Кякук сяйе (Кукушкин чай; башк. Кәкүк сәйе, тат. Кәкүк чәе, кәкүк — «кукушка», сәй, чәй — «чай») — татарский и башкирский обрядовый праздник, посвящённый встрече весне.
Кякук сяйе своё начало берёт от архаичных доисламских верований, которые были связаны с древним культом птиц у башкир — о способности душ умерших превращаться в птиц.
Кякук сяйе проводился в весенне-летний период — с конца апреля до середины июля.
Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками — накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой — повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.
В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.
Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.
Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.
«В прежние времена двое молодых людей − егет и девушка − полюбили друг друга и виделись украдкой, объясняясь взглядами. Но вот встретиться, постоять рядом не было никакой возможности − запрещал шариат. За такие дела молодых людей строго наказывали. Но влюбленных тянуло друг к другу.
Однажды весной, когда проросла трава на лугах и расцвели цветы, девушки под присмотром старух и пожилых женщин отправились к озеру собирать дикий лук.
А егеты, договорившись через посредников со своими девушками, стали ждать в ближних тальниках. Подсунув старухам мелкие подарки и подношения, они получили их согласие поиграть на лужайке вместе с девушками (тогда особенно любили играть в игру «Белый тополь, серый тополь»). Пока молодые играли, старухи, наслаждаясь теплом, красотой вечера, расчесывали свои волосы и нехотя между собой переговаривались, а егеты вместе со своими девушками разбрелись кто куда. Молодые влюбленные − егет и девушка − тоже пошли на берег Туяляса (река в Баймакском районе Башкортостана, берущая начало с гор Ирендыка) и сели под прибрежные тополя. Вдруг на тополь уселась кукушка, прокуковала пару раз и замолкла. Тогда егет взглянул на свою девушку и сказал:
− Спрошу-ка я у этой кукушки, сколько мне осталось жить.
− Не надо! − испугалась девушка. − Нельзя. Вдруг опять прокукует только раз или два. Тяжко нам будет.
Но егет стал упорствовать и спросил кукушку, сколько он будет жить. Кукушка прокуковала двенадцать раз и улетела прочь. Егету было тогда двадцать лет. Значит, если верить кукушке, ему предстояло умереть в тридцать два года. Девушка опечалилась, а егет старался казаться веселым, шутил с ней, а потом повел ее к друзьям и стал играть вместе со всеми в игру «Белый тополь, серый тополь».
Порезвившись вдоволь, девушки отправились домой, а парни решили искупаться в Туялясе. Шумно бросились они в воду, и тут наш егет хлебнул воды и утонул. На руках принесли его в аул и похоронили. Его любимая девушка в память о егете сложила песню, которую стали называть «Кукушка».
Не кукуй, кукушка, эй, рядом со мной,
Лучше на березе кукуй да на кривой.
Настоящий егет не покажет вида,
Хоть его душа и наполнена тоской.
20 февраля, 2018
Кякук сяйе (башкирский обряд)
Описание:
Башкирский календарно — обрядовый праздник «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай») связан с языческим поклонением птицам и издревле проводился в «месяц кукушки» – мае. Массовое гуляние на свежей весенней природе состояло из веселых игр, песен, плясок, гаданий и, конечно, чаепития. Кукушке приносились дары, угощения с целью задобрить ее. В празднике принимали участие в основном женщины, молодежь, дети. Этот праздник – своеобразное отражениемагических и культовых представлений, реалий традиционной культуры. В нём аккумулируются основные компоненты обрядов подобного плана: сборы обрядовых угощений, приготовление пищи, заклички дождя, игры и так далее[1].
Кякук сяйе своё начало берёт от архаичных доисламских верований, которые были связаны с древним культом птиц у башкир — о способности душ умерших превращаться в птиц.
Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, город Медногорск, пос. Блявтамак.
Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая
ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
Номер: ORN207
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.
Информация об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
Гумерова Сания Мусовна 1940 г.р.,
Хасанова Ханифа Галиахметовна 1939г.р.
Тип ответственности: Исследователи
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
Тип ответственности: Фиксация
Описание:
В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия. Кякук сяйе проводился в связи с прилетом кукушек.
Башкиры очень любят кукушек, с прилётом которой появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок), йыуа (дикий лук), медуница, барашки.
Пожилая женщина, которая пользовалась всеобщим уважением (чистая бабушка), руководила всем «священнодейством». В лес брали казан, продукты. Придя на место, пожилые женщины читали молитвы, с ритуальными песнями собирали съедобные растения. Казан ставили на огонь. Варили суп с диким луком или чесноком, подавали со сметаной. Заваривали травяной чай из молодых листьев дикой смородины и малины. Чаепитие заканчивалось молитвами, ритуальными песнями. Для детей организовывали соревнования в беге, прыжках, борьбу на поясах. Сочиняли частушки, плясали. Мальчики, сделав лук и стрелы, стреляли, соревнуясь в меткости.
В этот день гадали по кукованию священной птицы, пытаясь узнать, кто сколько проживет. А домой несли охапки даров природы, чтобы порадовать новой пищей отцов и дедушек.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.
Сведения об особенностях ООН:
Исключительность/ценность:
Форма бытования: аутентичная
Сведения о действиях над/с ОНН:
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
Проводится: Ежегодно
Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Исполнитель:сотрудники ГБУК «ОМЦНТ»,
Место действия: Оренбургская область,
Метод действия: Метод полевых исследований
Этнокультурная принадлежность: Башкиры
Ключевые слова:
Ключевые слова(осн.): Башкирский, Оренбургская область,
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:
Способы передачи традиций:
Непосредственная коммуникация
Наименование количественной характеристики измерения ОНН:
Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок- Количество,объем: Более 5
исп.
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8F%D0%BA%D1%83%D0%BA_%D1%81%D1%8F%D0%B9%D0%B5
исп.
Белецкий В.Ю
Леонтьев А.Н
Скачать материал
Скачать материал
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 098 354 материала в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 07.11.2016
- 339
- 1
- 07.11.2016
- 287
- 0
- 07.11.2016
- 556
- 0
- 07.11.2016
- 3991
- 18
- 07.11.2016
- 516
- 0
- 07.11.2016
- 434
- 1
- 07.11.2016
- 628
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
Кякук сяйе
—это башкирский обрядовый праздник, посвящённый встрече весны.
Кякук сяйе проводился в весенне-летний период — с конца апреля до середины июля.
В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш, баурсак, блины, губадия, мёд, чак-чак , эремсек и другие.
Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты.
После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.
Сведения предоставлены организацией
МКУ «Отдел культуры муниципального района Ишимбайский район РБ»
и опубликованы автоматически. Администрация портала
«Культура.РФ»
не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь
в личном кабинете
учреждения культуры.
Идентификатор события на PRO.Культура.РФ —
1976904
Перевод «кәкүк сәйе» на русский
весенний женский праздник на горных склонах с ритуальными играми и чаепитием, КЯКУК СЯЙЕ, праздник, Кукушкин чай — самые популярные переводы слова «кәкүк сәйе» на русский.
Пример переведенного предложения: Ҡарғатуй, кәкүк сәйе кеүек байрамдар Ҡ.к. м‐н бәйле. ↔ С П.к. связаны праздники каргатуй и кякук сяйе.
-
весенний женский праздник на горных склонах с ритуальными играми и чаепитием
-
КЯКУК СЯЙЕ, праздник
КЯКУК СЯЙЕ (кәкүк сәйе, от баш. кәкүк — кукушка, сәй — чай), у башкир обрядовый праздник, посв. встрече весны. Проводился в весенне-летний период (с кон. апреля до сер. июля). Женщины и девушки собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, приносили с собой балеш, баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и др. Чаепитие сопровождалось играми народными, исполнялись танцы, песни, такмаки. Во время К.с. гадали, пытаясь узнать разл. способами будущее: если при скатывании с горы в руки попадался пучок травы, то год будет урожайным, если камень — засушливым и голодным. Загадывали желание, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на К.с. раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. К.с. восходит к архаичным доисламским верованиям, связанным с представлениями башкир о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Распространён в Зауралье, сев.-вост., юго-вост. и центр. районах Башкортостана. Подобные праздники были распространены у мн. народов Юж. Урала и Ср. Поволжья. Лит.: Нагаева Л.И. Весенне-летние празднества и обряды башкир//Исследования по исторической этнографии Башкирии: сб. науч. тр. Уфа, 1984; Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005. М.Н.Сулейманова -
Кукушкин чай
обрядовый весенний праздник женщин и детей всего села. Ежегодно проводился на одном и том же месте: на красивой лесной поляне, на берегу реки под высокими тополями или на склоне или вершине горы. Накануне обрядового действа дети собирали по деревне продукты. Праздник начинался с умилостивления кукушек: под корни тополей, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык (кислое молоко), клали яйца. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины тополей, просили у кукушек долголетия, здоровья, даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. Молодые женщины варили пищу. Молодежь играла в различные игры. Люди располагались на полянке группами и готовили праздничный стол. Пожилые женщины рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После еды женщины исполняли популярные в данной местности песни о кукушке, исполняли танцы, подражая движениям кукушки. Остаток пищи с пожеланиями благополучия, здоровья и счастья всему роду, обильных урожаев и плодовитости скота оставляли под корнями тополей. Данный праздник в прошлом был обрядовым действом, направленным на чествование и размножение кукушки-тотема с элементами древнего обряда «посвящения» девушек в группу полноправных членов женского коллектива. -
традиционное летнее женское чаепитие на лоне природы, организованное в честь кукушек; сопровождающееся играми, песнями, плясками и гаданием на будущее
-
Кукушкин чай
обрядовый праздник, направленный на умилостивление тотемной, вещей птицы. Кәкүк байрамға үҙе саҡыра. «Кәкүк саҡыра, кәкүк сәйенә барабыҙ», – тибеҙ (ЙФ). – Кукушка сама зовет нас на праздник. Когда слышим кукование, говорим: «Кукушка зовет, пойдем на «Кукушкин чай».
-
весенний праздник на поле в начальный период кукования кукушки
Башҡортостанда III «Кәкүк сәйе» республика этно-фестивале ойошторола
В Башкирии пройдет III Республиканский этно-фестиваль «Кукушкин чай — Кэкyк сэйе»
Ҡарғатуй, кәкүк сәйе кеүек байрамдар Ҡ.к. м‐н бәйле.
С П.к. связаны праздники каргатуй и кякук сяйе.
Традицияға ярашлы, «Кәкүк сәйе» байрамын Йонос ауылында ауыл мәсете муллаһы асты.
В соответствии с традицией, обрядовый праздник «Кукушкин чай» в деревне Юнусово открыл мулла местной мечети.
Йонос ауыл биләмәһендә «Кәкүк сәйе» байрамы үткәрҙеләр
В Юнусовском сельском поселении провели обрядовый праздник «Кукушкин чай»
Төбәктә «Кәкүк сәйе» этнофестивале ойошторола
В Башкирии весну на прощание угостят «Кукушкиным чаем»
Башҡортостандың Нуриман районында «Кәкүк сәйе» икенсе республика этно-фестивале уҙғарылды.
Этот персонаж стал главным на Втором республиканском этно-фестивале «Кукушкин чай — Кәкүк сәйе».
— «Кәкүк сәйе» байрамын йыл һайын үткәреү планлаштырыла, — тип хәбәр итте «БР Туристик-мәғлүмәт үҙәге» директоры Иван Зорин.
— Праздник «Кукушкин чай» планируется сделать ежегодным, — сообщил директор «Туристско-информационного центра РБ» Иван Зорин.
Улар иҫәбендә — «Параскева Льняница», «Святочные посиделки», «Ауыл йәрминкәһе», «Ҡайын-ҡабаҡ буйында», «Кәкүк сәйе», «Йәйге нардуған», «Торатау».
В их числе — «Параскева Льняница», «Святочные посиделки», «Деревенская ярмарка», «Ҡайын-ҡабак буйында», «Кәкүк сәйе», «Йәйге нардуған», «Торатау».
Республикала тәүге тапҡыр «Кәкүк сәйе» этно-фестивале үтте
В Башкирии впервые прошел этно-фестиваль «Кукушкин чай»
Уҙған көндәрҙә Нуриман районының «Павловка Паркы» туристик үҙәгендә «Кәкүк сәйе» этно-фестивале тамамланды.
Сегодня в туристическом горнолыжном центре (ТГЦ) «Павловский Парк» в Нуримановском районе Башкортостана завершается двухдневный этно-фестиваль «Кәкүк сәйе» – «Кукушкин чай».
21 майҙа штандарты Мәһәҙей ауыл мәҙәниәт йортонда «Кәкүк сәйе» байрамында көтәләр.
21 мая штандарт ожидают в Магадеевском сельском Доме культуры на празднике «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).
Башҡортостанда III «Кәкүк сәйе» республика этно-фестивале ойошторола.
В Башкортостане пройдет III Республиканский этно-фестиваль «Кукушкин чай — Кэкyк сэйе».
«Кәкүк сәйе», «Шаян еңгәләр», «Тол ҡатындар» бейеүҙәрен ҡуйыусы – Башҡортостандың атҡаҙанған артисы Гөлназ Аҡназарова.
Постановщик танцев «Кәкүк сәйе», «Шаян еңгәләр», «Тол ҡатындар» — заслуженная артистка Башкортостана Гульназ Акназарова.
30 майҙа «Павловка паркы» үҙәгендә «Кәкүк сәйе» этнофестивале ойошторола, тип хәбәр итә республиканың Туризм үҙәге.
В Башкортостане 30 мая на территории горнолыжного центра «Павловский парк» пройдет этнофестиваль «Кукушкин чай — Кэкyк сэйе», сообщает Центр туризма республики.
«Кәкүк сәйе» — май айында билдәләнгән йола байрамы.
Это башкирский народный обрядовый праздник, который отмечают в мае, в так называемый месяц кукушки.
КӘКҮК СӘЙЕ, башҡорттарҙа яҙҙы ҡаршылауға арналған йола байрамы.
КЯКУК СЯЙЕ (кәкүк сәйе, от башкирского кәкүк — кукушка, сәй — чай), у башкир обрядовый праздник, посв. встрече весны.
Ул саҡта «Халыҡ күңеле» номинацияһында «Башҡортостан» телерадиокомпанияһының «Тамыр» телеканалы төшөргән «Кәкүк сәйе» балалар фильмы иң яҡшыһы тип табыла.
Тогда лучшим в номинации «Душа народа» был признан фильм «Кукушкин чай», снятый детским телеканалом «Тамыр» ГУП ТРК «Башкортостан».
«Кәкүк сәйе» байрамы яҙғы-йәйге осорҙа үткәрелә.
Башкирский народный праздник «Кукушкин чай» относится к обрядам весенне-летнего периода.
— «Кәкүк сәйе» уйын-көлкө, йыр-моң, бейеү, ноҡот һалыу менән оҙатылып барған.
— Праздник «Кукушкин чай» — это массовое гуляние и чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями.
Байрамдарҙа, халыҡ уйындарында, халыҡ йыйылыштарында (ҡара: Йыйын, Ҡоролтай) Й. үткәрелгән (ҡара: Кәкүк сәйе, Ҡарғатуй, Майҙан, Һабантуй).
Исполнением О. сопровождались праздники, народные игры, народные собрания (йыйын).
Үҙәктәр уйындар, йырҙар һәм бейеүҙәр менән театрлаштырылған концерт формаһында «Кәкүк сәйе» йолаһын тәҡдим итте.
Центры представили фольклорный обряд «Кукушкин чай» в виде театрализованного концерта – с играми, песнями и танцами.
Ошо арала Йонос ауылы биләмәһендә боронғо йола байрамы — «Кәкүк сәйе» үткәрелде, тип хәбәр итә район хакимиәте сайты.
На днях в Юнусовском сельском поселении прошел старинный обрядовый праздник «Кукушкин чай», сообщает сайт районной администрации.
«Кәкүк сәйе» — быуаттар төпкөлөнән килгән матур байрам.
«Башкирский народный обрядовый праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков.
Үләндәр йыйыусы Гордеевтың фитоүҙәгендә «Кәкүк сәйе – рецепт һәм ҡатын-ҡыҙ һаулығы» семинары уҙҙы.
Фитоцентр травника Гордеева провел семинар «Кукушкин чай – рецепт и женское здоровье».
КӘКҮК СӘЙЕ
КЯКУК СЯЙЕ, праздник
Башкирский народный обрядовый праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков. Он относится к обрядам весенне-летнего периода, и представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки – май. Праздник «Кукушкин чай» — это массовое гуляние и чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В нем ярко проявляется народное поклонение природе, оживающей после долгой зимней спячки, радость от возвращения перелетных птиц.
Восстановление исконных традиций башкирского народа и этого потрясающего праздника в этом году пройдут с особым размахом. 24 и 25 мая на территории ГЛЦ «Павловский Парк» пройдет грандиозное действо, которое объединит в себе: веселый и шумный «Карнавал кукушки», чайную и медовую выставку-ярмарку, семинар Травника Гордеева «Кукушкин чай — рецепт и женское здоровье», работу фито-бара и дегустацию Башкирского чая, конкурсы на «Лучший рецепт Башкирского чай» и «Лучший костюм Кукушки», детскую площадку с анимационной программой, концерт музыкальных фольклорных коллективов, театрализованные представления Башкирских историко-культурных центров, город мастеров, этно-дискотеку и многое другое.
В этом году праздник весны будет по-настоящему ярким и красочным!
Фестиваль «Кукушкин чай» организован НП «Центр туризма РБ», при поддержке Торгово-промышленной палаты РБ, Союза туриндустрии Башкортостана, Дома дружбы народов РБ, Министерства культуры РБ, Администрации МР Нуримановский район РБ.
Стоимость билета на фестиваль 200 рублей. Для проживающих ГЛЦ «Павловский парк» цена билета включена в стоимость тура.
Время |
Событие |
24.05.2014 11.00 |
Встреча участников Форума, размещение в объектах «Павловский парк», «Энергетик», «палаточный городок»; |
В течение дня (улица) |
— Работа выставки меда и чая; — Работа «города мастеров»; — Работа консультанта по травам «Карта здоровья» — Работа фито бара — Дегустация башкирского чая — Народные традиционные игры и обряды (под руководством ИКЦ) -Работа детской площадки. |
11.00-13.00 |
Фито-экскурсия «Разбор трав» (для участников семинара Травника Гордеева) |
14:00-15:00 |
Обед |
15.00-17.00 (конференц-зал) |
«Кукушкин чай, рецепт и женское здоровье» (для участников семинара Травника Гордеева) |
15.00-17.30 (большая сцена) |
Торжественное открытие фестиваля «Кукушкин чай». Выступление фольклорных коллективов Нуримановского района |
17.30-19.00 (большая сцена) |
Представление театрализованных постановок историко-культурных центров «Кукушкин чай» |
19.00-20.30 |
Ужин |
21.00 – 22.00 (Набережная) |
Карнавал кукушки Награждение победителей Конкурса «Лучший костюм кукушки» Награждение победителей Конкурса «Лучший рецепт Башкирского чая» |
22.00-23.00 |
Концерт |
23.00-01.00 |
Фолк-дискотека (open-air) |
25.05 В течение дня |
— Работа выставки меда и чая; — Работа города мастеров; — Прием у травника по «Карте здоровья» — Работа фито бара — Дегустация башкирского чая — Народные традиционные игры и обряды (под руководством ИКЦ) |
10.00-12.00 (конференц-зал) |
Консультации, рецепты, вопросы-ответы. Вручение сертификатов. (для участников семинара Травника Гордеева) |
12.00-13.00 |
Награждение победителей конкурса «Лучший рецепт «Башкирского чая», участников «Выставки чая и меда» и т.п. |
13.00-14.00 |
Обед |
14.00-15.00 |
Отъезд участников Фестиваля |
Нравятся наши новости? Подпишитесь на ToDay News Ufa и читайте интересные материалы одними из первых.
Главный редактор ToDay News Ufa, кандидат технических наук. Мои интересы: наука, техника, общество, спорт, политика и другое.
Почта автора: redaktor@tdnu.ru
В селе Сухоборское Щучанского района пройдет башкирский праздник Кякук сяйе
Традиционный башкирский праздник Кякук сяйе (0+), что в переводе означает «кукушкин чай», состоится 23 мая в селе Сухоборское Щучанского района. Это очередной этап областного фестиваля фольклора «Наследие» (0+), посвященного памяти зауральского фольклориста и этнографа Леонида Саверского.
Башкирский обрядовый праздник посвящен встрече весны и всегда проводится в весенне-летний период – с конца апреля до середины июля. Он берет свое начало в архаичных доисламских верованиях, которые были связаны с древним культом птиц у башкир и их верой в способности душ умерших превращаться в птиц. Обычно организаторы устанавливают дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.
Кякук сяйе всегда начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Во время праздника разводили костер, проводили обрядовые игры, пели и танцевали, пили чай и рассказывали легенды и сказки о кукушке.
В программе праздника в селе Сухоборское примут участие творческие коллективы Сафакулевского, Щучанского, Альменевского и Шадринского районов.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости
ПТИЦ КУЛЬТ, религ. почитание, осн. на представлении об определ. родстве между человеком и птицами, наделении их сверхъестеств. свойствами. У башкир П.к. являлся элементом традиц. доисламских верований. Видоизменившись, частично сохранился и нашёл отражение в разл. аспектах традиц. культуры.
Наиб. почитаемыми считались лебедь (аҡҡош), журавль (торна), кукушка (кәкүк), ворона (ҡарға), беркут (бөркөт), орёл (ҡарағош), утка (өйрәк) и др.; нек-рые являлись онгонами: журавль — у племён бурзян, гайна, канлы, ворона — тамьян, беркут — сев. тангаур, орёл — у рода суби-мин, ястреб — илькей-мин племени мин и др. Запрещалось убивать тотемных птиц, разорять гнёзда и употреблять в пищу их мясо и яйца. В баш. фольклоре журавль выступает в роли покровителя, защитника рода (см. “Сынграу торна”), свитое им на крыше жилища гнездо символизировало благополучие. Согласно поверьям, крики и игры журавлей вблизи аула считались предвестиями трагич. событий.
Сохранилось неск. вариантов народного танца “Торна бейеүе” (“Танец журавля”), к-рый, предполож., имел ритуальный характер и исполнялся для предотвращения разл. бедствий. Бытовавшие у башкир представления о возможности превращения человека в птицу нашли отражение в легендах (см. “Бала карга”, “Сак-Сук”) и мифах, в к-рых лебедь изображалась превращ. в птицу юной девушкой, кукушка — женщиной, покинувшей своих детей, и др.
Считалось, что когти, пух, перья, камни из желудка нек-рых птиц и др. обладают магич. свойствами, их использовали как обереги, в народной медицине, напр., роговицу с когтей глухаря и желчь вороны применяли при лечении глазных болезней и др.
П.к. нашёл отражение в декоративно-прикладном искусстве башкир: стилизов. изображения птиц встречаются в орнаменте ковров, полотенец, элементов башкирского костюма; архитектуре и др. С П.к. связаны праздники каргатуй и кякук сяйе.
Почитание птиц восходит к представлениям нек-рых родоплем. групп башкир о своих первопредках, очём свидетельствуют, напр., этнонимы “торна” (назв. родового подразделения племён айле, бурзян, тангаур, усерган, юрматы), “беркут” (табын), “карагуш” (бурзян), “карга” (кыпсак, танып), “кузгун-катай” (назв. рода племени катай), “кузгун” (мурзалар). Согласно эпосу “Урал-батыр”, прародительницей башкир являлась священная птица Хумай, дочь Солнца и царя птиц Самрау. По преданию племени юрматы, они произошли от сына Юрми-хана, к-рый женился на лебеди, обернувшейся в прекрасную девушку.
О распространении П.к. на терр. Юж. Урала в древности свидетельствуют археол. находки предметов с изображением птиц, выполн. в зверином стиле, упоминается в записях Ибн Фадлана. П.к. бытовал у мн. индоевропейских, кавказских, урало-алтайских и др. народов.
Лит.: Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.
А.Ф.Илимбетова
ТОТЕМИЗМ
ХАУБАН, персонаж эпоса