В древнем казахском обряде қырқынан шығару сокрыта мудрость народа Великой степи. Почему детей не показывают до 40 дней с момента рождения и как защитить малыша с помощью священного обряда? Важно понимать его глубинную суть и четко придерживаться правил.
Значение и общие правила обряда
Окружающий мир считается небезопасным для новорожденного малыша. Ему необходима особая забота, внимание, поддержка со стороны рода и высших сил. Обряд, который проводится спустя 40 дней с момента появления на свет ребенка, имеет особое значение и проходит по правилам, установленным предками.
Сроки проведения обряда для мальчиков и девочек
Почему отмечают 40 дней ребенку? Обряд қырқынан шығару переводится с казахского как ‘выведение из сорока дней’. Его можно считать вторым рождением: малыша представляют родным, близким и друзьям семьи.
Считается, что за 40 дней с момента рождения в ребенка вселяется душа и его можно без опасений выводить в люди. После проведения обряда ребенок становится полноценным человеком. Физиологически у него улучшаются зрение и слух, становится более развитой мелкая моторика.
Сроки проведения обряда для девочек и мальчиков отличаются. Как считать 40 дней ребенку? Канат Тасибеков в книге «Ситуативный казахский: Мир казахов» пишет, что обряд для мальчиков проводят на 37–39 день, то есть немного раньше 40 дней. Считается, что так будущий мужчина станет сильным, смелым и здоровым, будущим главой семьи и ее защитником.
Обряд для девочек проводят немного позднее. Как правило, это 41–43 день. Это позволит девочке вырасти нежной, заботливой и покладистой, как и положено настоящей казахской дочери, жене и матери.
Существуют определенные табу на дату обряда:
- Если провести его раньше положенного срока для девочки, то она вырастет непокорной, легкомысленной и взбалмошной.
- Если провести этот ритуал для мальчика позже 37–39 дня, то он станет лентяем и мямлей, не обретет нужную стать, мужество и смелость.
- Если соблюдать сроки обряда, то подросший мужчина заплатит меньший калым за будущую жену, а женщина и ее семья, наоборот, получат большее вознаграждение от жениха.
Что можно и нельзя делать до 40 дней
В связи с ограничением общения ребенка с окружающим миром на 40 дней с момента рождения есть и другие правила, которые нужно соблюдать:
- Нельзя показывать младенца посторонним людям.
- Запрещено стричь волосы ребенку.
- Новорожденному малышу нельзя состригать ногти.
- До наступления 40 дней ребенку у колыбели должен гореть светильник, отгоняющий нечисть.
До праздника 40 дней ребенка одевают в ит көйлек — специальную рубашку. Позже в эту рубашку заворачивают сладости для приглашенных на праздник детей или отдают ее бездетной женщине из окружения семьи.
Традиции 40 дней у разных народов
Традиция, которая велит особенно тщательно оберегать ребенка в течение 40 первых дней со дня рождения, существует не только в казахской культуре. У карачаевцев и балкарцев женщина с новорожденным до 40 дней может пребывать лишь в доме своей семьи и семьи мужа. Только по истечении этого времени они могут войти в дом супруга.
У ногайцев считается, что до 40 дней ребенок принадлежит Аллаху, а не семье. У крымских татар существует обряд «чилле» («сорокадневье»): младенец и мать в первые 40 дней после родов сокрыты от посторонних глаз в своем доме.
В Азербайджане 40 дней никто не навещает ребенка. Подобное правило действует и у кыргызов. В православии на сороковой день принято крестить ребенка, а его мать уже может входить в храм и присутствовать на празднике.
Традиции обряда 40 дней ребенку
Какие обряды проводят казахи на 40 дней ребенка? В книге «Казахстан. Национальная энциклопедия» под редакцией Б. Аягана, подробно описаны все этапы қырқынан шығару. Обряд 40 дней включает ритуальное омовение и одаривание младенца. У каждого из этих этапов есть свои важные особенности.
Как приготовить купель и кому доверить купание младенца
Как отмечают 40 дней ребенку у казахов? Основа обряда 40 дней ребенку — это ритуальное омовение новорожденного. В старину на праздник приглашали все женское население аула. Семья новорожденного выбирала из приглашенных трех достойных и уважаемых женщин.
Сегодня в празднике қырқынан шығару принимают участие только новорожденный ребенок и женщины, близкие к нему и к его семье. Из них мать выбирает трех главных участниц:
- Одна стрижет малышу волосы.
- Другая обрезает ногти.
- Третья купает малыша в символической ‘ложке воды’.
Главную женщину называют «кіндік шеше». Ее роль приравнивается к роли крестной мамы в православном обряде крещения. Готовят купель с чистой пресной водой. Вот как это делают:
- Берут ритуальную чашу с ложкой, в которую кладут 40 штук фасоли и серебряные монеты или украшения (серьги, кольцо, браслеты), которые очищают воду и считаются символом богатства. Предварительно эти предметы дезинфицируют.
- В южных регионах для девочки в чашу кладут бусинки, а для мальчика — игральные кости.
- Женщины по очереди зачерпывают воду ложками и выливают в чашу, высказывая ребенку добрые пожелания и наставления. Ложек должно быть сорок.
- Воду из чаши переливают в ванночку, в ней и купают ребенка либо льют ее непосредственно на головку малыша.
После купания ребенку стригут ногти и волосы. Раньше ноготки закапывали в землю там, где не ходят люди, а пряди волос зашивали в мешочек из белой ткани и вешали возле колыбели. Сейчас волосы оставляют на память, а ногти просто сжигают. Воду после купания не выливают, так как она считается целебной. Ею умывают малыша, если он проявляет беспокойство, плохо спит или заболевает.
В современных казахских семьях допускаются некоторые отступления от традиционных правил. Ритуальную чашу кладут монеты номиналом 20–50 тенге или 100 тенге. Ребенку могут состричь один ноготок, а не все, срезать лишь прядь волос, а не стричь голову целиком. Можно даже заранее искупать малыша, сделав подготовку чаши для омовения лишь символической частью ритуала.
Ритуал одаривания
Что дарят на 40 дней ребенку у казахов? Ритуал омовения ребенка переходит в одаривание символическими подарками всех, кто принимает участие в празднике:
- Женщинам, которые принимали участие в обряде омовения, дарят украшения и монеты — те, в которых купали малыша.
- Главной женщине, кіндік шеше, которая сама пришла с подарками для крестника и его матери, принято дарить ритуальную чашу и дорогой, но практичный подарок. Это может быть ювелирное украшение, сумка, ковер и т. д.
- По традиции женщина, которая остригла волосы, получала в подарок столько золота, сколько волос она убрала с головы новорожденного.
Всем гостям праздника раздают полезные подарки, упакованные в красивые коробки — тойбастары. В них кладут сладости и конфеты, бижутерию, аксессуары и сувениры.
В монографии «История, культура и традиции казахского народа» Лариса Утюшева рассказывает, что обряды завершаются торжественным застольем. Для гостей накрывают дастархан в кафе или дома. На стол ставят традиционные казахские блюда:
- казы и бешбармак;
- баурсаки;
- фрукты и сладости;
- традиционные напитки (кумыс, шубат);
- лепешки.
Отмечать 40 дней ребенку принято до сих пор. Важно соблюдать традиции и адаптировать обряд к современным реалиям. Приглашенные участники и гости станут добрыми друзьями и покровителями, оказав ребенку поддержку, в которой он нуждается.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/esoterics/signs/1719719-40-dnej-rebenku-u-kazahov-pravila-i-znacenie-obrada/
Тақырыбы: «Баланы
қырқынан шығару».
Мақсаты: Балаларға
наурыз тойы туралы түсінік бере отырып, ұлтымыздың салт-дәстүрлерін бойларына
сіңру. Салт-дәстүрлеріміздің ішіндегі баланы қырқынан шығару дәстүрі туралы
білімдерін кеңкейту. Балалардың санасын дамыта отырып, ұлтымыздың салт-дәстүрін
құрметтеу.
Тәрбиеші: Жер
әлемді жайнатып, әнші құстар сайратып, наурыз тойын тойлатып, Ұлыстың Ұлы күні
келді ағайын! Армысыздар, құрметті қонақтар, ата-аналар және «Бәйтерек» балалар
бақшасының ұжымы!
Кең болсын қазағымның керегесі,
Кетпесін Алла берген берекесі,
Алаштың баласына нәсіп болған,
Құтты болсын НАУРЫЗ мерекесі!
Ақ мол болсын!
Ұлыстың Ұлы күні құтты болсын!
Наурыз келсе, құт келгені, халайық!
Есік ашып, шашу шашып,
Ел боп қарсы алайық,
Тойға шашу шашайық.
-1.Муз. Композ. Тәрбиешілердің орындауында
«Шашу» биі.
Тәрбиеші:
Наурыз келді жайраң қақты таң күліп,
Жап-жасыл боп дүние кетті жаңғырып.
Жақсылыққа жаршы болған Наурызым!
Сен өмірдің көктемісің мәңгілік! – дей, келе II-сәбилер
«Өркен» тобының бүлдіршіндерінің тақпақпақтарын
қабыл алыңыздар!
Сені тойлап қарсы алып,
Бар әлемге жар салып,
Біз Сәлем бердік!
1.
Жыл басы – Наурыз мереке,
Ақ нұрға
әлем боянды.
Наурыз
тойы береке
Тіршілік
жаңа оянды!
2.Жылдың
басы Наурыз,
Жердің
басы Наурыз.
Мерекеге
арналсын
Бүгінгі
жыр- әніміз.
3.Уа,
ағайын халайық,
Мұнда
назар салайық!
Мерекесі
халықтын
Наурыз
тойын бастайық!
4.Наурыз
келдi елiме,
Наурыз
келдi жерiме.
Байлық,
бақыт тiлеймiн,
Бүкiл
қазақ елiне.
5.Наурызбен
құттықтап,
Алыс
жақын қаутышты.
Көктемдегі
жарқын сәт,
Көңілдерге
ауысты
6.Армысыңдар,
халайық,
Бармысыңдар
халайық.
Наурыз
тойын жұп жазбай,
Жылда
қарсы алайық.
7.Шырқап
әнге салайық.
Көктем
келді, балақай,
Жасарды
жер, алақай.
Наурыз
тойын тойлайық,
8.Әсем
әнге салайық.
Наурыз
тойы — тамаша,
Наурыз
тойы — жаңаша.
Табиғат
та тамаша,
10.Наурыз
– бұл мереке
Құтты
болсын береке
Қыдыр ата
келсін
Жақсы
тілек әкелсін.
11.Ұлы
күні ұлыстың,
Күн мен
түнді теңеген.
12.Тәтті дәмін ырыстың,
Таттық Наурыз көжеден.
13.Бата беріп атамыз,
Бата беріп әжеміз
Тәтті болып жасаған
Көжеден дәм татамыз
14.Наурыз шаттық әніміз
Салтанатты сәніміз
Ән саламыз бәріміз
Би билейміз бәріміз
15.Наурыз құтты болсын!
Жыл басы- наурыз!
16.Наурыз құт әкелсін!
Құт береке мейрамы
Наурыз жасасын!
17. Наурыз
құтты болсын!
Дені сау, мықты болсын!
18. Наурыз
тойы келе берсін!
Барлық халық бақытты болсын,
-Бәрекелді балалар. Рахмет.
-«Өркен» тобына берілген салт-дәстүрдің түрі «Баланы қырқынан шығару».
Баланы қырқынан шығару
Қырқынан шықпаған баланың еті мен
сүйегі бірікпегенін білегінен ұстап байқауға болады. Олай дейтініміз, қырық күнге
дейін баланы «тілтиеді», «сұқ өтеді» деп тіл-көзден сақтаған, көрсете бермеген,
яғни ана үшін де, бала үшін де қырық күн – қауіпті кезең. Қырқынан шықпаған бөпені
көруге үлкендер де талпынбаған. Сол сияқты қырқынан шықпаған баланың көзі де
бір түрлі тұманданып, қайда қарап тұрғаны белгісіз болып тұрады. Баланы
қырқынан шығарған соң-ақ оның екі көзі жылтырап, жан-жағына көз тоқтатып қарай
бастайды. Білегін ұстағанда ет пен сүйегінің біріге бастағаны байқалады, яғни
сәбиді қырқынан шығару – ет пен сүйектің біріккеніне жасалатын құрмет.
Әдетте ұл баланы қырық күнге
жеткізбей (37-39 күнде), қыз баланы міндетті түрде қырық күн толтырып барып,
қырқынан шығарады. Тіліміздегі «әйел қырық шырақты» деген сөз де осы жаймен байланысты
айтылса керек. Қалай болғанда да, ұл мен қыздың дене бітімі екі түрлі. Әйел мен
ер адамның күш-қуатында, жаратылысында, дене құрылысында өздеріне тән ерекшеліктері
бар, бір есептен қыз бала ұлдан қарағанда нәзік қой. Ұл бала болмысынан төзімді,
қайсар дегендей, сондықтан ұл баланы қырықкүнге жеткізбей шығара береді. Бала
өміріндегі кезкелген қуаныш тойларының әрқайсысының ізгітілегі, мақсаты,
танымдық үлгісі бар. Бала мазасызданып жылағанда, дұрыс ұйықтамағанда
әжелеріміз «бала қырқын күтіп жүр» деп жатады. Шынында да, құдайдың құдіретіне шек
жоқ, жаңағыдай мазасыз жылаңқы баланы барлық жөн-жоралғысымен қырқынан шығарса,
жылауы тоқтап, тынышталатын болған. Мұндағы тағы бір ерекшелік, баланы қырқынан
шығаруға арнап шақырылатындар – әйел адамдар, осындағы жөн-жоралғыларды әйелдер
атқарады. Бүгінде «әйтеуір қырқынан шығару керек» деген түсінікпен, оның астарына
мән бермей жүргендер бар.
-Осы дәстүрімізді қазір «Өркен» тобының ата-аналары сахналайды, көріп
тамашалаңыздар!
-2.Муз.
Күй «Көңіл шаттығы».
Тәрбиеші:
Сыйлай білсең ата-баба мұрасын,
Қазақтардан табылады жыр асыл.
Бата берсін көпті көрген қария,
Әр қазақтың тойбастары болғасын.
-3. Муз. «Той бастар».
Тәрбиеші:
Батаменен ел көгерер, жаңбыр менен жер көгерер,- дегендей
аталардан бата күтеміз.
Бата.
Ұлысың оң болсын,
Ақ мол болсын,
Қайда барса да жол болсын!
Ұлыс бақты болсын,
Төрт түлік ақты болсын!
Ұлыс береке берсін,
Бәле-жала жерге енсін!
Ұлы халқым тоқ болсын,
Көйлектерің көк болсын!
Қайғы уайым жоқ болсын,
Қуаныштарың көп болсын! Амин.
Тәрбиеші: Айтқан
батаңыз қабыл болсын!
Ұлыстың ұлы күніне арналған ертеңгілігіміз аяқталды.
Дендеріміз сау, мықты
болсын!
Наурыз тойы келе берсін!
Барлық халық бақытты болсын,
Қош, сау болыңыздар, халайық!
Көріскенші күн жарық болсын!
Көңіл қойып, тыңдағандарыңызға рахмет!
-4.Муз. Р.Рымбаева «Наурыз думан».
Традиции и обычаи казахского народа дошли они до нас из глубины веков, в них есть мудрость и некая мистическая сила. Один из самых известных и радостных обычаев у казахов — баланы қырқынан шығару, который проводится, когда исполняется 40 дней ребенку со дня его рождения. В чем же суть этого обряда? Что такое қырқынан шығару? Почему обряд проводится именно в этом возрасте? Сценарий «сабиді қырқынан шығару». Что потребуется для проведения ритуала (40-нан шығару дәстүрі)? Что подарить ребенку на «вывод» из 40 дней? Казахский дастархан и баланы қырқынан шығару тілектер (пожелания, тосты, поздравления на казахском языке). Тойбастар, что положить в бала қоржын и т.д. Какие подарки и кому дарятся на 40 дней новорожденному мальчику, девочке в казахской семье, можно ли проводить обряд 40 дней ребенку позже… Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.
40 дней ребенку со дня рождения у казахов – Баланы қырқынан шығару дәстүрі
Что такое қырқынан шығару? Это казахский национальный обряд. Этот обряд не случайно проводится через 40 дней после родов. Ведь именно первые 40 дней жизни считаются для малыша самыми опасными (чтобы оградить младенца от злых духов даже было принято вешать возле люльки светильник – для отпугивания всякой нечисти).
По древнему обычаю, до сорока дней ребенку не стригут волосы и не срезают ногти. А вот когда ребенку исполнялось 40 дней, считалось, что он уже совершенно адаптировался к окружающему миру, окреп и готов «выйти в свет» — очень часто до этого дня ни мать, ни дитя не показывались на людях, а малыша могли видеть только самые близкие родственники. Так что «Выведения из сорока дней», так переводится название этого обычая на русский язык, его вполне можно назвать и вторым днем рождения малыша, и его «официальным представлением» всем родным и близким.
Несмотря на то что обряд предполагает вполне конкретную дату, сроки проведения қырқынан шығару могут немного варьироваться. Так, мальчикам, как правило, обряд проводят чуть раньше – на 37-38 день, а қырқынан шығару для девочек отмечают позже — на 41 день. Считается, что в этом случае мальчики вырастут сильными и смелыми, а девочки – спокойными, послушными и старательными.
Что нужно для церемонии қырқынан шығару?
- Праздничная скатерть (чтобы накрыть стол);
- Новая стеклянная или деревянная чаша и деревянная ложка (можно купить специальный набор для обряда);
- 40 монет (серебряные, номиналом 20, 50 или 100 тенге);
- Серебряные украшения;
- 40 фасолин (по желанию);
- Чистая кипяченая вода;
- Маникюрные ножнички;
- Подарки участницам церемонии;
- Новая одежда для ребенка.
Как проводится обряд обряд кыркынан шыгару
По традиции в обряде принимают участие только женщины. Как правило, это мать ребенка, кіндік шеше (крестная), бабушки, тетушки и самые близкие и уважаемые в роду женщины.
До начала обряда нужно подготовить воду (прокипятить ее и остудить до приемлемой для купания температуры), монеты и фасоль обдать кипятком.
На дно чаши кладут монетки – символ богатства и/или серебряные украшения (серебро у казахов символизирует чистоту и защищает от злых духов), а также фасоль – к сытой и долгой жизни.
Затем в чашу наливают 40 ложек воды: женщины по очереди (по старшинству) берут ложку, зачерпывают подготовленную воду и, переливая ее в чашу с монетами, говорят добрые пожелания и наставления ребенку. И это тоже неспроста: ведь вода, как уже доказано, умеет хранить информацию, а значит, желая малышу всего самого хорошего, женщины «заряжают» воду положительной энергетикой. После этого воду из чаши выливают в ванночку, где потом купают ребенка.
Затем малышу первый раз в жизни обрезают ногти и волосы. Как правило, это делают достойные и уважаемые женщины, которые могут быть примером – удачливые, с легкой судьбой, благополучной семьей, воспитавшие хороших детей.
В прошлом ноготки надлежало закапывать там, где не ступала нога человека, а волосы, завернув в белую ткань, вешали около люльки – в качестве оберега. Но эти требования сегодня выполняются редко: сейчас прядь волосиков родители сохраняют на память, а ногти можно просто сжечь.
А вот воду, в которой купали малыша, выливать не стоит. Считается, что она обладает целебными свойствами, и ею можно протирать личико ребенка, если он плохо спит или отчего-то беспокоится.
Одной из обязательных частей обряда является и одаривание:
- Монеты и украшения раздают женщинам, которые принимали участие в обряде.
- Кіндік шеше приходит с подарками для ребенка и для мамы, а после проведения церемонии ей дарят ритуальную чашу с ложкой и хороший подарок (например, ковер, золотое или серебряное украшение, красивую сумку или другой памятный подарок).
- Подарки на память получают и все остальные гости, разбирая тойбастар. Поэтому не скупитесь, положите хорошие подарки и сувениры в тойбастар.
Конечно же, не останется без подарков и «виновник торжества» — сам малыш.
Кстати, насчет острига волос у ребенка. У казахов принято на 40-дней полностью остригать волосы наголо, чаще машинкой для стрижки волос или даже используют безопасный бритвенный прибор. А чтобы волосы росли гуще — делают это несколько раз на первом году жизни. Это неправильно. Волосяные луковицы у малышей расположены близко к поверхности и их легко можно выдернуть навсегда. Поэтому, убрав один раз «кіндік шаш» достаточно. Обычно густоту волос наследуют от своих родителей. Ну, не густые волосы, ну, что теперь делать
Что же подарить на 40 дней ребенку (мальчику или девочке)?
Родственники и другие гости на празднике могут подарить:
- деньги
- развивающий коврик;
- развивающие игрушки для малышей;
- одежду (костюмчик, комбинезон и т.п.);
- детское постельное белье, одеяльце;
- складывающийся манеж:
- автокресло;
- мобиль;
- «кенгурушку»;
- увлажнитель воздуха;
- коляску;
- стульчик для кормления
- памперсы, много памперсов по возрастам.
После церемонии
Празднование қырқынан шығару продолжается и после проведения обряда. Чаще дома или в кафе (в зависимости от количества гостей и финансовых возможностей) накрывается дастархан, а гости тоже получают подарки.
- В некоторых районах Казахстана при проведении қырқынан шығару для мальчиков в чашу кладут асық.
- Чтобы не нервировать ребенка, искупать его можно заранее, до начала обряда. По этой же причине достаточно состричь 1 ногтик и прядку волос, а остальные волосы и ногти постричь позже (это может сделать и мама).
Қырқынан шығару «Тойбастар». Что положить?
Какие подарки гостям положить в тойбастар? У казахов принято одаривать гостей в знак благодарности за то, что гости пришли на ваш праздник и разделили с вами радость. В данном случае обычно кладут в тойбастар, некоторые называют «дорба»:
- шоколадные конфеты в красивых упаковках, сладости,
- игрушки,
- бижутерию (если девочка),
- различные аксессуары (кошельки, брелки, блокноты, веер, платки, палантины, бейсболки и т.п.),
- сувениры (в национальном стиле из войлока, современные на магнитах, рамки для фотографии и др.).
Казахский дастархан
Как оформить стол на «қырқынан шығару»? Какие блюда поставить на стол? Дастархан на праздник должен быть праздничный, в казахских национальных традициях. Т.е. желательно, чтобы был и бешбармак, и казы-карта, баурсаки, сладости, фрукты, кумыс или шубат и т.п.
Баланы қырқынан шығару тілектер, айтатын сөздер (пожелания, тосты ребенку на 40 дней на каз. яз)
Примеры :
-
үлкен азамат болсын;
-
денсаулығы мықты болсын, аспаны ашық болсын (крепкого здоровья и чистого неба над головой);
-
ата-анасыны аман болып, бақытты болсын (чтобы был счастлив и родители были живы-здоровы);
-
ата-анасының қызығы болсын, үмітін ақтасын (пусть будет радостью родителей, оправдает их надежды);
-
Атаның емес адамның баласы бол, болашақта ата-анасын қуанышқа бөлер ұл болсын. Көз тартар көркем келбетіне сай жан сұлылуғы да мол болсын. Қанатымен су себелер қарлығаштай айналасына жылу шашып, үлкен жүректі, кең пейілді азамат болып өссін!
-
Атасы мен әжесінің бары мен базары болып, келешекте елінің, халқының каһарман ұлы атансын. Баладай тәтті былдырлаған тілімен айналасын қунышқа бөлей берсін.
-
Балапанымызға өмірдің бар жақсылығын, қуанышын, бақытын тілейміз! Өмірі ұзақ болсын, бақытты бала болсын. Аңсаған мақсат-мұраттарына жете берсін!
Обязательно ли проводить обряд сорок дней ребенку?
Конечно, если в силу разных причин вы не можете провести обряд сорок дней ребенку – ничего страшного не будет.
Но если вас, как маму, беспокоит этот вопрос, то вы можете провести обряд с мужем, со своей мамой, с подругой, соседкой… Или сама одна (баланы қырқынан шешесіде шығаруға болады, ырымын жасап) провести ритуал. Не получается помпезно, с размахом? Этого и не надо! Суть не в этом. Это обычай, традиция, ритуал. Сделайте так, как расписано выше. Искупайте своего малыша в заряженной вашими добрыми пожеланиями воде. Самая сильная энергетика исходит от матери. Обрежьте ногти, подстригите волосы малышу. Все вы совершили ритуал! Пусть ваш малыш растет здоровым, сильным, умным, благополучным на радость маме!
Можно ли проводить обряд 40 дней по казахским обычаям ребенку позже на 1 день? Конечно, на 1, 2, 3 дня позже. Это же не закон за который предусмотрены штрафы и наказание. Это народный обычай. Обстоятельства родителей позволили им провести обряд на день, два, три дня позже. И это хорошо, что несмотря на многие причины — родители нашли возможность и время отметить важную дату в жизни своего ребенка.
Ребенок – солнышко в каждом доме, в каждой семье. С его рождением и воспитанием у казахов связано немало обрядов и традиций, которые вот уже много веков передаются из поколения в поколение. Это добрые традиции казахского народа. В них переплелись вековая мудрость, народный опыт и древние верования. Не разрывайте эту нить.
Возможно, вам будет интересно:
Казахские национальные традиции и обряды, связанные с рождением и развитием ребенка
Прививки в Казахстане. Календарь прививок
Количество просмотров статьи — 289 322
Изменено: 31.01.2023,
18:06
До сорока дней окружающий мир считается небезопасным для младенца, поэтому он должен быть под особой заботой и вниманием. В этот период ребенку не стригут ногти и не убирают волосы. Вы задавались вопросом: «Почему»? Знаем ли мы значения этого обряда? Насколько изменился обряд в современном Казахстане? Как правильно мы его проводим? Хочу поделиться информацией и рассказать немного о своем опыте. Думаю, для будущих мам этот пост будет очень полезным.
Обряд считается исключительно женским. До сорока дней ребенка купают каждый день, чередуя: в соленой воде, чтобы ребенок был выносливым, чтобы в будущем раны и царапины заживали быстрее; мылом – убивают бактерии; и в воду, куда добавляют отвары трав, как череда или ромашка, они улучшают кожу.
Мальчикам обряд выполняют раньше (37-38 дней), чтобы он был сильным и смелым, а девочкам позже (41-42 дня), чтобы она была прилежной и спокойной, также считается, что за нее калым будет большой. Прежде чем купать ребенка, на дно тары кладут серебряные изделия, как серьги, кольцо, браслеты и т.д. Серебро у казахов считается символом чистоты, к нему не приближаются злые духи. Однако сегодня вместо украшений мы в основном кладем монеты номиналом 20-50 тг, а некоторые — 100 тг. Как мне известно, в разных областях есть свои нюансы, например, в южных регионах Казахстана в воду кладут еще асык, если мальчик иукрашения, если девочка.
В эту чашу наливается 40 ложек чистой воды. Каждая женщина, наливая воду на ребенка ложкой, говорит хорошие пожелания. В конце, оставшееся серебро женщины делят между собой. Затем малышу убирают ногти и волосы. В основном это делают многодетные мамы и женщины, которые являются примером. Женщине, которая брила волосы, дарили золото весом побритых волос. Их заворачивали в белый кусок ткани, и как оберег вешали возле колыбельной, а ногти закапывали далеко, чтобы человеческая нога не наступала. Но сегодня волосы хранят, чтобы «показать, когда он вырастет». Ногти в моем случае, мы сожгли.
До сорока дней ребенка одевали в «ит көйлек», специальную рубашку. После всех ритуалов древние казахи заворачивали сладости в эту рубашку и завязывали на шею собаке, и дети бегали за псом, дабы достать сладости. Я еще слышала, что «ит көйлек» обычно дают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка. Собственно, мы так и сделали. После окончания праздника всем гостям дарили подарки, особенно «кіндік шеше». Кстати, «кіндік шеше» играет особую роль в жизни малыша. Зачастую казахи выбирают названую вторую маму по особым характеристикам, как «смелая, честная, добропорядочная» и сейчас очень популярно «шустрая». Есть такое суеверие, что характер «кіндік шеше» передается ребенку. Названая вторая мама является почетным гостем, она приносит подарки, как ребенку, так и маме.
В этом обряде также осуществляется «ат кою» и «азан шакыру». Аксакал или мулла читали молитву и три раза произносили в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата.
Ребенка нельзя показывать до сорока дней и выводить на улицу, чтобы уберечь от дурных глаз. В наше время весь ритуал проводится днем взрослыми, в кругу апашек, татешек, тем самым они дают возможность молодым «поздравить» вечером.
Я очень рада, что этот обряд сохранился и до сих пор передается следующему поколению. Конечно, изменения есть. Вам не подарят целого коня или барана, как делали наши предки. Не думаю, что в городе кто-то найдет собаку и привяжет на шею рубашку младенца. Ну и современные дети вряд будут бегать за ней. Главное, на мой взгляд, суть обряда осталась. Значит, мы еще не потеряли наши ценности, наши традиции.
Слайд 1
На уроках литературы мы изучаем УНТ(устное народное творчество) разных народов. Но большее внимание мы уделяем русскому фольклору. Я же поставила перед собой цель: изучить фольклор казахского народа, его обычаи и обряды. Я считаю, что история казахского народа, его обычаи и обряды не потеряли своей актуальности. Моей задачей было изучение обряда « Қ ыр қ ынан шы ғ ару » И сейчас я вам покажу результат моей работы, хочу сказать, что в этой работе мне помогали бабушка и дядя.
Слайд 2
ГГГГГ « Қ ыр қ ынан шы ғ ару»
Слайд 3
Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиции и обрядов, которые должны передаваться из поколения в поколение. Между тремя этими понятиями есть различия, но в целом они составляют систему культурных ценностей любого поселения. Обычаи – это общепринятый порядок в быту того или иного народа. Традиции – исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обычаи, нормы поведения. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Обычаи, традиции и обряды у казахов до 1917 года были сформированы на протяжении нескольких столетий и определялись кочевым образом жизни и мусульманской религией. Условно их можно разделить на погребально-поминальный обряд, свадебный обряд , детский обряд и связанные с ними обычаи и традиции. В этой работе я хочу рассказать об обрядах, связанных с рождением ребёнка.
Слайд 4
Каждая семья не представляет своего счастья без детей, особенно мальчиков – продолжателя рода по отцовской линии. В связи с рождением и воспитанием ребенка, у казахов сложилось множество обычаев, обрядов, связанных с многовековым народным опытом и с различными древними верованиями.
Слайд 5
Каждый, кто узнавал о рождении ребенка, особенно если это был сын – продолжатель рода, спешил первым оповестить родных и близких криком суюнши (известие). Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями. За это давали подарок.
Слайд 6
В первый день молодежь без приглашения собиралась на Шилдехана , чтобы отметить рождение ребенка. Затем на сороковой день от рождения ребенка проводилась колжа . Колжа – ритуальное угощение матери после родов. Блюда предназначались главным образом для восстановления сил роженицы. Именно ей, в первую очередь, подавался горячий бульон и только потом угощались остальные.
Слайд 7
Для такого случая приносят в жертву молодую овцу и отваривают её. Большое значение придают шейному позвонку. Участники трапезы откусывают мясо зубами. Причем первой это делает роженица, а последней кындык шище (вторая мать). После трапезы кость не выбрасывают, а насаживают на палочку сквозь спинномозговой канал и вешают в комнате младенца. Снимают её только тогда, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову .
Слайд 8
На сороковой день также осуществляется обычай кыркынан шыгару (вывести из сорока дней). Участниками обряда являются уважаемые пожилые и молодые женщины. Для этого заранее готовят чашу и ложку (по возможности, лучше приобрести новое). В эту чашу кладут сорок одну монету – символ богатства, сорок один кумалак – катышек (бараний помет) символ сытной и долгой жизни. Приглашенные гости, это женская половина родственников и друзей, с наилучшими пожеланиями младенцу, наливают сорок одну ложку воды в чашу, можно сказать, что они, тем самым, заряжают воду своей положительной энергией. Есть поверье, что вода, в которой купали ребенка на « Кыркынан шыгару » – лечебная, и некоторое время ее можно использовать для протирания лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится (воду нужно немного подержать в ладони, чтобы она прогрелась).
Слайд 9
После купания стригут ногти малыша, и волосы.
Слайд 10
В этих обычаях участвуют только женщины, которые одариваются подарками. Обязательным ритуалом является раздача лепешек, испеченных к этому событию.
Слайд 11
Наши предки особое значение придавали обряду ат кою (наречение) или Азан Шакыру (зов). Суть этого обряда заключается в том, что через сорок дней после рождения ребенка собираются аксакалы аула и с утренней молитвой дают ему имя. Это конечно делают непременно свекры, особенно если это первый ребенок у молодых. Фантазия у них конечно очень бурная, в фаворитах имена батыров, исторических личностей, также к именам любят добавлять бек, бай, хан, султан. В общем, всем пророчат быть непременно ханом, богатым и известным. Если же молодые родители захотят назвать своего ребенка сами, то старшее поколение может не на шутку обидеться. Трактуется как неуважение к старшему поколению.
Слайд 12
Как только имя ребенку выбрали, делается обряд «Наречение имени», когда имам, ребёнку на ушко в правое читает Азан (призыв к сбору на молитву), а на левое ушко читается Икамат (призыв к началу молитвы). После этого ребёнку оглашается имя и за него читается молитва с прошением для него лучшей доли на этой Земле. Обычно собираются гости и они угощаются вкусной едой. Далее отец ребёнка, приносит в жертву Аллаху барашка, всё жертвенное мясо раздаётся.
Слайд 13
Существует ещё один очень интересный обычай, дошедший до нас из глубины веков. Это обряд Иткойлек (собачья рубашка). Для этого обряда специально выпекается круглый хлеб с дырочкой (как бублик). Берётся первая рубашка младенца, через дырочку в хлебе продевается эта рубашка и привязывается к шее собаки. Затем собаку отпускают, а дети из соседних домов бегут за этой собакой, догоняют её, снимают рубашку с хлебом. За это хозяева дома одаривают детей сладостями, а рубашку сохраняют. Рубашка считается оберегом, поэтому её кладут с собой в дальнюю дорогу ребёнку.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
40 дней ребенку у казахов отмечают особенно. У казахов существует великолепный и древний обряд «Қырқынан шығару» дословный перевод «Выход из сорока дней».
Этот обряд проводят ребенку, которому исполнилось 40 дней от рождения. В обиходной жизни казахского народа цифры семь, девять, тридцать, сорок один – считаются благодатными и сакраментальными. В связи с этим, существует официальный обряд «Қырқынан шығару».
Этот день можно считать днем рождения ребенка. То есть только после 40 дней ребенок полностью приспосабливается к внеутробной, самостоятельной жизни. По обычаю, не принято смотреть на новорожденного ребенка до сорока дней.
Суть обряда заключается в купании младенца в сорока одной доле (ложке) воды. Участниками обряда являются уважаемые пожилые и молодые женщины. Для этого заранее готовят чашу и ложку (по возможности, лучше приобрести новое). В эту чашу кладут сорок одну монету – символ богатства, сорок один кумалак – катышек (можно использовать сорок одну фасолину) символ сытной и долгой жизни – все тщательно промытое.
Приглашенные гости, это женская половина родственников и друзей, с наилучшими пожеланиями младенцу, наливают сорок одну ложку воды в чашу, можно сказать, что они, тем самым, заряжают воду своей положительной энергией. Непосредственные участники церемонии (кто подстригает ногти, кто подстригает волосы, кто купает, кто вытирает и т.д) купают ребенка приговаривая заветные пожелания и наставления. Обязательное условие, чтобы при купании, омыть каждый участок тела ребенка, иначе участок, не смоченный водой, будет уязвимым и болезненным. Затем малыша осторожно поливают водой из чаши пожеланий, при этом неплохо, если на него вместе с водой посыпятся монеты и кумалак.
У ребенка подстригают волосы и ногти, которые по традиции, зашиваются в кусок материи и пришиваются к одежде ребенка как оберег. Волосы и ногти можно постричь самим, после приема гостей, а во время официального обряда, имитируют это действие. Оберег можно положить или прикрепить на полку с детским бельем. После совершения обряда, монеты, чаша и ложка раздаются гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение младенца.
Кумалак рассыпают в сторону гор, лучше, где земля не затаптывается (т.е не бросать под ноги). Есть поверье, что вода, в которой купали ребенка на «Кыркынан шыгару» – лечебная, и некоторое время ее можно использовать для протирания лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится (воду нужно немного подержать в ладони, чтобы она прогрелась).
После проведения обряда накрывается дастархан, подаются угощения гостям, а участников церемонии обряда одаривают подарками.
Читайте далее:
Какие угощения подают за дастарханом
Молочные продукты у казахов
Рецепты вкусных баурсаков и щельпеков
Готовим манты
Казахский жент
Домашний жент
Как правильно разделать лошадь
Специально для cooks.kz
Традиции и обычаи казахского народа — это показатель высокой духовной и религиозной культуры. Казахские традиции, связанные с рождением и первым годом жизни ребенка, занимают особое положение среди ритуалов. Их задача — социализировать малыша, привлечь удачу, позаботиться о его здоровье.
Поэтому традиции казахского народа, объектом которых становился младенец, до сих пор не утратили своей ценности и значимости. Сегодня молодые родители не отказываются от обычаев предков и отмечают 40 дней ребенку.
Сакральность сорока дней есть во многих религиях. В культуре Востока этот период ассоциируется с временем духовной и физической трансформации человека. Поэтому на 40-й день казахи проводят ряд ритуальных действий: пришло время представителям рода принять его в свой круг и попросить защиты у рода.
Фактически первые сорок дней жизни малыша — период его очищения и адаптации. Завершается он особым обрядом — «кыркынан шыгару». Суть его в ритуальном омовении новорожденного, которое проводится по особым правилам.
Вот основные из них:
•Срок его исполнения. Чтобы новорожденный мальчик отличался силой и смелостью, 40 дней ребенку отмечают на 39-й день. Над девочками такие обрядовые действия проводят на 41-й день. Считается, что тогда она будет прилежной и покладистой.
•Ритуал проводят специально приглашенные женщины. Это молодые или пожилые дамы, которые пользуются уважением и имеют хорошую славу.
•Правила организации купели. Суть обряда сводится к тому, чтобы искупать малыша в «ложке воды»:
1.Для этого покупают новые чашу и ложку.
2.В ванночку, наполненную теплой водой (желательно соленой, чтобы малыш был крепким и здоровым), кладут 40 серебряных монет (символ достатка) и 40 фасолин (знак долголетия и зажиточности). Предварительно их обдают кипятком, чтобы продезинфицировать.
3.Женщины набирают из купели в чашу 40 ложек воды. При этом они высказывают пожелания ребенку. Желают долгой и счастливой жизни. Считается, что таким образом вода становится носителем позитивной энергии, которая наполнит малыша силами и привлечет к нему удачу.
4.Малыша моют в ванночке, поливая по ложке заряженной водой из чаши, осыпая монетами и фасолинками.
5.Вытирают и переодевают в новую распашонку. В старую, которую он носил на протяжении сорока дней, заворачивают сладости. Ее привязывают к шее собаки и разрешают детям поймать пса и разделить вкусное угощение между собой.
•Первое сострижение волос и ногтей. Родители просят кого-то из гостей состричь ногти и волосы малышу. Их зашивают в небольшой кусочек полотна и пришивают к его одежде или кладут на полку с вещами. Это оберег, который сохранит жизнь и здоровье младенца. Во время ритуала можно сымитировать такие действия и выполнить эту гигиеническую процедуру после ухода гостей.
•Магические действия с купелью. Воду из такой купели выливать нельзя. Ее сохраняют, потому что она считается целебной. Если малыш неспокоен, то нужно умыть или протереть его этой водой. Фасоль бросают в сторону гор, но так, чтобы горошины не упали под ноги. Их нельзя топтать, иначе растеряется вся магическая сила.
•Одаривание гостей. Эта процедура обязательна как для родителей, так и для гостей. Отец и мать новорожденного дарят гостям чашу, ложку и все ритуальные принадлежности. Таким образом, они высказывают пожелание, чтобы и у чествовавших их ребенка людей появился в доме младенец.
•Коржын на 40 дней. Гости преподносят корзины с подарками (коржын) для новорожденного — игрушками, одеждой, украшениями.
Завершается празднование щедрым дастарханом. В старину на сороковой день во время ат кою мулла нарекал нового члена общества. Теперь этот обряд практически не соблюдается из-за обязательного условия регистрации ребенка в первые тридцать дней его жизни.
Богатые традиции казахского народа демонстрируют трепетную заботу о новорожденном. Все силы родителей, гостей, родственников направлены на то, чтобы принять и социализировать малыша.
Ритуальное омовение — главное событие кыркынан шыгару — сопровождается пожеланиями здоровья, благополучия и счастья новорожденному. Эта позитивная коллективная энергия наполняет ребенка силами, привлекает к нему удачу.
Позже, когда основные гости разойдутся, бабушка и мама выберут родственницу с самой крепкой рукой, либо же сами побреют ребенка и подстригут ногти. Считаются, что те, кто бреют и подстригают, могут передавать свойства характера ребенку. Поэтому, для подстригания ногтей стараются пригласить хозяйственную и шуструю женщину, для бритья волос — того, на которого хотят, чтобы был ребенок похож.