Мастер-класс
1-й слайд. « Познавательная деятельность в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки».
Филимонова Эльвира Юрьевна
Воспитатель разновозрастной группы
МДОУ « Менделеевский детский сад»
2-й слайд. «Даже мгновенное озарение может стать той искрой , из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».
В.Шаталов.
Тема моего мастер класса « Познавательная деятельность в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки».
3-й слайд.(1, 2) Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится моя работа по познавательному развитию детей моей группы. В совместной деятельности у дошкольников формируется отношение к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на познание окружающего мира, развиваются познавательная активность и наблюдательность. Из множества форм, средств, методов и приёмов мы используем народные праздники. Сегодня на основе познавательной деятельности в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки предлагаю всем вместе раскрыть образовательные области.
4-й слайд.(10 подслайдов) Я предлагаю всем вместе уточнить, какие образовательные области раскрываются в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки?
На доску вывешивается табличка.
ПОЗНАНИЕ
В ходе подготовки к празднику решается познавательная задача
– развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
Вывешивается табличка
КОММУНИКАЦИЯ
Вывешивается табличка
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Вывешивается табличка
ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вывешивается табличка
МУЗЫКА
Вывешивается табличка
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Вывешивается табличка
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Вывешивается табличка
ЗДОРОВЬЕ
Вывешивается табличка
БЕЗОПАСНОСТЬ
Вывешивается табличка
ТРУД
Действительно, в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки происходит интеграция всех образовательных областей, т.к. дети узнают много нового о празднике : рассматривают репродукции картин, фотографии с праздника, читают художественные произведения, рисуют и лепят по данной теме, разучивают песни, танцы и народные игры .
Что, по-вашему, мнению, познавательная деятельность помогает мне развить в детях ?
Слайд 5 На доску вывешивается табличка.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ну, кто первый?
Слайд 6 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Вывешивается табличка
Совершенно верно.
Слайд 7 МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Вывешивается табличка
Мы не будем забывать, что в основу исследовательской деятельности ложится…
Слайд 8 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вывешивается картинка – дети играют в народную игру.
А какие же навыки развиваются у детей?
Слайд 9 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вывешивается табличка
Слайд 10 НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
Вывешивается табличка
Слайд 11 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Вывешивается табличка
Посмотрите, сколько сразу мы решаем задач!
В своей работе с детьми по ознакомлению с русским народным праздником Кузьминки я активно использую разнообразные вопросы, на которые сегодня прошу ответить и всех вас :
Слайд 12 ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О НАРОДНОМ ПРАЗДНИКЕ КУЗЬМИНКИ?
Вывешивается табличка
Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы.
Слайд 13 КОГДА ОТМЕЧАЮТ ПРАЗДНИК КУЗЬМИНКИ?
Вывешивается табличка
14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”.
Слайд 14 ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ПРАЗДНИК КУЗЬМИНКИ?
Вывешивается табличка
Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу. В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире.
Слайд 15 КАК ОТМЕЧАЮТ ПРАЗДНИК КУЗЬМИНКИ?
Вывешивается табличка
Ученые пишут, что раньше наши прапрабабушки трудились, не разгибая спины, чтобы соткать за 6 месяцев по три холста в 50 метров длиной, надо было проводить за ткацким станком 12-15 часов в день. Поэтому зимой и прялка, и ткацкий станок были неразлучны с женщиной. Даже когда осенними и зимними вечерами девушки шли на посиделки, они могли начать игры и танцы лишь по сле того, как иссякали их принесенные из дому «уроки» — пря жа, которую обязательно надо было спрясть, и только потом развлекаться — петь, играть, шутить, плясать, то есть посиделки начинались после выполнения работы по рукоделию. А начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом. Праздник Кузьмы и Демьяна был сигналом начала молодеж ных посиделок.
На 3 дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраи вали ссыпчину и принимали парней. Полагалось каждой девуш ке принести из дома что-нибудь съестное в сыром виде. Нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для»’Кузьминок!» Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обя зательным блюдом которого была каша и куриная лапша. Праздновала Кузьминки молодежь «до света», причем парни, расправившись с приготовленными угощениями, отправлялись воровать соседских кур. К кражам такого рода крестьяне отно сились снисходительно и бранились только для порядка. Имен но так праздновала Кузьминки молодежь. К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу. Гулянье часто продолжалось до утра.
Подготовка к народному празднику кузьминки проходит через разнообразные виды деятельности ребенка во время всего его пребывания в дошкольном учреждении : игры , образовательные ситуации, непосредственную образовательную деятельность , самостоятельную образовательную деятельность, беседы, игровые ситуации, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование, исследовательско-поисковую деятельность.
А как вы думаете, что поможет детям быстрее и эффективнее запомнить полученную информацию ?
Слайд 17 НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ
Предлагаю вам разработать памятку ознакомления детей с народным праздником. Зарисуйте ,пожалуйста , ваши ответы.
- Название праздника.
- Время проведения праздника.
- Место проведения праздника.
- Участники праздника.
- Мероприятия, проводимые на празднике.
- Главное угощение на празднике.
Этот алгоритм можно использовать как памятку для детей и повесить её в группе.
При подготовке к народному празднику я применяю в работе с детьми технологию Александра Игоревича Савенкова, который предлагает детям звездочку подсказки,
Слайд 18 вывешивается
ЗВЕЗДА
которая подсказывает дошкольникам путь получения информации по той или иной темы исследования: каждый луч звездочки источник информации. Я хотела бы вас с ней познакомить. Предлагаю всем вместе подумать и сказать, какие могут быть источники информации.
Обратить к книге
вывешивается
КНИГА
Подумать самому
вывешивается
ЧЕЛОВЕЧЕК С РУКАМИ
Сейчас современный мир, посмотреть интересующий вопрос в Интернете
вывешивается
КОМПЬЮТЕР
Спросить у дома у родителей
Вывешивается
ДОМ
Можно спросить у воспитателя или у специалиста
Вывешивается
ЧЕЛОВЕЧЕК В ОЧКАХ
В ходе познавательной деятельности по ознакомлению с народным праздником я использую такие образовательные ситуации , которые способствуют возникновению интереса детей к народной культуре и мотивируют детей на поисковые действия, например:
- Воспитатель надевает русский народный костюм и приходит в нем в группу. Дети спрашивают, почему она так одета?
- Воспитатель вывешивает в группе репродукции картин с изображением какого-либо народного праздника?
- Воспитатель включает русскую народную музыку ?
- Воспитатель сидит и рассматривает фотографии с какого-либо народного праздника?
А какие образовательные ситуации познавательного характера, способствующие ознакомлению дошкольников с народными праздниками можно еще придумать?( участники придумывают образовательные ситуации).
Вы, молодцы ! А теперь мне хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мастер-классе. Принцип светофора.
Красный цвет — нужна дополнительная консультация
Желтый — какие то сомнения
Зеленый – буду использовать
Поднимают таблички
Слайд 19 Меня радует итог нашего мастера-класса. Спасибо за внимание и за работу.
Цели:
- Повышение социальной значимости школы и
социализации детей. Школа — это такое место, куда
приходят дети, их родители и учителя. Мы хотим
устроить уроки так, чтобы учащиеся, их родители и
учителя могли не только деятельно общаться. Но и
найти каждый себе занятие по интересам в
процессе изучения материала и организации
праздника. Причем выбрать вид деятельности и
стать организатором этой деятельности. - Внедрение элементов национально-регионального
компонента в учебную программу в рамках
стандарта основного общего образования по
технологии (обслуживающий труд) для
Красноярского края. - Реализация авторской программы Наумовой О.Б. и
Ткачук Л. С. “Трудовое обучение и
производительный труд в 5-9 классах с углубленным
изучением художественно- прикладных промыслов
народов сибирского региона”.
Тактические цели:
- Реализовать идею – через познание народных
традиций к восстановлению семейных устоев. - Реализовать миссию – повышение социальной
значимости школы как центра образовательной,
досуговой деятельности, объединяющей в единый
образовательный процесс деятельность учащихся,
родителей и учителей-предметников (технологии,
истории, литературы, музыки, риторики). - Повысить значимость образовательной области
“Технология” в образовательном пространстве
МОУ СОШ № 91. - Скоорденировать и сорганизовать все
заинтересованные стороны в организации
учебно-познавательного процесса, социально
одобряемого и эмоционально-ценностного досуга.
Целевая группа:
- Учащиеся школы и их родители.
- Жители микрорайона.
- Учителя школы и района.
Число сотрудников и добровольцев:
Руководители:
Ткачук Л.С. учитель технологии высшей
категории, организатор ОППТ,
Наумова О.Б. учитель технологии высшей
категории, мастер ОППТ.
Сотрудники: ученики 5- 9 классов,
Кириллова Н.О. учитель русского языка и
литературы,
Камина С.В. учитель русского языка и литературы,
Ахпашева Н.И. учитель музыки.
Добровольцы: родители учащихся.
Сроки реализации и участники проекта:
Проект реализовался в урочное и внеурочное
время учениками 5 — 9-х классов, их родителями,
учителями школы № 91 с 1 сентября по 14 ноября 2005
года.
Историческая справка:
На Руси 14 ноября отмечался праздник, который
именовался «Кузьма-Демьян — ремесленники,
курятники». Это старый русский народный
праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый
зимний праздник, начало зимы. В этот день
устанавливается первый непрочный зимний путь, о
чем свидетельствуют поговорки и пословицы:
- «Демьянов путь — не путь, а только зимы
перепутье», - «Закует Кузьма-Демьян, до весны не
расковать», - «Демьян, окамени воды».
В народе этот день называли просто Кузьминки,
да еще и приговаривали:
- «Кузьминки — об осени поминки»,
- «Кузьминки — встреча зимы».
Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и
Демьяна — покровителей плодородия, супружеского
счастья и защитников кур.
На Руси праздник отмечался после окончания
уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб
убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние
посиделки, во время которых девушки не только
пряли, ткали, вышивали, но и пели песни,
рассказывали сказки, разгадывали мудреные
загадки, иногда работа перемежалась играми и
танцами.
На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина.
Девушки организовывали «ссыпку» и
приглашали парней.
Обрядовым кушаньем являлись каша и куры. Петух
и курица в представлении наших предков всегда
обладали волшебной силой приносить счастье и
плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют
«куриным праздником», «курьими
именинами». Недаром в народе говорят:
- «Батюшка Кузьма-Демьян — куриный бог»,
- «Кузьминки — курьи именины, девичий
праздник», - «На Кузьму-Демьяна — курицу на стол».
Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14
ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна,
считается он женским, девичьим. Эти святые
братья, чьи имена давно слились воедино и
обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично
— «матушка Кузьма-Демьян». Многие обряды
Кузьминок связаны с любопытной христианской
историей. Братья, жившие в третьем веке вблизи
Рима, имели от Бога дар исцелений. Они лечили,
изгоняли злых духов одним лишь именем Христа.
Только за веру, без платы и награды, в полном
соответствии с заповедью: «Даром получили,
даром давайте». Однажды братья вернули к жизни
умирающую женщину, и та в знак благодарности
попросила их принять три яйца. Лекари отказались.
Тогда женщина пришла тайно к Дамиану и Богом
заклинала его принять яйца во имя Святой Троицы.
Ради такой великой клятвы Дамиан согласился.
Косьма услышал об этом, думая, что брат нарушил
строгий обет, так опечалился, что завещал не
погребать его вместе с Дамианом. Когда же после
одновременной кончины святых от руки
завистливого врача-язычника люди решали, как
поступить с телами, внезапно появился верблюд,
когда-то спасенный целителями от бешенства, и
проговорил человеческим языком, чтобы не
сомневались и похоронили братьев вместе. Мол,
Дамиан виноват, так как принял три куриных яйца
ради имени Божия. Потому-то обрядовая еда на
Кузьминки — куриная лапша, курятина (сердце
кочета с кузьминского обеда достается в семье
самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали
почитаться не только как податели плодородия,
устроители браков и учителя женских работ, но и
как покровители кур. Отсюда куры — непременные
спутники свадебных церемоний. Курник — обрядовый
пирог, который подается молодым.
Исторически повествования описывают, как в
Москве в Толмачевском переулке 14 ноября
собирались вокруг церкви Косьмы-Дамиана женщины
с курами. В деревнях хозяйки звали священника
отслужить перед курятниками молебен, окропить
кур святой водой. Потом рассылали кур в подарок
родным, девушки носили птиц на боярский двор с
челобитьем к барыне. Такие «челобитные» куры
содержались в почете. Их кормили овсом и ячменем
и никогда не убивали. Яйца, которые они несли,
считались целебными.
На Кузьминки девчата гадают о замужестве с
помощью петуха и кур. Раскидывают по полу
сплетенные золотистые колечки из соломки с
вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы
клюют колечки именно тех девушек, которым
суждено скоро выйти замуж.
Раньше родители устраивали для дочери-невесты
проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей
ключи от всех кладовых и позволяла брать, что
захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила
для семьи кушанья и накрывала праздничный стол.
По этому угодению отец и мать судили, готова ли
девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли
гостей приветить.
О доме, в котором отмечался праздник, говорила
пословица: «Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна
справлять, у того в доме будет благодать».
Перед Кузьминками девушки собирали складчину
ссыпчину для застолья, наряжались, ждали парней и
пели:
Матушка Кузьма-Демьян
По сенечкам ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
Крепко-накрепко ковала,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
По народному представлению, Кузьма и Демьян
слывут мастерами кузнечного дела. Люди верят, что
именно они куют плуги и цепи, раздают их тем, кто
их особенно почитает.
- «Узловать Кузьма, развязать нельзя».
По поверью куют святые и обручальные кольца.
- «Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со
святым молотом».
Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14
ноября, разорвать невозможно, так как у святых
братьев легкая рука.
Большой интерес у учеников вызывают народные
приметы, связанные с этим днем.
- «Снежный день на Кузьминки — будущей весной
большой разлив», - «Если на «Козьму и Демьяна» лист остается
на дереве, то на другой год будет мороз», - «Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует
(Михайловские оттепели)», - «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю
Русь святую в ней ледяные цепи куются».
Планирование этапов проекта
Этапы | Конкретные события |
Организационно-подготовительный |
|
Конструктивный этап |
|
Технологический этап |
|
Заключительный этап. |
|
Предполагаемые экономические
затраты.
№ | Виды затрат | Количество | Стоимость 1 ед. | Всего |
1 | гречневая крупа | 2кг | 24-00 | 48-00 |
2 | курица | 5кг | 56-00 | 280-00 |
3 | соль | 0,1 кг | 4-00 | 0-40 |
4 | сливочное масло | 0,3 кг | 60-00 | 18-00 |
5 | растительное масло | 0,2 кг | 30-00 | 6-00 |
6 | лук | 1 кг | 18-00 | 18-00 |
7 | морковь | 1 кг | 20-00 | 20-00 |
8 | призы | 30 шт | 5-00 | 150-00 |
итого | 520-00 |
Расчет затрат сделан на 30 человек.
При работе над проектом осуществлялись межпредметные
связи. Приложение 3.
Литература.
- Бабунова И.В. “Технология” 5- 6 класс,
“Поурочные планы” по учебнику под редакцией
Симоненко В.Д. Волгоград, изд. “Учитель” 2003г. - Барлина З.И. “Русский дом”, Нижний Новгород, 1994.
- Еременко Т.И. “Альбом узоров для вышивки”,
Москва, “ОЛМА-ПРЕСС” 2001. - Журнал “Школа и производство”,№1 2001г.,№4 1994г.
- Золотые россыпи. Русские народные пословицы и
поговорки. Красноярск, “Красноярский
производственно- издательский комбинат
“Офсет”, 1993. - История костюма. Учебник для учащихся лицеев,
училищ, колледжей. Ростов — на Дону: “Феникс” 2001. - Кайсаров А.С.,Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы
древних славян. Велесова книга”. Саратов,
“Надежда”, 1993. - Крупская Ю.В. “Технология” Методические
рекомендации, 5 класс. Москва, “Вента-Граф” 2005г. - Марченко А.В. “Настольная книга учителя
технологии”, Москва, “Астрель” 2005г. - Павлова М.Б. и Питт Д.”Образовательная область
“Технология”. Теоретические подходы и
методические рекомендации. - Павлова М.Б., Питт Д., Гуревич М.И., Сасова
И.А.“Технология”. Метод проектов в
технологическом образовании школьников”,
Москва, “Вента-Граф” 2003 г. - Панкеев И.“ От крестин и до поминок. Обычаи,
обряды, предания русского народа. Москва,
“Эксмо”, 1997. - Сасова И.А.“Технология” 5класс. Сборник
проектов. Пособие для учителя. Москва.
“Вента-Граф”, 2004г. - Сборник нормативно-методических материалов по
технологии. Москва, “Вента-Граф” 2004г. - Симоненко В.Д.“Учебник “Технология” 5-9 класс.
Москва, “Вента-Граф” 2001г. - Сычева Л.В. “Вышивка”, Горно-Алтайск, МП
“Альтернатива” ,1991. - Фурлетова О.И. “Энциклопедия “Машинная
вышивка”. Москва, Научное издательство “Большая
Российская энциклопедия”, Москва,1999.
Русские народные поделки своими руками: символика и материалы, идеи для творчества и пошаговые мастер-классы
Национальная народная игрушка это наследие наших предков, переданное нам через ремесленные навыки мастеров прошлого. Это уникальное сочетание народного, декоративно-прикладного и художественного творчества.
Игрушки обычно имеют отличие по своему типу, из каких материалов они сделаны и как они изготовляются. Очень важным можно считать тот факт, что игрушка прямо связано с хозяйственно-бытовой и трудовой детальностью человека, с религиозными обычаями и обрядами.
Фигурки людей, животных и предметов является частью воспитательного процесса и социальной адаптации к жизни детей.
Содержимое:
Символика русских народных поделок
Наша игрушка не только красочна, а её образы радуют, и детвору и взрослых, но и несет символичность. В изготовленных из глины или дерева поделки живых существ или предметов заложен смысл. Каждая фигурка несёт свою информацию из прошлого:
- Петух – символизирует солнечный свет. Видимо потому, что эта птица раньше всех просыпается и сообщает миру о приходе нового дня.
- Коза – символ плодородия и неприхотливости.
- Коромысло – символ баланса в семье. А так как коромыслом носили воду в основном представители женского пола (девочки, девушки, женщины, бабушки) то за семейным балансом или ладом должна была отвечать хозяйка дома.
- Топор – это символ защиты от болезней и других неприятностей.
Материалы и инструменты для работы
Русскую игрушку делали и изготовляют сегодня из разных материалов: дерево, береста, глина, солома подручные средства, которые есть в каждом доме. В зависимости от материала использовали те или иные инструменты. Поговорим о некоторых из них.
Игрушки из дерева
Игрушки выпиленные, выстроганные или собранные из разных элементов лучше всего из твёрдых пород деревьев:
- яблоня,
- груша,
- дуб,
- берёза,
- сосна (любые хвойные).
Кроме измерительных инструментов и карандаша потребуются:
- ножовка,
- рубанок,
- молоток,
- отвёртки,
- клеевой пистолет.
Для соединения элементов конструкции потребуются:
- гвозди,
- шурупы,
- столярный клей,
- силиконовый клей.
Если поделки изготовляются с помощью резки, то здесь потребуются мягкие сорта деревьев. Липа — это прекрасное дерево для резки. Для такой работы будут необходимы инструменты для резьбы по дереву:
- нож,
- стамески прямые и полукруглые,
- штихели (узкая полукруглая стамеска).
Глиняная игрушка
Для работы с этим материалом надо разобраться, какая глина бывает, а её два вида: горная и полимерная.
Горная или натуральна глина, имеет несколько цветов в зависимости от наличия железа, минералов и солей:
- Красная. Отлично держит температуру. В природе имеет коричневый цвет с зеленоватым отливом.
- Голубая. В её составе много минералов и солей. Очень хорошее косметическое средство.
- Белая. Самая доступная из натуральных глин. В природе имеет грязный темно-серый цвет. Приобретает белый цвет после обжига.
Искусственный материал для лепки — полимерный. Он имеет очень важный для себя свойства: термостойкость и пластичность.
Такого типа технологически новый материал может требовать обжига после лепки, может иметь свойства затвердевать самостоятельно.
Для работы с этим интересным продуктом могут понадобиться следующие аксессуары:
- Устойчивый и ровный стол.
- Тряпка для вытирания рук.
- Перчатки, если вдруг придётся самостоятельно замешивать глину.
- Фартук.
- Небольшой нож: канцелярский или перочинный.
- Формочки для нанесения узоров. Они могут быть не только фабричного производства, но и быть изготовлены из подручных средств.
- «Наждачка» от нулёвки до пятёрки.
- Скалка для раскатки глины. Она найдётся у любой хозяйки.
- Декорирующие средства.
Идеи глиняных фигурок
Кукла – закрутка, что может быть проще для изготовления такой игрушки потребуется ткань и определённые навыки. Но можно сделать и красивую глиняную фигурку.
Животные
Начинать лепить из глины надо с самого простого. Допустим фигуру животного, рассмотрим этап лепки сказочного зверя поэтапно:
- Взять кусок глины такого размера, какой по размеру должна получиться фигурка.
- Размять вещество.
- Раскатать по поверхности.
- От раскатанной заготовки оторвать небольшой кусочек. Это будет голова.
- Скатать шарик из маленького кусочка (будущей головы) из остальной глины скатать «колбаску».
- На обоих концах кусочка «колбаски» сделать надрезы. Это будущее ноги животного.
- Изогнуть заготовку «колбаска» в фигуру желаемого животного. Получится туловище.
- Соединить туловище и голову.
- Сформировать мордочку.
Если планируется дальнейший обжиг не надо делать животное слишком большим. Это может затруднить погружения игрушки в печь для обжига.
«Барыня»
Кукла в народном костюме на примере Дымковской игрушки.
Рассмотри поэтапно, как выполняется изделие:
- Лепим юбку. Делаем широкое основание полое внутри. Скатываем жгутики и выкладываем их по кругу. По принципу: чем выше, тем уже.
- Выложенные жгутики разгладить, чтобы юбка смотрелась как цельный элемент. Должна получиться своеобразная ступа.
- Начинаем делать торс куклы. Скуриваем овал, на конце фигуры делаем овал уже, это будет шея. Насаживаем голову. В эту юбку-ступу вставляем торс с головой будущей куклы.
- Делаем руки. Опять скручиваем жгутики, это руки. На руках делаем рукава. С обратной стороны жгутик сплющиваем. Руки прилепляем к туловищу и складываем их на талию куклы.
- Делаем кокошник. Делаем жгутик, аккуратно его сплющиваем, сгибаем в полукруг, надеваем кокошник на голову.
- Лепим косу. Из двух жгутиков делаем спираль, изгибаем, закрепляем на затылке. Укладываем косу на плечо кукле.
- Делаем рюши для юбки. Жгутик волнообразно укрепляем на подоле.
Фигура Барыни готова, осталось её расписать:
- Кукла полностью покрывается белилами.
- Сушим.
- Красим туловище и косу. Юбку и кокошник не красим, оставляем для нанесения орнамента.
- Наносим узоры в стиле Дымковской игрушки. Основой узора такой игрушки являются точки, круги, волнистые линии и прямые линии.
- Рисуем лицо Барыне.
Аппликации на тему русских народных сказок
Аппликация – это изображения чего-либо с помощью наклеивания, вырезания из любого материалы или вышивания любым способом.
Аппликацию можно сделать в любом стиле по любому направлению, но рассмотрим тему русских народных сказок.
Для работы могут потребоваться:
- Белый картон формата А-4.
- Бумага для акварели формата А-3.
- Бумага с нанесённым на неё уже готовым рисунком.
- Белая и цветная бумага.
- Ножницы.
- Клей ПВА или клей-карандаш.
- Чёрный маркер.
Создаём основной фон:
- На бумагу для акварели приклеиваем картон.
- Из бумаги с нанесённым рисунком вырезаем разные фигуры, это будут полянки.
- Приклеиваем их на фон, который сделан из картона.
Делаем композицию: «Домик на цветущей полянке»:
- Для будущего окошка вырезаем из белой бумаги два элемента в виде цифры «9», но хвостик цифры делаем не закруглённый, а прямой.
- Соединяем элементы между собой.
- Наклеиваем окно на бумагу жёлтого цвета. Получилось светящееся окно.
- Вырезаем полоски из коричневой бумаги, это будет стена домика.
- Вырезаем треугольник, это крыша домика.
- Соединяем элементы на основном фоне.
- Из жёлтой бумаги вырезаем полукруг, это будет солнышко
- Вырезаем волнистыми линиями широкие неровные фигуры, это будут кусты и деревья.
- Всё это наклеиваем на основу.
- Вырезаем ровный круг, наклеиваем его около домика, рисуем на круге мордочку. Получилась сказка о колобке.
Матрёшка
Эта русская кукла не менее популярна, чем Барби. И сделать ее самостоятельно не составит особого труда.
Из картона
Для изготовления матрёшки из картона потребуется:
- Картон красного цвета.
- Набор разноцветной бумаги.
- Фломастеры.
- Ножницы.
- Клей ПВА или клей-карандаш.
- Простой карандаш.
Делаем заготовку:
- Рисуем заготовку на изнаночной стороне картона и вырезаем её.
- Делаем платок из бумаги жёлтого цвета (или любого другого, какой больше нравится). Для этого заготовку кладём на цветной лист и обводим только верхнюю часть.
- Вырезаем платок, наклеиваем на верхнюю часть матрёшки.
- Вырезаем круг из белой бумаги, накаливаем это круг на верхнюю часть будущей матрёшки. Далее рисуем лицо.
Украшаем матрешку цветочком:
- Вырезаем квадрат из цветной бумаги.
- Складываем его по диагонали несколько раз.
- С помощью ножниц закругляем концы.
- Разворачиваем цветочек и накаливаем на матрёшку.
Берёза из бисера
Для изготовления этой поделки потребуется:
- Бисер зелёного цвета.
- Проволока толщиной от 0,3 мм до 1 мм.
- Нитки.
- Алебастр.
- Клей ПВА.
- Акриловая краска и кисточка.
Выполнения работы.
- На проволоку надеваем бисеринки и закручиваем в петлю. Таких заготовок надо 15 штук.
- Соединяем веточки между собой.
- Формируем ствол.
- Берём любую ёмкость.
- Разбавляем алебастр с клеем и водой в следующей пропорции: 2 ст. ложки алебастра, 1 ст. ложка клея, разбавляем водой, оставляем все на 12 часов.
- Красим этим раствором ветки ствола.
- На белую высохшую краску наносим чёрную.
Русская печь
Русскую печку можно сделать из многих подручных материалов. Но мы рассмотрим самые популярные варианты.
Из картона
Этапы выполнения:
- Делаем разметку. Длина 15 см, высота с трубой 15 см, высота с другой стороны трубы 10 см, общая ширина 8 см, ширина с трубой 6 см, труба 5 см.
- Делаем припуски на швы.
- Вырезаем и склеиваем клеем ПВА.
- Труба выполняется отдельно из тонкого картона.
- Грунтуем акриловой краской белого цвета.
- Вырезаем кирпичики, красим их и наклеиваем на печь.
Аналогично можно сделать и из плотной бумаги.
Вязанная
Поделка вяжется крючком из тонких и жестких нитей для вязания крючком, названием таким нитям «Ирис».
Для вязки печи потребуется пряжа «Ирис» разных цветов и крючок нужного размера:
- Белая. Основная часть печи.
- Коричневая. Нижняя часть печи.
- Чёрная. Заслонка, горшок на трубе и ухват.
- Серая. Ручка на заслонке.
- Бежевая. Выступ для горшка.
- Оранжевая. Огонь в печи.
- Наполнитель из ваты или синтепона.
- Проволока для каркаса ухвата.
- Картон для каркаса выступа печи.
Технология вязки:
- Вязать печку следует столбиком.
- Накид делать не надо.
- При вязании убирать петли по краю полотна.
Русская изба из коробки и пластилина
Для изготовления поделки «Русская изба» потребуется:
- Коробка.
- Клейка лента имитирующая дерево.
- Канцелярский нож.
- Клей ПВА, клей «Момент» или суперклей.
- Ножницы, веревочка, скотч.
- Пластилин.
- Коричневый картон.
- Стеновые панели.
- Краски и кисть.
Этапы изготовления:
- Обрезаем коробку, но две стороны оставляем высокими.
- Вырезаем окна.
- Обклеиваем изнутри стены.
- Делаем бревнышки из коричневого картона.
Пластилин пригодится для изготовления домашней утвари.
Тряпичные куклы народной тематики
Для появления такой куклы на свет нам потребуется:
- Ткань размером: сорок на пятнадцать сантиметров (белая, пёстрая и однотонная).
- Небольшая «тряпочка» под фартук десять на восемь сантиметров.
- Пряжа из неё будем делать волосы.
Этапы изготовления куклы:
- Изготовляем тело. На отрез белой ткани укладываем синтепон и сворачиваем ткань пополам.
- Голову. На конце делаем скрутку и закрепляем её нитью.
- Руки. Ткань складываем пополам, завязываем края.
- Скрепляем тело и руки ниткой. Нитью выполняем крестообразный рисунок на груди. Это будет соединять руки и тело. Обматываем ей пояс. Затягиваем нитку.
- Создаём нижнюю юбку. На однотонной ткани формируются складки. Нитками закрепляем юбку. Надеваем юбку на куклу
- Приделываем фартук и пояс. Ткань для фартука привязываем ниткой к лицевой (передней) части куклы.
- Делаем волосы. Пряжу наматываем на плотный картон в несколько слоёв, затем разрезаем пряжу с одного края. Выравниваем пучок и закрепляем его на голове.
Вышеперечисленные примеры это не всё, что есть в традиции изготовления «Русской народной игрушки». Этой статьёй хотелось привлечь как можно больше людей к изучению родных традиций, обрядов и истории России в целом.
Фото идеи русских народных поделок
Об авторе: преподаватель, эксперт в сфере ручной работы и вязания.
Задать вопрос
Кузьминки (кузьмодемьянки) – праздник, отмечаемый девушками в осенний день памяти Космы и Дамиана (1/14 ноября), в народной традиции – Кузьмы и Демьяна. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она угощала семью едой, приготовленной самостоятельно. Основными ритуальными блюдами на Кузьминках были кушанья, сделанные из курицы. С одной стороны, эта обрядовая трапеза воспринималась как жертва св. Кузьме и Демьяну, которые считались покровителями этих птиц, с другой стороны, в аграрных и семейных обрядах куры и яйца выполняли роль символов плодородия и брака, поэтому «допустимо предположить взаимную связь значения Кузьмы Демьяна как покровителей девушек, устроителей брака, пособников в женских работах и значения покровителей домашней птицы, всецело находящейся на попечении женщины – хозяйки дома».
Вечером (иногда в течение трёх дней) девушки собирались и справляли «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку – и готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд которой была каша, варили также козьмодемьянское пиво. Часто девушки продавали кашу парням за небольшие деньги. Её раскладывали в чашки разных размеров, а полученные деньги делили между собой. Девушки подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего её ели в определённом порядке: сначала блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом.
В Спасском уезде Казанской губернии кузьминская братчина начиналась с того, что парни стояли у входа в избу, а девушки садились на лавки и пели:
Ух ты братчинка, солдатчинка,
Яровая, хмелевая, весёлая голова!
Не ходи мимо сада,
Не прокладывай следа…
Песни, исполняемые на Кузминках, были посиделочными и игровыми, исполнявшимися и в другие дни. Так, пели: «Как по ярмонке купчик едет»; «Верба, верба, вербица»; «Уж ты Семенька, Симеонушка»; «Распосей своё горе»; «Ты, поповна». Широко исполнялась песня:
На Кузьму, Кузьму Демьяна,
На девичий праздник,
Тут и девушки играли,
Ванюшку увидали.
Он не в шубе, не в кафтане,
В белом балахоне.
Две её первые строки часто присоединялись к различным песенным текстам, чтобы связать их с девичьими Кузьминками. Помимо песен ещё одним развлечением в этот день были игры. Среди них непременно присутствовали так называемые поцелуйные. В одной из них парни и девушки, становясь в круг, исполняли песню: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» – в это время одна из пар кружилась, целовалась, а затем уступала место следующей.
В последний день Кузьминок в некоторых деревнях Пензенской губернии и в ряде других мест проводили обряд «свадьба и похороны Кузьмы Демьяна», во время которого девушки изготавливали соломенное чучело и одевали его в мужскую рубаху, штаны, «чапан» (верхнюю одежду из сукна), подпоясывали кушаком, обували в старые лапти. «Потешное венчание» состояло в том, что «Кузьку женили» на одной из девушек. Затем происходили «похороны»: поместив чучело на носилки, девушки уносили его в лес, за территорию деревни или села, раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали его. Первоначально этот обычай имел магическую символику. Солома олицетворяла зрелый злак будущего урожая, а чучело – растительную силу земли, поэтому его уничтожение возвращало эту силу обратно. А веселье, смех, пляска девушек на «соломенном теле Кузьмы Демьяна» символизировали стремление человека к плодородию и новой жизни.
Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, включался в осенний свадебный период вместе с праздниками Покрова Богородицы и св. Параскевы, когда происходили смотрины невест, завязывались знакомства среди молодёжи, совместные игры и ухаживания и вследствие этого был окрашен в свадебные тона. Недаром среди главного угощения Кузьминок – свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша; кроме того, это день «свадебных кузнецов» – Кузьмы и Демьяна, одновременно являвшихся покровителями брака, семьи и домашнего очага. По народным представлениям, они выковывают свадьбу, свадебные венцы и брачные узы (цепи). Не зря их именовали «матушка Кузьма Демьян», превращая в женское божество, ведь эти святые особенно почитались девушками и женщинами, которым они покровительствовали не только в праздничное время, но и во время работы. Женщины обращались к ним за помощью в летнее время, когда начинали жатву, и в осеннее, собираясь прясть. Кроме осеннего праздника, отмечаемого девушками, существовали летние Кузьминки, приуроченные к летнему дню памяти Космы и Дамиана (1/14 июля), который особо праздновали женщины.
[ … ]
История праздника Кузьминки
Кузьминки (Курьи именины) — что это такое? Каким был праздник Кузьминки в Древней Руси?
Когда на Руси начали праздновать Кузьминки?
Почему праздник Кузьминки назвали Курьими именинами? Этимология слова «Кузьминки».
Как выглядит праздник Кузьминки? Фото празднования Осенних Кузьминок.
Описание празднование Кузьминок (не из википедии).