Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Семицветик»
Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей — подготовительной группы «Одуванчики» компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Подготовила: воспитатель логопедической группы Руколеева Ю.А.
Отрадное 2017
Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей группы.
Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.
Задачи:
- Развивать активную речь детей, умение выразительно рассказывать стихи.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Образовывать имена существительные множественного числа.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
- Воспитывать интерес к культуре русского народа.
- Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.
Действующие лица: ведущая, дети старшего — подготовительного возраста.
Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.
Материалы и оборудование: муляжи овощей, деревянные ложки, картинки капусты, мнемотаблицы для составления поговорок о Кузьме и Демьяне, магнитная доска. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Вводная часть.
Ведущая: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?
Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.
Основная часть.
Ведущая: В народе говорили:
— Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!
— Не заковать реку без Демьяна!
А теперь с помощью мнемотаблиц вы сами составите поговорки.
(Дети вместе с ведущей составляют поговорки).
— Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!
— Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!
Ведущая: Обычно в эту пору умеренные морозы:
— Демьянов путь – не путь, а только перепутье!
То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,
что «Кузьминки – по осени поминки».
На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.
1 ребенок: Осень! Осень золотая!
Голубая неба высь!
Листья желтые слетая,
На дорожку улеглись.
2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,
Приглашает нас в лесок
Там под елкою, в тенечке
Вырос маленький грибок!
3 ребенок: Сад раскрасился цветами
Астр, пионов, георгин
А вверху огнем пылают
Грозди красные рябин!
4 ребенок: Что грустить теперь о лете!
Осень в гости к нам пришла
В позолоченной карете
Всем подарки привезла!
Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой
Ведущая: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.
С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:
Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,
Что пожнёшь, то и смолотишь,
Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!
Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)
Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай.
На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.
Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.
Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
- Какие труды… (такие и плоды);
- Семь раз отмерь… (один отрежь);
- Землю красит солнце… (а человека труд);
- Красна птица перьем… (а человек уменьем);
- Под лежачий камень… (вода не потечёт);
- На печи заседать… (хлеба не видать);
- Труд человека кормит… (а лень портит);
- Скучен день до вечера… (коли делать не чего).
Ведущая: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и
огородов?
Ответы детей: заготовка овощей.
Песня «Вот какие кочаны»
Ведущая: А вы знаете что такое кочаны?
Ответы детей: капуста.
Ведущая: Мы сейчас с вами поиграем в игру «Один – много»
(Ведущая на магнитную доску ставит картинки капусты, а дети отвечают.)
Одна капуста — много капусты
Один кочан – много кочанов.
Ведущая: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?
Ответы детей: кочерыжка.
Одна кочерыжка – много кочерыжек.
Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.
Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»
— А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».
Пальчиковая игра:
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – капуста!
— Мы капусту рубим, рубим.
— Мы морковку трем, трем.
— Мы капусту солим, солим.
— Мы капусту жмем, жмем.
— Перемешиваем!
— В бочку плотно набиваем
— И в подвалы составляем.
Ведь капуста, как известно.
Во всех видах нам полезна.
Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,
вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.
Русская народная песня «Дуня-тонкопряха».
Ведущая: На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на ложках он игрец..
Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.
Наши ложки знает целый мир
Наши ложки русский сувенир
Хохломские, псковские,
Тульские, загорские,
Вятские, смоленские.
Ложки деревенские!
Ведущая: ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Заинька серенький» У ведущей в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Ведущая обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук — тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»
Ведущая отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»
Ребенок отвечает: «Вася…»
Ведущая продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»
Ведущая играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.
Заключительная часть.
Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу.
Кузьминки были хороши.
Повеселились мы, ребята, от души!
Ведущая: Ребятушки скажите мне пожалуйста, что вы сегодня узнали нового, чему научились?
Ответы детей: о Кузьминках?
Ведущая: Какого числа отмечался этот праздник?
Ответы детей: 14 ноября.
Ведущая: Как звали святых братьев, покровителей кузнецов и женщин рукодельниц?
Ответы детей: Кузьма и Демьян.
Ведущая: молодцы детушки, все запомнили.
Ведущая: Осень каждый год приходит не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами! Осень очень щедра и приготовила нам угощенье. А теперь давайте угостим наших гостей дарами осени и скажем им до свидание.
Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»
для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.
Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.
Задачи:
Развивать зрительную и слуховую память.
Образовывать имена существительные множественного числа.
Развивать мелкую моторику и координацию движений.
Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
Воспитывать интерес к культуре русского народа.
Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.
Действующие лица: Хозяюшка, два Скомороха, дети старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.
Материалы и оборудование: муляжи овощей, деревянные ложки( по количеству участников), картинки капусты, магнитная доска, лоскутки ткани по количеству участников, табуретка мотки шерстяных ниток. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Встречает детей хозяюшка
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, будьте, как дома!
Пусть моя изба не красна углами, но рада гостям, как добрым вестям! У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
Хозяйка усаживает гостей на лавку.
Хозяюшка: Пригласила я вас на праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В этот день не принято было работать, а в гости ходили песни пели, играли, хороводы водили и госте угощали разными явствами : кашами, лепешками, пирогами, курником и яйцами варёными!
Хозяюшка: К этому времени темнело рано на улице, девушки садились в самой большой горнице и пряли, и вязали, и вышивали; да приговаривали:
Прялка не бог, а рубаху дает!
Не ленись прясть, хорошо оденешься!
Какова пряха, такова и рубаха!
Тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!
Хозяюшка: вот и у меня есть клубочки, давайте с ними поиграем и смотаем, а заодно и проверим кто самый проворный и быстрый.
Игра «Кто быстрее нитки смотает?»
(табуретка, к ней привязаны 4 клубка ниток)
Стук в дверь, входят скоморохи, здороваются.
Скоморох1: Здравствуй, хозяюшка! Прошлись мы и посмотрели, все Кузьминки отмечают, веселятся. Ведь закончились сбор урожая. А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и огородов?
Ответы детей: заготовка овощей.
Скоморох1: Вот и мы пришли, да не с пустыми руками.Принесли вам кочанов (показывают кочаны). А вы знаете что такое кочаны?
Ответы детей: капуста.
Скоморох1: Мы сейчас с вами поиграем.
Игра «Один – много»
(Скоморох на магнитную доску ставит картинки капусты,
а дети отвечают.)
Одна капуста — много капусты
Один кочан – много кочанов.
Скоморох1: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?
Ответы детей: кочерыжка.
Одна кочерыжка – много кочерыжек.
Одна морковь – много моркови.
Одна клюква – много клюквы.
Скоморох1: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.
Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»
— А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»
Что за скрип?
Что за хруст?
(пожимают плечами)
Это что еще за куст?
(перекрещивают ладони с расставленными в стороны пальцами)
Как же быть без хруста,
(шагают указательным и среднем пальцами по коленям)
Если я – капуста!
(кисти рук складывают в шар)
— Мы капусту рубим, рубим.
(движения ребром ладоней вверх-вниз)
— Мы морковку трем, трем.
(кулаки трем друг о друга)
— Мы капусту солим, солим.
(пальцы складываем в «щипотку»)
— Мы капусту жмем, жмем.
(придавливаем кулаки о колени)
— Перемешиваем!
(вращаем кулаками)
— В бочку плотно набиваем
(перекрещиваем пальцы обеих рук и прижимаем к коленям)
— И в подвалы составляем.
(обнимаем колени обеими руками)
Ведь капуста, как известно.
Во всех видах нам полезна.
(поглаживают живот обеими руками)
Скоморох2: Да, весь урожай собран и зерно в мешках стоит. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:
Что посеешь, то и пожнёшь,
Что пожнёшь, то и смолотишь,
Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!
Скоморох2: Надо зерно на мельницу отнести, да в муку смолоть.
Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)
Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай.
На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь.
Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры.
Игра повторяется.
Скоморох1:
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на ложках он игрец..
Скоморох2:
Наши ложки знает целый мир
Наши ложки русский сувенир
Хохломские, псковские,
Тульские, загорские,
Вятские, смоленские.
Ложки деревенские!
Скоморох1: Ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем.
Игра«Заинька серенький»
Проводят скоморохи по очереди.
У скомороха в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу.
Скоморох обходит круг за спинами у детей и напевает:
Заинька серенький в гости пошел.
Заинька серенький ложки нашел.
Ложки нашел, к дому подошел.
Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук — тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»
Скоморох отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»
Ребенок отвечает: «Вася…»
Скоморох продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»
Скоморох играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.
Хозяюшка: Наши мужчины мастера на все руки, Да и женщины от них не отставали, везде поспевали. И детушек малых уму разуму учили. Не пропадал в хозяйстве и не один лоскуток, очень уж тяжело доставался. Учили шить, мастерить ребятишек. Давайте и вас научим. Сделаем подарки для ваших мам.
Дети и взрослые делают тряпичную куклу.
Хозяюшка: спасибо вам ребятки и вам Скоморохи, что пришли, хорошо мы повеселились. Кузьминки встретили. Осень проводили, зиму встретили. Уважили святых Кузьму и Демьяна. А теперь пора и отдыхать. Завтра дел много.
Прощается. Дети уходят в группу.
Песня «Капуста»
Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова И. Мазина.
Как на грядке сто одежек
Тра-ля-ля тра-ля-ля
Появилось без застежек
Тра-ля-ля тра-ля-ля
Припев:
Вот такие кочаны!
Вот такой величины!
Вот такие кочаны!
Вот такой величины!
Было пусто стало густо
Тра-ля-ля тра-ля-ля
Поднялась моя капуста
Тра-ля-ля тра-ля-ля
Что ж вы дяди что ж вы тети
Тра-ля-ля тра-ля-ля
Есть капусту не идете?
Тра-ля-ля тра-ля-ля
ПРОЕКТ
«Праздники русского народа»
Сценарий
фольклорного праздника «Кузьминки» в МБОУ СОШ №17
Подготовили и провели:
учитель музыки Дубровина Л.А.
учитель-логопед Кравченко В. Е.
ЦЕЛЬ:
продолжить знакомство с православными праздниками в рамках народного календаря
•
Знакомство детей с житием святых Кузьмы и Демьяна
•
Формирование представлений о жизни предков
Задачи:
·
расширить
круг знаний детей о православных праздниках;
·
познакомить
с обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна, более подробно
рассмотреть его как девичий праздник;
·
содействовать
развитию творческого воображения; через систему праздников народного календаря,
познавательного интереса к специфике бытовой народной культуры;
·
приобщать
к традициям народной культуры через инсценирование русских народных песен,
движениям, характерным для русского народного танца;
·
воспитывать
любовь к Родине, своему народу, уважение к русскому языку.
ОБОРУДОВАНИЕ:
·
Элементы
русской избы
·
Колесо
с лентами для игр
·
Чучело
Кузьки
·
Народные
стилизованные костюмы для детей и тетушки Арины
Ведущая:
14
ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Наши
предки поздней осенью отмечали праздник, который назывался Кузьма-Демьян. Русский
народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и
женщин-рукодельниц.
Действие
происходит в гостях у тётушки Арины
Тётушка
Арина: (ставит угощение на стол – пироги, самовар, чай)
Ох,
и вкусные пироги у меня получились! Сегодня у нас посиделки. Ребятишки, да и
взрослые, решили осень проводить, а заодно и праздник Кузьмы и Демьяна
отпраздновать. Осень торопит, зима не ждет. Осень-жируха со злюкой — зимой
борется. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили,
огород перекопали. Пора и зимними делами заняться. По такому случаю с Кузьминок
устраивают посиделки.
Тётушка
Арина: А вот и гости идут. (Сидоров, Иванков, Шматок Ж)
Гости:
Доброго денечка, тетушка Арина! Вот решили принять твое приглашение на
посиделки!
• А что делать: не по домам же сидеть да в
окно глядеть.
• Правильно, не будем печалиться и
туманиться. Будем осень провожать.
Тётушка
Арина: Вот и молодцы. Я рада видеть вас у себя в гостях.
Ждет нас праздник большой, праздник радостный. Посмотрите-ка на мой стол:
видите, у меня все готово.
Стук
в дверь
Дети
разыгрывают сценку. Степанова Таня — гость, Румянцева
Алина-гость, Бачурина Полина- хозяйка, Сидоров Сергей- хозяин
Хозяин:
Проходите,
гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!
1-я
гостья:
Туда
голуби не летают,
Где их привечают.
Хозяйка:
Давно
вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.
2-я
гостья:
Ехали
мы мимо,
Да завернули до дыму.
Хозяин:
Собралось
к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!
Хозяйка:
Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
Хозяин:
Удобно
ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
1-я
гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка:
В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Хозяин:
Праздник
этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!
Дети
рассаживаются на лавки
Ведущая:
Пришли
парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна
женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?
ДЕТИ
И ВЗРОСЛЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ (вязание, шитье, вышивание, прядение, ткачество) .
Тётушка
Арина Вот и мы сейчас с вами порукодельничаем. Выходите,
кто смелый. Будем пряжу в клубки перематывать.
На
сцену приглашаются рукодельницы
Музыка
ИГРА «Смотай клубочек»
Тётушка
Арина: На посиделках девушки пели песни и разыгрывали их.
Музыка
«Клубок»,
девочки
4-6 класс
Уж
я улком шла
Переулком
шла
Клубок
ниток нашла
Клубок
катится
Перекатится
Нитка
тянется
Перетянется
Нитка
дале, дале, дале
Клубок
боле , боле, боле
Я
за ниточку бралась
Тонка
нитка порвалась (танцующие встают держась за руки друг за другом, водящий
закручивает всех в «Клубок»)
Тётушка
Арина: Ото всех дверей, ото всех ворот, Приходи скорей,
торопись народ!
Музыка
На сцену приглашаются частушечники
Частушки
Выхожу
и начинаю
Я
свои частушки.
Затыкайте,
дорогие,
Свои
нежны ушки.
Уж
как наши-то ребята
Издали
– что короли!
Надеты
белые рубахи,
С
лакировкой сапоги!
Девки,
пойте, девки, пойте,
Веселитесь
от души!
Хороши
Кузьминки наши
И
мы тоже хороши.
По
дороге мы пошли
И
Кузьму увидели.
Под
крыльцом сидел и плакал –
Курица
обидела.
Не
хотели мы плясать,
Стояли
и стеснялися.
А
Кузьма заиграл –
Мы
не удержалися.
А
у нас во дворе
Квакали
лягушки.
А
я с печки босиком –
Думала
подружки!
Балалаечка-гудок
Свое
дело знает.
Она
в Кузькиных руках
Хорошо
играет.
Катится
горошинка,
Идет
моя хорошенька;
Катится,
катается,
Идет
моя красавица.
Хотел
я уточку убить –
Серая
закрякала;
Хотел
я девочку забыть –
Бедная
заплакала.
У
меня подружечка –
Пуховая
подушечка.
Я
поплачу, пореву,
Она
не скажет никому.
Вот
частушки мы пропели,
А
теперь торопят нас.
До
свиданья, мы с частушкой
К
вам приедем еще раз!
Тётушка
Арина: Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и
Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская
Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили курицу,
служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом
не будут болеть. А еще варили лапшу – это было почетное угощение. Под утро,
расправившись с угощением, парни отправлялись воровать соседских кур. К кражам
такого рода крестьяне относились довольно снисходительно, а если бранились, то
только для порядка.
Наших
парней я тоже приглашаю повеселиться, сыграть в петушиные бои.
Игра
«Петушиный бой».
В
очерченный круг выходят игроки. Руки убирают за спину и плечом пытаются
вытолкнуть друг друга из очерченного круга.
Ведущая:
На
Кузьминки молодежь на три дня снимала помещение, устраивала посиделки. Время
проводили за любимым занятием: кто прядет, кто вышивает, кто вяжет, кто из
глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки вырезает. А в работе парням
и девушкам помогают Кузьма и Демьян. Они – большие работники. Они и кузнецы,
они и плотники.
Песня
«Во кузнице»
Тётушка
Арина: А вот ещё гости к нам пожаловали!
(входят
два мальчика – кузнецы).Ханин Иванков
Первый
кузнец: Идут кузнецы из кузнецы,
Несут
кузнецы два молота.
Второй
кузнец: Галки, вороны, собирайтесь к нам.
Варите
кутью, поминайте Кузьму!
Кузнецы:
Хозяйка, кузнецы нужны?
Хозяйка:
Кузнецы всегда нужны. А вы что делать умеете?
Кузнецы:
Мы все умеем. И сейчас покажем свое умение.
Мальчики
должны забить гвозди в деревянные плашки
Музыка
Конкурс мальчиков
Тётушка
Арина: Кузьминки – праздник кузнецов. В народе рассказывают,
что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, а просили,
чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками».
Музыка
Конкурс
аттракцион. «Кто быстрее съест кашу»
Тётушка
Арина: На посиделках не только трудились, но и играли.
Парни
любили играть в игру «В углы».
Четверо
играющих стоят по углам, а один – в центре. По сигналу: «Угол на угол!
Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается
занять любой из углов. Тот, кто остался в центре, — проигравший. Выбрав себе
замену – любого из играющих – он выбывает из игры.
Тётушка
Арина: Осенью всегда проводили ярмарки, на которой можно
было купить все, что тебе нужно: посуду, игрушки, домашних животных, сладости.
Ведущая:
А
у девушек любимое развлечение на ярмарке – карусель.
Музыка
Игра
«Заря-заряница»
Выбираются
двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут
хороводом и поют:
Заря-заряница,
Красная
девица,
По
полю ходила,
Ключи
обронила,
Ключи
золотые,
Ленты
расписные.
Один,
два, три – не воронь,
А
беги как огонь!
На
последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет
освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе
следующего напарника.
Тётушка
Арина: При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили
людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без
боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто
никого не обижал.
Исполняется
хороводная игра «Дударь».
В
центре круга водящий – Дударь.
Дударь-дударь,
дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый,
старый старичище,
Мы
тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб
расправил плечи, (Расходятся.)
Мы
тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь
ты пригожим:
Ты
омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И
развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь,
дударь, что болит?
—
Нога!
Если
Дударь сказал: «Все болит! » все разбегаются, а Дударь ловит играющих
Тётушка Арина: Про Кузьминки говорят так:
• Кузьминки –
об осени поминки.
• Кузьминки –
встреча зимы.
Ведущая: Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на
земле и на воде.
•
Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы
Ребята,
вы знаете, есть очень старинная русская игра. Но мы с вами хорошо её знаем,
любим и часто играем. Она называется «Молчанка».
Игра
«Молчанка»
Описание
игры.
Выбирают
ведущего, остальные садятся вокруг него и поют:
«Кони,
кони, кони
Сидели
на балконе,
Чай
пили, ложки били,
По-турецки
говорили:
Чаби-чаляби,
чаляби-ляби, ляби!
Мы
набрали в рот воды
И
сказали всем: «Замри! »
А
кто первый отомрет,
Тот
получит шишку в лоб.
Шишка
небольшая,
Просто
золотая! »
После
того, как спели последние слова, все замолкают. Водящий старается рассмешить
каждого из детей – смешными гримасами, движениями, веселыми приговорками. Если
кто-то из игроков засмеется или скажет слово, он отдает водящему свой фант.
В
конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют
песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ножке.
Игра
«Золотые ворота»
Золотые
ворота
Пропускают
не всегда.
Первый
раз – прощается,
Второй
раз запрещается,
А
на третий раз
Не
пропустим вас.
Гости
выносят чучело Кузьки
Тётушка
Арина: Вот он наш Кузенька. Не утерпел сидеть за печкой и
явился. Ребята, давайте величать Кузюшку
Дети
водят хоровод вокруг Кузьмы
Милый
ты наш Кузюшка, мы тебя славим!
Мы
тебя славим, в хоровод поставим!
Мы
тебя встречаем, тебя величаем,
Распрощаемся
с тобой, ты иди на покой!
Чучело
Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.
Исполняется
общий танец на соломе.
Ведущая Дубровина Л.А.
Тётушка Арина Кравченко В.Е.
Народный календарь.
14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени.
Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых
братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин –
рукодельниц.
Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины:
отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого
каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по
сердцу.
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам,
что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем
помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:
Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и
рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и
непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения
праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке,
плясали и сжигали куклу.
Гулянье часто продолжалось до утра.
Тема: “На Кузьму – Демьяна” (фольклорно-обрядовый праздник)
Задачи:
- Способствовать формированию представлений о содержании, структуре
русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части
музыкального фольклорного наследия. - Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского
фольклора, развивать творческое мышление. - Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников
и детей дошкольного возраста.
Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы,
самовар.
Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.
Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен,
коробочка.
Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Гости (дети подготовительной группы,
школьники, вокальная группа взрослых), Дед Трифон, мальчики – солдаты.
Ход праздника
Ведущая:
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
& Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно
глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?
Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник
большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.
Кузьминки – по осени поминки.
Хозяин:
Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!
& Под русскую народную музыку входят взрослые с детьми подготовительной
группы.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!
1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.
Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.
Хозяйка усаживает гостей на лавку.
Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.
Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.
1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!
2-я девушка: И пироги, и яички!
3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда
курники пекли.
Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.
4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в
этот день не работает.
& Дети подготовительной группы и группа взрослых исполняют народную песню
“На Кузьму – Демьяну”.
Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.
Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?
Хозяин: Скоро, скоро будут!
Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу
прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не
отстать в работе от тех, кто начал её раньше.
Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!
1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!
2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!
& Дети подготовительной группы исполняют народную песню “Уж ты, прялица,
кокорица моя”.
Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо
поете, а как пляшите?
& Дети исполняют танец “Прялица”.
Раздается стук в дверь, заходят еще гости: дети– школьники и взрослые.
Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!
3-я гостья:
Туда голуби не летают,
Где их привечают.
Хозяйка:
Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.
4-я гостья:
Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.
Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
5-я гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Хозяин:
Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!
Хозяйка:
Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!
& Дети исполняют песню “Девки, пойте, девки, пойте!”
Стук в дверь.
Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!
& Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”
Заходят мальчики с Дедом Трифоном.
Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!
Принимай молодцев.
Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.
Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.
1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.
2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!
3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!
4-й мальчик:
Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!
5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!
Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую казачью песню!
А все нам подпоют.
& Исполняется казачья песня “Если хочешь быть военным”.
Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших
ребят?
Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли
сюда с девчатами поиграть?
& Исполняется игровая песня “Нынче праздничек…”
Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, выбирает мальчика, чье имя
пропето, игра повторяется до тех пор, пока мальчики не найдут себе пару.
& Исполняется “Парная пляска”.
Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли.
Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!
Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.
& Группа взрослых исполняет свадебную песню “Перевейся, хмелько…”
Хозяйка: Венчать их пора, венчать!
& Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.
В конце песни чучело падает.
Невеста: Ох, упал, родимый!
3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с
собой унес, дорогу зиме вымостил.
4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя
повеселим!
& Исполняется песня “Вот задумал комарик жениться!” (С оркестром.)
5-я гостья:
Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?
Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.
& Исполняется общий танец на соломе.
Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!
25.04.2014
методист, педагог-организатор
Данное мероприятие является одной из форм по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере святых Кузьмы и Демьяна (Косма и Дамиан), которых почитали на Руси, дети убеждаются что в народе ценилась честность, мастеровитость. С интересом узнают о забытых обрядах и традициях и с удовольствием участвуют в них.
Оценить
1318
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дом детства и юношества № 2»
город Красноярск
Методическая разработка праздника
«КУЗЬМИНКИ—ВСТРЕЧА ЗИМЫ»
для детей 7- 9 лет
автор Харламова Татьяна Александровна
методист, педагог-организатор
2014 г.
Пояснительная записка
Данное мероприятие является одной из форм подуховно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере святых Кузьмы и Демьяна (Косма и Дамиан), которых почитали на Руси, дети убеждаются что в народе ценилась честность, мастеровитость. С интересом узнают о забытых обрядах и традициях и с удовольствием участвуют в них.
День братьев Кузьмы и Демьяна (или Кузьминки)издавна на Руси считался праздничным днем.Кузьминки праздновали 14 ноября. Это праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Немало народных примет было связано с этим днем:
Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Если на Кузьму – Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозный.
«Если на Кузьму дороги развезет грязью – не жди мороза до самого декабря».
Кузьма да Демьян – кузнецы, куют лед на земле и на воде. В народе их считают покровителями всех мастеров и мастериц, главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. В народе рассказывают, что Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали. За работу денег не брали ни с кого, а просили, чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками». В день, посвященный памяти этих святых – бессребреников варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать!»
Раньше в деревне все делали своими руками: и ложки, и плошки, и столы. А женщины принимались за зимнюю пряжу, чтобы после связать из нее зимние вещи или наткать теплых тканей. При этом они обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше. В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.
Братья обучались врачебному делу, в благодарность за праведный образ жизни им была дарована способность исцелять людей и скот «во славу Божию». Говорят, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не задирал.
Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. Считалось, что Кузьма и Демьян, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире.
С праздником Кузьмы-Демьяна связан еще один обычай. В этот день справляли курьи именины. Богатые люди отправляли кур в подарок бедным родственникам. Крестьянки приносили птиц в дар боярыням, а те в ответ одаривали их лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными. В ноябрьский день девицы – посиделочницы устраивалив складчинупир – беседу, собирались с парнями пообщаться, повеселиться и поиграть. Для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование, где в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша, приглашались молодцы, которые по сердцу. Говорили так: «Кузьминки – курьи именины». «На Кузьму – Демьяна – курицу на стол». Во время еды строго следили за тем, чтобы косточки не ломались, а то цыплята будут уродливые.
ПРАЗДНИК «КУЗЬМИНКИ — ВСТРЕЧА ЗИМЫ»
для детей 7 — 9 лет
Цели праздника:
знакомство и приобщение детей к обычаям и традициям русского народа через праздник «Кузьминки»;
воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;
Развитие творческих способностей обучающихся и интереса к русской культуре.
Оборудование:оформление зала: плакат «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать»; изделия народных промыслов, прялка; петушки на палочке (для угощения).
Участники праздника: дети 7-9 лет (в национальных русских костюмах). Для праздника заранее готовят — стихи, песни, приглашают на праздник своих близких.
Предварительная подготовка: знакомство с народным календарём, пословицами, поговорками, подготовка чтецов (роли у детей-участников), разучивание песен, подготовка бумажных ободков на головы с обозначением персонажа (Кузьма-ноябрь, Демьян-декабрь)
Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка.
Действующие лица: ведущая праздника; дети — чтецы, Кузьма (ноябрь), Демьян (декабрь)
Звучит фонограмма весёлого наигрыша. Дети и гости размещаются в зале. Выходит ведущая праздника, Кузьма (ноябрь), Демьян (декабрь). Перед зрителями полукругом выстраиваются чтецы в народных костюмах. У девочек на плечах большие цветастые платки.
1-й чтец: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
2-й чтец: Слушайте, да глядите,
Да не говорите, что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.
3-й чтец: Много мы обрядов знаем.
Дети: А давайте-ка Кузьминки обыграем!
3-й чтец: Рассаживайтесь поскорей
Кто в кресло, кто на лавку,
2-й чтец: Да не делайте давку!
1-й чтец: Ну что тут долго толковать,
Вместе: Пора наш праздник начинать!
Исполнение РНП «Шёл да пошёл»
Ведущая: Ноябрь за окном, месяц студёный. На Руси называли его Грудень. В этом древнерусском слове – картина предзимнего времени: смёрзшаяся земля лежит безжизненными грудами, наступают сумерки года, раскрываются ворота зимы, сковывают воду ледовые кузнецы.
«Ноябрь»: Не сковать реку без ноября-кузнеца.
«Декабрь»: Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
Ведущая: Рассвет с сумерками среди дня в ноябре встречаются,
А мы встречаемся в ноябре с Кузьмой и Демьяном.
«Ноябрь»:
Идёт Кузьма из кузницы, (Проходит вперёд.)
Несёт Кузьма два молота. (Поочерёдно поднимает вверх кулаки.)
Для рек и прудов (Проговаривая текст, метрично.)
Накуёт мостов. (Стучит по 4 разакулаком о кулак.)
«Декабрь»:
Идёт Демьян из кузницы,
Несёт Демьян два молота.
С бережка на бережок
Возведёт мосток. (Действия те же.)
Ведущая:Кузьма и Демьян — жили на самом деле и за добрые дела их возвели в ранг святых. С их именами связано множество народных верований. Первое и самое основное – способность исцеления от недугов и оказание врачебной помощи. А ещё Кузьма и Демьян были замечательными мастерами — кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Их считали — покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а ещё говорят, что Кузьминки — по осени поминки, встреча зимы.
1-й чтец: Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Жили в Азии когда-то
2-й чтец: И по доброте своей
Исцелять могли людей.
3-й чтец: Врачевали от недугов,
Изгоняли вредных духов,
1-й чтец: Милосердием души
Очень были хороши!
2-й чтец: Хоть и были небогаты,
Но с людей не брали платы,
3-й чтец: Не просили ни гроша
Братья — добрая душа.
Вместе: Оттого их святый труд
Бессеребряным зовут.
Ведущая:Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!
Исполняется РНП «Осеница-царица»
Кузьма: Друзья! Мы подарить хотим
Вам всё, что нам дано.
Демьян:Лишь отдавая – обретёшь:
Проверено давно!
Кузьма: От хворей всяческих народ
Мы можем исцелять.
Демьян: И, стало быть, настал черёд
Вам в «Дударя» сыграть!
Все участники и желающиеобразуют хоровод.
Исполняется хороводная игра «Дударь».
Ведущая:Да, братья Козьма и Демьян, и от недугов исцеляли и мастерам помогали. Но и этим не ограничивалось их покровительство. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла день памяти святых куриным праздником, или куриными именинами. Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера».
Пожелаем и мы «ни пуха, ни пера» нашим певцам,
которые исполнят РНП «Уж ты, прялица».
Ведущая:Куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:
О, святой Кузьма-Демьян.
Приходи на свадьбу к нам.
Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую,
Крепкую, долговечную…
После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые «поцелуйные».
Давайте вспомним такую игру:
(Так, играя в «Прялицу», играющие становились в круг, парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре. )
Игра «Прялица»
Ведущий. А сейчас конкурс загадок. Все они связаны с Кузьминками, с бытом крестьян, временами года.
Конкурс загадок.
Летом вырастают, а осенью опадают.(Листья)
Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз)
Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)
Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)
По воздуху летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо)
У матери двадцать деток, все детки – одинаковы. (Курица и цыплята)
Деревянный потолок побелили, а окна и двери сделать забыли. (Яйцо)
Кто на свете первый певчий? (Петух)
Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (Петух)
Ведущий.Молодцы! Есть ещё игра для вас. Приглашаем ребят на петушиные бои. Давай, давай, себя испытай! Слаб ты или силен?
Нам узнать занятно,всем потешиться приятно!
Игра «Петушиный бой»
В очерченный круг выходят играющие.
Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круга.
1-й чтец: Если дух в здоровом теле —
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…
2-й чтец: Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы,
Спойте братцы, да спляшите,
Да гостей развеселите!
Исполняются Кадрильные припевки
Ведущий. Подходят к концу наши посиделки у Кузьмы и Демьяна. Что нового
вы узнали об этих святых? празднике Кузьминок?
Дети делятся своими впечатлениями.
Ведущий. Благодарим вас за участие, вот сувениры вам на счастье. Бери, любуйся, принимай, себе по вкусу выбирай. (Кузьмы и Демьян угощают ребят сахарными петушками.)
Ведущий. Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь, говорим мы: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»
1 чтец: На Руси Кузьминки длились с вечера и до утра
2 чтец: Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.
Все: Тынцы-брынцы, толи-чоли, отдохнуть уже пора.
1 чтец:Наш поклон вам за участье добродушное весьма,
1 чтец:Вам со сцены ручкой машут брат Демьян и брат Кузьма!
Все: Тынцы-брынцы, толи-чоли, брат Демьян и брат Кузьма!
Ведущая: Уносите в дом родимый радость нашего двора,
Все: На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!»
Музыка
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/46718-metodicheskaja-razrabotka-prazdnika-kuzminki
Также вас может заинтересовать
- Сценарий праздничной игровой программы к 23 февраля
- Открытое занятие по Основам православной культуры «Чудодейственная сила иконы Казанской Божией Матери»
- Конкурс для учащихся 6 и 7 классов. Проводится во внеурочное время.
- Сценарий детского праздника «Посвящение в кружковцы»
- ПДД от А до Я знает вся моя семья
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
СЦЕНАРИЙ
ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
«КУЗЬМИНКИ»
Выполнила: педагог доп. образования МБОУ ДО «ДДЮ им. Крыгина» Дудкина Н.Г.
Фольклорный праздник «Кузьминки»
Ведущая: Добрый день,
Гости званые, да желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые.
Подходит к концу осенняя пора. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт, снизу метёт.
Наступил черед провести праздник, который называется «Кузьма-Демьян» или «Кузьминки».
Но сначала вспомним осенние месяцы (заходят дети- месяцы)
Сентябрь.
Осыпал лес свои вершины.
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь…..
Обо мне говорят: «В сентябре одна ягода горькая, да и та рябина».
Октябрь.
Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад –
Дорога промерзает.
Журча, бежит за мельницу ручей.
Меня называют грязником. В народе обо мне говорят: «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит».
Ноябрь.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А обо мне говорят так: «В ноябре зима с осенью борется».
Ведущая: праздник «Кузьма-Демьян» отмечался на Руси 14 ноября .
Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, осенне- зимний праздник. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют
поговорки и пословицы:
-
«Демьянов путь — не путь, а только зимы перепутье»,
-
«Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать»,
-
«Кузьминки — об осени поминки»,
-
«Кузьминки — встреча зимы».
Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна — покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур.
На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.
Обрядовым кушаньем являлись каша и куры. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами».
Недаром в народе говорят:
-
«Батюшка Кузьма-Демьян — куриный бог»,
-
«Кузьминки — курьи именины, девичий праздник»,
Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому угодению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.
Народные приметы, связанные с этим днем.
-
«Снежный день на Кузьминки — будущей весной большой разлив»,
-
«Если на «Козьму и Демьяна» лист остается на дереве, то на другой год будет мороз»,
-
«Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)»,
-
«Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются».
Приметы осенние
Сырое лето да теплая осень — к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям — это к теплу.
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто — готовься к суровой зиме.
Как в лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая.
Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось — к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
Ведущая: А сейчас в круг веселый вставай, да песню запевай!
Песня «Вдоль по улице ребятушки идут»
1.Вдоль по улице ребятушки идут,
Вдоль по широкой удалые идут.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Вдоль по широкой удалые идут.
2.Как на молодцах кафтаны дороги,
Опоясочки шелковые.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Опоясочки шелковые.
3.Как у девиц златы косоньки,
А сапожки-то сафьяновые.
Ой, жги, ой, жги, говори!
А сапожки-то сафьяновые.
4.У парнишек шапки бархатные,
Чёрна соболя околышки.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Чёрна соболя околышки.
5.Мы на праздничек сегодня пришли
Осенины вместе праздновать
Ой, жги, ой, жги, говори!
Осенины вместе праздновать.
6.Вдоль по улице ребятушки идут
Вдоль по широкой удалые идут.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Вдоль по широкой удалые идут
Ведущая: Какие же посиделки без хороводов!
Хоровод «Заплетися плетень»
Ведущая: А к нам еще гости пожаловали, кто же они?
Выход детей – овощей
Звучит музыка. Входит Лука Брусничник в русском народном костюме, в руках – кувшин с компотом.
Лука Брусничник.
Здравствуйте! Я Лука Брусничник. В мой день, 5 сентября, ходили
красны девицы за ягодой за брусникой. Хороша моя ягода и в варенье, и в компоте, а из листьев брусники вкусный чай получается. Компотом из брусники я вас и угощу.
Ведущая: Спасибо тебе, Лука Брусничник, за компот! Будь нашим гостем на празднике! А вот еще гость.
Звучит музыка. Входит Тит-грибник с лукошком. В лукошке грибы.
Тит.
Я Тит, мой день – 7 сентября – начало сбора и заготовки осенних грибов. Про меня так и говорят: «Святой Тит последний гриб растит». А вы грибы любите? Угощаю!
Ведущая: Спасибо тебе, Тит, за подарок! Будь гостем! А вот и еще гостья к нам на праздник идет.
Звучит музыка. Входит Наталья Овсянница.
Наталья Овсянница.
Я Наталья Овсянница. Мой день – 8 сентября. Все мою кашу едят да нахваливают: «Хороша кашка, да мала чашка». Потому что каша моя не только вкусна, но и сытна, силу дает добрым молодцам, а красоту – девицам. А еще из моего зерна пекут замечательное печенье – «Овсяное» называется.
Ведущая: Спасибо, тебе, Наталья Овсянница, будь нашей гостьей! Ребята, а вы отгадайте мою
загадку.
Я вырос на грядке,
Характер мой гладкий.
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
Дети. Лук.
Звучит музыка. Входит Лук Созонт со связкой лука.
Лук Созонт.
Вы меня звали? Я Лук Созонт, в мой день – 12 сентября – начинают убирать лук. Люди считают, что лук оберегает человека от бед, поэтому в домах вешают связки лука. Про меня говорят: «Лук – от семи недуг». Поэтому, ребята, со мной надо дружить. Вот от меня вам подарочек. (Кладет связку лука.)
Ведущая: А вот еще гостья, попробуем узнать ее.
Звучит музыка. Входит Капуста.
Капуста.
Здравствуйте, ребята! Узнайте, кто я. Отгадайте мою загадку:
Нарядилась Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее?
Дети. Капуста.
Капуста. Узнали меня? За это вам угощение – витаминная капуста. Мой день – 27 сентября – Воздвиженье. В
этот день капусту рубят и на зиму квасят. Недаром говорят: «Щи да каша – пища наша».
Звучит музыка. Входит Никита Репорез.
Никита Репорез.
Я Никита Репорез. Мой день – 28 сентября. Репку-то все любите? А кто про меня сказку помнит?
Ведущая: Круглый бок, желтый бок –
Сидит на грядке колобок,
Врос он в землю крепко.
Что же это?
Дети. Репка.
Ведущая: сейчас поиграем в игру «Овощи»
Ведущая: А кто знает, почему принято было ходить в гости нарядными? Этим люди не только уважение к хозяевам оказывали, но еще демонстрировали свое трудолюбие и мастерство. Каждый наряд был своими руками сшит. А за сапогами да за украшениями на ярмарку отправлялись и сами везли на торг то, что своими руками вырастили и сделали. Давайте с вами посмотрим, кто к нам в каком наряде пришел.
Дефиле народных костюмов кружка «Фантазеры»
Ведущая: Все наряды делались своими руками. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки».
Дети раскладывают карточки с пословицами
Пословицы и поговорки о рукоделии:
-
Наши руки — не для скуки
-
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
-
Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.
-
Не одежда красит человека, а добрые дела.
-
Не учись безделью, а учись рукоделью.
-
Маленькое дело лучше — большого безделья.
-
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
-
Душу вложишь — все сможешь.
-
Глазам страшно, а руки сделают.
-
Есть терпенье, будет и уменье.
-
Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет.
-
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Ведущая: В каждой семье стремились приучить своих дочерей к рукоделию, и вырастали из девушек искусные мастерицы. Как в нашей песне «12 дочерей».
Хороводная песня «12 дочерей»
Было у матушки двенадцать дочерей,
Было у матушки двенадцать дочерей.
Ишь ты, подишь ты, двенадцать дочерей,
Ишь ты, подишь ты, двенадцать дочерей.
Марьюшка, Дарьюшка, Алинушка- душа,
Олюшка, Полина, Зинаидушка.
Ишь ты, подишь ты, Зинаидушка,
Ишь ты, подишь ты, Зинаидушка.
Лидушка, Ксюшенька, Иринушка-душа,
Зоюшка, Варварушка, Евдокиюшка.
Ишь ты, подишь ты, Евдокиюшка,
Ишь ты, подишь ты, Евдокиюшка.
Стала их матушка работе учить,
Стала их матушка работе учить,
Ишь ты, подишь ты, работе учить,
Ишь ты, подишь ты, работе учить.
Марьюшку, Дарьюшку, Алину – вышивать,
Олюшку, Полину, Зинаиду – прясть.
Ишь ты, подишь ты, Зинаиду – прясть.
Ишь ты, подишь ты, Зинаиду – прясть.
Лидушку, Ксюшеньку, Ирину – шить,
Зоюшку, Варварушку – ладно щи варить.
Ишь ты, подишь ты, – ладно щи варить.
Ишь ты, подишь ты, – ладно щи варить.
А маленькую Дунечку – «Барыню» плясать»,
А маленькую Дунечку – «Барыню» плясать»,
Ишь ты, подишь ты, – «Барыню» плясать»,
Ишь ты, подишь ты, – «Барыню» плясать».
Ведущая: А и, правда, хорошо у хозяюшки в горнице, светло? Огонь в печи – горячи калачи.
Посмотрите, как красиво разрисовали нашу печь ребята. Наши предки выкладывали свои печи расписными изразцами
.
А вот за околицей солнышко почти не греет, да погода чаще меняется.
Гости милые, гости дорогие, а какие вы пословицы-поговорки об осени знаете?
Пословицы, поговорки об осени.
Задание: начинаю поговорку, а ребята ее продолжают
— Октябрь то плачет, то… смеётся.
— Сентябрь пахнет яблоками, октябрь … — капустой.
— Плачут по солнцу в ноябре… оконца.
— Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре… не замёрзнет.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Осень-то матка: кисель да блины; а весна — мачеха: сиди да гляди.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Отложил бы на осень, а там бы и бросил.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Придет осень, да за всё спросит.
Брюзжит, как худая муха в осень.
В осенью и у вороны копна, а не только у тетерева.
Весна говорит: уклочу, а осень говорит: как захочу.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил.
Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду
Загадки
(написаны на разбросанных по полу осенних листьях)
Какой месяц называют грязником? (Сентябрь).
Какой месяц называют ветродуем (Октябрь).
Какой месяц называют полузимником? (Ноябрь)
Меня бьют, колотят, режут,а я
людям добром плачу. (Хлеб)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили? (Картофель)
Над землёй трава,
Под землёй алая голова. (Свёкла)
В роще у берёзки
Повстречались тёзки! (Подберёзовики.)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок (Капуста.)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидоры)
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Маленький, горький,
Луку брат.
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме. (Чеснок)
Мы и пели, и плясали,
А играть мы не играли.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора.
Ждет нас русская игра!
Игра «Горшки»
Участники праздника делятся на две команды. Одна команда – «горшки», вторая – «хозяева». «Горшки» садятся в кружок, «хозяева» становятся за каждым «горшком». Водящий изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев.
— Здравствуй, хозяин!
— здравствуй, покупатель!
— Почем горшок?
— по денежке!
— А он не с трещиной?
— Попробуй!
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем:
— Крепкий! Давай, сговор!
Хозяин и покупатель протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары,
Собирайтесь гончары,
По кусту, по насту,
По лебед. Горазду.
Вон!
На слово «Вон!» и хозяин, и покупатель бегут вокруг горшков в разных направлениях. Кто первым прибежит к купленному горшку, тот и становится его хозяином.
Ведущая: На посиделках можно было познакомиться, поухаживать, часто дело заканчивалось сватовством и свадьбой. В это время молодые парни невест себе выбирать ходили. Сватали девушек да приговаривали: «Отдайте молоду на чужую сторону, во большую семью. Скрасит девку венец да молодец». Вот девушки и старались показать все свои таланты. И я приглашаю сюда девушек, попеть частушки и нас позабавить.
1.Скоро, девушки, зима
Скоро нам гуляночка.
Скоро, скоро заиграет
Милого тальяночка.
2.Гармонист у нас хороший,
Гармонист мастеровой:
Заиграет, заволнует,
Мою душу только тронь!
3.Ты играй, играй, гармошка,
А я буду припевать.
Я не буду больше плакать,
Буду только танцевать.
4. Девушки вы, девушки,
Спорить-то не надо:
Ребята сами выберут,
Кому какую надо!
5.Кабы не было погоды,
Не крутил бы белый снег,
Кабы не было милова,
Не пошла в беседу ввек
6.Гармонист, гармонист,
Выйди на дорожку!
Я ни разу не плясала
Под твою гармошку
Ведущая: Во время игр парни могли выбрать себе девушку по сердцу. А если такая находилась, то обязательно засылали сватов. Как проходило сватовство можно узнать из русских народных песен.
Песня «Мы бояре к вам пришли»
Мы, бояре, к вам пришли,
Молодые, к вам пришли.
Вы зачем пришли бояре?
Вы зачем пришли бояре?
Мы – невесту выбирать,
Молодую выбирать.
Вам которая нужна,
Вам которая нужна?
Надо девицу-красу,
Ой, дид-ладо, красоту.
У нас девица-краса,
За воротами она.
Открывайте ворота,
Ой, дид-ладо, ворота.
Принимайте девицу,
Ой, дид-ладо, девицу.
В нашем полку прибыло,
Ой, дид-ладо, прибыло.
В нашем полку убыло,
Ой, дид-ладо, убыло.
Ведущая: Мы за вечер утомились.
Танцевали, веселились.
Что ж вы, гости? Не грустите,
Снова в гости приходите!
Приходите, не стесняйтесь,
Но сегодня попрощайтесь.
Вот и подошли наши посиделки к концу.
Берите угощенье, пирог и печенье.
Угощайтесь, не зевайте, добрым словом вспоминайте!
Идет угощение пирогами и другой выпечкой (приготовленными детьми и родителями).
Устраивается чаепитие.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
«Кузьминки-встреча зимы» — так говорили об этом празднике наши бабушки.
Ведущий: Здравствуйте гости дорогие, желанные долгожданные! На посиделки приглашаю вас. Ноябрь за окном месяц студёный, с долгими тёмными вечерами. Русский народ и поговорку о ноябре придумал «Не сковать зиме реку без ноября-кузнеца». А четырнадцатого ноября отмечали в старину день Кузьмы и Демьяна и созывали всех на посиделки – «Кузьминки». Да так говорили:
«Кузьминки – осени поминки и встреча зимы»
Вместе солили капусту:
Все исполняют попевку с движениями
Солим капусту р.н.п.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем,
Мы морковку трем, трем.
Не забудем посолить,
Плотно в бочку положить,
Сверху грузом придавить.
Садятся на места
Ведущий:
Под русскую народную мелодию входят Дед и Баба – ростовые куклы (водят дети подготовительной группы)
Много интересного о наших осенних праздниках вы узнаете сегодня, что это никак ещё гости?
Дед. Здравствуй хозяюшка!
Баба. Поклон и вам люди добрые!
Ведущий: Здравствуйте, проходите, наших деток развеселите.
Вместе Дед и Баба.
А мы знаем много шуток
И весёлых прибауток!
Дед. Сел сверчок на шесток
Таракан в уголок
Сели,посидели, песенки запели
Баба.
Услыхали ложки,вытянули ножки
Услыхали калачи и попрыгали с печи
Да давай подпевать
Да давай танцевать!
Ведущий. Мы потанцуем, а вы посмотрите, дедушка, да бабушка!
Усаживает кукол на стулья.
Всех гостей приглашают в хоровод, встают в две цепочки
Ой, сад во дворе р.н. песня (фонограмма)
Вперед выходят девочки в русских сарафанах
Ведущий. (держа в руках хлеб-соль) Издавна на Руси дорогих гостей встречали
Хлебом-солью (низкий поклон, девочки принимают хлеб-соль)
Девочка. Не красна изба углами,а красна пирогами
Девочка. Баранками,да сушками
Девочка. Да самоварами блестящими
Вед: Ой вы девицы –красавицы Душеньки-подруженьки
Проходите гости милые
В нашу горницу во светлицу.
Девицы проходят к столу,садятся на скамьи и начинают своё рукоделие (кто шьёт,кто вяжет
Ведущий. «Кузьминки» считался первым зимним праздником.
Праздник этот ремесла Домашнего очага
Праздник не безделья, Праздник рукоделья
Конкурс с участием взрослых «Кто быстрее смотает клубок»
Участвуют два ребенка и двое взрослых. Каждая пара наматывает один клубок с бобины ниток. Ребенок держит нитки, а взрослый мотает.
Ведущий. Холодными, темными вечерами собирались парни да девчата в одной избе, мастерили да рукодельничали.
Конкурс «Раскрась хохломскую ложку»
Участвуют два мальчика. На картонный силуэт ложки, черного цвета, нужно приклеить элементы украшений из клейкой бумаги золотистого, красного и желтого цветов. Взрослые участники помогают.
Конкурс «Кто быстрее пришьет пуговицу»
Ведущий приглашает двоих взрослых, те пришивают крупную пуговицу на лист картона.
Ведущий. А как шили вышивали Так и песню напевали
Пели, правда, от души, Но и песни хороши!
Песня «Ой, дак во зеленом во бору» Исполняет музыкальный руководитель, а девочки изображают шитье и вышивание.
Ребенок.
Эй, девчонки-подружки
Веселушки-хохотушки
Поскорее выходите
Всех гостей повеселите
Сценка «Лисички на ярмарке»
Развесёлая игра
Всех зовёт за ворота
Эй сыпь веселей
Лаптей не жалей
Шумовой оркестр исполняет народную мелодию
Погоди честной народ Василиса к нам идёт.
Вот, она, сказительница, мастерица сказки сказывать, да загадки загадывать.
Входит сказительница Василиса с корзинкой в руках.
Василиса.
Я весною на завалинке посиживаю
А зимою в горнице полёживаю
Сижу на народ гляжу
Всё всегда запоминаю
И в корзинку собираю
Сяду рядышком на лавку С вами вместе посижу
Загадаю вам загадки
Кто смышлёный погляжу!
(садится на лавку,загадывает загадки)
Загадки
- В избе изба, а на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе
Видит пламя народ, а тушить не идёт (печь).
- Стоит бычок, подбоченевши бочок Шипит и кипит
Всем чай пить велит (самовар).
- В брюхе баня в носу решето На голове — пупок
Одна рука и та на спине (чайник).
А, вот, пословицы сами прочитайте!
Дети читают пословицы, напечатанные крупным шрифтом на листах бумаги.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Труд человека кормит, а лень портит
- Умелые руки не знают скуки
- Землю красит солнце, а человека труд.
Василиса: Молодцы девицы- рукодельницы, ребята-умельцы и вы, честные гости! Порадовали меня!
За это я подарю вам два молотка.
На Кузьминки отмечался день кузнецов Кузьмы и Демьяна.
В день посвящённый памяти святых Кузьмы и Демьяна варили кашу, ели куриц и строго следили за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры будут уродливые. Песня «Во кузнице» Два мальчика изображают работу кузнецов, под песню (минус)
Ведущая и Василиса приглашают к чаепитию
Ведущая. Живи изба здорово, живи богато!
Василиса. Жить,поживать да добра наживать Без зла и без вихря, без всякого лиха Чтоб было тепло, чтоб было светло Чтоб своё водилось,да и нам хватило
Все проходят пить чай с пирогами.
Post Views: 273