Кумушка праздник на троицу

Троицкая обрядовая игра «Кум, Кума и Подкумышек»

Троицкая обрядовая игра «Кум, Кума и Подкумышек»

Обрядовая игра «Кум, кума и подкумышек», бытовавшая во Владимирской губернии, – один из примеров многочисленных народных обычаев и ритуалов, приуроченных к Троицыну дню. 

Праздник Троицы (Пятидесятницы), который приходится на конец весны – начало лета, в народной традиции связан с оживлением природы, наполнением её силой и свежестью, а, значит, с обновлением жизни. Троицкие дни для крестьян средней полосы России были редким временем, когда поля и огороды уже засеяны, а убирать урожай еще рано. Тогда и проводились массовые гулянья, праздничные обряды и игры – как правило, на свежем воздухе, ближе к природе, шумно и весело.

Расцветающая природа, готовящаяся к плодородию, в народном представлении связывалась с женским началом. Поэтому Троица считалась женским праздником, в троицких обрядах участвовали преимущественно девушки и женщины.

Символом Троицы была берёзка, которая традиционно ассоциировалась с женским образом и противопоставлялась дубу, как мужскому дереву.  Берёзовыми ветками украшали жилища – от злых духов и напасти.  А само деревце, как символ юности и красоты, становилось центром разнообразных троицких обрядовых игр и ритуалов. Выбрав берёзку, девушки украшали её лентами. Именно на Троицу девушки плели венки из берёзовых веток, которые служили не только украшением, но символом любви и чистоты, а также оберегом от сглаза и невзгод. В завершение троицких обрядов берёзку приносили в жертву воде, чтобы вызвать дождь и ожидать хороший урожай.

В один из праздников троицкого цикла, в Семик (седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы), девушки, достигшие совершеннолетия, участвовали в обряде кумления – посвящения, принятия их полноценными членами в род. Вероятно, после этого девушки получали право вступать в брак, становиться женой и матерью. Как символ подготовки к замужеству, после кумления они меняли ленточку на головной убор – повязку.  Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между крёстными одного ребенка. «Покумиться» – значит породниться душой с близким человеком.

Обычно обряд кумления совершался в лесу, около берёзы: девушки разбивались на пары («кум» с «кумою»), обнимались, целовались и обменивались подарками через завитый на дереве из веток венок («завивание берёзки»). Мужчинам, как правило, запрещалось присутствовать при этом обряде, поэтому девушки брали с собой элементы мужского костюма (рубаху, шляпу и т.д.), которые надевала одна из них, выполнявшая в паре роль «кума».  

После кумления девушки шествовали по деревне, водили хороводы, пели песни, устраивали «в складчину» обрядовую трапезу, что закрепляло их новое сообщество. Главными блюдами были яйца, яичница, а также изделия из теста.

Заключённый обрядом девичий союз, правда, был недолгим. Как правило, на Троицу совершалось «раскумление»: девушки «развивали» берёзку (расплетали переплетённые до того ветви) или просто обламывали её ветви, снимали с деревца ленточки, возвращали взятые друг у друга в залог дружбы вещи, переставали звать друг друга «кумами». Это, однако, не означало, прекращения дружбы, которая могла длиться годами.  

Изучение традиционной культуры регионов России показывает, что троицкий обряд кумления имел свои нюансы в разных территориях и поселениях. Самобытными были, например, правила и действия троицкой обрядовой игры «Кум, кума и подкумышек», которая бытовала в д. Высоково Александровского района Владимирской области. Этот образец обрядово-игрового фольклора был зафиксирован летом 2007 г. в ходе фольклорно-этнографической экспедиции, организованной преподавателями и студентами Владимирского областного колледжа культуры и искусства (записан от местной жительницы Преловой Нины Николаевны, 1936 года рождения). 

Перед Троицей жители д. Высоково заранее собирали с каждого дома по ленточке для обряжения берёзки. На Семик девушки-подростки и деревенские ребятишки ломали берёзку и обряжали её, напевая:

Семик, Семик, Троица,
Пресвятая Богородица,
Ты на чём сюда приехала?
Я приехала на колышке
На оржаном зёрнышке.

Обряд кумления здесь отличался некоторыми особенностями. Каждому, кто идёт кумиться, давали окрашенное, как на Пасху, яйцо (на Троицкой неделе во Владимирской губернии это было распространено) и «куличико» – булочку с дырочкой внутри, наподобие бублика. После обряжения берёзки все участники игры делилась на группы по три человека, в которых распределялись роли: девушки – «кум» и «кума», а ребёнок – «подкумышек». Затем садились вокруг берёзы по группам и начинали кумиться. Каждый должен был через своё «куличико» поцеловать остальных двух: «кум» целует «куму» и «подкумышка», затем «кума» целует «кума» и «подкумышка», наконец, «подкумышек» целует «кума» и «куму». После кумления все ели «куличики» и яйца, пробуя друг у друга.

В Троицкое воскресенье, этой же компанией шли к берёзке совершать обряд «раскумления». С собой несли уже яичницу, завернутую в ткань, и там её съедали. Затем разряжали берёзку, все вместе несли её «в оржу» (в поле, засеянное рожью), но так, чтобы рожь не помять.  Завершалась обрядовая игра бросанием берёзки в воду – в пруд или в речку. Таким образом, по поверью, можно было проверить покровительство сил природы людям. Если утонет берёзка –  год будет тяжёлый, неурожайный, а если поплывёт или долго не утонет – благополучный, всё будет хорошо. 

В настоящее время троицкая обрядовая игра «Кум, кумушка и подкумышек» в д. Высоково Александровского района не воспроизводится. Однако сведения о ней – прекрасный материал для творческого воплощения фольклорными коллективами.

В последнее воскресенье мая, славяне отмечают праздник Кукушечки или день Кумления. Основная черта этого праздника — установление духовной связи между девушками, еще не имевшими детей, для взаимной помощи и поддержки. Молодые люди, в основном девушки, собирались в лесу на поляне, водили хороводы, пели веселые песни про весну и Живу (кукушка представляет собой связующее звено между Живой и молодыми девушками), прыгали через ритуальный костер и устраивали небольшое символичное пиршество. В этот праздник, единственный раз в году, можно было покумиться, то есть породниться душой с любым близким человеком. Для этого нужно было поцеловаться через березовый венок (береза — символ любви и чистоты у славян) и произнести следующие слова: Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих — общая жизнь. Ни радость, ни слезы, ни слово, ни случай — нас не разлучат.

Затем, необходимо было обменяться чем-нибудь на память. При этом девушка, наряженная Живой, держала в руках фигуру Кукушечки: верили, что лесная птица услышит клятву и передаст ее Живе. В разных частях славянской Руси праздник имел собственные ритуалы и обычаи, но общей для всех оставалась идея кумления.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТСКОЙ МОТОРИКИ. РЕЦЕПТЫ ЗДРАВОМЫСЛИЯ. РАЗВИТИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ. О МЕСТЕ ОТЦА В СЕМЬЕ. СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ. РАЗВИТИ
Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих — общая жизнь. Ни радость, ни слезы, ни слово, ни случай — нас не разлучат. Затем, необходимо было обменяться чем-нибудь на память. При этом девушка, наряженная Живой, держала в руках фигуру Кукушечки: верили, что лесная птица услышит клятву и передаст ее Живе. В разных частях славянской Руси праздник имел собственные ритуалы и обычаи, но общей для всех оставалась идея кумления.

Как правило, кумление совершалось около дерева, которое выбирали все участницы обряда или только что образованные пары за пределами поселения или в саду. При выборе предпочтение отдавали: березе, раките, черемухе, бузине, яблоне, непременно сладкой, или дереву любой породы, но растущему близ недавно распустившихся ракитовых кустов (орловск.). В ряде мест кумление включало завивание берез (реже, других деревьев). В этом случае девушки, желавшие стать кумами, должны были сначала вдвоем заплести древесные ветки. Затем они вешали на дерево свои нательные крестики (ленточка по этому случаю должна быть новой и нарядной), крестились, трижды целовали друг друга через крест или, просунув голову в шнурок креста, на котором он висел, а также целовали сам крест с двух сторон, обменивались крестами и объявляли себя кумами:
                  «Покумимся, кума, покумимся,
                  Чтобы нам с тобой не бранится,
                  А вечно дружится».
                              (смоленск.; Громыко М.М. 1985. С. 13).

                  «Вы, кумушки, вы, голубушки,
                  Кумитеся, любитеся!
                  Не ругайтеся, не бранитеся!
                  Сойдитеся, полюбитеся!
                  Полюбитеся, подружитеся!
                  Подружитеся, поцелуйтеся!»
                              (орловск.; Громыко М.М. 1985. С. 19).

                  «Кумушки, голубушки,
                  Кумитеся, любитеся,
                  Любитеся, даритеся!»
                  (калужск.; Кедрина Р.Е. 1912. С. 110).

Иногда, чтобы стать кумами, девушки, взявшись за руки, три раза обходили дерево, проходили через свитый венок или под «воротами» (см. Завивание берез, Троицкий венок). В ряде мест растущее дерево заменяли древесная ветка, которую одна из участниц держала в руке, или коса «без косья» (часть косы), воткнутая в землю перпендикулярно (орловск.).

Кумление сопровождалось обменом вещами. Обычно дарили друг другу навсегда или на время бусы, ожерелья, серьги; обменивались также предметами одежды — «платьем», фартуками, головными уборами, платками, лентами, венкам. Во Владимирской губ. при обмене головными уборами, происходящем во время ритуальной трапезы, девушки надевали женские уборы, а молодки — девичьи.

В ряде мест при кумлении девушки давали друг другу куличи, варенные яйца, окрашенные в красный или желтый цвет. В Новгородской губ. каждая девушка приглашала ближайших подруг к себе в гости на угощение. Обмен приглашениями и собственно взаимное посещение трапез совершались для того чтобы, как говорили местные крестьяне, девушки могли «покумиться». В некоторых местах при кумлении бились яйцами (калужск., рязанск.).

У русских известен и обычай обмениваться волосами: кумящийся вырывает волос у себя и кладет его на голову своей куме.

Кумление включало в себя и обмен ритуальными фразами. Так, в Трубчевском у. Орловской губ. кумящиеся девушки становились под платок, наброшенный на сплетенные березовые ветви, обменивались крестами, после чего между ними происходил следующий диалог:
                              » — Куку, кума!
                              — Крещу дитя.
                              — Какое? — Слепое.
                              — Чье? — Мое».
                              (Зеленин Д.К. 1916. С. 266).

Во Владимирской губ., обмениваясь крашеными яйцами, девушки говорили друг другу: «Христос Воскресе» — «Воистину Воскресе» (Смирнов М.И. 1927. С. 29).

В некоторых местах кумление происходило во время гуляний, вождения хоровода и игр. В Пермской губ. группы девушек образовывали на улице кружки, внутри которых и выбирали куму; с ней целовались и обменивались крестами. В Даниловском у. Ярославской губ. девушки во время игры вылавливали себе подругу, под ручку с которой прохаживались по деревне, неся в руках завернутый в платок куличек с крашеным яичком наверху; это хождение и называлось кумлением.

В Зарайском у. Рязанской губ. кумились при бросании венков в водоемы (см. Троицкий венок). Опуская венок на поверхность реки, девушки поочередно черпали из его середины воду, пили ее, а потом обменивались яйцами.

Во время обряда «крещение и похороны кукушки» кумление могло проходить и на кладбище. Девушки приносили туда ритуальное чучелко — «кукушку». Чтобы стать кумами, они менялись над кукушкой желтыми яйцами, разбивали их и оставляли на могилках (калужск.).

В Брянском у. Орловской губ. кумились сразу четыре девушки. Под пение песен они усаживались вокруг березки и начинали разговор. Одна говорила: «Куку», — другая: «Кума», — третья: «Откуль?», — четвертая: «Отсуль» (Громыко М.М. 1985. С. 17). Затем все четверо целовались между собой и присоединялись к хору, а их место занимала другая четверка. В ряде мест все девушки одновременно кумились друг с другом. В Дмитровском у. Московской губ. их союз скреплял венок, который по очереди одевали все участницы. В Ярославской и Владимирской губ. уже покумившиеся пары кумились еще раз с одной и той же девушкой, таким образом совершая совместное кумление.

После кумления участницы обряда называли друг друга «сестрами», «кумами» или «подругами». Сестринские отношения сохранялись на всю жизнь, на год, но в большинстве случаев они оканчивались при первой ссоре или после раскумления. Есть сведения, что покумившиеся один раз пары возобновляли свои отношения через год, совершая обряд кумления заново.

Во многих местах «кумой» величали троицкую березку, ей отдавали свои ленты и украшения (вешали на березу), к ней обращались в песнях:
                              «Кумушка, Свет-голубушка!
                              Мы к тебе идем,
                              По яичку несем
                              По ложечке, по лепешечке!»
                              (московск.; Денисова И.М. 1995. С. 122).
                             
                              «Покумимся, кумушка,
                              Белая голубушка,
                              Чтоб нам не браниться,
                              А весь век дружится!»
                              (орловск.; Громыко М.М. 1985. С. 15).

Кумились также и с «кукушкой» — центральным персонажем обряда «крещения и похороны кукушки»: сначала целовали ее, а затем — друг друга; в песнях также называли ее «кумушкой»:
                              «Кукушечка, кукушечка,
                              Птичка серая, рябушечка,
                              Кому ты кума, кому кумушка?
                              Красным девушкам и молодушкам».
                              (калужск.; Кедрина Р.Е. 1912. С. 104).

В ходе обряда обычно выделялись одна-две девушки, игравшие в нем особую роль. Это могла быть девушка, оставшаяся при кумлении без пары — «подкумок» (ярославск.)/ «подкумыш» (рязанск.). С ней кумились все участницы действия; она же во время хождения покумившихся девушек по деревне возглавляла шествие и несла «красоту» — завитую березовую ветку с повешенными на нее венками (рязанск.), — или репейник (ярославск.). В Переславль-Залесском (владимирск.) после кумления парами девушки выбирали самую худенькую и маленькую девочку-подростка, которую называли «оленем»; ее ставили под березу, а затем по очереди подходили к ней и целовали. В Саратовской губ. покумившиеся девушки выбирали старшую куму: они подбрасывали вверх свои платки: кто выше кинет, тот — старшая кума. В Брянском у. Орловской губ. также выбирали двух самых старших девушек, которые должны были выполнить оставшуюся часть обрядового действия с березой.

После кумления участники обряда шествовали по деревне, водили хороводы, плясали, пели песни, устраивали обрядовую трапезу в складчину, нередко в месте кумления (непременным блюдом здесь была яичница или яйца), а также молодежные гуляния. Во время трапезы покумившиеся обменивались пожеланиями, соответствующими возрасту и семейному положению каждой участницы. При разнесении кваса каждая девушка или женщина, поклонившись всем, выслушивала пожелания. Юным девушкам говорили: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести!»; невестам или заневестившимся девицам желали: «До налетья (до следующего года) косу тебе расплести надвое! Чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтоб не сидеть тебе век по подлавочью (т.е. не остаться в девках)»; женщинам говорили: «На лето сына родить! На тот год сам-третий тебе быть (т.е. родить двойню)» (Максимов С.В. 1993. С. 428; Громыко М.М. 1985. С. 14). После этого девушки шептали друг другу пожелания, называли имена женихов, обращаясь при этом «кума», «кумочка».

В некоторых местах на обрядовую трапезу приглашали мужчин, которые обычно приносили подарки — мед, «груздики», «орехи», водку; девушки угощали их яичницей. Иногда в обрядовой трапезе могли участвовать и дети (орловск.). После угощения молодежь расходилась гулять парами; причем девушка сама выбирала себе парня и, не стесняясь, обнималась с ним на глазах у всех. Такое поведение позволялось только в этот день.

Вторая часть обряда — раскумление, приходившееся в основном на Семик, Троицу, Духов день, представляло собой самостоятельное обрядовое действо, или отождествлялось с расплетением/обламыванием веток берез (см. Завивание берез), или вовсе не оформлялось как ритуал. В назначенный день участницы обряда в том же составе собирались в месте кумления. Здесь девушки возвращали друг другу подарки, личные вещи, которые носили в период закумливания, также отдавали своей куме яйца, которые перепекали и хранили до этого времени (орловск.). В Калужской губ. бывшие кумушки дарили при этом друг другу орехи, бусы, но несмотря на это установленные отношения прерывались. Кумовство прекращалось и в случае нарушения договора: возвращалась часть подарков, а яйца отдавались детям, чтобы те их съели, со словами: «На том и наша дружба кончилась». Раскумлялись и в процессе развивания веток на березах: возвращали себе подарки и личные вещи, отданные подругам и повешенные на березу. Выпрямляя ветки, девушки пели:
                              «Я в лес пойду, я венок разовью;
                              Раскумимся, кума, разбранимся, душа!»
                              (курск.; Громыко М.М. 1985. С. 16).

Выплетая ленты из ветвей, снимая с них кресты, девушки таким образом раскумлялись с березой. В Ярославской губ. говорили так о раскумлении при развивании венков: «Кто мой венок разовьет, того «кума бей», «кума бей» до гробовой доски» (Традиционные обряды…1985. № 333).

В ряде мест, раскумляясь, девушки бросали венки в воду и пели:
                              «Уж ты кумушка-кума!
                              Раскумимся мы с тобой:
                              И браниться, и ругаться,
                              И куличики казать!»
                              (Обрядовая поэзия. 1989. № 385).

В некоторых местах не совершали каких-либо действий при раскумлении. По прошествии определенного срока покумившиеся переставали называть друг друга «кумами», на этом и оканчивался заключенный прежде союз.

В 19 в. у русских отмечено и кумление парней, хотя встречается оно редко. Молодые мужчины братались, т.е. клялись в дружбе, целуясь через березку (московск.), целуя крест, повешенный на венке, и обмениваясь нательными крестиками (пензенск.), целуя крест, повешенный на косе под платком и троекратно целуясь друг с другом (орловск.). Есть сведения и о кумлении девушек с парнями: кумились у дерева, соблюдая все правила девичьего кумовства (воронежск., смоленск.), или во время игры (сибирск.). В Брянской обл. наряду с девичьим кумлением было известно и кумление взрослых.

Кумле́ние (посестримство) — обряд инициации в цикле весенне-летних
праздников восточных и южных славян, а также форма молодёжного союза.
Обычай установления особых отношений духовного родства между
представительницами женского пола на определенное время, составной
компонент обрядовых действий весенне-летнего цикла. Основа кумления —
клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом
поцелуями, подарками, личными вещами. Обряд носит двухчастный характер:
спустя некоторое время покумившиеся раскумляются.

Кумление происходило в один из праздников троицкого цикла (Вознесение,
Семик, Троица, Духов день), иногда раньше — во 2-е воскресенье после
Пасхи, т. н. Кумишное, Кумитное воскресенье, а порой и на Петров день.
Известны случаи кумления на Николу вешнего.

http://festival.1september.ru/articles/527007/img6.gif

Участники


В обряде участвовала обычно
женская часть населения: девушки и молодые женщины, имевшие и не
имевшие детей. Тайно от всех, они уходили в лес, к реке, на луг, на
кладбище, собирались в снятом у кого-либо из крестьян доме, саду или во
дворе. Уединившись, девушки и молодки разбивались на пары: каждая
выбирала себе подругу по душе. Кумление пар происходило одновременно
или по очереди. В последнем случае кумящиеся стояли в центре круга,
образованного подругами, иногда скрытые от них большим платком,
раскинутым над их головами. При этом остальные девушки исполняли песни,
иллюстрировавшие ход обряда.

Способы


Основным способом кумления был
следующий: девушки подходили к завитому на берёзе венку, в котором были
повешены крест или яйца, целовались и обменивались подарками через этот
венок. В более общем смысле кумление состояло в обмене между кумящимися
вещами, среди которых — кресты, одежда, платки, венки, кольца, бусы,
яйца, лепёшки, во взаимных объятиях и поцелуях (ср. смоленское
выражение кумиться на что-либо т. е. на мониста, кольца, платки и др.).

 

Как правило, кумление совершалось около дерева, которое выбирали все
участницы обряда или только что образованные пары за пределами
поселения или в саду. При выборе предпочтение отдавали: березе, раките,
черемухе, бузине, яблоне, непременно сладкой, или дереву любой породы,
но растущему близ недавно распустившихся ракитовых кустов (орловск.). В
ряде мест кумление включало завивание берез (реже, других деревьев). В
этом случае девушки, желавшие стать кумами, должны были сначала вдвоем
заплести древесные ветки. Затем они вешали на дерево свои нательные
крестики (ленточка по этому случаю должна быть новой и нарядной),
крестились, трижды целовали друг друга через крест или, просунув голову
в шнурок креста, на котором он висел, а также целовали сам крест с двух
сторон, обменивались крестами и объявляли себя кумами:

                   
«Покумимся, кума, покумимся,

                   
Чтобы нам с тобой не бранится,

                   
А вечно дружится».
                               
(смоленск.).

                   
«Вы, кумушки, вы, голубушки,

                   
Кумитеся, любитеся!

                   
Не ругайтеся, не бранитеся!

                   
Сойдитеся, полюбитеся!

                   
Полюбитеся, подружитеся!

                   
Подружитеся, поцелуйтеся!»
                               
(орловск.).

                   
«Кумушки, голубушки,

                   
Кумитеся, любитеся,

                   
Любитеся, даритеся!»

                   
(калужск.).

Иногда, чтобы стать кумами, девушки, взявшись за руки, три раза
обходили дерево, проходили через свитый венок или под «воротами» (см.
Завивание берез, Троицкий венок). В ряде мест растущее дерево заменяли
древесная ветка, которую одна из участниц держала в руке, или коса «без
косья» (часть косы), воткнутая в землю перпендикулярно (орловск.).

Кумление сопровождалось обменом вещами. Обычно дарили друг другу
навсегда или на время бусы, ожерелья, серьги; обменивались также
предметами одежды — «платьем», фартуками, головными уборами, платками,
лентами, венками. Во Владимирской губ. при обмене головными уборами,
происходящем во время ритуальной трапезы, девушки надевали женские
уборы, а молодки — девичьи.

В ряде мест при кумлении девушки давали друг другу куличи, варенные
яйца, окрашенные в красный или желтый цвет. В Новгородской губ. каждая
девушка приглашала ближайших подруг к себе в гости на угощение. Обмен
приглашениями и собственно взаимное посещение трапез совершались для
того чтобы, как говорили местные крестьяне, девушки могли «покумиться».
В некоторых местах при кумлении бились яйцами (калужск., рязанск.).

У русских известен и обычай обмениваться волосами: кумящийся вырывает
волос у себя и кладет его на голову своей куме.

Кумление включало в себя и обмен ритуальными фразами. Так, в
Трубчевском у. Орловской губ. кумящиеся девушки становились под платок,
наброшенный на сплетенные березовые ветви, обменивались крестами, после
чего между ними происходил следующий диалог:
                               
» — Куку, кума!
                               
— Крещу дитя.
                               
— Какое? — Слепое.
                               
— Чье? — Мое».
                               
(Зеленин Д.К. 1916).

Региональные особенности


Во Владимирской губ., обмениваясь
крашеными яйцами, девушки говорили друг другу: «Христос Воскресе» —
«Воистину Воскресе» (Смирнов М.И. 1927).

В некоторых местах кумление происходило во время гуляний, вождения
хоровода и игр. В Пермской губ. группы девушек образовывали на улице
кружки, внутри которых и выбирали куму; с ней целовались и обменивались
крестами. В Даниловском у. Ярославской губ. девушки во время игры
вылавливали себе подругу, под ручку с которой прохаживались по деревне,
неся в руках завернутый в платок куличок с крашеным яичком наверху; это
хождение и называлось кумлением.

В Зарайском у. Рязанской губ. кумились при бросании венков в водоемы
(см. Троицкий венок). Опуская венок на поверхность реки, девушки
поочередно черпали из его середины воду, пили ее, а потом обменивались
яйцами.

Во время обряда «крещение и похороны кукушки» кумление могло проходить
и на кладбище. Девушки приносили туда ритуальное чучелко — «кукушку».
Чтобы стать кумами, они менялись над кукушкой желтыми яйцами, разбивали
их и оставляли на могилках (калужск.).

В Брянском у. Орловской губ. кумились сразу четыре девушки. Под пение
песен они усаживались вокруг березки и начинали разговор. Одна
говорила: «Куку», — другая: «Кума», — третья: «Откуль?», — четвертая:
«Отсуль» (Громыко М.М. 1985. С. 17). Затем все четверо целовались между
собой и присоединялись к хору, а их место занимала другая четверка. В
ряде мест все девушки одновременно кумились друг с другом. В
Дмитровском у. Московской губ. их союз скреплял венок, который по
очереди одевали все участницы. В Ярославской и Владимирской губ. уже
покумившиеся пары кумились еще раз с одной и той же девушкой, таким
образом совершая совместное кумление.

После кумления участницы обряда называли друг друга «сестрами»,
«кумами» или «подругами». Сестринские отношения сохранялись на всю
жизнь, на год, но в большинстве случаев они оканчивались при первой
ссоре или после раскумления. Есть сведения, что покумившиеся один раз
пары возобновляли свои отношения через год, совершая обряд кумления
заново.

Во многих местах «кумой» величали троицкую березку, ей отдавали свои
ленты и украшения (вешали на березу), к ней обращались в песнях:
                               
«Кумушка, Свет-голубушка!
                               
Мы к тебе идем,
                               
По яичку несем
                               
По ложечке, по лепешечке!»
                               
(московск.).

                               

                               
«Покумимся, кумушка,
                               
Белая голубушка,
                               
Чтоб нам не браниться,
                               
А весь век дружится!»
                               
(орловск.).

Кумились также и с «кукушкой» — центральным персонажем обряда «крещения
и похороны кукушки»: сначала целовали ее, а затем — друг друга; в
песнях также называли ее «кумушкой»:
                               
«Кукушечка, кукушечка,
                               
Птичка серая, рябушечка,
                               
Кому ты кума, кому кумушка?
                               
Красным девушкам и молодушкам».
                               
(калужск.).

Обряд хождения покумившихся


В ходе обряда обычно выделялись
одна-две девушки, игравшие в нем особую роль. Это могла быть девушка,
оставшаяся при кумлении без пары — «подкумок» (ярославск.)/ «подкумыш»
(рязанск.). С ней кумились все участницы действия; она же во время
хождения покумившихся девушек по деревне возглавляла шествие и несла
«красоту» — завитую березовую ветку с повешенными на нее венками
(рязанск.), — или репейник (ярославск.). В Переславль-Залесском
(владимирск.) после кумления парами девушки выбирали самую худенькую и
маленькую девочку-подростка, которую называли «оленем»; ее ставили под
березу, а затем по очереди подходили к ней и целовали. В Саратовской
губ. покумившиеся девушки выбирали старшую куму: они подбрасывали вверх
свои платки: кто выше кинет, тот — старшая кума. В Брянском у.
Орловской губ. также выбирали двух самых старших девушек, которые
должны были выполнить оставшуюся часть обрядового действия с березой.

После кумления участники обряда шествовали по деревне, водили хороводы,
плясали, пели песни, устраивали обрядовую трапезу вскладчину, нередко в
месте кумления (непременным блюдом здесь была яичница или яйца), а
также молодежные гуляния. Во время трапезы покумившиеся обменивались
пожеланиями, соответствующими возрасту и семейному положению каждой
участницы. При разнесении кваса каждая девушка или женщина,
поклонившись всем, выслушивала пожелания. Юным девушкам говорили: «Еще
тебе подрасти, да побольше расцвести!»; невестам или заневестившимся
девицам желали: «До налетья (до следующего года) косу тебе расплести
надвое! Чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтоб не сидеть тебе
век по подлавочью (т.е. не остаться в девках)»; женщинам говорили: «На
лето сына родить! На тот год сам-третий тебе быть (т.е. родить
двойню)». После этого девушки шептали друг другу пожелания, называли
имена женихов, обращаясь при этом «кума», «кумочка».

Обрядовая трапеза


В некоторых местах на обрядовую
трапезу приглашали мужчин, которые обычно приносили подарки — мед,
«груздики», «орехи», водку; девушки угощали их яичницей. Иногда в
обрядовой трапезе могли участвовать и дети (орловск.). После угощения
молодежь расходилась гулять парами; причем девушка сама выбирала себе
парня и, не стесняясь, обнималась с ним на глазах у всех. Такое
поведение позволялось только в этот день.

Раскумление


Заключённый союз был недолгим и
разрывался через неделю или полторы (на Троицу, в петровское заговенье
и др.) т. н. раскумливанием, состоявшим в совершении действий, обратных
тем, которые имели место при заключении союза (девушки перешагивали
через венок в обратную сторону, назад, «разменивались», т. е.
возвращали обратно взятые в залог дружбы вещи, произносили приговоры
или пели песни, указывающие на разрыв связей: «Раскумимся, кума,
раскумимся…» ). Вместе с тем иногда срок, на который заключался союз,
оказывался более продолжительным (шесть недель, год, вся жизнь).

Раскумление, приходившееся в основном на Семик, Троицу, Духов день,
представляло собой самостоятельное обрядовое действо, или
отождествлялось с расплетением/обламыванием веток берез (см. Завивание
берез), или вовсе не оформлялось как ритуал. В назначенный день
участницы обряда в том же составе собирались в месте кумления. Здесь
девушки возвращали друг другу подарки, личные вещи, которые носили в
период закумливания, также отдавали своей куме яйца, которые перепекали
и хранили до этого времени (орловск.). В Калужской губ. бывшие кумушки
дарили при этом друг другу орехи, бусы, но несмотря на это
установленные отношения прерывались. Кумовство прекращалось и в случае
нарушения договора: возвращалась часть подарков, а яйца отдавались
детям, чтобы те их съели, со словами: «На том и наша дружба кончилась».
Раскумлялись и в процессе развивания веток на березах: возвращали себе
подарки и личные вещи, отданные подругам и повешенные на березу.
Выпрямляя ветки, девушки пели:
                               
«Я в лес пойду, я венок разовью;
                               
Раскумимся, кума, разбранимся, душа!»
                               
(курск.).

Выплетая ленты из ветвей, снимая с них кресты, девушки таким образом
раскумлялись с березой. В Ярославской губ. говорили так о раскумлении
при развивании венков: «Кто мой венок разовьет, того «кума бей», «кума
бей» до гробовой доски» (Традиционные обряды…1985. № 333).

В ряде мест, раскумляясь, девушки бросали венки в воду и пели:
                               
«Уж ты кумушка-кума!
                               
Раскумимся мы с тобой:
                               
И браниться, и ругаться,
                               
И куличики казать!»
                               
(Обрядовая поэзия. 1989).

В некоторых местах не совершали каких-либо действий при раскумлении. По
прошествии определенного срока покумившиеся переставали называть друг
друга «кумами», на этом и оканчивался заключенный прежде союз.

Кумление парней


В 19 в. у русских отмечено и
кумление парней, хотя встречается оно редко. Молодые мужчины братались,
т.е. клялись в дружбе, целуясь через березку (московск.), целуя крест,
повешенный на венке, и обмениваясь нательными крестиками (пензенск.),
целуя крест, повешенный на косе под платком и троекратно целуясь друг с
другом (орловск.). Есть сведения и о кумлении девушек с парнями:
кумились у дерева, соблюдая все правила девичьего кумовства
(воронежск., смоленск.), или во время игры (сибирск.). В Брянской обл.
наряду с девичьим кумлением было известно и кумление взрослых.

Символический смысл


В народной традиции кумовство,
приходившееся на весенне-летний период, связывали с урожаем льна, а
также огурцов: «кумятся для того, чтобы лен родился» (нижегородск.,
владимирск.), «чтобы червяки не заводились на огурцах» (владимирск.). В
научных исследованиях кумление считают особой формой посестримства,
цель которого — подготовка девушек и молодых женщин к будущему
материнству.

Существует гипотеза, что «древний акт кумления подразумевал когда-то
кумление с божеством (а может быть, и в первую очередь с ним), в ходе
которого, вероятно, женщины испрашивали потомство». Воплощением этого
божества в обрядах кумления выступают троицкая березка, «кукушка»,
русалка, которая, по народным представлениям, в это время пребывает в
весенней зелени. Приобщаясь к единому божеству, они устанавливали и
сестринские отношения между собой.


*Инициа́ция (лат. initiatio —
совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход
индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной
группы или мистического общества. Различает три категории посвящения —
три типа перехода. Первая включает коллективные обряды, знаменующие
переход от детства или юношества к взрослому возрасту (совершаются в
возрасте 6-ти или 12–ти лет).  Вторая категория обрядов включает
все виды обрядов вступления в тайное общество или братство. Третья
категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на
уровне первобытных религий представляет призвание шамана или вождя.

Википедия

Российский Этнографический музей

Троицкая обрядовая игра «Кум, Кума и Подкумышек»

В народном представлении расцветающая весенняя природа ассоциировалась с девочками, достигшими брачного возраста. В четверг на седьмой неделе Пасхи празднуют Семик. Семик считается исключительно женским праздником. В этот день можно было единственный раз в году «покумиться», то есть породниться душой с любым близким человеком.

        Обряд начинался с того что девушки, втайне от всех, уходили в лес. Как утверждает исследователь сказочного фольклора В.Я. Пропп — лес это иное царство, и дорога в мир иной идёт через него. Лес дремучий, тёмный, таинственный, несколько условный не вполне правдоподобный. Как утверждает народная пословица «Лес без зубов, а с костями съест», т.е. полон опасности. Именно образ леса, как потустороннего пространства, определяет его как  место совершения обряда. Выбрав берёзку, девушки  украшали её лентами.Затем деревце срубали, приносили в деревню и ходили с ней по улице, сопровождая это хождение песнями. «Кумление» совершалось около берёзы. По преданию берёза ассоциировалась с образом девушки, а именно, Богиней красоты и любви, оберегающей семейные союзы — Богиней Лады. Выбрав берёзу, девушки начинали заплетать венки из берёзовых ветвей. Венок служил оберегом от сглаза, символом женского начала, символом любви и чистоты, который плёлся один раз в году.

          Суть «кумления» заключается в том что — девушки получают статус и имеют право вступить в брак. На Троицкой неделе во Владимирской губернии обменивались крашеными яйцами, говорили друг другу «Христос Воскресе»- и отвечали «Воистину Воскресе».

          Летом 2007 года, в ходе полевой работы, преподавателями и студентами кафедры этнохудожественное творчество Владимирского областного колледжа культуры и искусства по Александровскому району  были зафиксированы обрядово-игровые действа троицкой игры  

«Кум, Кума и Подкумышек» в  д. Высоково. Жители деревни заранее с каждого дома  собирали по ленточке для наряжения берёзы. В четверг Троицкой недели каждому, кто идёт «кумиться» (это группа подростков и детей), давали «Куличико» (булочку с дырочкой внутри) и яйцо. Ребята ломали берёзку, наряжали её.

При этом пели:

  Семик, Семик, Троица,

  Пресвятая Богородица,

  Ты на чём сюда приехала?

  Я приехала на колышке

  На оржаном зёрнышке.

          После наряжения берёзы вся группа собравшихся делилась на  «Кум», «Кума» и «Подкумышек». Обычно «подкумышками» были дети. Когда поровну не выходило, смотрели  как делиться: по три или по четыре. Затем  садились вокруг берёзы по группам и кумились. Каждый должен  был через свое «куличико» поцеловать остальных двух. «Кум» целует «Куму» и «Подкумышка». Затем «Подкумышек» через свое куличико  целует «Куму» с «Кумом». После «кумления» все ели «куличики», пробуя друг у друга.

          В Троицкое воскресенье, этой же компанией, шли к березке  совершать обряд «раскумления». С собой несли яичницу, завернутую в ткань, и там ее съедали. Затем разряжали  берёзку, несли  её в поле ржи, а затем  в пруду топили. Если утонет —  год будет тяжёлый, а если поплывет или долго не утонет, всё будет хорошо. Завершались троицко – семицкие ритуальные действия в праздник, называемый в народе Духов день.

           По народным поверьям, в этот день земля – именинница, и поэтому не ней нельзя работать. В этот день считалось необходимым искупаться или облиться водой, поэтому в Духов день открывается сезон купания. В  сельскохозяйственной деятельности с Духова дня начинали посадку огурцов; в это день

гадали о будущем урожае.

Историческая справка: 

Праздник Троицы и обряды Троицкой недели занимают в народном месяцеслове важное место. Этот день в христианском календаре посвящён явлению Бога апостолов в виде Троицы: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух.

        В народной традиции троицкий цикл обрядов состоит из нескольких этапов. Это ритуальные

действия начала праздника в четверг перед Троицей. Этот день носит название «Семик». На него дома обычно украшались берёзовыми ветками. Берёза является культовым растением Троицкой недели. Практически всегда она символизирует женское начало и противопоставляется дубу как мужскому символу. Троицкая обрядность-гадание с  берёзой на судьбу, а также с венками на скорое замужество сохранились только в воспоминаниях, сохранилось лишь гадание с венками на Троицу.

Дата размещения информации: 19.03.2021, 14:40:26

Сегодня - ПРАЗДНИК КУКУШКИ (кумление).

По сути, этот праздник являлся замечательной возможностью, первым шагом социальной адаптации подростков и молодых людей. Мудры были наши пращуры!

В последнее воскресенье мая, славяне отмечают праздник Кукушечки. Основная черта этого праздника — установление духовной связи между девушками, еще не имевшими детей, для взаимной помощи и поддержки. Молодые люди, в основном девушки, собирались в лесу на поляне, водили хороводы, пели веселые песни про весну и Живу (кукушка представляет собой связующее звено между Живой и молодыми девушками), прыгали через ритуальный костер и устраивали небольшое символичное пиршество.

В этот праздник, единственный раз в году, можно было покумиться, то есть породниться душой с любым близким человеком. Для этого нужно было поцеловаться через березовый венок (береза — символ любви и чистоты у славян) и произнести следующие слова:
Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих — общая жизнь. Ни радость, ни слезы, ни слово, ни случай — нас не разлучат.
Затем, необходимо было обменяться чем-нибудь на память. При этом девушка, наряженная Живой, держала в руках фигуру Кукушечки: верили, что лесная птица услышит клятву и передаст ее Живе.
В разных частях славянской Руси праздник имел собственные ритуалы и обычаи, но общей для всех оставалась идея кумления.  Кумление происходило в один из праздников троицкого цикла (Вознесение, Семик, Троица, Духов день), иногда раньше — во 2-е воскресенье после Пасхи, т. н. Кумишное, Кумитное воскресенье. Сам процесс установления отношений кумовства назывался кумиться, кумиковаться, семичаться (от Семик).

Христианство не смогло искоренить это молодежный праздник и тогда его «прицепили» к троицкому циклу, ко дню жен мироносиц. Праздновался в последнее воскресение мая.

(«Крещение кукушки»), старинный обычай молодых русских девушек и женщин обмениваться крестами и называть друг друга кумами. Совершался обычно либо во время Троицких гуляний, либо на второе воскресение после Пасхи (Неделя жен-мироносиц). Как описывали очевидцы, на Троицкие гуляния молодые «бабы и девки, собравшись и запасшись яичницами в черепнях (то есть глиняных сосудах. — М.Г.), уходили в рощу». Там на поляне располагались вокруг березы, а в иных местах — вокруг растения кукушкины слезы (вид столетника крестообразной формы; отсюда и название обычая — «крестить кукушку»), и желающие «покумиться» вешали свои кресты на березу или на два крестообразно воткнутых над кукушкиными слезами прута. Все участницы гулянья пели песни, а решившие кумиться подруги целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста и обменивались крестами. После этого они называли друг друга «кумами»; дружба их становилась особенно тесной — по типу побратимства и посестрия; какие-либо ссоры исключались. Эти отношения продолжались в течение недели, а местами и длительный срок (в течение года, иногда на всю жизнь). После кумления молодежь угощалась и с песнями возвращалась в деревню; там пение и пляска продолжались. На следующее воскресенье молодежь в том же составе продолжала гулянье в роще. Наступала вторая часть обряда: те же пары подруг возвращали друг другу кресты — «раскумливались»; остаток этого же дня тоже проводили в селении — «в пении и пляске».
В Ростовском у. Ярославской губ. во второе воскресенье после Пасхи девушки ходили в лес кумиться. Каждая брала с собой яйцо, «куличку» (хлеб в форме калача) и маленький моток ниток, выпряденный обязательно в Великий четверг. В лесу делились на пары. Желающие покумиться девушки вдвоем заплетали одну косу из трех веток молодой березки, вплетая в нее разноцветную ленточку; косу перевязывали нитками из четвергового моточка. Такое переплетение из веток березы называлось мотушкой.
Девушки приговаривали: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку». Сначала заплетали мотушку для одной из девушек, потом — для другой; затем — для близких родственников каждой из них. Мотушка, задуманная для мужчины, заплеталась не как коса, а в виде венка. Девушки, заплетавшие вдвоем мотушки, обменивались яичками, куличками и целовались. Гулянье имело продолжение на Троицын день: все девушки шли в лес за мотушками, отламывали их и несли к водоему. Там происходило обычное гаданье — по движению мотушек в воде. Однако объясняли гаданье необычно: если мотушка потонет, значит, девушка выйдет в этом году замуж.
В Нерехтском у. Костромской губ. девичий выход в лес для кумления приурочивался к Семику. К этому дню хозяйки пекли для девиц козули — «род лепешек с яйцами в виде венков». В лесу ветви на березе «завивали ленточками, бумажками и нитками», а также «завязывали венками». Потом девушки целовались через березовый венок, приговаривая: «Здравствуй, кум и кума, березку завивши!» Березу обвивали поясом или лентою; завивая венки, пели: береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудреватая и т.д. После завиванья садились под березою есть козули и яичницу. Затем следовали «сценические игры» (хоровод со сценами?), «особенно замечательные на правом берегу Волги в с. Барщеве». Близкий к рассмотренным вариант описан по материалам Дорогобужского у. Смоленской губ.: девушки целовались через венок, завитый из ветвей одной березы или двух, склоненных друг к другу, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Этот текст наиболее точно передавал смысл, который вкладывали участницы в обряд.
В Щигровском у. Курской губ. обряд «крещения кукушки» имел характер трехчастного цикла. На «вешнего Николу» (9 мая) «опалывали кукушку»: девушки и женщины собирались на улице, с песнями шли в лес. Там искали растение кукушку и под специально для этого случая предназначенную песню пололи траву вокруг нее. Ополов, вырывали растение с корнем и «наряжали как куклу». Затем все отправлялись в дом одной из участниц, намеченный заранее для сборища.

Вторая часть цикла разворачивалась на Духов день (понедельник Троицкой недели). Одетую кукушку несли с песней в лес, где сплетали венком верхушки двух березок. В середину венка вешали нательный крестик одной из девушек и покрывали его большим платком, при этом участницы пели. Вокруг венка составлялся хоровод, заводили новую песню: «Я в луг пойду, я венок завью; покумимся, кума, не бранися, душа». Наступал момент самого кумления: «Избравши по сердцу подружку, подходят одна с одной стороны, а другая с противоположной к венку и целуют три раза крест и друг друга сквозь венок, поверх венка и с правой и левой стороны венка (крестообразно)».
Покумившиеся обменивались крестами, дарили друг другу ожерелья, серьги. Подаренные украшения полагалось носить всю следующую неделю, до наступления третьей части цикла. Часть предметов дарили навсегда или до первой ссоры. После того как все «перекумятся», участницы празднества угощались лакомствами, принесенными в складчину. Березовый венок в этом случае, как и в других вариантах, оставался нетронутым в течение недели. В следующее воскресенье исполнялась третья часть цикла: девушки и женщины собирались в том же составе, с песнями шли в лес к венку; венок развивали и возвращали друг другу подарки. Пели: «Я в лес пойду, я венок разовью; раскумися, кума, разбранися душа».
Все это могло происходить и в пределах селения: выходили не в лес, а в сад, угощались в избе. Перед избой «играли песни» и плясали. Русская народная традиция знала также кумление вчетвером вместо пары. В селе Овстуг Брянского уезда в Троицын день крестьянские девушки собирались в роще, где вырывали молоденькую березку и украшали ее лентами и косниками. На самой вершине березки привязывалось растение кукушка. Четыре девушки садились вокруг березки и «кумились»; остальные в это время пели. Первую четверку сменяла следующая и т.д.
После того как все четверки покумятся, выбирали двух из самых старших участниц празднества. Избранные девушки несли молодое деревце (с кукушкой на его вершине) в укромное место и, стараясь оставаться никем не замеченными, сажали березку, загадав на одну из них: если дерево примется, то девушка выйдет замуж до следующей Троицы. Через некоторое время ходили смотреть, принялась ли березка. На Троицу все девушки и молодые женщины здесь шли вместе на кладбище, и именно там каждая из них завивала венок. С этими венками гурьбой шли к речке и бросали их в воду, загадывая желания: если поплывет — исполнится; если утонет — не исполнится.
На Орловщине кумление происходило в Вознесение (за 10 дней до Троицы). Девушки после обеда собирались на улице в хоровод и шли в лес, распевая песни. В лесу им предстояло «кумиться», или «крестить кукушку» (здесь, как и во многих других местах, это было одно и то же). Макушки двух берез связывали «оборочкой» и вешали на них снятые с себя кресты, траву подорожник, называемую здесь кукушкою, и ленты. Затем девушки, двигаясь навстречу друг другу, сходились у березок и вновь расходились — так делали трижды, с песней: «Вы, кумушки, вы, голубушки! Кумитеся, любитеся! Не ругайтесь, не бранитеся! Сойдитесь, полюбитеся, полюбитеся, подружитеся! Подружитеся, поцелуйтеся!» Трижды обходили вокруг связанных берез, целовали висящие кресты, а потом — друг друга. Сняв кресты и ленты, покумившиеся попарно обменивались ими. Кумами называли друг друга до Духова дня. После кумления начиналась совместная часть молодежного гулянья. У костра, зажженного, чтобы готовить непременное блюдо из яиц, появлялись парни, приносившие сласти: мед, «груздики», орехи, конфеты. Девушки, в свою очередь, угощали их яичницей. После угощения расходились по лесу парами, причем инициатива выбора принадлежала девушке: она подходила к избранному парню и целовала его. Некоторые пары гуляли по лесу, обнявшись. «На Вознесенье это не запрещается, — сообщает корреспондент, — в остальные дни за это засмеют, а отец с матерью тогда убьют». Как только солнце начинало садиться, все опять собирались вместе и шли в селение с песнями.
Взгляд крестьян на отношения, возникавшие в результате обмена крестами во время завивания венков, существенно различался в разных местах — и по срокам действия, и по степени серьезности этих отношений. В описаниях 1-й пол. XIX в. встречается восприятие его как настоящего посестримства (См.: Побратимство) — на всю жизнь. В Зарайском уезде, например, «бабы и девки» в Семик шли с песнями и с наряженной березкой в ближайшую рощу, обильную березняком, надевали там на головы венки, свитые из березовых веток и завивали подобие венков на самих березах. Повешенный в такое кольцо из веток крест целовали с двух сторон кумившиеся девушки или женщины и затем обменивались крестами. Этот обряд означал утверждение между покумившимися дружбы «навеки», «так что уже ссориться и браниться между собою считается у них величайшим грехом». Тех, кто покумившись ссорился, осуждала пословица: «Кукушку кстили (крестили), да языка не прикусили».
М.М. Громыко.
Источник — http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/10526/КУМЛЕНИЕ#sel=2:1,12:3

Кумле́ние — обряд инициации в цикле весенне-летних праздников восточных и южных славян, а также форма молодёжного союза.

На восточно-славянской территории кумление известно в большинстве областей Европейской России (в особенности в средней полосе России и в меньшей степени на Рус. Севере), а также на северо-востоке Украины и на востоке Белоруссии, причем на Украине и в Белоруссии кумление имело явно вырожденные формы. На Гомельщине, например, это было совместное гуляние мужчин и женщин на природе.

Кумление происходило в один из праздников троицкого цикла (Вознесение, Семик, Троица, Духов день), иногда раньше — во 2-е воскресенье после Пасхи, т. н. Кумишное, Кумитное воскресенье. Сам процесс установления отношений кумовства назывался кумиться, кумиковаться, семичаться (от Семик).

Кумились в подавляющем большинстве случаев именно девушки, достигшие совершеннолетия; они кумились парами (очень редко — по четверо); изредка кумились все вместе, в том числе надевая поочередно один венок. В дополнение к этому (но обычно в другие дни, позже) могли кумиться девушки с парнями, парни между собой, женщины между собой, женщины с мужчинами и мужчины между собой, причем кумление между женщинами и мужчинами было изустно значительно шире, чем кумление парней с девушками.

Кумление обычно было срединным эпизодом сложного троицкого праздника, начинавшегося с установления (выбора в лесу, внесения в дом, украшения, наряжания) троицкого деревца (берёзки, ветки клёна и т. п.) или с обряжения «кукушки» (в южно-русских областях, кумление входило в состав обряда «крещения и похорон кукушки», см. «Крестить кукушку») и завершавшегося совместной трапезой девушек (иногда вместе с парнями, присоединявшимися к девушкам уже после совершения кумление), а также очень часто — гаданием с венками; на этом же этапе, как правило происходило и развивание березы, точнее завитого на ней венка, и собственно раскумливание. (См. Троица).

Основным способом кумления был следующий: девушки подходили к завитому на берёзе венку, в котором были повешены крест или яйца, целовались и обменивались подарками через этот венок. В более общем смысле кумление состояло в обмене между кумящимися вещами, среди которых — кресты, одежда, платки, венки, кольца, бусы, яйца, лепёшки, во взаимных объятиях и поцелуях (ср. смоленское выражение кумиться на что-либо т. е. на мониста, кольца, платки и др.). На совместной трапезе, приготовленной в складчину с обязательной яичницей; в преодолении кумящимися некой пространственной границы, которую символизируют «ворота» из сплетённых веток соседних деревьев, большой «венок» типа обруча, образованный сплетенными вершинками соседних деревьев, через который приходят кумящиеся, обычный венок, завитый на дереве, через который девушки целуются, стоя по обеим сторонам от него (самый типовой случай), а также круг, образуемый шнурками крестиков, повешенных на ветку дерева, через который девушки целовались и обменивались вещами. Кумление сопровождалось клятвой: девушки целовали крестик, который висел в завитом венке. В Нижегородской обл. девушки вешали в венок яйцо и целовали его с двух сторон.

Заключённый союз был недолгим и разрывался через неделю или полторы (на Троицу, в петровское заговенье и др.) т. н. раскумливанием, состоявшим в совершении действий, обратных тем, которые имели место при заключении союза (девушки перешагивали через венок в обратную сторону, назад, «разменивались», т. е. возвращали обратно взятые в залог дружбы вещи, произносили приговоры или пели песни, указывающие на разрыв связей: «Раскумимся, кума, раскумимся…» ). Вместе с тем иногда срок, на который заключался союз, оказывался более продолжительным (шесть недель, год, вся жизнь).

  Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Что означает «кумление»? Смысл этого понятия сегодня очень сильно отличается от старославянского. «Кума» – не просто крёстная, тетка или любая подружка, она – сопереживательница, та, которая разделяет с тобой радости и горечь. Кумление носило в себе необходимую компенсаторную составляющую – отдохновение, утешение, обретение душевного равновесия.

Ушел этот праздник, канул, как в воду, к прародительницам. Только и осталось, что песни редкие, больше уже в бумажном варианте, не поем – читаем. Да веточки березовые в дом приносим – над входными дверями вешаем. Обережные те веточки, злых духов отгоняют.

Кумление — это обряд посестримства, ритуальное закрепление духовного родства и близкой дружбы. Но, как и с другими явлениями Традиции, здесь всё не так однозначно…

Обряд кумления издревле свершается девушками и женщинами на границе весны и лета, на Семик (в эпоху двоеверия ― седьмой четверг после Пасхи), на Русальной (Зеленой, Гряной) неделе, на Троицу. Это время буйного расцвета вегетативных сил Природы, всё вокруг зеленеет и тянется в рост, ― а мир людей, как ведали наши Предки, созвучен миру Природы. Поэтому мистический женский союз, заключаемый и укрепляемый в эту пору под покровительством Макоши, заступницы дев и матерей, пособницы в женских занятиях, Матери всего живого ― также призван помочь участницам накопить эту живую силу, несущую развитие и плодородность в свой срок, вновь услышать голос своей глубинной Природы, воссоединиться с Богиней, с Единым живым миром, и также с помощью этого наладить частную судьбу. Объектами магии здесь будут как раз главные жизненные ценности женского мира: урожай (достаток), благополучие семьи, замужество (удачное) для девушек, и детородие для замужних.

Родолюбие 2009

Наверняка, многих завораживают картины этого обряда, описываемые историками, художниками, звучащие в троицких «кумильных» песнях. В моем сердце тоже всегда глубоко отзывалась эта тема, поэтому, когда наш женский круг созрел, мы разработали простой уряд Кумления для своих нужд. Эта заметка не посягает на полнейшее описание обряда, радением желающих он может быть дополнен иными действами и деталями, за которыми отсылаем к обильной этнографии по данной теме.

Участвовать в обряде могут половозрелые девушки и замужние женщины детородного возраста. Вероятно, кумление как раз и знаменует официальное принятие женщины в одну из социо-возрастных групп. Присутствие мужчин исключено (они могут присоединиться во время угощения).

Фольклорный фестиваль зелёные святки

Место проведения кумления — уединённый природный уголок, где есть молодые березы. Особенно хорошо, если удастся расположиться возле хлебного поля, проточного водоема или места силы (почитаемого камня и др.). Близость кладбища также благоприятна.

По времени обряд приурочен к Русальной седмице — неделе перед днём Ярилы Мокрого (3 червня/июня). Для действа лучше выбирать «женский» день недели: среду, пятницу, шесток; время дня — до захода Солнца. Луна предпочтительна полная или растущая.

Следование обряда

  1. Поклон и подношение природным духам-Хозяевам места, духу же выдающегося явления (реки, камня, кургана) — особливо.
  2. Испрашиваем Богов позволения начать обряд, обращаемся к Макоши — единой нашей Матушке, прося вразумить нас сотворить всё по Прави, спрясть наши женские судьбы в ладное кумовство под ее покровительством.
  3. Свивание кумильного венка. Нужно выбрать невысокую берёзку и с помощью лент или ниток соединить несколько её ветвей кольцом. Можно сплести ветви двух рядом стоящих деревец. Готовый венок обвивается рушником.
  4. Разбиваемся на пары — кто с кем хотела бы укрепить дружбу. При затруднении выбора — тянем жребий (тоже Макошино ведомство!). Если участниц немного — то можно перекумиться сплошь перекрёстно. (Но для объединения в общий союз большого числа людей Традиция предлагает нам иной обряд — поочерёдное надевание всеми одного венка в хороводе.)
    Фольклорный фестиваль зелёные святки
  5. Связующей нитью для всего действа служит обрядовая песня — приводим одну из возможных.

(а) Ты не радуйся, ты ни дуб, ни клён.
Ай лёли, лёли, ты ни дуб, ни клён. (Припев после каждой строчки)
Не к тебе идём, не тебе поём.
А ты радуйся, белая берёзонька:
Мы к тебе идём, мы тебе поём!
Пришли с яйцами, с коровайцами.
Ты берёзонька, ты кудрявая,
Покуми ты нас да и в добрый час!
(б) Ты голубушка, серая кукушечка.
Давай, девица (бабонька), мы покумимся,
Мы покумимся, мы сподружимся,
Мы сподружимся, поцелуемся —
Мы и раз, и два, мы и в третий раз…
(в) Ты мне кумушка, я тебе голубушка.
Ты мне помощница, я тебе пособница.
Приходи, кума, киселя хлебать,
Киселя хлебать — со сметаною!

Пример звучания Троицкой песни (Тверская обл., исп. анс. Межа):

[звукозапись]

Здесь работает важное правило большинства обрядовых текстов: пропеваемое должно исполняться, названные дары должны быть поднесены. Мы разделили песню на 3 части — (а), (б) и (в). Они звучат перед началом, в ходе кумления и после него соответственно. Если сами части действа занимают больше времени — песня приостанавливается.

  1. Пара становится с разных сторон от кумильного венка и вместе совершает некие танцевальные движения (сойтись ― разойтись, либо обойти вокруг венка навстречу друг дружке), причем обязательно трижды.
  2. Затем, медленно сойдясь, женщины целуются троекратно внутри венка, и обмениваются оберегами (либо бусами, серьгами, платками, лентами, другими личными вещами), подавая их сквозь венок. Этнография здесь отмечает обмен весьма серьезными предметами, вплоть до нательных крестов и обручальных колец, что подтверждает отнюдь не шуточное отношение к женскому кумлению.
  3. Все участницы обращаются к новоиспеченным кумам с пожеланиями (ведь в момент обрядового перехода ― момент силы и начала нового ― очень легко заложить «программу» на будущее). Например, молодухе приговаривают:

На лето тебе сына родить,
На тот год сам-третьей тебе быть.

  1. Далее следует общее угощение, обрядовые блюда здесь ― калачи и пряники в виде венков, блины, сладости, вареные и крашеные яйца. У наших бабушек самым обязательным блюдом на этом празднике была яишня ― печеное в горшке блюдо из яиц; как мне удалось выяснить, это скорее похоже на современный омлет, нежели на яичницу, так как готовится она на молоке.
  2. В конце празднества венок развивают, связывавшие его ленты можно навязать на деревья как дары Хозявеам места.

Обряд свершён. С этих пор подруги называют друг дружку «кума», «сестра», и проявляют искренность, отзывчивость и близость, свойственные отношениям духовного родства.

Родолюбие 2009

Как мы уже знаем, в Живом мире всё едино, поэтому верно свершенное в нужный момент года действо помогает не только нашим личным нуждам, но и Природным процессам. Девушки и молодые женщины проводят те же самые силы (рост, цветение, фертильность), которые активны в это время в Природе, и наш обряд работает во благо растительному царству:

Ой, где девки шли ― там и рожь густа,
И ужиниста, и умолотиста;
Ой, где вдовы шли ― там трава росла.
Что трава росла высока, зелена;
Где молодушки шли ― там цветы цветут.
Ну цветут цветы по всей улице…

Слава Матушке!

ведунья Лада Корнеева (2009–2012)

Обрядовые песни на Троицу — это разновидность летних календарно — обрядовых песен. Троицкие песни  исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Приводим тексты и значение песен.

Песня исполнялась при наряжении березки

Кумушка,
Свет-голубушка!
Мы к тебе идем,
По яичку несем,
По ложечке.
По лепешечке!

***

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

***

Песню исполняли, совершая обряд крещения и похорон «кукушки» — во время вырывания из земли травы «кукушки».

Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая!
К нам весна пришла,
Весна красна!
Нам зерна принесла,
Нам ржи на гумно,
В коробью холста!
Будет девкам красным лен,
Старым бабам — конопель!

***

Девушки в среду перед троицей отправляются выбирать — «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг (или же в субботу), с яичницей и пивом идут завивать выбранные березки; каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод, исполняя публикуемую песню; пропев один раз, девушки садились около яичниц и съедали несколько ложек, потом снова повторяли песню, и так до трех раз.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

***

В календарных величальных песнях, звучат наивысшие похвалы воспеваемому предмету, ведь по мысли совер­шавших обряд, береза должна передать буйный рост и пышную кра­соту полевым злакам. Хвала весеннему деревцу составляет в песне элемент, связанный с ее общим обрядово-магическим смыслом; соот­ветственно этому обрядовое величание не скупится на изображение самых превосходных свойств воспеваемого объекта — это похвала наивысшего рода:

Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.

Эта обрядовая троицкая песня приглашала к совершению обряда «кумления»: девушки завивали на березе венок и под пение этой песни целовались через него; до следующей троицы девушки считались кумами, близкими подругами.

Уж ты кумушка-кума,
Покумимся со мной,
Побранимся со мной,
Помиримся со мной,
Поцелуемся со мной,
Распростимся со мной!

***

Такая обрядовая песня пелась на троицу во время обряда «крещения кукушки».

На досточке на липовой,
Е льём ладо, на липовой!
Там стояли две кумушки,
Е льём ладо, две кумушки!
Две кумушки — две голубушки,
Е льём ладо, две голубушки!
Покумилися, полюбилися,
Е льём ладо, полюбилися!
На золоты перстни поменялися,
Е льем ладо, поменялися!

Во время праздника троицы девочки-подростки выбирают одну из подруг и наряжают ее «плясуньей»: ее одевают в лучшее платье, украшенное лентами, на голову надевают венок из цветов или шляпу, убранную лентами или цветами.

Иногда кроме девочки-плясуньи наряжают мальчика-плясуна. Весь его наряд, как и вся фигура его, представляет совершенную противоположность плясунье: его одевают в изорванное платье, привязывают горб и к подбородку – бороду из конопли или конских волос, на голову надевают войлочный колпак с войлочными же рогами, лицо пачкают сажей, в руки дают большую палку.

Все девочки в один ряд идут по улице и поют песни; плясунья впереди них танцует, а плясун, сгорбившись и опираясь на палку, наподобие дряхлого старика, отгоняет от процессии любопытных ребятишек.

Терень-ту зеленой,
Не расстался бы с тобой,
Я с тобою, с молодой,
С молодою со вдовою,
Там коляска ехала,
Во коляске девица,
На девице – веночек,
Лавровый цветочек.
«Что ты, девка, побледнела?» –
«Оттого я побледнела,
Что на молодца поглядела.
У молодца бело личико,
Бело личико, кругло личико.
Поплывем-ка мы с тобой,
Мой селезень белокосистый,
Белокосистый, воронистый».

До сих пор на Троицу существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы. 

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Приводим еще примеры, тексты, названия,  слов  песен на троицу.

Троицкие обрядовые песни

Пойдем, девочки, гулять в лужочки…

Пойдем, девочки, гулять в лужочки,
Ой лёли, лёли, гулять в лужо…(чки).
Гулять в лужочки мы на все денечки,
Мы на все денечки, на все духовские.
А в поле пшеница перестой стояла,
Перестой стояла, колосом махала.

***

Белая береза девкам говорила…

Белая береза девкам говорила,
Маю, маю, маю зелено.
Вы прядите, девки, вы прядите, красны,
На меня, березу, да вы не глядите,
Я, бела береза, за неделю оденусь.
За другую неделю по-старому стану,
По-старому стану, листьем замахаю.

Березонька моя, березонька…

Березонька моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют.
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.

Береза к себе гукала…

Береза к себе гукала,
Дорогих гостей зазывала:
— Ходите, ребята, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать,
Я вам согнусь,
Сама в веночек завьюсь.
А вы меня проставляйте,
Алой лентой украшайте,
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые.

Пойдем, девочки, в луги-лужочки…

Пойдем, девочки, в луги-лужочки,
Ой маю, маю, маю зеленой.
В луги-лужочки завивать веночки,
Завьем мы веночки на круглые годочки.
Кто венки завивает — тот богат бывает.
Кто венки развивает — тот и беден бывает.

Ты не радуйся, дуб зелененький…

Ты не радуйся, дуб зелененький,
Ой люли, люли, дуб зелененький.
Не к тебе идут девки красные,
Не к тебе несут яишню смашную,
Ни к тебе несут водку горькую,
Ни к тебе несут скрипку звонкую.
Ты порадуйся, бела береза.
А к тебе идут девки красные,
Да к тебе несут яишню смашную,
Да к тебе несут водку горькую,
Да к тебе несут скрипку звонкую.

Береза лугу позавидовала…

Береза лугу позавидовала,
Ой, маю, маю, маю зелена.
—Хорошо тебе, лугу,
Хорошо зелена.
А меня, березу, секут и ломают,
И в печку бросают.
Молодуха девкам позавидовала:
—Хорошо вам, девки, хорошо, злодейки,
А нам, молодухам, такой воли нету.
Один в колыбели, другой на постели.
А что в колыбели — надо колыхати,
А что на постели — надо целовати.

«Троицкая» поэзия дает художественное изображение родной ве­сенней природы — полей, перелесков, лугов, лесов. Родная русская природа отражена в весенне-летней песенной поэзии в соотношении с чувствами и переживаниями молодежи. Это сближает обрядовую поэзию весны и лета с хороводной и игровой.

Календарно обрядовые песни на троицу

Смотрите также:

  • календарно — обрядные песни

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Культурный хоровод сценарий
  • Культурные традиции это народные праздники богатство нашей многонациональной страны
  • Культурные праздники японии
  • Курбан айт история праздника
  • Культурные праздники россии 2022