Славянский календарь разнообразен и изучение его приводит к очень интересным размышлениям не только исследователей культурологов или же историков, но и простых людей. Ведь множество славянских праздников вызывают смешанные чувства, так как по своей сути и традициям схожи с современными христианскими церковными праздниками, которые по утверждению духовенства не имеют никакого отношения к языческим богам и религии наших далеких предков.
Конечно, и столь спорному факту можно найти оправдание, ведь язычество и поклонение богам были невероятно сильными культами в жизни древних славян. Поэтому искоренить полностью праздники и традиции было невозможно, люди бы попросту не поверили в единственного Бога, отвечающего за все и всех.
Славянский праздник сегодня – это скорее простое напоминание современным людям, о том, что жизнь и религия наших прародителей существенно отличалась от теперешнего привычного уклада нашей повседневности. Но при этом интерес к прошлому, жизни и религии в частности древних славян с каждым годом только усиливается.
Одним из важных весенних славянских народных праздников считалась Радоница или, как ее еще называли, Радуница. Празднование происходило 1 мая, и главной целью было почитание предков и посещение могил уже умерших.
Как проводили Радоницу древние славяне?
Большинство славянских праздников были днями когда трудиться было не положено, но Радуница является исключением из этого правила. Празднование было разделено на три этапа: рано утром было положено трудиться; в обеденное время вспоминать и ходить на могилы умерших предков – время печали; а вечером устраивались пышное празднество. Конечно, звучит это как-то странно — начинать праздник с тяжелой работы, потом на могилы усопших и печалиться, после чего воодушевившись всем этим действом, идти и веселиться до рассвета.
Но всему этому есть разумное объяснение, оно скрыто в самом названии праздника Радуница, ведь его корень слово Рада –обозначающий Совет. Символика весьма проста, это означало, что в этот день собираются на праздник все — и живущие и мертвые.
Древние славяне нисколько не боялись Радуницы, так как не боялись умереть, считая, что есть две жизни, одна из них земная, а вторая Небесная — вечная. Хорошим символом в этот день являлся дождь, так как наши предки верили, что эта вода с Небес именно обладает целебной силой.
Истоки названия Радоница?
По некоторым легендам дошедших до наших дней прародители называли праздник Радоница в честь древнеславянских богов, которые охраняли и берегли души всех умерших. Для того чтобы заполучить одобрение и милость этих самых богов, славяне приносили на кладбище разнообразные дары.
В иных источниках можно найти информацию о том, что свое имя праздник берет от слов род и радость, по их утверждениям именно поэтому в этот день не стоило грустить, а только веселиться, ведь в этот день все умершие были рядом с живыми.
Несмотря на огромное количество споров все же большинство источников убеждают нас в том, что наши предки считали Радоницу светлым и веселым праздником. С этого начиналось настоящее тепло, прилетали птицы, земля наполнялась по-настоящему весенним солнцем и люди могли наслаждаться весенней природой. В этот день было принято не просто почитать умерших близких или же далеких предков, а относиться к ним как к живым и находящимся рядом. Их благодарили за все, и просили о помощи во всех сферах жизни.
Подношения на кладбища в Родоницу
У древних славян существовал целый обряд, связанный с походом на погост в этот день. С собой обязательно приносились дары в виде еды и напитков (кутя, яйца, блины, брага и пиво). После чего на местах захоронения люди вспоминали усопших — грустили и только после этого покидали кладбище, отправлялись на пиршество и настоящее веселье в деревне.
В современном мире славянский праздник Радуница потерпел некоторые изменения, и теперь он известен нам как Родительский день. В этот день мы посещаем могилы и ухаживаем за ними и раздаем еду всем страждущим.
Древние традиции на Радуницу
Сейчас, приходя на могилу близкого человека, чтобы помянуть, его мы кладем яйцо, а наши предки зачастую закапывали его или же очищали, разбивали или очищали, отдавая нуждающемуся, или же скармливали животному.
Как и мы в современном мире наши предки устраивали на могилах пышные трапезы, только после этого они могли поспать возле могилы. Естественно в наше время такое запрещается христианством и церковью, существует множество дурных примет касающихся сна на кладбище и бед, которые могут ожидать человека после такого.
С наступлением вечера все собирались в деревне на веселые гулянья до рассвета за одним большим столом. Наши предки тщательно готовились к приходу душ умерших и для того чтобы достойно встретить их на окне оставляли воду, специально рассыпались хлебные крошки и зажигались свечи. За столом во время пиршества обязательно ставилось 3 дополнительные тарелки, которые предназначались для еды души усопшего.
Некоторые поселения наших предков предпочитали в этот день остаться дома, так как верили, что души близких необходимо встречать дома. Также еще одним обрядом наших предков было обязательное приготовление постиранного белья и растапливание бани – все это оставлялось на сутки, и никто не имел право туда зайти. Поутру вся члены семьи искали следы пребывания души умершего родственника.
Еще одной немаловажной традицией наших предков, которая затерялась в веках, было окликание дождя. Существовало поверье, что именно в день Радоницы должна упасть хоть капля с неба, а если дети замечали тучу, начинали громко кричать, как бы окликая ее. После чего подставляли ладошки и умывали лицо дождевой водой, так как были уверены, что это принесет исцеление всем болезням и наделит счастьем. А совсем юные девушки умывались дождевой водой через украшения с драгоценными камнями, дабы как можно дольше сохранить свою молодость и красоту, но только если дождю предшествовал гром.
После пышной трапезы хозяйки раздавали еду нищим и страждущим, как бы от имени усопшего. Наши предки верили, что таким образом смогут добиться милости от душ умерших предков.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Культурные процессы новой России обуславливаются её постоянными изменениями, переходами к более совершенному уровню. Праздники, по сути, носят разнообразный характер, но в первую очередь – духовный. Любой праздник берет своё начало в славянской мифологии.
Первая половина XIX в. ознаменована возрастанием общественного интереса к культуре и духовной жизни русского народа, появлением новых трудов, связанных с древнеславянской мифологией [1, с. 18]. Следует заметить, что любой праздник несет в себе определенную символику. Но проблема состоит в том, что данный момент находит фрагментарное отражение в научных исследованиях по данной проблематике.
Праздничная культура современного мира ‒ это многогранное явление социально-культурной жизни и практической деятельности специалистов разных профилей. В праздниках отражается история и культура страны, специфика менталитета личности и народа. Они преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несут радость общения и преображения окружающего мира. Вот почему на протяжении всех исторических периодов развития цивилизации, интерес к празднику как феноменальному явлению культуры не ослабевает, напротив, осмысление этой сферы (как объекта и уникального субъекта жизнедеятельности человека) остается актуальной научной и практической проблемой [2].
С глубокой древности праздники играли огромную роль в жизни человека. Они вобрали в себя обряды и традиции исторической, религиозной и повседневной жизни многих поколений разных народов.
Например, в Мексике существует такой праздник, как «Праздник мертвых», празднуется он в начале ноября. Для большинства людей такие слова, как «смерть» и «праздник» кажутся совершенно разными, и для мексиканцев они имеют особое значение. Во время проведения данного события люди вспоминают почивших родственников и давно умерших предков.
Данный праздник занимал ни один-два дня, а целый месяц, вместе с тем проводились различные обряды, ритуалы, жертвоприношения.
Символом данного дня считался череп, но не просто череп, а именно Древний атемистовый череп. Данный символ означал саму вечность, так как мексиканцы считали, что смерти не стоит бояться, к ней нужно относиться просто, ведь существует неразрывная связь между смертью и человеческой природой.
Мексиканцы считают, что души умерших раз в год приходят навестить живых и принять участие в их трапезе. Праздничные блюда выполнялись в форме черепов, но при этом цвета были яркими. Традиционное блюдо на праздник-пирамидообразное тамале. Данное блюдо представляет собой лепёшку из кукурузной муки, обернутую кукурузными листьями, готовится она на пару. Особое место на столе занимал, конечно же, хлеб, но у мексиканцев он звучит, как «пан де муэрто», что в переводе означает «хлеб мертвых».
Праздник длится несколько дней: первый день посвящен душам умерших детей. Люди приносят детские игрушки и ставят их на алтари. Второй день у мексиканцев проходит с весельем и грандиозным пиршеством. Уже вечером все люди отправляются на кладбища к своим родственникам. Они берут с собой огненную текилу, любимую еду покойного и сахарные черепа с их именами на лбу [6, c. 407].
Не только в Мексике, но и на Руси существовал праздник, посвященный умершим, называется он «Радуница». Первоначально данное понятие имело множественное значение и обозначало имена родовых божеств, хранительниц душ умерших людей. Умершим приносили жертвы на погребальных курганах, дабы душа покойника могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.
Радуница в народе имела множество названий, таких как «Радунец», «Радавница», «Радованица» и т.д. В наших летописях слово «Радуница» принималось за времяисчесление.
Радуницкая неделя начинается с Фомина воскресенья и вмещает в себе старые обряды наших предков. Первы день данной недели называют-Красная горка, понедельник-Радуница, вторник-Наска или Навий день.
Обкладывание родительских могил на Фоминой неделе почитается у русских в числе необходимой принадлежности старых людей. На могилы сходятся женихи и невесты просить благословения у своих покойных родителей на любовь и союз и в воспоминание своего обета кладут на могилы красные яйца. Считается, что тех, кто на Радуницу не приходит на кладбище, никто не будет поминать после смерти.
Дождь в Радуницу считался хорошей приметой. По преданиям известно, что прежде в окликании дождя участвовали все возрасты, а теперь этим делом занимаются только дети. При появлении тучи или облаков, дети выбегали на улицу. Считалось, что умыв лицо дождем, в жизни будет только хорошее. Если при дожде появится молния, тогда во двор выходили женщины и девушки и умывались дождем из золота и серебра, для этого каждая из них в чаше выносит золотые и серебряные кольца. Всё это делается с полной уверенностью помолодеть и похорошеть [3, c. 376].
В России в Радуницу приносят на кладбище лепёшки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле наполовину очищенными два-три красных яйца и кусок пирога на долю покойника.
В некоторых областях упокоившимся родным готовили баню, оставляя в ней на ночь все необходимые принадлежности. А утром в золе искали знаки, которые могли оставить ушедшие в мир иной [4].
Идея поминовения усопших существовала в древнем мире под разными образами: гробницы и могилы почитались стражами земли, памятниками человека, безмолвными свидетелями, а погребение считалось сочетанием человека с землею, его матерью и кормилицею. Честное погребение и поминовение вменяемо было в священную обязанность, наложенную природою и божеством [5, с. 67].
Традиционный праздник наших предков являлся негласным способом воспитания подрастающего поколения. Во время праздничных обрядов реализовались такие функции, как: формирование нравственности личности, воспитания уважения к предкам, сохранения памяти об умерших родственниках, передачи традиций, обучение нормам и правилам межличностного общения и поведения.
В заключении хотелось бы отметить, что Радуница является неотъемлемой частью человеческой жизни. Вся та атмосфера, царящая во время проведения данного праздника, а главное — в душах людей, символизирует об их качествах, качествах носителей своих ценных традиций. Этот праздник играет важную роль в жизни каждого человека. Традиции передаются из поколения в поколение, становясь более развитыми. Молодые с самых ранних лет учатся уважать своих предков, чтить традиции и порядки, всё это сохраняет их духовные качества. Нравственные идеалы становятся важной целью в формировании и становлении личности.
Литература:
-
Кулабухова, М.А. Древнеславянская мифология: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / М.А. Кулабухова. – Белгород, 2002- 168с.
-
Мирошниченко, Е.В. Городской праздник как социально-культурный феномен России второй половины XIX века [Электронный ресурс]. Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/date/2014/11 (18.12. 2014)
-
Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа / И. Панкеев. – М. : Олма-пресс,1999. – 535 с.
-
Русская правда [Электронный ресурс]. – Электрон текст дан. – Режим доступа: www.ruspravda.info (13.12.2014).
-
Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. – М. : Советская Россия, 1990. – 72 с.
-
Чекулаева, Е.О. Сто великих праздников / Е.О. Чекулаева. — М. : Вече, 2006 — 432 с.
Радуница в России — это день поминовения умерших предков. О том, что это за праздник, можно узнать из многих исторических и церковных источников. Торжество имеет языческие корни, а приход христианства видоизменил его обычаи.
Содержание
- История Радоницы
- Традиции, обычаи и обряды
- Поминание умерших
- Обряд на замужество
- Обряд на богатство
- Обряд на деньги
- Чтобы поправить здоровье
- Гадания
- Привороты
- Заговоры
История Радоницы
Расшифровывая значение слова «Радоница» или «Радуница» ученые склоняются к разным трактовкам. Кто-то переводит его, как «молитва и плачь по умершим», а другие специалисты уверены, что корнем слова является «радость». Согласно мифологии, Радой звали богиню, которая отвечала за потусторонний мир духов.
Издавна в день поминовения Радоницы ходили на могилы предков и приносили там жертвы. У некоторых народов принято было разводить на погосте костры. Язычники верили, что таким образом души усопших получают земное тепло и греются в холодном мире теней.
Славяне называли этот период «Родительский день». Древние жители Руси устраивали на эти сутки пышные и обильные застолья. Народные гулянья начинались перед закатом и длились до восхода солнца. История праздника уходит вглубь веков, а обычаи, которые сохранились с началом православия, видоизменились и в таком виде дошли до современного человека.
Отмечают Пасху мертвых, как еще называют Радоницу на 9 день после светлой Пасхи. Празднику предшествует Красная горка — первое воскресенье после Воскрешения Христа и Фомин понедельник. На Красную горку поминать покойников, согласно церковным канонам, нельзя, а в следующий за ним день службы о поминовении усопших не проводятся.
О том, что делают на Радоницу, рассказывают многие источники, при этом обычаи языческой и православной культуры ощутимо разнятся. У крестьян существовала поговорка о том, что на Родительский день с утра нужно активно работать, в обед — молиться и плакать, а вечером — радоваться и праздновать. При воспоминаниях об умерших запрещалось грустить, т. к. считалось, что этим человек омрачает и так безрадостное существование душ без плоти. О покойниках говорили только хорошее и рассказывали о радостных событиях из их жизни.
В некоторых регионах России Родительский день объявляется выходным. Например, на Кубани во вторник люди смогут спокойно помянуть предков и сходить к ним на кладбище.
Традиции, обычаи и обряды
Современная Радоница, традиции и обычаи которой сформировал как языческий, так и православный мир, имеет ряд обязательных ритуалов, которые рекомендуется совершить каждому человеку. Согласно правилам, в день поминовения предков нужно:
- посещать кладбище;
- принести угощение;
- помянуть усопшего за столом;
- согреть его словами и мыслями.
Чтобы после смерти человека не забыли потомки, каждому рекомендуется посетить место захоронения предков на 9 день после Пасхи. Прийти «в гости» к покойнику нужно не с пустыми руками, а со сладким или сдобным угощением. Принято приносить с собой блины, куличи, конфеты и яйца-крашенки. Из питья разрешается компот или кисель, а алкоголь употреблять над могилами запрещается.
Перед тем как отдать дань умершему, нужно привести могилу в порядок. Для этого убирают сухие листья и другой сор, образовавшийся после зимы, и протирают фотографию с лицом предка. На могильную плиту ставят угощения, а остальное едят. Перед этим читают молитву об упокоении души.
Предки верили, что в этот день души ушедших в иной мир возвращаются на землю и присутствуют среди живых. Поэтому при семейном застолье на стол ставили лишний прибор для того, кого поминали. В качестве угощения стакан с водой накрывали ломтем хлеба. Считается, что таким образом покойник утолит жажду и восстановит силы на обратный путь.
В некоторых деревнях с закатом солнца растапливали бани, оставляли там чистые вещи и до утра запирали двери. Считалось, что ночью души покойников придут погреться. До наших дней дошел обычай с вечера вторника до утра среды оставлять открытыми в помещении форточку или окно, а на подоконнике ставить сладости. Есть поверье, что дух умершего таким образом может беспрепятственно попасть в дом и увидеть, что о нем помнят.
На 2 день после Красной горки грань между миром живых и мертвых стирается и усопшие родственники слышат обращение к ним живых. Кроме поминовения и молитвы за душу ушедших, можно обратиться к ним за помощью. В этот день проводят ритуалы:
- на замужество;
- на богатство;
- на деньги;
- на здоровье.
Поминание умерших
Чтобы отдать дань памяти предкам, люди семьями идут на кладбище. У могилы умершего наводят порядок и оставляют угощения. Обильно пировать на погостах нельзя, а съесть по кусочку принесенного провианта можно. На каменную плиту или у креста ставят тарелку с угощением и стакан с водой. Если перед приходом на кладбище человеку снился покойник и просил принести нужный продукт или вещь, то его просьбу нужно исполнить с точностью до мелочей.
В период поминовения усопших не рекомендуется пить алкоголь в больших количествах. Можно пригубить бокал красного вина или кагора. На надгробье спиртные напитки оставлять церковь запрещает. Если у язычников было принято крошить кулич или яйцо на месте поминовения, то у православных такой обычай не прижился. Оставшуюся еду забирают и раздают нищим у ворот погоста.
Правильно поминать предка нужно со словами: «Поминаю раба Божьего (имя умершего)». А если в обряде принимает участие посторонний человек, то он при употреблении подаяния должен также произнести эти слова. Не рекомендуется приносить на погост искусственные цветы. Если есть желание украсить могилу, то лучше это сделать живыми растениями, срезанными в собственном саду. Покупать букеты тоже нежелательно, лучше деньги отдать нуждающимся.
Обряд на замужество
В день ведического праздника, берущего начало в Древней Руси, незамужние девушки совершали ритуалы на скорую свадьбу. Для этого на Фомино воскресенье пекли каравай, посыпали его солью и заговаривали 2 новые иглы с нитками. На 1 иголку шептали:
«Купец-молодец, принеси свадебный венец. Как тебя величают, о том сватья знают. А молодухе кольцо на руку, да хлеб-соль на стол».
Иглу втыкали в сдобу и нашептывали над второй:
«Я — краса-девица, румяна да пригожа. Веретеном играла, жениха зазывала. Гой, еси, молодец, аль боярин, аль купец, аль заезжий молодец, заходи на хлеб-соль».
Затем тоже втыкали в каравай под наклоном к первой, чтобы получился крест.
После чего сдобу выставляли в сени на порог до утра. С рассветом выпечку забирали в дом и клали на самое высокое место. Там она стояла 12 месяцев, в течение которых суженый явится на порог и девушку должны сосватать.
Обряд на богатство
Помогает Радуница и в обретении богатства. Чтобы деньги в семье водились, нужно в понедельник перед праздником купить в магазине сладости. На следующий день утром пойти в храм и приобрести 12 свечей, которые ставятся за упокой родственников со словами:
«Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего (поминаемый)».
После того как свечи поставлены, читают заупокойную молитву из православного молитвослова. Когда слова сказаны, покупают большую свечу для службы и проводят с ней зажженной весь церковный процесс. Когда песнопения закончатся, огарок свечи приносят домой и ставят у икон.
Чтобы попросить богатства у покойных, нужно достать их фотографии и перед зажженным огарком у образов прочитать:
«Тело в землю, душа на небеса, деньги в закрома. Раб Божий (родственник), я за тебя молился Христу‑Богу, чтобы Он тебя в селениях райских упокоил, благом насытил‑напитал, и ты за меня помолись, чтобы Господь мя здесь, на земле благом насытил‑напитал.
Все родственники мои, к вам молюсь: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры.
В пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся, благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, ему же со пресвятым Отцем и Духом подобает непрестанное поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь».
Свечу оставляют догорать, а фото убирают на место.
Обряд на деньги
Действенны на Родительский день и ритуалы на деньги. Для этого у усопших просят помощи. Чтобы обогатиться, нужно накануне праздника вечером застелить пустой стол чистой скатертью и на белом листе написать красными чернилами просьбу:
«Раб Божий (умерший), тебя я поминаю, о тебе не забываю, покоя и светлой жизни в раю желаю, с мирскими делами твоя душа рассталась, беда на земле осталась, так эта беда на меня навалилась, когтями и зубами в меня вцепилась, меня не отпускает, душа моя погибает, помоги, (умерший) с бедой распрощаться, чтобы на земле с ней не встречаться. Аминь».
После этого достают фото покойника, к которому обращаются, и на ночь кладут рядом с письмом. Утром магия сработает и лист с заговором сжигают, а снимок убирают на место.
Чтобы поправить здоровье
На Родительский вторник можно поправить здоровье. Для этого понадобится вещь покойного, лучше, чтобы это были украшение или часы. Перед обрядом чистый стол застилают белым полотном, кладут предмет перед собой и 3 раза шепчут:
«(Умерший) приди, то, что оставил (покойный), найди, силой целебной надели и обратно уходи. Пусть болезнь с твоей помощью уйдет, а боль пропадет. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
После этого предметом касаются лба, области солнечного сплетения и коленей. Когда все проделано, вещь убирают.
Гадания
Существуют и гадания на Радоницу. Предсказать можно урожай, определив фазу луны на небе. Если ночное светило растет, урожай будет обильным, а если убывает, то ожидается засуха и голодный год.
На Родительский день существует традиция умываться дождевой водой. Считается, что обряд приносит счастье и достаток человеку.
Ложась спать, можно «заказать» предкам вещий сон. Для этого перед отходом ко сну читается молитва «Отче наш», а после нее от души просят об ответе во сне. Существовали гадания по погоде и по происходящему за окном в этот день.
Привороты
Предки оставили варианты приворотов на 9 день после Великого Воскресенья. Когда прошла Пасха, пекли куличи или хлеб и над ними читали слова заговоров. Привлечь внимание суженого можно было и при помощи яиц и меда, иглы или блинов.
Заговоры
Несмотря на то что церковь запрещает разного рода магические действия, заговоры и шепотки для Радуницы сохранились до нашего времени. При помощи слов можно «поймать удачу», открыть денежный канал или обратить на себя взор любимого человека. Радуница — день силы, когда небеса слышат желания живых и исполняют их.
Радоница
(перенаправлено с «Радуница»)
Запрос «Радуница» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Ра́доница, Ра́дуница — день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших в народной традиции восточных славян. В Русской православной церкви отмечается во вторник после Фомина воскресенья, на второй неделе после Пасхи. В народной традиции восточных славян — в воскресенье (на Красную горку), понедельник или вторник, в зависимости от региона[1].
Радоница | |
---|---|
Поминки на Радоницу. XIX век |
|
Тип | Христианский / народно-христианский |
Иначе | Радуница, Раданица, Родоница, Радавница |
Также | Деды |
Отмечается | восточными славянами |
Дата | вторник или понедельник после Красной горки |
В 2022 |
(3 мая) или (2 мая) |
В 2023 |
(25 апреля) или (24 апреля) |
В 2024 |
(14 мая) или (13 мая) |
Традиции | убирают могилки, «окликают» покойников |
Связан с | Пасхой |
Медиафайлы на Викискладе |
«Радуниця. Закарпаття». Марка Украины
В Русской православной церкви это поминовение установлено для того, чтобы верующие «после светлого праздника Пасхи могли разделить с усопшими великую радость воскресения Христова»[2]. Народная традиция весеннего поминовения предков[3] была воспринята и поддержана Русской церковью[2], однако не успела войти в Устав суточного богослужебного круга. Выбор в качестве дня поминовения именно вторника обусловлен логикой Устава: заупокойные богослужения запрещены всю Светлую седмицу и Фомино воскресенье, поэтому панихиду накануне понедельника совершить невозможно[4].
Упоминается в источниках с XIV века. В некоторых местах так называлась вся Радоницкая неделя[1] или Фомино воскресенье[5]. На Украине, в Белоруссии и в Подляшье (Польша) Радоница называется Проводы[6]. У южных славян аналогом Радоницы является обряд побусани, бусани[7].
ЭтимологияПравить
По мнению Ю. Лаучюте, слово заимствовано у балтов: лит. raudine «молитва за умерших с плачем и причитанием», лит. rauda «плач с причитанием»[8]. По мнению М. Мурко и А. В. Десницкой, название Радуница в народной этимологии является переосмысленным (путём сближения с рад, радость) производным от греч. ροδωνια «розовый куст, розовый сад» — кальки лат. Rosalia «день роз» с тем же значением «праздника поминовения мёртвых»[9] (аналогичная этимология общепринята для названия праздника Русалий). М. Фасмер возражал против подобной этимологии рус. Радуница, ссылаясь на отсутствие в среднегреческом языке подобного термина для поминок, и считал наиболее приемлемым понимание Радуницы как праздника радостного пасхального поминовения мёртвых и её сближение с рад- («радование, радость»)[10]. Сравните полесское название праздника — Деды радостные. Это отвечает как диалектным названиям этого праздника, сближающим Радуница с радоваться), так и христианскому восприятию Пасхи[2], имея в виду радость о воскресшем Христе и грядущем всеобщем воскресении мёртвых[11].
В древнерусских письменных памятниках термины с корнем рад- для обозначения Фомина воскресенья широко распространяются с XV века: Радоницы, Радуницы, Радуница, Радонечное (Радонишное) воскресенье. Путешественник Афанасий Никитин пишет, что вышел из Гурмыза в Индийский океан «по Велице дни в Радуницу» (в других списках — «в Фомину неделю»). Согласно приходно-расходной книге Тихвинского монастыря, в 1592 году для братии было «куплено яиц к Радоницам на 16 алтын»[12].
Другие названияПравить
В восточнославянских диалектах зафиксированы следующие варианты названия: рус. Радуница, Родоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье[2], Навьи проводы, Навий день[13]; на Украине: Могилки, Гробки[14]; в Белоруссии: Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки[14]; укр. Про́води, Бабский Великдень, Мертвецький великден[15][16], белор. Небожчицкій велик день[17], Ра́даўніца, Радуніца, Раданіца, Радуніцкія Дзяды, Вялікдзень мёртвых, полес. Деды́ ра́достные.
У южных славян аналогом Радоницы является обряд побусани, бусани[7]. Он проводится в понедельник Фоминой недели, называемый: серб. Побусани понедељак, Ускрс за мртве, Ускрс покоjника[18]; болг. Малък Великден[18].
Даты поминовенийПравить
В России, на востоке Белоруссии и северо-востоке Украины поминальный день приходится на вторник, реже — понедельник Фоминой недели[19]. На Украине, в Белоруссии и в Подляшье (Польша) Радоница называется Проводы, отмечается в воскресенье, понедельник или вторник Фоминой недели[6].
В Белоруссии — официальный государственный праздник, нерабочий день (второй вторник после православной Пасхи) — День поминовения усопших.
Так же в Брянской области, в районах граничащих с Беларусью, отмечается во второй после Пасхи вторник. В 2018 году Радоницу объявили выходным днём в Брянской области и Краснодарском Крае[20].
В Молдавии этот день называется «Родительским днём» и отмечается в воскресенье или понедельник[21].
Отмечается: в Центральной Украине — в понедельник Фоминой недели (Проводы), на востоке Украины — в воскресенье (Красная горка), в Белоруссии — во вторник (Радованцы), на севере России — во вторник или воскресенье[14], в Костромской губернии — в воскресенье[22]. На юге России поминают предков на Пасху (основано на представлении о «Пасхе мертвых» или «Навьих проводах»)[23] или на Красную горку[24].
В Русской православной церквиПравить
Поминовение на Радоницу не предусмотрено церковным Уставом (Типиконом) Русской православной церкви[25], Устав Радоницу вообще не упоминает[4]. Согласно Амвросию Медиоланскому в этот день: «достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со свв. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня»[26].
Традиция поминовения усопших в понедельник или вторник Фоминой седмицы обусловлена тем, что, согласно Типикону, после Фомина воскресенья по будням возобновляется пение литии по усопшим верным, прекращавшееся с Великого четверга. При этом, на богослужении этого дня церковный устав не предполагает «ничего специально заупокойного», поскольку вторник Фоминой седмицы приходится на период попразднства Антипасхи. Уставом (Типиконом) заупокойная служба не предусмотрена. Традиция совершения на Радоницу заупокойной службы, копировавшей службу Троицкой субботы, критиковалась литургистами в лице Афанасия (Сахарова), так как Устав не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного[4].
Церковь осуждает некоторые народные обычаи этого дня (поминовение предков алкоголем и т. д.), называя их «языческими[27].
В советское время <…> традиция была забыта. Произошло возвращение к язычеству в такой достаточно грубой форме — поминовение усопших превратилось в языческие тризны. Нужно стремиться к тому, чтобы избегать подобных вещей. Если приходить на кладбище, то взять с собой молитвослов с молитвами об усопших.
Празднование РадоницыПравить
Смоленское кладбище на Васильевском острове, грав. Е. Смита по рис. А. Г. Виккерса, 1845.
- У белорусов
Ещё в середине XX века белорусы на Радоницу пекли драчёну, варили кашу, жарили «яешню», красили в шелухе яйца, пекли пироги, лепёшки или блины, готовили кутью. Хозяин варил пиво или покупал водку[28].
После полудня всей семьёй шли на кладбище к могилам близких. Нередко приглашали священника для совершения церковной панихиды и чтения заупокойной молитвы. Затем катали по могиле крашеные яйца, поливали могилы пивом или водкой. Одно крашеное яйцо хозяин закапывал в землю, а сами накрывали могилы рушниками, на который ставили разную еду. Считалось, что блюд должно быть нечётное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут». Если встречались нищие, их одаривали крашеным яйцом, а иногда угощали едой и напитками.
Некоторые «сидят, разговаривают, проводят время, как дома. Курить не воспрещается. «Покойник любил курить — покурим». Старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни, мужики и бабы, а также девки идут к кабаку, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся, мальчишки борются, пробуют крепость яиц, играя в битки». Отсюда и пословица: «Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет»[29].
- В других местах
В других губерниях Российской империи на кладбище не принято было ходить — поминали в церкви и дома за столом. На северо-востоке России и кое-где в Белоруссии в этот день топили баню для умерших, оставляя им воду, мыло, веник, чистое бельё. Сами хозяева в этот день не мылись. На следующее утро на золе, предварительно рассыпанной на полу, искали следы умерших . В Черниговской губернии считали, что во вторник на «Радульные деды» предки приходят домой, поэтому для них на подоконник ставили воду и сыпали хлебные крошки; на стол выставляли попеременно «завтрак», «обед» и «ужин», после чего «диды шли да дому». На Украине и в Белоруссии после Радоницы было принято мыться в бане, что может быть истолковано и как отмена запрета на мытьё в бане, соблюдаемого в некоторых местах со Страстного четверга[6].
В Полесье к Радунице красили яйца, но уже не в красный цвет, как на Пасху, а в «жалобные» цвета — жёлтый или зелёный[6].
Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день[30].
Сходные обряды бытуют у южных славян (серб. побусани, бусани), румын (поминальные обряды в Фомино воскресенье) и др. В Сербии, а также у хорватов Венгрии к числу поминальных относится понедельник — в этот день посещают кладбища. У сербов этот день, называемый «Побусани понедельник» или «Пасха мёртвых», на могилы предков приносятся специально подготовленные расписанные яйца для душ умерших. На северо-востоке Болгарии понедельник также считается поминальным днём; у болгар Бессарабии после возвращения с кладбища пожилые люди танцевали, чем и заканчивалось поминовение[31].
Окликание дождяПравить
У русских в этот день детвора «окликала» первый весенний дождь[32]. С самого утра следили за облаками и тучами на небе. Раньше утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя[33]. При виде облачка дети выкрикивали:
- Дождик, дождик! Снаряжайся на показ[34].
- Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять[33].
- Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром[33].
- Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей![33]
- Дождик, дождик, перестань, я поеду в Арестань![35]
Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость[36].
Поговорки и приметыПравить
- На Радуницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером скачут (пляшут).
- Веселы песни о масленице, а веселей того о Радунице.
- Весёлая масленица — бесстыдная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница.
- Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует.
- Если во вторник на Радоницу дождь, то говорили: «Божья Мать коромыслом будет воду носить» (полес. Рáдовныца во втóрок. Як будэ дож, Божа Мати корóмыслом будэ вóду нэсти).
См. такжеПравить
- Пасха мёртвых
- Навский четверг
- Родительская суббота
ПримечанияПравить
- ↑ 1 2 Словарь русского языка, 1995, с. 126.
- ↑ 1 2 3 4 Агапкина, 2009, с. 390.
- ↑ Агапкина, 2015, с. 158.
- ↑ 1 2 3 Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной церкви Архивная копия от 19 апреля 2015 на Wayback Machine
- ↑ Словарь русских народных говоров. Вып. 33. С. 249. Дата обращения: 20 апреля 2018. Архивировано 3 июля 2017 года.
- ↑ 1 2 3 4 Агапкина, 2009, с. 391.
- ↑ 1 2 Агапкина, 2015.
- ↑ Лаучюте, 1983, с. 30.
- ↑ Десницкая, 1978, с. 166—167.
- ↑ Фасмер, 1987, с. 31.
- ↑ Духовная жизнь. Дата обращения: 22 октября 2013. Архивировано 23 октября 2013 года.
- ↑ Словарь русского языка, 1995, с. 124, 126.
- ↑ Востоков, 1852, с. 120.
- ↑ 1 2 3 Даль/Радужник, 1880—1882.
- ↑ Сапіга, 1993.
- ↑ Мельников, 1875.
- ↑ Богданович, 1895, с. 56.
- ↑ 1 2 Виноградова, Толстая, 1999, с. 248.
- ↑ Агапкина, 2009, с. 389.
- ↑ Администрация Краснодарского Края. Радоница вновь будет выходным днем на Кубани. Дата обращения: 15 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
- ↑ Православные христиане отмечают Дни поминовения усопших
- ↑ Снегирёв, 1838, с. 47.
- ↑ Агапкина, 2002, с. 566.
- ↑ Даль/Поминать, 1880—1882.
- ↑ Протоиерей Александр Бутрин Димитриевская родительская суббота Архивная копия от 18 января 2017 на Wayback Machine
- ↑ Митрофан, 1991, с. 121.
- ↑ Булгаков, 1993, с. 653.
- ↑ Радоница: Как вести себя на кладбище. Дата обращения: 12 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Добровольский, 1914, с. 764—765.
- ↑ Баранова и др., 2001, с. 474.
- ↑ Агапкина, 2012, с. 402.
- ↑ Грушко, Медведев, 1996, с. 484.
- ↑ 1 2 3 4 Коринфский, 1901, с. 246—247.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 246-247.
- ↑ Заклички Архивная копия от 2 октября 2016 на Wayback Machine. ННУ
- ↑ Нэй, 2012, с. 62–63.
ЛитератураПравить
- Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
- Радуница / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 389—391. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Фомина неделя / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 402–404. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
- Радоница / Агапкина Т. А. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
- Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
- Богданович А. Е. Пережитки древняго миросозерцания у белоруссов. Этнографический очерк. — Гродна: Губернская типография, 1895. — 186 с. (Рэпрынтнае выданне: Багдановіч Адам Ягоравіч. Перажыткі старажытнага светасузірання ў беларусаў. Этнаграфічны нарыс. — Mінск: Беларусь, 1995. — 186 с. — 6000 экз. — ISBN 985-01-0057-5.)
- Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителей. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. — 1794 с. — ISBN 5-87301-066-8.
- Задушницы / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 248. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. — Русский купец, 1996. — ISBN 9785882040474.
- Поминать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Радость/Радужник // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Десницкая А. В. К вопросу о балканизмах в лексике восточнославянских языков // Славянское языкознание: VIII Международный съезд славистов. — М.: Наука, 1978. — С. 145–171.
- Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь. — Смоленск: Типография П.А. Силина, 1914. — 1022 с.
- Коринфский А. А. Радоница — Красная Горка // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 241—248.
- Лаучюте Ю. Перунъ, Велесъ и балто-славянская проблематика // Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане. — М.: Наука, 1983.
- Максимов С. В. Радуница // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 425—426.
- Мельников-Печёрский П. И. В лесах. Книга вторая. — М., 1875.
- Митрофан (Алексеев В. Н.; монах). Загробная жизнь : Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти – по учению православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. — Воспр. изд. СПб., 1897. — К.: Радуга, 1991. — 330 с. — ISBN 5-88490-030-9.
- Нэй В. А. Пасха. Красная горка. Традиции, обряды, рецепты. — М.: Рипол Классик, 2012. — 251 с. — ISBN 538603989X.
- Опытъ Областнаго Великорусскаго Словаря, изданнаго вторымъ отдѣленіемъ Имп. Академіи Наукъ / под ред. А. Х. Востокова. — СПб.: Имп. Академія Наукъ, 1852. — XII, 275 с.
- Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)
- Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русское Православие. В трех томах. / Гл. редактор, составитель О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. Том 3: Р — Я. — 752 с.
- Словарь русского языка XI — XVII вв. Вып. 21. — М.: Наука, 1995. — С. 126. — 280 с. — (Российская академия наук. Институт русского языка). — ISBN 5-02-011253-4.
- Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 3). — М.: Университетская типография, 1838. — 214 с.
- Поминки / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 162—169. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Радуница // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 431.
СсылкиПравить
- Радоница на сайте «Православие и мир»
- Радоница // РЭМ
- Круглый год. Обрядовая поэзия. Радоница.
- Международный ежегодный фестиваль славянской культуры Радуница
На чтение 11 мин Просмотров 3.9к.
Вот и наступил долгожданный всеми православными христианами праздник светлой Пасхи. Вслед за этим праздничным днем соберутся верующие на праздник поминания своих усопших и ушедших «в мир иной» родственников, любимых и близких друзей. А этот праздник – день поминания своих усопших родственников называется «Ра́доница» или «Ра́дуни́ца».
Соответственно, сегодня мы и поговорим про православный праздник Радуница, про его поминания, обычаи и суеверия, а также, почему Радоницу называют праздником, и многие другие интересные особенности и вопросы этой интересной даты мы постараемся осветить в этом материале.
Содержание
- Как правильно звучит название праздника?
- История праздника Радуница
- Как проводили радуницу славяне?
- Христианские традиции поминовения умерших родственников на Радуницу
- Зачем православные поминают родственников на Радуницу и поминки?
- Посещение храма на Радуницу
- Обряды и традиции праздника Радуница
- Народные суеверия на радуницу
- Как вести себя на кладбище на Радуницу?
- Что нельзя делать на радуницу?
- Можно ли искусственные цветы приносить на кладбище?
- Молитва об усопшем на радуницу
Как правильно звучит название праздника?
Оказывается, оба названия этого православного праздника «Ра́доница» или «Ра́дуни́ца» считаются приемлемыми и правильными. Только в разных регионах и странах у восточных славян слово это произносят по-своему.
В России, например, чаще всего этот праздник называют Радоница. Слово «Радоница» состоит из двух составных «род» и «радость». Основной смысл этого слова в церковной традиции состоит в том, что, христиане должны выражать радость по поводу обретения родными новой жизни — вечной жизни после смерти.
Кстати данную статью вы также можете и посмотреть и послушать в исполнении отличного диктора на нашем ютуб канале обучения и саморазвития, ну и конечно будем рады, если также подпишитесь на него, мы его регулярно обновляем новыми мудрыми и полезными видео.
История праздника Радуница
Восточные славяне весной праздновали День поминовения усопших родственников. Народы древности верили в переселение душ людских после смерти в иной, загробный мир. Этот мир по поверьям не сильно отличался от жизни реальной, и понятий «ад» и «рай», в те времена у славян, не существовало.
Пути назад в реальный мир не было, но в дни солнцестояния и равноденствия, умершие могли посетить своих родных. Поминальные дни обычно припадали на время перед началом полевых работ, или по завершении работ в полях.
Как проводили радуницу славяне?
Для того чтобы задобрить души умерших родственников и снискать их расположение наши предки устраивали игрища, пели песни, водили хороводы и ритуальные обеды на могилах.
Душам умерших предков приписывались некоторые божественные способности, в частности возможность управлять силами природы и послать обильный урожай, или наслать засуху. Поэтому живые всячески старались задобрить души мертвых.
Древние славяне считали, что богатый стол, добрые слова о покойнике, почтительное уважение к нему и тосты в его честь могут служить залогом благосклонности Богов и благосостояния народа.
Длился этот праздник поминания ушедших предков в течение недели. Славяне собирались вместе всем селом шли в поля и рощи, на луга закликать духов. При этом теплыми словами вспоминали умерших, чтобы они послали хорошую погоду и богатый урожай. В наше время христианская религия такие традиции считает языческими пережитками.
Христианские традиции поминовения умерших родственников на Радуницу
С приходом христианства в славянские государства служители церкви старались искоренить древние языческие погребальные обряды и обычаи. Но, с приходом весны люди все равно по привычке шли на кладбища и устраивали поминки на могилах родственников.
Поэтому Православные христиане решили ввести Радуницу в ранг церковных календарных праздников. Так этот языческий праздник был наполнен христианским смыслом и содержанием и особо не противоречил христианской вере. Время для его празднования было определено – второй вторник после Пасхи.
Зачем православные поминают родственников на Радуницу и поминки?
О загробной жизни человека в христианстве говорится мало. Большое внимание уделяется при этом жизни человека, ведь то, как мы живем, оказывает влияние на будущую вечную жизнь в бессмертии.
По словам Иисуса Христа умершие в положенное время снова могут воскреснуть, получив при этом новое тело. В христианской традиции говорится о незримой связи живых и мертвых. И чем больше мы творим добра, становясь сами совершеннее, тем самым, и наши родственники, умершие совершенствуются вместе с нами.
Церковная традиция поминовения усопших едой в радуницу наполнена другим смыслом, который отличается от языческого. С точки зрения церкви еда — это лишь форма милостыни ради усопшего.
Для того, чтобы поминовение на православный праздник Радоницу принесло облегчение всем мертвым родственникам необходимо ритуальную пищу готовить с молитвой, при этом упоминая имена усопших родственников.
И для нас, живущих на земле сейчас, этот праздник должен помочь стать добрее и милосерднее. Усопшим нужна наша молитва, а не спиртное. Поэтому церковь запрещает приносить на кладбища водку, и любые последующие поминовения родных нужно устраивать и дома без спиртного.
Посещение храма на Радуницу
Перед тем, как пойти на кладбище вся семья сначала должна посетить храм. Чистая, искренняя и светлая молитва об усопших лучшее средство для мертвых, нежели еда на могилах.
Приношения в церкви и на могилах должны быть сделаны с молитвою. Можно принести горы еды, но ценности она для родственников усопших не будет иметь никакой, а можно с глубокой верой искренне помолиться об упокоении душ, и все души умерших родных будут благодарны вам. Ведь попасть в Царство небесное можно только благодаря усердному труду. А милостыня наша, это лишь один из этапов нашего духовного совершенствования.
У праздника Радоница две основы языческая и православная. И как видно языческие обычаи ближе нашему современному народу, потому что проще прийти на кладбище выпить, сказать слово доброе об усопшем, закусить и оставить часть обеда на могиле. А постоянно совершать молитвы об усопшем, совершать бодрые дела в его память, делая это искренне и бескорыстно, намного сложнее.
Но только таким путем мы можем оказать помощь родным, тем, кто ушел в мир иной. В противном случае возникает вопрос, а зачем идти на кладбище без молитвы, толку от этого никому не будет.
Обряды и традиции праздника Радуница
Одной из традиций, самой распространенной для этого праздника является крашение яиц. Но, в отличие от Пасхи, когда цвет яиц должен быть только красным, на Радуницу можно использовать желтый и зеленый цвета.
Дети обычно в этот день устраивают турниры на крепость яиц. Кстати, в станицах и селах этот обычай существует до сих пор. О том, почему это делают вы можете узнать отдельно в статье о ритуальном значении пасхальных яиц и куличей.
В настоящее время в Белоруссии существует традиция расстилать рушники на могиле и катать по нему освященные в церкви на Пасху яйца, при этом надо сказать: «Христос воскресе!». Далее выкладывают приготовленные обрядовые кушанья, причем блюд должно быть нечетное количество и приглашают умерших к трапезе: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть».
После поминального обеда раньше остатки пищи раздавали нищим, сейчас оставляют на могилах. Когда трапеза окончена, принято прощаться с усопшими такими словами: «Лежите спокойно и нас не скоро к себе дожидайтесь».
Народные суеверия на радуницу
На Руси после того как священник совершит молитву на могиле принято было одно крашение яйцо закапывать в землю. Этот обряд совершал глава семьи, родственники рассаживались вокруг могилы и начинали «выть» по усопшему. И только после этого можно было приступать к поминкам.
В других регионах России поминовение усопших совершают дома и посещают церкви. При этом на кладбище ходить в этот день не принято.
В этот православный праздник радуница существует и множество народных суеверий, например, в этот день детвора начинала «окликать» дождь. Весь день следят за тучами на небе. Есть такое поверье, что на Радоницу постоянно идет дождь, хотя бы капля, но упадет.
Как вести себя на кладбище на Радуницу?
Святая обязанность каждого живущего человека молиться о спасении душ родных наших ушедших в мир иной. Перед посещением кладбища на Радуницу надо зайти в церковь и подать записку с именами усопших родственников об упокоении и приобрести свечи.
Придя на кладбище на Радуницу надо зажечь свечу на могиле, совершить молитву. Если есть возможность, то пригласите священника для совершения чина литии. Постоять, молча вспомнить умершего родича. Ни в коем случае нельзя лить водку на могильный холм, тем самым мы оскорбляем память покойного. А так же оставлять рюмку водки и хлеб на могиле в христианской традиции запрещено.
Каждый год после службы в церкви Батюшка объясняет прихожанам, что весной есть день поминовения усопших — это Радоница, девятый день после Пасхи. В этот день в храмах совершаются заупокойные литии и после посещения храма можно идти на кладбище.
Что нельзя делать на радуницу?
Но старинные традиции крепко держат людей в своих цепких «руках». По христианской традиции Пасха радостный день, возвестивший о таинстве Воскресения Христа. И мы, придя на кладбище, делимся Пасхальной радостью победы жизни над смертью с ушедшими в мир иной.
К тому же пасха самый веселый и позитивный праздник в году, а длится он целых 50 дней, так что уныние в этот праздник вообще двойной грех. Так что унывать и скорбеть в этот день категорически нельзя, это является богохульством и неверие в то, что Иисус избавил всех от смерти, и сейчас все люди живут вечно.
Можно ли искусственные цветы приносить на кладбище?
При этом мы часто еще и приносим на кладбища искусственные цветы. У Господа все живы, поэтому приносить не живые цветы на могилы противоестественно. Как и класть на могилы, освященные в Великую субботу яйца и куличи.
Это новая традиция, не имеет под собой ни каких христианских основ. Как и правила, привитые в советские времена посещать кладбища на Пасху. Если вы принесли еду, то её надо раздать бедным людям лучше всего лично в руки, и заодно попроситься помянуть родственников.
Молитва об усопшем на радуницу
Также существует традиционная молитва об усопшем, которую принято произносить на радуницу на кладбище или за поминальным столом.
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Тем же милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Вечная память нашим усопшим! Даруй им Боже Царствие Небесное!»
Вывод
Радуница замечательный праздник, когда можно вспомнить свои корни и своих предков, дать понять усопшим, что их помнят и любят, попросить поддержки и защиты у них.
Но, давайте будем цивилизованными людьми, помнящими свои истоки и одновременно соблюдающими истинные христианские традиции, а также не забывающими и во многом также очень мудрые традиции наших предков. Конечно, если мы считаем себя людьми Верующими и духовными.
А на этом я с вами прощаюсь, желаю побольше радоваться за ваших близких, перешедших в лучший мир к Богу, и конечно не завидовать им, а делать все от вас зависящее в этом.
Также рекомендуем вам прочесть и другие полезные статьи на нашем портале обучения и саморазвития, например, подробнее о великой радунице и поминальных дня во время светлой пасхальной недели, или о том, как же всё-таки правильно поминать усопших на радоницу, о других правильных днях поминания родственников для христиан и почему не надо ходит на поминки в пасху, и конечно, не забудьте прочесть про обряды и традиции Троицы, которая начнется уже в ближайшее время.
- Будь счастливым
- Найди себя
- Строй отношения
- Победи стресс
- Мнения
- Питайся правильно
- Здоровое питание
- Полезные продукты
- Рецепты
- Лечебное питание
- Живи активно
- Увлечения и хоббиУвлечение — недолговременная склонность к чему-то, а хобби — нечто более постоянное и основательное. Можно с большим азартом углубиться в какое-нибудь дело, но затем на смену этому интересу придет другой. Однако, хобби — не просто устойчивое увлечение, занятие для души, которое доставляет положительные эмоции. Даже самые простые, на первый взгляд, занятия способны вытеснять из нашего сознания негативные мысли, улучшать эмоциональное состояние и менять наш взгляд на мир.
- Тренируйся
- ПутешествуйОткрывай для себя мир с удовольствием
- Беларусь TodayСовременная Беларусь — страна, которой мы гордимся! Последние новости, интересные факты, медицина Беларуси
- Контролируй здоровье
- Первая помощь
- Профилактика заболеванийКак сохранить здоровье. Комплекс мер медицинского и немедицинского характера для предупреждения возникновения заболеваний и травм. Когда и какие анализы нужно делать. Что такое профосмотр. Зачем делать прививки. Флюорография и диаскинтест.
- Симптомы заболеванийСимптомы — это признаки какого-либо заболевания. Появившийся симптом указывает на то, что в организме что-то не в порядке. Симптомы позволяют заподозрить отклонения в состоянии здоровья человека. Найдите то, что вас беспокоит в нашем списке симптомов и мы подскажем, что делать
- Современная медицинаЗачем необходимо регулярно проходить медицинское обследование. Где и как лучше выполнить медицинское обследование. Что включает плановое медицинское обследование в зависимости от возраста, пола человека. Что включает в себя регулярное плановое обследования при наличии хронических заболеваний. Как не ошибиться в выборе клиники и лаборатории.
- Болезни от А до Я Чтобы не случилось с вами или вашим близким человеком, болезнь или травма, но вы живы, значит судьба дает вам шанс, и его надо правильно использовать. Исход всегда зависит от нескольких обстоятельств: что именно вышло из строя в вашем организме и почему, насколько вы были здоровы и физически крепки накануне, как быстро вы обратились к доктору, качества и оперативности оказания медицинской помощи и… вашей силы духа. Но у нас для вас две новости. Плохая новость в том, что, к сожалению, далеко не все заболевания можно вылечить и не все травмы заканчиваются полным восстановлением функций. Хорошая новость в том, что современная медицина достигла такого уровня развития, когда врачи могут протезировать утраченные функции у пациентов и снижать проявления неприятных и болезненных симптомов, значительно улучшая качество жизни и продлевая ее. Мы верим, что чем лучше люди понимают, что такое болезнь, тем больше заботятся о своем здоровье.
- Психическое здоровье
- Жизнь с онкологией
- Расти детей
- Беременность и роды
- Здоровье детей
- Воспитание детей
- Питание детейГрудное вскармливание. Меню кормящей мамы. Искусственное питание детей. Введение прикорма: пошаговая инструкция. Рационы питания на различные возрастные периоды.
- Оставайся молодым
- Женское здоровье
- Мужское здоровье
- Здоровое и красивое тело
- Активное долголетиеКогда тебе за …
- Вредные привычки
- Алкоголизм
- Наркомания
- Курение
- Игромания
- Карта здоровья
17.04.2018
Чему радоваться на Радуницу?
Беларусь Today
Традиционные обращения к Предкам.
Даётся оригинал, а затем предлагаемая к использованию обработанная версия:
«В Белоруссии также собираются на кладбище. Там на могилах родных катают красные яйца, которые отдают нищим. На могиле, политой медом и водою, раскладывают кушанье и приветствуют покойников: «Святые радзицили! Хадзице к нам хлеба и соли кушац». Потом старые и малые рассаживаются по местам. Кушанья должны быть нечетные: пять, семь, девять и т. д. и без подливки (соуса). Необходимо, чтобы тут находились мед, творог, блины, гречаники, колбаса и свинина. Кто бедный, тот просит у зажиточного, который всем наделяет его. Остатки отдают нищим. По окончании угощения обращаются к покойникам: «Мои радзицили! Выбачаице, недзивице; чим хата богата, тим и рада». После отправляются в корчму и там поют и танцуют. Радуницу отправляют здесь еще весною, когда растает земля, и думают, что тогда родителям тепло, потому, разговаривая с ними, желают им: «Дай вам Бог легко в земле лежати и Христа Курганский
ти»* [* Goleb. «Lud polsk. jego zwycz. i zabob.», ч. 2, с. 269.]. «
А.В. Терещенко. Быт русского народа. Часть V. Источник: http://kolohod.narod.ru/Library.htm
___________
Святые родители! Ходите к нам хлеба и соли кушать!
___________
«Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение. «
С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. С.-Петербург, ТОО «Полисет», 1994. Источник: http://www.booksite.ru
____________
Прости меня (называется имя), забудь всё, что я тебе нагрубил(а), чем навредил(а).
____________
«В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопшим. В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают:
«Честные наши родители! вот для вашей душки блинок».»
Сахаров И. П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. I. Стр. 725.
____________
Честные наши родители! Вот для вашей души блинок.
____________
«На деды нужно угощенье приготовить, чтобы блюд было нечетное число. Говорят, нужно сварить что-нибудь горячее, чтобы пар шел. Всю еду нужно поставить на стол и звать: «Деды, мои приятели, идите ко мне ужинать!» После еды льют воду с каждого края стола по кругу крест-накрест и говорят: «Деды, мои приятели, пили-ели, идите теперь на свое место». «
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 206.
____________
Деды, мои приятели, идите ко мне ужинать!
Деды, мои приятели, пили-ели, идите теперь на свое место.
____________
«Кое-где считают, что души приходят ужинать ночью, после трапезы живых, — в эти ночи посуду и остатки еды не убирают со стола. Души приглашают к поминальному столу, крича в печную трубу или через окно: «Деду, иди к обеду!» или: «Вся умершая родня — сколько вас есть — приходите
ужинать!» Часто приглашали и те души, у которых не осталось живых родственников: «У кого нет родни, приходите ко мне!» После завершения трапезы души нужно выпроводить из дома, чтобы они вернулись к себе на «тот» свет и не мешали живым. Для этого после ужина все встают и говорят: «Деды святые, вы ели и пили, идите же теперь к себе».
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 207. Деду, иди к обеду!
____________
Вся умершая родня — сколько вас есть — приходите ужинать!
У кого нет родни, приходите ко мне!
Деды святые, вы ели и пили, идите же теперь к себе.
____________
«Отецъ, глава семейства, зажигает свѣчу, прилѣпливаетъ ее къ углу — на кутъ и начинаетъ молитву, по окончанiи которой свѣча потушается. Все садятся за столъ, уставленный яствами, среди которыхъ находится пиво и вино, и читавшiй молитву говоритъ слѣдующее:
Святые дзяды, зовемъ васъ,
Святые дзяды, идзице до насъ!
Ёсць тутъ ўсё, што Богъ даў,
Што я ли васъ охвяроваў,
Чимъ только хата богата.
Святые дзяды, просимъ васъ,
Ходзице, ляцице до насъ!
За симъ наливаетъ рюмку водки, такъ, чтобы черезъ края пролилось нѣсколько на скатерть, — для дѣдов, как говорятъ, и выпиваетъ; всѣ старшiе и взрослые пьютъ также, немного проливая. Кушать никто не начинаетъ раньше, пока не отольетъ отъ каждаго кушанья по ложкѣ и не отложитъ по кусочку въ отдѣльный сосудъ, который непосредственно за симъ ставится для этой цѣли на окошкѣ, а иногда и за онымъ, если только есть тамъ для этого удобное мѣсто. (…)
По окончанiи ужина встаютъ изъ-за стола и расходятся, простившись напередъ съ неземными жителями:
Святые дзяды! Вы сюды приляцѣли,
Пили и ѣли,
Ляцице жъ цяперь до сябе!
Скажице, чаго еще вамъ треба?
А лѣпiй, ляцице до неба!
Акышъ, акышъ! «
Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 596-597.
____________
Святые деды, зовём вас!
Святые деды, идите к нам!
Есть тут всё, что Бог дал,
Что я вам пожертвовал,
Чем только хата богата.
Святые деды, просим вас,
Ходите, летите к нам!
Святые деды! Вы сюда прилетели,
Пили и ели,
Летите ж теперь к себе!
____________
«Собравшись въ полдень на кладбищѣ, обступаютъ могилу, катаютъ по ней красные яйца, которыя послѣ отдаютъ стоящимъ тутъ же вблизи нищимъ. Изо всѣх кушаньевъ оставляютъ понемногу на могилѣ, которую покрываютъ скатертью и поливаютъ напитками. Затѣм вызываютъ: «Святые родзицели, ходзице къ намъ, ѣсьце, што Богъ даў!»
Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 622.
____________
Святые родители, ходите к нам, ешьте, что Бог дал!
____________
«(…) каждая семья отдѣльно, а нѣкоторые и съ родственниками другого двора, усаживается на могилахъ и начинаетъ выпивать и закусывать, говоря: «честные и праведные родители, ходите къ намъ ѣсть». Предъ первою рюмкою водки говорятъ: «честные и праведные родители, ходите къ намъ горѣлку пить».
Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 626.
____________
Честные и праведные родители, ходите к нам есть.
Честные и праведные родители, ходите к нам горелку пить.
____________
«На поминкахъ болѣе всего обращаютъ вниманiе на то, чтобы приготовить какъ можно больше и разнообразнѣе кушаньевъ, между которыми должна быть непремѣнно вареная голова свиная, или баранья, а въ крайнемъ случаѣ, хотя и куриная — все равно, пѣтуха или курицы. Голова эта въ поминальномъ обрядѣ занимаетъ весьма видное мѣсто.
Усадивъ гостей за поминальный столъ, хозяинъ беретъ въ одну руку свѣчу, обернувъ ее блиномъ, а въ другую — булку хлѣба и обноситъ ихъ три раза вокругъ поставленной на столѣ головы, поминая громко по имени не только всѣхъ умершихъ родныхъ и близкихъ, но даже и тѣхъ, которые прежде когда-либо жили на принадлежащей ему, хозяину, землѣ, приглашая ихъ словами: «Прибывайце къ этому столу!» Сидя за столомъ, всѣ гости, каждый разъ при выпиванiи водки, что повторяется довольно часто, отливаютъ изъ рюмокъ на столъ нѣсколько капель, приговаривая: «прибывайце!»
Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 602-603.
____________
Прибывайте к этому столу!
Прибывайте!
____________
«На тарелку, покрытую блиномъ, хозяинъ откладываетъ немного съ каждаго подаваемаго кушанья и, присоединяя туда иногда рюмку водки, ставитъ тарелку, или на подоконникъ, или на особо придѣланную полочку съ наружной стороны главнаго окна и съ тѣмъ вмѣстѣ произноситъ: «Святыи дзяды! придзитя сюды — ета ли васъ!»
Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 599.
____________
Святые деды! Придите сюда — это для вас!
____________
«На Русском Севере хозяйка, приготовив поминальный ужин, открывала двери и выходила во двор встречать невидимых гостей, приговаривая: «Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь… Вы озябли — погрейтесь». Последним на поминках подавали кисель. Перед этим пели «Вечную память», а затем хозяин вывешивал за окно холст, на котором гроб опускают в могилу, и обращался к душам: «Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали — не близко ведь было идти. Вот тут
помягче — ступайте с Богом».
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 207.
____________
Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь…
Вы озябли — погрейтесь.
Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали — не близко ведь было идти. Вот тут помягче — ступайте с Богом.
____________
«Шестинедѣльное поминовенiе, называемое «останье» или просто «шестины», совершается слѣдующимъ образомъ: кто-либо изъ семьи умершаго отправляется въ церковь съ блинами, пшеничною кашею и пирогомъ, называемымъ «проскурой», и ставитъ все принесенное предъ мѣстными иконами на полу. (…) По окончанiи службы въ церкви, каша, блины и «проскура» приносятся въ домъ, куда приглашаются и близкiе сосѣди «на столъ» (на обѣдъ). Здѣсь, помолившись Богу предъ зажженною свѣчею, всѣ усаживаются за столъ и въ началѣ ѣдятъ «проскуру», говоря: «Вѣчный покой, царство небесное (имя умершаго), честные и праведные родители ходите съ нами обѣдать» (…) «
Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 592-593.
____________
Честные и праведные родители, ходите с нами обедать.