Кузьминки об осени поминки праздник народного календаря

В древней Руси 14 Ноября отмечали праздник, который называется «Кузьминки». Название этого праздника похоже на имя Кузьма. Жили давным – давно два брата Косьма и Дамиан. Их мать, хри

«Кузьминки – по осени поминки».

Сценарий фольклорного праздника

Ведущая:

Поле черно – белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

Дети: — Ноябрь!

 Ведущая:

— Правильно, Ноябрь! В древней Руси 14 Ноября отмечали праздник, который называется «Кузьминки». Название этого праздника похоже на имя Кузьма. Жили давным – давно два брата Косьма и Дамиан. Их мать, христианка, воспитывала братьев в добре и доброй вере, и получили они от бога дар исцеления. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Но применяли они не травы, не лекарство, а слово Божье. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили, даром давайте».

     Кузьма и Демьян были кузнецами. Постепенно, в народном воображении они слились в один нераздельный облик Божьего кузнеца – Кузьмы и Демьяна. Наши предки, внимательно наблюдавшие за жизнью и изменениями в природе, заметили, что со дня святых Кузьмы и Демьяна заковывает зима земли и воды, становится морозно и холодно.

Давайте вспомним пословицы и поговорки.

1 реб.:- Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

2 реб.: — Не заковать реку без Демьяна!

3 реб.: Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

4 реб.:- Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

5 реб.:- Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

Ведущая. -То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Хоровод: « Светит месяц».

Ведущая:

В русском народе Кузьма и Демьян назывались Курятниками, считались покровителями кур. В этот день справляли куриный праздник – Петушиные именины – Кочеты, чтобы водились цыплятки. Кур резали на продажу, подавали куриные блюда и устраивали пированье до утра. Считали необходимым резать трех кур. Есть их надо, чтобы птица водилась. Еще слушали молитвы в курятниках и кропили их святой водой, а еще варили лапшу – это было почетное угощение.

На гуляньях устраивались шуточные «Петушиные бои», как это происходило, мы вам сейчас покажем.

Описание игры:

(В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.)

 Ведущая:

Давай, давай себя испытай!

Слаб ты или селен?

Нам узнать не занятно,

Всем потешиться приятно!

Игра «Петушиный бой».

 Ведущая:

Сразу по хозяйски определяли в дело и куриные перья. Крылом подметали печной шесток, из перьев делали помазки для пирогов. А еще делали из перьев кисточки для раскраски игрушек. Делали так: к большому перу присоединяли мелкие перышки и связывали ниткой в короткую, удобную кисточку. Этими кисточками дети взрослым помогали раскрашивать игрушки, сделанные своими руками.

Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма – Демьян,

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадебку, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную.

Молодые парни приходили свататься к девушкам. Как  это происходило, мы вам сейчас покажем.

Игра «Бояре»

Описание игры:                                (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!        (на вторую фразу отходят)

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре нам невеста нужна,

Молодые нам невеста нужна!

Бояре, а какая нужна?

Молодые, она глупая у нас!

Бояре не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда!

Ведущая:

Давайте споем шуточную песню.

Песня  «Как  на девичий на праздник, на Кузьму-Демьяна».

Ведущая:

Еще «Кузьминки» называли «Кашниками». К 1 ноября готовили каши из зерен нового урожая, отведать приглашали Кузьму и Демьяна «Кузьма – Демьян» приходи к нам кашу хлебать». Русские крестьяне в восемнадцатом веке готовили более 20 видов разных каш.

Аттракцион «Узнай кашу».

(одному из родителей закрываю повязкой глаза, дают на пробу разные каши, нужно по вкусу определить, что за каша)

Ведущая:

Пока не ляжет настоящая зима, дети сидели все больше по домам, кто развлекался росписью глиняных игрушек, а кто-то просто играл в «Молчанку».

Дети:

А как?

 Ведущая:

А вот так: собирались дети в кружок и сидели друг  напротив друга с серьезным видом. Смеяться нельзя, улыбаться тоже. Кто-нибудь, кривляясь и гримасничая, говорил молчанку:

Сорок амбаров сухих тараканов,

Сорок кадушек мокрых лягушек,

Кошку драну, мышь погану

Кто промолвит, тот и съест!

Во время игры дети часто ссорились и дрались:

Как у Петьки на носу

Ели черти колбасу.

А в ответ слышалось:

Борька-Борис

На базаре прокис!

Снес морковку на базар,

На базаре не берут,

Борьку за уши дерут!

Базары были знатные, там продавалось все и не только утварь (продукты), но разные ткани: ситцы и парча. Послушаем песню «Коробейники», а коробейники – это и есть продавцы.

Песня «Коробейники».

Ведущая:

Так как базары были не частыми и возможности были ограниченными, людям приходилось заниматься рукоделием, они вязали, шили, вышивали, плели самостоятельно.

Конкурс «Кто быстрее пришьет пуговицу»?

Ведущая:

Вот так наши с вами предки справляли свой досуг, веселились, но  много работали, а мы с вами должны в своей памяти сохранить любовь к своему народу, к своей истории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

г. Коркино

Фольклорно-обрядовый праздник

«Кузьминки – об осени одни поминки»

Педагог дополнительного образования

Прокопьева Елена Валентиновна

Цель и задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.

  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и школьников

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы, кукла Кузьма-Демьян, самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: баян, деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка.

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки пригласили вас сегодня. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц — грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать.

Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В Московской Руси Кузьма и Демьян стали покровителями «учения книжного». Сложился обычай именно в этот день начинать обучение детей грамоте, поскольку хорошо будет даваться учеба. Говорили: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу. Куру и Курке славу пели! Благодарили за все доброе: за мясо, за яйца, за перья в подушки да перины. Куриное перо считалось особым, оно слез не любит. Нельзя было в подушку плакать. Женщины слезы всегда передником или платком утирали. Потому что «перо слезы пьет, а потом в сон отдает». Положишь такую заплаканную подушку под голову – ночью кошмары замучают.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

Были Кузьма да Демьян бессеребренниками, за работу денег не брали, а просили кашей кормить, поэтому называли их еще кашниками.

А чтобы была удача в делах, в каждом доме делали такие парные куколки на одной палочке. Они и будут сегодня нашими именинниками. (ставит куколки в центр круга)

Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят дети.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Дети исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяну”.

Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.

Хозяйка: А где же ещё гости наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Раздается стук в дверь, заходят еще гости.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

Гостья 5:

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

6-я гостья:

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Дети исполняют песню “Ой, ниточка тоненькая”.

Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо поете.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозин: Ярмарки осенние — итог года — как с Покрова начинались, так и до Кузьминок продолжались! Мы с вами не можем на ярмарку пойти –так пусть она к нам в гости придет.

Вдоль по улице в конец шел удалый молодец,

Не товар продавать, себя людям показать!

Дети:

1.Эй, народ честной, у возов не стой!

Молод ты али стар – выбирай товар!

2.У нашего Якова — товару всякого:

Нитки, катушки, селедочны кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки.

1.А вот – чашки для пшенной кашки!

А вот – блюдца: никогда не бьются!

2.А вот – игрушки для ребят! Сами на тебя глядят:

Медведь – рычит, воробей – пищит,

Заяц – скачет! А мамка плачет:

Где денег набраться? Кошелек ломатся.

1.Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

Пряники печатные! Конфеты сахарные!

Как куснешь – так уснешь!

Как вскочишь – еще захочешь!

2. Девки, бабы, не зевайте – полушалки выбирайте!

Бусы, ленты, кружева, пудра, нитки, зеркала!

Девочка: Почем это поясок?

2. Такой товар за «так» не отдам! Распотешьте народ – становитесь в хоровод!

Танец «Уж я в три косы косила» (сели)

Остаются 5 девочек группы

1. А вы, девчата, с чем пришли? на торги что принесли?

может, ниток клубок? Может, вязаный носок?

2. Нечего нам с тобою говорить! Некогда зубоскалить!

Нам бы новость рассказать да друг с дружкой поболтать!

3. Шли четверо мужиков, говорили они про торги, да про покупки,

Про крупы да про подкрупки…

4. А я слышала купцов, удалых молодцов.

Про коней говорят, про сбрую да жеребят!

5. А я видела купца, продавал он два кольца.

Одно – мне носить, а тебе теперь водить! (считает, водящий начинает игру)

Игра «Растяпа»

Играющие встают по кругу парами лицом в круг. В паре они стоят друг за другом. На 1 часть музыки водящий ходит внутри круга, пританцовывая. На 2 часть музыки к нему присоединяются первые номера пар, стоящих по кругу. С окончанием музыки каждый старается занять место за спиной стоящих по кругу вторых номеров. Оставшийся без пары будет новым водящим. Ему все громко кричат: Раз, два, три – растяпа ты! Игра продолжается. Если остался растяпой во второй раз, ему кричат: 1, 2, 3, 4, 5 – растяпа ты опять! Если в третий: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – растяпа ты совсем! Если в четвертый: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – растяпу вон выносим! (или вон попросим) и больше он в игре не участвует.

Хозяйка: Наш народ придумал множество потешек, шуток, прибауток. И у нас весельчаки есть, хотят смешное слово сказать, всех позабавить.

Дети парами разыгрывают прибаутки и поддевки:

1.Федул, чего губы надул? Кафтан прожег.

А велика ли дыра? Остались ворот да рукава!

2.Ты пирог ел? — Нет, не ел! — А вкусный был? — Очень!

3.Я медведя поймал! — Так веди его сюда! — Да он не идет!

— Так сам иди! — Да он не пускает!

4.Скажи: медь. – Медь! – Твой отец – медведь!

Скажи двести. – Двести. – У тебя голова в тесте.

5.У тебя под ногами грязь. – Где? – Не кланяйся, я тебе не князь!

Хозяйка: Молодцы, девицы,

А загадки вы загадывать умеете? Гости пусть отгадывают!

1. В избе – изба, на избе – труба, зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (печь)

2. В брюхе – баня, в носу – решето,

на голове – пупок, одна рука и та на спине. (чайник)

3. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

4. В лесу – стук-стук, в избе – тяп-ляп,

в руках – дзинь-дзинь, на полу – топ-топ! (балалайка)

Хозяин: Вот она нам и поможет нам спеть песню.

Посеяли лен за рекою

Уродился лен с бородою.

Лёли, лёли с бородою, лёли, лёли с бородою.

(Припев повторяется после каждого куплета, меняется последнее слово в припеве)

Наш батюшка лен караулил,

Да ведь его черт надоумил.

Ой, да ты дед бородатый,

Что ж до сих пор не женатый.

Поехал наш батюшка жениться,

Что-то его дело не клеится.

Поехал он в дальнюю сторонушку,

Видно хотел взять себе молодушку.

Там батюшку нашего женили,

В четыре дубины колотили.

Батюшка наш испугался,

Насилу до дому добрался.

Тут его сын догадался,

где же ты наш батюшка шатался?

Мы бы тебя дома женили,

на печку горячу положили

Али тебе дома не место,

Али тебе печь не невеста?

Посеяли лён за рекою

Уродился лён с бородою

Ведущая. Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень.

– А теперь – фотография на память!

Ну что ж, гости дорогие, играми да плясками сыт не будешь!

С чая лиха не бывает! – так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

Пойдемте за столы садиться, да вкусненьким угоститься.

Используемая литература:

1. В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова «Осенние праздники, игры и забавы для детей», Творческий центр «Сфера», М., 2000

2. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез», М., 2008

3. «Чудесный короб» (русские народные песни, сказки, игры, загадки) составление, запись и обработка Г. Науменко, «Детская литература», М., 1989

4. Сибирские песни (собраны в 1862 г. Г. В. Юдиным, современное бытование в записи К. М. Скопцова, Красноярск, 2003

5. К. Скопцов «Ты воспой, жаворонушек» (репертуарный сборник для детских фольклорных коллективов) Красноярск, 2002

6. Светлана Дубовик «В хороводе были мы» (методические материалы и русские народные песни) Екатеринбург, 2010

Народный календарь.

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени.
Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых
братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин –
рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины:
отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого
каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по
сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам,
что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем
помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и
рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и
непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения
праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке,
плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Тема: “На Кузьму – Демьяна” (фольклорно-обрядовый праздник)

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре
    русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части
    музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского
    фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников
    и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы,
самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен,
коробочка.

Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Гости (дети подготовительной группы,
школьники, вокальная группа взрослых), Дед Трифон, мальчики – солдаты.

Ход праздника

Ведущая:


На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

& Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.



Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно
глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник
большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.
Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин:


Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

& Под русскую народную музыку входят взрослые с детьми подготовительной
группы.



Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.


Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда
курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в
этот день не работает.

& Дети подготовительной группы и группа взрослых исполняют народную песню
“На Кузьму – Демьяну”.


Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.


Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу
прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не
отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

& Дети подготовительной группы исполняют народную песню “Уж ты, прялица,
кокорица моя”.



Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо
поете, а как пляшите?

& Дети исполняют танец “Прялица”.


Раздается стук в дверь, заходят еще гости: дети– школьники и взрослые.


Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

3-я гостья:

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

4-я гостья:

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?

5-я гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин:


Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!

Хозяйка:

Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!

& Дети исполняют песню “Девки, пойте, девки, пойте!”


Стук в дверь.


Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!

& Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”


Заходят мальчики с Дедом Трифоном.


Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!
Принимай молодцев.

Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.

Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.

1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.

2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!

3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!

4-й мальчик:

Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!

5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!

Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую казачью песню!
А все нам подпоют.

& Исполняется казачья песня “Если хочешь быть военным”.



Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших
ребят?

Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли
сюда с девчатами поиграть?

& Исполняется игровая песня “Нынче праздничек…”


Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, выбирает мальчика, чье имя
пропето, игра повторяется до тех пор, пока мальчики не найдут себе пару.

& Исполняется “Парная пляска”.



Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли.
Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!

Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.

& Группа взрослых исполняет свадебную песню “Перевейся, хмелько…”



Хозяйка: Венчать их пора, венчать!

& Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.


В конце песни чучело падает.


Невеста: Ох, упал, родимый!

3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с
собой унес, дорогу зиме вымостил.

4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя
повеселим!

& Исполняется песня “Вот задумал комарик жениться!” (С оркестром.)



5-я гостья:

Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?

Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.

& Исполняется общий танец на соломе.



Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

15

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Сорска

«Кузьминки – об осени поминки»

Конспект занятия с элементами театрализации в детском объединении « Золотая соломка»

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ города Сорска, 2-й квалификационной категории

Середа Наталья Николаевна

г. Сорск

2014г.

Цель занятия: научить через изделие декоративно — прикладного искусства видеть и понимать традиции и жизнь русского народа.

Задачи:

1. Ориентировать на качество изделия.

2. Передавать в сюжетных работах пропорции.

3. Формировать правильное взаимоотношение детей, на основе взаимной и творческой деятельности.

4. Развивать толерантные отношения,

5. Формировать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированности.

Оборудование и материалы

Дидактический материал: оберег из соломы Кузьмы и Демьяна.

Раздаточный материал: ножницы, нитки, соломка, ткань, клей ПВА.

Предварительная работа

1. Изучение методической литературы: Лобачевская О. Плетение из

соломы. — М.: 1997.; Народное творчество.-2006. №5,№6.; Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Яр.:1997.; Шкловская А. Игрушечные мастера. – М.:1987.

2. Разработка сценария.

3. Разучивание стихов, игр.

4. Оформление кабинета.

Ход занятия

Часть первая

1 ведущая. Здравствуйте, люди добрые, гости наши дорогие!

Все ли вам слышно, все ли вам видно!

Рады мы, что вы не забыли и на праздник к нам пришли!

2 ведущая. И угощение готово. И в избе все прибрано, чисто и красиво.

1 ведущая. Вот и хорошо, сейчас и девицы красавицы к нам со своей работой пожаловать должны.

Стук в дверь.

1 ведущая. Да вот и они, иди хозяюшка встречай гостей.

Гости. Здравствуйте хозяюшки, здравствуйте гости, пустите вы нас на свой праздник?

2 ведущая. Проходите девицы, проходите красавицы, рады мы вас сегодня видеть на празднике Кузьмы и Демьяна, ведь это и девичий праздник.

Гости. А вдруг нам понравится на вашем празднике, и мы у вас на всю зиму остаться захотим?

1 ведущая. А чем плотить будете? Чай ваши посиделки нам не дешево обойдутся? И сор в избе, и огня и тепла сколько уйдет.

2 ведущая. Да нам от вас совсем не много надо. Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы пол пуда, да гороху три блюда, да меду туесок, да масла горшок, да денег пятачок!

Гости (смеются). Вот так не много. Ладно, мы про этот обычай, про складчину знаем и все из дома принесли, и мед, и масло, и работу с собой захватили.

1 ведущая. Вот и славно проходите, усаживайтесь, да за работу принимайтесь, да только сегодня много не работают.

2 ведущая. А почему?

1 ведущая. Потому, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна, то есть Кузьминки, начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

2 ведущая. А кто же такие , Кузьма и Демьян?

1 ведущая. Кузьма и Демьян были святыми. Давным, давно жили два брата Кузьма и Демьян. Когда они были еще маленькими, то очень любили Господа Бога, часто молились и ходили в церковь. За это Спаситель наградил их и даровал им умение лечить. Лечили они бедняков и денег за лечение не брали. Вот и прозвали их люди бессеребренниками. А они следовали учению Господа «Даром исцеляйте! Даром получили — даром отдавайте!». Кузьма и Демьян покровители всех мастеров и мастериц: они кузнецы, они и плотники. Ведь в деревнях все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна назвали этот праздник, они наш дом от всякой беды охраняют. А еще говорят Кузьминки — об осени поминки, встреча зимы.

Часть вторая

1 ведущая. Вот и у нас все готово для работы и гости пожаловали, и девицам красавицам пора за работу приниматься.

А работа наша будет заключаться в следующем. Мы сегодня изготовим соломенную куклу. Сама соломка воплощает собой плодородие земли, а следовательно ее можно считать оберегом. Оберег – это древний амулет счастья и благополучия. Выполненная вами кукла–оберег будет символом достатка, сытости и физической силы. Куклы-обереги не имеют лица, а следовательно они считаются предметом не одушевленным, не доступным для вселения злых сил.

Так как время у нас не много одну куклу-оберег мы уже приготовили это у нас Кузьма, а сегодня изготовим его брата Демьяна.

Для работы нам понадобятся следующие материалы: соломка, ножницы, ткань, клей, нитки и схемы которыми можно пользоваться. Но для начала мы повторим технику безопасности с ножницами.

  1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

  2. Храни ножницы в указанном месте, в определенном положении.

  3. Не держи ножницы в открытом виде.

  4. Не режь ножницами на ходу.

  5. Подавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

Последовательность выполнения куклы-оберега

1) Пучок соломы посередине перетягиваем ниткой.

2) Перегибаем одну сторону на другую, перетягиваем, получается голова.

3) Берем еще пучок соломы, перевязываем с обоих концов ниткой, отступив от края по 1 см., получаются руки.

4) Руки вставляем в туловище, перетягиваем, получается грудь.

5) Нижнюю часть делим пополам, перетягиваем каждую снизу, отступив от края по 2 см., получаются ноги.

6) Кусочек ткани складываем пополам, вырезаем горловину.

7) Надеваем платье на куклу и подвязываем поясом.

8) Узкую полоску ткани склеиваем — будет шапочка.

9) В руки обеих кукол просовываем палочку, и привязываем за край палочки ниточку, на которой оберег будет висеть.

Часть третья

Девушки принимаются за работу и только одна не работает.

1 ведущая. А почему же ты Валера не работаешь?

Валера. А я уже все сделала. Самое время поиграть, да поплясать.

2 ведущая. Да не верьте ей, она все из дома принесла, только чтобы не работать, а по больше поиграть.

1 ведущая. Если будешь хитрить, да лениться Валера, то тебя Кикимора накажет.

Валера. Как это?

1 ведущая. А вот как! Кикимора очень не любит тех, кто хитрит и не работает.

Девочка 1-я. Да мне матушка сказывала, что как-то вернулась девушка с посиделок, а работу свою недоделала, весь вечер только пела да играла. Положила свою работу да спать пошла.

Девочка 2-я. Да я про это тоже знаю! Утром встает и видит, а ее работа доделана, да так плохо и не аккуратно! Она и спрашивает: « Мамочка, а кто это сделал?».

Девочка 1-я. А та ей отвечает: «Видно тебе Кикимора помогла, потому что такая работа только Кикиморе да Лешему сгодится».

Валера плачет. Девочки не смейтесь, я больше не буду хитрить да лениться. Я ведь самая маленькая и у меня плохо получается, я не хочу, чтоб меня Кикимора наказала. Можно я вам помогать буду и сама этому мастерству поучусь.

1 ведущая. Не плачь, мы тебя научим, будет еще лучше получаться, чем у других, просто надо наших покровителей Кузьму и Демьяна на помощь позвать. «Батюшки Кузьма и Демьян, сравняй меня позднюю с ранними!». Кузьма и Демьян всем помогает и хлеб молотить, и пряжу вить и рукодельничать.

2 ведущая. Да, сегодня необычный день, а праздник ремесла и рукоделья! Праздник не безделья, а искусного рукоделья. А чтоб работа спорилась, давайте пословицы и поговорки о труде вспомним?

Участники говорят поговорки:

  • « Долог день до вечера, коли делать нечего»;

  • « Труд человека кормит, а лень портит»;

  • « Умелые руки не знают скуки»;

  • « Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

  • « Землю красит солнце, а человека труд».

1 ведущая. А загадки любите разгадывать?

  • Желтая курица под плетнем дуется (тыква)

  • Золотое решето черных домиков полно (подсолнух)

  • Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь (репа)

  • Не шит, не кроен, а весь в рубцах, без счету одежек и все без застежек (кочан капусты).

1 ведущая. Ну, вот, я вижу, что работа к концу близится, пора и почетное место для Кузьмы и Демьяна приготовить (куклы-обереги помещаются на стенд).

А какой праздник без песен и хоровода, славно потрудились надо и отдохнуть, да Кузьму с Демьяном проводить, а с ними и осень, славную хозяюшку. Кто работать не боится, тому и зима не страшна. Ведь припасено всего вдоволь, и самые веселые праздники зимой бывают. Вы трудились, утомились можно и в игру сыграть.

Игра « Кружева»

Играющие выбирают двух водящих, один «ткач», другой «челнок».

Дети встают парами, образуя круг. Пары берутся за руки и образуют «воротца». «Ткач» встает у первой пары, «челнок» у второй, дети хором поют:

Вяжем, вяжем кружева

Манечке на рукава

Дуне на воротничок

«Ткач» гоняет «челночок».

После чего «челночок» начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» догоняет его, и догнав, становится «челноком», а новый «ткач» выбирается из других играющих.

Игра «Колокольцы-бубенцы»

За спиной водящего дети поют:

Колокольцы-бубенцы

Раззвонились удальцы —

Диги – диги – диги — дон

Отгадай откуда звон

Затем, кто то из играющих детей звонит в колокольчик, водящий повернувшись лицом к игрокам должен угадать кто звонил.

1 ведущая. Выходи частной народ собирайся в хоровод!

Собирайся народ!

По лугам бегут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце в каждой борозде!

Припев:

Собирайся народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет и поет! Эй!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Припев:

Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ними и осень. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно трудиться! До свидания, до следующего праздника.

Часть четвертая

В начале нашей работы мы говорили, какую пользу приносят обереги в дом. Назовите, что вы запомнили? Почему у кукол — оберегов нет лица?

Что чувствовали вы, когда сами изготавливали куклу-оберег, какие мысли приходили к вам.

РЕФЛЕКСИОННЫЙ ЭТАП

Содержательный : «Оцени себя».

Продолжи фразу:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Теперь я могу…

  5. Меня удивило…

  6. Мне захотелось…

  7. Я хочу…

Эмоциональная: «Дерево впечатлений».

Ленточки повязать на дерево:

Красные — восторг;

Зеленые — здорово;

Желтые — не произвело впечатлений.

Объяснительная записка.

Сегодня, когда в обществе возрастает интерес к народным традициям, особое значение приобретает деятельность детских объединений, где воспитанники могут реализовать не только свои потребности, но и развивать свой творческий потенциал. Учебные занятия способствуют проявлению индивидуальных способностей, инициативности и коллективизма, формируют личности, стремящиеся к гармонии с собой, с окружающим миром. На занятиях дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и могут получить удовольствие от созданных своими руками поделок.

Воспитанники через собственное участие осознают народный праздник как синтез искусств, вовлекающий в свое эмоциональное пространство различные виды декоративно — прикладного и фольклорного творчества, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии. Дети видят, что вещи, включенные в обрядовые церемонии, обретают новую жизнь, становятся средством общения людей. Такой комплексных подход воспитывает духовно — нравственные качества, источником которых является традиционная народная культура.

Автор разработки

Середа Наталья Николаевна педагог дополнительного образования 2-й квалификационной категории.

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Сорска.

Название разработки

«Кузьминки – об осени поминки».

Форма проведения мероприятия

Занятие по изготовлению соломенных кукол Кузьмы и Демьяна с элементами театрализации.

Цель мероприятия

Научить через изделия декоративно – прикладного искусства видеть и понимать традиции и жизнь русского народа.

Задачи проводимого мероприятия

1. Ориентировать на качество изделия.

2. Передавать в сюжетных работах пропорции.

3.Формировать правильное взаимоотношение детей, на основе взаимной и творческой деятельности.

4. Развивать толерантные отношения.

5.Формировать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированности.

Возраст детей

От 10 до 15 лет.

Условия проведения

Место проведения – класс, актовый зал. Свободная площадь для конкурса.

Оборудование, технические средства

Компьютер, мультемидийный проектор, DVD, фотоаппарат.

Предварительная работа

Изучение литературы, разучивание слов, оформление кабинета.

Оформление

Столы, стулья, стенды, ткань для оформления стендов, скрепки, иголки. Вышитые рушники, шали, платки, атрибуты деревенской избы

Празднично сервированный стол с блинами, баранками, конфетами, деревянной и плетеной посудой, чашками для чаепития, самоваром.

Дерево для ленточек.

Варианты текстов, плакатов

«Кузьминки – об осени поминки», «Даром исцеляйте! Даром получили – даром отдавайте», « Долог день до вечера, коли делать нечего», « Труд человека кормит, а лень портит». Карточки с вопросами «Продолжи фразу»: (Сегодня я узнал… было интересно…, было трудно… , теперь я могу… , меня удивило…, мне захотелось…, я хочу…).

Инструменты и материалы для изготовления кукол

Солома, ножницы, кисточки, нитки, ткань, клей ПВА или клеевой пистолет.

Технологическая карта с последовательностью изготовления кукол.

Для проведения рефлексии (ленточки красные, зеленые, желтые).

Название, авторы музыкальных произведений

«Горница новая», «Ой, вы, кудели — куделицы», «Русские народные песни Подмосковья», «Из-за лугу-лугу»,минусовки русских народных песен.

Правильное распределение поручений

1 ведущий – педагог, 2 ведущий – воспитанница, гости, девочка Валера, 2 девочки ведущие диалог за работой.

Ход проведения мероприятия

Часть 1. Мотивационно — целевая.

  1. Встреча гостей.

  2. Рассказ о происхождении праздника.

Часть 2. Организационно- содержательная.

  1. Рассказ об оберегах.

  2. Техника безопасности.

  3. Изготовление кукол.

Часть 3. Игровая.

  1. Диалог девочек за работой.

  2. Поговорки о труде.

  3. Загадки.

  4. Игры: «Кружева», «Колокольцы — бубенцы».

  5. Хоровод.

Часть 4. Рефлексионная.

Содержательная: «Оцени себя».

Эмоциональная: «Дерево впечатлений».

Список литературы

Лобачевская О. Плетение из соломы. — М.: 1997.; Народное творчество.-2006. №5, №6.; Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Яр.:1997.; Шкловская А. Игрушечные мастера. – М.:1987.

Методические советы по проведению мероприятия:

Праздник «Кузьминки – об осени поминки» празднуется в конце ноября. Присутствующие гости могут участвовать в играх и хороводе.

Перед началом занятия всем участникам раздать слова игр и хоровода для разучивания.

Для сокращения времени на изготовление кукол одну можно сделать заранее на предыдущем занятии.

При изготовлении кукол удобнее работать в паре (для перевязывания пучков соломы нитками).

Куклам Кузьме и Демьяну должно быть отведено место, куда их можно развешать.

Призы для конкурсов

Небольшие сувениры, сладости.

автор: Токарева Ольга Станиславовна

музыкальный руководитель МБДОУ БГО Центр развития ребенка детский сад №11

Сценарий осенних посиделок “Кузьминки”

Сценарий игровой программы народного осеннего  праздника Кузьмы и Демьяна 

«КУЗЬМИНКИ»

Звучит музыка – гусли.  Хозяйка сидит за прялкой дети (младшая группа) играют в куклы 

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки 
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом – 
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

Сказительница 1     Нынче у нас праздник весёлый, проводы осени золотой, да  встреча зимушки снежной.

Сказительница 2     В ноябре зима с осенью борются  

Сказительница 1   А назвали его в честь святых Косьмы и Димиана,. 

Хозяйка: То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».

Кузьма с Демьяном – большие работники, они кузнецы и плотники.

Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха. На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками

 Реб.

Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Жили в Азии когда-то.

И по доброте своей
Исцелять могли людей.

Врачевали от недугов,
Изгоняли вредных духов,

Милосердием души
Очень были хороши!

Хоть и были небогаты,
Но с больных не брали платы,

Не просили ни гроша
Братья – добрая душа.

Все вместе: 

Оттого их святый труд
Бессеребряным зовут.

Слышится весёлый наигрыш и девичий смех в хату заходят гости

Хозяйка: Ой батюшки кто же там  под дверью?

Что же то гости незванные нагрянули ко мне?

Девицы: здравствуй хозяюшка (с гостинцами в руках?? )

Хозяйка: день добрый красавицы и с чем то вы пожаловали ко мне?

Девицы

Позвольте посиделки устроить,а мы вам за это по хозяйству правиться поможем

Да гостинцев дадим!

Хозяйка: да я всегда рада таким красавицам,гостьюшки дорогие проходите в хату будьте как дома.  Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! Всем в моей избе места хватит , может вы нас  потешите

Что вы умеете делать то?

Девицы: да песни петь 

Хозяйка: да какиеж такие песни?, ну запевайте. Может и я подхвачу.

                                             Песня «Как по горкам по горам»

Кума:

 Здравствуй кумушка 

 Добрый день в тваю хату! 

Вот  вам гостинец от нас (отдаёт курицу)

Хозяйка:

Здравствуйте гостьюшки дорогие проходите в хату будьте как дома.  

Кума :Не беспокойся хозяюшка мы и дома не лежим и в гостях не стоим

Хозяйка: Да у  нас для каждого найдётся и словечко и местечко

Кума: Гости – люди подневольные, где посадят – там и сидят

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Гости: скоро, скоро будут

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, да скажите, удобно ли вам, всем ли видно, всем ли слышно? всем ли места хватило?

Кума : Гостям извесное дело хватило, а вот хозяевам не тесновато ли?

Хозяйка:  в тесноте, да не в обиде, сядем рядком да поговорим ладком

Кума: праздник этот ремесла, домашнего очага, праздник не безделья, праздник рукоделья!

Девочка: Девки! Вон в соседней хате уже рубахи ткут,а  нас ещё и пряжа не готова.

Кума :  да-аааа, прялка не Бог, а рубаху даёт!

Хозяйка: Ну-ка не ленись прясть –  хорошо оденешься! 

                                             Песня  ПРЯЛИЦА «Ой ниточка тоненькая»

Хозяйка: У нас девицы – на все руки мастерицы. И прясть, и вязать, и вышивать умеют. Тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

                                          Игра «Кто быстрее нитки смотает?»

Хозяйка: ох и здорово у вас получается, хорошо работаете, хорошо поёте.

Стук в дверь, заходят парни 

Парни: Здравствуй хозяюшка,

Хозяйка: Здравствуйте добры молодцы 

Парни:  Здравствуйте девицы хорошие, можно ли к вам на посиделку войти? Да подарками одарить?

Девицы : здравствуйте молодцы хорошие(хором) милости просим проходите

Хозяйка: чай подарки принесли?, девиц красных угощайте. (пряники, ленточки )пока раздают 

Хозяйка : присаживайтесь , гостёчки  поудобнее ведь гулянье дело долгое, находите соседку повеселее да по симпатичнее.

Парень: Ехали мы мимо  да завернули до дыму, кузнецы нужны?

Дети (хором)……..нужны , а что вы делать умеете?

Кузнецы: мы всё умеем делать

Девочка  : кузнец молодец расковался жеребец, ты подкуй его опять

Кузнец: отче гож не подковать?

Вот гвоздь вот подкова раз два и готова

Хозяйка: ох и молодцы какие

Проходите, гости дорогие ! Гостю – почёт, хозяйке – радость

Хозяйка: Ох и молодцы кузнецы, чем же вас наградить

Кузнецы: хозяйке работа а нам каши охота

Кузнецы : доставай ложки , отведаем кашки немножко.

Хозяйка: ох и где же мои ложки ?

Кузнецам вот поварёжки, а каждой матрёшке по расписной ложке.

                                                 Ложкари «Красавчики»

 Ведущая: Еще «Кузьминки» называли «Кашниками». Готовили каши из зерен нового урожая, отведать приглашали Кузьму и Демьяна «Кузьма – Демьян» приходи к нам кашу хлебать». Русские крестьяне  готовили более 20 видов разных каш.

Ну а пока кашка с курятинкой в печи томятся нам ложки для другого сгодятся  

                                                        Аттракцион «Узнай кашу»

Хозяйка : Ну, песни ,песнями а ребята с девушками, поиграть пришли, 

а, ну народ в хоровод становись, да как  сможешь веселись! 

                                                              Игра ( платочек)

Хозяйка: ой люди добрые а про загадки то мы забыли? Ну-ка присядем отдохнём, а гостёчки наши пусть загадки подгадывают

И так загадка первая.

  1.  В огне не горит и в воде не тонет (лёд) 
  2. Я – вода, по воде же и плаваю (лёд)
  3. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (метель)
  4. Чем больше я верчусь – тем больше я толстею (веретено)
  5. Стоял на крепкой ножке. Теперь лежит в лукошке.(гриб)
  6. Что копали из земли,жарили,варили.что в золе мы испекли ,ели да хвалили картошка)
  7. Над землёй трава .под землёй алая голова (свекла)

Хозяйка: а вы знаете что  кузьминки считались куриными именинами поэтому главным праздничным блюдом была куриная лапша и пирог курник, в гости ходили с петухами  петух считался оберегом. 

Вот и мы приготовили  для вас курочку кто заслужит тому и достанется

Чья сноровка не плоха .получает петуха . Кто желает за петуха побороться, смелые есть? Выходи.

                               Игра с залом   (Конкурс перепляс) 

Хозяйка хвалит победителя:

Вот какой храбрец, удалец, плясун вручаем ему  символ нашего праздника,

ох заработал.А сейчас посидим ,да на девиц поглядим .Девки  малы маков цвет .

Краше наших и на свете нет!

                                                       Песня «Маков цвет»

Кума: А мы сейчас узнаем в какой хате больше знают пословиц , в нашей или соседней?

                                                 Конкурс пословиц (за призы)

           Потешница начинает пословицу, а ребята должны продолжить.

Хозяйка. А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды);
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь);
  3. Землю красит солнце, а человека… (труд);
  4. Красна птица пером, а человек… (умом);
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт);
  6. На печи заседать, хлеба… (не видать);
  7. Труд человека кормит… (а лень портит);
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего).

А теперь родители пусть поиграют с нами:

-длинная нитка,  ленивая швея

-за всякое дело берись умело

-штопай дыру, пока не велика

-каков мастер, такого и дело

-семь раз отмерь, один раз отрежь

-поспешишь – людей насмешишь

-делу время – потехе час

Кузьминки ,об осени поминки.

Хозяйка:

Ой, чтойто мы засиделись да заболтались пора и косточки размять .Ну как детвора ,поиграйте нам на ложках,да повеселите гостей !

                                                Ложкари младшая группа              

Хозяйка :Ребята ,а давайте позовем Кузьму и Демьяна к себе на праздник?

Ты, святой Кузьма-Демьян,

Приходи-ка в гости к нам.

Приходи, зиму приводи

С морозами трескучими,

С вьюгами сыпучими,

С ветрами завьюжными,

С метелями дружными.

ПОД МУЗЫКУ ЗАХОДЯТ УМЕЛЬЦЫ КУЗЬМА И ДЕМЬЯН  (с сумками , а в сумке солома )

Входят танцуют кидают солому на пол

.

КУЗЬМА: Здравствуйте люди добрые, нижайший вам поклон.

ДЕМЬЯН: Очень рады, что вы нас не забываете и Кузьминки отмечаете, пришли мы зиме помогать, ведь без нас ей реку во льды не заковать.

КУЗЬМА: Мы с Демьяном большие работники – кузнецы и плотники, парням помогаем хлеб молотить, а девушкам пряжу вить. 

 Демьян: Чтож веселый народ! Становись в хоровод!

                  Кто попляшет на соломе будет счастлив целый год!

Хоровод с родителями «На Кузьму Демьяна»

ДЕМЬЯН: А теперь нам пора, пойдем зиме помогать в свои права вступать.

ДЕМЬЯН: И вам на память о посиделках дарим оберег наш – «неразлучников», чтобы они ваш дом оберегали и в работе помогали.Уносите в дом родимый радость нашего двора! До свиданья, до свиданья, детвора!

                                                                Уходят 

Хозяйка
Пришли Кузьма и Демьян потешили нас осень с собой унесли 

За ваше терпенье всем угощенье!

Потрудились и попели

Друг на друга поглядели

А теперь уж детвора всеем за стол давно пора !

Пироги пекла с любовью и старалась я не зря 

Угощайтесь на здоровье наши дети и друзья !

ПРОЕКТ
«Праздники русского народа»

Сценарий
фольклорного праздника «Кузьминки» в МБОУ СОШ №17

Подготовили и провели:

учитель музыки Дубровина Л.А.

учитель-логопед Кравченко В. Е.

ЦЕЛЬ:
продолжить знакомство с православными праздниками в рамках народного календаря


Знакомство детей с житием святых Кузьмы и Демьяна


Формирование представлений о жизни предков

Задачи:

·       
расширить
круг знаний детей о православных праздниках;

·       
познакомить
с обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна, более подробно
рассмотреть его как девичий праздник;

·       
содействовать
развитию творческого воображения; через систему праздников народного календаря,
познавательного интереса к специфике бытовой народной культуры;

·       
приобщать
к традициям народной культуры через инсценирование русских народных песен,
движениям, характерным для русского народного танца;

·       
воспитывать
любовь к Родине, своему народу, уважение к русскому языку.

 ОБОРУДОВАНИЕ:

·       
Элементы
русской избы

·       
Колесо
с лентами для игр

·       
Чучело
Кузьки

·       
Народные
стилизованные костюмы для детей и тетушки Арины

Ведущая:
14
ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Наши
предки поздней осенью отмечали праздник, который назывался Кузьма-Демьян. Русский
народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и
женщин-рукодельниц.

Действие
происходит в гостях у тётушки Арины

Тётушка
Арина:
  (ставит угощение на стол – пироги, самовар, чай)

Ох,
и вкусные пироги у меня получились! Сегодня у нас посиделки. Ребятишки, да и
взрослые, решили осень проводить, а заодно и праздник Кузьмы и Демьяна
отпраздновать.  Осень торопит, зима не ждет. Осень-жируха со злюкой — зимой
борется. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили,
огород перекопали. Пора и зимними делами заняться. По такому случаю с Кузьминок
устраивают посиделки.

Тётушка
Арина:
  А вот и гости идут. (Сидоров, Иванков, Шматок Ж)

Гости:
Доброго денечка, тетушка Арина! Вот решили принять твое приглашение на
посиделки!

• А что делать: не по домам же сидеть да в
окно глядеть.

• Правильно, не будем печалиться и
туманиться. Будем осень провожать.

Тётушка
Арина:
  Вот и молодцы. Я рада видеть вас у себя в гостях.
Ждет нас праздник большой, праздник радостный. Посмотрите-ка на мой стол:
видите, у меня все готово.

Стук
в дверь

Дети
разыгрывают сценку.
Степанова Таня — гость, Румянцева
Алина-гость, Бачурина Полина- хозяйка, Сидоров Сергей- хозяин

Хозяин:
Проходите,
гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

1-я
гостья:

Туда
голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно
вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

2-я
гостья:

Ехали
мы мимо,
Да завернули до дыму.

Хозяин:
Собралось
к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка:
Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин:
Удобно
ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?

1-я
гостья:
Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка:
В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин:

Праздник
этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!

Дети
рассаживаются на лавки

Ведущая:
Пришли
парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна
женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

ДЕТИ
И ВЗРОСЛЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ (вязание, шитье, вышивание, прядение, ткачество) .

Тётушка
Арина  
Вот и мы сейчас с вами  порукодельничаем. Выходите,
кто смелый. Будем пряжу в клубки перематывать.

На
сцену приглашаются рукодельницы

Музыка
ИГРА «Смотай клубочек»

Тётушка
Арина:
  На посиделках  девушки пели песни и разыгрывали их.

Музыка
«Клубок»,
девочки
4-6 класс

Уж
я улком шла

Переулком
шла

Клубок
ниток нашла

Клубок
катится

Перекатится

Нитка
тянется

Перетянется

Нитка
дале, дале, дале

Клубок
боле , боле, боле

Я
за ниточку бралась

Тонка
нитка порвалась (танцующие встают держась за руки друг за другом, водящий
закручивает всех в «Клубок»)

Тётушка
Арина:
  Ото всех дверей, ото всех ворот, Приходи скорей,
торопись народ!

Музыка
На сцену приглашаются частушечники

Частушки

Выхожу
и начинаю

Я
свои частушки.

Затыкайте,
дорогие,

Свои
нежны ушки.

Уж
как наши-то ребята

Издали
– что короли!

Надеты
белые рубахи,

С
лакировкой сапоги!

Девки,
пойте, девки, пойте,

Веселитесь
от души!

Хороши
Кузьминки наши

И
мы тоже хороши.

По
дороге мы пошли

И
Кузьму увидели.

Под 
крыльцом сидел и плакал –

Курица
обидела.

Не
хотели мы плясать,

Стояли
и стеснялися.

А
Кузьма заиграл –

Мы
не удержалися.

А
у нас во дворе

Квакали
лягушки.

А
я с печки босиком –

Думала
подружки!

Балалаечка-гудок

Свое
дело знает.

Она
в Кузькиных руках

Хорошо
играет.

Катится
горошинка,

Идет
моя хорошенька;

Катится,
катается,

Идет
моя красавица.

Хотел
я уточку убить –

Серая
закрякала;

Хотел
я девочку забыть –

Бедная
заплакала.

У
меня подружечка –

Пуховая
подушечка.

Я
поплачу, пореву,

Она
не скажет никому.

Вот
частушки мы пропели,

А
теперь торопят нас.

До
свиданья, мы с частушкой

К
вам приедем еще раз!

Тётушка
Арина:
  Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и
Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская
Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили курицу,
служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом
не будут болеть. А еще варили лапшу – это было почетное угощение. Под утро,
расправившись с угощением, парни отправлялись воровать соседских кур. К кражам
такого рода крестьяне относились довольно снисходительно, а если бранились, то
только для порядка.

Наших
парней я тоже приглашаю повеселиться, сыграть в петушиные бои.

Игра
«Петушиный бой».

В
очерченный круг выходят игроки. Руки убирают за спину и плечом пытаются
вытолкнуть друг друга из очерченного круга.

Ведущая:
На
Кузьминки молодежь на три дня снимала помещение, устраивала посиделки. Время
проводили за любимым занятием: кто прядет, кто вышивает, кто вяжет, кто из
глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки вырезает. А в работе парням
и девушкам помогают Кузьма и Демьян. Они – большие работники. Они и кузнецы,
они и плотники.

Песня
«Во кузнице»

Тётушка
Арина:
  А вот ещё гости к нам пожаловали!

(входят
два мальчика – кузнецы).Ханин Иванков

Первый
кузнец:
Идут кузнецы из кузнецы,

Несут
кузнецы два молота.

Второй
кузнец:
  Галки, вороны, собирайтесь к нам.

Варите
кутью, поминайте Кузьму!

Кузнецы: 
Хозяйка, кузнецы нужны?

Хозяйка:  
Кузнецы всегда нужны. А вы что делать умеете?

Кузнецы: 
Мы все умеем. И сейчас покажем свое умение.

Мальчики
должны забить гвозди в деревянные плашки

Музыка
Конкурс мальчиков

Тётушка
Арина:
Кузьминки – праздник кузнецов. В народе рассказывают,
что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, а просили,
чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками».

Музыка
Конкурс
аттракцион. «Кто быстрее съест кашу»

Тётушка
Арина:
На посиделках не только трудились, но и играли.

Парни
любили играть в игру «В углы».

Четверо
играющих стоят по углам, а один – в центре. По сигналу: «Угол на угол!
Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается
занять любой из углов. Тот, кто остался в центре, — проигравший. Выбрав себе
замену – любого из играющих – он выбывает из игры.

Тётушка
Арина:
Осенью всегда проводили ярмарки, на которой можно
было купить все, что тебе нужно: посуду, игрушки, домашних животных, сладости.

Ведущая:
А
у девушек любимое развлечение на ярмарке – карусель.

Музыка
Игра
«Заря-заряница»

Выбираются
двое водящих. И водящие, и играющие  стоят по кругу с каруселью. Затем идут
хороводом и поют:

Заря-заряница,

Красная
девица,

По
полю ходила,

Ключи
обронила,

Ключи
золотые,

Ленты
расписные.

Один,
два, три – не воронь,

А
беги как огонь!

На
последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет
освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе
следующего напарника.

Тётушка
Арина
: При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили
людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без
боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто
никого не обижал.

Исполняется
хороводная игра «Дударь».

В
центре круга водящий – Дударь.

Дударь-дударь,
дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)

Старый,
старый старичище,

Мы
тебя полечим, (Сужаются к центру.)

Чтоб
расправил плечи, (Расходятся.)

Мы
тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)

Станешь
ты пригожим:

Ты
омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)

И
развеселишься! (Хлопают в ладоши.)

Дударь,
дударь, что болит?


Нога!

Если
Дударь сказал: «Все болит! » все разбегаются, а Дударь ловит играющих

Тётушка Арина:   Про Кузьминки говорят так:

• Кузьминки –
об осени поминки.

• Кузьминки –
встреча зимы.

Ведущая:  Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на
земле и на воде.


Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы

Ребята,
вы знаете, есть очень старинная русская игра. Но мы с вами хорошо её знаем,
любим и часто играем. Она называется «Молчанка».

Игра
«Молчанка»

Описание
игры.

Выбирают
ведущего, остальные садятся вокруг него и поют:

«Кони,
кони, кони

Сидели
на балконе,

Чай
пили, ложки били,

По-турецки
говорили:

Чаби-чаляби,
чаляби-ляби, ляби!

Мы
набрали в рот воды

И
сказали всем: «Замри! »

А
кто первый отомрет,

Тот
получит шишку в лоб.

Шишка
небольшая,

Просто
золотая! »

После
того, как спели последние слова, все замолкают. Водящий старается рассмешить
каждого из детей – смешными гримасами, движениями, веселыми приговорками. Если
кто-то из игроков засмеется или скажет слово, он отдает водящему свой фант.

В
конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют
песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ножке.

Игра
«Золотые ворота»

Золотые
ворота

Пропускают
не всегда.

Первый
раз – прощается,

Второй
раз запрещается,

А
на третий раз

Не
пропустим вас.

Гости
выносят чучело Кузьки

Тётушка
Арина:
Вот он наш Кузенька. Не утерпел сидеть за печкой и
явился. Ребята, давайте величать Кузюшку

Дети
водят хоровод вокруг Кузьмы

Милый
ты наш Кузюшка, мы тебя славим!

Мы
тебя славим, в хоровод  поставим!

Мы
тебя встречаем, тебя величаем,

Распрощаемся
с тобой, ты иди на покой!

Чучело
Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.

Исполняется
общий танец на соломе.

Ведущая Дубровина Л.А.

Тётушка Арина Кравченко В.Е.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кузьминки народный праздник на руси
  • Кузьминки летние народный праздник сценарий
  • Кузьминки зимние праздники
  • Кузьминки дата праздника
  • Кузьминки встреча зимы сценарий