Кузьминки зимние праздники

Кузьминки -первый зимний праздник. Это мероприятие разработано для  младших школьников. Здесь много познавательного материала. Ребята с огромным удовольствием принимали в нем участие.

Материалы участника конкурса

« Я классный – руководитель»

Народный праздник – Кузьминки

(конспект внеклассного мероприятия в 3 «А» классе МБОУ СОШ № 8 г. Ярцево.)

Автор работы: Шанина Ирина Сергеевна

Тема : Устное народное творчество. Народный праздник – Кузьминки.

Цели : ознакомить детей с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; обогащать словарный запас.

Развивать навыки коллективной работы, внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: изделия из дерева, бересты, глины, созданные народными умельцами; изделия с гжельской, хохломской росписью; расшитые полотенца; домашняя утварь; старинные инструменты; карточки с потешками, пословицами, приметами, загадками.

Инструменты: ложки, колокольчики, гусли, металлофоны.

Оформление класса: на классной доске красивыми занавесками оформлено небольшое деревенское окно, за стеклами которого осенний пейзаж. Возле окна – стол, накрытый вышитой скатертью, сервированной деревянной расписной посудой, самовар, пряники, баранки. Возле стола с обеих сторон – скамьи. На  низ вышивки, вязания,  шерстяные клубки, у самой стены – прялка.  По обеим сторонам от скамеек стоят полки  с посудой, поделками в русском национальном стиле.

Ход мероприятия.

  1. Орг. момент.
  2. Сегодня у нас необычное мероприятие . Мы продолжим работу над жанрами устного народного творчества; мы узнаем много нового и интересного  о первом зимнем празднике; будем учиться творческой коллективной работе. Сегодня мы  перенесемся  в старину.
  3. Ведущая – учитель. (В русском сарафане, с кокошником на голове)

Здравствуйте, девицы и парни! Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные!

Вы видите, что наш класс превратился в русскую избу.

-Что вы видите на полках? – (Это утварь). А женщины украшали полки своим рукоделием.

-А что это? Это русская печь с лежанкой, где грелись взрослые и дети, и даже котята.

-Чем топили печку?  — Чем мешали угольки? (Кочергой)

-Давайте посмотрим на стол. – Какой предмет был обязательным в каждой русской избе? (Самовар)

-А что это за предмет старины? (Это прялка) На ней пряли пряжу. Из кучки шерсти получается ровная ниточка. А вот и веретено, на нем тоже  пряли. Сегодня на вас одежда старины. Девушки носили сарафаны, а парни носили расшитые рубахи – косоворотки.

Обязательным предметом русской избы были лавки, накрытые самоткаными   ковриками.

-Я приглашаю вас присесть на лавочки и послушать, что же будет происходить в нашей избе!

В нашей избе начинаются осенние посиделки.

-Какой месяц за окном? Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими  тёмными  вечерами, да грудами замерзшей  земли. Не зря в народе называли этот месяц – грудень.

Дети. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: « Не сковать реку зиме без ноября – кузнеца», « Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».

Учитель. Много интересного о нашем  русском празднике узнаете вы сегодня . Я приглашаю вас на осенние посиделки. 14 ноября – народный праздник Кузьминки. В церковном сознании православной Руси это день стал праздником кузнецов  Кузьмы и Демьяна, днем  рукомесленника. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки собирались и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки  брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили. ( Под русскую народную мелодию  «Коробейники» в класс входят два скомороха. В руках у них корзинки, коробки, мешки. Ходят по избе и говорят призывно, нараспев.)

1 скоморох. Ото всех дверей, ото всех ворот

                      Приходи скорей, торопись народ!

2 скоморох. Вас много интересного ждет!

                        Много песен, много  шуток и веселых прибауток!

1 скоморох. Сел сверчок на шесток, таракан в уголок,

                       Сели, посидели, песенки запели!

2 скоморох. Услыхали ложки, вытянули ножки,

                        Услыхали калачи и попрыгали с печи!

                       Да давай подпевать, да давай танцевать!

В избу входят 8 девушек  и заводят хоровод « У калинушки».

Учитель. ( Держит в руках хлеб и соль). Издавна на Руси дорогих гостей встречали  хлебом – солью (низкий поклон, девицы принимают хлеб)

1 девица. Не красна изба углами, а горячими пирогами.

2 девица. Баранками да сушками.

3 девица. Да самоварами блестящими.

Учитель. Ой, вы, девицы – красавицы!  Душеньки – подруженьки,

                 Проходите,  гости милые, в нашу горницу,  в светлицу…

Девицы проходят к столу, садятся на скамьи и сразу начинают своё рукоделие: кто шьёт, кто вяжет, кто вышивает, кто пряжу мотает.

Ведущий. Хоть и осень за окном, ноябрь  в самом разгаре. А на Руси 14 ноября отмечается первый зимний праздник – Кузьминки. В народе  верили, что святые Кузьма и Демьян чудотворным образом оказывали помощь женским работам и семейному благополучию.

Ребенок.  Праздник этот ремесла, домашнего очага,

                   Праздник не безделья, праздник рукоделья.

                   А как шили-вышивали, так и песню напевали,

                   Пели, правда, от души, но и песни хороши…

                   Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Девочки исполняют частушки.

  1. Разрешите в этом доме, разрешите поплясать,

Я не буду сильно топать, только буду припевать.

  1. Ой, девчата, пойте, пойте, веселитесь от души.

Хороши Кузьминки наши,  и мы тоже хороши!

  1. Не хотели мы плясать, стояли и стеснялися.

А Кузьма заиграл, мы не удержалися!

  1. Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели в этом доме половицы лопнут!

  1. Сядемте, побаемте, капустки похлебаемте.

Друг на дружку поглядим, хорошо ли мы сидим!

  1. Самовар, самовар – золотая ножка.

                        Я посеяла горох – выросла картошка!

                    7..Эх, товарищ, дорогой, полезем в печку с головой.

Там пышечки, лепешечки, покушаем с тобой!

                   8 …Гармонисту за игру, за игру кипучую,

Два соленых огурца, картошку рассыпучую!

Учитель. Издавна на Руси умели играть на ложках. Показываю.    

                 Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а

                  если её возьмет мастер в руки, то заиграет она.… Покажите,

                  красны – девицы и добры – молодцы свое мастерство.

Девочки поют русскую народную песню « На горе-то калина…»

Аккомпанируют баян и ложки.

Учитель. Есть такая народная примета – если девочка родилась на Матренин

                 день – 22 ноября, то становится она искусницей; иголочка в её руках      

                 с белой ниточкой не расстается.

1 скоморох. Эй, девчоночки – подружки, веселушки, хохотушки,

                     Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

Веселее попляшите, всех гостей повеселите!

2 скоморох. Будем кругом ходить, дружну пляску заводить.

                        Развеселая гульня, всех зовет за ворота!

                       Эй, сыпь, веселей, лаптей не жалей!

                       Это верно совершенно, что картошка без костей!

Девочки  и ребята берут в руки шумовые инструменты. Исполняется песня« Ой, вставала я ранёшенько…»

1скоморох. Это только присказка, а сказка будет  впереди,

                       Приготовься и гляди!

 2 скоморох. Вдоль улицы  во конец  шёл удалый молодец,

                         Не товар продавать, себя людям показать!

3 скоморох. У нашего Якова товару всякого:

                        Нитки, катушки, селедочные кадушки.

                        Яркие платочки, мелкие гвоздочки!

4 скоморох. Посуда наша для щей и каши, не бьется, не ломается,

                        Порче никакой не подвергается!

5 скоморох. Подходи бедный, подходи богатый,

                        Подходи тонкий, подходи пузатый!

6 скоморох. Пряники печатные, конфеты сахарные!

                         Как куснешь, так уснешь, как вскочишь, так ещё захочешь!

7 скоморох.  У нас без обману товар, без изъяну!

                        Шёлк, атлас, канифас, весь девичий припас!

Действие за ширмой. Игрушки: Петрушка  и Медведь.

Петрушка. Расступись народ честной, идет Медведюшко со мной!

                     Медведь кланяется.

 Много знает он потех, будет шутка, будет смех!

                     Обращается к Медведю.

Покажи всем как Дуняша, в круг заходит, лихо пляшет!

Медведь надевает на голову платок, пляшет.

Уморился? Отдохни, да немножечко вздремни! Медведь ложится.

Учитель. Пока Медведь спит, я вам поведаю, что на Руси всегда было много

                лесов, взрослые, да малые ребятишки, любили ходить в лес по-

                грибы, да по – ягоды. А там частенько можно встретить Медведя.

                Дети изображали встречу Медведя с людьми в лесу. Так появлялась  

                игра. Называлась в народе игра « У медведя во бору». Давайте и мы

                поиграем с Михаилом Потапычем. Берите корзинки, лукошки и

                пойдем в лес. А в лесу мы встретимся с волшебством  и попадем в

                сказку. Проводится игра « У медведя во бору». Игрушка

                 превращается в настоящего Медведя, играет с детьми, опять

               прячется за ширму. Игрушка – медведь просыпается.

Петрушка. До свидания, ребята, нам пора уходить, других детей веселить.

Уходит.

1 скоморох. Что за славный денёк! Собирайся куманёк,

                        Будем шутки шутить, да гостей веселить!

Исполняется танец скоморохов.

2 скоморох. Погоди честной народ, отдохни немножко,

                        Василиса к нам идёт, поразвлечь немножко!

В избу входит сказительница Василиса с корзиночкой в руках под русскую народную песню « Калинка».

Василиса. Я весною на завалинке посиживаю,

                    А зимою в горнице полеживаю,

                     Сижу, на народ гляжу, все всегда запоминаю,

                     И в корзинку собираю.

                     Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу,

                     Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу!

А знаете ли вы, что 14 ноября надо бить куренков, читать молитву: « Кузьма – Демьян – сребреника! Зароди, господи, чтобы писклятки водились!»

Наблюдают также, чтобы за трапезой отнюдь не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

Василиса садится на скамейку, достает из корзиночки карточки с загадками, загадывает ребятам.

  1. В избе – изба, на избе – труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печка)

  1. Стоит бычок, подбоченевши бочок, шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

  1. В брюхе баня, в носу решето,

На голове пупок, одна рука и та на спине. (Чайник)

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Василиса. Девицы – красавицы, много ль вы знаете пословиц и поговорок?

                  Подарите их мне! Я их в корзиночку положу, кому хочу – подарю…

Девицы. « Долог день до вечера, коли делать нечего»; « Труд человека кормит, а лень портит»; « Умелые руки не знают скуки»; « Землю красит солнце, а человека труд».

Василиса. Молодцы девицы – рукодельницы. А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы? Знаете ли вы, кто и когда в ноябре именник?

Девицы.  « Коль на Якова 5 ноября мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги встанет»; «Если на Дмитрия 8 ноября оттеплеет, то всей матушке – зиме быть с теплинами»; «С Ераста 23 ноября жди ледяного наста».

Василиса. Спасибо вам, девицы – красавицы! Потешили вы нас, да и корзиночку мою пополнили. А за это я вам подарю вот этот молоточек да эту наковаленку. А почему я их вам подарила? ( Ребята начинают шептаться между собой)

Василиса. Вы пока подумайте, а с другими девицами и парнями  мы поиграем  в   русскую народную игру « Платочек». Эту игру любили  ваши бабушки и дедушки.

Ребята. Василисушка, а мы знаем, почему ты подарила нам сегодня молоточек да наковаленку! На Кузьминки отмечался День кузнецов Кузьмы и Демьяна. К этому дню кузнецы в честь святых изготавливали священное изделие.

Оба скомороха. Раздайся, народ! Меня пляска берет!

                               Пойду попляшу, всех на песню приглашу!

  Исполняется русская народная песня « Во кузнице».

  1. Девицы  подводят итог празднику.

           Научилась я работать, научилась и плясать,

  1. А ещё я научилась громко песни распевать!

           Мы, ребята, любим шутку: шутка делу не вредит.

  1. Гармонист ни на минутку без работы не сидит.

          Хорошо мы посидели, отдохнули хорошо.

         А пока что, до свиданья, приходите к нам ещё!

5 декабря 2014 года

Городские жители мало что знают про этот праздник, по популярности его не сравнить с Великой Пасхой или Рождеством Христовым, но в деревнях его по-прежнему помнят и обязательно отмечают.

Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы именовался «Кузьма-Демьян — ремесленники, курятники» и отмечался 14 декабря.

В этот день уже устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы: «Демьянов путь — не путь, а только зимы перепутье», «Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать», «Демьян, окамени воды». В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали: «Кузьминки — об осени поминки», «Кузьминки — встреча зимы».

Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна — покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур, отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

Перед Кузьминками девушки собирали складчину, ссыпчину для застолья, наряжались, ждали парней и пели.

Обрядовым кушаньем являлись каша и куры, пироги с капустой и творогом.  Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами». Недаром в народе говорят: «Батюшка Кузьма-Демьян — куриный бог», «Кузьминки — курьи именины, девичий праздник», «На Кузьму-Демьяна — курицу на стол».

Несмотря на то, что праздник Кузьминки назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично – «матушка Кузьма-Демьян».

Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры — непременные спутники свадебных церемоний. Курник — обрядовый пирог, который подается молодым.

На Кузьминки девчата гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.

Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. Поэтому угощению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить. О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: «Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».

По народному представлению, Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Люди верят, что именно они куют плуги и цепи, раздают их тем, кто их особенно почитает — «Узловать Кузьма, развязать нельзя». По поверью куют святые и обручальные кольца — «Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со святым молотом». Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.

Большой интерес вызывают народные приметы, связанные с этим днем:

«Снежный день на Кузьминки — будущей весной большой разлив»;

«Если на «Козьму и Демьяна» лист остается на дереве, то на другой год будет мороз»; «Кузьма закует, а Михайло раскует (Михайловские оттепели)»;

«Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются».

Штоп Т.А.   

Закладка/поиск этой статьи:

Кузьминки Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой (Фото: Maxim Petrichuk, по лицензии Shutterstock.com)

Дата по старому стилю: 1 ноября.

В этот день отмечается память двух братьев, святых бессребреников Космы и Дамиана, живших во второй половине 3 — начале 4 веков. Мальчики рано лишились отца, и их воспитанием занималась мать — святая Феодотия. Повзрослев, юноши обучились врачебной науке, а Господь в благодарность за праведный образ жизни даровал им способность исцелять больных. Косма и Дамиан никогда не брали платы с людей, оттого их и прозвали бессребрениками.

«Кузьминки — осени поминки», — говорили в народе и в очередной раз отмечали встречу зимы. В некоторых районах осени по традиции отводится время от второго Спаса до Кузьминок.

На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых. Кстати, святых почитали на Руси одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремесел — главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьминок женщины садились за прядение шерсти, чтобы после связать из нее зимние вещи или наткать теплых тканей.

Кузьминки были еще и молодежным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур.

Яйца, которые несли «челобитные куры», считали лечебными (Фото: andia, по лицензии Shutterstock.com)

Яйца, которые несли «челобитные куры», считали лечебными (Фото: andia, по лицензии Shutterstock.com)

С домашней птицей связан еще один обычай. В этот день справляли курьи именины. Богатые люди отправляли кур в подарок бедным родственникам. Крестьянки приносили птиц в дар боярыням, а те в ответ одаривали их лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

В день Кузьмы и Демьяна обращали внимание на приметы погоды. Если день выдавался снежным — следовало ждать весной большого разлива рек. Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой.

Именины в этот день

Адриан, Александр, Давид, Денис, Дмитрий, Елизавета, Иван, Кузьма, Петр, Сергей, Ульяна, Федор, Яков

Кузьминки (кузьмодемьянки) – праздник, отмечаемый девушками в осенний день памяти Космы и Дамиана (1/14 ноября), в народной традиции – Кузьмы и Демьяна. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она угощала семью едой, приготовленной самостоятельно. Основными ритуальными блюдами на Кузьминках были кушанья, сделанные из курицы. С одной стороны, эта обрядовая трапеза воспринималась как жертва св. Кузьме и Демьяну, которые считались покровителями этих птиц, с другой стороны, в аграрных и семейных обрядах куры и яйца выполняли роль символов плодородия и брака, поэтому «допустимо предположить взаимную связь значения Кузьмы Демьяна как покровителей девушек, устроителей брака, пособников в женских работах и значения покровителей домашней птицы, всецело находящейся на попечении женщины – хозяйки дома».

Вечером (иногда в течение трёх дней) девушки собирались и справляли «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку – и готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд которой была каша, варили также козьмодемьянское пиво. Часто девушки продавали кашу парням за небольшие деньги. Её раскладывали в чашки разных размеров, а полученные деньги делили между собой. Девушки подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего её ели в определённом порядке: сначала блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом.

В Спасском уезде Казанской губернии кузьминская братчина начиналась с того, что парни стояли у входа в избу, а девушки садились на лавки и пели:

Ух ты братчинка, солдатчинка,

Яровая, хмелевая, весёлая голова!

Не ходи мимо сада,

Не прокладывай следа…

Песни, исполняемые на Кузминках, были посиделочными и игровыми, исполнявшимися и в другие дни. Так, пели: «Как по ярмонке купчик едет»; «Верба, верба, вербица»; «Уж ты Семенька, Симеонушка»; «Распосей своё горе»; «Ты, поповна». Широко исполнялась песня:

На Кузьму, Кузьму Демьяна,

На девичий праздник,

Тут и девушки играли,

Ванюшку увидали.

Он не в шубе, не в кафтане,

В белом балахоне.

Две её первые строки часто присоединялись к различным песенным текстам, чтобы связать их с девичьими Кузьминками. Помимо песен ещё одним развлечением в этот день были игры. Среди них непременно присутствовали так называемые поцелуйные. В одной из них парни и девушки, становясь в круг, исполняли песню: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» – в это время одна из пар кружилась, целовалась, а затем уступала место следующей.

В последний день Кузьминок в некоторых деревнях Пензенской губернии и в ряде других мест проводили обряд «свадьба и похороны Кузьмы Демьяна», во время которого девушки изготавливали соломенное чучело и одевали его в мужскую рубаху, штаны, «чапан» (верхнюю одежду из сукна), подпоясывали кушаком, обували в старые лапти. «Потешное венчание» состояло в том, что «Кузьку женили» на одной из девушек. Затем происходили «похороны»: поместив чучело на носилки, девушки уносили его в лес, за территорию деревни или села, раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали его. Первоначально этот обычай имел магическую символику. Солома олицетворяла зрелый злак будущего урожая, а чучело – растительную силу земли, поэтому его уничтожение возвращало эту силу обратно. А веселье, смех, пляска девушек на «соломенном теле Кузьмы Демьяна» символизировали стремление человека к плодородию и новой жизни.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, включался в осенний свадебный период вместе с праздниками Покрова Богородицы и св. Параскевы, когда происходили смотрины невест, завязывались знакомства среди молодёжи, совместные игры и ухаживания и вследствие этого был окрашен в свадебные тона. Недаром среди главного угощения Кузьминок – свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша; кроме того, это день «свадебных кузнецов» – Кузьмы и Демьяна, одновременно являвшихся покровителями брака, семьи и домашнего очага. По народным представлениям, они выковывают свадьбу, свадебные венцы и брачные узы (цепи). Не зря их именовали «матушка Кузьма Демьян», превращая в женское божество, ведь эти святые особенно почитались девушками и женщинами, которым они покровительствовали не только в праздничное время, но и во время работы. Женщины обращались к ним за помощью в летнее время, когда начинали жатву, и в осеннее, собираясь прясть. Кроме осеннего праздника, отмечаемого девушками, существовали летние Кузьминки, приуроченные к летнему дню памяти Космы и Дамиана (1/14 июля), который особо праздновали женщины.

[]

История праздника Кузьминки

Кузьминки (Курьи именины) — что это такое? Каким был праздник Кузьминки в Древней Руси?

Когда на Руси начали праздновать Кузьминки?

Почему праздник Кузьминки назвали Курьими именинами? Этимология слова «Кузьминки».

Как выглядит праздник Кузьминки? Фото празднования Осенних Кузьминок.

Описание празднование Кузьминок (не из википедии).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кузьминки встреча зимы сценарий
  • Кузьминка праздник символы
  • Куда съездить на ноябрьских праздниках
  • Кузьминка праздник православный
  • Кузьмин сегодня праздник