Текст этот не мой, но если подкинете адрес источника обязательно его добавлю.
Я поклонник сериала «Остаться в живых». Когда он закончился, я решил посмотреть подобные сериалы, но их не оказалось, а остальные не соответствовали духу «Остаться в живых». Поэтому я решил написать собственный сценарий для нового сериала под названием «Курочка ряба». Уверен, он станет таким же культовым, как и «Остаться в живых», т. к. сделан по аналогичным канонам.
Первый сезон сериала Курочка Ряба: остаться в живых
Сюжет
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: – Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!
Флешбэки
На протяжении сезона нам демонстрируются флэшбеки, рассказывающие о прошлой жизни деда и бабы. Выясняется, что дед участвовал в Отечественной войне, а баба была медсестрой его подразделения.
Вопросы, оставшиеся без ответов
- Почему курочка снесла золотое яичко?
- Как мышке удалось разбить яйцо?
- Почему дед и баба заплакали?
- Почему курочка закудахтала?
Второй сезон сериала Курочка Ряба: остаться в живых
Сюжет
Появляются новые персонажи – кот, собака и корова. Именно им предстоит выяснить происхождение курочки. В то время как курочка пытается снести яичко, не золотое, а простое, дед и баба скребут по сусекам и порождают монстра колобка.
Флешбэки
На протяжении сезона нам демонстрируются флэшбеки, рассказывающие о прошлой жизни кота, собаки и коровы. Выясняется, что это специальный отряд, нанятый секретной организацией «Карма» для поимки курицы.
Вопросы, оставшиеся без ответов
* Как деду и бабе получилось породить монстра?
* Зачем организации «Карма» понадобилась курочка?
Третий сезон сериала Курочка Ряба: остаться в живых
Сюжет
Пока колобок крушит деревню, кот, собака и корова захватывают курочку и уносят в неизвестном направлении. В схватке с колобком погибает дед. Появляется новый персонаж – лисица. Именно ей предстоит уничтожить колобка, приложив немало усилий. Сезон заканчивается сценой, в которой лисица говорит бабе: «Я знаю, что делать».
Флешбэки
Наконец, нам раскрывают завесу тайн. Лисица – бывший агент «Кармы». Она сбежала из организации, перейдя на сторону курочки рябы – жертвы эксперимента. Выясняется, что «Карма» проводила генетические опыты над птицами. Предпоследняя серия посвящена Хаджиму Магомеду – основателю «Кармы», в руки которого попала старинная книга по алхимии. Являясь любителем орнитологии, Магомед решает, во что бы то ни стало вырастить новый вид птиц, которые будут снашивать золотые яйца.
Четвертый сезон сериала Курочка Ряба: остаться в живых
Сюжет
Курочка просыпается в темном помещении. Она вспоминает, как очутилась здесь – ее похитили кот, собака и корова. Пытаясь выбраться из темного помещения, она встречает призрака деда, который говорит ей: «Ты должна выбраться и убить Магомеда, это твое предназначение».
Флешфорварды
Деревня пылает в огне. Курочка смотрит на гигантских колобков и говорит: «что же я наделала».
Вопросы, оставшиеся без ответов
* Что наделала курочка?
Пятый сезон сериала Курочка Ряба: остаться в живых
Сюжет
Сезон начинается с той сцены, с которой заканчивается четвертый (не флешфорвард). Послушавшись деда, курочка освобождается из темного помещения и оказывается в холле штаб-квартиры «Карма», где встречает Магомеда, кота, собаку и корову. Вопреки требованиям призрака деда, она решает пощадить Магомеда, при этом убив кота, собаку и корову. Но узнав, что она является жертвой эксперимента и больше никогда не сможет сносить простые яички, курочка убивает Магомеда. Перед смертью он активирует программу, порождающую монстров. Огромные колобки выходят наружу и поджигают деревню. Курочка смотрит на гигантских колобков и говорит: «что же я наделала».
Флешбэки
Флэшбеки расставляют все точки над «i». Они рассказывают, что Магомед – сын бабы и деда, однако в силу склероза они об этом забыли. Именно поэтому деду и бабе удалось во втором сезоне породить колобка – они знали тайную формулу, разработанную их сыном.
Шестой сезон
Сюжет
Заключительный сезон. Баба выполняет требование лисицы и тайно проникает в штаб-квартиру «Кармы», где активирует программу самоликвидации колобков. Однако первому колобку, которого породили дед и баба во втором сезоне, удается выжить. Чтобы его уничтожить, нужно деактивировать колобка изнутри. Лисица встречает курочку и говорит, что не все потерянно – когда лисица работала в «Карме», она узнала секрет обратной эволюции. Если все сделать правильно, курочка сможет сносить простые яички. Лисица отводит курочку в тайную комнату, где они проводят эксперимент, который проходит успешно – теперь курочка не будет сносить золотые яички. Тем временем баба проникает в кабинет Магомеда, из-за которого все началось, и вспоминает, что он ее сын. Баба в отчаянии. Колобок продолжает крушить деревню и решает породить еще одних колобков. К бабе подбегают лисица и курочка и говорят, что кто-то из них должен погибнуть, уничтожив колобка. Лисица решает взять эту роль на себя – она проникает в колобка через рот, где деактивирует его жизненные функции. Колобок умирает, а вместе с ней и лисица. Баба и курочка возвращаются домой.
Флешсайды
Флешсайды рассказывают, что произошло с главными персонажами в загробном мире. Дед и баба воссоединились, простив своего сына Магомеда. Они стали жить впятером, вместе с курочкой и лисицей. И они были счастливы.
Примечания
- Сериал нужно наполнить философией, религией и символизмом.
- Можно провести игру а альтернативной реальности (ARG), рассказывающей подробно про деятельность «Кармы» и ее сотрудников.
- В рамках игры можно организовать продажу так называемых «золотых яичек».
- После шестого сезона можно выпустить мини-эпизод с дополнительными ответами, например, как мышке удалось разбить яичко и что стало с мышкой.
- Или выпустить книгу «Мышка. Жизнь после разбитого яичка».
- Открыть сайт «Курочка-ряба-педия».
Символизм (добавлено 27 сентября)
Для тех, кто не понял глубинный смысл проекта. Сериал будет повествовать о нравственности, взаимоотношениях, выборе и затронет множество других серьезных тем.
Основная тема – судьба и случайность. Старик и баба сталкиваются с тем, что меняет их жизни навсегда. То, что курочка попала именно в их курятник – случайность? Но ситуация меняется, когда скептик-зритель узнает, что именно их сын является создателем курочки. Причем организация, где он работает, носит символическое название «Карма». Может быть, это действительно карма, которая настигла деда и бабу под старость лет? Флэшбеки, рассказывающие про ошибки деда и бабы в прошлой жизни могут объяснить прихоть Бога. Обратите внимание на мышку, которая играет ключевую роль в сюжете – разбив яйцо, она знаменует неожиданный поворот событий, новый виток истории. Быть может, мышка – и есть карма в животном воплощении? Ведь она загадочным образом исчезает в первом сезоне, и больше не появляется.
Тема второго сезона – выбор и предательство. Перед дедом и бабой становится выбор – поверить коту, собаке и корове, или же остерегаться их. С одной стороны – об этих животных ничего неизвестно, с их слов можно судить, что у них темное прошлое и сомнительная репутация. Но с другой – быть может, они единственные, кто знают о происходящем и хотят помочь? Сделать выбор нелегко, но баба с дедом его совершают, и оказываются в проигрыше – животные предают их. От отчаяния дед с бабой совершают древний и загадочный буддийский ритуал, который носит название «хин-тами-чацумато-ин-пицаку-дзау», что не имеет точного перевода, а самым подходящим переводом будет: «скребсти по сусекам». Однако, как учит нас история, «вся власть исходит от народа и к нему не возвращается», «темные силы можно вызвать, но остановить их невозможно», «освобожденные духи не поддаются контролю». Голем/биоробот/киборг/искусственный интеллект/колобок, созданный дедом и бабой, начинает крушить деревню. Это символизирует древнюю поговорку: «что посеешь, то и пожмешь», а также то, что деятельность человека губительна для Земли. На таком философском моменте второй сезон заканчивается.
Третий сезон вновь возвращает зрителя к выбору, доверию и предательству. Стоит ли довериться лисице? Не наступит ли баба дважды на одни грабли? Гибель деда должна быть трагичной и означает, что за ошибки нужно платить… собственной жизнью. В пятом сезоне поднимается тема нисхождения. Курочка встречается лицом-к-лицу со своим создателем, который испортил ей жизнь тем, что дал ее. Как быть? Отомстить или простить? На этот сложный выбор, о котором курочка размышляла всю жизнь, дается всего несколько секунд… решив оставить Магомеда в живых, она узнает, что больше никогда не сможет иметь детей, точнее снашивать простые яички. И лишь в состоянии аффекта она совершает деяние, которое навсегда оставит кровавый след в ее биографии. Фраза, произнесенная курочкой во флешворварде четвертого сезона, символизирует, какую ошибку она совершила.
В шестом сезоне накаленная атмосфера. Затрагивается тема отцов и детей. Баба понимает, что всё, что происходило – карма-плаха. Баба и дед забыли о том, что у них есть сын, именно поэтому судьба преподнесла им такой урок. И пока колобки крушат улицы, баба кается за то, что забыла сына и понимает свое наказание – она больше его не увидит… ведь его убила курочка. Курочка тоже понимает, что всё это – карма. Она не сможет снашивать яички как наказание за то, что убила Магомеда (и не важно, что это эффект петли – всё предначертано). Покойный дед, соответственно, получил наказание в виде смерти. И тут происходит невероятное – лисица жертвует собой, она приносит жертву Вселенной, чтобы та позволила курочки снашивать простые яички. Конечно, может показаться, что лисица пожертвовала собой, чтобы остановить колобка, но мы-то сейчас рассматриваем философскую сторону вопроса. Флешсайды рассказывают, что, будучи искупив все грехи, дед, баба, лисица, курочка и Магомед обретают покой, простив друг друга и осознав все свои ошибки…
НАТ.ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД МОНАСТЫРЁМ.ДЕНЬ
Лето. Жарко. Асфальтированная площадь перед монастырём. Площадь образована: монастырской белой кирпичной оградой с воротами и лесом. За воротами виднеются стены монастырского храма и купола с крестами. К площади подходят две дороги.
На площади стоят разные марки легковых машин: жигули, нива, форд, мерседес, ауди; автобусы: старенькие типа “пазик” и новые типа “мерседес”.
РЕМАРКА: ЧЕРЕЗ МНОГООБРАЗИЕ МАШИН НЕОБХОДИМО ПОКАЗАТЬ, ЧТО СЮДА ПРИЕЗЖАЮТ ЛЮДИ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.
На краю площади, у леса, на обочине дороги расположен ларёк, в котором монах ( мужчина, одетый в чёрную старенькую рясу, подпоясанную вервицей, на голове скуфья) продаёт монастырский хлеб, булки, пустые фляги для воды. Перед ларьком очередь из 3-4 человек. Люди одёты по разному. Кто дорого, кто просто, но все женщины одеты в юбки, на головах повязаны платки. Люди покупают хлеб и 5-литровые пустые пластмассовые фляги для воды. Рядом с ларьком лежит собака.
Паркуется машина типа “Фольцваген”, из неё выходит женщина в юбке. Голова повязана платком. Открывается передняя дверца машины, из которой выпрыгивает девочка лет 16, громко захлопывает дверцу. Женщина обходит машину, открывает багажник, достаёт инвалидное кресло, раскладывает его. Подкатывает кресло к задней дверце машины. Открывает дверцу и на руках достает из машины девочку лет 8. Девочки одеты в платья, на головах повязаны платочки. Женщина и девочки — старшая везёт младшую на кресле — направляются к ларьку. Люди от ларька уходят и направляются по дороге в лес. Дорога грунтовая, не совсем ровная, видны лужи от дождя. Женщина и девочки подходят к ларьку и разговаривают с монахом.
ЖЕНЩИНА В ПЛАТКЕ
РЕМАРКА: улыбается как старому знакомому
Здравствуйте, отец Митрофан!
Монах слегка кланяется и отвечает
МОНАХ
И тебе и деткам твоим не хворать, матушка! Что опять в купальню приехали?
Девочка радостно улыбается и хлопает в ладоши, сидя в инвалидном кресле.
ДЕВОЧКА 8 ЛЕТ
Мама, купи хлеба гречишного!
Женщина в платке обнимает девочку за плечи и говорит.
ЖЕНЩИНА В ПЛАТКЕ
Сейчас, сейчас, сокровище моё, сейчас! Нам булку хлеба гречишного и флягу для воды. А матушку Анна уже в купальне ?
Монах протягивает хлеб старшей девочке и виновато вздыхает, глядя в сторону.
МОНАХ
Держи, милая. Нету сегодня нашей целительницы в купальне.
Старшая девочка отламывает горбушку хлеба и протягивает младшей. Младшая с удовольствием ест хлеб. Женщина в платке всплёскивает руками, прижимая их к груди и вскрикивает со слезами в голосе.
ЖЕНЩИНА В ПЛАТКЕ
Как нет, ведь среда же сегодня? Мы к ней уже третий месяц по средам приезжаем лечиться в купальне. Не заболела ли наша спасительница ?
Монах отвечает спокойно и после слов “Слава Господи” креститься.
МОНАХ
Здорова, Слава Господи! Занята сегодня, настоятель ей другое послушание назначил. А вы езжайте к источнику, Господь всё управит, не волнуйтесь.
На площадь въезжает на скорости джип за ним дорогая легковая иномарка с затемненными стёклами. В джипе сидит четверо мужчин в военной офисной форме для жаркой погоды зелёного цвета. Кто находится в дорогой иномарке не видно. Кортеж пересекает площадь, въезжает на лесную дорогу. Брызги из луж летят во все стороны. Женщина закрывает своим телом детей от брызг машины и возможной угрозы.
НАТ.ЛЕСНАЯ ДОРОГА.ДЕНЬ
Живописная лесная дорога. Деревья в основном лиственные. Солнце играет на листве и дороге. Солнечные блики. По дороге идут люди. Навстречу идёт женщина, одетая в юбку и в платке с двумя мальчиками близнецами лет 10-12. Мальчики одеты в брюки и майки. Каждый, наклонившись в сторону, несёт по фляге с водой. Передняя машина гудит. Дети и женщина бегут к обочине. Поворачиваются спиной к проезжающим машинам, женщина прижимает руками к себе головы детей. Камера смещается и показывает немного в глубине дуб, на котором укреплена икона Божьей Матери, увитая листьями и живыми цветами. После проезда машин женщина крестится.
ЖЕНЩИНА С БЛИЗНЕЦАМИ
Прости, Милостивейшая, Матерь Божья! Чуть мимо не прошли.
НАТ. ВОРОТА. ДЕНЬ
Кортеж подъезжает к воротам в деревянном заборе. Передняя машина сигналит. Ворота открывает молодой монашек, одетый в чёрную старенькую рясу, подпоясанную вервицей, на голове скуфья. Ворота открыты. Виден деревянный, бревенчатый дом с крыльцом. Клумбы с цветами. По двору ходят куры. На солнышке греется кошка.
Машины въезжают. Куры с кудахтаньем разлетаются в стороны. Ворота закрываются.
НАТ. ДВОР. ДЕНЬ
Крыльцо дома. На крыльцо из дому выходит монах, лет 60, одетый в новую добротную рясу, подпоясанную вервицей, на голове клобук. Торопливо спускается с крыльца и спешит к кортежу. Машины стоят вдоль дома. Из джипа выскакивает четверо офицеров, становятся по углам предполагаемого четырёхугольника, в центре которого стоит машина с затемнёнными окнами. Передняя дверца этой машины открывается из неё выскакивает моложавый майор в офисной военной форме для жаркой погоды. Громко захлопывает переднюю дверь и открывает заднюю дверцу машины. Из машины выходит генерал-полковник в такой же офисной форме зелёного цвета, одевает фуражку с золотым шитьём на околоше. Вдыхает глубоко и с удовольствие воздух, потягивается, зевает, снимает фуражку и просует её на заднее сиденье машины. Идёт к крыльцу навстречу монаху в клобуке.
МОНАХ В КЛОБУКЕ ( ДАЛЕЕ ОТЕЦ АРИСТАРХ)
Приветствую, вас Георгий Петрович! Как я рад, что вы выбралась наконец-то в нашем чудодейственном святом источнике искупаться.
Обнимаются и целуются три раза.
ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ
А я то уж как рад вырваться из московской пылищи. Тем более Сам у вас был — показывает указательным пальцем в небо — три раза в купальне нырял. Бегает как новенький. А у меня тут совсем колени трещат, да и мотор барахлит.
Поглаживает слева на груди место, где находится сердце.
ОТЕЦ АРИСТАРХ
Может с дороги отдохнёте, чайку попьёте. Чай у нас особенный травяной, целебный матушка Анна готовит. Почище яблочек молодильных будет.
ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ
Да, не мешало бы годочков 20 сбросить. Но вначале пойдём в купальню, а чаёвничать будем потом. А то опять какой-нибудь “добрый человек” позвонит и всё накроется медным тазом. Так что ведите в свою купальню.
Отец Аристарх поворачивается и семенит к краю двора. Перед ним молча идут два охранника, потом генерал, адьютант, охранник. Четвертый охранник направляется к крыльцу. Первый охранник открывает калитку и все идут за ним.
ИНТ.ДОМ.ДЕНЬ
Открывается дверь, заходит охранник.
ОХРАННИК
Добрый день! Есть тут кто живой?
Заходит в большую бревенчатую комнату. Посреди комнаты стоит деревянный стол, покрытый белоснежной, вышитой крестами скатертью. Вокруг стола стоят 4 кресла с подлокотниками. На столе стоит и пыхтит самовар, на самоваре фарфоровый чайник. Стол сервирован для чаепития двух персон. На большом блюде ватрушки с творогом, булочки и изюмом, маком, в вазочках, мёд, варенья, конфеты. На каждом стуле висит расшитый рушник. В горнице стоит большой буфет с посудой. В правом углу большая икона Святой Троицы с горящей лампадой. По стенам висят пучки с травами. В углу стоит большая изразцовая печь с лежанкой. На лежанке лежит плетеное решето с яйцами. На яйцах сидит курица. Из горницы в другое помещение виден дверной проём, закрытый шторой. На окнах стоят горшки с цветами. Два окна открыты, оттуда слышно пение птиц. Штора отодвигается и выходит монахиня, одетая в рясу и апостольник без скуфьи.
Монахине лет 45. Красивая, с прямой спиной и гордо посаженной головой, с глазами чёрными, огненными и непокорными.
Курочка Ряба
|
Любовь Соколова |
Александр Сурин |
Инна Чурикова |
Виктор Михайлов |
Год | 1994 |
Страна | Россия/Франция |
Награды |
Приз МКФ в Тромсё Номинация МКФ в Каннах, 1994 г. Номинация МКФ в Карловых Варах, 1994 МКФ в Монреале, 1994 г. МКФ в Ванкувере, 1994 г. Номинация на приз «Ника», 1994 г. |
Творческая группа |
Режиссер: Андрей Кончаловский Авторы сценария: Андрей Кончаловский и Виктор Мережко Художники-постановщики: Леонид Платов и Андрей Платов Композитор: Борис Базуров Продюсер: Жаки Уакнин Монтаж: Элен Гагарина Оператор-постановщик: Евгений Гуслинский Актеры: , , , , Геннадий Егорычев, Геннадий Назаров, Михаил Кислов, Татьяна Букамина, Евгений Шкаев и Лариса Кудряшова |
Жанр | комедия |
Продолжительность | 111 мин. |
Производство |
«Русская рулетка», «Parimedia» в сотрудничестве со студией «АРК-фильм» |
IMDb |
Это история про деревенскую бабу и ее курицу. Подвыпив, она с ней разговаривает. Курица иногда отвечает, иногда – нет. Зовут главную героиню – Ася Клячина (Инна Чурикова), что совсем не удивительно. «Курочка Ряба» — продолжение легендарного фильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной» 1968 года. Но если первая Ася – идеализированная, нежная, чудная, то вторая – сварливая баба в очках, с папиросой, слюняво пересчитывающая деньги. Да-да, ведь минуло больше 25 лет! По этой Асе танком прошла жизнь. Теперь она может за себя постоять в любой ситуации. Даже когда в её доме появляется курица с золотым яйцом и вся деревня из чувства зависти готова эту курицу раздавить.
Пресса
«В комедийном варианте Кончаловский описывает фабулу: «В настоящее время демократия принесла только хаос. Россия никогда не будет Швейцарией или Канадой. Опасаюсь, как бы ситуация не была близка к Латинской Америке: очень богатое привилегированное общество и очень бедные массы»».
Le journal du dimanche, 15.03.1994
«Кинорежиссер ищет понимания и пытается дать понять, почему русские отказались от Горбачева для того чтобы повернуться к ультра-националистам и ностальгирующим по коммунизму. Показанная им история выглядит еще убедительней, поскольку принимает форму сочной и вкусной комедии, приправленной чудесным образом игрой великой актрисы Инны Чуриковой».
CINEMA (47-й Каннский Фестиваль) , 15.05.1994
«Конечно, все это не очень оптимистично. Путем череды небольших событий, которые показывают упорство этих мужчин и женщин в том, чтобы самим руководить своей жизнью, Кончаловский множит смешные динамичные, случайные перипетии…»
Le Figaro, 16.05.1994
«Курочка Ряба», на мой взгляд, при всей своей рисковой лихости есть акт величайшего самосмирения Кончаловского-мыслителя, свободы, отчаянной и безоглядной, с которой сделана «Ася». Но теперь встал вопрос о естественных границах социальной свободы, когда русский человек, наконец-то предоставленный сам себе, покажет, на что еще он способен кроме куража и бессмысленной пляски на пепелище, в которой наш автор нынче, кажется, готов отыскать высший смысл».
«Общая газета», 1994 г., Андрей Шемякин
Backstage
История создания фильма.
Начало 90-х годов. В квартире Андрея Кончаловского раздается звонок: «Ты что?! Ты понимаешь, что ты пишешь о русском народе?! Это же издевательство!» Гнев актрисы Ии Саввиной был вызван новым сценарием, продолжением легендарного фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», где Саввина играла главную роль. Кончаловский предложил ей сыграть Асю еще раз в новом фильме и искренне удивился, что Саввина не приняла идеи картины. В результате героиню сыграла другая известная русская актриса – Инна Чурикова. Кончаловский шел к продолжению «Аси» несколько лет. Сначала, когда он еще жил в Америке, возник замысел сделать фильм о русской зависти в форме сюжета про курочку Рябу. Потом пришла идея поместить эту историю в знакомую среду, ту, где снимали «Асю». Почему бы и нет? – большинство из участников картины были еще живы. Действительно, когда Кончаловский приехал в Безводное, село, где снимали «Историю Аси Клячиной», оказалось, что до этого дня не дожили только двое – Прохор и дед Федор Михайлович. Остальные жители снова снимались в новом фильме. Во время съемок режиссер поймал себя на мысли, что снимает картину не с точки зрения Аси, а с точки зрения курицы: подсознательно ставит камеру на пол – на высоту куриной головы. И это не случайно. Курочка Ряба – центральный персонаж. Если бы не она, не было бы и золотого яйца. Из-за этого яйца и вскипают страсти. Снежным комом нарастает зависть. В России картину не приняли. Упрекали Кончаловского в том, что он снял антирусский фильм (ирония судьбы: когда – то «Историю Аси» упрекали в том, что это фильм «антисоветский»!). Премьера фильма прошла на телевидении с обсуждением в прямом эфире. Зрители говорили, что Кончаловский показал только отрицательные стороны жизни. Что в русской деревне так не пьют. Что люди не дикари. Упрекали Кончаловского в пессимизме. Но за словом «пессимизм» стоит неверие в человека. А Кончаловский часто подчеркивает: он в человека верит. И человеческий оптимизм – это не когда веришь, что все обстоит хорошо и дальше будет еще лучше. Оптимизм по Кончаловскому — это когда хорошо не будет никогда, но надо жить в этом и с этим. Нести свой крест. Найти в себе силы жить, зная, как мы далеки от совершенства. Однажды Андрею Кончаловскому позвонила знакомая: — Я тут дом купила в деревне. Живу там и каждый день вспоминаю твою «Курочку Рябу». — Приятно слышать. — Но я должна тебе признаться. Когда я посмотрела её в Париже, мне она так не понравилась. Я подумала: «Вот Кончаловский! В Америке живет, катается в «мерседесах». Потом приезжает в русскую деревню и снимает про то, чего не знает. А сейчас должна тебе сказать: всё так, как ты описал в «Курочке Рябе». И среди всего этого я живу. Сколько проживу – не знаю.
Актриса Инна Чурикова о работе над фильмом:
«Жизнь у этой женщины сейчас, в данную минуту, очень сложная. На нее надвигается новое время, от которого она растерялась. Раньше она как бы понимала жизнь и привыкла к ней. Она такой общественный активный человек, верующий в идеалы именно той жизни, в которой она жила. Эта растерянность и непонимание того, что идет на тебя, сегодня есть у многих людей в России. Моя героиня не верит новым русским. Да, так их называют: новым русским. Это не ее герои. Она не верит нынешним политикам. Ей кажется, что что-то самое главное, то, что она называет порядком и демократией, оно как раз было тогда, четверть века назад. Сегодня это всё разрушено. А сложности актерские состояли в том, что рядом со мной были настоящие, живые, талантливые, чудесные люди. Не актеры. Они живут в этой деревне, в которой жить сегодня очень трудно. Я это сама видела».
Автор сценария, Виктор Мережко о фильме:
«Мы с Андреем фантазировали: нашу чистую, неискушенную Асю завлекают в ряды и постепенно из робкой девочки формируется лидер, эдакая парттётя!.. Как же противоестественно шло развитие общества, если славная девчушка превратилась в чудовище!».
Кончаловский о фильме
«Мне казалось, что картина будет смешной. Ведь это комедия ситуаций, хоть комедия и драматическая. Поэтому отказ Саввиной сниматься у меня был слегка обескураживающим. Я смеялся. Я не мог понять, как это может быть. Или я чего-то в самом себе не понимаю? Я понял, что мое восприятие картины отличается от всех остальных, когда увидел лица людей, выходивших после показа в Канне. Была овация, но выходившие из зала люди говорили: «Боже мой! Как грустно! Какая страшная картина!» До сих пор не понимаю, почему она страшная. Не вижу в ней ничего катастрофического. Может быть, я уже привык к тому, что в моей стране происходит?»
Из книги А.С. Кончаловского «Возвышающий обман»
«Посоветовал отцу написать басню о русской зависти. Он на мои слова не откликнулся. Пришлось самому делать фильм об этом – «Курочку Рябу».
Из книги А. С. Кончаловского «Возвышающий обман», 1999 г.
«Самое трудное, я думаю, говорить просто о сложном, понятно о непонятном. Пастернак имел полное право писать стихи, полные темного смысла. В его время это было естественно, нормально – во времена Пушкина такое было бы недопустимо, поэт должен был быть ясен. Но Пастернак, сам начинавший со стихов, очень неясных по смыслу, пришел в конце пути к великой простоте».
«Если у тебя нет времени сделать добро, значит у тебя нет времени стать хорошим человеком».
«Как американцу трудно себе представить, о чем говорил Ельцин со своими министрами и каким способом они между собой общаются, так и русскому режиссеру, даже уже пожившему какое-то время в Голливуде, трудно представить, что происходит за дверями больших кинокомпаний».
«Все мы воспитаны на этой сказке, несущей древнюю народную мудрость. Притча о курочке, воплощающей благополучие и богатство, говорит как раз о том, что не в богатстве дело, одного его мало – нужна гармония существования человека, целостность его мира».
Кукольный спектакль «Курочка Ряба»
Действующие лица: Ведущий, Дед, Баба, Ряба, Мышка.
Ход спектакля: на сцене дом, корзина.
Ведущий:
Ни в каком далеком царстве, тридесятом государстве – дело было на Руси.
Стариков про то спроси.
Появляются дед с бабой и курочка Ряба.
Ведущий:
Жили – были Дед и Баба вместе с курочкою Рябой.
Баба курочку любила, её зернами кормила.
Баба: На, поклюй-ка, Рябушка, ты из рук у бабушки.
Дед:
Приносил я ей напиться родниковую водицу.
На! Водицы-то испей – сердцу будет веселей!
Курочка:
Я живу в тепле и ласке.
Ну не жизнь, а просто сказка!
А за добрые дела
каждый день я им несла
яйца свежие к обеду
и кормила Бабу с Дедом.
А уж нынче удружу: я им чудо покажу!
Курочка садится на корзину, громко кудахчет.
Курочка:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Чудо делать нелегко.
Ну да я смогла, золото снесла!
Дед:
Что за чудо? Глянь-ка, Баба!
Ой! Снесла яичко Ряба золотое на обед.
Постучу легонько ложкой по яичку я немножко…
Не разбил… Ударю с силой…
Ну никак… не тут-то было…
Баба:
Тут, видать, нужна смекалка: вот возьму я с полки скалку, изо всей ударю силы.
Что за диво? Не разбила… (Кладет яйцо в корзинку)
Появляется Мышка
Ведущий:
В тёмном подвале в избушке
Скучно жить Мышке — Норушке.
Вот и вышла она погулять, хлебных крошек поискать.
Мышка:
Знаю, невелик мой ростик, но зато – длиннющий хвостик.
По столу хвостом махну – живо на пол все стряхну. (Машет хвостом. Яичко падает и разбивается)
Что хотели, то случилось, — вот яичко и разбилось.
Отчего ж ты плачешь, Дед?
Надо же! И баба плачет.
А что там курочка кудахчет?
Ряба:
Полно плакать!
Это горе позабудете вы вскоре.
Угости-ка, лучше, Баба, ты зерном отборным Рябу.
Принеси-ка, Дед, напиться родниковую водицу.
Курочка клюет зерно и пьет воду.
Ряба:
Куд-кудах! Вот вам простое!
Ну зачем вам золотое!
Кушай, Баба! Кушай, Дед!
И живите много лет!
Баба:
Впрямь, не надо золотого.
Лучше нет яйца простого.
Вот спасибо, Рябушка , и поклон от бабушки.
Дед:
Краше нет яйца к обеду!
Что ж, спасибо и от Деда.
Кормилица ты наша.
Ну, давай-ка, Бабка, спляшем!
Меня всегда интересовало, с чего бы вдруг Курочка-Ряба снесла золотое яйцо? Не иначе получила какое-то воздействие извне. Например, Зевс к ней пришел, как к Данае, в виде золотого дождя.
В древности происками или провидением высших сил назывались любые загадочные явления природы или человеческого умения и разума. Возьмем основной постулат римской юриспруденции: если что-то сделано, ищи того, кому это выгодно. Кому было выгодно, чтобы Курочка-Ряба несла золотое яичко? Деду с бабкой?
А вот и нет. Они были в полной растерянности, узнав о новых свойствах своей курицы. И с присущим человеку любопытством принялись исследовать яйцо. Кстати, в этом нет ничего подозрительного – нормальная реакция ничего не подозревающих людей. И это характеризует их алиби. Вот если бы они, зараженные вирусом стяжательства, требовали от Курочки-Рябы новых и новых кладок, а потом продавали их, как яйца Фаберже, вот тогда их можно было бы заподозрить.
Тогда кто виноват? Кроме мышки, других персонажей в сказке не имеется. И это наводит на определенные размышления! Во-первых, уж больно она вовремя появилась на сцене. Неспроста это. В детективах случайностей не бывает. Далее, мышка – специалист. Задачу, над которой бились дилетанты дед с бабкой, она решила одним движением хвоста. Значит, знала силовую точку, в которую надо ударить. Кстати, обратите внимание, что было дальше: «Дед плачет, бабка плачет, а курочка кудахчет…» Потом Ряба опять им стала обычные белые яйца нести.
И возникает вопрос: куда девались мышка и скорлупа золотого яйца? Об этом в сказке ни слова. Может, мышка убежала, а скорлупу выкинули? Золотую? Вот так просто?
Одна из традиций детектива – это рассказ о том, как сыщик видит целостную картину преступления. Обычно Ниро Вульф собирает всех участников драмы в своем кабинете, подозреваемого сажает в красное кресло и начинает вещать. Вот и представь себе, что в кабинете сидят дед, бабка, Курочка-Ряба, мышка, а на столе у Вульфа на серебрянном подносе лежит золотая скорлупа (от созерцания этой картины я аж зажмурилась от удовольствия).
Итак, господа, я начинаю. Мы видим перед собой скромную хату, в которой живут наши персонажи – дед и баба. Живут они небогато, можно сказать, бедно. Из продуктов питания у них Курочка-Ряба, да и не собственно говоря, не она, а ее яйца. Курочка несет в день по яйцу, дед с бабкой жарят себе яичницу, тем и пробавляются. Но такая жизнь не нравится другому персонажу нашей драмы, а именно мышке! Ей надоело питаться яичной скорлупой, так как ничего другого у деда с бабкой нет, и она измысливает потрясающий по своей изощренности ход: с помощью методов генной инженерии мышка добивается того, что Курочка-Ряба сносит золотое яйцо. Из этого яйца должна вылупиться золотая курочка, которая положит начало благосостоянию деда с бабкой, а также и мышки, как особи, паразитирующей на них. У нее будут другие золотые яйца и другие золотые цыплята, уже без вмешательства генной инженерии. Цыпленка надо вытащить из прочной скорлупы. Дед с бабкой этого не знают, и из-за человеческого любопытства начинают колотить по яйцу. Мышка им не препятствует. Но когда она понимает, что у них ничего не получается, и цыпленку может быть нанесен вред, она выходит на авансцену и ловким ударом хвоста разбивает скорлупу. И тут, о горе! Золотое яйцо, на которое были возложены такие надежды – пустое! Дед с бабкой плачут от разочарования, они трудились, им хочется есть, а кроме золотых скорлупок в доме ничего нет. Да и они исчезают. Мышка, поняв, что эксперимент окончился крахом, убегает, прихватив улики. Ей не нужно, чтобы методом получения золотых яиц воспользовались силовые структуры и органы. Курочка-Ряба успокаивает деда с бабкой и обещает им ежедневный прокорм вместо несбыточной мечты о журавле в небе.
Но я одной детали не учла. Нет криминала в моем детективе. А без криминала это не детектив. И без убийства тоже не детектив, а так, побасенка. Для того, чтобы найти истинного виновника, нужно вспомнить, что без петухов яйца с цыплятами не получаются. А золотое яйцо вместо простого – это уже не генетическая метаморфоза, а банальная измена Курочки-Рябы с самцом Жар-Птицы. И главный преступник у нас – петух. Он, как и полагается по детективу, в тени, за кадром, и у него есть реальные причины желать смерти того, кто заключен в золотом яйце. С какой стати сначала дед, потом баба, потом мышка стараются разбить золотое яйцо? Вероятно, петух не пользуется любовью в этом кругу. Он — тиран. Его все боятся. И происходит элементарное уничтожение улики — никто не хочет, чтобы золотое яйцо попало петуху на глаза. И финальные слёзы деда с бабой — реакция организма после тяжёлого стресса, вызванного элементарным страхом перед петухом. А у Курочки крепкие нервы, и она находит в себе силы успокоить стариков после уничтожения золотого яйца. Я кончил, господа!