в детстве воспитывался в Тарханах вместе с поэтом вспоминал: «… на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену, сходился на кулачки…»
А вот в 1836 году устроителем кулачных боев в Тарханах был сам М.Ю.Лермонтов. Об этом в 1881 году П.А.Висковатый узнал от 80-летней тарханской крестьянки А.П.Ускоковой: «А бились на первом снеге. Место-то оцепили веревкой — и много нашло народу; а супротивник сына моего прямо по груди-то и треснул, так, значит, кровь пошла. Мой-то осерчал, да и его как хватит — с ног сшиб. Михаил Юрьевич кричит: «Будет! Будет, еще убьет!» Старожилы рассказывали: «…Михаил Юрьевич ставил бочку с водкой, и крестьяне разделялись на две половины, дрались на кулачки, стена на стену, а в это время у Михаила Юрьевича рубашка тряслась, и он был не прочь принять участие в этой свалке, но дворянское звание и правила приличий только от этого его удерживали…»

Кулачный бой — рукопашное состязание без применения оружия, праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Бои устраивались зимой в период от Рождества до Крещения, на Масленицу и иногда на Семик. При этом по времени предпочиталась Масленица, общий разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество.
Команды составлялись по социально-территориальной принадлежности людей. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного большого села и т.д. Кулачные бои готовились за одну две недели: выбирали место для битвы, обычно гладкое, ровное, хорошо утрамбованное пространство, договаривались о правилах боя и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, это время использовалось для моральной и физической подготовки бойцов. Мужики и парни парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, что как считалось, придавало бойцу силу и смелость. Многие использовали различного рода магические приемы для увеличения бойцовской храбрости и мощи.

Васнецов. Кулачный бой
В. Васнецов. Кулачный бой

Кулачные бои в России проходили либо на кулаках, либо на палках, но чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в нескольких вариантах: «стенка на стенку», «сцеплялка-свалка» и «сам на сам». При битве «стенка на стенку» бойцы, выстраиваясь в один ряд, должны были удержаться под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические приемы, известные в войне. Бойцы держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. д. Бой кончался прорывом стенки противника или бегством врага.
При бое «сцеплялка-свалка » каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» с другим. Бой «сам на сам» иногда предшествовал общему, а при победе одного из бойцов сопровождался уже нападением стороны победившего на сторону побежденного. Конечно, победа одного из единоборцев еще не обусловливала победы всей «стенки». Битва только принимала более страстный характер. Иногда бой «сам на сам» использовался при споре, закладе или с целью помериться силами.

«Стенка на стенку»

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, которые гласили: «не бить лежачего», «не биться по увечному» (не калечить друг друга), «мазку не бить», то есть в случае появления у противника первой крови кончать бой, нельзя наносить удар сзади, с тыла, необходимо биться лицом к лицу, а также нельзя было бить ниже пояса и выше плеч (купец Калашников в поэме М.Ю.Лермонтова, вступившись за честь жены, умышленно нарушил правила, за что и был казнен).
Важным моментом было и то, чтобы участники боя принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы». Это делалось для того, чтобы соблюдать равновесие сил сторон. Открывал военные действия проход главных бойцов — парней и мужиков в окружении подростков по деревенской улице на поле битвы. На поле парни становились двумя «стенками» – командами напротив друг друга, демонстрируя себя перед противником, слегка задирая друг друга, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. В это время подростки на середине поля боя устраивали «сцеплялки-свалки», готовясь к будущим боям. Затем раздавался крик атамана: «Даешь боя!» – и начинался бой. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы еще не вступившим в бой бойцам. Все завершалось бегством противника с поля и общим веселым застольем участвовавших в нем парней и мужиков.
Кулачные бои воспитывали у мужчин такие необходимые качества, как выносливость, способность держать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в боях считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги их воспевались на мужских пирушках и нашли свое отражение в песнях и былинах. С половины 18 и до половины 19 века кулачные бои особенно процветали в Москве и Петербурге, хотя и провинция не отставала. Из-за того, что в кулачных боях бойцы нередко получали серьезные травмы, они запрещались, как вредная забава. Так, например, Императрица Елизавета Петровна, взглянув на кулачные бои, именным указом 3 июля 1743 года «изволила изустно указать» — «никому кулачных боев, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве не заводить и не биться, чего накрепко смотреть главной полиции». В Своде Законов Императора Николая I 1832 года говорится: «Кулачные бои, как забавы вредные,— вовсе запрещаются». Наказания, которым подвергались виновные в неисполнении сего правила, сводились к категории ответственностей за нарушение общественной тишины и порядка.

Ф. Г. Солнцев. Кулачный бой
Ф. Г. Солнцев. Кулачный бой

Сейчас в музее-заповеднике «Тарханы» на масленицу проводятся кулачные бои. И несмотря на то, что это театрализованное представление, дух соперничества, витающий над бойцами, и простого зрителя не оставляет равнодушным, и невольно хочется принять участие в «схватке».

В.Н. Айкашева — старший научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы»

Масленица в музее Тарханы. Кулачный бой. Один на один

Масленица в музее Тарханы. Кулачные бои Лермонтовского времени

Масленица в музее Тарханы. Кулачные бои. Стенка на стенку

Кулачные бои на Масленицу – одна из главных традиций этого праздника, которая, в буквально смысле слова, развязывает руки мужчинам, предоставляя возможности продемонстрировать всем свою силу и удаль.  Конечно, в Древней Руси без драки редко обходилось любое веселье, но драка на Масленицу для мужской половины населения была практически делом чести.

Кулачные бои существуют в традициях многих стран мира. Однако только на  Руси они носят ритуальный характер состязаний большого количества народа, которые стирают грани между игрой и реальностью. К началу кулачных боев мужчины готовились очень серьезно. В рацион бойцов накануне состязания включалась жирная калорийная пища, в основном состоявшая из мясных блюд, мужчины парились в банях, а некоторые, по поверьям, даже обращались за магической помощью к знахарям и колдунам. Команды для боя формировались заранее, также, как и определялись правила боя, места для их проведения, выбирались атаманы. Мужская удаль, подогретая недельным масленичным весельем и алкоголем, просилась наружу, находя выход в таких своеобразных игрищах.

Цепные бои или свалки-сцеплялки

Цепные бои или свалки-сцеплялки – этот вид кулачных боев считается наиболее опасной забавой на Масленицу. В его ходе все дрались против всех. Формально, правила, также как и договоренности между противниками, конечно, существовали. На самом же деле в пылу сражения их практически никто не соблюдал. Наибольшее количество травм приходилось именно на последствия цепных боев.

Стенка на стенку

Стенка на стенку считается традиционным русским кулачным боем и самым зрелищным его видом на Масленичной неделе. Две противоборствующие стороны выстраивались в определенном порядке друг напротив друга в несколько рядов. Целью является прорвать оборону противника и заставить его отступить. 

Завершались бои, как правило, совместным празднованием победы, чествование героев и полным перемирием противников. 

Новая программа развития туризма В Сочи

По сообщению пресс-службы сочинской мэрии, 1 июля на Экологическом совете при Главе города Анатолии Пахомове, была представлена принципиально новая концепция развития туризма, направленная на повышение привлекательности всех территорий курорта.

Как устроить или как выбрать себе отдых в Сочи, в Краснодарском крае, в России?

Ответить на этот вопрос пытаются многие туристы. Любой интерес и мнение по курорту и отдыху на  нем основывается на экспертной оценке специалистов туристической отрасли, блогеров и журналистов, которые своими ногами прошли по набережным курортов, посетили самые популярные и экзотические бары и рестораны, танцевали на дискотеке или пели в караоке у моря, нашли самый недорогой и комфортный отель, где остановились на отдых с детьми или компанией друзей.

Отдых на курорте

– тема публикаций информационно-туристического портала DRIVE NEWS. А с учетом того, что в связке с порталом работает интернет-СМИ, информационное агентство DRIVE NEWS, которое в курсе самых последних новостей и событий на курортах, знает изюминки каждого отеля на Красной поляне в Сочи, или по достоинству оценило пляжи в Дивноморском или Витязево – это мнение стоит принять, как достоверное.

  Обрядовые бои — это не только бои между собой добрых молодцев, которые непременно водятся на игрищах. 

Обрядовые бои и действа проводятся во время праздников на капищах, у святилищ и в других местах по случаям на то подобающим. Отличаются они тем, что подчёркивают обрядовую традицию того или иного славянского празднества и делают его более красочным и весёлым, давая всем на праздник пришедшим бодрость духа и весёлое настроение, в вместе с этим, поддерживая древние традиции и придания.

В современных славянских общинах обрядовые бои проводятся по-разному и в разные святодни (славянские праздники).

Из того, что удалось собрать следует отметить, что почти повсеместно обрядовые бои проводятся на день Перуна, бой между Перуном и Кощеем, в других местах – Перуна с Велесом. Также обрядовый бой устраивался на Масленицу — Комоедицу, на Ярилин день, в некоторые дни поминовения Предков.  [lj-cut text=дальше]  

Обрядовые бои имели разные смыслы и различные содержания, так, например, сохранились предания о брачном бое. Ритуализация брачного боя в мире людей, придание магических свойств самому действу и отдельным элементам увеличивают сферу его применения. Рождается обрядовый бой, символом которого становится мужское оплодотворяющее и охраняющее начало, а двигателем – механизм морали. Истоки боевого искусства в этом плане едины для всех народов. Далее у каждого свой путь развития.

Реликты обрядовых боёв и архивные материалы позволяют составить представление о таких боях у славян. Их можно разделить на два цикла: календарный и семейный. В календарный входят все, связанные с аграрными, поминальными обрядами, а также с брачными играми молодёжи. К семейному относятся бои на похоронах и свадьбе.

В боях, входящих в состав аграрной магии ритуальные удары, борьба, катание по полю и т.п., по представлениям древних, символизировали оплодотворение земли, способствовали защите урожая от неблагоприятных условий. Бои на похоронах, поминках – «драци по мертвеци»–реликты древних тризн, бойований – элементы культа предков. Цель их – доказательство жизнеспособности потомков. Бои на свадьбе (сватовстве, бранинах, свадебном пиру, вьюнинах) – отголоски отношений родового общества. Ритуальное противоборство родов жениха и невесты, из-за невесты (как плодородного начала) должно было благоприятствовать деторождаемости, аграрному плодородию, благополучию семьи и рода. Реформация – обрядового – боя отпадение ритуальных рамок и магических функций – послужила становление игрового боя. В нем на смену морали приходит нравственный механизм, основой которого является своеобразный свод правил и уложений – Уговор. В связи с этим бой видоизменяется, дается толчок развитию тактики и стратегии.

База развития боевого искусства – славянская община (подчас крестьянская). Такие же явления, как дворянская родовая борьба, казачьи «пластуны», боевая система в славяно-горицкой борьбе и т.д. – всего лишь естественные ответвления, в основном военно-прикладного характера.

Среди мужских развлечений и забав самым любимым в народе были «кулачки» – игра, распространённая повсеместно. Все возрасты были ей покорны, бились с семи лет и далеко за семьдесят. Самые крупные бои собирали до десяти тысяч участников, во время их проведения прекращались все другие занятия. Бои и целые кулачные баталии проходили круглогодично (календарный цикл). Зимой бились не только в праздники, но и по воскресеньям. В разных губерниях, волостях и уездах зачастую календарь боёв был свой, так как существовали местные праздники.

В конце XIX века зафиксированные кулачные бои у русских достигали своего апогея на Масленицу, у украинцев – на Коляду, у белорусов так же на святки и на Ивана Купалу (пережиток обрядовых функций). У русских известно четыре вида кулачного боя:

«один на один»» – то же, что «сам на сам» или «охотницкий бой» (бой, на который выходили «по охоте», то есть по своему желанию). Следующий вид, очень древний – «свалка-сцеплялка». В нём идёт противоборство двух партий бойцов, без каких-либо построений и порядков линий, или же это бой, где каждый бьётся сам за себя.

Вид «раз за раз» близок к виду «один на один», но здесь соперники наносят удары в строгой очерёдности. Самым же любимым был бой «стенка на стенку» или «край на край». (Речь о нём пойдёт ниже).

У украинцев и белорусов известно по два вида кулачного боя. Украинские «один на одного» и «лава» – подобие «стенки на стенку» у русских, но в одну шеренгу. У белорусов – «адзин на адзин» и «сценка на сценку».

Обычай биться «на кулачки» распространился и на ближайшие соседние народы, он развивался и обогащался от взаимных культурных контактов. Известно, что у грузин в Тифлисе устраивались кулачные бои (муштис-криви) на масленицу, а так же на второй день Крещения. Самый большой, «авлабарский» кулачный бой, был на день Красной Горки.

Аксаков в «Семейной хронике» описывает кулачные бои на озере Кабан в Казани между русскими суконными слободами и татарскими слободами, находившимися на противоположных берегах озера. Казанские суконщики считались к тому же лучшими кулачными бойцами в России.

Как сказано выше, [b]обычай биться «на кулачки» существовал в разных местах со своими местными особенностями[/b]. И всё же можно примерно восстановить общие черты его проведения во время праздника, игрища и т.д., характерны для большей части территории России.

Подготовка к «кулачкам» начиналась задолго до самого боя, когда люди выходили со двора и направлялись на место гуляния, игрища. При этом неважно, где проходило само действо – в своей или соседней деревне, за городом. Шли ватагами парни, девки; играли гусли, балалайка, позже уже и гармонь (улошные наигрыши); пелись песни. Парни задирали друг друга и девок (позже это вылилось в целую частушечную традицию). Дальше – больше. Встречая «улицу» из соседней деревни, вступали с ней в музыкальный диалог-состязание.

У атамана нашего
Ножик пошире вашего,
Ножик пошире, повострей,
 И атаман побоевей.

Тут же шли мужики своими компаниями, бабы; пели и судачили. А на месте гуляния «молодёжь» и «мальцы» уже заводили хороводы, разные игры. Выходили плясуны – кто кого «переймёт»:

Мы с товарищем плясали,
Ремешки резиновы.
Девки из кути глядели,
 Только рты разинули.

Состязались борцы на кушаках, на пальцах, на ремне и т.д. Боролись «всхватку» (обоюдный захват крест-накрест на спинет целью бросить соперника на землю). Каждый на игрище держался своей компании по возрасту и положению. Центром же всеобщего внимания было начало кулачных боёв. Выходили бойцы, делали «уговор» (правила, по которым будет идти бой). Поединщики трижды обнимались и целовались, показывая, что между ними нет личной вражды. Конец боя зависел от уговора: бой мог кончаться падением одного из участников или идти до первой крови (военные же поединки полководцев или лучших воинов перед битвой шли «на буйны головы» – до» смерти).

Если один или оба соперника участвовали в бою с деревянной дубиной («ослоп», «чекмарь» и т.д.), бой переходил в палочный, его полтавское название – «дубинник». Соперник мог не ответить на вызов, потому что палка во многих местах не считалась значимым оружием, главную роль играло владение техникой. Использование палки зависело также от уговора. Известнейшие бойцы предпочитали биться голыми руками, они чаще всех использовали и технику ног (опять же по уговору), применяемую лишь на поединках. Этим заботились о меньшей травматичности тех бойцов, которые не знали о боевых качествах друг друга.

Кончался «охотницкий» бой, и какой-нибудь залихватский парень вызывал против себя несколько человек, случалось, более десятка, в бой «на кругу» (вариант «свалки-сцеплялки»).

 Выходи, ребята, биться,
Чем зажмурившись ходить.
Я один сюда пришедши,
Ох, слабо ж меня побить!

Бойцы окружали смельчака плотным кольцом. Кончался бой падением «захвальщика», или же он разгонял окружавших его. Неожиданно всё могло перерасти в «свалку-сцеплялку». Здесь, как и в бою «на кругу», главную роль играла техника «кругового» боя, позволявшая успешно биться сразу с несколькими соперниками одновременно. Она была широко распространена на Руси и наряду с техникой ведения боя на льду (а зимой чаще всего именно там и проводились «кулачки») является чисто славянской особенностью.

И вот начинается главное действо: на поляну «выкатили» мальцы из двух команд, расположенных по разным концам поля боя (команды комплектовались на селе – по территориальному, в городе – по профессиональному, в прошлом же – по родовому признаку). Это ребята 7-10 лет, которые «зачинают» бой. Для «зачина» зимой применялись снежки, летом – еловые шишки. В некоторых местах соперники просто остро задирали друг друга шутками, что зимой обычно заканчивалось совместным барахтаньем в снегу.

Кто-то полетел в сугроб, кому-то разбили губу, и клич «наших бьют» собирает подростков 12-15 лет. Они уже комплектуют свою однолинейную «стенку», у них уже имеется свой атаман – сильный подросток, который руководит и управляет маневрами «стены». Одна из «стенок» под напором отступает, и на арену выходят «выростки» со своей «стенкой» – им по 17-19 лет.

Старшие смотрят, как бьются их сыновья, внуки, правнуки. Подзадоривают бойцов, дают советы. Скоро черёд взрослых.

Атаман подал команду,
Старики пошли в након.
Уходите, малолетки,
Ныне вышел вам закон.

Основная «стенка» состоит из взрослых, женатых мужчин. Она имеет по минимуму три эшелона, три шеренги бойцов, одна за другой, попеременно вступающих в бой (как сквозь гребёнку). Только на Украине бились в одну шеренгу, как уже говорилось. Атаман или «вожак» старшей «стенки» заранее распределяет бойцов по боевым линиям в зависимости от их качеств. Так, бойцы ловкие, но лёгкие по весу, любящие простор для своей техники «отскоков и наскоков», выигрышной в поединках, встают по флангам (крыльям). Массивные и крепкие бойцы занимают место в середине «стены», называемое «чело» или «грудь». В центре ряды теснее, они позволяют проводить только технически-ювелирную работу руками.

Бойцы не могут сильно маневрировать, им приходиться принимать на себя массу ударов, защищая середину «стены» от прорыва. Атаман выбирает и «клиновых» – сильных, выносливых бойцов, образующих в центре «чела» треугольник, задача которого – прорыв середины линии противника – «дать клина» – с дальнейшим расширением его и разрушением порядков «стены» соперников. Это заканчивается обычно бегством прорванной стенки, если на помощь не подоспеет «надёжа» – боец или бойцы «засадного полка»

 Проломили в нас серёдку,
Ихний старшой завопил,
Ноги дать уже хотели,
Да «надёжа» подкатил.

 «Надёжа» – обычно известный кулачный боец. Он один мог биться подчас со всей стенкой» соперника, имел почёт и уважение в окрестностях, громкое прозвище: «Гром», «Стосил», «Стойкий», «Кремень» и т.д. Врываясь в пролом своей «стенки» с шапкой в зубах, он должен был задержать наступление соперников, дать возможность своим собраться с силами, вновь построить шеренги для контратаки. «Надёжа» не участвовал непосредственно в бою, стоял поодаль, ожидая своего момента. Сделав дело, возвращался на место и вновь наблюдал. Наблюдали и бойцы «засадного полка». Они стояли в укрытии, чтобы разведчики и глазеющие не предупредили противника о запасе сил. Действовал «засадный полк» иногда независимо от главной «стенки», в нём были лучшие бойцы, каждый из которых мог биться с десятком. Хотя у бойцов основной «стенки» не было уверенности, вступит в бой их «засадный» или нет, обычно он вступал и играл решающее значение.

Из архивов можно узнать, что в бою участвовало очень много ударных инструментов, задающих ритм: барабаны, тарелки, литавры и т.д. Музыканты сами не участвовали в бою, они являлись неприкосновенными личностями.

Число участников боя доходило до нескольких сот в деревнях и нескольких тысяч – в городах. В городах, чтобы не перепутать в такой массе своих и чужих, бойцам на помощь приходили купцы. Они привозили целые возы рукавиц и кушаков разных цветов. По цвету пояса бойцы и различали друг друга. «Стенки» в городах насчитывали до нескольких сотен участников в ширину и десятки рядов в глубину. Это усложняло атаману управление всей «стенкой», и он выбирал себе помощников: сотских, десятников и пятидесятников. Управлял «стенкой» атаман при помощи звуковых сигналов, специальных боевых кличей. Древние пешие военные построения славян строились и управлялись подобным же образом.

В кулачном бою одним из основных маневров «стены» был «дать с крыла»– это означало активное наступление фланга с целью смешать линии соперника и расчленить его ровный и плотный строй. Еще одна задача – вынудить соперника ввести все силы его шеренг сразу в бой, а затем и «засадный полк».

Опасность маневра «с крыла» при чрезмерном увлечении им состояла в том, что противоположная сторона могла «дать клина» – разрушить ослабевшую «серёдку». В некоторых районах маневр «с крыла» был запрещён правилами.

Самое же первое, общее для кулачных боёв правило, известное и доныне, это – «не бить лежачего», «не бить на лежок». Человек, присевший на корточки, уже считался «лежачим». В некоторых местах также – поднявший правую руку вверх. Правило соблюдалось везде. Нарушителей строго наказывали и свои, и чужие. Случаи нарушения встречались очень и очень редко. Уважение к исстари установленным порядкам было несоизмеримо выше…

Противоположная «стенка» проходила мимо выбывших из строя «лежачих» бойцов, которые могли вернуться в свою «стену» только обежав вокруг поля боя, потому что действовали правила «биться лицом к лицу, грудь к груди» и «сзади не заходить».

Правила предусматривали также равное количество бойцов в основных «стенках», не считая «надёжибойца» и «засадного полка». Бойцы явно неравные по качествам не вставали друг против друга. В «стеношном» бою бились один на одного, двое на одного не наступали. Это правило действовало до вступления «надёжи-бойца» и бойцов «засадного полка», которые бились одновременно со многими.

 Правила запрещали применение любых увечных ударов в бою, например» «в косицу» (висок), «свернуть салазки» (нижняя челюсть), «по мусалам» (в лицо сбоку), удар зубчаткой (с выдвижением средней костяшки кулака), все удары в область глаз (пальцами), горла, носа. Также – удары «под микитки» – по-другому «под хрящи», «в душу» (удар в нижнее левое подреберье в направлении к сердцу) и т.п. Также была запрещена работа локтями. Во многих местах – вообще удары в голову. При честном ведении боя и опытных бойцах травматизм был нулевой – за этим строго следили обычно старики 70-90 лет. Они подчас и сами в азарте вступали в бой, и тогда «молодые и здоровые» валились под их размеренными и точными ударами.

Правила запрещали различные укладки, свинчатки и т.д., утяжеляющие удар. Если под чьим-то ударом уж очень много падало бойцов и это привлекало внимание, то его обыскивали, и если что находили, то били нещадно. Отсюда и правило, встречающееся в некоторых районах – «рукавички долой», – с одной стороны, чтобы не было закладок, с другой – кожаные рукавицы сами по себе усиливали жёсткость удара. Запрещалось бить того, на ком «мазок», то есть кровь. Если и после сообщения бойцу, что он окровавлен, тот продолжал биться, говоря «не чую», то бой продолжался. Если же он получал некоторую травму или начиналось сильное кровотечение, то свои же бойцы оттаскивали его от боя.

Были и те, кого называли «малосильный горячек». Они всю свою силу тратили на первых десятках минут, а потом в бессилии падали на землю. А ведь «кулачки» продолжались по времени несколько часов, с перерывами же – и несколько дней.

Бой кулачных «стенок» кое-где кончался колокольным боем (он служил знаком к окончанию сражения). В большинстве случаев бой заканчивался победой одной из «стенок», которая определялась гранью или межою, за которую победители «выгоняли» соперников. А потом победители и побеждённые шли в обнимку по домам пить пиво и петь песни. В городах кулачники, часто делали «заклад» (премия победителю). Заклад бывал как вещественным, так и нет. В основном это было определённое количество пива или самогона. Позднее появились денежные «заклады», выплата которых налагалась на всю «стенку». Если побеждённые не могли в срок выплатить «заклад», то их атаман должен был залезть на фонарный столб на главной улице и кричать определённое количество раз «петухом». Конечно, до такого позора обычно не доходило.

 Долго в памяти кулачников оставался день этого праздника, где «греют бока и старый радикулит и румянят щёки». Отличившиеся пользовались всеобщей славой и уважением на протяжении долгого времени.

 «Заслышит дед своей печи призывный гомон боя, и встрепенётся в нём сердце старого кулачника; кряхтя, сползёт он с печи, выйдет потихоньку за ворота. Хоть посмотреть, послушать, вспомнить старое. Смотрит, смотрит, а потом, не помня как, очутится среди кулачников, ринется в бой. А через несколько минут с разбитым носом и окровавленным лицом, но удовлетворённый, кряхтя ещё сильнее, снова с трудом забирается на свою печь. В этом году дожил до боя, ещё раз в жизни бился, ещё раз и, может быть, последний…

http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/31-450-21455-16-1316954766

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кукушкин чай праздник башкир сообщение
  • Кукушкин чай праздник башкир описание
  • Кукушкин чай башкирский праздник
  • Кукурузные хлопья праздник сластены
  • Кукурузные палочки праздник сластены магнит