Сценарий фестиваля национальных культур
«Хоровод
дружбы»
Ведущий 1. Наш фестиваль в едином хороводе
Здесь соберёт людей со всех
сторон
Земли народной сердцу
милой,
Что Родиной с тобою мы зовём.
(Под звуки песни «Я, ты, он, она вместе – дружная
семья
Ведущий 2: Добрый день, уважаемые гости!
Ведущий1. : Здравствуйте. Мы рады
приветствовать вас в
нашем уютном зале.
Ведущий2: Мы начинаем наш фестиваль
национальных
культур .
Ведущий1: В нашей школе учатся дети многих
национальностей
Ведущий2: И для всех нас Россия является
Родиной,
несмотря на различие национальной
культуры,
веры, языка и традиций.
Ведущий1: Все мы – россияне.
И мы проводим наш фестиваль в
преддверии
государственного праздника, Дня
народного единства.
Это праздник взаимопомощи и
единения
Ведущий 2. В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Ведущий 1. Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Ведущий 2. Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить
Чтоб под мирным небом спать!
Ведущий 1. Звучит Гимн Российской Федерации
Ведущий 1. Слово для поздравления предоставляется
Главе
администрации Муниципального образования
Вешкаймский район Стельмах
Татьяне Николаевне.
Директору Вешкаймского лицея
Кузнецову Николаю Ивановичу.
Ведущий2: Россия — Родина моя! Эти слова
могут сказать
люди разных наций и народностей,
которые живут
в России, а таких народов более
100 проживающих на
территории нашей Родины. Это
русские и украинцы,
белорусы и казахи, татары и молдаване;
Ведущий1: Азербайджанцы, мордва, чуваши,
цыгане, якуты,
узбеки, таджики и еще много,
много других и
очень разных народов.
Ведущий2: Все они говорят на разных языках, имеют
свои
национальные традиции и верят в
разных богов,
но общее у них и у нас с вами –
это любовь к
нашей России.
Ведущий1: Россия — страна вековой
культуры и великой
духовности, богатой историей,
обычаями,
традициями народов, её
населяющих. Многовековая
дружба народов остаётся
всегда важным достижением
всех россиян!
Ведущий 1. Сегодня на нашем фестивале
представлено 12 национальностей.
Наш фестиваль открывает двери. И первыми я
приглашаю на сцену 11 «А» класс, они представляют культуру русского народа.
9 «Б» и 11 «Б» классы – цыгане
3 классы – русские
7 «В» класс – белорусы
4 классы – русские
5 «А» класс – мордва
5 «Б» класс — русские
5 «В» класс — татары
6 «А» класс – русские
6 «Б» класс – цыгане
6 «В» класс – русские
7 «А» класс – якуты
7 «Б» класс — татары
8 «А» класс – узбеки
8«Б» класс – таджики
8«В» класс – украинцы
9«А» класс – чуваши
9 «В» класс – белорусы
10 «А» класс – русские
10 «Б» класс — казаки
Ведущий: Друзья, вот и подошел к концу наш
фестиваль, целью
которого было показать, что все
народы должны жить в
мире и дружбе.
Ведущий: Много интересного вы узнали сегодня о быте, культуре,
традициях тех национальностей, которые уже
многие
десятилетия проживают на территории нашей малой
родины .
Ведущий: А еще говорят, что когда дружат дети – дружбе жить.
Дружите, несмотря ни на что.
Ведущий: Вы поколение, от которого зависит, как будут
складываться отношения нашей державы с другими
государствами. Вам выбирать друзей, надежных,
верных, и для себя, и для своей страны. Ведь
детская
дружба – это ниточка, которая потянет за собой
дружбу
на целую жизнь, навсегда.
ВМЕСТЕ: До свиданья! до новых встреч!
ПРОГРАММА
Фестиваля «Хоровод дружбы»
1 |
11 «А» класс – русские |
2 |
9 «Б» , «11 Б» — цыгане |
3 |
3 классы — русские |
4 |
7 «В» класс – белорусы |
5 |
4 классы – русские |
6 |
5 «А» класс – мордва |
7 |
5 «Б» класс – русские |
8 |
5 «В» класс – татары |
9 |
6 «А» класс – русские |
10 |
6 «В» класс – русские |
11 |
6 «Б» класс – цыгане |
12 |
7 «А» класс – якуты |
13 |
7 «Б» класс – татары |
14 |
8 «А» класс – узбеки |
15 |
8«Б» класс – таджики |
16 |
8«В» класс – украинцы |
17 |
9«А» класс – чуваши |
18 |
9 «В» класс – белорусы |
19 |
10 «А» класс – русские |
20 |
10 «Б» класс – казаки |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»
Развлекательно-познавательная
программа
«Хоровод народов России»
(2-7 классы)
Воспитатель 5группы
Татарикова С.А.
г. Керчь
2016 г.
Цель: Формировать гражданскую позицию у воспитанников, воспитывать уважительное отношение к культуре народов России
Задачи:
- Расширение знаний, представлений детей о культуре, обычаях и традициях народов, населяющих Россию.
- Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
- Развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативности.
- Развитие интереса учащихся к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная система.
Оформление: уголок с образцами национальной росписи, выставка народного промысла, шары.
(музыка 1) Дети под песню «Большой хоровод» входят в зал. (подпевают)
Ведущий 1: Сегодня мы, приглашаем Вас в наш дружный хоровод, чтобы познакомится, с традициями, обычаями народов России.
(слайд 1) Россия — самое большое по площади государство мира. Оно располагается на континенте Евразия, имеет выход в три океана – Тихий, Северный Ледовитый и Атлантический
- Россия – самая большая по территории страна мира. почти в два раза больше площади таких государств, как Канада, США, Китай. По численности населения же Россия занимает лишь 9е место.
Ученик
Дети раз отца спросили:
-Все ли русские в России?
— Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Ученик
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Ученик
Пусть по-разному песни поют
- Украинец, таджик и якут,
- Все народы России – моя
- Трудовая большая семья.
Ученик
На просторах российской страны
- Много разных народов живут
- Все народы как братья равны
- Всем народам – любовь и почет
Ученик
Дружба народов – не просто слова,
- Дружба народов навеки жива.
(дети садятся на стулья)
Ведущий 2: (слайд 2) Национальный состав страны отличается исключительным многообразием. В России проживают более 180 народов. (слайд 3) Самый многочисленный народ России это, конечно же, русские. К ним относится около 112 миллионов человек.
(слайд 4)На втором месте по численности находятся татары, их насчитывается около 5,5 миллионов.
(слайд 5)Третье место занимают украинцы, которых в России около 2 миллионов.
(слайд 6, 7, 8, 9)Еще четыре народа насчитывают в своем составе более одного миллиона человек. Это башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.
Народы, проживающие в России, отличаются друг от друга бытом, нравами, материальной и духовной культурой.
Ведущий1:
Послушайте стихотворение «Россиюшка», которое написал 10-летний мальчик – Лев Протасов из Екатеринбурга (МУЗЫКА 2) (звучит музыка Ludovico_Einaudi_-_Divenire)
«Россиюшка»
Ученик__
Мал ещё, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнёт —
Нет страны, прекраснее России!
Этот вывод знаю наперёд!
Вырасту — поезжу я по миру.
И уверен, к берегам Родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда — но вернусь я к ним!
Потому, что Русский я по Духу!
Потому, что Русь — моя Земля!
Потому, что Мать моя — Славянка
И меня в России родила!
Потому, что здесь мой дом и школа!
Дед, Отец и все мои друзья,
Русская, любимая Природа,
Речь родная, здесь моя Семья!
Потому, что Прадед мой по крови,
За Россию нашу — в землю лёг!
Подвиг наших воинов-героев,
Знаю — помнит не один народ!
Станешь ты — великой и могучей,
Расцветёшь, как яблонька весной!
Для меня ты будешь самой лучшей!
Самой ненаглядной и родной!
Ведущий 2: В результате исторических событий, Россия стала единственным государством, имеющим столь разнообразный культурный и этнический состав. Сегодня познакомимся с несколькими народами.
Ведущий 1: Ценные сведения о жизни народов можно получить при изучении устного народного творчества – былин, легенд, сказок, песен. Развитые культуры оставляют после себя письменные источники, в которых отражаются самые разные стороны жизни народа.
Ведущий 2: У множества народов России пословицы и поговорки разные по содержанию, но одинаковые по смыслу. Сейчас мы сыграем в такую игру. Надо будет подобрать к пословицам и поговоркам народов России русский вариант. (слайды 10 пословицы России)
Ведущий 1:В наш хоровод мы приглашаем представителей русского народа.
Музыка 3( исполняется русский народный танец 4 группа)
Ведущий 2: (слайд 11) Герб России, символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад и на восток. Корона на голове у орла — символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр, эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют держава.
Скипетр — символ власти, а держава – символ могущества страны.
У русского народа существует много национальных символов, вот некоторые из них.
Ученик_2 кл______________Загадка (слайд 12)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.
Хоровод «Во поле берёза стояла» (танцует 5 группа)(музыка 4)
Ученик_2кл_______
Эту куколку открой — Будет третья во второй.
Половинку отвинти, Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти Куколку четвертую.
Яркий красненький платочек,
Русский сарафан в цветочек,
А внутри сюрпризы есть:
Может три, а может, шесть.
(слайд 13)
Ведущий 1: Матрешки — символ загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке. При росписи (гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов.
Ученик__2 кл______
Этот зверь любитель мёда.
Даже в имени есть мёд.
Разбрелся по всему миру,
И в лесах везде живёт.
Видов много зверь имеет,
Но каким бы ни был он.
Косолапою походкой
Он с рожденья наделён.
(слайд 14)
Ведущий 2: Как правило, в народном сознании медведь — величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сообразительностью, переходами от движений ленивых и неуклюжих — к быстрым и точным.
Ученик__2 кл________
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она — любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет «трень» да «брень».
(слайд 15)
Ведущий 1:Балалайка — замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культуры. Балала́йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент.
Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.
(Танец «Скоморохи»), музыка из м/ф Бременские музыканты. (музыка 5)
Ведущий 2: Любили на празднике русские люди и поиграть. Попробуем и мы поиграть в русскую народную игру «Игровую». Приглашаю 2,3,4 классы. Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга – водящий.Играющие ходят по кругу и произносят слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Ведущий 1:Несмотря на все многообразие и разность в культурах, представители различных наций связаны одной исторической судьбой. Не раз на протяжении многих веков народы сплоченно боролись против завоевателей. Такое единство породило укрепление и развитие народных традиций, что стало одной из особенностей нашей многонациональной Родины.
С давних времен в России проживало огромное количество наций и народностей. При этом большинство россиян доброжелательно относятся к самым разным народам, населяющим страну.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. У нас был проведён конкурс работ «Народные промыслы России». С результатами этого конкурса вы можете ознакомиться здесь.
Ведущий 2: В наш хоровод приглашаем украинцев.(слайд 16) В России проживает 2 млн. украинцев. Не перечесть все те легенды, сказки, песни, стихотворения о дорогих и родных украинскому сердцу символах(калина, барвинок, тополь, подсолнух) Они воспроизведены в вышивках на рубахах, полотенцах.
Ученик_7 кл________Украинский народ донельзя певучий. Давняя легенда рассказывает о соловье (Папка слайды 16.1. для Украины) (включается музыка «трио Маренич» на двух проигрывателях одновременно»)Старые люди рассказывали, что когда-то давно эта красивая птичка не бывала в Украине. Гнездилась в далеких краях и не знала туда дороги. Но поскольку соловьи были донельзя певучие, то летали по всему свету и собирали песни всех народов для индийского царя.
Залетел один соловей и на Украину, но в деревнях было тихо.
– Что-то люди здесь не живут? — подумал соловей. — Ни песни, ни музыки не слышно. Но зашло солнышко, и люди вместе стали возвращаться домой. То здесь, то там слышались песни. Но песни были грустными. Тяжелый труд забирал все силы. Здесь соловей запел и развеселил их. Забыли люди усталость и запели своему заморскому гостю.
Со всех земель слетелись соловьи к царскому саду, с принесенными ими песни. Но все это было уже знакомо царю и он сердился. И тут под окнами запел соловей из Украины, и правитель потерял покой. Такие песни он вдобавок не слышал — и велел тому соловью напевать песни на ночь…
Удивленные соловьи весной вместе полетели на Украину, послушать эти песни, перевести их на птичий слог, чтобы петь в далекой Индии. На Украине они высиживают птенцов, чтобы продолжить род там, где они слышали наилучшие в мире песни.
Ведущий1: мы приглашаем калмыцкий народ.(Выходят дети в калмыцких национальных костюмах)(слайд 17)
Ученик_5 кл__________— Мы живем между Черным и Каспийским морями. Нас 330 тысяч.
— Когда средь степи — одинок
Стою над гладкою равниной
И чистотой дышу полынной, —
Мне чудится, что я — высок,
Я осязаю бесконечность,
Душа моя вмещает вечность.
Где все преграды бытия?!
Неразличимы быль и небыль,
На свете только степь и небо.
На свете — птицы, степь и я!..
О, счастье духа, счастье тела —
Простор, не знающий предела!
Ученик___5кл_________: Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. У калмыков существует давным-давно установившийся обычай — с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего — на вершок».
Ученик_5кл__________Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем:
— когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в дорогу и седлали коня;
— когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь;
— раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился;
— когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; — младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос;
— пожилым уступали дорогу.
Ведущий 2: Лотос является национальным символом Республики Калмыкия. Его цветок изображён на флаге республики. (Слайд 18)
На Востоке этот прекрасный цветок всегда считался символом гармонии, совершенства и чистоты. Предки калмыков поклонялись этому символу божественной чистоты на протяжении веков. Обычно растущий в мутной, почти стоячей воде или на болотах, вдали от шумных городов, лотос чист и прекрасен. Каждый вечер он закрывает свой цветок и прячется под воду, а утром появляется снова. Но цветок его всегда остается сухим, излучая чистоту и свежесть. Чистота и красота лотоса — вот то, что делает его священным!
(Слайд 19)
Ведущий 1: «Ребята, давайте вспомним калмыцкую народную игру «Серебряный пояс»! Ребята, а вы знаете почему пояс называется меӊгн бус? Потому что раньше калмыки на пояс нашивали серебряные монетки для того чтобы во время танца они звенели.
Описание игры: играющие садятся на пол или на палас, образуя круг. Учитель выбирает водящего, который взяв серебряный пояс, ходит по кругу за спинами сидящих. Улучив момент, он незаметно кладет этот пояс позади кого-либо из сидящих и бежит по кругу. Игрок, за спиной которого был оставлен пояс, вскакивает, берет пояс и бежит, пытаясь догнать убегающего и осалить его этим поясом, а водящий пытается занять место догоняющего. Если ему это удается, то догоняющий игрок становится водящим. Есть еще вариант этой игры: водящий незаметно подкладывает серебряный пояс и убегает, а тот кто обнаружил пояс у себя за спиной бежит в противоположную сторону и кто быстрее добегает до пустого места тот его и занимает, а тот кто не успел становится водящим.
Ведущий2: приглашаем в наш хоровод представителей якутского народа.
( Выходят дети в национальных якутских костюмах)(слайд 20)
Ученик_2 группа____________Из всех народов, живущих в тайге и тундре, самая сильная и древняя культура – у якутов. Якуты – многочисленный народ, населяющий обширные пространства Сибири по обоим берегам реки Лены, скотоводы и охотники: древнее жилище – юрта. Как нередко бывает в русских былинах, в произведениях якутского народа – олонгхо – все сказочно огромно. Юрта, где рождается народный богатырь, величиной в тридцать комнат; у нее сорок стеклянных окон, подпирают ее восемьдесят лиственниц; у этой юрты медный пол, тройная серебряная крыша, тройные стены. Так плотно захлопывается дверь в юрте, что семьдесят человек не распахнут; так широки сени, что лошади рысью за целый день их не обежать. А входная дверь такая, что восемьдесят человек открыть не могут.
Ведущий 1: Государственный герб Республики Саха (Якутия) (слайд 21) представляет собой круг, в центре которого помещено изображение древнего всадника со знаменем (взятое с наскальных рисунков с реки Лены) на фоне солнечного диска — щита, обрамленного традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических фигур. напоминающих кристаллики ограненного алмаза, (слайд 22) также своеобразного символа Якутии Солнце серебристого цвета, всадник — темно-красного, обрамление — темно-голубого, орнамент — белого.
Голубой цвет на гербе символизирует честь, верность, надежность и искренность. Белый и серебристый — чистоту чувств и помыслов людей.
(слайд23) Ещё с глубокой древности, у якутского народа, сохранился хомус — музыкальный инструмент который вмещается в ладони, но при этом обладает уникальной способностью издавать звуки живой природы.(звучит хомус музыка 7)
(Инсценируется якутская сказка «Бабушка Чачакан-Чачакан»)
Ученик 2 группа Жила в одном селении бабушка Чачакан-Чачакан. Как-то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит – прорубь ледком затянуло. Пробила бабушка лед, льдинки в сторону отвела и целое ведерко воды зачерпнула. За ним и второе. А ведерки у бабушки красивые были – из бересты, с узорами. Взяла бабушка оба ведерка в руки, домой пошла. Да поскользнулась на гладком льду, упала у самой проруби и всю воду пролила. А утро морозное было. Пока бабушка охала, да вставать собиралась, подол-то у нее ко льду и примерз. Никак бабушке не подняться. Смотрит – кто бы ей помог? Поглядела она на солнце, которое только-только взошло, и спрашивает: — Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее? — Да, бабушка, я очень сильно. Да только меня черная туча закрыть может.
Бабушка – к туче: — Туча, туча, не ты ли всех на свете сильнее?
— Да, бабушка, у меня силы много, да только меня ветер унести может
Бабушка – к ветру:
— Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее?
— Да, бабушка, я очень силен, но мне гора может путь преградить.
Глядит бабушка на каменную гору:
— Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее?
— Да, бабушка, я очень сильна, да только меня человек расколоть может.
Бабушка – прохожему:
— Человек, человек, не ты ли сильнее всех на свете
— Да, бабушка, я очень силен, да только я огня боюсь
Бабушка – к огню:
— Огонь, огонь, не ты ли на свете всех сильнее?
— Да, бабушка, я очень силен, да только меня вода залить может.
Бабушка – к воде:
— Вода, вода , не ты ли на свете всех сильнее?
— Да, бабушка, я очень сильна, да только меня земля выпить может.
Бабушка – к земле:
— Земля, земля, не ты ли на свете всех сильнее?
— Да, бабушка, уж я-то наверное сильнее всех.
Рассердилась бабушка:
— Так отпусти ты мою юбку, чего ты ее держишь?
Дернула она свое платье, а оно уж оттаяло. Встала бабушка Чачакан-Чачакан на ноги, ведра в руки взяла, набрала снова воды и домой пошла.
Ведущий 2: Мы предлагаем вам поиграть в национальную игру
— «Атах тэпсиитэ» — Пятнашки
под якутскую национальную музыку (Музыка №8) (Дети встают парами, лицом друг к другу, кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца. Ритмичность движений, их плавность соблюдать обязательно)
Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта) якутская игра
Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.
Ведущий 1: мы приглашаем в наш хоровод представителей татарского народа (слайд 24)
(Выходят дети в национальных костюмах татар.)
(слайд 25) Государственный герб Татарстана представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой, на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан». Вся фигура барса подчеркивает могущественность, величие. Барс — символ плодородия. (слайд 26) Он считался особо священным животным, поэтому он представлен со знаком святости — крыльями. Острые зубы и когти животного свидетельствуют о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Щит на боку барса означает защиту, покровительство. Изображенная на нем астра символизирует долголетие, жизнь, процветание.
Ученик__4 кл__________— На обширной территории от Тамбова — на западе, до Омска — на востоке и от Перми и Кирова — на севере, до Крыма и Астрахани — на юге компактными группами проживают татары. Мы очень любим музыку, танцы, песни . А где же можно повеселиться, как не на «Сабантуе» — празднике земледелия татар. Послушаем народную татарскую песню, которая звучит на Сабантуе. (Звучит музыка, исполняется народный танец — 6 группа) (музыка 9)
Ученик_4 кл____________— На Сабантуе не только пели и плясали, но и устраивали состязания в силе, ловкости, быстроте. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.
Ведущий 2: — Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя и сейчас мы проведем эти игры. (Учащимся предлагается поучаствовать в играх: бег в мешках, перетягивание каната, бег с ложкой и яйцом.)
Ведущий 1: А сейчас ребята посмотрим мультфильм «Мост» (просмотр мультфильма)
1.Как вы считаете, кто прав, кто виноват в мультфильме?
2.Что бы Вы посоветовали лосю и медведю в этой ситуации?
3. В чём смысл данного мультфильма? Граждане, живущие в многонациональном государстве должны уметь договариваться друг с другом, идти на взаимные уступки.
- Ученик 3го класса___________________
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете
Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.
- Ученик 3го класса___________________
- На просторах России
- Много разных народов живет.
- Все народы, как братья равны,
- Всем народам — любовь и почет.
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!
Музыка №10
Песня «Я, ты , он, она…»
Подведение итогов.
Используемая литература:
1. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_5705/
2. http://muz-color.ru/
3. http://www.kakprosto.ru/kak-244557-kak-poyavilas-rossiya
4. http://uchkopilka.ru
5. С.Маршак «Десять рассказов»
6. http://www.twirpx.com/post/2359/
7. http://allskazki.ru/world/yak/11.html
Сценарий
праздника национальных культур
«Хоровод дружбы»
Цель: формирование уважения к историческому и культурному наследию своего народа, края; дальнейшее развитие этнографии.
Ведущая: Добрый день! Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Но каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом.
Оренбургская область расположена на стыке двух частей света – Европы и Азии, поэтому исторически является многонациональным регионом России. За период многовекового совместного проживания на одной территории проживают более 80 национальностей. Кувандыкский район один из первых в Оренбургской области славится своим многонациональным составом. На территории района проживают русские, башкиры, татары, казахи, украинцы, армяне и другие национальности. Несмотря на различия, люди разных национальностей дружелюбны и терпимы друг к другу, они уважают как свою культуру, так и культуру других народов.
— Нам посчастливилось жить на Кувандыкской земле. И сегодня Дом пионеров и школьников распахнул двери для гостей всех национальностей.
— Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодняшний фестиваль собрал представителей разных национальностей Кувандыкского района, которые нам представят национальные номера самых различных жанров.
Фестиваль проходит по трем номинациям:
Национальная игра. Время выступления не более 5 минут
Концертная программа, которую нам предстоит просмотреть, будет представлена в виде народных песен и танцев. Напоминаю участникам фестиваля, что регламент выступления не более 10 минут.
Национальная кухня. Привезенные вами национальные блюда жюри уже успело оценить.
Самое время представить жюри:
Ханнанова Расиля Губаевна – председатель районного совета родительской общественности
Дубинина Регина Рашатовна – заместитель директора по воспитательной работе ДПШ
Петрова Наталья Анатольевна – специалист управления образования
Ведущий: Открываем фестиваль с номинации «Национальная игра». На сцену приглашаются представители ___________________культуры из ______________________школы
____________________________________________
____________________________________________
Ведущий: А теперь, уважаемые участники, мы переходим к просмотру концертной программы.
Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры.
(_____________________________________________)
Ведущий:
О, как прекрасна УКРАИНА!
Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
О Киев-град, где с верою святою
Зажглася жизнь в краю у нас родном,
Где светлый крест с Печорскою главою
Горит звездой на небе голубом!
Звучит национальная музыка Украины.
Выход коллектива Краснощековской ОШ.
Ведущая: Татары мы и русские,
Грузины и карелы.
Мы черные и русые,
Мы смуглые и белые,
Мы школьники ровесники
Хорошие друзья!
Живем в России вместе мы-
У нас одна семья!
— Татарскую национальную культуру представляют учащиеся ( ___________________________ )
Ведущая: Предлагаю поиграть в игру, повторяйте движения за мной:
Поднимите все ладошки.
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Твой сосед такой хороший
Ты пожми ему ладоши.
И другой сосед хороший
И ему пожми ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Всем народам
Крикнем дружное: Ура! (Проводится игра с залом)
Ведущая: Различия между народами, населяющими Россию, огромны – разные история, религия, условия жизни, быта определяют своеобразие их культуры. Но ведь это-то и интересно!
Башкирскую национальную культуру представляют учащиеся
(_________________________________________________)
Ведущая: Ты любишь степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
А я люблю громады снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ.
И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поем, —
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовем?
(Выступление ___________________________________)
-Закончили свои выступления участники фестиваля. Проводим жюри в кабинет для подведения итогов.
-Ну а мне хотелось бы сказать, что мы с вами, все те, кто родился и вырос на Кувандыкской земле, не можем не радоваться тому, что в нашем многонациональном районе сохраняется мир, согласие и спокойствие, что есть такие люди, которые передают историю своего народа подрастающему поколению.
Вед: И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки:
У нас в Оренбуржье нет места разладам,
Средь наших народов, чьи души чисты.
И там, где Европа и Азия рядом,
Стоят над Уралом их дружбы мосты.
У всех народов общий путь
Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!
Народы вместе сквозь века прошли,
В пути друзей надежных обрели.
Вед: Пока жюри совещается, вы можете попить чаю с блюдами, привезенными на конкурс.
Награждение победителей. Вручение дипломов и призов.
Сценарий фольклорного праздника «Хоровод круглый год!»
Ведущий.
Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте молодцы русские. да девицы красные! Соизвольте выслушать, люди добрые. слово лестное. о том как в старинные прежние годы люди жили…
Живали-то они не по нашему, а по своему. православному. Вставали рано-ранехонько. умывались водой ключевой со белой росой. а потом принимались за работу, после того, как всем Святым помолились.
Вот поворотило лето на осень. Грядет Ильинская неделя- пора сенокоса! Дети-первые помощники. Они ворошат и сгребают сено на лугу. собирают в огороде первые созревшие овощи. Осень не далече! Пора ее встречать! Давайте, ребята, позовем осень!
Осень! Осень!
В гости просим!
С обильными хлебами,
С высокими стогами,
С листопадом и дождем.
С перелетным журавлем!
Вот и позвали мы осень. Теперь можно ей и песню спеть!
Дети исполняют песню по выбору муз. руководителя.
Во время песни в зал входит Осень.
Ведущий.
Здравствуй, Осень – раскрасавица! По злату мастерица! Что ты нам принесла?
Осень.
Пришла я с пряльцем, с донцем,
С тонким веретенцем,
С высоким колосочком,
С толстым снопочком,
Журавли-то за моря.
А синица – на поля!
Ведущий.
Урожай созрел богатый!
Все на ярмарку спешат.
Поспешим и мы. ребята.
Каждый там нам будет рад!
Дети исполняют песню «Ярмарка».
1 Скоморох.
Заходите! Приезжайте!
Все, что надо покупайте!
2 Скоморох.
Народ собирается.
Ярмарка открывается!
1 Скоморох.
А мы развеселые насмешники,
Известные скоморохи-потешники!
2 Скоморох.
За медный пятак, покажем все и этак, и так!
Коробейники.
Проходите! Примечайте!
Все, что нужно, покупайте!
Не нужны нам грошики.
Хлопайте в ладоши!
Кому баранок связку?
Кому песенку и сказку?
Кому жареную утку?
Кому нашу прибаутку?
Кому коленый орешек!
А кому мешок потешек?
1 Скоморох.
А ну, смелей! Не робей! Денег не жалей!
(подходят к коробейнику).
1 Скоморох.
Почем?
— По деньгам!
2 Скоморох.
Купил, не купил, а поторговаться можно!
Коробейники уходят. Выходят мальчик и девочка. (Остальные девочки вствют полукругом сзвди).
Иван.
Красна девица, Арина! Ты куда, куда ходила?
Арина.
Я на ярмарку ходила. Себе ведра купила!
Иван.
Что дала?
Арина.
Рубль дала, коромысло-полтора!
Иван.
Девица-девица. сходи по водицу!
Арина.
Я волка боюсь. я лисы боюсь, я медведя боюсь!
Иван.
Волк на работе, лиса на болоте.
Платьице мыла, валек упустила.
Сама-то смеется, хохолок трясется!
Девица-девица. сходи за водицей!
Танец «Пошла млада за водой…»
Ведущий.
Солнце к закату склоняется,
Наша ярмарка закрывается!
Осень.
В поле уродился хлеб, на грядках картошка.
Грибники несут грибов полные лукошки!
Так богат мой урожай. подставляй ладошки!
А в садах моих созрели вишенки – сережки!
Дети исполняют песню «Вишенки – сережки».
Ведущий.
Спасибо тебе, Осень –раскрасавица!
Нам осенняя пора очень нравится!
Осень.
До свидания! До новых встреч!
Осень уходит.
Ведущий.
Минула осенняя пора! В гости к нам спешит Зима!
Метелица, метелица! Снег по полю стелется!
А зимнею порою празднуют один из главных престольных праздников – «Крещение»!
А дни от Рождества Христова до Крещения называют «Святками».
Ох, и долго длится зима на Руси. Но пролетает уже веселый праздник «Масленица» и народ ждет прихода весны.
Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Ждут люди-не дождутся прихода весны. И придумали люди птиц зазывать.
Давайте и мы с вами птиц позовем!
Закличка «Жучик-ключик».
В зал входит Весна.
Ведущий.
Здравствуй, Весна –красна! Ты с чем к нам пришла?
Весна.
Я пришла по водочке, приплыла на челночке!
Ведущий.
Весна- Красна! А ты чес нас одаривать будешь?
Весна.
Одаривать буду ключевой водой,
Шелковой травой, теплым ветром, лазоревым цветом!
А вы, мои дорогие, подарите мне своих птичек?
(дети дарят Весне птичек из бумаги)
Ведущий.
А теперь выходи, честной народ! Заводи хоровод!
Хоровод «Весна –Красна, теплое лето!»
Ведущий.
Вот уже и поля засеяли. А урожай будущий зависит от того. пройдет ли дождь. напоит ли он землю? Во время бездожья люди придумали обряд дождь зазывать. Давайте и мы с вами дождь позовем!
Дети читают заклички. зазывают дождь.
Ведущий.
На нивах колосятся хлеба! В эти дни отмечается христианский праздник «День Святой Троицы». В эти дни девушки украшали березу лентами. цветами.
Наряжают березку.
Распустила косыньки русская березонька.
Сарафан надела ты. красивый, белый.
А по сарафанчику- черные дорожки,
Листики в карманчиках, а в ушах сережки!
Русская красавица, мы тебе так рады!
Ты нам очень нравишься вот в таком наряде!
Мы тебе, березонька, ленты вплетем в косыньки,
Ленточки атласные- синие и красные!
Ведущий.
Водили хороводы, плели венки…
А еще девушки кумились!
1 девочка.
Мой веночек –то краше твоего!
2 девочка.
Мой веночек-то лучше твоего!
1девочка.
Чем же твой веночек лучше моего?
2 девочка.
Чем же твой веночек краше моего?
1 девочка.
А листочки –то на нем блестящие!
А сама-то я в нем хорошащая!
Ты-то ростом мала,
И собой не видна!
2 девочка.
Твой венок не пригож,
Он на веник похож.
Ты сама-то как осина,
Рот пошире. чем корзина!
Ведущий.
Стойте! Что это? Ссора? В праздник девичий и ссориться нельзя! А ну, помиритесь! Не бранитесь! Покумитесь!
Девочки.
А как?
Ведущий.
Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется «закумиться».
Давайте. кумитесь!
Кумитесь. кумитесь! Где сойдетесь, поклонитесь!
А домой пойдете-не бранитесь!
Ой. красны девицы. выходите в Троицын день! Будем кумиться и подружку на целый год выбирать!
Девочки кумятся.
Выходят мальчики.
Мальчики.
Здравствуйте. девицы-красавицы! С праздником вас!
Девочки.
Здравствуйте, здравствуйте! Праздник и для вас!
Мальчики.
Девчата! А не возьмете ли вы нас в свой хоровод?
Девочки.
Да вы, поди. и танцевать не умеете!
Мальчики.
И поем. и пляшем Если попросят!
Мальчики исполняют частушки.
Ведущий.
А теперь – деревенская кадриль в Троицын день!
Танец «Кадриль».
Ведущий.
Наступил день летнего солнцеворота. В этот день празднуется «Иван Купала». В эти дни разжигали костры. Считалось. кто перепрыгнет через купальский костер. станет здоровее. наберется много сил перед жатвой. А еще девушки в купальский вечерок собирались у реки и пускали по реке свои веночки. У кого веночек поплывет. та скоро замуж выйдет. А у кого к берегу прибьется – той год еще в девках ходить!
Танец с веночками.
Ведущий.
Июль- макушка лета!
В амбаре и в доме пусто,
А в лесу-то густо!
Берут ребята корзинки и идут в лес по грбы. да по ягоды. Да все в лесу примечают!
Сейчас я вас проверю. ходили ли вы по грибы. да по ягоды? Готовы?
Если лесная малина уродилась? – Будет большой урожай ржи!
А если в лесу много шишек? – Урожай ячменя!
Много комаров? – К урожаю овса!
Ведущий.
в стародавние времена Новый год встречали не зимой, а летом!
Ты березонька, ты кудрявая!
Ты когда взошла, когда выросла?
Ты березонька, ты кудрявая!
Ты когда цвела? Когда вызрела?
Березонька.
Летом вызрела! Вы ко мне Новый год пришли встречать7 Новолетие?
Ведущий.
Давайте украсим нашу березоньку! Повесим на нее колоски. чтобы был урожай хлеба!
Репу и морковь – чтобы был урожай овощей! Подкову – чтоб с лошадкой быть!
И вы. дети, попросите! Пусть и ваше желание сбудется!
1ребенок.
Я вешаю на березу яблоко. чтобы быть здоровым и сильным!
2ребенок.
Я вешаю красивую ленту! Будет мне новый наряд!
3 ребенок.
А я вешаю колокольчик звонкий, чтобы новый год без печали был и радость в дом приносил!
Ведущий.
Вот и нарядилась наша березка. пора народ скликать. да веселье начинать!
Пусть звучат гусли звончатые.
Колокольчики бубенчатые.
Свирели. жалейки. да ложки расписные!
Выходите, добры молодцы и красны девицы! Свою удаль покажите!
Оркестр народных инструментов.
Ведущий.
Вот и встретили мы с вами Весну-Красну. Осень урожайную. Зиму снежную, Лето красное!
Каждое время года по-своему хорошее. И каждое дарит нам свои подарки!
Осень-урожай. Зима – снег. Весна-зелень. а Лето – тепло и солнце!
Вот и выслушали вы меня. люди добрые! Спасибо вам за внимание!
Ну. а какой же праздник без русского самовара!
И в накладку, и вприкуску.
Пейте чай. друзья, по-русски!
Напился чаю от души.
Выходи. давай. пляши!
В зал выносится самовар и исполняется песня «К нам заходите!»
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Цели праздника:
- Ознакомление с праздниками, традициями,
обычаями, самобытной культурой народов России. - Воспитание уважительного отношения к народным
традициям. - Формирование интереса к истории и культуре
своего народа. - Воспитание любви к России, чувства патриотизма
и гордости за свою страну. - Развитие творческих способностей учащихся.
- Расширение кругозора.
СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Россия. Школа №7. 2050 год. Нерадивый ученик сдает
экзамен учителю-роботу. Ему достается
билет «Традиции и обычаи русского народа».
Ученик не может ответить на билет. Тогда
учитель-робот отправляет его с помощью машины
времени в прошлое, в русскую глубинку. Звучит
космическая музыка.
Слайд №1. Русский народ (заставка)
Ученик попадает в Россию 2010 года. На сцене за
столом сидит русская семья. На столе: самовар,
изделия из гжели, хохломы, дымковские игрушки,
матрешки, баранки, бублики.
Слайд №2. Россия в мире
Члены семьи знакомят ученика с традициями и
обычаями русского народа: Наша страна
называется Россия.
Слайд №3,4. Необъятные просторы России
Россия – это океан земель,
размахнувшихся на целую шестую часть света и
держащих в касаниях своих раскрытых крыльев
Запад и Восток.
Россия – это синь морей и горы,
увенчанные белыми льдами; Россия – это меховая
щетина бесконечных лесов, ковры цветущих лугов и
золото бескрайних полей.
Россия – страна неслыханных,
богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих
недрах.
Россия – страна византийских куполов,
звона и синего ладана.
Принято считать датой возникновения
Древнерусского государства 882 год, когда два
крупнейших города – Новгород и Киев оказались
под властью одной княжеской династии.
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
Слайды № 5, 6. Москва – столица России
А столицей России уже более 850 лет является
город Москва. Каждое государство должно иметь
свои государственные символы. Есть они
и у России. Это гимн, герб и флаг.
Слайд №7. Государственные символы России
Звучит гимн России.
Гимн. В особенно торжественных
случаях, на государственных праздниках, военных
парадах, при подъёме флага и во время спортивных
соревнований исполняется государственный гимн.
Гимн – это торжественная песня или мелодия, его
слушают и поют стоя, мужчины – без головных
уборов, проявляя тем самым уважение к главной
песне своей Родины. Автором современного текста
гимна России является Сергей Владимирович
Михалков, музыку написал А.В.Александров.
Флаг. Цвета российского флага выбраны
не случайно. Белый цвет означает откровенность,
благородство, совершенство, синий – верность и
честность. А вот красный символизирует мужество,
отвагу, героизм, смелость. Государственный флаг
– важный символ страны. Он постоянно поднят над
правительственными зданиями. В торжественные и
праздничные дни флагами украшают дома и улицы.
Флаг – это святыня, ему отдают почести, его
защищают и берегут.
Герб. Ещё один символ государства –
это герб. Герб – это отличительный знак, эмблема
государства, города. Герб России – двуглавый
орёл. На фоне щита красного цвета изображён
золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности
России, символ глубокого уважения к своей
истории. Две головы орла символизируют единство
Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих
в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а
сама золотая птица – на солнце. На груди орла
помещено изображение всадника – это Георгий
Победоносец. Всадник – это символ победы добра
над злом, готовности нашего народа защищать
страну от врагов.
Слайды № 8,9. Могила Неизвестного солдата в
Москве
Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших
лесов, Московский Кремль, Знамя победы, Могила
Неизвестного солдата в Москве – это тоже символы
России.
Слайд № 10. Россия –
многонациональное государство
Согласно данным переписи населения в России
проживают представители более 180
национальностей.
Слайд № 11. Самый многочисленный
народ России – русские
Самый многочисленный народ России – русские.
Слайд № 12.Государственный язык в
России – русский
Народы России говорят более, чем на 100 языках и
диалектах. Самым распространённым языком в
России является русский. Он также считается
государственным языком Российской Федерации.
Как прекрасен наш русский язык.
Из вечной бронзы выкован
Извечный русский выговор,
Чеканное, глубокое
То аханье, то оханье.
Слова в иной пословице
поются, а не молвятся.
Русский алфавит – это наше
национальное достояние. Именно он отражает всё
богатство нашего великого русского языка, именно
он и есть стержень нашей культуры, нашего
самосознания, нашего бытия как русской нации.
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно строгие строки,
Литая славянская вязь,
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
“Аз есмь!” – заявила Вселенной,
“Аз есмь!” – заявила векам.
Слайд № 13. Основная религия – православие
Слайд № 14. Главные православные праздники
– Рождество и Пасха
Слайды № 15, 16. Русский национальный костюм
Характерной особенностью русского
традиционного костюма является удивительное
многообразие вариантов одежды в зависимости от
возрастного, социального фактора. Особенно это
относится к женскому костюму.
Женский
костюм. Как известно, женский русский костюм
не был одинаковым на всей территории России. На
Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге
– рубаху, юбку-поневу и кичку. Сарафан
обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало
опозориться. На Руси существовал общий для
славян древний обычай, по которому всюду девичий
головной убор отличался от головного убора
замужней женщины, так же как и прическа. Девушка
могла носить волосы распущенными или заплетать
их в одну косу, а замужняя женщина должна была
заплетать две косы и по обычаю не имела права
показываться с непокрытой головой. Отсюда
специфические формы головного убора – у женщины
покрывающие волосы – это волосник или подубрусник,
у девушек – перевязка, оставляющая верх
головы не закрытым.
Мужской костюм. Мужской костюм был
менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда
состояла из домотканой холстовой рубахи –
косоворотки и также портков, в основном
полосатых. Рубаху носили поверх штанов и
подпоясывали ремнем или длинным кушаком. Из
мужских головных уборах наиболее распространены
были высокие барашковые шапки, катанные из
шерсти «гречневики», «малахаи», картузы,
шапки мерлушки.
Основной обувью для мужчин и женщин служили
преимущественно лапти и лыковые ступни на
деревянной подошве. Теплые сапоги «валенки с
голенищами» были лишь у зажиточных крестьян.
Кожаная обувь считалась городской, дорогой.
Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей,
с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих
пуговиц. Такая одежда передавалась по
наследству. Фасон одежды не менялся столетиями.
Понятия моды не существовало.
Слайд № 17. Народные промыслы. Матрешка
Русская земля богата талантами. Изделия
русских народных промыслов можно увидеть в
крупнейших музеях мира. Искусные мастера –
кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на
весь мир прославили свои маленькие города и села,
где зародились их уникальные промыслы.
Матрешка
– русская деревянная игрушка в виде
расписной полой куклы, внутри которой находятся
подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная
роспись матрёшки часто изображает крестьянских
девушек в национальных нарядах. В каждой
местности матрешку расписывают по-разному. В
последнее время возможный диапазон тем росписи
ничем не ограничен, начиная от сказочных
персонажей и кончая советским лидерами.. Этот
символ России появился лишь в 1891 году в
Абрамцеве. Сегодня матрёшка является одним из
самых популярных сувениров для иностранных
туристов в России.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская: МАТРЕШКА!
Слайд № 18. Хохлома
«Хохлома»
– это роспись деревянной посуды,
выполненная чёрным и красным (а также, изредка,
зелёным) цветом по золотистому фону. Названа по
имени села Хохлома в Нижегородской области.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Слайд № 19. Жостовский поднос
«Жостовская роспись» – народный
промысел художественной росписи металлических
подносов, существующий в деревне Жостово
Мытищинского района Московской области. Роспись
производится обычно по чёрному фону (иногда по
красному, синему, зелёному, серебряному).
Основной мотив росписи– цветочный букет простой
композиции, в котором чередуются крупные садовые
и мелкие полевые цветы.
До чего же он хорош – этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нём, словно писаны огнём.
На жостовском подносе в зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев, степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев, лесной подснежник
первый…
А жостовские кисти нежнее лёгкой вербы.
Слайд № 20. Гжельская керамика
«Гжель» – город в Раменском районе
Московской области, один из старейших в России
центров гончарного промысла. Делают гжельскую
посуду из белой глины. Гжельские мастера
используют в своей росписи только синий цвет.
Синие
птицы по синему небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Слайд № 21. «Дымковская игрушка»
«Дымковская игрушка»– русская
глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в
печи. Название происходит от места производства
– слобода Дымково Вятской губернии (ныне
Кировской области).
Да, умели русские мастера трудиться. В свою
работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому
изделия получались такими красивыми, так
радовали людей.
Слайд № 22. Традиции и обычаи русского
народа
Богата наша Русь на традиции и
праздники. Многие праздники сохранились еще с
языческих, дохристианских времен – Иван Купала,
Масленица. С особым размахом отмечались
церковные праздники – Рождество, Пасха,
Крещение, Преображение, Успение, Троица. Веками
русский народ свято чтил и хранил свои традиции,
передавая их из поколения в поколение. И сегодня,
спустя уже десятки и даже сотни лет, многие
обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. А
теперь давайте вспомним, как встречали гостей на
Руси? Верно, с хлебом-солью.
Какая беседа без хлеба и соли?
Без хлеба и соли на свете нет доли!
А если нет доли, то, значит, нет песни,
А если нет песни, то к черту все “если”!
Какая беседа без хлеба и соли?
Слайд № 23. Русская душа
А душа у народа нашего красива, открыта, добра.
Но многие иностранцы называют ее «загадочной
русской душой».
«Загадочная
русская душа» –
какая чушь!
Она открыта настежь
и для веселья,
и для мятежа,
И для молчания гордого в ненастье
На Западе гадалки,
морща лоб,
как будто нет занятия полезней,
затаскивают душу в гороскоп,
а русская душа –
туда не лезет!
Видать, ее медвежий аппарат
чуть посложней
досужьего расчета
»Загадочность души…»
Какого черта
рядить ее в унылый сей наряд!
Ее удел: гореть, не остывая.
О, русская душа –
душа живая.
Слайд № 24. Чаепитие
Впервые в Россию чай привез русский посол
Василий Старков в1635 году, который решил
порадовать царя до этих пор невиданным
продуктом. В относительно короткий срок чаепитие
в России стало настолько популярным, что
превратилось в один из национальных обычаев.
Чаепитие породило особую систему сервировки,
которая складывалась из многочисленных чайных
принадлежностей: самовар, чайник,
сахарницы с щипчиками, стаканы, чашки, блюдца. В
нашей стране – свой ритуал заваривания чая.
Кипяток рекомендуется заваривать в самоварах.
Даже скатерти для стола должны были отвечать
нормам чайного этикета. Поэтому столы
покрывались только тонкой накрахмаленной, как
правило, белой или голубой материей.
В долгие зимние дни и вечера, когда в руках
русских крестьянок рождались чудо-полотенца,
можно было заслушаться напевной русской песней.
Звучит русская народная песня «Прялица»(исполняет
весь класс).
Слайды № 25, 26. Масленица
Умели
русские люди работать, умели и отдыхать. «Делу –
время, потехе – час», так еще в старину говорили
наши предки.
Вот и зима подошла к концу. На пороге весны
отмечали веселый праздник – Масленицу. Известна
она еще с языческих времен как праздник проводов
зимы и встречи весны. С незапамятных времен
Праздник масленицы слыл самым веселым и
разгульным, потому что продолжался он целую
неделю. А начиналась масленичная неделя
с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки
был свой, но во всех случаях они должны были выйти
белыми, рыхлыми, вкусными. Как только народ не
называл Масленицу: и честная, и широкая, и
веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная. Да еще
каждый день этой недели имел свое название.
Так, понедельник назывался «встреча»,
потому что и стар и млад выходили в этот день на
улицу встречать Масленицу, которую делали в виде
соломенной или тряпичной куклы с длинной косой,
одетую в девичий наряд.
Вторник Масленой недели назывался «заигрыш».
В этот день добры молодцы приглашали красных
девиц на снежных горках покататься, блинов
поесть, в игры поиграть да под гармошечку
поплясать.
Среду веселой разгульной недели
называли «лакомкой». Чего только не
было на столах в этот день! И блины, и
пироги, и каравайцы, и вареники, и шанежки, и
крендели. Уж лакомились вволю!
А четверг Масленой недели назывался «широким»,
«разгуляем», «переломом». В этот день шумела
веселая ярмарка. С бубнами, погремушками,
балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке
веселые скоморохи, потешали людей, устраивая
кулачные, петушиные бои.
Пятница масленой недели называется «тещины
вечерки», а суббота – «золовкины посиделки»!
Родственники собираются на чаепитие с блинами, а
заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.
Русская народная песня «Блины» (исполняет
весь класс).
1. Мы Давно Блинов Не Ели,
Мы Блиночков Захотели.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!2. В Квашне Новой Растворили,
Два Часа Блины Ходили.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!3. Моя Старшая Сестрица
Печь Блины-То Мастерица.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!4. Напекла Она Поесть,
Сотен Пять, Наверно, Есть.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!5. На Поднос Она Кладёт
И Сама К Столу Несёт.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!6. «Гости, Будьте Все Здоровы,
Вот Блины Мои Готовы».
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!
И последний день на Масленой недели назывался «Прощеное
воскресенье». В этот день все люди просили
друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и
старались не держать в своем сердце никакого зла.
К этому дню делали чучело из соломы или тряпок,
наряжали его обычно в женскую одежду, несли через
всю деревню, иногда посадив чучело на колесо,
воткнутое сверху на шест. А к вечеру всем миром
шли на пригорок за селом, где топили в проруби,
либо сжигали чучело Масленицы – символ холода и
мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой
ожидая хорошей весны и добрых всходов.
Слайды № 25, 26. Новый год
Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник Новый год.
Празднование Нового года в наши дни остаётся
одним из самых древних, весёлых обычаев во всех
странах мира. Этот праздник в различных странах
отмечается по-разному и в разные даты.
Празднование Нового года на Руси до середины
XIV в. приходилось на 1 марта, затем его
перенесли на 1 сентября. Но в древности главным
зимним праздником считалось Рождество, а не
Новый год. Лишь при Петре I в 1699 году зародилась
традиция празднования Нового Года в России с
зеленой елкой. Петр издал Указ, которым ввел
новое летоисчисление – от Рождества Христова, а
Новый Год повелел праздновать по-европейски –
января месяца, числа первого. « Наряжать дома
хвоею, белье новое надевать, самим наряжаться,
жечь костры, дарить подарки малые родным и
близким, на пиры запасов не щадить, вино шипящее
разливать, окна домов красками разрисовывать,
Деда Мороза и Снегурку во всех домах привечать,
Год Новый на Русь зазывать!»
Ученик возвращается в 2050
год.
«Ну что, понял каков он русский народ? Какова
она матушка-Россия?» – спрашивает его учитель-робот.
«Наконец-то понял» – отвечает ученик.
Дети угощают жюри блинами.
«Славься…»(исполняет весь класс).
Музыка: М. Глинка
Литература:
- А. Нечволодов «Сказания о русской земле» в
4-х частях. М., ЗАО «СВАРОГ и К», 1997г. - Интернет
- Фото выступления класса на празднике
автор: Беленко Марина Александровна
Заведующая отделом обслуживания Центральная городская библиотека им. Мамина-Сибиряка
Сценарий литературно-музыкального вечера “Хоровод дружбы”
Мероприятие «Хоровод дружбы»
( Демонстрируется видеоролик «Вера Кондратьева Гимн «Россия – многонациональная»)
Ведущая:
Мы живём в удивительной стране, которую населяют люди разных национальностей. У каждого народа есть свои традиции и обычаи, замечательные песни и танцы. Сначала мы с вами поговорим о русском хороводе.
С давних времён народ водил хоровод. Творили хороводы на больших праздниках, встречая Солнышко, перед трудами праведными, сотворяя образы прекрасные, наполняя их любовью да радостью за Солнце Ясное, за Землю Матушку, за стихии водные, за ветры вольные.
Хоровод – народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. Женщины и мужчины, старики и дети, но чаще всего девушки участвовали в хороводе. Взявшись за руки, они медленно и плавно, словно лебедушки, двигались по кругу, распевая песни.
( Демонстрируется видеоролик «Хоровод»)
Ведущая:
Любовь моя, Россия,
Люблю, пока живу,
Дожди твои косые,
Полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья,
Лихих твоих ребят.
И нету оправданья
Не любящим тебя.
Любовь моя, Россия,
Ты с каждым днём сильней.
Тебя в груди носили
Солдаты на войне,
Шинелью укрывали
И на руках несли,
От пуль оберегали,
От горя сберегли.
Любовь моя, Россия,
Немало над тобой
Невзгоды моросили
Осеннею порой.
Но ты за далью синей
Звездой надежд живёшь,
Любовь моя, Россия,
Спасение моё!
(Исполняется номер)
Ведущая:
Живут в России разные
народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один рубаху носит,
Другой – надел халат.
Один-рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой – готовит мед.
Одним милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина-Россия у нас у всех одна!
Ведущая:
Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам людям, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы – люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в России. На многих десятках языков говорит население нашей великой Родины. На многих десятках различных языков учатся дети в школах, поются песни, печатаются книги.
Миллионы дружных рук укрепляют день за днем силу, могущество и славу России, строят общее хозяйство, общую культуру.
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Но каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом.
И каждому народу хочется рассказать обо всем этом в песнях, сказках, героических сказаниях и легендах. И каждый народ делает это по-своему.
Сегодня мы приветствуем представителей разных народов, проживающих в нашем городе.
(Демонстрируется видеоролик «Основные достопримечательности в Казани. Республика Татарстан».)
Ведущая: Исянмесез кадерле дуслар! Здравствуйте, дорогие друзья! Республика Татарстан — один из самых быстроразвивающихся регионов России, регион с богатой культурой. По численности в России татары занимают второе место непосредственно после русского народа. Республика Татарстан – на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Столица Татарстана – Казань — город с тысячелетней историей, важный экономический, торговый и культурный центр, расположенный на берегу реки Волги.
Татары – очень древний народ, имеющий свою историю. Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у них с загнутыми носами, чтобы не царапать матушку-землю, потому что она их кормит. Самобытна культура этого народа, бережно сохраняют они нематериальное наследие – родной язык. Давайте послушаем песню на татарском языке, которую приготовили наши гости.
(Звучит песня на татарском языке)
Ведущая: Татарская кухня, пожалуй, одна из самых вкусных и известных во всем мире. А чайный стол, как говорят татары, это душа семьи. Без чая, по существу, не обходится ни один прием пищи. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Чай с печеными изделиями порой заменяет завтрак, обед или ужин. Чай – непременный атрибут встречи гостя, причем любого – званого и незваного. Словосочетание «татарское гостеприимство» уже почти стало крылатым выражением, символом того, что гость отлично проведет время и отправится домой счастливым и довольным.
Но самая большая гордость Татарстана – это люди, живущие в республике.
На земле Татарстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам — любовь и почет.
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Мы желаем вам мира и дружбы, здоровья и уюта в ваших домах. Ведь когда все это рядом, наверно это и есть счастье!
Хермятле тамашычылар!Уважаемые зрители!Сау булыгыз! Будьте здоровы!
(Демонстрируется ролик об Армении)
Ведущая: Армения – удивительная, загадочная и необыкновенная страна. Сколько необычного можно встретить здесь! Это и природа, и люди, и одежда, и постройки…Армения – древняя стран. По – армянски название страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс места «стан», таким образом, страна стала называться Айастан.
Многие века армянский народ страдал от иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции, культуру и веру. По количеству памятников культуры Армения может считаться одной из самых интересных в Старом Свете.Здесь живут гордые и свободолюбивые люди. В Армении сохранилось много традиционных народных обычаев.
Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в трудные времена. Древняя культура Армении привлекает нас своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к ней..
(Исполняется армянский танец)
Армянская кухня – такая же древняя, как и ее история, как земля, на которой она сложилась. Армянские кулинарные традиции насчитывают более 2000 лет. Сочный дымящийся шашлык, источающий умопомрачительный аромат, запеченные овощи – хоравац, пропитанные вкусом и запахом костра, тающая во рту нежнейшая долма, приготовленная без грамма масла. Все блюда армянской кухни всем хорошо знакомы и, главное, любимы.
Сейчас Армения – независимая страна. Она сохранила дружеские отношения с Россией.
(Демонстрируется видеоролик Баку в 2022 г. – Азербайджан)
Ведущая: А мы перенеслись в столицу Азербайджана – расположенный в виде амфитеатра город Баку. Азербайджан — удивительная, живописная страна. На карте это небольшой участок земли. Но это только на карте. На самом деле – это горы и равнины, леса и зелёные луга, цветущие сады и бескрайнее море. Современные небоскрёбы здесь соседствуют со старинными постройками, крепостями и дворцами. Азербайджан – «страна огней». Его территория богата нефтью и газом, которые близко лежат к поверхности и исторгаются из земли факелами огня. Это страна, где одновременно можно наблюдать все 4 времени года! Весь мир знает ученых, поэтов, музыкантов, художников и философов, которых подарила эта благодатная земля, как Низами (Гянджеви, Хагани, Ширвани, Насими, Фюзули, Узеира Гаджибекова, Кара Караева, Муслим Магомаев, Юлий Гусман)
Но главное богатство этой страны – это улыбчивые, приветливые люди. Любой житель Азербайджана славится гостеприимством. Если гость приходит в дом, то позор тому хозяину, который не накормит гостя. Отговорки гостя не принимаются. Хозяин дома обязательно произносит тосты в честь гостя и рассказывает притчи.
– Что такое притчи?
Притчи – это небольшие, поучительные рассказы, которые чему-то учат, заставляют человека думать и несут в себе любовь и доброту.
Притча
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
– Кто там?
За дверью ему ответили:
– Это твоё богатство.
Но старец ответил:
– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
– Кто там? – спросил он.
– Это твоя любовь! – услышал он ответ.
Но старец сказал:
– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
– Кто там? – спросил старик.
– Это твоя дружба! – услышал он в ответ.
Старец улыбнулся и открыл дверь:
– Друзьям я всегда рад.
Но вдруг… вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
– Но ведь я пригласил только дружбу!
На что вошедшие ответили ему:
– Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину?
– Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
Ведущая: История учит нас, что порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж и дом готов!
Путешествуя по просторам России мы видели, что люди не разучились протягивать руку дружбы друг другу, раскрывать объятия своим соседям, ведь все мы желаем жить мирно на этой земле.
Давайте же мы не будем забывать о традициях предков, о любви к ближнему, о взаимовыручке. Вы, новое поколение должны создать мир, в котором живет толерантность.
Я желаю нам мира, добра и благополучия.
И помните –
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Внеклассное занятие в 4 классе
Сказка русского хоровода
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через русскую народную песню (хоровод).
Задачи:
-ознакомить с основными понятиями, определением хоровода, его видами, особенностями;
-развивать широту музыкального вкуса посредством русских народных песен;
-воспитывать интерес к русской песне в фольклорных образцах.
Оборудование занятия:
Для учителя:
· Ноутбук, экран, проектор. Слайдовая презентация.
· Записи инструментальной музыки.
Оформление доски:
· два рушника (в виде стилизованной крыши),
· картинка хоровода,
· эмблема года культуры.
Класс оформлен как изба, на полу половик, деревянные скамейки, дети одеты в народные рубахи, сарафаны.
Ход занятия.
1. Приветствие.
Учитель. Здравствуйте, девицы, здравствуйте, молодцы! Здравствуйте, гости дорогие!
Дети. Здравствуйте!
Учитель. 2014 год в России и в нашей Республике Башкортостан объявлен Годом культуры. Мы живём в удивительной стране, которую населяют люди разных национальностей. У каждого народа есть свои традиции и обычаи, замечательные песни и танцы. Мы с вами поговорим о хороводе.
2. Слово учителя.
С давних времён народ водил хоровод. Творили хороводы на больших праздниках, встречая Солнышко, перед трудами праведными, сотворяя образы прекрасные, наполняя их любовью да радостью за Солнце Ясное, за Землю Матушку, за стихии водные, за ветры вольные.
Хоровод — народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской, древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Редкий праздник на Руси обходился без хороводов. Удивительное это явление русской народной культуры органически сочетает танец, пение и игру. Любое место подходило — и роща, и луг, и двор. На одних местах были хороводы праздничные, на других обыкновенные, простые.
Женщины и мужчины, старики и дети, но чаще всего девушки участвовали в хороводе. Взявшись за руки, они медленно и плавно, словно лебедушки, двигались по кругу, распевая песни. В глубокой древности люди считали, что такая фигура, как круг обладает магическими свойствами. В центр круга не могла проникнуть всякая нечистая сила. (Слайд 3)
Наши древние предки – славяне были, как известно, язычниками, т.е. поклонялись природе – ветру, солнцу, лесам, полям, Матери — земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Их необходимо было задабривать, чтобы они не мешали человеку в труде. (Слайд 4)
Сама форма хороводов – кругообразное движение – символ солнечного движения. А движение – это жизнь. Наверно, поэтому хороводы имели особенное значение. Хоровод был, пожалуй, самым желанным гостем на народных праздниках и участником веселых гуляний. Многие народные
обряды сопровождались хороводами.
Весенние хороводы играют или водят от первых теплых дней, от Пасхи до Троицы; Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Осенние — от Спожинок, Успенья, до Рождества Богородицы, до Покрова, где уже начинаются работа при огне, посиделки, супрядки. На Святки — игры святочные, затем опять посиделки, до последнего воскресенья перед Масляной; с четверга катанье, а после Святой — опять хороводы. (Слайд 5)
Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Возглавляет и направляет хоровод «ведущий» (чаще – ведущая, Хороводница) − опытный и бойкий, знающий мелодию, слова и рисунок танца. Задача остальных участников − следовать за хороводницей, соблюдая несколько несложных правил. Уметь коллективно держать форму хоровода (если это круг, то ровный круг, если линия, то линия и т.д.). Руки должны быть чуть расслабленными, походка упругой (не вразвалочку), чтобы не сбивать общий темп и ритм. Желательно знать хороводные песни. Женщины и девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды. Девушки закупают ленты, платки на ярмарках. Из мирской складчины покупают платок для хороводницы. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы. Праздничные хороводы самые древние. Для них приготавливались заранее, сзывали дальних гостей и соседей, готовили угощение. В праздники хоровод могли водить большим количеством человек, когда съезжались несколько деревень, в среднем 200-500 человек. Можно предполагать, что гигантские хороводы могли иметь место. Встречались праздники, в которых участвовало около 1000 человек. (Слайд 5)
Давайте познакомимся с фигурами хоровода. ( Слайд 6) Это:
ü «звёздочка» или «звёздочки»
ü «круг»
ü «двойной круг» или «круг в круге»
ü «колонна»; «шествие»
ü «полукруг»
ü «улица», «стенка», «проулочек»
ü «клин»
ü «цепочка»
С какими фигурами вы уже встречались? Когда? ( Слайд 7,8,9)
3. Исполнение хоровода «На горе-то калина»
— А какой хоровод мы с вами знаем? ( «На горе-то калина»)
Учитель. Я буду хороводницей, а вы — девицами и молодцами. ( Исполняется песня «На горе-то калина»)
4. Хороводы бывают медленные, плавно скользящие и скорые плясовые, когда словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном движении. Скорые хороводы требуют быстроты и ловкости: нужно и ритм сохранить, и танцевальные движения исполнить. ( Слайд 10, 11, 12)
5. Как вы заметили, к нам в гости пришли девицы – это ансамбль «Магия». Они уже несколько лет исполняют народные песни и песни в народном стиле. Они приготовили нам русскую народную песню «Порушка-Пораня». Давайте послушаем наших гостей. А вы подумайте, можно ли эту песню считать хороводом? Если можно, то почему?
( Исполняется песня «Порушка-Пораня»)
После прослушивания дети высказывают свои мнения.
6.Итог урока. (Слайд 13)
7.Заключительное слово учителя. Бывать в хороводах, значит испытать чувство эмоционального подъёма, сопричастности тайнам Земли, возникающее в кругу во время танца. По преданиям, с их помощью наши предки могли влиять на природные явления − обращаться к солнцу, вызывать или останавливать дождь, прекращать бурю.
Нужны ли в современном мире и современным людям хороводы? Русские хороводы доступны всем возрастам; В хороводе все равны! Хоровод даёт возможность нам понять друг друга, объединяет людей. Хоровод − это действенный способ добиться положительных перемен в жизни, так что не будем торопиться расставаться с ним!
В заключении нашего занятия мы посмотрим выступление ансамбля «Берёзка», который знаменит на весь мир. Этот ансамбль хранит традиции нашего народа, знакомит с культурой нашей страны зрителей всего мира.
Итак, хоровод «Цепочка». (просмотр видео)