Картина «Летний праздник» (1923) была написана Б.М. Кустодиевым специально для Выставки русского искусства в Америке, которая открылась в Нью-Йорке 8 марта 1924 года. Летний праздник — это Троицын день, когда все выходят к реке на гулянье и каждый найдет себе занятие в общем празднике. Кустодиев убедительно и талантливо передает на полотне свои наблюдения. Перед зрителем типичный пейзаж средней полосы России, где широкие реки величаво текут, омывая зеленые берега. На крутом берегу под высоким небом, усеянным пышными облаками, привольно раскинулся город. Не конкретный, а обобщенный его образ. На свежей, ярко-зеленой траве пологого берега уже вовсю идут троицкие гуляния — парами, семьями, группами гуляют люди. Прекрасная погода, нарядные одежды, светлая палитра создают приподнятое настроение у всех, кто смотрит на работу. Справа, у самого края картины, кавалер в желтой рубахе развлекает свою подругу игрой на гармони, позади них кружится веселая, яркая карусель.
В центре картины художник разместил купеческую семью. Беззаботно беседует группа женщин с девочкой, девочка держит в руках куклу, вальяжная купчиха в темно-синем шелковом платье накинула на плечи шаль, усыпанную розами — не столько от прохладного ветерка, сколько для того, чтобы покрасоваться, похвалиться красивой и дорогой вещью. Внимательно прислушивается к их разговору солидный купец с окладистой бородой. За ними спешит куда-то молодой человек с собакой. Люди гуляют, смеются, покупают сладости, девушки кокетничают, небольшие группы горожан отдыхают на берегу реки. Слева укрылась в тени ещё одна группа: на фоне аккуратной, ярко окрашенной церкви две девушки в светлых платьях сидят на траве, беседуя с юношей.
Кустодиев выступает в картине, как мастер детали, прописывая даже самые мелкие фигурки далеко у реки. Создання в 1923 году, картина не отражает реалий времени и общества, окружающего Кустодиева в эти дни. Она воспоминание о радостях прежней жизни: уже и платья такие никто не носит, и троицкие гулянья запрещены в советской стране, а душа просит прежней радости, тоскует по прежнему празднику. И праздник возникает — на полотне.
Андрей Борисович и Маргарита Константиновна в доме-музее Кустодиева в Астрахани.
— Здравствуйте, Андрей Борисович!
— Рад вас видеть, Маргарита Константиновна! Когда узнал, что вы в эти дни тоже в Астрахани, то решил — почему бы нам с вами вместе не посетить Дом-музей Бориса Михайловича Кустодиева.
— Отличное решение! К тому же, на улице с утра моросит — прогуляться мы всё равно бы не смогли. Знаете, как только осень с дождями и слякотью вступает в свои права, я начинаю тосковать о лете…
— Тогда эта картина наверняка поднимет вам настроение. Посмотрите только — Борис Кустодиев, «Летний праздник».
— Сколько зелени и красок! Вы правы, Андрей Борисович, полотно просто излучает радость. Впрочем, таково свойство всех работ Кустодиева. Очень верно сказал про него художник Александр Бенуа: «Счастливый, щедрый, праздничный талант!».
— Кустодиев и сам часто говорил, что единственный сюжет всех его картин — это любовь к жизни.
— При этом живописец много лет был прикован к инвалидной коляске. Из-за опухоли спинного мозга у него отнялись ноги. А руки болели так, что порой он с трудом мог держать кисть. Но всё же работал, превозмогая страдание.
— Картину «Летний праздник» Кустодиев написал в 1923 году. Как раз незадолго до этого ему сделали третью по счёту, самую сложную операцию. Врачи считали, что Борис Михайлович может её не перенести. А он не только перенёс, но и сохранил невероятное жизнелюбие. Об этом можно судить по самой картине.
— Действительно, она вся дышит светом и радостью.
— Кстати, в марте 1924 года работа побывала в Нью-Йорке, на Выставке русского искусства. А в 1926-м экспонировалась в Японии. Зарубежная пресса тогда писала о том, что на этом полотне перед зрителями открылась русская душа во всей её широте и красоте.
— Верно подмечено! Ведь на картине изображены традиционные русские гулянья в один из самых любимых праздников на Руси — День Святой Троицы. В народе говорили, что в этот день вся земля — именинница. По традиции, после торжественной праздничной Литургии прихожане отправлялись на гулянья. Собирались семьями, с друзьями, трапезничали прямо на траве.
— Этот момент и запечатлел на картине Борис Кустодиев. Жители маленького городка только что вышли из храма. И расположились рядом, на лужайке. Барышни в воздушных белых платьях сидят на пригорке.
— Вокруг сочная летняя зелень. По небу плывут облака, но погода ясная и тёплая. Люди нарядные, с улыбками на лицах. Одним словом — торжество.
— Интересно, что Кустодиев не подразумевал какую-то конкретную местность. На своём полотне он воплотил собирательный образ старой, патриархальной Руси, которую так любил. В каждом городе на Троицу можно было наблюдать подобную картину.
— До революции, разумеется. После 1917 года большевики, увы, старательно выкорчёвывали из народного сознания и веру, и традиции…
— Но такие, как Борис Михайлович Кустодиев, не давали людям забыть свои корни. Художник не боялся в годы узаконенного безбожия писать и выставлять картины, в которых торжествовал русский, православный дух.
— Дочь Бориса Михайловича рассказывала, как однажды живописцу намекнули, что он мог бы очень легко эмигрировать из страны советов. Поехать с выставкой за рубеж и попросту оттуда не вернуться. Кустодиев даже побледнел от таких слов. И заявил: «Я русский, и как бы трудно нам всем здесь ни было, никогда не покину свою Родину!».
— Мне кажется, картина «Летний праздник» — это и есть признание художника в любви к родной земле. Такое радостное полотно! Посмотришь на него в самый хмурый день — и на душе станет светло.
Картину Бориса Кустодиева «Летний праздник» можно увидеть в доме-музее Кустодиева в Астрахани
«Посетить музеи страны и увидеть этот и другие шедевры, не выходя из дома, можно с помощью мультимедийного гида „Артефакт“»
Название | Деревенский праздник |
Страна, художник | Россия, Борис Кустодиев |
Год | 1910 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Картон, темпера |
Картины Бориса Кустодиева – это всегда буйство ярких контрастных красок. Он словно пытался раскрасить своими полотнами унылые серые будни, вдохнуть в них радость. «Деревенский праздник», как и прочие, наполнен светлым настроением, хотя с легкой лирической ноткой. Данную работу среди прочих выделяет легкий налет импрессионизма – он проявляется солнечными бликами, переходами цвета и нежными светотенями.
На широком бумажном полотне развернулось целое действо. Наступила ранняя осень: может быть, сентябрь или начало октября. Воздух еще теплый, но деревья уже раскрасились пестрой желтой и красной листвой. Урожай убран, поля стоят пустые. Традиционно, сейчас самое время провести осенний праздник урожая или сыграть свадьбу.
На картине поместилась буквально вся деревня. Все жители высыпали из домов, чтобы разделить общую радость и насладиться последними теплыми мгновениями бабьего лета.
Слева, возле телеги, собрались мужики. Они не веселятся, подобно другим жителям деревни, а ведут серьезный разговор, посвященный последним приготовлениям к празднованию. Лошадь, впряженная в телегу, нетерпеливо бьет копытом, стремясь скорее отправиться в путь.
Подле мужчин, прямо на земле, расположилась группка мальчишек. Ребята увлечены какой-то немудреной игрой в камешки или городки, и полностью забыли о происходящем вокруг.
На завалинке под домом сидят, судя по всему, важные гости. Среди них угадывается фигура священника с длинной седой бородой. Без этого персонажа в деревне не могли обойтись ни свадьба, ни поминки.
В самой правой части веселятся танцующие девицы и женщины. Они одеты в нарядные пышные платья: белые, с цветами, и пестрые, в крупный горох. На головах повязаны яркие косынки. Один мужчина играет им на гармошке залихватскую мелодию, а другой, в красной рубахе, отплясывает гопак прямо посреди женского кружка.
По атмосфере на картине чувствуется, что праздник только начинается, все настоящее веселье еще впереди.
Описание картины Бориса Кустодиева “Деревенский праздник”
Широкое панорамное полотно принадлежит кисти русского советского художника, известного умением создавать в своих картинах яркий, сочный мир – Борису Михайловичу Кустодиеву.
Художественное произведение создано в 1910 году, когда здоровье живописца уже начало стремительно ухудшаться. Однако чем проблемнее становилось держать кисть в слабеющей руке, тем жизнерадостнее и солнечнее становилось его творчество. Холст, изображающий праздник в деревне полностью иллюстрирует такой парадокс.
Изображена сюжетная
сцена из деревенской жизни в праздничный день. Эта картина немного отличается по характеру от привычного Кустодиеву масштабного празднества, разгульного широкого русского веселья. Вероятно, на холсте запечатлено крестьянское гуляние в честь помолвки, или последние мгновения перед свадебным гулянием. Такие события обычно происходили осенью, после уборочной страды, что подтверждают пожелтевшие деревья на первом плане.
На большом полотне панорамного плана уместились несколько групп крестьян, занятых различной деятельностью. В левой стороне – запряжённая телега, вокруг которой собрались несколько человек. Вероятно, обсуждают предстоящее событие, советуются, решают бытовые вопросы. Неподалеку от телеги на траве расположилась группа ребятишек со своими нехитрыми забавами.
Возле избы в центре, на лавочке, ярко освещенной последними теплыми лучами осеннего солнца, степенно расположились уважаемые гости. Один из них – священник, без присутствия которого на селе не обходилось ни одно большое событие. Всю правую сторону панорамы занимает группа крестьянской молодежи.
Девушки облачились в светлые парадные наряды, парни блестят начищенными сапогами и репетируют на гармони плясовые и частушечные мелодии. По всему видно, что художник изобразил богатое село – крестьяне хорошо одеты, ровные, ладные избы, плотным рядком, словно прилепленные друг к другу,
Особенностью картины можно назвать отсутствие явного композиционного центра, на котором сосредотачивается внимание. Условно можно лишь отделить первый, ближний план, на котором расположены фигуры людей, и дальний – в верхней части картины, где живописец тонкой полоской обозначил темнеющие поля, уходящие к горизонту. На холсте нет ни одного темного мрачного пятна, ничего не омрачает праздничного, приподнятого тона события.
Полотно пробуждает теплые, светлые чувства. Он него на зрителя изливается радость, счастье, передается душевное тепло и спокойствие.
“Деревенский праздник” хранится в Государственном Русском музее, г. Москва.
Описание картины Бориса Кустодиева “Деревенский праздник”
Картина Устный Счет
Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура…
Борис Михайлович Кустодиев картины с описанием.
7 марта 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград
Борис Михайлович Кустодиев, советский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896-1903) у И. Е. Репина. Член Союза русских художников (с 1907), «Мира искусства» (с 1911), АХРР (с 1923). В 1905-07 сотрудничал в революционных сатирических журналах.
Биография: Кустодиев Борис Михайлович
Русская Венера, 1925 — 1926 г.
Портрет Василия Васильевича Матэ
Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой
Портрет Николая Константиновича Рериха
Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт
Портрет Александра Ивановича Анисимова
Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря
Купец. (Старик с деньгами), 1918 г.
Купец. (Старик с деньгами). Фрагмент, 1918 г.
27 февраля 1917 года, 1917 г.
Купчиха и домовой, 1922 г.
Московский трактир, 1916 г.
Натюрморт с фазанами, 1914 г.
Лежащая натурщица, 1915 г.
Портрет А. Н. Протасовой, 1900 г.
Портрет Ивана Билибина, 1901 г.
Портрет С. А. Никольского, 1901 г.
Портрет женщины в голубом, 1906 г.
Портрет писательницы А. В. Шварц, 1906 г.
Ярмарка. Фрагмент, 1906 г.
Ярмарка. Фрагмент, 1906 г.
Земская школа в Московской Руси, 1907 г.
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 г.
Деревенский праздник. Фрагмент, 1910 г.
Деревенский праздник. Фрагмент, 1910 г.
Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А. Н. Ост…
Красная башня Троице-Сергиевой лавры, 1912 г.
Купчихи в Кинешме, 1912 г.
Портрет Н. И. Зеленской, 1912 г.
Рисунки рук к картине «Купчиха», 1914 — 1915 г.
Крестный ход. Фрагмент, 1915 г.
Крестный ход. Фрагмент, 1915 г.
Рисунок одеяла к картине «Красавица», 1915 г.
Этюд к картине «Красавица», 1915 г.
Масленица. Фрагмент, 1916 г.
Московский трактир, 1916 г.
Пасхальный обряд (Христосование), 1916 г.
Групповой портрет художников «Мира Искусства». Набросок, 1916 — 19…
Вербный торг у Спасских ворот, 1917 г.
Сенокос. Фрагмент, 1917 г.
Женщина с чашкой, 1918 г.
Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А. Н. Ос…
Подготовительный рисунок к картине «Елочный торг», 1918 г.
Труд. Эскиз панно-штандарта для украшения Ружейной площади в Петро…
Берендеевка. Эскиз декорации к спектаклю А. Н. Островского «Снегур…
Сельский праздник, 1919 г.
Булочник. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Живописец. Из альбома «Русские типы», 1920 г.
Извозчик-лихач. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Карусель. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Купец в шубе. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Купец. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Купчиха с зеркалом, 1920 г.
Купчиха с покупками. Фрагмент, 1920 г.
Купчиха с покупками. Фрагмент, 1920 г.
Купчиха. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Матрос и милая. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Половой. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Продавец ковров (Татарин). Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Странник. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Торговка овощами. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Трактирщик. Из серии «Русь. Русские типы», 1920 г.
Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминте…
Под звуки гитары, 1921 г.
Купчиха, пьющая чай, 1923 г.
Купчиха, пьющая чай. Фрагмент, 1923 г.
Купчиха, пьющая чай. Фрагмент, 1923 г.
Обложка к книге «Русь», 1923 г.
Машка — дочь купецкая. Эскиз костюма для постановки пьесы «Блоха» …
Портрет артистки Т. В. Чижовой, 1924 г.
Тула. Эскиз декорации для постановки пьесы «Блоха» Е. И. Замятина …
Портрет И. Б. Кустодиевой, дочери художника, 1926 г.
Ярмарка в деревне, 1926 г.
Под милашкину гармошку, 1927 г.
Купеческое гулянье. Эскиз
-
Рейтинг
-
Оценить эту категорию
Рейтинг: 5 / 1 голос
Пожалуйста, оцените эту категорию