Книжные памятники Свет
Обратная связь
Версия для слабовидящих
Войти
НЭБ
-
Коллекции и спецпроекты
-
Новости
-
Информация для библиотек
-
Программное обеспечение для библиотек
-
Вопросы и ответы
-
Обратная связь
-
Форум
Наши продукты
Книжные памятники
Пресса
Свет
Мы в соцсетях
Версия для слепых
Технология интегрированного праздника
Куликовская И.Э.
Технология интегрированного праздника
Куликовская И.Э.
122 с.
Количество страниц
2003
Год издания
Волгоград
Место издания
О произведении
Издательство
Учитель
Ответственность
Кульневича С.В.
Серия
Педагогика нового времени
ISBN
5-87259-239-6
ББК
74.100.5я81, 74.200.25я81, 14.23.17
Язык
Русский
Еще
Библиотека
ЭКБСОН
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.
Пояснительная записка
Данная программа по направлению «Технология.
Обслуживающий труд 5 класс разработана учителем высшей категории Пантелеевой
И.Е., на основе практического пособия «Технология интегрированного праздника-
Мировидение» (И.Э. Куликовская «учитель» 2003г.)
На изучение программы выделено 12 часов, 5 -класс.
Курс — «Мировидение» — поможет подрастающему человеку присоединиться
к культурным, историческим и природным корням, которые будут подпитывать
национальное сознание и способствовать сохранению общности людей как народа —
единого и неделимого целого. Возросший интерес к духовному наследию России делает
актуальным приобщение школьников к народной культуре.
Актуализация данного курса в том, что в последнее время
образовательный процесс в ДОУ все чаще рассматривается как целостная
образовательная технология. Однако при всей справедливости такого рассмотрения
не следует упускать из виду, что технология – это еще не весь процесс, а только
его часть. Другая важнейшая часть образовательного процесса – содержание, всё
больше отодвигается на второй план. Опасность «глобальной технологизации»
состоит в попытках взрослых оградить мир детей от окружающей жизни, создать
иллюзорный мир добра и порядочности, высоких ценностей, отгораживающих ребенка
от правды жизни. Программа «Мировидение» поможет сохранить интегральное образовательное
пространство, углубляя и расширяя гармоничное мировосприятие детства.
Именно в таком пространстве возможно не поверхностное схватывание, а
глубокое постижение и понимание ребенком взаимосвязей, взаимозависимости и
гармонии реального мира и себя в нем.
Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях,
обрядах, произведениях устного и народного творчества, где высвечены
национальные идеи и гражданские ценности. Во все времена, для воспитания, различные
народы использовали одни и те же средства, но смысл и содержание у них были
разными и зависели от того, как они понимались и воплощались в сказках,
легендах, фольклоре, музыке, народном творчестве, а затем и в других
произведениях искусства. Поэтому с малых лет у детей различных национальностей
складывалась своя, в чем-то схожая, но в основном не похожая на другие,
национальная картина мира.
Использование в народном творчестве образы героев, смыслы их
поведения и поступков были неразрывно связаны с привычными, свойственными
только этому конкретному народу культурными традициями. А различие в восприятии
мира — как раз и поддерживало ребенка в ощущении себя русским, адыгейцем,
англичанином, французом. В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство
забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом
окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.
Программа «Мировидение» поможет отразить жизнь определенной группы
людей — русских, их специфичный быт, традиции, символику и др., отражая таким
образом, неповторимую своеобразную национальную русскую картину мира.
Цели и задачи
·
Специфика целей и содержания изучения курса профессиональной подготовки
существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся:
·
к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт
своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при
определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования
·
как средства развития культуры личности. Необходимо подчеркнуть
значение взаимообогащения устного и декоративно-прикладного творчества. Эти
виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию
смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов
(мотив, композиция, цветовое решение)
·
связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом,
традициями, окружающей природой.
Ожидаемые результаты:
·
— учащиеся приобретут
знания по народной культуре; — повысится интерес к изучению истории,
прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется
познавательная деятельность;
·
— выявится интерес к изучению истории, художественно — прикладной
деятельности,
Возрождение практических рекомендаций жизни,
обращающих человека к памяти предков и ведущим его в неизведанное будущее.
·
Освоение
технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды
деятельности.
·
Развитие
познавательных интересов, мышления, пространственного воображения,
интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
·
Эстетика и экология
жилища.
Знакомство с опытом предшествующих поколений,
их обрядов и традиций. Формирование мировоззрения молодого человека по
отношению к своей Родине и другим нациям и народам.
·
Восхождение молодого
поколения к духовным ценностям, сохранение и возрождение культуры своего
народа.
Получение опыта и применение его в практической
деятельности
Отличительные особенности данной программы:
·
прикосновение к
истокам жизни наших предков
·
возрождение традиций
Обучение проводится
в двух направлениях:
·
усвоение знаний;
·
формирование умений;
Формы и методы проведения занятий:
·
(беседы, дискуссии,
экскурсии в музеи, праздники)
·
информационно-сообщающий
·
иллюстративный
·
воспитания
·
репродуктивный
·
Тема № 1
Вводное занятие №
(2 час)
Основные теоретические
сведения:
Национальная
картина Мира.
Различие в
восприятии образа
мира.
Практическая работа:
по карточкам – «Мир русской
культуры в сказках,
мифах, легендах, поэзии. Поисковая работа с использованием ИКТ,
технологических карт.
Объект труда.
Обереги. ИКТ.
Тема № 2 (2 час)
Тема:
Образы Российской
природы.
1. Расшифровка
смыслов, образов. 2. Поэтический образ природы.
3. Историческая
культура.4. Времена года. 5. Стихия мироздания
1. Приобщение школьниц
к культуре нашего народа. Воспитание восприятия образа
Российской природы.
Практическая
работа: Изготовление
методического
пособия: «Национальный
образ мира»
Эскизы, Аппликации.
Тема № 3 (2 час) Тема:
Образы русского
дома.
1. Пространство дома.
2.Функция дома 3. Структура дома 4. Украшения дома
2. Покровители дома
3. Предметы особого
почитания дома
Знакомство учениц с образами
дома
Воспитание семейных –
ценностей хранения семейного очага»
Формирование сознания
значимости пространства дома
Практическая
работа: «Проектирование
дома»
Объект труда.
Таблицы,
инструкционные карты
Тема № 4. (2 час)
Праздники.
1. Интеграция
культурных знаний о Мире
2. Функция праздника
3. Акцент праздника
4. Цель праздника
1. Погружение ребенка
и педагога в сферу культурных ценностей и смыслов.
2. Формирование
мировоззрения.
3. Воспитание познания
своих истоков
4. Взаимодействие друг
с другом в творчестве.
Художественно-творческое
отражение реальной действительности в музыкальных
импровизациях,
рисунках, поделках.
Разработка
интегральной технологии праздника.
Создание атмосферы
радости.
Практическая работа:
Подготовка к празднику:
«Золотая осень»
(Распределение
Ролей, Изготовление
костюмов,
Объект труда.
Материал для
изготовления оберега.
Тема № 5 (2час)
Тема: Праздник
«Золотая осень»
1. Праздник в народных
поверьях
2.Символический образ
3. Костюм.
4. Украшение тела
5. Маски
6 Основные символы —
образы праздника
Воспитание видения
реальной действительности — добра и зла.
Формирование
чувственной радости взаимодействия искусства и действительности
сегодня
Воспитание в ребенке
исследовательских, философских, творческих качеств.
Работа над сценарием.
Использование готовых сценариев и доработка.
Практическая
работа:
Подготовка к
Празднику. (Подготовка
декораций).
Объект труда.
Таблицы.
Инструкционные карты.
Тема №6 (2 час)
Тема:
Проведение
праздника
1. Развитие
праздничного действия.
2. Организация
пространства и временной композиции сценария.
Формирование
индивидуальности.
Воспитание личностных
качеств.
Воспитание этикета — как
языка культуры. (Применение музыки, песен, народных танцев,
Хороводов.
Практическая
работа: Проведение праздника
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
• создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,
применение индивидуальных, групповых форм обучения, формирование знаний
учащихся на разных психологических уровнях, развитие творческого воображения
учащихся в практической и творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
• учащиеся приобретут знания по истории народной культуры;
• повысится интерес к прикладному творчеству, фольклору как на уроках,
так и вне их;
• активизируется познавательная деятельность;
• выявится интерес к изучению истории художественно- прикладной
деятельности,
Возрождение практических рекомендаций жизни, обращающих человека к
памяти предков и ведущим его в неизведанное будущее.
Требования к уровню
подготовки:
Учащиеся должны знать:
·
Национальную картину Мира.
·
Образы Российской природы
·
Образы русского дома
·
Технологию проведения праздника
Учащиеся должны уметь:
·
Образно представлять ценности природы дома, сказок, музыки
·
Приобщаться к народной культуре
·
Воспитывать в себе семейные ценности домашнего очага
·
Погружаться в сферу культурных ценностей и смыслов
·
Воспитывать в себе познание истоков
·
Видеть добро и зло
·
Формировать индивидуальность
Литература:
1. Образовательный
стандарт Образования по технологии
(Научно-методический журнал «Школа и
производство»;
2. Учебно-методическая
литература:
·
«Обучение технологии в средней школе 5-11
класс» (Байбородова Л.В., Солдатова В. В., Серебренникова Л.Н., Курицина И.В.
Центр — «Владос»2003г
·
«Своё дело и заработок» (Издательство «Радар» 2004г).
·
«Технология Интегрированного праздника — «Мировидение»
·
(И. Э. Куликовская Практическое пособие издательство «Учитель» 2003г.
·
« Материальная и духовная культура бурят»
(В.Д. Бабуева Учебное
пособие Улан-Удэ 2004г.)
·
Журналы:
«Школа и
производство»; «Вестник Образования»;
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
(диски- народные промыслы: «Гончарное дело»;
фильмы —
профессиональная подготовка «Знакомство с профессиями»)
Населенный пункт: ЛНР, г. Брянка
Приобщение детей к народному творчеству.
Задачи:
— Способствовать развитию музыкально — эстетического вкуса;
— Расширять знания детей о русских народных традициях;
-Продолжать знакомить с различными жанрами устного народного творчества; — развивать творческие способности детей, познавательную активность детей;
-Развивать выразительность речи, музыкально-двигательные способности и творческий подход к своей роли.
-Привлечь родителей к участию в жизни сада
— Создать атмосферу праздника.
Ход праздника:
Вед. Здравствуйте, гости дорогие, Маленькие и большие. Милости просим на праздник Осени!
Выбегают скоморохи
1.Здравствуйте. почтенные господа. Мы приехали на ярмарку сюда!
2. На вас посмотреть и себя показать! Мы весёлые скоморохи – потешники!.И скоморохи – насмешники!
Танец скоморохов.
1.Эй, не стойте у дверей, Заходите поскорей! Народ собирается, Наша ярмарка открывается!
Скоморохи делают воротца, в которые заходят дети под музыку «ай, да ярмарка»
Вед: Как у наших у ворот стоит ряженый народ,
А ребята удалые, в те ворота расписные
Змейкой быстрою бегут, смех, забавы вам несут!
Входят дети
1Ском.: Всем! Всем! Всем!
Кто подходит и кто уже здесь!
Объявляем важную весть:
В детском саду «Радуга»
На торговой площади,
Начинается у нас
Ярмарка сейчас!
2Ском: Осенью и там, и тут
По всему Донбассу ярмарки идут.
Уж на ярмарке веселье,
Там и пляшут и поют
И товары продают.
Исполняется песня «На ярмарку» (На мелодию русской народной песни «Во кузнице»)
1.На я, на ярмарку (2 раза)
Как на ярмарку народу собралось. (2раза)
2.Играет музыка (2раза)
Здесь народное гулянье началось (2раза)
Дети старшей группы по одному:
— Наша ярмарка большая!
— Веселая и цветная!
— Она громкоголосая
— С золотыми косами!
— Пестрая да яркая…
Все: Осенняя ярмарка!
Подготовительная группа танцует:
Парный танец «ЯРМАРКА-ЗОЛОТАЯ ЯРМАРКА»
1Ском:Вас приглашает щедрая осень,
Приходите, милости просим!
2Ском:Ждёт вас программа изрядная,
Весёлая, незаурядная.
Вас ждут дары осени славные,
Они на ярмарке самые главные
Вед:. Осень просто чародейка Посмотри по сторонам Яркий, добрый, разноцветный праздник подарила нам!
1реб подг.гр.: По дорожкам бродит осень. В рыже-красном сарафане, А над ней синеет небо. И играет облаками.
2 реб. Осень трогает листочки. Сыплет жёлуди горстями. Собирает вместе тучи. Поливая всё дождями.
3 реб. Уток в небо поднимает. В лужи смотрится красуясь, Ветерком в ветвях играет. С каждым листиком любуясь.
- реб. В красных бусинках рябинки. Зазывают в хоровод. У реки дрожат осинки. Ветер в их ветвях поёт.
ВЕД.: Так давайте славить Осень
Песней пляской и игрой.
Будем радоваться вместе –
Это осень, праздник твой!
ПЕСНЯ : «ОСЕНЬ МИЛАЯ,ШУРШИ!»
СКОМОРОХ: Внимание, внимание строгий приказ: веселиться, петь и плясать до упаду. Скоро на наш праздник прибудет сама матушка Осень.
4реб. Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!
Кто-то покупает, кто-то продает!
5. Осень – знатная купчиха,
Продает товар свой лихо.
Заработал урожай?
Что ж с лихвою получай!
6. Люди осень привечают,
Люб нам весь ее товар.
Заходи, купчиха Осень,
На веселый наш базар!
ВЕД: Давайте вместе позовем Осень!
Все: Осень, Осень в гости просим!
Звучит музыка выходит Осень
Осень: Здравствуйте, мои друзья! К вам пришла на праздник я!
Всё кругом я нарядила, Тёмный лес озолотила!
Стало в нём светло, как днём, Листья там горят огнем!
Я Осень золотая,
На признак к вам пришла
Осенние подарки
Всем деткам принесла.
Есть в корзиночке моей угощенье для детей.
Фрукты ароматные, до чего приятные!
Ведущий:
Здравствуй, Осень. Мы очень рады тебя видеть! И хотим потанцевать с тобой.
ОСЕНЬ:РЕБЯТА, за руки возьмитесь в хоровод все становитесь!
Хороводная песня «Осень гостья дорогая».-старшая и подготовительная гр-пы
Ребёнок:
Осень! Ты можешь грустить и смеяться.
Дождиком плакать, потом улыбаться.
Красками яркими радовать нас.
Хмуростью неба грозить каждый раз.
Очень ты хочешь нас всех удивить.
Будем мы осень любую любить.
ОСЕНЬ- Я вам, дети, тоже рада.
У меня для вас награда –
Если в огород зайдете,
Овощи вы там найдете.
Много яблок и айвы.
Груши, сливы собирайте.
И на зиму запасайте.*
Р-к:- Золотая наша осень!
Мы тебя благодарим.
За подарки и сюрпризы
Все: Мы спасибо говорим.
Вед.: Посмотрите, с огорода заготовила природа
Массу вкусных овощей для супов, и для борщей!
Для детей, их пап и мам устроим мы турнир реклам,
Реклам не простых – витаминных, овощных.
Выходят дети старшей группы, берут шапочки овощей, встают у центральной стены.
Вед.: Во саду ли, в огороде фрукты, овощи растут,
Мы сегодня для рекламы их собрали в зале тут!
ОВОЩИ Хором: Урожай у нас хороший уродился густо:
И морковка, и горох, белая капуста.
1 реб.: Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
Будешь ты здоров, дружок.
2 реб.: Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.
3 реб.: Нужна свекла для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету.
4 реб.: Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я вам друг –
Я простой зеленый лук.
5 реб.: Круглое, румяное
Яблоко на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Хором: Мы представили сегодня вам рекламу для борщей,
Для здоровья и для силы ешьте больше…
Все: ОВОЩЕЙ!
ВЕД: Осень парки украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
ОСЕНЬ:.И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
СКОМОРОХ: Добро пожаловать, друзья,
К нам на ярмарку сюда!
2 СКОМОРОХ: Ярмарка! Ярмарка!
Удалая ярмарка!
. Это песни, это пляски,
Это звонкий детский смех.
Игры, шутки и забавы,
Хватит радости на всех.
Осень: Долго, долго во дворе
Льется дождик в октябре.
Слышишь капель перезвон?
Это к нам стучится он!
Танец:«С неба капельки летели» — средняя группа
Ведущий: Вот и дождик перестал
Ветер тучки разогнал
Снова солнце светит –
Веселитесь, дети!
Ну-ка быстро встанем в пары,
Время пляски заводной.
Каблучками все притопнем,
Вот как пляшем мы с тобой!
Парный Танец: «Осень –раскрасавица» старш. и подг. гр-пы.
Вед.: А на ярмарке народ прибавляется,
А на ярмарке веселье продолжается!
Исполняется песня «Ах, ярмарка как ты хороша!»
Ведущий: Кто еще хочет нас потешить на нашей ярмарке?
Скоморох 2: Вот потеха, нету мочи,
Веселиться б так до ночи!
Скоморох 1: Нет уж братец не зевай
Новый конкурс открывай.
Скоморох 2: Приглашаю на игру — Карусель я заведу.
Скоморох держит в руке зонт с разноцветными лентами.
Проводится подвижная игра «Карусель». средн. гр.
Дети не садятся.
Ведущий. На ярмарке веселье — от всех бед спасение.
Не скучай, народ, заводи хоровод. Дружно за руки беритесь, в хороводе веселитесь.
ХОРОВОД : «Выглянуло солнышко, но тепла немного»-средние группы
Осень. А товар на ярмарке разный. Давайте посмотрим, что продают?
1-й ребенок
Товар отменный.
Вот самовар медный,
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит.
2-й ребенок
А,вот игрушки для ребят,
Сами на тебя глядят:
Медведь рычит,
Воробей пищит.
Ведущий. И правда, медведь рычит. Да это не игрушка рычит, а самый настоящий медведь на ярмарке появился.
Входит Цыганка и ведет медведя.
Цыганка
Расступись, народ честной,
Идет медведюшка со мной.
Сценка
Звучит цыганская музыка, раздаётся рычание, ЦЫГАН выводит Медведя на поводке.
ЦЫГАН: Расступись, народ честной,
Идёт медведюшка со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
(медведь кланяется публике)
— Покажи-ка мишка, как девочки собираются?
(медведь красит губы, прихорашивается)
— А какие бывают мальчики?
(медведь дерётся, рычит)
— А как Ваня проспал и в детский сад опоздал?
(медведь «спит», вскакивает, бежит)
— А как Дуняша пляшет?
(медведь выставляет ногу)
— Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя.
(медведь крутит задом)
Ведущий: А что ещё умеет ваш медведь?
ЦЫГАН: Считать, э… плясать и на бубне играть!
Осень: Да ну!?
ЦЫГАН: А смотрите сами!
Мишка, а ну скажи, сколько будет 1+1? (Медведь стучит 2 раза по бубну.)
Ведущая: Мишка, а сколько будет 1+2? (Медведь стучит 2 раза.)
ЦЫГАН: Думай, Мишка, думай! (Мишка раскачивается и стучит 3 раза.)
ЦЫГАН: Молодец! (Гладит Медведя по голове.)
Ну а сколько будет 1+3? (Медведь ревёт, раскачивается, бьёт себя по голове.)
Ведущая: Не знаешь? (Медведь кивает.)
Ну ничего, ничего, тебе ребята помогут!
Дети: Четыре! (Медведь стучит 4раза.)
ЦЫГАН:
А кто-нибудь из вас видал
Чтобы мишка танцевал?
Он немного неуклюжий,
И стеснительный к тому же,
Но не может устоять:
Очень любит танцевать.
Давай черноголовый!
Мишка танцует под муз. «Цыганочка», затем идёт собирать гонорар.
Осень
А вот куклы деревянные,
Круглолицые, румяные.
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
1-я матрешка
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
2-я матрешка
Нам, конечно, интересно
Про матрешек рассказать,
Но неплохо бы напомнить:
Когда мы будем танцевать?
Дети исполняют танец «Матрешки»девочки подготовит.гр.
Скоморох: А сейчас- внимание!
Начинаем танцевальную игру-марафон
Болельщики, активнее болейте,
Но карвалол и валидол не пейте,а вместе с нами двигаемся!
Флеш-моб: «Двигайся-замри»
Вед:
Спасибо, тебе Осень, что к нам пришла,
Спасибо тебе за богатый урожай,
Приходи к нам ещё, не забывай!
Осень: Прощаюсь с вами и желаю
В мире жить, всем дружить,
Родным краем дорожить.
А на праздниках веселых
Петь, плясать и не тужить!
В гости к вам ещё приду,
Только в следующем году!
Осень прощается и уходит
1Скоморох: Плясали, пели, да чайку попить захотели.
У нас угощение, всем на удивление!
2 скоморох:
А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет, покупайте!
1 скоморох:
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо — чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Вдвоем:
Тары-бары-растабары,
Расторгуем все товары!
(Скоморохи приглашают всех гостей к ярмарочным столам)
Идет распродажа, чаепитие, гости покупают сувениры, овощи, фрукты, домашнюю выпечку.
Скоморохи: Славно мы повеселились,
Поплясали, порезвились
А теперь пришла пора
Расставаться нам, друзья!
Ну, до свиданья! Нам пора! Может, свидимся когда!
Уходят.
Ведущая:
Весь распродали товар.
Закрывается базар.
Все вместе: Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Под музыку уходят.
Литература:
- Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И.,Осень золотая:музыкально-игровой материал.-М.: ВЛАДОС,2000
- Вакуленко Ю.А,Конспекты занятий,тематические викторины,игры для детей 5-7 лет.издательство «Учитель» Волгоград,2009
- Куликовская И.Э.Технология интегрированного праздника. издательство «Учитель»,2003
- Федорова Г.Танцы для детей.СПб:Детство-пресс,2000
Библиографическое описание:
Гришина, И. В. Взаимодействие детей и родителей в праздничном пространстве / И. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15049/ (дата обращения: 01.02.2023).
Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Вовлечение семьи в жизнь детского сада — одна из главных составляющих работы нашего дошкольного учреждения. Кто же они, родители наших воспитанников? Это люди очень разные по образованию, благосостоянию, взглядам на развитие общества, но объединенные одним общим интересом — они хотят, чтобы их ребенок в детском саду чувствовал себя уверенно и комфортно, был счастлив и успешно развивался. Поэтому наша задача — ежедневно создавать возможности для успеха каждого ребенка.
Хотелось бы затронуть один из аспектов сотрудничества с родителями, а именно — их участие в подготовке и организации детских праздников.
Общение с родителями начинаю с трансляции им положительного образа ребенка, что является основой доверительного — делового контакта с ними, при котором подчеркиваю положительные черты личности ребенка, его успехи в музыкальной деятельности, проявившиеся в ходе занятий. Обычно, на основе достигнутой доверительности у родителей возникает потребность поделится сведениями о творческих проявлениях малышей дома.
Праздники — особая, любимая часть нашей общей жизнедеятельности. Объединение усилий родителей и педагогов — вот, пожалуй, та нить, которая пронизывает направленность работы по их подготовке.
Опыт работы свидетельствует, что одним из самых эффективных средств воспитания является непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками, реализуемое в празднично — игровой деятельности. Поэтому предварительная работа по подготовке и проведению праздников предполагает максимальную активность родителей, с учетом их предложений и возможностей, что, как показывает практика, обогащает и педагогов и родителей опытом творчества и сотрудничества, позволяет нашим мамам и папам раскрыть свой творческий потенциал, научиться делать то, чего они раньше не умели, объединяет в творческом сотрудничестве родителей и детей. Такой подход устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.
Накануне праздников разрабатываю рекомендации родителям для домашнего музицирования. Например, пользуясь материалами рубрики «Пойте с нами», наши семьи узнают, какие песни дети поют на занятиях и сами изучают их, чтобы исполнить вместе со своим ребенком на празднике. Информирую родителей и о том, какие традиции имеет предстоящее торжество, как интереснее организовать семейный праздник в совместной деятельности с детьми. А в газете детского сада «Семейный альбом» родители делятся своим опытом на тему «Наши семейные праздники».
Известно, что тема домашнего досуга всегда актуальна, а современные игрушки не всем по карману, поэтому было решено познакомить родителей на семейных мастер — классах с тем, какие прекрасные игрушки и атрибуты для домашнего театра, оркестра можно самостоятельно изготовить из доступных материалов. Результат превзошел все ожидания. Наши семьи открыли для себя много полезного и интересного, творчески подошли к изготовлению из бросового материала шумовых инструментов, театральных кукол. Выставка их работ долго радовала детей, родителей, сотрудников детского сада.
В результате на праздниках теперь звучат голоса инструментов, созданных родителями, «оживают» театральные куклы, появились также домашние оркестры, театры, что очень важно для развития детей в самостоятельной деятельности. Пример родителей способствовал развитию творческой, поисковой активности, самостоятельности детей.
Обсуждая на родительских собраниях вопросы, связанные с подготовкой к празднику, мы с нашими мамами и папами обмениваемся идеями, практическими советами по поводу предстоявшего праздника, разрабатываем план совместных действий.
По опыту знаю, что всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике, исполняя роль сказочного персонажа.
Например, мама Илюши удивила всех своей артистичностью, перевоплотившись на празднике «Волшебный посох» в веселого шалопая — клоуна Кирюшу, а робкий Илюша раскрепостился рядом с мамой и забыл про свои страхи и стеснительность. Мама Ани, исполняя роль Снегурочки на празднике «Колокольчик добра», реализовала мечту своего детства и доставила много радости детям своей искренней, эмоциональный игрой. А с какой гордостью и восхищением смотрели на своих пап и мам дети подготовительной группы «Ромашка», когда их родители появились на празднике, посвященному «Дню знаний» в роли учеников лесной школы.
Для менее активных взрослых нахожу спокойные роли. Например, «хранители волшебных кристаллов или сюрпризных конфет». Родители моих воспитанников с интересом исполняли на праздничных представлениях роли «звукорежиссеров», «светооформителей», «театральных декораторов», когда во время представления имитировали стук дождя, шум морского прибоя, вой ветра, электрическими фонариками изображали «блеск камней-самоцветов», поднимали ткани с декорациями леса или снежной поляны по знаку ведущего.
Опыт подсказывает: для создания атмосферы непринужденности, взаимного общения важным условием является привлечение родителей для участия в празднике в качестве исполнителей песен, танцев и в сотворчестве с детьми.
Перед праздниками в беседах с родителями настраиваю их на совместную с детьми деятельность: игру на инструментах, исполнение песен, танцев, участие в играх, забавах. Объясняю как важно для наших ребят такое взаимодействие на празднике. Первоначально некоторые родители смущались, но постепенно, наблюдая уверенные действия детей, тот восторг и счастье, которые переполняют их малышей, когда они вместе музицируют, танцуют, играют, раскрепощались, освобождались от сомнений, страха и неуверенности.
Чтобы на празднике могли петь все, слова песен, которые дети разучили на занятиях, вручают дети вместе со своими приглашениями или демонстрируются на слайдах презентации. Для того, чтобы сблизить детей и родителей коллективным пением, практикую включение в репертуар песен, которые детям нравятся, а родителям знакомы с детства (например, песни В.Шаинского, Е.Крылатова, Б.Савельева).
Музыкальные инструменты иногда исполняют роль «приглашения — путеводителя» на праздничное представление, чтобы родители имели возможность активно музицировать на празднике вместе со своими малышами. Случается и так, что в процессе праздника дети, сыграв в оркестре, вручают свои инструменты мамам и папам.
Совместное музицирование детей и родителей на празднике доставляет особое удовольствие детям, вызывает у всех участников положительные эмоции, сближает детей и родителей, создает теплую атмосферу взаимного общения.
Под музыкальный проигрыш оркестра родителей ребятам и поется веселей, появляется желание проявить себя в пляске, когда им аккомпанируют мамы и папы. Дети чувствуют, что их любят, что родители стремятся им помочь.
Так, одним из праздников, который вдохновил ребят, был концерт «Музыкальные сюрпризы для самых любимых». Перед праздничным представлением, при составлении программы которого дети принимали активное участие, они еще в группе вручили родителям «цветочные хлопушки» в качестве приглашений на концерт, а на самом празднике играли на инструментах, которые выбрали для них мамы из «музыкального сундучка», что было сюрпризом для детей, и для взрослых. Ребята с удовольствием и гордостью продемонстрировали мамам звучание выбранных ими инструментов в оркестре. А под аккомпанемент взрослых дети задорнее, чем обычно исполняли «Круговую пляску». Неожиданно дружно заиграл сводный оркестр детей и родителей при исполнении «Частушек с секретиками», когда родители, подхватив ритм, заданный детьми, активно включились в музицирование. После праздника дети долго жили впечатлениями от него, вспоминали и повторяли понравившиеся выступления самостоятельно в группе.
Наблюдения свидетельствуют, что дети активизируются, ощущая непосредственную поддержку взрослых, преодолевают робость и смущение. Как радуется каждый ребенок, когда рядом с ним танцуют и играют родители, помогая ему не растеряться, быть уверенным и спокойным.
Есть еще одна большая ценность в праздниках, которые построены на взаимодействии детей и родителей: они позволяют взрослым доиграть свое детство, в игре стать равными ребенку, что важно для понимания детей, а значит в конечном итоге, и для успешного процесса воспитания.
Опыт показывает, что очень часто в процессе подготовки праздника или уже на самом празднике происходит удивительные открытия: взрослый вдруг понимает, что его ребенок талантлив, ребенок открывает таланты собственных родителей.
Беседы с детьми и родителями после праздников позволяют сделать вывод: участие родителей в предварительной подготовке и в самом праздничном действии вызывают у детей чувство радости и гордости за них, для взрослых праздничные мероприятия являются своеобразной школой, где они, играя, учатся общаться с детьми.
Совместная работа с педагогами и родителями дала положительные результаты, дети активизировались, чувствуя непосредственную поддержку взрослых, сложились творческие коллективы. На празднике создается обстановка единения детей и взрослых, доверия друг к другу, которая в значительной степени способствует успешному развитию ребенка, его эмоционально-волевой сферы, радостному вхождению в мир музыки.
Некоторые родители — участники социологического мини-исследования, говорят о том, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад в основном из-за большого количества праздников.
Все родители отмечали, что, праздники для дошкольников необходимы. На вопрос, что ожидают от праздников родители наших воспитанников? Многие родители ответили: «Веселья и радости, хорошего настроения, сюрпризов, подарков, совместного участия в играх, конкурсах со своим ребенком».
Наша жизнь не должна быть скучной, застойной. Мы достигаем успеха только тогда, когда пробуем, действуем. Практика показывает, что совместная неформальная деятельность детей и взрослых в праздничном пространстве дает реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха.
Литература:
- Зацепина М. Б. Организация культурно–досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2004.-144с.
- Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-80 с Савина — Крайнова А. П. «Секреты красивого пения» Москва 2011г.
- Куликовская М. Э. Технология интегрированного праздника. — Ростов–н-Д: Издательство «Учитель», 2003.-128 с.
- Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.-160 с. (В помощь психологу.)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, праздник, детский сад, мама, взаимное общение, взрослый, непосредственная поддержка взрослых, праздничное представление, самый праздник.
Похожие статьи
Организация взаимодействия детского сада и семьи по…
В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемым, как правило
Часть посещающих детский сад детей и их родителей Россия не является Родиной, а
Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с…
Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка
Контакт детей с взрослыми минимальный, в общении взрослый — ведущий.
Тесные взаимоотношения в семье создают условия для взаимной открытости, снимают
При активном общении с взрослыми и сверстниками дети учатся слушать и понимать обращенную к нему…
Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями…
— «Родители — детям». Невозможно воспитать ребенка словами, только личный пример взрослого порождает в детях искрению
Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный…
«День семьи, любви и верности» (Сценарий праздника в детском…)
(Праздник проводится на площадке детского сада, украшенном ромашками, цветами, веночками
А сейчас полюбуйтесь, какие ромашки сделали дети подготовительной группы вместе с родителями
Ведущая: Символ праздника Дня семьи, любви и верности — ромашка.
Формы взаимодействия ДОУ с родителями | Статья в сборнике…
Часто на взрослых праздниках ребенок оказывается в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. В. Михалков в стихотворении «Бедный Костя».(Одна из мам читает стихотворение С. В. Михалкова «Бедный Костя».)
Педагогическое сопровождение и помощь родителям…
Цель работы педагогов с родителями-сопровождение и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, обогащение знаний родителей индивидуально по вопросам воспитания, обучения и развития интересов детей.
Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы…»
Задачи беседы: расширение представлений родителей о причинах негативного детского
Содержание тематической беседы: Родителям детей раннего возраста нередко приходится
Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам…
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании…
Папам и мамам необходимо понимать, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка
Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей.
«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс…
Нетрадиционные праздники в детском саду (из опыта работы)
Праздник — это событие, которое всегда с нетерпением ждут дети. Праздник делают жизнь детского сада яркой и богатой, помогают сделать ее незабываемой, оставляют яркий след в душе ребенка. В нашем детском саду накоплен богатый опыт проведения праздников и…
Работа в дошкольной образовательной организации по…
родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях… Взаимодействие семьи и образовательной организации как…
КРИРО
Базы данных
Тестовая библиотечная БД- результаты поиска
Вид поиска
Тестовая библиотечная БД
Имидж-каталог
Аналитика
Нетрадиционные носители
Область поиска | |
---|---|
Поисковый запрос: <.>A=Куликовская, И. Э.$<.> |
|
Общее количество найденных документов : 3 Показаны документы с 1 по 3 |
|
1. | 74.200.58 К 90 Куликовская, И. Э. Технология интегрированного праздника [Текст] : практическое пособие для методистов и воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / И. Э. Куликовская. — Ростов н/Д : Учитель, 2003. — 128 с. — (Педагогика нового времени). — ISBN 5-87259-239-6 : 41.00 р.ББК 74.200.58 Кл.слова (ненормированные): ~Экземпляры всего: 2 |
2. | 74.100 К90 Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] : старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир . — М. : Педагогическое общество России, 2003. — 30 с. — ISBN 5-93134-211-7 : 30.00 р.ББК 74.100 Кл.слова (ненормированные): Доп.точки доступа: |
3. | 74.102 К90 Куликовская, И. Э. Мировидение. Программа интеллектуально — познавательного развития [Текст] : для методистов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, студентов педагогических заведений, слушателей ИПК / И. Э. Куликовская. — Ростов н/Д : Учитель, 2003. — 128 с. — (Педагогика нового времени). — ISBN 5-87259-240-Х : 100.00 р.ББК 74.102 Кл.слова (ненормированные): ~Экземпляры всего: 2 |
Стандартный
Расширенный
Профессиональный
Распределенный
По словарю
ГРНТИ-навигатор
УДК-навигатор
ББК-навигатор
Тематический навигатор
(Ассоциация ЭБНИТ)